Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Пастораль что это такое


Пастораль - это... Что такое Пастораль?

«Сельский концерт» Джорджоне, ок. 1510 г.

Пастора́ль (фр. pastorale — пастушеский, сельский) — жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. Пасторалью может называться:

Пастораль в античной литературе

Исидор Севильский писал:

«Многие полагают, что буколическая, то есть пастушеская, поэзия (bucolicum carmen) впервые сложилась у сиракузских пастухов, а некоторые думают, что в Лакедемоне. Ведь когда персидский царь Ксеркс вступил в Грецию, то спартанские девушки в страхе перед врагом не осмелились ни выйти из города, ни отправить послов, но, согласно обычаю, они устроили сельский хор в честь Дианы: дабы не нарушить обряда, толпа пастухов прославляла царя импровизированным пением. „Буколическим“ же оно названо от слова „бык“, несмотря на то что в нем речи преимущественно овчаров и козопасов перемежаются песнями».[1]

Согласно Элиану, родоначальником буколической поэзии был Стесихор,[2] однако ни строчки из этого жанра у Стесихора не сохранилось.

Древнейшим представителем жанра пасторали считаются идиллии греческого поэта Феокрита, жившего в III в. до н. э. Феокриту подражали греческие поэты александрийской эпохи Бион и Мосх, римский поэт Вергилий, эклоги которого проникнуты не только пасторальной, но и политической тенденцией: главной их целью было прославление Августа.

Частью пасторальной топики надолго стали имена персонажей: Мирсон, Ликид, Галатея, Дафнис, Меналк, Комат, Аминт и др. Многие из них вошли впоследствии в римскую литературу (эклоги Вергилия), а также в пасторали новой европейской литературы.

К I веку н. э., относится новелла греческого софиста и философа Диона Хризостома. Хотя в этой новелле действующими лицами являются не пастухи, а охотники, тем не менее пасторальная тенденция выступает весьма ярко. Автор показывает, что деревенские бедняки не только счастливее, но и щедрее, добрее к ближнему, чем утопающие в роскоши городские богачи. Под влиянием новеллы Диона был написан знаменитый пастушеский любовный роман «Дафнис и Хлоя», приписываемый греческому писателю IV века н. э. Лонгу.

Древнейший памятник пасторальной поэзии на Западе Европы — «Амето» Боккаччо (1340); это нечто среднее между романом и драмой. Элемент античный — нимфы, дриады, поэтические состязания пастухов и т. п. — сливается здесь с элементом христианско-аллегорическим, возникшим под влиянием Данте и превратившим здоровую юношескую любовь Амето в идеальное поклонение и спиритуалистический восторг.

Пастораль в европейской литературе

«Аркадия»

Хотя в Амето описывается быт пастухов и охотников, но простая жизнь не противополагается жизни искусственной, городской. Наоборот, пасторальная тенденция сквозит в каждой строчке «Аркадии» Саннадзаро (1541). Автор откровенно высказывает её в предисловии, уверяя читателей, что лесные птицы, щебечущие в тени зелёных листьев, более пленяют наш слух, чем их городские сёстры, сидящие в раззолоченных клетках, что простые напевы пастухов бесконечно выше торжественных песен, которые раздаются в королевских дворцах и т. д. Саннадзаро ведёт рассказ от своего имени и повествует, как, гонимый несчастной любовью, он удалился в Аркадию и нашёл, на вершине горы Партения, прелестную долину, куда ежедневно сходились окрестные пастухи, упражнялись в стрельбе из лука, в метании копья, пели, танцевали, а по праздникам устраивали между собой поэтические состязания. Описание этих развлечений и составляет содержание и главный интерес романа. Разговоры пастухов слишком утонченны и совершенно не соответствуют их простому быту: они кажутся не настоящими пастухами, а переодетыми в платье пастухов дилетантами пастушеской жизни.

Несмотря на это, «Аркадия» имела громадный успех, выдержала в Италии в течение XVI века около 60 изданий и была переведена на многие европейские языки. Её очень хорошо знал Шекспир, заимствовавший оттуда имя Офелии.

В Италии влияние Аркадии особенно заметно в двух драматических пасторалях: «L’Aminta», Торквато Тассо (1583 г.) и «Pastor Fido», Гварини (1590 г.); в Испании «Аркадия» послужила образцом самому популярному пасторальному роману — «Диане» Хорхе де Монтемайора. Под влиянием «Аркадии» и «Дианы» с одной стороны и рыцарских романов Артурова цикла с другой написал свою «Аркадию» (1590) Филип Сидни. Его поэма стала любимой книгой мечтательных душ, искавших в ней забвения от земных страданий. Карл I, перед казнью, почти не выпускал из рук книги Сидни и любил читать своим приближённым поэтическую молитву заключенной в темницу Памелы, несчастья которой напоминали ему его собственные.

«Аркадия» Сидни была родоначальницей пасторального романа в Англии и вдохновила собой пасторальные романы Грина и Лоджа, послужившие источником для Шекспира; оттуда заимствовал Шекспир эпизод о Глостере и его сыновьях в «Короле Лире». Характеристике завистливого человека в «Аркадии» подражал Ричард Стиль в своём известном эпизоде о «Зависти»; несчастья Памелы и самое её имя были перенесены Ричардсоном в его знаменитый роман «Памела».

«Астрея»

В 1610 г. вышел в свет вдохновленный «Дианой» Монтемайора лучший из французских пасторальных романов — «Астрея», Оноре д’Юрфе.

Успех этого романа был велик: в пастухах и пастушках «Астреи» узнавало себя тогдашнее французское образованное общество. В 1616 г. вышла вторая часть романа, а в 1619 г. третья. Имя главного героя «Астреи», Селадона, сделалось в обществе нарицательным именем нежного и послушного любовника. Поклонники «Астреи» отправлялись в Форез — место действия романа — с тем, чтобы прочесть его среди обстановки, вдохновлявшей автора.

Слава «Астреи» не ограничивалась одной Францией: в 1624 г. д’Юрфе получил из Германии послание, подписанное 12 немецкими принцами и принцессами, которые приняли имена героев и героинь «Астреи», устроили на манер собраний, описанных в романе, Академию истинных любовников и просили автора принять в этой академии имя Селадона, так как никто из них не чувствовал себя достойным носить его.

Угасание

В XVII веке пасторальный роман во Франции сменяется романом героическим и реально-бытовым. Пасторальные темы затрагиваются в этот период лишь драматическими произведениями. В XVIII веке упадок жанра продолжается; единственными значимыми произведениями являются идиллии «Цюрихского Феокрита» Гесснера и некоторые стихотворения Андре Шенье. В XIX веке пасторальный жанр выходит из моды и практически прекращает своё существование, поскольку поэзия, помимо художественности, стала ставить себе широкие общественные задачи.

Пасторальная живопись

Семён Щедрин. Пейзаж в окрестностях Петербурга, XVIII в.

Пастораль в музыке

Пастораль на сцене

Пастораль в искусстве XX века

Примечания

  1. ↑ Etymologiarum libri, I, 39.
  2. ↑ Пестрые рассказы, 10, 18.

dic.academic.ru

ПАСТОРА́ЛЬ

Лит.: Congleton J. E. Theories of pastoral poetry in England, 1648–1798. Gainesville, 1952; Grant W. L. Neo-Latin literature and the pas­toral. Chapel Hill, 1965; Rosenmeyer T. G. The green cabinet: Theocritus and the European pastoral lyrik. Los Ang., 1969; Poggioli R. The oaten flute: Essays on pastoral poetry and the pastoral ideal. Camb. (Mass.), 1975; Klein J. Die Schäferdichtung des russischen Klassizis­mus. Wiesbaden, 1988; Chaudhuri S. Renaissance pastoral and its English developments. Oxf., 1989; Freedman L. The classical pastoral in the visual arts. N. Y., 1989; Со­ко­лов М. Н. Бы­то­вые об­ра­зы в за­пад­но­ев­ро­пей­ской жи­во­пи­си XV–XVII вв. Ре­аль­ность и сим­во­ли­ка. М., [1991]; Га­нин В. Н. По­эти­ка пас­то­ра­ли: Эво­лю­ция анг­лий­ской пас­то­раль­ной по­эзии ХVI–XVII вв. Oxf., 1998; Пах­сарь­ян Н. Т. Миф, пас­то­раль, уто­пия: К во­про­су о диф­фе­рен­циа­ции и взаи­мо­дей­ст­вии ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ских по­ня­тий // Миф. Пас­то­раль. Уто­пия. М., 1998; Зы­ко­ва Е. П. Пас­то­раль в анг­лий­ской ли­те­ра­ту­ре ХVIII в. М., 1999; Пас­то­раль в сис­те­ме куль­ту­ры: Ме­та­мор­фо­зы жан­ра в диа­ло­ге со вре­ме­нем / Отв. ред. Ю. Г. Круг­лов. М., 1999; Сась­ко­ва Т. В. Пас­то­раль в рус­ской по­эзии ХVIII в. М., 1999; Ко­ро­бо­ва А. Г. Па­сто­раль в му­зы­ке ев­ро­пей­ской тра­ди­ции: к тео­рии и ис­то­рии жан­ра. Ека­те­рин­бург, 2007; Яй­лен­ко Е. В. Ве­не­ци­ан­ская ан­тич­ность. М., 2010.

bigenc.ru

ПАСТОРАЛЬ - это... Что такое ПАСТОРАЛЬ?

«ПАСТОРАЛЬ», СССР, Грузия-фильм, 1976, ч/б, 100 мин. Художественный киноочерк.

Сюжет фильма чрезвычайно прост: приезд музыкантов из города в деревню, отдых, репетиции, знакомство с местными жителями и отъезд — единственные опорные столбы киноповествования, которые и заданы как темы для вариаций. Два закрытых, отделенных друг от друга мира встретились и, не поняв друг друга, разошлись. Смысл этих встреч и прощаний не открыт персонажам: одни проживают дни в делах и заботах, в спорах с соседями, в мелких обманах властей, в заботах о хозяйстве, другие — в отдыхе, записи старинных песнопений, в прогулках и подготовке к очередному концерту. Они плохо понимают даже язык друг друга: мингрельское наречие непонятно приезжим, и режиссер сохраняет эту непонятность и для зрителя, не допустив перевода. Смысл происходящего открывается в авторской композиции, обнаруживающей драму невстречи, композиции, которая оказывается доминантной по отношению к сюжету, развитию действия, частным перипетиям. Ощущение кантиленности рождается сразу из размеренного чередования кадров, описательная полнота и достоверность которых важна не сама по себе, а в едином, словно бы заторможенном, замедленном знакомстве с этим затерянным миром. Только стороннему взгляду может открыться красота природы, которую не замечают селяне. Только детям — волшебство и гармония классической музыки. Прагматика победила, даже традиционное грузинское многоголосье забывается, становится музейным реквизитом. В строй фильма естественно входят комедийные элементы — последнее прибежище фольклорного духа. Но и они приобретают характер цирковых аттракционов, как, к примеру, самозащита крестьянина, выкашивающего траву на колхозном поле, от охранника. Закупоренность жизни ведет к иссяканию энергии, к каторжному существованию. Не без доли иронии, но внятно дает режиссер комментарий уже случившейся беде: уезжает поезд, увозящий музыкантов в город, на полях трудятся крестьяне, из репродуктора звучит моцартовский дуэт Дон-Жуана и Церлины: «Дай руку мне, красотка. » Не возникли связи, контакты, привязанности, та родственная зависимость, без которой не может быть естественной полноты жизни живущих не земле. Только талант и воля художника собирают распавшееся целое воедино, чтобы оповестить людей о трагизме происходящего. Не услышали — и пророчество сбылось. Пастораль оказалась последней.

В ролях: Нана Иоселиани, Тамара Габарашвили, Михаил Нанейшвили, Нукри Давиташвили, Байя Мацаберидзе, Резо Чархалашвили, Нестор Пипия, Ксения Пипия, Лиа Джугели, Лери Зардиашвили (см. ЗАРДИАШВИЛИ Лери). Режиссер: Отар Иоселиани (см. ИОСЕЛИАНИ Отар Давидович). Авторы сценария: Отар Иоселиани (см. ИОСЕЛИАНИ Отар Давидович), Реваз Инанишвили (см. ИНАНИШВИЛИ Реваз Константинович), Отар Мехришвили, Малхаз Бебуришвили (см. БЕБУРИШВИЛИ Малхаз), Яков Трипольский (см. ТРИПОЛЬСКИЙ Яков Владимирович). Оператор: Абесалом Майсурадзе (см. МАЙСУРАДЗЕ Абесалом). Художник-постановщик: Вахтанг Руруа (см. РУРУА Вахтанг). Используемая музыка: Куперен, Йоганнес Брамс, Людвиг ван Бетховен.

Звукорежиссер: Екатерина Попова (см. ПОПОВА Екатерина Джоновна).

Премия ФИПРЕССИ, особое упоминание экуменического жюри для внеконкурсного фильма МКФ в Западном Берлине-82: Форум молодого кино.

Энциклопедия кино. 2010.

dic.academic.ru

ПАСТОРАЛЬНЫЙ - это... Что такое ПАСТОРАЛЬНЫЙ?

dic.academic.ru


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.