Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Поделки по сказкам габдуллы тукая своими руками


Мастер -класс по мотивам сказки Г.Тукая "Водяная"

Мастер-класс по мотивам сказки Г.Тукая «Водяная», «Су анасы».

Габдулла Тукай – великий татарский поэт. Он широко знаком своими произведениями для детей. Его творчество играет особую роль в детской литературе, как средство развития и воспитания детей.

Произведения Г. Тукая основаны на народном творчестве. Сказки и стихи автора написаны простым, понятным языком, он смотрит на мир детскими глазами и описывает явления окружающего мира очень четко и ясно для детей. Произведения народного поэта учат детей различать добро и зло. Читая поэму «Су анасы» («Водяная») дети попадают в таинственный фантастический мир, через который у детей рождается любовь к красоте и природе. Так же это произведение имеет нравственный смысл. «Водяная» учит детей не трогать чужие вещи и нести ответственность за свои поступки.

Для работы поделки нам понадобится: цветной картон, скотч, цветная бумага двухсторонняя, клей ПВА, кисточка для клея, ножницы, пластилин, синий атласный материал. (Фото №1).

Фото№1

Фон.

Положите горизонтально 2 листа формата А4 темно-синего цвета. Склейте листы по середине скотчем. Далее из зеленой бумаги вырежьте полосу длиной 29 см с неровными краями. Это берег. (Фото №2) Произвольно вырежьте голубую цветную бумагу. Это разводы воды. (Фото №2).Приклейте всё на фон.(Фото№3,4)

Фото№2

Фото №3

Фото№4

Ёлка.

Вырежьте заготовку ёлки из плотной зеленой бумаги. По линиям на заготовке сделайте загибы и склейте их. Получился конус.(Фото№5,6,7) Сделайте полоски длиной 10-15 см, на концах надрезы, сделайте выгибы всех веток и приклейте их к конусу ёлки.(Фото№8,9)

Фото№5

Фото№6

Фото№7

Фото№8

Фото№9

Лотос.

Вырежьте 3 цветка-1 розовый и 1сиреневый и 1 цветок красного цвета меньшего диаметра.(Фото№10) Склейте розовые и сиреневые лепестки. (Фото№11).Тонкой палочкой придайте лепесткам объём.(Фото№12)

Фото№10

Фото№11

Фото№12

Серцевина цветка.

Далее на желтый круг наклейте по центру тонкие полосы. Сверху приклейте круг с надрезами. Тонкой палочкой закрутите полоски внутрь получилась серединка цветка. Приклейте серцевину цветка на красный лепесток. Выгните и приподнимите лепестки. Склейте точно по центру сиренево-розовый лепесток и красные лепестки с желтой серединкой. Получилась лилия.(Фото№13)

Фото№13

Водяная.

Из пластилина слепите водяную. Голову, шею, руки, туловище.

Платье водяной.

Возьмите синий атласный материал. Вырежьте круг диаметром 10 см, надрез по середине. Платье готово. Наденьте платье на водяную.(Фото№14)

Фото№14

Поделка готова.(Фото№15)

Фото№15

Габдулла Тукай (1886-1913) | Габдулла Тукай

Народный поэт

Габдулла Тукай (Тукаев Габдулла) вошел в историю как великий национальный татарский поэт и считается основоположником национальной поэзии и ее классического стиля. Еще при жизни он стал считаться народным поэтом. «Даже личные враги Тукая не могли отрицать его национального согласия и национальной музыки в стихах, потому что это выглядело упрямством: народ признавал его своим поэтом, знал его стихи наизусть», - писал Фатих Амирхан, известный писатель, один из Современники Тукая и его близкие друзья.В татарской литературе ХХ века трудно найти другого писателя, для которого понятия «нация» и «поэт» были столь же неотделимы друг от друга, как и для Тукая.

Габдулла Тукай представлял своего рода деятелей литературы, открывавших для отечественной литературы новые перспективы. В его многогранном творчестве заложены очень высокие художественные и эстетические ценности. В первую очередь это касается поэзии Г. Тукая.

Имя Тукая играет большую роль в татарской культуре, которую можно сравнить с ролью Пушкина в русской культуре.

Детство

Габдулла Тукай родился 14 (26) апреля 1886 года в семье муллы в селе Кушлавич Казанской губернии (ныне Арский район Татарстана). Его отец умер, когда Тукаю было пять месяцев. Потом его мать вышла замуж и оставила трехлетнего мальчика бедной старушке. Через некоторое время она забрала его обратно, однако умерла, когда Габдулле было четыре года. С этого возраста у мальчика не было ни отца, ни матери, и началась его несчастная жизнь.

Сначала мальчика перевели к бедному дедушке Зинатулле.В семье Габдулла был бесполезным ртом. В конце концов дед отправил его в Казань, где на рыночной площади Габдулла был увезен ремесленником Мухаммедвали. В семье мальчику впервые повезло. Однако через некоторое время его приемные родители заболели и решили вернуть мальчика дедушке. Дед, в свою очередь, отдал Габдуллу крестьянину из соседнего села Кырлай Сагды.

Маленький Тукай жил в довольно обеспеченной семье Сагди в 1982-1895 годах.Живя в Кырлае, Тукай начал свое знакомство с плугом и понял всю красоту Родины и ее людей. «Кырлай меня оживил», - писал Тукай в своих воспоминаниях («Что я помню о себе», 1909). Период его жизни в Кырлае сильно повлиял на его творчество.

Начал обучение в Кырлае. Однако ему снова пришлось пережить тяжелые времена в своей жизни. Дочери Сагди умерли, а сам Сагди внезапно стал инвалидом. Его суеверная жена связала все несчастья с сиротой.После рождения собственного сына она стала хуже относиться к Тукаю. К счастью, в начале зимы 1895 года его забрали в Уральск в семью тети Газизы Забировой (Усмановой). Там он учился в медресе Мутыгия и одновременно посещал уроки русского языка. Медресе основывалось на старой системе образования, однако шакирды были достаточно активными. У них была свобода и возможность читать периодическую литературу, написанную на восточных языках, и изучать русский язык. Студенты стали требовать внедрения новых образовательных программ и стремились к высоким знаниям.

Первые шаги в литературе

К 16 годам Тукай-шакирд возненавидел схоластическое образование. «К Тукаю относились как к самому образованному, решительному и остроумному шакирду, - вспоминал в своих воспоминаниях известный актер и близкий друг поэта Г.Кариев. Несомненно, Тукай обладал очень сильной волей и большим врожденным талантом. На него очень повлияли новые веяния, предсказавшие подъем революционного движения. Тукай принял активное участие в издании рукописного журнала «Аль-гасрул-джадид» («Новый век»), где опубликовал свои первые стихи и статьи.Он также переводил басни Крылова и публиковался в журнале. Впервые они были опубликованы в прозаическом переводе в 1906–1907 годах в «Аль-гасрул-джадид» и назывались «Endge Berteklere» («Жемчужины»). Всего семьдесят семь переведенных басен Тукая, большая часть из которых написана Крыловым.

Революция, начавшаяся в стране в 1905 году, потрясла жизнь в Уральске. Начали выходить первая татарская газета «Фикер» («Мысль») и журналы «Аль-гасрул-джадид» («Новый век») и «Уклар» («Стрелы»).Тукай активно работал и опубликовал множество стихов и статей на тему революции. Он также участвовал в демонстрациях, которые оккупировали город. Боевой дух прославления и защиты демократических идеалов пронизывает все его произведения. В том же 1905 году Тукай опубликовал не подражательные стихи, как раньше, а свои оригинальные, такие как «О свободе», «Одно слово друзьям», в которых он защищает прогресс и равенство народов.

Тукай покинул медресе Мутыгия в конце 1907 года, и началась его самостоятельная жизнь.Поэма «Что рассказывают шакирды…», написанная в январе 1907 года, была заявлением поэта, которое призывало молодежь идти по жизни, помогать людям, протестовать против фанатизма и реакции. На своем пути поэт столкнулся с множеством трудностей. Революция уменьшилась. Правительство запретило выпуск татарских изданий, над которыми работал Тукай, в начале 1907 года. Переворот 3 июня 1907 года означал резкую атаку реакции на демократию. Поэма «Не уйдем!» стал боевым ответом на это.В пламенеющих строках стихотворения прозвучал голос поэта-борца, призвавшего до конца стоять за честь Родины и праздник демократии.

Казань в жизни поэта

Осенью 1907 года Тукай приехал в Казань, колыбель национальной татарской культуры и истории. Он пожелал посвятить свою деятельность новым общественным и творческим задачам.

«Яркая Казань» привлекла его своей богатой культурной средой, необходимой поэту. Были газеты, книжные издательства, театр, жили люди, близкие Тукаю по идеям и духу.Там он стал близким другом Хусаена Ямашева, первого татарского большевика, вошел в общество писателей-демократов, стал другом молодежи, которая группировалась вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»). Инициатором издания этой газеты был известный писатель Ф. Амирхан. В то время это было одно из самых прогрессивных печатных изданий. Период жизни в Казани стал для Тукая золотым веком его таланта, временем его славы. Там он прославился как поэт, журналист и общественный деятель.

В Казани Тукай и его первые сборники стихов «Габдулла Тукаев тигийирларе» («Стихи Габдуллы Тукаева», I и II части) были встречены демократической остротой с большой симпатией. Поэт вошел в литературные круги и подружился с молодежью, которая группировалась вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»). В Казани он с большим энтузиазмом погрузился в творчество. Он никогда не покидал идеи продолжения традиций свободной национальной прессы. Частично эту идею ему удалось реализовать, когда он редактировал сатирические журналы, сначала это был «Яшен» («Молния»), затем «Ялт-ёлт» («Теплая молния»).Этим журналам Тукай посвятил все свои творческие возможности. Публикуясь там, он яростно боролся со всевозможными проявлениями реакции. Его главным девизом стал:

.

Кому только жизни в злостном конфликте не было?
В вашей борьбе этому ни в коем случае не уступайте!

(«Жизнь», 1908).

Можно сказать, что эти строки - своего рода эпиграф к его творчеству в условиях реакции.

В 1908–1909 годах Тукай и Галиасгар Камал издали сатирический журнал «Яшен» («Молния»), а с 1910 г. работал в журнале «Ялт-ёлт» («Теплая молния»).Фактически он был ее редактором до конца своей жизни. В эти годы в творчестве Тукая особенно усилились свободолюбивые мотивы.

После революции в творчестве Тукая появился целый цикл высокохудожественных поэтических и публицистических произведений. В них ярко выражено отношение поэта к народу. Такие стихотворения, как «Осенние ветры» (1911), «Гнет» (1911), «Дача» (1911), «Чего не хватает сельчанам?» (1912), «Надежды народа…» (1913) и др., стали классическими образцами гражданской и социальной лирики, в которых трагедия бедняков описывалась с огромной силой реализма. Мир несчастных людей иллюстрирован его литературными произведениями со всей страшной правдой.

Татарский поэт был весьма далек от слепой идеализации нации. Любя это, он не хотел игнорировать отсталость, невежество, отсутствие мужества, слепое подчинение судьбе. Он не позволял себе оставить без внимания болезни века и писал о них в своих произведениях «Угнетение», «Религия и люди», «Повесть из печки» и др.Его умение различать и оценивать сильные и слабые стороны в национальном сознании показало его революционно-демократическое отношение к народу.

Путешествие Тукая по России

В период нового революционного подъема в жизни поэта произошли значительные изменения. В 1911-1912 годах, несмотря на резкое ухудшение здоровья, он совершил несколько очень важных для него путешествий. В начале мая 1911 года он отплыл в Астрахань на пароходе. По дороге познакомился с бытом городов Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»).Он посетил своего друга, поэта Сагита Рамиева, познакомился с Нариманом Наримановым, азербайджанским общественным деятелем и писателем, который был сослан в Поволжье из родного места за революционную деятельность. Тукай принял участие в акции солидарности трудящихся Маевка, где Нариманов выступил с речью о празднике 1 мая.

Весной 1912 года Тукай решил предпринять более значимое путешествие по маршруту Уфа - Санкт-Петербург. В Уфе он познакомился с поэтом Маджитом Гафури. Они еще раз убедились в своем идейном и творческом сходстве.

В Петербурге Тукая встретили холодно. Он не нашел там людей, похожих на Гафури. Стало очевидно, что петербургские «национальные интеллигенты» приглашали его только как «модную знаменитость» и совершенно не интересовались выходом новых татарских газет и журналов.

Безусловно, передовая национальная интеллигенция Петербурга не осталась равнодушной к приезду любимого поэта. Узнав о нем с опозданием, они старались уделять ему большое внимание.Вероятно, среди демократической молодежи был Мулланур Вахитов, студент, впоследствии выдающийся революционер. Можно предположить, что стихотворение «Татарская молодежь» было написано Тукаем под впечатлением от встречи с такими представителями национально-демократической молодежи. Именно в этих кругах он видел, как молодежь хранила память о Ямашеве, выполняла его заветы.

После тринадцати дней, проведенных в Петербурге, 6 (19) мая Тукай выехал из столицы в Троицк, в середине июня приехал в казахскую степь, где надеялся поправить здоровье кумысом.

Последний год жизни поэта

В начале августа 1912 г. поэт вернулся в Казань из путешествия. Несмотря на тяжелую болезнь, он продолжал работать в типографии, где дышал воздухом, насыщенным свинцовыми испарениями, но писал, несмотря ни на что. 2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдулла Тукай скончался в возрасте 27 лет.

.

Волшебство поэзии Тукая


Весь огромный поэтический мир Тукая держится на народном творчестве, мифологии, фольклоре, сказках и приманках (эпических стихах). Тукай воспринял этот пласт народной мудрости тонко и органично, с присущей ему элегантностью, юмором и внутренней теплотой. Сказочны и завораживают его стихи «Сенной базар, или Новый Кисекбаш», «Казань и Закабанье», «Дух воды», «Шурале», «Коза и Баран». Его рассказы хоть и малы по объему, но удивительно емки и целеустремленны.В лаконичности его стихов есть мудрость, яркий остроумие и неукротимая фантазия. Так ярко раскрываются типы, так точное описание эпохи и персонажей. Для талантливых художников это кладезь тем и сюжетов, неиссякаемый источник вдохновения.

Первые иллюстрации на темы Тукая появились с 1906 года в прижизненных изданиях поэта, например, иллюстрация неизвестного художника (подпись Н.К.) к его стиху «Стеклянная голова», полная острой сатиры.Позже, в период работы Тукая в журналах «Яшен» («Молния») и «Ялт-Ёлт» («Сияние»), были изданы рисунки и карикатуры Г. Камала. Также тогда были иллюстрированы сказка Тукая «Коза и Овна» и сборники стихов для детей. Имена художников неизвестны, а их произведениям недостает профессионализма. Но это был необходимый этап в эволюции татарской книжной иллюстрации, без которого невозможно было бы достичь уровня мастерства, достигнутого такими художниками 20-х годов, как И.Плещинский, С. Мухаметжанов, Г. Арсланов, ранний Б. Урманче. Рисунки выявляют стремление точнее и значительнее показать суть и постичь суть. Авангард прослеживается в творчестве Плещинского. Они лаконичны, гротескны и символичны.

Что бы ни происходило в стране, интерес к творчеству Тукая никогда не угасал. В 1930-е годы иллюстрации к произведениям Тукая дополнял Б. Альменов. Его первыми произведениями, посвященными поэме «Шурале», были черно-белые рисунки, выполненные пером для небольшого издания.Позже он создал яркие и мастерские иллюстрации к сказкам Тукая. Роль красок в этих реалистичных произведениях очень важна, поскольку их насыщенность и яркость помогают отразить сказочный мир персонажей Тукая, делая его узнаваемым и близким, особенно для детского восприятия. К. Якупов в этот же период работал в области книжной иллюстрации. Создал серию произведений по татарским сказкам и произведения Тукая.

Ф. Аминов, прекрасный лирический художник, помещает образ поэта в полотно сказочного повествования о Кырлае, в череду языческих образов Шурале, лесных чудовищ, птиц, трав, листьев и цветов.Его картины, выполненные темперой, почти акварели. Они наполнены необычным ритмом, а сияние лилово-голубых оттенков добавляет им сказочности Врубеля. Сказочные панорамы леса Шурале и его обитателей в его работах - настоящий шедевр в раскрытии темы. Он воспринимал мир образов поэта в их поэтической последовательности. Очаровательная нестабильность фольклорного реализма, все поэтическое воображение получили в этих произведениях новую жизнь и поистине ювелирную оправу.В «Лесу Шурале» художник воскрешает атмосферу первобытных лесов, а образ Шурале выступает как олицетворение сил природы. Весь фигурный мир в произведениях, созданных Аминовым, соткан из плоскостей, блестящих драгоценными камнями и серебряной филигранью, обладающих внутренней гибкостью вибрирующих пятен. В его рисованном мире царит атмосфера сказки, фантастики, мистики и нереальности.

Очень оригинальным в своем образном решении является «Тафтиляу» работы И.Ахмадеев. В своем изысканно декоративном произведении, уходящем корнями в изящные и красочные восточные миниатюры, автор трансформировал поэтические ассоциации, вызванные одноименным стихом поэта. Пространство работы - изогнутые, расплывчатые и полупрозрачные женские фигуры, душевные и нежные. Композиция произведения наполнена замысловатым орнаментальным ритмом.

Графические серии, созданные Урманче в 60-е годы по поэме «Шурале», были монохромными и имели тенденцию к реалистической обработке, но постепенно, через пятнадцать лет, они поднялись до полихромии, созвучной народному искусству казанских татар, их украшениям, вышивке и т. Д. и кожаная мозаика.Написанные китайской тушью и слегка тронутые нежной акварелью, листы дышат, они легкие и прозрачные. Каждая линия играет и полна жизни. Белый фон, по которому скользят золотисто-оранжевые и изумрудно-зеленые пятна, также играет активную роль. Легкая, почти нематериальная манера письма, неопределенность и изменчивость белого фона, на котором причудливо переплетаются образы леса, цветов, листьев и самого Шурале, органичного, гибкого, наивного, легковерного и капризного, составляют впечатляющую оригинальность этот цикл.

В том же стиле выполнены иллюстрации Урманче к стихотворению «Сенной рынок, или Новый кисекбаш». Выразительность изобразительных средств при воспроизведении типов и атмосферы городской площади достигается художником за счет плоскостности, декоративности, локальности колорита и усиливает восприятие стихотворения. Заметна и ощутима реалистичная картина базарной толпы, сплетен и разговоров, грохочущего трамвая. Все это сочетается с ирреальностью происходящего: появление говорящей головы, изображения Карахмета и Дива, подводное царство озера Кабан… На основе этой серии иллюстраций автор решил создать монументальный фриз для музея Тукая в Казани.В своем эскизе художник развернул сюжет на удлиненном деревянном фризе, напоминающем кадры из фильма. Однако идея так и осталась незавершенной. Урманче выполнил его тушью на бумаге в другой работе. Сохраняя жанровый аспект в обработке изображений, художник раскрывает художественную пластику, усиливает смешение сатиры и лирики.

Сказки и стихи Тукая иллюстрировали многие известные художники-графики. «Дух воды» В. Карамышева великолепен своей нежной духовностью.Он создал несколько работ с этим изображением. Следуя своим ранним сериям иллюстраций, художник показал персонажей этой сказки на станковых акварелях. Н. Альмеев создает оригинальную серию иллюстраций в виде офортов. В его творческих поисках органично сочетаются орнаментализм, уходящий своими корнями в национальное мировосприятие, и новые способы воспроизведения пространства и времени. Т. Хазиахметов создал яркие и динамичные иллюстрации, которые оживили детские стихи поэта.Эти стихи наполнены трогательным чувством любви к природе и детям. Талантливо и с юмором, живо и празднично Т. Хазиахметов сумел раскрыть детский мир, показанный Тукаем.

Иллюстрации И. Колмогорцевой к басням и стихотворениям Тукая восходят к национальному орнаменту. Виртуозные линии офортов, превращенные в причудливые узоры, заполняют всю поверхность листа, открывая забавный и назидательный мир басен Тукая. Произведения Ф.Хасьянова для «Кисекбаша» наполнены веселым мастерством и веселыми и выразительными сценками. Ее графические работы всегда уходят в мир детства, и поэтому яркость и полихромия красок содержат множество деталей и захватывающие жанровые сцены.

В станковой живописи художники по-разному трактуют и создают свой ассоциативный мир, вдохновленный мотивами поэзии Тукая. Фантазии В. Аршинова имеют тенденцию к символическому обобщению. Философско-аллегорическую сторону поэзии Тукая можно увидеть в станковых произведениях Г.Эйдинов.

Что касается сюжетов, жанровая скульптура Татарстана обогатилась выразительностью персонажей Тукая. Их часто использовали в искусстве скульпторы Б. Урманче, Н. Адылов, Р. Нигматуллина, по-разному интерпретировавшие свои образы. Сама атмосфера леса и его обитателей предполагает условно-символическую трактовку. Старомодная ведьма-русалка Су-Анасы соблазнительно красива и нежна в реалистических произведениях; эти черты выражаются в ее наклоненной голове, падающих волосах и арочном силуэте.

Композиция «Былтыр и Шурале», созданная Г. Зяблинцевым в майолике, стала классикой в ​​раскрытии темы Шурале. Потоки голубой, зеленой и золотой глазури делают скульптуру красочной и праздничной. В произведении изображена кульминация сказки:
триумф юноши над Шурале. Сюжет выполнен в виде веселой, искрящейся остроумием жанровой сцены, в которой художник раскрыл мужество и ловкость Былтыра.

Образ Шурале дает богатый материал для его воплощения в деревянной скульптуре. Многочисленные причудливые изображения Шурале были сделаны из естественно изогнутых корней деревьев. Урманче создал прекрасную серию импровизированных фантазий, посвященных Шурале: носовой Шурале, толстогубый Шурале ... Он также создал декоративные вазы для музея Тукая в Кырлае. В стилистическом отношении филигранная резьба с виртуозно вырезанными сюжетами и изображениями персонажей перекликается с работами акварели. Золотая монохромность дерева добавляет пышности работам Урманче.

Очень оригинально искусство А. Фатхаутдинова. Художник обращается к миру языческих образов, создавая домашних и деревянных духов, обитателей коровников, бань, домов и леса через синтез живописи, деревянной пластики и резьбы. Он затрагивает весь пласт мифологии и фольклора, разворачивает панораму фантастических образов.

Современное искусство Татарстана развивается в разных направлениях. Художники выбирают для своих работ различные материалы. Я.Баснмаков создает оригинальные композиции из металла в технике молотковой работы. Его работы часто удивительны и запоминаются; они содержат отголоски традиций старинного кузнечного ремесла. Художник часто работает в рамках темы Тукая, создавая в металле образы из его стихов. На одном из панно из серии «Казань, город поэтов» Казань показана такой, какой она была во времена Тукая. Благородное звучание металла подчеркивает строгость, красоту и элегантность разнообразной архитектуры Казани.Композиция канделябров, созданная по мотивам стихов Тукая «Фатима и Соловей» и «Зима и весна», создает ощущение легкого и воздушного аромата стиля Тукая. Эти образы легли в основу создания монументальной композиции - городских часов, которые были установлены в центре Казани и стали одним из ее символов.

Мастера декоративно-прикладного искусства разными способами воспроизводят сказочные сюжеты. Декоративные панно З. Бикташевой - яркая и оригинальная интерпретация поэзии Тукая.Ее искусство берет свое начало в татарской вышивке и искусстве каллиграфии.

Г. Анютина работает в технике батик, В. Хакимов и Р. Хакимова - с фарфором. Разнообразие используемых материалов определяет форму, изображение и его интерпретацию. Д. Рахматуллина создала в своем войлочном ковре причудливую композицию, сочетающую шурале, деревья и цветы. Используя минимум цветных средств, художнику все же удается добиться сложной образности,

Щедрое богатство образного мира Габдуллы Тукая и завораживающее богатство энергичного и мелодичного стиля - неиссякаемый источник вдохновения для мастеров искусства.Мир произведений, созданных на основе творчества Тукая, чрезвычайно разнообразен и составляет отдельную славную страницу в истории татарского изобразительного искусства. Через Тукая татарское искусство постигает духовность своего народа, свой многовековой эстетический опыт, достигший пика своего выражения в личности и творчестве поэта.


.

Планета Тукай | Габдулла Тукай


Личность и искусство Габдуллы Тукая освещают татарскую культуру. Он занимает особое место в тюрко-татарском духовном мире. Сознательно или нет поэт приходит в нашу жизнь с детства. Напевность и необычайная красота его стиля осознается позже, когда перечитываешь его произведения. Тонкий, нервный, светлый, вдохновенный, ироничный - так выглядит Тукай в своих публицистических и любовных стихах. Он философски глубок и современен.В то же время он поэт своего времени, и эпоха, которую он так красиво и глубоко показал, поднимается зримо и наглядно.

Тукай родился на рубеже эпох. Он пришел в этот мир, чтобы восстановить значимость нации и поднять ее до замечательного уровня. Фундамент был заложен просветителями, которые основывали свои взгляды на произведениях философов и поэтов Восточного Возрождения: аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд, Низами, Хайям, Саади, Навои; поэты-гуманисты Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства: Кул Гали, Кутб, Сарай, Мухаммедьяр.Татарские просветители конца XIX века Марджани, Насыри, Култяси разбудили самосознание татар. Роль Габдуллы Тукая особенная и эксклюзивная: он создал новый, понятный всем татарский язык, его переводы познакомили татар с русской и европейской поэтической классикой. В стихах, сказках, стихотворениях, обличительной публицистике поэт сумел выразить душу своего народа. Перенеся тяготы сиротства, одиночества и скитаний, неприязнь завистников, он почувствовал ее боль.

«Вчера я услышал, как кто-то поет песню«
», которую сочинили наши люди.
И я подумал: сколько в нем печали,
Как безмерно скорбно.

Это беспокоит мое сердце. В нем живет
многострадальная душа татар.
В протяжных звуках - триста веков назад угнетение.
Горький, но красивый ».

(«Народные мелодии», 1909)

Каждый народ в тот или иной период своей истории рождает своего Поэта, миссия которого - стать олицетворением его гения и души.Гомер в Древней Греции, Данте в средневековой Италии, Шекспир в Англии, Гете в Германии, Пушкин в России. Таким поэтом для татарского народа стал Тукай. Его стихи звучали в унисон со струнами народной души.

Тукай родился 26 апреля 1886 года в семье муллы села Кушлавуч. Он не помнил ни материнской любви, ни добрых рук отца. Рано осиротев, он был отдан на попечение сварливой и недоброй старушке по имени Шарифа.Голод, холод, гневные крики ... Кушлавуч, Училле, Кырлай, Казань ... В этом списке мест, где довелось жить маленькому Тукаю, только Кырлай остался в его памяти местом его детских игр и забав, сопровождавшихся чарующим запахом трав и цветы и добрые люди. Именно Кырлай побудил его впоследствии создать образ бессмертного, лукавого и в то же время наивного Шурале, ловко обманутого Былтыром.

Тот светлый период жизни Тукая был коротким: его увезли в Казань, где передали в другую семью.«Кто будет заботиться о ребенке ?!» - эта фраза запомнилась маленькому Тукаю. В девять лет будущий поэт уехал к сестре отца в Уральск. Он провел там двенадцать лет, наполненных разными событиями. Именно в Уральске прошло его отрочество и зрелость, и он понял свою миссию.

- Удовольствие? Скажите, что есть удовольствие?
Нам суждено увидеть много хорошего в этом мире.
Но только служение своему народу я признаю счастьем,
В этом я вижу лучшее удовольствие и радость своей жизни.»

(«Что такое восторг?», 1907)

Жизнь в начале 20 века стремительно менялась под влиянием глобальных событий в России и мире. Эти изменения достигли даже отдаленных окраин огромного государства. В Уральске, небольшом городке на границе с Казахстаном, половину населения которого составляли татары, начали выходить газеты и журналы: «Фикер» («Мысль»), «Эль-Гаср-эль-Джадид» (« Новый век »),« Уклар »(« Стрелы »), с которыми молодой поэт сотрудничал.Именно в те годы сформировался острый и сообразительный язык писателя, породивший прекрасного лирического поэта, острого сатирика и исключительного импровизатора. Для татар он стал их всем: обвинителем, вестником, защитником, наставником, надеждой ... Также в этот период он познакомился и изучал русскую литературу. Поэзия Пушкина поразила молодого поэта. Интуитивно он тоже чувствовал свою миссию.

«… Ваш покорный слуга счастлив быть частью вас,
И быть вашим скромным поэтом - моя величайшая честь,
Я всей душой люблю нацию, мне так близок дух нации,
Подари мне радость: пусть мои люди называют меня народным поэтом !.. »

(«Народу», 1906)

Источником творчества Тукая было народное и народное творчество: народные мелодии, орнаменты, мифы, сказки, легенды. Классики восточной, русской и европейской литературы уточнили стиль поэта и расширили кругозор. Он с восторгом читал не только стихи и сказки Пушкина, побудившие его создавать свои поэтические сказки, но и произведения античного мира в переводе русских писателей, такие как, например, «Одиссея». Гомера в поэтическом переводе Жуковского.«Одиссея» изобилует мифологическими и сказочными персонажами и содержит похожие сцены.

«Многие смелые идеи я перевел на наш язык.
Я переводил, как пятикратную молитву.
Скорбящее сердце стало солнечным, как долина весной.
А потом на досуге перевела «Слова Толстого».
Если говорят, «Гайнель-Гилем» была в том же духе.
«Раньше все было», всем отвечу ».

(«В свободное время», 1913)

В татарской мифологии и эпосе самым распространенным, «народным» и живущим «только в татарских лесах» был Шурале.Панорама образов в мировой мифологии раскрывает картину некоего единства: образов, сюжетов, мотивов и, возможно, единства высочайшего уровня сознания народов. Это проявляется не только в памятниках устного народного творчества, но и в орнаментальных мотивах, являющихся своеобразным языком древнего искусства. Мотивы и образы возникали независимо друг от друга в далеких культурах, которые, на первый взгляд, не пересекались друг с другом. Появление схожих сюжетов и мифологических персонажей в разных пространственных и временных измерениях объединяет их в один типологический ряд, явление которого зафиксировано на многочисленных памятниках искусства.

Произведения Тукая вдохновляли художников, поэтов и писателей на создание произведений искусства. Его стихи стали поистине популярными; его строки превратились в изречения и афоризмы. Вместе с сурами Корана они несли свое Слово в шамалах, превращенных в музыку, олицетворяющую «мон», душу народа…

Начало 20 века было очень богатым на события и поворотные моменты. Многое произошло и в татарской культуре: возникновение театра, новой литературы, музыки, первых графических рисунков.Его обогатили и прославили величественные имена Г. Исхаки, Ф. Амирхана, Г. Ибрагимова, С. Камала, Г. Камала, Г. Кулахметова, М. Гафури, Дердменда, С. Рамеева, С. Сунчалая.

Значение Тукая трудно переоценить: в своем творчестве он обобщил опыт многовековой татарской и всей тюркской поэзии; через восточную поэзию он впитал каноны персидской и арабской классики, основанные на древних традициях. Тукай и этот мир древней культуры объединяет дух гуманизма эпохи Возрождения и мысли о достойной миссии человека.Произведения Тукая сверкают афоризмами и иронией, озаренными улыбкой мудрого человека. На рубеже веков устное народное искусство достигает высокого уровня развития, наряду с традиционными видами песенной лирики формируется песенная лирика. Прозрачность и чистота чувств, присущих приманкам, эпическим поэтическим рассказам, в значительной степени были поглощены поэтом.

Многие произведения созданы на стихи Тукая. В музыке это балетные постановки, такие как «Шурале» Ф. Яруллина и «Кисекбаш» Р.Губайдуллин; цикл песен А. Монасыпова «Родная деревня»; романсы Р. Яхина; народные песни «Тафтиляу» и «Татаркам»; в литературе они представлены романом А. Файзи «Тукай», стихотворением С. Хакима; Из графики можно отметить работы Б. Урманче, Ф. Аминова, Х. Якупов, Р. Нигматуллина и др.

Тукай мечтал о процветании своего народа, о его возвышении, о включении его в общее движение передовых идей своего времени. Многих далеких мест поэт не видел.В последние годы жизни он побывал в Астрахани, Петербурге, Уфе, Троицке. Но не география определяет кругозор, величие и масштаб духа. Тукай выразил душу народа; его поэтический язык стал близок и понятен людям. Тукай означает родину, душу народа, образ которой в домотканом полотенце, в плавной мелодии, в начертанном Слове Пророка, в цветах, травах и небе.


ГАЛЕРЕЯ

Габдулла Тукай в изобразительном искусстве >>>

>>>>>>

>>>>>>

>>>>>>


.

Работы | Габдулла Тукай | Стр. 6

Он встретил тебя где-то по дороге. Радостный парень увлекся: «Коран хвалит тебя как лучшего из лучших? На Востоке или Западе нет никого подобного тебе. Поразило то, что ...


Когда у меня в жизни случаются такие падения, Когда моя боль острее ножа, я начинаю читать магические суры Корана. Они отправляют мое горе и печаль в бега. Все сомнения оставляют ...


Иногда я сижу перед ней, любуясь ее глазами, темными зрачками, черными бровями, красивой маскировкой.Я не знаю, откуда она; она не знает, что я имею в виду, но часов ...


Ты занимаешь мои мысли и днем, и ночью. Ваше здоровье - мое; твоя беда, это моя участь О люди мои, ты свято превыше всего Тебя Я не могу предать за весь мир С безграничным ...


День летний, очень жаркий. Мужчина потеет, поэтому берет горшок, наполняет его водой, готов остыть. Он внезапно начинает дрожать и кашлять. Уже ...


Пушкин Александр, примите мое восхищение, я тоже поэт, от Тебя черпаю вдохновение.О волшебник стихов! Ты заставляешь камни танцевать, Быть поэтом без гармонии и музыки ...


Мое сонное сознание, снов надоело, Ты, облака, уходи прочь, загнанные солнечными лучами. Слепой и растерянный, я отчаялся и устал, О, вытащи меня из тьмы - где мой проводник? Я ...


Поле покрыто снежным покрывалом, Земля спит, Весна откладывает свое зрелище. Вся природа уснет еще один холодный месяц, Дождавшись, пока зима не сойдет с теплом.Зеленая трава подо льдом ...


На Гималайских высотах есть золотая колыбель, Тот, кто спит в ней, охраняется всю ночь. Когда Солнце встает, Ветер уже там Восхваляет вход Солнца, ...


На холме моя деревня, мой аул, Там ручей, вода чистая и прохладная. Я чувствую его вкус, знаю каждую его частичку, люблю это место всей душой ...


.

Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.