Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Закись азота что это такое


Закись азота - это... Что такое Закись азота?

(оксид диазота, закись азота, веселящий газ, лат. Nitrogenium охуdulatum) — соединение с химической формулой N2O. При нормальной температуре это бесцветный негорючий газ с приятным сладковатым запахом и привкусом. Иногда называется «веселящим газом» из-за производимого им опьяняющего эффекта.

Всё семейство оксидов азота смотрите в статье оксиды азота.

Получение

Закись азота получают нагреванием сухого нитрата аммония. Разложение начинается при 170 град по Цельсию и сопровождается выделением тепла. Поэтому, чтобы не дать протекать ему слишком бурно, следует вовремя прекратить нагревание, при температурах более 300 °C разлагается со взрывом:

Nh5NO3 → N2O↑ + 2h3O.

Более удобным способом является нагревание сульфаминовой кислоты с 73%-ной азотной кислотой:

Nh3SO2OH + HNO3 (73 %) → N2O↑ + SO2(OH)2 + h3O.

Также можно взять концентрированную HNO3 и нашатырный спирт, смешать и нагреть.

Физические свойства

Впервые был получен в 1799 г. Гемфри Дэви. Бесцветный газ, тяжелее воздуха (относительная плотность 1,527), с характерным сладковатым запахом. Растворим в воде (0,6 объёма N2O в 1 объёме воды при 25 °C). При 0 °C и давлении 30 атм, а также при комнатной температуре и давлении 40 атм сгущается в бесцветную жидкость. Из 1 кг жидкой закиси азота образуется 500 л газа. Не воспламеняется, но поддерживает горение. Смеси с эфиром, циклопропаном, хлорэтилом в определённых концентрациях взрывоопасны.

Химические свойства

Относится к несолеобразующим оксидам. В нормальных условиях N2O химически инертен, при нагревании проявляет свойства окислителя:

N2O + h3 → N2↑ + h3O;

N2O + C → N2↑ + CO↑.

При взаимодействии с сильными окислителями N2O может проявлять свойства восстановителя:

5N2О + 8KMnO4 + 7h3SO4 → 5Mn(NO3)2 + 3MnSO4 + 4K2SO4 + 7h3O.

При нагревании N2O разлагается:

2N2O → 2N2↑ + O2↑.

Применение

Используется в основном как средство для ингаляционного наркоза, в основном в сочетании с другими препаратами (из-за недостаточно сильного обезболивающего действия). В то же время это соединение можно назвать самым безопасным средством для наркоза, так как после его применения почти не бывает осложнений. Также иногда используется для улучшения технических характеристик двигателей внутреннего сгорания.

Средство для ингаляционного наркоза

Малые концентрации закиси азота вызывают чувство опьянения (отсюда название — «веселящий газ») и лёгкую сонливость. При вдыхании чистого газа быстро развиваются состояние наркотического опьянения, а затем асфиксия. В смеси с кислородом при правильном дозировании вызывает наркоз без предварительного возбуждения и побочных явлений. Закись азота обладает слабой наркотической активностью, в связи с чем её необходимо применять в больших концентрациях. В большинстве случаев применяют комбинированный наркоз, при котором закись азота сочетают с другими, более мощными, средствами для наркоза, а также с миорелаксантами.

Закись азота не вызывает раздражения дыхательных путей. Будучи, в процессе вдыхания, растворенной в плазме крови, практически не изменяется и не метаболизируется, с гемоглобином не связывается. После прекращения вдыхания выделяется (в течение 10—15 мин) через дыхательные пути в неизменном виде.

Наркоз с применением закиси азота используется в хирургической практике, оперативной гинекологии, хирургической стоматологии, а также для обезболивания родов. «Лечебный анальгетический наркоз» (Б. В. Петровский, С. Н. Ефуни) с использованием смеси закиси азота и кислорода иногда применяют в послеоперационном периоде для профилактики травматического шока, а также для купирования болевых приступов при острой коронарной недостаточности, инфаркте миокарда, остром панкреатите и других патологических состояниях, сопровождающихся болями, не купирующимися обычными средствами.

Применяют закись азота в смеси с кислородом при помощи специальных аппаратов для газового наркоза. Обычно начинают со смеси, содержащей 70—80 % закиси азота и 30—20 % кислорода, затем количество кислорода увеличивают до 40—50 %. Если не удается получить необходимую глубину наркоза, при концентрации закиси азота 70—75 %, добавляют более мощные наркотические средства: фторотан, эфир, барбитураты.

Для более полного расслабления мускулатуры применяют миорелаксанты, при этом не только усиливается расслабление мышц, но также улучшается течение наркоза.

После прекращения подачи закиси азота следует во избежание гипоксии продолжать давать кислород в течение 4—5 мин.

Применять закись азота, как и любое средство для наркоза, необходимо с осторожностью, особенно при выраженных явлениях гипоксии и нарушении диффузии газов в лёгких.

Для обезболивания родов пользуются методом прерывистой аутоанальгезии с применением, при помощи специальных наркозных аппаратов, смеси закиси азота (40—75 %) и кислорода. Роженица начинает вдыхать смесь при появлении предвестников схватки и заканчивает вдыхание на высоте схватки или по её окончанию.

Для уменьшения эмоционального возбуждения, предупреждения тошноты и рвоты и потенцирования действия закиси азота возможна премедикация внутримышечным введением 0,5%-го раствора диазепама (седуксена, сибазона) в количестве 1—2 мл (5—10 мг), 2—3 мл 0,25%-го раствора дроперидола (5,0—7,5 мг).

Лечебный наркоз закисью азота (при стенокардии и инфаркте миокарда) противопоказан при тяжёлых заболеваниях нервной системы, хроническом алкоголизме, состоянии алкогольного опьянения (возможны возбуждение, галлюцинации).

Форма выпуска: в металлических баллонах вместимостью 10 л под давлением 50 атм в сжиженном состоянии. Баллоны окрашены в серый цвет и имеют надпись «Для медицинского применения».

В двигателях внутреннего сгорания

Закись азота иногда используется для улучшения технических характеристик двигателей внутреннего сгорания. В случае автомобильных применений вещество, содержащее закись азота, и горючее впрыскиваются во впускной (всасывающий) коллектор двигателя, что приводит к следующим результатам:

См. подробнее: Системы закиси азота.

В пищевой промышленности

В пищевой промышленности соединение зарегистрировано в качестве пищевой добавки E942, как пропеллент и упаковочный газ.

Хранение

Хранение: при комнатной температуре в закрытом помещении, вдали от огня.

Ссылки

Page 2

АЗОТА ЗАКИСЬ - это... Что такое АЗОТА ЗАКИСЬ?

Азота закись (Nitrogenium oxydulatum)

Последняя актуализация описания производителем 14.06.2013

Динитрогена оксид (Dinitrogen oxide) N01AX13 Динитрогена оксид
Газ сжатый 1 баллон
активное вещество:  
динитрогена оксид 6,2 кг

Бесцветный газ со слабым специфическим запахом или без запаха. Не воспламеняется. Поддерживает горение.

Средство для ингаляционной анестезии. Неспецифически взаимодействуя с мембранами нейронов, угнетает передачу нервных импульсов в ЦНС, изменяет корково-подкорковые взаимоотношения. Имеет высокую анальгезирующую активность. Малые концентрации вызывают чувство опьянения и легкую сонливость. Стадия анальгезии достигается в течение 2–3 мин при содержании в газовой смеси до 80% закиси азота и 20% кислорода. Через 6–8 мин после кратковременной, но достаточно выраженной стадии возбуждения, наступает I стадия хирургической анестезии. Поддерживается общая анестезия при концентрации динитрогена оксида 40–50% с соответствующим увеличением подачи кислорода. Достаточная релаксация скелетной мускулатуры при этом не достигается. Поэтому Азота закись комбинируют с другими средствами для ингаляционной анестезии и миорелаксантами для достижения необходимого эффекта. Пробуждение наступает через 3–5 мин после прекращения подачи газа. Увеличивает ЧСС, вызывает сужение периферических сосудов, может повышать ВЧД, угнетает дыхание.

Через легкие попадает в системный кровоток. Не метаболизируется, находится в растворенном состоянии в плазме. Выводится полностью в неизмененном виде через легкие через 10–15 мин, незначительное количество — через кожу, T1/2 — 5–6 мин, проницаемость через ГЭБ и плацентарный барьер высокая.

комбинированная ингаляционная анестезия (с использованием специального оборудования) в сочетании с другими средствами для анестезии, миорелаксантами и наркотическими анальгетиками;

общая анестезия, не требующая глубокой анестезии и миорелаксации (в общей хирургии, оперативной гинекологии, стоматологии, для обезболивания родов);

усиление наркозного и анальгетического действия других анестетиков (в т.ч. лечебный анальгетический наркоз в послеоперационном периоде), травматический шок (профилактика);

болевой синдром: острая коронарная недостаточность, инфаркт миокарда, острый панкреатит (купирование);

обезболивание при выполнении медицинских процедур, требующих отключения сознания.

гиперчувствительность;

гипоксия;

заболевания нервной системы;

хронический алкоголизм, состояние алкогольного опьянения (возможно возникновение возбуждения и галлюцинаций).

С осторожностью: черепно-мозговая травма, повышение внутричерепного давления в анамнезе, внутричерепные опухоли.

Азота закись применяют ингаляционно для обезболивания родов. Длительное применение может спровоцировать выкидыш или негативно повлиять на развитие ребенка. Однако в случае необходимости, средство назначают в малых концентрациях (отношение к содержанию кислорода 1:1) и для непродолжительного применения (для 2–3 вдохов).

Противопоказано в период лактации, поэтому в случае необходимости следует отменить кормление грудью.

Во время введения в наркоз — наджелудочковые аритмии, брадикардия, недостаточность кровообращения.

После выхода из общей анестезии — диффузная гипоксия, постнаркозный делирий (ощущение тревоги, спутанность сознания, возбуждение, галлюцинации, нервозность, двигательное возбуждение).

Тошнота, рвота, сонливость; при длительном применении (более 2 дней) — угнетение дыхания, нарушение функции костного мозга, проявляющееся лейкопенией, панцитопенией, а также гипертермический криз и послеоперационный озноб.

Средства для ингаляционной анестезии, наркотические анальгетики, транквилизаторы, нейролептики, антигистаминные средства усиливают действие.

Амиодарон повышает риск брадикардии (не купируемой атропином) и артериальной гипотензии, ксантины — аритмий.

Фентанил и его производные усиливают влияние на ССС (снижение ЧСС и минутного объема сердца).

Усиливает эффекты гипотензивных препаратов — диазоксида, ганглиоблокаторов, диуретиков, а также антикоагулянтных препаратов (производные кумарина и индандиона) и средств, угнетающих дыхание и ЦНС.

Ингаляционно.

Азота закись применяют в смеси с кислородом и другими средствами для ингаляционной анестезии при помощи специальных аппаратов для газового наркоза.

Обычно начинают со смеси, содержащей 70–80% динитрогена оксида и 20–30% кислорода.

Для купирования и профилактики болевого синдрома лечебный наркоз проводится при концентрации динитрогена оксида 40–75%.

Для быстрого достижения необходимой глубины общей анестезии (вводный наркоз) концентрация динитрогена оксида — 70–75%, поддержание общей анестезии — 40–50%; при необходимости добавляют более мощные наркотические средства (барбитураты, фторотан, эфир). После прекращения подачи динитрогена оксида, следует продолжить подачу кислорода в течение 4–5 мин (во избежание диффузионной гипоксии).

Для обезболивания родов используют метод прерывистой аутоанальгезии с применением смеси динитрогена оксида (40–75%) и кислорода: роженица начинает вдыхать смесь при появлении предвестников схватки и заканчивает вдыхание на высоте схватки или к ее окончанию.

Для выполнения медицинских процедур, требующих отключения сознания, — ингаляции 25–50% смеси с кислородом.

Для детей дозы подбираются индивидуально. Ингалировать смесь можно при содержании кислорода не менее 30%, а после прекращения ингаляции обязательно продолжение подачи кислорода в течение 5 мин (профилактика гипоксии).

Для уменьшения эмоционального возбуждения, предупреждения тошноты и рвоты и потенцирования действия показано проведение премедикации: в/м введение 1–2 мл 0,5% раствора диазепама (5–10 мг), 2–3 мл 0,25% раствора дроперидола (5–7,5 мг).

Симптомы: брадикардия, аритмии, снижение АД, угнетение дыхания, делирий, острая гипоксия.

Лечение: при брадикардии — введение 0,3–0,6 мг атропина, при аритмии — коррекция содержания газов в крови, при недостаточности кровообращения и артериальной гипотензии — введение плазмы или плазмозаменяющих средств, уменьшение глубины или прекращение общей анестезии, при гипертермическом кризе  — прекращение ингаляции, повышенная подача кислорода, введение антипиретиков, коррекция нарушений водно-солевого баланса и метаболического ацидоза, при необходимости — дантролен (1 мг/кг) в/в капельно до исчезновения симптомов криза (максимальная суммарная доза — 10 мг/кг). Для предотвращения рецидива криза в течение 1–3 сут после операции назначают дантролен внутрь или в/в (4–8 мг/кг/сут в 4 раздельных дозах). Угнетение дыхания или неадекватная послеоперационная вентиляция легких обусловливают необходимость снижения дозы анестетика (если он еще применяется), обеспечения проходимости дыхательных путей и ИВЛ. В случае развития делирия после выхода из общей анестезии вводят малые дозы наркотического анальгетика.

Необходимо контролировать АД, ЧСС, сердечный ритм, следить за состоянием дыхания и газообмена, температурой тела. У медицинского персонала при длительном контакте повышается риск развития лейкопении. Во время применения рекомендуется периодическое откачивание газа из манжетки эндотрахеальной трубки.

Смеси с эфиром, циклопропаном, хлорэтилом в определенных концентрациях взрывоопасны.

Больным с хроническим алкоголизмом требуются высокие концентрации.

Дети. Азота закись применяется у детей. Возможно применение у грудных детей. Дозы подбираются индивидуально. Для новорожденных Азота закись не применяют.

Влияние на скорость реакций при управлении автотранспортом или работе с другими механизмами. Азота закись действует преимущественно на ЦНС, препарат применяют как средство для ингаляционного наркоза, в связи с чем не применяют при управлении автотранспортом или работе с другими механизмами.

Газ сжатый. По 6,2 кг в металлических баллонах вместимостью 10 л.

ООО «Стиролбиофарм», г. Горловка, 84610, ул. Горловской дивизии, 97, Украина.

Тел.: 8-10-38-(06242) 780-31; факс: 8-10-38-(06242) 783-65.

По заявкам лечебных учреждений.

При температуре не выше 25 °C.

Хранить в недоступном для детей месте.

5 лет.

Не применять по истечении срока годности, указанного на упаковке.

Азота закись - инструкция по медицинскому применению - РУ № ЛС-001797 от 2016-09-12Азота закись - инструкция по медицинскому применению - РУ № ЛП-004075 от 2017-01-16 Рубрика МКБ-10Синонимы заболеваний по МКБ-10
R52.9 Боль неуточненнаяАкушерско-гинекологическая боль
Болевой синдром
Болевой синдром в послеоперационном периоде
Болевой синдром в послеоперационном периоде после ортопедических операций
Болевой синдром воспалительного генеза
Болевой синдром неонкологического генеза
Болевой синдром после диагностических процедур
Болевой синдром после дигностических вмешательств
Болевой синдром после операций
Болевой синдром после операционных вмешательств
Болевой синдром после ортопедических операций
Болевой синдром после травм
Болевой синдром после удаления геморроидальных узлов
Болевой синдром после хирургических вмешательств
Болевой синдром при воспалениях неревматической природы
Болевой синдром при воспалительных поражениях периферической нервной системы
Болевой синдром при диабетической нейропатии
Болевой синдром при острых воспалительных заболеваниях опорно-двигательного аппарата
Болевой синдром при патологии сухожилий
Болевой синдром при спазмах гладкой мускулатуры
Болевой синдром при спазмах гладкой мускулатуры (почечная и желчная колика, спазм кишечника, дисменорея)
Болевой синдром при спазмах гладкой мускулатуры внутренних органов
Болевой синдром при спазмах гладкой мускулатуры внутренних органов (почечная и желчная колика, спазм кишечника, дисменорея)
Болевой синдром при травмах
Болевой синдром при травмах и после оперативных вмешательств
Болевой синдром при хронических воспалительных заболеваниях опорно-двигательного аппарата
Болевой синдром при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки
Болевой синдром при язвенной болезни желудка
Болевой синдром при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки
Болевые ощущения
Болевые ощущения во время менструаций
Болевые синдромы
Болевые состояния
Болезненная усталость ног
Болезненность десен при ношении зубных протезов
Болезненность точек выхода черепно-мозговых нервов
Болезненные нерегулярные менструации
Болезненные перевязки
Болезненный мышечный спазм
Болезненный рост зубов
Боли
Боли в нижних конечностях
Боли в области операционной раны
Боли в послеоперационном периоде
Боли в теле
Боли после диагностических вмешательств
Боли после ортопедических операций
Боли после хирургических вмешательств
Боли после холецистэктомии
Боли при гриппе
Боли при диабетической полинейропатии
Боли при ожогах
Боли при половом сношении
Боли при проведении диагностических процедур
Боли при проведении терапевтических процедур
Боли при простудных заболеваниях
Боли при синуситах
Боли при травмах
Боли стреляющие
Боли травматического характера
Боль
Боль в послеоперационном периоде
Боль после диагностических вмешательств
Боль после проведения склерозирующей терапии
Боль после хирургических вмешательств
Боль послеоперационная
Боль послеоперационная и посттравматическая
Боль посттравматическая
Боль при глотании
Боль при инфекционно-воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей
Боль при ожогах
Боль при травматическом повреждении мышц
Боль при травмах
Боль при экстракции зуба
Боль травматического происхождения
Боль, обусловленная спазмом гладких мышц
Выраженный болевой синдром
Выраженный болевой синдром травматического происхождения
Незлокачественный болевой синдром
Полиартралгия при полимиозите
Послеоперационная боль
Послеоперационные боли
Послеоперационный болевой синдром
Постоперационная боль
Посттравматическая боль
Посттравматический болевой синдром
Торпидный болевой синдром
Травматическая боль
Травматические боли
Умеренная боль
Умеренно выраженный болевой синдром
Умеренный болевой синдром
Z100.0* Анестезиология и премедикацияАнестезия
Анестезия в оториноларингологической практике
Анестезия в стоматологии
Артериальная гипотензия при спинномозговой анестезии
Атаралгезия
Базисный наркоз
Быстрая анестезия
Введение в наркоз
Вводный наркоз
Возбуждение перед хирургическими операциями
ИВЛ
Ингаляционный наркоз
Ингаляционный наркоз при больших и малых хирургических вмешательствах
Индукция и поддержание общей анестезии
Интралигаментарная анестезия
Интубация трахеи
Искусственная гибернация
Кардиоплегия
Каудальная анестезия
Каудальная блокада
Комбинированный наркоз
Кратковременная анестезия
Кратковременная инфильтрационная анестезия в хирургии
Кратковременная местная анестезия
Кратковременная миорелаксация
Люмбальная анестезия
Местная анестезия
Местная инфильтрационная анестезия
Местная поверхностная анестезия
Миорелаксация
Миорелаксация во время ИВЛ
Миорелаксация при оперативных вмешательствах
Миорелаксация при операциях
Миорелаксация при проведении ИВЛ
Монокомпонентный наркоз
Назогастральная интубация
Наркоз
Неингаляционный наркоз при оперативном родоразрешении
Немедленное обезболивание
Общая анестезия
Общая анестезия при кратковременных оперативных вмешательствах
Общее обезболивание
Период премедикации
Поверхностная анестезия в офтальмологии
Поддержание наркоза
Предоперационный период
Премедикация
Проводниковая анестезия
Региональная анестезия
Релаксация скелетной мускулатуры
Смешанный наркоз
Спинальная анестезия
Спинно-мозговая анестезия
Спинномозговая анестезия
Терминальная анестезия
Управляемое дыхание при наркозе
Эпидуральная анестезия

Закись азота: описание, применение в медицине, показания и особенности :

Оксид азота широко используется в разных сферах жизнедеятельности человека. Огромное влияние он имеет в технической и медицинской области. Многие используют его в пищевых целях. Чтобы разобраться в том, для чего он необходим обществу, следует изучить его подробно, уделяя особое внимание его наиболее важной роли в анестезиологии.

История возникновения

Медицинская закись азота активно применяется в анестезии. Ее использование благотворно влияет на быстрое восстановление после операций, снижая при этом различные риски.

Пищевая закись азота может быть использована в бытовых условиях. Техническую приобретают исключительно для производственных целей.

Диоксид азота впервые синтезировал Джозеф Пристли в далеком 1772 году. Сделал он это благодаря воздействию кислоты азота на медь. Изначально закись применяли в качестве анальгетика в стоматологии. Однако уже через 40 лет ее начали применять в огромном перечне процедур, касающихся хирургии. Ее стали использовать не только для анестезии, но и для обезболивания.

Действие оксида азота

Точного определения действия диоксида азота неизвестно науке. Можно с уверенностью сказать лишь о том, что он активно распространяется на все болевые точки головного, а также спинного мозга. Определено, что этот эффект оказывает влияние на клеточную структуру гамма-аминомасляных кислот. Они усиливают торможение нервных клеток, которые отвечают за сонное состояние человека, а также сам процесс сна. Во многом это связано с выработкой эндогенных нейронов, среди которых есть пептиды и серотонин, известные своим опиоидным воздействием.

Медицинская закись азота

Она абсолютно безопасна для человека и не вызывает каких-либо побочных действий при использовании. Существуют противопоказания к ее применению в анестезиологии, но они совершенно индивидуальны и относятся к особенностям организма. Она имеет собственный тип сертификации и запрещена для свободной продажи в отличие от пищевой закиси азота. Используют ее в медицинских целях только при совмещении с кислородом.

Эту закись азота продают исключительно лечебным заведениям, которые имеют действующую лицензию. Поэтому без наличия соответствующих документов есть шанс попасть в руки мошенников. Только они смогут продать поддельное вещество, не обращая внимание на наличие лицензии. Купить закись азота в Москве можно, лишь тщательно проверяя все необходимые документы и сертификаты, чтобы не нарваться на подделку.

Анестезия оксидом азота

На данный момент именно эта анестезия является самым доступным и широко распространенным средством для проведения ингаляций во время осуществления наркоза. Применение закиси азота не погрузит пациента в глубокий наркоз, но позволит легко и безболезненно сделать небольшие операции. В медицине этот метод ингаляции считается комбинированным. Совместно с миорелаксантом, местным анальгетиком и остальными анестезиологическими средствами, данное вещество используют в качестве вводной анестезии для проведения различных хирургических процедур.

Применение закиси азота в отдельном виде, без использования других анестетиков возможно в тех ситуациях, когда полное отключение человека не желательно. К таким ситуациям относятся:

Преимущества ингаляции оксидом азота

Среди плюсов данной процедуры можно отметить следующие свойства:

Недостатки данного вида ингаляций

Даже у такого щадящего метода ингаляции есть свои минусы. К ним можно отнести следующее:

Подготовка к проведению наркоза

Когда пациента подготавливают к ингаляции закисью азота, ему дают седативные средства. В последнее время наркоз все чаще сочетают с такими лекарствами, как фторотан и циклопропан. Благодаря этому можно достичь необходимой глубины наркоза, чтобы провести серьезную хирургическую операцию. Однако эти препараты могут быть использованы не для каждого организма. Они имеют целый ряд противопоказаний, которые в обязательном порядке должны учитываться врачом.

Перед ингаляционным наркозом необходимо придерживаться голодной диеты, а также принимать выданные доктором таблетки. В основном пациенту прописывают успокоительные препараты, которые снимают стресс перед операцией и снижают уровень напряжения.

Как проводят масочную анестезию

Процедура не отличается сложностью или длительностью. Все манипуляции проводятся довольно легко и просто. Когда пациент уже готов к операции, ему дают вдохнуть чистый кислород сквозь лицевую маску. Таким образом можно избежать гипоксии и насытить кровь необходимым количеством кислорода. При этом врач обязан внимательно следить, чтобы маска хорошо прилегала к лицу пациента, не пропуская лишний воздух. После этой процедуры начинается введение наркоза методом ингаляции.

Его процентное соотношение всегда находится на уровне 70/30 либо 80/20 (оксид азота/кислород). Пациент засыпает незамедлительно, в течение нескольких минут. Затем врач увеличивает дозу кислородного вещества, наблюдая при этом за количеством углекислого газа в крови.

При поступлении малых доз медицинская закись азота вызывает ощущение веселья и чрезмерной радости. Именно поэтому многие называют это вещество веселящим газом. В таких дозах его используют для приведения пациента в норму после перенесенного стресса или перед предстоящим хирургическим вмешательством. В таких случаях он обладает успокаивающим действием. Также подобную концентрацию применяют при небольших вывихах и ушибах, при смене повязок на открытых ранах. Закись азота постоянно используют в стоматологии. Особенно во время удаления сложных зубов или для лечения маленьких детей.

Ингаляции азотом при лечении детей

Чаще всего лечение зубов у ребенка не обходится без использования анестезии. Одним из самых лучших методов успокоить малыша и настроить на позитивный лад считается ингаляция с закисью азота. Детям ее вводят в очень малых дозах, и ребенок даже не засыпает. Конечно, если у малыша сильная истерика, будет лучше, если он заснет на полчаса. Тогда используют закись азота для наркоза. Обычно этого времени хватает, чтобы стоматолог закончил манипуляции с больным зубом. Многих родителей смущает подобная процедура. Они не знают, как организм ребенка ее перенесет, возникнут ли побочные действия и не станет ли ему хуже после ингаляции. Поэтому необходимо разобраться во всех нюансах процедуры, узнать о ее преимуществах и недостатках.

Плюсы ингаляции для детей

Закись азота в стоматологии является одним из самых безопасных лекарств. Он быстро действует, не имеет противопоказаний для здорового ребенка, мгновенно выводится из организма и не влияет на работу внутренних органов.

Недостатки применения у детей

Среди минусов данной процедуры можно отметить следующие побочные действия:

Необходимость ингаляций в детской стоматологии

Чаще всего лечение закисью азота проводят не по желанию родителей. Данный метод выбирается врачом во время знакомства с ребенком. Использовать закись азота для ингаляции приходится в следующих ситуациях:

Если врач настаивает на применении, необходимо принять его сторону. Однако следует убедиться, что у ребенка нет противопоказаний к данному виду анестезии.

Противопоказания к процедуре

Ребенку нельзя делать седацию закисью азота, если у него присутствуют следующие заболевания:

К противопоказаниям относится и возраст до 3 лет. Маленький ребенок будет не в состоянии нормально выразить свои ощущения и эмоции. А при седации просто необходимо узнавать о его самочувствии, чтобы предупредить возможное ухудшение состояния. Во всех вышеперечисленных ситуациях ингаляции закисью азота детям не делаются.

Отзывы об использовании веселящего газа в стоматологии

Большинство стоматологов, а также родители подвижных детей положительно отзываются об ингаляциях. Судя по отзывам врачей, лечение под закисью азота помогает улучшить ход восстановления поврежденных зубов. Мягкая седация устраняет боязнь стоматологического кресла и доктора в белом халате. Практически все единогласны в том, что данная процедура делает поход к врачу приятным и спокойным. Родители отмечают, что ребенок становится легко управляемым и практически не шевелится во время лечения зубов.

Некоторые мамы относятся к процедуре с недоверием. Они считают, что закись азота плохо влияет на состоянии здоровья малыша. Доводы и убеждения врачей при этом на них абсолютно не действуют. Многим родителям нравится то, что можно слегка увеличить дозу веселящего газа, чтобы малыш заснул на время проведения стоматологического лечения. Во время его сна можно вылечить все проблемные зубы. Без подобного вида ингаляций, сделать это с маленьким ребенком было бы невозможно.

Закись азота является идеальным анестетиком. Она быстро вводится в организм, не оказывает пагубного воздействия на внутренние органы, легко переносится и не дает аллергической реакции. Тем не менее, этот вид ингаляций имеет один серьезный недостаток. С помощью них невозможно погрузить пациента в состояние глубокого наркоза. Серьезные хирургические манипуляции после ингаляций закисью азота не провести. Если бы это было возможно, все другие виды наркоза уже давно бы остались в прошлом.

Что такое закись азота NOS

Что только не было изобретено для повышения мощности автомобильного двигателя: начиная от его доработки (расточка цилиндров, установка спортивного распредвала и т. д.), и заканчивая монтажом турбины. Однако одним из самых экзотических способов добиться этого, является тюнинг силового агрегата при помощи системы впрыска закиси азота (NOS), который большинство автомобилистов до сих пор считают выдумкой фанатов.

Что такое закись азота NOS

Эта эффективная мера увеличения мощности мотора требует полной исправности всех его элементов, поскольку для обеспечения корректной работоспособности системы будут необходимы определенные условия, добиться которых можно исключительно на правильно отрегулированном силовом агрегате.

Содержание:

Итак, попробуем разобраться обо всем по порядку.

Немного истории

Первыми активно использовать азот начали воздухоплаватели. В конце 70-х годов система закиси азота была впервые опробована на двигателе транспортного средства, при этом основной принцип ее функционирования остался неизменным и в наши дни. Заметим, что наряду с применением азота в автомобильной технике, этот газ длительное время входил в состав ракетного топлива и по сей день активно используется в медицине в качестве анестетика.

Несмотря на длительный период существования установки NOS, принцип ее функционирования для большинства так и остается загадкой.

Как работает система впрыска закиси азота?

Балон закиси азота на заднем сиденье

Не секрет, что эффективность сгорания топлива, следовательно, и мощность силового агрегата, во многом зависит от корректности процесса смесеобразования. Говоря проще, чем больше воздуха поступит внутрь камеры сгорания, тем богаче будет смесь, и тем большее ее количество сгорит.

Для этого в конструкцию большинства современных моторов входит специальный нагнетатель механического типа, либо турбина. Но, в рамках публикации будет вестись речь именно об установке NOS, благодаря которой решить поставленную задачу можно при помощи следующих способов:

  1. В резервуар из прочного материала под большим давлением закачивается жидкий азот. После активации установки NOS, жидкость в резервуарах трансформируется в газообразное состояние, за счет чего значительно снижается температура воздуха, а вместе с ней и плотность кислорода в камере сгорания. В результате этого удается получить идеально обогащенную рабочую смесь. Заметим, что большинство стандартных установок NOS позволяют снизить температуру примерно до -50 градусов.
  2. Второй способ отличается своей эффективностью. В сравнении с первым, его техническая составляющая несколько сложнее. Дело в том, что в баллонах вместо обычной закиси азота находится двухкомпонентное вещество, которое в момент нагрева распадается на составляющие. Таким образом, выделяются два газа: кислород и азот, топливная смесь обогащается эффективнее, полностью сгорает, повышая производительность мотора.
  3. В этом случае при помощи закиси азота повышается давление внутри цилиндров силового агрегата авто.

Какими бывают системы NOS?

Два балона закиси азота

Разработано несколько типов систем впрыска закиси азота, каждый из которых отличается своими плюсами и минусами, поэтому характеризовать понятием «совершенный» какой-то один из них вовсе не имеет смысла. А вот ознакомиться с принципами их работы все же стоит:

  1. «Сухая» система – ее особенность заключается в том, что она включается в работу при нормальном давлении рабочей смеси. При этом увеличение подачи воздуха и азота осуществляется с помощью соленоида специальной конструкции, за счет чего начинает увеличиваться давление топлива, а вместе с ним – мощность двигателя. Отличается простотой монтажа, при этом стандартная система топливоподачи автомобиля не нуждается в доработке. Единственным ее минусом является высокое давление, которое может повредить топливные форсунки.
  2. «Мокрая» система – подразумевает доработку пространства между дроссельной заслонкой силового агрегата и впускным коллектором, где монтируются специальные инжекторные пластины, осуществляющие управление подачей топливно-азотной смеси под высоким давлением. Отличается несколько сложной установкой, и ввиду постоянного повышенного давления в системе имеет такой же недостаток, как и «сухая».
  3. Прямоточная система – имеет сложную конструкцию, из-за чего, ее установка на автомобиль отличается некоторыми трудностями. Впрыск закиси азота осуществляется в каждый из цилиндров двигателя через дополнительно установленные форсунки.

Стоит заметить, что при выборе любой из версий системы NOS, в любом случае потребуется установка дополнительных систем и оборудования на транспортное средство.

Основные особенности монтажа

Много балонов NOS

Перед установкой любого из типов системы впрыска закиси азота, следует провести ревизию двигателя и системы подачи топлива на автомобиле, ознакомиться с их характеристиками, чтобы понять какие дополнительные манипуляции потребуется провести. Например, при мощности силового агрегата более 100 л.с., необходимо будет установить дополнительный бензонасос, поскольку мощностей основного не хватит для обеспечения корректной работы установки с закисью азота.

Помимо этого, неплохо обновить топливный фильтр и постоянно следить за его состоянием. Также, в зависимости от конструкционных особенностей двигателя транспортного средства, может потребоваться модернизация системы подачи топлива. Например, установка магистралей большего диаметра.

Но это еще не все: дополнительно необходимо немного доработать систему зажигания. Перед тем, как приступить к монтажу впрыска, следует вместо стандартных свечей зажигания установить спортивный вариант, и уменьшить угол опережения. Последнюю процедуру лучше всего проводить совместно с чип-тюнингом ЭБУ силового агрегата. Большинство тюнеров рекомендуют воздержаться от использования свечей зажигания с платиновым покрытием электродов, поскольку они продолжительный период времени сохраняют высокую температуру, что негативно отражается на смесевоспламенении.

Пример монтажа установки NOS на транспортное средство

Что такое закись азота NOS

В качестве примера опишем монтаж «мокрой» системы NOS. Она состоит из резервуаров, в которые под давлением закачивается азот, находящийся в жидком состоянии. В комплекте с ними поставляется набор специальной запорной арматуры:

Следует подчеркнуть, что баллоны с жидким азотом необходимо установить так, чтобы заходящие в них газовые трубки всегда находились под углом в 15 градусов. Удобнее всего устанавливать баллоны в багажном отсеке.

После того, как резервуары системы NOS смонтированы, следует провести азотоподводящую магистраль к силовому агрегату авто. Можно проложить ее через салон транспортного средства, но лучше этого не делать, поскольку самая незначительная утечка закиси азота (в медицине этот газ называется «веселящим» и применяется для общей анестезии) негативно отразится на здоровье, и может послужить причиной серьезного ДТП. Идеальным вариантом прокладки газовой магистрали станет ее монтаж через любой из рамных лонжеронов. Помимо этого, следует выполнить некоторую модернизацию топливной системы (об этом упоминалось выше).

Балоны NOS

Поскольку совместно с монтажом «мокрой» системы NOS потребуется обязательная установка инжекторной пластины, следует уделить особое внимание именно этой процедуре. В принципе, она не представляет особой сложности, поскольку эти заслонки изготавливаются под конкретную модель силового агрегата. На следующем этапе монтируется специальный соленоид и подводящая азотная магистраль. Эти элементы также изготавливаются индивидуально для каждой модели моторов.

Несмотря на всю, казалось бы, простоту лучше всего доверить установку системы впрыска закиси азота профессионалам, поскольку ошибка в этом случае может стоить жизни. Помимо монтажа, потребуется еще и грамотная настройка впрыска азота, для которой необходим набор определенных инструментов.

Особенности монтажа дополнительных элементов и управления системой NOS

Для повышения корректности работы установки впрыска азота, опытные тюнеры рекомендуют приобрести и установить на автомобиль дополнительные элементы, благодаря которым значительно повыситься производительность системы и безопасность транспортного средства в момент ее использования. Одним из основных таких элементов является специальный выключатель, который монтируется в салоне.

Еще одним полезным дополнением является контроллер, который в автоматическом режиме позволяет управлять работой системы (активирует ее при снижении оборотов, и деактивирует после набора необходимого предела мощности). Не лишним станет установка датчика контроля давления рабочей смеси, который в случае набора критической величины давления отключит установку NOS, чтобы предотвратить выход из строя элементов силового агрегата.

Набор для установки закиси азота

Также можно немного протюнинговать и саму установку впрыска закиси азота, установив в ее контур особый нагревательный элемент, который будет постоянно поддерживать оптимальную рабочую температуру. Повысить безопасность можно при помощи дистанционного управления клапанами баллонов. Неплохо, совместно с монтажом установки NOS, дополнительно оборудовать автомобиль программируемым контроллером для управления системой, благодаря которому в автоматическом режиме осуществляется регулировка впрыска в соответствии с изменениями дорожного движения.

Какие выводы можно сделать?

Необходимо отметить, что мнение большинства автомобилистов о негативном воздействии системы впрыска закиси азота на работу силового агрегата не всегда находит свое подтверждение. Если оборудование куплено у проверенного производителя, смонтировано и настроено с соблюдением всех рекомендаций – бояться нечего. В итоге получится реальная прибавка в мощности без увеличения потребления топлива. Единственным минусом системы в этом случае будет являться проблема заправки баллонов закисью азота в небольших населенных пунктах.

Видео

Закись азота. Правда и вымысел. — DRIVE2

Данная статья не является инструкцией к действию, автор нарочно не приводит никаких практических выкладок. Это просто теория, все ваши действия – это только ваше решение. Автор не несет никакой ответственности за результаты ваших экспериментов. Однако, правильно собранная система никакого вреда двигателю не принесет.

Молва людская:Наверное первое, что приходит в голову человеку при фразе “форсирование двигателя”, это турбина и, конечно же, “закись” или как иногда её называют — «нитрос». Данный вид форсирования окутан стереотипами, предрассудками; даже те, кто устанавливал её себе, не всегда отдают себе отчет в том, что же они делают и как оно работает; а уж те, кто посмотрел трешевые фильмы, вроде “The Fast and the Furious 1/2/3”, тем более уверен, что закись взрывается (При том, что она не горит). Однако зачастую даже один вид баллона в багажнике приводит некоторых личностей в суеверный трепет. При этом 99% уверены, что от этого мотор быстро выйдет из строя, взорвется, “растеряет клапана” и т.д. на ваш выбор. Но на вопрос “отчего же?”, обычно не могут дать сколь нибудь вразумительного ответа. А без ума, как известно, можно и …кхм…столб погнуть.

Аксиома:Закись азота – самый дешевый, быстрый и эффективный способ повысить термическое КПД и мощность двигателя, правда кратковременно.

История:Оксид азота (закись азота) в качестве ингаляционного наркоза используется и по сей день начиная с середины 19века. Вдыхание смеси этого бесцветного со слабым приятным запахом газа с воздухом вызывает кратковременное состояние схожее с опьянением (Назван веселящим газом английским химиком Х. Дэви, который, изучая на себе действие Закиси азота (1799), обнаружил в начальной фазе возбуждение, сопровождающееся смехом и беспорядочными телодвижениями, в последующем — потерю сознания.). Как способ увеличения мощности применение закиси ведет историю ещё с 1912 года, когда на авиасоревнованиях «Кубок Шнайдера» некоторые пилоты устанавливали на своих этажерках криогенные баллоны с оксидом азота – вот вам и тюнинг. Боевое крещение системы подачи закиси прошли во время Второй мировой, когда немецкие конструкторы первыми на некоторых модификациях FW-190 штатно использовали данное соединение, позволявшее кратковременно поднимать мощность авиационных моторов в полтора-два раза и давать преимущество в воздушном бою. Однако в авиации вскоре воцарилась эпоха реактивных двигателей и про закись забыли. А вспомнили о ней как раз тюнеры автомобилей в 70е годы. Новая эра началась с кустарных и не надёжных систем впрыска закиси, откуда и пошли слухи о взрывоопасности. И вот уже в 1978 году американская компания «Nitrous Oxide systems» впервые предложила всем автолюбителям универсальную систему подачи N20. Потом были ZEX, Edelbrock и прочие фирмы, но смысл был именно в промышленном масштабе и востребованности данной продукции. Сейчас нонсенсом считается американский дрегстер на котором не установлено системы хотя бы на 50 сил.

Химия:Закись азота N2O — бесцветный газ со слабым приятным запахом и сладковатым вкусом.Плотность при 0°С и 101 325 н/м2(760 мм рт. ст.) 1,9804 кг/м3, tкип — 89,5°С, tпл — 102,4°С.Химически N2O с водой, растворами кислот и щелочей не реагирует, кислородом не окисляется.

Выше 500°C разлагается: 2N2O = 2N2 + 2O; поэтому при повышенных температурах действует как сильный окислитель и поддерживает горение. (обратим на это внимание)

Принцип действия системы:1. N2O подаётся в цилиндр, уже перемешанная с топливовоздушной смесью. При сжатии и воспламенении топливовоздушнойсмеси закись азота разлагается на азот и кислород (2N2O->2N2+2O) под воздействием температуры (~350C). В результате высвобождается атомарный кислород, который позволяет окислить (сжечь) дополнительное количество топлива. Кислорода, содержащегося в N2O, в 1.6 раза больше, чем в воздухе (по массе).2. Кроме того, азот, который так же высвобождается, работает как антидетонатор, не давая процессу горения идти лавинообразно.

3. Закись хранится в баллоне в сжиженом состоянии. Высвобождаясь при расжирении, начинает кипеть, резко охлаждаясь. А поскольку Тпл и Ткип рядышком, то, едва вскипев, замерзает и переходит в твердое состояние и летит дальше в виде кристаллов (снега). Стремительно отбирая тепло у окружающей среды, система работает как интеркулер на наддувных двигателях (резкое понижение температуры смеси в коллекторе даёт увеличения потока топливовоздушной смеси и, собственно, плотности заряда).

Важно:Топливновоздушная смесь сгорает максимально эффективно при определенном соотношении топлива и окислителя (стехиометрическое отношение – такое соотношение топлива и окислителя, при котором данная смесь сгорает полностью и без остатка) требуемого для данного типа топлива. Если мы добавляем больше окислителя, то необходимо пропорционально подавать больше топлива, иначе смесь неизбежно обеднится, будет перегрев двигателя, детонация, которая, к слову, в случае с закисью очень опасна: пара “хороших стуков” и к примеру поршень вполне может лишиться колец с перегородками или мы увидим «руку дружбы» в виде сломанного шатуна в дыре блока цилиндров. В то же время, подача закиси без доптоплива вообще даст легкую прибавку, возможно даже без детонации, а при увеличении дозы оной и при появлении детонации мотор начнет “тупить” и глохнуть.

Системы:

И раз мы затронули дополнительное топливо, то неплохо разобраться с типами систем.

Основное подразделение идёт на системы подачи N2O в цилиндры в газообразном или жидком виде. Первые системы более просты и маломощны(до 50сил в зависимости от объёма двигателя), их как раз и выпускают многие фирмы. Не понимаю только за что они берут такие деньги за баллон, пару метров шланга и проводов с кнопкой, но это дело престижа и бренда. Вторые же серьёзны, предназначены они для повышения мощности в разы, стоят значительно дешевле, проще в реализации и схемотехнике и надежны.

В основе своей разговор пойдёт о втором типе систем как наиболее приемлемом для русского сердца: раз играть, то по полной, нам же не нужны полумеры. Хотя при правильной постройке и настройке, а мы будем говорить о собственноручном изготовлении, мотор проживёт достаточно долго.

Далее системы делятся на “сухие” и “мокрые” вне зависимости от агрегатного состояния закиси азота подаваемой в коллектор.

“Сухая” система является самой дешёвой и простой, закись подаётся одной форсункой в коллектор, качество смеси регулируется возможностями карбюратора или штатных мозгов и форсунок и говорить о доптопливе в виде спиртов или газов нет возможности (разумеется, если только они не являются основным топливом). Система неуправляема, её можно только включить и выключить. Есть шанс выйти за пределы штатных возможностей топливоподачи и обеднить смесь, что не есть хорошо для мотора.

Смотрите рис. 1

“Мокрая” система, в которой закись подаётся также как в «сухой», но дополнительно происходит подача топлива с помощью отдельной форсунки, что позволяет избегать появления детонации и достичь максимальных показателей для этого типа впрыска. Подача может осуществляться из дополнительного бака механически. Есть возможность использовать в качестве доптоплива бензины, спирты и даже газы с более высоким октановым числом.

Смотрите рис. 2

Отдельная песня это многоточечный впрыск или direct port. Закись впрыскивается в каждый цилиндр в непосредственной близости от впускного клапана. Более точная и правильная система.

Как и договорились, подачу закиси газом далее вообще рассматривать не будем. Хотя нет, обосновать все-таки это нужно. Газ сам по себе занимает объем, лишнее пространство в цилиндре. Есть разница, пропихнуть 1см3 жидкости или 1см3 газа? А сколько в итоге газа окажется в цилиндре? В случае с жидкостью – больше. Это раз. Во-вторых, жидкость при нагревании начинает кипеть, отбирая тепло у деталей КС, поршней, цилиндров. Химия… Надеюсь, теперь меньше будут упираться рогом, доказывая, что газовая подача закиси это суперправильно, а “жидкость убивает мотор”.

Так как в обычной одноуровневой системе в единицу времени поступает одно и то же количество газа, то и прирост мощности всегда будет одинаковым при одном и том же кол-ве газа, поступающего в коллектор. НО.

Пусть за 1с в коллектор поступает 14гр закиси (жиклер 0.7мм). при этом обороты двигателя равны 6000об/мин. Тогда количество тактов всасывания равно Tвсас = 200 тактов всасывания в секунду, тогда в каждый цилиндр попадает 14гр/200=0,07гр за один такт. При этом прибавка крутящего момента будет, к примеру, Х. Ежели обороты будут, к примеру, 600об/мин (холостой ход), то за один такт всасывания в цилиндр будет всасываться 14гр/20=0,7гр. И прибавка момента будет уже не Х, а 10Х! Таким образом, прибавка мощности будет одинаковой, а вот прибавка крутящего момента обратно пропорциональна оборотам двигателя. Именно поэтому необходимо включать закись только после определенных оборотов, иначе это может привести к поломке поршней, шатунов или коленвала. Второй миф – о взрывающихся двигателях. Как известно, без ума можно и…что-то сломать. Ведь можно подать в двигатель 20гр/сек, а можно 120гр/сек. При этом мотор не успеет развить даже критического для него крутящего момента – его убьет детонация. Поэтому необходимо расчитать необходимый поток закиси. Для этого используется тарированый жиклер, установленный после (фактически сразу на нем) электромагнитного клапана. В зависимости от диаметра жиклера изменяется количество закиси, проходящей в единицу времени через магистраль. Жиклер должен быть тщательно подобран и, в зависимости от его диаметра, должно быть подобрано количество доптоплива, поступающего в двигатель, в частности, для “сухой” системы. Опытным путем установлено, что вывереный, пролитый жиклер 0.7мм дал расход закиси 14гр/сек при давлении 52атм.

В общем случае, Добавочная мощность, при использовании закиси (в л.с.), при давлении 52атм. = D^2*const, где const = 70, а D = диаметр жиклера

на самом деле все очень сильно зависит от способа доставки закиси, её качества; от того, насколько она успела испариться, от кол-ва доптоплива, его октанового числа. Но в среднем, при 40гр/сек прибавка получается в районе 100сил. Нужно чтобы жиклер был ОЧЕНЬ тчательно подобран, пролит, а закиси должна подаваться жидкой, газ это уже не то.

Количество доптоплива (бензина), которое должно поступать в двигатель должно иметь соотношение 8.5:1, елси это бензин и 6:1 если спирт.

ЧаВО по закиси

Повредит ли закись двигатель?

Смысл в том, что необходимо подбирать конкретный тип и уровень закиси под каждый конкретный двигатель. Стандартные детали имеют некоторый запас прочности, но если его превысить, то сами понимате… Для большей эффективности нужно улучшать КШМ, впуск/выпуск и т.д.

Сколько добавится “кобыл”?

Все зависит от вашего двигателя, типа системы, колес, КПП и т.д.

На сколко хватает баллона?

Опять же, все зависит от того, как вы построили закись. Вы легко все можете посчитать сами исходя из таблицы.

Когда лучше всего включать?

Только с открытым дросселем после 3000 об/мин.

Придется переделывать мой карбюратор/перепрошивать ЭБУ?

Нет, система подачи закиси со своей системой приготовления топливнозакисной смеси.Конечно, если у вас не “сухая” система.

Закись горит/взрывается?

Нет, закись не горит сама по себе. Однако, кислород, содержащийся в закиси позволит сгорать большему количеству топлива.

Повреждает ли закись катализатор/катколлектор?

Нет, несколько возросшее содержание кислорода в выхлопе увеличит эффективность катализатора, а возросшие температуры будут только в течение 15-20сек, что не критично.

Какие распредвалы лучше использовать с закисными системами?

Это индивидуально.


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.