Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Шеллак для дерева что это такое


Финишная отделка дерева. Как изготовить и нанести шеллак

Чем же пользовались старинные мастера-краснодеревщики для финишной отделки дерева, когда еще не было синтетических лаков и покрытий? Наряду с вощением, они использовали шеллак.

Что же такое шеллак? Это натуральный продукт, вырабатываемый тропическими насекомыми. Он смешивается со спиртом и получается состав, незаменимый для придания готовым деревянным изделиям красивого и благородного вида.

Если этот состав правильно приготовить и нанести, изделия приобретут теплый шелковистый матовый оттенок и завершенность.

Как изготовить шеллак в домашних условиях

Советую не покупать вам уже готовый состав шеллака на спирту, ибо это неоправданно дорого, да и качество его не ведомо какое. Шеллак лучше покупать в сухом виде и наводить понемногу состав для пользования в нужном объеме. Купить его можно в магазинах, где продают товары для художников или рукоделия, либо заказать в интернете.

900 г шеллака смешивается с 240 мл денатурированного спирта. Хлопья шеллака продают либо янтарного, либо светлого оттенка. Для того, чтобы изделие приобрело теплый оттенок, лучше взять янтарные, а если вы хотите сохранить натуральный цвет древесины, используйте светлые.

Как нанести шеллак

Для нанесения лака вам понадобится кусок хлопковой или льняной ткани, хлопковая или шерстяная подкладка, минеральное масло или керосин.

Подготовьте поверхность дерева к лакировке. Нанесите кистью или распылителем несколько слоев шеллака. Затем отшлифуйте все до чистого дерева шкуркой с зерном 180 единиц. Помните, что шкурка быстро забивается, поэтому меняйте ее своевременно. Нужно повторять процедуру, пока заполненные шеллаком поры не выровнятся с окружающей поверхностью дерева.

Теперь сделайте подушечку-аппликатор из льняной или хлопковой ткани размером 20 на 20 см с подкладкой из ваты внутри. Залейте шеллак в подкладку и сделайте из нее шарик. Смочите дно шарика и дайте ему впитаться.

Наносите лак, двигая аппликатор из стороны в сторону вдоль волокон древесины. Наносите настолько тонкие слои, чтобы они мгновенно высыхали. Аппликатор должен непрерывно двигаться, не оставляя следов. Сжимайте тампон с лаком, когда он подсыхает на поверхности.

Если в процессе лакировки аппликатор стал двигаться тяжелее и «волочиться», смочите палец в керосине или минеральном масле и нанесите на подушечку аппликатора.

Наносите слои до тех пор, пока не добьетесь желаемого глянца. Чтобы увидеть, как будет смотреться окончательное финишное покрытие, протрите изделие тряпочкой, смоченной керосином.

Для равномерного нанесения лака можно производить штрихи не вперед-назад, а как на фото ниже, что обеспечит лучшую непрерывность.

Оцени, пожалуйста, этот пост: (1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

Шеллак для дерева: усиление цвета и способы нанесения

Шеллак без воска, не повреждая волокно древесины, подчеркивает естественный её цвет. Но у него есть недостаток. Так как в шеллаке отсутствуют многие природные смазочные материалы и пластификаторы, его тяжело полировать. Чтобы облегчить эту работу, в такой шеллак можно добавить пластификатор, который называется «сандарак» (ароматическая смола сандаракового дерева). Как и шеллак, он растворяется спиртом и в растворе имеет бледно-жёлтый цвет. Его можно добавить (до 10% от объёма) к жидкому шеллаку или использовать с другими отделками — проблем с адгезией не будет.

Усиление цвета шеллаком

Шеллаком можно подкрасить древесину. При этом количество вариантов окраски (тонов и оттенков) просто бесконечно много. «Гранатовый» шеллак углубляет цвет, «сухой в виде круглых пластинок» шеллак смягчает его и придаёт сочность, «оранжевый» или «рубиновый» как бы подсвечивает изделие внутренним светом, а «очищенная шеллачная смола в виде мелких гранул (или зерен)» даёт глубокое коричневатое покрытие под старину.

Одно изделие можно покрыть разными типами шеллака. Например, изделию из контрастно окрашенных досок вы можете придать одинаковую окраску, но можно сделать разные детали изделия из контрастной древесины, например ореха и вишни, и подчеркнуть их окраской.

У шеллака как красителя — два преимущества. Так как в нём нет выцветающих морилки и пигментов, цвет сохраняется очень долго. Однако если он вам не понравился, его можно изменить другим слоем шеллака или не нужный слой просто смыть спиртом.

Учитывая породу древесины, разными шеллаками можно получить множество цветовых эффектов.

Учтите, что применение шеллака — наука эмпирическая и придётся поэкспериментировать, чтобы покрытие радовало глаз. Так как приходится работать интуитивно, следует обратить внимание на пропорции. Шеллак сохнет быстро и на хорошую отделку уходит не слишком много времени.

Нанесение шеллака кистью

На изделие шеллак можно нанести кистью, тампоном или разбрызгиванием.

Так как шеллак — очень жидкий состав, вам не понадобится кисть с жесткой щетиной. Для первого слоя лучше всего подойдет кисть с белой китайской щетиной, но я обычно наношу шеллак плоской мягкой кистью или широкой щёткой, которые могут перекрыть большую площадь за один заход. Последние 1-2 слоя наношу кистью с тонкой щетиной, которая при нанесении шеллака с долей «1» почти не оставляет следов. Независимо от используемой кисти, чтобы её не надо было полностью мыть после каждого использования, оставьте кисть только для нанесения шеллака. Дайте шеллаку на кисти застыть, а затем до следующей работы опустите её на несколько минут в денатурат.

  1. Первые два грунтующих слоя наносят кистью смесью «2-2,5». При покрытии больших поверхностей я придерживаюсь правила — начинать с бледного шеллака «Белый» или «Лимонный». Если же вы начнёте с тёмного шеллака, большая вероятность что там, где полосы покрытия перекрывают друг друга, в конце концов, получиться полосатая поверхность.
  2. Не забывайте: вы должны усиливать глубину цвета по мере работы. Но как всегда из правила есть исключения. При отделке очень маленьких деталей мебели, например, ножек можно сразу начинать с густого оттенка.
  3. Если на этом этапе требуется зачистка, её надо делать легкими движениями в минимальном объёме. Так как шеллачное покрытие — очень тонкое, постарайтесь не снять его до голой древесины. Особенно будьте внимательны около кромок. Если первоначальное покрытие — практически безупречно, зачистку можно не делать и сразу наращивать толщину.
  4. Чтобы получить нормальную отделку, надо использовать раствор с долей около «2». В зависимости от породы и желаемого цвета на этом этапе можно использовать разные виды шеллака. Когда один слой высохнет до состояния «на отлип», нанесите кистью следующий.
  5. Если вы оставили непокрытое место, не пытайтесь, пока оно влажное, пройтись по нему кистью, так как вы смажете или «подожжете» окружающую поверхность.
  6. Чтобы избежать отвратительно смотрящихся переходов, у кромок наносят шеллака больше, чем на самих ребрах. В зависимости от вкуса надо быстро, последовательно нанести по крайней мере четыре слоя и оставить изделие сушиться на ночь.
  7. Если вы хотите и дальше покрывать изделие шеллаком, сначала зачистите его мелкой шкуркой. При нанесении слоя после зачистки — будьте внимательны, так как шеллак будет «схватывать» поверхность очень быстро.

Нанесение шеллака тампоном

Слои можно быстро нанести тампоном. Тампоном можно быстро нанести тонкое покрытие, которое не требует зачистки. Как и при любом способе нанесения тонкий слой сохнет и застывает быстрее, чем толстый. Чтобы довести раствор шеллака до нужной вязкости, налейте денатурат в ёмкость, а затем добавьте шеллак. Таким способом вы можете легко оценить толщину слоя. Начинают с раствора, имеющего консистенцию цельного молока.

Есть одно универсальное правило — тампон должен быть влажным, но не мокрым. Сердцевину (подушку) тампона, служащую ёмкостью для шеллака, можно сделать из суровой материи или хлопковой ваты. До обёртывания подушки тряпкой с частым плетением я придаю ей форму эллипса или яйца. Для внешней оболочки не используйте толстую ткань — она будет загрязняться! Для неё прекрасно подойдет старая, много раз стираная простыня.

При обёртывании подушки убедитесь, что на лицевой стороне внешней оболочки нет складок, так как они будут оставлять полосы на покрытии. Типичная ошибка, которую я часто замечаю, — тампон делают очень круглым и слишком плотным. Чтобы оценить плотность тампона, возьмите его в руку и указательным пальцем другой руки нажмите в зоне у основания большого пальца. Тампон должен слегка продавиться.

Работу свежесмоченным тампоном начинают легкими движениями и по мере расхода шеллака усиливают нажим. Никогда не теряйте контакта с поверхностью, но и не задерживайте тампон в одном месте, так как он испортит поверхность.

После того, как изделие, покрытое шеллаком, простоит ночь на просушке, для смягчения блеска поверхность можно протереть стальной губкой. Чтобы получить глянцевую поверхность — натрите её маслом. Как и при любой операции натирания учтите, что при этом выделяется тепло. И под конец, чтобы покрытие сверкало, натрите его чистой тряпкой с воском.

Сравнение покрытий: льнянка, даниш, шеллак и карнауба.

Сравнение покрытий: льнянка, даниш, шеллак и карнауба.alejandersMarch 29th, 2011Дерево нужно покрывать для защиты от влаги и грязи. Существуют десятки покрытий, как натуральных, так и синтетических, у каждой свои плюсы и минусы. Кроме того, составы ведут себя по-разному на разном дереве.Например, для карельской березы хорошо подходит масло, которое проявляет текстуру и после полимеризации формирует твердую пленку. А тик пропитывать маслом бесполезно - оно богато собственными маслами и прочими веществами (например, 5% каучука). За счет этого тик не гниет, не подвержен грибкам и паразитам , выдерживает тропическое солнце и соленую воду.Вот как выглядят разные покрытия на березовой сувели:

Слева направо:1) Без покрытия. Для сравнения, брусок отшлифован 2000 наждачкой. 2) Льняное масло. Продается в аптеках или художественных магазинах, стоит около 100 рублей за поллитра.Наиболее контрастно проявило текстуру. Очень долго полимеризуется (до нескольких недель). Полимеризация ускоряется под действием ультрафиолета. Можно проваривать дерево в масле, тогда дерево сильнее темнеет. Дает матовое покрытие.3) Датское масло. Смесь на основе тунгового масла и составов, ускоряющих полимеризацию.Один слой высыхает в течение часа. Текстуру проявило слабо. Но полная полимеризация проходит за сутки. Дает матовое покрытие.4). Шеллак. Смола тропических букашек.Раньше - средство номер один для покрытия деревянной мебели. Продается либо в виде готовой смеси, либо в виде хлопьев. Из него делают оболочки таблеток, пищевая добавка Е904. Не растворяется водой и бензином, но растворяется спиртом. В работе очень капризен - спирт испаряется прямо на глазах, смесь быстро твердеет. Нужно быстро наносить и располировывать. Дает твердое глянцевое покрытие.5) Карнаубский воск. Смола тропической пальмы. Пищевая добавка Е903Не растворяется водой, температура плавления около 80 градусов. Используется либо в мастиках (в смеси с пчелиным воском и скипидаром) либо в чистом виде (наносится фетровым или муслиновым диском). Дает глянцевое покрытие.Не очень сильно проявляет текстуру (контрастное пятно было до обработки). Основное достоинство - изделию можно придать законченный вид за десять минут, не нужно ждать часами, как масло. И если при полировке обнаружится дефект, можно его устранить и опять отполировать.Вот так карнаубский воск меняет цвет венге:

Дерево значительно темнеет, особенно светлые участки.

Шеллак

Шеллак - это натуральное финишное покрытие для мебели, позволяющее получить яркую и мягкую на ощупь поверхность, при нанесении его на любой вид древесины внутри помещения. Шеллак идеально подходит для реставрации антикварной мебели. Его натуральный янтарный цвет придает изделию приятную глубину и теплоту. Купить шеллак от итальянской компании Borma Wachs можно в следующих вариантах цветов: темный гранат, оранжевый, красный рубин, прозрачный. Для получения нужного оттенка цвета могут смешиваться между собой и колероваться универсальным красителем Holzfarbe. Шеллак можно купить уже готовый к применению или в хлопьях. Хлопья шеллака имеют вид тонких непрозрачных чешуек, для использования их необходимо растворить в спирте (300 грамм на 1 литр).     Шеллак (Schellack) - смола, широко используемая при изготовлении лаков и изоляционных материалов. Вырабатывается из выделений небольших насекомых - лаковых червецов, обитающих в Индии (Laccifer lacca). Эти насекомые в период роения садятся на ветки деревьев и питаются древесным соком. В процессе пищеварения они превращают сок в смолистое вещество, которое выделяют. Корку лака с веток собирают в июне и ноябре и подвергают измельчению, промывке и сушке для получения сыпучей лаковой массы. Большую часть поступающего на рынок шеллака дает дерево Croton laccifera. Естественный цвет шеллака - янтарный (оранжевый), и он станет вашим наилучшим выбором, если вы хотите усилить естественную теплоту древесной окраски. Большая часть старинной мебели и других изделий из дерева была обработана оранжевым шеллаком. Если вы хотите сохранить белизну протравленного или натурального дерева лучше купить отбеленный шеллак. Можно также смешивать оранжевый и отбеленный шеллак для получения желаемого промежуточного цвета. Натуральный шеллак содержит около 5% воска и это даёт превосходные результаты, но отбеленный шеллак, как в хлопьях, так и растворённый, является более водостойким. Цена на хлопья шеллака варьируется от его цвета, наиболее дорогим является шеллак цвета рубин, самая низкая цена у хлопьев шеллака цвета лимон. 

В нашем Интернет-Магазине вы можете купить следующие материалы Borma Wachs на основе шеллака: 

1. Натуральный лак-шеллак готовый к применению.                           

Лак-шеллак - натуральное финишное покрытие. Материал изготовлен с применением традиционных технологий, которые позволяют получить яркую и мягкую на ощупь поверхность при нанесении его на все виды деревянных поверхностей, эксплуатируемых внутри помещений.

2. Очищенный от воска лак-шеллак готовый к применению.

Материал представляет собой натуральный шеллак, очищенный от воска. Лак предназначен для нанесения в качестве финишного покрытия и позволяет получить более блестящую поверхность благодаря своему высокому сухому остатку.

3. Твердый лак-шеллак.

Материал разработан для получения более высокой степени химической стойкости, чем можно получить при использовании обычных натуральный покрытий. Входящие в его состав химические элементы в сочетании с синтетическими смолами, делают этот продукт более долговечным и устойчивым к воздействию влаги.

4. Натуральный коричневый грунт-шеллак.

Натуральный грунт-шеллак коричневого цвета. Высокий сухой остаток делает этот продукт идеальной основой для получения традиционного теплого и яркого финишного покрытия.

5. Очищенный прозрачный грунт шеллак.

Это натуральный грунт, изготовленный с применением высококачественного очищенного от воска шеллака. Его высокий сухой остаток делает продукт идеальной основой для  традиционных теплых и ярких финишных покрытий, особенно подходящих для классической мебели. Прозрачный грунт следует использовать при работе со светлыми породами древесины, такими как сосна.   

6. Масло-полироль для шеллака.                                                                                      

Масло-полироль - это специальный материал для облегчения нанесения шеллачных покрыйтий. При нанесении шеллака тампон постоянно смачивают в масле BIO POLIROL для равномерного распределения шеллака по поверхности. 

7. Разбавитель для шеллака.

Специальный натуральный растворитель для шеллака.

8. Финишный спирт.

Специальная обезжиривающая жидкость, которая предназначена для применения в сочетании с материалами на основе шеллака. После нанесения покрытий на основе шеллака и их полного высыхания необходимо удалить с поверхности при помощи этого материала все остатки полировального масла.

9. Хлопья шеллака.                                                                                                              

Натуральные хлопья шеллака используются для приготовления наносимых вручную финишных покрытий или в качестве составляющего при проведении реставрационных работ. Для использования необходимо растворить хлопья в спирте (300 грамм на 1 литр). Стандартные цвета: черный, оранжевый, рубиновый, лимон, прозрачный.

Шеллак. Применение и отделка в музыкальных инструментах

                                    ЧАСТЬ – 1.  Общие понятия.

Введение.

Для многих людей шеллак, вероятно, вызовет много негативных восприятий.     Плохое сопротивление воде и  теплу, трудно применять, плохо высыхает, низкая прочность покрытия и ряд других факторов – всё это я слышу, когда упоминаю шеллак для моих клиентов или коллег «по цеху».

Хотя некоторые из этих критических замечаний справедливы, но многие из них не основаны на фактах и их легко опровергнуть. Другие негативные аспекты преодолеваются с помощью соответствующих инструментов, методов и самое главное — правильного продукта.

Для опытных отделочников, реставраторов уникальной мебели, многих гитарных мастеров,  во всем мире, —  шеллак остается основным выбором для отделки.           Одна из самых элегантных для отделки музыкальных инструментов (а также мебели) — французская полировка, делается из шеллака. Консерваторы и реставраторы старины используют шеллак для повторной отделки антиквариата. И самое главное, его низкая токсичность делает его идеальным выбором для многих целей (и элементов, которые вступают в контакт с пищей или детскими игрушками). Есть бесчисленное множество других преимуществ использования шеллака, которые перечислены в этой статье. Но, как и в каждой отделке, у шеллака есть недостатки и они перечислены также.

Немного истории.

Большинство людей понятия не имеют о том, что такое шеллак или откуда он происходит. Shellac является естественной, органической смолой, которая исходит от насекомых —  Laccifera lacca, размером с семя яблока. Эти насекомые живут в лесах  Индии и Таиланда и во время репродуктивного цикла питаются соками, которые они сосут  из ветвей деревьев. Насекомые выделяют янтарного цвета смолистое вещество, которое называется «lac», слово, которое происходит от санскритского «lakh», что означает «сто тысяч рупий». Смола образует кокон вокруг насекомого, который служит для инкубации яиц которые они откладывают. Этот кокон является сырьем для шеллака и называется «sticklac», потому что он содержит смолы, остатки частей веток и насекомых. Sticklac соскабливают с дерева вручную, промывают, а затем обрабатывают  либо химически, либо вручную, для получения сырья и продажи в торговле.

Оригинальная переработка шеллака  была не для смолы, а скорее для красителя, который дает смола, её характерного цвета. Использование лаковых красителей  восходит к 250 году н.э., когда они были упомянуты Claudius Aelianus, римским писателем. Краска извлекалась начальной промывкой смолы шеллака в больших чайниках, это также является первым шагом в подготовке смолы. Эта краска оставалась ценным товаром до середины 1800-х годов, когда Перкинс, английский химик, синтезировал «анилин»,  первый химические краситель, который вытеснил из промышленности  натуральный краситель.  К счастью использование смолы было широко распространено, так что потеря производства красителя оказала мало влияния на торговлю шеллаком. Первое упоминание об использование шеллака в качестве защитного покрытия появится уже в 1590 году в работе английского писателя, который был отправлен в Индию, чтобы наблюдать за страной и ее народом.

Использование шеллака, как отделка для мебели никогда не применялась на Западе вплоть до начала 1800-х годов,  это в конечном итоге заменял воск и отделка маслом. Но шеллак  по-прежнему широко использовался как защитное покрытие для древесины  до 1920-х и 30-х годов, когда он был заменен на нитроцеллюлозный лак.

 Применение шеллака в других областях.

Самое удивительное, но использование шеллака не имеет ничего общего с отделкой. Из-за своей особенности, он имеет широкий спектр применения, большинство из которых продолжаются и по сей день. По данным компании Zinsser, которая является крупнейшим поставщиком шеллака, первые четыре места занимают использование сухих хлопьев шеллака для  фармацевтической промышленности, затем для кондитерской, третья позиция это легкая промышленность (головные уборы), и затем  пищевые покрытия.

Другие варианты использования шеллака находятся в производстве электрических ламп накаливания, шлифовальных кругов,  для кожаной  отделки, а также для производства красок (шеллак пигментированный, белый диоксид титана широко используется художниками).                                                                                        Защитные покрытия для древесины занимают приблизительно позицию под номером восемь…

Исчезновение  многих направлений применения шеллака было вызвано появлением более прочные синтетических смол, таких как бакелит, нитрат целлюлозы, акриловые и уретаны. Однако, как упоминалось выше, он по-прежнему находит широкое применение в нашем обществе. Интересно отметить, что многие попытки в начале этого столетия были сделаны чтобы дублировать смолу шеллака лабораторным путем. Но несмотря на попытки ученых дублировать шеллак синтетически — из этого  ничего не вышло, маленькое индийское насекомое все еще делает это лучше всего.

Виды шеллака.

Часто  шеллак можно купить в магазине в виде жидкости. Однако настоящий шеллак продаются в виде сухих хлопьев. Те, кто использовал шеллак в виде жидкости из магазина, вероятно, использовали тип, известный как № 1 Orange. Это лишь один из многих сортов шеллак доступных для использования и он растворен в этаноле, который является наиболее широко применяемым как растворитель для шеллака. Многие сорта смол шеллака различаются в основном по цвету, а также свойствам. Тип дерева, климатические условия,   регион где собирают, время года когда это было собрано — все это играет роль в определении различных цветов и сортов шеллака.

Есть 4 культуры, которые составляют основную часть урожая шеллака, который собирается в течение весны, лета, осени и зимы. Две основные из них известны как Kusmi и Bysacki, которые производят несколько разноцветных видов шеллака. Название может или не может быть в окончательном названии продукта, но в отрасли, сырье шеллака определены как Bysacki или Kusmi. Деревья, на которые кочуют насекомые бывают разные, для Kusmi является дерево Кусум и Bysacki и отличается от других деревьев. Самая основная форма шеллака называется seedlac, по сути  sticklac, его промывают, чтобы удалить некоторые избытки красной краски и посторонние вещества, такие как ветки и тому подобное. Из seedlac мы получаем все другие виды шеллака. Самый дешевый сорт шеллака продается как TN. Этот тип шеллак обрабатывается с сыром sticklac вручную в Индии. Другие сорта шеллака, которые можно рассматривать как промежуточные соединения являются № 1 лимон или лимонный, оранжевый,  все из которых, естественно, содержат воск. Когда seedlac обрабатывается в ручную на  горячем огне, используют сита из ткани, расплавленные капли смолы падают на охлажденные камни и образует то, что называется buttonlac. Seedlac также доработан путем химического отбеливания  и удалением воска для получения белого шеллака. Другие seedlacs являются  тонированными (углем при фильтрации и свободными от воска) в различные цвета. Депарафинированный шеллак продается под разными названиями, как бледный, светлый или супер-блонди.

Промышленный класс шеллака  имеет много вариантов,  но два наиболее распространенными являются с содержанием воска и цвета. Самый дорогой шеллака практически не имеют содержание парафина (менее 1%) и имеет большую насыщенность цветов (70-80). Низких классов шеллак – TN.                           Оранжевый и лимонный buttonlac — с содержание воска с 3% -5% и насыщенность цвета 20 или ниже.                                                                                                          Компании, которые продают  сухие хлопья шеллака классифицируют его по цвету (светлый, темный, белый, супер-блонди), а иногда и по классам (# 1 апельсин, Button-lac, Seedlac и т. д.).

Депарафинированный шеллак имеет намного больше прозрачности и влагостойкости. (Воск в шеллаке уменьшает четкость отделки, а также снижает молекулярный вес смолы шеллака, что делает его менее устойчивым к воде). С другой стороны, депарафинированный шеллак имеет гораздо более короткий срок годности после смешивания со спиртом (менее 6 месяцев).

 Преимущества и недостатки шеллака.

Есть много преимуществ в использовании шеллака. Низкая токсичность, легкость применения и простота ремонта являются лучшими причинами, чтобы использовать шеллак. Тем не менее, как и в любой отделке, есть некоторые недостатки, которые приведены ниже. Однако некоторые из причин люди почему то приводят, в качестве недостатков шеллака, основываясь на ошибочных представлениях. Два самых распространенных из них можно легко объяснить. Первое, то что шеллак не высохнет, или долго не высыхает. Эта проблема может быть решена с помощью недавно растворенных хлопьев шеллака. Вторая жалоба — шеллак обладает плохой влагостойкостью. Это может быть преодолено с помощью депарафинированного шеллака, из свежих продуктов. Использование старого шеллака будет уменьшать его влагостойкость. Вы можете легко это доказать. Возьмите доску, на которой нанесен свежий шеллак и после его полного высыхания (около недели), налейте немного воды на покрытие и оставьте его на ночь.  На следующее утро вы все еще увидите лужу воды, но финишное покрытие будет только слегка «затуманено». Способность шеллака противостоять воде уменьшается с возрастом пленки, так что не пытайтесь это делать на старой отделке.

Интересной особенностью является то, что шеллак  очень хорошо сопротивляется водяному пару. В тестах по влажности, проводимых по схеме Лаборатории Лесных  Продуктов США,  без учета эффективности вариантов отделки (способность отделки предотвращать пары влаги от входа в клеточную структуру дерева — называемые MEE), шеллак имеет рейтинг выше полиуретановых, алкидных и фенольных лаков, а также целлюлозных лаков на основе нитрата.

Преимущества:

* Не желтеет по сравнению с лаком и целлюлозо-нитратов на основе лаков.                    * Быстро сохнет. Многие элементы покрытые шеллаком могут использоваться в тот же день или вскоре после этого.                                                                                                    * Широкий выбор доступных цветов.                                                                                           * Превосходная адгезия — никакая другая отделка,  не может превзойти его.                   * Отличная твердость – он  может быть хорошо отшлифован, а также отполирован в высокий глянец.                                                                                                                                * Отличный  как герметический слой, и чтобы поднять волокна древесины для последующей шлифовки. Также уплотняет в отделке загрязняющие вещества, такие как силикон, воск, грязь и масла.                                                                                                  * Простота ремонта. Потому что шеллак повторно растворяется в спирте, царапины и другие мелкие дефекты поверхности могут быть невидимо отремонтированы после повторного применения шеллака на поврежденном участке. Новый шеллак растворяется на старом шеллаке, позволяет идеально провести ремонтные работы.      * Простота удаления. Старый и новый слой шеллака могут быть удалены  денатурированным спиртом.                                                                                                          * Может быть нанесен  тампоном, мягкой кистью или распылением — все с хорошими результатами.                                                                                                                                    * Одобрен FDA — безопасен для пищевой посуды и детских игрушек.                                * Нет неприятных или токсичных паров.

Недостатки:

* Он растворяется при попадании на него  спиртосодержащих продуктов таких как парфюмерия и крепкие алкогольные напитки, это портит поверхность.                            * Образует белые кольца при контакте с водой. Это большая проблема  шеллака который имеет воск или если это старое покрытие.                                                                 * Тенденция  подвергаться царапинам. Устойчивость к царапинам может быть улучшена путем применения простого воска.                                                                            * Имеет срок годности после смешивания в спирте (меньше полгода).                               * Не устойчив к щелочным соединениям. Щелочные химические вещества, такие как щелочи и аммиак обесцвечивают шеллак из-за его кислого состава.  Эти химические вещества часто встречаются в продуктах бытовой химии.                                                     * Чувствительность к теплу — шеллак начинает размягчаться при температуре около 70 градусов по Цельсию.                                                                                                                 * Горячие предметы могут повредить  поверхность.

Имейте в виду, что некоторые недостатки, такие как царапины и повреждение щелочами, водой или спиртосодержащими продуктами  легко отремонтировать, потому что одним из больших преимуществ шеллака — его простота ремонта.

Применение шеллака.

Шеллак можно наносить практически любым методом — кистью, тампоном или распылением. Мой любимый метод – тампон. Эта техника имеет преимущества быстрого высыхания шеллака и позволяет завершить   отделку в гораздо более короткие сроки, чем лаки, полиуретановые или масло.  Она лучше всего работает на ровных поверхностях. В двух словах  как это делается.

Приготовьте шеллак и тампон.  (для тампона нужно использовать специальную ткань или ткань для френчполиш, также желателен синтетический наполнитель, это можно купить там же где продается шеллак). Ткань должна быть свободна  от ворса, насколько это возможно. Не используйте ткани типа хлопковых футболок или марлю.

Вырежьте квадратный кусок ткани примерно 12 -15 см.  Уложите в него наполнитель (некоторые говорят что можно использовать шерсть) сформируйте тампон,  внизу его некую площадку, так что бы не было никаких складок.  Налейте немного спирта  на ткань и помните тампон, чтобы спирт впитался.  Затем отберите из бутылки шприцем шеллак, примерно 5 – 8 гр,  осторожно введите в тампон.  Для этого я сверху тампона проделываю маленькое отверстие. Для начальной практики используйте ровную подготовленную деревянную поверхность, например кусок доски. Начиная с верхней части и одного края этой дощечки, начинайте работать тампоном по поверхности, как самолет заходит на посадку, ведите тампон уверенно, не нужно сильно нажимать, а затем поднимайте его медленно, когда дойдете до другого края доски, как взлет самолета. Повторите это движение по доске в виде полосок  . Когда вся поверхность будет покрыта шеллаком, та часть где вы начинали будет достаточно сухой, чтобы еще раз повторить. Толщина этого покрытия является легким слоем из шеллака, следите чтобы тампон был влажным, но не мокрым  (если вы можете выжать шеллака из тампона, это означает что он слишком влажный).

После завершения работы, тампон нужно положить в банку с плотной крышкой, для повторного использования. Если это первый слой на новой поверхности дерева, шеллак должен в него проникать быстро и достаточно быстро высохнуть, затем (если необходимо) его нужно обработать наждачной бумагой (320 – 380), для  удаления поднятого ворса волокон дерева. Повторите этот же процесс, что и выше, пока тампон не начнет приставать. Дайте нанесенному шеллаку сохнуть одну ночь, на следующий день обработайте наждачной бумагой с зернистостью 320 — 380, а затем «стальной шерстью» с синтетическим ворсом или  натуральной «стальной шерстью» № 0000 (steel wool). Повторите такую же процедуру нанесения шеллака еще раз и дайте ему высохнуть в течение ночи. Затем, если необходимо, используйте мелкую наждачную бумагу (1500 – 2000).

Если не требуется, то аккуратно и легко протрите поверхность «стальной шерстью» № 0000, используйте воск разбавленный в уайт-спирите в качестве смазки. После того, как воск высохнет образуя  легкую дымку, протрите излишки воска мягкой хлопчатобумажной тканью. Вы получите очень мягкий атласный финиш.

Эта «тампонная» техника может быть использована в основном  на ровных поверхностях, а на сложных лучше использовать кисть..

 Нанесение шеллака кистью.

Нанесение шеллака кистью очень отличается от нанесения кистью продуктов на масляной основе, такие как лак или полиуретан. Часть сложности заключается в том, что шеллак сохнет быстро, и вы не можете позже с помощью кисти наносить последующие слои. Это требует некоторой практики, но следующие рекомендации должны помочь.

Кисть, должна быть такой чтобы шеллак полностью стекал с неё при выполнении отделки. Кисть рекомендуют с чистыми скунсовыми волосами, , но на некоторых имеются мягкие волосы барсука на внешней стороне для получения гладкой поверхности, а в центре волосы скунса , чтобы дать кисти своего рода «тело». Самые продаваемые в настоящее время кисти с щетиной из очень тонкого, мягкого фарфора, по окраске напоминающие волос барсука. Если вы никогда не пользовались дорогими кистями  прежде, вы быстро поймете, что это стоит денег. Мой второй выбор кисти для шеллака будет с щетиной из чистого белого фарфора.

Другой тип кисти под названием Golden Taklon также является отличной кистью для применения шеллака. Преимущество этой кисти с синтетической щетиной, в том что она может быть использован для применения легко и быстро. Это очень хорошая кисть для сложных поверхностей. А также синтетическая щетина очищается легче, чем натуральные щетины.

Перед применением нужно окунуть всю кисть до наконечника (металлические части на ручке) в спирте, а затем отожмите ее. Тогда будет легче чистить кисть после использования.

Подготовьте необходимую по размеру ёмкость, добавьте туда раствор шеллака. Раствор должен быть не густым, чтобы минимизировать налипания которые трудно удалять позже.

Опустите кисть примерно на половину в раствор и приподнимите её,  пусть лишний шеллак стечет, а затем слегка  придавите кисть об верхнюю часть сосуда который  вы используете, чтобы удалить излишки.

Начиная приблизительно 1 см от края, ведите кисть слегка на край, а затем вернитесь полностью к другому  краю. Кистью —  раз и быстро вернулись, чтобы выровнять слой если это неровно, но не работайте слишком много. Кисть с  шеллаком не создает пузырьки воздуха  поэтому это не должно быть проблемой.

Далее еще один слой кистью – полоса за полосой, слегка перекрывая ее примерно на 1/4.  После нанесения  шеллака сушим, (1 час для первого слоя, на ночь для последующих слоев), Затем наждачная бумага, steel wool, как было описано выше. Трёх слоев  должно быть достаточной для мелкозернистой древесины, например как вишня или клен, но вы можете увеличить количество слоев на 5 — 6  для дерева с открытыми порами, как красное дерево, некоторые палисандры,  макассар и т. д. Финишная отделка также может быть с воском и steel wool, как указано выше.

Для очистки кисти, вам не нужно использовать дорогие растворители или спирт. Бытовой аммиак хорошо очищает кисть от шеллака, потому что щелочной аммиак растворяет кислый шеллак. Затем промыть кисти с мылом (или моющим средством для мытья посуды) в воде.  После этого кисть сохранит  мягкую щетину.

Распыление шеллака из краскопульта.

Шеллак, в этом отношении,  очень похож на нитроцеллюлозный лак. Лучшая смесь для краскопульта примерно 20% содержания твердых веществ,  так будет строиться слой пленки  быстрее, чем лаковой. Это может твердеть слишком быстро — особенно при использовании вытяжки, которые будут влиять на выравнивание мокрой пленки, поэтому в таких случаях обычно добавляют замедлитель для шеллака. Можно также  использовать бутиловый или изопропиловый спирт в качестве замедлителей, но лаковый замедлитель также может быть использован.

Шеллак также склонен к проблеме «толстый край», где есть заметное накопление тяжелых покрытий вокруг краев и острых углов. Это связано с поверхностным натяжением градиентов, которые возникают в процессе сушки и может быть исправлено путем снятия фаски острых углов, а также выполнение работы вдали от сквозняков во время сушки. Также существуют специальные смачиватели — добавки, чтобы устранить эту проблему.

Однако при этой технике нанесения шеллака, необходимо иметь «твердую руку» и очень «внимательный глаз».

Ремонт шеллачного покрытия.

Со временем на шеллачном покрытии могут возникнуть потертости, царапины и другие мелкие повреждения. Это очень легко восстановить спиртом, который является растворителем для шеллака. Поверхностные царапины можно устранить легко раствором  шеллака. Используя очень тонкую художественную кисть, как № 1 или № 2. Если царапина прошла через весь слой и окраску, вы можете смешать шеллак с растворимыми в спирту красителями или пигментами в соответствии с оригинальным цветом. Белые пятна от воды можно лечить таким же образом, но обычно только спиртом…

Тампоном или кистью нанесите  слой шеллака и затем обработайте его как указано выше, это восстанавливает  так, что он выглядит даже лучше чем был.. Если вы не уверены — шеллаком ли покрыта поверхность, тогда простой тест подтвердит это. Нанесите немного спирта на незаметном участке, если отделка становится липкой — это шеллак.

—————————

Некоторые данные были мною взяты  из авторитетных англоязычных источников.

Продолжение будет опубликовано во второй части, где речь пойдет непосредственно о технике нанесения и применения шеллака для музыкальных инструментов.

Шеллак

Многие слышали о шеллаке, но не все знают об его первоначальном применении как красителя. С шеллака начиналась современная индустрия пластмасс, изначальной целью которой было повторить основные свойства шеллака с некоторыми дополнительными качествами.

В статье не будет речи ни о современном лаке для ногтей, ни о чикагской рок-группе. Говорим о натуральном веществе, продукте жизнедеятельности особых насекомых на особых деревьях.

Первоначально шеллак применялся не как лаковое покрытие для мебели, а как краситель, придающий древесине свой характерный оттенок. Использование шеллачного красителя упомянул в 250 году н. э. римский писатель Claudius Aelianus в своей книге о естествознании. Этот метод обработки древесины оставался актуальным вплоть до середины 1800-х годов, пока английский химик Перкинс, не открыл первый искусственный анилиновый краситель, что свело на нет производство натуральных.

Первое упоминание об использовании шеллака в качестве защитного покрытия датируется 1590 годом и встречается в работе одного английского писателя бывшего в Индии и изучавшего местные обычаи. Выдержки из этого повествования сообщают о наиболее ранних применениях шеллака, известных в истории.

Описывая процедуру нанесения лака на столярные изделия, он пишет:

«берут небольшое количество природной смолы требуемого цвета, и после нагрева, когда она приобретает определенные свойства, т.е. прямо горячим лаком (расплавленной массой), покрывают всю поверхность обрабатываемой древесины, толщиной с человеческий ноготь. Смола проникает в древесину и застывает на ней. Затем, с помощью соломенной или камышовой пакли, поверхность полируют, так искусно, что на ней не остаётся ни единого необработанного участка, и она блестит как стекло, ласкает глаз. Полировку древесины продолжают до тех пор, пока на поверхности не возникнет четкое отражение. Таким способом в Индии обрабатывают всю домашнюю утварь». - Шеллак: добыча сырья, изготовление, химическое исследование, продажа и использование. Лондон, Sir I.Pitman & Sons, Ltd., 1935 год, стр.3.

Долгое время шеллак являлся важным экспортным продуктом между Индией и Западной Европой.

С начала девятнадцатого века до начала двадцатого шеллак широко применялся как защитное покрытие для мебели. После чего его начал вытеснять нитроцеллюлозный лак.

Что такое шеллак

Шеллак – это ничто иное, как органическая секреция для защиты своих тел определенного вида насекомых Laccifer Lacca или Лаковые жучки, одних из 2000 известных видов подобных созданий.

Жизненный цикл лакового жучка

Лаковые жучки размером с яблочное зернышко в больших количествах прикрепляются к особым деревьям, называемым лаковые деревья (lac host trees), в Индии это в основном Dhak (Butea monosperma) и дерево Ber (Ziziphus mauritiana).

На этих деревьях они паразитируют и выделяют лаковую смолу, как защитный слой для своих тел, исходный материал для шеллака.

Эти маленькие создания являют собой большую разрушающую силу, но небольшое их количество не так опасно.

Лаковое насекомое проходит за короткие шесть месяцев жизни четыре стадии – яйцо, личинка, куколка и взрослая особь. Шести месячный цикл обеспечивает два сбора урожая в год.

Женская особь откладывает более чем 100 яиц в форме лакового гнезда, прикрепленного к свежей веточке лакового дерева. Из яиц вылупляются маленькие и красненькие личинки приблизительно 0.5 мм в длину. Личинки покидают лаковое гнездо и селятся на ближайшей ветке, чтобы ею питаться.

Каждая лаковая личинка вооружена длинным хоботком, которым она вытягивает сок из дерева. С первой трапезой начинается процесс выделения секреции из их тела, которая покрывает тело защитной оболочкой и предотвращает от нападения хищников. Эта секреция, в конце концов, формирует твердый смолистый слой, который почти полностью закрывает насекомое. Под защитой этого слоя через восемь недель насекомое становиться взрослым.

Мужская особь теряет хоботок, но появляются усики, лапки, и пара крыльев. Мужская ячейка немного длиннее чем женская и имеет маленький круглый люк. Через него мужская особь покидает ячейку для оплодотворения женских особей, после чего мужская особь умирает.

Женская ячейка закругленной формы и остаётся прикрепленной к ветке. Особь сохраняет свой хоботок, но не имеет крыльев и глаз, и существует как ракушкоподобный организм.

Женская особь - это организм для производства яиц. С ростом особи увеличивается выделение лаковой секреции и размеры внешнего слоя. После четырнадцати недель насекомое сжимается, что позволяет отложить яйца. Когда они вылупляются, вылазят личинки и процесс начинается заново.

Кладка содержит малиновую жидкость, называемую лаковый краситель, который напоминает кошениль, органический краситель от подобных насекомых, который используется главным образом в пищевой индустрии.

После того как цикл заканчивается и новое поколение начинает вылазить, смола покрывающая ветки собирается. Смолу отдирают с веток, сушат прежде чем приступить к получению шеллака. Часть гнезд сохраняется для производства нового урожая.

Способ производства шеллака

После того как деревья покрыты лаковыми гнездами, урожай практически не требует внимания до момента его сбора. Сбор – это соскабливание веточек богатых шеллаком. Свежий урожай остаётся сушиться до продажи. Процесс сбора обычно проводиться в сельской местности, небольшое количество поступает в местные магазины, основные продажи агентам мануфактур.

Лаковый материал, соскобленный с веток, это неочищенное лаковое сырьё или лаковые палочки (sticklac). Они содержат смолу насекомых, лаковый краситель и веточки. Все это измельчается, вымывается, сушится в форме семян. Это лаковые семена затем будут переработаны вручную или механически в шеллак.

Качество и цена лаковых палочек очень сильно зависит от различных факторов, таких как вид дерева, климат, собран урожай до или после того как вылезут личинки, также метода сушки и хранения.

Процесс очистки шеллачного сырья

Лаковые палочки измельчаются и просеиваются, чтобы убрать песок и мусор. Затем они промываются, отделяются веточки и части насекомых, также вымывается лаковый краситель.

Разлагающиеся тельца насекомых придают багровый оттенок воде, которая может быть сконцентрирована в краситель.

Смола сушится и провеивается, затем просеивается и получается уже коммерческий вариант лакового семечка. Лаковая пыль после просеивания известна как molamma lac или лаковый остаток. Лаковое семечко вручную нагревается в длинных узких тканевых мешках. Применяется древесный уголь. Шеллак плавится и медленно просачивается через ткань, оставляя внутри мешка тельца насекомых и веточки.

Остаток внутри мешка это ещё один вариант лакового остатка называющийся Kirilac. Отфильтрованная масса превращается в пластинки  толщиной примерно 0.5мм и тоньше в зависимости от искусности мастера.

Различают сорта шеллака. Шеллак различается по цвету от желтого до сильно оранжевого. Обесцвеченный шеллак называет белым.

Механически сделанный шеллак плавится с использованием пара и отжимания сырого molten lac с помощью гидравлических прессов или использования растворителей. Механический способ безусловно технологичнее ручного.

Наконец мытый и очищенный шеллак сушится, часто под открытым солнцем. Затем хранится в прохладном сухом месте, пока не будет упакован для транспортировки.

Свойства шеллака

Синтетические смолы заменили во многих областях когда-то используемый шеллак, но общественный протест против применения ненатуральных и токсичных соединений в продуктах питания может вернуть применение шеллака в пищевую промышленность, как консервант и краситель. Шеллак сам по себе абсолютно не токсичный.

Шеллак был основой смеси для изготовления граммофонных пластинок.

Шеллак не проводит электрический ток и применялся до недавнего времени как изоляционный материал.

Шеллак твердый, практически без запаха в прохладном состоянии, но по-особому пахнет при нагреве или плавлении.

Высший сорт светло-желтый более низкие сорта от темного оранжево-коричневого до почти темно-красного. Из высших сортов шеллака удаляется воск.

Это мощный связующий материал с низкой теплопроводностью. Он устойчив к воздействию ультрафиолетовых лучей и обладает хорошей адгезией, прилипает и к пористому дереву, и к глянцевой гладкой поверхности.

Чтобы было можно коснуться, поверхность высыхает менее чем за 15 минут. Он может принять консистенцию глины или быть разбавлен растворителем. Шеллак можно нанести сверхтонким слоем, также смыть соответствующим растворителем с поверхности.

Сорта шеллака

SEED Lac, Kusmi

Лаковое семечко Kusmi

Нейтрально коричневый и необработанный. Применяется для реставрации и ремонта антиквариата. Содержит частички жучков, дерева и т.д. Лаковое семечко требует фильтрации после растворения.

ButtonLac, Kusmi #1,Kusmi #2

Лаковые пуговицы

Лаковые пуговицы - это уникальный шеллачный продукт используемый преимущественно для реставрации. Даёт очень твердое покрытие, поэтому замечательно подходит для полировки по-французски.

Существует два цвета Kusmi #1 карамельно-янтарный и Kusmi #2 красновато-коричневый. Разница в какое время года собирается урожай.

BysakhiButton

Brownish Toned

Делается из лакового семечка Bysakhi ( сбор в летнее время с деревьев Palas и Ber)

Bysakhi это твердая смола, коричневатого цвета и готовится в ручную нагреванием лакового семечка в хлопковых тубах. Смола просачивается через поры материала и шеллака формируется в виде пуговиц.

GOSSAMER

Machine Made TN

Шеллак похожий на желтый, очень тонкий и быстро растворяющийся. Механический способ получения.

LEMON Yellow / Orange

Прекрасный общеприменимый шеллак, светло желтого цвета.

GARNET

(Dewaxed очищенный от воска)

Богатый красно-коричневый оттенок

RUBY(красно-янтарный, рубиновый)

(очищенный от воска)

Красно-янтарный - используется для махогони, палисандра, а также как краситель для придания теплого оттенка.

BLONDE

(очищенный от воска)

Почти прозрачный

SUPER BLONDE

(очищенный от воска)

Очень прозрачный.

PLATINA (platinum)

(очищенный от воска)

Экстра прозрачный

Использованны материалы с www.artisansofthevalley.com и www.shellac.net


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.