Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Станковая графика что это такое


Живопись или графика

О проекте Техника История Мастер-классы Обсуждения
Изобразительное искусство – это вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры. Как отличить рисунок от живописи? Какие виды живописи бывают?Самое распространенное заблуждение, что живопись – это всегда цветные краски, а графика – черно-белый рисунок. Это не так. Живопись может быть черно-белой, а графика – цветной. По самой распространенной классификации считается, что живописная работа выполнена красками, а графика пишется графическими материалами.

Графическая работа Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве, 1823—1831 гг.

Живописная работа Казимир Малевич. Чёрный квадрат, 1915 г.

Живопись — это один из видов изобразительного искусства, передающий зрительные образы посредством нанесения красок на поверхность (холст, картон, дерево и т.п.) К основным видам художественных красок относятся:

  • Масляные краски
  • Акварельные краски
  • Гуашевые краски
  • Акриловые краски
  • Темперные краски

Краски масляные «Мастер Класс» 12 цветов, 18мл/туба

Акварель художественная «Белые ночи» 24 цвета, кюветы

Гуашь художественная «Сонет» 12 цветов, 40 мл

Краски акриловые «Мастер Класс» 8цв., 18мл/туба

Темпера «Мастер Класс» 12 цветов, 46мл

Существует пять основных видов живописи:

  1. Станковая, то есть созданная на «станке» (мольберте).
  2. Монументальная – это работы на зданиях и в помещениях.
  3. Декоративная – живописные орнаменты и сюжетные композиции, создаваемые на различных частях архитектурных сооружений и предметах.
  4. Театрально-декоративная – это декорации и эскизы костюмов для театральных спектаклей и кинофильмов, также к театрально-декоративной живописи относятся наброски отдельных мизансцен.
  5. Миниатюрная – к нему относятся так называемые произведения малых форм (от 1,5 до 20 см).

Пастель масляная Pentel 12 цветов

Пастель масляная «Сонет», 24 цвета

Пастель художественная «Сонет», 24 цвета

Пастель масляная Faber-Castell STUDIO QUALITY 12 цветов

Карандаши акварельные Koh-I-Noor «MONDELUZ» 24 цвета

Графика — это тоже вид изобразительного искусства. В классической графике в качестве основных изобразительных средств используются линии, штрихи, пятна и точки. Цвет чаще всего играет вспомогательную роль. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги. Поэтому для графических работ очень часто применяют цветную тонированную бумагу.

Графические материалы - это:

  • Карандаши (чернографитные, цветные, акварельные, пастельные)
  • Пастель (сухая, масляная)
  • Соусы
  • Сепия
  • Мелки
  • Уголь

Набор карандашей ч/г Красин «Конструктор Винтаж» 6шт., 2H-2B

Уголь для рисования искусственный Koh-I-Noor GIOCONDA, набор 6 шт.

Уголь для рисования натуральный «Сонет», 170мм, набор 4 шт.

Карандаши «POLYCOLOR» художественные 36 цветов

Угольные карандаши «Сонет», средняя мягкость, 12 шт.

По способу создания изображения принято разделять печатную (тиражную) графику и уникальную. Уникальная графика – включает в себя произведения, созданные в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и т. п.), а печатная – работы созданные с использованием авторских печатных форм, с которых печатают тираж (от 2 и более экземпляров).

В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:

  • Станковая графика (станковый рисунок, эстамп)
  • Книжная графика (иллюстрации, виньетки, буквицы, обложка)
  • Журнальная и газетная графика
  • Прикладная графика (плакат)
  • Компьютерная графика
  • Промышленная графика

Итак, наличие цветов в художественной работе не является основным признаком классификации работ на живописные и графические. Более важным является то, какие материалы использовались для передачи образов. Например, если работа написана темперными красками, то это живопись, если пастелью – графика.

Предугадывая ваши вопросы относительно акварели и акварельных карандашей: в общепринятой классификации акварельные краски – это живописный материал, а акварельные карандаши – графический. Но некоторые коллекционеры предметов искусства относят акварельные работы к графике.

Надеюсь, что данный материал будет полезен вам в работе. Свои вопросы вы можете задавать в комментариях.

Виды графики. Графические техники

Графика объединяет две группы художественных произведений: рисунок и печатную графику.

Рисунок считают уникальным, потому что он существует в единственном экземпляре. В старину художники рисовали на папирусе, позднее - на пергаменте, с XIV в. - на бумаге. До нашего времени сохранилась традиция рисовать на ткани.

Изображение может быть создано карандашом, углем, тушью, соусом, сангиной. Работа выполненная цветными мелками - это техника пастели, кроме того акварель тоже является графическим материалом.

В отличие от рисунка, печатная графика существует в больших экземплярах. Чтобы их получить, используют гравюру - изображение на твердом материале, которое покрывают красками, а потом отпечатывают на бумаге.

Существуют разные техники гравюры: ксилография, линогравюра, офорт, литография. С появлением гравюры связано возникновение печатной книги и развитие книжной графики.

Линогравюра - рисунок, вырезанный на линолеуме. Рисунок вырезают на линолеумной пластине стальными резцами разной конфигурации. В зависимости от формы резца линия, которую он оставляет, может быть совсем тоненькой, острой или же широкой, округленной. Таким образом изготавливают форму. Потом на нее наносят печатную краску с помощью специального оборудования - валиков.

Печатают линогравюру на печатном прессе. При этом слой краски, нанесенный на форму, отпечатывается на бумаге. Бумажный отпечаток называют линогравюрой, или, обобщенно, как и все другие печатные техники, - эстампом.

Ксилография (гравюра на дереве) - изображение, выполненное резцами на деревянной поверхности. Для этого пригодны не все породы деревьев. Художники используют грушу, дуб, бук, самшит.

Деревянную поверхность тщательно шлифуют и даже заглаживают воском. Рисунок вырезают так же, как и на линогравюре, но большая твердость дерева позволяет обогатить изображение мелочами, деталями. Выполнять такую работу сложнее.

Печатают оттиск так же, как и линогравюру, с помощью печатного пресса на специальной эстампной бумаге. Эта техника старинная и пришла к нам из глубины веков. Именно таким образом выполняли первые печатные книги.

Литография - это гравюра на камне. Для нее используют специальный, литографский камень. Система нанесения рисунка на камень очень сложная. Это может быть и процарапывание, и нанесение рисунка кистью с тушью, и рисование карандашом. Во всех этих случаях используют материалы, предназначенные только для литографии. Печатают оттиск на печатном станке. Литография позволяет достичь тонких градаций (переходов) тона, похожих на рисунок карандашом или акварелью. Благодаря этому литографские оттиски иногда напоминают акварельные рисунки.

Монотипия – это оттиск краски с любой поверхности на бумагу. Такой оттиск существует в единичном экземпляре, на что указывает частица «моно» в названии. Это что-то среднее между печатной графикой и рисунком.

Офорт, или гравюра на металле, - это несколько техник исполнения печатной формы из металла (меди, цинка). Рисунок наносят на предварительно обработанную, отшлифованную, гладкую пластину. Это может быть гравирование, процарапывание. Такая работа требует исключительной точности и физического напряжения.

Существуют способы более легкого нанесения рисунка. Пластину можно покрыть защитным слоем специального лака и «рисовать», снимая лишь лак. Потом такую пластину погружают в емкость с кислотой, и кислота вместо гравера делает углубления в металле. Краску на офортную пластину наносят руками. Отпечаток делают на печатном станке. Мягкая бумага, прижимаясь к пластине, как бы вбирает краску из углублений.

Михайлин И.М.Школьный дворик. 1980г.

Бумага, линогравюра

Гончаров А.Д.Шекспир. Король Лир. Иллюстрация. 1950 г. Ксилография

Пьер Огюст РенуарУкрашенная шляпка. 1898г. Литография

Джованни Бенедетто Кастильоне, 1655 г.Монотипия

Рембрандт Ха́рменс ван РейнПроповедь Христа. 1648 г.

Офорт, сухая игла, резец

В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:

В повседневной жизни мы чаще всего сталкиваемся с промышленной графикой. Это - почтовые марки, афиши, этикетки, театральные программки, фирменные знаки, рисунки на фантиках конфет и т.п.

ГРАФИКА

Содержание статьи

ГРАФИКА (от греч. grapho – пишу, рисую) – один из видов изобразительных искусств. Графикой называют рисунок и отпечаток на листе бумаги (в древности – на папирусе, на пергаменте). Существует станковая графика (рисунок, эстамп, лубок), книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, титул, авантитул, переплет, обложка, суперобложка), журнальная и газетная графика, миниатюра (вариант книжной графики), промышленная графика, экслибрис, плакат, шелкография, линогравюра.

Графика связана с изображением на плоскости. Белая или цветная бумага, являющаяся основой графики, играет роль фона, на котором большую выразительность обретают линия, штрих, пятно.

По способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графику делят на уникальную и печатную.

Уникальная графика создает произведение в единственном экземпляре: рисунок, акварель, гуашь, монотипия, коллаж, аппликация, фотомонтаж.

С помощью печатной графики (гравюры) получают тираж художественных произведений, оттиски которых являются авторскими произведениями. Гравюра в зависимости от материала, способа его обработки (гравирования) – механического (резьба, процарапывание) или химического (травление), от вида «глубокой», «высокой» или «плоской» печати делится на следующие техники: ксилография, линогравюра, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и др. Гравюры могут быть выполнены в одной из этих техник или в их сочетании, в черно-белом или в цветном вариантах.

К современным типам графики относится компьютерная графика, которая формируются в электронных системах.

Выделяется современный графический дизайн.

Самостоятельную область образует графика письма (эпиграфика, искусство шрифта, каллиграфия), имевшая большое художественное значение в эстетических системах древности и Востока (арабская вязь, китайские и японские иероглифы, индийские шрифты и др.).

Гравюра

(фр. gravure, от graver – вырезать) – вид графики, включающий произведения (гравюры), напечатанные с доски, на которую нанесен рисунок (зеркальный по отношению к оттиску), обработанные различными способами гравирования.

Искусство гравюры состоит в том, что на плоскую поверхность материала наносится рисунок, который затем покрывается краской и оттискивается на бумаге. Число оттисков варьируется в зависимости от техники гравирования и материала. Основные материалы гравюры – металл (медь, цинк, сталь), дерево (самшит, пальма, груша, вишня и др.), линолеум, картон, в 20 в. пластик, оргстекло. Обработка гравюрной доски производится механическими средствами, стальными инструментами или же травлением кислотой.

Особенностью гравюры является возможность получать значительное число оттисков, ее стилистика, связанная с работой в твердых материалах.

В Европе гравюра появилась в 15 в., как искусство для народа. Дешевые гравированные листки продавались на ярмарках, становились украшением жилищ, нередко заменяли собой книги, являлись пропагандой нравоучительных историй.

К произведениям станковой графики, самостоятельным по назначению и по форме, относятся станковый рисунок и станковый лист печатной графики (эстамп). Станковая графика предназначена для музейных, выставочных коллекций, для украшения общественных и жилых интерьеров.

Рисунок

– самостоятельный вид искусства, занимающий важнейшее место в изобразительном искусстве, а также основа живописи, скульптуры, архитектуры. Рисунком называют произведения, выполненные карандашом (графитным, серебряным, свинцовым, итальянским, цветными), пером, соусом, сангиной, углем, пастелью и другими материалами.

Эстамп

(фр. estampe) – оттиск с гравировальной доски (гравюра, литография, шелкография, монотипия), являющийся станковым произведением художественной графики. Эстамп печатается с доски, которую гравировал сам художник, часто он же делает оттиски. Такие работы обычно являются подписными, авторскими экземплярами, считаются подлинниками. Эстампы бывают черно-белыми и цветными.

К произведениям народной графики относится лубок («луб» – внутренняя часть коры), отличающийся простотой и доходчивостью. Он сопровождался пояснительными надписями, выполнялся безымянными художниками-самоучками и печатался огромными тиражами. Лубок – дешевая, широко доступная, занимательная гравюра, заменял неграмотным иллюстрированную книгу, являясь вместе с тем отраслью народного искусства, фольклора. Ему присуща оригинальная декоративная выразительность, некоторая наивность. Лубок получил широкое распространение в Китае (с 8 в. – гравюры на дереве), в Европе (с 15 в. – гравюры на дереве, с 17 – гравюры на меди, с 19 – литографии). Лубок служил средством массовой информации и нередко – общественной пропаганды («летучие листки» времен Реформации и крестьянской войны 16 в. в Германии, лубки Великой французской революции 18 в.). В России в 17 в. лубок печатали на ручных станках с деревянных досок и раскрашивали от руки (в 18 в. появляется гравюра на меди, в 19 – литография). Популярностью пользовался лубок, иллюстрирующий былины, сказки, библейские легенды, притчи, а в 19 в. – художественные произведения.

Книжная графика

– составная часть книжного издания. Книга включает в себя литературу, графику, искусство шрифта и полиграфическое искусство. Художники книги разрабатывают тип издания, конструкцию книги, ее декоративное оформление, иллюстрационный цикл. Конструкция книги традиционна: книжный блок, обложка, переплет, суперобложка, форзац, титульный лист, шмуцтитулы, иллюстрации (фронтиспис, полосы, заставки, концовки, инициалы и т.д.), шрифты. Эти элементы, подчиняясь законам композиции, объединяются в единый ансамбль.

История книги начинается с папирусных свитков (с 3 тыс. до н.э. в Древнем Египте), в первых веках н.э. появляются пергаментные кодексы (тип современной книги) – те и другие украшались рисунками и миниатюрами. Эта система оформления богато и сложно разрабатывается в бумажной книге средних веков Европы и Азии. Изобретение книгопечатания в середине 15 в. создало классическую европейскую книгу с сочетанием шрифта и гравюр (сначала на дереве, с 17 в. на металле). В 19 – нач. 20 вв. быстрое развитие репродукционной техники сблизило книжную графику с полиграфией, создало профессию художника книги, иллюстратора.

Промышленная графика

– вид прикладной художественной графики, появившийся как вид искусства на рубеже 19–20 вв. Промышленная графика занимается созданием товарных ярлыков, фирменных знаков, издательских марок, упаковок, рекламных изданий, бланков и конвертов. Она соприкасается с рекламой, включается в систему дизайна.

Одним из видов графики является экслибрис (лат. ex libris, букв. – из книг) – знак, указывающий на владельца книги. Экслибрис прикрепляется на внутреннюю сторону книжного переплета или обложки. Книжные знаки гравируются на дереве, меди, линолеуме, цинкографическим или литографским способами. Экслибрисы делятся на несколько типов. Гербовый – был распространен в 16–17 вв. и воспроизводил герб владельца книги. Вензелевый – представлял собой орнамент, включающий инициалы владельца книги. Сюжетный – состоит из фигур, атрибутов, эмблем, архитектурных мотивов. Среди мастеров экслибриса были А.Дюрер, Л.Кранах, Г.Гольбейн-мл., Ф.Буше, У.Хогарт, А.Матисс, А.Н.Бенуа, В.А.Фаворский, Е.Е.Лансере.

Плакат

(нем. Plakat, фр. placard – объявление, афиша) – вид изобразительного искусства, изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, созданное в агитационных или учебных целях. Плакат является произведением печатной графики и полиграфии, часто создается в единственном экземпляре.

Шелкография

(англ. silk screen, фр. serigraphie) – вид художественной трафаретной печати. Участки шелковой сетки, натянутой на раму, свободные от рисунка, закрываются непроницаемым для краски составом. Масляные или водяные краски продавливаются через сетку на поверхность, воспринимающую изображение. Шелкография отличается яркостью и декоративностью колорита, позволяет получать рельефные изображения. С ее помощью можно печатать качественные репродукции картин. В 20 в. техника шелкографии появилась в Европе из Китая и Японии, получила развитие с 1930-х в творчестве Дж. Поллока, Ф.Леже.

Линогравюра

(англ. linocut) – гравюра на линолеуме, близкая к торцовой ксилографии. Один из видов выпуклой гравюры, она появилась и получила распространение в 20 в. Особенностью линогравюры являются контрасты черного и белого цвета, лаконизм, возможность использования листа большого размера, цветной печати, высокая тиражность. Пятно и штрих в линогравюры отличаются, как правило, сочностью и живописностью, однако ей не свойственна передача мелких деталей.

Акварелью

(от лат. aqua – вода, фр. aquarelle) называются водяные краски и живопись этими красками. Краски состоят из цветного порошка (пигмента) и связующего вещества. В акварельные краски, которые разводят водой, кроме гуммиарабика добавляют мед или глицерин, для того чтобы краски не пересыхали. Акварель бывает твердая, полумягкая и мягкая. Важную роль играет бумага (ватман, плотный и шероховатый торшон), белизна которой является источником света изнутри. Просвечивая через слоя краски, она придает особую звонкость акварельным работам. Для работы акварельными красками используют беличьи, хорьковые, колонковые кисти.

Акварелью называют и произведения, исполненные в этой технике. Различают собственно акварель – прозрачную, основанную на лессировках, без применения белил, и корпусную технику – кроющие водяные краски с применением белил. Главное отличительное свойство акварели – прозрачность краски. При этом художник использует выразительность размывок и затеков, что создает эффект легкости и воздушности изображения. Акварель позволяет сочетать чистоту цвета, богатство и тонкость оттенков с построением формы и пространства цветом. Известно несколько приемов акварельной техники: соединение легкого, прозрачного слоя акварели с рисунком карандашом или пером («акварелированный рисунок»); работа акварелью по сухой бумаге, нанесение кистью контурного рисунка и разработка ею теней («итальянская акварель»); живопись акварелью по сырой бумаге («английская акварель»), создающая глубину и ощущение солнечного света и воздушной перспективы.

Акварель существует с древних времен: в Древнем Египте ею раскрашивали папирусы, была знакома этрускам, использовалась в Китае. В средние века акварельные краски использовались для иллюстрации и украшения рукописных книг (миниатюры, орнаменты). С 15 в., с появлением гравюры на дереве, акварелью раскрашивают оттиски, чертежи, рисунки. В эпоху Возрождения появляются акварельные пейзажи, но лишь в 18 в. она становится самостоятельной живописью. Распространение получает городской пейзаж, выполненный акварелью (Дж. А.Каналетто, Ф.Гварди). Классической страной акварельной живописи является Англия (Дж. Козенс (1717–1786), Дж. М.У.Тёрнер, Дж.Констебл). Влияние английской акварельной школы ощущалось в искусстве Франции (Т.Жерико, Э.Делакруа), Германии (К.Фридрих, А.Менцель). В России акварельная живопись начинает активно развиваться с 18 в. (Брюллов К.П., А.А.Иванов, И.Е.Репин, В.И.Суриков, М.А.Врубель, В.А.Серов, А.П.Остроумова-Лебедева, художники группы «Мир искусства».

Гуашью

(фр. gouache, от итал. guazzo – водяная краска) называют и плотные матовые краски для живописи из тонко растертого пигмента с водоклеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др.) и живописные произведения, выполненные в этой технике. Краски гуаши непрозрачны, являются кроющими. При высыхании гуашь светлеет. Техника живописи на бумаге, картоне, полотне, шелке, кости возникла как разновидность акварели, когда для достижения большей плотности и звучности красок к водяным краскам стали примешивать белила. Гуашь широко использовались в средние века в книжной миниатюре, а позже для эскизов, картонов, раскрашивания рисунка. В середине 19 в. началось производство гуашевых красок. В 20 в. гуашь наиболее часто находит применение в плакатной графике, для декораций и оформительских работ.

Монотипия

(от греч. monos – один, typos – отпечаток) – вид печатной графики, в которой жидкие масляные краски наносятся на гладкую поверхность металлической или стеклянной доски. Единственный уникальный отпечаток получается под давлением на станке. Монотипия отличается тонкостью цветовых отношений и напоминает живопись или акварель. Часто применяется в соединении с офортом.

Коллаж

(фр. collage – приклеивание, наклейка) – техника создания художественного произведения, когда различные материалы (фрагменты газет, обоев, цветной бумаги, отделочных материалов, тканей, проволоки, дерева, веревок, металла) крепятся на основу и воспринимаются как фрагмент реальности. Коллаж был введен П.Пикассо и Ж.Браком в 1912. В этой технике работали К.Карра, Дж. Северини, Х.Арп, А.В.Лентулов.

К уникальной графике относится аппликация (лат. applicatio – прикладывание). Кусочки какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т.п.) нашиваются, наклеиваются на ткань, бумагу, картон. Созданные таким образом изображения или орнамент придают произведению особую рельефность и выразительность.

Фотомонтаж

– композиция, составленная из фотографий и их фрагментов, иногда дополненная графическими элементами. Применяется в 20 в. в печатной графике, плакате. Название было придумано берлинскими дадаистами для обозначения произведений, смонтированных из фотографий. Фотомонтаж использовали Дж. Хартфилд (1891–1968), А.М.Родченко, Л.М.Лисицкий.

Самой древней и наиболее распространенной гравюрной техникой является ксилография (от греч. xylon – дерево и grapho – пишу, рисую) – гравюра на дереве. Печатная форма (клише) оттискивается способом высокой печати – с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, не проникающей в углубления, вырезанные между элементами изображения. Существуют два вида ксилографии: обрезная и торцовая.

Обрезная ксилография выполняется на досках продольного распила из мягких пород дерева (груша, на Дальнем Востоке – вишня). Линии и пятна рисунка обрезаются ножами и стамесками, а в промежутках дерево выбирается долотом. Обрезной ксилографии присущи обобщенность рисунка, контрасты белого и черного, отсутствие светотени, тоновых переходов. Обрезная ксилография упоминается в Китае с 6 в.: иллюстрации, альбомы, лубки. В Европе появилась на рубеже 14–15 вв. в Германии, Чехии, Австрии, служила для иллюстрирования печатных книг, гравирования лубков, игральных карт, эстампов. Многие художники работали в этой техники: Г.Гольбейн, А.Альтдорфер, А.Дюрер. В 1516 в Италии художником Уго да Карпи была изобретена техника цветной ксилографии, которая называлась кьяроскуро (ит. chiaroscuro – светотень). Кьяроскуро печатается с 3 (или более) досок, соответствующих теневым, полутеневым и светлым частям изображения. В оттиске кьяроскуро напоминает рисунок кистью, выполненный в обобщенной манере, с мягкими переходами тона.

Торцовая ксилография выполняется на досках, срезанных поперек волокон из твердых пород дерева (пальма, самшит, бук): штихелями прорезаются тонкие штрихи, выходящие в оттиске белыми. Работают на доске резцом, добиваясь не просто контрастов черного и белого, а постепенных переходов от темного к светлому. Рисунок получается четкий и тонкий. Мелкие штрихи лепят объем, сетка белых штрихов хорошо передает воздушную перспективу. Комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности (тоновая гравюра), репродуцировать живопись и тональный рисунок.

В начале 17 в. в странах Дальнего Востока появляется цветная гравюра. Расцвет японской цветной ксилографии относится к 18–19 вв. Харунобу (1725–1770), Утамаро, Хокусай создают иллюстрированные книги, календари, поздравительные карточки, светские эстампы. В России, Белоруссии и на Украине появление книжной ксилографии, связано с деятельностью Франциска Скорины (род. ок. 1490), Ивана Федорова. На рубеже 19–20 вв. возрастает интерес к традициям ксилографии: в рамках стиля модерн сложился изящный декоративный стиль эстампа, иллюстрации, виньетки. В 20 в. для многих мастеров ксилографии характерны публицистичность, экспрессия, контрастность пятен, обращение к традициям народной ксилографии.

Цинкография

(от цинк и греч. grapho – пишу, рисую) – изготовление рельефных форм для высокой печати из цинка с помощью химических и фотомеханических процессов. Для гравюры на цинке рисунок наносится на доску кислотоупорными красками, затем неокрашенные части цинка глубоко травятся кислотами. Постепенно рисунок выявляется на пластинке, образуя клише для печати. Термин цинкография относят и к клише из меди, латуни, магниевых и алюминиевых сплавов, пластмасс.

Литография

(от греч. lithos – камень и grapho – пишу, рисую) – вид тиражной графики, способ плоской печати. Рисунок наносят на камень (плотный известняк) литографским карандашом или тушью, жирное вещество которого, проникнув в поры камня, остается на его поверхности. Краска, накатанная на камень, остается в местах, где было изображение. Печатают литографии на специальном станке. Литографии присущи большая свобода авторского исполнения, простота техники, многотиражность и дешевизна. Она живописна, мягка и пластична, рыхлый штрих карандаша, заливки и растушевки хорошо передают объем, тонкую игру полутеней и рефлексов. Изобретенная в 1796–1798. в Германии А.Зенефельдером, литография стала популярной художественной техникой: иллюстрации, плакат, прикладная графика. Эту технику использовали: Э.Делакруа, О.Домье, А.Тулуз-Лотрек, П.Пикассо, М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова и др.

Гравюра резцом

– способ углубленной гравюры, позволяющий имитировать рисунок. Вырезанные на металле линии давали при печати рисунок из тонких штрихов. Бороздки, полученные в результате работы резцом, заполняются краской, рисунок печатается под прессом на влажной бумаге. Изобретенная в Италии в 15 в. гравюра резцом первоначально использовалась в ювелирном деле. Позже с металлических, медных, досок печатались листы с изображением игральных карт, сценок светского и духовного содержания, жанровые сценки, репродукции произведений живописи.

Офорт

(фр. eau forte, букв. – крепкая водка, т.е. азотная кислота) – вид гравюры на металле, где углубленные элементы печатной формы создаются травлением металла кислотами. Офорт – способ гравирования и оттиск, полученный этим способом. Полированную и нагретую доску из цинка или меди покрывают грунтом – растопленным лаком, состоящим из воска, смолы, асфальта и мастики. Затвердевший при остывании лак процарапывают стальной гравировальной иглой до металла, медь в этих местах обнажается. Цинковую пластину помещают в азотную кислоту (т.н. «крепкую водку», по-французски «о-форт»), медную – в раствор хлорного железа. Лак не поддается действию кислоты, а открытые части металла углубляются, их заливают краской, покрывают доску бумагой и получают оттиск на металлографическом станке. Варьируя продолжительность травления разных участков доски, получают штрихи различной силы и сочности. Офорт ближе всего к рисунку пером.

Наряду с игловым (штриховым) офортом в понятие офорт часто включают и другие виды гравюры с травлением – акватинту, лавис, мягкий лак, часто офорт сочетают с сухой иглой и резцовой гравюрой.

Офорт дает большие возможности художнику, склонному к живописному видению мира, благодаря богатой тональной шкале, свободе, тонкости и изяществу штриха. Соединение травленой линии и акватинты создает эффекты мягкости светотени, применение сухой иглы сообщает штрихам особую бархатистость, многократное травление создает богатую фактуру. Первые офорты выполнили в начале 16 в. Д.Хопфер (1470–1536) и А.Дюрер, использовав для этого железные доски. Расцвет офорта относится к 17 в., в 18 в. распространение получил цветной офорт. В 17–18 вв. офортисты работали с медными, а с 19 в. – с цинковыми пластинами. В этой технике творили: Ж.Калло, Рембрандт, А.ван Дейк, Дж. Б.Пиранези, Дж. Б.Тьеполо, О.Фрагонар, Ф.Гойя, Ф.Милле, К.Коро, К.Писсарро, А.Менцель, К.Кольвиц, А.Цорн, П.Пикассо, А.Матисс, М.З. Шагал, Симон Ушаков, И.И. Шишкин, В.А.Серов.

Лавис

(фр. lavis, букв. – размывка) – вид углубленной гравюры на металле, при которой кислота воздействует на металл при помощи специальной кисти. Различия в силе травления соответствует градациям тона в оттиске. Лавис позволяет получить небольшое количество оттисков. Отпечатанные листы напоминают рисунок кистью. Лавис, изобретенной французским гравером Ж.Б.Лепренсом (1734–1781), был распространен в 18 в., позже употреблялся как средство тонирования в других разновидностях углубленной гравюры с травлением.

Мягкий лак

– вид углубленной гравюры на металле, напоминающей в оттиске карандашный рисунок. Художник рисует карандашом на шероховатой бумаге, которую накладывают на доску, покрытую мягким жирным, легко отстающим грунтом. Частицы грунта, прилипая к бумаге, снимаются вместе с ней, после чего доска подвергается травлению. Техника мягкого лака известна с 17 в.

Сухая игла

– вид техники гравирования, разновидность офорта. Рисунок процарапывается офортной иглой на металлической (медной) доске. При работе иглой образуются т.н. барбы (заусенцы). Краска набивается в них и дает при печатании глубокую, сочную линию, особую бархатистость штрихов. Но заусенцы очень хрупки, быстро стираются при повторной печати, поэтому можно напечатать 10–15 хороших оттисков. Сухая игла известна с конца 15 в. как дополнение к офорту, но как самостоятельная техника распространена с 19 в. В этой технике работали А.Дюрер, Рембрандт, А.Цорн, В.А.Серов.

Меццо-тинто

(ит. mezzo-tinto – букв. – полуокрашенный) – вид углубленной гравюры на металле. Техника сложна и трудоемка, тиражность невелика – 15–20 оттисков. Медную доску обрабатывают т.н. «качалкой», инструментом в виде лопаточки с зазубренным краем, и дающей в оттиске сплошной черный тон. Далее гравер стальной гладилкой постепенно выглаживает рисунок, переходя от темного к светлому. Чем больше сглажена поверхность доски, тем меньше краски задержится на ней, и при печати эта часть будет более светлой. Самые светлые места полируют. Отсутствие линий, нежность, бархатистость фактуры позволяют передавать мягкость градации тонов, тонкие нюансы. Способ меццо-тинто был изобретен в Германии Л. фон Зигеном (1609–1676) в середине 17 в., а в 18 – нач. 19 в. им часто пользовались для воспроизведения живописи.

В 1768 французский художник Ж.-Б.Лепренс изобрел новую гравюрную технику, получившую название акватинта (от aqua – вода и tinta – окрашенная), являющуюся разновидностью гравюры на металле. Металлическую (медную) пластинку покрывают смолистым порошком асфальта, канифоли (или смесью обоих). Грунт растворяющей жидкостью смывается кистью, наносится рисунок. Опуская доску в кислоту, ее подвергают легкому травлению. Смолистые частицы не поддаются действию кислоты, она выедает небольшие промежутки между ними. Далее кислотоупорным лаком закрывают те места, которые должны остаться светлыми, и снова опускает доску в кислоту. На открытых местах кислота разъест медь сильнее, и сюда забьется больше краски. На оттиске получатся мелкозернистые пятна разной интенсивности, напоминающие рисунок кистью – тушью или акварелью. Сначала акватинта существовала в качестве репродукционной техники, теперь является самостоятельной.

Компьютерная графика

– электронная графическая техника, получившее распространение в последней четверти 20 в.: изображения составляются на компьютере, показываются в динамике или в статике. Преимущество компьютерной графики – возможность видеть, как формируется изображение на всех этапах, и неограниченно осуществлять корректировку.

Нина Байор

Виды графики

Подробности Категория: Жанры и разновидности графики и скульптуры Опубликовано 11.12.2015 13:24 Просмотров: 12775

Виды графики классифицируются по способу создания изображения, предназначению, как проявления массовой культуры. 

По способу создания изображения графика может быть печатной (тиражной) и уникальной. 

Печатная графика и её виды

Печатная графика создаётся с использованием авторских печатных форм. Печатная графика даёт возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах.Раньше печатная графика (эстамп) служила для многократного воспроизведения (иллюстраций, репродукций живописных работ, плакатов и т.д.), т.к. фактически являлась единственным способом массового тиража изображений.

В настоящее время множительная техника развилась, поэтому печатная графика стала самостоятельным видом искусства.

Виды печатной графики

Эста́мп

Эстамп (фр. Estampe) представляет собой оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или при его участии.Эстамп известен в Европе c XV в. Вначале эстамп был не самостоятельным разделом изобразительного искусства, а только техническим приёмом размножения изображений.

Виды эстампа

Виды эстампа отличаются способом создания печатной формы и методом печати. Таким образом, основных эстампных техник существует 4.

Высокая печать: гравюра на дереве; линогравюра; гравюра на картоне.

Ксилография

Ксилография – гравюра на дереве или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Ксилография – древнейшая техника гравирования по дереву. Она возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока (VI-VIII вв.). Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV-XV вв.Мастерами ксилографии были Хокусай, А. Дюрер, А. Остроумова-Лебедева, В. Фаворский, Г. Епифанов, Я. Гнездовский, В. Матэ и мн. другие.

Я. Гнездовский. Рождественская открытка

Линогравюра

Линогравюра – способ гравирования на линолеуме. Этот метод возник на рубеже XIX-XX вв. с изобретением линолеума. Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей. В России первым начал применять такую технику ученик Василия Матэ Н. Шевердяев. В дальнейшем эту технику для изготовления станковой гравюры и особенно в книжной иллюстрации использовали Елизавета Кругликова, Борис Кустодиев, Вадим Фалилеев, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Константин Костенко, Лидия Ильина и др.

Б. Кустодиев «Портрет дамы». ЛиногравюраЗа рубежом в технике линогравюры работали Анри Матисс, Пабло Пикассо, Франс Мазерель, немецкие экспрессионисты, американские художники.Из современных художников линогравюру активно используют Георг Базелиц, Стэнли Донвуд, Билл Файк.

Применяется как черно-белая, так и цветная линогравюра.

Р. Гусева. Цветная линогравюра. Натюрморт «Глазунья»

Гравюра на картоне

Разновидность эстампа. Технологически простой вид гравюры, его используют даже на уроках изобразительного искусства.Но в ХХ в. некоторые значительные художники-графики использовали гравюру на картоне в своей профессиональной практике. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Гравюра на картоне

Глубокая печать: офортные техники (игловой офорт, акватинта, лавис, пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто, резцовая гравюра).

Офорт

Офорт – разновидность гравюры на металле, техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Офорт известен с начала XVI в. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.

Рембрандт «Проповедь Христа» (1648). Офорт, сухая игла, резец

Меццо-тинто

Меццо-тинто («чёрная манера») – вид гравюры на металле. Основным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений (штрихов и точек), а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты меццо-тинто невозможно получить другими способами. Изображение здесь создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Методика меццо-тинто

Плоская печать: литография, монотипия.

Литография

Литогра́фия – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Университетская набережная, XIX в., литография Мюллера по рисунку И. Шарлеманя

Моноти́пия

Термин произошёл от моно... и греч. τυπος – отпечаток. Это вид печатной графики, который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

МонотипияТехнику монотипии может освоить каждый. Надо хаотично нанести краски (акварельные, гуашь) на гладкую поверхность, затем прижать эту сторону к бумаге. Во время отрыва листа происходит смешивание красок, которые впоследствии складываются в красивую гармоничную картину. Затем начинает работать Ваше воображение, и на основе этой картинки вы создаёте свой шедевр.Цвета для очередной композиции выбираются интуитивно. Это зависит от состояния, в котором Вы находитесь. Можно создать монотипию с определёнными цветами.

Трафаретная печать: шелкографские техники; вырезной трафарет.

Шелкография

Метод воспроизведения текстов и надписей, а также изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.

И. Ш. Эльгурт «Вежраксала» (1967). Шелкография

Уникальная графика

Уникальная графика создаётся в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и т. д.).

Виды графики по предназначению

Станковая графика

Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением.

Рисунок может выполняться как самостоятельное произведение графики или служит начальным этапом для создания живописных, графических, скульптурных или архитектурных замыслов.Рисунки в большинстве случаев создаются на бумаге. В станковом рисунке используется весь набор графических материалов: разнообразные мелки, краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила), карандаши, графитный карандаш и уголь.

Книжная графика

К ней относятся книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. К книжной графике можно отнести также и журнальную и газетную графику.Иллюстра́ция – рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности.В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра.Некоторые известные художники, кроме основного своего занятия, обращались также и к иллюстрации (С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.

Для других же иллюстрирование было основой их творчества (Евгений Кибрик, Лидия Ильина, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов, Виктор Чижиков, Владимир Конашевич, Борис Диодоров, Евгений Рачев и др.).

Виньетка (фр. vignette) – украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста.Обычно сюжетом для виньеток являются растительные мотивы, абстрактные изображения или изображения людей и животных. Задача виньетки – придание книге художественно-оформленного вида, т.е. это дизайн книги.

  

ВиньеткиВ России оформление текста виньетками было в большой моде в эпоху модерна (известны виньетки Константина Сомова, Александра Бенуа, Евгения Лансере).

Суперобложка

Прикладная графика

Анри де Тулуз-Лотрек «Мулен Руж, Ла Гулю» (1891)Плакат – основной вид прикладной графики. В современных формах плакат сложился в XIX в. в качестве торговой и театральной рекламы (афиши), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки и др.).

Плакаты В. Маяковского

Компьютерная графика

В компьютерной графике компьютеры используются в качестве инструмента для создания изображений и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.Компьютерная графика подразделяется на научную, деловую, конструкторскую, иллюстративную, художественную, рекламную, компьютерную анимацию, мультимедиа.

Ютака Кагайя «Вечная песня». Компьютерная графика

Другие виды графики

Лубо́к

Вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Лубок

Графика письма

Графика письма образует особую, самостоятельную область графики.

Каллиграфия (греч. kalligraphia – красивое письмо) – искусство писать. Каллиграфия приближает письмо к искусству. Непревзойденными мастерами в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Коран запрещал художникам изображать живые существа, поэтому художники совершенствовались в орнаментах и каллиграфии. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но и одновременно произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.

Искусство суми-э (sumi-e) – это японская адаптация китайской техники живописи тушью. Эта техника максимально выразительна за счёт лаконичности. Каждый мазок кисти экспрессивен и значителен. В суми-э ярко проявляется сочетание простого и изящного. Художник не пишет конкретный предмет, он изображает образ, суть этого предмета. Работы в технике суми-э лишены чрезмерной детализации и предоставляют зрителю простор для фантазии.

Гербера

Станковая графика

Подписаться на новости

Станковая графика является самостоятельным языком изображения предметов и объектов. Художественные произведения, выполненные в технике станковой графики, не сопряжены с каким-либо текстом и не имеют под собой никакого практического назначения. Проще говоря, рисунки станковой графики являются настоящими произведениями изобразительного искусства, созданными художником исключительно для эстетического наслаждения публики или в качестве выражения собственных мыслей. Станковая графика охватывает широкий тематический диапазон, позволяя создавать оригинальные рисунки, гравюры, иллюстрации, а также полноценные пейзажи, натюрморты и портреты с характерной для графики образностью и четкостью.

Крайне разнообразны и материалы станковой графики. Рисунки могут выполняться как посредством обычного простого карандаша с различной степенью мягкости, так и с помощью чернил, туши, черной акварели или сангины. Выбранный материал играет крайне важную роль, потому как от него зависит и толщина линий, и качество штриховки и, безусловно, общий характер будущего рисунка.

Самыми распространенными материалами станковой графики являются простой карандаш и тушь. С их помощью художникам удается отобразить даже мельчайшие линии, создать объем и сделать необходимые акценты. Помимо всего прочего, они крайне просты и удобны в использовании, и с их помощью очень удобно делать быстрые зарисовки и эскизы, которые в дальнейшем будут использованы в основной работе.

Рисунки станковой графики могут выполняться с использованием как одной, так и нескольких техник, что существенно расширяет возможности художника. Нередко можно встретить произведения станковой графики с применением цвета, что создает определенное настроение и делает рисунок более ярким. Однако использование цветового решения необходимо осуществлять с осторожностью, потому как сущность графики заключается в использовании двух цветов, и зачастую это черный и белый.

Публикации

Глава 2

11

ВИДЫ ГРАФИКИ

§1. Станковая графика

К станковой графике относятся произведения графического искусства, имеющие самостоятельное значение. Они не связаны с литературным текстом (как, например, книжная графика) и не имеют узкого практического назначения (как, например, произведения прикладной графики). Станковой эта группа графики называется по аналогии со станковой живописью, произведения которой создаются на специальном станке – мольберте. Для станковой графики характерны широта тематики и разнообразие изобразительных средств. Чтобы разносторонне раскрыть избранную тему, графики нередко создают целые серии станковых произведений. Все листы таких серий объединены не только общей темой, но и приемами исполнения.

Станковая графика условно делится на рисунок и эстамп. В свою очередь рисунок обычно рассматривают, с одной стороны, как оригинальное произведение графики (уникальная графика), а с другой стороны, как вспомогательный вид. Существует огромное множество узких определений вспомогательного рисунка: учебный рисунок, академический рисунок, подготовительный рисунок и т.п. Грани между различными видами весьма туманны, и в рамках данного пособия раскрыть их общие черты и различия проблематично. Лишь отметим, что рисунком называют изображения самого различного характера, исполненные самыми разными материалами на разных поверхностях и выполняющие различные функции, – на том основании, что ведущая роль в них принадлежит линии. В дальнейшем речь пойдёт только о рисунке в его особом, самостоятельном явлении искусства графики.

«Собственно» рисунок сложился совсем недавно по сравнению с рисунком, понимаемым как всякое изображение линиями (который и является самым древним, самым первым способом изображения).

Становление рисунка как особой сферы художественного творчества вызвано причинами, возникшими на той ступени развития общества и искусства, которая получила название эпохи Возрождения. Три момента имели решающее значение для появления и быстрого расцвета рисунка: гуманизм, противопоставивший религиозным идеалам культ человека; познание природы, развитие наук; изменения в самом искусстве, обусловленные характером и достижениями новой эпохи, в том числе изучением памятников античности. Важнейшими среди этих изменений были: индивидуализация творческого процесса в противовес опыту коллективной работы средневековых мастеров; расширение тематических границ, развитие светского направления, общий светский характер искусства; стремление создавать произведения на научной основе; сложение новой системы художественного видения, когда изображение стало строиться как реальная картина визуально воспринимаемой действительности; наконец, интенсивное развитие станковой живописи, графики и скульптуры.

В этих условиях рисунок стал незаменимым орудием художника для достижения многих целей: для изучения натуры и приёмов её изображения на плоскости, разработки научных основ изобразительного творчества, «записи»

12

наблюдений, впечатлений, мыслей, фантазий, для подготовки к созданию живописных и других произведений. И в это же время исполнялись рисунки, имеющие совершенно независимый характер. Рисунок стал использоваться столь широко и многообразно, он столь полно раскрыл свои возможности и достиг таких художественных высот, что это позволяет утверждать: именно в эпоху Возрождения рисунок становится особым, самостоятельным явлением искусства.

Х.Грин. Рисунок. Перо, бистр, 1503.

13

Новый художественный принцип – подражание природе – и новый принцип создания произведений – свобода от канонов, свобода сочинения, вымысла – позволили, наконец, развиться двум главным специфическим способностям рисунка: быть самой прямой – в сфере художественного изображения – связью руки и глаза и самой прямой связью руки и мысли. Два направления становятся главенствующими: рисунок с натуры как незаменимое средство постижения реальности и способов её изображения на плоскости и рисунок как непосредственное выражение размышлений и переживаний художника, как средство разработки индивидуальных замыслов. Они и раскрывают в основном особенности освоения мира в рисунке.

В то же время рисунок привлекал художников и как форма творчества, которая способна и достойна воплощать значительные замыслы, предназначенные специально для него. Большой силы и высоты самостоятельный станковый рисунок достиг в творчестве Андреа Мантеньи, который разработал своеобразный тип рисованного изображения, приближающегося по композиции и характеру моделировки к барельефу, а по духу – к античным образцам. Поллайоло в рисунках «Адам» и «Ева» обратился к сюжетам, которые позволили ему сделать изображения мужского и женского обнажённого тела основой станкового рисунка. Микеланджело Буонарроти исполнил целый ряд рисунков на темы античных мифов «Падение Фаэтона», «Ганимед», «Наказание Тития», А.Альтдорфер и Х.Грин – многочисленные листы на религиозные и мифологические сюжеты, венецианские и нидерландские художники создавали пейзажи, отличающиеся масштабностью, разработанной композицией, завершённостью исполнения.

Таким образом, в эпоху Ренессанса рисунок обрёл всю полноту проявления, всё многообразие своих форм. Особенно ярко это раскрывается в творчестве художников Высокого Возрождения, о чём можно судить по рисункам таких титанов итальянского и Северного Возрождения, как Леонардо да Винчи и Дюрер.

С освоением в конце XV века таких инструментов, как уголь (после изобретения способов его фиксирования), итальянский карандаш (или чёрный мел), в рисунок пришла широкая, монументальная манера изображения. Линии перестают быть столь чёткими и определёнными, они переходят в тон, сливаются с моделировкой. Складываются два различных подхода к изображению, два способа передачи формы: объёмный и живописный. При первом, развитом в творчестве художников большинства итальянских школ, форма выделяется чётким контуром и моделировкой объёма; при втором – контуры и сама форма словно бы растворяются, расплавляются в окружающем воздушном пространстве. Живописный, или тональный, рисунок (так как в нём большую, а часто и основную роль играют пятна того или иного тона) характерен в основном для венецианских художников – Джорджоне, Тициана, Тинторетто; в нём достигается передача воздушной среды, вибрации света, динамики форм. Использование сангины, сочетание нескольких техник, применение грунтованной бумаги различных цветов, на которой рисовали чёрным тоном и белилами, создали в рисунке свою полихромию, свои проблемы цвета и тона, свою колористическую выразительность. Всё это широко раздвинуло возможности рисунка и сделало его способным к несению только ему присущего художественного образа.

14

А.Дюрер. Рисунок. Перо, бистр, 1511.

15

Тициан. Женский портрет. Уголь.

Поворотным моментом в развитии рисунка стало использование бумаги. Как отметил А.А.Сидоров, «вытеснение пергамента бумагою и есть одна из тех решающих перемен, которые определяют собой прогресс искусства, не только рисуночного». Появление в XIV веке этого дешёвого материала (в Китае бумага известна с 105 г. н.э.) дало возможность художникам создавать пробные, вспомогательные зарисовки, подготовительные работы, рисунки для себя. В этих случаях художник мог рисовать свободнее, острее, индивидуальнее, что

16

способствовало сложению личного стиля мастера и определило разработку специфического языка рисунка.

Безусловно, на всём протяжении развития рисунка происходили различные – и в том числе существенные – изменения в его характере; но, как представляется, эти изменения не дают возможности говорить о принципиально новом положении рисунка в какой-либо из эпох после Возрождения. Основание к этому в известной степени даёт рисунок рубежа XIX и XX веков, когда произошла смена художественных систем, и графика окончательно сложилась как вид искусства.

Специфической особенностью рисунка является многообразие и многозначность его форм. Следует отметить наиболее часто встречающиеся типы рисунка: станковый, свободный, подготовительный, композиционный. Станковый рисунок представляет собой однородное по своему характеру, своей структуре произведение, которое для воплощения замысла специально построено и завершено само в себе. Такое произведение замкнуто на выражении определённой идеи, определённого суждения о мире и при этом завершено с точки зрения художественного воплощения этой идеи.

Р.Хачатрян. Натюрморт. Левкас, сепия, 1982.

17

Простота материалов и процесса изображения позволяет создавать рисунки непосредственно в тот момент, когда у художника возникает стремление запечатлеть своё наблюдение, мысль, представление. Такие рисунки – а их огромное множество – не имеют в своей основе замысла и не обладают чертами, обусловленными его воплощением; движущий мотив их создания можно назвать побуждением, а сами рисунки – свободными. Они характеризуются именно свободой исполнения, передают прямое общение художника с окружающей действительностью, непосредственное выражение его впечатлений, чувств, фантазий. В них реализуется потребность художника в постоянном живом контакте с миром. Если станковые рисунки выражают определённое суждение о жизни, понимаемое как слитность переживания, осмысления и оценки, – точнее, как некая идея, рождаемая этой слитностью, то свободные рисунки можно сравнить с отдельными высказываниями; эти высказывания раскрывают отношение человека к миру, но не имеют той углубленности и завершенности, которые свойственны суждению.

Е.Забелина. Деревня. Учебная работа. Карандаш, 1999.

Среди самостоятельных работ, помимо станковых и свободных рисунков, принято выделять такой тип произведений, как самостоятельные этюды. Они служат средством изучения окружающего мира в различных его проявлениях, создания «багажа» наблюдений, впечатлений, средством совершенствования мастерства; с помощью этюдов происходит художественное освоение самых разных элементов окружающего мира. Однако и для таких работ во многих случаях характерна типологическая неопределенность, невозможность отделить их от станковых рисунков.

18

А.Филипович. Мирский замок. Учебная работа. Тушь, перо, 1996.

Подготовительные этюды и эскизы, составляющие огромную часть рисунков, также чрезвычайно неоднородны по своему характеру и неоднозначны по восприятию. В рисунках этих типов предмет освоения двойствен: в эскизах это и композиция как таковая, её разработка для воплощения замысла произведения другого вида искусства, и сам сюжет; в этюдах это и персонаж картины или фрески, и натура, которая служит моделью для этого персонажа. Соотношение этих «составляющих» в конкретных рисунках различно, что создаёт неоднородность рисунков внутри каждого типа.

В.Серов Подготовительный рисунок к картине «Похищение Европы». 1910.

19

Композиционный рисунок, который как тип является аналогом картины, не оттесняет произведения других типов, не обладает бесспорным правом представлять собой рисунок как явление искусства: и на выставках, и в музеях, и в воспроизведениях мы обычно видим рисунки всех типов. Может быть, именно положение композиционных работ среди типов рисунка и их несравненно меньшее развитие особенно наглядно выражают иной характер рисунка по сравнению с другими видами.

И.Репин. Подготовительный рисунок к картине «Арест пропагандиста». 1879.

Особую роль в структуре мира рисунка играет набросок. Набросок – специфически рисуночный тип художественного произведения. Он развит только в рисунке, и развит очень широко; особенности рисунка раскрываются в нём наиболее обнаженно, предстают в своем крайнем выражении.

Как тип рисунка набросок неоднозначен. С одной стороны, он как будто не является отдельным типом, поскольку представляет собой либо эскиз, либо этюд, либо самостоятельный рисунок. То есть набросок можно рассматривать как манеру изображения, в которой, кроме того, бывают также исполнены и литографии, и офорты, особенно в XX веке. Но, с другой стороны, в различных по характеру набросках ощущается своя, единая основа, которая позволяет говорить о нём как о типе произведений, но типе особом: он является как бы точкой схода различных по назначению и характеру рисунков; в нём и сохраняются типологические отличия, и обретается общая направленность. Эта направленность – в схватывании, выделении, заострении главного, что интересует художника в изображаемом объекте.

20

Н.Совца. Набросок. Учебная работа. Карандаш,

П.Семченко. Роза. Тушь, перо, 1992.

2002.

Говоря о рисунке, следует отметить особым типом каллиграфический рисунок. Он представляет собой конкретное изображение образа по памяти точным и непрерывным движением пера или иного инструмента. Предшествует этому глубокий анализ натуры. Для каллиграфического рисунка характерна стилизация формы через неповторимую, плавную, изменчивую и пластичную линию, которая условно и ассоциативно выражает графический образ.

Кроме многообразия типов, разнообразны и материалы рисунка. Нам известно много замечательных произведений графики в технике карандаша. Художники пользуются довольно разнообразным ассортиментом карандашей.

Самыми распространенными являются графитные карандаши различных степеней мягкости. Штрих графического карандаша отличается красивым серым тоном и имеет легкий отблеск. Очень красивый насыщенно черный и бархатный штрих дают так называемые итальянские и угольные карандаши. Нередко графики работают карандашами, изготовленными из цветных пигментов (сангина, цветные меловые карандаши и др.). Карандаш – материал очень гибкий, послушный и позволяющий разнообразно работать в пределах небольшого листа.

Уголь является излюбленным материалом многих художников. Угольный рисунок обычно выполняется на шероховатой бумаге, а иногда на холсте, и отличается красивым бархатистым тоном, широким и энергичным штрихом.

21

П.Шмидт Толпа. Карандаш, 1928.

К.Кольвиц. Обнаженная. Уголь, 1904.

22

Фешин. Портрет. Уголь.

Часто встречается в графике соус – рисовальный материал из очень мелкого черного порошка, скрепленного клеящим веществом. Иногда соус применяется в виде сухого порошка, но чаще всего разбавляется водой.

Особым качеством обладает перьевой рисунок. Работает художник разбавленной тушью или специальными чернилами, применяя обычные стальные, а также гусиные и тростниковые перья, особым способом затачивая их. Перьевой рисунок красив своей четкостью, чистотой и изяществом разнообразных по форме штрихов.

Широко распространен в графике прием рисования жидкими черными материалами (чаще всего тушью) при помощи кистей, так называемого фетрового пера или заточенных деревянных палочек. Этот прием отличается очень разнообразным, свободным и темпераментным сочетанием штрихов одного глубокого черного тона.

23

Р.Хачатрян. Портрет. Картон, сепия, 1978.

Но особенно широко распространена в графике работа тушью, черной акварелью, гуашью, темперой и другими черными материалами, разбавленными водой. Бесконечны тональные нюансы этой техники. Необычайного совершенства достигли в этой области китайские мастера. Трудно передать все богатство этой техники. В одних местах рисунка художник быстрым и точным движением наносит тушь более сухой кистью, тушь не успевает расплыться на бумаге и ложится четко. В других местах влажная кисть намеренно дольше задерживается на бумаге, тушь расползается и дает мягкие, расплывчатые сочные пятна.

Рисунки выполняются не только в какой-нибудь одной технике. Очень часто графики в одной работе сочетают две, три и даже большее число различных техник, что расширяет творческие возможности и обогащает запас изобразительных средств художника. Нередко станковые произведения выполняются черным материалом с применением цвета в характерной для графики сдержанной, скупой манере цветовых решений.

24

Сюй Бэй-хун. Быстро скачущая лошадь. Тушь, кисть, 1930.

П.Митурич. Ель. Тушь, кисть, 1948.

Пикассо. Голова женщины. Тушь, перо, 1924.

Великолепные образцы станковых рисунков создали итальянские мастера Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тинторетто, немецкие художники Гольбейн, Дюрер, Менцель, голландские и фламандские мастера Рембрандт, Рубенс, Ван-Дейк, французские художники Ватто, Фрагонар, Энгр, Домье и многие другие художники различных стран мира.

25

Рембрандт. Пейзаж. Бистр, перо, кисть, 1630.

Из русских художников прошлого назовем таких мастеров рисунка, как О.Кипренский, А.Иванов, П.Федотов, И.Репин, В.Серов, М.Врубель. Среди графиков Беларуси видное место занимают А.Тычина, Л.Ран, В.Соколов, С.Романов, Г.Поплавский, В.Савич, В.Шарангович, М.Басалыга, А.Кашкуревич и др.

О.Кипренский. Портрет Е.Чаплица. Итальянский карандаш, 1813.

26

§2. Книжная графика

Отличительной особенностью книжной графики является ее тесная связь с полиграфией, ее зависимость от уровня и культуры труда полиграфического производства.

Исходя из основных задач книжной графики, ее подразделяют на оформление и иллюстрирование книги. К оформлению книги относят ее декоративный наряд, ее украшение, рисованные шрифтовые элементы, композиционное построение текстового набора и т.д. (обложка, титульный лист, шмуцтитул и пр.) Иллюстрирование книги (от лат. illustratio – наглядное изображение, описание) решает задачи образного раскрытия литературного текста при помощи рисунков (иллюстраций различного вида). Сразу же оговоримся, что такое разделение весьма условно. В хорошей книге невозможно проследить, где кончается оформление и начинается иллюстрирование. Нам известны примеры убедительного решения идейного замысла и строя книги только средствами оформления. Сплошь и рядом в элементах оформления (на обложке, титульном листе, суперобложке и т.д.) мы встречаем рисунок, способствующий раскрытию литературного текста. Настоящие иллюстрации в книге, при всей глубине идейного, образного решения, в свою очередь не теряют декоративности, не перестают быть элементами украшения книги, отлично гармонирующими с набором, бумагой – с природой книги.

Сложный организм книги состоит из многих элементов. Ознакомимся с теми элементами, в решении которых художнику принадлежит ведущая роль.

Обложка (переплет) – художественное решение покрытия книги, в которое заключен книжный блок. Решение обложки, в котором, как правило, применяется цвет, должно быть условно-декоративным, ясным, придавать книге красивый внешний вид, но в то же время давать точную характеристику книги, раскрывать ее основной смысл, стиль и образный строй. На обложке должны быть шрифтовые элементы, отражающие основные заголовочные данные (автор и название книги).

И.Билибин. Обложка книги Дж.Кеннана «Сибирь и ссылка». 1906.

27

Суперобложкой (от лат. super – сверху, над) называется художественно решенное бумажное покрытие книги поверх обложки. Главная задача суперобложки – привлечь внимание к книге и на некоторое время предохранить обложку от повреждений.

Супер-обложка

Титул, или титульный лист – правая половина первого разворота книги. Титул содержит более сложные шрифтовые элементы, поясняющие заголовочные и издательские данные. Иногда эти данные распространяются на соседнюю, левую страницу – контртитул. Такое решение носит название разворотного титула. Если на левой странице первого разворота помещается иллюстрация или печатается портрет автора, такая страница называется фронтисписом. Рисунок на титуле применяется сравнительно редко и имеет больше декоративное значение. Шмуцтитулами называются отдельные листы, которыми открываются части, разделы книги. На нём помещаются заголовок и несложный орнаментальный мотив или рисунок.

В.Фаворский. Разворотный титул. 1931.

28

Пример титула

Титул. 1489.

Н.И.Пискарев. Шмуцтитул к книге А.В.Луначарского «Освобожденный Дон Кихот». 1922.

29

Иллюстрации – это рисунки, образно раскрывающие литературный текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй. Задачи иллюстрирования частично решаются также в рисунках на обложке, титуле, в заставках, концовках.

Герасименко-Жизневский. Иллюстрация к поэме В.Быкова «Знак бяды». Литография.

Заставка – небольшая композиция орнаментального характера или в виде рисунка, открывающая какой-нибудь раздел текста (начало книги, части, главы). Заставка тесно связана с полосой набора и никогда не превращается в иллюстрацию. Концовка – небольшой рисунок или орнаментальный мотив, завершающий последнюю страницу какого-либо раздела или всей книги.

И.Билибин. Концовка к стихотворению А.С.Пушкина «Два ворона». 1910.

30

И.Билибин. Заставка к стихотворению А.С.Пушкина «Два ворона». 1910.

Инициал (от лат. initialis – начальный) – начальная буква какого либо раздела в тексте книги, рукописи, созданная художником. В обиходе сохранилось древнерусское название инициала – буквица.

И.Билибин. Инициал. 1921.

31

Первая страница текста книги, обычно украшенная заставкой или буквицей, называется спуском или спусковой полосой.

В.Замирайло. Спусковая полоса. 1921

Таков краткий перечень элементов книги. Кроме обязательного для каждой книги обложки и титула, все остальные элементы вводятся в той степени, как того требуют цели, назначение книги, ее объем, тираж и замысел художника.

Творческий процесс в искусстве книжной графики сложен. Художник должен уловить дух литературного произведения, его стиль и отразить в своем творчестве. Перед ним стоит задача – раскрыть средствами изобразительного искусства идейно-художественное содержание произведения, сохранить единство образного и декоративного строя книги с духом произведения, стилем писателя и дать в своем индивидуальном изобразительном решении современную оценку литературного произведения.

Немаловажной стороной искусства книжной графики является обязательный учёт особенностей полиграфической структуры книги, её своеобразной природы как культурной ценности и как вещи. Художник книги должен работать в строго определённом, заранее обусловленном размере (формате). Существуют определённые наиболее рациональные стандартные форматы. Художник не может произвольно изменять пропорции листа, что создаёт известные трудности, особенности в композиции. Исходя из обязательного формата, художник определяет объём книги, количество и вид изобразительных элементов, их распределение по всей книге, для него должно быть ясно, каким шрифтом будет набран текст, каковы пропорции полосы набора и полей страницы. Все изобразительные элементы в книге очень тесно связаны со шрифтом. Создание шрифтов – древнее и высокое искусство. Много поколений художников трудились

32

над созданием шрифтов красивого рисунка, совершенных пропорций, шрифтов ясных, удобочитаемых и разнообразных по начертанию. Только располагая разнообразными и красивыми шрифтами, можно успешно решать задачи оформления книги. Шрифтовые элементы обложки, титулы, суперобложки, шмуцтитулы, отдельные заголовки, как правило, рисуются художниками. Надо достигнуть их гармоничного сочетания с наборными шрифтами, с изобразительными элементами. Художник книги должен не только знать шрифты и уметь использовать их, но также уметь видоизменять существующие шрифты и создавать новые – соответствующие его замыслу, стилю книги, характеру литературного произведения. Постоянно заботясь о полиграфическом и художественном единстве книги, художник обязан знать хотя бы основы полиграфического производства и быть в тесном контакте с издательскими работниками, готовящими книгу к изданию, и полиграфистами. Все изобразительные элементы книги должны быть гармонично связаны с плоскостью бумаги, с полосой набора. Работая, например, над иллюстрацией, художник должен чётко представлять себе, как она будет сочетаться с полосой набора на соседней странице, каким будет разворот книги.

Для современной книжной графики характерны разнообразные поиски, смелые эксперименты многих мастеров, различных по творческому облику.

Отдельной строкой в искусстве книжной графики следует считать журнальную и газетную графику. Специфика периодических изданий ставит перед журнальной и газетной графикой свои, особые задачи. Если книга служит человеку продолжительное время и бывает посвящена определенной теме, одной отрасли знаний, то быстро сменяющиеся (периодические) журналы и газеты содержат самый разнообразный материал, отражающий задачи дня, освещающий самые различные области деятельности человека. Газета служит один день, прочитывается быстро, и все изобразительные элементы ее должны сразу укладываться в сознании, а следовательно, быть простыми, красивыми и четкими, удобными для быстрого восприятия. Лучше всего в газетах воспринимаются штриховые рисунки. Журнал помещает материал обзорного, обобщающего характера. Нередко журнал адресуется определенному кругу читателей (сельскохозяйственный журнал, журнал о здоровье, журнал о моде и т.д.). Но и для журнала характерны разнообразие материала и краткий срок службы. Форматы журналов и верстка текста в них значительно отличаются от книжных. Журнальный рисунок должен быть выразительным и броским, хорошо гармонировать с заголовками и наборным текстом. Очень хороши для журнала зарисовки. Их выгодно отличает от фотографий способность художника отображать самое типичное, обобщить явление, создать образ, характер; к тому же рисунки значительно лучше вяжутся с набором, чем фотографии. Сегодня, к сожалению, наши газеты и журналы зачастую изобилуют штампами, которые позволяет легко и быстро использовать компьютерная техника.

Карикатура (от ит. caricatura < caricare – нагружать, преувеличивать) – особый сатирический жанр газетно-журнальной графики. В карикатуре намеренно подчеркиваются, преувеличиваются характерные черты и особенности человека или события для того, чтобы выполнить задачу разоблачения, осмеяния, воздействия. Самостоятельная (станковая) карикатура встречается сравнительно редко – она почти всегда связана с газетой, журналом, книгой, плакатом. В

33

большинстве случаев карикатура сопровождается текстом. Благодаря печатным изданиям карикатура распространяется очень широко.

Существуют специальные юмористические журналы, сборники карикатур и т.п. Далеко не каждый художник может работать в этом жанре. Карикатуристу надо обладать особым даром, острым глазом, подметить самое характерное, способностью преувеличить, оставаясь при этом глубоким и тонким художником, не впадая в пустое поверхностное зубоскальство и пошлость. В истории искусства известно множество таких «метких» мастеров, например, О.Домье, Х.Бидструп, Ж.Эффель, В.Серов, Д.Моор, Кукрыниксы и многие другие.

§3. Прикладная графика

К прикладной графике относятся графические произведения, рассчитанные на практическое применение в быту. В задачу прикладной графики входит художественное оформление предметов быта. Иногда этот вид графики называют графикой малых форм, художественно-производственной графикой или промышленной графикой. Почти все формы прикладной графики рассчитаны на полиграфическое воспроизведение и тесно связаны с текстом. Произведения прикладной графики столь многочисленны, что трудно составить даже их простой перечень.

Дж.Дайк. Годовой отчет экспедиторской фирмы. 1984.

Видное место занимают художественное оформление упаковки и создание этикеток для различных товаров. Сюда относятся этикетки для парфюмерии, вин и

34

напитков, оформление коробок для кондитерских изделий, сигарет, для обуви и головных уборов, создание оберток для конфет, обложек для компакт-дисков, аудио- и видеокассет и многое другое. Непременными требованиями к этому виду прикладной графики являются простота и изящество, соответствие композиции форме упаковки и назначению товаров, применение современных материалов. Не последнее значение имеют простота и дешевизна изготовления.

Р.Пепит. Эмблема пончиков «Одинокая звезда».

Этикетка.

Отдельную группу прикладной графики составляет оформление различных проспектов, театральных программ, пригласительных билетов, адресов, почетных грамот, буклетов для туристов, ресторанных меню и т.д. Необходимо, чтобы эти распространенные в быту вещи были оформлены красиво, современно, а внешний вид их соответствовал назначению, чтобы все элементы оформления гармонировали с текстом. Тем же требованиям должно отвечать оформление поздравительных и юбилейных художественных открыток, конвертов, бланков, телеграмм и т.д.

Искусство почтовой марки, в связи с ее особой ролью, разнообразием тематики, принципами композиционного и декоративного решения, справедливо называют микроплакатом. Сходно с ним по своему характеру и искусство этикетки. Можно лишь сожалеть, что очень красивая гравированная марка почти

35

исчезает и что появляется множество марок-фотомонтажей, марок – уменьшенных станковых произведений, ничего общего не имеющих с искусством графики.

Т.Калман. Обложка грампластинки.

Отдельной группой прикладной графики является искусство плаката. Плакат (от нем. Plakat < фр. placard – объявление, афиша < plaguer – налеплять, приклеивать) – самый массовый вид графического искусства, служащий средством информации, рекламы, инструктажа. Оригиналы плакатов создаются художниками в расчете на полиграфическое производство. В некоторых случаях плакат печатается с авторской печатной формы (линогравюра, литография).

А.Тулуз-Лотрек. Японский диван. Плакат. 1893.

36

Строго определенные функции плаката диктуют выбор изобразительных средств, приемы работы, определяют особый, изобразительный язык плаката и его размеры. Плакат, печатающийся огромными тиражами, рассчитан на самые широкие массы зрителей и вывешивается, как правило, на улицах и в общественных помещениях. Плакат должен привлечь внимание зрителя на большом расстоянии. Зрителю, остановившемуся перед плакатом, в предельно краткий срок должно стать ясно, к чему плакат призывает, какова его цель; плакат должен восприниматься мгновенно. Во имя краткости, доходчивости и выразительности в плакате применяется особенно острая типизация образов, и широко используются такие условно-декоративные приемы, как обобщение изображения, упрощение цветовых отношений, отказ от второстепенных деталей, символические обозначения, совмещение различных масштабов. Текст, составляющий обязательный элемент плаката, должен быть предельно кратким и понятным с первого прочтения (исключения составляют лишь инструктивно-учебные плакаты). Текст не должен механически приставляться к изображению, а органически входить в него. Характер шрифта должен соответствовать содержанию плаката, хорошо читаться. Шрифт является для художника элементом композиции плаката.

Виды плакатов разнообразны и разбиваются по своему назначению на несколько групп.

Политический плакат воплощает изобразительными средствами политические задачи и лозунги. Многие плакаты создаются в честь международных событий. Большое значение приобрели сатирические плакаты. Сатирический плакат почти всегда связан с литературным текстом. Информационно-рекламный плакат решает задачи информации, оповещения о разнообразных культурно-просветительных мероприятиях (спектаклях, фильмах, лекциях, выставках и т.д.) или задачи рекламы – ознакомление потребителей с товарами, услугами, оказываемыми различными фирмами, учреждениями и организациями. Особыми качествами наделены театральные плакаты и киноплакаты. Выполняя задачи рекламирования спектаклей или кинофильмов, они должны одновременно отражать присущий данному виду искусства стиль.

К.Найберт. Плакат «Искусство-пьеса-дизайн».

37

Учебно-инструктивный плакат преследует цели пропаганды научных знаний, методов труда, различных правил, а также помогает решать учебновоспитательные задачи. Учебные плакаты служат наглядным пособием в учебном процессе.

Плакат в привычном для нас виде возник сравнительно недавно – в конце XIX – начале XX века. Современному плакату предшествовали гравюры и рисунки большого размера, расходившиеся по рукам, расклеивавшиеся на стенах, выставлявшиеся в витринах и окнах. В Германии XVI века они были известны как «летучие листки». Широко распространялись такие агитационные изображения в период буржуазных революций XVII–XVIII веков в Англии, Франции и Голландии. Подобную роль в России играли лубки больших размеров, а также антинаполеоновские листы 1812 г. С изобретением новых способов размножения и развития полиграфии тираж агитационных листов увеличивался. В конце XIX века появились плакаты, близкие современным по назначению и виду. Над созданием различных плакатов работали такие крупные мастера, как Т.Стейнлен, Ф. Бренгвин, А.Тулуз-Лотрек, К.Кольвиц и другие.

Очень своеобразным жанром прикладной графики, имеющим большую историю и традиции, является искусство книжного знака. Книжный знак – графическое произведение малого размера, отпечатанное в виде ярлычка. Книжный знак наклеивается на внутреннюю сторону переплета книги и обозначает, в какую

Н.Селещук. Экслибрис К.Полянского.

Л.Алимов. Экслибрис М.Минкевича.

Литография, 1984.

Офорт, 1986.


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.