Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Высшее профессиональное образование что это такое


Что такое высшее профессиональное образование (ВПО)

Высшее образование или высшее профессиональное образование (ВПО) представляет собой последний, верхний уровень профессионального образования завершающий цикл после начального (школы) и среднего общего или профессионального (техникумы) образования.

Что такое ВПО по своей структуре? Это система теоретических знаний и практических навыков по конкретной профессии. В России эта система, с 2011 года, подразделена на два уровня: бакалавриат и магистратура.

Бакалавриат - это способ получить полноценное высшее образование в короткие сроки (до 4-х лет), что позволяет подготовить умелого специалиста, ориентирующегося в современных реалиях профессии и имеющего последующую возможность для улучшения своих навыков в магистратуре или на производстве. Бакалавриат готовит специалистов по конкретному профилю той или иной профессии, за счет чего программа обучения может быть насыщена более специализированными знаниями.

После получения диплома бакалавра, можно поступить на магистратуру по своей специальности или скорректировать планы и приобрести дополнительные навыки из другой области.

Бакалавр – это высококвалифицированный полноценный специалист, который может работать по выбранной профессии, но на некоторые должности можно назначить только специалиста, т.е. получившего образование до принятия двойной системы, или магистра.

Обучение магистров предполагает более тщательное освоение теории и практики для подготовки студента к научно-исследовательской или профессиональной деятельности. Они обучаются под руководством докторов наук, а после окончания учебы могут преподавать в школах и вузах, по своей специальности.

Вне зависимости от уровня, обучаться можно в очной, заочной, очно-заочной, вечерней или свободной формах, а также в форме экстерната.

vuzopedia.ru

Чем отличается высшее образование от высшего профессионального

На территории Российской Федерации общеприняты следующие ступени высшего профессионального образования:

  1. Бакалавр (обучение не меньше четырех лет)
  2. Дипломированный специалист (срок обучения не меньше пяти лет)
  3. Магистр (срок обучения не менее шести лет)

Многоуровневую систему высшего образования начали осваивать еще с 1992 года. Такая система популярна во многих цивилизованных странах мира. Раньше программа была одноступенчатая, то есть все учились пять или шесть лет и выпускались дипломированными специалистами. Сейчас же программа многоступенчатая. Не полное высшее это два года образования. Когда отучишься четыре года по выбранному направлению, получаешь степень бакалавр. Потом еще два года специализированной подготовки и уже магистр. При всем этом в параллель с бакалавром и магистром учится специалист на протяжении пяти или шести лет.

Следует отметить, что во многих странах до сих пор нет определенного единства по поводу степеней бакалавр и магистр. К примеру, бакалавром может быть и выпускник высшей школы или просто выпускник школы, а также и лицензиат учетной степени. А магистр это некая учетная степень, которая находится где-то между магистром и доктором наук.

Несмотря на специфические особенности, абитуриенту стоит заранее подумать, какой именно путь он выберет.

Тонкости получения высшего профессионального образования

Что же получается: диплом практика — специалиста в течение пяти лет (агроном, механик, слесарь, экономист), потом работа по специальности. На получение диплома о высшем образовании у бакалавров уходит пять лет, затем если есть желание обучение на магистра, это плюс еще два года. На магистратуру можно поступить только в том случае если имеется диплом бакалавра.

Набор в магистратуру проводится на конкурсной основе. И у бакалавров и у специалистов программа обучения первые два года одинаковая. В том случае, если вас что-то не устроит или по каким- либо еще причинам вы не захотите дальше получать образование, диплом будет о неполном высшем профессиональном образовании. Начиная с третьего курса, программы обучения бакалавров и специалистов отличаются.

Магистр и специалист

Отличием между специалистом и магистром является тот факт, что магистров готовят для научной работы, а вот специалистов для деятельности в определенной сфере. Если у вас есть диплом бакалавра из одного ВУЗа, поступить на магистра можно в совершенно другое высшее учебное заведение. При этом следует учесть тот факт, что могут возникнуть не большие трудности в разнице учебных планов.

Неподготовленность ВУЗов

Как правило, все новое требует времени, чтобы к этому новому привыкнуть и с ним освоится. Не смотря на то, что систему получения высшего профессионального образования изменили еще в 1992 году, некоторые ВУЗы оказались неготовые к таким реформам. Многие государственные высшие учебные заведения как готовили только специалистов, так и продолжают выпускать лишь специалистов. Большинство ВУЗов не разделяют направления и специальности в первые четыре года. В негосударственных ВУЗах готовят исключительно бакалавров.

Отличия

Явным отличием между высшим и высшим профессиональным образованием служит сам факт подготовки специалистов. Если раньше специалист получал конкретные знания в одной сфере, то с многоуровневой программой обучения знания более углубленные и обширные.

Устройство на работу бакалавра, магистра или специалиста

Сохраняется тенденция того что бакалавра неохотно берут на работу. Причина в том, что большинство нынешнего руководства получали высшее образование в советское время, когда все были только специалистами, а слово бакалавр означало что-то зарубежное. Не стоит забывать и того что специалистов готовили по узкому профилю, в то время как бакалавриат имеет общенаучную программу (из-за того что бакалавр учился только четыре года он получает фундаментальные знания, без изучения узкого профиля). По закону устраиваться на квалифицированную работу бакалавр имеет полное право. Вот только охотнее берут магистров и специалистов.

vchemraznica.ru

Высшее образование

Высшее профессиональное образование - это верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю. Высшее образование осваивают в высших учебных заведениях — университетах, академиях, институтах и колледжах. В некоторых странах существуют собственные традиционные названия или вариации указанных названий. Система высшего образования в разных странах базируется на одно-, двух-, трёх и четырёхуровневой структуре. При четырёх уровнях выпускники делятся на младших специалистов или специалистов (неполное высшее образование), бакалавров (базовое высшее образование), магистров или специалистов (полное высшее образование), докторов наук (учёная степень). При трёхуровневой системе образования, принятой, в частности, в России, деление происходит на бакалавров, магистров и лиц с учёной степенью. Высшее образование можно получить по очной, заочной, очно-заочной, вечерней или свободной формах обучения, а также в форме экстерната. Причем, в некоторых странах, в зависимости от формы и целей обучения, количества изучаемых дисциплин, уровня подготовки и т. д., происходит деление студентов на «регулярных», «условных», «специальных», «случайных», «вольных» и т. п. В зависимости от формы обучения, страны, системы и профиля срок получения высшего образования колеблется от 4 до 9 лет.

Диплом государственного образца

Направление Степень
38.03.01 Экономика бакалавр экономики
38.03.02 Менеджмент бакалавр менеджмента
38.03.03 Управление персоналом бакалавр управления персоналом
38.03.04 Государственное и муниципальное управление бакалавр государственного и муниципального управления
38.03.05 Бизнес-информатика  бакалавр бизнес-информатики
54.03.01 Дизайн бакалавр дизайна
37.03.01 Психология бакалавр психологии
40.03.01 Юриспруденция  бакалавр юриспруденции
38.03.10 Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура бакалавр жилищного хозяйства и коммунальной инфраструктуры
Направление Степень
37.04.01 Психология магистр психологии
38.04.01 Экономика магистр экономики 
38.04.02 Менеджмент магистр менеджмента 
54.04.01 Дизайн магистр дизайна 
Стоимость обучения в МЭИ

+ - Лицензия и аккредитация Click to collapse

Диплом государственного образца

Наименование специальности Квалификация
09.02.03 Программирование в компьютерных системах техник-программист
54.04.01 Дизайн дизайнер
42.02.01 Реклама специалист по рекламе
40.02.02 Правоохранительная деятельность юрист
28.07.03 Пожарная безопасность техник
32.08.01 Экономика и бухгалтерский учет бухгалтер
38.02.07 Банковское дело специалист банковского дела

+ - Лицензия и аккредитация Click to collapse

АНО «Гуманитарно-инженерный колледж»

(отделение среднего профессионального образования)

Диплом государственного образца

Наименование специальности Квалификация
43.02.11 Гостиничный сервис менеджер
38.02.04 Коммерция (по отраслям) менеджер по продажам

+ - Лицензия и аккредитация Click to collapse

Приказ о стоимости

Сроки приема

academ063.ru

Уровни высшего образования

Главная / Обучение в России / Общая информация

© shutterstock.com

Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие.

Первый уровень

Бакалавриат

Это законченное высшее образование. Поступать на программы бакалавриата могут обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.

По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Второй уровень

Специалитет

© РУДН

В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет. По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.). Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности. Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

Выпускники магистратуры имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в аспирантуре.

© ННГУ

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

© КФУ

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить. Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора). Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

Первый и второй уровни образования
Вид образования Бакалавриат Специалитет Магистратура
Образовательный ценз при поступлении Среднее общее образование или его эквивалент Среднее общее образование или эквивалент Бакалавриат

Специалитет

Сроки обучения (очная форма) 4 года Не менее 5 лет 2 года
Получаемый документ об образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра
Приобретаемая квалификация (степень) Академический бакалавр, прикладной бакалавр Специалист Магистр
Характер образования Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность
Форма итоговой государственной аттестации Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта) Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации
Дальнейшее обучение Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Место на рынке труда

Должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование

Третий уровень образования
Вид образования Аспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России) Ординатура Ассистентура-стажировка
Образовательный ценз при поступлении Магистратура или специалитет Высшее медицинское или фармацевтическое образование Магистратура или специалитет в области культуры
Сроки обучения 3-4 года (очная), 4-5 (заочная) Не более 2 лет 2 года, только очная форма
Выдаваемый документ об образовании Диплом об окончании аспирантуры Диплом об окончании ординатуры Диплом об окончании ассистентуры-стажировки
Приобретаемая квалификация (степень) Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация),

кандидат наук (степень)

Специалист Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе
Характер образования Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;

формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении

Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения
Форма итоговой госаттестации Три кандидатских экзамена, государственный экзамен,

защита диссертации

Трехступенчатый квалификационный экзамен Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм)
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере Защита докторской диссертации Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата искусствоведения. Защита докторской диссертации
Место на рынке труда Исследовательская, аналитическая, научная деятельность в соответствии с квалификацией Работа в медицинских учреждениях по квалификации Педагогическая или профессиональная деятельность в области искусств в соответствии с квалификацией

studyinrussia.ru

ВЫ́СШЕЕ ПРОФЕССИОНА́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ

Авторы: А. Я. Савельев

ВЫ́СШЕЕ ПРОФЕССИОНА́ЛЬНОЕ ОБРА­ЗОВА́НИЕ, выс­ший уро­вень про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния; уро­вень ква­ли­фи­ка­ции по спе­ци­аль­но­сти, фор­маль­но под­твер­ждён­ный ди­пло­мом об окон­ча­нии ву­за. Обу­че­ние по об­ра­зо­ват. про­грам­мам В. п. о. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в выс­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях, имею­щих ли­цен­зию на их реа­ли­за­цию. Ли­ца, имею­щие на­чаль­ное или сред­нее проф. об­ра­зо­ва­ние со­от­вет­ст­вую­ще­го про­фи­ля, мо­гут по­лу­чать В. п. о. по со­кра­щён­ным ус­ко­рен­ным про­грам­мам.

Историческая справка

В стра­нах Древ­не­го Вос­то­ка шко­лы раз­ных уров­ней воз­ник­ли за мно­го ты­сяч лет до н. э.; в шко­лах выс­шей сту­пе­ни изу­ча­лись про­из­ве­де­ния фи­ло­со­фов и по­этов, не­ко­то­рые све­де­ния о за­ко­нах при­ро­ды, не­бес­ных све­ти­лах, ми­не­ра­лах, рас­те­ни­ях, жи­вот­ных и др. Фи­ло­со­фы Древ­ней Гре­ции уде­ля­ли вни­ма­ние раз­ра­бот­ке сис­тем об­ра­зо­ва­ния, пре­ду­смат­ри­вая в них и его выс­ший уро­вень. Пла­тон в пред­ла­гае­мой им трёх­уров­не­вой сис­те­ме об­ра­зо­ва­ния для ари­сто­кра­тич. мо­ло­дё­жи вы­де­лял выс­ший – тре­тий уро­вень – для не­зна­чит. час­ти юно­шей, про­явив­ших спо­соб­но­сти к от­вле­чён­но­му мыш­ле­нию, к изу­че­нию пред­ме­тов не в их при­клад­ном зна­че­нии, а в фи­ло­соф­ско-тео­ре­тич. пла­не (напр., ас­тро­но­мию пред­ла­га­лось изу­чать не для це­лей мо­ре­пла­ва­ния, а для раз­мыш­ле­ния о бес­ко­неч­но­сти Все­лен­ной).

Раз­де­ле­ние об­ра­зо­ва­ния на уров­ни со­хра­ни­лось до на­ших дней. Раз­ви­тие нау­ки, тех­ни­ки, куль­ту­ры ве­ло к из­мене­нию их на­име­но­ва­ний, поя­ви­лись про­ме­жу­точ­ные сту­пе­ни, рас­ши­ря­лось со­дер­жа­ние и по­вы­шал­ся на­уч. уро­вень об­ра­зо­ва­ния. Од­на­ко пред­став­ле­ние о выс­шем об­ра­зо­ва­нии в совр. по­ни­ма­нии ста­ло скла­ды­вать­ся лишь в сред­ние ве­ка. В 12–13 вв. в стра­нах Ев­ро­пы (Ита­лия, Ис­па­ния, Фран­ция, Анг­лия) ста­ли воз­ни­кать уни­вер­си­те­ты (пре­им. бо­гослов­ско­го ха­рак­те­ра) как сво­бод­ные кор­по­ра­ции пре­по­да­ва­те­лей и уча­щих­ся. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния ев­роп. уни­вер­си­те­ты ста­ли на­уч­ны­ми и учеб­ны­ми цен­тра­ми в об­лас­ти бо­го­сло­вия, пра­ва, ме­ди­ци­ны, го­то­ви­ли ака­де­ми­че­ски об­ра­зо­ван­ных лю­дей, спо­соб­ных за­ни­мать от­вет­ст­вен­ные долж­но­сти на служ­бе го­су­дар­ст­ву. В уни­вер­си­те­тах пре­ж­де все­го со­сре­до­то­чи­ва­лись нау­ки, лат. оп­ре­де­ле­ние ко­то­рых (universitas literarum – со­во­куп­ность ис­кусств) от­ра­зи­лось в са­мом на­зва­нии типа учеб­но­го за­ве­де­ния.

К 17 в. ста­ла воз­мож­ной ши­ро­кая диф­фе­рен­циа­ция на­ук и на этой ос­но­ве спе­циа­ли­за­ция их пре­по­да­ва­ния. На тра­ди­ци­он­ных для уни­вер­си­те­тов бо­го­слов­ском, мед., фи­лос. и юри­дич. фа­куль­те­тах на­ча­лось пре­по­да­ва­ние но­вых сис­те­ма­тич. кур­сов ес­теств. пра­ва, ес­теств. ис­то­рии, гражд. ис­то­рии, фи­зи­ки, фар­ма­ции и др. Спе­циа­ли­за­ция кур­сов ве­ла к от­кры­тию со­от­вет­ст­вую­щих ка­федр и фа­куль­те­тов, на ба­зе по­след­них не­ред­ко соз­да­ва­лись и но­вые (от­рас­ле­вые) учеб­ные за­ве­де­ния.

В 17–18 вв. под­го­тов­ку вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­циа­ли­стов-ис­сле­до­ва­те­лей по осн. на­прав­ле­ни­ям фун­дам. ес­теств. на­ук взя­ли на се­бя на­уч. об­ще­ст­ва и ака­де­мии на­ук (Лон­дон­ское ко­ро­лев­ское об-во, Па­риж­ская АН, Пе­терб. АН и др.).

Уси­ле­ние прак­тич. на­прав­лен­но­сти в со­дер­жа­нии В. п. о. при­ве­ло к ут­вер­жде­нию ре­аль­но­го на­прав­ле­ния в дея­тель­но­сти выс­шей шко­лы, ко­то­рое впер­вые офор­ми­лось как об­ще­на­цио­наль­ная сис­те­ма в учеб­ных за­ве­де­ни­ях Фран­ции (Нац. шко­ла мос­тов и до­рог, 1747; Выс­шая нац. гор­ная шко­ла, 1783; По­ли­тех­нич. шко­ла, 1794, и др.). В но­вых учеб­ных за­ве­де­ни­ях ста­ли пре­по­да­вать ме­ха­ни­ку, гео­мет­рию, ри­со­ва­ние, эко­но­ми­ку и др. кур­сы; за­ня­тия ве­ли ве­ду­щие учё­- ные стра­ны. С раз­ви­ти­ем тех­нич. на­ук и на­ко­п­ле­ни­ем опы­та пре­по­да­ва­ния проф. шко­лы ста­ли выс­ши­ми учеб­ны­ми за­ве­де­ния­ми. По­доб­ная эво­лю­ция ха­рак­тер­на в 18–19 вв. для мн. цен­тров проф. об­ра­зо­ва­ния в Ев­ро­пе, в т. ч. и в Рос­сии. В 19 в. в осн. офор­ми­лась совр. струк­ту­ра В. п. о. На раз­ви­тие выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния в 19 в. силь­ное воз­дей­ст­вие ока­за­ла ре­фор­ма, осу­ще­ст­в­лён­ная по ини­циа­ти­ве К. В. фон Гум­больд­та при ос­но­ва­нии Бер­лин­ско­го ун-та: тес­ная связь пре­по­да­ва­ния с на­уч. ис­сле­до­ва­ния­ми, в ко­то­рых уча­ст­во­ва­ли как про­фес­со­ра и пре­по­да­ва­те­ли, так и сту­ден­ты. На по­доб­ную прак­ти­ку ор­га­ни­за­ции В. п. о. ста­ли ори­ен­ти­ро­вать­ся ве­ду­щие ву­зы мн. стран.

В от­ли­чие от уни­вер­си­те­тов, ста­вив­ших це­лью ши­ро­кое гу­ма­ни­тар­ное или ес­те­ст­вен­но-на­уч. об­ра­зо­ва­ние, от­рас­ле­вые ву­зы да­ва­ли в осн. прак­тич. зна­ния и в не­ко­то­рых слу­ча­ях дос­та­точ­но ши­ро­кое об­ще­на­уч­ное об­ра­зо­ва­ние. Напр., в Рос­сии та­кой опыт свя­зан с дея­тель­но­стью Моск. ре­мес­лен­но­го учеб­но­го за­ве­де­ния «для под­го­тов­ки ис­кус­ных мас­те­ров с тео­ре­ти­че­ски­ми све­де­ния­ми» (1830; впо­след­ст­вии МГТУ им. Н. Э. Бау­ма­на), где в 1870-х гг. бы­ла раз­ра­бо­та­на т. н. рус­ская сис­те­ма тех­нич. об­ра­зо­ва­ния; Пе­терб. по­ли­тех­нич. ун-та (1899; ны­не С.-Пе­терб. тех­нич. ун-т), Пе­терб. ме­ди­ко-хи­рур­гич. ака­де­мии (ны­не Во­ен­но-мед. ака­де­мия). Ор­га­ни­за­ция и про­грам­мы выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния, сло­жив­шие­ся в зап.-ев­роп. стра­нах в нач. 19 в., по­слу­жи­ли об­раз­цом для ву­зов США и мн. др. стран. В 19 в. ме­ж­ду учеб­ной и на­уч. дея­тель­но­стью зап.-ев­роп. уни­вер­си­те­тов на­ме­тил­ся раз­рыв: на­уч. ра­бо­та всё бо­лее кон­цен­три­ро­ва­лась в спе­циа­ли­зир. НИИ при уни­вер­си­те­тах, по­сте­пен­но от­да­ляясь от учеб­ных за­дач.

В сер. 20 в. со­дер­жа­ние В. п. о. пе­ре­ори­ен­ти­ро­ва­лось на вы­ра­бот­ку уме­ния са­мо­сто­ят. ос­вое­ния но­вых зна­ний. Воз­рос­ли тре­бо­ва­ния к проф. мо­биль­но­сти, к бы­ст­рой пе­ре­ква­ли­фи­ка­ции спе­циа­ли­ста. Ка­че­ст­вен­ные сдви­ги в ха­рак­те­ре тру­да при­ве­ли к об­нов­ле­нию мн. про­фес­сий; ву­зы ста­ли го­то­вить спе­циа­ли­стов по тем про­фес­си­ям, ко­то­рые ра­нее не от­но­си­лись к груп­пе ву­зов­ских: не­ко­то­рые ка­те­го­рии эко­но­ми­стов и управ­лен­цев, ме­ди­ков и пе­да­го­гов, ра­бот­ни­ков сфе­ры ус­луг и др. Из­ме­ни­лась трак­тов­ка свя­зи ме­ж­ду уров­нем проф. зна­ний и на­вы­ков, при­об­ре­тае­мых в ву­зе, и ква­ли­фи­ка­ци­ей спе­циа­ли­ста. Со­хра­нив как ба­зо­вый пер­вый уро­вень проф. ква­ли­фи­ка­ции (напр., ин­же­нер), мн. стра­ны ста­ли вво­дить кро­ме не­го и до­пол­нит. уров­ни (напр., млад­ший ин­же­нер, ин­же­нер-ис­сле­до­ва­тель и т. п.), ана­ло­гич­ный под­ход на­ме­тил­ся и к на­уч. ква­ли­фи­ка­ци­ям. Выс­шая шко­ла мн. стран ста­ла при­об­ре­тать ха­рак­тер мно­го­сту­пен­ча­той, ак­тив­но вклю­чая в свою сфе­ру об­ще­об­ра­зо­ват. цик­лы (ра­нее в боль­шин­ст­ве стран ос­та­вав­шие­ся це­ли­ком в сис­те­ме сред­ней шко­лы), а так­же не­ко­то­рые ас­пек­ты сред­не­го спец. об­ра­зо­ва­ния.

В нач. 21 в. во мн. стра­нах ми­ра, в т. ч. и в Рос­сии, на­ча­лись ре­фор­мы В. п. о., осн. на­прав­ле­ния ко­то­рых оп­ре­де­ле­ны в Бо­лон­ской дек­ла­ра­ции (1999). Эти ре­фор­мы обу­слов­ле­ны про­цес­са­ми гло­ба­ли­за­ции, не­об­хо­ди­мо­стью гар­мо­ни­за­ции об­ра­зо­ват. сис­тем в стра­нах Ев­ро­пы к 2010, соз­дания еди­но­го об­ра­зо­ват. про­стран­ст­ва, ко­то­рое по­зво­лит со­труд­ни­чать нац. сис­те­мам В. п. о. (см. Бо­лон­ский про­цесс). Страны – уча­ст­ницы Бо­лон­ско­го про­цес­са долж­ны стать «про­зрач­ны­ми», мак­си­маль­но срав­ни­мы­ми, что мо­жет быть дос­тиг­ну­то за счёт ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния од­но­тип­ных об­ра­зо­ват. цик­лов (ба­ка­лав­ри­ат – ма­ги­ст­ра­ту­ра), вве­де­ния еди­ных или лег­ко под­даю­щих­ся пе­ре­счё­ту сис­тем об­ра­зо­ват. кре­ди­тов (за­чёт­ных еди­ниц), оди­на­ко­вых форм фик­си­ро­ва­ния по­лу­чае­мых ква­ли­фи­ка­ций, вза­им­ной при­зна­вае­мо­сти ака­де­мич. ква­ли­фи­ка­ций и т. д.

В Российской Федерации

В Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ус­та­нов­ле­ны три сту­пе­ни В. п. о.: т. н. ба­зо­вое выс­шее об­ра­зо­ва­ние (срок обу­че­ния не ме­нее 4 лет), под­твер­ждае­мое при­свое­ни­ем ли­цу, ус­пеш­но про­шед­ше­му ито­го­вую ат­те­ста­цию, ква­ли­фи­ка­ции (сте­пе­ни) «ба­ка­лавр»; В. п. о., по окон­ча­нии ко­то­ро­го при­сваи­ва­ет­ся ква­ли­фи­ка­ция «ди­пло­ми­ро­ван­ный спе­циа­лист» (срок обу­че­ния не ме­нее 5 лет); В. п. о., по окон­ча­нии ко­то­ро­го при­сваи­ва­ет­ся ква­ли­фи­ка­ция (сте­пень) «ма­гистр» (срок обу­че­ния не ме­нее 6 лет). Ли­цам, за­вер­шив­шим со­от­вет­ст­вую­щую сту­пень обу­че­ния и про­шед­шим ито­го­вую ат­те­ста­цию, вы­да­ют­ся ди­пло­мы. Об­ра­зо­ва­ние лиц, не за­вер­шив­ших обу­че­ние по осн. об­ра­зо­ват. про­грам­ме В. п. о., но ус­пеш­но про­шед­ших про­ме­жу­точ­ную ат­те­ста­цию (не ме­нее чем за 2 го­да обу­че­ния), при­зна­ёт­ся не­пол­ным В. п. о. и под­твер­жда­ет­ся вы­да­чей ди­пло­мов ус­та­нов­лен­но­го об­раз­ца. Су­ще­ст­ву­ют днев­ная, ве­чер­няя и за­оч­ная фор­мы по­лу­че­ния выс­ше­го проф. об­ра­зо­ва­ния.

Ор­га­ни­за­ци­он­ной ос­но­вой гос. по­ли­ти­ки в об­лас­ти об­ра­зо­ва­ния яв­ля­ют­ся Фе­де­раль­ная про­грам­ма раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния, ут­вер­ждён­ная Фе­де­раль­ным за­ко­ном РФ в 2000, а так­же об­ра­зо­ват. про­грам­мы субъ­ек­тов РФ. Фе­де­раль­ным (цен­траль­ным) ор­га­ном управ­ле­ния сис­те­мой В. п. о. яв­ля­ет­ся Мин-во об­ра­зо­ва­ния и нау­ки (до 2004 Мин-во об­ра­зо­ва­ния РФ), Фе­де­раль­ное агент­ст­во по об­ра­зо­ва­нию (2004). Важ­ную роль в сис­те­ме управ­ле­ния В. п. о. иг­ра­ют Рос. со­юз рек­то­ров (1992), ре­гио­наль­ные со­ве­ты рек­то­ров в субъ­ек­тах РФ, а так­же ас­со­циа­ции, объ­е­ди­няю­щие уни­вер­си­те­ты и др. ву­зы (Ас­со­циа­ция клас­сич. уни­вер­си­те­тов, Ас­со­циа­ция тех­нич. уни­вер­си­те­тов и пр.), и др. об­ществ. ор­га­ни­за­ции.

bigenc.ru

Современная система высшего образования в России: вчера, сегодня, завтра

При выборе вуза перед отдельными абитуриентами и их родителями нередко встает сложный вопрос: какая система образования – западная или российская – открывает бо?льшие возможности для получения наиболее качественного образования и перспективного трудоустройства? Все о прошлом и будущем российского высшего образования в сравнении с западной системой — в данной статье.

На пути к западной модели

Пожалуй, самое важное событие в развитии системы современного высшего образования произошло в 2003 году, когда Россия подписала Болонскую декларацию. Болонский процесс — это сближение и унификация систем высшего образования европейских стран с целью создания единого пространства высшего образования. На данный момент декларацию подписали 47 стран, в том числе Россия. Что дают студентам из разных государств сходные уровни высшего образования? В первую очередь — возможность свободного передвижения между вузами в период обучения (стажировки и международные обмены как для преподавателей, так и для студентов, участие в международных проектах), а также трудоустройство в любой стране-участнице Болонского процесса без необходимости подтверждения диплома или получения дополнительного образования.

Таким образом, к 2010 году Россия реформировала национальную систему образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации: главным образом, наряду со специалитетом и аспирантурой были введены бакалавриат и магистратура, как это принято в европейских вузах. В результате последние стали выдавать всем выпускникам европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.

Законодательство и стандарты высшего образования

Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году было введено понятие образовательного стандарта. На данный момент действует третье поколение стандартов, которые утверждались с 2009 г. Именно они сегодня называются федеральными. В 2012 году был принят закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому с 1 сентября 2013 года были утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты для высшего образования. Основные изменения, относящиеся к высшему образованию в рамках принятого закона:

  1. Аспирантура становится отдельным уровнем высшего образования.
  2. Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого, дистанционного и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования.
  3. В соответствии с федеральными стандартами специальные учебно-методические объединения разрабатывают примерные образовательные программы, на основе которых вузы создают собственные образовательные документы. Некоторым вузам (в том числе МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ) было дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты.

Уровни образования

Согласно новейшему российскому законодательству выделяют три уровня высшего образования:

  1. высшее образование — бакалавриат;
  2. высшее образование — специалитет, магистратура;
  3. высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Бакалавриат

Бакалавр — это академическая степень, которую студент высшего учебного заведения получает после приобретения и подтверждения основных знаний по выбранному направлению подготовки (специальности). Прием в бакалавриат производится на конкурсной основе по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ), однако это относится только к абитуриентам, имеющим среднее общее образование. Выпускники профессиональных образовательных организаций (колледжей, техникумов) поступают на программы бакалавриата по внутренним вступительным испытаниям на основании диплома. Бакалавр имеет право после сдачи специальных экзаменов поступить на следующую ступень образования и получить степень магистра или специалиста. Бакалавриат дает широкие возможности при трудоустройстве благодаря базовым, основным, знаниям, необходимым для начала карьеры. Длительность обучения в бакалавриате — 4 года для выпускников обычных 11-летних школ и, как правило, 3 года для выпускников профессиональных образовательных учреждений. Также бакалавриат расширяет возможности дальнейшего обучения и трудоустройства за рубежом, так как степень бакалавра принята по международной классификации и понятна работодателям во всем мире.

Магистратура

Магистратура — вторая часть двухуровневой системы высшего образования, которая выпускает профессионалов с более углубленной специализацией. Длительность обучения — 2 года. Для поступления необходимо сдать специальный квалификационный экзамен, который определяется вузом, и пройти по конкурсу. В магистратуру могут поступать как бакалавры, так и специалисты. Причем совершенно не обязательно, чтобы это была одна и та же образовательная организация. Степень бакалавра можно получить, закончив одну образовательную организацию (например, негосударственную), а за степенью магистра — поступать в другую (например, в государственную). Однако не прошедшие по конкурсу бакалавры могут получить степень магистра только на платной основе. Степень магистра дает право на дальнейшее обучение в аспирантуре. Поступившим в магистратуру, также как и в бакалавриате, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.

Специалитет

Это традиционная ступень для российского высшего образования, которая существовала до подписания Россией Болонской декларации и существует до сих пор. Специалитет включает как базовое образование, так и специальную подготовку в рамках выбранного направления. Поступление производится на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения — 5 лет при очной форме, 6 лет — при заочной. Специалитет дает право поступления в магистратуру или аспирантуру. Квалификация «специалист» считается второй ступенью высшего образования, как и магистратура. Поэтому после специалитета невозможно поступление в магистратуру на бюджетной основе, так как это, согласно закону, будет считаться получением второго высшего образования. Зато специалист, в отличие от бакалавра, может поступить в аспирантуру. Диплом специалиста традиционно считается престижным в России, однако он создаст проблемы при трудоустройстве за границей.

Аспирантура

Аспирантура — это отдельный уровень высшего образования в России, цель которого — подготовка к соисканию ученой степени кандидата наук. Ученая степень присуждается аспиранту после сдачи кандидатского минимума (экзаменов) и защиты диссертации. Поступление в аспирантуру на бюджетной основе возможно только после специалитета. Бюджетные аспиранты обеспечиваются государственными стипендиями. Аспирантам дается отсрочка от призыва на военную службу. Обучение в аспирантуре, как правило, продолжается в течение трех лет, а при заочной форме — четырех лет. В некоторых европейских странах терминам «аспирант» и «аспирантура» соответствуют «докторант» и «докторантура».

Вузы России

Управление образованием в России осуществляется на 3-х уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. На федеральном уровне управление осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, в функции которого входит: утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, лицензирование, государственная аккредитация и ликвидация образовательных учреждений, реализация права на получение бесплатного высшего образования, разработка и реализация государственных и международных программ в сфере образования и многое другое. Что касается регионального и муниципального уровней, то высшее образование не входит в полномочия госструктур, работающих на этих уровнях.

В России существует три вида образовательных организаций высшего образования: университет, академия, институт. Университет реализует образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру специальностей. Он должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования в широком спектре наук. Академия реализует образовательные программы всех уровней для определенной области научной деятельности, в рамках которой академия должна осуществлять научные исследования. Институты работают по образовательным программам высшего образования бакалавриата, специалитета и магистратуры (аспирантура не является обязательной) в определенной области профессиональной деятельности. Широкий спектр научных исследований для институтов не обязателен.

Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в десятку лучших вузов РФ входят: МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ, Томский политехнический университет, Новосибирский государственный университет, МГИМО, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Уральский федеральный университет. Лучшие экономические вузы России в 2013 году по рейтингу «Эксперт РА»: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ.

Качество высшего образования

Несмотря на все проведенные реформы, качество высшего образования в России остается под большим вопросом. В 2014 году Министр образования Дмитрий Ливанов заявил, что качество высшего образования в России не растет, несмотря на то, что финансирование было увеличено в 20 раз с 2000 года. Что мешает развиваться российским вузам? По словам Ливанова, это устаревшая система управления в российских вузах, а также низкая доля иностранных преподавателей, имеющих достойную квалификацию. Невысокая академическая репутация и низкий рейтинг наших вузов в мировом академическом сообществе объясняются слабой интернационализацией. Также среди причин Ливанов назвал плохую инфраструктуру, в которую долгие десятилетия не инвестировались серьезные ресурсы.

Такая оценка Министра образования вполне объяснима. В рейтинг лучших в мире вузов QS World University Rankings 2014/2015 входит 21 российский вуз. Лидером являются: МГУ им. М.В. Ломоносова, занимающий 114-е место, СПбГУ (233-е место) и МГТУ им. Н.Э. Баумана (322-е место).

Тенденции развития образовательных услуг

Каковы же тенденции и перспективы развития высшего образовании в России? Среди основных можно выделить:

  1. Интернационализацию высшего образования и повышение мобильности преподавателей и студентов, возможность более широкого обмена опытом, зарубежных стажировок.
  2. Усиление практической направленности образования, внедрение в образовательные программы практических дисциплин, привлечение преподавателей-практиков. Среди образовательных организаций, наиболее быстро перестраивающихся под новые требования законодательства и работодателей, следует выделить Институт международных экономических связей. Помимо занятий по программе студенты могут посещать мастер-классы специально приглашенных экспертов. Среди спикеров можно встретить известных представителей науки, культуры, банковской сферы и других направлений бизнеса. В основе учебных программ лежат актуальные требования современных работодателей. Проводятся мастер-классы и семинары с участием известных бизнесменов, менеджеров, руководителей крупных предприятий, политиков.
  3. Применение в образовательном процессе мультимедийных технологий, систем визуализации, повсеместное внедрение технологий дистанционного и электронного обучения и, как результат, повышение популярности дистанционного образования. Целевая аудитория дистанционной формы обучения — взрослые, самостоятельно зарабатывающие люди, которые занимаются профессиональной деятельностью и хотят получить прикладные знания для карьерного роста. Дистанционное образование незаменимо для удаленных городов, где другая возможность получить желаемое образование зачастую вообще отсутствует. Стоит заметить, что программы дистанционного образования гораздо дешевле, чем аналогичные образовательные курсы, проводимые по традиционной системе.

www.kp.ru


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.