Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Софистика что это такое


Софистика

Софистика — это философское течение, существовавшее в Древней Греции с середины V до первой половины IV века до новой эры и абсолютизировавшее относительность знаний. Софистикой также называют рассуждение или речь, состоящую из софизмов (см. Софизм) — логически неправильных (несостоятельных) рассуждений (см. Рассуждение), умозаключений (см. Умозаключение) или убеждающих высказываний (см. Аргументация), умышленно выдаваемых за правильные.

Софизмы используют многозначность слов естественного языка (см. Язык), полисемию, омонимию, синонимию и другие; нередко они основываются на таких логических ошибках (см. Логические ошибки), как подмена понятий, тезиса доказательства, несоблюдение правил логического вывода, принятие ложных посылок за истинные и других. В обыденном мышлении софизм понимается как сознательное применение в споре, утверждениях или доказательствах неправильных доводов, то есть разного рода интеллектуальных уловок и словесных ухищрений, замаскированных внешней, формальной правильностью. В то же время софизмы могут рассматриваться в некоторых ситуациях как неизбежная на определённом этапе развития мышления неявная форма постановки проблем (так, многие известные софизмы на деле оказались логическими парадоксами). Однако сознательное использование софизмов с целью введения в заблуждение, или собственно софистика (в её современном понимании), является некорректным приёмом рассуждения и аргументации, поэтому обоснованно подвергается критике.

Понятие «софистика» традиционно связывается с учением представителей сложившейся в Афинах во второй половине V века до новой эры школы софистов — философов-просветителей и первых профессиональных учителей по общему образованию. Время их активной деятельности часто называют веком греческого Просвещения. К старшим софистам (вторая половина V века до новой эры) причисляют Протагора, Горгия, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития. К следующему поколению софистов относят Ликофрона, Алкидаманта, Трасимаха и ряд других. Первоначально слово σοφιστής было синонимично слову σοφός («мудрый») и обозначало человека, авторитетного в различных вопросах частной и общественной жизни. Общей чертой учений софистов был релятивизм, нашедший классическое выражение в широко известном положении Протагора «человек — мера всех вещей», и следовательно, не существует объективной истины, а все знания относительны. Этому способствовал сам характер деятельности софистов: они должны были научить обратившегося к ним ученика убедительно защищать любую точку зрения, какая только могла понадобиться ему в делах. Основой такого обучения было представление об отсутствии абсолютной истины и объективных ценностей. Так, другой известный софист, Горгий, доказывал, что ничто не существует, а если существует, то непознаваемо, а если и познаваемо, то неизъяснимо; а раз так, то и опровергать, и доказывать можно всё, что угодно.

Из сочинений софистов практически ничего не сохранилось и об их взглядах можно судить, главным образом, по той полемике, которую вели с ними Платон и Аристотель и находившиеся под их влиянием позднейшие авторы. Изучение непрямых сведений усложняется тем, что софисты не стремились создать определённую цельную систему знаний. В своей дидактической деятельности они не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знаниями. Их целью было научить учеников использовать приобретённые знания в дискуссиях, так как условиях античной демократии из всех форм красноречия на первый план выдвинулась полемика, которая пришла на смену полемосу — реальной войне. Поэтому значительный акцент производился на риторику. В процессе развития этой формы риторической практики из софистики выделились диалектика, обучающая честным методам ведения спора, и эристика — искусство побеждать в споре любой ценой. Протагор, согласно традиции, положил начало словесным состязаниям, в которых многие софисты прибегали к логическим парадоксам и уловкам. Горгий и другие софисты развили начатое в Сицилии Кораком и Тисием преподавание ораторского искусства и перенесли его, в частности, в Афины. Тем самым софисты сделали важный шаг на пути к созданию науки о языке, а также стимулировали развитие интереса к вопросам логики.

Вначале софисты учили правильным приёмам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления и сделали первые попытки систематизировать приёмы умозаключений, но вскоре отошли от логических принципов и основное внимание сосредоточили на разработке логических уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий и других риторических ухищрениях. Однако даже самая удачная софистическая находка, приводившая её изобретателя к победе в полемике, после разоблачения ведёт к поражению. Поэтому систему софистических приёмов приходилось постоянно обновлять, опровергнутые уловки заменять новыми. Именно на этой основе сформировалась своего рода «логика кажимости», то есть методология логико-риторической практики, основанная на сознательном нарушении принципов логики и гносеологии. Её стали называть софистикой, а приёмы, которые она пропагандировала, — софизмами. Софистикой также стали называть и речь, состоящую из софизмов.

Историческая заслуга софистов состояла в том, что они одними из первых стали разрабатывать логические, лингвистические и психологические приёмы убеждения и противостояния убеждающему воздействию. От владения совокупностью этих приёмов в условиях афинской демократии зависели честь и имущество, а иногда и сама жизнь обучающегося. Именно поэтому софисты обучали за деньги. С середины V века до новой эры софистами стали называть появившихся тогда в большом количестве платных преподавателей ораторского искусства и всевозможных знаний, считавшихся необходимыми для активного участия в гражданской жизни, которые и сами нередко активно участвовали в политической жизни. Возможность наживы привлекла в неё большое число непрофессионалов, с которыми впоследствии стали отождествлять всех софистов. Так возникло представление о софисте как алчном и циничном невежде, который «говорит, будто всё знает и будто мог бы за недорогую плату в короткий срок и другого этому обучить» (Платон. Софист, 234 а).

Таким образом, исторически с понятиями «софизм» и «софистика» неизменно связывают мысль о намеренной интеллектуальной фальсификации, руководствуясь признанием Протагора, что главная задача софиста — «представить наихудший аргумент как наилучший» путём хитроумных уловок в речи, заботясь не об истине, а о практической выгоде, об успехе в споре или в судебной тяжбе. С этой же задачей обычно связывают и его известный «критерий основания»: мнение человека есть мера истины. Уже Платон, который называл софистику «постыдной риторикой», заметил на это, что основание не должно заключаться в субъективной воле человека, иначе придётся признать законность противоречий, и поэтому любые суждения считать обоснованными. Эта мысль Платона нашла отражение известном логическом «принципе непротиворечия» (см. Закон непротиворечия) Аристотеля (который впервые дал систематический анализ софизмов и их классификацию в сочинении «О софистических опровержениях») и, уже в современной логике (см. Логика), — в требовании доказательства абсолютной непротиворечивости теорий (см. Теория).

gtmarket.ru

софистика - это... Что такое софистика?

        СОФИСТИКА (от греч. сгосрих — мастерство, знание, мудрость) — философское течение, существовавшее в Древней Греции с середины 5 до первой половины 4 вв. по н.э. и разрабатывавшее логические, лингвистические и психологические приемы убеждения и противостояния убеждающему воздействию. Потребность в таких приемах стала остро ощущаться в условиях демократии, сложившейся в греч. полисах к этому времени. На смену полемосу, физическому столкновению как методу разрешения конфликтов, тогда на короткий исторический период пришла полемика, в которой, по выражению К. Поппера, гибли уже не люди, а только их идеи. В Греции к этому времени процветало природное красноречие, в котором отсутствовало сознательное использование приемов убеждения и противостояния убеждению. Историческая заслуга софистов (буквально — мудрецов) состояла в том, что они в числе первых стали разрабатывать эти приемы и обучать им. Гегель трактовал софистику как первичную форму освоения логической проблематики. При этом софисты брали плату за свою работу и тем отличались от философов — бескорыстных любителей мудрости. Возможность наживы привлекла в число софистов непрофессионалов, с которыми стали отождествлять всех софистов. Так возникло представление о софисте как об алчном и циничном невежде, который «говорит, будто все знает и будто мог бы за недорогую плату в короткий срок и другого этому обучить» (Платон. Софист. 234а).

        Но настоящими оппонентами философов были не эти невежественные охотники за наживой, а мыслители, не уступавшие философам ни в профессионализме, ни в одаренности и блестяще доказывавшие подчас совершенно очевидные нелепости. Многие софизмы («лжец», «куча» и др.) на деле оказались парадоксами — важнейшей формой постановки логических и математических проблем.

        Гносеологической основой С. был релятивизм — абсолютизация относительности наших знаний. Так, Протагор, самый знаменитый софист древности, учил, что человек есть мера всех вещей, и, следовательно, нет объективной истины. Др. известный софист, Горгий, утверждал, что ничто не существует, а если существует, то непознаваемо, а если и познаваемо, то неизъяснимо. А раз так, то и опровергать, и доказывать можно все что угодно. Именно на этой основе сформировалась эристика — методология риторической практики, основанная на сознательном нарушении принципов логики и гносеологии ради победы в споре любой ценой.

        С. — это логика кажимости. Поэтому софист использует лишь те нечестные приемы, которые кажутся правомерными честным непрофессионалам, напр. присяжным заседателям в суде. По своему происхождению софистические уловки — это «добросовестные» методологические ошибки, которые совершил бы и сам непрофессионал при самостоятельном размышлении. Именно этим объясняется успех софистов «у невежественной толпы». Выделенные в чистом виде и поднятые на уровень профессионального искусства, эти приемы и сегодня составляют арсенал «черного пиара». Поэтому борьба с С. состоит из двух этапов: теоретического исследования законов диалога и пропаганды этих законов. Без роста логической и гносеологической культуры общества С. непобедима.

        Но С. не является низшей ступенью нравственной деградации в стремлении достичь цели любой ценой. Еще ниже стоит демагогия, не гнушающаяся преднамеренным извращением фактов, лестью, раздачей невыполнимых обещаний и т.д.

        Г.Д. Левин

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

epistemology_of_science.academic.ru

Софистика - это... Что такое Софистика?

philosophy_sponville.academic.ru

Софистика - это... Что такое Софистика?

        (греч. sophistai — учитель мудрости), духовностровоспитательное и философское течение в античной Греции 5 и 4 вв. до н. э. Возникновение С. тесно связано с развитием рабовладельч. демократии во всей Греции, но особенно в Афинах по окончании Персидских войн. Активная обществ, жизнь, сильное развитие рабовладельч. демократии и правосознания, нашедшего выражение в многочисл. судебных процессах, потребовали глубокого общего и спец. образования, а также владения риторич. навыками. Получить эти знания можно было у софистов за деньги. Поэтому одной из важнейших характеристик С. является тесная связь между теоретич. знанием и практич. жизнью, а также переориентация философского исследования с природы на человека, на общество, на правовые отношения, на этику и теорию познания. Сравнительное изучение конституций и законов различных полисов, многообразие возможных точек зрения на одну и ту же проблему являются основой релятивистских тенденций в С. Это наиболее ярко выражается в утверждении софистов, что о любой вещи можно судить двояко, причем со взаимоисключающих позиций. С. отрицает любую всеобщую и объективную истину. Скептицизм и релятивизм С. постоянно и справедливо подвергались критике. Однако было бы неправильно безоговорочно принять лишь отрицательное определение С. Скептицизм софистов прогрессивного направления носил просветительский характер, он был направлен против религии. Главным в их учении было различие или противопоставление природы и установлений (право, обычаи, законы). Если установления, утверждали софисты, подвержены изменениям, поскольку они являются творением человека и отражают интересы различных обществ, групп, то природа следует неизм. законам. Этот постулат лежит в основе ест ест в. права. Развитие риторики, грамматики и логики было бы также немыслимо без С. (именно софисты впервые систематизировали осн. понятия этих наук). Судить о С. трудно также и потому, что оригинальные труды софистов почти полностью утрачены, и нам приходится опираться исключительно на произведения Платона, бывшего принципиальным противником С. Софисты восприняли идеи как элеатов (в особенности Зенона из Элей), так и Гераклита и атомистов. Со своей стороны С. оказала влияние на Сократа (хоть он ее и отрицал), школы сократиков, Фукидида, Еврипида, Платона и Аристотеля. К представителям С. относятся Протагор из Абдеры, Горгий Леонтинский, Гипний из Элиды и Продик Кеосский. От С. следует отличать т. н. «вторую С.» времен Римской империи. Она возникла во 2 в. при Адриане, когда повысились требования к риторике. В 3 в. «вторая С.» развивалась, а при Юлиане Отступнике пережила свой последний взлет. Ее представители противопоставляли себя философам и естествоиспытателям, и поэтому они не совершили к.-л. оригинальных открытий. Однако совершенство формы и изысканность речи таких софистов, как Фаворин, Элий Аристид, Лукиан, Афиней, Филосграт, Либаний, бывших не только выдающимися ораторами, но и знаменитыми писателями своего времени, достойны всяческого восхищения.

Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.

dictionary_of_ancient.academic.ru

СОФИСТИКА - это... Что такое СОФИСТИКА?

dic.academic.ru

Что такое софистика?

Определение

Софистика — преднамеренное применение ложных доводов, словесный блуд, способствующий лжи. В принципе софистика — то же, что и софизм. В свою очередь софизм — это умышленно ложное умозаключение, формально кажущееся правильным, основан на выхватывании при рассуждениях отдельных сторон явления.

Происхождение термина

Существительное σοφιστής образовано от глагола σοφίζομαι («проявлять мастерство», «заниматься каким-либо искусством»); первоначально относилось к поэтам и музыкантам, но со второй половины 5 века до н. э.. так начинают называть людей, обладающих мудростью в первую очередь жизненно-практического характера и в отдельных случаях, возможно, философской и научной. Постепенно слово «софист» начинает применяться в понятии «мудрец».

Развитие понятия «Софист»

В V веке до нашей эры в Древней Греции сложилось общество эрудитов-преподавателей, ставивших себе цель обучить подопечных умению вести спор (прежде всего для выстраивания учениками своей политической карьеры). Они знакомили молодых людей с основами истории, права, математики и философии. Но прежде всего учили приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре, когда победа в споре стала важнее доказательств истины (что важно в политике), все внимание сосредоточили на разработке логических уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий и т. д. Этих интеллектуалов также называли софистами.

Софизм, как направление философии

Горгий

Постепенно софисты выделились в группу философов, к которым сегодня относят (согласно Википедии) Протагора, Горгия, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития и к следующему за ними поколению — Ликофрона, Алкидаманта, Фрасимаха. Протагор сделал первые попытки систематизировать приемы умозаключения, занимался категориями словоизменения и синтаксисом предложения. Ликофрон анализировал роль связки «есть» в предложении. Горгий и другие заложили основы науки о языке. Продик разработал основы учения о синонимах. При этом софисты не были объединены в рамках определенной «школы», их взгляды не имели единства.

Примеры софизмов

— Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное. — Для того чтобы видеть, вовсе необязательно иметь глаза. Ведь без правого глаза мы видим, без левого тоже видим; кроме правого и левого, других глаз у нас нет; поэтому ясно, что глаза не являются необходимыми для зрения. — Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше. — Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего. — То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Значит, ты их имеешь. — Чем больше самоубийц, тем меньше самоубийц

Синонимы слова «Софизм»

chtooznachaet.ru


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.