




Авторы: Протоиерей В. Асмус
МОНОФИЗИ́ТСТВО (от моно... и греч. φύσις – природа), традиц. название богословского учения о единой природе Иисуса Христа, возникшего в 4–5 вв. в Византии в эпоху христологич. споров. Термин «М.» более позднего происхождения (кон. 7 в.); утвердившись в среде сторонников учения о двух природах (Божественной и человеческой) во Христе – православных, этот термин полемически исказил учение о единой природе Христа.
Родоначальником учения о единой природе Иисуса Христа является Аполлинарий Лаодикийский (ум. 390) (см. Аполлинарианство), который, отрицая полноту человеческой природы во Христе, учил, что во Христе Бог и человек (без духа, ума) составили единую природу. Аполлинарий был осуждён II Вселенским собором (381) (см. Вселенские соборы). Однако впоследствии его сочинения распространялись под именами самых авторитетных православных епископов, в т. ч. формула «…единая природа Бога Слова воплощённая…» («…μία φύσις τοῦ Θεοῦ Λόγου σεσαρϰωμένη…»), ставшая вероисповедной основой М. К этой формуле прибегал свт. Кирилл Александрийский, полемизируя с Несторием (см. Несторианство), разделявшим Христа на два лица, однако святитель признавал, что можно говорить о двух природах Христа после воплощения. Кирилл осуждал Аполлинария и признавал полноту человеческой природы во Христе. III Вселенский собор (431) осудил Нестория и признал богословие Кирилла православным, однако не дал своего вероопределения, и при неопределённости терминологии Кирилла возникала возможность разл. интерпретаций. Так, константинопольский архим. Евтихий не признавал, что Христос как человек единосущен др. людям. В 448 в Константинополе местный собор отлучил Евтихия. Архиеп. Александрийский Диоскор (444–451) поддержал Евтихия в требовании созвать Вселенский собор и председательствовал на соборе в Эфесе в 449, получившем впоследствии назв. «разбойничьего», где Евтихий был реабилитирован.
IV Вселенский (Халкидонский) собор (451) принял вероопределение о Христе в едином Лице, в единой ипостаси и в двух природах и осудил Евтихия. Гл. авторитетом для отцов собора был Кирилл Александрийский, при этом его терминология была уточнена. Однако далеко не все готовы были принять этот собор. Противники собора посчитали недопустимым говорить о двух природах во Христе: по их мнению, две природы неизбежно вводят и две ипостаси, что является возрождением несторианства. Они придерживались утверждения, что Христос, хотя рождён из двух природ, пребывает не в двух природах, поскольку в акте Воплощения из двух стало одно. В Египте, Сирии и Закавказье началось противодействие Халкидону, которое не удавалось остановить адм. мерами: в борьбу сторонников и противников Халкидона всё более втягивались широкие массы, предводительствуемые монашеством.
Столетие, последовавшее за Халкидонским собором, отмечено расцветом М. При этом оно разделилось на 2 десятка течений, из которых одни имели вероучительные оттенки, другие – возникли в силу личных амбиций вождей. Самым влиятельным богословом М. стал Севир Антиохийский. Отрицая слияние Божества и человечества во Христе (как и отцы Халкидонского собора), признавая двойное единосущие Христа: Отцу по Божеству и людям по человечеству, – но при этом отождествляя понятия «ипостась», «лицо» и «природа», он учил о единой сложной природе Христа, но не двойной (поэтому встречающееся в совр. лит-ре именование М. диплофизитством неверно). Крайнее учение М. о совершенном нетлении Тела Христова с момента Воплощения как аргумент в пользу единства природы Христа создал Юлиан Галикарнасский. Иоанн Филопон, исходя из логики М. (отождествление природы и ипостаси), разрабатывал учение троебожия.
Никто из визант. императоров не встал однозначно на сторону М. Попытку примирения монофизитов с халкидонитами на основе догматич. минимума предпринял имп. Зинон: в изданном им Энотиконе (482) предписывалось держаться первых трёх Вселенских соборов, признавать Христа «единосущным Отцу по Божеству и нам по человечеству», анафематствовать Нестория и Евтихия, не принимать «разделяющих или сливающих» две природы во Христе (халкидонская терминология) и при этом анафематствовать всех думающих иначе. Однако Энотикон не удовлетворил мн. представителей обеих сторон и вызвал более чем 30-летний разрыв христианского Востока с Рим. церковью. Примирение с Римом ценой обязательства борьбы с М. было достигнуто вставшим на сторону Халкидона имп. Юстинианом I. В 536 в Константинополе состоялся собор, осудивший Севира Антиохийского. V Вселенский собор (553) принял догматич. определения, тонко учитывавшие все опасения противников Халкидона и гармонизировавшие его вероопределение с формулами Кирилла Александрийского.
Церковная политика имп. Юстиниана сделала халкидонское вероисповедание офиц. вероучительной доктриной. Для непримиримых противников Халкидона, остававшихся, как правило, в нац. окраинах империи, халкидонское вероопределение стало отождествляться с греч. православием, что побуждало их к решительному отмежеванию от имперской церкви. Так, в Египте образовалась отделившаяся от Александрийского патриархата нехалкидонская иерархия, к которой присоединились коренные египтяне – копты (см. Коптская церковь). Иерархич. структура, параллельная офиц. Церкви, была создана в Сирии принявшим в 542 епископское посвящение Иаковом Барадеем. По его имени православные стали называть сир. монофизитов яковитами. Сиро-яковитская церковь (см. в ст. Сирийские церкви) приобрела в Сирии нац. характер, поскольку сир. греки в большинстве склонились к Халкидону. Ещё в 505/506, осудив на I Двинском соборе Халкидон наряду с несторианством, к М. примкнула Арм. церковь (см. Армянская апостольская церковь). II Двинский собор (554/555) Арм. церкви окончательно отверг халкидонские определения. При этом в 726 собор в Манцикерте осудил Севира Антиохийского, изолировав этим Арм. церковь от др. нехалкидонских церквей. Начавшееся в 7 в. араб. завоевание лишало Византию возможности продолжать униональную примирительную политику в нац. окраинах. Халкидонское исповедание было для всех верой визант. императора, и если завоеватели проводили по отношению к христианам веротерпимую политику, это относилось прежде всего к нехалкидонским церквам.
Компромиссом для врем. примирения православной и нехалкидонских церквей явилось в сер. 7 в. монофелитство.
В Новейшее время под влиянием экуменич. движения монофизитские церкви осознали необходимость взаимного единения. В янв. 1965 по инициативе эфиоп. имп. Хайле Селассие I в Аддис-Абебе состоялся собор всех церквей этой традиции, объявивший об их полном вероисповедном единстве. Начались переговоры представителей этих церквей с представителями православных церквей, приведшие в 1989 и 1990 к подписанию двух Совместных заявлений о полном согласии в христологич. догме. Однако не все православные церкви одобрили это соглашение, и оно до сих пор остаётся безрезультатным.
К нач. 21 в. М. исповедовали Коптская церковь, Эфиопская церковь, Арм. апостольская церковь, Сиро-яковитская церковь, Маланкарская сир. церковь в Индии, Эритрейская церковь.
МОНОФИЗИТСТВО (от моно... и греч. φύσις - природа) - традиционное название богословского учения о единой природе Иисуса Христа, возникшего в IV-V веках в Византии в эпоху христологических споров.
Термин «монофизитство» более позднего происхождения (конец VII века); утвердившись в среде сторонников учения о двух природах (Божественной и человеческой) во Христе - православных, этот термин полемически исказил учение о единой природе Христа.
Родоначальником учения о единой природе Иисуса Христа является Аполлинарий Лаодикийский (умер 390 год) (см. Аполлинарианство), который, отрицая полноту человеческой природы во Христе, учил, что во Христе Бог и человек (без духа, ума) составили единую природу. Аполлинарий был осуждён II Вселенским собором (381 года) (см. Вселенские соборы). Однако впоследствии его сочинения распространялись под именами самых авторитетных православных епископов, в т. ч. формула «…единая природа Бога Слова воплощённая…» («…μία φύσις τοῦ Θεοῦ Λόγου σεσαρ- ϰωμένη…»), ставшая вероисповедной основой монофизитства.
К этой формуле прибегал свт. Кирилл Александрийский, полемизируя с Несторием (см. Несторианство), разделявшим Христа на два лица, однако святитель признавал, что можно говорить о двух природах Христа после воплощения. Кирилл осуждал Аполлинария и признавал полноту человеческой природы во Христе. III Вселенский собор (431 год) осудил Нестория и признал богословие Кирилла православным, однако не дал своего вероопределения, и при неопределённости терминологии Кирилла возникала возможность различных интерпретаций. Так, константинопольский архим. Евтихий не признавал, что Христос как человек единосущен другим людям. В 448 году в Константинополе местный собор отлучил Евтихия. Архиеп. Александрийский Диоскор (444-451 годы) поддержал Евтихия в требовании созвать Вселенский собор и председательствовал на соборе в Эфесе в 449 году, получившем впоследствии название «разбойничьего», где Евтихий был реабилитирован.
IV Вселенский (Халкидонский) собор (451 год) принял вероопределение о Христе в едином Лице, в единой ипостаси и в двух природах и осудил Евтихия. Главным авторитетом для отцов собора был Кирилл Александрийский, при этом его терминология была уточнена. Однако далеко не все готовы были принять этот собор. Противники собора посчитали недопустимым говорить о двух природах во Христе: по их мнению, две природы неизбежно вводят и две ипостаси, что является возрождением несторианства. Они придерживались утверждения, что Христос, хотя рождён из двух природ, пребывает не в двух природах, поскольку в акте Воплощения из двух стало одно. В Египте, Сирии и Закавказье началось противодействие Халкидону, которое не удавалось остановить административными мерами: в борьбу сторонников и противников Халкидона всё более втягивались широкие массы, предводительствуемые монашеством.
Столетие, последовавшее за Халкидонским собором, отмечено расцветом монофизитства. При этом оно разделилось на 2 десятка течений, из которых одни имели вероучительные оттенки, другие - возникли в силу личных амбиций вождей. Самым влиятельным богословом монофизитства стал Севир Антиохийский. Отрицая слияние Божества и человечества во Христе (как и отцы Халкидонского собора), признавая двойное единосущие Христа: Отцу по Божеству и людям по человечеству, - но при этом отождествляя понятия «ипостась», «лицо» и «природа», он учил о единой сложной природе Христа, но не двойной (поэтому встречающееся в современной литературе именование монофизитства диплофизитством неверно). Крайнее учение монофизитства о совершенном нетлении Тела Христова с момента Воплощения как аргумент в пользу единства природы Христа создал Юлиан Галикарнасский. Иоанн Филопон, исходя из логики монофизиства (отождествление природы и ипостаси), разрабатывал учение троебожия.
Никто из византийских императоров не встал однозначно на сторону монофизитства. Попытку примирения монофизитов с халкидонитами на основе догматического минимума предпринял император Зинон: в изданном им Энотиконе (482 год) предписывалось держаться первых трёх Вселенских соборов, признавать Христа «единосущным Отцу по Божеству и нам по человечеству», анафематствовать Нестория и Евтихия, не принимать «разделяющих или сливающих» две природы во Христе (халкидонская терминология) и при этом анафематствовать всех думающих иначе. Однако Энотикон не удовлетворил многих представителей обеих сторон и вызвал более чем 30-летний разрыв христианского Востока с Рим. церковью. Примирение с Римом ценой обязательства борьбы с монофизитством было достигнуто вставшим на сторону Халкидона имп. Юстинианом I. В 536 году в Константинополе состоялся собор, осудивший Севира Антиохийского. V Вселенский собор (553 год) принял догматические определения, тонко учитывавшие все опасения противников Халкидона и гармонизировавшие его вероопределение с формулами Кирилла Александрийского.
Церковная политика императора Юстиниана сделала халкидонское вероисповедание официальной вероучительной доктриной. Для непримиримых противников Халкидона, остававшихся, как правило, в национальных окраинах империи, халкидонское вероопределение стало отождествляться с греческим православием, что побуждало их к решительному отмежеванию от имперской церкви. Так, в Египте образовалась отделившаяся от Александрийского патриархата нехалкидонская иерархия, к которой присоединились коренные египтяне - копты (см. Коптская церковь).
Иерархическая структура, параллельная официальной Церкви, была создана в Сирии принявшим в 542 году епископское посвящение Иаковом Барадеем. По его имени православные стали называть сирийских монофизитов яковитами. Сиро-яковитская церковь (см. в ст. Сирийские церкви) приобрела в Сирии национальный характер, поскольку сирийские греки в большинстве склонились к Халкидону. Ещё в 505/506 году, осудив на I Двинском соборе Халкидон наряду с несторианством, к монофизитству примкнула Армянская церковь (см. Армянская апостольская церковь). II Двинский собор (554/555 год) Армянской церкви окончательно отверг халкидонские определения. При этом в 726 году собор в Манцикерте осудил Севира Антиохийского, изолировав этим Армянскую церковь от древних нехалкидонских церквей. Начавшееся в VII веке арабское завоевание лишало Византию возможности продолжать униональную примирительную политику в национальных окраинах. Халкидонское исповедание было для всех верой византийского императора, и если завоеватели проводили по отношению к христианам веротерпимую политику, это относилось прежде всего к нехалкидонским церквам.
Компромиссом для временного примирения православной и нехалкидонских церквей явилось в середине VII века монофелитство.
В Новейшее время под влиянием экуменического движения монофизитские церкви осознали необходимость взаимного единения. В январе 1965 года по инициативе эфиопского императора Хайле Селассие I в Аддис-Абебе состоялся собор всех церквей этой традиции, объявивший об их полном вероисповедном единстве. Начались переговоры представителей этих церквей с представителями православных церквей, приведшие в 1989 и 1990 годы к подписанию двух Совместных заявлений о полном согласии в христологической догме. Однако не все православные церкви одобрили это соглашение, и оно до сих пор остаётся безрезультатным.
К началу XXI века монофизитство исповедовали Коптская церковь, Эфиопская церковь, Армянская апостольская церковь, Сиро-яковитская церковь, Маланкарская сирийская церковь в Индии, Эритрейская церковь.
Исторические источники:
Аcta Conciliorum Oencumenicorum. В. [e. a.], 1914–1972. Vol. 1–4;
Деяния Вселенских Соборов. 5-е изд. СПб., 1996. Т. 1–3.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
монофизитство — монофизитство … Орфографический словарь-справочник
Монофизитство — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет … Википедия
МОНОФИЗИТСТВО — (от греч. monos, один; и physis, природа), течение в раннем христианстве, основанное на вере в то, что Христос обладал только одной природой. Монофизиты признавали, что Христос, Сын Божий, воспринял человеческую природу, однако последняя была… … Энциклопедия Кольера
монофизитство — , или евтихианство Монофизитство обязано своим происхождением Евтихию, архимандриту Константинопольскому, который, в противоположность несторианскому разделению в Лице Иисуса Христа Божества и человечества, учил, что человеческое естество в … Справочник по ересям, сектам и расколам
монофизитство — ср.; = монофиситство Богословско догматическое направление в христианстве, возникшее в Византии в V в., признающее лишь божественную природу Христа и господствующее в армянской, коптской и некоторых других церквях. Толковый словарь Ефремовой. Т.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
монофизитство — (моно... гр. physis природа) одно из течений в христианстве, возникшее в 5 в., признававшее наличие у христа только одной божественной природы и отвергавшее представление о христе человеке ср. монофелитство). Новый словарь иностранных слов. by… … Словарь иностранных слов русского языка
Монофизитство — (от греч. monos один и physis природа) христиан, учение, возникшее в Византии в V в. Основатель константинопольский архимандрит Евтихий, который утверждал, что Христос имеет одну природу божественную, а не две божественную и человеческую. С точки … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
монофизитство — монофиз итство, а … Русский орфографический словарь
Монофизитство — теч. в христ. церкви, возникшее в 40 х гг. 5 в. в Вост. Рим. империи (Византии). В противовес офиц. христ. догме, монофизиты утверждали, что Христос имел не две природы божеств. и человеч., а только одну божеств. На Халкидонском соборе в … Древний мир. Энциклопедический словарь
МОНОФИЗИТСТВО — (от греч. monos один и physis природа) богосл. догматич. направление в христианстве, возникшее в Византии в 5 в. Основателем его считают константиноп. архимандрита Евтихия, к рый учил, что Христу присуща одна природа божественная, а не две… … Атеистический словарь
Сторонники христианского учения, возникшего в Византии в V веке как реакция на несторианство, они утверждали, что у Христа одна природа, в которой божественное начало поглощает человеческое. Осуждены на Халкидонском соборе в 451 г.
Споры между церковными авторитетами в первые века после утверждения христианства в качестве государственной религии были плохо понятны массе верующих. Они только знали, что воюют епископ такого-то города с епископами таких-то мест, что император больше склоняется на сторону одного из них.
Но мощные еретические движения становились действительно мощными, когда их поддерживало население целых регионов. Правители регионов (мирские или духовные) стремились увеличить собственное влияние на весь христианский мир (в том числе, и на несведущих в тонкостях богословия).
Борьба за власть облекалась в форму религиозных диспутов. Так и получалось, что буква, значение слова, чистая философия становились причинами настоящих войн.
* * *
В споре с арианством (первая половина IV века н. э.) на Никейском соборе и в последовавшей за ним борьбе большинство теологов империи сумело утвердить тезис о том, что евангельский Христос не был «низшим божеством» и по своей природе был равен Отцу. Арианство[68] в дальнейшем распространялось лишь среди варварских народов.
Однако упомянутый тезис ставит вопрос: как могло произойти слияние двух субстанций? Сохранил ли при воплощении Христос свою божественную природу или же приобрел еще и другую, человеческую? Из нового конфликта по этому вопросу в христианстве в V веке возник глубокий разлад, который положил начало, с одной стороны, так называемой несторианской, а с другой — монофизитской (или монофиситской) церквям.
Массы верующих всегда понимали воплощение мифологически. Было ли тело Христа действительно реально, создано из плоти и крови или оно было только кажущимся — все это имело влияние на принятие ими догмы о спасении и искуплении. Искупитель и спаситель должен был страдать «по-настоящему», а не в аллегорическом или духовном смысле, а следовательно — без человеческой природы ему было не обойтись.
Один из осужденных на Константинопольском соборе 381 г. епископов — Апполинарий из Лаодикеи, пытался обойти эту трудную проблему, доказывая, что как у человека тело и душа нераздельны и образуют одну личность, так и в Христе следует видеть одну-единственную божественную индивидуальность. Это было учение, которое преобладало в александрийской церкви.
Отцы антиохийской школы (в Малой Азии) отрицали, что в Иисусе имело место полное слияние человеческого и божественного начал. Диодор из Тарса и Феодор из Мопсуестии пришли к утверждению о присутствии в Иисусе двух разных, завершенных в себе личностей. Но «личность» и «природа» для многих означало одно и то же.
Сирийский монах по имени Несторий, возвысившийся к 428 г. до высокого сана константинопольского епископа, сделал из этих споров вывод, что Мария не может быть почитаема как «матерь Божья», ибо она есть всего лишь «мать Христа», смертного, как и все другие. Только затем, по мнению Нестория[69], Христос приобрел Божественную природу и соединял в себе две различные и разделяемые природы.
Александрийский епископ счел момент подходящим, чтобы унизить константинопольское епископство. Несторий подвергся ожесточенным нападкам. Император Феодосий II созвал в 431 г. в Эфесе новый вселенский собор, третий по счету. Не дожидаясь прибытия антиохийской делегации и представителей Рима, Кирилл Александрийский спешно настоял на осуждении Нестория, который вынужден был в следующем году оставить епископские функции.
Александрийский епископ проводил четкую связь между несторианством и арианством. Он писал, что позиция Нестория лишь подчеркивает, что Христос не обладает единой с Богом-Отцом природой, а это очевидно противоречило Никейскому символу веры — «Един в трех лицах».
Один из преданных Кириллу людей, игумен большого монастыря в Константинополе Евтихий[70] (ок. 379–454) разработал новое истолкование христологической доктрины, радикально противоположное взглядам Нестория. В новой доктрине после союза Сына с Отцом в Иисусе могла существовать только одна природа, а не две, как считали сторонники опального сирийца.
* * *
Сторонники Евтихиевой теологии были прозваны по-гречески монофизитами[71], то есть «приверженцами одной природы». Сами монофизиты не признают такого термина, предпочитая называть себя православными или последователями «апостольской церкви».
Евтихий учил, что вначале раздельно существовали две природы Христа — Бога и человека, однако после соединения их при боговоплощении стала существовать лишь одна. В дальнейшем защитники монофизитства или вовсе отрицали наличие какого-либо человеческого элемента в природе Христа, или утверждали, что человеческая природа в Христе была полностью поглощена божественной природой, или полагали, что человеческая и божественная природа в Христе соединились в нечто отличное от каждой из них. Так или иначе, монофизиты подчеркивали божественное в Христе.
Впрочем, существует мнение, что основные противоречия между монофизитством и православием носили скорее не доктринальный, а культурный, этнический, а может быть, и политический характер: в монофизитстве объединились силы, недовольные усилением византийского влияния.
Из вселенских соборов монофизиты признают только три: Никейский (325), Константинопольский (381) и Эфесский (431). Культ в монофизитских церквах очень близок к культу, характерному для православия, отличаясь от него лишь в некоторых деталях.
В первые века существования нового течения среди его последователей было много монахов. То ли они пытались подражать Иисусу, в котором «человеческое начало было пассивно и поглощалось божественным», то ли бежали от преследований со стороны ортодоксов. А может быть, Евтихию удалось распространить учение прежде всего между, так сказать, коллегами — ведь он и сам руководил монастырем.
Однако хоть Кирилл и выиграл борьбу против Нестория и тот, в конце концов, был официально осужден, его сторонник Евтихий «качнул маятник в другую сторону». Положение еще больше запуталось.
Многие восточные патриархи были недовольны явным стремлением александрийцев и их соратников к возвышению в христианском мире. Пренебрежение мнением влиятельных лиц и агрессивная пропаганда антинесторианского течения была, вероятно, им также не по вкусу. Константинополь начинает активную борьбу за, если можно так сказать, эксклюзивность своей власти в христианском мире. Для этого необходимо было осудить возникшее монофизитство.
В 448 г. новый константинопольский епископ Флавиан добился осуждения Евтихия местным синодом. Однако преемник Кирилла, Диоскор Александрийский, пользовавшийся влиянием при дворе, сумел в 449 г. созвать другой всеобщий собор в Эфесе, где был один из крупнейших центров культа Марии (недаром именно там был осужден Несторий).
Применив нажим и нарушив соборную процедуру, Диоскор реабилитировал при помощи императорской гвардии Евтихия и низложил Флавиана. Римский епископ, с которым даже не посоветовались на этот счет, назвал соборное собрание «бандой разбойников». И, пожалуй, для этого были кое-какие основания — сторонники монофизитства проявили себя не с лучшей стороны, применив силу по отношению к нескольким довольно известным священникам. «Надвое рассеките признающих два естества!», «Режь пополам нераздельных, неслиянных!» — кричали на улицах города самые горячие головы под предводительством некоего монаха Варсумы.
Впрочем, свидетельства о разбое повторяют в основном соперники монофизитов. Они же утверждают, что агрессивно настроенные монофизиты убили патриарха Протерия, покушались на жизнь Иерусалимского патриарха Ювеналия.
Целый период отмечен напряженными противоречиями между римским и константинопольским, александрийским и антиохийским епископствами. А массами бедняков манипулировали во имя религиозных принципов, которых они даже не могли понять.
Со смертью Феодосия II в 450 г. благосклонная к Евтихию партия потерпела поражение. Сестра покойного самодержца Пульхерия и ее муж Марциан, провозглашенный императором Востока (450–457), принадлежали к партии противников монофизитства.
В Халкидонии в 451 г. состоялся IV Вселенский собор, на который съехались более 500 епископов, но только с Востока. На соборе было подтверждено осуждение как Нестория, так и Евтихия. Собор утвердил, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек. Однако формула нового компромисса была не более чем игрой слов: «Две разные и нераздельные природы в одном лице». Несториане и монофизиты отвергли ее, и обе фракции организовали собственные церкви.
Одним из оплотов монофизитской церкви, конечно, остался Египет. В нее вошли, главным образом, местные жители из бедняков, говорящие на коптском языке, порвавшие с эллинизированными группами в больших северных городах. Примечательно, что из ненависти к константинопольским властям они называли своих противников мельхитами (от сирийского слова, перешедшего в коптский язык, которое означает «приверженцы царя», «имперцы»). На некоторое время престолы метрополитов Антиохии и Иерусалима, а не только Александрии, оказывались в руках епископов-монофизитов.
* * *
Преемник Марциана, император Лев I (457–474), попытался добиться примирения церкви с монофизитами, чтобы расположить к себе египетские провинции, которые еще были житницей Востока. Когда новый правитель Василиск (475–476) решил осудить решения Халкидонского собора, более 500 епископов поставили свои подписи под соответствующим документом. Но разногласия продолжались.
В борьбе активное участие принимал и Римский епископ, и находившиеся под его влиянием многие западные епископы. С одной стороны они выступали против монофизитов, с другой — опасались излишнего усиления константинопольской кафедры.
Религиозное примирение между Римом и Константинополем состоялось только при императоре Юстине I (518–527). Отделение же Египта от империи (вместе с церковным отделением) было уже неизбежно. В момент его оккупации арабами, спустя чуть больше сотни лет, монофизиты встретили захватчиков как освободителей.
Византийский император Юстиниан, мечтавший о возрождении и единстве Римской империи, в отношении к моно-физитам уже в начале своего правления вступил на путь примирения. Изгнанные при Юстине и в первые годы правления Юстиниана монофизитские епископы получили право вернуться из ссылки. Многие монофизиты были приглашены в столицу на религиозное примирительное совещание, на котором император, по словам очевидца, убеждал их «с кротостью Давида, терпением Моисея и снисходительностью апостольской».
Пятьсот поселенных в одном из столичных дворцов моно-физитских монахов, по выражению современника, превратили дворец в «великую и дивную пустыню отшельников». В 535 г. Север, на тот момент духовный лидер монофизитов, прибыл в Константинополь и оставался там год. На константинопольскую патриаршую кафедру был возведен епископ Трапезундский Анфим, известный своей примирительной политикой в отношении к монофизитам.
Ситуация, однако, очень скоро изменилась. Приехавший в Константинополь папа Агапит резко осудил религиозную терпимость Анфима, и Юстиниан вынужден был сместить патриарха. Очень вероятно, что уступка императора папе была вызвана отчасти тем, что в это время началась остготская война в Италии, и Юстиниану было необходимо сочувствие Запада.
Но сделав вышеуказанную уступку, Юстиниан не отказался от дальнейших попыток примерения относительно монофизитов. На этот раз император поднял известный вопрос о трех главах. Дело шло о трех церковных писателях V века, Феодоре Мопсуестийском, Феодорите Киррском и Иве
Эдесском, относительно которых монофизиты ставили в упрек Халкидонскому собору то, что вышеназванные писатели, несмотря на свой несторианский образ мыслей, не были на нем осуждены. Юстиниан признал, что в данном случае монофизиты правы и что православные должны им сделать уступку.
Отношение к собору 451 г. довольно быстро стало краеугольным камнем в спорах с последователями Евтихия. Монофизиты использовали традиционный прием, знакомый еще по донатистам[72] — они напоминали, что на соборе присутствовали те восточные отцы, которые в свое время не сразу согласились с осуждением Нестория: «Халкидонский Собор принял в общение Феодорита, епископа Киррского, который хулил в свое время св. Кирилла Александрийского, значит, собор еретический», — с помощью таких аргументов монофизиты ставили под сомнение все решения IV собора.
Запад был против посягательств на авторитет Халкидонского собора. Говорили, что «если подвергаются укоризнам определения Халкидонского собора, то как бы не подвергся подобной опасности и собор Никейский». Затем поднимался вопрос, можно ли осуждать умерших, ведь все три писателя умерли еще в предыдущем столетии.
Тогда Юстиниан решил прибегнуть к созыву нового Вселенского собора, который и собрался в Константинополе в 553 г.
Задача V Собора была гораздо уже задач подобных предшествовавших мероприятий. На нем не шла речь о какой-либо новой ереси; надо было лишь урегулировать некоторые вопросы, связанные с деятельностью III и IV Соборов и касавшиеся несторианства и, главным образом, монофизитства. Император хотел, чтобы на соборе присутствовал папа, проживавший в то время в Константинополе. Но тот под разными предлогами уклонялся от этого, так что все заседания собора состоялись без него.
Собор, разобрав сочинения вышеназванных трех писателей и согласившись с мнением императора, осудил и предал анафеме «нечестивого Феодора, который был епископом Мопсуестийским, вместе с нечестивыми его сочинениями, и все, что нечестиво написал Феодорит, и нечестивое послание, приписываемое Иве, и тех, которые пишут или писали в защиту их». Такое решение было гораздо больше на руку монофизитам, чем, собственно, ортодоксам, с которыми боролся Несторий.
Постановление собора получило обязательную силу, и Юстиниан стал преследовать и подвергать ссылке епископов, не согласившихся на осуждение трех глав. Среди этих не согласившихся, как легко догадаться, монофизитов не было.
Запад до конца VI века не признавал решений собора 553 г., и только при папе Григории I Великом (590–604), объявившем, что «на соборе, на котором дело шло о трех главах, ничего не было нарушено в деле веры или каким-нибудь образом изменено», собор 553 г. был признан на всем Западе Вселенским собором, наравне с первыми четырьмя.
Напряженная религиозная борьба, которую вел Юстиниан и которая должна была, как он ожидал, примирить монофизитов с православными, не оправдала его надежд. Монофизиты не были удовлетворенны сделанными уступками, хотя в последние годы своей жизни Юстиниан все решительнее склонялся на их сторону. Монофизитство могло стать государственной религией, но со смертью императора религиозная политика изменилась.
* * *
Кроме Египта, где монофизитство сохранилось в виде Коптской православной церкви, ересь продолжала существовать в Сирии, Армении, Месопотамии, Нубии[73] и Эфиопии. Монофизиты Сирии и Месопотамии зовутся также «якобитами» по имени эдесского епископа Иакова, который был одним из виднейших организаторов движения монофизитов во второй половине VI века.
В Армении армяно-григорианская церковь является господствующей религией. Глава ее носит титул католикоса.
Среди монофизитов со временем появилось немало таких, которые заключили унию с католической церковью. Так появились сиро-католики, армяно-католики, копто-католики.
За сходство обрядов несторианство, монофизитство и православие зачастую объединяют в термине «восточные христианские церкви».
* * *
Во время ожесточенных дискуссий противники постоянно выдумывали новые термины, чтобы перевести спор в новое русло — личность, ипостась, сущность, природа. Их учения сейчас пытаются изложить в доступном и схематичном виде. Однако это не всегда получается, да и сочинения «спорщиков» для такого толкования, наверное, не предназначены.
Следующая глава
Монофизитство — Монофизитство, зиты (единоестественники от monh и jusiV) христологическая ересь, основанная константинопольским архимандритомЕвтихием или Евтихом (EutuchV), поддержанная александрийским патpиapxoмДиоскором и осужденная церковью на халкидонском… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Монофизитство — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет … Википедия
МОНОФИЗИТСТВО — (от греч. monos, один; и physis, природа), течение в раннем христианстве, основанное на вере в то, что Христос обладал только одной природой. Монофизиты признавали, что Христос, Сын Божий, воспринял человеческую природу, однако последняя была… … Энциклопедия Кольера
монофизитство — , или евтихианство Монофизитство обязано своим происхождением Евтихию, архимандриту Константинопольскому, который, в противоположность несторианскому разделению в Лице Иисуса Христа Божества и человечества, учил, что человеческое естество в … Справочник по ересям, сектам и расколам
монофизитство — ср.; = монофиситство Богословско догматическое направление в христианстве, возникшее в Византии в V в., признающее лишь божественную природу Христа и господствующее в армянской, коптской и некоторых других церквях. Толковый словарь Ефремовой. Т.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
монофизитство — (моно... гр. physis природа) одно из течений в христианстве, возникшее в 5 в., признававшее наличие у христа только одной божественной природы и отвергавшее представление о христе человеке ср. монофелитство). Новый словарь иностранных слов. by… … Словарь иностранных слов русского языка
Монофизитство — (от греч. monos один и physis природа) христиан, учение, возникшее в Византии в V в. Основатель константинопольский архимандрит Евтихий, который утверждал, что Христос имеет одну природу божественную, а не две божественную и человеческую. С точки … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
монофизитство — монофиз итство, а … Русский орфографический словарь
Монофизитство — теч. в христ. церкви, возникшее в 40 х гг. 5 в. в Вост. Рим. империи (Византии). В противовес офиц. христ. догме, монофизиты утверждали, что Христос имел не две природы божеств. и человеч., а только одну божеств. На Халкидонском соборе в … Древний мир. Энциклопедический словарь
МОНОФИЗИТСТВО — (от греч. monos один и physis природа) богосл. догматич. направление в христианстве, возникшее в Византии в 5 в. Основателем его считают константиноп. архимандрита Евтихия, к рый учил, что Христу присуща одна природа божественная, а не две… … Атеистический словарь
монофизитство — монофизитство … Орфографический словарь-справочник
Монофизитство — Монофизитство, зиты (единоестественники от monh и jusiV) христологическая ересь, основанная константинопольским архимандритомЕвтихием или Евтихом (EutuchV), поддержанная александрийским патpиapxoмДиоскором и осужденная церковью на халкидонском… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Монофизитство — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет … Википедия
МОНОФИЗИТСТВО — (от греч. monos, один; и physis, природа), течение в раннем христианстве, основанное на вере в то, что Христос обладал только одной природой. Монофизиты признавали, что Христос, Сын Божий, воспринял человеческую природу, однако последняя была… … Энциклопедия Кольера
монофизитство — , или евтихианство Монофизитство обязано своим происхождением Евтихию, архимандриту Константинопольскому, который, в противоположность несторианскому разделению в Лице Иисуса Христа Божества и человечества, учил, что человеческое естество в … Справочник по ересям, сектам и расколам
монофизитство — (моно... гр. physis природа) одно из течений в христианстве, возникшее в 5 в., признававшее наличие у христа только одной божественной природы и отвергавшее представление о христе человеке ср. монофелитство). Новый словарь иностранных слов. by… … Словарь иностранных слов русского языка
Монофизитство — (от греч. monos один и physis природа) христиан, учение, возникшее в Византии в V в. Основатель константинопольский архимандрит Евтихий, который утверждал, что Христос имеет одну природу божественную, а не две божественную и человеческую. С точки … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
монофизитство — монофиз итство, а … Русский орфографический словарь
Монофизитство — теч. в христ. церкви, возникшее в 40 х гг. 5 в. в Вост. Рим. империи (Византии). В противовес офиц. христ. догме, монофизиты утверждали, что Христос имел не две природы божеств. и человеч., а только одну божеств. На Халкидонском соборе в … Древний мир. Энциклопедический словарь
МОНОФИЗИТСТВО — (от греч. monos один и physis природа) богосл. догматич. направление в христианстве, возникшее в Византии в 5 в. Основателем его считают константиноп. архимандрита Евтихия, к рый учил, что Христу присуща одна природа божественная, а не две… … Атеистический словарь