Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Сити менеджер что это такое


Сити-менеджер - это кто такой? Должностные обязанности

Согласно закону, который вступил в силу 01.01.2006 г., главой администрации города может быть не только избранный человек, но и «наемный». Такой менеджер работает по контракту.

Сити-менеджер - это лицо, назначенное на должность главы администрации города. Контракт подписывается на срок, установленный уставом городской администрации. Выбирается такой руководитель на основании конкурса. Договор может быть заключен не меньше чем на два года.

Требования к кандидату

Должность сити-менеджера предполагает наличие прав и обязанностей, которые связаны с принятием решений общегородского уровня. Для того чтобы будущий руководитель максимально эффективно выполнял свою работу и был полезен вверенному ему территориальному субъекту, он должен соответствовать определенным требованиям.

Наиболее значимые:

Проведение конкурса

Назначению на должность предшествует конкурс. Сити-менеджер выбирается согласно порядку, который устанавливается местным представительным органом муниципального образования.

Большой объем обязанностей выполняет сити-менеджер. Глава администрации контролирует этот процесс.

Обязанности, которые должен выполнять контрактный управляющий, могут варьироваться, однако большая их часть одинакова для всех городов России.

В должностные обязанности входит:

Отчетность

Сити-менеджер - это сотрудник, который несет большую ответственность не только перед вышестоящим руководством, которое заключило с ним договор, но и перед всем городом и его жителями.

В связи с этим он обязан ежегодно предоставлять отчетность о результатах своей деятельности городской думе.

Кроме того, законодательство четко регламентирует разрешенные виды занятий для менеджера. Так, предпринимательской деятельностью и любым видом бизнеса заниматься он не вправе.

Основные направления деятельности

Новый сити-менеджер назначается на пост или контракт продляется с сотрудником, который удовлетворил всем запросам, - не столь важно. Важно то, что в любом случае деятельность специалиста будет связана с определенными моментами.

Основными направлениями деятельности являются:

Даже такие моменты, как разработка символики города, печать и подготовка сувенирной продукции, входят в сферу ответственности менеджера.

Взаимодействие

Работа сити-менеджером предполагает взаимодействие с представительным органом муниципального образования, которому он подчиняется и перед которым отчитывается.

Если в городе организована схема, в которой участвуют и мэр, и сити-менеджер, то первый в данной ситуации - глава города, политик, осуществляющий руководство городом. Мэр коммуницирует с Советом депутатов города. Его функции - представительские.

Сити-менеджер - это исполнитель. Он отвечает за сложившуюся ситуацию в ЖКХ, энергетике, транспорте. В его задачи входит организация соответствующей работы городского хозяйства, исполнение бюджета и управление муниципальной собственностью.

В своей работе менеджер руководствует Конституцией Российской Федерации, уставами и законами, Уставом города, а также нормами морали и этики.

За разглашение государственной тайны, личной информации граждан или другой информации, которая носит конфиденциальный характер, несет ответственность в соответствии с установленной в законодательстве нормой.

Преимущества позиции

Пост сити-менеджера обладает рядом преимуществ.

Наиболее значимые плюсы:

Оплата

Сити-менеджер - это не только большая ответственность, но и достойное вознаграждение. Если сотрудник выполняет свои должностные обязанности в соответствии с ожидаемым уровнем, а результаты работы являются высокими и имеют положительную динамику, то оплата совершается по нескольким статьям, каждая из которых состоит из суммы с несколькими нулями.

Оплата состоит из:

Недостатки

Как и каждое решение, переход к новой системе управления сопровождается как хвалебными отзывами, так и критикой. Если судить объективно, то назначение сити-менеджера для города может нести в себе определенные минусы.

Отрицательными моментами могут быть:

Опыт в России

Впервые в мире должность менеджера, который управляет городом по контракту, появилась в 1908 году в американском городке Стаунтоне.

В октябре 2003 года в Российской Федерации был издан приказ, в котором разрешалась такая контрактная форма управления. К 2009 году насчитывалось более 9000 муниципальных образований, которые на практике использовали такую систему управления.

На данном этапе в России такой подход используется в таких городах: Тюмень, Курган, Пермь, Тула, Приозерск, Мурманск, Барнаул, Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Норильск, Благовещенск, Оренбург, Орел, Тамбов, Тобольск, Кострома, Братск, Нефтеюганск, Ноябрьск, Улан-Удэ, Элиста, Азов, Асбест, Ефремов, Серпухов, Липецк, Подольск, Балашиха, Химки.

Сити-менеджер - это кто такой? Должностные обязанности

Согласно закону, который вступил в силу 01.01.2006 г., главой администрации города может быть не только избранный человек, но и «наемный». Такой менеджер работает по контракту.

Сити-менеджер - это лицо, назначенное на должность главы администрации города. Контракт подписывается на срок, установленный уставом городской администрации. Выбирается такой руководитель на основании конкурса. Договор может быть заключен не меньше чем на два года.

Требования к кандидату

Должность сити-менеджера предполагает наличие прав и обязанностей, которые связаны с принятием решений общегородского уровня. Для того чтобы будущий руководитель максимально эффективно выполнял свою работу и был полезен вверенному ему территориальному субъекту, он должен соответствовать определенным требованиям.

Наиболее значимые:

Проведение конкурса

Назначению на должность предшествует конкурс. Сити-менеджер выбирается согласно порядку, который устанавливается местным представительным органом муниципального образования.

Обязанности

Большой объем обязанностей выполняет сити-менеджер. Глава администрации контролирует этот процесс.

Обязанности, которые должен выполнять контрактный управляющий, могут варьироваться, однако большая их часть одинакова для всех городов России.

В должностные обязанности входит:

Отчетность

Сити-менеджер - это сотрудник, который несет большую ответственность не только перед вышестоящим руководством, которое заключило с ним договор, но и перед всем городом и его жителями.

В связи с этим он обязан ежегодно предоставлять отчетность о результатах своей деятельности городской думе.

Кроме того, законодательство четко регламентирует разрешенные виды занятий для менеджера. Так, предпринимательской деятельностью и любым видом бизнеса заниматься он не вправе.

Основные направления деятельности

Новый сити-менеджер назначается на пост или контракт продляется с сотрудником, который удовлетворил всем запросам, - не столь важно. Важно то, что в любом случае деятельность специалиста будет связана с определенными моментами.

Основными направлениями деятельности являются:

Даже такие моменты, как разработка символики города, печать и подготовка сувенирной продукции, входят в сферу ответственности менеджера.

Взаимодействие

Работа сити-менеджером предполагает взаимодействие с представительным органом муниципального образования, которому он подчиняется и перед которым отчитывается.

Если в городе организована схема, в которой участвуют и мэр, и сити-менеджер, то первый в данной ситуации - глава города, политик, осуществляющий руководство городом. Мэр коммуницирует с Советом депутатов города. Его функции - представительские.

Сити-менеджер - это исполнитель. Он отвечает за сложившуюся ситуацию в ЖКХ, энергетике, транспорте. В его задачи входит организация соответствующей работы городского хозяйства, исполнение бюджета и управление муниципальной собственностью.

В своей работе менеджер руководствует Конституцией Российской Федерации, уставами и законами, Уставом города, а также нормами морали и этики.

За разглашение государственной тайны, личной информации граждан или другой информации, которая носит конфиденциальный характер, несет ответственность в соответствии с установленной в законодательстве нормой.

Преимущества позиции

Пост сити-менеджера обладает рядом преимуществ.

Наиболее значимые плюсы:

Оплата

Сити-менеджер - это не только большая ответственность, но и достойное вознаграждение. Если сотрудник выполняет свои должностные обязанности в соответствии с ожидаемым уровнем, а результаты работы являются высокими и имеют положительную динамику, то оплата совершается по нескольким статьям, каждая из которых состоит из суммы с несколькими нулями.

Оплата состоит из:

Недостатки

Как и каждое решение, переход к новой системе управления сопровождается как хвалебными отзывами, так и критикой. Если судить объективно, то назначение сити-менеджера для города может нести в себе определенные минусы.

Отрицательными моментами могут быть:

Опыт в России

Впервые в мире должность менеджера, который управляет городом по контракту, появилась в 1908 году в американском городке Стаунтоне.

В октябре 2003 года в Российской Федерации был издан приказ, в котором разрешалась такая контрактная форма управления. К 2009 году насчитывалось более 9000 муниципальных образований, которые на практике использовали такую систему управления.

На данном этапе в России такой подход используется в таких городах: Тюмень, Курган, Пермь, Тула, Приозерск, Мурманск, Барнаул, Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Норильск, Благовещенск, Оренбург, Орел, Тамбов, Тобольск, Кострома, Братск, Нефтеюганск, Ноябрьск, Улан-Удэ, Элиста, Азов, Асбест, Ефремов, Серпухов, Липецк, Подольск, Балашиха, Химки.

Глава города и сити-менеджер — кто за что в ответе?

Один из обсуждаемых вопросов сегодня — это появление нового управленца в городе — главы администрации, или так называемого сити-менеджера. Что будет входить в его обязанности? За что он ответственен и перед кем? На эти и другие ваши вопросы мы постараемся ответить. Напомним, что 8 декабря 2011 года в связи с отставкой по собственному желанию главы города Ульяновска Александра Пинкова вступили в силу положения Устава города, касающиеся изменения порядка избрания главы города. Спустя неделю на внеочередном заседании городского парламента путём тайного голосования был избран новый глава города Ульяновска — Марина Беспалова. Исполнительно-распорядительным органом теперь является администрация города (ранее она называлась мэрией). Её деятельностью руководит глава администрации города. В настоящее время функции и. о. заместителя главы администрации исполняет Сергей Панчин.

Каковы полномочия главы города и главы администрации? Кто за что в ответе? Подробнее о каждом.

Глава города Глава города Ульяновска представляет город в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города Ульяновска; направляет на согласование проект генерального плана в другие органы власти муниципальных образований, имеющих общую границу с городским округом; подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые Ульяновской городской думой, издаёт в пределах своих полномочий правовые акты; награждает от лица города наградами и вручает удостоверения почётного гражданина города Ульяновска; инициирует и принимает решение о назначении публичных слушаний, а также выполняет др. полномочия. В дополнение к этому глава города Ульяновска исполняет полномочия председателя Ульяновской городской думы, т. е. обладает правом решающего голоса и осуществляет организацию деятельности Ульяновской городской думы. Разработка длительной стратегии развития, церемониальные функции и связь с вышестоящими органами остаются за главой города.

Глава администрации Текущие дела в городе будет выполнять глава администрации. Он назначается Ульяновской городской думой по результатам конкурса, который будет объявлен в ближайшее время. С новым руководителем администрации глава города заключает контракт на срок полномочий действующей Ульяновской городской думы, но не менее чем на два года. В рамках своих полномочий, оговорённых в контракте и Уставе города, глава администрации должен обеспечивать решение вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Ульяновской области. Можно сказать, что он занимается хозяйственными вопросами в городе — решает текущие дела и проблемы на местном уровне. Он подотчётен городской думе и главе города, вносит свои предложения об установлении межмуниципального сотрудничества и экономических связей с иными муниципальными образованиями, распоряжается средствами администрации города Ульяновска, подписывает финансовые документы; принимает решение о подготовке проекта генерального плана города Ульяновска, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план города Ульяновска изменений; принимает решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ульяновска и его направлении в Ульяновскую городскую думу, утверждает состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, обеспечивает опубликование в установленном порядке сообщения о принятии такого решения и исполняет другие полномочия согласно Уставу и контракту. Кроме того, глава администрации ежемесячно осуществляет личный приём граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан и организаций; рассматривает предложения органов территориального общественного самоуправления.

У главы города и сити-менеджера, несмотря на то что разные задачи, цель одна — управление сложным городским хозяйством, пополнение бюджета города и его рациональное использование, ремонт дорог, ветхое жильё, благоустройство дворов, детские сады и т. д. Отличие в том, что глава города реализует общегородскую политику, он должен принимать политические решения, которые касаются власти. Сити-менеджер — это профессионал-управленец, который должен рационально и обоснованно исполнять поручения и поставленные задачи.

ДОСЛОВНО Нина Дергунова, председатель региональной Общественной палаты: — В России первый опыт применения механизма разделения власти между думой, главой города и сити-менеджером пока не дал особо положительных результатов. Для нас это новшество станет в своём роде социально-экономическим экспериментом. Вся сложность в том, что у нас не отработаны механизмы: как будет проходить конкурс, по каким параметрам будут выбирать сити-менеджера, как будут строиться взаимоотношения между ним, думой и главой — всё это пока достаточно абстрактно. Сложностей много. К тому же я считаю, что много реформ одновременно проводить нельзя. А у нас вскоре начнётся вертикальная реформа по перераспределению полномочий между федеральной, региональной и муниципальной властями и горизонтальная по распределению обязанностей между думой, главой города и сити-менеджером. И всё это будет проходить параллельно. Поэтому выразить уверенность, что опыт точно будет положительным, нельзя. Может получиться достаточно эффективно, а может получиться и наоборот. Не случайно же многие регионы страны возвращаются к старой системе. С другой стороны, первые отрицательные результаты не всегда говорят о том, что идея плоха. Для того чтобы работал определённый механизм, нужны соответствующие ему условия. И тут как раз надо учитывать плачевный опыт других территорий и создавать эти условия. Ведь на Западе в ряде стран эта система великолепно работает, и наша задача — понять, что у нас, в России, мешает проявиться положительному эффекту.

Юрий Иванович Латышев, народный учитель России: — Я должен честно признаться — в вопросах, касающихся власти и её структуры, я не компетентен. Я всегда был далёк от неё и поэтому не стал бы делать прогнозы о том, насколько удачным будет такой эксперимент. Могу сказать только одно — в одной берлоге не должно быть двух медведей. Задавать основной тон и брать на себя всю ответственность должен кто-то один. Ну и, наверное, для эффективной работы обязанности можно распределить таким образом, что стратегией занимается глава города, а тактические вопросы решает сити-менеджер. Но каким будет деление полномочий городской власти на деле, я пока не представляю. Поживём — увидим.

Дмитрий Петрович Добрынин, председатель городского совета ветеранов — Всё зависит от людей, которые будут работать в этом тандеме. Я, например, предполагаю, что если у них не будет взаимопонимания, то и работа не сложится, начнутся разногласия. Им нужно работать сообща, иначе они не смогут решить никаких вопросов. На этих должностях должны работать совместимые люди. Сити-менеджер в первую очередь должен быть хозяйственником, а не бизнесменом. он должен определённое время проработать на предприятии, иметь опыт управленческой работы, которая показала хорошие результаты. Основные требования к сити-менеджеру: коммуникабельность, корректное обращение с людьми, умение слушать других и принимать от них советы.

    

Кто должен управлять городом: мэр или сити-менеджер?

Ласько Александр ИгоревичДонской государственный технический университет, филиал в городе Волгодонске

Lasko Aleksander IgorevichDon State Technical University, branch in the city of Volgodonsk

Библиографическая ссылка на статью: Ласько А.И. Кто должен управлять городом: мэр или сити-менеджер? // Политика, государство и право. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/07/1751 (дата обращения: 07.02.2019).

Мэр (фр. Maire — старшина) — глава администрации, глава исполнительной власти населённого пункта, чаще всего города, в некоторых странах — и небольшого региона.

Главная задача главы местного самоуправления, является эффективное управлением городом. Помимо этого на мэра или главу местного самоуправления возлагаются и другие функции. Должность мэра города является выборной.

Так же существует и такое понятие как сити-менеджер. Городской управляющий, сити-менеджер (англ. City manager — городской управляющий) — должность в сфере муниципального управления. В связи с этим идет постоянная полемика. Кто должен управлять городом: мэр или сити-менеджер?

Мэр города выбирается общим голосование. Жители города сами решают, кто будет управлять городом. Процедура выборов отражает тенденции развития демократических принципов развития общества в Российской Федерации. Выборы главы администрации или мэра обеспечивают открытость и гласность выборного процесса. Данная процедура позволяет избежать различных негативных ситуаций. Лоббирование интересов, продвижение нужных людей и т.д. Но в то же время у выборной процедуры существуют негативные стороны. Мэр города помимо различных церемониальных обязанностей. Должен выполнять грамотное и эффективное управление городом.

Мэр города это, прежде всего эффективный управленец. Его можно сравнить с top-менеджером крупных компаний. Задача мэра так же усложняется. В связи с тем, что он является так же представителем исполнительной власти на местах. В связи с этим обязанности мэра возрастают многократно. Отсюда следует простой закон. При повышении количества обязанностей мэра города снижается его эффективность управления. Не всегда в результате выборов мэром становится человек, который может грамотно и эффективно управлять городом. Это связано со многими факторами.

Первое. Выборы осуществляют простые люди. Многие, из которых даже в общих чертах не знаю. Как управлять городом. Какие обязанности у мэра города. В связи с этим на посту города может оказаться хороший человек с точки зрения различных факторов, кроме умения управлять городом. Второе. Не кому не секрет, что политические технологии постоянно развиваются. И использование в предвыборном штабе пиарщиков, политтехнологов и имиджмейкеров ни для кого не секрет. Люди данных профессий создают тот тип человека, который хочет видеть обыватель. То есть избиратель. Как показала практика, в большинстве случаев избиратели обращают внимание на человеческие качества. На свое отношение к человеку. Хороший или плохой. Нравится или не нравится. И только потом интересуются его

профессиональными умениями и качествами. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве своем. Избиратели голосуют сердцем, а не головой. Чем и пользуются политтехнологи.

Идея с сити-менеджерами имеет как своих сторонников, так и своих противников. Прежде всего, сити-менеджер это эффективный управленец. В настоящие время все эффективные управленцы – это в большинстве своем молодые люди. Которые получили соответствующие образование, не только в высших учебных заведениях. Но и на различных форумах и тренингах. Это зачастую приводит к тому, что возникает конфликт между мэром и сити- менеджером. В большинстве своем мэр – это мужчина в возрасте 50 лет или больше. Который пытается вести управление городок как при командно- административной системе. Что было характерно в СССР. При всех его заслугах, сказывается отсутствие современных знания в управлении. Так же немало важным остается назначение сити-менеджера. Кто его должен назначать? Исполнительная власть или законодательная?

В своей работе я хочу предложить новый подход управлению города с использованием сити-менеджера.

Безусловно, мэр должен выбираться из числа жителей города Волгодонска. Выборная система позволяет удовлетворить желание избирателей. Соответственно если на посту градоначальника стоит человек, которому симпатизирует. Это гарантирует лояльность населения к власти и городу в целом. Мэр – это своеобразный символ города. Который отражает желание избирателей. Соответственно на мэра города возлагается некий символизм. Но символизм и управление городом две большие вещи. И тут на помощь не только мэру. А в большинстве своем именно на помощь городу приходит сити-менеджер.

Назначение сити-менеджера.

Сити-менеджера рекомендовать должен мэр. Ведь в дальнейшем ведь мэру города придется работать с сити-менеджером. В этой ситуации мэр города должен рекомендовать на должность сити-менеджера. В уставе муниципального образования для предотвращения возможного конфликта. Между действующим мэром и сити-менеджером. Необходимо прописать разграничение в полномочиях. Между мэром и сити-менеджером. В уставе должно быть прописано перечень обязанностей, которые исполняет мэр города и чем занимается сити-менеджер. В зависимости от размеров населенного пункта и возложенных на сити-менеджера. Может быть сформирован отдел эффективного управления. Который подчиняется сити- менеджеру.

Так же не обходимо, законодательно прописать деятельность сити- менеджера, его полномочия и ответственность. За его деятельность. Для развития института сити-менеджеров необходимо разработать федеральный закон о сити-менеджерах.

Мэр города должен согласовать назначение на должность сити-менеджера с городской думой. Или другим органом, который представляет законодательную власть. Это необходим, прежде всего, как один из пунктов борьбы с коррупцией. Законодательная власть представлена депутатами. Которых делегировали избиратели для отстаивания своих интересов. Согласование кандидатуры на должность сити-менеджера должен быть обязателен.

Контроль деятельности сити-менеджера.

Важным вопросом является контроль деятельности сити-менеджера. Если, к примеру, мэр и депутаты несут ответственность перед избирателем. То деятельность сити-менеджера в настоящие время не контролируется так таковая. Ответственность только перед работодателем. В случаи, когда кандидатура утверждается представителями законодательной власти.

Ответственность сити-менеджер будет нести перед исполнительной властью (депутатами). А те свою очередь перед избирателями. Благодаря этой схеме. Сити-менеджер отвечает за свою деятельность перед избирателями. Через их делегатов в законодательной власти.

Так же необходим общественный совет при администрации муниципального образования. Данный общественный совет будет направлен контролировать деятельность сити-менеджера. Сити-менеджер будет ежеквартально отчитываться перед данным общественным советом. Общественный совет, так же может предложить сити-менеджеру на какие проблемы в городе стоит обратить внимание в первую очередь. Сити-менеджер перед утверждение программы по управлению городом. Выступает перед членами общественного совета и представителями законодательной власти. После этого общественный совет и представители законодательной власти дополняют или вносят изменения в данную программу. После этого она проходит утверждение мэром города.

Предложенная схема позволит избежать сговора и целью получения прибыли. Исполнительная власть предлагает кандидатуру. Законодательная власть одобряет. Общественность в лице общественного совета ведет контроль.

Такая схема позволит сохранить демократические выборы наряду с повышение эффективности управления городом. При данной схеме придется вводить дополнительную единицу в аппарат администрации муниципального образования. Должность сити-менеджера наряду с должностью мэра. Что приведет к увеличению расходов местного бюджета. Но если сопоставить расходы, связанные на содержание сити-менеджера. И положительный результат от эффективного управления. Что в свою очередь позволит более эффективно использовать бюджетные деньги. То расходы связанные с содержание сити-менеджера несомненно окупятся.

Все статьи автора «Aleksander Lasko»

Сити-менеджер

Пост сити-менеджера (главы администрации города) появился в Екатеринбурге в октябре 2010 году после решения екатеринбургской городской думы. Депутаты  большинством голосов приняли поправки в устав города, предполагающие введение в Екатеринбурге «двуглавой» системы – поста главы администрации города и главы города – председателя городской думы.

Корни такой формы муниципального управления принято искать в США: должность городского управляющего впервые была учреждена в 1908 году в американском городе Стаунтон.  В России возможность разделения городской власти была принята федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года в рамках стратегии укрепления «вертикали власти».

Администрация Екатеринбурга. Фото: Wikipedia.org

Права и обязанности сити-менеджера Екатеринбурга

Согласно поправкам в устав города, на сити-менеджера возлагаются задачи по ведению городского хозяйства.

Сити-менеджер издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Свердловской области, а также распоряжения администрации города Екатеринбурга по вопросам организации работы администрации города.

Он принимает меры по обеспечению и защите интересов муниципального образования в суде, арбитражном суде, а также в государственных органах. В его обязанности также входит организация работы по разработке проекта бюджета (бюджета и среднесрочного финансового плана) муниципального образования, проектов программ и планов социально-экономического развития муниципального образования.

Сити-менеджер распоряжается сметой доходов и расходов администрации города Екатеринбурга, занимается налоговой политикой города, вопросами городского имущества, городского хозяйства, планом муниципального образования. Глава администрации назначает на должности и освобождает от должности муниципальных служащих.

Сити-менеджер обязан представлять городской думе Екатеринбурга ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности Администрации города.

Глава администрации не вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

Трудовой контракт с главой администрации заключает глава города.

2010: Первый сити-менеджер Екатеринбурга

Как выбирают сити-менеджера?

Согласно поправкам в Устав города, принятым в 2010 году, глава города  (председатель  гордумы) избирается путем всенародного голосования. Главу администрации  города назначают местные депутаты.

Перед этим специальная комиссия, состоящая из 6 представителей города и 3 – области, проводит конкурс на вакантную должность. Кандидаты должны предоставить в комиссию необходимые документы в установленный срок и пройти собеседование с членами комиссии, продемонстрировав знание Конституции, Устава города и презентовав свою программу. После собеседования конкурсная комиссия принимает решение рекомендовать депутатам одного кандидата из списка. Гордума должна учесть мнение конкурсной комиссии, но решение принять самостоятельно.

Кандидаты на пост сити-менеджера

7 декабря 2010 года депутаты екатеринбургской городской думы выбирали сити-менеджера. Для голосования депутатам было предложено три кандидата – Александр Якоб (рекомендован конкурсной комиссией),  Леонид Мирошниченко и Константин Карманов. Всего на пост главы горадминистрации претендовали 17 человек.

В итоге депутаты екатеринбургской городской думы утвердили на должности главы администрации Екатеринбурга Александра Якоба. За него проголосовали 30 человек, против – один.

Александр Якоб. Фото: ДК

Выступая перед депутатами до голосования, г-н Якоб заявлял, что видит четыре приоритетных направления своей работы на ближайшее время: следование стратегическому плану развития Екатеринбурга до 2020 года, взаимодействие с органами госвласти - губернатором и правительством Свердловской области, построение эффективных отношений между главой администрации и главой города, а также оптимизацию структуры администрации Екатеринбурга.

2013: Второй сити-менеджер Екатеринбурга

8 сентября в Екатеринбурге прошли выборы главы города и выборы в городскую думу шестого созыва. Новой думе и ее председателю Евгению Ройзману, в первую очередь, предстояло сформировать власть в Екатеринбурге – определить думские комиссии и назначить сити-менеджера.

Начало конкурса на замещение вакантной должности (контракт с действующим главой администрации Александром Якобом заканчивался в сентябре) объявили на 4 октября. На должность главы горадминистрации сначала претендовали 13 человек, но после анализов документов в конкурсе остались только 10.

Лидерами соревнования называли первого сити-менеджера Александра Якоба и депутата Госдумы от «Справедливой России» Александра Буркова.

Александр Бурков. Фото: ДК

В результате трех кандидатов – директора Уральского электронного завода Виктора Улитина, директора компании «Зеленый лист» Алексея Бюлера и зампреда комитета благоустройства мэрии Егора Свалова – члены конкурсной комиссии решили включить в кадровый резерв мэрии. Александра Якоба рекомендовали депутатам в качестве кандидата на вакантную долдность.

22 октября гордума в ходе открытого поименного голосования большинством голосов подтвердило решение  конкурсной комиссии и утвердило на должности сити-менеджера Александра Якоба. За него проголосовали 30 депутатов, против – 6, один воздержался.

Сити без менеджера

Сити-менеджеры появились в российских городах почти десять лет назад — с принятием закона о местном самоуправлении. Города тогда получили право самостоятельно решать, кому поручить заботы о собственном хозяйстве и благосостоянии: всенародно избранному мэру, единолично возглавляющему исполнительную власть, или нанятому по контракту внешнему управленцу, на американский манер прозванному сити-менеджером.

Собственно, идеологи муниципальной реформы и не скрывали, что опирались на опыт США столетней давности. Посреди изнурительных политических баталий партий с обильным применением административного ресурса, регулярной тратой бюджетных денег на ведение избирательных кампаний и прочими радостями компроматных войн там зародилась красивая технократическая утопия: пока политики поливают друг друга грязью, управлением должны заняться специально обученные специалисты.

Вообще-то изначально предполагалось реализовать эту идею в масштабах всей страны, но в итоге наибольшим спросом профессиональные менеджеры стали пользоваться у жителей небольших провинциальных городов, более других нуждавшихся в срочном развитии нормальной инфраструктуры и повышении качества повседневной жизни. По сей день сити-менеджмент остается в США одной из самых распространенных форм муниципального управления.

В России, однако, сити-менеджеры плодились и размножались в несколько ином историческом климате: в рамках укрепления вертикали исполнительной власти и борьбы сначала старых избранных, а потом и вновь назначенных губернаторов с городской демократической вольницей.

Пик активности в деле внедрения в городскую власть внешних управленцев пришелся на конец нулевых, когда должность сити-менеджера была введена в таких городах, как Екатеринбург, Челябинск, Нижний Новгород, известных своей традицион-ной фрондой по отношению к региональной власти.

Сергиев Посад в этом ряду представляет собой примечательное исключение. Изменения в городской устав, ликвидировавшие всенародные выборы мэра, здесь были приняты весной 2011 года по инициативе не региональных властей, а председателя горсовета Евгения Душко. Бывший политтехнолог, он фактически организовал среди депутатов бунт против ставленника губернатора Николая Маслова, который хоть и был всенародно избран, но особой популярностью в городе не пользовался.

Маслова от должности отстранили, устав поменяли и главу города стали избирать депутаты из своего состава. Мэром стал сам Душко, который назначил — официально это называлось «нанял» — сити-менеджером Юрия Калмыкова. Тогда в городе это считали чистой формальностью, поскольку всей полнотой реальной власти обладал Душко. Недоброжелатели утверждали, что Калмыков был нужен Душко только для того, чтобы проставлять последнюю подпись под наиболее сомнительными решениями и в случае чего нести личную ответственность за все инициативы городской администрации.

Но спустя всего несколько месяцев Душко убили, и в городе начался новый передел власти, на этот раз между членами команды застреленного градоначальника.

История этого передела — гигантское нагромождение фамилий, уголовных дел, назначений, споров о правомерности этих назначений и назначений других людей на место уже назначенных. В результате город получил двух человек, считавших себя сити-менеджерами, — Ивана Иноземцева и Андрея Сахнова. За одним из них стоял мэр города Виктор Хейсин, за другим — бывший сити-менеджер Юрий Калмыков, отстраненный от должности как подозреваемый по уголовному делу.

Не старайтесь запомнить эти фамилии: некоторые из них мало что говорят даже жителям самого Сергиева Посада. Главное — вся эта история стала еще одним подтверждением того, что систему, которую американские политики придумывали как защиту от политиканства и его влияния на управление городом, их российские коллеги вывернули наизнанку. Потому что в итоге в городе установилось двоевластие — а значит, им не управлял никто.

Итогом противостояния стал полный развал системы ЖКХ. Так, этой весной из Сергиева Посада перестали вывозить мусор — мусоросборочная компания отказалась продлевать контракт с городом, а кто именно из двух сити-менеджеров должен был заниматься решением этой проблемы, было непонятно. Не занялся в итоге никто. Тем более что местный филиал Федерального казначейства попросту заблокировал счет городской администрации — во избежание растрат.

Собственно, именно ради того, чтобы прекратить двоевластие, грозившее городу социальной катастрофой, в Сергиев Посад и приехал губернатор Шойгу. Первым делом он настоял на добровольной отставке всех участников конфликта. Вторым — добился того, чтобы новым мэром горсовет назначил Василия Гончарова, который возглавлял местную администрацию все 90-е годы, видимо, исходя из принципа, что проверенный конь борозды не испортит. Третьим — потребовал, чтобы горсовет вернул всенародные выборы мэра, которые пройдут в ближайшее время.

Таким образом, после полутора лет мучений города власть снова сосредоточит в своих руках избранный мэр. Как это, собственно, и произошло уже во многих других российских городах. Ведь инициатива Сергея Шойгу на самом деле не так уж и нова. За последние год-полтора очень многие города отказались от института сити-менеджеров, потому что в российских условиях их независимость от местных политических разборок — утопия, да и эффективность сомнительна.

При участии Александра Платонова


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.