Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Плющиха что это такое


Плющиха. Происхождение названия

Previous Entry | Next Entry

raven_yellowПлющиха — старинная московская улица, которая начинается у Смоленской площади и проходит между Москвой-рекой и Садовым Кольцом. Среди не-москвичей известна в основном благодаря рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке».

Плющиха начинается от Смоленской улицы за гостиницей «Золотое кольцо» (Белград -два) и в конце переходит в улицу Еланского, которая переходит в Большую Пироговку и приводит нас к Новодевичьему монастырю. Длина улицы всего около километра.

Улица сильно изменилась, но некоторые места на старых фотографиях вполне узнаваемы (фото из Сети).

История улицы начинается в XV веке, когда вдоль дороги на Смоленск располагалось подворье ростовского архиерея (об этом напоминают многочисленные Ростовские переулки). Дорога на Смоленск до конца XVI века проходила по Плющихе, поэтому до этого её называли Смоленской улицей, а ещё ранее — Саввинской, по имени расположенного в конце улицы Саввинского монастыря.

В конце XVI века был построен новый мост, и дорога на Смоленск пошла через село Дорогомилово, по нынешнему направлению Смоленской и Большой Дорогомиловской улиц. А Плющиха к концу XVII века получает своё нынешнее название.

Еще в 19 веке здесь располагался трактир «Плющиха», которым владел некий Плющев, и по которому и была названа улица. Располагался он где-то вот на этом месте.

Сейчас на улице находятся несколько магазинов с созвучными названиями, но никакого отношения к трактиру Плющева они не имеют.

По другой версии фирменное блюдо в этом трактире делали из плющеного гороха. Я посмотрел – действительно бывает такой.

Судя по всему, это лакомство прижилось во всех странах и на текущий момент оно выпускается по всему миру фабричным способом.

В России его можно приобрести, например, вот в такой упаковке.

Но если, дорогие друзья и коллеги, вам больше по нраву корм не для кроликов, а именно для шиншилл, вам лучше остановиться на отечественном производителе.

Но мы немного отвлеклись. Есть еще крайне неправдоподобная версия, что улица получила свое название из-за того, что некоторые ее дома обильно заросли плющом.

Есть и версия о происхождении улицы от её покровительницы Евдокии-Плющихи, чей день приходится на 14 марта по старому стилю. «На Авдотью-Плющиху курочка воды напьется?» – спрашивали, надеясь предугадать, какой будет весна – дружной или затяжной.«На Плющиху погоже – всё лето пригоже».«Зятя плющит, а тёща дура».«И весна с её капелью, каруселью и весельем,Свой замедлила разбег,И последний сыроватый, скуповатый, вороватый,По Плющихе плющит снег!»

Да, Плющиха, конечно, это не Варварка и не Арбат, но тем не менее вон там, в начале улицы, жил девятилетний Лев Толстой. А на месте кирпичного монстра образца 70-х стоял особняк Фета. А напротив, в полуподвале, жил Андрей Белый. А в Крестовоздвиженской церкви, что ныне обрела цвет морской волны, венчался Чехов. Храм когда-то назывался «Воздвижения Креста на Помётном вражке». А вон там Репин написал свою знаменитую картину «Запорожцы».

Здесь же находится один из самых красивых домиков столицы – изба Гаврилы Палибина.

Татьяна Рудишина вспоминает: «Среди плющихинских мальчишек жил-был Лёнька Маленков, хулиган и двоечник, которому, между прочим, ничего не стоило воспроизвести наизусть весь классический оперный репертуар или формулу любого минерала. Однако, отслужив на флоте, он отправился в уголовный розыск ловить бандитов. Первое громкое дело практиканта Маленкова был арест серийного убийцы, ужас перед которым наводнял Москву в начале шестидесятых – «Мосгаз». Так представлялся садист, звоня в квартиры, где в дневное время находились старики и дети. Среди громких дел лучшего сыщика России – полковника Леонида Львовича Маленкова – поимка убийц-маньяков Чикатило и Удава». (с)

Постепенно я расскажу несколько историй, связанных с Плющихой.
Tags:

raven-yellow.livejournal.com

Плющиха

Когда в 1967 году на экраны вышел фильм Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе», вся страна узнала о существовании небольшой старой московской улицы. Мелодрама вообще жанр кассово-беспроигрышный, а тут в сюжете пересеклись город и деревня, да ещё главные роли блестяще исполнили Ефремов и Доронина. Впрочем, несмотря на всенародный успех киноленты, далеко не каждый москвич знал, где же эта самая Плющиха находится.

Фильм поставлен по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке», но режиссёр Татьяна Лиознова настояла на переносе действия с окраины в центр города. Любопытно, что Олег Ефремов ещё дважды снимался на Плющихе - в фильмах «Испытательный срок» и «Берегись автомобиля». Собственно Плющихи в кадре совсем немного, одно название, но столичные улицы и проспекты середины 1960-х годов показаны в деталях, что неудивительно, ведь главный герой фильма - таксист. Московские эпизоды начинаются у вокзалов на Комсомольской площади, где таксист Саша (Олег Ефремов) встречает крестьянку Нюру (Татьяна Доронина). ГАЗ-21 с шашечками сначала отвозит старого узбека на Большую Пироговку, высадив неподалеку от Новодевичьего монастыря. До Плющихи отсюда рукой подать, но водитель с десятилетним стажем вдруг оказывается на свежепроложенном проспекте Калинина, потом у Манежа, на набережных Москвы-реки, ну не хочет он расставаться с пассажиркой. Сцена в городской квартире снималась по соседству с Плющихой, в доме № 5 по Ростовской набережной. В фильме роман у горожанина с пейзанкой не сложился, Олег Ефремов напрасно ждал возле киношно-бутафорского летнего кафе «Три тополя», а было ли такое настоящее кафе в Москве - история умалчивает.

Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе». 1966 год: https://pastvu.com/p/40259

Ведомственный «Дом архитекторов» начали строить на высоком берегу Москвы-реки ещё до войны, успев в 1938 году сдать в эксплуатацию первую очередь здания. Боковые «крылья» достроили позднее, заодно снеся остатки церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Бережках. Как заметил один из местных старожилов, «церковь Хрущ снёс в 1961 году». Вообще Никиту Хрущёва наш народ вспоминает достаточно пренебрежительно.

1888 год: https://pastvu.com/p/535Проект застройки всего берега реки был исполнен Алексеем Щусевым в духе сталинского монументализма и неоконструктивизма со множеством портиков, стел, арок и других декоративных элементов. Однако проект не был утверждён из-за очевидной дороговизны и чрезвычайной сложности предстоящих работ. На смену грандиозному плану пришёл другой — более практичный и выгодный. Сократив площадь, занимаемую домом, Щусев оставил в проекте лишь полукруглое строение. Таким образом, дом должен был огибать церковь с двух сторон. В отличие от предыдущей задумки, здание сверху венчалось, а снизу подчёркивалось массивной колоннадой. Но и этому проекту не суждено было воплотиться. В результате был принят наиболее экономичный вариант без колоннады. Два верхних этажа отличаются от остальных и можно предположить, что они предназначались для студий архитекторов. Говорят, что сейчас в них общежитие.

Проект «Дома архитекторов»

Дом архитекторов. 1950-1960 гг.: https://pastvu.com/p/93319 Автор: В.В.Кириллов

Как и в других сталинках, в «Доме архитекторов» просторные, светлые лестничные марши. На каждом этаже расположены по две квартиры, а за небольшой аркой - два лифта.

А история Плющихи началась в XV веке, когда у дороги на Смоленск расположилось подворье ростовского архиерея (об этом напоминают несколько Ростовских переулков). Эта дорога, ведущая к Крымскому броду на Москве-реке, до конца XVI века проходила по нынешней Плющихе, поэтому прежде её называли Смоленской улицей, а ещё ранее — Саввинской, по имени расположенного в конце улицы Саввинского монастыря. Нынешнее название возникло в XVIII веке по кабаку Плющева.Современная Плющиха проходит от Смоленской улицы до сквера Девичьего поля. До революции деревянные домишки чередовались с каменными доходными домами в два-три этажа, но в советские годы началась неспешная застройка района жилыми многоэтажками. Сталинки, хрущёвки, брежневки и новоделы перемешались на Плющихе, убив провинциальное очарование этой улочки. Старое уступает место новому - это нормальный естественный процесс, когда горожане не хотят жить в лачугах с удобствами во дворе, вот только московские реконструкции всегда проходили лихо, в угоду архитектурной моде и без оглядки на исторический ландшафт. Ну где ещё градостроители могут пристыковать к доходному дому 1912 года постройки с эркером и лепными украшениями типовые кирпичные брежневки? Это Москва, детка.

Панорама со стороны Бородинского моста в направлении Арбата, справа начинается Плющиха. 1934 год: https://pastvu.com/p/17271 Сквер разбит на месте снесённого храма Смоленской Божией Матери, а позднее вместо малоэтажной застройки вырастут гостиничные корпуса (в советское время - «Белград», ныне отель «Золотое кольцо»).

Снос храма Смоленской Божией Матери. 1933 год: https://pastvu.com/p/75944

После 2020 года где-то здесь планируется открыть станцию «Плющиха» Калининско-Солнцевской линии. По первоначальному проекту это должна быть станция закрытого типа: пути отделены от зала стеклянными стенами с раздвижными дверями, которые открываются синхронно с дверями поездов. Такое устройство станции предотвращает падение пассажиров на рельсы да и строительство обходится дешевле. Подобные станции появились в Ленинграде в 1960-е годы, но в эксплуатации они оказались сложнее и дороже обычных.

№ 10 — Николаевский дом Братолюбивого общества (1897—1899, архитектор И. П. Машков), реконструирован в 1996—1997 годах.

В снесённом доме № 11 (1900, архитектор С.В.Соколов) находился кинотеатр «Кадр». 1958—1960 гг.: https://pastvu.com/p/204977 Автор: С.А.Бурлаков

Особняк Глинской. 1930-1955 гг.: https://pastvu.com/p/52891№ 11А известен как особняк Глинской, в 1837–1838 годах с бабушкой и братьями здесь жил десятилетний мальчик, будущий классик литературы Лев Толстой. В начале ХХ века в особняке располагалсь женская гимназия Н.В.Мартыновой, а в начале XXI века - управление ГИБДД. Можно предположить, что за облицовкой скрывается сохранившийся исторический фасад.

№ 13 - «генеральский» жилой дом, построенный в 1935 году по проекту архитекторов А.Масленникова и М.Нарского для Наркомата обороны СССР

1935-1975 гг.: https://pastvu.com/p/32959

Дом № 16

Дом № 20

№ 22 — жилой дом (2000, Архитектурная мастерская Павла Андреева), дипломант конкурса на лучший реализованный проект 2000 года. Построен на месте снесённого доходного дома (1912, архитектор Г.П.Евланов)

Свернём в 4-й Ростовский переулок

В этом деревянном доме в 1903-1958 годах жил и работал художник Василий Бакшеев. Дом признан памятником истории и охраняется государством.

4-й Ростовский переулок, дом № 1с2

6-й Ростовский переулок

6-й Ростовский переулок. 1913 год: https://pastvu.com/p/16696 Автор: Э.В.Готье-Дюфайе

Кооперативный дом № 4А построен в середине 1920-х годов и спроектирован как дом-коммуна на восемь квартир с общей столовой. В настоящее время расселён.

Ружейный переулок, дом 2А - доходный дом архитектора Михаила Исакова, построенный в 1914 году.

Сейчас трудно представить, что напротив этого дома вдоль Ружейного переулка до Садового кольца в XIX веке располагался животноводческий городок Императорского Московского общества сельского хозяйства с коровником и молочным двором, конюшнями и конным манежем, площадками кролиководства, пчеловодства и других отраслей сельского хозяйства. Общество существовало с 1818 года до первых лет Советской власти.

Возле конного манежа. 1912 год: https://pastvu.com/p/103192

Но возвращаемся на Плющиху. № 26 — доходный дом В.В.Киселёва (1913, архитектор А.Ф.Мейснер)

№ 31 — доходный дом М.Г.Щербаковой (1912, архитектор Н.С.Курдюков) После реставрации на фасаде восстановили украшения и даты постройки - 1912 и перестройки дома - 1926.

№ 37 — доходный дом А.О.Лепенина (1903, архитектор В.В.Шауб)

№ 39 — школьное здание выстроено по типовому проекту архитектора Д.Ф.Фридмана

Бензоколонка. 1947 год: https://pastvu.com/p/33647

1913 год: https://pastvu.com/p/16326 Автор: Э.В.Готье-ДюфайеКакой просторной была Плющиха сотню лет назад! После сноса всех двухэтажных особняков в 1973 году на их месте построили длинный жилой кирпичный дом.

1929 год: https://pastvu.com/p/71142 Автор: Владимир Тимирев

Продолжение следует...

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

evgechesnokov.livejournal.com

Улица Плющиха - это... Что такое Улица Плющиха?

Координаты: 55°44′25.09″ с. ш. 37°34′29.69″ в. д. / 55.740303° с. ш. 37.574916° в. д. (G) (O) (Я)55.740303, 37.574916

Плющи́ха — древняя московская улица, расположенная у Смоленской площади между Москвой-рекой и Садовым Кольцом.

Плющиха начинается от Смоленской улицы, неприметно выходя на неё справа от гостиницы «Золотое кольцо», заканчивается — перекрёстком со 2-м Тружениковым переулком. Нумерация домов — от Смоленской улицы.

История улицы начинается в XV веке, когда вдоль дороги на Смоленск располагалось подворье ростовского архиерея (об этом напоминают многочисленные Ростовские переулки). Дорога на Смоленск (ведущая к Крымскому броду на Москве-реке) до конца XVI века проходила по Плющихе, поэтому до этого её называли Смоленской улицей, а ещё ранее — Саввинской, по имени расположенного в конце улицы Саввинского монастыря.

В конце XVI века был построен новый мост и дорога на Смоленск пошла через село Дорогомилово, по нынешнему направлению Смоленской и Большой Дорогомиловской улиц. А Плющиха к концу XVII века получает своё название — в честь кабака Плющева, что открывается в начале улицы.

До XVII века территория между Плющихой и Москвой-рекой называется Дорогомиловым, но к концу столетия вокруг подворья ростовского архиерея образуются слободы. На западной стороне улицы — Благовещенская (или Бережковская) — принадлежащая ростовскому митрополиту, на восточной — дворцовая Ружейная (о ней напоминает название Ружейного переулка), где жили мастера из Оружейной палаты), а также царский Новый Конюшенный двор (Новоконюшенный переулок).

В 1649 году владения за земляным валом были формально переданы городу, однако большая их часть осталась за прежними собственниками, которые и торговали землёй и активно строились. В записках 1790 года с западной стороны Плющихи уже не один владелец — ростовский архиерей, а двое — «разных чинов люди».

Вдоль современных Вражских переулков образуется Помётный вражек — туда свозили конский навоз с Конюшенного двора.

Московский пожар 1812 года Плющиха пережила с потерями, но западная часть улицы почти не пострадала, выгорели лишь два дома.

Согласно записям 1850 года на восточной стороне улицы было уже 26 дворов, на западной — 27. Каменные постройки имелись лишь в 18 дворах, принадлежали владения в основном мелким чиновникам и купцам. На углу Плющихи и Смоленской улицы стояла церковь Смоленской иконы Богородицы, в построенном перед ней строении размещалась харчевня, популярная у посетителей Смоленского рынка.

К 1852 году на западной стороне был уже 31 двор, из них четыре принадлежали чиновникам, два — церкви и ее пономарю, 25 — купцам, три — мещанам и один — «свободному художнику».

Знаменитые жители Плющихи

В начале 1837 года в доме 11 на Плющихе (дом Щербачёва) поселилась семья Толстых. Льву Николаевичу шёл восьмой год. Однако, летом 1837 года умер его отец, и через год семья съехала в Большой Каковинский переулок. На Плющихе Толстые занимали каменный дом во дворе владения, отгороженный от улицы деревянным забором.

В 1840-х годах в доме жил профессор А. О. Армфельд, у которого здесь бывали Аксаковы, М. П. Погодин и Н. В. Гоголь. Дом сохранился до нашего времени, сейчас в нём — 6-й отдел московского ГАИ на спец-трассе.

На Плющихе жили: в доме 32 — «толстовец» Ф. А. Страхов, в доме 36 — поэт А. А. Фет, в доме 20 (дом Ахматова) жил знаменитый русский художник В. И. Суриков. В доме 23 в 1867 году жил писатель И. И. Лажечников, в доме 28 — художник С. В. Иванов, в доме 43 — художник С. В. Малютин. Ни один из этих домов не сохранился.

Дом 62 принадлежал основоположнику советской гинекологии профессору В. Ф. Снегирёву.

В соседнем с Плющихой Долгом переулке (сейчас — улица Бурденко) жил знаменитый нейрохирург Н. Н. Бурденко.

В Дорогомилово-Тишинском переулке, между 2-м Ростовским переулком и Смоленской улицей (сейчас не существует), до своей смерти в 1897 году жил художник А. К. Саврасов — автор известной картины «Грачи прилетели».

На углу Плющихи и Ружейного переулка жил русский философ Иван Ильин.

В доме 31 провела свои последние годы А. В. Книпер. В нём же жили - Владимир Тимирёв и Елена Васильевна Сафонова.

В 7-м Ростовском переулке, в доме номер 11 жил В. Ф. Ходасевич — поэт, прозаик, литературовед.

XX век

Кадр из фильма «Я шагаю по Москве». Снято с МИДа на Смоленской. 1963 год Дом 64 — клуб завода «Каучук» (архитектор К. С. Мельников)

Примечательные здания и сооружения

По нечётной стороне:

По чётной стороне:

Плющиха в искусстве

Примечания

.

Ссылки

dic.academic.ru

Улица Плющиха в Москве

Улица Плющиха расположена в районе Хамовники Центрального округа Москвы. Она проходит от Смоленской улицы до 2-го переулка Тружеников и переходит в улицу Еланского.

Протяженность улицы - 1200 метров.

Ближайшая станция метрополитена - «Смоленская».

Название улицы возникло в XVIII веке и связано с находившимся здесь кабаком, который назывался «Плющиха».

До этого улица называлась Саввинской по располагавшемуся здесь Саввинскому монастырю, а также Смоленской по церкви Смоленской иконы Божией Матери.

В середине XIX века название Плющиха распространилось на юго-западную часть улицы, которая до того называлась Большим Воздвиженским переулком по церкви Воздвижения.

Еще в XV веке будущая улица была частью дороги в Смоленск и вела к броду на Москве-реке. Здесь располагался двор ростовских архиереев - архиепископов, а впоследствии митрополитов.

С конца XVI века направление Смоленской дороги изменилось в связи со строительством Бородинского моста через реку.

В XVII столетии в этой местности возникают слободы. Некоторые из них принадлежали ростовским архиереям, другие были дворцовыми, в том числе слободы мастеров оружейной палаты и царских конюхов.

В начале Плющихи, на углу со Смоленской улицей, находилась церковь Рождества Богоматери, которая в конце XVII века была каменной.

В XVIII – XIX столетиях храм перестраивался. В нем находилась икона Смоленской Божией Матери, по которой церковь обычно и называлась, хотя одноименный престол был создан только в 1870-х годах.

В XVIII – XIX веках, после того, как эта местность вошла в границы Москвы, улица Плющиха активно застраивалась каменными зданиями, в основном принадлежавшими частным владельцам.

В 1837 - 1838 годах на Плющихе вместе со своим отцом, братьями и сестрой жил будущий писатель Л.Н. Толстой.

В разное время на улице жили художники В.И. Суриков, С.В. Иванов и С.В. Малютин, поэт А.А. Фет, писатель И.И. Лажечников, философ И.А. Ильин.

В советское время часть старых зданий на Плющихе были снесены или перестроены. В 1930-х годах снесли церковь Смоленской иконы Божией Матери.

Сейчас на улице можно видеть как застройку советского периода, так и некоторые сохранившиеся дома XIX - начала XX веков.

.

  нечетная сторона

  четная сторона

  - Особняк профессора Снегирева

Последние добавленные на сайт статьи ...

progulkipomoskve.ru

Плющиха (река) - это... Что такое Плющиха (река)?

Плющиха — река в России, протекает в Новосибирской области, Томской области[2]. Устье реки находится в КАР/ОБЬ/2965/1. Длина реки составляет 12 км.

Данные водного реестра

По данным государственного водного реестра России относится к Верхнеобскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Обь от Новосибирского гидроузла до впадения реки Чулым, без рек Иня и Томь, речной подбассейн реки — бассейны притоков (Верхней) Оби до впадения Томи. Речной бассейн реки — (Верхняя) Обь до впадения Иртыша[3].

По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов[3]:

Примечания

  1. ↑ Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 15. Алтай и Западная Сибирь. Вып. 2. Средняя Обь/ Под ред. В. В. Зееберг. — Л.: Гидрометеоиздат, 1967. — 351 с.
  2. ↑ «Центр российского регистра гидротехнических сооружений и государственного водного кадастра».
  3. ↑ 1 2 Государственный водный реестр РФ: Плющиха. Архивировано из первоисточника 21 июля 2012.

dic.academic.ru

Авдотья Плющиха - это... Что такое Авдотья Плющиха?

Авдо́тья Плющи́ха — день народного календаря, отмечаемый 1 (14) марта. Ещё одно название дня — «новичок» — память по древнему летосчислению, когда с этого дня начинались гулянья Новогодья[1]. До середины XV века на Руси к этому празднику выращивали вишни — до́ма, в кадках. К миру и ладу, на счастье и благоденствие, дескать, вишня в Новогодье расцветает[2].

Евдокия-плющиха, Весновка, Весенница, Свистунья, Пролетье, «Аўсень» (белорус.), Авдотья-весновка, Плюшниха, Плюшки, Евдокия – подмочи порог, Дунька-свистунья, Евдокия-свистунья, Авдотья Каплюшница, Евдокия Капелюшница, Новичок, Даниил-новичок, Первая встреча весны, Летник (серб.), «Годюшки́» (полесье), Антон, «Аўдокiй» (белорус.), Евдокии, Святая Евдокия.

Церковные традиции

Почитания дня

В этот день Русская православная церковь почитает: преподобномученицу Евдокию; преподобномученицу Ольгу; священномучеников Василия, Петра, Иоанна, Вениамина, Михаила пресвитеров; преподобномученика Антония, преподобномучениц Анну, Дарию, Евдокию, Александру, Матрону; мученика Василия; мученицу Надежду; священномученика Александра пресвитера; священномученика Василия пресвитера; мучеников Нестора и Тривимия; мученицу Антонину; преподобную Домнину Сирийскую; преподобного Мартирия Зеленецкого; мучеников Маркелла и Антония.

Евдокия Илиопольская

Авдотья Плющиха — народное название дня Святой Преподобной мученицы Евдокии.

По церковной легенде, язычница Евдокия, жившая во II веке н. э., приняв христианство, стала вести подвижнический образ жизни, за что Бог наградил её даром воскрешения мёртвых.

В народной среде день святой Евдокии воспринимался как переломный, когда старое кончается, новое начинается. Такое представление было связано с тем, что в древности (до 1492 года.) новый год начинался по византийской традиции 1 марта, а также с тем, что день Авдотьи Плющихи считался первым днём весны: «Авдотья Весновка весну снаряжает».

Русские верили, что Господь Бог поручил св. Евдокии воскрешать землю от зимнего сна — смерти и дал ей ключи от всех весенних вод. Она могла по собственному усмотрению «пускать или не пускать» весну: «Тепло светит солнышко, да Авдотьей поглядывает — либо снег, либо дождь».

Славянские обычаи

По первым дням судили о погоде: 1 марта говорило какова будет весна, 2 марта – лето, 3 марта – осень, 4 марта – зима. Если день ясный, то и соответствуещее время года будет солнечным, если холодно, то это время года также будет холоднее обычного.

Весну «окликали», лето «вызывали»:

Лето, лето, вылазь из подклета, А ты, зима, иди туда — С сугробами высокими, С сосульками морозными,

С санями, с подсанками!

В Белоруссии в этот день проводили «гуканье весны». Звонкие, радостные песни разносились повсюду. Девушки собирались на самом высоком месте в деревне, расстилали там солому и севши пели весенние песни-вяснянки до поздней ночи:

Гэй вясна, гэй красна, Што ты нам вынесла? Ці сала кусочак? Ці масла брусочак? Ці па яечку? Ці па піражэчку? Гэй, вясна, гэй красна, Закідай сані

Ды едзь калёсамі.

Каждый день звучал гимн весне, солнцу, молодости, любви. В своих песнях не только приветствовали приход тёплых дней, пробуждение природы, но и как бы сообщали всем о своей готовности к любви, браку.

Женщины по-своему встречали весну. Они выпекали из теста фигурки птиц, считая, что таким образом они посодействуют их скорому прилёту. Девушки брали этих птиц и, исполняя «веснянки», подкидывали их вверх: «Жаворонки прилетите, весну принесите!».

Девушки и парни в первый день весны обходили все дома, желая хорошего урожая, приплода стаду, здоровья всем жильцам. Дети тоже собирались своей группой. Бегали по деревне, не пропуская ни одного дома. Пели веснянки с пожеланием здоровья и хорошего урожая. Хозяева давали детям хлеб, яйца, колбасу, тыквочки, сушёную чернику и яблоки. Потом дети собирались в одном доме, устраивали угощенье, пели, баловались, рассказывали смешные истории.

В малороссийских краях носят чучело по деревням и полям, одетое в женское платье, которое называется Марена или мара (призрак). Эту мару провожает толпа детей, парней, девушек и молодиц при громком пении[3].

В Великороссии начинают с первого марта посещать могилы родных и продолжают это с обрядным поминовением за упокой до честного Семика (10 мая). Это первые весенние поминки, осенними же заключается народное прощание со всеми умершими, родными и знакомыми.

Приметы

Соответственно этим представлениям день Авдотьи Плющихи «открывал» новую жизнь: новые работы и новые заботы. По давно установившемуся обычаю в этот день оканчивались сроки 5 зимних наймов на работу и заключались договоры на выполнение весенних сельскохозяйственных работ: «с Евдокии до Егорья» (до Егоръева дня), «с Евдокии по Петров день» и т. п. С этого дня мужчины начинали готовить земледельческий инвентарь: «Пришли Евдокеи — мужику затеи: соху точить, борону чинить». Женщины высаживали рассаду; приступали к белению холстов — с 1 марта «закипали все подземные ключи»; расставляли ткацкий стан и принимались за работу, так как в избе становилось к этому времени светло.

Считалось, что в день Авдотьи Плющихи, как и в любой другой рубежный день, по приметам можно определить будущее: «На Авдотью снег — к урожаю», «На Евдокию теплый ветер — лето мокрое, сиверко — холодное», «Евдокия красна, и весна красна», «Если курочка на Евдокию напьется, то овечка на Егория наестся», «На Плющиху погоже — все лето погоже».

День Авдотьи Плющихи в древности был большим праздником, который отмечался весело и торжественно: запрещались любые работы, устраивались праздничные обеды в домах, гулянье молодежи и взрослых на улицах.

Поговорки

В Евдокею — напиться воробью, в 40 Святых — петуху, на Алексея Божьего человека — быку, на Благовещенье — жеребцу (Кемеров.).

См. также

Примечания

  1. ↑ До 1492 года был гражданский «книжный» календарь, в котором год начинался по римскому стилю — с 1 марта, и неофициальный лунный календарь, в котором год начинали со дня последнего новолуния перед весенним равноденствием (21 марта). С 1492 года (7000 год от сотворения мира) начало года установлено по византийскому стилю — 1 сентября. С 1700 года Пётр I установил встречать новый год 1 января — по греческому образцу.
  2. ↑ Подобный обычай существовал у немцев, только он приходился на зиму. На Варвару 4 (17) марта ставили несколько веточек вишни в воду, чтобы они распустились на Рождество. В некоторых местах Хорватии в блюдце проращивают пшеницу, чтобы она зазеленела травкой к Рождеству. Тем самым Варвара символизирует весну в середине зимы. В этот день дарятся подарки детям и гадают. Дополнительно см.: Hrvatski narodni obicaji u Adventu
  3. ↑ Терещенко, 1999

Терещенко А. В. Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — М.: Русская книга, 1999.

dic.academic.ru


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.