Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Монтессори комната что это такое


Монтессори. Как обустроить детскую комнату?

27 February, 2014

Многие родители наслышаны о методике раннего развития Марии Монтессори, кто-то водит ребёнка в Монтессори сад, другие покупают Монтессори материал для домашних занятий или создают его своими руками. А как насчёт детской комнаты по принципам Монтессори? Ведь заманчиво воспитывать своего ребенка свободной и самостоятельной личностью с самого рождения. Все тонкости адаптации этой методики в семье мы подробно обсуждали в рамках он-лайн курса для родителей “Монтессори дома”.

Одним из основополагающих принципов Марии было создание развивающей среды для ребёнка. Я давно интересуюсь этой темой и наблюдаю, как родители из Америки и Австралии обустраивают безопасное развивающее пространство для своих детей. Поэтому написала большой обзор с фотографиями, в котом рассказываю:

Что особенного в Монтессори детской?

Вся мебель рассчитана на маленького человека. Не только привычные детские столы и столики, но и стеллажи, шкафы, картины и зеркала, тумбочки, книжные полки и кроватки желательно сделать низкими и доступными для малыша. Монтессори комнаты выглядят непривычно пустыми по сравнению с обычными детскими, потому что большинство предметов расположены низко.

Комната обустроенная мамой-педагогом Монтессори

Детский стол и стена для рисования

Детский стол и низкие полки

Пространство комнаты должно быть максимально безопасным. Здесь нет места вещам, за сохранностью которых нужно следить, также отсутствуют любые предметы, о которые можно сильно пораниться, зацепиться и упасть, поскользнуться.

Безопасные розетки

Кроме того, Монтессори комнаты рекомендуется зонировать: место для сна, кормления, переодевания и активности.

А где спит малыш?

Зачастую, если позволяет пространство, родители создают 2 спальных места для детей первого года жизни и одно – для повзрослевшего ребёнка. Спальные места в таких комнатах – это низкие кровати или толстые матрасы.

Уютная низкая кроватка

Аккуратный матрас и росписи на стене

Зеркало у кровати

Отлично оформленная Монтессори кроватка

Зеркало у низкой кровати

Бордовый низкий мартас :)

Зеркало

Низка кровать

Низкий матрас на подставке

Низкая кровать необходима для стимуляции ребенка к познавательной активности. Он скорее начнет ползать, потому что будет видеть, что происходит вокруг. Он попробует двинуться вслед за взрослыми и подползти к заинтересовавшему его предмету.

К тому же низкая кровать – это безопасность малыша, поскольку, научившись ползать, он не упадет. Ещё один плюс низкого спального места по методике Монтессори – это то, что ребенку не придётся отвыкать от кровати с бортиками. Он сможет легко привыкнуть к обычной большой кровати, не будет бояться и не упадет с неё.

Мы даже разработали такие кроватки для малышей и продаём их не только для домашнего использования, но и для детских садиков! Посмотреть и заказать можно по ссылочке. 

Почему для малышей создают 2 спальных места?

На одной кроватке малыш спит ночью. Здесь в принципе нет ничего особенного, кроме того, что это спальное место низкое. А второй матрас создан для развития и активного наблюдения. Около него устанавливается зеркало, чтобы малыш мог видеть себя и наблюдать за своими движениями. А над матрасом подвешивают мобиль, который родители регулярно меняют (раз в 2-3 недели). Кроме того, рядом вещают или ставят картины или какие-то красивые иллюстрации. Игрушки здесь тоже находятся рядом, чтобы малыш мог сам доползти до них.

Классическая кроватка и зона для бодрствования

Низкая кровать и место для бодрствования

Низкая кровать и матрас с зеркалом (в левом углу)

Что такое Монтессори стеллаж или полки?

Монтессори родители обычно располагают игрушки в свободном доступе, чтобы ребёнок имел возможность самостоятельно выбирать вид деятельности. В большинстве детских это открытый стеллаж, на котором размещаются игрушки, соответствующие возрасту ребёнка. Игрушки на полках периодически меняются в зависимости от интересов ребёнка.

Кроме того, малыш с раннего детства учится убирать за собой игрушки, ведь порядок на стеллаже – это так наглядно и понятно!

Огромный стеллаж. Тут есть, где развернуться :)

Небольшой стеллаж с игрушками и картинами

Белый лаконичный стеллаж

Полки с музыкальными инструментами

Небольшой стеллаж с книгами и игрушками

Монтессори стеллаж для деток постарше

Небольшой стеллаж с книгами

Стеллаж и картинки, которые весят на уровне ребёнка

Где хранится детская одежда?

Весь акцент на ребёнка, поэтому низкий шкаф идеально подходит. Если одежда всё же хранится в отдельном высоком шкафу, то в комнате выделяется зона переодевания. Здесь стоит низкий стул, на который малыш может вешать свою одежду, а обувь ставить рядом.

Низкий шкаф для одежды ребёнка

А ещё порой можно делают туалетный столик, чтобы малыш мог самостоятельно расчёсываться и смотреться в зеркало.

Туалетный столик для ребёнка

Стильный детский туалетный столик

Что такое зона активности?

Это то место, где ребёнок играет. Для малышей – это уютный коврик. Детям постарше обязательно нужен низкий столик и стул.

Зона активности в спальне малыша до года

Яркая спальня. Ребёнок играет на ковре

Аккуратный коврик в стиль комнаты

Уютное игровое пространство

Зона активности для детей постарше

Детский стол и стул

Низкий стол

Низкий детский рабочий стол

А место для кормления – это как?

Наверное, Вы замечали в детских магазинах кресла-качалки для кормления? Так вот такое (или любое другое мягкое кресло)  в самый раз подойдёт для проголодавшегося масика и его мамы. Со временем малыш привыкнет, что здесь они с мамой наедине в тишине и спокойствии. Он будет быстро успокаиваться и радоваться. А ещё в этом кресла мама может уютно пристраиваться и читать малышу сказки перед сном. Поэтому нередко рядом с местом для кормления располагают полки с книгами. 

Кресло-качалка для мамы и рядом для малыша

Обычное винтажное кресло

Тоже кресло-качалка

Кстати, на нашем блоге есть отдельный пост про книги в Монтессори комнате . Там тоже много фотографий для вдохновения.

 А как решается вопрос с горшком?

Очень просто. Некоторые родители размещают горшок прямо в комнате. Рядом ставят корзинку для грязного белья. Малыш постепенно учится самостоятельно ходить на горшок, а также снимать запачканные штанишки и кидать в корзинку.

Горшок и корзинка для белья прямо в детской

Какими ещё вещами  дополняется Монтессори пространство?

В первую очередь картинами (репродукциями, детскими принтами, изображениями животных, алфавитами). Они воспитывают в ребёнке эстетический вкус. Для новорожденных зачастую выбирают черно-белые изображения. Эти контрастные цвета детский глаз различает в первую очередь.

Принт с гербарием

Фотографии насекомых

Чёрно-белые контрастные изображения

Вещами ручной работы. Видя их, ребёнок учится воспринимать ценность ручного труда. К тому же такие вещи добавляют пространству тепла и уюта.

Ветка с птицами и винтажная картинка

Маленьким веником и тряпочкой. Малышам доставляет огромное удовольствием подражать взрослым. Именно так они учатся. Поэтому важно предоставить ребёнку собственные предметы для уборки. Глядишь, скоро научится убирать за собой рассыпанную из сенсорной коробки крупу ;)

Малыш старается убирать, как это делает мама

Детской игровой мебелью (кухней, домиком, сушилкой для белья и т.д.)

Деревянный домик для игр

Детская древянная кухня

Детская игровая мебель, доска для глажки

Детская сушилка для белья

Мольбертом. Известно, что рисование на вертикальной поверхности значительно отличается от рисования на горизонтальной. Это совершенно разные моторные навыки. Поэтому родители стараются найти место для мольберта, чтобы дать ребёнку возможность раскрывать свой творческий потенциал, а также развивать мелкую и крупную моторику.

Детский мольберт

Малыши активно рисуют на мольберте

Дерево или пластик?

Особенностью Монтессори пространства является экологичность, поскольку нет ничего более гармоничного и эстетически красивого, чем природа, поэтому Монтессори родители предпочитают натуральные материалы. Если мебель, то деревянная, если шторы, то хлопковые или льняные, если ковры, то плетёные из натуральных тканей.

Деревянный стеллаж – красота!!!

Вязанный ковёр

Стоит отметить, что классический Монтессори материал изготавливается из дерева или металла, ведь во времена Марии Монтессори о пластике даже не слышали. Сейчас есть множество качественных пластиковые игрушек, которые соответствуют принципам Монтессори педагогики, но всё же деревянные игрушки в приоритете.

Игрушки для малыша: ткань, дерево, пластик, каучук

Самостоятельность ребёнка и освобождении родителей?

Многие почему-то думают, что методика Монтессори помогает родителям снять с себя груз ответственности. Они говорят, мол, ребёнка оставляют наедине со своими проблемами. Он вынужден их решать самостоятельно. Нет. И ещё раз нет! Если родители не будут ребёнку всё показывать, он ничему не научится. Если не будут с ним рядом, он специально будет демонстрировать свою беспомощность.

В Монтессори всё продумано с тем, чтобы ребёнок мог пробовать свои силы и познавать свои возможности. Но это совсем не означает, что, научившись складывать игрушки в коробку, он будет вынужден всегда за собой убирать всё до последней игрушки. Равно как умение ребёнка читать не означает, что родители перестанут читать ему книжки.

Малыш старается самостоятельно выстроить башню

Наоборот, методика Монтессори предполагает, что ребёнок многим вещам учится именно у родителей. А родители всегда присутствуют рядом, показывают и рассказывают, открывают ему мир. Когда же малыш пробует что-то сделать сам, они стараются побыть в стороне, чтобы он всё-таки смог. Если ребёнок просит о помощи, они обязательно помогают.

Как мы воплотили Монтессори пространство в однокомнатной квартире?

О том, как мы пришли к методике Монтессори, я уже писала, здесь я расскажу, как мы продолжаем воплощать её в домашних условиях:

1. Прежде всего, мы решили, что в комнате не будет шкафов, комодов и вообще лишней мебели. Все вещи у нас хранятся в кладовой и большом шкафу в ванной. Чтобы кладовка не захламлялась, сезонные вещи мы вывозим в гараж. Это дало возможность создать на полу большое игровое пространство.

Отсутствие лишней мебели создаёт больше пространства для игр

2. Муж смастерил большой Монтессори стеллаж (похож на икеевский “Экспедит”). Здесь хранятся игрушки, книжки и материалы для занятий. Часть игрушек тоже на время уходит в кладовку. 

Стеллаж помогает структурировать игрушки и даёт возможность выбора

3. Возле стеллажа на полу лежит удобный детский коврик, а рядом находятся метёлка, совок и мягкая варежка для втирания пыли. Для чтения у нас есть удобное кресло-мешок.

Коврик для игр около стеллажа

4. Когда Сима была маленькая, у нас стоял спортивный уголок. Ксюша лазила по лестнице, а снизу мы стелили коврик и выкладывали Симу. Над ней вешали мобили. Рядом были игрушки и картинки. От сюда она могла выползать на пол. Также мы рано начали класть её на пол (не на покрывало, а именно на ламинат), чтобы она училась ползать. Кстати, учителем ползания у Симы была Ксюня. Именно она ей показывала технику и приёмы :)

Подвеска для ножек, чёрно-белы изображения, игрушки

Ползание прямо на полу с самого раннего возраста

5. Ещё мы часто меняли мобили, которые мастерили своими руками.

Это я написала не для хвастовства, а для примера: создать развивающую среду можно даже в однокомнатной квартире.

Надеюсь, эта статья поможет Вам создать самую правильную и уютную детскую комнату для Вашего ребёнка!

Если Вам понравился этот обзор, поделитесь им с друзьями в социальных сетях. Авось, кто-то из них ждёт ребёнка и как раз ломает голову над обустройством детской комнаты ;)

А ещё приглашаем Вас подписываться на обновления блога “Расти умным!” У нас много полезного и интересного для Ваших малышей!

P.S. Изображения взяты с блогов Мотессори-родителей, в том числе Sew Liberated и How we Montessori, а также из Pinterest. Коллекция фотографий собиралась более 1 года, поэтому ссылки утеряны. Если у Вас есть желание и потребность, ищите первоисточник через Google поиск по фотографиям.

Желаем Вам домашнего уюта и побольше детского смеха!

Эта статья опубликована Grow clever в раздел Развивающая среда

Детская комната по Монтессори

Во все времена дети жили в домах, удобных для взрослых. Даже детские комнаты всегда обустраивались так, чтобы родителям было легче и комфортнее ухаживать за ребенком. Малышам приходилось подстраиваться под эти реалии. Способствует ли такое положение дел развитию детей? К сожалению, нет. По мнению знаменитого педагога Марии Монтессори, детские помещения должны быть оборудованы в соответствии с потребностями детей, а не взрослых. Только так можно обеспечить условия, помогающие детям реализовать свой духовный, интеллектуальный, ментальный и физический потенциал.

Согласно учению Монтессори, ребенок рождается самостоятельной личностью с большими возможностями. Он изначально готов сам обучаться и развиваться. Задача взрослого — создать обстановку, помогающую его способностям раскрыться. Среда, в которой обитает малыш, должна быть адаптирована согласно его интересам и уровню развития.

Неважно, о чем идет речь: о группе детсада, классном кабинете или детской комнате — без специально подготовленной среды не обойтись. Задача взрослого — научить ребенка пользоваться ею. Дальше он всё сделает сам.

Как организовать детскую комнату, чтобы она соответствовала принципам Монтессори? Как превратить спальню ребенка в развивающую среду? Рассмотрим главные правила.

Принципы педагогики Монтессори, которых следует придерживаться при обустройстве детской

1. Свобода перемещения и простота. Детскую стоит оформить в минималистском ключе. Чем проще будут отделка, мебель и декор — тем лучше. Нужно уберечь органы чувств ребенка от излишней нагрузки. Помещение должно быть достаточно просторным. Необходимо оставить свободное пространство для обучения и игр. Поэтому из мебели стоит приобрести только самое необходимое.

2. Организованность. Хаос, избыток вещей и беспорядок (не только физический, но и визуальный) утомляют ребенка, мешают ему свободно мыслить и учиться. Необходимо организовать интерьер так, чтобы поддерживать порядок в комнате было легко и просто. У каждой вещи должно быть свое место.

3. Красота. Помещение должно быть минималистичным, но не пустым и не безжизненным. Эстетическая составляющая очень важна. Во-первых, необходимо формировать у ребенка чувство прекрасного. Во-вторых, красивые вещи привлекают детей, стимулируют у них интерес.

4. Следование за ребенком. Это значит, что именно его интересы должны быть поставлены во главу угла. Для декора стоит выбрать тему, которой увлечен малыш. Может быть, это будут животные, растения, транспорт или сказочные герои — главное, чтобы у крохи горели глаза. Создавая интерьер для ребенка постарше, обязательно нужно посоветоваться с ним при решении тех или иных вопросов (например, при подборе мебели, составлении плана комнаты и т.п.).

5. Свобода выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно выбирать одежду, книги, игрушки. Всё это следует расположить так, чтобы маленький хозяин не только видел предметы, но и мог без труда достать их. Именно поэтому мебель в детской по Монтессори преимущественно низкая и открытая (стеллажи). Для хранения одежды, которую ребенок будет выбирать сам, часто оборудуют мини-гардеробные.

Соответствие этому принципу вовсе не означает, что малышу должны быть доступны абсолютно все имеющиеся у него игрушки и предметы одежды. Чрезмерное обилие мешает маленьким детям делать выбор. Из одежды достаточно 3-4 комплектов. Из игрушек — столько, чтобы не стало скучно.

6. Независимость. Детскую следует обустроить так, чтобы ребенок мог довольно продолжительное время играть и заниматься самостоятельно.

Как уже было сказано, важные для ребенка предметы всегда должны быть в зоне доступа. Это касается игр, развивающих материалов, игрушек, книг, одежды и средств для уборки (это могут быть салфетка для вытирания пыли, щетка для уборки мусора с пола, корзинка для грязного белья). Важны и комфортные зоны для игр: например, мягкий безопасный коврик на полу, низкий столик, табурет. Кроме того, необходимо уделить пристальное внимание безопасности: закрыть розетки, спрятать провода, закрепить мебель, не оставлять в помещении ничего острого, хрупкого, мелкого и т.п.

Кстати. Если ребенок привыкает сам снимать предметы с полок (в том числе с относительно высоких) — это делает его ловким и проворным.

Дизайн детской по Монтессори

Цвет и отделка

Специалисты по педагогике Монтессори говорят, что пространство детских помещений должно «успокаивать душу и удовлетворять врожденное стремление к порядку». Поэтому лучший выбор для детской — это нейтральные цвета и материалы.

Детская комната по Монтессори должна быть светлой и легкой. Стены могут быть белыми, светло-бежевыми, светло-серыми. Если всё же хочется ввести цвет, лучше выбрать пастельный оттенок.

Одну из стен можно сделать в меру яркой, активной, выделив её обоями или цветной краской.

Очень важны безопасность и комфорт, поэтому керамическая плитка для пола точно не подойдет. Предпочтительнее деревянная доска, пробка, ковролин.

Мебель

1. Низкая кровать. Это одна из ключевых особенностей детских спален, спроектированных в соответствии с принципами и рекомендациями Марии Монтессори.

Очень низкое ложе (часто это просто матрас, лежащий на полу) позволяет даже самому маленькому крохе самостоятельно покидать спальное место и возвращаться на него. Монтессори считала эту возможность чрезвычайно важной для развития ребенка. На такие кровати переселяют детей уже через несколько недель после рождения.

Современный вариант — низкая кровать-домик. Считается, что модели с каркасом-домиком больше похожи на «правильные» детские кровати. Психологи говорят, что спальное место в «домике» создаёт у ребенка ощущение большей защищенности и безопасности. Кроватки с каркасом выглядят уютно и мило, к тому же они очень популярны в наши дни.

В детских по Монтессори нет ни традиционных кроваток с бортами, ни манежей. Эти предметы препятствуют формированию самостоятельности, независимости и познавательного интереса.

2. Низкая мебель для хранения: тумбы, стеллажи, напольные книжные полки.

3. Гардеробная в виде шкафа, клозета или небольшой открытой зоны с крючками, полочкой, штангой для плечиков и т.п.

4. Низкий детский столик и стульчик для занятий.

5. Низкие пуфы, табуреты, напольные подушки. Они нужны как для самостоятельной деятельности малыша, так и для совместных занятий с родителями.

Мама и папа должны находиться на одном уровне с малышом, поэтому занятия и игры часто проходят на полу. В таких обстоятельствах невысокие сидения и подушки — просто находка.

Аксессуары, наполнение, декор

Обязательно наличие зеркала, расположенного так, чтобы ребенок мог самостоятельно смотреться в него. Если это комната для малыша до года, зеркало часто вешают на стену прямо у пола. Кроха может заглядывать в него, сидя или лежа на животике.

Декор стен располагают на уровне глаз ребенка или чуть выше. Стены оформляют картинами, постерами, фотографиями.

Необходимо предусмотреть несколько сценариев освещения. У ребенка постарше должен быть доступ к управлению ими. Возможность контролировать и изменять освещение в своей спальне развивает в ребенке самостоятельность и независимость.

Детскую по Монтессори обычно оформляют такими предметами, как глобус, географическая карта, живые растения, милые коврики, матрешки, яркие счёты и игрушки-лабиринты, разноцветные флажные ленты, крупные декоративные буквы (настенные или настольные), оригинальные светильники и др.

Смотрите ещё:

Детская в скандинавском стиле

Серые стены в детской

Хранение игрушек в детской комнате

Что лучше для ребенка: кровать или диван?

Как организовать рабочее место школьника?

Создание игровой комнаты в стиле Монтессори

Развивающая среда Монтессори, созданная вокруг дошкольника, – один из факторов его успешного развития. Оборудование помещения группы в детском саду и организация комнаты по Монтессори помогут ребенку развиваться в соответствии с его интересами, потребностями, индивидуальным темпом деятельности, способностями и характером.

Как выбрать мебель?

Детская комната по Монтессори должна соответствовать нескольким обязательным требованиям. Во-первых, она должна быть достаточно просторной, чтобы дети могли по ней свободно перемещаться, не мешая друг другу и не встречая препятствий. Во-вторых, детская мебель должна соответствовать росту ребенка, чтобы ему было удобно самостоятельно садиться на стульчик около стола или доставать предметы из шкафчика и затем убирать их на место. В-третьих, в комнате по Монтессори столы и стулья должны быть легкими по весу, чтобы без помощи взрослых переставлять их в нужное малышу место. Столы для занятий должны быть устойчивыми, достаточно широкими, однотонными, светлыми, чтобы ребенка ничего не отвлекало от его занятий. Кроме самых простых предметов мебели, в комнате нужны небольшие коврики для занятий физической культурой.

Комната в стиле Монтессори должна обеспечивать дошкольнику свободный доступ к любым предметам, которые его окружают. Важно, чтобы все предметы, которые могут понадобиться, находились на уровне глаз: вешалка для одежды, крючки для полотенец, книги, игрушки Монтессори или другие вещи на открытых полках стеллажей или шкафов.

По идее Марии Монтессори в комнате недопустимы дверцы и закрытые коробки: нужно, чтобы все, что есть в комнате или помещении группы, дети могли хорошо видеть и легко самостоятельно доставать. Для самых маленьких подойдут открытые неглубокие коробки или удобные плетеные корзины, установленные прямо на полу, например, недалеко от спального места в поле зрения малыша.

Важно! Подбирая оборудование для комнаты по Монтессори дома, в зоне переодевания стоит расположить удобные крючки и полочки, а также зеркало с туалетным столиком.

Как обеспечить безопасность и экологичность?

Родители стремятся создать все условия для того, чтобы маленький человек активно развивался, при этом хотят, чтобы ничего не угрожало его здоровью и безопасности. Поэтому Монтессори-комната для детей не должна содержать никаких опасностей: тяжелых, острых, хрупких или бьющихся предметов, открытых электрических розеток, неисправных выключателей. Напольное покрытие должно быть ровным и гладким, но не скользким. Так как очень часто дети располагаются для своих занятий на полу, необходимы удобные легкие коврики, в которых не скапливается пыль и которые легко перенести с места на место. Материалы, которые окружают детей, должны быть натуральными, поэтому предпочтительны дерево, хлопок, лен, шерсть. В комнате Монтессори не нужны и даже вредны нарядные шторы из синтетических тканей, дорогие обои и потолочные покрытия, а также краски и лаки, содержащие токсичные вещества.

Детская комната по Монтессори для ребенка отличается широкими окнами, которые являются источником естественного освещения. Поэтому на окнах вообще не нужны никакие занавески, а также громоздкие горшки с цветами или элементы декора.

Важно! В зоне для сна в комнате Монтессори можно также учить самостоятельности: поэтому идеальным местом для сна малыша является высокий матрасик, положенный прямо на пол, затем его заменяет низкая кроватка без бортиков.

Что такое зонирование по Монтессори?

Оборудование Монтессори-комнаты предполагает, что в детском помещении должны быть территории, выполняющие различные функции. Во-первых, необходимо пространство для переодевания. Во-вторых, отдельное место для сна. В-третьих, необходимы так называемые зоны деятельности (активности) и творчества. Дети сами выбирают зону и материал для работы. В зоне деятельности могут вместе заниматься несколько малышей, но, если ребенок хочет быть в ней один, не разрешается ему мешать.

По методике Марии Монтессори комната должна включать следующие зоны (таблица).

Зоны деятельности Содержание деятельности Оборудование комнаты Монтессори
Математика
  • Освоение счета, математических действий;
  • Развитие логических представлений и операций
Дидактические пособия для обучения счету и математическим действиям
Родной язык Знакомство с буквами, обучение письму и чтению, увеличение лексического запаса Подвижный алфавит, буквы из материала разной фактуры, крупа или песок
Космос Знакомство с окружающими миром, растениями, животными, с историей, географией, астрономией, культурой народов Книги, плакаты, фотографии, лото, модели земного шара, Солнечной системы
Сенсорное развитие
  • Знакомство с понятиями температуры, веса, звука, цвета, запаха, формы, длины, ширины;
  • Развитие осязания, зрения, вкусовых ощущений
  • Материалы с различными свойствами (вода, лед, камни разного размера, ткань и др.);
  • Игрушечные весы;
  • Музыкальные инструменты
Практическая Забота о себе, подготовка руки к письму, знакомство со свойствами предметов окружающего мира
  • Посуда, полотенца, предметы для сервировки стола, место для мытья посуды и для стирки, тазики, губки, утюг, гладильная доска; метёлка и совок; прищепки;
  • Тренажеры для застегивания и расстегивания пуговиц и др., завязывания шнурков;
  • Материалы, которые можно переливать, пересыпать, сортировать

Кроме указанных пяти зон, детская комната в стиле Монтессори может включать зоны для занятий физической культурой, музыкой, пением, танцами, иностранными языками, изготовления поделок и изделий из разнообразных материалов (дерева, картона, бумаги и др.), игр с песком.

Важно! При организации комнаты по Монтессори следует иметь в виду, что в практической зоне должны использоваться не игрушечные предметы, а настоящие.

Когда у ребенка нет своей собственной комнаты

Организация комнаты по Монтессори возможна даже в том случае, если у малыша нет своей собственной комнаты. В таком случае все зоны активности располагаются следующим образом:

Даже в самой маленькой квартире есть возможность организовать пространство так, чтобы ребенок самостоятельно познавал окружающий мир, приобретал математические навыки и знания, совершенствовал речь, занимался физкультурой и творчеством.

В семье два ребенка разного возраста

Комнату по Монтессори можно оборудовать и в случае, когда в семье два ребенка разного возраста. В этой ситуации удобнее всего не делить детскую на две половины, а продублировать оборудование каждой зоны для старшего мебелью маленького размера и соответствующим набором принадлежностей. Такой вариант поможет старшему научиться помогать братику или сестричке, а младшему – всегда видеть перед собой пример. Родителям придется позаботиться о комплектах развивающих игр, книг и игрушек нескольких возрастных категорий и вовремя обеспечивать смену принадлежностей, которые уже освоены малышами, новыми и еще не познанными.

Монтессори-комната в дошкольной образовательной организации

Комната Монтессори в детском саду оборудуется в просторном помещении группы, где дети могут выбрать себе занятие по душе, переходя из одной зоны активности в другую. Задача воспитателя в этой ситуации – контролировать перемещение детей, консультировать, помогать, показывать образец выполнения тех или иных действий.

Книги, игрушки, конструкторы, наборы для творчества, настольные игры на открытых полках стеллажей и в зонах разных видов деятельности периодически заменяются новыми или сменяют друг друга, чтобы интерес к любимым занятиям не ослабевал.

В детском саду есть возможность в процессе оборудования комнаты Монтессори выделить место для занятий физкультурой, залезания, перелезания, пролезания по туннелю, а также для занятия разными видами творчества. В зоне творчества стоит расположить складные мольберты из дерева – на таких мольбертах можно рисовать мелками, а также, прикрепив лист бумаги, акварельными красками или гуашью.

Важное значение в дошкольном образовательном учреждении играет так называемая зона переодевания: здесь расположены шкафчики с вещами, которые ребенок может надевать и снимать самостоятельно (футболки, шорты, платья, трусы, колготки, носочки, пижама и др.), а также стульчики, на которые необходимо научиться аккуратно вешать и складывать одежду.

Система Монтессори направлена на интеллектуальное и социальное развитие детей, эффективно прививает навыки самообслуживания, взаимодействия с окружающими. Комната по Монтессори приучает наводить порядок после игры или других занятий, все предметы убирать на места. Благодаря организации комнаты по Монтессори успешно происходит подготовка маленького человека к школе и дальнейшей взрослой жизни.

Видео

059

Детская по Монтессори: 10 принципов

Главная Метод Монтессори Монтессори дома Комната малыша по принципам Монтессори-педагогики: 10 идей

Детская по Монтессори – не такая сложная задача, как может показаться. Даже если ваш ребёнок никогда не занимался по системе Монтессори, вы легко можете организовать его детскую комнату (или детский уголок) с элементами Монтессори-среды.

Итак, вот десять простых идей.

Отдайте предпочтение пастельным цветам и деревянной мебели. Существует мнение, что ребёнок лучше воспринимает яркие цвета, однако они действуют возбуждающе на психику, часто вызывая переутомление.

Приучайте ребёнка к простым и гармоничным вещам с самого рождения.

Для совсем маленького ребёнка подойдёт матрас, который можно положить прямо на пол, или очень низкая кровать. Малыш сможет видеть окружающий мир без прутьев решётки обычной детской кроватки. А как только научится ползать, сможет иметь возможность самостоятельно залезать на кровать и слезать с неё.

  1. Матрас или коврик для двигательной активности

Дети проводят много времени, играя на полу. Поэтому у ребёнка практически с рождения должно быть место для игр и движения. Это может быть мат, матрасик или коврик.

Сложите все игрушки ребёнка на низкие полочки так, чтобы он мог сам выбрать, какую игрушку взять, и легко до неё достать. Не нужно сразу давать очень много игрушек. Лучше менять их время от времени.

После занятия с каждой игрушкой предлагайте положить её на место. Не настаивайте, первое время вы можете убирать игрушки сами.

  1. Стол и стул по росту ребёнка

Как только ребёнок научится сидеть, вы можете поставить маленький столик и стульчик по росту малыша. Предлагайте ребёнку заняться творчеством или перекусить за столиком.

Материалы для творчества должны быть в свободном доступе. Совсем маленьким детям предлагайте пальчиковые краски и самодельный пластилин из солёного теста.

Вы можете сделать стенд для рисунков и поделок ребёнка.

Разложите одежду ребёнка так, чтобы он сам мог решать, что надеть. Не нужно раскладывать таким образом всю одежду малыша, так как ему будет трудно сделать выбор. Достаточно 2-3 комплектов одежды, подходящей по сезону.

Приучайте малыша самостоятельно убирать за собой, если он разольёт воду или испачкает стол красками. Для этого положите в определённом месте тряпочку или губку. Ребёнку постарше также можно предложить небольшой совочек с щёткой и даже маленькую швабру.

Даже у совсем маленького ребёнка на столе может стоять красивая вазочка с цветами. Обращайте внимание ребёнка на красоту и приятный запах цветов. Детям постарше очень полезно иметь в комнате живые цветы, о которых дети смогут заботиться сами: поливать их и ухаживать за ними.

Хотя даже самым маленьким детям рекомендуется есть вместе со всеми членами семьи за общим столом, ребёнок иногда может захотеть перекусить в течение дня. Лучше всего для этого подходят свежие овощи, фрукты и (для старших детей) орехи. Тарелочку с фруктами и овощами, а также небольшой графин с водой можно поставить в комнате ребёнка, тогда ему не придётся прибегать к помощи взрослых каждый раз, когда захочется перекусить.

Возможно, вам будет интересна электронная книга о развитии ребёнка в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

Добавить в избранное Распечатать

Мама, я сам! Как обустроить детскую комнату по принципу Монтессори * П—Журнал

Согласно методике Монтессори, ребёнок должен сам определять, чем и когда ему заниматься. Для развития малышу необходима специальная среда. Воссоздать благоприятную обстановку для самостоятельного развития можно и дома. О том, как это сделать, специально для «П—Журнала» рассказали руководитель пермской Монтессори-школы «Незабудки» Ольга Баландина и Монтессори-педагог образовательного комплекса «Солнечный круг»  Светлана Рогачева.

Немного детства в каждой комнате

Когда в доме ребёнок, важно, чтобы не только детская была продумана до мелочей, но и во всей квартире малышу было комфортно. Например, возле входной двери стоит поставить низкий стул, где он сможет сесть, а также место, куда он может самостоятельно повесить свою верхнюю одежду и поставить обувь. В ванной – полотенце, чтоб без участия взрослого ребёнок мог вытереть руки.

На уровне глаз ребенка стоить повесить в квартире зеркало и расчёску. В зале – полки, куда можно поставить несколько детских книг, игрушек, пазлов или игр.

Ну, а теперь – о детской комнате.

Дерево вместо пластика

Обучение ребёнка происходит в большей степени через естественное взаимодействие с окружающей средой, обстановкой. Поэтому на подготовку среды стоит обратить особое внимание. Важно учитывать качество и эстетичность вещей. Недорогие полки, столики и стульчики, изготовленные из дерева, а не из пластика, прививают ребёнку вкус к качеству и демонстрируют уважение к маленькому человеку. Из цветов стоит выбирать спокойные, нейтральные тона.

Маленькому человеку – маленький стул

Вся мебель должна быть соразмерна росту ребёнка. Стол, стул, открытые стеллажи, шкаф для одежды, крючки для бытовых нужд – всё в свободном доступе ребёнка. И мебель, и все предметы в комнате обладают свойством притягательности. Они как бы говорят ребёнку – «открой меня, возьми меня, поработай со мной». А потому должны быть эстетичны, доступны, экологичны и безопасны.

Кровать на полу

Методика обустройства комнаты по Монтессори предполагает спальное место на полу – на матрасе или в низкой кроватке. Расположение ближе к полу стимулирует ребёнка к познавательной активности, ведь он будет видеть, что происходит вокруг. Решившись на такой вариант детской комнаты, стоит убедиться в отсутствии сквозняков в течение всего дня, в Пермском крае температурный режим требует особого внимания.

Пусть картины висят пониже

Некоторые картины на стенах стоит подвесить на уровне детских глаз. Это могут быть известные произведения искусства или хорошие иллюстрации, фото и постеры.

Игрушек бывает много

Не следует выставлять в открытый доступ сразу много предметов, чтоб не было ощущения перегруза пространства. Лучше менять книги и игрушки, убирая те, которые ребёнок долгое время не использует. Достаточно делать один раз в месяц на основе наблюдений за ребёнком: что он использует, что нет, что ему уже не интересно в силу возрастного развития. Обязательно оставляйте его любимые вещи.

Уборка – увлекательное занятие

Предметы для ухода за окружающей средой – то, что нужно маленькому непоседе. Пусть в комнате будут специальные наборы предметов для подметания стола, пола, тряпочки и щёточки. Дети очень любят такую работу. Зачем же лишать ребёнка радости труда и созидания?

Вот список мебели и вещей, которые должны быть в детской комнате, обустроенной по системе Монтессори.
  1. Низкая кроватка, с которой малыш сможет слезать сам, или матрас.
  2. Напольное зеркало.
  3. Сенсорные коврики или дорожки.
  4. Низкие полочки, на которые вы будете класть игрушки ребёнка.
  5. Маленькие столик и два стульчика по росту ребёнка.
  6. Защита на розетках, на шкафчиках с вещами, которые ребёнок не должен брать (лучше не иметь таких в комнате ребёнка, но если у ребёнка свой уголок в большой комнате, то все взрослые шкафчики должны быть заперты).
  7. Небольшая скамеечка, которую ребёнок сможет переносить, когда немного подрастёт, чтобы доставать до раковины, стола и так далее.
  8. Вешалка с полочками, расположенными так, чтобы ребёнок мог видеть одежду и легко до неё дотянуться.
  9. Материалы для развития движения: подушки, маты, дорожки и лесенки, перекладина, за которую ребёнок сможет держаться, когда начнёт учиться вставать.
  10. Тряпочка, чтобы малыш мог сам вытирать, если он что-то запачкает или прольёт.
  11. Стена или стенд, на которые ребёнок сможет вешать свои рисунки и поделки.
  12. Когда ребёнок немножко подрастёт, очень хорошо, если на его столе будут находиться растения в горшках или срезанные цветы.
  13. Тарелочка с фруктами, которые малыш сможет сам почистить и съесть, когда ему захочется.
  14. Маленький кувшин и стакан, чтобы ребёнок мог сам наливать себе воду.

Комната – среда, формирующая личность. Детская комната по технологии Марии Монтессори, по мнению экспертов, поможет развить самостоятельность и ответственность в маленьком человеке с самого детства.

Понравилась статья? Поделитесь ей в Вконтакте, Фейсбуке, Одноклассниках, Твиттере или отправьте в Вайбере, Ватсаппе или Телеграмме

Ребёнок в маленькой квартире: создаём Монтессори-среду

Мы расскажем, какие Монтессори-материалы действительно необходимы, а также поделимся некоторыми хитростями создания Монтессори-среды в небольшом пространстве.

Материалы.

В небольшой квартире место для игр не обязательно должно находиться в комнате ребёнка. Элементы среды могут присутствовать как в гостиной, так и на кухне. Если спальная ребёнка (детей) очень маленькая, идеальный вариант –расположить материалы именно в гостиной. А лучшим местом для творческой зоны, как ни странно, чаще всего становится кухня.

В маленьком помещении на виду у ребёнка будет мало игрушек и материалов. Не стоит воспринимать это как нечто негативное. Преимущество в том, что в таком пространстве будут выставлены только те материалы, которые подходят ребёнку в данный момент развития. Купите одну небольшую низкую полочку и поместите на неё несколько игрушек, которые особенно интересуют ребенка в данный момент. Остальные материалы или игрушки уберите на хранение в детский шкаф, коробку или сундук. Если у вас высокий стеллаж со множеством полочек, займите нижние полки детскими игрушками, а верхние – своими вещами или игрушками, которыми ребёнок пока не пользуется.

Конструкторы, мягкие игрушки, куклы и машинки, если они есть, бессмысленно выставлять на видное место. Важно, чтобы все они были разложены по отдельным коробочкам или корзинкам так, чтобы их было просто убирать на место. Даже если у вас совсем небольшой стеллаж, расставляйте материалы свободно. Помните, что гармония во всём – одна из первых составляющих Монтессори-среды.

Место для игр и занятий.

Около стеллажей с материалами постелите коврик, на котором ребёнок сможет заниматься. Не забудьте, что такое место на полу для игр обязательно должно быть у малыша. Оно должно быть удобным и безопасным (и не обязательно большим). Прекрасно, если у вас есть возможность поставить в комнату маленький стул и столик по росту ребёнка. Однако, если это невозможно, вы можете обойтись и без них. Тогда ребёнок будет пользоваться высоким стулом, который обычно использует для еды, садясь за творческие занятия, а позже работая с материалами для письма, за обычным столом.

Место для книг.

Для книг не нужно много места: на полочке, доступной малышу, должны находиться только книги, соответствующие возрасту ребёнка. Лучше чаще менять книги и выставлять всего несколько. Полочку с книгами можно повесить в любом месте квартиры. Удобно расположить её над кроватью ребёнка. Так она совершенно не отнимет места.

Уголки для чтения в стиле Монтессори 

Творческие материалы.

В небольшой квартире зону творчества удобнее всего расположить на кухне. Ведь на кухне обычно есть удобный большой стол, за которым могут поместиться сразу несколько детей (и даже взрослых, когда нужна помощь), высокий, подходящий по росту ребёнка стул, который обычно используется для еды; там легко моющиеся поверхности. Кроме того, родители могут готовить, пока дети рисуют или лепят. Вам достаточно только сделать полочку для творческих материалов либо небольшие коробочки с красками, пластилином и т. п.

Можно создать творческую зону и в другой комнате, например, прикрепив к стене мольберт для рисования, доску для рисования мелками и полочку с красками.

Монтессори дома: что у нас на полках для творчества 

Украшения комнаты.

Помните, что даже в маленькой квартире важно поддерживать гармоничный интерьер. Там, где играет малыш, развесьте картинки с животными или цветами в спокойных тонах, а также семейные фотографии или фотографии ребёнка. Украсьте квартиру цветами в вазах или в горшках.

Картины для оформления Монтессори-среды

Прихожая.

Прихожую следует организовать так, чтобы ребёнок мог без труда доставать свою одежду и вешать на место. Однако, так должна быть расположена не вся верхняя одежда малыша, а только куртка и ботинки, которые подходят именно в это время года. Поэтому смело прибивайте один крючок на уровне роста ребёнка, чтобы куртку легко было повесить, придя с улицы. Шапку и шарф также можно вешать на тот же крючок или научить ребёнка класть их в рукав куртки.

Зонты, резиновые сапоги и одежда, которую ребёнок не носит каждый день, не обязательно должны располагаться в доступности. Вы можете сами доставать их по необходимости.

Шкаф с детской одеждой.

В идеале шкаф с одеждой ребёнка должен находится в той комнате, где он спит. Так малышу будет удобнее всего одеться самостоятельно после пробуждения. В случае с расположением детских вещей в шкафу работает то же правило: не нужно, чтобы ребёнок мог достать до всей имеющейся у него одежды, необходимо иметь одну полочку (шкафчик или пару крючков или вешалок), на которых будут лежать 2–3 комплекта одежды по сезону, из которых ребёнок выберет тот, который ему больше захотелось в данный момент.

10 идей как помочь ребёнку самостоятельно одеваться 

Кухня.

На кухне, помимо упомянутого уже высокого стула для участия в общих трапезах, вам пригодится небольшая скамеечка или стульчик, чтобы ребёнок доставал до рабочих поверхностей на кухне или до высоких полок. Это может быть и обычная устойчивая табуретка, которую можно использовать и как дополнительное место во время еды.

Столовые приборы ребёнка положите на нижние полки или шкафчики так, чтобы ребёнок мог сам накрыть на стол.

Положите в небольшую корзинку губки, тряпочки, чтобы ребёнок мог сам убрать за собой.

3 совета, как сделать вашу кухню кухней по Монтессори 

Ванная комната и туалет.

В ванной комнате вам потребуется скамеечка или стульчик, на который ребёнок будет вставать, чтобы достать до раковины. Сейчас можно найти табуреты-коробки, внутрь которых складываются туалетные принадлежности, что экономит место.

Для туалетных принадлежностей ребёнка выделите маленькую корзинку или коробку, в которой будут лежать зубная щётка, паста, расчёска и, возможно, полотенце.

Ванная комната может стать для малыша и зоной работы с водой, особенно в раннем возрасте. Во время купания можно тренироваться в переливаниях, предложив ребёнку несколько сосудов, водяную мельницу, половники и ложки для переливаний.

Ванная комната для ребёнка до 3 лет

Горшок должен находиться в туалете. Тогда ребёнок с самого начала приучения к горшку будет понимать, что для этого существует специальное место. К сожалению, возможность разместить горшок в туалете бывает не всегда. В любом случае лучше как можно раньше переходить от горшка к детскому сидению в обычном туалете. Так вы сэкономите и место, и быстрее приучите ребёнка к пользованию унитазом.

Участок или терраса.

Если у вас совершенно нет места в квартире или в доме, но есть балкон или участок около дома, их также можно использовать для детских занятий. Расположите там творческую зону, место для игр с крупами и водой, песочницу, спортивные снаряды. Там может быть место для стирки и развешивания одежды или посадки цветов или съедобных растения.


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.