Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Уфссп что это такое


Функции и задачи ФССП России

Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Основными задачами ФССП России являются:

– обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

– организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

– исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности Федеральной службы судебных приставов;

– управление территориальными органами ФССП России;

– ведение государственного реестра;

– осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр.

ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России.

УтвержденоУказом ПрезидентаРоссийской Федерации

от 13 октября 2004 г. N 1316

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

 Список изменяющих документов

(в ред. Указов Президента РФ от 24.01.2006 N 42,

от 21.04.2008 N 539, от 23.10.2008 N 1517, от 05.05.2010 N 552,

от 05.09.2011 N 1145, от 23.09.2011 N 1240, от 31.05.2012 N 757,

от 21.08.2012 N 1204, от 11.02.2013 N 131, от 06.12.2013 N 893,

от 21.12.2013 N 940, от 25.07.2014 N 529, от 20.01.2015 N 26,

от 05.04.2016 N 155, от 15.12.2016 N 670, от 13.05.2019 N 218)

I. Общие положения

1. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - государственный реестр), и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр.

(в ред. Указа Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

ФССП России подведомственна Минюсту России.

2. Основными задачами ФССП России являются:

1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды);

(в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2014 N 529)

2) организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - акты других органов);

(в ред. Указа Президента РФ от 23.09.2011 N 1240)

3) управление территориальными органами ФССП России (далее - территориальные органы);

4) ведение государственного реестра;

(пп. 4 введен Указом Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

5) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр.

(пп. 5 введен Указом Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

3. ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также настоящим Положением.

4. ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.

5. ФССП России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

II. Полномочия

6. ФССП России осуществляет следующие полномочия:

1) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации:

установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, в том числе по решению директора ФССП России - главного судебного пристава Российской Федерации в круглосуточном режиме, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов;

(в ред. Указа Президента РФ от 05.09.2011 N 1145)

осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа;

проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;

2) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации:

хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

розыск должника, его имущества, розыск ребенка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;

(в ред. Указа Президента РФ от 23.09.2011 N 1240)

абзац утратил силу с 11 февраля 2013 года. - Указ Президента РФ от 11.02.2013 N 131;

участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

2.1) осуществляет дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

(пп. 2.1 введен Указом Президента РФ от 23.09.2011 N 1240)

3) руководит деятельностью территориальных органов, осуществляет контроль их деятельности;

4) проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

5) формирует и ведет банки данных, содержащие сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;

(пп. 5 в ред. Указа Президента РФ от 11.02.2013 N 131)

5.1) ведет государственный реестр;

(пп. 5.1 введен Указом Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

6) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Минюст России предложения по его совершенствованию;

7) осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

(пп. 7 в ред. Указа Президента РФ от 20.01.2015 N 26)

8) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также на реализацию возложенных на нее функций;

9) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также проведение мероприятий гражданской обороны, мероприятий по повышению устойчивости работы центрального аппарата ФССП России и территориальных органов в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

10) осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также психологическое обеспечение их работников, организует подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров;

(в ред. Указов Президента РФ от 11.02.2013 N 131, от 21.12.2013 N 940)

11) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты работников ФССП России;

12) осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, в том числе обеспечение оружием в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

13) осуществляет меры по соблюдению правил оборота оружия в ФССП России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

14) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту персональных данных, а также сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

(пп. 14 в ред. Указа Президента РФ от 21.04.2008 N 539)

15) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;

16) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов ФССП России;

17) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции ФССП России;

17.1) осуществляет межведомственную координацию деятельности органов и организаций, исполняющих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

(пп. 17.1 введен Указом Президента РФ от 21.04.2008 N 539)

18) участвует в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к компетенции ФССП России;

18.1) участвует в противодействии коррупции в соответствии с законодательством Российской Федерации, разрабатывает и реализует меры по профилактике коррупции среди работников ФССП России;

(пп. 18.1 введен Указом Президента РФ от 11.02.2013 N 131)

18.2) осуществляет выдачу предусмотренных международными договорами Российской Федерации справок о неисполнении или частичном исполнении принятых в Российской Федерации судебных актов;

(пп. 18.2 введен Указом Президента РФ от 13.05.2019 N 218)

19) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

7. ФССП России в целях реализации своих полномочий имеет право:

1) запрашивать и безвозмездно получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

(в ред. Указа Президента РФ от 23.09.2011 N 1240)

2) привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, научные и другие организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

3) осуществлять функции государственного заказчика и организовывать капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов ФССП России, а также жилищное строительство;

4) образовывать в установленном порядке самостоятельно и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти совещательные и консультативные органы для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности;

5) заключать гражданско-правовые договоры;

6) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации управление и распоряжение жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации, закрепленными на праве оперативного управления за ФССП России.

(пп. 6 введен Указом Президента РФ от 11.02.2013 N 131)

8. ФССП России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

III. Организация деятельности

9. ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации (далее - директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий.

Директор имеет заместителей директора Федеральной службы судебных приставов - заместителей главного судебного пристава Российской Федерации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

(в ред. Указа Президента РФ от 05.05.2010 N 552)

Количество заместителей директора устанавливается Президентом Российской Федерации.

10. Директор:

1) распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц ФССП России по решению оперативных, организационных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, относящихся к компетенции ФССП России;

2) организует работу центрального аппарата ФССП России;

3) вносит (представляет) Министру юстиции Российской Федерации:

проект положения о ФССП России;

проект типового положения о территориальном органе;

(в ред. Указа Президента РФ от 05.05.2010 N 552)

предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников, в том числе федеральных государственных гражданских служащих, центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей директора и руководителей территориальных органов - главных судебных приставов субъектов Российской Федерации;

ежегодный план и основные показатели деятельности ФССП России, а также отчет об исполнении плана;

предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

предложения о принятии на вооружение ФССП России образцов специальной техники и специальных средств для последующего представления в Правительство Российской Федерации;

доклад о результатах деятельности ФССП России по реализации законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

предложения о заключении международных договоров Российской Федерации и соглашений в установленной сфере деятельности;

проекты нормативных правовых актов и других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации и к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации работников центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также лиц, оказывающих содействие ФССП России в решении возложенных на нее задач;

(в ред. Указа Президента РФ от 23.10.2008 N 1517)

предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений, обеспечивающих деятельность ФССП России, для последующего представления в Правительство Российской Федерации;

(абзац введен Указом Президента РФ от 21.04.2008 N 539)

4) утверждает:

структуру и штатное расписание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов в пределах установленных Президентом Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

смету расходов на содержание работников ФССП России в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

положения о структурных подразделениях центрального аппарата ФССП России;

положения о совещательных и консультативных органах, а также их состав;

состав центральной аттестационной комиссии ФССП России;

правила внутреннего распорядка;

положения о территориальных органах в соответствии с типовым положением о территориальном органе ФССП России, утвержденным Министром юстиции Российской Федерации;

(абзац введен Указом Президента РФ от 05.05.2010 N 552)

по согласованию с Минюстом России формы ведомственной статистической отчетности и документов первичного учета по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

(абзац введен Указом Президента РФ от 11.02.2013 N 131)

порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия, специальных средств, ношения форменной одежды и специальных знаков, а также порядок служебных взаимоотношений работников ФССП России;

(абзац введен Указом Президента РФ от 11.02.2013 N 131)

порядок формирования и ведения банков данных, содержащих сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;

(абзац введен Указом Президента РФ от 11.02.2013 N 131)

порядок приема в ФССП России иностранных делегаций и иностранных граждан, а также нормы расходования денежных средств, необходимых для приема в ФССП России таких делегаций и граждан;

(абзац введен Указом Президента РФ от 06.12.2013 N 893)

положение о специальной подготовке в ФССП России;

(абзац введен Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 155)

форму заявления об ограничении или прекращении взаимодействия с должником;

(абзац введен Указом Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

порядок ведения государственного реестра, форму свидетельства о внесении в государственный реестр сведений о юридическом лице, осуществляющем деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, форму представления таким юридическим лицом сведений о его учредителях (участниках), органах и работниках, форму заявления об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра;

(абзац введен Указом Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

порядок и сроки направления уведомления о получении права распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал юридического лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенного в государственный реестр;

(абзац введен Указом Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

требования к оборудованию и программному обеспечению юридического лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенного в государственный реестр, и требования к документам, подтверждающим наличие такого оборудования и программного обеспечения и их соответствие установленным требованиям;

(абзац введен Указом Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

форму отчета о деятельности по возврату просроченной задолженности, перечень и формы документов и сведений, представляемых юридическим лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр, в ФССП России, а также сроки и периодичность их представления;

(абзац введен Указом Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

форму и порядок выдачи предусмотренных международными договорами Российской Федерации справок о неисполнении или частичном исполнении принятых в Российской Федерации судебных актов;

(абзац введен Указом Президента РФ от 13.05.2019 N 218)

5) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации производство дознания по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях;

6) обеспечивает и контролирует в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительное производство, возбужденное в отношении одного и того же должника в различных территориальных органах;

7) назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителей территориальных органов - заместителей главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;

(в ред. Указа Президента РФ от 31.05.2012 N 757)

8) назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата ФССП России;

9) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе и трудовым законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы и осуществлением трудовой деятельности в ФССП России;

10) издает в пределах своей компетенции индивидуальные правовые акты (приказы, указания и распоряжения) по вопросам организации деятельности ФССП России, обязательные для исполнения всеми ее работниками;

11) отменяет или изменяет не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации решения должностных лиц ФССП России и ее территориальных органов, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;

(пп. 11 в ред. Указа Президента РФ от 23.09.2011 N 1240)

12) представляет в установленном порядке ФССП России в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

13) учреждает ведомственные награды, имеет наградной и подарочный фонды, в том числе фонды огнестрельного и холодного оружия, для награждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, работников центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также лиц, оказывающих содействие ФССП России в решении возложенных на нее задач;

14) определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок и условия выплаты работникам центрального аппарата ФССП России и территориальных органов надбавок, премий и иных вознаграждений, устанавливает другие дополнительные выплаты в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

15) решает в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вопросы о присвоении классных чинов федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

16) принимает по согласованию с Министром юстиции Российской Федерации решения о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

17) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

12. ФССП России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФССП России имеет геральдический знак - эмблему, флаг и знамена, учреждаемые Президентом Российской Федерации.

(в ред. Указа Президента РФ от 21.08.2012 N 1204)

13. Местонахождение ФССП России - г. Москва.

Время создания/изменения документа: 26 июня 2011 15:44 / 28 мая 2019 19:03

Версия для печати

fssprus.ru

Историческая справка и правовые основы деятельности

Из истории института судебных приставов

Исполнение судебных решений – это показатель уважения к государству. Ведь правосудие считается свершенным, когда выполнено решение суда. ФССП России является единственным уполномоченным органом государственной исполнительной власти, осуществляющим принудительное исполнение судебного решения. Служба обеспечивает правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Но история долговых отношений насчитывает не одно тысячелетие. На разных этапах развития государства применялись различные методы взимания долгов и всегда были люди, которые в частном порядке или на законных основаниях боролись с должниками. Потребность в решительных действиях с целью взимания долга и предотвращения недобросовестного поведения заемщиков возникла в глубокой древности. В частности, всегда был актуален вопрос регулирования долговых обязательств по налогам и сборам. Но как таковой институт принудительного исполнения в России складывался постепенно, его совершенствование шло параллельно с развитием правовой системы и зависело от многих экономических, политических и социальных процессов. Каков же портрет тех, кто являлся предшественниками или прототипами современных судебных приставов?

Дружинники

В Древней Руси дань являлась формой налогов, а сборщиком дани выступал сам князь. С ноября по апрель выезжал он с дружиной на полюдье собирать дань и вершить суд в подвластных ему племенах. К поселенцам, которые отказывались или не имели возможности платить, применялись силовые методы. Волю князя приводили в исполнение верные дружинники. Поскольку не был установлен четкий размер повинности, княжеская дружина нередко встречала ожесточенное сопротивление. После гибели князя Игоря в походе на древлян, его вдова княгиня Ольга провела налоговую реформу, – она установила «уроки» (фиксированный размер повинности) и создала новую форму получения дани – «повоз» (дань свозилась на специально устроенные «погосты» и становища). Во времена правления Ярослава Мудрого (1019 – 1054) общественные отношения, в том числе имущественные, регулировались сводом законов Русская Правда. Уже в ХI веке в Русской Правде был прописан определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника. Там же упоминались посадниковые или княжеские дружинники – отроки, мечники и детские, которые выступали в роли «исполнителей», защитников интересов истца, – они собирали судебную пошлину и содействовали в получении назад заемного имущества. В период с конца XI века по XV век были приняты нормативные правовые акты, закрепившие введение специальных должностных лиц, призванных обеспечивать исполнение судебных решений и содействовать судебному процессу.

Первые приставы феодальной Руси и Московского государства

Изначально под словом «пристав» не подразумевали какую-либо определенную должность, скорее, так называли исполнителя различных судебных обязанностей. В договорных и судных грамотах Пскова и Новгорода, датированных XIII – XV веками упоминаются приставы, которые призывались на должность князем или городским вече и обладали различными полномочиями в области судебной и следственной деятельности: вызывали ответчиков на великокняжеский суд, осуществляли досудебное исследование обстоятельств дела, собирали доказательства в пользу истца; разыскивали и принудительно приводили в суд ответчика; обеспечивали установленный порядок ведения дел в суде, следили за своевременной уплатой судебных пошлин и пр.). В документах Московского государства упоминание о судебных приставах встречается в Судебниках 1497, 1550 годов. Судебники закрепляют разнообразие функций и форм деятельности приставов. Так, для розыска беглых холопов приставы могли устраивать обыски, а для получения информации о «лихих» людях – применять расспрос и пытку. Кроме этого, Судебники вводят новый институт – «отдача за пристава»: теперь обвиняемые во время следствия и суда находятся под надзором и на ответственности того пристава, за которым они числятся. Если пристав упускает своего «подопечного», он обязан стеречь ответчика у двора «и день, и два, и три». В XVI – XVII веках формируется единая общерусская судебная система, проходит глобальная систематизация нормативных правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получает конкретизацию, и функции приставов закрепляются законодательно.

Недельщики

В допетровской Руси, с начала XV по XVII век, судебный пристав назывался недельщиком, т.к. исполнял свои обязанности неделями, «быть в неделях». Вступление недельщика в должность регистрировалось дьяком в особой книге.

В обязанности недельщиков входило оповещение сторон о вызове в суд, а также содействие в розыске обвиняемого и доставление его в суд. При этом сам недельщик осуществлял возложенные на него функции только в пределах города, если же возникала необходимость вызова в суд ответчика из уезда, недельщик посылал с приставными грамотами так называемых ездоков. При недельщике могло числиться до семи ездоков, с каждым из которых он заключал договор взаимной ответственности. В случае ущерба, нанесенного делу ездоком, все убытки возмещал недельщик. Если же сам недельщик нарушал свои обязательства, пени и взысканию пошлин подвергались те лица, которые при вступлении недельщика в должность поручились за него. Таким образом, уже в XV – XVI веках начал формироваться институт ответственности приставов за противоправные действия. Более широкие полномочия приставы получили благодаря Соборному Уложению царя Алексея Михайловича 1649 года. В частности, в случае сопротивления должника, приставу предоставлялось право взять себе в помощь у воеводы «стрельцов, пушкарей и защитников», – столько, сколько необходимо для ареста ответчика. Но вместе с расширением полномочий, повысилась и ответственность: за ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подвергался дисциплинарной (увольнение со службы), уголовной (битье батогами) и материальной (возмещение убытков) ответственности.

В это время, согласно Соборному Уложению, за недоимки крестьяне и мелкий посадский люд отвечали «правежом» – их привязывали к позорному столбу и секли. В петровскую эпоху правеж был заменен принудительными работами, также была отменена мера пресечения «отдача за пристава». Постепенно исполнительное производство как вспомогательный институт при судах сдает свои позиции, и в XVIII веке должность судебного пристава упраздняется.

Полицейские приставы

После упразднения института судебных приставов судебно-вспомогательные функции перешли в ведение полиции. Однако такое переложение обязанностей не оправдало себя. Если, скажем, недельщикам за исправную службу по обеспечению явки в суд приглашенных лиц полагалось вознаграждение, которое взыскивалось с самих вызываемых, то у полицейских приставов не было никакой материальной заинтересованности. По этой причине установленный порядок ведения судебных дел постоянно нарушался, судебные разбирательства из-за несвоевременного вызова в суд участников процесса затягивались не на одно десятилетие, а исполнение решений суда откладывалось на годы.

В XVIII – XIX веках в Российской империи стали повсеместно появляться «долговые ямы»; действовала круговая порука; за неуплату подушной подати продавали имущество должника, применяли телесные наказания, ссылали на принудительные работы... Но недоимки росли, и с 1769 года в безнадежных случаях они стали списываться: царское правительство «складывало» долг, приурочивая это к каким-либо видным политическим событиям.

В таких условиях очевидной стала необходимость кардинального реформирования судебной системы и восстановления института судебных приставов.

Судебные приставы Российской империи

В ходе судебной реформы 1864 года институт судебных приставов был восстановлен в качестве неотъемлемого структурного подразделения суда. 20 ноября 1864 года императором Александром II были утверждены «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства». Судебные уставы определили новые принципы судоустройства и судопроизводства в России, кроме того, в соответствии с ними при судебных местах должны были находиться судебные приставы.

Вопрос о реализации уставов был решен «Высочайше утвержденным Положением о введении в действие Судебных Уставов 20 ноября 1864 г.», которое содержалось в именном императорском указе от 19 октября 1865 года. При этом новые установления планировалось вводить в действие с 1866 года в течение четырех лет. В первую очередь они были введены в округах Санкт-Петербургской и Московской судебных палат, а в подведомственных им судах были назначены судебные приставы в количестве 203 человек.

Деятельность приставов, состоявших при мировых судьях, окружных судах и мировых съездах, была строго подконтрольна соответствующим судебным ведомствам. В отношении кандидатов на должность судебного пристава действовал определенный перечень требований и цензов. В соответствии с «Учреждением судебных установлений» эту должность не могли занять иностранцы, лица, не достигшие двадцати одного года, лица, подвергшиеся судебным приговорам или состоящие под следствием. Большое внимание уделялось морально-нравственным качествам кандидата: чтобы обеспечить интересы сторон в исполнительном производстве, судебный пристав должен быть добросовестным и обладать «благонадежной нравственностью». Утверждение пристава в должности происходило только по истечении года успешной службы. Если при исполнении судебных постановлений судебному приставу оказывалось сопротивление, виновные лица несли суровое наказание (лишение всех прав состояния, ссылка на каторжные работы или в Сибирь на поселение, отдача в арестантские роты и др.). Была предусмотрена дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность судебного пристава в случае ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей.

Таким образом, с момента подписания в 1865 году императором Александром II Положения о введении в действие судебных уставов правовой статус и компетенция судебного пристава получили законодательную регламентацию. Институт судебных приставов становится ядром «исполнительного» судебного механизма, а законодательство о правовом статусе судебных приставов Российской империи признается образцовым документом в европейской законотворческой практике второй половины XIX века. Судебные приставы, с которыми история российской государственности была неразрывно связана на протяжении многих веков, заняли достойное место в системе государственной службы.

Поэтому дата 19 октября 1865 года считается отправной точкой в истории Российского института судебных приставов.

После перехода России на новое летоисчисление указанной исторической дате стала соответствовать (по новому стилю) дата 1 ноября. Именно она легла в основу Указа Президента Российской Федерации от 08.09.2009 № 1019, которым был установлен профессиональный праздник работников Федеральной службы судебных приставов – День судебного пристава.

Судебные исполнители СССР

В период 1917 – 1991 годов дореволюционная система исполнения судебных решений постепенно разрушалась. Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года, вместе с ликвидацией прежней судебной системы, упраздняется также институт судебных приставов. Для реализации исполнений судебных решений учреждается институт судебных исполнителей. А функции по поддержанию порядка в зале суда и принудительной доставки в суд участников возлагаются на сотрудников советской милиции. Судебные исполнители состояли в штате суда и в своей деятельности подчинялись непосредственно суду. Этот факт, безусловно, свидетельствует о некоторой преемственности между дореволюционной службой приставов и советской.

Возрождение службы судебных приставов

Возрождение службы судебных приставов началось с 1997 года, когда были приняты федеральные законы от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Эти законы кардинальным образом изменили систему исполнительного производства и явились законодательной основой для организации самостоятельного института судебных приставов. Их применение привело к определенным положительным результатам в деле укрепления гарантий защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве.

Значительно обновленное за истекшее время законодательство Российской Федерации также потребовало корректировки ряда норм федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» и внесения изменений в эти законы, поскольку вопросы исполнения судебных и иных актов касаются практически каждого правоприменителя, гражданина и организации, осуществляющих свою деятельность в нашей стране.

Потребности в изменении законодательства об исполнительном производстве, в последнее время находившегося в центре внимания, как законодателя, так и общества в целом, обусловили разработку и принятие нового Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», вступившего в силу 1 февраля 2008 года.

Сегодня работа по совершенствованию механизмов исполнительного производства продолжается, и если дальнейшая его реформа будет проходить при активном участии профессионального юридического сообщества, государство получит максимальный процент исполнения судебных решений. Важно знать и чтить историю России. Ведь оценка исторических фактов позволяет по-новому взглянуть на современные процессы развития отечественной правовой системы. А опыт прошлых веков дает ясное осознание того, что с помощью меча и батогов, конечно, можно заставить ответчика вернуть долг, но основное и наиболее эффективное оружие – это Закон.

Время создания/изменения документа: 26 июня 2011 15:45 / 25 декабря 2018 14:05

Версия для печати

fssprus.ru

Руководство ФССП России

Помигалова Ольга Александровна

Первый заместитель директора Федеральной службы судебных приставов – первый заместитель главного судебного пристава Российской Федерации

Белоусов Сергей Викторович

Заместитель директора Федеральной службы судебных приставов - заместитель главного судебного пристава Российской Федерации

Воронин Владимир Васильевич

Заместитель директора Федеральной службы судебных приставов - заместитель главного судебного пристава Российской Федерации

Захаркина Елена Юрьевна

Заместитель директора Федеральной службы судебных приставов – заместитель главного судебного пристава Российской Федерации

Савенко Игорь Геннадьевич

Заместитель директора Федеральной службы судебных приставов - заместитель главного судебного пристава Российской Федерации

Фирстов Денис Александрович

Заместитель директора Федеральной службы судебных приставов - заместитель главного судебного пристава Российской Федерации

Брыксина Олеся Алексеевна

И.о. начальника Управления организации исполнительного производства Федеральной службы судебных приставов

Старобинский Павел Игоревич

И.о. начальника Управления организации обеспечения установленного порядка деятельности судов Федеральной службы судебных приставов

Демин Иван Петрович

Начальник Управления противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности Федеральной службы судебных приставов

Вьюнов Андрей Владимирович

Начальник Управления рассмотрения обращений в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов

Николаев Иван Анатольевич

Начальник Управления организации ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности

Липаев Андрей Евгеньевич

Помощник директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации

Сапронов Георгий Михайлович

Советник директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации

Хуторенко Павел Григорьевич

Советник директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации

Давыдова Ирина Николаевна

Советник директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации

fssprus.ru

Форма обращения

Уважаемый заявитель!

Перед заполнением формы электронного обращения просим Вас внимательно ознакомиться с необходимой информацией.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин вправе направлять обращения в органы государственной власти, в том числе в форме электронного документа.

Интернет-приемная является способом подачи обращения в форме электронного документа в соответствии с законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В случае, если жалоба содержит требования об отмене постановления либо признании неправомерным действий (бездействия), отказа в совершении действий должностного лица службы судебных приставов, она может быть подана в порядке подчиненности в соответствии с главой 18 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Жалобы в порядке подчиненности подаются в письменной форме должностному лицу Федеральной службы судебных приставов, в подчинении которого находится должностное лицо, действия (бездействие), постановление которого обжалуются.

Жалобы в порядке подчиненности, поступившие в Интернет-приемную, рассмотрению в порядке главы 18 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не подлежат.

В жалобе должны быть указаны:

1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются; 2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации; 3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4) требования лица, подавшего жалобу.

В соответствии с ч. 1.1. ст. 50 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства, объяснения, отводы и жалобы могут быть поданы стороной исполнительного производства должностному лицу службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью.

Требования к формату электронной подписи предусмотрены Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», постановлением Правительства от 29.06.2016 № 606 и приказом Минюста России от 30.12.2016 № 333.

Обращаем внимание!

ФССП России фиксируются случаи рассылки вредоносных сообщений от имени ФССП России. Злоумышленники используют подмену адресов электронной почты, а также схожую символику ФССП России. Вирусы, содержащиеся в таких письмах, могут не блокироваться антивирусными средствами. ФССП России настоятельно рекомендует не открывать подозрительные письма. Осуществляя переход по указанным в письме ссылкам, открывая вложения, компьютер подвергается опасности заражения. При заражении компьютера рекомендуется обращаться в органы полиции с соответствующим заявлением.

fssprus.ru

Обращения

Пожалуйста, прежде чем направить обращение в форме электронного документа в Федеральную службу судебных приставов, просим вас внимательно ознакомиться со следующей информацией.

1. В соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при заполнении формы электронного обращения Вам необходимо указать свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый или электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ, а также изложить суть обращения.

2. Обращения в форме электронного документа подлежат регистрации в течение трех дней с момента поступления в Федеральную службу судебных приставов.

3. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Федеральной службы судебных приставов, в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина о переадресации обращения.

4. Обращение в форме электронного документа, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

5. Обращения в форме электронного документа рассматриваются в Федеральной службе судебных приставов в течение 30 дней со дня их регистрации. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен уполномоченными должностными лицами Федеральной службы судебных приставов, но не более чем на 30 дней, с одновременным уведомлением гражданина, направившего обращение.

6. Обращения в форме электронного документа, содержащие нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, не подлежат рассмотрению Федеральной службой судебных приставов.

7. Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в форме электронных документов, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения в форме электронного документа, направляемые в Федеральную службу судебных приставов, минуя данную форму электронного обращения, к рассмотрению не принимаются.

Предлагаем перед размещением в Интернет-приемной обращения воспользоваться базой знаний «Вопрос – ответ», в которой размещены наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них. Возможно, там Вы быстрее получите ответ на ваш вопрос. Информацию о ходе исполнительного производства Вы можете получить обратившись на Единый портал государственных услуг по адресу: https://www.gosuslugi.ru/10003

Надеемся, что Интернет-приемная ФССП России расширит ваши возможности в оперативном взаимодействии с нами в рамках проводимой в Российской Федерации информационной политики.

Заполнить форму обращения

 

Время создания/изменения документа: 26 июня 2011 15:53 / 30 ноября 2017 11:57

Версия для печати

fssprus.ru

Федеральная служба судебных приставов - это... Что такое Федеральная служба судебных приставов?

Федера́льная слу́жба суде́бных при́ставов (ФССП Росси́и) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

ФССП России подведомственна Минюсту России.

Центральный аппарат Службы размещается в Москве на улице Кузнецкий Мост, в бывшем доме банка и торгового дома «И. В. Юнкер и Ко».

В мае 2012 года на рассмотрение был вынесен проект о создании в структуре ФССП собственного розыскного подразделения[3].

Подразделения специального назначения

В 2005-2006 годы в составе ФССП РФ были созданы специализированные силовые подразделения - районные и межрайонные отделы по организации оперативного дежурства (в составе которых имеется дежурная часть и одна или несколько групп быстрого реагирования)[4]. Личный состав ГБР проходит специальную подготовку и имеет на вооружении автоматическое оружие[5].

Символика

Автомобиль Федеральной службы судебных приставов в Коряжме.

Основная статья: Флаг Федеральной службы судебных приставов

Служба имеет флаг и геральдический знак-эмблему, утверждённые Указом Президента РФ.

Ведомственные медали

Примечания

dal.academic.ru


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.