Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Ресурсный центр что это такое


Ресурсные центры и их роль в образовании

Главная -> Калейдоскоп -> Выпуск 75 ->

Ресурсные центры – это вполне своевременное и необходимое явление в образовании. Ресурсные центры получили столь широкую востребованность благодаря необходимости модернизаций в образовательной сфере. С помощью ресурсного центра осуществляется концентрация и обеспечение доступа к дорогим и подчас дефицитным ресурсам. Также центры выступают в роли учреждения для дополнительного и профессионального образования. Их деятельность заключается в грамотной организации доступа для коллектива к материально-техническим, информационным, учебным, методическим и лабораторным ресурсам. Эта доступность материалов позволяет значительно улучшить эффективность образовательного процесса.

Лучшие педагоги страны признают, что ресурсные и ресурсно-образовательные центры преследуют одну глобальную цель: возможность сформировать у самих педагогов и школьников умение самостоятельно изучать и переучиваться. Это просто невозможно без навыков работы с информационными технологиями, без доступа во всемирную сеть интернет, без грамотного взаимодействия со всеми элементами информации. Именно ресурсные центры предоставляют им возможность доступа к этой информации. С их помощью обеспечивается мощная поддержка учебных процессов. Также ресурсные центры осуществляют таргетированную и узконаправленную поддержку творчески и интеллектуально одаренных детей и развивают уже имеющие творческие возможности квалифицированных педагогов.

К сожалению, главным «тормозом» развития системы ресурсных центров пока что остается пресловутый человеческий фактор. В каждом крупном учебном заведении примерно 10% педагогов отказываются принимать данное новшество.

Основное опасение разработчиков информационно-ресурсных центров заключалось в том, что при таком удобном и быстром способе получения информации могут «пострадать» обыкновенные библиотеки. Однако опасения оказались напрасными: в учебных заведениях, которые ведут сотрудничество с ресурсными центрами, уровень посещения библиотек не снизился. Несмотря на то, что компьютер на сегодняшний день является самым лучшим рабочим инструментом, востребованность книг не исчезнет никогда.

Информатизация в сфере образования – процесс долгий и кропотливый. Для этого потребуются изменения в содержании учебных программ, переподготовка непосредственно педагогических кадров. Остается открытым и вопрос технического оснащения. Именно ресурсный центр является тем самым пространством, которое на сегодняшний день является приоритетным для государства, поскольку основная его цель – стимулировать у ребенка желание учиться.

Таким образом, ресурсные центры – это объективная необходимость и веление времени. Высококачественное профессиональное образование на сегодняшний день возможно лишь с концентрацией и объединением самых разных его ресурсов.

Возвращаясь к важному вопросу о техническом оснащении: существует масса различных организаций, которые занимаются поставкой и интегрированием оборудования, необходимого для организации наилучшего доступа к информации. Из них следует выделить компанию НТГК. В штате компании числятся только высококвалифицированные специалисты, а сама компания имеет широкий опыт работы в данной сфере. Именно такими качествами и должна обладать организация по организации ресурсных центров.

Опубликовано 29.06.2012

www.chem-astu.ru

Общее описание работы ресурсного центра

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Ресурсный центр должен содержать максимум полезной информации по разным областям социальной интеграции людей с ограниченными возможностями. Ресурсный центр выступает в качестве посредника между существующей необработанной, неотобранной, неструктурированной и нераспространённой информацией и пользователем центра, то есть инвалидом или специалистом в данной области. Собирая различные данные, ресурсный центр сам становится создателем новой информации. Ресурсный центр может работать как реально (т.е. оказывать информационно-консультационные услуги в определенном месте), так и быть частью виртуального Интернет пространства (WEB-сайт, электронная почта, форум). Документы ресурсного центра могут храниться на всевозможных носителях информации: бумажных, видео и цифровых.

Часть документов и справочной информации находится на постоянном хранении в ресурсном центре, другая часть постепенно обновляется. В подобных условиях пользователь вправе рассчитывать на получение достоверной и новейшей информации.

Рисунок 1. Роль ресурсного центра

Пользователями ресурсного центра могут быть: - Специалисты по реабилитации инвалидов, работающие в реабилитационных, образовательных учреждениях, руководящих структурах здравоохранения и социального развития, НКО/НГО и прочих организациях предоставляющих услуги инвалидам; - Инвалиды и члены их семей, все заинтересованные лица;

- Политики и руководители, ответственные за принятие решений в социальной сфере, а также все заинтересованные организации.

Персонал ресурсного центра

Компетенции специалистов ресурсного центра очень разнообразны и обусловлены особенностями работы центра. Ниже в качестве справки приводятся профили и обязанности руководителя ресурсного центра, специалиста по сбору и обработке информации, специалиста по информационно-консультационной деятельности, администратора Интернет сайта и базы данных1.

Руководитель Профиль - управление: - Общее управление информацией - Бюджетное управление - Управление проектом и планирование - Диагностика и оценка деятельности - Управление персоналом

- Управление обучением и тренингами

  Обязанности: - Определение направленности центра: тематики, носители информации (бумажные, цифровые...), численность персонала - Планирование работ - Решение организационных задач - Разработка технических заданий - Управление бюджетом - Составление статистических данных о деятельности центра - Участие в работе сети и сотрудничество с другими структурами - Поиск спонсоров

- Участие в конференциях и семинарах

Специалист по сбору и обработке информации Профиль - работа с информацией: - Связи с общественностью (пользователи и клиенты) - Понимание информационных услуг - Применение закона о защите информации - Управление знаниями и информацией

- Идентификация и подтверждение источников информации

1 Профили специалистов взяты из книги «Еврогид LIS Компетенции и навыки европейских специалистов в области информации» Европейский Совет Информационных Ассоциаций, изданной при поддержке Европейской комиссии

  - Анализ и презентация информации - Поиск информации - Распределение документов - Организация сайта и оборудования - Концептуализация товаров и услуг Обязанности: - Сбор информации - Обработка информации для внедрения в базы данных - Управление Интернет сайтом и базой данных, создание новых разделов базы данных - Классификация и хранение документов - Ответы на вопросы посетителей - Отслеживание приобретений и подписок - Ответственность за публикации

- Обучение пользователей баз данных

Специалист по информационно консультационной деятельности Профиль - коммуникация: - Устная коммуникация - Письменная коммуникация - Аудиовизуальная коммуникация - Коммуникация посредством компьютера - Межличностная коммуникация - Институциональная коммуникация Обязанности: - Консультации пользователям ресурсного центра - Создание рекламных материалов о ресурсном центре - Составление брошюр - Рекламные брошюры, адресованные спонсорам - Составление пресс-коммюнике в ходе каждой новой акции - Составление новостного письма

- Создание внешнего вида выпускаемых центром изданий

Администратор Интернет сайта и базы данных Профиль - компьютерные технологии: - Компьютерный дизайн информационных систем - Программная разработка прикладных задач - Издательское дело и редактирование - Интернет-технологии и базы данных

- Информационные и компьютерные технологии

  Обязанности: - Создание баз данных - Расширение баз данных - Создание веб-сайтов

- Webmaster

Типы документов

Ресурсный центр собирает разнообразные документы на всевозможных носителях информации. Это могут быть: 1. Письменные документы - Книги - Методические пособия - Журнальные и газетные статьи - Научно-исследовательские работы - Публикации в Интернете - Справочники и ежегодники - Юридическая документация - Словари... 2. Аудиовизуальные документы - Аудио записи - Видео записи - Фильмы - Картинки - Фотографии. 3. Официально неопубликованные документы - Истории успеха - Научные работы студентов - Отчёты - Издания, выпускаемые общественными организациями - Аудио, видео записи - Координаты специалистов.

Информация становится более доступной, если она сгруппирована по темам, например, учреждения реабилитации, учебные заведения, эксперты, специалисты, методическая литература и т. п.

Источники информации

Источники информации на тему социальной интеграции инвалидов многочисленны и разнообразны. Ниже приводится перечень основных источников информации: - Люди с ограниченными возможностями (истории жизни, анализ их потребностей.). НГО/НКО инвалидов могут стать посредником для установления связи непосредственно с этими лицами; - Информационные центры и базы данных, которые доступны через вебсайты или электронную почту могут предоставить разнообразную информацию, в т. ч. по законодательству в сфере социальной интеграции, обучению инвалидов и т. п. На сегодняшний день веб-сайты являются важным источником информации. Однако необходимо выработать стратегию отбора веб-сайтов с тем, чтобы отсылать пользователей лишь на сайты, которые располагают достоверной информацией. - Федеральные, региональные и местные органы власти, страховые фонды могут предоставить разнообразную институциональную информацию, а так же данные, касающиеся льгот и пособий. - Научные журналы (по медицине, психологии, социологии, реабилитации, архитектуре...). Журналы можно получить по подписке или - это всё больше входит в практику - на Интернет сайтах(бесплатные журналы). Названия научных журналов можно узнать от издателей или в библиотеке. - Информацию о книгах на тематику инвалидности можно получить от издателей. Можно установить связи с издательствами, которые будут присылать бесплатный экземпляр книги или каталог в ресурсный центр при условии, что данные об издании будут помещаться в библиографический бюллетень или на Интернет сайт. - Эксперты и специалисты, а также медработники, преподаватели, психологи, социологи, архитекторы., участвующие в социальной интеграции инвалидов. - Выставки реабилитационной техники, собирающие большую часть производителей и поставщиков технических средств. - Высшие и средние учебные заведения. Могут предоставить информацию о возможностях обучения инвалидов. - Реабилитационные учреждения могут также являться источниками информации, в частности в области реабилитации.

Ввиду особенностей каждого региона (наличие ассоциаций, организаций, образовательных центров и т. д.) партнёры проекта могут делиться друг с другом опытом поиска информации и установления связей с источниками информации. Чем чаще заинтересованные люди будут делиться информацией, тем у большего числа людей, находящихся в контакте с центром, будет возникать спонтанное желание поделиться информацией с ним.

Тематики информации

Тема социальной интеграции инвалидов слишком обширна и не имеет чётких границ, что затрудняет поиск и отбор релевантной информации. В связи с этим общая проблематика должна быть разбита на более узкие темы. Это позволит выделить области знаний, которые охватывает ресурсный центр. Подобная классификация необходима как для специалистов, работающих в центре, так и для пользователей, которые смогут лучше понять направления деятельности ресурсного центра. Ниже приведён пример тем ресурсного центра по социальной интеграции инвалидов: - Болезни и функциональные ограничения - Реабилитация - Технические средства - Психология - Социология - Образование - Профессиональная подготовка - Занятость - Учреждения - Спорт - Досуг - Культурная жизнь - Статистика - Законодательство - Транспорт

Данные темы могут быть в дальнейшем использованы для классификации документов, если приёмная центра организована по типу «библиотека».

Работа с информацией

1. Этапы сбора, приобретения, отбора информации позволяют создать документальный фонд на основе внешних и внутренних источников. 2. Этапы обработки и подтверждения обработки информации делают возможной классификацию информации, а затем и её поиск.

3. Этапы распространения информации и предоставление её в распоряжение пользователей позволяют удовлетворить запросам пользователей ресурсного центра.

Рис.2 Работа с информацией

Реклама

Статистика

Создан: 28.02.2001. Обновлен: 26.09.2019. © 2001-2019 aupam.ru | При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

aupam.ru

Ресурсный центр

Можно сказать, что это совокупность людей, технологий и оборудования, ориентированных на внешний рынок. Это пространство, где встречаются для конструктивного диалога представители образовательной сферы, бизнеса и государства, то есть те, кто хочет освоить новую специальность или повысить квалификацию. Ресурсный центр – это новая, перспективная модель взаимодействия, которая позволяет предприятиям непосредственно участвовать в подготовке своих будущих сотрудников, а последним, буквально с первых месяцев учебы погружаться в процесс производства и становиться членами профессионального сообщества.

 Основными целями ресурсного центра являются:

1. Повышение конкурентоспособности экономики региона посредством ресурсного обеспечения качественно нового уровня профессионального образования;

2. Повышение качества профессиональной подготовки специалистов и рабочих кадров;

3. Удовлетворение кадровых потребностей работодателей, образовательных и профессиональных запросов граждан;

4. Развитие социального партнерства между сферами экономики и образования на основе сетевого взаимодействия;

5. Повышение престижа профессии строителя

В своей деятельности ресурсный центр руководствуется следующими принципами:

– принцип социального партнерства, предполагающий реализацию форм маневренного сотрудничества государственного, некоммерческого и коммерческого секторов.

– сетевой принцип, подразумевающий взаимодействие колледжа с учреждениями профессионального образования различного уровня и предприятиями региональной экономики, включая заказчиков и потребителей квалифицированных кадров строительной отрасли.

– принцип саморазвития, предусматривающий формирование механизма деятельности Ресурсного Центра на основе заказа в условиях софинансирования.

Скачать каталог курсов Вы можете здесь

Заведующий ресурсным центром ОГБПОУ  УСК

Кудряшов А.В.

Тел. 8 929 796 49 46

ulsc.ru

Ресурсные центры

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию новую рубрику «Ресурсные центры». В обозначенных ею публикациях пойдет речь об абсолютно новых проектах, реализуемых в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011‑2015 годы.

Как известно, эта программа ставит задачу привести содержание и структуру профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. Для этого на первом этапе (2011-2013) предполагается сформировать стратегические проекты, которые будут реализованы субъектами федерации, образовательными учреждениями и организациями при поддержке из государственного бюджета. Модели и сценарии, разработанные с помощью проектов, предназначаются для массового внедрения на всей территории Российской Федерации. Произойдет это на втором этапе (2014-2015).

Один из стратегических проектов федеральной целевой программы – создание отраслевых ресурсных центров. Подчеркнем – отраслевых, потому что понятие «ресурсный центр» для российского образования далеко не новое. Во многих областях и республиках такие структуры уже созданы благодаря проекту «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005)». Их деятельность посвящена информатизации. В некоторых регионах (Санкт-Петербурге, Республике Коми, Новосибирской, Свердловской и Самарской областях) имеются ресурсные центры в области открытого и дистанционного обучения, возникшие в результате проекта ДЕЛФИ-1 европейской программы ТАСИС.

Немало ресурсных центров уже создано и в системах начального и среднего профессионального образования. Стоит заметить, что появились эти структуры не от хорошей жизни. Устаревшая материальная база и дефицит бюджетных средств привели организаторов к мысли, что надо сконцентрировать ресурсы – материальные, человеческие, финансовые и информационные – в одном месте и пользоваться ими коллективно. Тогда и траты на обучение уменьшатся, и с помощью определенных преобразований можно будет получить желаемый результат – обеспечить подготовку именно таких кадров, которые нужны современной экономике с ее новыми технологиями и оборудованием.

Большинство ресурсных центров в учреждениях НПО и СПО создано во время действия приоритетного национального проекта «Образование», то есть в рамках экспериментальной деятельности учебных заведений, разработавших инновационные программы по подготовке кадров для предприятий-работодателей. Обладая сравнительно развитой материально-технической базой, они выполняют в основном образовательную, методическую и информационно-аналитическую функции. Аккумуляция ресурсов дает возможность эффективнее организовать образовательный процесс, поднять уровень его методического обеспечения и квалификацию педагогических и управленческих кадров. А еще ресурсные центры СПО и НПО характеризуются наличием хорошо отлаженной системы социального партнерства, в которую, кроме колледжа или профессионального училища, получившего грант на реализацию инновационной программы, включены другие образовательные учреждения, органы власти, работодатели. И самое главное в этой системе – тесные связи с производством, что в первую очередь дает возможность педагогам и студентам лучше изучить особенности новых технологий и современного оборудования.

Прямое отношение к работе ресурсных центров НПО и СПО имеют такие важные вопросы, как привлечение инвестиций, методическое обеспечение программ, организация делового общения между социальными партнерами, повышение качества образования, организация опережающего обучения, насыщение рынка труда необходимыми специалистами, снижение социальной напряженности. Во многих ресурсных центрах обучаются взрослые (преподаватели, методисты), осуществляется дополнительное образование.

В целом деятельность этих структур оценивается как эффективная. Видимо поэтому в Министерстве образования и науки РФ родилась идея – организовать отраслевые ресурсные центры в некоторых отраслях экономической сферы страны. Предполагается, что они будут «точками роста» для подготовки востребованных специалистов среднего звена.

Учебные заведения для реализации проекта отбирали по конкурсу, а отрасли – по уровню дефицита кадров. Требования к участникам конкурса предъявлялись очень высокие. С победителями заключался государственный контракт.

Судя по профилю будущих ресурсных центров, наиболее остро нуждаются в специалистах авиационная и космическая промышленность, наноиндустрия, электроэнергетика, транспорт, строительство, сельское хозяйство, медико-биологическая и фармацевтическая промышленность, лесное хозяйство.

В основу проектов заложена апробированная идея. Они неплохо обеспечены финансово. Если самая большая сумма, которая выделялась участникам приоритетного национального проекта «Образование», составляла 60 млн. рублей, то сейчас она увеличена вдвое. Остается надеяться, что и идея, и капиталовложения сработают эффективно.

А мы, со своей стороны, предлагаем читателям ознакомиться с первыми результатами эксперимента.

akvobr.ru

Ресурсные центры как инновационная форма непрерывного образования специалистов

В. П. Топоровский

(Санкт-Петербург)

РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье рассмотрены процессы оптимального взаимодействия системы профессионального образования с региональными и отраслевыми ранками труда. Проанализирована система создания и деятельности ресурсных центров разного уровня и направленности, в том числе для научной подготовки кадров высшей квалификации

Модернизация образования в России предусматривает совершенствование его качества и эффективности, обеспечение открытости и доступности, опережающее развитие системы начального профессионального образования [6]. Профессиональная подготовка специалистов должна соответствовать возможностям и способностям каждой личности, потребностям социума, условиям профессионально-производственной сферы.

Сегодня обществу и производству необходимы рабочие кадры и специалисты с высоким уровнем профессиональной компетентности. Выпускники учреждений НПО и СПО должны быть готовы бескризисно пройти социализацию и адаптацию в ходе личностной и социально-производственной деятельности, быть конкурентоспособными на рынке труда. Одним из путей решения этих задач является концентрация ресурсов при проведении реструктуризации региональной сети учреждений НПО [2, 3].

Качество специалиста может определяться показателями компетентности, уровней здоровья, квалификации и трудоспособностью, которые характеризуют возможности каждого работника трудиться с высокой интенсивностью и оказывают влияние на меру готовности личности к успешному выполнению профессиональных обязанностей в соответствии с организационно-технологическими требованиями.

Как показывают исследования, это определяет необходимость формирования специали-ста-профессионала, его личностных, общественно-трудовых и профессионально значимых качеств.

Важно учесть, что рынок труда и система профессионального образования, ее учреждения как социально-экономические системы, являются открытыми системами, имеют взаимосвязи между собой и внешней средой [7].

Процессы оптимального взаимодействия учреждений системы профессионального обра-

зования с региональными и отраслевыми рынками труда обеспечивают развитие сети учебных заведений, влияют на объемы, профили и качество подготовки рабочих кадров и специалистов, способствуют сбалансированности спроса и предложения рабочей силы с учетом запросов личности и социума, требований экономики и производства.

Однако, как показывает анализ, практические действия по модернизации образования сталкиваются с разрешением противоречия -недостатком квалифицированных кадров и неразработанностью эффективных механизмов, позволяющих осуществить перемены в подготовке специалистов в соответствии с социально-экономическими требованиями.

Для разрешения этого противоречия должны быть задействованы внутренние ресурсы самого учебного заведения, его субъектов и социально-образовательных партнеров, заинтересованных в повышении качества подготовки специалистов. Необходимо также содержательное наполнение образовательного процесса профессиональной подготовки, позволяющее получить результаты более высокого качества.

Взаимодействие на всех участках и уровнях профессиональной подготовки становится наиболее эффективным, если достигнута высшая его форма, называемая сотрудничеством. Такая деятельность позволяет интегрировать основные функции и уровни сотрудничества: взаимосвязи, основанной на взаимопонимании, взаимопереживании и взаимодополнении; организации совместной деятельности, предусматривающей проявление самостоятельности и активности; деятельности, основанной на взаимной поддержке и взаимопомощи, объединении усилий и согласованности [1, 2].

Сотрудничество является наивысшим уровнем согласованности и организации субъектносубъектных отношений в совместной деятельности. Эффективность сотрудничества зависит

от использования в совместной деятельности следующих основных принципов: целенаправленности (стремление к общей цели); мотивированности (активное, заинтересованное и плодотворное отношение к совместной деятельности и конечному результату); целостности (взаимосвязанная и взаимодополняющая деятельность); структурированности (четкое распределение функционала, прав и обязанностей, определение меры ответственности); согласованности (единство действий участников, низкий уровень конфликтности, установление субъект-субъектных отношений); организованности (плановость, планомерность и преемственность деятельности, способность к управлению и самоуправлению); результативности (достижение оптимальных результатов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из основных положений теории синергетики мы полагаем, что любая система, в том числе и система профессионального образования, действует более эффективно и качественно, если она открыта для взаимодействия с другими системами как изнутри, так и снаружи, что «позволяет познавать явления с позиции самоорганизации, открытости систем, роли случайности и хаоса, природы катастрофических явлений в системах...» [5, с.13].

Взаимодействие может проявляться в разных формах: в виде интеграции структур и компонентов для оптимального использования различного вида ресурсов, а также создания объединений, творческих групп с целью внедрения инновационной формы деятельности -ресурсных центров.

Понятие «ресурсный центр» имеет множество трактовок. Многие исследователи относят к ресурсным центрам любое подразделение (организационную ячейку) образовательного учреждения (ОУ), имеющее автономный статус (вплоть до самостоятельного юридического лица) и производящее образовательные услуги или учебно-производственную продукцию на платной основе» [9, с.13]. Другие ресурсными центрами считают организации, созданные на кооперативных условиях группой учреждений профессионального образования и заинтересованных деловых партнеров-соучредителей.

«Ресурсный центр (в широком смысле слова) - это форма объединения, интеграции и концентрации ресурсов от различных собственников (правительства, работодателей, образовательных организаций, физических лиц)» [7, с. 88]. Создание ресурсных центров профессионального образования позволяет решить следующие задачи:

- организовать учебно-производственную практику для учащихся старшей ступени школы в ходе профильного обучения;

- осуществить модернизацию материальной базы;

- создать инновационные организации профессионального образования.

К ресурсному обеспечению образования, по нашему мнению, можно отнести не только материально-техническое и учебно-лабораторное оборудование, но и научно-методические, информационные источники и средства обеспечения процесса профессиональной подготовки, а также кадровый и финансовый потенциал, социально-образовательных партнеров, заинтересованных в повышении качества подготовки востребованных рыночной экономикой кадров.

Основная идея реструктуризации сети учреждений НПО путем создания ресурсных центров состоит в том, что профессиональное образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным, иметь опережающий характер [7, с. 88].

Анализ практики создания ресурсных центров позволяет отметить, что в настоящее время решаются задачи по переориентации образовательных учреждений базового НПО и СПО в профильные ресурсные центры, хорошо оснащенные необходимым оборудованием и современными производственными мастерскими [9, с. 8].

Сегодня имеется обширная и диверсифицированная практика создания и успешной деятельности ресурсных центров по концентрации различных ресурсов для подготовки рабочих кадров и специалистов в различных регионах России (Иркутская, Кемеровская, Ленинградская, Новгородская, Самарская области, Республика Чувашия, города Москва, Санкт-Петербург и другие субъекты РФ).

Для совершенствования качества повышения квалификации и переподготовки кадров системы НПО и СПО в Ленинградской области созданы и работают центры ресурсного обеспечения в городах Волхов, Выборг, Кировск: ГОУ «Волховский алюминиевый колледж», ГОУ «Выборгский политехнический колледж «Александровский», ГОУ «Кировский политехнический колледж» и др.

Усиливающаяся конкуренция, процессы реорганизации учебных заведений и бизнес-структур обогатили инновационный менеджмент, превратив управление персоналом в новый и быстро растущий сектор рынка, использующий оптимальные методы и модели создания и оценивания качества подготовки

профессионалов, конкурентоспособных на рынке труда.

Крупные и успешные компании, такие как ОАО «СУАЛ-Холдинг», ЗАО «Метахим», с которыми Волховский алюминиевый колледж связывают давние партнерские отношения, в современных условиях создают и развивают внутрифирменное профессиональное обучение специалистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ресурсный центр, созданный на базе Волховского алюминиевого колледжа, является новой оптимальной формой профессиональной переподготовки специалистов, преподавателей и мастеров производственного обучения, повышения квалификации, консультирования, проведения инновационной деятельности по проблемам повышения результативности непрерывного профессионального образования специалистов.

Другим примером работы ресурсного центра является деятельность Сосновоборского политехнического колледжа Ленинградской области. На педагогическом совете была принята программа развития колледжа на период 20062010 годы, состоящая из трех этапов: преобразование лицея в колледж; создание ресурсного центра электротехнического профиля по подготовке специалистов для предприятий атомной энергетики; по непрерывному образованию рабочих кадров и специалистов.

Качественные изменения, запланированные в инновационной образовательной программе развития колледжа, определяют содержание деятельности ресурсного центра подготовки конкурентоспособных специалистов для высокотехнологических производств электротехнического профиля в атомной энергетике.

Необходимо отметить, что в подготовке квалифицированных кадров в колледже заинтересовано руководство Ленинградской атомной станции (ЛАС), в связи с необходимостью кадрового обеспечения строительства и функционирования замещающих мощностей станции.

Ленинградская атомная станция, расположенная в г. Сосновый Бор, дает более 70% всей продукции города Сосновый Бор, а также 60% доходов городского бюджета. Строительство замещающих площадей ЛАС и их эксплуатация, с обеспечением производственного цикла действующих блоков станции, требуют дополнительного притока специалистов и рабочих кадров. По данным мониторинга, колледжу необходимо будет подготовить за период строительства от 7 до 11 тысяч рабочих кадров и специалистов.

Одной из важнейших идей Президентской образовательной инициативы «Наша новая

школа» является идея создания условий по подготовке и формированию учителя инновационного типа, развитие у него систематизирующих составляющих профессиональной педагогической компетентности, важнейшими из которых считаются аналитическая и исследовательская.

Очевидно, что наряду с другими основными задачами освоения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, создания оптимальных организационнопедагогических условий для обучения и развития талантливых учащихся требуются новые подходы в переподготовке, повышении квалификации педагогических кадров. Необходимо формировать педагогов-исследователей, ориентированных в своей деятельности на организацию творческой работы в ходе образовательного процесса.

В качестве примера специфического ресурсного центра для научной подготовки кадров высшей квалификации может служить опыт работы Школы молодого ученого, организованной в Ленинградском областном институте развития образования (ЛОИРО). Создание ресурсного центра было вызвано необходимостью усиления взаимодействия и взаимодополнения теории и практики, совершенствования форм организации и деятельности таких научных структур, как аспирантура и соискательство, развитие общественных форм, способствующих решению задач подготовки педагогов-исследо-вателей, формированию их профессиональной, исследовательской и аналитической компетентности.

Школа молодого ученого представляет собой специфический ресурсный центр, новую форму непрерывного профессионального образования взрослых, модель научно-образовательного объединения. Она является структурным подразделением Института образования взрослых Российской академии образования и УДО «Ленинградский областной институт развития образования». Школа создана общим приказом руководителей этих учреждений. Ее деятельность регламентируется совместным договором и позволяет концентрировать и оптимально использовать кадровый и информационный потенциал и ресурсы, организовать научно-методическое сопровождение научных исследований педагогов (литература, пособия, диссертации, монографии и статьи).

Школа молодого ученого способствует решению следующих задач: (1) организация повышения квалификации и подготовки кадров

высшей квалификации среди педагогических работников; (2) привлечение к научным исследованиям практических работников - как индивидуально, так и в учебных заведениях; (3) оказание научно-методической, технологической, организационной помощи в индивидуальной и коллективной экспериментальной и исследовательской деятельности;

- содействие процессам оптимизации, интеграции, координации и кооперации в научноисследовательской работе педагогов и коллективов общеобразовательных учреждений разных уровней.

Школа молодого ученого работает на основании положения, учебного плана, программы и является важнейшей формой связи науки и практики, специфическим видом повышения квалификации, выращивания и распространения передового опыта, овладения педагогическими и исследовательскими технологиями. Тематика сообщений на лекциях, лабораторнопрактических занятиях связана с основными требованиями методологии, содержания экспериментальной деятельности в рамках диссертационного исследования.

Кроме теоретических занятий, регулярно проводятся семинары, деловые игры по обмену опытом, консультирование слушателей, отработка навыков организации исследования. Оказывается помощь по обоснованию категориального аппарата, в написании научных статей, подготовке и организации сдачи экзаменов кандидатского минимума, по участию в конференциях и проектах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важная и актуальная задача интеграции молодых ученых, учителей-практиков в научное сообщество по решению целей и задач, стоящих перед каждым слушателем Школы молодого ученого осуществляется через организацию разностороннего и разнообразного общения опытных ученых с теми, кто только начинает свой путь в науку.

Повышение квалификации и совершенствование профессионализма педагогов-исследова-телей организуется на основе индивидуального плана, проводится по накопительной системе с выходом на конкретный результат (статьи, методическое пособие, программный продукт, учебник, сдача кандидатских экзаменов, предзащита диссертации).

Слушатели Школы, работая по утвержденным индивидуальным планам, выступают с сообщениями, докладами, статьями на научнопрактических конференциях. В «Вестнике ЛОИРО» открыта постоянная рубрика, где регулярно публикуются научные статьи.

Результатом деятельности Школы молодого ученого как специфической инновационной формы ресурсного центра является ее востребованность среди педагогических работников. Только за пятилетний период более 100 педагогов повысили квалификацию, получили статус педагога-исследователя; около 20 человек успешно защитили исследования по актуальным проблемам образования взрослых.

Таким образом, ресурсные центры рассматриваются нами как инновационные формы непрерывного профессионального образования специалистов на основании следующего:

- организация деятельности ресурсного центра является новым уровнем партнерских отношений коллективов образовательных учреждений с субъектами внутренней и внешней среды;

- появилась возможность организации процесса оказания образовательных услуг с помощью оптимального использования интегрированного кадрового и информационного потенциала центра;

- создание ресурсных центров позволяет применять педагогические технологии на основе эффективных способов деятельности по подготовке специалистов для реального сектора экономики и инновационной образовательной практики.

Итак, анализируя процессы создания и деятельности ресурсных центров, можно сделать вывод о том, что такое сотрудничество позволяет эффективного использовать ресурсы различного рода для более качественной профессиональной подготовки конкурентоспособных рабочих кадров и специалистов среднего звена.

В связи с этим чрезвычайно важными являются вопросы интеграции и объединения усилий всех партнеров, заинтересованных в повышении качества деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования в свете требований региональных и отраслевых рынков труда в нынешних социально-экономических условиях.

Литература

1. Апарц Б. С. Школа - ресурсный центр НПО - профессия // Научные исследования в образовании (прил. к журн. «Профессиональное образование. Столица»). - 2008. - №11. - С. 3-7.

2. Ветров В. В. Как организовать ресурсный центр. - М.: Издат. центр НОУ ИСОМ, 2005. - 40с.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: МО РФ НФПК, 2002. - 36 с.

5. Кязимов К. Г. Взаимодействие учреждений профессионального образования с рынком труда. - М.: Издат. центр НОУ ИСОМ, 2005. -48 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Никитин М. В. Ресурсный центр как функциональная модель развития непрерывного образования. - М.: Издат. центр НОУ ОСОМ, 2004. - 198с.

7. Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. 3-е изд. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - С. 21.

8. Петров Н. Н., Васина Е. В., Иванов Е. В. и др. Управление ресурсным центром профессионального образования : учеб.-консультац. пособие. - М.: Логос, 2005. - 212 с.

9. Посталюк Н. Ю. Модели ресурсных центров // Профессиональное образование. - 2006. - №12. - С. 6-8.

10. Практикоориентированная концепция ресурсных центров в системе начального профессионального образования (проект) / Ин-т развития профессионального образования Минобрнауки РФ. -М., 2004. - 10 с. [Электронный документ] URL: http:// fpkirpo. narod. ru / ResZentr/konchep.htm (дата обращения 05.12.2009).

---------^----------

cyberleninka.ru

Павел Грико: «Ресурсный центр – это институт поддержки некоммерческих организаций»

Сегодня в регионе активно развиваются некоммерческие организации. Не секрет, что для решения задачи доступа НКО к бюджетным средствам и предоставлению услуг необходима информационная, консультационная, организационная и другие виды поддержки. На решение этих и других задач направлено создание регионального ресурсного центра поддержки социально ориентированных НКО. Об этом наш разговор с руководителем автономной некоммерческой организации социальных услуг и консультативной деятельности «Ресурсный Центр Некоммерческих организаций Ивановской области» Павлом Грико.

- Павел Михайлович, ресурсный центр НКО региона начинает свою работу. Что это за проект и каковы его основные цели? - Да, действительно для региона это совершенно новый проект, который только начинает свою работу. Ресурсный центр – это институт поддержки некоммерческих организаций и межсекторного взаимодействия, который позволяет привлечь и объединить общественность к решению социальных проблем. Он создается при поддержке правительства Ивановской области и Общественной палаты региона. Проект преследует важные цели: оказание НКО информационных, методических и образовательных услуг, направленных на их развитие и повышение эффективности их деятельности, обобщение и распространение положительного опыта НКО. Осуществляет содействие развитию системы взаимодействия НКО между собой; способствует развитию межсекторного социального партнерства: бизнес – власть – НКО и созданию условий для образования новых НКО; информирует население о возможностях реализации своих интересов через НКО как институты гражданского общества; вырабатывает рекомендации и механизмы органам региональной и муниципальной власти по улучшению взаимодействия с НКО; способствует повышению профессионального уровня сотрудников, актива и добровольцев НКО. Кроме того, с 1 января 2017 года вступили в действие изменения в федеральный закон «О некоммерческих организациях», подписанные президентом РФ Владимиром Путиным 20 декабря 2016 года. Они касаются мер поддержки органами госвласти и местного самоуправления социально ориентированных некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг. По действующему законодательству, НКО смогут оказывать гораздо больший спектр услуг, а НКО может быть признано исполнителем общественно значимых услуг после года успешной социально значимой работы. Поправки в закон означают, что если органы госвласти принимают решение о поддержке НКО, то финансовая или имущественная поддержка должна предоставляться сроком не менее чем на два года.

- Что подтолкнуло к созданию ресурсного центра в регионе и в чем его уникальность?

- Работа в Общественной палате помогла мне более тесно взаимодействовать с некоммерческими организациями, объедениями и инициативными гражданами нашего региона. Я увидел проблемы, с которыми сталкиваются и НКО: организационные, юридические, постоянный недостаток финансирования. В 2016 году на Форуме «Сообщество» Общественной палаты РФ президент Владимир Путин в своем выступлении отметил важность развития некоммерческого сектора в России, а так же заверил, что государство и впредь будет поддерживать развитие общественных и волонтёрских организаций, имеющих социальную значимость и выполняющих огромную работу гуманитарного и социального характера. «Определены 20 приоритетных направлений деятельности в этой сфере. Правительство утвердило перечень таких услуг и критерий оценки их качества. В результате для НКО, получающих особый правовой статус, стали доступны финансовые ресурсы, которые выделяются государством на социальные цели, причем минимум на два года. Это позволит обеспечить стабильность и более высокий уровень работы таких НКО», - сообщил глава государства. В некоторых регионах нашей страны подобные проекты уже активно работают и имеют положительный опыт. Основная идея заключается в том, чтобы иметь возможность создать как можно больший функционал, а значит иметь возможность оказывать как информационные и образовательные услуги, так и способствовать созданию новых НКО, содействовать их взаимодействию между собой и конечно, развитию, а также активно развивать сотрудничество бизнеса, власти и НКО региона. Что касается уже существующих НКО, мы призываем, чтобы они предоставили о себе максимальное количество информации, ее форма размещена на нашем новом, недавно созданном региональном сайте «НКО37» - информационной площадке центра. Грант на реализацию инициативы АНО «Центр социальных медиа проектов» выделен правительством Ивановской области. Общедоступный информационный портал специализируется на освещении деятельности ивановских НКО и проблем становления гражданского общества. Информация на портале будет обновляться в еженедельном режиме, и включать в себя подробные справочные сведения о региональных НКО, а также связанные с их деятельностью анонсы, фоторепортажи, пресс-релизы, аналитические статьи, мониторинг СМИ и результаты социологических исследований. Здесь также будет сформирован каталог ивановских НКО. Будет на сайте и специальная страничка, на которой планируется разместить всю информацию о грантовых конкурсах для НКО, проводимых как российскими так и зарубежными грантодателями, методические рекомендации по составлению и оформлению конкурсных проектов. К сожалению, пока НКО региона получают их не так часто, как хотелось бы, а значит, здесь также есть, над чем поработать.

- Кто может обратиться в ресурсный центр, где он будет базироваться?

В ресурсный центр в Иванове может обратиться любой руководитель, сотрудник, активист некоммерческой организации региона. Это может быть и просто инициативный гражданин с социальным проектом, общественным или спортивным.… Планируется, что ресурсный центр будет располагаться в торговом центре «Никольский», на 4 этаже по адресу: проспект Ленина, 57А. Здесь кроме координатора проекта будет работать команда специалистов: офис-менеджер, будет оказывать необходимые консультации юрист…

- Сформирована ли команда координаторов ресурсного центра НКО Ивановской области?

- Да, буквально на днях завершено формирование нашей команды. В нее вошли восемь человек: члены региональной общественной палаты, представители органов власти, активисты некоммерческих организаций региона. Кроме того, мы тесно взаимодействуем с муниципальными образованиями региона, а в будущем планируем создать и там филиалы ресурсного центра. Постараемся сделать так, чтобы нашими услугами могли воспользоваться все желающие даже в самых отдаленных уголках нашей области. На мой взгляд, необходимость создания ресурсного центра в регионе назрела давно. В области сегодня официально существует порядка 1600 некоммерческих организаций, но на деле работа многих из них завершилась сбором документов и разовым проектом. Поэтому одна из первых наших задач – оценить активность и жизнеспособность уже существующих НКО, а также постараться вдохнуть в нее новую жизнь.

- Готов ли регион к созданию ресурсного центра НКО и как вы оцениваете работу ивановских НКО?

Я уже говорил о том, что некоммерческие организации активно развиваются, делают большую работу. Но, к сожалению, большинство из них и по сей день не имеют официального статуса, это просто команда людей, объединенных общими интересами. Так, сегодня остро стоит вопрос развития территориального общественного самоуправления. Правительство региона уделяет большое внимание ТОСам, в районах назначены ответственные лица. Но только один ТОС в регионе – «Березниковский» имеет официальный статус – зарегистрирован как юридическое лицо. Мы хотим придать нашим ТОСам юридическую силу и соответствующий статус, а значит дать большую возможность для работы. Очень активны и наши спортивные федерации, они являются хорошим примером взаимодействия с властью, в частности с региональным департаментом молодежной политики и спорта, а также привлечения спонсорских средств бизнеса. Нельзя обойти вниманием ветеранские организации региона – они являются примером успешной работы НКО. Они активно развиваются, учатся, совершенствуются, получают гранты и успешно реализуют свои проекты. Планируем тесно взаимодействовать и постараться объединить волонтеров и добровольцев региона.

Еще до создания ресурсного центра в регионе проводилась большая работа, но теперь, когда мы получим эффективно работающую систему, то сможем работать более слаженно. Уже в ноябре мы планируем провести региональный гражданский форум НКО, где хотим познакомить всех представителей НКО или тех, кто только задумывается о его создании, с полным перечнем услуг ресурсного центра и собрать представителей власти и все заинтересованные в развитии НКО стороны.

nko37.ru


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.