Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Процессуальная проверка что это такое


УПК РФ Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении / КонсультантПлюс

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

(часть шестая в ред. Федерального закона от 12.04.2007 N 47-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, - в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь - физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье - страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Процессуальные способы проверки заявлений, сообщений о преступлениях в установленный срок, быль или реальность?

В статье рассматривается специфика правового регулирования способов проверки заявлений, сообщений о преступлениях. Отмечаются недостатки и нарушение сроков при принятии решений по сообщениям, заявлениям предлагаются пути решения данной проблемы.

Принять законное процессуальное решение по заявлению, сообщению о преступлении возможно только после проведения полной, всесторонней и объектовой оценки информации полученной в ходе проверки заявления, сообщения о преступлении. Проведение полной и качественной проверки по поступившему заявлению, сообщению свидетельствует о законном и правильном принятии решении в соответствии со ст.145 УПК РФ, исключая факт допущения нарушения закона. В ходе проверки должно быть установлено как отсутствие оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, так и наличие оснований для его возбуждения.

Необходимо отметить, что проверка поступившей информации является обязательным элементом уголовно-процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела, регулируется нормами уголовно-процессуального права и соответственно носит процессуальный характер. Субъектом проверки, выступает должностное лицо органа дознания или предварительного следствия на которое в соответствии с положениями п.п. 77,78,82 приказа МВД РФ от 1 мая 2012г. №140 возлагаются полномочия по проведению проверки заявлений, сообщений.

При проведении такой проверки заявлений и сообщений происходит установление конкретных обстоятельств преступления, далее данные полученные при проверке могут быть использованы как доказательства по уголовному делу. Но в сравнении с предварительным расследованием проверка заявлений, сообщений ставит перед собой иную цель. Так при проведении дознания или же предварительного следствия устанавливаются все обстоятельства преступления, в то время как при проверке заявления, сообщения на стадии возбуждения уголовного дела устанавливается только наличие или отсутствие признаков преступления и оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, необходимых для принятия решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, передаче по подследственности или же в суд.

В соответствии со статьей 144 УПК РФ срок проверки сообщений, заявлений о любом совершенном или готовящемся преступлении подлежащих рассмотрению дознавателем, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа, составляет 3 суток со дня поступления такого сообщения и при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью принятия законного решения согласно ст. 145 УПК РФ, по мотивированному ходатайству руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 10 и 30 суток.

В ходатайстве необходимо указать конкретные обстоятельства которые служат основанием для данного продления. Также основные правила для исчисления, соблюдения, продления, а также восстановления процессуальных сроков закреплены в ст.ст. 128-130 УПК РФ.

В соответствии с ч.2 ст.128 УПК РФ, в том случае если день на который приходится окончания срока рассмотрения сообщения о преступлении, будет нерабочим, то окончание срока, то есть последний день окончания срока, будет первый день после нерабочего дня. Исключительными случаями являются лишь исчисление сроков при домашнем аресте, содержании под стражей, задержании и нахождении в медицинском или психиатрическом стационаре.

Например, при окончании срока рассмотрения сообщения, заявления о преступлении 10 февраля, праздничным днем является 11 февраля, в связи с этим срок проверки в трое суток сообщения, заявления о преступлении сутки 11 февраля могут быть не включены согласно ст. 128 УПК РФ. Также согласно ст.144 УПК РФ срок рассмотрения сообщения, заявления в трое суток может быть продлен до десятисуточного или же 30 суток.

Такого рода продления подлежит рассмотрению как исключительный механизм, так как при принятии решения о продлении срока предварительной проверки руководитель следственного органа, начальник органа дознания обязаны качественно и в полном объеме проанализировать приведенные доводы следователя, дознавателя, органа дознания о том, что не представляется возможным в установленный более короткий срок принять решение по данному сообщению, заявлению.

Действительно, на практике большое количество сообщений, заявлений не всегда реально рассмотреть в срок 3 суток. Зачастую продление сроков для проведения проверки необходимо для получения ответа на запрос или же объяснения от свидетелей, потерпевших которые могут дать важную информацию, но по причине не проживания по месту жительства и не появления по месту работы, в связи с требуемым временем для установления местонахождения срок проверки необходимо продлить, также причиной может явиться, например сроки ожидания окончания проведения экспертизы специалистом или экспертом и т.д. В данной ситуации проблему можно обозначить как «быстро и не качественно» и «медленнее, но более качественнее», так как проведение не качественной проверки сообщения, заявления, хотя и в установленный законом срок, может повлечь за собой тот факт, что по заявлению, сообщению будет принято процессуальное решение которое будет во-первых незаконным, а во-вторых необоснованным. В последствии по таким материалам доследственной проверки прокуратурой происходит возврат материалов проверок на дополнительную проверку с требованием устранить нарушения закона при принятии данного процессуального решения.

В связи с тем, что ходатайство подаваемое следователем, дознавателем, органа дознания о продлении срока принятия решения по сообщению, заявлению о преступлении в своем содержании должно отражать все причины в связи с которыми решение в установленный ранее срок не может быть принято, а также в обязательном порядке должно быть отражено какие проверочные действие еще необходимо провести и какой срок для этого необходим. Такие сведения отраженные в ходатайстве позволяют вести надлежащий контроль за сроками рассмотрения сообщения, заявления, не допускать факта волокиты со стороны лиц занимающимися проверкой, за счет определения последовательности процессуальных действий и сроков их реализации.

Продление срока рассмотрения сообщения, заявления до 30 суток производится по письменному ходатайству следователя руководителя следственного органа или по ходатайству дознавателя, в котором обязательно должны быть указаны конкретные обстоятельства, в связи с которыми необходимо продлить срок проверки. Генеральный прокурор Российской Федерации в своем требовании в п. 1.7 Приказа от 5 сентября 2011 г. №277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» указал на срок проверки сообщения, заявления до 30 суток по ходатайству дознавателя, где должны быть отражены основания предусмотренные ч.3 ст.144 УПК РФ и обязательно предметно должны быть рассмотрены доводы и основания послужившие мотивацией для продления сроков рассмотрения заявления, сообщения.

К сожалению, на практике в связи с разными причинами не всегда в установленный срок удается принять законное обоснованное решение по рассматриваемому сообщению, заявлению, в связи, с чем возникает необходимость вынесения заведомо незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Цель данного процессуального действия заключается в выигрыше времени, а последствием принятия такого решения соответственно становиться возврат материала доследственной проверки как необоснованно вынесенного решения, в связи с неполнотой проведенной проверки для проведения дополнительной проверки.

Конечно, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в таком случае более предпочтительное решение для должностного лица, принимающего решение по материалу доследственной проверки, так как после проведенной проверки прокуратура отменит данное решение и направит его для проведения дополнительной проверки с установлением нового срока, соответственно цель достигнута — время выиграно. Но, по истечении срока дополнительной проверки данный круг действий повторяется, вплоть до того момента когда будет получено заключение судебной экспертизы, отпрошены все свидетели и т.д. Решив все поставленные задачи, должностное лицо принимает окончательное решение по материалу доследственной проверки с направлением его в орган прокуратуры. В связи с вышеуказанными действиями срок проведения проверки может затянуться на месяца. При таких обстоятельствах, все решения об отказе в возбуждении уголовного дела по материалу доследственной проверки принятые в промежутке до окончательного носят промежуточный характер.

Считаю необходимо отметить, что недопустимо использовать предусмотренную УПК РФ возможность продления срока как «обычное явление» по каждому сообщению, заявлению. Предусмотренный первоначальный срок в 3 суток является волне реальным для принятия законного решения по многим сообщениям, заявлениям, если будет установлено основание для возбуждения уголовного дела, отказа в этом или для передачи сообщения по подследственности, Каждому сотруднику необходимо помнить, что такое процессуальное действие как продление срока рассмотрения сообщения, заявления, не является его обязанностью, а лишь право на проведение более полной проверки.

Процессуальная проверка

По каким статьям уголовного кодекса можно обвинить бывшего генерального директора ООО, который продал обналичивающей организации исключительные авторские права на всю аудиовизуальную продукцию кинокомпании сроком до 2030 года по цене менее 1% от рыночной стоимости, а затем через подставные организации продавал лицензионные права на кинофильмы телеканалам? Являются ли номинальные директора фирм-однодневок, которые продавали краденную у нашей организации кинопродукцию соучастниками преступления, если их подписи на договорах с телеканалом являются подделанными? Какую дату можно назвать датой окончания преступления, если последний незаконный показ кинофильма на телеканале состоялся в марте этого года? Руководители фирм-однодневок явные номиналы - на них оформлены десятки организаций. Нарушил ли телеканал при заключении лицензионного договора какие-либо нормы налогового законодательства?

Вы вправе обратиться с заявлением в орган внутренних дел с просьбой провести процессуальную проверку на предмет установления признаков мошенничества.

Установление таких признаков и квалификация действий виновного лица находятся исключительно в компетенции органа предварительного расследования.

Если подписи директоров являются поддельными, степень их участия и вины в совершении противоправных действий будет устанавливаться отдельно.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как привлечь руководителя организации к уголовной ответственности

«Можно ли будет отказаться от заявления, если отпадет необходимость в возбуждении уголовного дела

Нет, нельзя.

Исключение составляют случаи обвинения в клевете (ч. 1 ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ), а также в совершении преступлений, совершенно не связанных с управлением организацией, предусмотренных частью 1 статьи 115 и частью 1 статьи 116 УК РФ. Эти исключения установлены пунктом 5 части 1 статьи 24 и частью 2 статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Таким образом, в отличие от производства в гражданском или арбитражном процессе, после подачи заявления о преступлении заявитель (или сам руководитель) не может остановить процесс проверки, проводимой сотрудниками полиции. В результате может быть возбуждено уголовное дело, проведены оперативно-розыскные мероприятия, следственные действия, применены меры пресечения, в то время как в этом уже не будет необходимости.*

Однако возбужденное уголовное дело можно будет прекратить в случае примирения сторон, при соблюдении следующих условий (ст. 25, ч. 2 ст. 27 УПК РФ, ст. 76 УК РФ):

Прекратить дело таким способом можно даже в суде (п. 3 ст. 254 УПК РФ).

Прекращение уголовного преследования в связи с примирением не ограничивает право потерпевшего обратиться в гражданский суд за взысканием возмещения имущественного и морального вреда с ответчика (ранее подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления)».

19.07.2017

Процессуальный порядок проверки сообщений о преступлениях

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ на следователя возлагается обязанность не только принять, но и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Законодатель при этом не делает какого-либо указания на информационную полноту поступившего сообщения или характер совершенного деяния.

Важен вопрос, в каком объеме и при помощи каких средств будет осуществляться такая проверка. Полагаем, что ее производство необходимо в том объеме, который позволит принять законное и обоснованное решение на начальном этапе уголовного судопроизводства. С этой целью по любому сообщению о преступлении следует проверить законность повода, а также установить наличие или отсутствие основания для возбуждения уголовного дела, что следует из предписаний ч. 1 ст. 146 УПК РФ.

Выбор способов проверки зависит от информации, содержащейся в сообщении, и прилагаемых к нему материалах, если таковые имеются. Действительно, в каждом первичном материале отражены какие-либо сведения о предположительно преступном факте. Поэтому правоприменитель в ходе деятельности по рассмотрению сообщения должен прежде всего изучить и оценить имеющиеся первоначальные данные, проверить на их основе обоснованность утверждений заявителя. Способами такой проверки служат изучение полученного заявления, сообщения о преступлении и прилагаемых материалов, анализ содержащихся в них сведений, сопоставление имеющихся фактических данных между собой и последующая оценка каждого в отдельности и всех в совокупности.

В некоторых случаях проверка может ограничиться только указанными способами, например, когда имеющиеся в первичном материале сведения будут признаны достаточными для вынесения процессуального решения. Если же исходя из этих сведений не представляется возможным разрешить вопрос о наличии или отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, возникает необходимость в проведении проверки путем получения дополнительных данных с использованием допустимых на этапе возбуждения дела процессуальных действий, в том числе отдельных следственных.

Мы разделяем точку зрения тех процессуалистов, которые утверждают, что в каждом случае производства проверки нужно стремиться к осуществлению минимально необходимых проверочных действий. Нерациональное использование способов проверки может привести к затягиванию сроков принятия решения, а также к утрате возможности получения доказательств в дальнейшем.

Срок проверки сообщения о преступлении составляет трое суток со дня его поступления. Руководитель следственного органа вправе по ходатайству следователя продлить этот срок до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов и трупов — до 30 суток (ч. 1,3 ст. 144 УПК РФ).

Закрепив возможность проверки сообщения о преступлении, УПК РФ не приводит четкого перечня возможных способов ее осуществления. Между тем анализ отдельных правовых предписаний уголовно-процессуального закона все же позволяет выделить отдельные проверочные действия, проведение которых допустимо при рассмотрении сообщения о преступлении. К их числу законодатель относит: требование производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлечение специалистов к участию в них (ч. 1 ст. 144 УПК РФ); требование о передаче документов и материалов — по сообщению, распространенному в средствах массовой информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ); в исключительных случаях: осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ), осмотр трупа (ч. 4 ст. 178 УПК РФ). В этих же целях по письменному поручению следователя возможно проведение оперативно-разыскных мероприятий.

Заметим, что в уголовно-процессуальном законодательстве некоторых зарубежных стран, к примеру в УПК Республики Казахстан, содержится норма, позволяющая использовать такие способы проверки заявлений, сообщений о преступлениях, как истребование документов или иных материалов, проведение осмотра места происшествия, экспертизы (ст. 184). В ст. 329 УПК Республики Узбекистан, регламентирующей порядок рассмотрения сведений о преступлениях, предусматривается возможность истребования дополнительных документов, объяснений, производства задержания, осмотра места происшествия и экспертизы.

Рассмотрим отдельные способы проверочной деятельности, направленной на разрешение полученного сообщения о преступлении.

В практической деятельности наиболее часто используется такой способ проверки, как получение объяснений. Хотя УПК РФ не предусматривает его в качестве средства проверки, о нем содержится упоминание в п. 3, 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции», устанавливающей возможность получения от граждан и должностных лиц необходимых объяснений, справок, документов (их копий).

Отметим, что отсутствие указания на возможность получения объяснения в уголовно-процессуальном законе вовсе не означает, что данное действие проводится без соблюдения определенных правил.

Указанный способ проверки сообщения о преступлении должен основываться на общих принципах уголовного судопроизводства: охраны прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, ее неприкосновенности и прочих (гл. 2 УПК РФ). Это положение согласуется с законодательным предписанием о том, что досудебное производство, включающее проверочную деятельность, является частью уголовного судопроизводства (п. 56 ст. 5 УПК РФ).

При получении объяснения недопустимо применение мер процессуального принуждения, поскольку они сопряжены с ограничением в той или иной мере прав и законных интересов граждан и характерны для стадии предварительного расследования.

Так, к лицу, уклоняющемуся от явки для дачи объяснения, нельзя применять такую меру принуждения, как привод, так как данная мера применяется только к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему и свидетелю, если они без уважительной причины не являются по вызову должностного лица (ст. 113 УПК РФ). В подобных ситуациях должностное лицо, осуществляющее проверку, должно ограничиться разъяснением необходимости получения объяснения и его важности для принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом.

При определении цели получения объяснения необходимо исходить из того, что данные, содержащиеся в нем, наряду с другими сведениями являются основанием для вынесения обоснованного решения по поступившему сообщению о преступлении. Значит, получение объяснения должно быть направлено на выяснение фактических данных об обстоятельствах совершенного или готовящегося преступления, достаточных для установления наличия или отсутствия основания для возбуждения уголовного дела.

Говоря о круге лиц, которые могут быть вызваны для дачи объяснения, отметим, что объяснение может быть получено от любого лица, располагающего необходимыми сведениями. В правоприменительной деятельности наиболее часто объяснения получают от инициаторов заявления, очевидцев преступления.

Процедура получения объяснения в определенной степени схожа с порядком проведения допроса, хотя и имеет свои особенности. При получении объяснения сначала выясняется личность опрашиваемого и фиксируются анкетные данные. Затем доводятся сущность проводимого действия и соответствующие права. Перед началом опроса лицу разъясняются положения ст. 51 Конституции РФ о праве не свидетельствовать против себя самого, своего супруга, других близких родственников, о чем делается запись в протоколе, удостоверяемая подписью опрашиваемого.

Отметим, что разъяснение положений ст. 51 Конституции РФ является обязательным в каждом случае получения показаний (объяснений) от того или иного лица как в ходе предварительной проверки сообщения о преступлении, так и на стадии предварительного расследования. Также разъясняется содержание ст. 18 УПК РФ, закрепляющей право давать объяснение на родном языке или языке, которым владеет лицо, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика. При получении объяснения от несовершеннолетнего лица в протокол вносятся фамилии и подписи участвующих при проведении данного процессуального действия родителя и педагога.

Следует помнить, что опрашиваемое лицо не предупреждается об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний в соответствии со ст. 307, 308 УК РФ (такую ответственность несут лишь свидетель, потерпевший, эксперт, специалист). Однако если содержание объяснения включает в себя сведения о преступлении, совершенном или подготавливаемом определенным лицом, опрашиваемый предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ.

После разъяснения прав лицо излагает обстоятельства, для выяснения которых оно было вызвано. Следователь по своему усмотрению выбирает тактику данного проверочного действия.

Результаты получения объяснения фиксируются в протоколе объяснения. В нем указываются: место, дата и время составления документа; должность, звание, фамилия лица, его составившего; ст. 144 УПК РФ, предусматривающая проведение проверки сообщения о преступлении; данные о лице, дающем объяснение; сообщенные им сведения, отметка об ознакомлении опрашиваемого с содержанием протокола, замечания и дополнения к объяснению; подписи участников рассматриваемого действия.

По окончании опроса протокол объяснения предъявляется опрашиваемому лицу для прочтения. Факт ознакомления и правильность записи объяснения удостоверяются подписью лица на каждой странице и в конце документа.

При проведении проверки сообщения о преступлении зачастую невозможно принять обоснованное решение по существу без наличия определенных предметов и документов, которыми могут быть: различные справки, в том числе о размере имущественного вреда, причинении вреда здоровью, бухгалтерская документация, документы со следами исправлений, а также орудия преступления, объекты преступного посягательства и другие. Необходимость истребования тех или иных материалов возникает при установлении признаков преступления для разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела по ряду статей УК РФ (например, ст. 186, 222, 228). При этом требуемые объекты должны быть получены еще в ходе проверки.

Следовательно, истребование предметов и документов является важным средством проверочной деятельности, осуществляемой на начальном этапе уголовного процесса.

УПК РФ, как уже упоминалось, не только не определяет процедуру вовлечения в уголовно-процессуальную сферу изымаемых предметов и документов, но и вовсе не упоминает о праве должностных лиц проводить такое проверочное действие, как истребование необходимых материалов, установленное еще УПК РСФСР.

Нормы УПК РФ рассматривают лишь отдельный случай истребования, проводимого по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации. Так, предписания ч. 2 ст. 144 УПК РФ обязывают редакцию, главного редактора средства массовой информации по требованию правомочного должностного лица передать имеющиеся в их распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем эти сведения (за исключением случаев, когда лицо поставило условие о неразглашении источника информации).

Некоторые юристы справедливо полагают, что возможность осуществления рассматриваемого средства проверки сообщения о преступлении заложена в ч. 4 ст. 21 УПК РФ, в которой говорится о праве следователя и других должностных лиц предъявлять в пределах своих полномочий обязательные для исполнения требования, поручения и запросы. Однако во избежание сложностей в решении вопроса о допустимости последующего использования изъятых предметов и документов в качестве доказательств по уголовному делу представляется целесообразным закрепить такое полномочие в качестве самостоятельного проверочного действия в ст. 144 УПК РФ, определив процессуальный порядок его производства и фиксации.

Рассматриваемый способ проверки, несмотря на отсутствие законодательной регламентации, достаточно широко используется в правоприменительной деятельности, например при принятии решения по первичным материалам, свидетельствующим о незаконном обороте оружия, боеприпасов, наркотических средств и психотропных веществ, изготовлении или сбыте поддельных денег и ценных бумаг.

Процедура истребования охватывает собой действия должностного лица по направлению предписания гражданину или организации представить определенные материалы, передачу истребуемого объекта и процессуальное оформление этих фактов.

Мы придерживаемся мнения многих процессуалистов относительно возможности применения как устной, так и письменной формы запроса, содержащего требование о представлении предметов и документов. Устный запрос предпочтителен при осуществлении истребования у физического лица непосредственно. В этом случае сразу составляется документ, отражающий факт и условия передачи определенного объекта, например протокол.

Письменная форма целесообразна при обращении с требованием в соответствующие учреждения, организации, предприятия. При этом в запросе должна обосновываться необходимость изъятия предмета (документа), а также содержаться указание на конкретный предмет, документ, подлежащий изъятию, и срок его предоставления. Приобщение копии такого запроса к материалам проверки разъяснит происхождение объекта и будет являться подтверждением проведенного проверочного действия.

Сложившаяся в правоприменительной деятельности практика осуществления истребования свидетельствует об отсутствии единообразия в оформлении факта передачи изымаемых объектов. Отмечается составление письменных документов, имеющих различную процессуальную форму и наименование: протоколы, рапорты, справки, акты и прочее. Более предпочтительным представляется закрепление факта истребования путем составления такого процессуального документа, как протокол. Он широко используется для отражения хода и результатов не только следственных, но и иных процессуальных действий, в том числе и на стадии возбуждения уголовного дела. В частности, нормы УПК РФ прямо предусматривают оформление протокола принятия устного заявления, явки с повинной, осмотра места происшествия (ст. 141, 142, 177 УПК РФ).

Протокол истребования предметов и документов должен содержать описание факта и условий передачи тех или иных объектов, их индивидуальных признаков, а также сведения о лице, у которого истребованы (изъяты) предметы, и должностном лице, проводившем данное проверочное действие.

На практике для участия в истребовании часто привлекаются незаинтересованные лица, которые выполняют функции, сходные с функциями понятых, хотя и не являются ими в силу прямого указания закона на возможность привлечения последних лишь к участию в следственных действиях (ст. 60 УПК РФ). Целесообразность их привлечения состоит в том, чтобы удостоверить правильность отображения воспринимаемой информации в протоколе и обеспечить условия для возможной проверки законности и обоснованности процедуры истребования.

При составлении протокола необходимо также соблюдать общие требования, предъявляемые к такого рода документам и сформулированные в ст. 166, 167 УПК РФ.

Наряду с истребованием в деятельности по проверке и разрешению информации о преступлении нередко используется такой способ, как представление предметов и документов, который заключается в передаче гражданином, организацией, учреждением, предприятием предметов или документов по собственному волеизъявлению правомочному должностному лицу для использования их в процессе доказывания.

Представление предметов и документов осуществляется по собственной инициативе граждан, должностных лиц, организаций, чем отличается от истребования. Факт передачи предмета или документа следует оформлять протоколом, который должен быть составлен с соблюдением требований, перечисленных выше применительно к аналогичному процессуальному акту, фиксирующему производство истребования необходимых материалов. При этом помимо прочего в нем следует отразить добровольный характер передачи соответствующего предмета или документа, а также объяснить факт нахождения у лица того или иного объекта.

В целях проверки поступившего сообщения о преступлении УПК РФ закрепляет правомочие следователя требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Этот способ проверочной деятельности является распространенным, а подчас единственным способом установления наличия или отсутствия признаков преступления, характерным преимущественно для рассмотрения материалов о противоправных действиях в области экономики. Он включает изучение, проверку, анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций, учреждений, предприятий в целях установления законности и достоверности совершенных хозяйственных операций, выявления фактов правонарушений в экономической сфере.

Обращаясь к сущности рассматриваемого способа проверки, необходимо отметить, что УПК РФ не определяет процедуру таких процессуальных действий, как ревизия и документальная проверка. Закрепляется лишь право следователя и других компетентных должностных лиц требовать их производства. То есть сферой уголовно-процессуального регулирования охватывается только деятельность по инициированию этих мероприятий, порождающая процессуальные правоотношения между следователем и руководителем ревизионного органа, правомочным назначить ревизию.

Порядок назначения и производства ревизий и документальных проверок регламентируется подзаконными актами, нормы которых имеют определенные расхождения относительно процедуры данных мероприятий.

Приказом Минфина России, МВД России, ФСБ России от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717 утверждено Положение о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ с Генеральной прокуратурой РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ при назначении и проведении ревизий (проверок). Согласно данному правовому акту при наличии мотивированного постановления правоохранительного органа контрольно-ревизионные органы Минфина РФ осуществляют ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности.

Под ревизией в Положении понимается система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности. В отличие от нее проверка — единичное контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации (п. 5 Положения).

Вопросы производства ревизий (проверок) частично регламентируются приказом Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 75н

«Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности». На основе этого документа проведение ревизии (проверки) возлагается на органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора). Объектом финансового контроля является использование средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. Цель ревизии (проверки) — определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования упомянутых средств.

Закрепив в нормах УПК РФ возможность использования этого средства проверочной деятельности, законодатель не урегулировал процедуру заявления требования о производстве документальной проверки, ревизии и его процессуальное оформление.

Научная мысль демонстрирует широкий круг мнений о форме такого требования. В частности, высказываются предложения о том, что оно должно быть выражено в постановлении лица, проводящего проверку сообщения о преступлении, либо запросе, отношении или письме. Не получил однозначного разрешения этот вопрос и в ведомственных правовых актах.

Так, в Положении, утвержденном приказом Минфина России, МВД России, ФСБ России № 89н/1033/717, указывается на необходимость составления мотивированного постановления, требования (обращения) (п. 7). Административный регламент, утвержденный приказом Минфина России № 75н, предусматривает вынесение мотивированного обращения, требования или поручения руководителя соответствующего правоохранительного органа (п. 105). Однако ни форма, ни содержание таких документов не приводятся.

Анализ правоприменительной деятельности показал, что на практике решения о проведении ревизии или документальной проверки оформляются запросом, письмом или поручением.

В запросе (поручении) о проведении проверки, ревизии указывается, в какой организации, за какой период деятельности и какие виды хозяйственных операций должны быть проверены, обосновывается необходимость осуществления того или иного мероприятия, определяются вопросы, подлежащие разрешению в ходе его проведения, срок представления итогового акта должностному лицу правоохранительного органа, а также делается ссылка на ст. 144 УПК РФ, регламентирующую возможность требования производства указанного проверочного действия.

Срок проведения документальной проверки и ревизии устанавливается с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач осуществляемого мероприятия, и особенностей проверяемой организации, но не может превышать 30 суток, как следует из предписания ч. 3 ст. 144 УПК РФ, предусматривающего возможность продления срока проверки поступившего сообщения о преступлении максимально до 30 суток при необходимости проведения документальной проверки или ревизии.

Ревизоры самостоятельно определяют необходимость применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур. В ходе осуществления ревизии они вправе знакомиться со всеми необходимыми документами ревизуемой организации (учредительными, регистрационными, бухгалтерскими, плановыми, отчетными и прочими), требовать письменных объяснений ответственных работников по возникающим вопросам, получать дополнительные сведения, необходимые для проверки, изымать требуемые документы (или их копии), запрашивать от других предприятий справки и копии документов, связанных с операциями ревизуемых организаций.

По окончании проведения ревизии и документальной проверки составляется акт, который в соответствии с ч. 2 ст. 74 УПК РФ может быть отнесен к такому виду доказательств, как «иные документы». В нем отражаются все выявленные в ходе ревизии и документально подтвержденные нарушения законодательства, а также иные обстоятельства, имеющие значение для принятия решения следователем по результатам проверки сообщения о преступлении.

Материалы ревизии включают также надлежаще оформленные приложения к акту (объяснения, изъятые документы), которые вместе с ним передаются по окончании проведения ревизии в правоохранительный орган.

В ряде случаев при рассмотрении сообщения о преступлении возникает необходимость в информации, получить которую можно лишь после проведения исследования документов, предметов, трупов к участию в которых, в соответствии с ч.1 ст. 144 УПК РФ, привлекаются специалисты (нередко используется также словосочетание «предварительное исследование»), требующего использования определенных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Такие ситуации возникают, например, в процессе установления наличия или отсутствия признаков преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, наркотических средств или психотропных веществ, причинением вреда здоровью, изготовлением или сбытом поддельных денег, ценных бумаг, документов и в других случаях.

Проведение специального исследования по поручению полномочного должностного лица широко применяется на практике в ходе проверки первичной информации о преступлении. И это очевидно, поскольку при помощи специального исследования иногда возможно еще на стадии возбуждения уголовного дела получить объективные сведения об отдельных обстоятельствах преступного деяния, способе его совершения, предмете преступления, которые необходимы для принятия решения следователем.

Специальное исследование осуществляется на основании требования, которое составляется лицом, проводящим проверку, в виде запроса (письма), адресованного начальнику экспертного учреждения. В требовании отражаются вопросы, подлежащие разрешению специалистом, а также объекты, направляемые на исследование.

Происхождение объектов, представляемых для исследования, не должно вызывать сомнений: факт их получения фиксируется в протоколах проверочных действий (изъятия, осмотра места происшествия), содержащих описание индивидуальных признаков объектов и их упаковки.

По поручению руководителя экспертного учреждения исследование проводится конкретным специалистом. Его результаты представляют собой изложенные в документе выводы по поставленным вопросам и их научное обоснование.

Отметим, что в практической деятельности результаты исследований отражаются преимущественно в справке (акте) об исследовании. Такая справка не приобщается к материалам дела, не признается доказательством, а содержащаяся в ней информация носит лишь ориентирующий характер, позволяя убедиться в наличии или отсутствии данных, указывающих на признаки преступления. Само же специальное исследование не подменяет собой экспертизы.

Действительно, результаты изучения уголовных дел свидетельствуют о том, что после возбуждения уголовного дела в подавляющем большинстве случаев для разрешения тех же вопросов назначается судебная экспертиза.

Сложившаяся практика, на наш взгляд, обусловлена тем, что справка об исследовании не всегда отвечает требованиям допустимости, поскольку нередко содержит минимум информации об исследуемых предметах, о способах исследования. Поэтому очень важно закрепить в процессуальном законе порядок направления материалов на специальное исследование и обязательные требования к документу, фиксирующему его результаты.

Анализ норм УПК РФ позволяет заключить, что процессуальную деятельность по рассмотрению сообщения о преступлении возможно осуществлять и с помощью производства следственного действия — осмотра места происшествия.

Предписание ч. 2 ст. 176 УПК РФ предоставляет право проведения до принятия решения о возбуждении дела осмотра места происшествия, причем лишь в случаях, не терпящих отлагательства. Механизм реализации этого следственного действия подробно регламентирован в ст. 176, 177, 180 УПК РФ.

В правоприменительной практике осмотр места происшествия в целях установления наличия или отсутствия достаточных данных, указывающих на признаки преступления, применяется достаточно часто. По результатам нашего исследования он производился в 59% случаев из общего количества изученных уголовных дел и «отказных материалов».

Содержание ч. 1 ст. 176 УПК РФ свидетельствует о том, что законодатель различает осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов. Однако в ряде случаев местом происшествия является жилище, осмотр которого, согласно ч. 5 ст. 177 УПК РФ, осуществляется только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. В этой ситуации не совсем ясно, требуется ли такое согласие при проведении осмотра места происшествия в жилище. Закон, учитывая приведенные формулировки, не дает четкого ответа. Между тем на практике следователи до начала осмотра места происшествия испрашивают письменное согласие у лиц, проживающих в осматриваемом жилище.

В действующем уголовно-процессуальном законодательстве предпринята очередная попытка расширения комплекса следственных действий, допустимых на начальном этапе уголовного судопроизводства. Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. № 226-ФЗ внесены изменения в ч. 1 ст. 179 УПК РФ, в которой сказано,что следователь вправе в случаях, не терпящих отлагательства, осуществлять такое следственное действие, как освидетельствование, до возбуждения уголовного дела, т.е. в ходе проверки сообщения о преступлении.

Включение в перечень средств проверки такого следственного действия, как освидетельствование, представляется оправданным, поскольку оно позволяет выявить значимую для дела информацию, отсрочка в получении которой может привести к утрате важных следов преступления на теле человека. Однако следует пояснить, что в настоящее время отсутствует возможность осуществления освидетельствования на начальной стадии уголовного процесса. Это связано с тем, что лица, в отношении которых допустимо производство освидетельствования (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель), приобретают свой процессуальный статус только после возбуждения уголовного дела.

Определенные коррективы внесены также в ст. 178 УПК РФ, ч. 4 которой регламентирует право проведения до возбуждения уголовного дела такого следственного действия, как осмотр трупа. Законодатель ограничивает возможность его производства случаями необходимости. Учитывая специфику процессуальной деятельности на начальной стадии процесса, полагаем, что осмотр трупа должен осуществляться в целях установления достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также для выявления и закрепления следов преступления.

Следует заметить, что осмотр трупа и осмотр места происшествия представляют собой самостоятельные виды осмотра, результаты которых фиксируются в разных документах (протоколах осмотра трупа, протоколах осмотра места происшествия). Между тем на практике осмотр трупа нередко проводится в рамках осмотра места происшествия, что представляется обоснованным, например, когда труп входит в число объектов, обнаруженных на месте происшествия. В таком случае осмотр трупа является, по сути, составной частью осмотра места происшествия.

Важным средством проверки сообщений о преступлениях являются проводимые по письменному поручению следователя, руководителя следственного органа оперативно-разыскные мероприятия (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Учитывая изложенное, можно заключить, что деятельность по рассмотрению сообщения о преступлении, складывающаяся из этапов приема, регистрации, проверки поступившей информации о преступлении и оканчивающаяся принятием определенного решения, значима с позиции как вынесения законного и обоснованного решения, завершающего стадию возбуждения уголовного дела, так и последующего использования доказательств, полученных в ходе ее осуществления.

Основное содержание данной деятельности составляет проверка поступившего сообщения, проводимая в различном объеме в зависимости от конкретной ситуации. В одних случаях она может заключаться в изучении, анализе и оценке имеющихся первоначальных фактических данных, а в других — в производстве процессуальных действий в целях установления дополнительных обстоятельств, необходимых для принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в нем. Возможными способами проверки служат выработанные практикой истребование (изъятие) предметов и документов, получение объяснений; требование производства документальных проверок, ревизий; специальных исследований документов, предметов, трупов; в случаях, не терпящих отлагательства, проведение следственных действий — осмотр места происшествия, осмотр трупа, а также проведение оперативно-розыскных мероприятий.

На главную страницу

Skip to Main Content Area

Запрошенная страница не найдена.

Skip to Main Content Area

Запрошенная страница не найдена.

2. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ИНФОРМАЦИИ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

2.1 Что понимать под предварительной проверкой заявлений и сообщений о преступлениях?

Информация о преступлениях, поступаемая в органы внутренних дел, по своему содержанию и правовой природе весьма разнообразна (заявления и письма граждан, явка с повинной, сообщение по телефону, срабатывание охранной или пожарной сигнализации и др.).

В зависимости от объема информация может иметь в себе достаточные данные, указывающие на признаки преступления, либо содержать сведения, позволяющие лишь судить о том, что противоправное деяние могло иметь место. То есть информация может нуждаться в проверке или быть положена в основу принимаемого решения о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела без получения каких-либо дополнительных сведений.

По своей правовой природе информация о преступлениях подразделяется на поводы к возбуждению уголовного дела (ст. 108 УПК) и иную информацию, не являющуюся поводами к возбуждению уголовного дела. В зависимости от этого поступление информации выступает начальным моментом уголовно-процессуальной или административной, оперативно-розыскной деятельности.

Рассмотрение характера информации о преступлениях позволяет определить основания для начала и вид предварительной проверки.

Если информация поступает в виде повода к возбуждению уголовного дела, то для ее проверки в числе других могут быть использованы средства, предусмотренные уголовно-процессуальным законом. Такую проверку принято именовать процессуальной. Если же сведения о преступлении содержатся в иной информации, не являющейся поводом к возбуждению уголовного дела, то уголовно-процессуальные средства для ее проверки использованы быть не могут. Далее мы в основном будем вести речь о процессуальной проверке информации о преступлениях.

Основанием для начала процессуальной проверки заявлений и сообщений о преступлениях является отсутствие в поводе к возбуждению уголовного дела достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Если в поводе содержатся такие данные, то вопрос о возбуждении уголовного дела решается без производства каких-либо проверочных действий.

В ходе проверки уполномоченные на то государственные органы и должностные лица посредством осуществления процессуальных и иных действий в определенные законом сроки получают данные с целью установления наличия (отсутствия) в исследуемом событии признаков преступления и принятия одного из решений, предусмотренных в стадии возбуждения уголовного дела.

Далее (продолжение) >>>

Популярные материалы: 

Курс уголовного процесса

Как уже отмечалось, стадия возбуждения уголовного дела состоит из нескольких самостоятельных, но неразрывно связанных между собой этапов. Поскольку по окончании данной стадии согласно общим требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ должно быть вынесено законное, мотивированное и обоснованное постановление о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, закон неизбежно предполагает обязательную проверку сообщения о преступлении. Строго говоря, именно такая проверка и составляет содержание интересующей нас стадии, позволяет говорить о ней как о развернутом во времени производстве. В ходе проверки должно быть установлено как отсутствие оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, так и наличие оснований для его возбуждения. Такую проверку часто называют «доследственной». Этот термин не имеет легального определения, но в силу его краткости и соответствия фактически складывающимся на стадии возбуждения уголовного дела правоотношениям часто используется как в научной литературе, так и практикующими юристами.

Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ субъектами проверки сообщения о преступлении являются дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, т.е. те лица, которые уполномочены возбуждать уголовное дело (отказывать в его возбуждении). Они обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах установленной уголовно-процессуальным законом компетенции принять по нему решение. В силу предусмотренных ч. 1 ст. 39 УПК РФ общих полномочий руководитель следственного органа, кроме того, отвечает за организацию рассмотрения сообщений о преступлениях, поручает проведение проверки конкретному следователю, а при необходимости вправе лично рассмотреть сообщение и иным образом участвовать в его проверке.

Доследственная проверка может не потребовать производства каких-либо процессуальных действий, например, когда из заявления о преступлении и прилагаемых к нему материалов явно усматриваются признаки преступления. В этом случае проверка будет заключаться в анализе сообщения о преступлении и поступивших совместно с сообщением материалов на предмет наличия оснований для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Однако в подавляющем большинстве случаев для принятия законного, обоснованного и мотивированного постановления, отвечающего требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ, дознавателю, следователю недостаточно информации о преступлении, которая содержится в сообщении. В этом случае для проверки сообщения возможно выполнение довольно широкого круга проверочных (их результаты по общему правилу не являются доказательствами), следственных и иных процессуальных действий.

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ в ходе проверки сообщения о преступлении следователь, дознаватель вправе получать объяснения (наиболее распространенное проверочное действие), образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов. Необходимой гарантией своевременности производства проверочных действий является обязательность предъявленных следователем, дознавателем в пределах своих полномочий требований, поручений, запросов, которые, согласно ч. 4 ст. 21 УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. За умышленное неисполнение законных требований указанных должностных лиц предусмотрена административная ответственность (ст. 177 КоАП РФ).

Законодатель также закрепил право следователя, дознавателя при проверке сообщения о преступлении изымать предметы и документы в порядке, установленном УПК РФ. Однако уголовно-процессуальный закон предусматривает изъятие предметов и документов только в ходе следственных действий. В то же время производство таких следственных действий, как обыск и выемка, в рамках доследственной проверки исключено. Это приводит в большинстве случаев к недопустимости принудительного изъятия предметов и документов в стадии возбуждения уголовного дела.

Следователь, дознаватель также вправе давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, полномочия лица, проводящего доследственную проверку, все больше «сближаются» с полномочиями дознавателя, следователя, расследующего уголовное дело, что вряд ли можно оценить положительно.

Помимо собственно проверочных непроцессуальных действий в ходе доследственной проверки допускается и производство некоторых следственных действий. С момента принятия УПК РФ их количество имеет тенденцию к постоянному увеличению. В отличие от УПК РФСФР и УПК РФ в редакциях, действовавших до марта 2013 г., их производство уже не связано с какими-либо условиями (например, «в случаях, не терпящих отлагательства»), В настоящее время на стадии возбуждения уголовного дела дознаватель, следователь вправе производить шесть следственных действий:

- 1) назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок;

- производить 2) осмотр места происшествия, 3) документов, 4) предметов, 5) трупов;

- 6) производить освидетельствование.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов стадии возбуждения уголовного дела является объем прав участников процессуальных действий. На этой стадии нет подозреваемого, потерпевшего, свидетеля. Однако широкий круг как проверочных процессуальных, так и следственных действий предполагает необходимость соблюдения интересов лиц, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства еще до возбуждения уголовного дела. Поэтому наделение их формально определенными процессуальными правами представляется необходимым.

Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств (ч. 12 ст. 144 УПК РФ). В ч. 11 ст. 144 УПК РФ предусмотрены специальные гарантии от злоупотреблений при собирании доказательств в ходе доследственной проверки, каковыми являются гласный характер процессуального действия с обязательным разъяснением участвующим в его производстве лицам их прав и обязанностей. Дознаватель и следователь обязаны в том числе разъяснить участникам процессуальных действий их право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться помощью адвоката (защитника, представителя), а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в установленном уголовно-процессуальным законом порядке1Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ. Однако видна явная несогласованность норм уголовно-процессуального и уголовного законодательства, так как согласно ч. 2 ст. 161 УПК РФ следователь, дознаватель предупреждает участника уголовного процесса о недопустимости разглашения данных предварительного расследования, о чем берется подписка с предупреждением об уголовной ответственности в соответствии со ст. 310 УК РФ. В диспозиции указанной статьи уголовного закона содержится указание на криминализацию только разглашения данных предварительного расследования, но не разглашения данных досудебного производства, включающего в себя и стадию возбуждения уголовного дела. Это исключает уголовную ответственность участника уголовного процесса за разглашение информации, ставшей известной в ходе доследственной проверки, даже в случае предупреждения о недопустимости таких действий (аналогия уголовного закона исключена).. При необходимости применяется такая мера безопасности как сохранение в тайне данных о личности, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

В качестве одной из гарантий, необходимых для соблюдения прав подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, является их участие в вопросах назначения экспертизы. В связи с отсутствием в стадии возбуждения уголовного дела указанных участников после возбуждения уголовного дела сторона защиты или потерпевший вправе заявить ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы. По смыслу ч. 12 ст. 144 УПК РФ такое ходатайство подлежит обязательному удовлетворению, несмотря на то, что в ст. 207 УПК РФ названное основание для назначения дополнительной или повторной экспертизы отсутствует2Вероятно, имеет место не банальная несогласованность норм уголовно-процессуального закона, а невозможность такого согласования в связи с «искусственностью» наполнения стадии возбуждения уголовного дела процессуальными формами, что в принципе невозможно без предоставления заинтересованным участникам процесса соответствующих статусов (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший) и необходимого объема прав при производстве следственных действий. А это уже фактически предварительное расследование преступления в процессуальных формах, а не проверка сообщения о наличии признаков преступления.. Также отметим, что полученное в стадии возбуждения уголовного дела заключение эксперта остается в числе допустимых доказательств даже в случае проведения повторной или дополнительной экспертизы. Кроме того, заявление ходатайств стороной защиты предполагает ее обязательную процессуальную активность, что не в полной мере соответствует положению ч. 2 ст. 14 УПК РФ, согласно которой обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Важным фактором, обеспечивающим доступ заинтересованных лиц к правосудию и достижение других задач уголовного судопроизводства, является соблюдение установленных законом сроков разрешения сообщений о преступлениях. С учетом ограниченных задач, которые стоят перед стадией возбуждения уголовного дела (установление наличия оснований для возбуждения уголовного дела при отсутствии оснований для отказа в принятии такого процессуального решения), законодатель предусматривает краткий срок проведения доследственной проверки. По общему правилу, решение по результатам рассмотрения сообщения о преступлении должно быть принято в течение трех суток (что при наличии повода и основания не исключает принятие решения и сразу после регистрации сообщения о преступлении). В соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ этот общий срок может быть продлен руководителем следственного органа, начальником органа дознания по мотивированному ходатайству следователя, дознавателя до 10 суток. Мотивы продления срока в законе не указаны и определяются исходя из конкретной ситуации. Для дальнейшего продления срока проверки сообщения о преступлении установлены не подлежащие расширительному толкованию основания - необходимость производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий. Срок проверки до 30 суток может быть продлен руководителем следственного органа по мотивированному ходатайству следователя. Решение о продлении срока проверки дознавателю принимается уже не начальником органа дознания, а прокурором.

Возможность продления срока доследственной проверки свыше 30 суток законом не предусмотрена. Однако в случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела и его последующей отмены срок дополнительной проверки также может быть продлен в общем порядке. Это превращает стадию возбуждения уголовного дела фактически в стадию «без срока». Один из возможных вариантов решения этой проблемы видится в следующем: при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела по истечении максимального срока проверки сообщения (соответственно 10 или 30 суток) уголовное дело должно быть возбуждено.

Некоторыми особенностями обладает проверка сведений о преступлениях, распространенных в средствах массовой информации. Согласно ч. 2 ст. 144 УПК РФ такие проверки проводятся по поручению прокурора органом дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователем. Указанной нормой закона редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязываются передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в их распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию. Исключения составляют случаи, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации, что соответствует требованиям законодательства о средствах массовой информации.

Выделяются и особенности рассмотрения сообщений о налоговых преступлениях (ст. 198-1991 УК РФ). Проверка таких сообщений, поступивших из органа дознания, относится исключительно к компетенции следователя. Как следует из ч. 7 ст. 144 УПК РФ, следователь в течение трех суток со дня поступления сообщения о налоговом преступлении должен проверить наличие оснований для отказа в возбуждении уголовного дела. При отсутствии таких оснований следователь по общему правилу направляет в налоговый орган, вышестоящий по отношению к тому, в котором стоит на учете налогоплательщик, копию сообщения о налоговом преступлении с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и сборам. Налоговый орган должен в течение 15 суток с момента получения таких материалов направить следователю один из трех документов:

Однако ни один из указанных документов не имеет для следователя обязательного значения. Согласно ч. 9 ст. 144 УПК РФ процессуальное решение должно быть принято по результатам рассмотрения заключения в течение 30 суток, но при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь вправе возбудить уголовное дело и до получения заключения или информации. Таким образом, специальный режим возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям не является императивным. По усмотрению следователя уголовное дело может быть возбуждено и без учета мнения налогового органа, т.е. в общем порядке, что соответствует принципу самостоятельности следователя при принятии процессуального решения.

По результатам рассмотрения любого сообщения о преступлении компетентным должностным лицом (органом) в обязательном порядке должно быть принято одно из трех возможных процессуальных решений, предусмотренных ч. 1 ст. 145 УПК РФ. Заявитель уведомляется о любом принятом решении с разъяснением порядка его обжалования.

Первые два из возможных по окончании доследственной проверки решений — о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ), являются итоговыми для данной стадии. Третий вид решения — о направлении сообщения о преступлении по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения в суд - предусматривает принятие итогового решения по сообщению о преступлении другим органом расследования (или судом). В случае направления сообщения по подследственности орган дознания, дознаватель, следователь, принимает меры по сохранению следов преступления.


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.