Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Танатотерапия что это такое


Что такое танатотерапия?

«Изменения в природе происходят год от года»

Цикличность природных процессов была подмечена людьми еще на заре возникновения человечества. Будучи неотъемлемой частью этих процессов, человек знал, что на смену рассвету придет закат, дожди или заморозки сменятся солнцем и теплом, после удлиняющейся ночи наступит фаза, когда день будет длиннее и ночные тревоги сменятся дневными заботами, за умиранием следует возрождение, а вдох неотделим от выдоха.

В суете городских дел и ритмов мегаполиса эта внутренняя настройка сбилась, связь с естественной цикличностью жизни истончается и утрачивается. Городской житель гордится тем, что спит 4 часа в сутки, все успевает, всегда «ловит волну», но жалуется на бессонницу, депрессию, хронические стрессы и на то, что теряет «вкус жизни», еще толком не начав жить.

Мы избегаем встречи с глубокими, сильными чувствами, заменяя их суррогатом из фильмов ужасов и сентиментальных сериалов. Гоним от себя мысли о смерти и бренности бытия: «а зачем думать о смерти, пока мы живы?» Стараемся побыстрее отделаться от чувства утраты (быть «не позитивным» – не модно!) и почти разучились проживать горе так, чтобы оно давало нам силы жить.

Когда люди впервые слышат слово «Танатотерапия», они удивляются: «Это что, терапия смертью?» Автор метода, В. Баскаков, на своих семинарах начинает с того, что в восприятии многих поколений наших предков смерть – это не конечная точка, это граница, момент перехода из одного состояния в другое, это пауза, которая возникает между выдохом (как символом завершения чего-либо) и вдохом (началом нового этапа). Можно задержаться в этой паузе и ощутить мгновение максимального расслабления, прежде чем заново наполнить расширяющиеся легкие свежей порцией воздуха.

Пауза – не досадная задержка в пути, а его неотъемлемая часть, такая же важная, как и все остальные. Умение взять паузу, держать паузу, находиться внутри этого процесса, насладиться паузой, ощутить ее потенциал, взять из нее максимум – вот один из «секретов» доступа к своим внутренним ресурсным состояниям.

Традиционно человек всегда жил с ощущением своей смертности, конечности своего жизненного пути. Все духовные учения – от древнейших, до современных религий, по сути едины в одном: они помогают человеку преодолеть его страх перед концом земного пути и почувствовать вкус радостей от простой, повседневной жизни. Мы наслаждаемся вкусом того, чего у нас мало, и не ценим то, чего у нас в избытке – так устроен человек. Именно ограниченность какой-либо возможности делает эту возможность такой привлекательной и желанной. Потеряв связь со своей «смертностью» мы лишаем себя вкуса жизни – ведь нам кажется, что жизнь будет бесконечной. И мы все время тянемся за яркими новыми ощущениями, как дети за очередной игрушкой в магазине.

Кстати, именно дети не боятся смерти, они не осознают, что «это» может с ними произойти. Но в жизни каждого ребенка наступает момент, когда он задает родителям вопрос: «Мама, папа, а вы умрете? А я? Я тоже умру!?» Сколько ужаса и страха сконцентрировано в маленьком, неокрепшем теле в момент столкновения с этой мыслью. Некоторые философы считают, что именно тогда, когда ребенок сталкивается со смертью, завершается его «невинное детство». Как помочь ребенку, который проживает этот момент – тема отдельного разговора. Но часто сами взрослые не готовы к этому, вопрос ставит их в тупик, предъявляет им их собственные страхи и беспомощность, и потому вызывает самые неожиданные реакции, которые откладываются у ребенка на долгие годы, если не на всю жизнь. Это может стать глубинной травмой, которая поселит в ребенке страх не только перед смертью, но и перед жизнью в самых разных ее проявлениях.

«И если вы не живете, то вам и не умирать»

Слово «терапия» не тождественно слову «лечение», греки понимали под «терапией» заботу, уход, и лишь затем, «лечение». Танатотерапия помогает восстановить контакты с процессами цикличности, умирания и возрождения в нашем организме. Делается это благодаря навыкам глубокого расслабления, через соприкосновение с мягкими, «иньскими» сторонами нашей психики.

Во время сеанса танатотерапии психолог-танатотерапевт помогает добиться максимально возможного для человека расслабления посредством мягких прикосновений, используя разработанные автором метода приемы и принципы работы. Что это за принципы? Например, не спешить, следовать за реакциями, которые показывает тело. Еще один принцип работы – это «гомеопатичность»: минимальные по силе и амплитуде воздействия дают максимальный результат, и т.п.

Вместо привычного «быстрее, выше, сильнее» — «медленнее, ниже, слабее». В таком замедленном режиме создается более глубокий контакт (как терапевта и клиента, так и клиента со своими внутренними процессами), безопасные условия для встречи с глубоко запрятанными чувствами, страхами, неразрешенными конфликтами. Максимально расслабленное, «заземленное» тело, дает возможность и ресурсы для того, чтобы прожить, прочувствовать то, от чего привычно убегало сознание, и оберегал «сверхконтроль» со всеми защитными психологическими «механизмами».

Только встретившись с тем, что раньше избегалось, от чего в себе открещивались, мы возвращаем себе «власть» над собой и над своим страхом или болью. Только прожив и переосмыслив то, что вытеснялось, мы можем по-настоящему завершить «старую историю», закрыть прожитую страницу, отгоревать свою утрату, помочь себе встать и продолжить жить. Часто решиться на такую встречу – «смерти подобно». Оказавшись лицом к лицу со своим «монстром», лишив его возможности вредить и «отжирать ресурсы», мы как раз совершаем переход из одного состояния в другое. Символически «умираем» и возрождаемся, ощущая, что этот день нашей жизни – первый из оставшихся нам. У нас снова есть выбор: по какой дороге идти, снова есть вкус жизни и радость от ощущения нового себя, прошедшего сложный рубеж, преодолевшего психологический страх смерти (1), получившего новый опыт и силы, чтобы жить полноценной жизнью.

(1) Важное примечание: речь не идет об избавлении от страха смерти – как «отключении» инстинкта самосохранения. Все физиологические и психические процессы, направленные на обеспечение безопасности своей жизни и здоровья продолжают исправно работать и оберегать человека. А вот страх перед неизвестностью смерти, психологические страхи перед принятием решений, перед завершением начатого, перед изменениями, наступающими в жизни, навязчивые страхи, касающиеся своего состояния здоровья, например страх заболеть смертельной болезнью, и т.п. – все эти страхи прорабатываются и перестают ограничивать человека и удерживать его «в клетке». Психологический контакт со своими внутренними процессами умирания и возрождения избавляет от большого количества искусственных ограничений, тем самым повышая качество жизни.

www.b17.ru

Тотальное расслабление. От чего лечит танатотерапия

Нерешенные психологические проблемы человека, его отрицательные эмоции, вызванные неумением справиться со стрессами, нередко приводят к болезням и подчас становятся серьезной помехой на пути к выздоровлению. Со временем возникающие под воздействием стресса негативные эмоциональные установки закрепляются в виде отрицательных психологических реакций. Все системы человека – центральная нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая – приходят в дисбаланс, нарушается адаптация организма. Давно уже замечено, что наши эмоции напрямую влияют на работу внутренних органов. Так, например, нетерпимость губит легкие, уныние – печень, ярость – желчный пузырь, чрезмерная сексуальная озабоченность – почки, злость – сердце, разочарование – желудок, депрессия – щитовидную железу, чувство вины – толстый кишечник. Но самые большой удар по организму наносит страх.

Прививка от страха

Как объяснить человеку, что страх – это разрушительное чувство, и заставить его перестать бояться? Необычный метод борьбы со страхами предложил в конце 80‑х годов психотерапевт Владимир Баскаков. Он назвал его танатотерапия (от греч. thanatos – «смерть» и therapia – «лечение»). По мнению Баскакова, в основе всех наших страхов лежит страх смерти. Он порождает и другие страхи: боязнь за близких, страх заболеть, потерять работу. Это иррациональное состояние забирает у человека огромное количество энергии и вызывает болезни.

Танатотерапия – это один из видов телесно ориентированной терапии. Суть метода – установление контакта человека с различными видами смерти и умирания через моделирование этого состояния. При помощи особых приемов работы с телом пациента удается достичь его тотального расслабления – состояние, похожее на смерть. Прохождение через этот опыт меняет сознание человека, помогает ему найти выход из тупика, решив его основные психологические проблемы. И в итоге – по-иному взглянуть на собственную жизнь и окружающий мир. Он примиряется с неотвратимыми обстоятельствами, а его организм включает целительные биологические реакции, которые корректируют и восстанавливают энергетический баланс.

Танатотерапия напоминает некоторые йогические и тибетские практики переживания смерти, которые позволяют человеку снять психологические рамки, ограничивающие свободу бытия, переосмыслить жизненные ценности, расширить сознание. Свой опыт познания смерти и примирения с ее неизбежностью существовал и у православных монахов. Для того чтобы избавиться от всего несущественного и суетного, что мешает сконцентрироваться на истинно духовных ценностях, многие из них нередко спали в гробу или добровольно заточали себя в гроб на какое-то время.

Как проходит сеанс

В танатотерапии практикуются как групповые, так и индивидуальные сеансы. Человека, пришедшего за помощью, не принято расспрашивать о болячках и проблемах. С ним просто начинают работать, создавая наиболее благоприятные условия, способст­вующие успокоению и расслаблению. Иногда работа проводится сразу с несколькими людьми.

Приглушается свет и включается релаксирующая музыка. Во время процедуры пациент укладывается на пол в позу звезды (позу витрувианского человека, отображенного на известном рисунке Леонардо да Винчи), и работа начинается. При помощи специальных приемов психотерапевт добивается тотального расслабления пациента, которое проводит его через опыт умирания.

Сеанс танатотерапии – это какое-то необыкновенное магическое дейст­во, не похожее ни на что. Массажные движения – точечные надавливания, прикосновения ладонями – очень мягкие, еле ощутимые и производятся в сильно замедленном темпе. Все манипуляции с телом пациента бережны и деликатны: плавное-плавное растягивание мышц, небольшие по амплитуде вращения, сгибания-разгибания конечностей также невероятно медленные. Вплоть до того, что одно вращательное движение по кругу может занять до 5 минут. Кажется, что мастер, который работает с телом пациента, засыпает на ходу. На самом деле все идет своим чередом. Такие очень бережные, едва ощущаемые человеком воздействия рассчитаны на получение у него максимальных по силе чувств и переживаний – этот прием называется «телесная гомеопатия», поскольку его эффект очень похож на действие этих маленьких шариков: лечение достигается за счет малых доз лекарств.

Такие воздействия приводят к тому, что тело человека, с которым проводят все эти манипуляции, становится очень тяжелым, глаза широко открываются, нижняя челюсть отпадает, дыхание замедляется, конечности холодеют. Что при этом ощущает пациент? Он полностью абстрагируется от своего тела, перестает чувствовать его. У него появляется ощущение парения над землей, отделения души от тела – состояние похоже на то, что описывают люди, пережившие клиническую смерть. В то же время это состояние не имеет ничего общего с глубоким трансом.

Где помогает танатотерапия: для психологической помощи тяжелобольным людям, стоящим на пороге смерти; при решении психологических проблем; для личностного роста; при хронической бессоннице; при депрессивных и стрессовых состояниях; при невротических и психических расстройствах; при нарушениях опорно-двигательного аппарата; для снятия мышечных напряжений при детском церебральном параличе; при снижении иммунитета; при синдроме хронической усталости; для избавления от наркотической и других видов зависимости; при лечении бесплодия; в программах коррекции фигуры.

После встречи со смертью

Близкое знакомство человека с состоянием, похожим на смерть, освобождает его от многих комплексов и страхов, дает ему новый импульс жить. И, осознав быстротечность нашего земного сущест­вования, он начинает радоваться каждому прожитому дню. Танатотерапия позволяет избавиться от многих заболеваний, в первую очередь имеющих психосоматическую природу. Кстати, этот метод лечения с успехом используют для лечения табачной, алкогольной, игровой и наркотической зависимости.

Смотрите также:

aif.ru

Танатотерапия: что такое танатотерапия?

Впервые о танатотерапии заговорили еще век тому назад: сначала как о психологической области, позволяющей помогать смертельно больным людям и их родственникам забыть о страхе смерти. При этом вскоре танатотерапевтами был замечен следующий побочный эффект: благодаря данной практике возвращается радость к жизни, организм расслабляется и проводится «самонастройка».

Что представляет собой танатотерапия?

Танатотерапия является разновидностью и подвидом психотерапии, которая ориентируется на телесную составляющую. Речь идет об особом психотерапевтическом методе, который направлен на устранение психологических трудностей посредством взаимодействия процесса умирания и смерти. Современное сознание редко когда хочет понимать и принимать данную трактовку: почему, чтобы решить психологические трудности, требуется установление через тело контактов с процессами, которые вызывают сильнейший страх, связанный с умиранием и смертью? Ведь «установление контакта» подразумевает не только отвержение, но и вхождение в контакт и взаимодействие со смертью.

Для ответа на вышеописанный вопрос необходимо немного углубиться в историю о том, как появилась телесно-ориентированная психотерапия. Появление телесно-ориентированной терапии напрямую связано со школой психоаналитики Зигмунда Фрейда. Именно он впервые сказал, что «Я – это выражение телесного Я». При этом Фрейд старался избегать телесных прикосновений к больным, а также изучал влияние телесных процессов на работу психики.

В целом Фрейд был согласен с тем, что соматические реакции оказывают влияние на душевны потрясения, но также не мог представить родственность явлений психического и соматического характера. Основная задача психотерапии, как утверждает Райх – это не только анализ характера человека, но и работа с мышечной системой, чтобы восстановить энергетическое равновесие в организме. В связи с этим работа пациентами велась не только в вербальной форме: терапевтические мероприятия подразумевали возможность прикоснуться к телу пациентов. Помимо всего прочего, пациентам рекомендовали самостоятельно работать со своим телом, чтобы положительные результаты были заметны как можно скорее.

Какие техники танатотерапии бывают?

Сейчас активно практикуются две ключевые техники танатотерапии. Первая называется «Телесной настройкой». Благодаря ей у пациентов глубоко расслабляется тело, снимаются напряжения внутри, они видят причины страха смерти, в связи с чем переживания, связанные с этим, пропадают. При выполнении этой техники терапевту нужно очень медленно и аккуратно перемещать конечности пациента, поворачивать их в суставные области, чтобы было достигнуто максимальное мышечное расслабление. Время, отведенное на выполнение данной техники, не является ограниченным, но на практике равно 4-5 минутам на все части тела. Аналогично необходимо работать с головой. Приподнятая и удерживаемая в ладонях на весу голова пациента плавно наклоняется в разные стороны, покачивается и вращается, что позволяет снять напряжение в шейной области.

Вторая техника носит название «Последовательности опора». Терапевт в последовательной форме приподнимает конечности больного и отрывает их от пола. Впоследствии приподнятая конечность начинает аккуратно двигаться и поворачиваться в области суставов. Как результат – наступает полное расслабление, снимаются зажимы в мышечной области. Главная задача в данном случае – максимально расслабить тело пациента, контролировать естественность положения, благодаря чему достигается состояние покоя и отдыха.

neo-humanity.ru

3.9. Танатотерапия

Танатотерапия (от греч. thanatos – смерть и therapia – уход, забота, лечение) является психотерапевтическим методом, дающим человеку возможность установить максимально полный контакт с процессами умирания и смерти, и терапия в данном случае заключается в оказании соответствующей помощи в установлении такого контакта (Баскаков, 2000; 2001).

Танатотерапия как вид телесно‑ориентированной психотерапии охватывает четыре базовых психологических проблемы человека: чрезмерный контроль сознания (голова), контакт‑чувства (грудь, руки, шея), сексуальные взаимоотношения (паховая область), опора (ноги).

Танатотерапия моделирует процесс правильного, естественного умирания. В ее основе лежат характеристики тела человека, умершего естественно (тотальное расслабление, остановка контроля сознания, объектность тела, так называемое «биологическое дыхание» и др.). Каждый прием танатотерапии – это сложная работа с телом. Ниже приводятся лишь некоторые из приемов танатотерапии.

3.9.1. Техники

Упражнение 1. Подготовительное

Члены группы усаживаются в круг. Ведущий предлагает любому желающему помочь ему в демонстрации первого приема танатотерапии. Для этого он просит кого‑нибудь выйти и лечь на пол на спину в центре круга. Чаще всего изъявившие желание ложатся так, что ноги у них расположены рядом, а руки – вдоль туловища, причем ладонями вниз. Ведущий же предлагает занять позицию «звезды» («фигуру Витрувия» Леонардо да Винчи), с ладонями вверх.

Эта позиция («звезда», или «фигура Витрувия») характеризуется максимальной амбивалентностью (максимальная отдача и получение, причем одновременно). Именно в силу амбивалентности, а значит, повышенной энергетики (чем больше «разность потенциалов» – тем сильнее ток), энергоемкости, и звезда, и человек в позиции «звезды», и круг (группа участников, где внутри круга все сидящие максимально открыты друг другу, но любой входящий извне встречает спины) – наиболее часто используемые магические символы.

Упражнение 2. «Телесная гомеопатия»

В этом упражнении участники открывают для себя так называемую «телесную гомеопатию» и знакомятся с одним из ключевых ее принципов – принципом малых доз и величин.Основатель гомеопатии Ганеман сформулировал принцип, который, применительно к танатотерапии, можно представить так: минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и переживаниям.

В демонстрации партнер, на котором показывают данный прием, лежит в позиции «звезды». Вы подсаживаетесь к любой из его конечностей. Взяв, к примеру, в свою руку его ступню, вы начинаете ее плавно и очень медленно (принцип «не спеши») скручивать в сторону. Заметим, что в русском языке трудно найти глагол, обозначающий описываемое действие и не напоминающий об увечье (ср. скручивать – выкручивать – сворачивать смешать,например мед. –смещатькости, и др.).

Внешним наблюдателям данное действие совершенно незаметно, тогда как пассивно воспринимающий его сразу замечает.

Это видно прежде всего по дыханию (оно меняется) и по тремору ресниц, которые отвечают в теле за контроль со стороны сознания (интенсивность тремора возрастает в связи с ростом контроля). Начинать выполнение данного приема следует после продолжительной паузы, в ходе которой контроль сознания пассивно воспринимающего как бы устремляется к тому месту, где в данный момент производится работа. Поскольку ничего не происходит – контроль ослабевает и как бы покидает это место. После этого можно приступать к надавливанию.

Время, отводимое на данное упражнение, не ограничено, и партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл.

При работе с рукой важно обратить внимание участников группы, что это вы поднимаете кисть и подводите под нее свою ладонь, а не партнер дает вам поднять его кисть. Разница колоссальная. Эта разница связана с контролем и активностью лежащего участника.

В работе с головой особое значение придается посадке активного участника упражнения. Эта посадка должна быть максимально устойчивой и удобной. Рекомендуется сесть у изголовья лежащего с широко расставленными ногами так, что его голова оказывается между ними. Активный участник касается ладонью одной из щек лежащего, затем выдерживает продолжительную паузу. Лицо – одно из самых табуированных мест на теле человека. Только после этого плавно и аккуратно он приступает к надавливанию. Время выполнения упражнения – 4–5 минут на каждую часть тела.

Партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл.

Впечатления от упражнения в основном касаются ощущений поляризации внутри тела. Часто возникает ощущение отсутствия той или иной конечности или, наоборот, ощущение присутствия чужой руки (при том, что активный участник уже приступил к работе с другой конечностью).

Упражнение 3. «Театр прикосновений»

Участники группы разбиваются на пары, в которых один становится «актером», активно действующим, другой – «зрителем», пассивно воспринимающим. Пассивный участник принимает позицию «звезды». Активный усаживается рядом. Сценой театра выступает тело пассивно воспринимающего. На этой сцене «актер» предъявляет разные типы контактов: игольчатые –он точечно касается разных участков тела партнера кончиками пальцев; достаточножесткие –надавливает всей поверхностью ладони или кулаком;разнесенныепо разным участкам тела – одновременно несколько касаний в разных местах; разного рода«перекрытия‑мосты» –например, своей рукой он перекрывает обе ноги партнера.

Главное условие правильности выполнения данного приема: «не спеши!»(именно так, а не, например, «делай медленнее»). Другое важное условие: «актер» выжидает некоторое время перед началом выполнения приема, а не «набрасывается» на «зрителя». В таком случае тело «зрителя» как бы увеличивается в объеме – оно ищет первое прикосновение. Только в таком случае «зритель» принимает контакт «актера».

Цель «актера» в этом импровизированном театре тела – удивить партнера, причем удивить постановкой «спектакля», его сюжетом, сценическими ходами. Задача «зрителя» – одна из самых сложных: не ставить и не решать никаких задач («чем меня касаются?», «где будут касаться в следующий раз?» и т. д.).

На упражнение отводится 5–7 минут, после чего партнеры меняются ролями. Желательно сопровождать упражнение медитативно‑релаксационной музыкой.

Замечание.Оно касается окончания данного и всех последующих упражнений. Когда вы просите вашего партнера закончить выполнение упражнения (причем сразу предлагаете ему не спешить, побыть еще в этом состоянии), ваш партнер, за редчайшим исключением, заканчивает его стандартным и совершенно неправильным образом. Он напрягает мышцы живота и пытается подняться и сесть прямо из позиции лежа. Правильное окончание – это вначале поворот тела на бок и только потом – подъем. Именно так поступают самые маленькие дети, осваивая пока еще непослушное их воле тело – более объектное, пассивное, расслабленное.

Упражнение 4. Последовательность опор

Ваш партнер находится в позиции «звезды». Ладони обращены вверх (маленькие дети только так и лежат – они максимально открыты миру, и лишь взрослые «хватаются» за землю). Вы подводите свою ладонь под лежащую кисть партнера и плавно и аккуратно, не спеша, начинаете приподнимать, отрывать ее от пола. Предплечье и плечо при этом лежат на полу. В таком случае вес кисти как бы «стекает» вниз, в землю. Кисть расслабляется, принимает позицию, при которой она как бы опирается на запястье и как результат – тяжелеет. Кисть в результате обретает свой собственный субъективный вес, который явственно отличен от обычного, связанного с напряженным или активным состоянием. Увеличение веса той или иной части тела во время работы с телом – надежный индикатор расслабления данной части.

Расслабив таким образом кисть, можно переходить к предплечью. Аккуратно придерживая кисть, приподнимите предплечье, взяв его за запястье. Вес предплечья как бы «стекает» вниз и через локоть уходит в пол, в землю. Предплечье расслабляется. Используйте плавные сгибательно‑разгибательные и вращательные движения предплечья, стараясь делать фигуры вращения неузнаваемыми для вашего партнера. В противном случае он начнет сам выполнять узнанное движение, подключит собственную активность, что сразу отразится на весе предплечья и кисти. Они станут легче. Проблему постоянного контроля со стороны сознания в выполняемых манипуляциях с рукой удобно проследить на примере особых точек. Придерживая предплечье партнера за запястье (кисть свободно свисает вниз, предплечье опирается на локоть), вы плавно и опять же с минимальной амплитудой отводите предплечье до точки, когда кисть (чисто анатомически) должна как бы «перевалиться».

Не спешите! Дойдя до этой точки, перейдите на режим телесной гомеопатии – используйте минимальную амплитуду движения. Вы обнаружите, что кисть, до этого как бы максимально расслабленная, начнет осуществлять «рыскающие» движения, пытаясь «переброситься» самостоятельно. В момент подхода кисти к этой точке – лежащий испытывает колоссальный дискомфорт, связанный с выпадением кисти из зоны контроля.

Продолжите упражнение. Приподнимите руку за запястье – оторвите локоть от пола и подведите под него свою ладонь. Осуществляйте плавные и аккуратные манипуляции с рукой партнера – рука как бы плавает в воздухе.

Продолжая манипуляции с рукой, – проверьте, как и в предыдущем случае, точку перегиба кисти. Заметно, что контролю в данном случае приходится труднее.

Закончите упражнение.

Перейдите к ноге. Подведите руку под коленный сгиб и начните плавно и аккуратно поднимать колено вверх. Пятка партнера скользит по полу. В таком случае сохраняется контакт с землей, с опорой (что особенно важно в работе с ногами). Приподнимая колено (при этом ступня отрывается от пола), подведите вашу ладонь под ступню. Ступня обрела опору в вашей ладони.

Осуществляйте аккуратные плавные сгибательно‑разгиба‑тельные и вращательные движения ногой, каждый раз видоизменяя их рисунок. Почувствуйте разницу в весе ноги. Следите за дыханием и ресницами, отмечая общее расслабление и работу контроля.

Закончите упражнение. Опустите ступню на пол, придерживая ногу одной рукой под коленным сгибом. Легким усилием другой руки помогите выпрямиться ноге, ступня и пятка скользят по полу. Не спешите! Позвольте ноге медленно распрямляться, как бы под собственным весом.

Перейдите к голове. Сядьте удобнее. Аккуратно приподнимите голову, подведя под нее ваши ладони. Несколько минут просто подержите голову на своих ладонях, обращая внимание на дыхание и ресницы. Приступите к плавным наклонам головы вперед‑назад, вправо‑влево и покачиваниям‑вращениям. Следите за напряжением мышц шеи.

Время, отводимое на выполнение всего цикла, – 15–20 минут.

Упражнение 5. Присоединение

Ваш партнер принимает позицию «звезды», лежа на спине. Вы подсаживаетесь к одной из его конечностей, например к руке, и берете ее в свои руки. Используйте хват за запястье. В таком случае, а не когда, например, партнеры держатся руками, как при рукопожатии, – в большей степени нивелируется социальный контекст («помоги мне!»).

Плавно приподняв руку партнера над полом, вы очень медленно и аккуратно (условия предыдущих приемов – «не спеши!» и «минимальные по силе и амплитуде воздействия» – сохраняются) начинаете вытягивать ее на себя. Вытягивание осуществляется спиной – как при гребле на лодке. Ваши руки прямые, а значит, не дрожат и потому не заставляют вашего партнера напрягаться и переживать за вас. Постарайтесь полностью сосредоточиться на выполнении этого упражнения. Это просто сделать, если обращать внимание на те изменения, которые происходят в теле партнера – рука становится «телескопической», меняется дыхание и многое другое.

Вы продолжаете вытягивать руку; зачастую вашему партнеру хочется, чтобы вы его сдвинули с места. Если вы угадываете это желание – обязательно реализуйте его. При выполнении указанных условий у вашего партнера не может возникнуть боли, однако вы сразу прекращаете выполнять движение, как только ваш партнер пожаловался на боль. Значит, вы допустили ошибку.

Максимально растянув тело партнера или стронув его с места, вы на непродолжительное время останавливаете выполнение и очень плавно возвращаете руку и тело партнера на место. После этого вытягиваете подобным образом его ногу и голову.

Время, отводимое на весь цикл, – 15–20 минут.

Упражнение 6. Заключительный элемент

Данное упражнение является своеобразной «сборкой» всех упомянутых принципов и приемов работы танатотерапии.

Ваш партнер лежит на спине. Ноги вместе. Руки в стороны.

Вы садитесь рядом с одной из рук, склоняетесь над партнером, берете его руку, лежащую по другую сторону туловища, в свою и плавно подводите ее к себе. Теперь сядьте устойчивее, раздвиньте ноги, образовав, таким образом, угол. Вытягиваемая рука является биссектрисой этого угла. Тяните спиной. Верхняя часть туловища партнера начинает скручиваться «винтом». Следите, чтобы ваше вытягивающее усилие было равномерным, не дергайте руку, не спешите.

Правильность выполнения данного упражнения предполагает последовательное включение сегментов тела партнера. Так, бедро начинает отрыв от пола и подъем в верхнюю точку только в результате вращательного движения верхней части туловища. Если мы видим, что бедро осуществляет самостоятельные попытки подняться, то необходимо на время прекратить вытягивание, более того, немного ослабить руку партнера с тем, чтобы бедро опустилось, и, таким образом, указать на ошибку.

После достижения бедром максимально верхней точки следует одну из своих рук поместить у пола – в целях страховки падения бедра. Задача тут двойная: с одной стороны – дать бедру и туловищу ощутить «полет» в момент падения бедра, с другой – предохранить бедро от удара о пол.

Теперь партнер лежит лицом вниз. Рука, за которую вы тянули, свободна, другая согнута и находится под грудью. Возьмите свободную руку и отведите ее в сторону назад. Сядьте удобно и устойчиво, расставив свои ноги; плавно и с минимальной амплитудой вытягивайте руку на себя. Позволяйте руке партнера вращаться. В случае правильного выполнения приема боль в суставе исключена, но вы немедленно останавливаете выполнение движения в случае появления боли. Продолжайте вытягивающее движение. Обратите внимание на то, что колено с той же стороны, что и рука, подтягивается по направлению к груди. Как только бедро достигнет верхней точки – расположите одну из ваших рук рядом с туловищем, обеспечивая «полет» и безопасность падения бедра. Хорошо расслабленное тело партнера в конечной фазе этого упражнения становится как бы «студнеобразным».

Упражнение 7. Инициация естественной смерти

Инициация происходит в группах по 5–6 человек. Для этого необходим затемненный, хорошо проветренный зал. Характер музыкального сопровождения, предварительная подготовка участника (инициируемого) и группы в целом – существенные вопросы, влияющие на результат как упражнения, так и танато‑терапии в целом.

Участник ложится на спину в позицию «звезды». Группа располагается вокруг. После включения музыки, но выждав необходимую для первого контакта паузу, группа приступает к работе. Каждый из участников выполняет любое из четырех базовых упражнений и работает с той частью тела или конечностью, с которой ему хочется работать. Смена приемов и частей тела внутри группы – произвольная. При этом участники не договариваются между собой, кто за что отвечает, и не координируют свои действия.

Приблизительно на 10‑15‑й минуте инициируемый входит в глубокое измененное (трансовое) состояние. Отмечается похолодание конечностей, существенно увеличивается их вес, меняется характер дыхания.

На 15‑20‑й минуте группа осуществляет давление – своеобразный «пресс». Два участника ложатся так, что накрывают тело инициируемого собой.

Оставшиеся 2–3 участника ложатся сверху на эту своеобразную «площадку». Все максимально расслаблены.

К данному моменту инициируемый, как правило, не воспринимает тяжести лежащих на нем людей.

Участники группы выдерживают эту позицию в течение 2–3 минут, после чего аккуратно снимают нагрузку, как бы «раскрывая» тело инициируемого. Они берутся за его конечности (придерживая при этом голову), приподнимают (отрывают тело от пола) и поворачивают в воздухе на 90 градусов (крест) и аккуратно кладут его на пол. Участники прощаются с инициируемым и отходят от него (можно накрыть его одеялом). После 15–20 минут можно приступать к процедурам выведения его из транса, используя стандартные приемы: массировать «третий глаз» и живот, звать по имени, приводить достаточно весомые аргументы, чтобы тот «вернулся».

studfiles.net

Танатотерапия: как мне удалось расслабиться

Основные идеи

Думаю, каждый, кто хоть раз удачно сходил на тренинг, со мной согласится: такой объем чувств, мыслей, образов и просто чистой энергии в обычной жизни получить невозможно. Ну разве что занимаясь экстремальным туризмом. Как бы то ни было, однажды я поняла, что скучаю по группе. Пора было куда-нибудь идти. Но куда? Я обратилась к знакомому психологу. «Сходи к Баскакову. Может быть, тебе понравится». Что значит «может быть»?

Владимир Баскаков ведет тренинги по танатотерапии. Ах вон оно что! Лечение смертью…

«В землю закапывают?» – осторожно полюбопытствовала я. «Нет! – поморщился мой знакомый. – Которые закапывают – самозванцы. А Баскаков – создатель оригинального метода».

Выяснилось, что танатотерапия – раздел телесной психотерапии. И что танатотерапевт Баскаков когда-то служил на флоте. Подводником. По какой-то загадочной причине меня это успокоило.

И в один прекрасный осенний день я записалась на тренинг. Еще меня порадовало, что предоплаты с меня не спросили. «В конце дня отдадите», – махнул рукой усатый мужчина, в котором угадывался ведущий. «Отлично! – подумала я. – Не понравится – сбегу!» И осталась.

«Вся наша цивилизация построена на энергии ян», – ведущий обращался ко всем нам, рассевшимся в кружок на «пенках». – Мы все торопимся, стараемся стать лучше всех, завоевать, захватить, достичь…»

Хватать больше и тащить дальше – согласилась я мысленно.

«Это все равно что пытаться постоянно вдыхать и не делать выдоха. Попробуйте, может, получится?»

«Вот видите, вы понимаете, что это невозможно. Энергии должны уравновешиваться. Если есть напряжение, его должно сменить расслабление. Мы сейчас попробуем поработать с энергией инь».

Я начала было вспоминать все, что мне известно о двух видах энергии в традиционной китайской философии… Впрочем, в начале Баскаков предупредил, что не собирается излагать теорию, а пользуется разными терминами, чтобы обозначить направление своей мысли.

В жизни мы такой степени расслабленности, конечно, не достигнем. Но можем приблизиться

«Обычно массажист работает как? – он изобразил утрированно-энергичные движения. – Так, что он устает и потеет, а от клиента во все стороны летят куски плоти. Это ян. Мы будем делать другое… Но мне нужен доброволец».

Все медлили. Тут я подумала, что раз уж я пришла… и подняла руку.

«Ложитесь», – пригласил ведущий, указывая в центр круга. «И что делать?» – «Ничего, просто ложитесь».

И тут выяснилось, что мое тело не разделяет моей решимости. Казалось бы, что сложного – ложись и ничего не делай. Но укладываясь на глазах у всех, я чувствовала себя до крайности неловко. Чтобы избавиться от скованности, я приняла максимально непринужденную позу: вытянулась на спине, закинув руки за голову, и уставилась в потолок.

«С таким клиентом работать, конечно, нельзя, – раздался надо мной голос ведущего. – Посмотрите, все тело зажато. Ноги скрещены, руки скрещены…»

Вот это да! А я-то думала… Я расплела ноги и вытянула руки вдоль тела. Теперь он будет доволен? Ведь я в классической шавасане – позе йоги для расслабления. Ведущий словно услышал мои мысли.

Умереть можно в любой позе, значит, в любой позе можно расслабиться

«Шавасана, – сказал он, – поза трупа. Но знаете что? Ведь покойники так не лежат. Их потом так укладывают. И еще иногда складывают руки на груди… (Не поддамся на провокацию! – решила я и не пошевелилась.) ...и закрывают глаза, придавая вид спящего. Это способ избежать мыслей о смерти, сделать вид, что человек всего лишь уснул… А настоящая поза трупа – это максимально раскрытая поза, с раскинутыми руками и ногами…»

«Витрувианский человек, как на рисунке Да Винчи?» – уточнил кто-то из круга. «Примерно. Смерть – максимальное расслабление. Глаза раскрыты, нижняя челюсть отвисла…» По сдержанным смешкам я поняла, что ведущий показывает, как это выглядит. «Так что если вы кого встретите в таком виде, знайте, что это – наш человек! После танатотерапии…»

Смех усилился. (Никогда бы не подумала, что разговоры о смерти могут так пробуждать веселье.)

«В жизни мы такой степени расслабленности, конечно, не достигнем. Но можем приблизиться… Только вы дышите, пожалуйста. И вы тоже дышите», – обратился он ко мне, и я поняла, что задерживаю дыхание...

Многие упражнения начинались с присутствия. Которое странным образом ощущалось, даже когда не было телесного контакта.

То есть раньше, чем ко мне прикасались, я чувствовала тепло приближающейся руки. Были и другие упражнения, «янские». Например, один из участников тренинга ложился, изображая покойника, а четверо старались его «расшевелить» без помощи рук, например сказать что-то такое, чтоб он засмеялся.

Я всю жизнь считала себя интровертом – а тут выяснилось, что мне не так-то легко уйти в себя! Как ни странно, легче было отрешиться не от слов, а от физического воздействия: в другом упражнении другие четыре человека толкали меня, пощипывали и щекотали, пока я с закрытыми глазами погружалась куда-то вглубь, оставляя свое тело на далекой поверхности.

…По кругу из рук в руки передают большие фотографии: замерзший в горах альпинист сидит, привалившись к камню; желто-белое тело Далай-Ламы, оказавшееся нетленным... Стоит тишина, и вдруг девушка рядом со мной не выдерживает: «Сколько можно?! Зачем вы это все нам показываете?» После короткой паузы раздается сразу несколько голосов: «А что тут такого? Если не нравится, не смотри. А мне любопытно!»

Четыре человека толкали меня, пощипывали и щекотали, пока я с закрытыми глазами погружалась куда-то вглубь

Интересно, думаю я, как поступит ведущий. Спросит девушку, как часто спрашивают в группах: «А что вы чувствуете?». Но он отвечает ей прямо на поставленный вопрос:

«У меня две цели. Я хочу, чтобы вы увидели, что настоящая смерть выглядит совсем не так, как поддельная, которую каждый день показывают на экранах. И производит совсем другое впечатление. Какое – вы сейчас почувствовали. Вторая цель – посмотреть, насколько быстро вы можете переключаться, восстанавливать равновесие».

Да уж, встреча со смертью (даже на фото) способна выбить из колеи. Но восстанавливать равновесие – как? В смятении я обвожу взглядом круг и вижу, что все переглядываются. Фотографии тем временем возвращаются к ведущему, он невозмутимо откладывает их в сторону.

«Есть еще вопросы? Если нет – обеденный перерыв!»

И надо же, все тут же поднимаются, начинают как ни в чем не бывало переговариваться, собирать вещи… Ну что же, обед – контакт с пищей, с собственным телом. Может, это и есть восстановление равновесия?

Я многое перепробовала за эти два дня и потихоньку гордилась своей открытостью новому опыту и способностью переключаться. Но на этом упражнении я почувствовала, что где-то внутри меня есть грань, которую мне страшно переходить. Называлось оно невинно – «Ковер-самолет». Я выбрала себе в пару Ирину – невысокая рыжеволосая женщина, которая в чем-то, как мне показалось, была похожа на меня.

Сначала все участники заняли свои места – и я уже предвкушала, как лягу и закрою глаза и почувствую еще какие-то необыкновенные вещи… Но тут оказалось, что наш «ковер-самолет» собирался лететь через опасную область, где в живых мог остаться только один «летун». Нам предстояло решить, кто из двоих.

«Я чувствую растерянность, не знаю, что делать», – сказала я Ирине. «А я знаю!» – решительно откликнулась она и толкнула меня в плечо.

И тут одна за другой мне пришли в голову три быстрых мысли. Первая: наши силы примерно равны, не факт, что мне удастся ее столкнуть. Вторая: вместо этого я могу дернуть ее за щиколотки, чтоб она упала. Третья: возможно, падая, Ирина ушибется головой. И тут она заехала мне локтем в грудь. И я решила – нет, все-таки это игра. Не стоит она ни моей груди, ни ее затылка. И я сошла с коврика.

Был и еще один неожиданный результат: я стала замечательно легко засыпать

Когда упражнение кончилось и все расселись в круг, ведущий спросил: «Ну, кто погиб?»

«Я, – ответил молодой мужчина. – Я не мог столкнуть женщину».

«А мы обнялись, чтоб быть как один человек!» – радостно откликнулись две девушки.

«Так, – сказал Баскаков, – у нас три мертвеца. Кто еще?»

Я подняла руку.

Так я и не знаю – может, я в тот раз обманывала себя? Может, просто у меня недостаточно воли к жизни? И еще я вспоминаю тот мимолетный холодок, когда я поднимала руку... и странное чувство свободы: да, умерла – и что теперь с меня взять?

На танатотерапию я пошла не ради терапии, а ради группы. И получила то, чего хотела: это было настоящее приключение. Но был и еще один неожиданный результат: я стала замечательно легко засыпать. Помню, как однажды маялась на автобусной экскурсии с долгими переездами. А недавно летела восемь часов и половину времени проспала, хотя кресло не назовешь самым удобным ложем на свете.

Мой метод может показаться мрачным, но для меня он работает.

Я думаю так: неудобная поза? Но ведь умереть можно в любой позе, правда? Значит, в любой позе можно расслабиться. И я расслабляюсь – и просыпаюсь уже в другой точке времени.

Владимир Баскаков, танатотерапевт Psychologies: 

Почему вас как психолога заинтересовала смерть?

Владимир Баскаков: 

Я помню, как и когда это началось. В Одессе, мне было 5 лет. И вдруг я понял, что я умру. Меня так мощно накрыло это осознание, что я рыдал всю ночь напролет. Мне было страшно, но еще больше обидно.

Все кончится – ведь это такая несправедливость! И я решил победить смерть. Сначала я захотел стать врачом. Родители боялись ходить мимо аптек – я сразу требовал купить самое большое и блестящее (как сейчас я понимаю, это был шприц для промывания желудка).

Потом я понял, что медицина не отменяет смерть. Тогда я задумался о бессмертии. И решил стать психологом.

А почему нельзя об этом не думать вообще?

Тот, кто вытесняет реальность смерти из своего сознания, лишает себя жизненности. Жизнь и смерть связаны, как вдох и выдох, встреча и прощание. Если не попрощаться, у нас не будет следующей встречи. Если мы не можем выдохнуть, не будет вдоха. Пытаясь не думать о смерти, мы замираем, застываем – и наша жизнь останавливается. Помните, как выглядят инь и ян? В центре белого – черная точка. И наоборот. Максимально усиливая один компонент, мы оказываемся в точке другого.

В центре смерти начинается жизнь. И важно понять это, чтобы ощутить баланс. Это одно из ключевых понятий в танатотерапии.

Мы считаем, что в основе всех психологических проблем и соматических заболеваний – нарушенный баланс активности и пассивности. Если баланс нарушен, человек становится неустойчивым. Нас постоянно что-то выводит из равновесия – стрессы, микробы, разные события.

Чтобы жить, мы должны легко возвращаться в состояние равновесия, быть устойчивыми. Как неваляшка, которая возвращается в точку равновесия, как ее ни толкай в разные стороны.

В чем задача танатотерапии?

Говорят, что вид пропасти у одних вызывает отчаяние, а у других желание строить мост. Моя задача – чтобы люди не впадали в отчаяние. Размышляя о смерти, очень многие представляют себе длинное, мучительное угасание, беспомощность, болезни, страдания. Почему, интересно? В

едь когда останавливаются часы, это происходит в одну секунду. Стрелки не бьются в агонии. А как гаснет свеча? Вот так выглядит правильная смерть. Это легкая смерть, на пике здоровья.

В традиционной культуре люди предчувствовали свой срок задолго, иногда за годы. И спокойно готовились, понимая, что это событие – часть жизни, ее естественное завершение, а не что-то ужасное и враждебное. У нас эта культура утрачена, но ее можно восстановить.

На занятиях мы создаем такие условия, в которых можно безопасно соприкоснуться с мыслью о своей смертности. Есть четыре вида психологических проблем, которые мы решаем через работу с телом.

  1. Проблема избытка контроля – в телесной проекции это голова.
  2. Нарушение контактов – это область груди и рук.
  3. Сексуальные отношения – область паха.
  4. Проблема опоры, устойчивости – ноги и ступни.

Как это происходит? Разговаривать об этом бесполезно, можно только пробовать и делать.

www.psychologies.ru

Что дает танатотерапия как метод психологической помощи при снижении веса?

Кости, мышечная масса, вода, жир и ...химус - все, то, что когда-то было едой составляют массу тела. За исключением костей все остальные составляющие постоянно изменяются, изменяя вес тела в плюс или в минус. Подобные непредсказуемые колебания нередко расстраивают человека, занимающегося снижением веса. Не вникая в принципы работы организма, он продолжает упорно бороться с лишним весом вслепую и, как правило, не в свою пользу.

У каждого худеющего есть представление о том, что для снижения веса надо меньше есть? Но меньше это не значит не есть вовсе или только то, что предписано, но не вкусно. Я не хочу здесь поднимать важность правильного, рационального и регулярного питании. Все это для большинства более или менее грамотных людей является хорошо известным.

Представляется важным остановиться на практике танатотерапии, которую я использую применительно к решению проблем с весом и которая помогает нам вывести нашу работу из категории услуг т.н. Индустрии похудения. Танатотерапия, включенная в комплекс процедур по изменения пищевого поведения, повышает эффективность всей работы и способствуют оптимальному решению многих психофизиологических проблем полного человека.

Границы тела. «Театр прикосновений» позволяет почувствовать границы своего настоящего тела. Не того что имеется в проекции прошлого (каким было мое тело), будущего (каким будет) или искаженного телесного образа в настоящем, а того что есть прямо сейчас. Адекватное восприятие своего тела является отправной точкой для движения «ОТ».

Изменение от нежелательного к желанному в субъективном опыте клиентов с лишним весом чаще всего, связано с крайностями: «Я хочу уйти от этого тела, от этих складок, от этой отдышки, от этой боли, …». Фиксированность на негативном опыте, как правило, заканчивается наказанием себя и своего тела тем или иным способом. Через еду - запрет на определенные продукты, замена полноценной еды на БАДы, а то и вовсе на голод. Через тело – массажеры и аппараты, которые безжалостно «разбивают» жировые клетки. При ограниченности в средствах - «волшебные» серьги или иглы, а при возможности заплатить – ушивание желудка и липосакция, которые в цивилизованной медицинской практике применяются лишь в самых крайних случаях.

Танатотерапия в данных случаях вносит полезные коррективы и помогает принимать обдуманные осознанные решения. Клиент не «бросается» в быстрые и резкие изменения, а будучи в контакте с реальностью своего тела после сеанса танатотерапии, взвешено подходит к тем изменениям, которые происходят в пищевом поведении и в жизни. Танатотерапия, таким образом, выступает методом работы с переходами из одного состояния в другое, из образа жизни полного человека к образу жизни стройного.

«Театр прикосновений», «телесная магия», «последовательность предъявляемых опор», «телесная гомеопатия», как элементы танатотерапии, выполняют еще одну важную функцию во время сеанса. Удовлетворяется значимая потребность в телесном контакте и утоляется так называемый тактильный голод, свойственный почти всем людям с лишним весом.

И хотя танатотерапия не является панацеей в работе с лишним весом - есть люди, у которых не смотря на лишний вес сохраняется хороший контакт с телом, я говорю о более распространенных случаях. Значительно чаще наблюдается картина, когда человек борется со своим телом, отказывает себе в простых телесных радостях: солнечные, воздушные ванны, массаж, регулярный секс и прочее. Как результат возникает известная в телесно-ориентированной психологии проблема «разделения» головы и тела, формируется образ своего тела как толстого и соответствующее «поведения толстого человека» с отчуждением тела.

Один из часто встречающих мифов в снижении веса: «надо меньше есть». Но насколько меньше? Что еще наряду с этим? За счет чего весы показывают движение в минус? На эти вопросы нужны однозначные ответы.

Показание на весах в минус, не может однозначно говорить о расщиплении жировой массы. Не исключено, что при снижении веса будет уходить мышечная масса, а жировая из-за замедления обменных процессов, наоборот нарастать. И когда заканчивается очередная диета вес вернется к первоначальному или даже увеличится.

Объем мышечной массы может многое рассказать. Уменьшение говорит о нарушении дробности питания, из-за которого глюкоза для питания нервной ткани добывается благодаря кортизолу из мышечной массы. В свою очередь повышение мышечной массы может происходить в связи с «накачиванием» мышечной массы - мышечным напряжением, физической усталостью, недосыпанием и отрицательными эмоциями. В этом смысле состояние мышц является не только физиологическим показателем, но и зеркалом аффективного и ментального мира человека.

После того как отрегулировано питание, жир начинает расщепляться и выделять энергию, углекислый газ и воду, то есть все идет своим естественным и вроде как должным образом. Но… В силу мышечного напряжения затрудняется отток появляющегося избытка межклеточной жидкости. И даже при выполнении всех рекомендаций по питанию результат на весах не виден. Появляется разочарование и круг негативных эмоций замыкается. Это в свою очередь приводит к еще большему миофасциальному напряжению и «срывам», о которых часто говорят в процессе снижения веса.

Сессии танатотерапии, направленные на тотальное расслабление наряду с нормализацией питания позволяют добиваться необходимого эффекта  миофасциального расслабления и естественного физиологического снижения веса с расщеплением жира, выведением из организма избытка воды и сохранением мышечной массы.

Перечисленные выше преимущества танатотерапии (контакт с телом, границы, расслабление, устранение отеков) можно получать и на сеансах массажа. Но основное и главное преимущество танатотерапии в том, что это полноценная психотерапевтическая сессия со специалистом, который не только напрямую контактирует с телом, но и понимает роль психологических причин лишнего веса.

На 70% избыточный вес «состоит» из опыта детско-родительских отношений, навыков установления социальных границ, фобий, внутрисемейных конфликтов, нехватки внимания и уделенного себе времени. Именно эти пусковые и удерживающие механизмы лишнего веса требуют обязательной проработки. Иначе не избежать рецидивов.

Включая психотерапию в частности танатотерапию как универсальный терапевтический инструмент с самого начала работы или после основных рекомендаций по питанию, появляется реальная возможность снять диагноз «вечно худеющего» человека и наконец-то стать стройным телесно и психологически.

 Абрамова Светлана Викторовна «Образ тела и границы «я»»

Баскаков В.Ю. «Что такое танатотерапия?».

Газарова Е.ЭФеноменология тнатотерапии.

Жуков Д.А. «Биология поведения: гуморальные механизмы.»

Лоуэн Александр «Психология тела»

Телицина Н. «Нервная анорексия в регистрах третьей топики»

www.b17.ru


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.