Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Триз в доу что это такое


Картотека игр по технологии ТРИЗ в детском саду

Современный мир с его стремительно развивающимися технологиями, огромным потоком информации и новостей требует от человека осмысливания событий, выработки правильных решений и практического их применения в ускоренные сроки. Учить этому необходимо с детства. Ребятишкам 3–6 лет поможет освоить эти непростые навыки адаптированная к дошкольному возрасту технология ТРИЗ — система игр, упражнений и занятий, направленных на совершенствование творческих способностей, воображение, нестандартного мышления. Причём все эти качества призваны помочь детворе не только развиваться творчески, но и применять свои таланты в практической деятельности.

Цель и значение технологии ТРИЗ в дошкольных учреждениях

ТРИЗ или теория решения изобретательских задач в наше время стала очень популярной технологией в дошкольной педагогике. Автором её является Генрих Саулович Альтшуллер, изобретатель, писатель-фантаст, создатель первого в мире центра по изучению ТРИЗ — Школы молодого изобретателя.

Первоначально ТРИЗ была разработана как инструмент совершенствования мышления изобретателей на основе развития творческих способностей, вооружения их знаниями о законах и правилах развития технических систем (объектов, созданных руками человека), опоры на многовековой опыт изобретательства со всеми его удачами и ошибками. Причём это мышление должно было давать не только правильные, но и быстрые результаты. Этого, по словам самого Г. Альтшуллера, требовала научно-техническая революция, темпы которой всё ускоряются, а выдвигаемые задачи становятся всё сложнее и сложнее.

Закономерно, что ТРИЗ прижилась в дошкольной педагогике, трансформировалась с учётом возрастных особенностей маленьких изобретателей и активно используется на практике. Ведь независимо от того, кем станет ребёнок в будущем, «технарём» или «гуманитарием», быстрота и правильность в принятии решений в современной жизни ему обязательно пригодятся.

Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта.

Г. С. Альтшуллер

Генрих Альтшуллер был убеждён в гениальности детства и заботился о судьбе будущих поколений

Какие же идеи Генриха Альтшуллера могут быть применимы в дошкольной педагогике? В первую очередь, это его представление о творческих и интеллектуальных способностях человека, и их роли в решении задач изобретательства:

Применение ТРИЗ-технологии позволяет осуществить требования Федерального государственного стандарта, который акцентирует внимание на необходимости создать условия для развития мышления, речи, воображения и творчества воспитанников.

Детям предстоит жить в сложном и непредсказуемом мире будущего, поэтому уже сейчас следует вооружить их всеми возможными средствами для понимания и преобразования этого мира на пользу всему человечеству

Цель использования технологии ТРИЗ в дошкольном учреждении — сформировать у детей навыки самостоятельно поиска оптимальных решений на основе знаний и представлений о системах (предметах и объектах) окружающего мира. Поскольку ТРИЗ опирается на опыт и воспроизведение информации, применять эту технологию лучше в среднем и старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинают развиваться такие мыслительные процессы, как долговременная память, произвольное внимание, умение оценивать события, вещи, определять их полезность или, наоборот, ненужность. Но и с детьми 3–4 лет можно проводить игры и упражнения, направленные на развитие нестандартного, креативного мышления, которые станут базой для решения более сложных задач.

ТРИЗ нельзя назвать чисто эвристической технологией, поскольку ей присущи прагматичные (опирающиеся на практику) черты: нацеленность на результат, использование максимума ресурсов для получения практической пользы, опора на опыт практиков. Но гений Г. Альтшуллера состоит в том, что ему удалось объединить в своей теории творческое и прагматичное начало, поставить фантазию и воображение на службу обществу. В этом отличие ТРИЗ от остальных подобных методов, не имевших установки на получение быстрого и качественного результата.

Последовательность работы над проблемой по технологии ТРИЗ

В классической ТРИЗ существует чёткая система последовательных шагов, направленных на решение проблемы. Для дошкольной педагогики они будут преобразованы в цепочку методических приёмов.

Таблица: этапы решения проблемы и используемые в них приёмы

Приходить к решению сообща — одно из полезных умений, которое формирует ТРИЗ

В работе с дошкольниками идеальное и физическое решение могут совпадать, чего в жизни практически не случается. Но детство — время чудес и радости, поэтому почти все проблемные ситуации заканчиваются, как и предполагалось, с отличным результатом. Исключение составляют такие специально подобранные ситуации, неполное соответствие которых идеалу служит поводом для нравственной беседы, моральных выводов.

Например, в лесу зимой заболел злой Волк. Лучшее решение: поскорее дать ему чай с малиной. Где взять ягод для лечебного чая? Их могла бы дать Белочка, но она обижена на Волка, который отобрал у неё летом корзинку с малиной. После того как Волк обещает исправиться и просит прощения, Белочка делится малиной. Моральная оценка ситуации: если бы Волк не был злым и не обижал зверят в лесу, он бы получил лекарство гораздо быстрее, ему не было бы так стыдно.

Методы развития творческих способностей и воображения, используемые в ДОУ

Первоначально под технологией ТРИЗ для дошкольных учреждений подразумевался комплекс упражнений и игр, в которых нужно было найти решение проблемы и прийти к результату, максимально близкому к идеалу. Но таких заданий не очень много, и чтобы разнообразить технологию, её обогатили родственными по смыслу и идее эвристическими (поисковыми) методами. Все они выполняют одинаковые задачи:

Системный анализ как один из основных методов ТРИЗ

Системный анализ использует ключевое понятие ТРИЗ — систему. Это объект, предмет, явление, которое состоит из подсистем-частей и объединяется с другими системами в надсистему. Системный анализ (без употребления терминов) применяют, чтобы сформировать у детей целостное представление о картине мира, закрепить знания о роли и месте каждого объекта, о связях между ними. Системами могут быть и живые существа, поэтому системный анализ широко используют на занятиях по экологии, особенно в старших группах.

Один и тот же объект может выступать и как система, и как подсистема, и как надсистема в разных рассматриваемых случаях. Это приводит детей к пониманию многообразия мира и неразрывной связи всех его составляющих.

Возьмём систему «дерево». Подсистемой будут части дерева: ствол, ветви, корень, листья и плоды. Надсистемой — лес, парк, сад. Но если мы возьмём систему «лес», то подсистемой её будут деревья, кустарники, травы, животные, а надсистемой — мир природы нашей планеты.

Систему можно рассматривать и в её движении по шкале времени. Подсолнечник в прошлом был маленьким семечком, которое посадили в землю, поливали, оберегали. В будущем подсолнечник даст много семян, из которых появятся новые растения. Так дети усваивают связь между прошлым и будущим в живой природе. Изменения неживых объектов природы, связанные со временем, проще всего проследить на примере капельки: в своём путешествии она успевает побывать частью надсистем «туча», «лужа», а сама состоит из подсистемы «вода».

На системном анализе базируется метод девяти экранов. Девять экранов расположены в определённом порядке.

Таблица: девять экранов мышления по Г. Альтшуллеру

Экраны мышления применяют так:

В развивающей среде группы экраны мышления оформляют в виде домика с окошками, телевизора, можно заключить таблицу в нарядную рамку. Чтобы малыши заинтересовались этим пособием, его не только привлекательно оформляют, но и дают понятное и интересное название. Надпись «Многоэкранка» или «Пятиэкранка» мало что скажет детям, а будет понятна только педагогам. Лучше назовём эти экраны неординарно: «Волшебный домик мыслей», «Сказочные экраны», «Что есть, было, будет?» Ребёнок непременно спросит, что здесь написано. И мы сможем ему пояснить: этот домик (картина) придуманы для того, чтобы помогать нам мыслить, искать связи между предметами, выяснять, какими они есть сейчас, а какими были и будут.

Хорошо овладев методом системного оператора, дети и сами могут составлять цепочки из системы, подсистемы и надсистемы

Взяв в качестве системы любимого героя детворы Колобка, воспитатель может построить работу с пятью экранами в таком порядке:

Мышление по пяти экранам на примере любимой сказки не вызовет трудностей у старших дошкольников

Метод фокальных объектов

«Фокальный» означает «центральный», «находящийся в фокусе». Суть метода состоит в том, что для работы берутся один центральный объект и 1–2 вспомогательных. К центральному объекты, сохраняющему свои основные характеристики и форму, мысленно «присоединяют» функции и признаки второстепенных, выбранных случайно (их назовут и дети). Образующиеся объекты или явления обговаривают, придумывают, где и как они могли бы использоваться, их можно попытаться нарисовать, сочинить сказку об их приключениях, спеть песенку от имени нового персонажа.

Обыгрывание, импровизация, шутливые дополнения самого воспитателя оживят и украсят использование этого метода. Нельзя забывать, что мы имеем дело с малышами, которые всё постигают в игре.

Итак, возьмём фокальный объект «тарелка» и два случайных: «слон» и «шуба». Слон большеухий, толстоногий, с хоботом. Шуба тёплая, с пуговицами. Присоединяя эти признаки к предмету «тарелка», получим новые предметы, которым нужно найти применение, обосновать его, а также обыграть.

Таблица: пример использования метода фокальных объектов

Идея тарелки на ножках не так уж нова, и, возможно, появилась в результате использования «фокального метода»

Морфологический анализ

Морфология — наука о строении, форме. В основу морфологического анализа положен принцип образования всех возможных вариантов решения задачи путём поочерёдного сопоставления объектов из двух и более групп, а также их признаков, свойств. Когда все варианты составлены, их рассматривают и отбирают наиболее подходящие. Если берутся только две группы, то составляется морфологическая таблица, а три и более различных групп уже образуют морфологический ящик, по аналогии с настоящим ящиком, у которого есть три измерения — длина, ширина, высота.

Использовать метод морфологического анализа можно практически в любом виде деятельности, вплоть до подготовки к занятиям, изготовления кукольной одежды и подарков малышам ясельной группы. К примеру, дети решили подарить младшим товарищам поделку — аппликацию «Цыплёнок на лугу». Они определяют, что в состав поделки будет входить фон (травка), фигурка цыплёнка, фигурка жучка на траве, три цветка. Воспитатель сообщает детям, что из материалов для поделок можно взять нитки, ткань и картон. Все эти материалы могут быть разных цветов. Образовались три группы: деталь поделки, материал, цвет. С помощью воспитателя составляется морфологический ящик (на практике его записывают в виде таблицы).

Таблица: отбор материала для поделки с использованием морфологического анализа, первый этап

Педагог озвучивает детям все образовавшиеся варианты, вычёркивая те, которые отвергаются в результате обсуждения: «чёрный цветок» (некрасиво), «цыплёнок из картона» (не будет видно, какой он пушистый). В итоге остаются приемлемые варианты.

Таблица: окончательный вариант поделки, полученный в результате морфологического анализа

Дети отобрали оптимальный вариант: трава и цыплёнок будут изготовлены из зелёных и жёлтых нарезанных ниток, цветы — из красной, синей и белой ткани, а жук — из чёрного картона.

Метод морфологического анализа можно обыграть, использовав любимые детьми сказочные сюжеты. Причём не только на занятии, но и во время прогулки, в виде дидактической игры, поскольку для этой деятельности нужны минимальные материалы и оборудование.

Пример простой морфологической таблицы, в которой объединены форма и цвет

Таблица: конспект дидактической игры с элементами морфологического анализа «Загадки Рассеянного Короля» в средней группе ДОУ, составила М. В. Корж

Круги Луллия

Краткому описанию жизни и трудов Раймундо Луллия Г. Альтшуллер отвёл место в своей книге «Найти идею. Введение в ТРИЗ». Луллий проповедовал идею о том, что все знания мира можно отразить в небольшом числе понятий, комбинируя их в свободном порядке. Чтобы подтвердить свою правоту, Луллий строил приборы в виде концентрических окружностей. Самая крупная конструкция состояла из 14 кругов. Круги разделялись на секторы, каждый из которых обозначался латинской буквой. Букве соответствовало понятие: «мудрость», «вечность» «доброта» и т. д. Вращаясь, круги каждый раз образовывали новое сочетание понятий. На основе их Луллий построил своё учение «Великое Искусство».

В современном детском саду используют прибор Луллия, состоящий из 2 и 3 кругов. В секции вклеивают картинки с изображением животных, предметов обихода, сказочных героев. Пары и тройки картинок, которые образуются в результате вращения кругов, объединяют в логическую связку при помощи вопросов: «Что будет, если Красная Шапочка найдёт Золотой ключик?», «Что случится, если к маме-зайчихе попадёт в нору лисёнок?» и анализируют создавшуюся ситуацию.

И морфологический анализ, и круги Луллия применяются в ДОУ в максимально упрощённом виде, тем не менее они учат малышей основам комбинаторики — раздела математики, который изучает перестановки, сочетания, перемещения и перечисления элементов множеств.

Для изготовления кругов Луллия подойдут старые виниловые пластинки: они легки и не представляют опасности для детей

Мозговой штурм и синектика

Эти методы близки между собой. Целью и того, и другого является ускорение отбора нужного решения среди множества вариантов, «вытаскиваемых» из подсознания человека.

Отличительные черты мозгового штурма:

С детьми дошкольного возраста проводится одной подгруппой, число участников может быть различным, но желательно не более 8, поскольку большее число детей неизбежно приведёт к шуму, неразберихе, что сведёт на нет результат. Выдвинутые детьми идеи педагог кратко записывает, а после все вместе их обсуждают, выбирая ту, которая наиболее близка к идеальному результату.

Схема мозгового штурма в ДОУ:

  1. Формулируем проблему.
  2. Определяем цель (идеальный результат).
  3. Вспоминаем, как решалась эта проблема раньше, в том числе в художественной литературе.
  4. Определяем, что нужно изменить или усовершенствовать.
  5. Генерируем идеи.

После штурма:

  1. Дети «защищают» свои решения.
  2. Отбирают оригинальные решения, которые можно реализовать.
  3. Применяют идеи на практике.

Слово «синектика» переводится как «объединение разнородных элементов». Суть метода в том, чтобы сгенерировать как можно больше идей, соединяя, казалось бы, несовместимые свойства различных материалов, предметов и даже живых существ. Метод синектики был изобретён, чтобы усовершенствовать мозговой штурм. В нём разрешено:

Создатель метода Д. Гордон выделял два вида творчества, необходимого для генерации идей:

Пониманию детей пятого года жизни доступны такие виды аналогий:

Аналогии окружают дошкольников повсюду: даже в сюжетно-ролевой игре они проводят аналогию между собой и взрослыми

Мониторя фантазии детей, воспитатель может обнаружить проблемы у самих воспитанников (мальчик вообразил себя огромным динозавром, наступает на игрушки, кукол, хотя ему и говорили, что они плачут, девочка представила себя феей с крылышками и заявила, что улетит далеко-далеко и не вернётся). В таких случаях следует обратиться за помощью к психологу и вместе с ним помочь малышу решить проблему, которая направляет его фантазию на нежелательный путь.

Игры по использованию прямых аналогий проводятся со старшими дошкольниками как одной подгруппой, так и в форме соревнования двух команд по типу брейн-ринга, по 4–6 участников. Игры на развитие эмпатии и фантазирование могут вводиться со средней группы с использованием соответствующего материала (знакомых сказок, стихотворений о рассказов о природе, семье, дружбе). В этих играх могут принимать участие и все дети сразу, и подгруппами по желанию.

Моделирование маленькими человечками

Этот забавный, на первый взгляд, метод был придуман Г. Альтшуллером, чтобы помочь изобретателю посмотреть на ситуацию со стороны и в то же время смоделировать идеальное решение. Например, чтобы извлечь что-то из узкой, изогнутой и длинной трубы, на помощь изобретателю приходят человечки, которые выстраиваются в цепь или верёвку с захватом на конце и осуществляют операцию. Изобретателю нужно продумать, как воплотить сделанное человечками в жизнь.

Для ребёнка представить маленьких человечков вполне посильно. У каждого из них свои особенности: одни лёгкие, умеют летать, другие тяжёлые и крепко держатся за руки, третьи имеют слабые ручки, которые просто разделить. Используя ММЧ, детям объясняют в доступной форме не только отличие газообразных веществ от твёрдых и жидких, но и другие явления окружающего мира:

Пояснения педагог сопровождает рисованием, выкладыванием изображений на фланелеграфе. Свой рассказ о человечках воспитатель должен как следует продумать. Дети могут порой задать неожиданные вопросы, и не стоит спешить отвечать на них, нужно обдумать ответ. «Птица летает потому, что у неё внутри много газообразных лёгких человечков?» — «Нет, птица летает потому, что у неё есть крылья. Ими она отталкивается от воздуха, держится на потоках воздуха, расправив крылья (парит). А воздушный шарик полон таких лёгких человечков, и потому его легко подбросить вверх».

Для моделирования изоражения маленьких человчков можно разместить на карточках, кубиках или пластиковых фишках

Использование технологии ТРИЗ в деятельности воспитанников ДОУ

Элементы теории используют ещё в младших группах детского сада. Это игры на подбор прилагательных, описание свойств предмета, «смешивание» признаков (Зайчик прыгает, лисичка бегает — сможет ли она поймать зайчика, если будет прыгать, а зайчик бегать?), на стимулирование творческой и познавательной активности.

Систематическую работу по ТРИЗ рекомендуют начинать со средней группы и продолжать в старшей. В первый год работа направлена на развитие навыков свободного общения и творчества, быстроты мышления, умения выделять главное. Детей знакомят с темами:

На второй год проводятся как игры, так и познавательные упражнения, рисование, аппликация, лепка по теме. Детей знакомят с приёмами фантазирования, придумывания нового объекта, рассказывания по картинке, обучают навыку классификации, отсечения лишнего.

Работу ТРИЗ строят на основе:

На занятиях по ТРИЗ никто не будет скучать

Таблица: фрагмент картотеки творческих заданий по технологии ТРИЗ в ДОУ

Занятие по ТРИЗ в детском саду

Непосредственная образовательная деятельность по ТРИЗ длится столько же, сколько обычная НОД в каждой возрастной группе. Увеличивать длительность занятий не рекомендуется, потому что ТРИЗ требует от детей приложения умственных усилий, интенсивной мыслительной деятельности, повышенной концентрации внимания, быстрой реакции на происходящее, а это дополнительная нагрузка. Длительность занятия в средней группе не должна превышать 20 мин, в старшей — 25 мин. В середине занятия обязательна физкультминутка или упражнения на эмоциональную разгрузку, сочетающие движения под музыку, импровизацию, эмпатию. Если педагог заметил, что дети отвлекаются, не проявляют интереса к заданиям, значит, они устали, и нужно сократить занятие.

Применяться технология ТРИЗ может на занятиях различных видов:

Таблица: временные рамки занятия с элементами ТРИЗ

Таблица: конспект занятия по технологии ТРИЗ в старшей группе ДОУ «Путешествие в Город загадок», составила М. В. Корж

Основная часть Воспитатель:— Мы уже приближаемся к Городу Загадок. Посмотрите: его обитатели, герои сказок, подружились и помогают друг другу. Как они это делают?

Ответы детей:

Да, всё верно! И вот наш ковёр садится площадь в Городе загадок. Давайте посмотрим, кому здесь нужна наша помощь. (Находит конверт). Вот и первое задание от Волшебницы. Она пишет: «Дорогие ребята, на Площади Сказок живут сказочные герои, каждый в своём домике. Чтобы знать, кто где живёт, на домиках нарисованы схемы сказок. Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки, умеете ли разгадывать сложные загадки. Вам нужно расшифровать схемы и угадать, кто живёт в домиках».Дети расшифровывают схемы и называют сказку (три розовых круга — «Три поросёнка», три коричневых круга разного размера — «Три медведя» и т. д.). Разгаданную схему снимают, под ней спрятана иллюстрация сказки, по которой дети узнают, верны ли их ответы.— Какие вы молодцы, всё правильно угадали! Вы сможете помочь жителям Города Загадок. Идём дальше!— Ребята, мы пришли на Музыкальную улицу. Тут живут весёлые детские песни. Но почему так тихо? Где все обитатели? (Указывает на коробки разных цветов). Что это?Звучит аудиозапись: «Я, Баба-Яга, спрятала песни в цветные шкатулки. Я не хочу, чтобы дети их пели, веселились, радовались! Открыть коробку сможет только тот, кто угадает песню и объяснит, какой предмет нужного цвета в ней встречается. А это очень-очень трудно! Ха-ха-ха! Этого вы никогда не сможете отгадать!»— Ребята, нам нужно выручить песни из беды! Как думаете, мы справимся? (Да). Я тоже в этом уверена, но будьте очень внимательны! Какую шкатулку возьмём?Звучат аудиозаписи или музыку песен исполняет музыкальный руководитель:

Дети отгадывают, воспитатель открывает шкатулки, «выпускает песни». Когда все они свободны, звучит радостная, волшебная музыка.Аудиозапись (голос Бабы-Яги): «Всё отгадали, вот какие умные ребята! Мне стыдно, я больше не буду… Улетаю к себе в лес… (звук летящей ступы)».Воспитатель:— Баба-Яга вернётся, когда научится дружить и делать добрые дела. А нас весёлые песни приглашают потанцевать. (Звучит «Песенка утят», дети выполняют свободные ритмичные движения).Воспитатель:— Хорошо мы отдохнули с песенкой. Пора продолжать путь.Подходят к магнитной доске, на которой расположены надпись «Почта», изображения автомобиля, велосипеда, трактора, а ниже — персонажи из сказок: Красная Шапочка, Дедушка из «Репки», Кот в сапогах. Перед доской стоит столик, накрытый салфеткой, и стулья Рассаживаются на стульях вокруг столика.Воспитатель:— Дети, мы пришли на улицу Доброты. Что здесь написано? Да, здесь расположена волшебная почта, на которую приходят посылки от Волшебницы для героев сказок. Сегодня она прислала такие замечательные подарки для Красной Шапочки, Дедушки и Кота в сапогах. Но вот беда, прошёл дождь и этикетки с посылок отклеились. Сказочные герои не знают, кому что подарила Волшебница. Помогите им.«Мозговой штурм». Дети обговаривают, какая посылка какому персонажу более подходит: «Старенькому Дедушке не нужен велосипед, скорее машина. Но трактор нужнее, трактором можно вытянуть репку, привязав к ней трос. Коту подходит и машина, и велосипед. Но Красная Шапочка не сможет проехать по лесу к бабушке на автомобиле, а велосипед как раз ей пригодится. Значит, Коту прислали автомобиль, Дедушке — трактор, а Красной Шапочке — велосипед».— Молодцы, ребята! Всё правильно! (Педагог прикладывает изображения транспорта к получателю посылки).— Ой, вы слышите, кто-то плачет? Кто же тут прячется? Достаёт из-под салфетки на столе изображение животного, склеенное из частей разных существ: лапы утки, тело тигра, голова кота, хвост лисы или другое сочетание по выбору воспитателя. Помещает его на магнитную доску). Кто же это такой? Кто ты такой?Удивительное животное грустно говорит (аудиозапись или импровизация педагога):— Я не знаю, кто я. Я недавно появился. Я такой некрасивый и ничего не умею. Ничего о себе не знаю. Наверное, со мной никто не захочет дружить.Воспитатель:— Ребята, давайте поможем зверюшке. Как её могут звать? Что она ест, что умеет делать?Дети предлагают варианты имени:

Выбирается наиболее понравившееся всем. Таким же образом обсуждают, что это животное может есть, как помогать жителям Города загадок. Удивительное животное благодарит ребят, радуется, что теперь много знает о себе.Воспитатель обращает внимание детей на то, что животное считает, что оно некрасивое и никто его не любит. Спрашивает:— Разве это зверёк некрасивый? У него такие добрые глаза, пушистая шубка, пышный хвостик. Вы бы хотели с ним подружиться? (Дети непременно согласятся). Это хорошо. Нельзя никого обижать только потому, что он непохож на остальных. Но когда мы вернёмся в детский сад, этот зверёк заскучает, ведь у него нет друзей, похожих на него. Что же делать? (Дети предлагают несколько вариантов решения проблемы, воспитатель поддерживает вариант «сделать таких же забавных зверят из бумаги»). Тогда воспитатель приглашает детей на улицу Мастеров, чтобы изготовить поделки. Если вариант никем не назван, педагог говорит:— Что ж, придётся снова искать ответ в путешествии. Наша дорога лежит на улицу Мастеров.Дети переходят к столам, на которых разложены коробочки от лекарств, обклеенные бумагой (бросовый материал), заготовки лап, хвостиков и мордочек зверюшек, клей, салфетки.— Посмотрите, что нам приготовили мастера! Как же помочь нашему забавному зверьку? (Теперь дети точно угадают). Но сперва приготовим руки и пальчики к работе.Пальчиковая гимнастика «Наши руки»

— Берите приглянувшиеся детали и приступайте к работе.Дети изготавливают объёмные картонные игрушки, приклеивая головы, лапы и хвосты разных животных к туловищам.— Покажите, кто у вас вышел? Вот сколько друзей у нашего нового знакомого! (Дети расставляют поделки на столе у магнитной доски). Он очень рад!Звучит аудиозапись голоса Волшебницы:— Дорогие ребятишки! Вы совершили сегодня много добрых дел, справились со всеми заданиями. Жители города благодарят вас. Вы настоящие друзья и добрые волшебники. Примите на память мой подарок и возвращайтесь домой! До встречи!Воспитатель находит на столе книгу загадок — подарок Волшебницы. Дети на ковре-самолёте «возвращаются в детский сад».

Заключительная часть Воспитатель:— Ребята, где мы с вами побывали? Кому помогли? Какие задания вам понравилось выполнять? Какое было трудным? Справились ли мы? Как вы думаете, почему нам это удалось? (Нам помогали дружба и доброта, знания о животных, сказках, песнях, геометрических фигурах и т. п.) А чем полезен будет нам подарок Волшебницы? Верно, тот, кто много знает и умеет, добр и дружен, всегда преодолеет трудности!

ТРИЗ — не просто система игр и увлекательных заданий. Это превосходный инструмент для тренировки интеллекта, развития творческих способностей, а также для активного изучения, осмысления и преобразования окружающего мира. Ребёнок, который умеет анализировать поставленные жизнью задачи с помощью инструментов и методов технологии, успешно справится с проблемами и найдёт верное их решение.

(1 оценок, среднее: 1,00 из 5) Загрузка...

rucheyok.ru

Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ

Наталья Макух Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ

Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).

- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности я начала в 2011 году. Сначала пересмотрела материал по данной технологии. Мне очень понравился метод ММЧ, который был использован мною в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Великий невидимка. Немного о воздухе» и в подготовительной группе «Маленькие человечки».

Это метод - Моделирования Маленькими Человечками – ММЧ. Данный метод направлен на то, что бы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.

Методика ММЧ – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами.

Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).

С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода вещества (на примере воды) из одного агрегатного состояния в другое. Вместе с детьми мы проводили опыты, рассуждали, выдвигали гипотезы, находили ответы.

Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.

www.maam.ru

Семинар для педагогов детского сада «ТРИЗ технологии в дошкольном образовании»

Светлана Юркова Семинар для педагогов детского сада «ТРИЗ технологии в дошкольном образовании»

Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детские сады.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Самуиловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).

- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

Для того, чтобы начать работу по овладению технологией, требуется самому педагогу избавиться от психологической инерции, стереотипов, поработать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. Не овладев данным арсеналом качеств, педагог не сможет достичь положительных результатов в работе по технологии ТРИЗ, которая заставляет человека по- новому взглянуть на себя, свою деятельность, на окружающий мир.

Что же необходимо педагогу для организации работы по ТРИЗ (к вопросу как, когда и где)

Первое.

Усвоить, как закон 10 заповедей творческой личности, введёнными профессором Вайцвангом, основателем и президентом общества «За мир через культуру».

Будьте хозяином своей судьбы.

Достигайте успеха в том, что Вы любите.

Вносите свой конструктивный вклад в общее дело.

Стройте свои отношения с людьми на доверии.

Развивайте свои творческие способности.

Культивируйте в себе смелость.

Заботьтесь о своем здоровье

Не теряйте веру в себя.

Старайтесь мыслить позитивно.

Сочетайте материальное благополучие с духовным удовлетворением.

Второе.

Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать детям истину, он должен находить ее вместе с детьми.

Третье.

Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, в каждом веществе, явлении, событии, факте. «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то полезно,а что-то вредно.

Четвертое.

Учить детей не только выявлять противоречия, но и решать их, используя различные приемы.

Пятое.

Игры- каждый день! А чтобы арсенал игр не иссякал, пользуйтесь пособием А. М. Страунинг. Вы научитесь сами придумывать игры и упражнения.

Целесообразно составлять картотеки, каталоги, банки таких игр, задач- шуток, изобретательских, сказочных задач на каждый прием разрешения противоречий.

Шестое.

Беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша, история изобретения стола, колеса и. т. д. Рассматривая объект в его временном развитии, мы видим историю постоянных усовершенствований. Пусть дети увидят - что изобретать- значит решать противоречия.

Седьмое.

Чудеса прогулок. Использовать приемы фантазирования; оживление, увеличение, уменьшение и. т. д, можно решать и вопросы развития и вопросы воспитания. Прогулка- то место и то время, которое необходимо использовать для развития воображения детей.

Восьмое.

Наступает вечер. Какие таинства таит он в себе? Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой можно работать. Пусть это время станет для малышей встречей со сказкой.

Что может дать ТРИЗ педагогу и учреждению в целом?

Технология творчества позволит перестроить процесс воспитания и образования в группе, развить в себе качества творческой личности, в своих воспитанниках.

«Оживит» знания, «оживит» процесс, что позволит получить удовольствие от работы, у воспитанников от пребывания в группе детского сада. Легче добиться хорошего результата. Заставит задуматься о стиле жизни.

Предлагается тренинг на сплочённость коллектива.

Делимся на две команды. «Я беру с собой…» (каждый называет, что берёт с собой, а следующий должен назвать все предыдущие)

Встань по росту, по цвету волос и т. д. без слов и движения.

В зал залетает письмо, читаем. «Здравствуйте, мои маленькие друзья, я лесная фея. В нашем лесу случилась беда, все лесные жители пропали, их заколдовало лесное чудище. Я знаю, что вы очень добрые и храбрые дети. Поэтому обращаюсь именно к вам. Помогите пожалуйста вернуть моих лесных друзей. Ведь без них очень тихо и скучно в нашем лесу. В помощь вам я отправляю своих волшебников. Удачи вам мои маленькие друзья.»

-Ребята, поможем? (ДА) –А кто же такие лесные жители? (Ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, почему злое чудище заколдовало лесных жителей?

(Мозговой штурм)

- Я думаю нам нужно отправиться в этот лес и расколдовать лесных жителей. Готовы? Тогда в путь. (Под музыку идут по дорожкам)

А теперь остановись и вокруг себя оглянись, с помощью больших чудес мы попали в тёмный лес. (на проекторе изображение тёмного леса)

-Ребята вот мы с вами и пришли заколдованный лес. И мы совсем незнаем, что нас здесь ждёт. Ведь лес может быть добрым и злым, приносить пользу и наоборот навредить. Я предлагаю вам с помощью волшебных шляп подумать и рассказать, что в лесу хорошо, а что плохо. Игра: «Хорошо-плохо»

Молодцы! Но прежде чем мы отправимся дальше давайте вспомним правила поведения в лесу, чтобы ещё больше не навредить лесным жителям. (используя карточки закрепляют правила поведения в природе)

А вот и первый волшебник. (находят первого волшебника «Я ощущаю руками») Он предлагает нам на ощупь определить какие животные заколдованы (тактильные ощущения) Расколдовать не получается.

Ребята, я предлагаю вам поиграть с волшебными кругами, может быть они нам помогут. «Мы с кругами поиграем много нового узнаем. Чтоб в игру скорей начать, надо место занимать» (Используются круги Луллия с реальными задачами и фантастическими) «Найди детёныша» «Собери слово» «Подбери слово к схеме» и тд. (Не расколдовали)

Встречают волшебника «Объединяйка» Предлагает объединить лесные картинки и объяснить почему.

Ребята, а вы знаете, что все животные очень любят, когда про них составляют загадки. Давайте вместе попробуем, а поможет нам в этом схема.

КАКОЙ? КТО ТАКОЙ ЖЕ?

НО НЕ;

КАК.

Составляют загадки. Например, Ёжик. (Круглый, но не клубок.

Колючий, как игла. Пыхтящий, как пароходная труба. Хищный, но не волк.

(Расколдовать не получается)

Предлагает составить сказку о животных используя карты Проппа. (Составляют сказку)

Обращает внимание на проектор, где появились животные.

- Ребята, посмотрите, у нас получилось расколдовать лесных жителей. (На проекторе голоса животных с их изображением) Вместе с ними мы расколдовали волшебника «Я всё слышу», который очень любит гулять по лесу и слушать лесные звуки. Что же он там услышал? А услышал он, как белочка огорчилась, что про всех животных составили загадки, а про неё нет. Наверно вы ничего не знаете о ней. Волшебник успокойся, сейчас ребята всё расскажут про белочку, а поможет им в этом системный оператор (Волшебный экран)

-Ребята, а какие ещё звуки можно услышать в лесу? А хотите услышать о чём говорят лесные жители в лесу.

Волшебник предлагает нам войти в картину, выбрать себе объект и провести диалог от его лица. (Метод синектики)

А ещё волшебники очень любят добавлять в картину различные объекты, чтобы картина стала более интересной. Посмотрите, чтобы это значило? (добавляет в картину фрагменты, выслушивает рассуждения детей)

-Ребята, какие вы молодцы. Посмотрите, Лесная Фея прислала нам волшебника настроения, он хочет с нами поиграть. (Маски настроения)

РЕФЛЕКСИЯ. Какие мы с вами молодцы. Помогли расколдовать всех животных. А что мы можем сделать чтобы этого больше не повторилось? (Рассуждения) Я предлагаю вам придумать необычное животное, которое сможет охранять лесных жителей от лесного чудовища. (Из частей животных составляют и называют животное) (Морфологический ящик)

С помощью волшебных слов возвращаются в д/с «Вокруг себя ты повернись и в д/с очутись»

Рефлексия с использованием шляп де Боно. Предлагает рисование животных на цветной соли.

www.maam.ru

Консультация для педагогов «Технология ТРИЗ в детском саду»

Ирина Налижитая Консультация для педагогов «Технология ТРИЗ в детском саду»

Актуальность:

технология ТРИЗ уже почти забыта. Таким образом, сегодняшняя консультация- открытие, своеобразная реклама этой технологии. Эта технология была непонятна, но интереса. Потому что методы этой технологии были новые и нетрадиционные.

Что же такое ТРИЗ?

Ответ прост – это уникальный инструмент для:

- поиска нетривиальных идей,

- выявления и решения многих творческих проблем,

- развития творческого мышления, формирования творческой личности.

Хотелось бы предостеречь от складывающегося иногда мнения, что стоит только познакомиться с ТРИЗ – и мгновенно повысится эффективность Вашей работы. Все не так просто. Для овладения ТРИЗ необходимо вложить много труда, как при изучении любой другой науки. Довести применение ТРИЗ до автоматизма требует еще больших усилий.

ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Автор ТРИЗ – Г. С. Альтшуллер. В детский сад ТРИЗ пришел в 1987. В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗа с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Основные функции ТРИЗ

1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.

2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).

3. Развитие качеств творческой личности.

ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

Положительные стороны ТРИЗ:

- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Основные этапы методики ТРИЗ

1. Поиск сути

Перед детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо

Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь

3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).

Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.

Задания для размышления:

• Как перенести воду в решете (изменить агрегатное состояние- заморозить воду);

• Как спасти колобка от лисы?

Методы активизации перебора вариантов

Доказали, что на практике можно управлять творческим процессом, пусть в ограниченных пределах. К таким методам относятся:

• Метод фокальных объектов;

• Морфологический анализ;

• Мозговой штурм;

• Системный оператор;

• Метод противоречий.

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (МФО)

Одним из методов активизации, который помогает снять психологическую инерцию, является метод фокальных объектов.

Суть метода заключается в следующем. Перед нами объект, который надо усовершенствовать. Для усовершенствования на данный объект переносятся свойства другого объекта, никак с ним не связанного. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.

Для усовершенствования предметов или деталей при помощи метода фокальных объектов нужно придерживаться следующих правил

1. Рассматривая или изменяя какой-либо объект, например, яблоко, произвольно выбираем другой предмет, не имеющий отношения к яблоку (2 - 3 объекта).

2. Как выбрать другой предмет? Это может быть любое слово из любой книги (его могут выбрать дети, умеющие читать). Можно предложить карточки с картинками, разложенные изображениями вниз, можно расставить игрушки или яркие предметы и попросить быстро назвать любой (любые) из них.

3. Предмет (предметы) найден. Предлагаем детям описать его, подбирая 5-10 определений. Для того чтобы помочь детям, их можно спросить: «Какой он (оно, она, они?» Например, выбрано слово «пингвин». Записываем (или обозначаем рисунком, символом, игрушкой) на доске подобранные определения: прыгающий, бегущий, летающий (в прыжке, плавающий, смеющийся, заботливый.

4. Подобранные определения подставляем к объекту, рассматривая полученные словосочетания: прыгающее яблоко, летающее яблоко, смеющееся яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко, заботливое яблоко. Можно обговорить все словосочетания, а можно взять самое интересное.

5. После того, как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо придать яблоку нужные качества. Для этого надо «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект.

«Летающее яблоко» - нужны крылья, надуть, как шар, и завязать веревочкой; яблоко внутри пустое, осталась одна кожура - оно легкое.

«Бегущее яблоко» - у яблока выросли ножки.

«Смеющееся яблоко» - у него должны быть рот и глаза.

Работать можно по одному из направлений:

- рассмотреть все словосочетания, найти для них реальный аналог в природе, придумать фантастический объект;

- вспомнить, в каких произведениях художественной литературы есть аналогичные объекты;

- выбрать одно из понравившихся словосочетаний (или самое непривычное) и составить о нем описательный (повествовательный) рассказ;

- составляя рассказ об объекте, использовать определения (частично или все).

Морфологический анализ

Цель этого метода - выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

В дошкольном учреждении также удобно использовать фланелеграф для работы с морфологическим ящиком.

Метод «Мозгового штурма»

Наиболее известным методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время, является мозговой штурм.

Перед началом мозгового штурма четко ставится задача - вопрос.

С детьми мозговой штурм может возникнуть незапланированно при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной, во время игры - занятия, при обсуждении поступка, случая из жизни или события из художественного произведения.

Особенность проведения мозгового штурма с детьми в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.

Системный оператор

Система - это совокупность взаимосвязанных элементов и предметов, обладающая определенными свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов. Например, цветы в вазе - это система предметов, собранных в определенном порядке. Восприятие можно представить через три экрана: систему, надсистему, подсистему.

В жизни дошкольники ежедневно встречаются с массой проблем, вырабатывают свои критерии их оценки и находят решения. Всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает, как правило, метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания, например игрушки, разложить ее по деталям и даже «сконструировать» игрушку будущего.

Использовать системный анализ можно уже в младшей группе.

Метод противоречий:

1. Игра «Хорошо-плохо»

Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

Игра «Хорошо-плохо» проводится в несколько этапов.

I этап. Выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать: карандаш, шкаф, книга, лампа и т. д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо», а что «хорошо»; что нравится и не нравится; что удобно и неудобно и т. д.

II этап. Детям предлагаются для игры объекты или явления, вызывающие у ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной оценке: кукла - «хорошо», лекарство - «плохо» и т. д. В данном случае обсуждение идет в том же порядке, как и на I этапе, только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта или явления.

III этап. Когда дети научатся выделять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению положительных и отрицательных качеств в зависимости от условий, в которые ставятся эти объекты и явления.

IV этап. Игра проводится с разделением группы детей на две команды. В ходе игры одна команда называет только положительные, а другая только отрицательные стороны объекта или явления, предложенного для обсуждения.

2. Прием «Противоположные значения».

Прием «Противоположные значения» - еще один инструмент ТРИЗ, позволяющий подвести детей к пониманию противоречий между предметами и явлениями окружающей действительности. Этот прием очень хорошо усваивается дошкольниками.

Заключение

Принципиальное отличие ТРИЗ от каких-либо методик и теорий в том, что это не сборник отдельных приемов, действий, навыков и не их формализация, а попытка создать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе и педагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве.

Создатели ТРИЗ стремятся выйти на новый уровень творческой педагогики - не получать лишь отдельные, частные решения, а создать принцип, используя который педагог сможет вместе с детьми находить логичный выход из любой житейской ситуации, а ребенок - правильно и грамотно решать свои проблемы. Хотя в абсолютном значении нет проблем детских и взрослых: их значимость прямо пропорциональна возрастным установкам на жизнь. Обретя навык мышления, отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии.

www.maam.ru

ТРИЗ технология в детском саду по ФГОС, что это такое, методика, пример конспекта занятия

Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность мировосприятия позволяет детям обладать очаровательной непосредственностью и чистотой, восхитительной изобретательностью, умением удивляться и замечать то, чего порой не могут увидеть серьёзные взрослые. Не зря говорят, что устами младенца глаголит истина. Последние десятилетия в детских садах одной из самых востребованных методик является адаптированный для дошкольников вариант технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), нацеленный на раскрытие творческого потенциала детей, что очень важно.

Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась на свет в пятидесятые годы ХХ столетия благодаря интеллектуальным усилиям отечественного учёного и писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, который разработал эту концепцию на основе тезиса «творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала, приёмах и методах работы. Он опирался на высказывание Л. С. Выготского о том, что ребёнок воспринимает программные моменты обучения в той мере, в какой они соответствуют природе его «я», то есть педагог должен работать в согласии с принципом природособразности. Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников.

Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.

Г. С. Альтшуллер

Генрих Саулович Альтшуллер был выдающимся учёным, которого отличала доброта и дальновидность

Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ:

Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — развитие творческого потенциала ребёнка

Принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания — стремление сформировать эвристический навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не автоматического и бездумного воспроизведения алгоритма, предложенного взрослыми.

Алгоритм решения любых задач выстраивается в определённой логической последовательности этапов:

  1. Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки, расшифровывая метафоры, дети самостоятельно определяют задачи).
  2. Выявление и осмысление противоречий (хорошо-плохо, добрый-злой).
  3. Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает).
  4. Ожидаемый оптимальный результат (ожидания основаны на реальных условиях).
  5. Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий (упражнения, ролевые игры, головоломки, ребусы и т. д.).
  6. Неожиданные, смелые варианты решений.

Технология ТРИЗ может быть эффективным инструментом для развития аналитического и структурного мышления

Достоинства использования элементов ТРИЗ:

Видео: пять шагов к творческому мышлению (мастер-класс)

Видео: занятие с элементами ТРИЗ (окружающий мир)

Методы и приёмы ТРИЗ-технологии

Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймёт творца. И мир изменится к лучшему.

Л. Е. Белоусова

Мозговой штурм

Мозговой штурм — из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации (как спасти Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду в решете и т. д.).

Организация и проведение мозгового штурма:

  1. Подготовительный этап:
    • чёткая и понятная формулировка проблемы,
    • формирование команды участников и распределение ролей,
    • выбор кандидатуры ведущего.
  2. Основной этап. Педагог поощряет творческий азарт и энтузиазм своих воспитанников, не критикует, не оценивает, не ограничивает высказываемые мысли и предложения. Выслушиваются и принимаются к обсуждению даже самые абсурдные и смелые идеи. Содержание основного этапа:
    • разработка,
    • комбинирование,
    • оптимизация идей.
  3. Заключительный этап:
    • критический анализ,
    • оценка,
    • отбор наиболее ценных идей.

Во время проведения мозгового штурма из большого числа высказанных вариантов решения отбираются наиболее перспективные идеи

Примеры вопросов для обсуждения:

Синектика

Официально метод был предложен Вильямом Гордоном в начале шестидесятых годов. Цель метода — познакомить с незнакомым, отстраниться от привычного. По мнению автора, развить творческие способности ребёнка помогут аналогии:

melkie.net


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.