Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Политические науки и регионоведение что это такое


41.00.00 Политические науки и регионоведение

Направления подготовки

Политические науки не очень давно выделены в отдельную от гуманитарных наук категорию. Вместе с развитием государственности и цивилизации вообще потребность общества в таких специалистах все возрастает.

Цивилизация, по Моргану, это ступень общественного развития материальной и духовной культуры, связанная с разделением труда и рационализацией производства. Мы живем в цивилизованном мире, взаимоотношения между народами и государствами тоже должны быть цивилизованными.

В настоящее время начинается новый этап цивилизационной конкуренции. Раньше предметом спора государств были деньги, потом ресурсы. Но сегодняшний день происходит технологическое преобразование конкурентной основы. Скоро наступит эра, когда ресурсы будут не потребляться, а производиться (технология «умного дома»: производство энергии из солнечного света, очистка воды и утилизация мусора). Это совершенно другая идеология организации жизни, которая скорее улучшает мир, а не вычерпывает его. В недалеком будущем борьба будет идти за человека.

Уже сегодня элементом обмена становится индивид. Последние войны ведутся не за ресурсы, а за потребителя (принцип «принуждения к потреблению). Но знания нельзя потреблять индивидуально, потребление знаний всегда коллективно, и поэтому ожидается конфликт между общественным и персональным потреблением.

Политология и регионоведение уже ставят перед собой вопросы: насколько различные культуры являются полноправными партнерами в плане политического и цивилизационного статуса? Как совместить различные системы ценностей в условиях глобализации? В условиях трансграничного и мультикультурного сообщества?

Будущее политической науки видится довольно туманным и очень зависит от технического и технологического прогресса. В конце ХХ-го века Гарольд Лассуэл, представитель Чикагской школы, ответил на вопрос о будущем политических наук с точки зрения своей теории политического психоанализа: при анализе политических действий и политических перспектив главным всегда является вопрос о власти и вытекающее из нее распределение ценностей.

Задачи, которые должна решать политическая наука, следующие: определить цели и объекты политического процесса; выявить основные тенденции в распределении ценностей; наметить вероятные изменения в будущем; выбрать способы действий , ведущие к максимально эффективному достижению ценностей. И постараться все это выполнить законным путем, не нарушая внутреннего и международного права.

Политика тесно связана с экономикой, региональной и государственной, и торговлей на внутреннем и международном рынке. Многие хотели бы видеть политические науки не аналитическими, а прогностическими, чтобы специалисты - политологи чуть заранее прогнозировали, что ожидать в политической жизни страны и какие экономические изменения это повлечет, и как следствие, как от этого изменится социальная жизнь общества.

Просчитать вероятные сценарии уже сегодня дают возможность IT- технологии, и если, скажем, шахматный компьютер обучить и ориентировать на решение политических задач, общество наверняка имело бы меньше рисков и нерешенных проблем.

Регионоведение представляет собой науку, которая занимается изучением как внутренних, так и внешних факторов развития территориальных сообществ. Регионовед – это специалист, аналитик, занимающийся изучением определённого региона, страны или группы стран. Это могут быть страны Европы, Азии или Америки.

Сферой деятельности регионоведа является изучение проблем регионального развития: формирование и функционирование социально-экономического комплекса региона и региональное управление (политическое, экономическое, социальное, экологическое).

Область профессиональной деятельности

Профессии

Где учиться

Основными трудовыми обязанностями регионоведа является региональный анализ и учёт всех факторов и явлений, на них влияющих: исторических, природно-ресурсных, этнических, религиозных, экологических, политических, внутрирегиональных и межрегиональных связей. Работать можно в управлении или кадровой службе, в международных проектах, в университетах и исследовательских центрах, в средствах массовой информации или в представительствах партий, в политике.

Международные отношения - это комплекс экономических, политических, идеологических, правовых, военных и прочих связей и отношений между государствами и их союзами, между основными экономическими, политическими, социальными силами, организациями и общественными движениями, действующими на международной арене.

Специалист этого направления овладеет определенными профессиональными компетенциями, получит знания и умения в области анализа развития международных отношений, исторических и современных проблем экономической и социальной жизни общества, умение дать комплексный анализ региона или страны, их населения, истории, экономики и политики, культуры, религии, языка, традиций и ценностей.

Выпускникам придется участвовать в разработке обоснованных практических рекомендаций по развитию современных международных отношений, определять тенденции развития мировой и региональной экономики, проблем современной экономической интеграции, вопросы беженцев и перемещенных лиц.

Профессии

Где учиться

В отделах внешних связей государственных структур, учреждениях системы МИД России, в зарубежных представительствах, посольствах и консульствах, международных организациях, транснациональных корпорациях, российских и зарубежных бизнес-компаниях, консалтинговых фирмах, общественных организациях, рекламных агентствах, туристических фирмах, СМИ, учебных заведениях и т.д.

Каталог специальностей и направлений ВПО (бакалавриат)

Специальность «Политические науки и регионоведение» (адъюнктура)

Политические науки и регионоведение

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

Проводится экзамен по философии, политическим наукам и герионоведению, а также психологический тест.

Данная программа обучения уникальна. Адъюнктура является аналогом гражданской аспирантуры и готовит будущих выпускников к аналитической, научной и преподавательской работе в вузах, подчиненных МВД или ВС России. После окончания учебы и успешной защиты подготовленной диссертации выпускнику присваивается степень кандидата наук.

Экзамены для поступления в адъюнктуру

Поступать в адъюнктуру могут выпускники магистратуры военно-силовых либо гражданских (как исключение) вузов соответствующих направлений.

Абитуриент сдает экзамены:

Перед этим проводится собеседование и рассматриваются ранее напечатанные работы поступающего, учитываются отметки по физподготовке, может проводиться психологическое тестирование.

Краткое описание специальности

Если у магистра, уже обладающего универсальными знаниями в политико-экономической и географической сфере, есть желание углубиться в научно-исследовательскую работу по специальности (вопросы экономического взаимодействия в переходный период, хозяйственная деятельность силовых структур государства и другие вопросы), тогда есть смысл поступать в адъюнктуру.

Преимущества обучения в адъюнктуре

Обучение поможет понять методологию преподавательской и исследовательской работы, подготовить к проведению исследований, обработке и анализу информации. Учащийся может получить работу на кафедре вуза. Выпускник сможет рассчитывать на работу в госструктуре, обеспечивающей деятельность вооруженных сил, либо в гражданской или коммерческой организации, с зарплатой выше средней (в сравнении с магистром).

Крупные вузы в столице и сроки обучения

Обычно учеба продолжается в индивидуальном порядке в стенах родного вуза, поэтому для начального высшего образования стоит предпочесть академию/институт с экономико-юридическим уклоном при МВД, ФСБ, ВС и других структурах. В случае очной адъюнктуры на прослушивание лекций и подготовку диссертации отводится 3 года, в случае заочной – 4 года.

Предметы, изучаемые студентами

В зависимости от выбранной специализации направления учащийся прослушивает лекции или готовится самостоятельно по политическим (теория, история, методология политики и другие) или экономическим дисциплинам (политэкономия, региональная экономика, управление предприятиями и т. д.).

Получаемые знания и навыки

Соискатель научится:

Кем работать

Адъюнктура обычно выступает базой для взращивания педагогических кадров; зарплата преподавателя может составить 35-60 тыс. рублей. Если выпускник сможет проявить себя в аналитической либо консультативной деятельности, верхний показатель зарплат по направлению не ограничивается. Для тех, кто желает посвятить себя науке, существует возможно поступления в докторантуру.

Федеральное учебно-методическое объединение укрупненной группы специальностей и направлений подготовки 41.00.00. «Политические науки и регионоведение»

В соответствии с приказом Министра Ливанова от 08.09.2015 г. № 987 «О создании федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образовании» в сентябре 2015 г. было создано Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО) укрупненной группе специальностей и направлений подготовки (УГСН) 41.00.00 «Политические науки и регионоведение» (политология, международные отношения, востоковедение и африканистика, зарубежное регионоведение, регионоведение России).

Ключевыми задачами ФУМО являются:

Приказом министра образования и науки РФ Д. В. Ливанова № 1220 от 27. 10. 2015 г. председателем Федерального учебно-методического объединения 41.00.00 — Политические науки и регионоведение назначена заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО МИД России, президент РАПН доктор политических наук, профессор О.В.Гаман-Голутвина.

В рамках комплексной реформы учебно-методической деятельности высшей школы общая координация деятельности ключевых направлений работы ФУМО осуществляется координационными советами по соответствующим областям знания. В состав Координационного совета по области образования «Науки об обществе» приказом министра образования и науки РФ Д.В.Ливанова включены ректор МГИМО, академик РАН А.В.Торкунов и заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО МИД России президент Российской ассоциации политической науки (РАПН), д. полит. н., проф. О.В.Гаман-Голутвина (председатель ФУМО) (приказы Минобрнауки РФ № 259 от 19.03.2015 г. и № 1143 от 13.10.2015 г.).

Сессия ФУМО «Политические науки и регионоведение»

23 ноября в МГИМО прошла осенняя сессия Федерального учебно-методического объединения укрупненной группы специальностей и направлений подготовки (УГСН) 41.00.00 «Политические науки и регионоведение».

По традиции в работе сессии приняли участие представители широкой академической и профессиональной общественности, представляющие свои вузы и учреждения по пяти направлениям работы ФУМО: «Политология», «Международные отношения», «Зарубежное регионоведение», «Публичная политика», «Регионоведение России». В работе сессии, в том числе учебно-методических заседаний, приняли участие более 250 человек.

Открыла пленарное заседание председатель ФУМО, президент Российской ассоциации политической науки, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве образования и науки (МОН) РФ, член Общественной палаты РФ, заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО О.В.Гаман-Голутвина. По традиции в пленарном заседании приняли участие представители Минобрнауки. В своем приветственном слове заместитель министра Л.М.Огородова остановилась на ключевых приоритетах государственной политики в области образования.

Руководитель Департамента государственной политики в сфере высшего образования А.Б.Соболев выступил с подробным докладом об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения ++ (ФГОС 3++) и алгоритме работы над Примерными основными образовательными программами (ПООП). Особый акцент был сделан на описании новаций ФГОС 3++ по сравнению с предыдущей версией стандарта. Так, на фоне динамичных изменений образовательных трендов и внешней среды актуализированный стандарт был сформирован как «оболочка» с переносом содержательного компонента в ПООП. Отдельно А.Б.Соболев осветил вопрос формирования требований к результатам освоения образовательных программ с учетом того обстоятельства, что профессиональные стандарты по направлениям подготовки ФУМО 41.00.00 отсутствуют.

Этот же сюжет был комплексно рассмотрен и в выступлении председателя Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, президента Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н.Шохина, который представил итоги работы по сопряжению образовательных и профессиональных стандартов. Ректор МГИМО, председатель Общественной палаты Московской области А.В.Торкунов выступил по насущному для университетской общественности сюжету создания собственных диссертационных советов.

Председатель ФУМО О.В.Гаман-Голутвина отчиталась за результаты работы ФУМО, а также обозначила стратегические задачи на ближайшую перспективу. В настоящее время обновленный и расширенный по составу и номенклатуре специальностей ФУМО отныне включает в себя пять направлений подготовки, по которым в настоящее время обучается около 41000 студентов. Несмотря на довольно «компактный» состав ФУМО в РФ насчитывается 141 вуз, реализующий образовательные программы в области политических наук (17% от общего количества вузов).

Основные направления деятельности ФУМО за отчетный период сводятся к выполнению следующих задач:

  1. Разработка ФГОС 3++ и ПООП по всему спектру направлений УГСН 41.00.00.
  2. Экспертиза учебников, учебных и учебно-методических пособий, монографий с целью присвоения рекомендаций ФУМО.
  3. Взаимодействие с основными участниками образовательной сферы (Департаментом государственной политики в сфере высшего образования МОН, другими ФУМО, Координационным советом учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, Общественной палатой РФ и Общественным советом при МОН).
  4. Проведение сессий и учебно-методических секций, коллегии и рабочих совещаний ФУМО.
  5. Консультирование представителей вузов.

На пленарном заседании были также одобрены некоторые организационные преобразования:

  1. Создание секции «Публичная политика». Председатель — заведующий кафедрой политического управления СПбГУ, д.ф.н., профессор Л.В.Сморгунов. Принципиально решен вопрос об изменении наименования специальности с «Публичная политика и социальные науки» на «Публичная политика». Минобрнауки поддержал инициативу, изменение наименования произойдет в 2018 г.
  2. Назначение заместителем председателя ФУМО — д.полит.н., профессора кафедры российской политики СПбГУ А.В.Курочкина.
  3. Назначение сопредседателем секции «Регионоведение России» к.и.н., заместителя директора Института истории и политики ФГБОУ «Московский педагогический государственный университет» доцента В.Л.Шаповалова.

О.В.Гаман-Голутвина доложила о выделении по инициативе ИСАА и Восточного факультета СПбГУ в отдельную группу специальностей направления «Востоковедение и африканистика», выразив надежду на продолжение эффективного сотрудничества с востоковедами в рамках секции «Зарубежное регионоведение».

Самое пристальное внимание было уделено ближайшей задаче по разработке примерных образовательных программ и их размещению в Реестре ПООП. Если работа над ФГОС 3++ уже завершена, т.к. большинство из них успешно прошли экспертную оценку и были утверждены Минюстом, то работа над ПООП еще продолжается.

За достаточно интенсивный период работы над проектами стандартов и примерных образовательных программ среди разработчиков сформировалось твердая позиция, что специфика направлений нашей группы требует более четкого содержательного подхода, нежели схематическое формулирование индикаторов к компетенциям. Очевидно, что присутствие в учебном плане перечня обязательных дисциплин профессионального блока и их объема усилит качество и общий уровень подготовки. Именно данный содержательно-функциональный блок — в сочетании с требованиями ФГОС 3++ относительно удельного веса ППС с профильным образованием и научной степенью — позволит обеспечить надлежащее качество образования по всем входящим в УГСН специальностям, и именно этот элемент обеспечит адекватность и эффективность проведения аккредитационных и лицензионных процедур для вузов.

ФУМО нового типа был задуман, прежде всего, как инструмент оперативного взаимодействия вузов, с одной стороны, и Минобрнауки, с другой. И как представляется, ФУМО смог стать успешной площадкой для диалога между Министерством и вузовской общественностью.

ФУМО 41.00.00 «Политические науки и регионоведение»

Facebook

Twitter

Вконтакте

Что же такое регионоведение и какие регионы оно изучает?

Изначально исследователи признавали, что самая главная проблема в регионоведении — это определение границ конкретных регионов, потому что нужно выбрать критерии — учитывать ли географические, политические, культурные основания? Одним из классических считается определение международного региона, предложенное в 1967 г. американским политологом-международником Брюсом Рассетом, который сформулировал три критерия для выделения региона: это географическая близость и одновременно обособленность от других регионов, взаимозависимость в сфере экономики и однородность составляющих его стран с точки зрения культуры и ценностей. Годом позже в 1968 г. Джозеф Най предложил следующее определение региона в широком смысле: ограниченное количество государств, связанных географически, а также степенью взаимной зависимости. Международный регионализм Дж. Най предложил понимать как формирование межгосударственных ассоциаций или групп на базе регионов.

Широкое определение региона дает один из ведущих российских востоковедов А. Д. Воскресенский:

определенная территория, представляющая собой сложный территориально-экономический и национально-культурный комплекс, который может быть отграничен признаком наличия, интенсивности, многообразия и взаимосвязанности явлений, выражающихся в виде специфической однородности географических, природных, экономических, социально-исторических, национально-культурных условий, служащих основанием для того, чтобы выделить эту территорию.

Эксперт по постсоветскому пространству А. В. Мальгин определяет международно-политический регион как

совокупность явлений международной жизни, протекающих в определенных территориально-временных координатах, объединенных общей логикой таким образом, что эта логика и координаты ее существования являются взаимообусловленными. Обратите внимание, что в приведенных определениях важное место отводится фактору географии, значение которого заметно снижается с развитием средств коммуникации и глобализационных процессов. В результате в 1990-х годах речь в научных исследованиях часто идет уже не о географически очерченных регионах, а о регионах «воображаемых», или «когнитивных», например, таким регионом могут быть «западные демократические страны», т.е. регион аналитически конструируется вне зависимости от географической привязки по другим важным для исследователя критериям.

Из-за отсутствия общепринятого понятия региона существует множество вариантов разделения мира на регионы, причем после распада биполярной системы ситуация только усложнилась. Можно выделять историко-культурные регионы — индийский, тюркский, арабский. Этнолингвистическое и этнокультурное единство позволяет выделить латиноамериканский и африканский регионы. Если рассматривать регионы как цивилизационные комплексы, то выделяют конфуцианско-буддийский, индуистский, мусульманский, православный, западнохристианский, латиноамериканский, африканский, тихоокеанский регионы. Может быть также деление на геоэкономи- ческие (торговые блоки) и геополитические регионы.

Учебные курсы по истории международных отношений и современным международным отношениям часто структурированы именно по региональному принципу и включают в себя изучение региональных подсистем международных отношений. Региональные подсистемы глобальной системы международных отношений рассматриваются как самостоятельный уровень анализа, на котором более четко видна специфика отношений между государствами, входящими в этот регион.

А. Д. Воскресенский определяет региональную подсистему международных отношений как совокупность специфических взаимодействий подсистемного типа, в основе которых лежит общая регионально-географическая, социально-историческая и политико- экономическая принадлежность.

Для тех, кто изучает политологию, важно знать, что выделяются не только международно-политические, но и внутригосударственные регионы. Так, в учебнике «Мир политической науки» под редакцией известного российского политолога А. Ю. Мельвиля указывается, что в политологии под регионом в общем виде понимают

систему институтов и организаций, действующих на определенной территории, которая представляет собой фрагмент территории государства.

Иными словами, в политической науке регион рассматривается как одна из единиц территориальной структуры нации-государства, и ее анализ осуществляется на субнациональном уровне. Изучением внутриполитических регионов занимается политическая регионали- стика, субдисциплина политологии.

Интересно отметить, что российская политическая регионали- стика в определенной мере «приватизировала» термин «регионализм». На Западе он используется преимущественно в анализе международно-политических регионов — как альтернатива термину «интеграция», который чаще всего описывает процессы в рамках Евросоюза, а также экономическую интеграцию. Российские международники оперируют либо термином «интеграция», слишком «сильным» для описания некоторых процессов сотрудничества, например, на постсоветском пространстве, либо слишком «слабым» термином «регионализация», который подразумевает лишь процессы взаимодействия стран того или иного региона.

Для продолжения образования за рубежом важно знать, что «реги- оноведение» соответствует английскому «area studies», в то время как «regional studies» — это социально-экономическая регионалистика, наука, изучающая территориальную организацию экономики, хозяйственной деятельности и экономическое районирование; часто данный термин употребляется в словосочетании «regional and urban studies», т.е. буквально «региональные и городские исследования». Однако в последние годы в зарубежном сообществе политологов- международников наблюдается тенденция к использованию термина «regionalstudies» для обозначения именно регионоведения.

Хотя с определением международно-политического региона и возникают некоторые сложности, с регионоведением как научным и учебным направлением ясности больше. В опубликованном в 1952 г. исследовании ЮНЕСКО по регионоведению известный французский исследователь Жан-Батист Дюрозель дает следующее определение регионоведения:

научное изучение региона, представляющего собой некоторую политико-социальную общность, с целью понять и объяснить его место и роль в международном обществе.

А. Д. Воскресенский определяет регионоведение следующим образом:

комплексная, интегральная социально-экономическая дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования социально-экономической системы регионов мира с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в международном разделении труда и системе (подсистемах) международных отношений.

В целом необходимо отметить, что в настоящее время происходит сближение различных дисциплин и субдисциплин, изучающих различные аспекты международных отношений. Так, А. Д. Воскресенский разработал концепцию мирового комплексного регионоведения. Известный специалист по сравнительной политологии М. В. Ильин предложил выделить сравнительную мировую политику как отдельное направление. Подобное теоретическое и методологическое взаимодействие и взаимовлияние субдисциплин способствует становлению уникальной российской школы международно-политических исследований.

Регионоведение - это... Что такое Регионоведение?

Регионоведение — аналитическая вузовская дисциплина, изучающая внутренние и внешние факторы развития территориальных сообществ (геополитические, географические, экономические, социокультурные, конфессиональные и др.), региональные группировки, страны и их регионы как субъекты международных отношений и глобальной конкуренции. В отличие от географического страноведения широко использует системный подход[1]. Базовый учебный курс регионоведения в РФ лежит в основе вузовской специализации 350300 «Регионоведение», по которой ведётся подготовка регионоведов-специалистов в области государственного управления и региональной политики[2].

По предмету регионоведение тесно пересекается с географической дисциплиной «Страноведение» (комплексное изучение стран, систематизация и обобщение данных об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации), однако не тождествена ей, используя иные методы, что, в частности, отражается в различиях выстраиваемых на них основе классификационных структур[3][4][5].

Внимание, уделяемое регионоведческой тематике во всём мире, вытекает из факта территориальной и национально-государственной дифференциации природных, людских и материальных ресурсов. Учёт и тщательное изучение этих факторов необходим для построения рациональных схем использования этих ресурсов, налаживания и развития социальной, экономической и политической интеграции. После распада СССР в 1991 году объектами национального регионоведения в каждой из 15 бывших союзных республик частично вошли история, география и экономика ранее тесно связанных с ними территорий Союза ССР, которые теперь изучаются с точки зрения дальнейшего развития связей, формировавшихся между ними на протяжении десятков и сотен лет, в новом контексте международных дипломатических и экономических отношений.

Наука (аналитическая дисциплина)

По мнению некоторых учёных, регионоведение не является пока самостоятельной наукой. Так, В. А. Дергачёв и Л. Б. Вардомский относят его к комплексной дисциплине, изучающей социально-экономическое, политическое, культурное, этноконфессиональное, природное, экологическое развитие относительно целостных территориальных образований как в мире (макрорегионоведение), так и в пределах Российской Федерации (внутристрановое регионоведение)[1].

Вузовская специальность 350300

В системе государственных образовательных стандартов РФ специальности «Регионоведение» присвоен код 350300[2].

«Регионоведение» предполагает изучение различных дисциплин:

Профессиональная деятельность регионоведа направлена на комплексное изучение того или иного региона (группы стран, отдельной страны) в разрезе: население, история и этнография, экономика и политика, наука; культура, религии, языки, литературы и традиции народов. От специалистов-регионоведов требуется умение разрабатывать научно обоснованные практические рекомендации для государственных органов, участвующих в проведении региональной и внешней политики; в том числе для организации научных, образовательных, информационных и культурных обменов, для развития торгово-экономического сотрудничества, дву- и многосторонних коммуникационных связей и т.п.[2].

По своей квалификации регионовед получает знания по сопутствующим, смежным и вспомогательным дисциплинам, что позволяет выпускникам с этим дипломом исполнять функции референта, эксперта, консультанта в данной области, переводчика (переводчика-референта) по языку (языкам) изучаемого региона (группы стран, отдельной страны) при работе в государственных органах, научных и образовательных учреждениях Российской Федерации[2].

Углублённое изучение регионоведения предполагается в контексте изучения международных отношений (в том числе политических, экономических и пр.).

Примечания

  1. ↑ 1 2 Дергачёв В. А., Вардомский Л. Б. Регионоведение. — 2-е изд.. — М.: Юнити-Дана, 2010. — ISBN 978-5-238-01732-7
  2. ↑ 1 2 3 4 Образовательный стандарт по специальности 350300 «Регионоведение» // Государственный образовательный стандарт.
  3. ↑ Покшишевский В. В. Место экономико-географического страноведения в системе географических наук // Изв. АН СССР. Сер. геогр., № 5. — М., 1960, № 5.
  4. ↑ Kimble, G.H.T. (1951): The Inadequacy of the Regional Concept, London Essays in Geography, edd. L.D. Stamp and S.W. Wooldridge, pp. 151-174.
  5. ↑ Schaefer, F.K. (1953): Exceptionalism in Geography: A Methodological Examination, Annals of the Association of American Geographers, vol. 43, pp. 226-245.


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.