Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Соционика что это такое


Типы личности в соционике

В соционике существует 16 психотипов. Они же поделены на 4 дихотомии, которыми теперь пользуются для характеристики людей:

Также для данного определения имеются и другие названия: «Соционический тип», «тип информационного метаболизма (ТИМ)» или «социотип», суть одна – описание восприятия и обработки полученной человеком информации и то, как он взаимодействует с окружающей средой.

Характеристика 16 социотипов

  1. Достоевский – те, кто принадлежит к данному типу очень воспитаны и тактичны, вежливы и умеют сострадать (эмпатия), людей они чувствуют на интуитивном уровне и в подробностях видят тонкости взаимоотношений.
  2. Базовая функция Есенина – интуиция времени, такой типаж великолепно чувствует «подходящий момент», также способен увидеть в деталях развитие любой ситуации благодаря своим прогностическим способностям.
  3. Дон Кихот – иррациональный типаж, не обременяющий себя шаблонным мышлением. Он видит сразу несколько вариантов решения той или иной задачи и осознает скрывающийся в каждом объекте потенциал.
  4. Джек Лондон – деловая логика. Те, кто принадлежит к данному типажу, воспринимают все вокруг себя как некий ресурс – информационный, человеческий, временной.
  5. Штирлиц – экстравертный типаж, способный действовать как самостоятельно, так и организовав работу других людей. Наличие творческой сенсорики позволяет ему сделать работу не только эффективной, но и комфортной.
  6. Гамлет – такой типаж живет в большей части эмоциями и как никто другой чувствует энергетику и эмоциональную атмосферу, которой весьма умело манипулирует. Знает толк в искусстве и тонкостях эстетической жизни.
  7. Робеспьер – те, кто относятся к данному типажу, едва ли преследуют корыстный интерес или славу. Такие люди любят качество и пунктуальность, добросовестность и справедливость, они очень ответственны.
  8. Бальзак – обладает великолепной способностью видеть различные недочеты в определенной ситуации, что делает его конструктивным критиком. Зачастую такого человека воспринимают как пессимистически настроенного, а его оценочные суждения определяют как цинизм.
  9. Габен – для данного типажа наиболее ценен комфорт, они высоко ценят гармонию и спокойствие во всем. Такие люди предпочтут умиротворенно наслаждаться бытием, чем покорять новые вершины.
  10. Гексли – он великолепно видит скрытые возможности, будь то объект или ситуация. Люди такого типа по своей природе больше этики, а не логики, именно по этой причине им не чужды фантастические идеи, которые на первый взгляд кажутся невыполнимыми. Они крайне любопытны и обладают феноменальной памятью.
  11. Максим Горький – типаж логика, для которого очевидны причинно-следственные связи. Такие люди живут по четкому распорядку, мышление – рациональное.
  12. Драйзер – этика отношений. Внутри них имеются весьма четкие моральные принципы и если они видят внешнее несоответствие им, то придают это очень жесткой критике.
  13. Дюма – люди по своей природе интроверты. Мир воспринимают весьма субъективно. Уют для них – это нечто само собой разумеющееся, а призвание – ощущать гармонию в истинном ее проявлении.
  14. Наполеон – этот типаж имеет в себе силу воли, честолюбие и упорство. Такие люди «расцветают» от возможности продемонстрировать свою силу, как физическую, так и моральную.
  15. Жуков – несколько эгоистичный типаж, из разряда «вижу цель, но не вижу препятствий», все свои прихоти привык реализовывать, во что бы то ни стало, и какой ценой это будет сделано, его не интересует.
  16. Гюго – это очень жизнерадостный типаж, эдакий «человек - праздник», излучающий невероятную энергетику. Харизматичные люди, стремящиеся к созданию приятной и яркой атмосферы на волне позитива.

Гуманитарная соционика

Психические функции: этика эмоций (E), этика отношений (R), логика деловая (P), логика структурная (L), силовая сенсорика (F)...

2494

Page 2

Общее описание. Искатель (ИЛЭ, Дон Кихот, ENTP)

1. Хорошо видит далекие перспективы. Большой выдумщик: у него всегда много новых идей и проектов. Интересуется всем подряд в надежде отыскать что-то уникальное. К прошлым достижениям относится пренебрежительно. Занимается тем, что ему интересно, а не тем, что гарантирует реальную отдачу.

2. Много размышляет внутри себя, отыскивая закономерности в явлениях. Довольно рассеян — то и дело теряет мелкие предметы. Его логика другим кажется парадоксальной. Не боится пойти против устоявшегося мнения, если считает его устаревшим. Стремится совершить крупное изобретение или открытие.

3. Уступчив в вопросах быта и повседневных потребностей. Попыткам подчинить себя строгому распорядку оказывает активный отпор. Несмотря на то, что занят поисками альтернатив скучной повседневности в трудных житейских ситуациях проявляет смекалку и расторопность. С ним нельзя разговаривать языком силы.

4. Плохо чувствует насколько близко можно сойтись с человеком. Со всеми старается быть одинаково дружелюбным. Добивается, чтобы собеседник выражал заинтересованное отношение к его информации. В общении доступен и демократичен. Нуждается в периодических эмоциональных встрясках, так как в рутине его настроение падает.

Внешность. Искатель (ИЛЭ, Дон Кихот, ENTP)

Из внешних признаков ИЛЭ прежде всего обращает на себя внимание фигура и осанка. Фигура — длинная и худая. Части тела тоже вытянуты. Особенно это проявляется в длине ног и пальцев на руках. Если в типе усилен логический компонент, то эта особенность выражается не так ярко. ИЛЭ отличается характерной сутулой осанкой с прогибом верхней части корпуса вперед на манер латинской буквы «S». Однако голова при этом вперед не наклоняется. У ИЛЭ часто встречаются выступающие или вытянутые, обращающие на себя внимание носы. Порой даже создается впечатление, что он принюхивается к чему-то. Во время беседы любит вертеть что-нибудь в руках, например, ручку, часто ломает этот предмет. Вовремя ходьбы или когда увлеченно рассказывает о чем-либо, жестикулирует и размахивает руками, как мельница крыльями. Если у ИЛЭ усилен интуитивный компонент, внешние признаки несколько иные. Для него характерен скошенный подбородок, плавно переходящий в шею, а также выступающая вперед верхняя челюсть. Интуитивный подтип ИЛЭ гораздо менее быстр в движениях по сравнению с логическим. Глаза ИЛЭ очень размытые, смотрят как сквозь туман, плохо замечая происходящее вокруг. Они очень холодные, совершенно лишены эмоциональности, страсти. Относительно одежды следует сказать, что в связи с особенностями фигуры ИЛЭ, одежда почти всегда сидит на нем плохо: провисает, сползает, отрываются пуговицы и т.д. Это проявляется тем ярче, чем больше усилен у него интуитивный компонент.

Манера общения. Искатель (ИЛЭ, Дон Кихот, ENTP)

ИЛЭ не умеет держать правильную дистанцию в общении в течение длительного времени. То дружелюбен с человеком, то, наоборот, враждебен к нему, показывает плохое отношение. Совершенно не разбирается в отношении людей к себе. Поэтому часто ошибается в своих знакомствах. В общении ведет себя часто бесцеремонно; может нетактично вмешаться в разговор, любит все разглядывать, не обращая внимания на реакцию людей. Никогда не признает свою вину. Даже если формально извиняется, то все равно продолжает себя вести по-старому. Выдвигает далеко идущие, часто нереальные в данных условиях планы. Через некоторое время забывает их и предлагает что-то совершенно иное, почти никак логически не связанное с предыдущим, но не менее грандиозное. К прошлым достижениям относится пренебрежительно. Интересуется и рассказывает обо всем необычном из любых областей. Его привлекают все самые новые теории; экстрасенсы, йоги, биополе, НЛО — все то, что нельзя объяснить с точки зрения логики и здравого смысла. Логически объяснить свои идеи не может, они у него всегда интуитивные, расплывчатые. Большинство людей в них не может разобраться, просто верят или не верят. Любит давать советы, как выпутаться из какой-либо затруднительной ситуации. Предлагает при этом самые радикальные решения.

Особенности поведения. Искатель (ИЛЭ, Дон Кихот, ENTP)

Главная особенность его поведения, по которой с уверенностью можно предположить принадлежность к данному социотипу, — это большая рассеянность. ИЛЭ склонен оставлять предметы там, где ими пользовался. Мелкие предметы то и дело теряет. На рабочем месте и в личных вещах у него часто беспорядок. Забывает, что у него уже сделано, а что еще нет. Несмотря на это, умеет проявить необходимую находчивость, смекалку в повседневных делах, извлекая из всего какую-нибудь, пусть даже небольшую пользу. Эта деятельность порой похожа на комбинаторство в духе Остапа Бендера, из-зачего его могут считать хитрым и изворотливым.

У интуитивного подтипа это качество выражено гораздо меньше. Много дел сразу и в быстром темпе делать не умеет. Оттягивает выполнение неинтересной работы до последнего. Нахождение в цейтноте его очень подхлестывает: все накопившиеся дела успевает сделать за короткое время, хотя качество работы из-за этого страдает. Другая существенная особенность в его поведении — способность к мобилизации своих возможностей в экстремальных ситуациях. Если на него оказывают волевое давление, тут же переходит в контратаку. Причем ответная реакция может быть сильнее. В таких ситуациях может иногда дойти до рукоприкладства.

Еще одна особенность, которая ярко характеризует данный социотип, — привнесение в любое дело, которым практически занимается, элемента хаоса, развала, отрицания. Особенно ярко это видно на фоне устоявшихся коллективов со строгой дисциплиной. Это у него получается творчески: разрушая, он созидает. Вокруг него часто начинают группироваться сторонники его далекоидущих интуитивных идей. В крайних случаях эта тенденция может проявиться в виде настоящей «атаки на мельницы» — нечто в виде открытого вызова всем при явном отсутствии шансов на успех. Именно это качество подтолкнуло депутата Оболенского выдвинуть собственную кандидатуру на пост Председателя Верховного Совета, что шокировало зал заседаний.

Что такое соционика? - Соционический «Клуб-16»

Отрывок из книги соционика Виктора Гуленко на тему «Что такое соционика?». Большая статья целью которой помочь читателю разобраться в теме как можно лучше.

Социо́ника — концепция типов личности и взаимоотношений между ними. © Википедия

Социальная и личная жизни современного человека, по сравнению с прошлыми поколениями, настолько усложнились, что сама сложившаяся ситуация ставит перед исследователями задачу разобраться в том, что происходит вокруг нас. Мы уже привыкли, что к концу столетия вызревает целый переворот в мировосприятии и мирообъяснении, отрицающий девальвировавшиеся ценности и выдвигающий вместо них новые ценности общечеловеческого характера. В настоящее время как никогда остро исследователи человека ощущают социальный заказ на конструктивную теорию личности. Общество хочет осознать себя, взглянув со стороны. А для этого надо выйти за пределы текущей жизни, стать по крайней мере мыслительно независимым от него — иначе не обеспечить объективности подхода.

Если вам приходилось ездить в переполненном автобусе, где каждое движение вновь вошедшего пассажира передается как по цепи на всех занявших свои места и последний из них может только гадать, откуда эта новая порция дискомфорта, то вы не станете спорить, что его суждения вряд ли будут беспристрастными. А между тем с тротуара за всем происходящим спокойно наблюдает несколько отрешенный человек, на лице которого нет ни тени эмоций. Именно так выглядели первые соционики. Подойдем же к нему и зададим несколько вопросов.

На вопрос, что такое соционика, наш новый знакомый ответил бы приблизительно так: это наука о законах коммуникации в социуме. Большего он не стал бы говорить, учитывая то, что пассажирам некогда выслушивать длительные толкования: они спешат домой или по делам.

Из такого определения мы, впрочем, можем почерпнуть немало. По крайней мере, сам собой напрашивается вывод: в коммуникативных процессах — обмене информацией и энергией между участниками увлекательной игры под названием жизнь — кроме случайного и сиюминутного есть и что-то закономерное. Это тенденции, которые замаскированы случайным смещением. Но они есть подобно тому, как внутри любого сложно устроенного предмета есть своя твердая сердцевина или каркас, пусть они и не видны снаружи. Это закономерное в случайном и изучает соционика.

Следующий вопрос, который требует ответа: а между кем или чем происходит коммуникация? Между людьми? — Да, но не только. Между группами людей? — И это тоже, но не только. Соционику интересует коммуникация между соционическими типами. Поэтому ее еще называют социально-психологической типологией.

Социотип — это константа, т.е. неизменная часть любой коммуникативной системы, ее невидимая инфраструктура. Следовательно, социотип имеет идеальный характер. Но его проявления в жизни вполне реальны и их легко обнаружить.

Всего различаются четыре уровня проявления социотипа. Если взять в качестве его носителя человеческую личность, то эти проявления будут напрямую зависеть от коммуникативной дистанции.

Если эта дистанция минимальна, мы будем иметь физический уровень проявления типа. Имеется в виду его телесная жизнь, удовлетворение конкретных витальных потребностей. Это, так сказать, уровень осязательного контакта.

Увеличивая дистанцию, выходим на эмоциональный контакт. Этот уровень является психологическим. Общение на этом уровне носит неформальный характер. Это общение с родными и близкими друзьями. На первое место выходит соотношение между умом и сердцем.

Если увеличивать дистанцию еще больше, то коммуникация принимает отчетливо выраженный формальный характер. Эмоциональные связи между людьми уходят на задний плана. Прежде всего ценится умение соблюдать нормы поведения в социуме. Эти нормы частично зафиксированы в действующем законодательстве, частично существуют как неписаные правила, т.е. традиции и обычаи. Этот уровень проявления типа так и называется — социальный. На нем хорошо проявляются мотивы, движущие человеком.

При возрастании коммуникативной дистанции до максимума происходит скачкообразный переход на самый высокий уровень — информационный. На этой дистанции человек уже не общается с отдельно взятыми людьми — он вступает в информационный обмен со всем обществом в целом.

Чисто информационные проявления типа могут носить только творческий характер — его продукты уникальны, ранее неизвестны. Это авторский уровень добычи принципиально новой информации. Обмен тривиальной, пусть и жизненно необходимой информацией на этом уровне не происходит: для этого существует физический уровень, где тривиальная информация обрабатывается максимально быстро и эффективно — почти автоматически.

Чем соционика отличается от психологии?

Неискушенный читатель, плохо знакомый с состоянием гуманитарных знаний, видимо уже засомневался, правомерно ли отделять соционику от психологии. Когда-то этот вопрос занимал и нас, но жизнь решила его однозначно, направив эти науки разными путями. Главное отличие соционики от психологии — в предмете изучения и методах обработки материала. Неправильно было бы считать, что психология и соционика в равной мере изучают психологическую жизнь человека. Предмет соционики — социотип, а не психотип.

Психология — это наука с преобладанием индуктивного метода исследования. Индуктивный метод — это когда накапливается некоторая сумма фактов, а затем предпринимается попытка их обобщения.

С одной стороны, это хорошо, так как обеспечивает богатство фактического материала, множество подробностей. Но с другой стороны, из-за этого в психологии совершено не развита фундаментальная сторона, царит бессистемность и произвол в истолковании.

Современная наука невозможна без строгой классификации основных категорий, которыми она оперирует, объясняя явления. Категориальный аппарат в психологии напоминает свод банальностей. Даются отдельные определения описательного характера на уровне здравого смысла. Воля — это… Эмоции — это… К тому же они системно не увязаны между собой.

В подобном состоянии находилась химия в середине ХIХ-го века. К тому времени накопилось большое количество эмпирического материала о веществах и их свойствах, части которого были обобщены, но эти обобщения противоречили друг другу. Потребовался интуитивный гений Менделеева, чтобы привести все это в систему. Таким образом был открыт периодический закон.

Такую же работу в психологических знаниях проделал швейцарский психолог К.Г. Юнг, который построил стройную типологию личности, использовав дедуктивный метод, т.е. объяснение имеющихся фактов через логически непротиворечивую систему психических функций и законов их соединения. Однако работа Юнга, этого Менделеева в психологии, осталась незамеченной. Почему?

Может быть потому, что за рамками системы остались отношения между типами? Это белое пятно было заполнено лишь 50 лет спустя, когда литовский исследователь А. Аугустинавичюте сформулировала систему интертипных отношений. Это знаменательное событие произошло в конце 70-х годов. С тех пор и существует соционика — новый подход к исследованию законов коммуникации информационных систем.

Соционика использует, как уже говорилось, дедуктивный метод, т.е. движение от общих законов, признаваемых всеми социониками к их частным проявлениям в самых разных областях, в частности социально-психологических явлениях. Она обладает развитой теорией, из которой выводится много практически ценных следствий. Со многими из них вы и познакомитесь в этой книге.

Итак, соционика родилась не из постепенных осмыслений и долговременных наблюдений, т.е. не эволюционным путем, а внезапным толчком, перевернувшим в один миг всю массу устаревших догм и плохо увязанных между собой частных индуктивных предположений.

В силу своей дедуктивности соционика хорошо формализуема и очень дружественна к компьютерной технике и математическому моделированию. Но это дело будущего. Сейчас же соционика только становится на ноги и пробует свои силы.

Принципиальное отличие соционики от психологии ярко проявляется также в методах диагностики. Опросники психологов определяют значение того или иного из замеряемых параметров как отклонение от стандартной величины, вычисляемой ими как среднее по данной выборке. То есть результат психологического тестирования — это сведения о том, насколько вы отличаетесь от стереотипного поведения данной группы людей.

Если построить по этому принципу соционический тест, он не будет работать, так как определяться будет не ваш социотип, а ваше отклонение от усредненного социотипа группы. Дело в том, что точка отсчета в социодиагностике берется как константа самого индивида.

Еще одна проблема, мало заботящая психологов, заключается в том, как зафиксировать эту константу. Для этого соционики берут не текущие значения признака, а направление его приращения.

Допустим, вы тестируете человека по полярной паре признаков «этика-логика». Какой-либо психологический тест интеллекта показал высокое значение признака «логика». Значит ли это, что данный человек относится к логическому социотипу? — Нет, не значит. Ведь мы не знаем, в какую сторону шло приращение.

Если бы мы постепенно усложняли задачу, а результаты тестирования, по крайней мере, не ухудшались бы, только тогда это свидетельствовало бы о том, что пред нами логик. А вот у натренированного на данный класс задач этика при предъявлении усложняющихся заданий искусственно усвоенные им приемы решения иссякли бы, и приращение стало бы отрицательным.

Таким образом, соционика работает не с текущими значениями психологических величин, а с теми фундаментальными механизмами, которые за ними стоят. Как сказали бы математики, соционика подвергает информацию операции дифференцирования, строя свои определения на производных высших порядков. С этой точки зрения соционику можно было бы назвать метапсихологией — наукой, изучающей те явления, которые идут за психологией.

Как соционика поможет нам?

Соционика является фундаментальной наукой, поэтому прямое ее употребление затруднительно. Для этого она должна обрести более прикладной характер, воплотившись в целую серию методик и социальных технологий, ориентированных на решение назревших задач социума. Такие технологии разрабатываются авторами в рамках социоанализа — практически ориентированной отрасли соционики, занимающейся проблемами прогнозирования и конструирования эффективных коллективов.

Само собой разумеется, что спрос на услуги прикладной соционики может появиться только в условиях цивилизованного общества, достигшего степени высокой социальной зрелости, бережно обращающегося с человеческими ресурсами.

При тоталитарных и агрессивных режимах применение соционики невозможно по той причине, что подход к человеку как обезличенному винтику несовместим с соционическим положением о предоставлении каждому человеку условий для актуализации его природного потенциала.

Прежде всего следует упомянуть огромный познавательный эффект этой науки. Знакомясь с открытыми ею законами, не перестаешь удивляться, как в этом мире все взаимосвязано и гармонично устроено. С одной стороны, действуют объективные тенденции развития, которые часто игнорируются людьми, что неизбежно приводит к провалам самых грандиозных проектов (чего стоит только утопия построения коммунизма в бывшем СССР). С другой стороны, есть место проявлению свободной воли человека, а люди остаются бездеятельными, полагая, что ничто не в их власти.

Или взять этническую историю, связанную с формированием народностей и наций. Много лет ведутся разговоры о том, что каждая нация имеет свой менталитет, но откуда он берется и на какой основе сравнивать национальные характеры между собой, по-прежнему неясно. Многочисленные факты этнографии и национальной истории разбросаны и не систематизированы.

Соционика позволяет это сделать достаточно убедительно. Сравним, к примеру, американский и японский национальные характеры. Что в них общего и в чем разница?

Объединяет обе нации то, что они логичны и рациональны. Их менталитету чужды логически немотивированные события, такие, которые, например, часто встречаются в истории России. Вспомните меткие строчки «умом Россию не понять, аршином общим не измерить». И американская, и японские нации живут как раз умом. Все русские, которые эмигрируют в эти страны, жалуются на отсутствие душевности, расчетливость в отношениях между людьми.

Однако между американцами и японцами легко найти и существенные отличия. Соционика относит Америку к типично экстравертным, т.е. открытым нациям. Такие нации общительны, не боятся ассимиляции, легко несут свою информационную культуру за свои пределы. Для них показательна расширительная тенденция развития.

Япония же, наоборот, является нацией закрытой, или интровертного типа. Подобные нации отличаются изолированностью этнического уклада, значительным противодействием проникновению инородных традиций, боязнью потерять свое национально-историческое своеобразие. Для такой нации характерна противоположная тенденция развития — углубляющаяся, когда господствует стремление не столько распространять свои образцы жизни, сколько совершенствовать их.

И, наконец, нельзя обойти вниманием еще одно коренное отличие японского менталитета от американского. Оно отчетливо проявляется, если сравнить системы образования обеих стран. Японское образование, как известно, славится своей глубиной и практической направленностью. Оно выпускает «гарантированного середняка», поскольку ставка делается на систематическое усвоение большого количества апробированных знаний. По этой причине Япония лидирует в начальном и среднем образовании.

В Америке в обучении сложились совершенно иные приоритеты. Американское образование намного демократичнее японского в смысле возможности выбора дисциплин и сроков обучения, но и менее систематично и строго. Человеком усваиваются скорее не те знания, которые нужны здесь и сейчас, а те которые ему интересны. За счет этого США уверенно лидирует в высшем образовании, т.е. там, где требуется не массовость, а высшие достижения науки. За это пришлось заплатить поверхностностью и непрочностью знаний среднего обучающегося.

За этими контрастами стоит неустранимые различия двух менталитетов, — так считает соционика. Устойчивые, хорошо заметные снаружи тенденции определяются не волей отдельных лиц, пусть они даже и занимают высокое место в управленческой иерархии, а социально-психологическими закономерностями функционирования самой коммуникативной системы. В данном случае сказывается принадлежность к разным полюсам соционической шкалы «сенсорность-интуитивность».

Японская нация постоянно проявляет себя как сенсорная, т.е. конкретно мыслящая и действующая, не доверяющая фантазиям и отвлеченным знаниям, прочно привязанная к традициям и опробованным на практике методам работы. Американский менталитет всегда проявлялся как «интуитивный», т.е. отвлеченно мыслящий, склонный к крупным инновациям, противопоставлявший фиксированным традициям смелое экспериментаторство.

Таким образом, выводятся соционические типы американского и японского стилей существования, первый из которых носит название логико-интуитивный экстраверт («Предприниматель»), а второй — логико-сенсорный интроверт («Инспектор»).

Кроме обще-познавательного эффекта соционика найдет себе широкое применение в подготовке людей совершенно иного интеллектуального уровня — способных успешно справляться с задачами грядущего информационного общества, где дороже всего будут стоить не материальные товары, а интеллектуально-информационные услуги. Неоценимую пользу она принесет в школе и вузе. Здесь она предлагает следующие новшества:

— комплектование классов и учебных групп, в которых за счет гармоничного сочетания темпераментных особенностей типов гарантируется дружественная рабочая атмосфера и автоматически решается проблема дисциплины;

— предметно-дифференцированное обучение в старших классах и семинарских вузовских группах, где на первое место выйдет «клубный», проблемно-дискуссионный способ обучения;

— индивидуальный подход к ученику и студенту, учитывающий как его природный тип, так и форму проявления типа, что дает ему реальный шанс для самоактуализации.

С другой стороны, прикладная соционика дает немалую отдачу в области управленческого консультирования фирм, организаций и учреждений любой отрасли. Она позволяет сформировать как устойчивую команду работников широкого профиля, так и целевые группы под конкретную задачу. За счет соционически грамотного подбора и расстановки кадров экономится большое количество реальных денежных средств, а также время и нервы людей.

Найдет ли применение соционика в семье? Некоторые безоглядные оптимисты утверждают, что соционика скоро войдет в каждый дом и семью, так как она хорошо прогнозирует уживчивость людей. Мы же думает, что для этих целей соционика применима лишь отчасти. Вряд ли оправдано вторжение логических законов в такую тонкую материю, какой является отношение двоих. Право выбора спутника жизни или просто друга навсегда останется за самим человеком, однако знание сценария развития отношений предостерегло бы людей от многих и многих непоправимых ошибок. В личном и семейном консультировании с помощью соционики гораздо легче разобраться в скрытых механизмах раздоров и недоразумений.

Области и способы применения соционики в нашей жизни настолько многообразны, читатель, что легче сказать, где вы с ней не встретитесь, чем, где она вас ждет в самом ближайшем будущем. Hо всегда мы будем помнить о том, что наука соционика это не просто свод норм и правил, а реальное средство улучшить свою жизнь через создание благоприятной коммуникативной среды.

Занятие соционикой доставляет радость!

Мы заметили, что два давних стереотипа господствуют среди людей, омрачая их жизнь. Первый — это неизвестно откуда пришедшее деструктивное убеждение, что каждый человек и я в том числе, должен быть точно таким же, как другие. Отсюда рождается боязнь прослыть «белой вороной».

Кто сосчитал, сколько людей, попавших по воле случая или по собственному безволию в чуждую их соционическому типу коммуникативную среду, проклинали тот день и час, когда родились на свет. Они всеми силами пытались подстроиться под процветающий в данном месте тип мышления и поведения, но терпели неудачу за неудачей. Но парадокс: им и в голову не приходило, что природа создала их совершенно для других вещей!

Такая гонка за ложным лидером не просто нивелирует людей, она множит серость и плодит неудачников. Правда такое следование престижному шаблону весьма на руку тем счастливчикам, кто верно оценил свои способности и взял правильный курс в соответствии со своим социотипом. На фоне людей не нашедших себя они смотрятся очень и очень неплохо. Представьте себе человека с чутким гуманитарным типом личности среди мощных управленцев, обладающих железной хваткой. Контраст, конечно, очень разителен, но тем не менее — это факт нашей жизни.

Второй неоправданный стереотип — это убеждение, коренящееся в подсознании очень многих людей, о том, что абсолютно все можно изменить, стоит только постараться. Эта крайняя форма «оптимистического» субъективизма ничуть не лучше первой тенденции к нивелировке личности.

Казалось бы, давно уже доказано, что человек — это не чистый лист (tabula rasa), на котором можно написать любой текст, начиная от технической инструкции и заканчивая возвышенной поэмой. И тем не менее нередко находятся охотники, берущиеся за улучшение человеческой природы. Пора нам всем понять, что есть природный каркас личности, зашифрованный в генах, изменить который человеку не дано.

Из-за подобных намерений пострадало тоже немало людей. Прежде всего обращаемся к родителям, которые искренне считают, что могут путем правильного воспитания вылепить из ребенка все, что им заблагорассудится. Умерьте хотя бы на время свой пыл и прочтите эту книгу. Вам станет понятно, что такая сложно организованная система, как человек, не может работать подобно универсальному механизму, достаточно только повернуть ручку переключателя.

Это только каменным рубилом можно и яму копать, и шкуры животных обрабатывать, и от врагов защищаться. Все сложные системы специализированы. Микроскопом не забивают гвозди, а с помощью компьютера не пилят дров. Почему же вы считаете, что ваш практичный ребенок, сноровистый и с ловкими руками, умело и по собственному желанию торгующий жевательной резинкой во дворе, — это будущий великий ученый, который только чуть-чуть переделает себя с вашей помощью и обязательно сделает открытие нобелевского уровня? В этой книге, читатель, мы надеемся развеять подобные иллюзии.

К сожалению, и сами психологи немало противодействуют утверждению взвешенного и объективного соционического подхода. Идя на поводу у этого стереотипа, психологи предлагают вам без разбору различные тренинги самопогружения, обретения несокрушимой силы, раскрытия потаенных возможностей и т.п. Вот у ж кто, казалось бы, должен особенно настаивать на индивидуальном подходе к применению психотехник! Hо ничего подобного. Все могут все. Пройдите лишь наш тренинг, и вы сами убедитесь.

Мы изучили последствия таких тренингов и можем с уверенностью утверждать следующее. Во-первых, они действуют эффективно лишь на определенные социотипы. Те же социотипы, которые по природе своей мало склонны к тренируемым качествам, испытывают впоследствии немалое разочарование, так как ощутимый эффект таких занятий будет весьма непродолжительным.

Скажем, вы относитесь к интровертным логическим социотипам, для которых немалую проблему составляет общительность. Пройдя тренинг коммуникативных способностей вы на некоторое время войдете в несвойственное вашей природе экспрессивное состояние, от чего получите, без сомнения, немалое удовольствие. Но когда через несколько дней обнаружите, что привычное вам закрытое состояние вернулось, есть от чего придти тогда в отчаяние!

Что вы будете делать? Либо побежите и еще раз запишетесь на подобный тренинг (с подобным же результатом), либо будете еще больше проклинать себя за свою неустранимую интроверсию, в которой, между прочим есть немало не замечаемых вами положительных качеств. Где же выход? Он в том, чтобы перевернуть свое мировоззрение и убедится в том, что интроверсия ровно в такой же степени нужна социуму, как и экстраверсия, и вопрос заключается вовсе не в том, что бы всех делать открытыми, а в том, чтобы дополнять людей одного типа другими.

Если наши слова показались вам убедительными, мы предлагаем вам окунуться в мир соционики. В результате чтения этой книги вы сможете:

1. Принять себя таким, какой вы есть на самом деле — неповторимое творение природы, для которого обязательно есть посильный и увлекательный путь в этой жизни. Это произойдет потому, что мы продемонстрируем вам простую мысль о том, что ваши жизненные удачи и неудачи связаны с умением разумно организовать коммуникативную среду вокруг вас. Более того, мы расскажем, как это сделать.

2. Составить себе верный жизненный план. Туман неопределенности рассеется и вам станет понятно, где ваша оптимальная сфера приложения усилий. Вы будете двигаться к своей цели уверенно и легко. Вас перестанут мучить сомнения, туда ли я иду или той ли дорогой я иду.

3. Вы станете смотреть на мир совершенно иными глазами. Этот эффект можно сравнить разве что с тем удовольствием, которое испытывает человек, когда после многих лет черно-белого изображения он вдруг увидел мир в цвете.

4. Многие надуманные проблемы отойдут сами собой. После овладения соционической типологией вы будете удивляться: как я не знал этого раньше! Вы станете спокойнее и дальновиднее, перестанете тратить столько нервов на псевдопроблемы, которые сами себе создавали раньше в силу неведенья. Люди вокруг вас изменятся к лучшему, а вместе с ними и вы сами.

Человек соционически образованный — это уже часть нового времени — эпохи разума и милосердия, которая тем быстрее наступит, чем раньше мы поймем справедливый замысел природы, сотворившей нас.

Виктор Гуленко

Соционика для начинающих

Соционика — учение о восприятии и переработке человеком информации об окружающей реальности и об информационном взаимодействии между людьми. Здесь мы опишем общую картину соционики и ее основные понятия, а подробнее суть этих понятий будет раскрыта в отдельных статьях.

Соционика утверждает что вся информация, которую психика может воспринять, делится 8 разных аспектов, каждый из которых — это способ описания той или иной стороны реальности. Например, один используется для описания идей, другой — ощущений собственного тела, третий — отношений между людьми. Хотя каждому человеку так или иначе доступны все восемь аспектов, но владеет он ими по-разному: одни воспринимает легко и просто, в других разбирается плохо, но они ему интересны, а третьи и вовсе вызывают отторжение. Соционические аспекты можно уподобить языкам: какой-то из них для человека родной, он для него настолько естественен, что он даже не задумывается при его использовании, какими-то он владеет свободно, но использует в случае необходимости, а в каких-то разбирается с большим трудом, и для естественных носителей аспекта его действия выглядят смешными или странными. Точно также как и языки, аспекты в соционике оказывают сильное влияние на возможность общения между людьми: те, кто настроен на одни и те же аспекты, понимают друг друга с полуслова, а до тех, у кого «родными» являются другие аспекты, бывает сложно «достучаться», донести до них свою мысль, да и просто поддерживать общение. Зная соционику и социотипы окружающих, вы всегда сможете подать информацию так, чтобы к ней прислушались, а не пропустили мимо ушей или встретили в штыки

В основе соционики лежит модель А – модель обработки информации, которая состоит из восьми функций. Каждая из функций обрабатывает один аспект информационного метаболизма и имеет свои особенности. Например, первая функция (в соционике она называется базовая) — определяет, как вообще человек видит мир, в каких понятиях его описывает, вторая (творческая) — является инструментом, через который человек воздействует на окружающий мир для решения стоящих перед ним задач, и так далее. Всего выделяют 16 соционических типов, каждый из которых обладает уникальным расположением аспектов в модели А. У каждого типа в соционике есть буквенное обозначение (например, ИЛЭ) и псевдоним (например, Дон Кихот), который присвоен ему в честь литературного героя или конкретной исторической личности, обладавшей данным социотипом.

Признаки соционических типов

Выделяют четыре основных пары признаков (дихотомии) социотипов. Это экстраверсия/интроверсия, логика/этика, сенсорика/интуиция, рациональность/иррациональность. У каждого социотипа может доминировать (преобладать) лишь один признак из пары. Иными словами нельзя быть одновременно экстравертом и интровертом, или рационалом и иррационалом.

Подробнее – см. статью «Базис Юнга или Как образуется социотип».

Аспекты в соционике

ЧС, ЧИ, БС, БИ называют иррациональными, по ним осуществляется непосредственное восприятие информации в виде непосредственного наблюдения за окружающей реальностью и ощущениями своего тела или работы воображения, прогнозов, фантазий, озарений и т.п.  Аспекты БЛ, БЭ, ЧЛ, ЧЭ называют рациональными, информация по ним — это набор суждений, параметров, с помощью которых дается оценка тому, что наблюдают иррациональные аспекты. Черные аспекты в соционике считаются экстравертными и они направлены на непосредственно сами наблюдаемые объекты или процессы без привязки к наблюдателю, белые – интровертными, они отвечают за восприятие взаимосвязей и соотношений между объектами или процессами, а так же за отношение к ним наблюдателя.

Подробнее см. статью «Соционические аспекты и аспектоника».

Модель А

Модель А — модель функционирования психики. Эта модель гипотетически выделяет в психике восемь функций, схематически располагаемых в виде прямоугольника 2х4 в четырёх горизонтальных уровнях и двух вертикальных блоках. Модель А получила своё название в честь создательницы соционики Аушры Аугустинавичюте.

Функции в модели А

I – базовая, определяет то, как человек видит мир, с помощью каких понятий его для себя описывает.

II – творческая, определяет способы деятельности для реализации потребностей базовой функции. В отличие от достаточно консервативной базовой творческая более гибкая: имеет склонность к экспериментам, умеет четко дозировать свои проявления, и работать только тогда, когда это нужно.

III – ролевая, по ней индивид обычно старается показать себя компетентным, но работать долго по ней достаточно сложно, особенно тогда. Ее можно рассматривать как своего рода «резерв», который подключается в незнакомых ситуациях или когда базовая и творческая оказываются недостаточными для решения поставленной задачи.

IV – болевая, место наименьшего сопротивления. По ней человек болезненно воспринимает даже нейтральную информацию, а при критике вообще возможны неадекватные реакции. С точки зрения соционики, лучший способ взаимодействия по болевой — помочь человеку без слов на деле, без излишнего заострения внимания на этом аспекте.

V – суггестивная. Информация по ней воспринимается некритично, при этом человек с благодарностью воспринимает любую помощь и советы по ней, а критика не вызывает неприятия (в отличие от болевой). Именно на нее следует воздействовать, когда нужно уговорить или замотивировать кого-либо.

VI – активационная. По ней так же охотно принимается помощь, но по ней у человека есть какие-то предпочтения или представления о нормах, поэтому восприятие не столь некритично, как у суггестивной. С активационной функцией часто связана как самооценка индивида, так и оценка потенциальных партнеров на создание семьи или долгосрочных отношений..

VII – «ограничительная». Информация по этой функции хорошо воспринимается и обрабатывается информацию, но деятельность по ней не приветствуется, а наоборот, всячески ограничивается. Ограничительную можно охарактеризовать так: вряд ли скажет, что нужно делать, но всегда готова объяснить, как делать не нужно, и объяснить почему.

VIII – «фоновая». Обычно проявляется без слов на деле, не допуская негативного развития ситуации, и предотвращает проблемы без лишних объяснений и привлечения внимания партнера к этому аспекту.

Модель А для ТИМа ИЛЭ-«Дон Кихот»

Все аспекты делятся на экстравертные и интровертные, рациональные и иррациональные (см. выше). В зависимости от их порядка в блоке Эго модели А, определяются все четыре признака типа.

На картинке справа показан пример расположения аспектов в модели А соционического типа Дон Кихот. Исходя из этого расположения, можно увидеть, что на первом месте (базовая) стоит иррациональный экстравертный аспект «черная интуиция» или по-другому «интуиция возможностей», на втором месте (творческая) – рациональный интровертный аспект «белая логика» или «структурная логика». Следовательно, социотип Дон Кихот является экстравертным и иррациональным (определяем по базовой), а также интуитивным (черно-интуитивным) и логическим (белологическим). Аналогично определяются признаки остальных 15-ти социотипов.

Сила

Подробнее они описаны в статье «Модель А».

Блоки модели А

В соционике считается, что функции всегда работают парами, в которых один аспект – рациональный, а другой – иррациональный. Такие пары называют блоками:

Подробнее о блоках см. раздел «Блоки» статьи «Модель А».

Теория мерностей

Понятие «мерность функций» введено в соционику А.В.  Букаловым в 1989 году, однако в дальнейшем претерпело ряд изменений. В настоящее время на нашем проекте мерности понимаются следующим образом:

Одномерные функции – могут усваивать и использовать в дальнейшем только личный опыт, т.е.  полученный в ситуациях, которые обладатель этих функций либо прожил сам либо был непосредственным свидетелем.

Двухмерные – усваивают как личный опыт, так и опыт других людей без его проживания (через книги, обучение, а также такие виды коллективного опыта, как нормы поведения и традиции) и обладают способностью самостоятельно оценивать правильность, соответствие нормам своих действий.

Трехмерные – могут комбинировать имеющийся опыт из различных ситуаций таким образом, что он позволит находить решения даже в тех ситуациях, когда человек ни с чем подобным прежде не сталкивался. Иными словами, начиная с третьей мерности появляется такая способность, как осмысленная, целенаправленная самообучаемость. (Меньшие мерности могут научиться чему-то только «методом научного тыка» или же если их кто-то научит целенаправленно). Еще одна способность трехмерных функций — это расширение изначальных условий или границ задачи, которая стоит перед человеком.

Четырехмерные – могут «работать на опережение», то есть видеть последствия своих действий до их наступления, иными словами, конструировать опыт до его реального получения. Четырехмерные функции способны к придумыванию чего-то принципиально нового.

Более подробно мерности так же описаны в статье «Модель А».

В соционике существуют также дополнительные признаки социотипов, которые получили название признаков Рейнина.

Интертипные отношения

Соционика позволяет объяснять и прогнозировать комфортность общения между различным людьми на основе знания их социотипов. Делается это с помощью интертипных отношений, которые показывают, то, насколько информация выдаваемая представителем одного типа, будет комфортна для восприятия представителем другого. Всего в соционике выделяют 16 типов интертипных отношений. Особое место среди них занимают дуальные отношения, при которых типы как бы дополняют друг друга, прикрывая своими сильными функциями слабые места партнера, причем происходит это таким образом, что партнер не ощущает дискомфорта из-за своей слабости по ним. У дуалов все основные признаки ТИМа является противоположными, за исключением признака рациональность – иррациональность, т.е.  дуалы всегда либо оба рационалы, либо иррационалы. Например, дуальной является пара ИЛЭ-«Дон Кихот» – СЭИ-«Дюма». Подробнее об интертипных отношениях.

Таблица и описания разновидностей интертипных отношений находятся на сайте INTERTYPE.RU.

Квадры и другие малые группы

В соционике существует понятие квадр – групп из четырех социотипов, собранных вместе исходя из принципа наличия общих пар аспектов в блоках Эго и СуперИд, что обеспечивает наличие общих соционических ценностей. Отношения в пределах квадры – наиболее комфортные из всех возможных в соционе, поэтому для дружбы, отдыха и совместного времяпрепровождения лучше всего искать представителей своей квадры. Например, первая квадра состоит их следующих социотипов: ЭСЭ-«Гюго», ЛИИ-«Робеспьер», ИЛЭ-«Дон Кихот», СЭИ-«Дюма». Для этих социотипов общими являются пары аспектов ЧЭ+БС и БЛ+ЧИ.

Кроме этого, выделяют еще несколько малых групп, в которых ТИМы группируются по другим общим признакам, например клубы – установки на вид деятельности и ревизные кольца – сходные типы мышления. Эти малые группы позволяют использовать соционику с целью формирования коллективов для выполнения тех или иных задач.

Подробнее о малых группах можно прочитать в разделе «Малые группы» статьи «Признаки Рейнина».

Далее рекомендуем:

Что такое соционика?

К. Г. Юнг, основатель глубинной психологии, открыл и описал базовые законы получения и анализа информации человеком, которые представил в 1920 году в своей книге «Психологические типы». Позднее педагог А. Аугустинавичюте, применив к законам Юнга методику аналитического моделирования, разработала основные принципы соционики, опирающиеся на 16 типов восприятия информации и обмена ею.

Наш век называют веком информации. Информационный поток идет непрерывно и способность человека воспринимать, анализировать и делать выводы, опираясь на него, является едва ли не самым важным фактором успеха. О том, как и насколько эффективно работает с информацией каждый отдельно взятый человек, каков будет стиль его поведения и общения, служит объектом изучения науки Соционики.

Одинаковые события разные люди оценивают по-разному, в зависимости от того, какая именно составляющая его психики более развита. К таким базовым составляющим соционика относит, насколько легко общается с окружающими человек (интроверт, экстраверт); насколько развита у него логика, эмоции, интуиция. На основе знаний этих составляющих соционика подразделяет людей на 16 соционических типов личности.

Опираясь на знание соционической типологии можно:

Соционика и личность

Одной из первых трудностей, которую встречает человек на своем пути, является проблема самоидентификации, то есть определение сильных и слабых сторон своего психотипа. Знание соционики помогает быстро и точно определить особенности собственного характера и научиться, основываясь на своих сильных качествах, принимать верные и адекватные решения.

В соционике гармоничный человек называется дуализированным. Такой человек всегда подходит к решению вопроса рационально и, если в решении проблемы его сильные стороны не могут помочь, то охотно пользуется помощью подходящего партнера, не испытывая при этом чувство неполноценности. Зная основные положения соционики, можно легко подобрать наилучшего помощника для решения каждой конкретной проблемы.

Проблему общения и взаимопонимания с окружающими можно назвать, наверное, самым главным фактором, определяющим успешность освоения реальности. Знание, как воспринимаешь информацию сам, и, как ее воспринимают окружающие, и умение пользоваться этой информацией – самый короткий путь к построению хороших взаимоотношений и взаимопонимания с окружающими.

Возможность изменения своего соционического типа или влияния на него

Как утверждает основатель глубинной психологии К. Г. Юнг, в человеке не может быть поровну всех функций, определяющих социотип человека. Обычно одна или другая функция является наиболее сильной и достижение гармонии через развитие слабых функций невозможно. То есть, самостоятельно изменить свой соционический тип человек не может. Насильственное изменение его под влиянием внешних факторов, как показывает опыт, может привести только к психозам и неврозам.

Нет такого понятия как «плохой» или «хороший» тип, а есть разные социотипы. Соционика советует воспринимать свои слабые стороны не как недостатки, а как особенности своего характера. Такая самооценка позволяет избавиться от чувства неполноценности. Если человек развивает свои сильные стороны, то вслед за ними всегда подтягиваются слабые, и он постепенно превращает себя из закомплексованного в гармоничного человека.

Применение соционики в различных областях

При формировании кадровой политики на предприятиях в любой сфере экономики, опираясь на соционические методы определения типа человека, можно с высокой степенью достоверности определить характер профессиональной деятельности, соответствующий социотипу сотрудника. Кроме того, соционика позволяет определить, в каком направлении человеку следует развиваться, чтобы достичь максимально возможного успеха.

Соционика поможет подобрать делового партнера и подскажет, какую линию поведения выбрать в отношениях с ним, а также подскажет, как выстроить взаимоотношения в производственном коллективе и какие изменения нужно произвести в собственном поведении, чтобы они были оптимальными.

Опираясь на возможности соционики, можно выстроить команду взаимно дополняющих друг друга единомышленников для решения любой, отдельно взятой производственной или исследовательской задачи.

Интересен опыт применения соционики в педагогике. Определив социотипы учителей и учеников, можно изменить в лучшую строну психологический климат и успеваемость, как в каждом отдельном классе, так в школе в целом.

Применение соционики в медицине только начинается и исследование связи отдельного заболевания с определенным социотипом людей показало, что у интуитивных экстравертов обычно проявляются заболевания печени, поджелудочной и ЖКТ, у этических экстравертов – заболевания почек, у логических экстравертов – заболевания сердца. Другими словами, знание социотипа пациента упростит диагностику и повысит ее достоверность.

Простота освоения соционики

Чтобы пользоваться всеми возможностями и преимуществами, которые предоставляет знание соционики, необходимо освоить основные ее принципы. Базовых понятий, которые требуется знать и изучить не слишком много. К ним нужно отнести:

Эти знания каждый человек может усвоить всего лишь за двое суток и пользоваться огромными возможностями и преимуществами, которые они дают в области личностного развития и межличностных взаимоотношений.

Что такое соционика?

«СОЦИОНИКА — наука о шестнадцатитипной природе людей и о закономерностях отношений между ними»  (Аушра Аугустинавичюте, основательница соционики.)

Соционика изучает законы, по которым человеческая психика воспринимает и перерабатывает информацию об окружающем мире, классифицирует людей по типам психики и описывает закономерности отношений между ними, см. видео «Введение в соционику»

Области применения соционики: прогнозирование поведения, определение качеств и способностей людей, выбор профессии, прогнозирование и построение отношений, самопознание и саморазвитие.

Как появилась соционика?

Соционика была создана литовским экономистом и социологом Аушрой Аугустинавичюте (1928—2005) в конце 1970-х — начале 1980-х гг., первоначальной основой для ее исследований послужила типология К.Г. Юнга, изложенная им в работе «Психологические типы» и теория информационного метаболизма А. Кемпинского.

А. Аугустинавичюте исследовала процессы восприятия и переработки человеком информации об окружающем мире, построила структурную модель психики и создала теорию интертипных отношений.

Теоретическая и практическая база Школы Физигномической Соционики разработана Духовским Тимофеем в период 1995—2005 гг. и полностью основывается на изначальных идеях и открытиях К. Г. Юнга, А. Аугустинавичюте и других социоников, по сути являясь их дальнейшим развитием и продолжением.

Что изучает соционика?

Соционика открыла наличие у человека 16 типов психики — психотипов. Каждый человек от рождения обладает одним определенным типом психики, который остаётся неизменным на протяжении всей жизни. В основе классификации психотипов лежит тот факт, что информация, получаемая человеком об окружающем материальном мире дифференцирована и разные ее аспекты воспринимаются нашей психикой с разной степенью осознанности. Каждый тип психики об одних аспектах окружающей действительности получает информацию в наиболее полном и хорошо осознаваемом виде, а о других в гораздо менее осознанном и сжатом.

Определения аспектов в соционике основываются на четырех фундаментальных физических понятиях: Энергии, Материи, Пространстве и Времени. Модель человеческой психики, применяемая в соционике, отражает качество восприятия аспектов и характер взаимодействия с ними каждого из 16 психотипов.

Условно, структуру информационного потока, воспринимаемого психикой человека с точки зрения соционики, можно изобразить так:

Главным отличием соционики от других типологий является то, что она не просто наблюдает со стороны и описывает поведение людей, а изучает структурные различия в восприятии ими информации об окружающем мире и характер самой этой информации.  Такой подход позволяет соционике гораздо глубже взглянуть на причины лежащие в основе поступков и качеств человека, увидеть его потенциальные возможности и склонности, пусть даже не проявленные в данный момент времени.

Можно сказать, что соционика — это наука о том, какой человек есть и кем он является по своей внутренней природе, в то время как другие типологии рассматривают и описывают лишь его поступки и поведение.

Что дает применение соционики?

Знание и понимание своего типа позволит вам совершенно по иному взглянуть на природу многих своих качеств и стремлений, лучше узнать себя и свои способности, свои сильные и слабые стороны, выбрать занятие или профессию, которые будут наилучшим образом сочетаться с вашими способностями и характером. Соционика открывает человеку возможность научиться быть самими собой в самой полной мере, часто люди испытывают огромное облегчение лишь от одного осознания и принятия того, какими они являются на самом деле.

Научившись определять психотипы окружающих, можно понять чем продиктованы те или иные поступки человека, чем обусловлены различия в поведении людей, их способностях, интересах, привычках. Знание соционики позволит вам легко определять свою совместимость с другими людьми, понять каким образом будут складываться ваши дальнейшие отношения, какие качества партнера следует использовать, а какие необходимо поберечь.

Применяйте соционику как эффективный инструмент прогнозирования поведения людей и построения отношений!

По материалам Духовского Т.А.

Популярность: 0 [?]

Related posts:


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.