Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Путешествие по маршруту нефтяной что это такое


Маршрут «Нефтяной»

Сотрудники отде­ла мар­ке­тин­га РУП «Производственное объ­еди­не­ние «Белоруснефть» сов­мест­но с коор­ди­на­то­ра­ми про­грам­мы Belarus N ООО «Группа НЭФ» раз­ра­бо­та­ли и пре­зен­то­ва­ли в Речицком рай­оне тури­сти­че­ский марш­рут «Нефтяной», кото­рый стал одной из состав­ля­ю­щих ново­го про­ек­та – тури­сти­че­ской про­грам­мы Belarus N. Маршрут поз­во­лит в увле­ка­тель­ном фор­ма­те сфор­ми­ро­вать у тури­стов и посе­ти­те­лей зна­ние о пол­ном цик­ле добы­чи неф­ти и ее пере­ра­бот­ки, а так­же о про­из­вод­стве това­ров, в кото­рых исполь­зу­ет­ся нефть. В кон­це июля его про­те­сти­ро­ва­ли и в ско­ром вре­ме­ни пред­ло­жат по нему про­ехать­ся жите­лям и гостям Беларуси. Как рас­ска­зал нашей газе­те Петр Жизневский, спе­ци­а­лист служ­бы мар­ке­тин­га РУП «Производственное объ­еди­не­ние «Белоруснефть», марш­рут нач­нет­ся на одной из АЗС «Белоруснефть» на выез­де из Гомеля в речиц­ком направ­ле­нии. После необ­хо­ди­мых орга­ни­за­ци­он­ных про­це­дур тури­сты про­сле­ду­ют в сто­ро­ну сана­то­рия «Солнечный берег». После чего пере­ся­дут в кунг (маши­ну, на кото­рой неф­тя­ни­ки доби­ра­ют­ся до места рабо­ты) и про­сле­ду­ют к буро­вой выш­ке, где жела­ю­щие смо­гут уви­деть, как на дан­ном участ­ке добы­ва­ет­ся нефть. Здесь же тури­сты позна­ко­мят­ся с усло­ви­я­ми жиз­ни неф­тя­ни­ков, их бытом, а так­же поучаст­ву­ют в обря­де – посвя­ще­нии в неф­тя­ни­ки. Программа марш­ру­та «Нефтяной» обшир­на и позна­ва­тель­на. Она преду­смат­ри­ва­ет посе­ще­ние музея неф­тя­ни­ков во Дворце куль­ту­ры и тех­ни­ки «Нефтяник», где тури­сты смо­гут позна­ко­мить­ся с исто­ри­ей раз­ви­тия неф­тя­ной отрас­ли в Беларуси, бара «Черное золо­то», где экс­кур­сан­там пред­ло­жат ори­ги­наль­ное меню из блюд в чер­ных тонах, и сана­то­рия «Солнечный берег», где участ­ни­ки марш­ру­та смо­гут испро­бо­вать на себе одну из мно­го­чис­лен­ных оздо­рав­ли­ва­ю­щих про­це­дур.

Но это все в буду­щем, про­ект пла­ни­ру­ет­ся запу­стить в кон­це авгу­ста. Всю инфор­ма­цию о запус­ке марш­ру­та мож­но будет узнать на пор­та­ле BelarusN.by, там же в послед­ствии мож­но будет забро­ни­ро­вать и при­об­ре­сти биле­ты.

Туристическая нефть

Туристические маршруты по нефтяным месторождениям разрабатываются в Тюменской области, их планируется открыть к концу этого года. Предполагается, что туристы смогут увидеть действующие скважины, побывать на настоящем нефтеперерабатывающем заводе и, возможно, увезти с собой капельку нефти. Разработчики рассчитывают, что нефтяные туры станут интересны, в первую очередь бизнес-туристам. Но вряд ли, по мнению экспертов, такие экскурсии смогут генерировать туристический поток.

Директор департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области Андрей Пантелеев заявил Interfax-Russia.ru, что разработкой нефтяного маршрута занимаются две компании. Туристов ждет посещение музея нефти, где можно будет увидеть быт нефтяников-первооткрывателей, узнать историю освоения Западной Сибири. Далее путешественники смогут посетить тренировочные нефтяные вышки, а затем Антипинский нефтеперерабатывающий завод, чтобы увидеть, как идет переработка углеводородов.

«Заканчивается это все минеральными источниками, потому что их открыли именно нефтяники. Тур может быть однодневным с экскурсиями в пределах Тюмени и окрестностей или длиться несколько дней с выездом в село Уват, которое расположено в 400 км от Тюмени, и посещением уватских месторождений. По пути, возможно, захватим Тобольск. Будет разработано несколько вариантов, в том числе и перемещение на вертолете, но в таком случае ценник, конечно, сильно возрастает», — рассказал Андрей Пантелеев.

По его словам, «тур нефтяника» будет пользоваться популярностью преимущественно у гостей Тюмени, тех, кто на несколько дней приехал сюда по работе. «Основная часть страны нас воспринимает как нефтяной край. Люди, приезжая сюда, хотят почувствовать эту атмосферу, вернуться домой с тематическим сувениром», — подчеркнул директор регионального департамента.

Подобные нефтяные экскурсии для туристического рынка Тюменской области станут новшеством, но, например, в соседнем Ханты-Мансийском автономном округе они действуют уже на протяжении нескольких лет. В управлении туризма департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики региона Interfax-Russia.ru сообщили, что разработана целая линейка «ойл-туров». Они предоставляют возможность посетить первую газовую скважину, легендарное озеро Самотлор, музей геологии, нефти и газа, школу буровых кадров, столовую нефтяников и так далее.

«Люди приезжают на настоящее месторождение, мы проводим им посвящение в нефтянки. Туристам рассказывают и показывают процесс от формирования нефти в пластах, до ее добычи. В Нижневартовске существует полигон школы буровых кадров, где есть все технологические инструменты для ремонта скважин, извлечения нефти. Инженеры показывают, как и что работает. Туристы сами как будто бы находят нефть, получают колбочки с „черным золотом“, с ними уезжают домой», — рассказал Interfax-Russia.ru о том, как проходят экскурсии, гендиректор туристической компании в Нижневартовске Василий Сочилин.

По его словам, на экскурсию можно приезжать хоть в мороз в костюме и галстуке, всем предоставляется теплая одежда. Однако спонтанно оправиться в такой тур не получится, поскольку посещение нефтяных объектов приходится согласовывать со структурой «Роснефти», разрабатывающей месторождение. «Иностранцев нужно согласовывать недели за две, россиян — за три дня. Тур рассчитан на один день», — констатирует Василий Сочилин.

Он отмечает, что подобные туры проводятся с 2005 года, спрос на них стабильный, без спадов, но и без всплесков. Основная целевая аудитория — школьные и студенческие группы, приезжие делегации или одиночные бизнес-туристы. «После скачка курса рубля мы не почувствовали роста спроса. Туристы преимущественно стали ездить в курортные зоны, у нас же не курортная зона, а промышленная, хоть и интересная. Статистика посещения Самотлорского месторождения стабильна. Продукт настолько уникален и специфичен, что мы и не ожидаем резкого наплыва посетителей», — говорит Василий Сочилин.

По его данным, компания ежегодно привозит на Самотлорское месторождение порядка 600 туристов, еще столько же приезжают самостоятельно на ту часть территории, которая находится в общем доступе.

Кроме жителей и гостей Нижневартовска «ойл-туры» доступны для жителей и гостей города Сургута, считающегося нефтяной столицей ХМАО. Экскурсантов знакомят с памятными местами геологов: первой скважиной, мемориальным комплексом, речным вокзалом. Также возможен выезд на Западно-Сургутское месторождение нефти.

«Все эти туры пользуются большой популярностью у местных жителей, школьных групп. Туры также хотят посетить иностранцы, посмотреть, как добывается нефть», — заявила Interfax-Russia.ru консультант отдела маркетинга и продвижения туристских возможностей управления туризма департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа Гузэль Ниязова.

Исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев в свою очередь убежден, что у таких нефтяных туров есть будущее. «Для уральского региона важнейшим направлением является промышленный индустриальный туризм. Тюменская область действует в этом тренде. Данное направление перспективно, хоть и на первом этапе не будет доминирующим. Абсолютное большинство туристов в уральских регионах — это те, кто приезжает с деловой миссией. Но если туры будут недороги, уникальны, отлажены, грамотно подаваться, то в будущем, возможно, люди будут приезжать в регион только с туристической целью», — высказал свое мнение Interfax-Russia.ru Михаил Мальцев.

Он выразил надежду, что в ближайшее время Ростуризм объявит Урал центром промышленного туризма России и это даст старт поддержки промышленных туров на федеральном уровне. «Мы рассчитываем на помощь Ростуризма, на первом этапе — на информационную поддержку», — подчеркнул Михаил Мальцев.

Он добавил, что если Урал будет восприниматься жителями России как центр промышленно-индустриального туризма, то привлекать путешественников в эти регионы станет намного проще.

Источник: www.interfax-russia.ru

Путешествие за нефтью. В Тюменской области прорабатывается туристический маршрут по нефтяным месторождениям

Тюменская область нашла интересный способ получить дополнительный доход от нефтяных месторождений. Региональные власти думают об организации нового туристического маршрута.

Тюменская область нашла интересный способ получить дополнительный доход от нефтяных месторождений. Региональные власти думают об организации нового туристического маршрута.

Об этом 7 марта 2017 г рассказала начальник управления Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области М. Трофимова.

Это будет 1й подобный опыт в России, но пока маршрут находится в стадии проработки.

Этот маршрут будет представлять Тюменскую область как нефтяной край, регион ставший базой для освоения месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО).

На территории Тюменской области открыто 43 месторождения углеводородного сырья. 

Извлекаемые запасы нефти (C1+C2) Тюменской области составляют более 450 млн т.

По итогам 2016 г добыча нефти в Тюменской области, без учета ХМАО и ЯНАО, составила 11,8 млн т, сохранившись на уровне 2015 г.

Стабильность ожидается и в дальнейшем - до 2025 г добыча нефти в Тюменской области будет находиться в пределах 12 млн т/год нефти.

И власти Тюменской области планируют использовать этот потенциал и в туристических целях.

Целевая аудитория - гости, которые приезжают в регион в рамках делового туризма, школьники, изучающие историю родного края, и студенты, которые обучаются на направлениях, связанных с добывающей отраслью.

Сейчас эксперты рассматривают варианты формата проведения новой экскурсии, название маршрута также пока не утверждено.

В 2015 г туристическо-экскурсионный поток в Тюменской области увеличился на 300 тыс человек.

В область с туристической целью приехало около 2 млн российских и около 40 тыс зарубежных туристов.

В основном, туристы приезжают с бизнес-миссией, в рамках экскурсионных программ и для посещения санаторно-курортной базы региона.

Нефтяные маршруты – Журнал «Сибирская нефть»

Нефть — самый продаваемый ресурс в мире. Нефть — это инструмент политического и экономического влияния. Нефть — это драйвер технологического развития. Причем огромные средства вкладываются не только в создание новых методов добычи и переработки черного золота. Для транспортировки сырья создаются сложнейшие инженерные сооружения, такие как супертанкеры и магистральные трубопроводы

Биржевой инструмент

Путь нефти к потребителям начинается задолго до того, как она попадет из пласта в скважину — в момент заключения контракта на поставку сырья. Для продажи нефти сегодня используется два механизма: фьючерсный и спотовый. Фьючерсные контракты (как правило, биржевые) заключаются на поставку партии сырья в будущем. При этом объем одного контракта и качество сырья установлены заранее и известны всем игрокам рынка. А в момент заключения сделки стороны договариваются лишь о цене и сроках поставки.

Стоимость немаркерных сортов нефти рассчитывается с дисконтом или с премией к эталонам. Например, нефть Новопортовского месторождения «Газпром нефти» благодаря своему высокому качеству торгуется с премией к эталонной североморской смеси Brent.

Практика работы по фьючерсам впервые была применена в начале 80-х на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже (NYMEX) и очень быстро стала основной, так как позволила упорядочить механизмы ценообразования. Для фьючерсных контрактов на нефть объем одного контракта, как правило, составляет 1 тыс. баррелей, а качество сырья определяется сортом нефти. В мире определено несколько эталонных (или маркерных) сортов нефти, типичных для основных центров переработки (см. врез на стр. 7). Стоимость немаркерных сортов нефти рассчитывается с дисконтом или с премией к эталонам. Например, российская экспортная марка Urals торгуется с дисконтом к Brent. Заключение фьючерсного контракта на покупку или продажу нефти практически никогда не означает поставку конкретного физического объема сырья. Сегодня это скорее инструмент биржевой игры, основанной на разнонаправленной реакции котировок на мировые экономические и политические события. Например, на Лондонской бирже (ICE) в день совершается порядка 70–100 тыс. фьючерсных контрактов, на NYMEX — порядка 150 тыс., однако от всего этого гигантского объема, часто превышающего реальный суточный объем добычи, физические поставки не превышают 1–3%.

Реальные сделки заключаются на спотовом рынке. Его главная особенность в том, что новые права собственности возникают в момент совершения сделки. Что касается физических поставок сырья, то на них отводится двое суток, хотя чаще всего речь идет только о занесении имени нового владельца в базы данных.

Примерно 50% объема всей нефти мира продается в рамках долгосрочных контрактов, которые нефтедобывающие компании заключают с переработчиками (иногда через посредников-трейдеров). Такие сделки — главный механизм торговли и российской нефтью. В этом случае цена нефти определяется по определенной формуле, которая время от времени синхронизируется с рыночными котировками.

Трансаляскинская магистраль спроектирована так, чтобы выдержать землетрясение силой до 8,5 баллов. Ее трасса идет по зигзагообразной ломаной линии для компенсации напряжений, вызываемых смещением почвы при очень сильных продольных сейсмических колебаниях.

Около трети мировой нефти реализуется разовыми партиями. Главные площадки спотовой торговли — Роттердам, Сингапур, Нью-Йорк, то есть экономические и портовые центры, где расположены мощные нефтяные терминалы, а также территории, где проходят магистральные нефтепроводы.

Морские пути

Так уж сложилось, что основные мировые центры добычи и потребления нефти разделяют тысячи километров. Больше всего черного золота сегодня добывают Россия (10,11 млн барр./сутки в 2015 году) и Саудовская Аравия (9,74 млн барр./сутки). В то же время самая высокая потребность в нефти у США (19 млн барр./сутки) и Китая (10,12 млн барр./сутки). Огромные объемы потребляют и Индия с Японией, у которых, в отличие от тех же США и Китая, своих запасов нефти практически совсем нет.

Как переправить сырье с Ближнего Востока и из Африки в США, Европу или Японию? Конечно, по морю. На танкерные перевозки сегодня приходится около 60% от всего нефтяного грузопотока.

Супертанкер Knock Nevis

Согласно археологическим данным, первые «танкеры» появились более 8 тыс. лет назад. Нефть, добытая на берегу Евфрата, доставлялась вниз по реке к городу Ур в специальных наливных сосудах грузоподъемностью до 5 тонн. Но эта практика впоследствии была забыта — вплоть до последней трети XIX века нефть перевозили в бочках и амфорах на борту обычных судов. Так продолжалось, пока человечество не поняло, насколько ценно это сырье, и не начало его добывать и использовать в промышленных масштабах.

Уникальная схема транспортировки добытой нефти потребителям создана на Новопортовском месторождении «Газпром нефти». Сырье с месторождения до побережья Обской губы доставляется по напорному нефтепроводу протяженностью более 100 км. Созданная на месторождении и на берегу инфраструктура позволяет осуществлять перевалку до 8,5 млн тонн нефти в год. Круглогодичные отгрузки сырья обеспечивает нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» — единственное в мире подобное сооружение, расположенное в пресных водах за Полярным кругом. Далее нефть среднетоннажными танкерами в сопровождении атомных ледоколов доставляется по Обской губе и Северному морскому пути в Кольский залив. Там через плавучий накопитель «Умба» нефть перегружается на крупнотоннажные танкеры и отравляется потребителям в Северную Европу. Для организации этой логистической схемы «Газпром нефть» сегодня занимается формированием собственного танкерного флота.

Первым нефтеналивным судном стала деревянная парусная шхуна «Александр», переоборудованная для этих целей в 1873 году астраханскими купцами, братьями Николаем и Дмитрием Артемьевыми. Эффективность нового способа можно оценить по динамике перевозок нефти из Баку в Астрахань. В 1874 году, когда нефть еще доставляли в бочках, объем транспортировки сырья составил 10 млн пудов, в 1884-м — уже 50 млн пудов, а в 1894-м — 208 млн пудов.

657 тыс. тонн — грузоподъемность самого большого танкера в мире Knock Nevis, построенного в Японии

Первое в мире металлическое нефтеналивное судно — пароход «Зороастр» грузоподъемностью 250 тонн — в 1877–1878 годах было построено на Линдхольменской верфи в Гетеборге по заказу российского «Товарищества братьев Нобель». Оно ходило по Каспийскому морю и стало настоящим прообразом современных танкеров даже с точки зрения обеспечения безопасности. Например, в противопожарных целях грузовые трюмы «Зороастра» отделялись от машинного отделения двойной перегородкой, внутрь которой заливалась вода. А у русского парового танкера «Спаситель» грузоподъемностью 670 тонн, построенного в 1882 году, машинное отделение впервые в мировой практике было вынесено на корму — так, как это делается у современных судов.

Грузоподъемность танкеров увеличивалась очень медленно. В середине 1950-х она составляла порядка 15 тыс. тонн, в 1960-х — 30 тыс. тонн. Эра супертанкеров (ULCC, Ultra Large Crude Carrier) началась в следующем десятилетии. С 1976 по 1980 год было построено 126 гигантских нефтеналивных судов, способных перевозить по две сотни тысяч тонн черного золота. Самый большой танкер в мире был построен в Японии — это Knock Nevis водоизмещением 657 тыс. тонн.

Однако время гигантских танкеров продлилось недолго. Их появление во многом стало ответом на нестабильную политическую ситуацию на Ближнем Востоке, которая привела к закрытию Суэцкого канала. Огромный поток нефти в Европу и Америку требовалось перенаправить в обход африканского континента через мыс Доброй Надежды.

Как только шестидневная война между Израилем и Египтом закончилась, необходимость в таком количестве судов-гигантов, неспособных из-за большой осадки двигаться через мелководный Суэцкий канал, отпала. Более того, нефтяные кризисы 80-х и рост цен на сырье сократили потребление углеводородов в развитых странах, параллельно с этим вводились в эксплуатацию крупные месторождения в Северном море и Северной Африке, и в итоге лишней оказалась вообще треть мирового танкерного флота. Большая часть супертанкеров была переоборудована в стационарные плавучие хранилища нефти и воды.

Основной экспортный маршрут ближневосточной нефти по-прежнему проходит через мыс Доброй Надежды. Еще один мощный нефтяной поток направляется из портов Средиземного моря и Северной Африки в страны Западной Европы через Гибралтар. Такой крупный потребитель углеводородов, как Япония, получает сырье также морем из стран Ближнего Востока, Малайзии и Индонезии.

Нефтепродукты с Московского НПЗ поступают в магистральный нефтепродуктопровод протяженностью 380 км, кольцом охватывающий столицу

Однако, чтобы нефть погрузить на танкеры, ее еще необходимо доставить от месторождений в порты. Самый дешевый способ для этого — использование нефтепроводов.

Нефть в трубе

Различными трубопроводами или их подобиями люди пользуются уже несколько тысяч лет. Однако впервые использовать трубу для транспортировки нефти предложил русский ученый Дмитрий Менделеев. В 1863 году, посетив нефтеперегонный завод Василия Кокорева вблизи Баку, он предложил перекачивать сырье по трубам с промыслов на завод и керосин с завода — до отгрузочного причала на Каспии. Но, как это неоднократно случалось в истории, в России идея не была воплощена в жизнь, и пальму первенства перехватили американцы.

Первый в мире нефтепровод диаметром 50 мм и длиной 6 км построила в 1865 году в Пенсильвании фирма Standard Oil. Он позволил Джону Рокфеллеру сбить цены на железнодорожные перевозки нефти.

В России же первый нефтепровод появился лишь в 1879 году. С его помощью инженер Василий Шухов соединил Балаханское месторождение на Апшеронском полуострове с нефтеперегонными заводами в Баку, расстояние между которыми составляло 12 км. По проекту Василия Шухова в 1907 году был построен и первый отечественный магистральный трубопровод, длиной 813 км, соединивший Баку и Батуми. Принципиально магистрали начала века мало отличались от современных аналогов.

Первые «танкеры» появились более 8 тыс. лет назад. Нефть, добытая на берегу Евфрата, доставлялась вниз по реке к городу Ур в специальных наливных сосудах грузоподъемностью до 5 тонн. Впоследствии, вплоть до последней трети XIX века, нефть перевозили в бочках на борту обычных судов.

Магистральные нефтепроводы прокладывают для доставки нефти от мест добычи до пунктов перевалки и переработки, и отличаются они от внутренних нефтепроводов на промыслах своими значительными рабочими характеристиками. Протяженность магистральных нефтепроводов может составлять тысячи километров, а нефть движется по трубам со скоростью до 3 м/сек. за счет разницы в давлении, создаваемой насосными станциями, которые располагаются через каждые 70–150 км. Диаметр труб магистралей колеблется от 219 до 1400 мм, а избыточное давление от 1,2 до 10 МПа.

Современный нефтепровод — это высокотехнологичное сооружение. Перекачка нефти и управление его системами осуществляется дистанционно, с помощью компьютеров. О состоянии трубы информацию собирают множество датчиков, запорная арматура позволяет оперативно перекрыть аварийный участок нефтепровода. Внутренняя очистка трубы также осуществляется с помощью современных интеллектуальных роботизированных комплексов. Сами трубы, как правило, производятся из высокопластичных сталей, способных выдержать температурные, механические и химические воздействия.

В ходе освоения Восточно-Мессояхского месторождения на севере ЯНАО «Газпром нефть» построила нефтепровод в сложнейших условиях Заполярья. Для доставки нефти от месторождения до системы «Транснефти» компания построила напорный трубопровод длиной 98 км и мощностью 8,5 млн тонн нефти в год. При его проектировании учитывались не только суровые климатические условия региона (зимой температура воздуха на Гыдане нередко переваливает за отметку –50 °C), но и сложный рельеф местности, а кроме того — влияние проекта на жизнь коренного населения и на окружающую среду. Маршрут трубопровода не пересекает священных для коренных жителей мест и угодий для выпаса оленей. На пути миграции оленьих стад сооружены специальные переходы, а крупные реки Мудуйяху и Индикъяху, по руслам которых зимой также перемещаются оленьи стада, а летом двигаются маломерные суда, труба пересекает под землей. Это самые северные в России подводные переходы, выполненные методом наклонно-направленного бурения.

Трубопроводная география

Самая протяженная в мире система магистральных трубопроводов сегодня принадлежит российской «Транснефти» — свыше 70 тыс. км, по трубе проходит более 90% всей добываемой российской нефти. К системе, которая начала формироваться в СССР в послевоенные годы, подключены все крупные НПЗ стран СНГ. Советскому Союзу принадлежит и заслуга строительства первого трансъевропейского нефтепровода: «Дружба» вывела советскую нефть на европейский рынок, сделав страну ключевым поставщиком для соцлагеря.

После развала Советского Союза и соцлагеря в целом, «Дружба» потеряла свое стратегическое и, главное, политическое значение. Более того, прокачка нефти по ней стала нести достаточно серьезные транзитные риски, которые «Транснефть» снизила за счет прокладки Балтийской трубопроводной системы (БТС), обеспечившей прямой выход в российский порт Приморск. Первая часть БТС была введена в строй в 2006 году, а в 2012 году запущена БТС-2, связавшая «Дружбу» (в районе Унечи на российско-белорусской границе) с балтийским портом Усть-Луга.

Другой важный фактор развития российской нефтепроводной системы — поиск новых рынков сбыта. Бурно развивающаяся экономика стран Азиатско-Тихоокеанского региона сделала этот рынок лакомым куском для всех поставщиков энергоносителей. Заинтересованность России в новых потребителях вылилась в строительство трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Первый 1100-километровый участок нефтепровода был запущен в 2009 году, а сегодня нефтепровод соединяет Тайшет (Иркутская область) с городом Сковородино на российско-китайской границе и далее идет до порта Козьмино в Приморском крае.

США также располагают мощной и разветвленной системой трубопроводов, которая сегодня получила новый импульс к развитию. Рост объемов добычи нефти в Соединенных Штатах, сокращение импорта вызвали дефицит транспортных мощностей, и, по информации консалтинговой компании Wood Mackenzie, объем инвестиций в строительство новых нефтепроводов в ближайшие годы превысит $40 млрд.

Основные направления транспортировки российской нефти по трубопроводам

Впрочем, один из самых известных в Америке (да и в мире) нефтепроводов уже построен — Трансаляскинская магистраль. Труба диаметром 1220 мм предназначена для перекачивания нефти, добываемой на месторождении Прадхо-Бей на севере Аляски, в порт города Валдиз на юге штата. Его длина 1288 км — не рекордная, но все дело в условиях, в которых велось строительство нефтепровода: низкой температуре и труднопроходимой, изолированной местности. Это один из самых защищенных трубопроводов в мире — он спроектирован так, чтобы выдержать землетрясение силой до 8,5 баллов. Для этого труба проложена над землей на специальных опорах с компенсаторами, позволяющими ей скользить по специальным металлическим рельсам в горизонтальном направлении почти на 6 м и на 1,5 метра вертикально за счет специальной гравийной подушки. Кроме того, трасса нефтепровода проложена по зигзагообразной ломаной линии для компенсации напряжений, вызываемых смещением почвы при очень сильных продольных сейсмических колебаниях и при температурном расширении металла.

В конце 2016 года магистральный нефтепровод в сложнейших северных условиях построен и в России. Трубопровод Заполярье — Тайшет связывает с системой «Транснефти» новые месторождения на севере Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе Мессояхскую группу «Газпром нефти».

Гибкость и универсальность

Конечно, используется для транспортировки нефти и железнодорожный, и автомобильный транспорт. По железным дорогам нефть доставляют в удаленные от месторождений регионы, где нет ответвлений магистральных трубопроводов, например из Западной Сибири на Дальний Восток, а с Урала — на юг: в Новороссийск, на Северный Кавказ.

Автоцистернами нефть перевозят с удаленных нефтепромыслов до пунктов сбора, а иногда и на «большую землю». Как правило, происходит это на ранней стадии разработки месторождений, до ввода в строй нефтепромысловых трубопроводов. Так, например, вывозилась нефть с Новопортовского и Восточно-Мессояхского месторождений «Газпром нефти» в период опытно-промышленной эксплуатации.

Однако эффективность железнодорожных составов и автоцистерн гораздо ниже, чем у танкеров и труб. Например, трудозатраты, необходимые для транспортировки нефти по железной дороге, в 10 раз выше, чем для перекачки по нефтепроводу, а автомобильные перевозки еще дороже. Зато для перевозки нефтепродуктов железнодорожный и автомобильный транспорт используется очень активно. Железнодорожные партии оптимальны для транспортировки нефтепродуктов с НПЗ до нефтебаз.

Впрочем, трубопроводный транспорт успешно используется и здесь.

Уникальная транспортная система построена в московском регионе. Это магистральный нефтепродуктопровод (МНПП) в три нитки протяженностью 380 км (1151 км в однониточном исчислении), кольцом охватывающий столицу. Коридор МНПП проходит примерно в 50 км от Московской кольцевой автодороги. Наличие трех ниток позволяет раздельно транспортировать автомобильный бензин, дизельное топливо и авиационный керосин. Примером при организации московской системы нефтепродуктотранспорта послужила Северная столица, где трубопровод от ближайшего нефтеперерабатывающего завода в Киришах был сдан в 1971 году и решал задачу снабжения города, области и аэропорта Пулково нефтепродуктами.

Для Европы и Азии эталонный сорт нефти — Brent. Он представляет собой смесь сырой нефти с 15 месторождений Северного моря. Американский эталон — WTI (West Texas Intermediate). Ближний Восток имеет свой маркерный сорт Middle East (смесь нефти марок Dubai и Oman). Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) в качестве эталона создала «корзину» из семи сортов: легкой нефти из Саудовской Аравии (Saudi Arabian Light crude), дубайской (Dubai crude) из ОАЭ, нигерийской легкой (Nigerian Bonny Light crude), смеси Saharan Blend из Алжира, индонезийской Minas, венесуэльской Tia Juana и мексиканской Isthmus. Основная российская экспортная марка Urals — смесь в системе трубопроводов «Транснефти» тяжелой, высокосернистой нефти Урала и Поволжья. После начала добычи на платформе «Приразломная» в России появился новый сорт нефти — Arctic Oil (ARCO).

Способы транспортировки нефти - Пути российской нефти

 Энциклопедия технологий

Россия является одним из лидеров нефтяного рынка (по итогам 2015 года добыча составила 534 млн тонн). Крупные, средние и малые месторождения расположены по всей территории страны, их эксплуатация невозможна без решения вопроса о способе транспортировки. Выбранный вид транспорта должен обеспечить постоянность поставок, независимо от сезонных и прочих факторов, поскольку добычу на многих месторождениях, например, расположенных в условиях Крайнего Севера, просто невозможно остановить. 

Виды транспортировки нефти

Существует четыре основных вида транспортировки: железнодорожный, водный, автомобильный и трубопроводный. Выбор в пользу той или иной формы зависит от того, насколько она сможет обеспечить регулярность, и от себестоимости, которая связана с расположением нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и другими факторами.

Например, все регионы страны охватывает сеть автомобильных дорог. Однако из-за ограничения грузоподъемности автомобилей у этой формы транспорта очень высокая себестоимость. Поэтому автомобильные перевозки используются лишь на короткие расстояния и преимущественно для нефтепродуктов. 

Значительно ниже себестоимость водного транспорта, который делится на морские и речные перевозки. Однако и у него есть несколько важных ограничений. Во-первых, он доступен далеко не везде — многие месторождения и НПЗ расположены в глубине континента. Во-вторых, из-за сезонности и особенностей климатических условий навигация по некоторым маршрутам доступна лишь в летний период. 

Этих недостатков лишены железнодорожный и трубопроводный виды транспорта, использование которых доступно практически в любых погодных условиях и на любые расстояния. В железнодорожных перевозках применяются специальные цистерны. Состав из таких вагонов формирует наливной маршрут. Себестоимость перевозки вагонов обратно пропорциональна их количеству. Однако железнодорожный транспорт также имеет существенные недостатки. Ключевые из них — большие капитальные вложения при строительстве и реконструкции путей, относительно высокие эксплуатационные расходы. 

Единственный вид транспорта нефти, для которого характерны низкие операционные издержки — трубопроводный. Он может использоваться как для перекачки нефти (нефтепроводы), так и для перекачки различных нефтепродуктов (нефтепродуктопроводы). Сейчас по трубопроводам проходит более 90% добываемой в стране нефти. Длина магистральных трубопроводов, находящихся под управлением ОАО «АК «Транснефть», превышает 70 тыс км. 

В отдельных случаях нефтепродукты доставляют потребителям авиатранспортом, например, для срочной переброски горючего в небольших количествах или в малодоступные места, при невозможности использовать другие виды транспорта. 

Смешанные транспортировки

Очень часто конечный потребитель расположен достаточно далеко от мест добычи и транспортировки. Как правило, в таких случаях не удается организовать «прямые поставки» и приходится передавать нефтяные грузы с одного вида транспорта на другой. Перемещение грузов несколькими видами транспорта называется смешанными перевозками. 

Например, нефтепродукты с нефтеперерабатывающего завода могут перевозиться морем с помощью танкеров. Затем в устье реки их перекачивают в баржу, плывущую на головную станцию нефтепродуктопровода, по которому транспортируются на распределительные нефтебазы. Оттуда через железные дороги они будут распределены по мелким нефтебазам, которые с помощью бензовозов переправят их конечным потребителям. Чаще всего встречается сочетание трубопроводного с железнодорожным транспортом, на долю которых приходится более 80% перевозок.

От Волги до Черного моря - Пути российской нефти

Самара-городок — образ, казалось бы, устаревший уже полтораста лет назад, когда Самара стала мощным центром одной из крупнейших и богатейших губерний Российской империи. Здесь в 1915 году пустили электрический трамвай, а в конце 1950-х начали производить легендарную Р-7 — ракету, которая вывела в космос Гагарина. Здесь по праву стоит памятник-макет ракетно-космической системы «Энергия-Буран»: сложно назвать масштабную программу освоения космоса, к которой не были бы причастны конструкторские бюро и заводы Куйбышева, как в 1935–1991 годах называли Самару. Современные лидеры экономики города и региона — это нефтяные предприятия. Самара всегда была важнейшим транспортным центром. До революции ее порт считался крупнейшим и самым удобным на Волге. С появлением нового вида транспорта — трубопроводного — она только укрепила свое значение в качестве хаба государственного значения. Сюда стремятся нитки нефтепроводов из Сибири, чтобы затем растянуться в разных направлениях: на север, запад и юг.

Здесь расположен самый большой и впечатляющий комплекс связанных с добычей и транспортом нефти сооружений в России — «Площадка «Самара». Она поражает масштабами. Сюда стекается сибирская нефть, чтобы потом, получив новый импульс, устремиться за тысячи километров. Одних только резервуаров здесь более 70 объемом свыше 1,6 млн кубометров, и площадка постоянно разрастается. Каждый резервуар объемом двадцать или пятьдесят тысяч кубометров — впечатляющее сооружение. Когда их вокруг многие десятки, неподготовленный человек чувствует себя Алисой, попавшей в Зазеркалье и попробовавшей уменьшающего напитка. Ряды уходящих за горизонт гигантов, между которыми проложены многочисленные коммуникации. Некоторые из них ремонтируют или строят — и тогда у их подножия или на крыше видны крошечные человеческие фигурки. Содержать такое хозяйство очень хлопотно, тем более что меры безопасности должны быть невероятно строгими, и проблемы бывают специфические, например непрекращающаяся борьба с подтоплениями. Близость множества водоемов, болот и подземных вод делают каждую весну непростым временем для сотрудников «Самары».

Самара — огромный массив спальных районов, промышленных предприятий и широких магистралей. Их сейчас ремонтируют, чтобы принять Чемпионат мира по футболу — 2018. Это агломерация с общим населением 2,7 млн человек, которая постоянно борется то с экологическими проблемами, то с пробками. Но все-таки «городок» по отношению к Самаре звучит не так уж нелепо. Общаясь с местными жителями, чувствуешь, что истинная Самара — в небольшом кусочке земли у реки, где мимо стареньких домов катаются на велосипедах, а вдоль набережной — на лодках. Где стоят в очереди за «пивом» в тот же магазин, что торговал им еще 150 лет назад. Где коптят чехонь, собу и воблу, продают раков и судачат, чем их лучше ловить: раколовкой или бреднем. Возможно, все дело в Волге. Сколько микрорайонов ни построй на ее берегу, в сравнении с великой рекой это будет просто «городок».

Как ни внушительны нефтетранспортные сооружения в Самаре, как ни примечательны старинными монастырями и церквями волжские берега, а один из самых грандиозных рукотворных памятников в мире находится ниже Самары по течению Волги.

Пусть любой город на фоне Волги теряется — Мамаев курган грандиозен, уж он-то соответствует масштабам этого ландшафта. Это одно из самых известных мест России. Наша память о Великой Отечественной войне становится привычной, теряет яркость и цвет. Иногда кажется, что и Мамаев курган — тот же привычный мемориал с вечным огнем у основания, только масштабнее. Но это не так.

У этого места есть своя тщательно выстроенная драматургия: как сам памятник, так и ландшафт представляют собой несколько сцен, каждая из которых старается захватить тебя, заставить прислушаться. Чтобы добиться нужного эффекта, архитекторы и скульпторы использовали все доступные приемы: и свет, и звук, и отражения воды, и всполохи огня. В результате привычные символы — Вечный огонь, памятники павшим, даже лозунги — начинают играть по-новому. Они будто стряхивают с себя пыль, которой покрылись за прошедшие десятилетия, становятся чем-то большим, чем регулярные атрибуты 9 Мая. Каждый найдет здесь для себя наиболее впечатляющую часть мемориала. Большинству запомнится Вечный огонь. Даже праздные туристы и шумные дети здесь переходят на шепот, а потом умолкают вовсе — их не надо просить об этом: место диктует свои правила лучше любых смотрителей. Кого-то поразит подъем к статуе Родины-матери, похожий на вечную дорогу к небу.

Волгоград в своей центральной части очень хорош благодаря однородности. Это красивые и даже помпезные дома сталинского ампира, утопающие в зелени, как московские Ленинский или Кутузовский проспекты. Такая однородность очень необычна для российских (в недалеком прошлом советских) городов. В какой-то момент понимаешь, откуда она взялась. Этот город когда-то фактически перестал существовать и был отстроен заново в очень короткие сроки. Он стал символом перелома в войне и носил имя генералиссимуса и генерального секретаря ЦК, поэтому ресурсов на его восстановление не жалели. Из-за этого красоты сначала Сталинграда, а затем Волгограда стали напоминанием об ужасе, творившемся здесь во время героической обороны. Некоторые объекты, такие как знаменитый дом Павлова, например, специально законсервировали. На величественном берегу стоит полуразрушенный остов здания со следами шрапнели и пуль на стенах, который защитники Сталинграда удерживали до последнего. «Помните!» — слышится из репродукторов на Мамаевом кургане. То же самое беззвучно повторяет весь город.

От Волгограда до Черного моря можно добраться поездом или автобусом по территории Краснодарского края. Пролегающий через Волгоград маршрут поезда Нижневартовск — Анапа практически совпадет с тем, что проходит сибирская нефть, идущая по трубопроводам. Если ехать этим путем, в дороге можно разговориться с теми, кто живет или несет вахту в районе вечной мерзлоты. Благодаря этому лучше понимаешь и размеры страны, и масштабы инфраструктуры, которая ее охватывает. И как не полюбоваться летом алыми маками, которые превращают южные степи в праздник цвета?!

Когда говорят про Краснодар, Кубань возникают образы казаков, пасущихся в степи коней и прочие школьные аллюзии из «Тихого Дона». Самое удивительное, что отчасти это правда. После 1991 года на улицах снова появились казаки. Если ехать на автомобиле, то почти наверняка увидишь стада коров, а иногда и лошадей. Это относительно новое явление. Многие десятилетия тут не было частных табунов, долгое время стада оставались в собственности коллективных владельцев. Зажиточный фермер с табуном в 20–50 голов — примета уже последних лет.

Два самых больших открытия по пути следования поезда: здесь есть нефть (небольшие качалки будто бы из фильмов про освоение Техаса стоят прямо вдоль дороги), и пейзажи порой неотличимы от итальянских. Холмистые поля, покрытые посадками зерновых, отдаленные рощицы плодовых деревьев, цветы вдоль трассы. Местные без всякой иронии говорят, что «это житница России», для них это словосочетание не анахронизм, это предназначение казачьей земли. Ощущение причастности легко передается приезжему. Красота края вызывает желание осесть здесь, подыскав подходящий хутор, и только ожидание встречи с Новороссийском и Черным морем удерживает от попыток задержаться на гостеприимных фермах.

Порт Новороссийск тянется на десятки километров вдоль побережья, охватывая почти всю Цемесскую бухту. С одной стороны — идеальная для судов гавань, с другой — горы. Из любой точки жителям видно море. Воздух везде соленый, терпкий. Здесь и главная база Черноморского флота, и огромный Новороссийский порт, и крупный нефтеналивной терминал, где заканчивают свой путь нефтепроводы, начинающиеся за много тысяч километров на северо-востоке. Вместо голубей — чайки, вместо проспектов — набережные, вместо дач — катера и яхты, а на горизонте всегда множество судов.

Военные корабли пришвартованы возле жилых домов, моряки в яркой форме с самых разных концов света разгуливают по улицам города. Новороссийцы при этом умудряются жаловаться на климат, мол, осенью и зимой дуют сильные ветры с гор, промозгло. Приезжему же все это кажется почти тропическим раем. Стоит немного отъехать от города, и ты на берегу моря, поросшем можжевеловым лесом, который гипнотизирует своими ароматами. Чуть дальше от берега невероятной красоты холмы, покрытые виноградниками, между ними раскинулись пресные озера, в том числе озеро Абрау.

Специальный репортаж Абрау Дюрсо Побывав на родине самого знаменитого винного бренда России, понимаешь, почему именно здесь рождается солнечное игристое вино

В море, вдали, у самой линии горизонта часто мелькают длинные плоские тени — танкеры. Только когда они подходят к побережью, к нефтеналивной базе Шесхарис, можно оценить их гигантский размер. Корабли идут почти непрерывной цепью, ведь Шесхарис еще в момент своего строительства был крупнейшим в Европе нефтетерминалом и с тех пор только наращивал мощности: более 1,5 млрд тонн нефти и нефтепродуктов были отправлены через него в десятки стран мира. К стоящим у берега танкерам тянутся перемычки — устройства швартовки и налива. Они кажутся совсем тоненькими издалека, со стороны города. Истинный масштаб становится понятен, когда едешь по ним на автомобиле (пешком слишком далеко и долго). С края причала, где с одной стороны стальная стена — бок танкера, а с другой — полоса моря и берег, открывается лучший вид на Шесхарис, непохожий, кажется, ни на одну другую нефтяную базу в мире.

Нефтебаза, как правило, впечатляет размерами и строгим индустриальным порядком. От нее не ждешь красоты в традиционном понимании этого слова, не ожидаешь эффектного сочетания с окружающим ландшафтом. В Новороссийске иначе. Здесь все, включая инженерные объекты, тянется снизу вверх, от моря к горам. И трубы не исключение: они оплетают высокий холм, облепленный сооружениями, цепляющимися за крутые склоны, и ведут к венчающим холм резервуарам. Над ними только верхушки гор и высокое южное небо. А перед глазами бескрайнее Черное море, по которому свой дальнейший путь, но уже не по трубам, продолжит российская нефть.


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.