Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Прикладная физическая культура что это такое


3. Прикладная физическая культура

Профессионально-прикладная физическая культура, в ней средства физической культуры используются для повышения профессиональзма и помогает легче освоить профессию.

В специализированных учреждениях физическая культура должна иметь также специализированный характер.

Кроме этого, профессионально-прикладная физическая культура направлена на восстановление работающих мышц. Существует производственная гимнастика, которая выполняется во время максимального перенапряжения на работе, Физкультминутки, активный отдых в выходные дни.

Военно-прикладная физическая культура - существует в военных полувоенных заведениях: войска, МЧС, пожарники, маряходки и т.д. К военно-прикладной физической культуре относится и подготовка будущих войнов в школах, в частности на уроке общественной безопасности жизнедеятельности.

4. Оздоровительная физическая культура - направлена на укрепление всех функций организма.

Оздоровительная физическая культура делится на лечебную физическую культуру (ЛФК) и гигиеническую физическую культуру.

К гигиенической физической культуре - относится утренняя гигиеническая гимнастика. Гигиена тела, обуви, одежды, помещений, соблюдение режима дня, сна , питания.

Физическое воспитание - процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры. Физическое воспитание решает задачи реализации потребности человеческого организма в двигательной активности, совершенствовании физических и психофизических качеств, способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, продлению творческого долголетия и жизни людей.

Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых же дней после рождения нового человека.

Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально — образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837—1909).

Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии — о единстве формы и функции, — Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. В основе педагогической системы П. Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивает важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, — писал П. Ф. Лесгафт, — чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения». Так же, как и И. М. Сеченов, П. Ф. Лесгафт считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, «школа не может существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями». Используя при этом термин «образование», П. Ф. Лесгафт понимает его шире, чем мы это делаем сегодня. По сути дела, образование у П. Ф. Лесгафта — это воспитание, формирование личности человека, а физическое образование — целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека. Учебно-воспитательный процесс физического воспитания П. Ф. Лесгафт определял как объект социально-научного исследования, как часть созданной им общей теории физического образования. Он считал важной целью физического образования умение сознательно управлять своими движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично». Впервые в России П. Ф. Лесгафт научно обосновал необходимость использования методов слова и показа. Учитывая уровень преподавания гимнастики в школах того времени, он не отрицал показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда, когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Это возможно при четком и кратком объяснении упражнения. Большое внимание П. Ф. Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр как метода познания. Он классифицировал физические упражнения по четырём основным группам:

Физическая подготовка - процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик;

Физическое состояние — это совокупность показателей, характеризующих физическое развитие, функциональное состояние организма и физическую подготовленность сотрудников.

Физическое развитие характеризуется (морфологическими) особенностями человека. Основными признаками физического развития являются: рост, вес, окружность груди, развитие костно-мышечной системы, пропорциональность тела и его частей.

Физическое развитие — процесс изменения и совершенствования естественных морфологических (антропометрически) и функциональных свойств организма человека: (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др.) в течение его жизни. Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении различные показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм

и функций организма. Кроме того, физическое развитие в некоторой мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека.

Функциональное состояние организма характеризуется степенью функциональной полноценности всех внутренних органов и систем, их устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности, а также наличием или отсутствием каких-либо заболеваний.

Физическая подготовленность характеризуется уровнем развития физических качеств и степенью сформированности двигательных навыков необходимых для профессиональной деятельности.

Физические качества — это свойства организма, обеспечивающие двигательную деятельность сотрудников.

К основным физическим качествам относятся: выносливость, сила, быстрота и ловкость. Выносливость определяется способностью сотрудников противостоять утомлению в. процессе профессиональной деятельности. Сила определяется способностью сотрудников преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Быстрота определяется способностью сотрудников совершать двигательные действия в минимальное время. Ловкость определяется способностью сотрудников выполнять движения координированно и точно, а также своевременно и рационально справляться с новой, неожиданно возникшей задачей.

Двигательные навыки — это доведенные до автоматизма практические действия, выполняемые в соответствии с поставленной задачей. Двигательные навыки подразделяются на общие и профессионально-прикладные. К общим двигательным навыкам, относятся навыки в ходьбе, беге, лазании, ползании, плавании, метании и т. п. К основным профионально-прикладным двигательным навыкам относятся навыки в передвижении на лыжах, совершении марш-бросков, преодолении препятствий, выполнении боевых приемов борьбы, самбо, рукопашном бою.

Физические упражнения – движения или действия, используемые для развития физических качеств, внутренних органов и систем двигательных навыков. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Это также и метод физического развития человека. Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры.

Физическое совершенствование — это процесс улучшения физического состояния, а также формирования связанных с ним убеждений, потребностей, знаний и умений в результате систематического выполнения физических упражнений. При выполнении физических упражнений улучшение физического состояния осуществляется в неразрывной связи с совершенствованием других показателей их профессиональной деятельности.

Физическая подготовка — это процесс физического совершенствования направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) с учетом особенностей их профессиональной деятельности. Использование понятия «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность (специализированность) процесса физического совершенствования.

Качество профессиональной подготовки специалистов любого профиля зависит от степени обоснованности: цели обучения (для чего учить), содержания обучения (чему учить) и структуры обучения (как учить). Перспективы совершенствования профессиональной подготовленности личного состава во многом связаны с научным обоснованием именно этих трех основополагающих моментов. Цель обучения – первоочередной вопрос при подготовке специалиста. При ее разработке исходным положением должен быть принцип связи обучения с жизнью или так называемый деятельный подход. А конечный уровень обучения должен проверяться по умению решать типовые профессиональные задачи.

В связи с этим физическая подготовка сотрудников правоохранительных органов в соответствии с принципом органической связи физического воспитания с практической трудовой деятельностью имеет выраженную профессионально-прикладную направленность, который представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности.

Функции физической подготовки.

Функции — это те или иные возможности, которыми обладает физическая подготовка по воздействию на личный состав, по влиянию на соответствующие стороны процесса профессиональной деятельности по достижению каких-либо конкретных результатов. Функции физической подготовки носят объективный характер. Вместе с тем, степень их реализации на практике в значительной мере обусловливается эффективностью управленческой и педагогической деятельности различных должностных лиц, отвечающих за руководство, организацию, обеспечение и проведение физической подготовки с личным составом.

Физическая подготовка (как составная часть системы профессиональной подготовки) должна обеспечивать физическую готовность сотрудников к служебной деятельности, т.е. формировать и поддерживать на требуемом уровне показатели их физического развития, функционального состояния организма и физической подготовленности. Кроме того, в процессе физической подготовки у личного состава формируются соответствующие убеждения и потребности, а также специальные знания и умения, необходимые для целенаправленного и рационального физического совершенствования.

Однако значение физической подготовки не ограничивается вышеизложенным. Оно гораздо шире. Несмотря на специфичность своих средств и методов, физическая подготовка может вполне успешно способствовать решению многих других задач профессионального совершенствования личного состава. Например, уже давно доказано важное воспитательное значение занятий различными физическими упражнениями.

Служба в правоохранительных органах является своеобразной жизненной школой для юношей и девушек, которая призвана наряду с формированием у них готовности к профессиональной деятельности всячески содействовать улучшению подготовленности их во всех других отношениях. Тем самым перечень и содержание функций как всей системы профессиональной подготовки, так и ее составных частей, в том числе и физической подготовки, еще более расширяется.

Физической подготовке объективно присущи такие основные функции, как образовательная, развивающая, воспитательная и оздоровительная. Они вытекают из специфики педагогических и иных возможных воздействий физической подготовки на личный состав.

Образовательная функция включает формирование и совершенствование у курсантов двигательных умений и навыков, привитие им теоретических знаний и организаторско-методических умений.

Развивающая функция включает улучшение антропометрических показателей, развитие и совершенствование физических и специальных качеств.

Воспитательная функция включает в себя совершенствование морально-политических и психических качеств, воспитания убежденности в важном значении физической подготовки для повышения эффективности профессиональной деятельности, формирования потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Оздоровительная функция включает улучшение функционального состояния организма, укрепление их здоровья, закаливание, восстановление работоспособности после ранений, болезней, травм и различных поражений.

Немаловажную функцию физическая подготовка может оказывать и в сплочении коллектива. Такие совместные действия как марш-броски, лыжные переходы, туристические походы, командные соревнования развивают чувства дружбы, взаимовыручки, что несомненно помогает в установлении здоровых отношений в коллективе.

studfiles.net

ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ИСТОРИКОВ

ПРИКЛАДНАЯ  ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА  ДЛЯ  СТУДЕНТОВ-ИСТОРИКОВ

Толкачева  Анастасия  Геннадьевна

студент  2  курса,  кафедра  отечественной  и  всеобщей  истории  НГПУ,

РФ,  г.  Новосибирск

Е-mail:  [email protected]

Земских  Ольга  Алексеевна

научный  руководитель,  ст.  преп.  кафедры  физического  воспитания  НГПУ,  РФ,  г.  Новосибирск

Проблемы  сохранения  физического  и  психоэмоциального  здоровья  сегодня  актуальны  в  современном  обществе.  Наше  физическое  здоровье  зависит  не  только  от  той  окружающей  среды,  в  которой  мы  живем,  но  и  от  нас  самих.

Сегодня  большинство  людей  приходят  к  выводу  о  том,  что  занятия  физической  культурой  помогают  нам  в  укреплении  нашего  здоровья,  способствуют  снижению  стресса  и  повышению  мозговой  активности.  В  рамках  данной  статьи  я  попытаюсь  рассказать  о  том,  как  физическая  культура  влияет  на  эмоциональное  и  умственное  состояние  студентов  2  курса  исторического  факультета  НГПУ.

На  сегодняшний  день  у  студентов  1–3  курса  НГПУ  существует  такой  предмет,  как  «Прикладная  физическая  культура»  или  «Оздоровительные  системы  физической  культуры».  Данные  предметы  относятся  к  профессионально-прикладной  физической  подготовке  (ППФП).

Профессионально-прикладная  физическая  подготовка  (ППФП)  –  это

специально  направленное  и  избирательное  использование  средств  физической  культуры  и  спорта  для  подготовки  человека  к  определенной  профессиональной  деятельности.  Основное  назначение  ППФП  –  направленное  развитие  и  поддержание  на  оптимальном  уровне  тех  психических  и  физических  качеств  человека,  к  которым  предъявляет  повышенные  требования  конкретная  профессиональная  деятельность,  а  также  выработка  функциональной  устойчивости  организма  к  условиям  этой  деятельности  и  формирование  прикладных  двигательных  умений  и  навыков  [1,  с.  173–174].

На  мой  взгляд,  сегодня  любая  профессия  предполагает  наличие  у  человека  высокого  уровня  физической  и  психической  устойчивости  к  тем  или  иным  факторам.  Профессия  педагога  не  исключение.  Огромное  значение  в  работе  педагога  играет  умственная  деятельность:  нужно  уметь  распределять  внимание  на  несколько  объектов,  переключать  внимание  с  одного  объекта  на  другой,  кроме  этого  нужно  креативное  мышление,  хорошая  память,  психоэмоциональная  устойчивость  и  выдержка.  Именно  эти  качества  как  раз  и  формирует  и  развивает  такой  предмет  в  вузе,  как  «Прикладная  физическая  культура».

Сегодня  многие  вузы  сталкиваются  с  проблемой:  как  сделать  так,  чтобы  больше  студентов  посещали  лекции  и  практические  занятия  по  физической  культуре.  По  моему  мнению,  повышению  мотивации  к  посещению  данного  предмета  могут  способствовать  интересные  занятия,  которые  будут  напрямую  или  косвенно  связанные  с  будущей  профессиональной  деятельностью  студента.

На  сегодняшний  день  средства  ППФП  студента  специфичны  и  достаточно  разнообразны.  К  ним  следует  отнести:

·     прикладные  физические  упражнения  и  отдельные  элементы  различных  видов  спорта;

·     прикладные  виды  спорта  (их  целостное  применение);

·     оздоровительные  силы  природы  и  гигиенические  факторы;

·     вспомогательные  средства  [1,  с.  179].

Одним  из  видов  занятий,  по  моему  мнению,  может  стать  эстафета,  причем  тематическая.

Если  студенту  недостаточно  занятий  по  физической  культуре  2  раза  в  неделю,  он  может  посещать  секции  и  организовывать  себя  другие  виды  занятий  по  физическому  воспитанию.

ППФП  во  внеурочное  время  необходима  студентам,  имеющим  недостаточную  общую  и  специальную  физическую  подготовленность.  Формы  ППФП  в  свободное  время:

·     секционные  занятия  в  вузе  по  прикладным  видам  спорта  под  руководством  преподавателя  –  тренера;

·     самостоятельные  занятия  прикладными  видами  спорта  в  различных  спортивных  группах  вне  вуза  (в  туристических  клубах  и  т.  д.);

·     самостоятельное  выполнение  студентами  заданий  преподавателя  кафедры  физического  воспитания  [1,  c.  184].

Так,  на  базе  НГПУ,  работает  9  секций,  среди  которых  секции  по  волейболу,  баскетболу,  оздоровительной  гимнастике,  борьбе.  В  вузе  с  2009  года  работает  фитнес  –  центр  “Green  Fitness”,  в  котором  проводятся  групповые  занятия  для  студентов  по  сайклу,  пилатесу,  аэробике.

В  рамках  данной  темы  я  решила  провести  опрос  студентов  2  курса,  обучающихся  по  направлению  «Педагогическое  образование»  профиль  «История».  В  данном  опросе  участвовало  всего  50  респондентов.  Это  объясняется  тем,  что  на  историческом  факультете  НГПУ  на  2  курсе  всего  2  группы  студентов-историков,  остальные  6  групп  имеют  другие  профили  (например,  «Культурологическое  образование»,  «Правовое  образование»,  «Иностранный  (китайский)  язык»  и  другие).  Я  считаю,  что  по  количеству  респондентов  опрос  достаточно  маленький,  но  результаты  опроса,  на  мой  взгляд,  оказались  существенными.  Опрошенным  нужно  было  ответить  на  5  вопросов,  связанных  с  организацией  занятий  по  физической  культуре,  и  высказать  отношение  к  ним.

1.  Занимаетесь  ли  Вы  физической  культурой  в  вузе?

А)  да,  занимаюсь  в  подгруппе-А;

Б)  да,  занимаюсь  в  подгруппе-Б;

В)  нет,  но  раньше  занимался(-ась)  в  подгруппе-А  или  Б,  но  по  причине  ухудшения  состояния  здоровья  перевелся(-ась)  на  реферат;

Г)  нет,  с  первого  курса  перевелся(-ась)  на  реферат;

2.  Посещаете  ли  вы  какие-то  дополнительные  занятия,  кроме  предмета  «Прикладная  физическая  культура»?

А)  да,  посещаю  секции  в  НГПУ  или  фитнес-центр  «Green  Fitness»

(при  ответе  на  данный  вопрос  укажите  секцию  или  класс,  который  посещаете);

Б)  да,  хожу  в  тренажерный  зал  или  фитнес-центр;

В)  нет,  не  посещаю,  считаю,  что  достаточно  занятий  по  физкультуре;

Г)  не  посещаю  физкультуру  и  дополнительные  занятия  вообще;

3.  Подумайте  и  напишите,  какие  профессиональные  качества  развивает  в  Вас  предмет  «Прикладная  физическая  культура»  (если  не  посещаете  занятий  по  физкультуре  в  вузе,  то  предположите)

4.  Что,  по  вашему  мнению,  может  разнообразить  занятия  по  физической  культуре?  (если  не  посещаете  занятий  по  физкультуре  в  вузе,  то  предположите)

5.  Занимаетесь  ли  вы  физической  культурой  во  время  сессий  самостоятельно?  (делаете  зарядку,  ходите  в  тренажерный  зал,  в  секции)?

А)  да,  обязательно  2  раза  в  неделю,  зарядку  делаю  каждый  день;

Б)  да,  нерегулярно  делаю  зарядку  и  посещаю  тренажерный  зал  1  раз  в  неделю;

В)  нет,  не  посещаю,  стараюсь  больше  сосредоточиться  на  учебе;

По  результатам  данного  социологического  опроса  можно  сделать  следующие  выводы.

При  ответе  на  вопрос  №  1  «Занимаетесь  ли  Вы  физической  культурой  в  вузе?»  я  пришла  к  выводу,  что  50  %  студентов  2  курса,  обучающихся  по  профилю  «История»,  занимаются  физической  культурой  как  в  подгруппе  –  А,  так  и  в  подгруппе-В  (25  человек).  Еще  25  человек  из  числа  опрошенных  либо  раньше  посещали  занятия  по  физкультуре,  но  из-за  проблем  со  здоровьем  им  пришлось  отказаться  от  ее  посещения  или  не  посещали  вообще.

Анализируя  ответы  на  вопрос  №  2  «Посещаете  ли  вы  какие-то  дополнительные  занятия,  кроме  предмета  «Прикладная  физическая  культура»?»,  60  %  респондентов  ответили,  что  они  охотно  посещают  тренажерный  зал  или  фитнес-центр,  несмотря  на  то,  что  по  расписанию  занятия  прикладной  физической  культурой  2  раза  в  неделю.  И  лишь  только  35  %  опрошенных  считают,  что  занятий  по  физкультуре  и  так  достаточно  в  вузе.

Ответ  на  вопрос  №  3  «Подумайте  и  напишите,  какие  профессиональные  качества  развивает  в  Вас  предмет  «Прикладная  физическая  культура»  предполагал  самостоятельные  ответы  респондентов.  Большинство  из  студентов  (65  %  респондентов)  назвали  такие  профессиональные  качества,  которые  формирует  и  развивает  физическая  культура,  как  выносливость,  дисциплинированность,  ответственность,  также  были  названы  такие  качества,  как  упорность,  целеустремленность,  стрессоустойчивость,  быстрота,  сосредоточенность,  спокойствие,  терпение,  скорость.  Некоторыми  из  опрошенных  было  отмечено  то,  что  «Прикладная  физическая  культура»  помогает  человеку  гармонично  развиваться  и  возможно  стать  авторитетом,  примером  подражания  для  детей.

На  вопрос  №  4  «Что,  по  вашему  мнению,  может  разнообразить  занятия  по  физической  культуре?  (если  не  посещаете  занятия  по  физкультуре  в  вузе,  то  предположите)»  студенты  предложили  самые  разнообразные  варианты  ответов.  В  50  %  при  ответе  на  данный  вопрос  можно  было  встретить  запись  о  том,  что  разнообразить  занятия  по  физической  культуре  могут  командные  игры  (волейбол,  баскетбол),  а  также  занятия,  которые  будут  способствовать  формированию  навыков  и  умений  при  игре  в  данные  виды  спорта.  Также  была  высказана  идея  о  занятиях  в  бассейне,  бадминтоном,  занятиях  на  тренажерах,  стрельбой.  Одним  из  респондентов  была  предложена  идея  о  том,  что  в  конце  каждого  занятия  студенты  могли  бы  получать  рекомендации,  как  правильно  координировать  свои  действия,  чтобы  поддерживать  свое  физическое  здоровье.  По  мнению  другого  респондента,  разнообразить  занятия  по  физической  культуре  может  активная  музыка  во  время  выполнения  упражнений.

Анализируя  ответы  на  вопрос  №  5  «Занимаетесь  ли  вы  физической  культурой  во  время  сессий  самостоятельно?  (делаете  зарядку,  ходите  в  тренажерный  зал,  в  секции)?»,  большинство  респондентов  (44  %  опрошенных)  ответили  так,  что  они  нерегулярно  делают  зарядку  и  стараются  посещать  тренажерный  зал  1  раз  в  неделю  во  время  экзаменационных  испытаний.  Только  24  %  опрошенных  ежедневно  делают  зарядку,  занимаются  физкультурой  2  раза  в  неделю  в  независимости  от  учебы.

Таким  образом,  на  основании  результатов  социологического  опроса  можно  сделать  вывод  о  значимости  предмета  «Прикладная  физическая  культура»  для  студентов,  обучающихся  по  профилю  «История».  Ведь  половина  из  опрошенных  мною  студентов  2  курса  занимаются  физической  культурой  не  только  в  вузе,  но  и  дополнительно  (в  тренажерных  залах  и  фитнес-центрах).  Респонденты  понимают  значимость  физической  активности  для  их  будущей  педагогической  деятельности,  осознают  какие  профессиональные  качества  формирует  и  развивает  в  них  предмет  «Прикладная  физическая  культура».  Студенты  активно  предлагают  новые  виды  и  формы  занятий,  а  также  не  забывают  о  физической  активности  в  период  экзаменов.

Рисунок  1.  Результаты  опроса  студентов  2  курса,  обучающихся  по  направлению  «Педагогическое  образование»,  профиль  «История»  (данные  в  гистограмме  приводятся  только  на  вопросы  с  вариантами  ответов)

Список  литературы:

  1. Муллер  А.Б,  Физическая  культура:  учебник  и  практикум  для  прикладного  бакалавриата/А.Б.  Муллер,  Н.С.  Дядичкина,  Ю.А.  Богащенко,  А.Ю.  Близневский,  С.К.  Рябинина.  –  М.:  Издательство  Юрайт,  2014.  –  424  с.  –  Серия:  Бакалавр.  Прикладной  курс.

sibac.info

Вопрос № 2. Профессионально-прикладное значение физической культуры.

Профессионально-прикладная физическая культура - это специальный раздел физической культуры, направленный на оптимизацию условий развития психофизических качеств и физиологических способностей человека в процессе профессиональной деятельности.

Этот компонент физической культуры направлен на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков, которые позволяют человеку выполнять профессиональные функции эффективно, экономно, сохраняя достаточно длительное время высокую работоспособность.

Профессионально-прикладная физическая культура тесно связана с базовой физической культурой. Их органическая связь заключается в первую очередь в том, что профессионально-прикладная физическая подготовка строится на базе предпосылок, создаваемых общей физической подготовке.

Используются такие разновидности профессионально-прикладной физической культуры, как собственно профессионально-прикладная физическая культура, производственная физическая культура, военно-прикладная физическая культура.

ППФК призвана удовлетворить общественные и личностные потребности в обеспечении сформированности, во-первых, личности с характерным набором как общих, так и профессионально-прикладных личностных свойств, качеств и функций и, во-вторых, комплекса прикладных физических, психофизиологических качеств и функций, двигательных умений и навыков, необходимых для овладения профессией на всех этапах образования и дальнейшего совершенствования в профессиональной деятельности.

ППФК как любое целостное педагогическое явление, имеет свою цель, задачи, функции.

Цель ППФК - содействовать освоению конкретной профессии, достижение необходимого уровня культуры, профессиональной дееспособности и психофизической готовности к труду.

Задачи ППФК:

1. способствовать воспитанию профессионально-прикладной физической культуры личности: ценностное отношение к своему здоровью, физической культуре и профессиональной деятельности;

2. способствовать расширению арсенала профессионально-прикладной физической подготовки для формирования прикладных двигательных действий и улучшения тех психофизических качеств, которые, прежде всего, необходимы в конкретной профессиональной деятельности;

3. способствовать формированию профессиональной психофизической готовности специалиста: обеспечение эффективной адаптации организма к сложным факторам профессиональной деятельности, увеличению диапазона функциональных возможностей организма.

Основное назначение профессионально-прикладной физической подготовки - направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.

Прикладной смысл физической подготовки определяется тем, насколько качественно она будет создавать необходимые предпосылки для освоения быстро меняющихся способов профессиональной деятельности, гарантировать интегральное повышение общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма, стимулировать разностороннее развитие двигательных способностей, особенно координационных и непосредственно связанных с ними, формировать до статочно богатый фонд двигательных умений и навыков, способствующих быстрому построению новых и преобразованию усвоенных ранее форм рабочих движений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка осуществляется на основе тех же методических положений, которые используются в процессе физического воспитания.

В процессе проведения занятий по ППФП необходим, в частности, дифференцированный подход к занимающимся, так как они, как правило, значительно различаются по возрасту, физическому развитию и физической подготовленности, стажу работы. Характер и степень неблагоприятных воздействий профессии на организм разных людей также неодинаковы. Кроме того, все эти занятия следует сочетать с лечебными и профилактическими мероприятиями, массажем и самомассажем.

В зависимости от характера труда и рабочей позы необходимо чередовать выполнение упражнений стоя, сидя, лежа, упражнения на расслабление и напряжение мышечных групп.

Методики проведения занятий по ППФП должны ориентироваться на необходимость подбирать упражнения по принципу переноса тренированности по функциональным возможностям. Например, для некоторых профессий наибольшее значение имеет общая выносливость (сельскохозяйственные рабочие, механизаторы, вальцовщики и др.), для других — выносливость, сила и устойчивость вестибулярных функций. Здесь целесообразно включать такие упражнения, как бег по пересеченной местности, упражнения на узкой и высокой опоре, неустойчивой платформе и другие.

В настоящее время определены и широко используются группы специальных физических упражнений, которые достаточно эффективно увеличивают устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Так, например, устойчивость к гипоксемии (кислородной недостаточности) повышают скоростные циклические виды упражнений (бег, плавание, гонки на велосипеде, бег на коньках), а также упражнения с задержкой дыхания (на пример, синхронное плавание, ныряние), альпинизм, горный туризм. Устойчивость к перегреванию повышают спортивные игры, бег в плотной одежде, к укачиванию — упражнения с быстрым изменением положения головы и тела в пространстве (упражнения на гимнастических снарядах, акробатика, упражнения на ба туте, лопинге, слалом, водные лыжи, фигурное катание на коньках, синхронное плавание и др.), к перегрузкам — упражнения на вращение (на лопинге, батуте, центрифуге), акробатические прыжки, сальто, фляки, рондаты, стойки на голове и на кистях, упражнения, укрепляющие мышцы живота и ног.

В процессе физических упражнений для мышц одной стороны тела (например, левой руки); повышается работоспособность другой, симметрически расположенной части тела (в данном случае правой руки), увеличивается сила, быстрота движений, выносливость данной группы мышц. Перенос способностей может носить не однонаправленный, а разнородный характер. Например, если под воздействием физических упражнений развивать силу, то это будет способствовать более эффективному развитию быстроты. Перенос двигательных навыков носит более узконаправленный характер, при достаточно высокой степени совпадения он позволяет использовать навыки в усложненных условиях.

studfiles.net

Профессионально прикладная физическая подготовка

Профессионально прикладная физическая подготовка. Влияние форм и видов труда на ее содержание.

Профессионально-прикладная физическая подготовка - это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Термин «прикладность» подчеркивает сугубо утилитарную профилированность части физической культуры применительно к основной в жизни индивида и общества деятельности - к профессиональному труду.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

формировать необходимые прикладные знания;

осваивать прикладные умения и навыки;

воспитывать прикладные психические качества;

воспитывать прикладные специальные качества.

Прикладные психофизические качества - это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.

Прикладные физические качества - быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионального требуемого уровня.

ПОДБОР ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ.

Для каждой профессии, естественно, невозможно составить рекомендации по использованию тех или иных упражнений и видов спорта. Дело в том, что многие профессии требуют от человека сходных качеств, которые можно тренировать по одной методике.

Исходя из сложности и массовости профессий, предложено несколько систем. При этом классификация должна охватывать весь диапазон рабочих профессий, по которым ведется подготовка в учебных заведениях, иметь четкую структуру и учитывать особенности существующей системы профессиональной подготовки..

Наиболее полную классификацию профессий, представляющую интерес для профессионально-прикладной физической подготовки, предложил Ф.Т.Ткачев. Она включает 15 групп профессий.

Для большинства профессий полезны упражнения, укрепляющие и развивающие мышцы туловища, рук, ног; потягивания; упражнения на расслабление мышц; упражнения, сохраняющие и развивающие гибкость, улучшающие осанку; укрепляющие сердечно-сосудистую систему и улучшающие дыхательные функции, совершенствующие координацию движений, оказывающие комбинированное воздействие.

Работа стоя влечет не только застой крови в сосудах ног, но и утомление мышц. Эффективный отдых обеспечат в этом случае упражнения на расслабление, особенно при выполнении статической работы. Рекомендуются также и упражнения, улучшающие кровообращение. При работе, связанной со значительной двигательной активностью при выполнении различных производственных операций, большое значение имеют упражнения на координацию движений, на расслабление мускулатуры, потягивание.

Двигательную деятельность человека, его трудового активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнано, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт». Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.

Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.

Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:

- формы (виды) труда специалистов данного профиля;

- условия и характер труда;

- режим труда и отдыха;

- особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Формы (виды) труда. Основные формы труда – физический и умственный. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки к предстоящей работе по профессии.

Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.

Характер труда также определяет ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.

Режим труда и отдыхавлияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.

При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.

Динамика работоспособности специалистов в процессе труда – интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Для этого нужно построить «кривую» работоспособности на основе фиксированных показателей: через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию, и т.п., а также психофизиологический показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, тремора, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реакции и др. «Кривая» работоспособности определяется и для одной рабочей смены, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы. Она может служить началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в процессе ППФП, так и в режиме труда и отдыха.

studfiles.net

8. Профессионально-прикладная физическая культура план:

8.1. Общая характеристика ППФП.

8.2. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.

8.3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий.

8.4. Применение ППФП для конкретного вида деятельности.

8.5. Рекомендации к разработке комплекса упражнений.

8.6. Возможности развития

8.1. Общая характеристика ппфп

Стремление профилировать физическую подготовку применительно к требованиям профессии выразилось, кроме прочего, в создании особой разновидности физической деятельности — профессионально-прикладной физической культуры и культивировании профессионально-прикладных видов спорта. В качестве разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Это такой процесс обучения, который обогащает индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от них напрямую зависит профессиональная дееспособность. Типичные для них упражнения и методика их применения характеризуется, с одной стороны, моделированием форм и особенно существенных моментов координации движений, входящих в профессиональную деятельность, а с другой — более направленными и, в конечном счете, более высокими требованиями к двигательным и связанным с ними способностям.

Процессу приобретения двигательных навыков (особенно производственных) сопутствует ряд определенных трудностей, которые заключаются в определении интервалов времени, отрезков траектории и действий мышечных групп, которые должны быть выбраны для концентрации мышечной силы, изменения функционального состояния двигательного анализатора в соответствии с требованиями рабочих операций. Это отражается в объединении множества сложных рабочих движений, элементов и операций в единую систему динамический стереотип, в выработке умений правильно планировать и программировать рабочие действия. Рассогласование программы с фактическим выполнением движения особенно выражено при утомлении в сочетании с отрицательными эмоциями.

В комплексе упражнений и методике профессионально-прикладной гимнастики часто преимущественно выражен своего рода аналитический подход, при котором последовательно конструируются необходимые формы движений, и осуществляется избирательно направленное влияние на определенные звенья опорно-двигательного аппарата, его морфофункциональные качества (в частности, силовые, подвижность в суставах, локальную и региональную статическую выносливость), причем исходя не только из требований, предъявляемых профессиональной деятельностью, но и из необходимости профилактики возникающих в ходе ее неблагоприятных воздействий на физическое и общее состояние работника, на что направлены, в частности, гимнастические упражнения, предупреждающие и корригирующие нарушения осанки, обусловленные особенностями рабочей позы.

В профессионально-прикладных видах спорта ярко выражено целостно акцентированное воздействие на развитие двигательных и тесно сопряженных с ними способностей, имеющих существенное значение для совершенствования в профессиональной деятельности. Соответственно ориентированное спортивное совершенствование может оказывать прямое положительное влияние на профессиональную деятельность, при условии, конечно, если предмет спортивной специализации имеет значительную общность с профессиональной деятельностью как по операциональному составу действий, так и по характеру проявляемых способностей. Именно это является определяющим при выборе профессионально-прикладных видов спорта представителями той или иной профессии.

Теоретические основы обучения (спортивного и профессионального) разработаны в достаточной степени. В их основе лежат формирование и автоматизация двигательного навыка. В результате автоматизации двигательного навыка обеспечивается четкое, быстрое выполнение движения и вырабатывается способность с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу, или действовать изящно и энергично.

Хотя степень интенсивности физических усилий в большинстве современных видов профессиональной деятельности сравнительно невысока и стабильна, в методике построения ППФП следует руководствоваться принципом постепенного прироста тренирующих нагрузок, причем в той мере, в какой это нужно не только для подготовки к конкретным профессионально-трудовым нагрузкам, но и для общего подъема уровня функциональных возможностей организма, укрепления и сохранения здоровья. Здесь так же, как и в физическом воспитании в целом не может быть неких универсальных количественных норм прироста нагрузок, одинаково пригодных во всех случаях, поскольку границы целесообразного увеличения и динамика их зависят от многих переменных обстоятельств, в том числе от реально складывающегося суммарного объема нагрузок и режима занятий физическими упражнениями в индивидуальном образе жизни (например, одни параллельно с ППФП уделяют массу времени и сил углубленным занятиям тем или иным видом спорта, а у других основные занятия физическими упражнениями ограничиваются преимущественно или исключительно рамками ППФП).

При организации занятий по ППФП создаются унифицированные программы, разрабатываемыми обычно для групп родственных профессий или отдельных профессий.

Основными формами занятий являются урочные формы, которые имеют обычную в физическом воспитании структуру.

Эффективной формой занятий по ППФП являются соревнования в профессионально-прикладных упражнениях. Соревновательные формы занятий наиболее широко представлены в случае углубленной специализации в избранном профессионально-прикладном виде спорта. Система занятий при этом приобретает характер специализированной спортивной тренировки и регулярного участия в состязаниях, что выдвигает особую проблему рационального сбалансирования спортивной, профессионально-образовательной, и трудовой деятельности. Для спортсменов, не переходящих в сферу спорта, приоритетными должны быть профессионально трудовые навыки.

studfiles.net

Профессионально-прикладная физическая культура как часть культуры труда и физической культуры в целом

В процессе исторического развития физическая культура приобрела определенные направления, которые тесно связаны с различными сферами деятельности человека: образованием и воспитанием, трудовой деятельностью, отдыхом и досугом, профилактикой и коррекцией здоровья, военным делом…

Поскольку одним из ведущих компонентов трудовой деятельности является двигательный или физический, то вполне естественно, что выявление закономерностей его развития и функционирования и их практическая реализация исторически определились как прикладная функция физической культуры. Часть физической культуры, в ведении которой находится исследуемая функция, в последнее время все чаще получает название «профессионально-прикладная физическая культура».

Основная, но не единственная причина появления профессионально-прикладной физической культуры (ППФК), как части физической и профессиональной культур обусловлена тем, что каждая профессия, даже специальность имеет свою специфику, предъявляет свои, вполне определенные и, довольно жесткие требования к специалисту, в том числе к его физическим и психическим качествам и способностям и к так называемым психофизическим функциям. В процессе общей физической подготовки, которая в основном проводится на начальных этапах обучения в учебных заведениях, практически невозможно сформировать такой уровень психофизической подготовленности, который обеспечил бы высокопроизводительную профессиональную деятельность во всех многообразных проявлениях. Во многих случаях им необходимы специальные целенаправленные занятия физическими упражнениями и спортом, которые позволяют весьма существенно повысить освоение профессии.

О тесной взаимосвязи физической культуры и трудовой профессиональной деятельности говорит уже тот факт, что существует целый ряд понятий, которые, с одной стороны, характеризуют те или иные элементы и стороны профессиональной деятельности, а с другой – входят в структуру понятий физической культуры. Это такие понятия, как «профессионально важные физические и психофизические качества и способности», «профессиональные двигательные умения и навыки», «профессиональное здоровье», «работоспособность», «трудоспособность», «адаптационные возможности организма», «функциональные состояния», «стрессоустойчивость и помехоустойчивость» и многие другие.

Личная и социальная значимость профессионально-прикладной физической культуры определяется её специфической и общеприкладной функциями. Специфическая функция обеспечивает содействие развитию профессионально важных физических качеств, двигательных умений и навыков. Общеприкладная функция призвана укреплять и сохранять профессиональное здоровье, способствовать формированию необходимых личностных качеств и способностей, повышать и поддерживать на высоком уровне профессиональную работоспособность.

Социальная функция ППФП состоит в содействии успешности труда в целом, межличностному общению, семейному и физическому благополучию и др.

studfiles.net


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.