Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Причастие в церкви что это такое как вести


Причастие в церкви: что это такое, как подготовиться, как проходит таинство

Смыслом жизни православного христианина является соединение с Господом Иисусом Христом. В полной мере это соединение достигается в таинстве причастия (или Евхаристии). Это таинство является самым главным Церковным таинством, так же как Пасха является самым главным праздником.

Таинство — это не просто внешний обряд и не магия. Поклонение только внешней стороне церковной жизни, без внимания к своей душе и без работы над собой, ничего человеку не даст.

Господь хочет, чтобы мы отдали Ему свое сердце и поставили Его в центре своей жизни.

Как правильно исповедоваться перед причастием читайте в предыдущей статье.

Причастие в церкви — что это такое?

Причастие в православной Церкви — это таинство, в котором христианам подается для вкушения истинные Тело и Кровь Христа в виде хлеба и вина. Приобщающиеся таинственно соединяются с Господом Иисусом и делаются участниками вечной жизни. «Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите» — так поют в церкви во время святой Трапезы.

Таинство евхаристии установил Иисус Христос накануне своих крестных страданий, во время Пасхальной Тайной Вечери со своими учениками. Здесь Господь совершил Сам это таинство: Взял хлеб, благословил, преломил и раздал ученикам со словами: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается. Сие творите в мое воспоминание».

Потом взял чашу с вином и, благодарив, подал ученикам своим, говоря : «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в мое воспоминание». (Мф.26;26-28, 1Кор.11;23-25).

Единожды установив таинство причастия, Иисус Христос заповедал ученикам-апостолам совершать его всегда: сие творите в Мое воспоминание. Поэтому это таинство постоянно совершается и будет совершаться (до окончания времен) в Церкви Христовой за Божественной литургией (иначе называемой Евхаристией). И христиане, участвующие в литургии, становятся участниками той самой Тайной Вечери, которая совершается вне времени, в вечности.

Прообразом таинства Евхаристии является евангельское чудо, где Христос взял пять хлебов, благословил, преломил и накормил ими пять тысяч человек. А несколько дней спустя семью хлебами накормил четыре тысячи человек, не считая женщин и детей.

Во время литургии действием Святого Духа хлеб и вино прелагаются в истинные Тело и Кровь Христовы (святые Дары).

Святые отцы под словом прелагаются понимают таинственное соединение Божества Христа с хлебом и вином; материальных изменений хлеба и вина не происходит. Католическая церковь толкует иначе.

Для Евхаристии употребляется один хлеб, потому что все христиане составляют одно Тело Христово — Церковь, глава которой есть Христос: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор.10;17). Приобщившиеся Христа являются единотелесными и единокровными (родными) Христу и также между собою являются братьями и сестрами. Это надо понимать духовно, а не в смысле физического изменения нашего тела.

Христос является для христиан Отцом, родив их свыше через святое крещение. Он является для них и Матерью, питая их не только своею Кровью вместо молока, как грудных младенцев, но и Телом своим и Духом. Так как через таинство приобщения Христос соединяется с верующими в одну плоть, то Он является и Женихом для своей Церкви, становясь с Ней не только одним Телом, но и одним Духом.

Как подготовиться к причащению Святых Христовых Тайн?

В таинстве Евхаристии Христос своей Божественной Благодатью входит в сердце человека, как будто сходит во ад, и наводит там порядок, очищает от грехов. Но для участия в этом таинстве христианин должен очистить себя покаянием и исповедью.

Своим покаянием человек не сам себя очищает, но просит об этом Господа, который преображает недостойное в достойное. Главное — это осознать свои грехи, иметь желание очиститься и обратиться к Спасителю за помощью и прощением.

Как говорит апостол Павел: Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек (1Кор.11;27-28). Но так как для человека невозможно стать достойным принятия Святых Даров Христа, то «достоинство» здесь определяется сознанием своего недостоинства, своей греховности. То есть степень достоинства определяется степенью смирения.

В феврале 2015 года Архиерейское совещание Русской православной церкви приняло новый документ «Об участии верных в Евхаристии», где говорится о подготовке верных к великому таинству.

Целью подготовки к причастию должно быть не формальное выполнение правила, а обретение покаянного и благоговейного состояния души. Надо со всеми примириться и всех простить. Посильный пост и внимательная молитва помогают человеку в обретении такого внутреннего устроения. Ведь христианство — это религия обновленного внутреннего человека.

Пастырям предлагают не подменять любовь ко Христу законничеством. Каждому человеку надо предлагать такие подвиги, которые соотносятся с его духовным возрастом, опытностью, состоянием здоровья, внешними попечениями и др.

Если человек приобщается каждую неделю и соблюдает все церковные посты (многодневные и однодневные), то духовник может разрешить ему не поститься дополнительно перед таинством. А необходимое правило — Последование ко святому причащению. По желанию можно прочитать и другие каноны. Исповедоваться можно по необходимости, но благословение на участие в таинстве нужно брать у духовника.

Если человек приобщается редко, то ему нужно соблюсти телесный и духовный пост (говение) несколько дней (1 — 4 дня). Ум не должен развлекаться и рассеиваться. Каждый день можно читать по одному канону: Покаянный, к Богородице, Ангелу Хранителю. Утренние и вечерние правила можно читать полностью. Ходить на все Богослужения. Хорошо почитать или послушать (в записи) Евангелие, святых отцов, псалтирь.

Вечером можно почитать канон из последования ко святому причащению, а утром — остальную часть последования. А можно прочитать все вместе вечером или утром перед службой. Обязательно надо поисповедоваться в таинстве исповеди (покаяния), лучше на вечерне. Как готовиться к исповеди, см. статью «Исповедь».

Обязательным для всех остается евхаристический пост: после полуночи перед Богослужением ничего не пить, не есть, не курить; супружеское ложе необходимо освятить воздержанием. В женской нечистоте (и в мужской тоже) в таинстве участвовать нельзя (кроме предсмертных или болезненных состояний). Нужно побывать на вечерней службе и не опаздывать на литургию. Сама литургия является хорошей подготовкой к причастию, если внимательно все слушать и молиться.

Частота причащения

Частота у каждого человека может быть индивидуальной. Святитель Феофан Затворник говорил: один раз или два раза в месяц, но и против более частого приобщения ничего не имел.

Преп. Никон Оптинский говорил: что лучше — часто или редко причащаться Тела и Крови Христа, трудно сказать. Мытарь Закхей принял с радостью в свой дом дорогого Гостя и хорошо сделал. Сотник сознавал себя недостойным и, по смирению, не решился принять Господа в свой дом, и тоже хорошо поступил. Хотя поступки их противоположны, но по своему побуждению одинаковы. И в глазах Иисуса Христа они оказались равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовиться к этому великому таинству.

Притча о брачном пире

Евангельским аналогом Евхаристии является притча о брачном пире (Мф.22;1-14). Царь (Бог Отец) устроил брачный пир для своего сына (Иисуса) и позвал званных гостей (иудейских первосвященников и фарисеев).

Но они дух веры утратили, сохранив только внешние ритуалы, и поэтому отказались прийти по разным суетным причинам: кто пошел на поле свое, кто — на свою торговлю, а кто и убил посланных рабов (пророков и апостолов). Разгневавшись, царь послал войска истребить их и разрушить их город.

Тогда царь распорядился позвать всех, найденных на дорогах и распутьях (язычников), и злых, и добрых: «Тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир» (Христос своими страданиями, смертью и воскресением приготовил нам вечные обители). И пир наполнился возлежащими. (Так же и нас Господь примет всех, кто откликнулся на Его зов, лишь бы мы хотели быть со Христом).

Но царь захотел посмотреть на гостей и увидел человека не в брачной одежде и говорит: «Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Но тот молчал. Тогда царь велел связать его и бросить во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Ибо много званных, но мало избранных.

Раньше, на востоке, когда царь созывал гостей на пир, он готовил для них праздничные одежды. А если кто не соглашался надеть эту одежду, то этим оскорблял царя. Это значит, что мы, нищие и калеки, не сможем сами соткать себе брачную одежду, достойную Небесной трапезы. Поэтому будем верить и просить Спасителя, чтобы Он помог нам совлечь с себя ветхую одежду и облачиться в праздничную, чтобы нас не прогнали с царской трапезы и не бросили во тьму.

Званные — это все крещенные. А избранные — спасаемые, то есть считающие себя погибающими (или тонущими), которым нужен Спаситель. Погибающие взывают к Христу о спасении: молятся, смиряются, каются. Христос очищает их сердце, обновляет их дух и надевает на них брачные одежды. А потом угощает их своими Святыми Дарами.

Как проходит евхаристия в православной церкви

Святое таинство причащения совершается на Богослужении, которое называется Евхаристией (в переводе с греческого — Благодарение), или Литургией (в переводе с греческого — общее дело, то есть дело Бога и людей).

В 4-м веке, после гонения на христиан, свят. Василий Великий написал для всех церквей чин Литургии, а свят. Иоанн Златоуст немного сократил его. В основу этого чина была положена Литургия ап. Иакова, брата Господня (первого епископа Иерусалимского). 10 раз в году служат Литургию Василия Великого, в среду и пятницу Великого поста — Литургию преждеосвященных Даров свят. Григория Двоеслова, в остальное время служат Литургию Иоанна Златоуста.

Василий Великий и Иоанн Златоуст

В Евхаристическом действии, которое происходит в вечности, Христос одновременно является Богом (которому приносится Жертва), самой Жертвой — Агнцем (Он Сам Себя приносит в жертву за грехи всего мира) и Архиереем-Жрецом (который приносит Жертву).

Св. Дионисий Ареопагит говорил, что это особое вневременное воспоминание о жизни Христа на Литургии не подчиняется логике бытия. Здесь вспоминают прошлое, настоящее и будущее как уже бывшее и вечно длящееся.

В тексте Литургии содержится воспоминание о воплощении, жизни, смерти, погребении, воскресении Христа, о всей истории мира от сотворения до второго пришествия. Литургия делится на три части:

1) Проскомидия

Проскомидия в переводе с греческого — принесение. Древние христиане приносили хлеб и вино для совершения Таинства. В настоящее время церковные служители на пожертвования прихожан покупают вино и пекут просфоры из квасного теста (просфора — в переводе: приношение). На Агничной просфоре ставят печать с крестом и буквами «ИС ХР» и «НИ КА», что значит Иисус Христос побеждает (Христос — победитель греха, смерти и диавола).

В алтаре на специальном столе — жертвеннике совершается проскомидия из пяти просфор по числу евангельских пяти хлебов, которыми Господь насытил пять тысяч человек (Мк.6;38-44). Вино берут виноградное красное, напоминающее кровь, и смешивают с водой, в воспоминание того, что на Кресте из прободенного ребра Спасителя истекли кровь и вода.

Непосредственно для святой трапезы употребляется одна просфора (Агничная), так как «один хлеб и мы многие — одно тело, ибо все причащаемся от одного Хлеба» (1Кор.10.417).

Благословив начало проскомидии, священник подходит к жертвеннику. На первой (агничной) просфоре он три раза изображает крест со словами: «В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем из этой просфоры священник вырезает копием срединную кубическую часть и произносит слова пророка Исаии: «Яко овча на заколение ведеся и яко агнец непорочен…» ( Ис.53;7-8).

Кубическую часть просфоры называют Агнцем по слову Иоанна Крестителя: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира» (Ин.1;29). Священник кладет Агнец на дискос, крестообразно надрезает Его с нижней стороны и произносит слова: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение» (Приносится в жертву Агнец Божий, взявший на себя грех мира, за жизнь и спасение мира), и прободает копием правую сторону Агнца с произнесением слов (в переводе на русский):

«Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал и истинно свидетельство его» (Ин.19;34). И с этими словами священник вливает в потир (чашу) вино с водой.

Частица, вынутая из второй просфоры, посвящена Богородице. Ее кладут справа от Агнца: предстает Царица Небесная одесную Сына Своего и Царя Христа.

Из третьей просфоры вынимают девять частиц в воспоминание девяти ликов святых: в честь Иоанна Предтечи, ветхозаветных пророков и праведников, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, безсребренников, Богоотец Иоакима и Анны, святителя, имени которого служится Литургия. Эти девять частей кладут на дискос слева от Агнца. В этом таинстве святые больше прославляются через Причастие Спасительной Жертве. А через них и мы больше освящаемся.

Из четвертой просфоры вынимают частицы за живых членов Церкви и кладут ниже Агнца. Из пятой — за усопших членов Церкви и кладут ниже частиц за живых.

Затем священник вынимает частицы из малых просфор, которые верующие подают вместе с записками о здравии или упокоении своих близких, и кладет их вместе с частицами из четвертой и пятой просфор. Одновременно служители прочитывают имена поминаемых в записках.

И вот рядом с Агнцем выросла гора частиц — Церковь Небесная и земная, святые и грешные, живые и усопшие, заблудшие и болящие. Здесь великая тайна: Бог посреди людей и Бог посреди богов (святых). Здесь — будущее Царство и откровение Вечной Жизни.

Оканчивая проскомидию, священник исповедует Христа Небесным Хлебом, данным в пищу всему миру. Он молится Богу о всех предстоящих на Литургии и молящихся о данном приношении.

Во время проскомидии на клиросе читают часы: 3-й час (9 час утра) — вспоминаются события (произошедшие в это время суток) — суд Пилата, и позднее — сошествие на апостолов Святого Духа. 6-й час (полдень) — грехопадение Адама и Евы, и позднее — пригвождение Господа ко Кресту.

2) Литургия оглашенных

«Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». Этот первый возглас священника переносит верующих из земной реальности к реальности Небесного мира, к Царству Святой Троицы, напоминая нам, что Литургия — это время присутствия Неба на земле.

«Миром Господу помолимся» — так начинается великая мирная ектения, то есть усердное моление в мире, тишине и спокойствии духа, примирившись со всеми, в единомыслии и взаимной любви. Верующие просят Бога о мире всего мира, о благосостоянии святых Божиих церквей, о церковных и светских властях, о храме этом, о городе этом, о стране, о хорошей погоде, о спасении всех людей, о спасении плавающих, путешествующих, больных, страждущих, плененных, об избавлении нас от всякой скорби, гнева и нужды, о христианской кончине и др.

После великой ектении хор поет три антифона: псалом 102 «Благослови, душе моя Господа…», псалом 145 «Хвали, душе моя, Господа…» и евангельские блаженства (Мф.5;3-12). Эти антифоны разделяются на три части (в честь пресвятой Троицы) малыми ектениями: «Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся…». Церковь следует завету ап. Павла (Кол.3;16): поет псалмы, славословит, благодарит Господа за все его благодеяния и попечение о нас.

В конце пения «блаженств» царские врата открываются, и священнослужитель выходит через северные врата из алтаря на амвон с высоко поднятым Евангелием в руках. Этот малый вход символизирует первый выход Христа на свою проповедь. Смотря на Евангелие, как на самого Христа, верующие поют: «Придите, поклонимся и припадем ко Христу…»

Священник молится, чтобы вместе с ним в алтарь вошли Ангелы, которые помогут оглашенным и всем верным видеть мир в обратной перспективе: то, что мирским людям кажется слабостью (нищета духа, смирение, кротость, милосердие…), на самом деле необходимы для достижения Небесного Царства.

После входа поют тропари и кондаки, отражающие священные события праздника. Затем поют трисвятую песнь: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». Потом читают Апостол и Евангелие. После Евангелия следует усиленная ектения о всех живых и усопших православных христианах. В это время христиане должны усиленно молиться за своих близких, за которых они подали записки на проскомидию.

Произносятся ектении об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, открыл им Евангелие правды и удостоил святого крещения. Затем оглашенных просят выйти из храма: «Елицы (только) оглашенные изыдите». Эти слова и верным должны быть предупреждением: и мы должны подумать о своем недостоинстве, внимать себе и просить у Господа прощения.

3) Литургия верных

Так как Литургия — это общее дело, то все прихожане сослужат священнику в таинстве Евхаристии молитвой и благодарением. Литургия верных, то есть крещеных, подразделяется на шесть частей.

1.Перенесение честных Даров с жертвенника на престол

После двух кратких ектений открываются царские врата, священник тайно молится, диакон совершает каждение, и хор поет протяжно херувимскую песнь: «Иже Херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». И мы, Херувимов тайно изображающие, воспеваем песнь животворящей Троице.

Священник с диаконом берут с жертвенника честные Дары, выходят из алтаря северными дверями, останавливаются на амвоне лицом к верным и молятся за патриарха и всех иерархов, священство, монашество, за присутствующих православных христиан. Затем возвращаются в алтарь через царские врата, ставят Дары на престол на развернутом антиминсе и накрывают «воздухом». Это перенесение Даров называется великим входом и символизирует шествие Спасителя на вольные страдания.

Царские врата затворяют, и певчие заканчивают Херувимскую песнь: «Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуия (три раза)». И мы прославляем Царя всех, Которого Ангельские чины невидимо прославляют. Раньше царей и полководцев-победителей носили на щитах, а щиты поддерживали копьями. Дориносима — в переводе с греч. копьеносимого.

2.Приготовление верных к освящению честных Даров

После молитвы о святых Дарах и просительной ектении звучит возглас диакона «Двери, двери! премудростию вонмем». Раньше в это время закрывали двери храма, а сейчас мы должны затворить двери своей души от посторонних помыслов. На царских вратах отодвигается завеса, и с честных Даров снимают воздух. Весь народ в церкви поет православный Символ веры, составленный святыми отцами на первом (325г.) и втором (381г.) Вселенских соборах.

Священник призывает верных обратить сердца горе, то есть ввысь, и хор отвечает «имамы ко Господу», это значит, мы уже имеем устремление к Богу.

3.Освящение (преложение) Даров

«Благодарим Господа», — эти слова священника символизируют то, как Христос на Тайной вечере благодарил Бога Отца. И верующие благодарят и поклоняются: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и нераздельной».

Священник творит тайные Евхаристические (благодарственные) молитвы, вспоминая Тайную Вечерю, и вслух восклицает: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».

Священник вслух произносит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Хор поет протяжно: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш». Священник тайно просит Господа ниспослать Святого Духа на прихожан и предложенные Дары.

Благословляя святой Агнец и вино в чаше, предстоятель говорит: «И сотвори убо хлеб сей — честное Тело Христа Твоего. А еже в чаше сей — честную Кровь Христа Твоего. Преложив Духом Твоим Святым. Аминь, аминь, аминь.»

Священнослужители делают земной поклон перед святыми Дарами, как самому Богу. С этого момента на престоле уже не хлеб и вино, а истинные Тело и Кровь Христовы. Это самый важный момент Евхаристии.

В тайных молитвах священник благодарственно вспоминает всех святых и особенно Богородицу, и хор поет: «Достойно есть, яко воистину блажити тя, Богородицу…»

4.Приготовление верных к причащению

После просительной ектении священник просит Владыку, чтобы Он удостоил нас призвать Небесного Бога Отца, и все верные поют молитву Господню «Отче наш…» (Мф.6;9-13). Под словами «хлеб наш насущный даждь нам днесь» мы понимаем, что хлеб — это сам Христос — Хлеб жизни.

Возглас священника «Святая — святым!» означает, что к святым Дарам могут приступать только святые, то есть те, которые стремятся к совершенству и которые освятили себя молитвой, постом и таинством исповеди. Певчие поют «Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь».

5.Причащение

Священник преломляет Святой Хлеб и говорит: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий…» При этом исповедуется тайна, что Тело Христово остается целым (раздробляемым и неразделяемым) и в каждой частице содержится вся полнота таинства.

Сначала в алтаре при закрытой завесе приобщаются священнослужители, наподобие того, как апостолы вкушали на Тайной Вечери: сначала принимают Тело Христа, а потом Кровь Его из чаши. На клиросе поют какое-нибудь песнопение и читают молитвы ко святому причащению.

Для приобщения мирян части Агнца опускают в чашу с Кровью Христовой. Открываются царские врата (как-будто открывается гроб Спасителя), и священник выносит святую Чашу для причащения мирян (это напоминает явление Христа по воскресении) и говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите». А хор поет: «Благословен грядый во имя Господне. Бог Господь явился нам».

Священник читает молитву перед таинством: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго (это исповедание ап.Петра), пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз (это исповедание ап. Павла). Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя… и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда (не предам Тебя иудиным поцелуем), но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем (как разбойник, сознаю свое недостоинство). Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, но во исцеление души и тела. Аминь».

Хор поет: «Тело Христово примите, Источника бессмертного вкусите». Христиане складывают руки на груди крестообразно (кротко, как ягнята) и с благоговением подходят к чаше, называют свое имя и вкушают Святые Таины. Целуют ребро Чаши (как прободенное ребро Господа) и отходят к столику принять теплоту. Сначала положено приобщаться детям, потом мужчинам и затем женщинам. Соблюдайте чинную очередь и не старайтесь подойти первыми, ибо Христос сказал, что первые будут последними, и последние первыми (Мф.19;30).

После причастия священник в алтаре опускает в святую Чашу все частицы, вынутые на проскомидии из служебных 4-й и 5-й и принесенных просфор, с молитвой, чтобы Господь отмыл Своей Кровью грехи всех поминавшихся. Все члены церкви, за которых возносится молитва, и живые, и усопшие, таинственно участвуют в Евхаристии, даже если они не присутствуют в храме.

Последнее благословение молящихся Чашей со словами «Всегда ныне и присно и во веки веков» напоминает вознесение Спасителя на Небо и Его обещание «Я с вами во все дни до скончания века».

6.Благодарение за причащение и отпуст

Верные благодарят Господа за приобщение бессмертных и животворящих Таин и просят соблюсти их в Его святыне весь день и поучаться правде Его. Священник благословляет народ и славит Христа Бога. После отпуста верующие целуют Крест во свидетельство своей верности Христу.

Что можно, что нельзя делать после причастия

Сразу после причастия нужно поцеловать ребро Чаши со Святыми Дарами; креститься нельзя, чтобы не толкнуть Чашу, и к иконам прикладываться нельзя. А надо подойти к столу, где служители подают приобщившимся теплоту (вино с водой или теплую воду), чтобы прополоскать уста и проглотить эту теплоту, чтобы Тело Христово не осталось во рту. После службы можно целовать крест и прикладываться к иконам.

Нужно прослушать благодарственные молитвы после причастия и горячо поблагодарить Господа за Его Дар. Если в храме эти молитвы не читают, то прочитать их дома. В день принятия святых Даров надо хранить себя от многословия, пустословия, суеты. Читать духовную литературу. Постараться как можно дольше сохранить в себе благодать Святого Духа, чтобы получить действенную помощь в борьбе со страстями.

Св. Иоанн Кронштадский говорил: Не будь неблагодарен, бесчувствен и равнодушен ко Святым Таинам. За чувство благодарности Господь пошлет тебе больше благодати.

Св. Никодим Святогорец советует после приобщения и благодарения побеседовать с Господом со смирением: «Господи, ты видишь мою немощь и видишь, как легко я впадаю в грех и не могу побороть страсть; помоги мне ее побороть или сам вместо меня порази моего врага».

Для чего нужно причащаться, как это влияет на человека

В любом церковном таинстве христианину Господь подает вспомоществующую благодать. А так как причастие Тела и Крови Христовых является самым главным таинством, то и благодатная помощь, подаваемая в нем, самая большая. Господь совершает за нас тяжелую работу борьбы со страстями, пороками, вредными привычками; очищает нас, готовя к вечной жизни. Очищает наше сердце, чтобы в нем мог жить Он Сам.

В православии действует принцип синергии. Это значит, что Господь действует вместе с человеком. Бог не может нарушать нашу свободу. Он помогает только в том случае, если мы искренне и ревностно намерены исправиться и быть с Богом. Для этого нужна внимательная и искренняя молитва к Господу. Будем учиться молиться, каяться и причащаться, и Господь нам, немощным, будет подавать Свою помощь.

Святое причащение Христовых Таин попаляет грехи, в которых человек покаялся, исцеляет и освящает того, кто подвизается, кто хочет очиститься от страстей. Входя в наше сердце таинственно, Христос выгоняет оттуда лукавых духов и освобождает нас от прежде бывших грехов.

Если будем к себе внимательны, то в следующий раз после великого таинства Христос еще больше просветит ум наш и победит другие наши раскаянные грехи. Сами со своими страстями мы справиться не сможем, потому что Христос сказал: «Без меня не можете делать ничего» (Ин.15;5). Для того Христос и пришел на землю, чтобы взять на себя грехи мира.

Преп. Антоний Оптинский говорил: Очень спасительно питать свою душу нетленным святым Хлебом. Если человеку случится умереть в тот день, в который он приобщился Христовых Таин, то ради Тела и Крови Христа святые Ангелы берут его душу и благополучно проносят через все воздушные мытарства.

Если мы будем иметь в своем сердце печать Крови Агнца, то Ангелы смерти пройдут мимо нас и поразят только тех, которые не имеют этой печати. Так же, как и древних евреев спасла кровь агнца на косяках их дверей, и Ангел смерти прошел мимо их домов, поразив только египетских первенцев. (См. Пасха)

Христос говорит:» Ядущий Мою Плоть и пиющий мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем, и он имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.» (Ин.6;48-58). После этих слов многие ученики отошли от Христа, потому что не могли вместить в себя эти слова.

Как учат святые отцы Церкви, покаянием омываются наши греховные раны, а благодатью приобщения они заживляются, как целебным бальзамом, врачующим лекарством.

Причастие детей до 7 лет: правила, можно ли есть, как происходит

Если родители первый раз хотят причастить своего ребенка, крещеного в православной церкви, они должны проконсультироваться с духовником (священником). Подготовка ребенка к таинству имеет свои особенности и должна учитывать возраст, степень воцерковленности, здоровье. На ребенке обязательно должен быть крестик.

Детям до 3-х лет перед приобщением поститься необязательно. Начиная с 3-летнего возраста по традиции детей постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья в день святого причастия. Обычно, малыши легко привыкают к этому. К 7-ми годам ребенок уже должен привыкнуть соблюдать евхаристический пост (полное воздержание в день приобщения, начиная с полуночи).

Сначала подходят к Чаше дети, потом — взрослые. Грудных младенцев кладут на правую руку лежа, чтобы батюшке было сподручнее кормить правой рукой. Малышей после года сажают на правую руку. Малыши после 3-х лет складывают ручки на груди крестообразно, правая поверх левой (это символ кротости, как ягнята). Когда батюшка говорит «Причащается раб божий», ребенок должен назвать свое имя в крещении (или родитель за него называет).

Надо приучать ребенка подходить к Чаше с благоговением (страхом Божиим), не разговаривать и не крутиться по сторонам. За неблагоговение Господь может наказать ребенка. В нашем храме был такой случай: три девочки лет 11 стояли перед Чашей, ожидая своей очереди, и болтали, смеялись и крутились возле подсвечника; и у одной девочки загорелись волосы (у нее был пышный хвост сзади). Хорошо, что учительница подбежала и потушила.

Приобщившись, ребенок должен поцеловать край чаши (как прободенное ребро Спасителя), а на головку грудничка батюшка сам прикладывает Чашу. Главное, не креститься, не делать резких движений, чтобы не толкнуть Чашу. Частичку таинства ребенок должен проглотить и подойти к столу, где дают водичку для запивания и кусочек просфорки.

Если вещество таинства случайно попадет на одежду, или если ребенок срыгнул причастие, то надо обязательно сказать об этом батюшке и сделать так, как он скажет. Обычно этот кусок одежды вырезают и сжигают.

Грудных младенцев можно приносить на службу непосредственно к причастию. Мамам, которые сами готовились к таинству, батюшки обычно благословляют приобщаться вместе с детьми, хотя на службе они не стояли.

К молитве на Литургии ребенка надо приучать постепенно, сколько он сможет выстоять, чтобы и его не утомить, и молящимся в храме не доставлять беспокойства. Лучше выйти во двор и там погулять до начала Святой Трапезы.

Приобщая своих детей, родители и сами должны стараться приступать к Святым Таинам, показывая этим пример своим чадам. Семья — это малая церковь, где люди вместе идут к Богу и приобщаются от одной Чаши.

Видео о том, как проходит причастие в церкви:

Посмотрите видео о причастии. Из него узнаете, что такое таинство Евхаристии, увидите, как оно проходит в церкви.

Целью и смыслом нашего земного бытия является ликвидация последствий первородного греха — тленности и смертности. С помощью веры в нашего Спасителя и принятия Его Плоти и Крови мы восстанавливаем в себе первозданного человека, преобразуемся и уподобляемся Христу Богу. «Бренный причащаюся и нетленный сотворяюся» (из последования к святому таинству).

Евхаристия может быть не только «лекарством жизни» и «лекарством бессмертия» для христиан, но и «ядом» для недостойно причащающихся.

Причастие в церкви что это такое, как готовиться

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † -  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Также как много различных религий в мире, храмов и церковных санов, есть большое количество обрядов и ритуалов. Знать их всех не обязательно обычному верующему, но разбираться в основных желательно. Среди таких выделяют некоторые: таинство Исповеди и Причастия. О том, как проходит причастие в церкви и о других особенностях этого обряда, мы расскажем Вам в этой статье.

Что такое Причастие

История происхождения обряда Причастия в православной церкви берет свое начало еще с Тайной Вечери. Она была установлена самим Христом. Именно он разломил и подавал хлеб своим ученикам, именуя его телом своим, а вино называл совей кровью. Так при проведении таинства причастия происходит восстановление единства между творением и природой Творца, которое было еще до грехопадения. Результатом проведения причащения считают дарование зародышей будущей жизни в Небесном

Царстве. Мистика данного обряда заключается в жертве Спасителя. Он распял Свое Тело и пролил Свою Кровь на кресте. Иисус пожертвовал собой перед Творцом за нас, чтобы восстановить падшую человеческую натуру. И мы, принимая участие в данном обряде, также помогаем такому восстановлению. Вкушение Плоти и Крови во время Причастия вполне реально. Это символическое обрамление вина и крови.

Под внешней оболочкой тленной материи прячется нетленное средство Божественной природы. Причастием называют «питание» души, которое должно произойти после ее «рождения» в Таинстве Крещения. Крещение должно проводится одноразово в жизни, а вот Причастие необходимо проводить не реже раза в месяц. Минимально такой обряд можно проводить раз в год, но это может привести к выживанию души.

Как пройти Причастие в церкви

Многие слышали об этом обряде, но не все знают как подготовится к причастию в церкви. Данный обряд подразумевает преображение тела и потрясение души. Прежде всего:

Кроме перечисленных пунктов необходимо помнить, что лучше всего перед принятием Тела и Крови Господних помогут очистить Ваше тело и душу пост и исповедь.  

Само таинство совершается в церкви на богослужении, которое именуют литургией. В основном оно совершается в первой половине дня. Более точно о времени и дня проведения стоит осведомится в храме, который Вы выбрали.

Сколько длится Причастие

В основном литургия начинается в период с семи до десяти часов. Продолжительность зависит от характера службы, а также от количества причащающихся. Может продлиться от полутора часа и до 5 часов. Те, кто готовится к причастию должны быть на службе с ее начала, а также рекомендуют присутствовать и на вечернем богослужении, которое принято считать подготовкой к литургии и самому обряду причастия.

По каким дням причастие? В соборах и монастырях литургии правят ежедневно, а вот в приходских храмах такое действие происходит в основном в воскресные дни или церковные праздники.

Как проходит таинство

Можно прийти накануне на вечернюю службу и прочитать определенные молитвы. В день проведения данного обряда стоит раньше прийти в храм. Во время проведения литургии не стоит покидать храм. Участвуйте в чтении молитв до тех пор, пока священник не выйдет из-за алтаря с чашей и не призовет всех к причастию. После этого все должны выстроится в очередь. Первыми идут дети, далее немощные, потом мужчины и за ними женщины.

Что нужно для Причастия в церкви

После того, как выстроилась очередь необходимо:

После проведения такого таинства стоит хранить свою душу и тело от грехов и прочих негативных влияний. Многие священнослужители говорят о том, что проводить такой ритуал стоит хотя бы раз в месяц. Так мы помогаем нашей душе очистится. Ведь длительный отказ от него может привести к бедствию души. Она начнет смердеть грехами и страстями, количество которых зависит от длительности удержания нас от таинства.

Причащаться или нет – это выбор сугубо каждого. Помните только о том, что Вы должны осознанно подойти к данному процессу.

Господь всегда с Вами!

Что такое Причастие в церкви и как оно происходит

Тот, кто недавно пришёл в церковь, не знает, что такое Причащение, как оно происходит и как к нему готовиться. На самом деле, всё просто. Главное – при этом иметь радость на душе, чистые мысли, веру в Господа, искренность и непреодолимое желание воссоединиться с Богом.

Причащение относится к семи основным церковным таинствам, которые за всю свою жизнь должен пройти каждый человек. К обряду Евхаристии нужно обращаться хотя бы 1 раз в 2 месяца. А что это такое, Причащение в церкви, и как оно происходит?

Что такое Причастие

Это православное таинство началось проводиться ещё во времена нахождения Иисуса Христа на земле после проведения им Тайной Вечери. Именно на ней Сын Божий рассказал о данном обряде. Сначала Он разломал хлеб на куски и отдал их ученикам, назвав его Телом Своим. Затем разлил вино по чашам и ознаменовал его Кровью Своею.

Причащение в церкви – это олицетворение возобновления единства природы Творца и того, что Он создал ещё до совершения первого греха Адамом и Евой.

В результате, человек, который проходит Евхаристию, приближается к Царству Божьему на один шаг. Поэтому так важно обращаться к таинству как можно чаще, имея при этом глубокую веру, искренность и зов души.

Основной мыслью Причащения является жертва Спасителя. Имеется в виду Его добровольное отправление на смерть, во имя замаливания человеческих грехов, и пролитие за них Своей Крови на кресте.

А люди, тем самым, отдают дань за то, что Иисус принёс себя в жертву, что возобновить падшую человеческую натуру перед Творцом.

Ещё одну интерпретацию относительно вопроса, что такое Причащение в церкви, дают святые отцы. Они говорят, что таинство питает человеческую душу. А происходит это после принятия обряда Крещения.

Только его нужно проходить 1 раз в жизни, а вот Причащение не менее 1 раза в месяц. Минимальный интервал между обрядами должен составлять 1 год.

Читайте также: Причастие в церкви: как подготовиться к обряду

Как проходят Причастие в церкви

Многие не знают, что это такое Причащение в церкви, как его нужно проходить и что делать во время его проведения. Постараемся подробнее рассказать об этом.

Если планируется обратиться к обряду впервые, то человек должен осознавать такие вещи:

Желающий пройти обряд должен перед ним совершить несколько обязательных действий. А как подготовиться к Причащению в церкви? Подготовительный этап в христианстве называется «говением».

Стоит отметить, что одним днём здесь не обойтись. Готовиться нужно тщательно и на протяжении нескольких дней. Это касается не только физической, но и духовной жизни.

На протяжении 3 дней человек должен поститься и содержать своё тело в чистоте, то есть, отказаться от интимной близости.

В дни поста из меню должны исключиться мясные, молочные, рыбные продукты и мясо. Остальное употребляется в меру. Также нужно отказаться от веселья и других мирских удовольствий.

В дни говения следует посещать храм и присутствовать на службе. Также обязательно выполнять домашние молитвы. Кто ранее не читал утренние или вечерние молитвы, следует начать, кто не произносил каноны, нужно произносить – хотя бы по одному в день.

Перед Причащением обязательно присутствие на вечернем богослужении (накануне таинства). Ночью после вечерних молитв читается канон Ангелу Хранителю и Богородице.

После этого произносится молитва Иисусу Сладчайшему и читается канон ко Причащению.

После 24-00 уже ничего не едят и не пьют.

Перед отправлением в церковь обязательно прочтение утренних молитв и Последование ко Святому Причащению. Канон, который произносился накануне, опускается. Утром перед самим обрядом следует пройти таинство Исповеди.

 Загрузка ...

После совершения Евхаристии читают «Благодарственные молитвы по Святом причащении».

Читайте также: Таинства православной церкви: 7 церковных обрядов

Сколько длится Причастие и когда совершается

Что это такое Причащение в церкви, как подготовиться взрослому, мы уже выяснили, а как и когда его делают? Таинство совершается в утреннее время на Литургии. При желании пройти обряд нужно спросить у служителя церкви, когда и в какое время он обычно осуществляется.

Длиться обряд может разное время. Всё зависит от количества прихожан и характера службы. Средняя продолжительность – 1,5 часа. Те. Кто желает пройти обряд Причастия, должен обязательно присутствовать на службе с самого начала.

Стоит отметить, что в приходских церквях и храмах Причастие проводится по воскресным и праздничным дням, а в монастырях и соборах – ежедневно.

Как проходит Святое Таинство Причастия

Что это такое Причастие, мы уже подробно объяснили, а вот вопрос о том, как его делают и как оно проводится, сё ещё остаётся нераскрытым.

Во время Литургии желающим пройти Причастие нельзя покидать храм. Участвовать в службе следует до тех пор, пока батюшка не призовёт прихожан к Евхаристии. Он должен выйти из алтаря с чашей вина в руке.

Прихожане выстраиваются в очередь. Первыми становятся дети, затем немощные, после мужчины, а за ними женщины. Каждый, кто стоит в очереди, должен скрестить руки на груди. Подойдя к батюшке, нужно назвать своё имя и открыть рот для лжицы (церковной ложечки). Крестится при этом не следует.

После испития необходимо промокнуть губы платком и поцеловать чашу. Затем, ни с кем не разговаривая, следует подойти к столику с вином и просфорой (хлебом). После батюшка читает благодарственные молитвы. В это время нужно присутствовать в церкви.

На вопрос, обязательно или нет проходить Святое Таинство, батюшки отвечают, что обязательно. Это питание для нашей души.

И если человек не проходит таинство, то душа начинает наполняться грехами, страстями и смердеть. Поэтому Причащение обязательно для каждого, кто хочет очиститься от этого и приблизиться к Богу.

Таинство причастия в православной церкви

Православная вера предполагает обязательное участие христиан в церковной жизни. Но просто хождения в храм каждое воскресенье не будут иметь большого смысла, если человек не участвует в полноте церковной жизни, не становится единым телом с Церковью. Как же это можно сделать?

Нам дана великая радость, через которую мы можем по-настоящему соединиться с Господом, и которая вмещает в себя весь смысл христианства — это Таинство Причастия. Почему оно так важно и как правильно к нему приступать? Разберем в этой статье.

Что такое Причастие Святых Христовых Таин

Описание первого Причастия мы видим в самом Евангелии, когда Господь давал своим ученикам благословленный хлеб и вино, заповедуя так поступать вовек.

Иисус с учениками на Тайной вечере

Это одна из важнейших цитат в Евангелии от Луки, в которой идет речь об установлении самим Господом нашим Иисусом Христом великого Таинства Евхаристии (что в переводе с греческого означает «благодарение»). Описанные в Евангелии события произошли в Великий Четверг, на Тайной вечери, совсем незадолго до крестной смерти Христа и Его последующего воскрешения.

Значение Причастия для православного человека огромно и оно не может быть сравнимо ни с какими другими правилами, обрядами или традициями нашей церкви. Именно в этом Таинстве человек имеет возможность воссоединения с Богом не только духовно (как в молитве), но и физически. Можно сказать, что Евхаристия — это возможность воссоздания духовной сущности человека, это возможность уловить незримую связь между Создателем и творением.

Тайну Евхаристии невозможно постичь простым человеческим умом, но ее можно впустить через сердце и душу. Причастие неразрывно связано с Жертвой, которую принес Господь на Кресте. Через пролитие Его Святой Крови человек получил искупление своих грехов и возможность наследовать вечную жизнь. В Таинстве Причастия на каждой службе приносится бескровная жертва, и человек вживую соприкасается с самим Богом.

Важно! Причастие не является каким-то символическим воспоминанием о Тайной вечери, как часто можно услышать у протестантов.

Православие учит, что Евхаристия — это вкушение реального Тела и реальной Крови Христовой, только под видом хлеба и вина. Известный богослов и профессор А. И. Осипов поясняет, что во время специальных молитв, которые произносятся священником в алтаре, происходит соединение двух различный природ — физической и духовной.

В физическом смысле мы вкушаем хлеб и вино, но в то же время они несут в себе абсолютно реального и живого Бога. Это сложный богословский момент, который не всегда понятен простым верующим, но именно это основа православия. Причастие — это не обряд, не символ и не форма. Это настоящий, живой Господь, Которого мы в буквальном смысле слова впускаем в себя.

В практическом смысле данное Таинство выглядит следующим образом. Священник в алтаре читает специальные молитвы, во время которых из освященной просфоры вынимаются частички с поминовением тех, чьи имена были поданы в записках. Эти частички складываются в специальную Чашу и заливаются вином. Все это священнодейство сопровождается специальными молитвами. После освящения, Тело и Кровь Христову выносят перед алтарем и люди, которые готовились, могут приступить к Причастию.

Читайте о других Таинствах:

Для чего нужно причащаться

Часто в околоцерковной среде можно услышать мнение, что если человек молится, соблюдает заповеди, старается жить по совести — то этого достаточно, чтобы считаться хорошим христианином. Чтобы считаться, может, и достаточно, но вот для того, чтобы быть настоящим христианином, нужно больше.

Евхаристия — это вкушение реального Тела и реальной Крови Христовой, только под видом хлеба и вина

Можно привести такую аналогию: вот человек любит кого-то. Любит сильно, искренне, всей душой. О чем будут все помыслы любящего? Правильно — о том, как соединиться с любимым, быть с ним вместе каждый миг и каждый час. Так же и с Богом — если мы христиане, то мы любим Его всей душой, и стараемся выстроить свою жизнь так, чтобы быть всегда рядом с Ним.

И вот сам Господь дарует нам великое Чудо — возможность вмещать Себя в наши грешные тела. Вмещать так часто, как только мы этого захотим. Так можно ли нас называть верующими, если мы сами будем отказываться от этой встречи, избегать ее? Зачем тогда нужно все остальное, если Живого Бога мы не признаем?

Все святые отцы нашей церкви в один голос твердили о важности Причастия для жизни православного человека. Даже те из монахов, которые вели уединенную отшельническую жизнь, периодически выходили к братии, чтобы поучаствовать в Евхаристии. Для них это делание было естественной потребностью души, как дыхание, еда или сон для тела.

Важно! Нужно стремиться так глубоко впитать в себя Причастие, чтобы оно стало неотъемлемой частью духовной жизни христианина.

Нужно понимать, что все Таинства церкви — это не строгие правила, введенные Богом для нашего укрощения. Все это инструменты нашего спасения, которые необходимы самому человеку. Бог всегда стоит рядом с каждым человеком и всегда готов войти в его душу. Но сам человек своей жизнью не пускает в себя Господа, гонит Его, не оставляет для Него места в своей душе. И путь православной церковной жизни с обязательным участием в Таинствах — это способ открыть свою душу Богу, чтобы он смог там поселиться.

Практика причащения: подготовка, частота, особенности

Самое большое количество вопросов у верующих вызывает практическая сторона участия в полноте церковной жизни. Поскольку православие — это не формальная вера запретов, существует большое количество различных мнений и подходов к Причастию.

Важнейшим таинством православной церкви является причастие

Некоторые священники также могут давать различные рекомендации на этот счет, исходя из своего пастырского опыта и пользы для конкретного человека. Не стоит смущаться такому большому количеству различных мнений. В сути своей они сводятся к одной цели — чтобы человек достойно впустил Господа в свою жизнь.

Что касается официальной позиции Церкви по вопросам участия верующих в Евхаристии, то существует специальный документ, который проясняет все основные моменты. Он носит название «Об участии верных в Евхаристии» и подписан представителями Архиерейского Совещания РПЦ в 2015 году.

Согласно этому документу, частота, правила подготовки и другие требования к верующим перед и после принятия Христовых Таин определяются духовными наставниками исходя из особенности жизни конкретного человека. Рассмотрим ниже особенности причащения современных христиан.

Как правильно готовится к Таинству?

Причастие является очень важным и ответственным моментов в духовной жизни, поэтому требует особого приготовления. Как мы готовимся к каким-то особым дням в мирской жизни, так должны выделить время и на подготовку ко встрече с Богом.

Читайте о подготовке к Причастию:

Согласно правилам нашей Церкви, перед Причастием всем верующим полагается пост и специальное молитвенное правило. Пост нужен для того, чтобы немного усмирить нашу плоть, угасить ее страсти и подчинить духовным потребностям. Молитва призывает нас на диалог с Господом, на общение с Ним.

Перед Причастием всем верующим полагается  специальное молитвенное правило

Если взять православный молитвослов, то там можно увидеть, что перед принятием Святых Христовых Таин верующим необходимо прочесть специальное правило. В него входит Последование ко Святому причастию, а также несколько канонов и акафистов. Эти молитвы принято читать помимо основных утренних и вечерних молитвенных правил.

Новоначальному христианину, который впервые в жизни решил поучаствовать в Евхаристии, может показаться очень сложным вычитать такой большой объем молитвенных текстов. Кроме того, такой непосильный труд приведет к унынию, большой усталости и непониманию смысла.

Важно! Любые молитвы, в том числе и подготовительные к Причастию, нужно читать внимательно, сердечно, пропуская через свою душу каждое слово. Совершенно неприемлемо механическое вычитывание в погоне за большим объемом.

Поэтому человеку, который впервые решил причаститься, нужно посоветоваться с опытным священником по поводу посильного объема молитв. Гораздо лучше прочесть небольшое правило, но со вниманием, нежели вычитать все, но совершенно не понимая, о чем идет речь.

Читайте о других молитвенных правилах:

О посте

Пост является воздержанием от вкушения продуктов животного происхождения, а также ограничением праздности, развлечений и веселья. Не нужно думать, что пост — это унылое состояние запрета на все радости в жизни. Наоборот, пост как раз и помогает человеку очистить свою душу для того, чтобы в нее могла вместиться настоящая Радость Божья.

Мера поста перед Евхаристией также индивидуальна, как и молитвенное правило. Если человек раньше не имел опыта ограничения, то бессмысленно налагать на него недельный пост перед Причастием. Это приведет только лишь к тому, что человек сорвется, все бросит и вовсе передумает ходить в храм.

Важно! Общепринятой является практика, когда перед Причастием верующие держат трехдневный пост. Кроме того, идти в храм нужно натощак и до вкушения Тела и Крови Христовой не есть и не пить ничего другого.

Количество дней поста может меняться в зависимости от частоты причащения. Если человек редко приступает к Таинству, например, несколько раз в год, или раз в пост — то, конечно же, говенье может быть более длительным (от нескольких дней до недели). Если же человек ведет насыщенную духовную жизнь и старается причащаться каждое воскресенье или каждый поход в храм, у него просто не получится говеть так долго.

Перед Причастием верующие держат пост

Для православных христиан, которые очень часто участвуют в Евхаристии, допустимо сокращение поста до одного дня накануне. В любом случае, такие вопросы желательно решать не самостоятельно, а по совету с опытным священником. С одной стороны, важно не брать непосильных подвигов, а с другой — не лениться. Внимательный духовник сумеет определить правильную грань.

Исповедь

Несмотря на то, что исповедь является отдельным Таинством, она неразрывно связана с Евхаристией. Православная традиция всегда базировалась на обязательности исповеди перед принятием Святых Христовых Таин.

Исповедь перед причащением вполне логично объяснима, ведь даже ожидая гостей к себе домой, мы наводим порядок и убираем грязь. Как же мы можем впустить в себя Господа, не очистив перед этим свою душу покаянием?

Важно! Многие святые отцы предостерегают, что если человек не чувствует внутренней потребности в частой исповеди, то он находится в состоянии духовного сна.

Исповедь, когда она сопровождается искренним покаянием, вычищает душу, снимает бремя тяжелых грехов. Человек избавляется от всего лишнего и может впустить в себя Господа. Исповедь необходима каждый раз, когда человек приступает к Евхаристии, вне зависимости от ее частоты.

Послабления в подготовке

Несмотря на строгость всех необходимых подготовительных моментов, некоторым верующим можно послаблять правила. Так, больным людям можно сократить или вовсе отменить евхаристический пост, если по состоянию здоровья они не могут обходиться без пищи.

К примеру, при сахарном диабете человек должен получать пищу строго в определенное время. Что же делать, если утром верующий не может отправиться в храм натощак? Конечно же, лучше поесть немного, чем лишить себя Бога.

А также определенные послабления разрешены беременным и кормящим матерям. Они и так несут телесный подвиг, и нет необходимости усиливать его. Маленьким детям до 7 лет разрешается причащаться без поста и каких-либо специальных приготовлений.

Старые люди, по немощи своей, также могут попросить у священника разрешения на уменьшение количества молитв или дней поста. Суть подготовки — не утомить себя отсутствием привычной пищи и очень длинными молитвами, а, напротив, напитать радостью от будущей встречи с Богом.

Очень важно приступать к принятию Святых Христовых Таин не формально, а понимая, что мы соприкасаемся с великим Чудом. Искренний, сердечный подход способен подарить человеку большие духовные дары и чувство присутствия Бога в жизни.

Как подготовиться к исповеди и Причастию

Святое Причастие

Таинство Евхаристии, Причастия было установлено Самим Господом во время Тайной Вечери, в Страстной Четверг, перед Распятием. Это событие описывают все евангелисты и наиболее подробно — апостол Иоанн Богослов.

Вечеря по-русски означает «ужин». Тайным он был потому, что Христа в тот момент уже разыскивали фарисеи, ожидая предательства Иуды, ради предания Господа смертной казни. Христос как Всеведущий Бог знал, что этот ужин — последний, и сделал его втайне, чтобы важную трапезу не прервали. Местом ее он избрал место в Иерусалиме, называемое ныне Сионская горница.

Этот вечер стал поворотным в истории Церкви и всего человечества. Все дни окончания земной жизни Господа Иисуса Христа — Тайная Вечеря, Распятие, Воскресение — были наполнены таинственным богословским смыслом, событиями, творившими дальнейшую историю.

За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, умерев страшной смертью. Христос называет учеников детьми — как никогда раньше — и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком — Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.

Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову.

Трапеза была совершена вечером, поскольку Христос следовал одной из иудейских традиций Ветхого (Старого) Завета, на основании которых устанавливал традиции новозаветные, не разрушая прежних. Так, в тот день отмечался праздник Пасхи, память исхода предков иудеев из Египта ночью. В тот древний день каждая еврейская семья должна была заколоть ягненка и сделать пометку его кровью на дверях, чтобы Господь не направил на них свой гнев. Это был знак избрания евреев. Бог Отец в тот день покарал египтян за удержание евреев в рабстве смертью их первенцев. Только после этой страшной казни фараон отпустил племя иудеев во главе с пророком Моисеем в Обетованную Богом Землю.

Иисус Христос за Тайной Вечерей, вспоминая этот праздник, устанавливает новый: Богу больше не нужны жертвенные убийства животных и кровь жертвенная, ведь Единственным Жертвенным Ягненком, Агнцем остается Сам Сын Божий, Который умирает, чтобы гнев Божий за каждый грех миновал человека, верующего во Христа, причащающегося Его.

Именно опресноки — пресные хлеба — и красное вино были на столе во время Тайной Вечери. Поэтому по сей день освящают, пресуществляя в Святые Дары красное вино и просфоры. В первохристианские времена Таинство происходило за «вечерями любви», агапами, не столь торжественно. Хлеб преломляли сами апостолы, действом Святого Духа пресуществляя его в Тело Христово. Приносили будущие Святые Дары на встречи христиане, избирались для Литургии лучшие продукты, а остальные просто вкушали за столом во время трапезы с беседой, которая обязательно совершалась после Литургии.

Сегодня просфоры выпекают в большой пекарне в главном городе епархии, часто — в монастырях, на приходах постоянную выпечку просфор устраивают редко.

Причастие в церкви: как подготовиться к обряду

Содержание

Рассказать ВКонтакте Поделиться в Одноклассниках Поделиться в Facebook

Один из основных священных обрядов православной церкви – причащение верующего. Таинство евхаристии, совершаемое искренне, по зову души, имеет большое значение для христианина. Прохождение священнодействия с пониманием сути и важности ритуала приводит к искреннему покаянию, получению прощения, духовному очищению.

Что такое причащение

Принадлежность человека к религиозной конфессии подразумевает соблюдение традиций. Что такое евхаристия? Важнейший религиозный обряд предполагает получение из рук священнослужителя и последующее вкушение хлеба с вином, символизирующих Плоть и Кровь Иисуса Христа. Таинство включает молитвы, поклоны, песнопения, проповедь. Причастие в храме приобщает человека к Богу, укрепляет духовную связь с Высшими силами. Для проведения обряда в церкви требуется чистота верующего как физическая, так и душевная. Причащению должна предшествовать исповедь и подготовка.

Таинство причастия

Обряд берет свое начало с Тайной Вечери, предшествовавшей распятию Христа. Собравшись с учениками за столом, Спаситель взял хлеб, разделил на части и раздал его со словами, что это Его Плоть. Затем Христос благословил чашу с вином, назвав ее содержимое своей Кровью. Спаситель завещал последователям всегда совершать церемонию в память о Нем. Этому обычаю следует Русская Православная Церковь, в которой ежедневно проводится обряд евхаристии. В допетровские времена действовало постановление, по которому все миряне были обязаны причащаться в церкви не реже раза в год.

Почему необходимо святое причастие

Таинство причащения имеет большое значение для верующего человека. Мирянин, не желающий совершать обряд евхаристии, отдаляется от Иисуса, заповедовавшего соблюдать традицию. Нарушение связи с Богом ведет к возникновению смятения, страха в душе. Человек, у которого причастие в церкви происходит регулярно, наоборот, укрепляется в религиозной вере, становится умиротвореннее, ближе к Господу.

Как причаститься в церкви

Евхаристия – первый шаг, совершаемый человеком по направлению к Богу. Этот поступок должен быть осознанным, добровольным. Для подтверждения чистоты своего намерения мирянину следует подготовиться к причастию в церкви. Сначала требуется просить прощения у тех, кто может на вас обижаться. На протяжении нескольких дней до обряда взрослому человеку нужно:

Обряд причащения

В день проведения обряда нужно пропустить завтрак и прийти в храм пораньше, почувствовать атмосферу места, приготовиться, настроиться на нужный лад. Что такое причащение в церкви? Таинство начинается во время службы, ближе к ее окончанию. Открываются Царские врата, и к посетителям выносится реликвия – чаша с освященными дарами – кагором и хлебом. Яства – символы Плоти и Крови Спасителя. Чашу устанавливают на специальное возвышение, именуемое амвоном. Священник читает благодарственную молитву, предназначенную для причастия.

Как причащаться в церкви? Каждому прихожанину, подходящему к чаше, священнослужитель дает отведать яство из ложки. Нужно приблизиться, сложить руки крестом на груди, назвать свое имя. Затем следует поцеловать основание чаши. Покидать храм можно после окончания богослужения. Перед уходом нужно поцеловать крест. Ритуал, проделанный искренне и от всего сердца, приближает верующего к Христу, дарит душе счастье, спасение. Важно сохранить святую благодать в сердце после причастия, не утратить ее за пределами церкви.

Как проходит причащение детей

Причастие ребенка важно для его духовного взросления. Ритуал нужен, чтобы малыш был под опекой ангела-хранителя, в честь которого он был окрещен. Первое причастие в церкви происходит после крещения. Детям до семи лет не требуется исповедоваться накануне. При этом неважно, насколько часто причащаются родители малыша в церкви и делают ли они это вообще.

Важное правило детского причащения в церкви – проведение обряда натощак. Разрешается позавтракать совсем маленькому ребенку. Кормить малыша лучше не менее чем за полчаса до обряда, чтобы он не отрыгнул. После трех лет детей желательно приводить в церковь натощак, но строгого правила не существует. Важно, чтобы ребенок понемногу привыкал к ограничениям во время подготовки. К примеру, можно убрать игры, мультфильмы, мясо, что-то очень вкусное. Соблюдение молитвенных правил детьми не требуется.

С младенцами можно приходить к самому причастию. С подросшими детьми разрешается приходить пораньше, смотря по тому, как долго ребенок выдержит стояние в храме. Детям часто не хватает терпения, энергии у них наоборот много. Это нужно понимать и не заставлять малыша стоять на одном месте, прививая нелюбовь к обряду. Во время причастия имя за маленького ребенка произносит взрослый. Когда малыш подрастет, он должен назваться сам.

Как происходит причащение больных

Если человек по состоянию здоровья не в силах прослушать литургию, принять причащение в стенах храма, это легко решается путем проведения обряда на дому. Тяжелобольные допускаются канонами православия к процедуре. Читать молитвы и поститься не обязательно. Тем не менее, исповедь с покаянием в грехах необходимы. Больных разрешено причащать после принятия пищи. Священнослужители часто посещают больницы, чтобы исповедать и причастить людей.

Как часто можно проходить обряд причастия

Обряд нужно проходить тогда, когда этого желает душа, когда есть внутренняя потребность. Количество причастий не регламентируется представителями Патриархии. Большинство верующих причащаются один или пару раз за месяц. Проведение обряда необходимо для особых случаев – при венчании, крещении, на именинах, во время великих праздников. Единственное ограничение – запрет на причастие более раза за день. Святые дары подаются из двух церковных сосудов, попробовать нужно только из одного.

Видео

Как подготовиться к причастию? Как правильно причащаться в Церкви?

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.