Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Униатская церковь что это такое


Особенности украинского униатства

Интервью с митрополитом Винницким и Могилев-Подольским Макарием (Свистуном)

Митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Макарий (Свистун)
– В наши дни на Западной Украине мы можем встретить большое число членов Украинской Греко-Католической Церкви. До Брестской унии 1596 года этой ветви христианства не существовало, но прошло несколько столетий и видно, что уния продолжает жить. Кто они, украинские униаты, сейчас: больше католики или православные?

– По менталитету — они больше католики, чем православные. Но они сохраняют внешние обряды Православной Церкви, это вошло в их бытие и сохраняется на протяжении более трехсот лет. Они привыкли к этому и не хотят внешних изменений. Однако мы видим, что все равно они постепенно меняются. Например, при строительстве новых храмов мы видим, что у них иногда исчезает иконостас, и они служат как католики: лицом к народу. Это показывает, что Католическая Церковь оказывает на них колоссальное влияние.

– А с точки зрения вероучения?

– Догматическое богословие показывает, что они отошли от православия. Они принимают те догматы, которые мы не признаем, которые приняла Католическая Церковь. Это догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии, Filioque и тому подобное.

– У греко-католиков большое количество богослужебных книг, текстов молитв, переведенных с церковно-славянского языка, взятых из православных часословов, молитвенников. Как соединяется славянское наследие с католическим вероучением?

– Это они воспринимают и как наследие прошлого и как то, чего они должны держаться, чтобы было различие между католичеством и униатством. Этим они пытаются доказать, что они истинно православные, а это, в свою очередь, вызывают симпатию у населения Западной Украины.

– А почему уния, заключенная в Бресте, на территории современной Беларуси, прижилась в основном только среди украинцев?

– Это зависело от исторических обстоятельств. Украина была длительный срок под властью Польши и Австрии, и это оказало влияние.

– Что можно сказать о рядовых прихожанах греко-католических приходов?

– Я был епископом в Ивано-Франковске, в той среде, почти восемь лет, потому знаком с жизнью и бытом униатов. Благодаря тому, что священник исторически имел большое влияние на Западной Украине, местные жители поддались значительному влиянию Церкви. Например, отрадно то, что каждый прихожанин в день ангела идет в храм на литургию и причащается. Они помнят именины и своих родителей. Заказывают в эти дни литургию за родителей. Что касается отношения к Церкви, то они считают обязательным соблюдение воскресных и праздничных дней. Поэтому у них в эти дни множество людей в храме. У нас порой совершенно другое отношение к праздникам. Униаты никогда не пойдут работать на поле в воскресенье. У нас же порой в воскресенье людей в сельских храмах очень мало.

Однажды, когда я служил литургию в Козлицах, меня встречали на коленях, а была зима и лежал снег. Этот пример говорит о том, какое глубокое уважение они испытывают к духовенству. Ни одного события в жизни униата не происходит без участия священника. У нас зачастую нет такого уважения к священнику.

– Что из положительного можно перенять православным?

– То, что священник должен быть вхож в каждую семью. Не бегать за деньгами, исполняя требы, не просто видеть своих прихожан в воскресенье на службе, а посещать больных, идти домой или в больницу, молиться за них. Умер прихожанин — священник должен посетить семью и утешить всех ее членов. Случилось что-то еще — идти к своим пасомым и быть рядом.

– Какое отношение римо-католиков к греко-католикам?

– В Риме, когда мы там бываем, видно, что римо-католики лучше относятся к нам, чем к греко-католикам. Насколько мне известно, папа не дает добро на существование униатского патриархата на Украине. Он хочет сохранить добрые отношения с Русской Церковью, так как влияние русского православия ощутимо.

– Может ли Греко-Католическая Церковь стать национальной для всей Украины?

– Не думаю. Там где укоренено православие, там будет развиваться Православная Церковь. Униаты, скорее, останутся отличительной чертой Западной Украины. И благодаря тому, что велась неумная политика по закрытию всех униатских храмов в начале второй половины ХХ века, уже в 1980-х годах произошел взрыв активности униатов. Если бы оставалось везде хотя бы по одному униатскому храму, взрыва бы никакого не было. Сами виноваты. Конечно, это была в первую очередь государственная политика, а не церковная. На протяжении десятилетий униаты верили в свою идею. И хотя у них не было своих храмов, когда не было рядом православного священника, они поминали папу Римского.

– Нужно ли в какой-то форме бороться с униатством на Украине?

– Нужна не борьба, а жизнь по заповедям Христовым. Нужно, чтобы верующий был христианином, каким Христос хотел видеть каждого человека, чтобы заповеди стали реальностью нашей жизни: любовь по отношению к другому человеку стала любовью, милосердие — милосердием, а жертвенность — жертвенностью. Мы, христиане, должны быть «руками Христа», делать то, что делал Христос: и исцелять, и милосердие проявлять, и жертвенность, и любовь. Если мы будем жить по-христиански, возможно униаты присоединятся к православным. А если не будем жить по христиански — будем терять с каждым днем и своих.

В России Православная Церковь почему сильна? Она имеет поддержку государства. Православная Церковь слаба, когда нет государственной поддержки. Это беда императорского Константинополя. А католичество привыкло опираться не на империю, а на свои силы.

Когда мы сталкиваемся с униатами, не нужно проявлять недружелюбие. Нужно проявлять глубокое сочувствие к ним как к людям, которые не понимают своих ошибок, и стараться помочь им их исправить. Я имею в виду догмат о непогрешимости папы, который не признавали Вселенские соборы. Мы должны показать, что держимся тех догматов, которые были с первых веков христианства и до сих пор. Новые догматы без согласия всей Церкви мы принять не можем.

– Что, на Ваш взгляд, может быть улучшено в жизни православия на Украине?

– Изменения должны быть, прежде всего, в епископате и в духовенстве. Нужно, чтобы епископы не тратили средства на дорогие облачения и не старались казаться лучше друг перед другом. Даже могущественная Католическая Церковь, которая имеет миллиарды долларов дохода, перешла на недорогие льняные облачения. А еще нужно помнить о лучших традициях прошлой, императорской, России. Народ все подмечает, он не глупый. То, что мы ездим на дорогих машинах, когда пенсионеры получают мизерное пособие, — недопустимо.

Беседовал Иван Пиковский

05 / 10 / 2006

Смотри также:НовостиДокументы истории

Гость сайтаСюжеты
 версия для печати

УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ - это... Что такое УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ?

РЕЛИГИЯ И ЖИЗНЬ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Униатская церковь получила свое название от латинского слова «уния», что означает единство, объединение.

Католицизм в течение веков старался проникнуть на территорию славянских стран и подчинить их народы своей вере. С этой целью была создана церковная организация, которая по форме была сходна с традиционной религией славянства — православием, но по содержанию оставалась католицизмом. Новая церковная организация получила название греко-католицизма, или униатства.

Начало ее существованию было положено в 1596 году так называемой Брестской унией, которая объединила в единую православную и католическую церкви на украинских и белорусских землях, находившихся тогда под властью панской Польши.

Но объединение это отнюдь не было добровольным. Унии предшествовала упорная борьба. Польские паны стремились с помощью униатской церкви закрепить свое влияние на завоеванных землях, оторвать украинский и белорусский народы от их старшего брата — русского народа.

Уния была навязана народу. Условием объединения церквей было признание православной церковью главенства римского папы. В то же время она сохраняла свои обряды и право вести церковную службу на родном языке. Народ не прекращал борьбы против унии, требуя восстановления православия. Передовые украинские мыслители постоянно вскрывали преступную роль Ватикана и его прямой агентуры — униатской церкви в закабалении трудового народа.

В поэме «Еретик» Т. Г. Шевченко писал о папе римском, что он «людською кровiю шннкуе і рай у найми оддае».

В годы Великой Отечественной войны главари униатской церкви — митрополит Шептицкий и другие вместе с украинскими буржуазными националистами выступили против народа и сотрудничали с фашистскими оккупантами, участвовали в кровавых расправах над партизанами и мирным населением. Шептицкий принимал деятельное участие в формировании дивизии СС «Галичина». В нее добровольно вступили многие униатские священники.

Антинародная деятельность униатской церкви окончательно оттолкнула от нее верующих. В 1946 году по инициативе группы униатских священников во Львове был созван собор, который принял решение ликвидировать унию и воссоединиться с Русской православной церковью. Верующие и подавляющее большинство духовенства активно поддержали это решение. Характерно, что еще до собора, за время деятельности инициативной группы, к ней присоединилось 986 униатских священников из 1267. Затем уния была ликвидирована также в Трансильвании (Румынии), в Закарпатье, Чехословакии.

Однако попытки оживить униатство в нашей стране и особенно на украинских и белорусских землях не прекращаются и по сей день. На втором Ватиканском соборе наследник Шептицкого, последний митрополит униатской церкви Слипый выступил с предложением создать на территории Советской Украины униатско-католический Кнсвско-Галицкий патриархат. Предложение не было принято, однако Слипый за «заслуги» был возведен в сан кардинала. Высшее духовное звание было присвоено человеку, осужденному советским судом и народом за активное сотрудничество с гитлеровскими оккупантами. По его вине были уничтожены десятки тысяч украинцев и белорусов. Униатские руководители по указке Ватикана действовали не только «словом божьим», но и пистолетом. В 1948 году украинскими буржуазными националистами был убит один из инициаторов ликвидации унии — священник Гавриил Костельник, а в 1949 году — выдающийся украинский писатель и публицист Ярослав Галан.

Усилиями Ватикана в Риме построен собор святой Софии — миниатюрная копия киевского собора. Были устроены пышные торжества по случаю его открытия. Эта акция широко рекламировалась среди украинских эмигрантов в Европе, Канаде, Америке. Она была призвана символизировать веру в вечное торжество католицизма на Украине. Но возврат к старому невозможен. Украинский народ прекрасно понял, кому служила и служит униатская церковь.

Литература:

Униатская церковь

христианское объединение, созданное Брестской унией в 1596 г. Подчиняясь папе римскому, сохранила православные обряды. Была распространена на территории Западной Украины и Западной Белоруссии.

Источник: Краткий исторический словарь

религиозное объединение, основанное на союзе (унии) православной церковной организации с католической церковью на условиях признания главенства папы римского и католической догматики при сохранении православных обрядов и церковно-славянского языка при богослужении. См. Брестская уния 1596.

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

греко-католическая -христианское объединение, созданное Брестской унией в 1596 г. Подчинялась папе римскому, признавала основные догматы католической церкви при сохранении православных обрядов. Помогала укреплять власть польских феодалов на Украине, позже служила австро-венгерской монархии. После Октябрьской революции руководство (митрополит А. Шептицкий) стояло на антисоветских позициях, в годы Великой Отечественной войны сотрудничало с гитлеровцами, поддерживало ОУН. Самоликвидировалась а 1946 г. с расторжением Брестской унии. Ныне возрождается на Западной Украине.

Источник: Словарь исторических терминов

соединение православной и католич. церкви на основе унии при главенстве католической, но с сохранением значит. части православных обрядов. Еще в 1439 на соборе во Флоренции была заключена уния католич. и православной церквей, но вскоре она была расторгнута (см. Флорентийский собор). С конца 15 в. идея унии была вновь выдвинута польск. феодалами, т. к. значит. часть населения Польши и Литвы была православной и с помощью церковной унии они предполагали постепенно ополячить украинцев и белоруссов. Часть православных феодалов и высшего духовенства в 16 в. поддержала идею унии, стремясь сравняться в правах с католиками. В 1595 епископы владимир-волынский Ипатий Потей и луцкий Кирилл Терлецкий обратились к папе римскому с просьбой об унии. На соборе в Бресте 6 епископов провозгласили Брестскую унию 1596, несмотря на протест большей части духовенства, феодалов и горожан. Король поддержал унию и объявил православную церковь вне закона, а ее имущество передал У. ц. В нач. 17 в. был создан орден базилианов, действовавший в интересах унии в сотрудничестве с иезуитами. Постепенно У. ц. и в обрядовом отношении все больше сближается с католической, изменяются облачения, устройство храмов, вводятся католич. праздники и отменяются православные. Все эти изменения были закреплены на соборе в Замостье в 1720. В Закарпатье уния была провозглашена на Ужгородском соборе 1649, но окончательно утвердилась лишь в конце 18 в. Борьбу с унией за религ. и нац. свободы на Украине и в Белоруссии в 16-17 вв. возглавили т. н. братства. После заключения Вечного мира 1686 Россия получила право защиты православных в Речи Посполитой и неоднократно протестовала против передачи православных церквей У. ц. После разделов Польши У. ц. была подчинена Римско-католич. коллегии в Петербурге, а с 1828 особой Униатской коллегии. В связи с начавшейся в 30-х гг. 19 в. ликвидацией У. ц. (завершена в 1839, кроме Холмской епископии, где У. ц. была ликвидирована в 1875), У. ц. с 1837 подчинялась обер-прокурору Синода. У. ц. в Галиции, тесно связанная с Ватиканом, в то же время поддерживала укр. националистич. тенденции вплоть до 2-й мировой войны 1939-1945. Прекратила свое существование в Зап. Украине в 1946 после Львовского собора, а в Закарпатье после Ужгородского собора 1949. На терр. Чехословакии ликвидирована в 1950. У. ц. продолжает существовать среди укр. эмигрантов, центр ее находится в Риме.

Лит.: Правда про унию. Док-ти н мат-ли, в. 2, Львнв, 1968; Чистович И. A., Очерк истории западнорус. церкви, ч. 2, СПБ, 1884; Петров A., Старая вера и уния в XVII-XVIII вв., т. 1 - 2, СПБ, 1905-06. А. И. Рогов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Униатская церковь - это... Что такое Униатская церковь?

Особенности устройства униатской церкви

Свое название данная разновидность католической церкви позаимствовала от известного латинского понятия «уния», широко применяемого в католицизме, трактовка которого сводится к понятию объединение. Католицизм на протяжении веков хотел распространить свое влияние на восток, в частности на территорию Украины и Белоруссии. Дабы реализовать свои планы, была организована уникальная церковное объединение, форма которой была во многом идентична привычному для славян православию, а по своей сути являлась чистой воды католицизмом. Данное соединение нескольких религиозных ветвей стало именовать греко-католической церковью или униатской церковью.

История возникновения униатской церкви

Корни возникновения и становления униатской церкви связаны с подписанной в 1596 году Брестской унией. Основная суть которой сводилась к объединению в единую церковь католической и православной церкви, расположенных на украинских и польских землях. Распространение новой идеологии не было безболезненным. Уния «входила» на новые земли с большим сопротивлением. Польское панство настаивало на распространении и закреплении религии, поскольку оно способствовало усилению их влияния на новых, только что завоеванных территориях. Униатство во многом было навязано украинскому народу. Поскольку оно предполагало признание православием главенства римского Папы, для многих людей подобные нормы оказались недопустимыми. Пойдя на уступки, Рим решил сохранить всю специфику верования, присущую данным территориям. Так, обряды проводились по устоявшимся канонам, а чтение молитв разрешалось проводить и на родном языке.

Современные униаты: католики или православные?

Сегодня униатская церковь продолжает жить. Однако со своей характерной спецификой. Так, по менталитету современный сторонник греко-католической церкви ближе к католицизму. Внешние обряды православной религии, закреплявшиеся в создании человека более трехсот лет, при этом также сохранились. Однако постепенное изменение в сторону католицизма все же на лицо. Например, униаты проводят свои проповеди лицом к народу, отказываются от иконостаса в процессе возведения новых храмов. Все это отличительные особенности именно католического устройства. С точки зрения догматического богословия, униаты также во многом разнятся с православием. Они принимают скорее католические устоявшиеся догмы, чем православные.

Если вам нужно купить иконы по выгодной цене, то заходите на сайт prav-podarki.ru. Тут продаются очень красивые иконы святых.


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.