Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Полиелейные праздники что это такое


Знаки праздников

В сокровищнице Предания Православной Церкви особое место занимает эортология – наука, изучающая различные аспекты православных праздников: библейский, догматический, исторический и прочие. Литургическая сторона праздников, в этом смысле, представляется наиболее важной, поскольку именно в богослужебном времени Церковь преодолевает ограниченность условий человеческого бытия и помогает христианину в приобщении к вечности, являемой в богослужении. Настоящая статья имеет целью изложение структуры праздничной системы Православной Церкви с обозначением ключевых отличий разных видов праздников. Система праздников, сформировавшаяся в литургической традиции, изложена в богослужебных книгах, и в частности, в 47-й главе Типикона, которая посвящена классификации праздников Месяцеслова Православной Церкви. Данная глава Устава, проводя деление праздников по типам и закрепляя за каждым видом праздника определенный знак (графическое изображение), предлагает фундаментальную основу, на которой строится система богослужебных отличий непереходящих праздников годового цикла. Иерусалимский Устав, принятый ныне повсеместно в Православной Церкви, подразделяет все праздники на великие, средние и малые.

Великие праздники в Типиконе обозначаются знаком . К великим праздникам относятся все неподвижные двунадесятые праздники, а также пять недвунадесятых: Обрезание Господне (1 января ст. ст.), Покров Пресвятой Богородицы (1 октября ст. ст.), апп. Петра и Павла (29 июня ст. ст.), Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня ст. ст.) и Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа ст. ст.).

Согласно Уставу, на великий праздник совершаются, как правило, следующие службы суточного круга:

В православной богослужебной эортологической системе к средним праздникам Месяцеслова относятся бденные и полиелейные праздники, которые обозначаются соответственно как крест полуокружен – , и крест един точию – .

При знаке бдения в седмичные и субботние дни, по Типикону, совершаются те же службы суточного круга, что и при великих праздниках. Отличия касаются, в основном, двух элементов богослужения. По сравнению с великими праздниками, на утрене перед каноном праздника поется канон Божией Матери, и на литии великой вечерни перед стихирами праздника поется стихира храма.

При знаке полиелея в седмичные дни и в субботу, согласно Уставу, совершаются следующие службы суточного круга:

К малым праздникам Месяцеслова относятся памяти славословных и шестеричных святых, обозначающиеся в Типиконе знаками – три точки несовершенно окружены, красен вид имущие – , и три точки несовершенно окружены, черн вид имущие – . Также в число малых праздников традиционно включают и памяти святых, службы которых в Уставе не имеют никакого знака (т. н. малые святые или святые без знака).

В седмичные и субботние дни при малых праздниках Месяцеслова Устав предполагает совершение следующих служб суточного круга:

Рассматривая порядок служб при разных знаках праздников Месяцеслова, следует отметить постепенное возрастание степени торжественности богослужения от малых праздников к великим, что достигается путем совершения более торжественного вида служб, а также через изменение структуры суточного богослужения и введение в состав чинопоследования праздничных элементов.

Так называемая славословная служба, или служба с великим славословием зачастую воспринимается как будничная: не совершается всенощное бдение, вечерня служится вседневная, а на утрене не поется полиелей и не читается Евангелие. Однако можно со всей уверенностью сказать, что такое впечатление является ошибочным. С точки зрения Устава, славословная служба относится к торжественным богослужениям, правда, торжественность ее, говоря языком эмоционального восприятия, не такая «прямолинейная», как у полиелейного богослужения, а скорее более «мягкая» и «прикровенная». Характерной и уникальной чертой славословной службы является ее динамичность, интенсивное нарастание «праздничности»: от вседневной вечерни без входа с кадилом и паримий до торжественного окончания утрени пением великого славословия, как это бывает на всенощном бдении. Достаточно окинуть взглядом праздники, в которые Уставом назначается славословная служба, чтобы удостовериться в том, что Типикон рассматривает данный тип богослужения в качестве важной составляющей литургической структуры годового цикла. Суббота Акафиста и Лазарева суббота, Преполовение Пятидесятницы, отдание Пасхи и двунадесятых праздников, Собор Богородицы, Понедельник Святаго Духа, Начало Индикта и Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня – это неполный перечень славословных служб, без которых церковный год выглядел бы значительно менее ярким и насыщенным.

Обычный для седмичных дней порядок служб суточного круга сохраняется, как можно заметить, и при совершении полиелея. Торжественность богослужению придается за счет совершения более праздничного вида служб: вместо вседневной вечерни совершается великая, вместо вседневной или славословной утрени – полиелейная. После великой вечерни, по мысли Устава, должна быть трапеза, за которой следует малое повечерие – последняя служба перед сном. Первая служба после ночного отдыха – полунощница, далее следуют утреня, часы и Литургия.

Совершение же всенощного бдения вносит значительные изменения в суточный богослужебный круг. Вообще, ночное время в православной аскетике считается наиболее подходящим для молитвы, поэтому-то наш Устав, вобравший в себя многовековую богослужебную традицию православного монашества, почитает самые торжественные дни года совершением в честь них всенощной службы – продолжительного многочасового богослужения в течение ночи. Таким образом, всенощное бдение являет высшую степень праздничности, какая только возможна в православном богослужении.

Поскольку бдение, состоящее из великой вечерни, утрени и 1-го часа, должно начинаться, согласно предписаниям Устава, «по еже заити солнцу мало», т. е. вскоре после захода солнца (см. Типикон, гл. 2-я), в обычное время вечерней молитвы (после 9-го часа, т. е. по нашему счету времени – около 3–4 часов пополудни) совершается малая вечерня. Таким образом, в составе суточного круга появляется дополнительная служба, призванная восполнить отсутствующую на своем «обычном» месте (т. е. перед закатом солнца) вечерню.

С другой стороны, повечерие и полунощница, которые совершаются в обычные дни между вечерней и утреней, при наличии всенощного бдения опускаются. Связано это с тем, что данные службы, по мысли Устава, выполняют функцию молитв «на сон грядущим» и утренних молитв. Такое значение этих служб подтверждается предписанием нынешней богослужебной традиции, согласно которой в дни Светлой седмицы утреннее и вечернее келейное правило, а также повечерие и полунощница, одинаково заменяются пасхальными часами. В случае, когда совершается бденная служба, ночной отдых не подразумевается, поэтому, с точки зрения уставной логики, совершение повечерия и полунощницы не обязательно.

Систему праздников Месяцеслова и состав служб суточного круга при них можно представить следующим образом в виде сводной таблицы.

Службы и их тексты без знака двух малых святых Название службы Праздник Малая вечерня Всенощное бдение Тип вечерни Кафизма на вечерне Стихиры Минеи на Господи воззвах Вход с кадилом Паримии Лития и стихиры на литии 1-я стихира на литии Стихиры на стиховне Благословение хлебов Заупокойная лития после вечерни Повечерие и полунощница Тип утрени Малые ектении по кафизмах Седальны по кафизмах Полиелей, седален по полиелее, степенна, прокимен, Евангелие, стихира по 50 пс. Каноны Катавасия Светилен Достойно есть Всякое дыхание Хвалитные псалмы Слава, и ныне: Тебе слава подобает Стихиры на хвалитех Славословие Стихиры на стиховне Благо есть Заупокойная лития после 1 часа Антифоны на Литургии Апостол и Евангелие святого

Бденная

Полиелейная

Славословная

Шестеричная

Без праздничного знака

великий

средний

малый

+

+

-

-

-

-

-

+

+

-

-

-

-

-

великая

вседневная

Блажен муж…

рядовая

на 8

на 6 или на 8

на 6

(Октоиха : 3) Минеи на 3

на 6: св.1 на 3 св.2 на 3

+

+

+

-

-

-

-

+

+

+

-

-

-

-

+

+

+/-

-

-

-

-

праздника

храма (потом праздника)

 

Минеи

Октоиха (в Минее может быть песнопение на Славу)

+

+

-

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

полиелейная

славослов-ная

вседневная

+

+

+

+

-

-

-

Минеи

Октоиха

+

+

+

-

-

-

-

только праздника

Богородицы на 6 и Минеи на 8

Октоиха : 4; Октоиха : 4; и Минеи : 6

Октоиха : 6; Октоиха : 4; и Минеи : 4

Октоиха : 6 и М : 4, М : 4

рядовая

покрывающий ирмос по 3, 6, 8 и 9 песнях

Минеи

Октоиха и Минеи (если есть)

-

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

-

-

-

поются

читаются; если есть хвалитные стихиры - поются

читаются

-

-

-

-

+; если есть хвалитные стихиры

+

+

+

+

+

+

+/-

-

-

поется (великое)

читается (вседневное)

-

-

-

-

+

+

+

-

-

-

-

+

+

+

Изобразительны

Вседневные или Изобразительны

+

+

+

+

+

+/-

+/-

Данная таблица, излагающая в краткой схематичной форме систему праздников Месяцеслова, отображает зависимость особенностей богослужения от типа праздника и обозначает литургические закономерности, которые, во многом, формируют удивительное многообразие богослужебного строя Православной Церкви.

По словам выдающегося литургиста XX века святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, «чтобы научиться понимать смысл уставных предписаний, надо тщательно вникать в Церковный Устав, надо внимательно читать и изучать Типикон, изучать Устав на практике, изучать историю богослужения. Но и этого мало: надо заставить себя, приучить себя по возможности точно до мелочей исполнять Устав. Надо полюбить его. Тогда откроется смысл многого непонятного». Надеемся, что данная статья будет способствовать более вдумчивому изучению Богослужебного Устава и поможет более глубоко и осознанно воспринимать богослужение Православной Церкви.

Священник Сергий Ванюков

Справочная таблица для регента: состав службы на любой день периода пения Октоиха

azbyka.ru

Полиелей - это... Что такое Полиелей?

Полиеле́й (греч. Πολυέλεος), в православном богослужении — часть праздничной утрени от начала пения названных псалмов до чтения канона; наиболее торжественная часть всенощного бдения. В его состав входят 134-й и 135-й псалмы (в греческой нумерации), 134-й начинается со слов «Хвалите имя Господне».

В главе 17 устава, можно встретить дословный перевод слова «полиелей» — «многомилостиво». Встречается и такой неверный перевод, как «многомаслие». Слова «милость» и «масло» созвучны по-гречески, и здесь произошло некоторое смешение понятий.

По Уставу, по чтении кафизм, при первых словах 134-го псалма, полагается возжигать все светильники (елейные лампады) в храме. Обилие света зна́менует нетварный Свет Христов, явленный в Его воплощении и воскресении из мёртвых.

Отверзаются царские врата, и предстоятель в предшествии диакона, держащего возжжённую свечу, кадит престол и весь алтарь, иконостас, хор, молящихся и весь храм.

После чтения Евангелия все присутствующие на богослужении подходят к иконе праздника и прикладываются к ней. В память братской трапезы древних христиан, которая сопровождалась помазанием благовонным маслом, священник начертывает знак креста на челе каждого подходящего к иконе.

Содержание

  • 1 Дни совершения
  • 2 Полиелей и Великий пост
  • 3 Литература
  • 4 Ссылки

Дни совершения

Полиелей совершается на праздничной утрене в дни великих и средних праздников (со знаками , или ). Кроме этого полиелей совершается в определённые дни на воскресном всенощном бдении. В современной практике принято совершать полиелей каждое воскресенье, однако в соответствии с Уставом воскресный полиелей должен отменяться в определенные периоды года.

Устав определяет время пения полиелея с 22 сентября (5 октября) до 20 декабря (2 января) (от отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова) и с 14 (27) января (отдание Крещения) до Сырной седмицы. В остальные воскресные дни вместо полиелея поются «непорочны» (118 псалом).

Полиелей отменяется 1 (14) сентября (церковное новолетие).

Полиелей и Великий пост

В подготовительные недели к Великому посту (блудного сына, сыропустную, мясопустную) к полиелейным псалмам 134 и 135 прибавляют 136 псалом: «На реках вавилонских…» с «Аллилуиа», выражающий покаянную скорбь Адама.

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

полиелей - это... Что такое полиелей?

dic.academic.ru

ПОЛИЕЛЕЙ - это... Что такое ПОЛИЕЛЕЙ?

dic.academic.ru

ПОЛИЕЛЕЙНЫЙ

Полиелей Отец Игнатий из Алма-Аты рассказал мне случай, который произошел с его другом, отцом Филаретом из поселка Бурундай. Вечером во время молитвы в церкви был полиелей, то есть отец Филарет совершал помазание маслом на челе. И вот подошла молодая, хорошо одетая русская

Полиелей Пение псалмов 134 и 135. Название своё получило от частого повторения в указанных псалмах слова: «милость» и от обильного возжигания елея во время

Что такое полиелей? иеромонах Иов (Гумеров)Полиелей — самая торжественная часть Утрени. Название ее греческое: polyeleos от polys — многий и eleos — милость. Следовательно, слово полиелей переводится как многомилостив. Он состоит из пения стихов псалмов 134 («Хвалите имя Господне,

Полиелей с величанием святомy и избранным Псалмом Что такое избранный Псалом?Пока совершается полное каждение всего храма, многократно поется величание, перемежаемое стихами избранного Псалма.Слyжба каждомy праздникy или каждомy ликy святых имеет свой избранный Псалом:

Полиелей Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуиа (трижды).Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа (трижды).Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его. Аллилуиа (трижды).Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его.

Полиелей, Воскресные Тропари, Величание На бдениях великих праздников, на воскресных бдениях в известные периоды года, как и всегда вообще на праздничной утрени, когда читается Евангелие, после кафизм и седальнов поется полиелей, при начале пения которого в храме

Полиелей По 17 гл. Типикона, в воскресенья от отдания Воздвижения, т. е. с 22 сентября, до предпразднства Рождества Христова 20 декабря, и от отдания Богоявления 14 января до Недели сырной вместо Непорочных поется полиелей, т. е. 134 пс. «Хвалите имя Господне» и 135 пс.

slovar.wikireading.ru

ПОЛИЕЛЕЙНЫЙ - это... Что такое ПОЛИЕЛЕЙНЫЙ?

dic.academic.ru


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.