Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Тфилин что это такое


Что такое тфилин?

Тфилин — небольшие черные коробочки-футляры с кожаными ремешками, содержащие написанные на пергаменте отрывки из текста Пятикнижия — Торы. Как сами тфилин, так и пергамент сделаны из шкуры кошерного животного. Слово «тфилин» происходит от еврейского «тфила» — «молитва». Во многих языках за тфилин закрепилось название филактерии (от греч. «филактерион» — «амулет»). Накладывать тфилин — одна из заповедей иудаизма: взрослые мужчины раз в день повязывают тфилин на голову и на руку, так, чтобы ручной тфилин оказался на бицепсе руки напротив сердца, а головной тфилин —посередине головы над глазами. При этом нужно быть максимально сконцентрированным и сосредоточенным на смысле заповеди — признании Воли Вс-вышнего над собой.

Введение [↑]

Можно ли определить, каковы причины выполнения заповедей? Многие мудрецы Торы пытаются дать ответ на этот вопрос. В их книгах раскрываются разные аспекты заповедей. Но любые объяснения ограничены возможностью человека понимать волю Творца и претендовать на доступ к пониманию ее.

Пара тфилин: справа — одеваемый на руку,слева — головной тфилин

Помимо этого мы знаем, что особая заслуга евреев заключается именно в том, что они согласились исполнять заповеди, не оговорив при этом никаких специальных условий. Наши предки, стоя у горы Синай, провозгласили: «Наасэ вэ-нишма» — «Сделаем и поймем» и не потребовали никаких объяснений от Всевышнего.

Но есть заповеди, для выполнения которых необходимо понимание причин их установления. Незнание ставит под вопрос правильность исполнения таких заповедей. К таким предписаниям Торы относится, например, заповедь о тфилин, и мы имеем полное право рассмотреть причины ее установления.

Тфилин и выход из Египта [↑]

В попытках понять причину установления Творцом заповеди о надевании тфилин, нужно говорить, прежде всего, о выходе из Египта. Ведь часть отрывков Торы, помещенных в коробочках тфилин, посвящена именно освобождению евреев из египетского рабства.

Рамбам объясняет основную идею Торы в отношении заповеди надевания тфилин в классическом и фундаментальном тексте, отрывок из которого мы здесь приводим:

«Я хочу сообщить тебе причины многочисленных обязательств Торы. С развитием идолопоклонства в мире, начиная со времен Ноаха, люди стали заблуждаться в области веры. Некоторые сразу же опровергали реальность существования Бога, и говорили, что мир никогда не был создан, тем самым утверждая, что и Творец не существует. Другие отрицают, что Творец обладает какими-либо знаниями о деталях, утверждая (Тэилим, 73, 11): “Как может Всемогущий знать, есть ли ведение у Всевышнего?” Другие наделяют Его знанием, но отрицают Его ежесекундное вмешательство в существование всего живого на земле, считая, что ничто живое абсолютно не интересует Б-га, который оставил землю».

Увидев, как люди отворачиваются от первоначальной очевидности присутствия Б-га в мире и становятся идолопоклонниками или атеистами, Всесильный вмешался в ход событий и раскрыл Себя во время выхода из Египта, позволив желающим осознать, кто реально управляет миром. Рамбам так объясняет это:

«Когда Всесильный выбирает человека или общину и совершает для них чудо, которое меняет (естественный) ход событий, все могут констатировать полную тщетность вышеупомянутых концепций, так как сверхъестественное чудо доказывает, что миром управляет Творец, Который его создал, знает обо всем, что в нем происходит,… и Он всемогущ. Если ко всему прочему об этом чуде преждевременно сообщает пророк, … это означает, что Б-г говорит с человеком и раскрывает Свои планы Своим слугам пророкам. Таким образом, Тора полностью оказывается утвержденной».

Именно эта идея написана в тфилин. Таким образом, основная цель тфилина — постоянно напоминать о выходе из Египта и о чудесах, свидетелями которых мы были.

Рамбам продолжает:

«И этот аспект является очень серьезным, потому что человек, который ест хлеб, собранный в семь дней праздника Песах (Шмот, 12:15), или отказывается принести пасхальную жертву (Бамидбар, 9:13), отрезается от еврейского народа. Мы получили обязанность записывать все, что связано с чудесами, увиденными нами, в тфилин, которые надеваем на руку и меж глаз, в мезузах, прибиваемых на дверях домов, и вспоминать об этом утром и вечером…, потому что сказано (Дварим, 16:3): “Чтобы помнил ты день исхода твоего из страны Египетской во все дни жизни твоей”».

Таким образом, по объяснению Рамбама, посредством надевания тфилин мы выполняем заповедь Торы, повелевающую помнить о выходе из Египта и обо всех чудесах, с этим связанных.

В Шульхан Арухе сказано, что при наложении тфилин надо думать о том, что Б-г нам заповедал надевать на себя специальные коробочки с этими четырьмя отрывками из Торы, в которых упоминается единство Его Имени и выход из Египта, чтобы помнить о чудесах, которые Он совершил для нас. В Шульхан Арухе также отмечается, что эти чудеса доказывают Его единство, Его силу и Его господство в высших и низших мирах. Таким образом, человек, надевающий тфилин правильно, подчиняет разум и сердце Б-гу.

Преграда для греха [↑]

Очень важно знать, что тфилин должен приостанавливать наше стремление к легкомысленному времяпрепровождению, поиску материальных удовольствий и роскоши. Такой вывод можно сделать из объяснения мудрецами (Мидраш Шохар Тов Тэилим, 2, см. Авода Зара, 3б) отрывка из Тэилим (2:3): «Расторгнем узы их и свергнем с себя оковы их!» Слова «расторгнем узы их», по мнению комментаторов, говорят о тфилине для рук; а фраза «свергнем с себя оковы их» — о тфилине для головы.

Взрослые мужчины-евреи надевают тфилинкаждый день, и даже в армии

Рамбам считает (Гильхот Мэзуза, 6:13), что надеваемый с правильными намерениями тфилин, также как мезуза, способен удерживать человека на путях праведности: «Первые мудрецы сказали: “Каждый человек, который надел тфилин и цицит, а на двери своей прикрепил мезузу, гарантированно защищен от ошибки, так как он окружает себя многочисленными вещами, напоминающими ему о порядке. И от ошибки его спасут ангелы, как сказано: (там же, 34:8) Ангел Г-спода находится возле тех, кто Его боится, и помогает им избежать опасности”.

Мэам Лоэз дополняет эту идею (Дварим) и утверждает: Б-г велел надевать тфилин, говоря нам: “И будет он знаком на руке твоей и повязкой меж глаз твоих”, ведь тфилин для руки направлен к сердцу, а тфилин для головы — к мозгу. Рука и голова являются одними из самых важных органов в человеческом теле, выполняющими жизненно необходимые функции. Через них также проходят и все мысли человека, как хорошие, так и плохие. Благодаря святости тфилин, они могут очиститься, и человек может приблизиться к Б-гу, благословен Он!»

Радваз, который раскрывает многочисленные секреты Торы в отношении разных заповедей, написал по поводу повеления надевать тфилин: «Причина этой обязанности, в первую очередь, в том, что Б-г хотел нам помочь отстранить силы, постоянно побуждающие нас к плохому. Мы надеваем тфилин, содержащий четыре отрывка, которые составляют основу нашей святой Торы, чтобы постоянно помнить о них, и чтобы мысли наши от этого не отдалялись. Недаром сказано, что тфилин будет не “на голове”, а “меж глаз”. То есть сам факт надевания его на голову означает, что эти отрывки Торы всегда должны оставаться в нашей памяти…»

В современном мире этим концепциям не придают абсолютно никакой ценности, полагая, что человек волен в своих мыслях, и воображение его ничем не сковано. Он с трудом может представить себя подчиненным определенной философской мысли, и еще тяжелее ему осознать, что он должен противостоять своим самым низким наклонностям! И, тем не менее, вот что Тора ожидает от вас: «И не будете блуждать, влекомые сердцем вашим и глазами вашими» (Бамидбар, 15:39). Сама эта тема заключает в себе особую сложность для людей, воспитанных на ценностях западной культуры, с ее неудержимым стремлением к земным благам. Именно в борьбе с этими душевными устремлениями нам и призван помочь тфилин.

Атрибуты царя [↑]

В отрывке из «Песни Песней» (2:6) говорится: «…его правая рука обнимает меня…» Наши мудрецы (Мидраш Рабба) объясняют, что здесь речь идет о тфилин.

В словах пророка (Йехезкель 24:17): «…повяжи на себя головной убор славы…» комментаторы Торы видят описание тфилина, который образует корону на голове еврея. Утром, когда мы говорим благословение на то, что Б-г короновал Израиль славой, именно тфилин служит тому намеком. В виду этого, Рош обычно не произносил этого благословления до наложения тфилина.

Термин «тотафот», которым в Торе обозначается тфилин для головы, также несет значение драгоценности и короны.

Помимо этих нескольких концепций, которые повышают важность заповеди о надевании тфилин, мудрецы также объяснили, какое воздействие она может иметь на жизнь тех, кто уважительно относится к ее исполнению.

Тфилин и изучение Торы [↑]

«Израиль сказал Всесильному: “Мы хотим изучать Тору днем и ночью, но у нас нет на это времени”. Б-г им ответил: “Надевайте тфилин, и Я буду считать, что вы учились день и ночь!” (Шохар Тов Тэхилим 1).

Этот удивительный мидраш доказывает, насколько важен тфилин, способный даже в какой-то степени освободить еврейский народ от изучения Торы, которое должно быть его основным занятием ежедневно.

Раби Нафтали Цви Йегуда Берлин (Нецив) в объяснении отрывка из книги Шмот (13:9) пишет: “Слова “дабы была Тора Б-га на устах твоих” означают, что воздействие наложения тфилин направлено именно на то, чтобы, как сказано, Тора Б-га была на устах. Фактически, как Тора и ее глубокое изучение способствуют тому, что человек остается верным своему Создателю, подобным образом и тфилин удерживает каждого еврея на пути праведности. Отсюда можно понять, чему учили наши мудрецы (Мехильта 17): “Каждый, кто изучает Тору, освобожден от заповеди надевания тфилина”. Тем не менее, Ришоним [великие учителя Средневековья] (см. Бэйт Йосеф пар. 31) считают, что это не значит, что он действительно освобожден от этой заповеди. Скорее это можно выразить так: цель этой заповеди и ее принцип не настолько необходимы человеку, как изучение Торы. Тем не менее, понятно, что это предписание Торы является обязательным для всех, так же как и любая другая заповедь”.

Нецив берет отрывки Торы, используемые в тфилин, и объясняет их в рамках своего комментария: “И будете вы уважать этот закон [действуя так, как будто его причины не объясняются]”. Это сказано о тфилин [хотя и существует множество оснований для исполнения этой заповеди], так как человек, изучающий Тору, не нуждается в тфилине, согласно сказанному: “Чтобы Тора Б-га была на устах”. Но, не смотря на это, написано: “И будете вы уважать этот закон”. Значит, еврей обязан исполнить эту обязанность, как если бы она была законом без оснований».

В заключении приведем отрывок из текста прекрасного произведения рава Арье Каплана, где говорится о тфилин:

«Существует множество способов приблизиться к Б-гу. Прежде всего, посредством ума: задавать вопросы и искать ответы, благодаря которым можно достигнуть определенного восприятия Бесконечного. Это область философа.

Можно также заняться поиском Б-га на более интимном уровне — через молитву и размышления. Тогда, возможно, человек дойдет до состояния очищения.… Кажется, что дверь внезапно приоткрывается, но только на короткий миг, позволяя мельком взглянуть на Божественное и давая доступ к самому прекрасному зрелищу на земле. Тогда человек ощущает несравненную близость с Б-гом. Такое состояние невозможно описать: это все равно, что хотеть поделиться впечатлением от захода солнца со слепым. Но такое бывает: дверь открылась, и наш взгляд проскальзывает в щель. Этот уровень называется мистикой.

Но может случиться так, что дверь открывается полностью, показывая всю дорогу. Слышимый голос абсолютно чист и полученное послание полностью разборчиво. Это самая прямая связь с Б-гом, которую человек когда-либо способен достичь. Это пророчество.

Каждый еврей на горе Синай достиг этого уровня.

Тфилин возвращает нам этот неповторимый момент.

Среди нас мало философов, еще меньше среди нас людей, достигших уровня мистики. Что же касается пророков, их на земле больше не осталось.

Но у нас осталась возможность вспомнить…

Надевая наш тфилин, мы возрождаем бесконечную связь любви, сформировавшуюся на Синае.

Мы видели, как праведники — люди, достигшие наивысшей святости — испытывали мистические ощущения всякий раз, когда надевали тфилин, как будто слова, написанные на пергаменте, буквально обжигали им сердце и душу.

Мы никогда не достигнем такого уровня…, но ничего нам не мешает попробовать.

Б-г дал нам заповедь тфилин, четко объяснив, как ее исполнять.

Внешне похожий на простой футляр и на грубые повязки, он, на самом деле, представляет собой нечто большее…»

Известна реакция рава Элияу Лапиана, благословенна память праведника, одного из учителей мусара, на появление в продаже одного из первых радиоприемников. Узнав, как функционирует этот механизм, и испытав его, он сказал: «Благодаря этому приемнику можно понять действие тфилин. Он устанавливает прямой контакт посредством волн, идущих Свыше, не используя при этом ни проводов, ни других видимых соединений…»

Изготовление тфилин[↑]

Очень важно, чтобы тфилин, позволяющий создать такую необыкновенную связь со святостью, был изготовлен в оптимальных условиях с максимальным вниманием и куплен только у продавца, достойного доверия. Например, у знаменитого изготовителя тфилин. Ведь с его помощью фактически каждый еврей на своем уровне может прикоснуться к самому Источнику жизни и с каждым раз подниматься все выше на пути праведности, благодаря усилиям, вызванным его работой над собой.

Так выглядит головной тфилин в процессе изготовления

В этом и заключается основной смысл тфилин — этого «аппарата славы» еврейского народа, роль каждого представителя которого в любой стране мира — стремиться принести в жизнь максимум святости и твердо бороться со злом.

Тфилин является средством, чтобы этого достигнуть, ведь он образует на голове каждого еврея корону, которая защищает нас от народов, как говорится в стихе: «Ибо увидят они, что Имя Б-га на тебе, и будут бояться тебя». Наши мудрецы объясняют, что этот отрывок говорит о тфилин.

Заказать экскурсию на производство тфилин «Хатам аИдур» можно по телефону: 052-7681488.

toldot.ru

Тфиллин - это... Что такое Тфиллин?

Йеменский еврей (1914); на лбу виден тфилин

Тфилин (ивр. תְּפִלִּין‎, ед. число תְּפִלָּה, тфила; по-гречески филактерион, букв. «охранные амулеты», откуда происходит русское название «филактерии»; аналогично и в других европейских языках) — две маленькие коробочки (батим, букв. `домики`) из выкрашенной чёрной краской кожи кошерных животных, содержащие написанные на пергаменте отрывки (паршийот) из Торы. При помощи продетых через основания этих коробочек чёрных кожаных ремешков тфилин накладывают и укрепляют одну на обнажённой левой руке[1] («против сердца» — на бицепс, немного повернув его в сторону тела), вторую — над линией волос, между глаз.

Заповедь тфилин

Источником заповеди накладывания тфилин являются следующие стихи Пятикнижия:

Да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём... и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими.[2]

Эти же слова присутствуют в молитве Шма Исраэль.

Святость тфилин уступает лишь святости свитка Торы[3].

Строение тфилин

Тфилин изготовляются из кожи кошерных животных, таких как корова, овца, коза, или олень. Чаще всего из овечьей кожи, хотя наиболее качественными считаются коровьи.

Тфилин имеют кубическую форму. Покрашен в черный цвет. Размеры варьируются от 2,2 до 4 см. В коробке находятся 4 отрывка из Торы, где приводится обязанность надевать тфилин[4].

Типы тфилинов

Наложение тфилин

Тфилин накладывают мужчины во время утренней молитвы во все дни, кроме Шаббата и всех праздничных дней. Девятого ава тфилин накладывают во время дневной молитвы Минха. В некоторых общинах при обрезании сына отец ребёнка также накладывает тфилин. Некоторые особенно благочестивые раввины ходят с тфилин весь день пока изучают Тору или заседают в суде.

Головной тфилин считается более святым, поэтому он одевается последним. Первым надевается тфилин на бицепс, затем он закрепляется вокруг руки и обматывается 7 раз. Ремешок достигает обратной части ладони и заматывается в несколько оборотов вокруг ладони. После этого одевается головной тфилин на начало волос на середину прямой линии идущий от носа наверх. Закрепляется тфилин ремешком охватывающим голову по кольцевой. Затем часть ремешка, обмотанная вокруг руки, разматывается и ей обматывается средний палец, так что очертания его становятся похожими на буквуד. По окончании процедуры ремешок обматывает начало кости мизинца и возвращается в противоположную сторону к выемке возле большого пальца, после чего процедура повторяется до тех пор, пока ремешок не заканчивается.

Между тфилином и кожей (волосами) не должно быть никакого препятствия.

Духовный смысл тфилин

Наложение тфилин на руку должно влиять на сердце и руку, «чтобы подчинить все желания и действия воле Всевышнего», а головных — на мысли, «чтобы подчинить мысли служению Всевышнему».

Сноски и источники

  1. ↑ левши — на правую руку
  2. ↑ ср. Исх. 13:9, 16; Втор. 11:18
  3. ↑ ср. Талмуд, Швуот 38б
  4. ↑ Исх. 13:1-10, Исх. 13:11-16, Втор. 6:4-9, Втор. 11:13-21

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Кицур Шульхан Арух 10. Законы тфилин

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Заповедь тфиллин — также очень важная заповедь, поскольку вся Тора приравнена к тфиллин, как сказано (в главе про тфиллин): «(…) чтобы была Тора Б-га в твоих устах». Тот, кто не надевает тфиллин, называется «евреем, совершающим преступление своим телом». А тот, кто надевает некошерные тфиллин, не только не выполняет заповедь, но и произносит множество благословений напрасно, что само по себе большой грех. И поэтому пусть человек тщательно выбирает софера для написания тфиллин, такого, чтобы он был действительно большим специалистом в своем деле и Б-гобоязненным человеком. И также ремни для тфиллин должен он покупать только у надежного человека, чтобы быть уверенным, что они выделаны специально для тфиллин из шкуры кошерного животного. И, из-за множества наших грехов, многие нарушают заповедь, покупая тфиллин и ремни у кого попало, лишь бы подешевле, и они потом оказываются некошерными. И всякий, боящийся Б-га, пускай задумается вот о чем: если об одежде своей он заботится, стремится, чтобы она выглядела подобающе, то тем более следует ему позаботиться о вещах, предназначенных для выполнения воли Б-га, да будет благословенно Его Имя! И пусть он не жадничает и не жалеет своих денег, а постарается купить такие тфиллин, которые наверняка кошерны, даже если они и стоят дорого, и пусть проверяет их, чтобы они были правильно устроены, и были бы черными — и корпуса, и ремни1. И необходимо часто смазывать ремни жиром, чтобы они оставались черными ( и пусть не смазывает их китовым жиром, т.к. это жир некошерной рыбы). И если тфиллин повреждены, даже немного, или если порвалась сшивающая их нить, пусть немедленно спросит у мудреца, кошерны ли они. И особенно должен он следить за углами корпусов, в первую очередь головного тфиллин, поскольку в этих местах они часто протираются, в них появляются дырки и они делаются некошерными . И так же очень часто бывает, что, когда тфиллин старятся, от внешнего слоя головного тфиллин отслаивается пленка и они становятся некошерными. И за всем этим следует тщательнейшим образом следить. И всякий, кто тщательно исполняет заповедь тфиллин и ведет себя, когда тфиллин на нем, соответственно их святости, то есть не говорит в них о суетном и будничном, наверняка заслужит долгую жизнь и долю в будущем мире, как сказано: «Б-г на них (то есть они носят на себе Имя Б-га, написанное на тфиллин) — будут жить». Слово «тфиллин» происходит от слов «утверждение» и «доказательство», поскольку тфиллин представляют собой свидетельство и доказательство того, что Вс-вышний присутствует среди нас, как говорит Писание: «И увидят все народы той земли, что имя Б-га названо на тебе» — и разъясняют мудрецы наши, благословенной памяти, что речь идет о головном тфиллин, на котором написана буква «шин» — одна из букв одного из имен Вс-вышнего. Поэтому не следует полностью закрывать головной тфиллин талитом2.

2. Время, когда можно накладывать тфиллин, начинается утром, когда рассвело настолько, что при свете дня можно увидеть не слишком близкого знакомого на расстоянии четырех ама и узнать его.

Тфиллин накладывают после облачения в талит. Талит надевают раньше тфиллин потому, что эта заповедь выполняется чаще: ведь талит надевают и в будни, и в Шаббат, и в Йом-Тов, а заповедь тфиллин выполняется только в будни, и сказано в Талмуде: «Если перед человеком две заповеди — часто выполняемая и менее часто выполняемая — пусть исполнит вначале ту, что встречается более часто». А если человек сначала коснулся тфиллин, то, даже если они еще в мешочке, он должен сначала наложить тфиллин, а потом облачиться в талит, из-за другого правила: »Не откладывай заповедь (с которой столкнулся)», как сказано: « И храните (от заквашивания) мацот», и читают здесь не «мацот» — мацу, а «мицвот» — заповеди, и выводят отсюда правило: «Заповедь, с которой ты уже встретился, не заквашивай (не откладывай)».

3. В стихе: «И будет эта заповедь на руке твоей» слова «руке твоей» написаны в необычной форме, с буквой «hей», и учителя наши, благословенной памяти, делают отсюда вывод, что имеется в виду слабая рука, то есть левая. И необходимо поместить корпус тфиллин на то место, где выдается бицепс, как сказано: «И поместите слова Мои эти на сердца ваши», то есть требуется поместить тфиллин напротив сердца. Поэтому необходимо поместить тфиллин в указанном месте и сдвинуть немного в сторону тела, чтобы, когда человек опустит руку, тфиллин оказался напротив его сердца. А относительно слов «между глазами», сказанных о головном тфиллине, получили от предыдущих поколений разъяснение учителя наши, благословенной памяти, что речь не идет именно о месте между глазами, а о том, что тфиллин должен располагаться на оси, проходящей между глазами. И место расположения головного тфиллин — от начала линии волос и вверх до конца того места на черепе, где у младенца родничок. То есть самый нижний край основания корпуса головного тфиллин не должен спускаться ниже линии волос, а самый верхний его край не должен подниматься выше того места, где у младенца родничок. И нужно очень тщательно следить за правильностью наложения головного тфиллин. И если хотя бы часть тфиллин расположена на лбу в том месте, где не растут волосы, или даже тфиллин расположен целиком в том месте, где растут волосы, но сдвинут немного в сторону от вертикальной оси, проходящей между глазами — человек не выполнил заповеди и произнес благословение напрасно. А затылочный узел тфиллин должен быть расположен напротив его корпуса, на голове сзади, на выдающейся точке затылка, то есть на нижнем краю черепа, в месте, где растут волосы и которое расположено напротив рта, и узел нельзя сдвигать ни вправо, ни влево2*. И нужно, чтобы тфиллин был прочно укреплен ремнями на голове. И, если сам корпус головного тфиллин и та часть основания корпуса, в которую продевается ремень, слишком широки, маловероятно, что этот тфиллин будет прикреплен прочно, и необходимо тщательно следить за этим.

4, Тфиллин накладывают стоя. Нельзя вытряхивать тфиллин из мешочка, чтобы не выказывать неуважительного отношения к заповеди, а нужно вынуть их оттуда рукой. И, прежде чем затянуть ремень ручного тфиллин3, нужно произнести благословение: «… и повелевший нам накладывать тфиллин». После этого затягивают ремень, оборачивают его семь раз вокруг руки и, сразу после этого, накладывают головной тфиллин. И, до того как закрепить его на голове, произносят благословение: «… и давший нам заповедь тфиллин», а закрепляя тфиллин на голове, произносят: «Благословенно имя славного царства Его во веки веков!» Накладывающий тфиллин должен произнести эту фразу, поскольку мудрецы сомневаются, обязан ли он произносить это благословение3*; сомневаются они и в том, нужно ли отвечать на него «амен». Поэтому мне представляется, что это благословение нужно произносить шепотом.

И, после того, как человек закрепил головной тфиллин, пусть обернет ремень ручного тфиллин вокруг среднего пальца три раза, один раз вокруг средней фаланги и два раза вокруг нижней.

5. Даже если случилось, что человек сначала достал из мешочка головной тфиллин, он должен «отложить заповедь», положить головной тфиллин и накрыть его чем-либо, и наложить сначала ручной тфиллин. Так делается потому, что сама Тора велела наложить сначала ручной, а потом головной тфиллин, как сказано: «И навяжи их знаком на руку твою, и будут они украшением между глазами твоими», — поэтому в данном случае мы идем на то, чтобы «отложить заповедь».

6. Не должно быть никакой преграды между тфиллин и телом, будь то ручной тфиллин или головной4. И короткие волосы не являются преградой, поскольку это обычная часть тела. Однако отращивать длинные волосы, кроме того, что это указывает на гордыню и уже поэтому запрещено( см. главу 3, параграф 2), запрещено еще и из-за тфиллин, поскольку длинные волосы считаются преградой между тфиллин и телом.

7. Накладывая ручной тфиллин, нужно следить, чтобы узел ремня касался корпуса тфиллин5. И буква «йуд», которую представляет собой этот узел, должна быть со стороны сердца. Та часть основания корпуса тфиллин, в которую продевается ремень, должна быть сверху, а корпус — снизу. А в тяжелой ситуации, например, когда левша, накладывающий обычно тфиллин на правую руку, одолжил тфиллин у того, кто накладывает на левую (или наоборот) и не может переставить узел, а если он наложит как есть — ремень сверху, а корпус снизу, окажется что узел ремня направлен наружу — он может перевернуть тфиллин и наложить его так, чтобы ремень оказался снизу, а корпус сверху, чтобы буква «йуд», образованная узлом ремня, все равно оказалась направленной к сердцу6.

8. Запрещено разговаривать7 в промежутке между наложением ручного и головного тфиллин. И запрещено даже намекнуть на что-то взглядом или указать пальцем, ибо сказано: « И будет тебе знаком на руке твоей и напоминанием ( буквально — “памятью”) между глазами твоими», — необходимо помнить ( о ручном тфиллине в момент наложения головного), а для этого нужно, чтобы головной тфиллин следовал сразу же за ручным, чтобы они налагались как одно. И даже если накладывающий тфиллин слышит Кадиш или Кдушу, пусть не прерывается, чтобы ответить, а молчит и внимательно слушает то, что отвечает община. Но если он в этот момент слышит, как кто-то произносит благословение : «(…) и заповедовавший нам накладывать тфиллин», может ответить «амен»8, поскольку этот «амен» является только подтверждением тому, что он верит в заповедь тфиллин, и поэтому не мешает наложению тфиллин оставаться единым процессом. Накладывая «ТфиллинрабейнуТам», также запрещено прерываться между наложением ручного и головного тфиллин. Но на Кадиш и Кдушу в этом случае можно ответить9.

9. Если человек случайно прервался (сказал что-либо перед наложением головного тфиллин — перев), пусть коснется ручного тфиллин10 и снова произнесет благословение: «(…) и заповедовавший нам налагать тфиллин», закрепит ручной тфиллин покрепче, а после этого наложит головной тфиллин и благословит на него10**. Но если он прервался для того, чтобы сделать или сказать что-то нужное для выполнения заповеди тфиллин10*, не нужно благословлять второй раз на ручной тфиллин.

10. Налагая тфиллин, человек должен подумать о том, что Святой, благословен Он, дал ему заповедь накладывать тфиллин, содержащие четыре отрывка из Торы, в которых написано о единстве имени Его, благословенного, и о выходе из Египта, и что тфиллин накладывают на руку, против сердца, и на голову, против мозга, чтобы мы помнили постоянно о тех чудесах, которые сотворил для нас Б-г, говорящих о Его единстве и о том, что Ему принадлежат сила и власть в высших и низших мирах, и может Он делать в них все, что захочет. И пусть передаст Ему свою душу, которая расположена в мозгу, а также сердце, из которого происходят желания и мысли, и из-за этого пусть помнит о Творце и меньше думает о собственных удовольствиях, выполняя тем самым требование Торы: «И не совращайтесь вслед за вашими глазами». Поэтому и написано в стихе о тфиллин: «…между глазами твоими».

11. Наложение ручного и головного тфиллин — это две отдельные заповеди, и невозможность выполнить одну из них не освобождает от выполнения другой, то есть если у кого-то есть только один тфиллин или если по какой-либо другой причине он может наложить только один тфиллин, пусть накладывает только один. Если он накладывает только ручной тфиллин, пусть благословляет: «(…) и заповедовавший нам накладывать тфиллин». А если он накладывает только головной тфиллин, то пусть благословляет на него: « (…) заповедовавший нам накладывать тфиллин» и, кроме того: «(…) давший нам заповедь тфиллин», и закончит пусть: « Благословенно имя славного царства Его во веки веков!».

12. Полный левша, даже если он стал левшой из-за того, что сам себя к тому приучил, тем не менее накладывает тфиллин на ту руку, которая для всех людей правая, а для него левая. А если он выполняет всякую работу правой рукой, а левой только пишет, или наоборот — та рука, которой он пишет, считается правой, и должен он накладывать тфиллин на другую. Если же он владеет обеими руками одинаково — накладывает на ту, которая является левой для всех людей. И также, если он не родился левшой, а уже потом приучился писать левой рукой, а всякую работу по-прежнему выполняет правой — накладывает тфиллин на ту руку, которая называется левой у всех.

13. Ширина ремней тфиллин, как ручного, так и головного, не должна быть меньше длины ячменного зерна. Длина ремней головного тфиллин, как правого, так и левого — до пупка, или чуть выше. А некоторые говорят, что правый ремень должен достигать места обрезания, и правильно сделать ремень таким, если это возможно11. А ремень ручного тфиллин должен быть таким, чтобы можно было затянуть узел тфиллин, обернуть его ремень семь раз вокруг руки, три раза вокруг среднего пальца и закрепить. А если ремень ручного или головного тфиллин оборвался, нужно спросить мудреца, остался ли тфиллин кошерным.

14. Необходимо следить, чтобы ремни тфиллин были обращены черной стороной наружу. А если случилось так, что ремни головного тфиллин в месте их прилегания к голове, или ремни ручного тфиллин там, где они обвивают руку11*, перевернулись светлой стороной наружу, следует поститься или искупить свой грех, дав милостыню. И если тфиллин, будучи без футляров, упали на землю, также следует поститься. Но, если они упали на землю, будучи в футляре — нет необходимости поститься, но нужно дать сколько-нибудь на милостыню.

15. Если человек снял тфиллин из-за того, что должен пойти в туалет, то когда он, вернувшись, надевает их, он должен снова произнести на них благословения. Но если он в тот момент читал благословения «Шма», то есть от «создающий свет»( первое благословение перед «Шма») и далее, он не должен делать перерыва, произнося благословения на тфиллин, а пусть наложит их без благословений12, а, закончив «Шмонэ Эсрэ», коснется тфиллин и благословит на них.

16. Все время, пока тфиллин на человеке, он не имеет права отвлекаться от них ни на секунду, кроме как во время чтения «Шмонэ Эсрэ»13 и изучения Торы. Запрещается вкушать трапезу в тфиллин. Но съесть что-нибудь между делом14 можно и в них15. И спать в тфиллин, даже чуть-чуть, запрещено.

17. Должен человек касаться тфиллин всякий раз, когда вспомнит о них, поскольку таким образом он наверняка не отвлечется от них полностью. И пусть потрогает сначала ручной тфиллин, а потом головной. И хороший обычай — касаться тфиллин, когда он упоминает заповедь о них во время чтения «Шма». Когда он говорит: « И навяжи их в знак на руку твою», — касается ручного тфиллин и целует (пальцы). А когда говорит: «… и будут они украшением между глазами твоими», — касается головного тфиллин и целует.

18. Сказано в Талмуде: « Увеличивают святость вещи, но не уменьшают ее». А святость головного тфиллин больше, чем святость ручного, поскольку в нем четыре отдела для четырех отрывков Торы, и, кроме того, на нем написана буква «Шин» — одна из букв одного из имен Вс-вышнего. Поэтому ремень головного тфиллин запрещено переставить на ручной, но ремень ручного тфиллин можно переставить на головной. И также, если ремень ручного тфиллин порвался около узла, и человек хочет теперь перевернуть его, то есть сделать узел с другого конца, это запрещено, а нужно ему сделать узел с того конца, где ремень оторвался. И также запрещено перевернуть ремень головного тфиллин, чтобы та часть ремня, из которой был завязан узел, теперь оказалась вне узла16. Мешочек, который был предназначен для хранения в нем тфиллин и в котором тфиллин уже хранились, больше нельзя использовать для будничных целей17.

19. Не следует снимать тфиллин, не дойдя в молитве «У-ва Ле-Цийон» («И придет Избавитель в Сион…»до слов « Да будет угодно Тебе (…), чтобы мы хранили в этом мире законы Твои(…)»18. А в тех местах, в которых принято для чтения Торы не возвращать свиток на место, пока не прочтут «У-ва Ле-Цийон», не снимают тфиллин, пока свиток Торы не возвращен в ковчег. Намек на это правило содержится в стихе: « И прошел их Царь перед ними, и Б-г на их головах».

А в день, когда в синагоге делают обрезание, не снимают тфиллин, пока обрезание не сделано. В Рош-Ходеш снимают тфиллин перед молитвой Мусаф19. В Холь-а-Моэд праздника Суккот все снимают тфиллин до чтения Аллеля, а хазан — после чтения Аллеля.

20. Снимают тфиллин стоя. Сначала сматывают ремень, обмотанный вокруг пальца, и два или три витка с руки20. И сначала снимают головной тфиллин, а потом ручной, поскольку написано: « И будут они украшением между глазами твоими», и из того, что «будут» сказано во множественном числе, вывели учителя наши, благословенной памяти, что все то время, пока на человеке головной тфиллин, их должно быть два. И поэтому накладывают сначала ручной тфиллин, а снимают сначала головной, чтобы все время, пока на человеке головной тфиллин, был на нем также и ручной. И нужно снимать головной тфиллин левой рукой, поскольку она более слабая, чтобы показать, что нам тяжело снимать их: ведь, согласно заповеди, они должны быть на нас весь день, но, поскольку мы не можем содержать тело в чистоте, мы снимаем их сразу после молитвы. И не следует снимать тфиллин ни напротив свитка Торы21, ни напротив своего раввина22, а нужно отвернуться от них. Мудрецы ввели обычай целовать тфиллин во время их наложения и снятия.

Не снимают талит, пока не сняты тфиллин.

21. Тфиллин нужно укладывать в мешочек таким образом, чтобы назавтра можно было безошибочно взять сначала ручной. Но нельзя класть ручной тфиллин поверх головного, поскольку святость головного тфиллин выше, чем ручного, а нужно положить их один возле другого. И пусть человек положит мешочек с тфиллин в мешок для талита вниз, а талит сверху, чтобы назавтра достать сначала талит.

22. Если у человека нет тфиллин, а община молится, лучше ему дождаться конца общественной молитвы и одолжить у кого-нибудь тфиллин, чтобы он смог прочесть «Шма» и помолиться «Шмонэ Эсрэ» в тфиллин, чем молиться вместе с общиной, но без тфиллин. Но если он боится, что, пока он будет искать тфиллин, пройдет время чтения «Шма» — пусть прочтет «Шма» без тфиллин. А если он боится, что пройдет и время молитвы «Шмонэ Эсрэ» — пусть читает без тфиллин и «Шмонэ Эсрэ», а потом, когда найдет тфиллин, пусть наложит их, произнеся благословения, и прочтет в них какой-нибудь отрывок из книги «Тhиллим» или помолится в них Минху (см. ниже главу 14, параграф 8). Но ночь не является временем выполнения заповеди тфиллин, и запрещено надевать тфиллин ночью. Можно взять тфиллин товарища, даже не спрашивая его, чтобы наложить их и благословить на них, как я уже писал в предыдущей главе, параграф 11, о талите.

23. Для наложения тфиллин необходимо, чтобы тело было чистым. И необходимо следить, чтобы не портить воздух, когда надеты тфиллин (см. ниже, глава 12, параграф 4). Страдающий желудочно-кишечным заболеванием, даже если он не испытывает боли, свободен от заповеди тфиллин, поскольку он не в состоянии содержать свое тело в требуемой чистоте. Но если ему кажется, что он может сохранить тело чистым хотя бы на время чтения «Шма» и «Шмонэ Эсрэ», пусть наложит тфиллин на это время. А больной другими болезнями, если он страдает от них и от боли не может сосредоточиться, свободен от заповеди тфиллин23, поскольку, когда тфиллин наложены, запрещено отвлекаться от них. А если он не настолько страдает — обязан накладывать тфиллин.

24. Если ребенок может правильно относиться к тфиллин, то есть не портить воздух в них и не спать в них, отец должен купить ему тфиллин, чтобы он их накладывал. А в настоящее время распространился обычай, по которому отец покупает ребенку тфиллин, когда тому остается два или три месяца до тринадцатилетия.

25. Относительно наложения тфиллин в Холь-а-Моэд существует спор между законоучителями и разница в обычаях. В некоторых местах придерживаются мнения, запрещающего накладывать их. А в некоторых местах принято поступать согласно мнению требующих накладывать тфиллин, но не произносить на них благословения громко в синагоге, как делают в прочие дни. А у некоторых есть обычай накладывать тфиллин в Холь-а-Моэд без благословения24 (и делающий так должен мысленно условиться, что, если в Холь-а-Моэд не следует накладывать тфиллин, то он накладывает их как простые ремни). И, хотя он не произносит благословения, тем не менее ему запрещено прерываться между наложением ручного и головного тфиллин. Но, чтобы ответить на Кадиш и Кдушу, можно прерваться25. И нужно следить, чтобы не случилось так, что среди молящихся в одной синагоге одни накладывают тфиллин, а другие не накладывают26.

26. Если про тфиллин известно, что они кошерны, то, согласно букве закона, все время, пока цел их корпус, можно считать, что и помещенные внутрь отрывки из Торы кошерны и нет необходимости проверять их. И тем не менее правильно было бы проверять их, поскольку иногда они портятся от пота. А если человек накладывает эти тфиллин только время от времени, их нужно проверять дважды за семь лет, поскольку можно опасаться, что они заплесневеют27. И также, если порвался корпус тфиллин, лежащие внутри отрывки из Торы тоже нужно проверять. Также нужно проверять тфиллин, если они намокли. Но, тем не менее, если рядом с хозяином тфиллин нет человека, который сможет проверить кошерность тфиллин и после этого сшить их обратно — пусть надевает их как есть, чтобы не отказываться от выполнения заповеди тфиллин, но пусть не произносит на них благословения.

1 В случае, когда об этом позаботиться невозможно, следует положиться на мнение тех, кто полагает, что корпуса тфиллин не обязаны быть черными, чтобы иметь возможность выполнять заповедь тфиллин.

2 А если получилось так, что закрыл — заповедь считается выполненной.

2* И лучше, чтобы основная часть узла была выше ямки.

3 А если не сделал так — то после этого.

3* По мнению МБ, он может ответить.

4 А в том месте, где ремни обвивают руку, нет необходимости следить, чтобы не было преграды.

5 И пусть прижмет «йуд» к корпусу тфиллин.

6 О том, можно ли вытащить ремень и всунуть его с другой стороны, см. БГ, раздел 27.

7 И изначально запрещено также слишком задерживаться без причины.

8 По мнению МБ, это также запрещено.

9 И то же относится к Барху и «амен». И после этого пусть немного сдвинет ручной тфиллин и вернет его на место, прежде чем накладывать головной.

10 и сдвинет его с места.

10** БГ пишет, что в своих заметках рабби Акива Игер постановляет, что, если он разговаривал между ручным и головным тфиллин, должен благословить сначала на головной, который обязан сейчас наложить, а после этого пусть коснется ручного, затянет узел и благословит на него: «…накладывать тфиллин».

10* а также на Кадиш, Кдушу или Барху (см. ниже, глава 16, параграф 3).

11 А некоторые говорят: правый — до пупа, а левый — до груди (и МБ не выбирает одного из этих мнений).

11* То есть первый виток, обвивающий бицепс.

12 По мнению МБ, накладывает их между разделами и благословляет, а во время чтения «Шма» накладывает даже посреди раздела и благословляет. И то же самое в благословении после «Шма», но в этом случае произносит только благословение «…накладывать тфиллин». И также накладывает и благословляет между главами Псукей де-Зимра (но не между последней главой и благословением «Да будет восхваляемо…»), и между этим благословением и Барху. Между «…избавивший Израиль» и «Шмонэ Эсрэ» накладывает без благословений, и тогда после «Шмонэ Эсрэ» пусть поправит их и произнесет благословения.

13 В МБ написано: «Во время молитвы и изучения Торы».

14 в количестве «ке-бейца».

15 Возможно, это относится только к тем, кто не снимает тфиллин весь день.

16 В МБ приведены другие соображения.

17 Тем не менее не следует одергивать того, кто кладет сидур в этот мешочек, поскольку, раз все так делают, это как бы заранее оговорено.

18 Тщательно соблюдающие заповеди не снимают тфиллин до Кадиш Шалем. Аризаль имел обычай снимать тфиллин после слов: «И поэтому мы надеемся на Тебя…» (начало второй части «Алейну»). А если в этой общине читают Кадиш Ятом (Кадиш сироты), лучше снимать тфиллин после него.

19 После Хаци Кадиш. А некоторые говорят, до того, как сказать: «…чтобы соблюдали мы правила Твои…». (А некоторые в этот момент снимают только ремни тфиллин с пальцев).

20 В МБ не приводится.

21 А если тфиллин закрыты талитом или одеждой — разрешается.

22 от которого он получил большую часть своей мудрости.

23 А если он хочет все же наложить, ему разрешается.

24 И к такому выводу пришли ахроним.

25 Примечание 9 к параграфу 8 относится также и сюда.

26 Тот, кто не накладывает тфиллин в Холь а-Моэд и молится в синагоге, где накладывают — пусть наложит без благословений.

27 И в этом случае, если некому их проверить, некоторые говорят, что на них можно благословлять. А как поступать на практике — неясно.

toldot.ru

Что такое тфилин

В Торе есть четыре отрывка, в которых содержится предписание: “Повяжи их (слова Б-га) в знак на руку твою, и да будут они знамением над глазами твоими!” Эта заповедь, символически предписывающая подчинять действия и сознание воле Творца, на буквальном уровне обязывает взрослых евреев-мужчин возлагать “эти слова” (то есть, слова Торы, содержащиеся в этих отрывках) на руку и на голову. Эти четыре отрывка переписчики священных текстов (софрим, в ед. ч. софер) пишут на маленьких пергаментных свитках, изготовленных из особым образом обработанной кожи кошерного животного. Специальные коробочки (также изготовленные из кожи кошерного животного), в которых содержатся эти отрывки, и называются тфилин.

Тфилин состоят из двух главных частей: тфилин шель-рош (то есть тфилин, возлагаемый на голову) и тфилин шель-яд (то есть тфилин, возлагаемый на руку). Каждая из них представляет собой маленькую черную коробочку кубической формы, именуемую байт, в которой и содержатся свитки с отрывками из Торы. В тфилин шель-рош байт содержит четыре внутренних отделения, в которые помещаются вышеупомянутые отрывки из Торы, написанные на четырех отдельных пергаментных свитках. В тфилин шель-яд эти фрагменты написаны на одном свитке и его байт содержит только одно отделение.

Через отверстия в основаниях каждого байта продеты рецуот – черные кожанные ремни, при помощи которых тфилин и укрепляются на руке и на голове. Так как в тексте Торы содержится намек на то, что тфилин следует возлагать на более слабую руку, тфилин шель-яд укрепляют на бицепсе левой руки. Левша, соответственно, возлагает тфилин шель-яд на правую руку.

В Торе тфилин называются “знаком” (от) в том смысле, что они символизируют собой всю Тору, выражают ее главные идеи и принципы. И действительно, четыре отрывка из Торы, которые записаны на пергаменте и вложены в тфилин, говорят, к примеру, о единстве Б-га, признании царства Небес, об Исходе из Египта и т. п. И потому сказано в Мидраше (аллегорическом толковании Священного Писания): “Сказал народ Израиля: “Г-сподин мира, рады мы изучать Тору днем и ночью, но нет у нас возможности”. Сказал им Святой, Благословен Он: “Исполняйте заповедь тфилин, и Я засчитаю вам это, как если бы вы проводили все время в изучении Торы””.

Тфилин – символ неразрывной связи между народом Израиля и Б-гом. О тфилин сказано “повяжите их”, что может быть также прочитано, как “свяжитесь”; то есть еврей, повязывая тфилин, “связывает” себя с Б-гом и подчиняет себя Его власти. Поэтому тфилин повязывают на левую руку, так, чтобы они оказались напротив сердца – источника чувств, и на голову – вместилище разума, чтобы духовно соединить эти два “командных центра” человеческого существа и подключить их к высшему Источнику.

Тфилин начинают возлагать только с возраста бар-мицвы. Поэтому эта заповедь является своего рода символом еврейского совершеннолетия, наступающего для мальчиков в 13 лет. При этом, остальные заповеди начинают исполнять с самого маленького возраста, даже соблюдать посты начинают до совершеннолетия. Это связано с тем, что, по закону, сознание человека, надевшего тфилин, должно быть сосредоточено на нем, и он не должен отвлекаться на повседневные мысли. Считается, что способность сосредоточиваться таким образом появляется у ребенка именно в этом возрасте. Кроме того, идея тфилина – в подчинении разума и сердца для служения Б-гу. Это предполагает способность осознанно сделать свой выбор. Такая способность также появляется лишь к возрасту бар-мицвы.

http://www.kolel.ru/library/article_cdo/aid/1229240

Оставить комментарий

Читайте также

mjcc.ru

Тфиллин тфиллину рознь!

Три из 613 данных нам Творцом заповедей являются непосредственным свидетельством того, что евреи являются истинными служителями Всевышнего: брит мила (обрезание), Шаббат и Тфиллин.

Раби МОШЕ бар ЯАКОВ из Куци, автор книги Сефер Мицвот Гдолот:

Из 613 заповедей только три являются знаком и свидетельством того, что евреи являются истинными служителями Всевышнего: брит мила (обрезание), Шаббат и Тфиллин. Поскольку в еврейском суде любое решение принимается на основании хотя бы двух свидетелей, то в субботу и в праздничные дни (которые тоже называются субботой) достаточно еврею двух свидетелей, а именно, брит мила и соблюдение законов этого дня (Праздника или Шаббата), но в будний день обязан каждый еврей наложить Тфиллин, чтобы он был вторым после брит милы свидетельством его еврейства.

А если Тфиллин так важен, то почему же некоторые евреи так «снисходительно» относятся к этой величайшей заповеди?

Ответ на этот вопрос приведён в трактате Шабат на 130-ом листе, где повествуется о том, как один злодейский режим постановил, что каждому еврею, наложившему Тфиллин, будет пробит череп. И среди всех евреев нашёлся один по имени Элиша, который посмел прилюдно наложить Тфиллин и выйти с ним на улицу. Когда один из надзирателей, следивших за соблюдением злодейского постановления, погнался за ним и догнал, Элиша снял Тфиллин и зажал его в руке. «Что у тебя в руке?» — грозно спросил тот. «Голубиные крылья», — ответил Элиша и разжал кулак. Произошло чудо — на ладони его действительно лежали голубиные крылья. «Почему именно голубиные крылья», — спрашивает Талмуд, и отвечает: «Как у голубя крылья являются его защитой (а не клюв и когти как у других птиц), так и для еврейского народа — выполнение мицвот являются его защитой». И на это место в Талмуде в коментариях тосафот отмечено, что хоть Элиша и был единственным евреем, хранившим заповедь Тфиллин, но даже он был не готов лицом к лицу встать против врагов Торы и принять смерть, но не отказаться от исполнения заповеди. И отмечают на это наши Мудрецы, что каждая заповедь, за которую еврейский народ не готов был пожертвовать жизнью во время гонений, так и останется на все поколения плохо выполняемой. И продолжает автор: «А поскольку, эти три заповеди — знаки свидетельства — то каждая из них приравнивается к Торе (…), как сказанно о Тфиллин: “И будет Тора Всевышнего в твоих устах”».

РОШ (Рабену Ашер) в Алахот ктанот:

«Сказали мудрецы, что на небесном суде, если человек строго выполнял заповедь Тфиллин , — чаша заслуг перевешивает, а если нет — то перевешивает чаша вины, — поскольку мицва Тфиллин самая великая из всех повелительных заповедей в Торе. Поэтому каждый еврей должен быть исключительно внимателен к этой заповеди».

Автор книги «аТикун Тфиллин»:

Душа моя ужасается тем, что в последних поколениях только единицы, как напимер, раби Меир из Ротенбурга, бережно относились к мицве Тфиллин, которая приравнивается к соблюдению всей Торы, а подавляющее большинство интересуются, как бы купить Тфиллин подешевле.

Рабби Яков бен Ашер, (“Арба Турим”):

У каждого накладывающего Тфиллин продлятся годы его жизни, как сказанно “Б-г на них будут жить”. Объясняет Раши “Б-г на них”, — это те, на ком имя Б-га, то есть, — накладывающие Тфиллин , на котором находится буква “Шин”, и вместе с узлами на ремешках Тфиллин а завязанными в форме букв “далет” и “юд” проявляется Имя Всевышнего.

Сказал Рова:

“Каждый накладывающий Тфиллин и облачающийся в талит и произносящий молитву “Шма Исроэль”, обещано ему, что он будет в мире грядущем”.

Сказал Абайе:

“Гарантирую я ему, что огонь Геинома (Ада) не будет властвовать над ним”.

Сказал рав Папа:

“Гарантирую я ему, все грехи его будут прощены”.

И наоборот, велико и страшно наказание тех, кто не накладывает Тфиллин, как это приведено в Мишна Брура, симан ламед заин, сииф катан юд далет, и там же сказано: “Поскольку так велика сила заповеди Тфиллин, должен обратить внимание каждый, что необходимо покупать его у специалиста, Б-гобоязненного человека, изучающего Тору, так как тот, кто накладывает некошерный Тфиллин , не только не выполняет заповедь, но также благословляет впустую, что является большим грехом. Многие спотыкаются на этом, покупая дешевый Тфиллин (у ненадежных людей). Каждый Б-гобоязненный еврей обратит своё сердце на то, что если он старается купить красивую одежду и посуду, тем более не должен пожалеть денег на предметы предназначенные служению Творцу и постараться купить безусловно кошерные Тфиллин, даже если цена на них будет высока”.

До какой суммы человек должен потратить на мицву?

Сказано, не трать больше чем пятую часть от своего годового дохода.

Сказано в Мишна Брура, что тот кто не может позволить себе купить Тфиллин, — не обязан ходить и просить милостыню ради этого, но обязан просить у других евреев отдолжить ему Тфиллин, дабы выполнить мицву. Но если он может купить, а вместо этого отдалживает — то велико будет его наказание. Надо стремиться приобрести красивый Тфиллин по правилу указанному Торой: “Это мой Б-г и я Его украшу”.

Рекомендации

Здесь приведены рекомендации мудрецов Торы на Тфиллин, произведенные иерусалимской организацией “Хатам аИдур”:

Рав Зелиг Вайс

Глава еврейского суда Даркей Ораа

Рош Ешиват “Минхат Ашер”

Глава общины Чехии

Автор 50 книг по Торе

Рекомендация

От всего сердца хочу порекомендовать вам Тфиллин производства “Хотам Аидур”. Посетив это место и тщательно проследив за всеми этапами производства, я был поражен следованию самым высоким требованиям закона по отношению к максимальной кошерности Тфиллин. Кроме высокого уровня кашрута Тфиллин, хочу отметить что все участвующие в их создании — люди Б-гобоязненные и знатоки Торы. Большая заслуга для меня рекомендовать это место, и я надеюсь, что многие удостоятся носить именно эти Тфиллин.

(После посещения нашего производства, впечатлившись, рав Зелиг Вайс приобрёл Тфиллин для своего внука.)

Раби Араам Хаим Адас Шлита

Алахический авторитет

Один из глав сефардской общины Иерусалима

Автор книги “Арба Миним Лемеадрин” и многих других алахических трудов

Рекомендация

Хочу порекомендовать Тфиллин благословленных мной компаньонов раби Ханоха Лернера и раби Моше Алиашвилли, сделанных в особом месте “Хатам Аидур”.

Посетив это святое место, я убедился тщательности ручной работы от начала и до конца производства Тфиллин этими Б-гобоязненными и цельными людьми, понимающими в своем деле.

Все вопросы, касающиеся кошерного и высококачественного изготовления Тфиллин, решаются по наставлению высших алахических авторитетов.

Поэтому, каждый, кто приобрел эти Тфиллин, должен знать, что удостоился самых высококачественных и кошерных Тфиллин.

Рав Яков Зеев аКоэн Фрид

Море цедек в Бейт дине рава Шайнберга Шлита

Один из авторов книги “Зихрон Элиягу” по законам Тфиллин

Рекомендация

Я был на производстве Тфиллин “Хатам аИдур”, тщательно и детально исследовал производство их Тфиллин. Мое впечатление, что коллектив составляют люди Б-гобоязненные, хорошо знающие законы Тфиллин и высокие специалисты.

Руководитель — рав Ханох Лернер шлита — человек с большим опытом и знанием в области производства Тфиллин. Я пришёл к выводу, что эти Тфиллин действительного высшего качества кашерности.

Рав Борух Шмуэль аКоэн Дойч

Глава ешивы “Коль Тора”

Рекомендация

Хочу письменно выразить своё восхищение организацией “Хатам аИдур”, которую я лично со своими учениками посетил после углублённого изучения алахот, касающихся написания Сефер Тора, Тфиллин и мезузот. Мы смогли убедиться, что это название «Хатам аИдур” — печать высшего качества — точно соответствует этому месту. Его работники являются Б-гобоязненными евреями, серьёзно занимающимися изучением Святой Торы и старающиеся сделать святую работу как можно лучше и качественней в соблюдении строжайших требований алахи по указаниям нашего учителя рава Элияшева шлита. Я как коэн благословляю их работу, чтобы благословение Ашема проявилось в ней. И желаю, чтобы и дальше они продолжали с такой же строгостью относиться к своей работе, и чтобы она распространилась в народе Израиля.

В нашем магазине можно приобрести Тфиллин производства «Хотам Аидур”.

toldot.ru

Из чего делали корпус и коробочки тфилин, когда не было пластмассы?

Шалом!

Для начала, давайте разберёмся, из каких частей состоит тфилин.

Из сказанного в книге Дварим (6:8): «И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они начертанием между глазами твоими» мы делаем вывод, что должно быть два тфилина, один для руки — «повяжи их в знак на руку твою», а второй для головы, между глаз — «и да будут они начертанием между глазами твоими».

Сам тфилин — это чёрный «домик», в котором находится кусочек пергамента с написанными на нём стихами Торы. Нижняя и верхняя часть тфилина сшиты ниткой, сделанной из жил кашерного животного. К нему привязан кожаный ремешок, выкрашенный чёрной краской с внешней стороны. (В наше время Вы можете также найти ремешки, выкрашенные в чёрный цвет с двух сторон, однако чёрный цвет обязателен только для внешней стороны ремешка).

Заповедь Торы — изготовлять тфилин (ручной и головной) из кожи кошерного животного. Так что сам тфилин, чёрный «домик», к которому привязан ремешок, делается не из пластмассы, а из кожи крупного рогатого или мелкого рогатого скота.

Если сам «домик», не дай Б-г, сделан из пластмассы, даже если в него положат кусочек пергамента со словами Торы, тфилин не будет кашерным и человек, использующий его, не выполнит заповеди.

Не будем входить в подробности, как именно из куска кожи делают тфилин. Однако уместно напомнить, что в наше время богобоязненные производители тфилинов делают их только из кожи крупного рогатого скота. Поэтому в наше время, если тфилин сделан из кожи мелкого рогатого скота, требуется тщательно проверить его кашерность у сведущего в этом вопросе раввина.

Повторим, тфилин — это чёрный домик, сделанный из кожи, к которому привязан кожаный ремешок. Все остальные «ёмкости», такие, как пластиковые коробочки, мешочки и пакетики, в которых лежат тфилин, не являются необходимыми для исполнения заповеди тфилин. Их используют, только для удобства хранения самого тфилина.

Уместно напомнить: нужно стараться, чтобы на ручном тфилине всегда в момент одевания было верхнее покрытие (см. картинку ниже). Оно предохраняет углы тфилина от стачивания об одежду.

Мы сказали выше, что коробочки и мешок, в котором хранится тфилин, не являются необходимыми для исполнения заповеди. Но если вы приобрели или выделили коробочки и мешок для тфилина и положили его туда, то коробочки и мешок получают тот же статус святости, что и сам тфилин. Теперь их запрещено использовать для других вещей, святость которых меньше святости самого тфилина. Например, в мешочке, где лежит тфилин, нельзя хранить мезузу, так как святость тфилина выше, чем святость мезузы.

С уважением, Леви-Ицхак Кантарович

toldot.ru


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.