Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Рэп баттл что это такое


Что мы должны знать о рэп-батлах

Помимо того, что два чувака прилюдно поливают друг друга грязью, пилят мамок и брызжут слюнями в разные стороны, у Батл репа есть, как выяснилось, длинная история.

Родителями батл реперских площадок оказались (не улицы гетто наполненные гангстерами с узи) питейные заведения Шотландии. В 16 веке зародилось такое явление как «flyting», где два пьяненьких поэтов оскорбляли друг друга на радость толпе, местами рекламирую букмекерскую контору «Леон».

Самые известные аналоги рэп баллов в России проходили в XX веке между поэтами. 27 февраля 1918 года на площади у Политехнического музея в Москве прошел самый известный батл между Маяковским и Северяниным. У Маяковского панчи оказались мощнее.

Первые привычные нам рэп батлы начались в 1980х, естественно, в Штатах. Первый батл прошел между хип-хап гангстерами Kool Moe Dee и Busy Bee Starski.

Кстати, есть летопись рэп-культуры «Book of Rap Lists», где записаны самые крутые батлы в истории.

Изначально рэп батлы строились на чистой воды импровизации, чего не скажешь про нынешние поединки, где оппоненты начинают готовиться аж за пару месяцев.

У нас первый рэп батл прошел в 1994 году между Sir-О и MС Hassan. С этого времени из этих дуэлей вышло масса известных исполнителей: Рем Дигга, Джиган (!), L’One, St и т.д.

Кстати, до Versus в России было проведено вагон и маленькая тележка рэп батлов. Самый массовый «Первый MC батл» смог«объединить» в 2011 году 9259 исполнителей.

Ну и для самых несведущих: батлы судят по количеству панчей (от англ. punch — «удар») — это колкие выражения, высмеивающие факты из жизни соперника или просто оскорбляющие его, и по технике флоу — сочетание читки и интонации.

Пока баттл-рэп как явление массовой культуры в России бьет рекорды по популярности, вместо кулачных боев вызывай оголтелых типов на словесную перепалку. И помни: здоровая доля цинизма красит любого современного чувака.

zen.yandex.ru

Как победить в рэп-баттле? — Meduza

Состязание двух МС (рэперов). Исполнители по очереди читают рэп без музыки и всячески унижают друг друга с помощью «панчей» (от англ. punch — «удар») — сильных, колких фраз, которые должны задеть соперника и получить одобрение зрителей. В деталях правила баттлов могут отличаться, но общий принцип один — надо победить соперника словом. Победителя, как правило, определяют судьи.

В последнее время рэп-баттлы в России становятся все популярнее, некоторые ролики собирают миллионы просмотров на ютьюбе. Мы попросили организатора баттлов лиги #SLOVOSPB Дена ЧEЙNИ объяснить, что нужно для победы. 

Будьте осторожны, открывая ссылки на ролики с баттлами: там очень много мата. Если для вас это неприемлемо, лучше посмотрите на кошек-близнецов.

Совсем не обязательно. Баттлы редко проходят в формате фристайла, сейчас MC почти не импровизируют. Текст к баттлам готовят заранее. Бывает, конечно, что рэпер идет на баттл без подготовки и пытается рифмовать на ходу, но импровизация на фоне отрепетированного выступления почти всегда выглядит хуже. Например, у Noize MC, который во многом стал известен благодаря фристайлу, на баттле ничего не вышло. 

Проще сказать, как свести к минимуму шансы немедленно проиграть. 

Первое. Выученный текст лучше невыученного. Подглядывание в телефон сразу ставит вас на уровень ниже.

Второе. Важна харизма. Ваш соперник и зрители должны чувствовать, что вы уверены в себе.

Третье. Читать надо четко. Те, кто мямлит, проиграют. 

Четвертое. Текст должен быть качественным, с сильными фразами и хорошими рифмами. 

Общей шкалы крутости панчей не существует, все зависит от обстоятельств — кто оппонент, кто смотрит баттл и кто его судит. Кому-то нравится юмор без перехода на личности, кому-то — жесткое давление на болевые точки соперника. Иногда выигрышнее выглядит не содержание, а форма — например, сложные конструкции с игрой слов. 

Главное — быть убедительнее соперника, а рецепт победы у каждого MC свой. Скажем, есть люди, которые читают рэп почти как обычные стихи, но вполне успешно выступают на баттлах. Хороший пример — Эрнесто Заткнитесь и Vs94ski.

Нет. Прийти в баттлы без опыта и сразу начать побеждать очень трудно. Планка поднимается с каждым годом, надо вливаться в процесс и баттлить, выигрывать и проигрывать, набираться опыта. Да и не всем это дано. У некоторых есть харизма, но нет умения писать интересно. Некоторые, наоборот, хорошо пишут, но не способны интересно подать. К тому же процесс подготовки отнимает много сил и времени; не вкладывающий душу в это дело рискует вылететь на самых ранних этапах.

По умолчанию — да. Правила обычно не запрещают использовать даже самые грязные панчи (однажды MC очень долго шутил над предполагаемым раком мозга у оппонента), но вся ответственность за сказанное ложится на участников. Правда, иногда организаторы стараются избегать острых политических тем, «запикивают» их или вырезают при монтаже. Бывает, что MC заранее договариваются между собой о темах, которые не стоит затрагивать.

Бывает, что обижаются. Могут даже драться из-за этого — главное, чтобы не на баттле. Нежным и ранимым в принципе не место на баттлах, где многие намеренно бьют по больному, чтобы психологически сломать оппонента.

Нет, но многие это делают. Обычно большого смысла в текстах, которые читают очень быстро, нет. Но зато это бодро звучит и может понравиться зрителям. Быстрая читка выглядит примерно так. Или так — под бит.

Нет, физический контакт запрещен. Иногда это правило нарушается — и провинившегося MC наказывают судьи, например лишают оценок. При этом соперники часто действуют на грани физического контакта, стараются оскорблять соперника прямо в глаза. Для рэпера, который все это выслушивает, важно не отвести взгляда, не показать испуга. 

Те, что рэперы называют двойными. Есть простые рифмы вроде «рэп — хлеб». Когда строки рифмуются только на последний слог, такой стиль называют «квадратным». Двойные рифмы сложнее: в них совпадают не только ударная гласная, но и несколько безударных. А если согласные тоже совпадают, то совсем хорошо. Например: «власти на поминках — Пласидо Доминго». 

Использовать такие рифмы необязательно, но рекомендуется, поскольку качество рифмовки показывает уровень MC, да и на слух такие рифмы воспринимаются лучше. Но хорошая рифмовка — скорее приятное дополнение к выступлению, нежели инструмент для победы. При выборе победителя зачастую оценивают общее впечатление от баттла, чаще смысл в словах на баттлах важнее того, как они рифмуются. 

Существует три крупные баттловые лиги — Versus Battle, #SLOVOSPB и SLOVOproject. Каждая лига считает себя самой крутой, в каждой лиге свои взгляды на то, как надо баттлить, свои локальные тренды, мемы и так далее.

Versus Battle — наиболее медийный проект, нацеленный как на баттлы относительно известных рэперов, так и на масштабную раскрутку неизвестных МС. За последнюю задачу отвечает отдельная лига — Versus Fresh Blood.

#SLOVOSPB — петербургская площадка, создатели ищут талантливых неизвестных в широких кругах MC, которым близка баттл-традиция и атмосфера, сформировавшиеся в течение трех сезонов лиги.

SLOVOproject открывает свои филиалы в разных городах и старается нести баттл-культуру по всей стране. #SLOVOSPB изначально было филиалом SLOVOproject.

В каждом проекте есть сильные и слабые участники, определить, кто лучше, может только баттл. Недавно прошли баттлы между участниками Versus и #SLOVOSPB. Победителей выбирали интернет-голосованием. Подобные мероприятия сводят MC из разных лиг в одной системе координат, позволяя оценить уровень выступающих и площадок в целом.

В следующем году на Versus X #SLOVOSPB состоится баттл Оксимирона с Гнойным. Первый — сильнейший рэпер с Versus Battle, а второй — самый опытный и злой MC со #SLOVOSPB. Оксимирон вызвал Гнойного на баттл после того, как тот упомянул его в своем противостоянии с Эрнесто Заткнитесь. 

Да, вполне. С каждым годом у русских баттлов все больше различий с русским рэпом — многие представители рэпа считают, что участники баттлов «пустословят и не отвечают за базар», а баттл-МС ругаются на то, что многие «крутые» рэперы за все эти годы так и не переросли себя и рифмуют «мама — драма» и «кровь — любовь». Зачастую то, что терпимо звучит под музыку, может быть абсолютно скучным и неинтересным на баттле без бита (в обратную сторону, правда, это тоже работает). 

Как минимум нужно следить за тремя упомянутыми лигами. Дело в том, что в каждом новом баттле может быть отсылка к какому-нибудь предыдущему, и тот, кто не видел его, не поймет панча, хотя публика в зале зайдется восторгом. За рубежом есть две лиги — американская King of the Dot (KOTD) и британская Donʼt Flop. Есть даже переведенные зарубежные баттлы. 

meduza.io

Рэп-баттлы: в чем смысл выступлений и почему они так популярны?

«Комсомолка» объясняет, почему все словно помешались на рэп-баттлах - битвах в стихах и что они значат на самом деле.

На минувшей неделе даже о-о-очень далекие от рэпа обыватели узнали эти слова: «батл», «панч», «гнойный»... Подростковая культура выстрелила так стремительно, что мы оказались к этому не готовы. Кто эти герои, на каком языке говорят? Почему еще вчера о них знали единицы, а сегодня всерьез обсуждают на главных каналах страны? Спокойствие, только спокойствие. Ведь то, что кажется далеким и непонятным, - давно известный сюжет под новым соусом.

1. Что это такое?

Итак, популярный видеосервис YouTube взорвало видео «Oxxxymiron VS Гнойный» - за первые сутки оно набрало более 8 млн. просмотров и собирает дальше. Сразу познакомим: Oxxxymiron - это псевдоним, настоящее имя - Мирон Федоров; Гнойный - Вячеслав Машнов.

Сюжет прост: в одном из питерских баров парни наезжают друг на друга на радость публики, затем судьи решают, кто победил. Спорят, кто талант, а кто бездарен, кто настоящий, а кто продался. Это и есть рэп-батл (от англ. battle - битва) - столкновение в рифмованном поединке. Перебивать нельзя, зато нелишне припомнить оппоненту позорные эпизоды его биографии -«зашквары».

На ТВ такое не увидишь: во-первых, мат, во-вторых, неформат. Это одна из причин, по которой кажется, будто батлы появились только сейчас. На самом деле российская молодежь развлекается этим с начала нулевых и популярность поединки набирали постепенно. Одна из причин последнего взрыва - неожиданный исход: титулованный Оксимирон всухую проиграл малоизвестному Гнойному (счет 5:0 - не по количеству раундов, а по голосам судей). Кроме того, несмотря на ругательства, битва получилась красивая: оппоненты поразили эрудицией, процитировав аж 27 книг - Пушкина, Маяковского, Гоголя и с десяток зарубежных авторов. За это эксперты окрестили их героями нашего времени.

2. Кто эти люди?

Оксимирон для рэп-культуры - человек-история. Ему 32, окончил Оксфорд в 2008 году по специальности «средневековая английская литература». Работал гидом и грузчиком, писал рэп. В 2013-м выиграл первый батл, а взошел на рэп-олимп два года назад, когда ролик его противостояния с Джонибоем собрал более 38 млн. просмотров. После этого Оксимирона пригласили на шоу «Вечерний Ургант».

Гнойному 27 лет, родом из Хабаровска, работал в сфере компьютерных технологий. Выступает под несколькими псевдонимами (Слава КПСС, Бутер Бродский и др.), дерзок и зол. Слава Оксимирона давно не давала ему покоя, и прошлым летом он вызвал соперника на дуэль.

3. Сколько им платят?

Участники получают символические суммы, иногда выступают бесплатно. Их выручка - слава, конвертируемая в гонорары за последующие концерты, рекламные контракты. И даже проигравшие могут остаться в плюсе: Оксимирон планирует в ноябре собрать стадион «Олимпийский» - а это 35 тыс. зрителей.

Сливки с батла снимают организаторы - в данном случае предприниматель Александр Тимарцев, известный в этой среде как Ресторатор. Именно он создал площадку Versus - Мекку для почитателей рэп-культуры, а теперь и прогрессивных рекламодателей. Так, главным спонсором этого выпуска стал Тинькофф-банк и лично бизнесмен Олег Тиньков, известный своими креативными идеями (помните его именное пиво?). Сейчас с помощью батловой шумихи и рейтингов он продвигает банковские карты. Кроме того, в ролике можно увидеть рекламу букмекерской конторы и сервиса знакомств. По оценкам экспертов, за свою долю в видео каждый из них заплатил от 800 тысяч до 1,5 млн. рублей, а в целом - 4 - 5 млн.

Кроме того, видеохостинг YouTube также не скупится на гонорары за популярные видео. Их правообладатель (в данном случае - тот же Ресторатор) получает от $1 до $5 (59 - 295 рублей) за каждую тысячу просмотров. Учитывая, что ролик посмотрели уже более 16 млн. раз, речь идет о сумме от 940 тысяч до 4,7 млн. рублей.

4. Почему так популярно?

Политики, историки и филологи, а также певец Юрий Лоза и бывший главный санитарный врач Геннадий Онищенко разобрали батл по косточкам. А лидер «Ленинграда» Сергей Шнуров вызвал на речитативную дуэль Владимира Познера (их неприязнь длится почти год, со времен неудачного интервью Шнура в программе мэтра на Первом канале). Но тем, кто далек от батл-культуры, все равно непонятно: откуда рекордный интерес?

- Есть очевидные вещи: соцсети, интернет - мощный инструмент, который дает быструю раскрутку, - говорит Александра Фокина, психолог, доцент кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. - Но все равно это не случайно. Сейчас повально молодые люди до 30 лет и старше откладывают принятие серьезных решений. Получают одно образование за другим, путешествуют, живут без штампа в паспорте. Неповзрослевшие подростки - основная аудитория батлов. У поклонников этого жанра не решены главные психологические проблемы: самоопределения, нахождения себя в кругу сверстников, овладения мирными способами выражения агрессии.

Конечно, это касается не всех. Но, по словам эксперта, после того, как случился всплеск, остальные зрители подтягиваются по цепочке.

- Срабатывает стандарт социального поведения, которому надо соответствовать. Либо ты в тренде, либо в пролете. Кроме того, все устали от официальных СМИ, а интернет создает иллюзию чего-то нового и смелого.

Разборки культового американского рэпера Тупака с коллегами закончились тем, что его застрелили.Фото: kinopoisk.ru

5. Кто заказывает битвы?

В этом батле (а главное - его развязке) интернет-пользователи усмотрели каждый свое. Одни - победу бескультурья над интеллигентностью (Гнойный использовал мат, а Оксимирон обошелся без ругани); другие - общего над частным (один говорил об обществе в целом, другой - больше о себе). А третьи заявили: мол, ставленник Кремля (сюда зачислили Гнойного) уложил на лопатки либеральную оппозицию (прозападные взгляды Оксимирона ему вроде как обеспечило образование в Англии). Ну а сам батл якобы политзаказ.

- Политика в дебатах есть всегда, но в данном случае - не организованная, а стихийная, - уверен политолог Сергей Марков. - Стороны придерживаются полярных взглядов на роль России как мировой державы, но политического заказа я не вижу. Этот диалог просто некому было заказать как со стороны власти, так и со стороны оппозиции.

Думаю, в будущем не исключено, что такие мероприятия могут стать инструментом общественного воздействия. В политике используется все, что популярно. Но эту машину не так легко завести, нужно время, чтобы подтянулись те, кому это интересно, чтобы они все просчитали и вложили деньги.

СПРАВКА «КП»

Рэп в его современном виде появился в 1970-х годах среди афроамериканцев нью-йоркского района Бронкс, куда его «экспортировали» приезжие ямайские диджеи. Незамысловатые куплеты подхватило негритянское радио, и вскоре битвы речовок стали одной из любимых традиций черных кварталов. В Россию же батлы дошли только в новом тысячелетии.

СЛОВАРИК

Батл-рэпер - рэпер, который предпочитает участвовать в батлах, а не записывать альбомы и гастролировать.

МС - рэпер.

Ноу-нейм (от англ. no name - без имени) - безвестный рэпер.

Панч (от англ. punch - удар) - едкий выпад в адрес оппонента.

Хейтер (от англ. hate - ненависть) - недоброжелатель, ненавистник.

КСТАТИ

О чем нельзя шутить?

Бывает, что перед батлами участники договариваются, что не будут шутить о мамах, женах и подругах соперников. Если такого уговора нет, то можно все. Во время одного из поединков участник продекламировал: «Люблю мамашек, да дело было. Кстати, дружок, твоя мама забыла!» - и протянул сопернику женский бюстгальтер.

Вероисповедание, национальность, физические недостатки - это ли повод для грязных шуток? На батлах - да. Например, во время поединка один исполнитель признался, что у него опухоль в голове. Так следующий его противник построил свое выступление на шутках о раке мозга...

Шнур VERSUS Познер: рэп-баттл, версия «Комсомольской правды».Лидер «Ленинграда» вызвал на баттл журналиста Первого канала. Мы пофантазировали, как бы прошла эта битва

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Рэп-баттл - это кулачный бой эпохи интернета

Наш колумнист увидела в поединке Оксимирона и Гнойного нечто очень знакомое. И поняла: жизнь меняется, основные правила - нет

Все спорят про рэп-баттл Оксимирона и Гнойного, он же Слава КПСС, собравший в Youtube свыше 10 миллионов просмотров.

Я тоже хочу сказать. Хотя, как и большинство спорящих, ничего не понимаю ни в рэпе, ни в баттлах ( словесных сражениях рэперов).

Просто я увидела в этом поединке, который смотрела с огромным интересом, что-то очень знакомое.

Да вот же. Это кулачный бой эпохи интернета. (подробности)

www.kp.ru

Как появились рэп-батлы - Рэп батлы

На самом деле никто не знает, когда состоялся первый рэп-баттл. Понятно лишь, что это случилось в 70-е годы где-то в Нью-Йорке. Впрочем, и они не были первыми: до этого существовали dozens («дюжины») – уличные словесные битвы среди афроамериканцев. Первые dozens документально зафиксировали в 20-е годы прошлого века, хотя они проводились и раньше.

Первым нашумевшим именно в хип-хоп сообществе баттлом стала бой Kool Moe Dee и Busy Bee Starski в 1981 году. Всё произошло на World Christmas Rapper Convention в Нью-Йорке. Рэперы выступали на одной сцене с разными заготовками. Busy Bee заигрывал с толпой в фанковом жанре «Я не вижу ваших рук», что не понравилось Kool Moe Dee. И тот неожиданно начал импровизировать: «Постой, Busy Bee, не хочу грубить, но весь этот порожняк лучше прекратить». Рэпер огрызнулся в ответ – и понеслась.

Это была схватка крутого МС, раскачивающего вечеринки в клубах, и рэпера, который пишет студийные треки. Казалось, что победит Busy Bee Starski – пати-МС, которому достаточно вплести в пустой текст несколько крутых фишек, и публика начнет ликовать. Но выиграл Kool Moe Dee. Это изменило рэп коренным образом. Пати-МС строили свои выступления на всяких звукоподражаниях, типа ба-ди-бу-ди-да-ди-бу. Эти фишки эффектно звучали на вечеринках, но никак не развивали рифмовку и лирику рэпа. Kool Moe Dee задал новый ритм и новую ветку развития.

Этот батл пошел в народ, о нём слышали далеко за пределами Бронкса. Это произошло в многомиллионном Нью-Йорке без интернета, понимаете, насколько культовым был тот батл?

Появление диссов

Хип-хоп развивался всё быстрее, появлялись новые МС и новые пластинки. Всё популярнее становилась группа Juice Crew и их создатель MC Shan (их уже хорошо знал Нью-Йорк), музыкант одновременно выпускал пластинки. Была еще одна группа Boogie Down Production, которую никто не знал. И вдруг один из её основателей – KRS-One – написал песню-ответку на трек Шэна.

Шэн ответил ему, после вновь выступил KRS-One. Так началась известная в хип-хоп сообществе The Bridge Wars – батл на уровне студийных записей, растянувшийся на пять лет – с 1985 по 1990 годы. За время «войны» артисты в сумме выпустили 15 треков.

В итоге KRS-One выиграл этот баттл и получил возможность построить собственную карьеру. Последовав его примеру музыканты один за другим стали выпускать диссы. Тебя не знают? Напиши дисс на того, кто уже знаменит! Если он ответит, получишь свою долю хайпа.

Тогда же рэп-батлы стали терять свой мирный характер. Всё больше развивался гангста-рэп. Рядом с простыми творческими ребятами находились представители преступных банд, которые не понимали, что конфликт не должен распространяться за пределы сцены и треков. К тому же в рэпе появлялось всё больше денег, а они как известно, до хорошего не доводят.

Еще одним крупным скандалом стала ссора участников группы N.W.A. Прежде, чем N.W.A. выпустили свой хитовый альбом, Eazy E выпустил сольник. И деньги за него хотел забрать себе, хотя над песнями работали все участники. Ice Cube не захотел мириться с этим и ушел из группы. В ответ N.W.A. начали войну, записав на него дисс. Ответ не заставил себя ждать. Грязный и жесткий трек Ice Cube «No Vasiline» задал тренд на всё десятилетие.

Обстановка в рэп-тусовке всё накалялась: постоянно звучали диссы в стиле «я убью тебя и твоих детей» – и это сильно отличалось от рэп-батлов 80-х. Рэпом управляла гангста-тусовка, деньги текли рекой. В 1995-м году суммарная прибыль от рэп-индустрии в США превысила миллиард долларов!

Если в России конфликты между рэперами и сейчас, и в прошлом ограничиваются лещами и видео-оскорблениями, в 90-е годы в США это была настоящая война с реальными жертвами. Журналисты распускали слухи о том, кто кого убил, изнасиловал или с чьей женой переспал. Активно разжигалась война между востоком и западом. Так, Нью-Йорк не признавал чуваков с запада, Лос-Анджелес диссил в ответ. Эта война принесла рэпу тысячи сотен треков – все и не сосчитаешь. Между рэп-бандами постоянно происходили драки и перестрелки. Побережья максимально ненавидели друг друга.

Но самой известной стала схватка между 2Pac и Notorious B.I.G., которая привела к смерти обоих. Всё начиналось вполне мирно: уже популярный 2Pac и ещё только обретавший славу B.I.G. просто тусовались вместе. Изначально между рэперами не было борьбы, но они играли в гангстеров, представляли враждующие запад и восток, а потому конфликта было не избежать. Это было выгодно публике, прессе, лейблам – всем, кроме самих рэперов. Роли гангстеров требовали отвечать на каждый выпад соперника.

Когда жёлтая пресса стала писать, что Пак спит с женой Биги, всё перешло в необратимую стадию. 7 сентября 1996 года в Лас-Вегасе 2Pac`а застрелили, убийца так и не был найден. Западное побережье мечтало отомстить, видя в роли заказчика Биги. Он был убит 9 марта 1997 года, в Лос-Анджелесе после концерта.

В 1997 году афроамериканская организация Нация Ислама попыталась помирить рэп-сообщество и даже провела специальный съезд. Но волну диссов остановить не удалось – потому что это приносило деньги.

Громкими стали конфликты Nas и Jay-Z, Tru Life и Mobb Deep, LL Cool J и Canibus. К счастью, эти музыканты были умнее других и понимали, что биф должен оставаться лишь в треках. Тогда ты и деньги получишь, и жизнь сохранишь. Но даже это начало надоедать. Люди хотели чего-то нового, поэтому битвы в популярном хип-хопе сошли на нет.

Появление фристайл- и офлайн-батлов

По-другому обстояло дело в андеграундном хип-хопе, где развивался совсем другой формат рэп-батлов – построенный на здоровом соперничестве. В этой тусовке развивался фристайл. Такие МС как Supernatural на протяжении десятилетий продвигали это мастерство, выигрывая бесконечное количество битв. Интересно, что это так и оставалось за кулисами – фристайл-батлы не выходили на страницы популярных изданий.

Eminem, DMX, Nelly, Cypress Hill, The Game, G-Unit – все эти рэперы участвовали в баттлах, диссили коллег и набирали популярность благодаря длительным бифам.

Сейчас крупнейшие западные лиги рэп баттлов – это King of the Dot (KOD), GrindTimeNow и Don’t Flop. KOTD стартовала в Канаде в 2008-м году, на сегодняшний день имеет представительства в разных странах. GrindTimeNow был изначально американским проектом, Don’t Flop – британским. Именно на эти лиги ориентировались создатели Versus и Slovo, когда открывали свои батл-площадки. К счастью, Россия прошла мимо батлов с реальными конфликтами и – реальными жертвами.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

rap-battles.ru

Стюарты, Гумилев и много мата: что такое рэп-баттл и почему мы это смотрим? / Posta-Magazine — интернет журнал о качестве жизни

Несмотря на весьма посредственное полоскание грязного белья, больше похожее на скандал в эфире «Пусть говорят», веха важная. Объясняем, почему.

Тезис о том, что русский рэп — главное музыкальное явление в стране, нынче как будто бы не требует доказательств. В статистике поисковых запросов «Яндекса» за 2017 год рэп-баттлы на 7-м месте — после криптовалюты, спиннеров и айфона Х. В топ-10 категории мемов из рэпа три явления: эщкере, «изи-изи, рилток, синк эбаут ит» и хайп. В паблике «Рифмы и панчи» больше 2 млн подписчиков. Каждая новая схватка рэперов вызывает массу внимания, после «исторических» баттлов с участием Оксимирона представить себе что-то, что вызовет не меньший ажиотаж, было действительно сложно. Так откуда такой интерес публики и рекламодателей?

Хлеба и зрелищ

Баттл-рэп — это гладиаторские бои постиндустриального общества: кровопролитные войны — нецивилизованное излишество, а тестостерону нужно находить применение. Главный аттракцион — предельная прозрачность, столкновение со своими самыми большими страхами и тайнами. В помощь — информационная доступность: все твои неудачные романы и гнилые поступки станут известны. Баттлер идет на смерть — не физическую, но социальную: если кибербуллинг, взлом личной переписки и опубличивание твоих интимных фото — страшный кошмар, то добровольное публичное унижение в присутствии улюлюкающей толпы с алкоголем в руках и тот факт, что твой бой навсегда останется в интернете и будет пересматриваться тысячами обычных людей и злых интернет-троллей, требуют гигантской смелости. Запретных тем нет. Неустаревающая тактика — фразы про то, что соперник делал с твоей мамой. Какую бы толстую кожу ты ни нарастил, как бы ни твердил себе, что это не по-настоящему, тебе будет больно.

Считается, что настоящий рэп — черный, потому что черное население Америки в силу истории угнетения и рабства знает настоящую боль. А белые русские мальчики — не гэнгста, и их проблемы по сравнению с фундаментальной болью и генетической памятью черных — картонные и карикатурные. Они не росли на улицах, не стреляли, не торговали наркотиками. Но у русских есть свои «козыри» в рукаве. Во-первых, язык сложнее — длиннее слова, больше грамматических комбинаций. Во-вторых, на Западе увлечение ребенка поэзией — скорее исключение, а в России, с культом классической литературы в школах, поэзия и рифмы вшиты в культурный код. В-третьих, тяготы и лишения русских подростков — не со стороны другого класса или полиции. Насилие процветает в самих семьях — присутствует в их жизни часто с рождения. Русских всегда можно опознать в аэропорту по тому, как они орут на своих детей. Вечно уставшие манипулирующие матери и бабушки, бьющие отцы. Страна победившего хамства, агрессии и отрицаемой безнадеги, которая десятилетиями спивается — теперь с возможностью делать селфи. Одна из установок русской ментальности «Я — последняя буква алфавита». Многолетняя привычка ожидать социального осуждения за проявление индивидуальности теперь массово проверяется на несостоятельность. Теперь стало можно пробовать говорить «я-я-я» — в рэпе это поощряется: я лучше всех, у меня есть Для молодых это имеет некий терапевтический эффект — это протест, попытки отсоединиться от среды угнетения.

В рэпе неважно твое происхождение, напротив — поощряется история того, как ты поднялся со дна и «сделал себя сам». Благодаря виральному распространению «годного» контента рэп — как золотые прииски: занятие романтичное, благородное (тяжелый труд), в котором, если все сложится и тебе повезет, то ты можешь обеспечить себе достойную жизнь. Рэп крайне удобен для коммерческой работы с брендами. Поскольку культура по умолчанию подразумевает хвастовство и мерение материальными благами, то продакт-плейсмент максимально органичен. Баттлы генерят рекламу — туда ушли казино, которые закрыли по всей стране почти пять лет назад, но они живы онлайн. И это огромные рекламные контракты.

Король на короля

Флайтинг (от староанглийского и древнескандинавского flyting — «перебранка», «провокация») — состязания по поэтическому унижению соперника с помощью оскорблений, сарказма, прочего красноречия и шуток ниже пояса — активно практиковался в Англии и Шотландии с V века. Такие вербальные поединки иногда даже устраивали при дворе в качестве увеселения. В частности, два Стюарта, короли Шотландии Яков IV и V, были известными ценителями жанра. Так, в одном из «баттлов» в начале XVI века между двумя почтенными мужами Уолтер Кеннеди, правнук короля Роберта III, назвал соперника Уильяма Данбара, одного из крупнейших шотландских поэтов, «a shit without a wit» — это первое письменно зафиксированное употребление слова в качестве личного оскорбления. Так эпоха Возрождения ознаменовала новую эру сортирного юмора.

История баттл-рэпа: Америка 80-х, «Сникерс» и Путин

Первые рэп-баттлы начались в Америке в 80-х (согласно одной из теорий, шотландские рабовладельцы таки имели к этому историческое отношение). В 90-х стали популярны фристайл-баттлы — где выступали без подготовки, сочиняя рифмы на ходу. В 2000-х такие соревнования активно пробрались на телевидение — их показывали и MTV, и HBO.

Начало жирных нефтяных двухтысячных позволило брендам в России вплотную заняться молодежной аудиторией: триумвират «пепси — пейджер — MTV» помог другим компаниям обратить внимание на «уличную культуру». Тогда под этим понимались преимущественно граффити, брейк-данс и экстремальный спорт — велосипеды BMX, скейтборд и ролики. «Сникерс» придумал целый фестиваль «Сникерс Урбания», где стимулировал эту культуру и, соответственно, потребление. Несмотря на то что все эти составляющие — атрибуты культуры хип-хопа, музыка была не главным аспектом, поскольку достойного рэпа / хип-хопа на русском в то время было сравнительно немного, так что фестиваль фокусировался на альтернативности: с соревнованиями по битбоксингу и эмсиингу соседствовали выступления рок- и панк-рок-артистов. На виду широкой общественности был Децл с деньгами папы, были Шеff / Bad Balance / Лигалайз, был «Мальчишник», Мистер Малой и Богдан Титомир (последние воспринимаются, в общем-то, шуткой). Остальное оставалось весьма андеграундной, маргинальной историей. Бал в стране правили рок, шансон и попса. Но в разных уголках страны рэп подпольно качал мышцу: в Ростове появились «Каста» и Баста, в Екатеринбурге — «АК-47», в Москве обозначился тот самый Centr: их «Город дорог» с припевом от Басты звучал из каждого утюга («Спасибо „Центру“ за это!»).

Фильм «8 миля» с Эминемом, вышедший в 2002-м, впервые в популярной массовой культуре показал мир баттл-рэпа, вдохновив молодежь по всему миру. Lose Yourself получила «Оскар» как лучшая песня к фильму — это первая рэп-композиция, удостоившаяся «Оскара» (а заодно и двух «Грэмми»). Но если в Америке баттлы жили на улицах, то в России баттл-рэп начал свою несмелую поступь онлайн. Первые русские баттлы проходили на форуме hip-hop.ru — участники записывали читку на заданную тему под вольный бит; не прошедшие в следующий тур по судейским критериям отсеивались, в следующем этапе тема менялась. Там же, кстати, засветился и будущий титан жанра — Оксимирон. Также существовали текстовые баттлы — в назначенное время на форуме озвучивалась тема, через 15–20 минут нужно было выложить свой текст в ветке форума. К 2008-му даже на «Муз-ТВ» показывали «Битву за респект». Появление тогдашнего премьер-министра Владимира Путина на проекте, где он наградил победителя третьего сезона Рому Жигана, легализовало рэп в глазах широкой аудитории. В том же году были созданы основные лиги баттлов — канадская KOTD (King of the Dot) и британская Don’t Flop. В следующем появилась американская URL (Ultimate Rap League). Сейчас в топ-5 мировых лиг, помимо этих трех, входят также женская лига Queen of the Ring и российский Versus.

Правила игры В наиболее популярном сейчас формате баттла два участника в трех раундах по очереди высказываются без музыки, судьи выносят вердикт. Нельзя перебивать и физически дотрагиваться до соперника. На подготовку есть время (иногда это несколько месяцев), текст пишется и заучивается, а потом исполняется на глазах публики. Приветствуются «флипы» — это когда во время выступления противника ты быстро придумываешь ответ на его аргументы и в своем раунде этой импровизацией «зарабатываешь очки». Важно не только техническое мастерство — ритмичность и рифмы в повествовании, но и харизма с артистизмом.

Помимо фристайл-баттлов (один из мастеров фристайла в России — Noize MC), существуют также BPM-битвы — когда выступление готовится известный бит. Кроме того, существуют «комплиментарные» поединки: задача — нахваливать соперника, делая комплименты, но используя сарказм, абсурд и подачу таким образом, чтобы его тем не менее словесно уничтожить. Этот трюк известен в дипломатических дебатах, например в ООН: когда исчерпано разрешенное регламентом количество выступлений «за» то или иное вносимое предложение, делегат может выступить «против», но приводя аргументы от обратного так, что присутствующим будет понятно, что это выступление «за».

Oxxxymiron: два в одном

Разница между рэпом и баттл-рэпом — примерно такая же, как между спортивной гимнастикой и боксом. Обе дисциплины требуют таланта, упорства и серьезных тренировок, но в боксе, как и в баттл-рэпе, главная задача — искусно и целенаправленно бить соперника, максимально больно, особенно в лицо. Преуспевать в одном совершенно не значит быть успешным и во втором — мало кому это удается. В этом и есть величие Оксимирона — ныне активно концертирующего артиста со стадионными турами и прославленного баттл-эмси, сыгравшего ключевую роль в популяризации баттл-рэпа и рэпа вообще. Мирон Федоров из Петербурга, сын физика-теоретика и библиотекарши, поживший с семьей и в немецком Эссене, и в английском Слау (графство Беркшир), обладатель диплома Оксфордского университета по средневековой английской литературе, в доинтернетную эпоху был уверен, что изобрел русский рэп. Пусть позже он и узнал, что не был первопроходцем, но быстрый ум, недюжинные амбиции и готовность упорно трудиться и скрупулезно оттачивать свое мастерство, несмотря на непростую жизнь в эмиграции и биполярное расстройство, вкупе с предприимчивостью и деловой хваткой позволили ему построить империю, о которой он мечтал. Сейчас он исполнительный директор агентства Booking Machine, которое занимается концертами и русских, и зарубежных исполнителей, обладает солидными рекламными контрактами с Reebok и MТС, на СТС с успехом прошел сериал «Лондонград», вдохновленный жизнью Мирона в Англии, да и сам он вскоре дебютирует в большом кино.

Русский баттл

Несмотря на то что вначале было Slovo (российская площадка офлайн-баттлов была основана в Краснодаре, но быстро обзавелась филиалами по всей стране), мировую славу русскому баттл-рэпу принесла лига Versus — с 2015 года это самый популярный баттл-канал в глобальном YouTube. Стратегическая разница вот в чем: Slovo фокусировался на молодых именах и на высокохудожественной и техничной «деконструкции образа оппонента», а «Версус» сразу же начал привлекать известных артистов, делать ставку на артистизм, юмор и прямые оскорбления.

В апреле 2015-го битва Oxxxymiron vs Johnyboy набрала первый миллион просмотров за сутки, это и стало переломным моментом: внимание на русских рэперов обратили организаторы лиги KOTD и один из главных мировых баттл-эмси Dizaster. На данный момент у этого баттла 42 миллиона просмотров. Баттл обсуждали все, и школьники во «ВКонтакте», и интеллектуалы: к тому моменту прогрессивная общественность уже давно приняла Оксимирона в качестве нового героя.

Столь эрудированного, беспардонно талантливого, техничного поэта, который за годы карьеры вырастил в себе отменного шоумена, управляющего толпой, выдерживающего драматические паузы, правильно работающего с камерами и выверенным движением срывающего пластырь со свеженабитой татуировки с цифрами «1703» (это название бара, где проходят «версусы», и, разумеется, год основания родного Петербурга), современная российская поп-культура ждала очень давно.

Гнойный надрыв

В следующий раз мир баттл-рэпа изменился летом прошлого года: в рамках поединка между лигами Versus и SlovoSPB столкнулись заносчивый герой и непобедимый император Оксимирон и талантливый и продуктивный, но неприятный трикстер-нигилист с говорящим ником Гнойный (Вячеслав Мошнов, также известный под псевдонимами Слава КПСС, Дуня Мармеладова, Бутер Бродский и др.). Мирон был низвержен с горы всухую — пять судей присудили победу Гнойному. Мирон Федоров как будто настолько был уверен в своей непобедимости, что не снизошел до ударов-панчей, а просто танцевал на ринге, углубляясь в абстрактные размышления — пересказывал содержание книги Джозефа Кэмпбелла «Герой с тысячью лицами» и цитировал «Слово» Гумилева, за все выступление ни разу не прибегнув к нецензурной лексике. Гнойный, будучи сильным баттл-рэпером, играл по правилам — «панчил» и дурачился без остановки, его выступление сразу же разобрали на цитаты. За первые сутки баттл набрал 10 миллионов просмотров, 32 миллиона за полгода на момент написания текста. О баттле писали даже Time и The Huffington Post. Не исключено, что проигрыш Оксимирона был умным расчетом: поскольку высокомерные герои часто начинают вызывать отторжение, то шокирующий проигрыш вдруг придал ему человечности — спустя три месяца Мирону предстояло взобраться на настоящий Олимп, в результате случился солдаут — 22 тысячи билетов в «Олимпийский» проданы.

Dizaster

Главная высота была взята в декабре прошлого года: впервые русский рэпер участвовал в баттле на английском языке. Известный своей неконтролируемой агрессией Dizaster, американец ливанского происхождения, с почти сотней баттловых побед в анамнезе и лишь тремя записанными рэп-композициями, вызвал Оксимирона на баттл еще в 2015-м, был готов приехать в Россию, но поскольку большинство русских недостаточно владеют английским, было решено провести встречу в Лос-Анджелесе. Скепсиса было много. Претензии были и к якобы акценту Мирона, он сам никогда не писал текстов на английском, никто не знал, чего ожидать. Настроение было спорным — с одной стороны, не хотелось излишне очаровываться, потому что шансов на победу, казалось, ничтожно мало, с другой — очень хотелось верить, что это может быть достойно: русский парень на чужом языке, на чужой земле, которая этот жанр родила.

Такого не ожидал никто: Мирон выступал на английском как на русском — с той же глубиной подтекстов, культурных референсов, порой переходя на немецкий и арабский, рассуждал о расизме, терроризме и проповедовал дружбу народов. Официально этот баттл не судился, но даже Дизастер признал победу Оксимирона. Об этом писали и мировые СМИ, и российские федеральные, а Дизастер даже снялся в рекламе «Клинского».

Вместо эпилога

Несмотря на очевидную агрессивность, рэп — искусство сотрудничества, изначально появившееся от того, что диджеи стали использовать семплы (фрагменты чужих музыкальных произведений), а эмси — выкрикивать сверху свой текст. Сотрудничество — про связь с племенем, возможность быть частью чего-то, комьюнити. То, что для широкой публики выглядело как overnight sensation, — на самом деле многолетний путь. И хорошего в этом гораздо больше, чем видно неискушенному взгляду.

posta-magazine.ru

Что такое «Версус Батл» - Рэп батлы

Догадывался ли Ресторатор в далеком 2013 году, во что перерастет его проект? За три года «Версус» достиг почти невозможного: сотни тысяч поклонников, миллионные просмотры на YouTube, участие в «Вечернем Урганте», в конце концов – планирующийся бой Оксимирона и Дизастера! Если бы не «Версус», о подобном бое даже речь не зашла бы.

Разбираемся, как проект появился и во что перерос за три с небольшим года.

1 сентября 2013 года Ресторатор залил на YouTube батл Гарри Топора и Билли Миллигана. Первый бой, первые участники, первая фраза «Пошумим, блять», в итоге ставшая культовой.

Сначала зрители не понимали, почему нет музыки; некоторые до конца верили, что это фристайл (ох божечки, где бы такой фристайл отыскать). Оказалось, что и без и без другого можно жить. За счет «домашней работы» рэперы могут сделать хороший и отыскать интересный компромат на соперника. Отсутствие бита дает простор для творчества: можно менять интонации, добавлять реквизит, театральность и т.д.

Артистов приглашали именитых, чтобы привлечь внимание зрителей. Только за первый сезон на «Версусе» побывали Гарри Топор, Билли Милиган, Czar, Johnyboy, Дуня, Хайд и т.д.

Так начались батлы.

Правила «Версус»

Небольшой бар в Питере (легендарное 1703 на шее у Окси, это не только дата основания Петербурга, но и название бара), свет, задник, парочка операторов и толпа зрителей. У участников всего одна задача – морально уничтожить противника. Как это сделать, каждый выбирает сам. Кто-то ищет компромат, кто-то настаивает, что #мамкутвоюебал, кто-то уличает противника в гомосексуализме.

Три раунда, по времени особых ограничений нет, самым длинными стали батл Оксимирон и ST (50:37) и ХХОС против Букер Д. Фред (52:44), самым коротким – батл Артема Татищевского и некоего рэпера, который просто не пришел (11:45). Да-да, парень зачитал три раунда в одиночестве.

Кто сольет результат, тот петушара!» – каждый раз предупреждает Ресторатор перед батлом, но случаи всё равно бывали. Например, результаты батла Окси и ST уже на следующий день слил одии в интернет СМИ. Обычно участникам не платят за выступление. За историю проекта деньги потребовали лишь двое – Типси Тип и D.Masta.

Снимают видео одним дублем, через месяц ролик появляется на YouTube. Обычно несколько роликов за месяц: вперемешку основная лига и Fresh Blood. Но бывают и долгие паузы, более чем на месяц.

Откуда ноги растут

Конечно, не из России – Ресторатор первооткрывателем не был. Баттловые лиги уже давно существуют по всему миру. В России более-менее известны KOTD и Don’t Flop. Кстати, в американских рэп-батлах знаменитости не участвуют.

«Версус» не единственный подобный в России. Активно существуют краснодарская лига SLOVO, разросшаяся в огромную сеть по всей стране, и их бывший филиал SlovoSPB, отделившийся в самостоятельную площадку.

Еще один проект – Versus Fresh Blood, своеобразная лига для юниоров. Туда может попасть любой желающий, независимо от степени популярности. Победители проходят в основной состав Versus.

А судьи кто

На «Версус» есть косяк судей, которые появляются из батла в батл: Дмитрий «Габонская гадюка» Егоров, DJ 108, Рома Другой Хип-Хоп, Ваня Пинженин, Папа Гусь, Юра Хованский, Данила Светлов из Amatory. Включив любой из роликов, хотя бы на одного из них вы точно попадете.

Сам Ресторатор говорит, что главное правило в судействе – объективность, чтобы не судили «свои». В SlovoSPB к этому относятся по-другому: в качестве судей выступают опытные участники. В одном из мезонов была ситуация, когда финалист готовился к батлу, поселившись дома у одного из судей.

Случаются ли на «Версус» драки

Да, бывало. Самой известной из них стала драка D.Masta и Галата на «Versus Межсезонье», которых связывал давний конфликт. Результаты батла не засчитали, поскольку на Versus драка считается нарушением. В тот же день подрались Хованский и Нойз, но можно ли считать это дракой, если они не участники?

Чаще рэперы калечат друг в друга исключительно удачными панчами, а не кулаками. Насколько бы напряженным не был батл – до рукопашки не доходит.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

rap-battles.ru


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.