




Высшее образование или высшее профессиональное образование (ВПО) представляет собой последний, верхний уровень профессионального образования завершающий цикл после начального (школы) и среднего общего или профессионального (техникумы) образования.
Что такое ВПО по своей структуре? Это система теоретических знаний и практических навыков по конкретной профессии. В России эта система, с 2011 года, подразделена на два уровня: бакалавриат и магистратура.
Бакалавриат - это способ получить полноценное высшее образование в короткие сроки (до 4-х лет), что позволяет подготовить умелого специалиста, ориентирующегося в современных реалиях профессии и имеющего последующую возможность для улучшения своих навыков в магистратуре или на производстве. Бакалавриат готовит специалистов по конкретному профилю той или иной профессии, за счет чего программа обучения может быть насыщена более специализированными знаниями.
После получения диплома бакалавра, можно поступить на магистратуру по своей специальности или скорректировать планы и приобрести дополнительные навыки из другой области.
Бакалавр – это высококвалифицированный полноценный специалист, который может работать по выбранной профессии, но на некоторые должности можно назначить только специалиста, т.е. получившего образование до принятия двойной системы, или магистра.
Обучение магистров предполагает более тщательное освоение теории и практики для подготовки студента к научно-исследовательской или профессиональной деятельности. Они обучаются под руководством докторов наук, а после окончания учебы могут преподавать в школах и вузах, по своей специальности.
Вне зависимости от уровня, обучаться можно в очной, заочной, очно-заочной, вечерней или свободной формах, а также в форме экстерната.
На территории Российской Федерации общеприняты следующие ступени высшего профессионального образования:
Многоуровневую систему высшего образования начали осваивать еще с 1992 года. Такая система популярна во многих цивилизованных странах мира. Раньше программа была одноступенчатая, то есть все учились пять или шесть лет и выпускались дипломированными специалистами. Сейчас же программа многоступенчатая. Не полное высшее это два года образования. Когда отучишься четыре года по выбранному направлению, получаешь степень бакалавр. Потом еще два года специализированной подготовки и уже магистр. При всем этом в параллель с бакалавром и магистром учится специалист на протяжении пяти или шести лет.
Следует отметить, что во многих странах до сих пор нет определенного единства по поводу степеней бакалавр и магистр. К примеру, бакалавром может быть и выпускник высшей школы или просто выпускник школы, а также и лицензиат учетной степени. А магистр это некая учетная степень, которая находится где-то между магистром и доктором наук.
Несмотря на специфические особенности, абитуриенту стоит заранее подумать, какой именно путь он выберет.
Что же получается: диплом практика — специалиста в течение пяти лет (агроном, механик, слесарь, экономист), потом работа по специальности. На получение диплома о высшем образовании у бакалавров уходит пять лет, затем если есть желание обучение на магистра, это плюс еще два года. На магистратуру можно поступить только в том случае если имеется диплом бакалавра.
Набор в магистратуру проводится на конкурсной основе. И у бакалавров и у специалистов программа обучения первые два года одинаковая. В том случае, если вас что-то не устроит или по каким- либо еще причинам вы не захотите дальше получать образование, диплом будет о неполном высшем профессиональном образовании. Начиная с третьего курса, программы обучения бакалавров и специалистов отличаются.
Отличием между специалистом и магистром является тот факт, что магистров готовят для научной работы, а вот специалистов для деятельности в определенной сфере. Если у вас есть диплом бакалавра из одного ВУЗа, поступить на магистра можно в совершенно другое высшее учебное заведение. При этом следует учесть тот факт, что могут возникнуть не большие трудности в разнице учебных планов.
Как правило, все новое требует времени, чтобы к этому новому привыкнуть и с ним освоится. Не смотря на то, что систему получения высшего профессионального образования изменили еще в 1992 году, некоторые ВУЗы оказались неготовые к таким реформам. Многие государственные высшие учебные заведения как готовили только специалистов, так и продолжают выпускать лишь специалистов. Большинство ВУЗов не разделяют направления и специальности в первые четыре года. В негосударственных ВУЗах готовят исключительно бакалавров.
Явным отличием между высшим и высшим профессиональным образованием служит сам факт подготовки специалистов. Если раньше специалист получал конкретные знания в одной сфере, то с многоуровневой программой обучения знания более углубленные и обширные.
Сохраняется тенденция того что бакалавра неохотно берут на работу. Причина в том, что большинство нынешнего руководства получали высшее образование в советское время, когда все были только специалистами, а слово бакалавр означало что-то зарубежное. Не стоит забывать и того что специалистов готовили по узкому профилю, в то время как бакалавриат имеет общенаучную программу (из-за того что бакалавр учился только четыре года он получает фундаментальные знания, без изучения узкого профиля). По закону устраиваться на квалифицированную работу бакалавр имеет полное право. Вот только охотнее берут магистров и специалистов.
Высшее профессиональное образование - это верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю. Высшее образование осваивают в высших учебных заведениях — университетах, академиях, институтах и колледжах. В некоторых странах существуют собственные традиционные названия или вариации указанных названий. Система высшего образования в разных странах базируется на одно-, двух-, трёх и четырёхуровневой структуре. При четырёх уровнях выпускники делятся на младших специалистов или специалистов (неполное высшее образование), бакалавров (базовое высшее образование), магистров или специалистов (полное высшее образование), докторов наук (учёная степень). При трёхуровневой системе образования, принятой, в частности, в России, деление происходит на бакалавров, магистров и лиц с учёной степенью. Высшее образование можно получить по очной, заочной, очно-заочной, вечерней или свободной формах обучения, а также в форме экстерната. Причем, в некоторых странах, в зависимости от формы и целей обучения, количества изучаемых дисциплин, уровня подготовки и т. д., происходит деление студентов на «регулярных», «условных», «специальных», «случайных», «вольных» и т. п. В зависимости от формы обучения, страны, системы и профиля срок получения высшего образования колеблется от 4 до 9 лет.
Диплом государственного образца
Направление | Степень |
38.03.01 Экономика | бакалавр экономики |
38.03.02 Менеджмент | бакалавр менеджмента |
38.03.03 Управление персоналом | бакалавр управления персоналом |
38.03.04 Государственное и муниципальное управление | бакалавр государственного и муниципального управления |
38.03.05 Бизнес-информатика | бакалавр бизнес-информатики |
54.03.01 Дизайн | бакалавр дизайна |
37.03.01 Психология | бакалавр психологии |
40.03.01 Юриспруденция | бакалавр юриспруденции |
38.03.10 Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура | бакалавр жилищного хозяйства и коммунальной инфраструктуры |
Направление | Степень |
37.04.01 Психология | магистр психологии |
38.04.01 Экономика | магистр экономики |
38.04.02 Менеджмент | магистр менеджмента |
54.04.01 Дизайн | магистр дизайна |
+ - Лицензия и аккредитация Click to collapse
Диплом государственного образца
Наименование специальности | Квалификация |
09.02.03 Программирование в компьютерных системах | техник-программист |
54.04.01 Дизайн | дизайнер |
42.02.01 Реклама | специалист по рекламе |
40.02.02 Правоохранительная деятельность | юрист |
28.07.03 Пожарная безопасность | техник |
32.08.01 Экономика и бухгалтерский учет | бухгалтер |
38.02.07 Банковское дело | специалист банковского дела |
+ - Лицензия и аккредитация Click to collapse
Диплом государственного образца
Наименование специальности | Квалификация |
43.02.11 Гостиничный сервис | менеджер |
38.02.04 Коммерция (по отраслям) | менеджер по продажам |
+ - Лицензия и аккредитация Click to collapse
Приказ о стоимости
Сроки приема
Главная / Обучение в России / Общая информация
© shutterstock.com
Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие.
Это законченное высшее образование. Поступать на программы бакалавриата могут обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.
По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.
В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет. По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.). Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.
Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности. Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».
Выпускники магистратуры имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в аспирантуре.
© ННГУАСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.
АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.
© КФУОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.
АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.
Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить. Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора). Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.
Вид образования | Бакалавриат | Специалитет | Магистратура |
Образовательный ценз при поступлении | Среднее общее образование или его эквивалент | Среднее общее образование или эквивалент | Бакалавриат Специалитет |
Сроки обучения (очная форма) | 4 года | Не менее 5 лет | 2 года |
Получаемый документ об образовании | Диплом бакалавра | Диплом специалиста | Диплом магистра |
Приобретаемая квалификация (степень) | Академический бакалавр, прикладной бакалавр | Специалист | Магистр |
Характер образования | Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации | Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению | Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность |
Форма итоговой государственной аттестации | Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы | Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта) | Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации |
Дальнейшее обучение | Магистратура | Магистратура или аспирантура | Аспирантура |
Место на рынке труда | Должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование |
Вид образования | Аспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России) | Ординатура | Ассистентура-стажировка |
Образовательный ценз при поступлении | Магистратура или специалитет | Высшее медицинское или фармацевтическое образование | Магистратура или специалитет в области культуры |
Сроки обучения | 3-4 года (очная), 4-5 (заочная) | Не более 2 лет | 2 года, только очная форма |
Выдаваемый документ об образовании | Диплом об окончании аспирантуры | Диплом об окончании ординатуры | Диплом об окончании ассистентуры-стажировки |
Приобретаемая квалификация (степень) | Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация), кандидат наук (степень) | Специалист | Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе |
Характер образования | Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа | Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук; формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении | Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения |
Форма итоговой госаттестации | Три кандидатских экзамена, государственный экзамен, защита диссертации | Трехступенчатый квалификационный экзамен | Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм) |
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере | Защита докторской диссертации | Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура | Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата искусствоведения. Защита докторской диссертации |
Место на рынке труда | Исследовательская, аналитическая, научная деятельность в соответствии с квалификацией | Работа в медицинских учреждениях по квалификации | Педагогическая или профессиональная деятельность в области искусств в соответствии с квалификацией |
Авторы: А. Я. Савельев
ВЫ́СШЕЕ ПРОФЕССИОНА́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ, высший уровень профессионального образования; уровень квалификации по специальности, формально подтверждённый дипломом об окончании вуза. Обучение по образоват. программам В. п. о. осуществляется в высших учебных заведениях, имеющих лицензию на их реализацию. Лица, имеющие начальное или среднее проф. образование соответствующего профиля, могут получать В. п. о. по сокращённым ускоренным программам.
В странах Древнего Востока школы разных уровней возникли за много тысяч лет до н. э.; в школах высшей ступени изучались произведения философов и поэтов, некоторые сведения о законах природы, небесных светилах, минералах, растениях, животных и др. Философы Древней Греции уделяли внимание разработке систем образования, предусматривая в них и его высший уровень. Платон в предлагаемой им трёхуровневой системе образования для аристократич. молодёжи выделял высший – третий уровень – для незначит. части юношей, проявивших способности к отвлечённому мышлению, к изучению предметов не в их прикладном значении, а в философско-теоретич. плане (напр., астрономию предлагалось изучать не для целей мореплавания, а для размышления о бесконечности Вселенной).
Разделение образования на уровни сохранилось до наших дней. Развитие науки, техники, культуры вело к изменению их наименований, появились промежуточные ступени, расширялось содержание и повышался науч. уровень образования. Однако представление о высшем образовании в совр. понимании стало складываться лишь в средние века. В 12–13 вв. в странах Европы (Италия, Испания, Франция, Англия) стали возникать университеты (преим. богословского характера) как свободные корпорации преподавателей и учащихся. В эпоху Возрождения европ. университеты стали научными и учебными центрами в области богословия, права, медицины, готовили академически образованных людей, способных занимать ответственные должности на службе государству. В университетах прежде всего сосредоточивались науки, лат. определение которых (universitas literarum – совокупность искусств) отразилось в самом названии типа учебного заведения.
К 17 в. стала возможной широкая дифференциация наук и на этой основе специализация их преподавания. На традиционных для университетов богословском, мед., филос. и юридич. факультетах началось преподавание новых систематич. курсов естеств. права, естеств. истории, гражд. истории, физики, фармации и др. Специализация курсов вела к открытию соответствующих кафедр и факультетов, на базе последних нередко создавались и новые (отраслевые) учебные заведения.
В 17–18 вв. подготовку высококвалифицированных специалистов-исследователей по осн. направлениям фундам. естеств. наук взяли на себя науч. общества и академии наук (Лондонское королевское об-во, Парижская АН, Петерб. АН и др.).
Усиление практич. направленности в содержании В. п. о. привело к утверждению реального направления в деятельности высшей школы, которое впервые оформилось как общенациональная система в учебных заведениях Франции (Нац. школа мостов и дорог, 1747; Высшая нац. горная школа, 1783; Политехнич. школа, 1794, и др.). В новых учебных заведениях стали преподавать механику, геометрию, рисование, экономику и др. курсы; занятия вели ведущие учё- ные страны. С развитием технич. наук и накоплением опыта преподавания проф. школы стали высшими учебными заведениями. Подобная эволюция характерна в 18–19 вв. для мн. центров проф. образования в Европе, в т. ч. и в России. В 19 в. в осн. оформилась совр. структура В. п. о. На развитие высшего образования в 19 в. сильное воздействие оказала реформа, осуществлённая по инициативе К. В. фон Гумбольдта при основании Берлинского ун-та: тесная связь преподавания с науч. исследованиями, в которых участвовали как профессора и преподаватели, так и студенты. На подобную практику организации В. п. о. стали ориентироваться ведущие вузы мн. стран.
В отличие от университетов, ставивших целью широкое гуманитарное или естественно-науч. образование, отраслевые вузы давали в осн. практич. знания и в некоторых случаях достаточно широкое общенаучное образование. Напр., в России такой опыт связан с деятельностью Моск. ремесленного учебного заведения «для подготовки искусных мастеров с теоретическими сведениями» (1830; впоследствии МГТУ им. Н. Э. Баумана), где в 1870-х гг. была разработана т. н. русская система технич. образования; Петерб. политехнич. ун-та (1899; ныне С.-Петерб. технич. ун-т), Петерб. медико-хирургич. академии (ныне Военно-мед. академия). Организация и программы высшего образования, сложившиеся в зап.-европ. странах в нач. 19 в., послужили образцом для вузов США и мн. др. стран. В 19 в. между учебной и науч. деятельностью зап.-европ. университетов наметился разрыв: науч. работа всё более концентрировалась в специализир. НИИ при университетах, постепенно отдаляясь от учебных задач.
В сер. 20 в. содержание В. п. о. переориентировалось на выработку умения самостоят. освоения новых знаний. Возросли требования к проф. мобильности, к быстрой переквалификации специалиста. Качественные сдвиги в характере труда привели к обновлению мн. профессий; вузы стали готовить специалистов по тем профессиям, которые ранее не относились к группе вузовских: некоторые категории экономистов и управленцев, медиков и педагогов, работников сферы услуг и др. Изменилась трактовка связи между уровнем проф. знаний и навыков, приобретаемых в вузе, и квалификацией специалиста. Сохранив как базовый первый уровень проф. квалификации (напр., инженер), мн. страны стали вводить кроме него и дополнит. уровни (напр., младший инженер, инженер-исследователь и т. п.), аналогичный подход наметился и к науч. квалификациям. Высшая школа мн. стран стала приобретать характер многоступенчатой, активно включая в свою сферу общеобразоват. циклы (ранее в большинстве стран остававшиеся целиком в системе средней школы), а также некоторые аспекты среднего спец. образования.
В нач. 21 в. во мн. странах мира, в т. ч. и в России, начались реформы В. п. о., осн. направления которых определены в Болонской декларации (1999). Эти реформы обусловлены процессами глобализации, необходимостью гармонизации образоват. систем в странах Европы к 2010, создания единого образоват. пространства, которое позволит сотрудничать нац. системам В. п. о. (см. Болонский процесс). Страны – участницы Болонского процесса должны стать «прозрачными», максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счёт широкого распространения однотипных образоват. циклов (бакалавриат – магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчёту систем образоват. кредитов (зачётных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академич. квалификаций и т. д.
В Российской Федерации установлены три ступени В. п. о.: т. н. базовое высшее образование (срок обучения не менее 4 лет), подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»; В. п. о., по окончании которого присваивается квалификация «дипломированный специалист» (срок обучения не менее 5 лет); В. п. о., по окончании которого присваивается квалификация (степень) «магистр» (срок обучения не менее 6 лет). Лицам, завершившим соответствующую ступень обучения и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются дипломы. Образование лиц, не завершивших обучение по осн. образоват. программе В. п. о., но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за 2 года обучения), признаётся неполным В. п. о. и подтверждается выдачей дипломов установленного образца. Существуют дневная, вечерняя и заочная формы получения высшего проф. образования.
Организационной основой гос. политики в области образования являются Федеральная программа развития образования, утверждённая Федеральным законом РФ в 2000, а также образоват. программы субъектов РФ. Федеральным (центральным) органом управления системой В. п. о. является Мин-во образования и науки (до 2004 Мин-во образования РФ), Федеральное агентство по образованию (2004). Важную роль в системе управления В. п. о. играют Рос. союз ректоров (1992), региональные советы ректоров в субъектах РФ, а также ассоциации, объединяющие университеты и др. вузы (Ассоциация классич. университетов, Ассоциация технич. университетов и пр.), и др. обществ. организации.
При выборе вуза перед отдельными абитуриентами и их родителями нередко встает сложный вопрос: какая система образования – западная или российская – открывает бо?льшие возможности для получения наиболее качественного образования и перспективного трудоустройства? Все о прошлом и будущем российского высшего образования в сравнении с западной системой — в данной статье.
Пожалуй, самое важное событие в развитии системы современного высшего образования произошло в 2003 году, когда Россия подписала Болонскую декларацию. Болонский процесс — это сближение и унификация систем высшего образования европейских стран с целью создания единого пространства высшего образования. На данный момент декларацию подписали 47 стран, в том числе Россия. Что дают студентам из разных государств сходные уровни высшего образования? В первую очередь — возможность свободного передвижения между вузами в период обучения (стажировки и международные обмены как для преподавателей, так и для студентов, участие в международных проектах), а также трудоустройство в любой стране-участнице Болонского процесса без необходимости подтверждения диплома или получения дополнительного образования.
Таким образом, к 2010 году Россия реформировала национальную систему образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации: главным образом, наряду со специалитетом и аспирантурой были введены бакалавриат и магистратура, как это принято в европейских вузах. В результате последние стали выдавать всем выпускникам европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.
Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году было введено понятие образовательного стандарта. На данный момент действует третье поколение стандартов, которые утверждались с 2009 г. Именно они сегодня называются федеральными. В 2012 году был принят закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому с 1 сентября 2013 года были утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты для высшего образования. Основные изменения, относящиеся к высшему образованию в рамках принятого закона:
Согласно новейшему российскому законодательству выделяют три уровня высшего образования:
Бакалавр — это академическая степень, которую студент высшего учебного заведения получает после приобретения и подтверждения основных знаний по выбранному направлению подготовки (специальности). Прием в бакалавриат производится на конкурсной основе по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ), однако это относится только к абитуриентам, имеющим среднее общее образование. Выпускники профессиональных образовательных организаций (колледжей, техникумов) поступают на программы бакалавриата по внутренним вступительным испытаниям на основании диплома. Бакалавр имеет право после сдачи специальных экзаменов поступить на следующую ступень образования и получить степень магистра или специалиста. Бакалавриат дает широкие возможности при трудоустройстве благодаря базовым, основным, знаниям, необходимым для начала карьеры. Длительность обучения в бакалавриате — 4 года для выпускников обычных 11-летних школ и, как правило, 3 года для выпускников профессиональных образовательных учреждений. Также бакалавриат расширяет возможности дальнейшего обучения и трудоустройства за рубежом, так как степень бакалавра принята по международной классификации и понятна работодателям во всем мире.
Магистратура — вторая часть двухуровневой системы высшего образования, которая выпускает профессионалов с более углубленной специализацией. Длительность обучения — 2 года. Для поступления необходимо сдать специальный квалификационный экзамен, который определяется вузом, и пройти по конкурсу. В магистратуру могут поступать как бакалавры, так и специалисты. Причем совершенно не обязательно, чтобы это была одна и та же образовательная организация. Степень бакалавра можно получить, закончив одну образовательную организацию (например, негосударственную), а за степенью магистра — поступать в другую (например, в государственную). Однако не прошедшие по конкурсу бакалавры могут получить степень магистра только на платной основе. Степень магистра дает право на дальнейшее обучение в аспирантуре. Поступившим в магистратуру, также как и в бакалавриате, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.
Это традиционная ступень для российского высшего образования, которая существовала до подписания Россией Болонской декларации и существует до сих пор. Специалитет включает как базовое образование, так и специальную подготовку в рамках выбранного направления. Поступление производится на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения — 5 лет при очной форме, 6 лет — при заочной. Специалитет дает право поступления в магистратуру или аспирантуру. Квалификация «специалист» считается второй ступенью высшего образования, как и магистратура. Поэтому после специалитета невозможно поступление в магистратуру на бюджетной основе, так как это, согласно закону, будет считаться получением второго высшего образования. Зато специалист, в отличие от бакалавра, может поступить в аспирантуру. Диплом специалиста традиционно считается престижным в России, однако он создаст проблемы при трудоустройстве за границей.
Аспирантура — это отдельный уровень высшего образования в России, цель которого — подготовка к соисканию ученой степени кандидата наук. Ученая степень присуждается аспиранту после сдачи кандидатского минимума (экзаменов) и защиты диссертации. Поступление в аспирантуру на бюджетной основе возможно только после специалитета. Бюджетные аспиранты обеспечиваются государственными стипендиями. Аспирантам дается отсрочка от призыва на военную службу. Обучение в аспирантуре, как правило, продолжается в течение трех лет, а при заочной форме — четырех лет. В некоторых европейских странах терминам «аспирант» и «аспирантура» соответствуют «докторант» и «докторантура».
Управление образованием в России осуществляется на 3-х уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. На федеральном уровне управление осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, в функции которого входит: утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, лицензирование, государственная аккредитация и ликвидация образовательных учреждений, реализация права на получение бесплатного высшего образования, разработка и реализация государственных и международных программ в сфере образования и многое другое. Что касается регионального и муниципального уровней, то высшее образование не входит в полномочия госструктур, работающих на этих уровнях.
В России существует три вида образовательных организаций высшего образования: университет, академия, институт. Университет реализует образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру специальностей. Он должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования в широком спектре наук. Академия реализует образовательные программы всех уровней для определенной области научной деятельности, в рамках которой академия должна осуществлять научные исследования. Институты работают по образовательным программам высшего образования бакалавриата, специалитета и магистратуры (аспирантура не является обязательной) в определенной области профессиональной деятельности. Широкий спектр научных исследований для институтов не обязателен.
Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в десятку лучших вузов РФ входят: МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ, Томский политехнический университет, Новосибирский государственный университет, МГИМО, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Уральский федеральный университет. Лучшие экономические вузы России в 2013 году по рейтингу «Эксперт РА»: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ.
Несмотря на все проведенные реформы, качество высшего образования в России остается под большим вопросом. В 2014 году Министр образования Дмитрий Ливанов заявил, что качество высшего образования в России не растет, несмотря на то, что финансирование было увеличено в 20 раз с 2000 года. Что мешает развиваться российским вузам? По словам Ливанова, это устаревшая система управления в российских вузах, а также низкая доля иностранных преподавателей, имеющих достойную квалификацию. Невысокая академическая репутация и низкий рейтинг наших вузов в мировом академическом сообществе объясняются слабой интернационализацией. Также среди причин Ливанов назвал плохую инфраструктуру, в которую долгие десятилетия не инвестировались серьезные ресурсы.
Такая оценка Министра образования вполне объяснима. В рейтинг лучших в мире вузов QS World University Rankings 2014/2015 входит 21 российский вуз. Лидером являются: МГУ им. М.В. Ломоносова, занимающий 114-е место, СПбГУ (233-е место) и МГТУ им. Н.Э. Баумана (322-е место).
Каковы же тенденции и перспективы развития высшего образовании в России? Среди основных можно выделить: