Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Публичный сервитут что это такое


Публичный сервитут и его особенности

Право установления сервитута возникло еще в римском праве и до сих пор сохранилось в законодательстве РФ. Установление данного обременения регулируется следующими нормативными документами:

Следует знать, что сервитутом может быть обременено строение, здание, земельный участок. Однако практика показывает, что последний вариант встречается чаще всего. Сервитуты на земельный участок бывают частными и публичными. Сегодня поговорим о публичном виде данного обременения.

Что такое публичный сервитут?

При этом сервитутом пользуется неопределенный круг лиц.

Для каких целей может быть установлен?

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в таких случаях:

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Данные основания не являются исчерпывающими.

Когда возможно установление, а когда — нет?

Публичный земельный сервитут может быть установлен только в том случае, когда на общественных слушаниях путем голосования было принято положительное решение.

Учитывается мнение следующих лиц:

Однако есть случаи, которые не допускают установление публичного сервитута. К ним относятся следующие:

Виды

Если говорить о времени действия сервитута, то следует выделить два вида:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Говоря о целях сервитута, необходимо выделить следующие:

Особенности

Факт оформления сервитута на земельный участок может фиксироваться следующими документами:

В случае продажи, аренды или дарения земельного надела, на котором установлен сервитут, собственник должен уведомить вторую сторону о существующем обременении. В противном случае сделка будет признана недействительной, а собственник понесет большие убытки, так как будет обязан выплатить пострадавшей стороне компенсацию нанесенного ущерба.

Установление сервитута не должно никоим образом затруднять эксплуатацию земельного участка его законным владельцем.

В результате рассмотрения дела суд может вынести одно из таких решений:

Примеры

Пример 1: бессрочный публичный сервитут
Пример 2: срочный публичный сервитут

Границы зон действия публичного сервитута

Как уже было сказано выше, сервитут может распространяться не только на целый участок, но и на часть земли.

Границы зоны действия сервитутного обременения определяются посредством топографогеодезических работ. Все расходы берет на себя заинтересованная сторона, т.е. муниципалитет или администрация. Результаты фиксируются в кадастровых документах.

Также следует знать, что перед установлением сервитута необходимо проверить, было ли проведено межевание земельного надела. Здесь государственный орган имеет дело с двумя типами участков:

  1. Оформленные участки, которые состоят на кадастровом учете.
  2. Неоформленные участки, на которых границы еще не сформированы и кадастровые работы не проведены.

В готовом проекте межевания конкретного участка в обязательном порядке должны быть указаны границы зон действия публичного сервитута. Если же проекта межевания пока нет, то тогда нужно сначала провести процедуру межевания, а потом установить границы действия публичного обременения.

Установление платы за публичный сервитут

Действующее законодательство РФ не предусматривает обязательное установление оплаты за установление сервитута. Однако в случае причинения неудобств собственнику или третьим лицам (арендатору, лицу, которое владеет участком на праве бессрочного пользования) может быть выплачена компенсация, размер которой устанавливается в судебном порядке или путем переговоров между собственником земельного участка или третьими лицами и органами местного самоуправления (администрацией города или сельского поселения).

Как правило, чиновники адекватно реагируют на выплату компенсации землевладельцу, если последний не препятствует установлению сервитута в интересах государства.

Публичный сервитут устанавливается ради общественного блага, и поэтому каждый гражданин должен знать о своих правах и обязанностях. Если установление сервитута неизбежно, но обременение доставляет вам большие неудобства, вы всегда можете отстоять свои права путем переговоров с местной властью или обратиться в суд.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

zakonguru.com

Публичный сервитут – это что такое? Порядок установления

Публичный сервитут – это один из видов обременения на земельный участок. Его главная особенность заключается в том, что решение по его наложению принимают государственные власти, но в пользу государства участок не изымается. Рассмотрим подробнее отличительные черты обременений на землю и порядок установления сервитута.

Виды обременения

Согласно ЗК РФ и ст. 23 определено несколько видов обременения: частный и публичный сервитут. Под частным обременением понимается возможность собственника одного земельного надела требовать от собственника другого предоставления права ограниченного использования соседнего участка. Данное право может быть использовано для:

Публичное обременение производится в интересах общества и власти. Установлен такой сервитут может быть для следующих нужд:

Подробнее о публичном сервитуте

Под сервитутом понимают добровольную передачу другому лицу некоторых прав на земельный участок, который находится в распоряжении какого-либо лица. Публичный сервитут – это подвид сервитута, который налагается на землю. Особенностью такого вида обременения является то, что устанавливать его могут исключительно органы власти, но сам участок не забирается в пользу государства.

Получается, что публичный сервитут как понятие объединяет в себе такие характеристики:

К публичным сервитутам в городах не относится территория, которая используется для общественных нужд:

В том числе под линиями электропередач недопустимо строительство домов, возведение насаждений, а в местах, где проложены трубы, нельзя углубляться до метража проложенных коммуникаций.

Основания для образования

Публичный сервитут устанавливается для использования гражданами на следующих основаниях:

Когда составляется договор, одной из сторон может быть как один человек, так и несколько лиц. Кроме того, это может быть не только физлицо или юрлицо, стороной может выступить государство или муниципалитет. Как бы то ни было, соглашение должно быть заключено в письменном виде и заверено подписями. Данный договор необходимо зарегистрировать, а далее провести межевание земель, чтобы в дальнейшем не возникало путаницы с границами территорий. В дополнение ко всему можно оценить собственность, попадающую под публичный земельный сервитут.

Публичный сервитут устанавливается путем прохождения нескольких последовательных этапов. Начинается все с подачи заявления с соответствующим требованием. Инициировать данный процесс могут как физическое или юридическое лицо, так и муниципальные или государственные власти.

При написании заявления необходимо указать:

Если заявление подается органом местного самоуправления, то обращаться для его написания нужно в администрацию муниципалитета. Если заявителем является другой субъект, то обращаться надо в территориальный орган по земельным вопросам. Так как сервитут является обременением земельного надела и его владельца, то необходимо составление индивидуального нормативного акта. Таким образом, публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом.

Принятие решения

После того как заявление подано, оно будет рассматриваться в установленные сроки. Все будет зависеть от того, кем является субъект, и в каком регионе происходит данный процесс. В каждом регионе составляются свои территориальные акты с индивидуальными требованиями и правилами. Единственное исключение – населенные пункты федерального значения.

Заявление рассматривается на специальном слушании, после которого выносят решение. Законодательно не установлена регламентированная форма таких собраний, поэтому данное слушание может быть приравнено к гражданскому собранию. Проведенное собрание обязательно протоколируется. В документе указываются повестка дня, вынесенное решение, количество собравшихся. Хотя ЗК РФ не обязует собирать такого рода слушания, но на них проще принять решение, а также в дальнейшем есть на что ссылаться, если возникнут спорные вопросы.

Установление публичного сервитута фиксируется путем составления договора или нормативного акта, где обязательно должна быть указана информация об объекте: кадастровый номер, месторасположение, общая площадь и т.д. Работать сервитут начнет после госрегистрации, для которой необходимо собрать следующие документы:

Межевание

Публичный сервитут – это такой вид обременения, который в обязательном порядке должен быть отражен в кадастровом плане. Чтобы данные сведения были отражены, нужно провести межевание земель. Другими словами, следует установить границы сервитута на земельный надел. А какие границы обременения нужно отображать при межевании – планируемые или уже установленные? Если земельный надел зарегистрирован и поставлен на кадастровый учет, то следует дождаться нормативного акта от госорганов о констатации сервитута и далее можно проводить межевание. Если же земельный надел не был зарегистрирован, то придется проводить двойную работу. Сначала межевание при оформлении надела, а затем межевание при установлении обременения.

Возникает вполне логичный вопрос: можно ли сделать все за один раз, если владелец земли знает, где именно будет расположен сервитут? С одной стороны, проект установления границ земельных участков нельзя назвать основным и правообразующим. Он либо формирует, учитывая требования, предложения по границам земельного надела, либо фиксирует состояние уже имеющегося надела. Но тогда в плане межевания земель должны быть отражены публично-правовые сервитуты (то есть по ним уже есть необходимые документы). Но с другой стороны, кодекс градостроения не запрещает решать все вопросы одновременно. А учитывая сложность процедуры оформления обременения, лучше все же сначала получить правовой акт на сервитут, а потом проводить межевание.

Договор

Следующим действием, которое определяет порядок установления публичного сервитута, является заключение договора. Он должен быть составлен правильно и включать в себя следующие обязательные пункты:

После составления и подписания соглашения, оно должно быть заверено в нотариальной конторе и зарегистрировано в госреестре. Данные процедуры обязательны, в противном случае публичный сервитут не будет считаться законным. Особое внимание нужно уделить кадастровому плану участка. Если он испорчен или утерян, его в самые короткие сроки необходимо восстановить.

Публичный сервитут – это обременение на землю, поэтому у собственника надела есть право установить размер платы за пользование его участком, ссылаясь на возможные убытки из-за установления обременения. Данный пункт тоже должен быть прописан в соглашении и рассмотрен довольно тщательно, потому что изначально может показаться, что убыткам взяться неоткуда, а на деле окажется все наоборот.

В сумму за сервитут владелец участка может включить, к примеру, стоимость охранных услуг и поддержание земельного участка в надлежащем виде, особенно если это публичные сервитуты в городах, и целью их является проезд транспорта. Если после установления сервитута выяснилось, что установленная цена не соответствует действительным затратам, можно, ссылаясь на ЗК РФ, изменить условия соглашения, составив дополнение к нему. Весовым основанием для написания дополнения к договору является:

Регистрация

Как говорилось выше, регистрация публичного обременения является процедурой обязательной и не предусматривает никаких исключений. Регистрировать документы могут органы юстиции, вносящие данные в единый реестр недвижимости. Подавать заявление на регистрацию должна та сторона, в пользу которой это обременение наложено. Публичный сервитут устанавливается на основе нормативно-правового акта, которой должен быть приложен к заявлению. Кроме этого, могут понадобиться ходатайства муниципалитета или другого государственного органа.

После того как сведения об обременении будут внесены в реестр, оно вступает в силу. Если сервитут накладывается не на весь земельный участок, а лишь на его часть, то к вышеуказанным документам прилагается еще схематический план с делением границ и отметками той доли недвижимости, которую затрагивает обременение. Если следует зарегистрировать несколько обременений, то каждое из них будет проходить регистрацию отдельно в установленном порядке.

Учитывая положения НК РФ, можно сделать вывод, что процесс регистрации публичного сервитута является платным. Поэтому его участнику нужно будет оплатить госпошлину. Ее размер зависит от того, кто оформляет обременение и в каком регионе. Если это физлицо, то плата составит 500 рублей, если юрлицо – то 2 000 рублей. Каждое следующее внесение изменения также подлежит регистрации и облагается пошлиной, но в меньших размерах. Физлицо заплатит 100 рублей, юрлицо – 300, а муниципалитет – всего 50 рублей.

Когда прекращается обременение

Законодательно установлено, что публичный сервитут не всегда может быть бессрочным, его можно установить и на определенный срок. Если в договоре все-таки было прописано, что обременение бессрочно, существуют веские основания для прекращения действия соглашения и, соответственно, самого обременения.

К таким основаниям относятся:

Как бы то ни было, досрочное снятие обременения происходит посредством обращения в суд, и уважительной причиной этому может служить ущемление права собственника недвижимого имущества. По вышеизложенным случаям можно обойтись без судебных тяжб, написав заявление в местную администрацию.

Собственник, права которого были ущемлены, может потребовать у муниципалитета выкупить обремененный земельный участок, если снять сервитут не получается. Но он должен быть готов к тому, что все объекты, расположенные на данном участке, отойдут в пользование муниципальных органов. И на крайний случай собственник сможет их арендовать. Независимо от того, как было прекращено действие обременения, данный факт оформляется нормативно-правовым актом госорганов, которые выносили решение о наложении сервитута, с его дальнейшей регистрацией. Чтобы принять решение о прекращении обременения, не нужно созывать собраний и проводить слушания (если иного не предусмотрено местным законодательством).

fb.ru

Что такое публичный сервитут на земельный участок и как он устанавливается?

Не каждый обычный человек сможет внятно объяснить значение слова «сервитут». А тем более доходчиво рассказать о публичном земельном сервитуте.

Что это такое?

Понятие о сервитуте пришло в современное законодательство из далёкой эпохи Римской империи. Где такая юридическая практика применялась очень широко.

Естественно, современные юридические нормы сервитутов сильно отличаются от древнеримских.

Само понятие земельного сервитута означает ограничение прав использования собственником участка в пользу третьих лиц. Или, иными словами, посторонним лицам разрешено постоянное ограниченное право использование чужого участка земли.

Законодательное определение и порядок наложения сервитутного обременения отражены в Гражданском Кодексе РФ (ГК РФ), в частности в его статьях 274 – 277.

Устанавливается такое обременение для того, чтобы обеспечить себе и другим лицам проезд либо проход через препятствующий этому участок земли. Или же для монтажа и обслуживания коммуникационных сооружений, если иного выхода из сложившейся ситуации найти невозможно.

При этом сервитут на земельный участок подразделяют на частный (простой) и публичный (предиальный):

Особенности публичной формы

Как уже отмечалось, для такого вида сервитута характерно участие в нём органов местного самоуправления, или иных органов государственной власти.

Это не единственное отличие его от частного сервитута. Если последний может быть заключён с обоюдного согласия обеих сторон, то публичный сервитут устанавливается после проведения публичных слушаний на основании государственного правового акта, либо аналогичного документа субъекта РФ, либо актом органов местного самоуправления.

Налагается такое обременение для:

  1. Обеспечения проезда, или прохода через земельный участок.
  2. Обеспечения производства необходимых работ по прокладке, ремонту или обслуживанию каких-либо коммуникационных сетей.
  3. Обеспечения забора воды, или водопоя сельскохозяйственных животных.
  4. Прогона скота на водопой, пастбище и обратно.
  5. Обеспечения проведения дренажных работ.
  6. Обеспечения проезда к сенокосным угодьям в определённые периоды времени.
  7. Обеспечения свободного доступа к береговой линии находящегося на участке естественного водоёма. А так же обеспечения возможности ловли там рыбы и охоты, или для сбора грибов и ягод в имеющихся на участке лесных угодьях.

При этом об изъятии земельного участка речь не идёт. Если же отпала необходимость обеспечения условий, установленных публичным сервитутом на земельный участок, то его собственник вправе потребовать отмены такого обременения.

Владелец имеет право потребовать от органов, установивших такое обременение, изъять или выкупить у него данный участок и возместить все понесённые убытки.

Это возможно, в том случае, если сервитутное обременение делает невозможным использование земельного участка по его прямому назначению.

Кроме того, Земельным кодексом РФ предусмотрено предоставление собственнику участка с сервитутным публичным обременением права требовать от тех, в пользу кого было составлено такое обременение, разумной платы за пользование его участком. Такая оплата может быть истребована и с органов власти установивших сервитут.

Порядок установления ограничений

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного муниципального органа. Для того чтобы такое ограничение было установлен, нужно выполнить следующие условия:

  1. Должно быть подано заявление об установлении такого обременения в органы власти, которые правомочны решить этот вопрос.
  2. Далее следует рассмотрение заявления властными структурами.
  3. После рассмотрения заявления наступает черёд организации публичных слушаний для выяснения общественного мнения по такому вопросу.
  4. Лишь после этого органами власти выносится решение о наложении сервитута.
  5. Заключительным этапом будет обязательная государственная регистрация.

Заявление может быть подано юридическим, или физическим лицом, а так же группой граждан от лица местного населения.

В этом заявлении должен быть подробно описан земельный участок, приведены все необходимые данные о его собственнике, грамотно обоснована необходимость наложения обременения и указаны сроки его действия.

Поданное заявление рассматривается властными структурами. Чаще всего этим занимаются местные органы самоуправления населённым пунктом или сельским поселением.

Результатом такого рассмотрения станет вынесение обсуждения этого вопроса на публичные слушания, где и определяется необходимость установления сервитута.

На слушания должны быть приглашены все заинтересованные лица, включая собственника участка земли, на который предполагается наложить сервитутное обременение.

В процессе слушания обязательно должен вестись протокол и должен быть составлен поимённый список всех, кто присутствовал на этом мероприятии.

В протоколе должны быть отмечены все пожелания, мнения и претензии участников слушаний.

На основании результатов общественных слушаний властными органами выносится решение в виде нормативного правового акта об установлении публичного сервитута на земельный участок. В нём скрупулёзно отмечаются границы обременяемого участка, указывается его номер кадастрового учёта, даются необходимые сведения о владельце этого участка.

Если собственник участка считает, что его права нарушены, то он может подать исковое заявление в Арбитражный суд.

Прекращение действия ограничений

Существует несколько оснований для прекращения действия публичного сервитута на земельный участок:

  1. Устранение причины, по которой он был наложен.
  2. Окончание срока действия сервитутного обременения, если оно было срочным, и срок был указан в зарегистрированном акте.

В случае, когда результатом действия сервитутного обременения стала невозможность использования участка по его непосредственному назначению, то собственник вправе через суд требовать прекращения действия этого обременения.

Независимо от того, по какой причине прекращено действие сервитута, это должно быть оформлено правовым актом структур, вынесших решение о наложении обременения, с его последующей государственной регистрацией.

Для принятия решения о прекращении действия сервитута проведение общественных слушаний не требуется, если это не предусмотрено местным законодательством.

Никаких особенных хитростей в этом вопросе нет. Получить чёткое представление о том, что такое земельный публичный сервитут можно прочитав эту статью, но чтобы уяснить все тонкости применения этого права на практике, придётся покопаться в отдельных статьях регионального законодательства РФ, или воспользоваться консультациями опытных юристов.

Видео: Земельные споры -как правильно установить сервитут?

В видеосюжете юрист рассказывает, что представляет собой земельный сервитут.

Рассказывается,я в чем суть подобного ограничения для собственника земельного участка, какими дополнительными обязанностями и на какой срок обременяется владелец, какова процедура установки сервитута на землю.

Возможно Вас так же заинтересует:

terrafaq.ru

Что такое публичный сервитут? Виды, плата и цели на установление публичных сервитутов

На земельные участки могут накладываться различные обременения, для каждого из которых характерны свои особенности.

Нередко таким обременением становится сервитут, устанавливающийся только государственным органом, но без передачи земли в государственную собственность.

В данной статье мы рассмотрим, что такое публичный сервитут и когда он применяется. Также будет рассказано о грамотной установке такого вида обременения на землю.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18. Это быстро и бесплатно!

Показать содержание

Что это такое?

Поведение субъектов земельного права по отношению к участкам регулируется Земельным кодексом. Нюансы, связанные с наложением сервитута, зафиксированы в статье 23 ЗК РФ.

В ней определены цели для установления сервитута плюс длительность данного права ограниченной эксплуатации участка. Итак, что такое публичный сервитут в отношении земельных участков?

Публичный сервитут — это указанное право, согласно которому можно пользоваться участком, находящимся в чужой собственности. В противовес частному типу сервитута, заключаемого с одноименным лицом, публичный устанавливается в пользу государства.

По этому же обстоятельству публичный сервитут не идентичен общественному сервитуту. Последний определяется и реализуется для удовлетворения интересов частного лица на условиях, схожих с частным сервитутом (об отличиях публичного и частного сервитута можно узнать тут, а здесь мы рассказывали, кем он может быть установлен и как).

Примерами публичного сервитута служат и записи в лесном и водном кодексах РФ.

В них зафиксирована возможность всех жителей страны посещать территории лесного фонда страны и использовать водные массивы, находящиеся в общем пользовании, и прочие типы водных ресурсов. С помощью вышеуказанных документов отображены водный и лесной сервитуты, направленные в пользу общества.

Особенности права ограниченного пользования наделом

Публичный земельный сервитут отличается некоторыми нюансами:

  1. Упомянутое право оформляется исходя из соответствующего правового акта.
  2. Утверждение права ограниченной эксплуатации куска земли применимо для удовлетворения интересов населения или государства.
  3. Для вынесения акта потребуются основания, в чьей роли нередко выступают итоги, полученные в процессе общественных слушаний.

Виды общественного обременения

Виды публичного сервитута, подобно частному аналогу, классифицируются по периодам действия соглашения. Определяют постоянный и срочный типы упомянутого права (о разнице между постоянным и срочным сервитутом читайте тут).

Для первого сроки действия не устанавливаются и не прописываются в тексте соглашения. У другого, наоборот, существуют конкретные сроки, в течение которых действует право ограниченной эксплуатации участка.

Также определяется возмездное и безвозмездное основание для сервитута. В случае безвозмездного публичного сервитута хозяину участка не предоставляются никакие компенсации, даже когда применение права ограниченной эксплуатации земли приносит ущерб или сильно ограничивает пользование участком со стороны самого владельца.

Если же имеет место возмездного сервитута, хозяин будет получать определенные компенсации от государственных органов.

Далеко не всегда публичный сервитут может быть установлен. Для каких целей не может устанавливаться публичный сервитут? Причинами для этого могут стать следующие ограничения:

Несмотря на то, что результаты общественных слушаний имеют преимущественно рекомендательный характер, только с при их наличии и с их учетом может проводиться установление публичного сервитута.

На каких основаниях может быть установлен?

Данное право ограниченной эксплуатации участка обычно диктуется муниципальными требованиями. Основанием может выступать прошение, переданное главе администрации субъекта РФ. В заявлении отражается необходимость использования конкретного участка с приведением фактов, подкрепляющих данную потребность.

Появление публичного сервитута может иметь место строго на законных основаниях. При его установлении учитываются нормативные правовые акты как государственного, так и местного уровня. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов публичных случаев, где выясняются цели, для которых планируется эксплуатировать участок. Наиболее распространенными являются:

Наибольшую важность представляют причины, предоставляющие отдых населению в виде походов в лес, на озеро или иного типа отдыха на природе.

Публичный сервитут представляют следующие примеры:

  1. Разрешение людям пользоваться государственными лесами, для того чтобы собирать грибы, ягоды и так далее.
  2. Разрешение пользование прибрежной полосой, например, для купания или рыбалки.
  3. Возможность пользоваться государственной землей для выпаса скота.

Что надо знать о межевании земельных участков?

Факты, сообщающие о наложенном публичном сервитуте обязательно отражаются в кадастровом плане земельного надела. Но чтобы эти факты были зафиксированы, потребуется осуществить межевание, а именно определить границы установленного обременения на этот кусок земли.

При этом нередко встает вопрос о характере границ, определяемых при межевании. Будут ли сохраняться установленные границы, или же их определят заново? И обязательно ли наличие акта органа госвласти для проведения процедуры межевания участка? Для зарегистрированного в кадастровой палате участка процесс достаточно прост.

Владельцу земли потребуется дождаться акта от органа госвласти, после чего провести межевание. А если надел не зарегистрирован в кадастровой палате, придется делать операцию дважды. Сначала заказывать межевание для официального оформления участка, а затем повторить его для наложения сервитута.

Указанные границы устанавливаются с помощью межевого проекта. Эта бумага содержит дополнительную информацию к главному межевому плану. В последнем указываются кадастровый номер и факты, взятые из баз кадастровой палаты.

При наложении сервитута на несколько наделов, составляющих комплекс, межевой проект определяется в отношении всех территории, на которую определяется обременение. В оформлении межевого проекта принимают участие инженеры и проектировщики.

Когда муниципальный объект находится на территории надела, находящегося в собственности, межевой проект конструируется с учетом записей кадастровой палаты. На снимок интерактивного плана наносят межевые линии. С помощью последних определяется зона надела, на которой действует сервитут.

Утверждается межевой проект муниципалитетом. Составление документа проводится по установленному образцу.

Плата за обременение

Законодательно оплата за использование сервитута не числится обязательной. Однако, владелец надела имеет право потребовать компенсацию, если вследствие сервитута для него создаются существенные ограничения в пользовании землей. Величина оплаты устанавливается только в результате согласования с администрацией сельского поселения или города.

При этом нет конкретного определения существенным ограничениям в эксплуатации участка. Плюс данное понятие может затрагивать как сторону владельца участка, так и в сторону лиц, использующих сервитут. Поэтому хозяину надела желательно сразу установить положительные отношения как с администрацией, так и с остальным населением. В дальнейшем это больше поспособствует получению желаемой компенсации.

Как установить право ограниченного пользования наделом?

Для установки права ограниченного пользования наделом должны выполниться несколько шагов, среди которых:

  1. Составление заявление и его подача.
  2. Рассмотрение обращения представителями госвласти.
  3. Организация общественных слушаний, на основании которых выносится решение.
  4. Принятие решения со стороны органа власти в вопросе наложения сервитута, затем издание нормативного правового акта.
  5. Начало действия сервитута.

Подачей прошения могут заниматься физические или юр. лица, органы местного самоуправления или госвласти.

Сервитут определяется с использованием нормативного акта, поскольку обременение хоть и накладывается на четко обозначенный надел и для конкретного хозяина участка, он будет находиться в пользовании большого количества лиц.

Что потребуется указать в заявлении:

  1. Сам участок, на который будет установлен сервитут.
  2. Цели, для которых накладывается обременение.
  3. Срочный или бессрочный сервитут требуется.
  4. Информация о собственниках надела.
  5. Информация о будущих пользователях права и т. д.

Рассмотрением поданного документа и назначением сервитута занимается орган, обозначенный в нормативном акте субъекта. Сроки рассмотрения определяются там же.

Общественные слушания представляют собой обсуждение ситуаций, имеющих отношение к обществу, при его непосредственном участии. Несмотря на то, что законодательно подобной формы не определено в законодательстве, подобное мероприятие можно расценивать как сход граждан.

Вся информация о слушаниях и их результатах оформляется в виде протокола, содержащего информацию о повестке слушаний, количестве участников и результатах процесса. Данное мероприятие не является обязательным и его итоги обычно имеют сугубо рекомендательный характер.

В нормативном акте, составляемом после получения положительного решения обязательно указывается надел и основные данные о нем, его владельце, времени и причинах для создания права ограниченной эксплуатации земли.

Старт работы сервитута совпадает с регистрацией упомянутого права в ЕГРП. Причем сведения о земельном наделе должны уже содержаться заранее в Росреестре. Для занесения данных в регистрационную палату понадобится фиксированный пакет бумаг:

  1. Заявление о регистрации.
  2. Оплаченная квитанция,фиксирующая внесение госпошлины.
  3. Нормативный акт, где прописано наложение сервитута.
  4. Нотариально заверенная доверенность, если оформлением занимается официальный представитель.
  5. План надела.

В подавляющем большинстве случаев наложение публичного сервитута на конкретный участок земли является следствием необходимости, а не чьего-то желания.

Данная процедура позволяет использовать надел с учетом интересов всех сторон, эксплуатирующих надел.

Подробнее об оформлении публичного сервитута и о том, кем он устанавливается, читайте здесь.

При правильном оформлении бумаг и отсутствии противостояния со стороны владельца участка можно добиться большей выгоды в виде получения компенсаций за эксплуатацию земли. В то же время, если в отношении собственника присутствуют неправомерные действия, он имеет право подать в суд для восстановления ущемленных прав.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 938-46-18 (Москва)

+7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

urexpert.online

Процедура установления публичного сервитута

Понятие сервитута в современном законодательстве имеет довольно глубокие корни и происходит ещё из классического римского права.

Однако в области современной правовой системы этот термин немного изменил своё значение. Но смысл его остался прежним — это обременение чужого имущества в целях обеспечения качественного функционирования имущества тех лиц, которые выступают инициаторами обременения.

Что такое публичный сервитут и какими нормами законодательства регулируется?

Публичный сервитут является одной из наиболее популярных форм установления права использования чужого участка в настоящее время, которое практикуется государством для достижения цели улучшения жизни других владельцев земельных участков. Публичным сервитутом принято считать такое обременение земельного участка, инициатором которого выступает государство для того, чтобы владельцы расположенных рядом земельных наделов могли свободно пользоваться своими участками.

Регулирование всех вопросов, связанных с установление сервитута на земельные участки, независимо от того носит он характер публичного или частного, осуществляется в рамках Земельного и Гражданского Кодекса. Эти нормативные акты производят полноценное регулирование не только процедуры установления обременения, но и рассмотрение тех целей, для которых такое обременение может быть установлено.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Публичный сервитут устанавливается на основании как Гражданского, так и Земельного Кодекса РФ. Так, Гражданский Кодекс в своих статьях 274–277 определяет, каким именно образом осуществляется установление сервитута, независимо от его характера, а также те акты, которые используются для регулирования всех сфер взаимоотношений между сторонами-участницами соглашения.

Правила установления публичного сервитута регулируются Земельным Кодексом Российской Федерации. В этом нормативном акте рассматриваются те цели, для которых такое обременение может быть установлено, а также полностью рассматривается весь тот порядок, который должен быть соблюден при установлении именно публичного сервитута. Эта информация представлена в статье 23 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Именно этот нормативный акт будет считаться основным документом, который будет регулировать в полном объеме все эти действия, которые будут осуществляться в рамках действующего обременения.

Порядок регистрации установленного сервитута осуществляется в строгом соответствии с Федеральным Законом “О государственной регистрации недвижимости”. Этот нормативный акт регулирует в полном объеме те направления, в которых должна вестись работа по регистрации установленного обременения, а также то, как именно происходит получение свидетельства об установлении такого обременения.

Режим установления и выплаты компенсационной суммы за использование обременения на участке устанавливается Гражданским Кодексом Российской Федерации в той его части, которая касается именно установление вознаграждения за использование обременения в виде сервитута на земельном участке.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Кем устанавливается публичный сервитут?

Однако в том случае, если о необходимости установления такого обременения государство просят заинтересованные в этом владельцы участков, находящихся в худшем положении, нежели обременяемый участок, сервитут будет установлен именно в интересах этих лиц, но путем издания соответствующего нормативного акта.

Публичный сервитут может устанавливаться только в том случае, если основания для использования обремененного земельного участка соответствуют тому перечню, который указан в тексте статьи 23 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Установление публичного земельного сервитута может происходить только с помощью издания соответствующего нормативного акта. Такой нормативный акт готовится на одном из уровней государственной власти: федеральном, региональном или муниципальном. В рамках этого нормативного акта указывается информация о том, для каких целей устанавливается сервитут, на какой срок формируется такое обременение, а также содержатся сведения о том, какой уровень возмещения понесенных убытков ожидает владельца обремененного участка.

Издание нормативного акта, регулирующего процесс установления публичного сервитута в каждом конкретном случае, осуществляется только специально уполномоченными на то органами государственной власти после проведения специальных публичных слушаний, на которых заинтересованные в установлении сервитута лица должны обосновать свои требования.

На каких основаниях происходит установление публичного сервитута?

Статья 23 Земельного Кодекса определяет те основания, по которому может быть установлен публичный сервитут в интересах лиц, владеющих земельными участками, расположенными в наименее привилегированных условиях.

Перечень этих оснований является исчерпывающим и может быть изменен только в том случае, если внесены изменения непосредственно в Земельный Кодекс. К таким основаниям будут относиться:

В том случае, если инициатор установления публичного сервитута пытается воспользоваться таким своим правом для достижения иных целей, нежели перечисленные выше, такие действия могут быть расценены как действия мошеннического характера.

В каких целях нельзя устанавливать публичный сервитут?

Земельный и Гражданский Кодексы определяют те цели, для которых установление публичного сервитута запрещено. К таким целям относятся:

Какие документы должны быть подготовлены для оформления?

Установление публичного сервитута происходит по заявлению заинтересованных лиц либо на основании решения уполномоченного органа о необходимости задействовать ту или иную территорию для достижения целей качественного улучшения жизни населения в конкретном регионе.

В том случае, если установление сервитута происходит по инициативе государства, перечень необходимых документов будет довольно узким, и в него будут входить:

В том случае, если речь идёт о частной инициативе установления публичного сервитута, список документов существенно расширяется и будет включать в свой состав:

Все перечисленные документы должны быть подготовлены заинтересованными лицами, кроме нормативного акта об установлении сервитута публичного характера. Эти документы должны быть предоставлены в уполномоченный орган государственной власти для дальнейшего рассмотрения поданной заявки.

В том случае если представители соответствующих органов приняли решение о проведении публичных слушаний, об этом должны быть извещены как заинтересованные стороны, так и владельцы обременяемых участков. Именно на основании протокола о проведении таких слушаний можно будет рассмотреть возможность издание нормативно-правового акта об установлении публичного сервитута.

Такое заявление может быть составлено как одним лицом, представляющим интересы всех желающих обременения, так и быть коллективным документом, составленным всеми теми лицами, в интересах которых такое обременение может быть установлено.

В тексте заявления должны быть сведения не только о целях установления сервитута, но также информация о сроках действия такого обременения, а также доказательства невозможности достижения перечисленных целей иными способами. Кроме того, в тексте документа должны содержаться сведения о кадастровых данных, а также информация о тех участках, в интересах которых производится установление сервитута.

Текст заявления, направляемого в уполномоченные органы по распоряжению имуществом государства, состоит из трёх основных частей. К таким частям относятся:

В том случае, если заявление об установлении сервитута заполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства, и содержит в себе сведения, которые полностью отражают суть вопросов, уполномоченные органы производят его рассмотрение и, в случае положительного решения, назначают публичные слушания.

Этапы установления обременения

Порядок установления публичного сервитута регламентируется статьей 23 Земельного Кодекса Российской Федерации. В рамках этого нормативного акта содержатся подробные инструкции о том, как именно происходит установление обременения, а также каким способом владелец обременённого участка может защитить свои права. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Порядок установления публичного сервитута в соответствии с требованиями действующего законодательства будет состоять из таких этапов:

  1. Подачи заявления в уполномоченные органы заинтересованными лицами об установлении сервитута;
  2. Рассмотрение заявления уполномоченными органами и вынесение решения о назначении публичных слушаний. Такое решение должно быть облечено в форму нормативного акта;
  3. Проведение публичных слушаний с обязательным заполнением протокола, на которые будут приглашены все стороны, заинтересованные в установлении публичного сервитута, а также владельцы обременяемых участков. На проводимых слушаниях необходимо выслушать мнения обеих сторон-участниц возможного соглашения, а также сформировано решение об издании нормативного акта соответствующего содержания;
  4. Издание нормативного акта об установлении публичного сервитута. Такой нормативный акт должен пройти обязательную регистрацию в соответствующих органах государственной власти, чтобы он мог полноценно вступить в силу;
  5. Государственная регистрация установленного сервитута в Едином государственном реестре прав на недвижимость. Такая регистрация является обязательной, так как только после получения соответствующего свидетельства сервитут вступает в силу.

В том случае, если какой-либо из перечисленных этапов не был соблюдён, владелец обременённого неправомерно земельного участка может отстаивать свои права на отмену обременения через суд.

Как защитить свои права?

Тем более что нарушения чаще всего встречаются в определении целей, для которых может быть установлен публичный сервитут, а также в размере и сроке обременения устанавливается в более завышенном формате.

Вариантов доказать свою правоту для владельцев обременённых земельных участков существует всего два:

  1. Через жалобу в вышестоящие инстанции на действия уполномоченных органов государственной власти, которые выступили организаторами установления сервитута;
  2. Через исковое заявление в суд с целью обжаловать действия таких органов.

И в том, и в другом вариантах весь процесс обжалования будет начинаться с подачи соответствующего заявления с просьбой отменить установление сервитута. Однако в случае с обращением в суд, оформление заявления должно происходить в соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства.

По результатам рассмотрения жалобы владельца земельного участка на неправомерные действия представителей власти должно быть сформировано соответствующее решение либо об отмене изданного нормативного акта, либо о признании его действительным ввиду правомерности действий представителей уполномоченных органов.

Установление публичного сервитута находится в ведении государственных органов федерального, регионального или муниципального значения. Вся процедура установления такого сервитута должна происходить в строгом соответствии с требованиями Земельного Кодекса Российской Федерации, регулирующего вопросы, касающиеся осуществления такой процедуры.

В том случае, если установление сервитута владелец обременённого земельного участка считает незаконным, он может обжаловать такое решение либо в вышестоящем государственном органе, либо в суде.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

zakonguru.com

Сервитут — что это такое простыми словами? Как устанавливается, чем регулируется

Последние изменения: Июль 2019

Имея в собственности любой вид недвижимости, необходимо документально подтверждать право на него для того, чтобы совершать разного рода сделки с ним. Но, несмотря на владение абсолютным правом собственности, все-таки есть существенное его ограничение. Таким ограничением и является сервитут, что это такое и как его оформить, регламентировано такими сферами права как:

Это связано с тем, чтобы владельцы как можно меньше нанесли непоправимого ущерба природным ресурсам.

А также не были нарушены права другого собственника, чаще всего проживающего по соседству, в отношении его свободного доступа к своему жилищу.

Понятие термина сервитута

Согласно статье 23 Земельного законодательства сервитутом является частичное (ограниченное) право использования чужого земельного участка для личных (частных) или государственных (общественных) целей, основой которого является соглашение между сторонами.

Для чего он необходим?

С юридической точки зрения сервитут является сделкой, предмет которой – передача ограниченных прав пользования от собственника другому лицу.

Лицо, которому дается право частичного пользования участком (сервитут) не наделяется правом собственности на эту часть, а лишь может ее использовать в весьма ограниченном смысле.

К сожалению, как показывается статистика, граждане, наделенные сервитутом, не до конца осознают правовую основу такого соглашения и после его заключения и регистрации пытаются присвоить себе эту часть земли или начинают использовать ее не по назначению. В этом случае законом предусмотрена правовая защита собственника, определяемая гражданским законодательством (пункт 2 статьи 276 Гражданского кодекса), что дает ему право аннулировать сервитут посредством подачи искового заявления в судебный орган.

Стоит отметить и тот факт, что лицо, нуждающиеся в сервитуте в связи с отсутствием другого способа решения проблемы, также может обратиться с иском в суд и потребовать удовлетворить его права на это.

(Например, гражданин купил участок земли и построил на нем дом, но подвести к нему коммуникации не может по той простой причине, что на пути прокладки расположен участок соседа, а обойти его нет возможности).

Классификация: законодательство, порядок, документы, оплата

Сервитуты подразделяются на два вида и два подвида.

Так законом установлено два основных типа:

Частным сервитутом считается заключенное соглашение между двумя физическими лицами (соседями) об ограниченном использовании соседнего участка земли для таких целей как:

Общественным (публичным) сервитутом является волеизъявление населения, органов местного или государственного управления использовать часть собственности других лиц для блага общества в целях:

По подтипам сервитут разделяется на срочный – с указанием конкретного временного промежутка, и бессрочный – без ограничения по времени.

Также сервитуты могут классифицироваться и по принадлежности к конкретному виду законодательства, а именно:

Законодательная основа

Данная статья опубликована на сайте zakon-dostupno.ru. Если вы видите эту статью на другом сайте, значит ее украли.  

Прерогативой правовой основы регулирующей отношения по сервитуту, было, есть и будет гражданское законодательство (распространяется на все виды сервитутов). Узконаправленными правовыми институтами являются земельное, лесное и водное законодательство, наименование которых говорит само за себя и распространяется исключительно на тот вид сервитута, к которому относится.

Основаниями к заключению такого вида соглашения могут быть:

Стоит также отметить и тот факт, что основаниями могут быть и нормативные правовые акты (законы – ФЗ, региональные; Постановлении Правительства РФ и т.п.).

Порядок установления сервитута

Процедура установления сервитута на земельные участки и его прекращения регламентируется гражданским законодательством и аналогичными нормативами земельного законодательства.

В соответствии с пунктами 3,4 статьи 274 Гражданского кодекса право на ограниченное использование чужого земельного участка устанавливается:

Для установления сервитута необходимо исполнение обязательного требования – заявитель должен являться собственником своего участка.

Документы

При необходимости установления сервитута, по соглашению сторон, нужно собрать минимальный пакет документов и предоставить их в регистрационный орган (согласно пункту 9 статьи 23 Земельного кодекса любой сервитут подлежит обязательной регистрации в ЕГРН).

Для этого нужны следующие документы:

Ситуации, в которых отношения решаются посредством сервитута носят индивидуальный характер, и состав требуемых документов может значительно различаться.

При публичном сервитуте необходимо соблюдение еще одного немаловажного требования: проведение общественных слушаний.

В части оплаты частный сервитут немногим отличается от публичного. Так, владелец участка, часть которого отдается в пользование соседу, имеет право потребовать от него соразмеренную плату того, из-за чего он не имеет возможность использовать свою землю в полном объеме.

А в отношении публичного, собственник вправе требовать соразмеренную плату у государственного или муниципального органа власти, использующего его участок.

Из чего можно сделать выводы, что основным отличием между ними в части платы является субъект, к которому предъявляются требования.

Важно! Отметим также, что продажа собственником участка другому лицу не может быть основанием для прекращения сервитута. Право на сервитут в данном случае сохраняется и переходит к новому владельцу земли.

Установление сервитута не может быть, чьей либо прихотью, а вынужденная необходимость, если он является единственным возможным решением проблемы. При ликвидации проблемы, сервитут может быть аннулирован по заявлению собственника.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2019 zakon-dostupno.ru

zakon-dostupno.ru


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.