Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Мифы что это такое


МИФ - это... Что такое МИФ?

dic.academic.ru

Миф как жанр литературы - Виртуальный музей литературных жанров

Определение слова Миф

МИФ Толковый словарь Ожегова

-а, м. 1.

Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы. М. о Прометее. 2. перен. Недо-стоверный рассказ, выдумка. М. о пришельцах.       3. То же, что вымысел (в 1 знач.). Вечная любовь - миф. || прил. мифический, -ая, -ое.

МИФ | Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

-(от греч. mythos - предание - сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов.  Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе мифы - основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания - установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (напр., расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.). Мифы в переносном смысле - ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления.

МИФ | Толковый словарь Даля

-м. греч. происшествие или человек баснословный, небывалый, сказочный; иносказанье в лицах, вошедшее в поверье. Шутники и Наполеона обратили в миф. Иные принимают дьявола за лицо, другие за миф, как олицетворенье зла. Мифический, к мифу относящийся. Мифология ж. баснословие; басни веры, по преданию, боговщина. -логичный, -ческий, баснословный, боговщинный. -лог, баснослов.     

Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.

Проблема мифа намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд, и многогранна. Следует отметить хотя бы тот факт, что среди исследователей до сих пор нет общепринятого определения мифа. Миф - не сказка: на интуитивном уровне некоторые мифы (например, древневосточные) не воспринимаются как выдумки, но мыслятся содержащими в себе какую-то интересную, но непонятную информацию. Иногда миф противопоставляется легендам и преданиям, которые, как считается, в отличие от абсолютно фантастического повествования мифа, содержат в себе рациональное зерно реальных событий.

Прежде чем рассматривать различные теории мифа, необходимо уяснить его этимологическое значение. Слово «миф» (μ~υθоς) - греческого происхождения и означает «слово, речь, сказание». В греческом языке было ещё несколько лексем с подобным значением, однако иная их форма говорит о том, что по смысловому содержанию они не совпадали. Между ними была очень тонкая разница, из которой можно уловить специфику мифа. Дело в том, что древние греки были очень чуткими к тончайшим оттенкам языка и представление о слове выражалось в их лексике особенным образом. Греки различали «слово» как «миф» (μύθος - mythos), «слово» как «эпос» (έπος - epos) и «слово» как «логос» (λόγος - logos). Миф, эпос и логос имели свои сферы употребления, хотя границы эти, некогда довольно чёткие, с течением времени стали не столь очевидными и доступны объяснению только при специальном анализе. Кроме того, надо иметь в виду, что каждое из этих трёх слов имело множество оттенков (в слове «эпос» их около шестидесяти), среди которых намечался ведущий, основной, тот, который отграничивал данное слово от другого и создавал его неповторимость.

Изучение первичного, устойчивого смысла этих слов с учётом их этимологии приводит к следующим выводам. «Миф», оказывается, выражает обобщённо - смысловую наполненность слова в его целостности. «Эпос» указывает на звуковую оформленность слова,  на сам процесс произнесения  ( например,  в дальнейшем «эпос» - жанр героической песни,  «слово» о подвигах, как гомеровские поэмы или древнерусское «Слово о полку Игореве»).

Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Естественно, что литература не расстаётся с мифологическими основами и позднее, что относится не только к произведениям с мифологическими основами сюжета, но и к реалистическому и натуралистическому бытописательству XIX и XX веков (достаточно назвать «Приключения Оливера Твиста» Чарльза Диккенса, «Нана» Эмиля Золя, «Волшебную гору» Томаса Манна).

Мифология (от греч. mifos — предание, сказание и logos слово, понятие, учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Миф соединяет в себе рациональное (современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение) и иррациональное (мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности). Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.

Миф — это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.

Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания, схожие с человеческими.

Мифы разделяются на:

Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф – это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Это:

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек создается и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпел страшные мучения - орел выклевывал ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении «конца времен». Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: «Грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям».

Мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения природы, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры. Ссылки

http://opentextnn.ru/history/myth/theory/?id=724

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%84

http://onlyblog.org.ua/mifologiya-sovokupnost-mifov-/ponyatie-mifa.html

www.sites.google.com

миф - это... Что такое миф?

МИФ -а; м. [от греч. mythos - сказание, предание]

1. Древнее народное сказание о богах и обожествлённых героях, о происхождении мироздания и жизни на Земле. Древнегреческие мифы. М. о Прометее.

2. Вымысел, измышление; ложь. М. о необыкновенной силе кого-л. Развеять м. о добродетели кого-л. // О чём-л. фантастическом, неправдоподобном, нереальном. Рассказывать мифы о царском происхождении рода. М. о явлениях снежного человека.

3. Оторванное от действительности изложение каких-л. событий, фактов, основанное на их некритическом, ошибочном истолковании. М. о преимуществах социализма. Мифы массового сознания.

* * *

миф

(от греч. mýthos — предание, сказание), повествования о богах, духах, обожествлённых героях и первопредках, возникшие в первобытном обществе. В мифе переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звёзд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремёсел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе миф — основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчленённость, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания — установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (например, расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.). Мифы в переносном смысле — ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления.

* * *

МИФ

МИФ (от греч. mythos — предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе мифы — основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания — установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (напр., расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.). Мифы в переносном смысле — ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления.

Энциклопедический словарь. 2009.

dic.academic.ru

мифы - это... Что такое мифы?

dic.academic.ru

Что такое миф? Что такое миф в литературе? :

От короткого слова «миф» веет далеким прошлым, мистическими историями, древними тайнами, загадочными цивилизациями. Сразу вспоминаются античные герои, скандинавские саги, эпические поэмы. Однако, немного преобразив свою форму, миф глубоко врос в повседневность. Сейчас это понятие несколько шире общепринятого. Стоит попытаться тщательнее разобраться в том, что такое миф. Нашими современниками в литературе, науке, музыке, политике тоже создаются легенды, моделирующие общее сознание человечества и влияющие на новейшую историю.

Неоднозначный термин

Ученые затрудняются дать единое объяснение тому, что такое миф. Определение загадочного термина меняется от мировоззрения исследователей и даже неких их достаточно субъективных ощущений. В этом видят вымысел, ложь, заблуждение, историю народа или сложный архетипический образ, идущий из массового бессознательного предков, а также неотъемлемую часть убеждений человечества. Есть в этих исторических, научных, философских противоречиях и общее. Миф – модель высказывания знаний и мнений, метафорическое слово, наглядно демонстрирующее или пытающееся навязать некое видение мира. Всегда авторство его остается анонимным, это творчество коллективное. Только общий разум определенной группы способен создать настолько живучее в такой изменчивой среде произведение.

Метафорический образ или повествование?

Объясняя, что такое миф вообще, некоторые философы поэтически рассуждают о нем, как о вещи абстрактной, четкие границы которой отсутствуют, существующей отдельно от физического мира. Архетипические знаки находят отклик глубоко в сознании людей и производят сильную реакцию, пробуждая мысли, действия или эмоции. Это сложное единство обозначаемого явления, символа и формы, дошедших до читателя, зрителя, слушателя. Самые радикальные исследователи даже утверждают, что подобные образы присутствовали в общем бессознательном раньше человечества.

Защитники научного объяснения того, что такое миф, определение дают ему как событию сугубо историческому, для красоты сюжета и яркости дополненного мистическими деталями. Очень часто легенды воспринимают исключительно как занимательное повествование, созданное для развлечения, средство для интересного времяпрепровождения.

Предназначения мифа

Легенды времен

Представления о мироустройстве разделенных пространством народов Земли в древних преданиях очень схожи. Они наполнены фантастическими описаниями, которые объясняют происхождение человека, Вселенной, материи. Часто в легендах упоминаются чудесные существа, мистические события, магия – вера в потусторонние силы свойственна любому древнему обществу. Существование богов, святые силы природы, подвиги великих героев, некоторый анимизм – черты, объединяющие архаические истории сказителей каждого этноса. Но обычаи, привычки, время накладывали свой индивидуальный отпечаток, придавали любой легенде неповторимость. Мыслители различных эпох имели собственное объяснение того, что такое миф. Как менялось представление о нем, будет крайне интересно рассмотреть.

Архаические сказания и эпосы

Каждый народ имел почти тождественные образы для описания мироустройства: Хаос до сотворения Вселенной, смена годовых циклов, безопасный центр (Родина) и враждебная неизвестность на окраине, боги, умирающие и воскресающие. Что такое миф? Отражение, осмысление коренных законов мироздания, совпадающее у большинства. Индивидуальность устоев, природных обстоятельств, жизненного уклада каждой цивилизации определяет особые качества и характер старинных легенд.

Сила речи

Слова в архаическую эпоху нужны были для коммуникации, передачи мыслей, эстетика речи мало значила. Важны были запоминаемость текста и эмоции слушателей. Иногда легенды представляли собой некий шифр, где за знакомыми фразами от непосвященных скрывалось послание, а слова имели священную силу, влияющую на действительность, внешние обстоятельства. Здесь просматривается явная связь с глубокой верой предков в отождествление процесса наречения, произнесения вслух имени с творением или материализацией.

Особенности древних мифов

В скандинавских сказаниях присутствуют эсхатологические черты, проявляющиеся уже в представлениях о космогенезе. В суровых условиях необходимо непременно придерживаться обетов, правил, заветов, иначе под угрозой окажется существование всех. Античные легенды повествуют о взаимоотношениях правителей, богов и людей, просматривается тяга к прекрасному, познанию, одухотворению мира. В римских мифах четко видна политическая пропаганда, которая нужна для доблестных завоеваний. Славяне старались передать осмысление священных сил природы, а кельты придавали окружающим стихиям божественную и магическую мощь.

Легенды Средневековья

Понимание того, что такое миф, ответы и уроки, которые получало общество, изменились. Бог становится единственным творцом, повелителем, судьей. Теоцентризм средневековых верований лишает природу одухотворенности, но мифологическое восприятие человеком мира наполняет окружающую повседневность иными мистическими существами, которые неукоснительно соблюдают волю Создателя и наказывают либо награждают героев. Мифы внушают страх, воспринимаются как единственно возможная истина, формируют покорное поведение, ограничивая человека суеверным ужасом перед гневом Бога, укрепляя власть церкви, инквизиции, правителей.

Что такое миф в литературе? Новые герои, сказания, образы

У искусства и легенд есть некоторые общие черты. Это результаты единства познания и творчества в стремлении выразить мировоззрение коллектива или автора. Связь мифологического и художественного мышления четко отслеживается в искусстве древнем, но, приближаясь к современности, не ослабевает, а подвергается некоторым метаморфозам.

Исследуя, что такое миф, краткое содержание преданий писатели часто пересказывали, превращая персонажей и обстоятельства в эталон, олицетворение какого-то качества. Эпоха романтизма противопоставляет идеальный мир произведения несовершенной повседневности. Авторы наделяют героев безукоризненными чертами характера и внешности: красотой, духовной глубиной, справедливостью, часто обращаясь к существующим сказаниям и создавая новые.

Метаморфозы мифа. Новейшие предания

Следующий период катастроф, революций, войн неизбежно создал целую волну новых легенд. Стремительно менялось коллективное мировоззрение, обществу были необходимы иные герои. Искусство действительно стало творить окружение, влияя на массовое сознание. Что такое миф сложной эпохи? Отражение и преобразование действительности.

Литераторы современности часто используют сюжеты древних сказаний для основы своих произведений. Они переносят содержание легенд в собственное время или создают из преданий и образов красочные метафоры, иллюстрации философских взглядов. Появилась авторская мифология – увлекательный жанр фэнтези, объединяющий миллионы поклонников. Определяя, что такое миф и легенда современности, невозможно кратко не упомянуть роль СМИ в сотворении новейших сказаний ради изменения общественного мнения.

Заключение

Красочные образы в повествованиях древних певцов, сказителей, хранителей легенд очень жизнеспособны. Их основа лежит в массовом подсознании. Определить однозначно, что такое миф, невозможно – граница между метафорой, размышлением и действительностью размыта. Каждая цивилизация, эпоха, культура творит свои предания в соответствии с мировоззрением, знаниями, заблуждениями, мечтами.

www.syl.ru

миф - это... Что такое миф?

        МИФ (от греч. [iOcpoc, — предание, сказание, разговор, беседа, указание, замысел, план, известие; этимологически связано с индоевропейским корнем meudh — заботиться о чем-то, страстно желать, иметь в виду) — форма дорефлексивного постижения мира, образное упорядочение еще не познанного или непостижимого бытия. Представляет бытие как некоторое организованное целое, выражает «порядок мира» в ясной и понятной (для данного историко-культурного этапа) совокупности образов. М. как форма культуры исторически изменчив, связан не только с архаическими пластами ментальности, древнейшим мировоззрением, но и актуален, присутствует на любом этапе культурно-исторического развития, включая современность. Как начальная форма понимания мира, мировоззрения, концептуализации, осмысления бытия и как символическая форма сознания, М. позволяет моделировать, классифицировать и интерпретировать мир, т.е. обладает определенной познавательной ценностью.

        Древнейшие мифы — космогонии или теогонии, «священные истории» о происхождении мира, космоса, сказания о богах, героях и первопредках, деяния которых положили начало,— сформировали систему образцов и определили генезис космоса — как природного, так и социального. Как форму сознания его характеризует: дорефлексивность, синкретичность, диффузность, нерасчлененность, комплексность мышления, переживания, созерцания и действия; поэтичность, образность, художественность мышления; антропоморфизм и тотальная персонификация явлений космической жизни; конкретность и семантически-ценностная определенность образов; структурированность на основе содержательно-смысловых инвариантов — архетипов. М. в архаике тесно связан с магией и ритуалом, функционируя как средство поддержания порядка — природного и социального.

        Мифотворчество представляет собой продуктивную деятельность воображения как синтеза идеального и реального, выступающего составной частью самого восприятия и объективации. Опираясь на образно-эстетическое восприятие, на игру ассоциаций и аналогий, на логику воображения и партиципации — мистической сопричастности «всего со всем», — мифологическое сознание создает мифопоэтическую картину мира. Оно — акт первичной символизации, превращающей хаос (непостижимое, таинственное бытие) в космос — определенный священный и символический «порядок сущего». Осуществляемая в М. рационализация необъяснимого — упорядочение и прояснение основополагающих характеристик мира внешнего и внутреннего — происходит в форме образно-символического конфигурирования выделенных сознанием элементов, воспроизведения и объяснения реалий мира «природы—культуры», которые предстают в мифологическом сознании как нераздельное единство. Этот символический порядок — не отвлеченный, но выливающийся в императивное предписание действий, актов, различного рода практик, в том числе практики идентификации, узнавания себя и другого.

        М. является не столько формой мышления и созерцания, сколько практикой, формой жизни, организации коллективного и индивидуального существования. М. — опыт приобщения к бытию, к космосу как смысловому порядку, артикулированному в традиции священных историй. Порядок этот транслируется, реализуется, осуществляется не только словесно-дискурсивно, но и в деяниях: через ритуал и магические практики, в том числе через магию действенного слова. М. реализуется в игровой, обрядово-ритуальной практике, пронизывает институты инициации, осуществляется в коллективных механизмах самоидентификации. Способ упорядочения и характер интенций отличает М. от логоса. Если последний — принцип различающей, аналитической, дискурсивной деятельности сознания, основанной на интеллектуальном умозрении, то М. — принцип синтетического, образного конфигурирования, реализация свободы деятельности воображения, в которой воплощается мощь первичной символизации. Логос игнорирует сферу доксического — многообразия ракурсов жизненного переживания-созерцания-понимания мира, которые, явно присутствуя в М., насыщают его вариативностью, многообразием модификаций, где нет единого эталона правильности, но присутствует конфигуративность лейтмотивов, тем, сюжетов. Любой мифологический образ соотносится с чрезвычайно широкой областью феноменов, объединяемых в единое целое посредством метафоры, как особого художественно-поэтического способа познания, понимания и упорядочения мира, созидающего символическое измерение культурного космоса. М. — полисемантичен, его семантика структурирована; он предстает как особая форма рациональности, признающей онтологическую гетерогенность, хаотичность и плюральность мировидения в противоположность универсализму и абсолютизму классики, неполноте любой теоретической или мировоззренческой позиции. Эти и др. инновационные постулаты постклассики актуализируют обращение к исследованию М. как особой формы сознания и познания. Открытию мифологического измерения разума способствуют и такие выявленные сегодня характеристики познания, как осознание непрозрачности бытия для теоретического разума и неполноты его представленности в любой системе понятийной репрезентации; признание зависимости смысла от условий его конституирования и познания, выбора изначальных средств концептуализации, презумпций или априорных схем, социокультурной, исторической обусловленности познания.

        М. как измерение человеческого опыта может быть понят как особая форма синергии переживания, мышления и выражения, вскрывающая такое измерение реальности, которое недоступно иным способам понимания — теоретическому логосу, эстетическому созерцанию или практическому действию. М. осмысляется в единстве опыта сознания, включающего совокупность созерцаемого, переживаемого и мыслимого. Логика М. не соответствует формально-логическим принципам силлогистики: М. нечувствителен к противоречиям, в нем не работает закон «исключенного третьего», в нем возможны чудесные метаморфозы и трансформации образов, которые здесь тождественны вещам, деяниям и словам. Логика М. — содержательная логика вольной трансформации образов, исчерпывающей всю полноту их смысловых возможностей, логика всевозможных модификаций смыслообраза «до полного замыкания в крут» (Я. Голосовкер). Логика образа реализуется, фиксируется в структуре мифологического повествования, нарратива, от которого неотделим артикулируемый в повествовании смысл. Нарративная конфигурация мифологии — порождение структурирующей активности продуктивного воображения.

        Истина М. не может быть понята в рамках аристотелевской теории соответствия нашего знания и суждения действительному порядку вещей. Корреспондентская теория предполагает, что мир наличествует перед сознанием как уже различенный, как сфера устойчивых данностей, тождественностей, идентичностей, и соответствие знания этому порядку выражается в форме суждений. Но М. — «представление воображения», выражающее, именующее впервые доселе неизреченное, оформляющее через схватывание-именование саму данность, приводящая мир в доступность через первичную символизацию. Эстетические основания мифопоэтического схватывания предполагают особый статус истинности М. — это не выразимая в форме суждений истина созерцания—переживания— действия, которая может быть адекватно понята лишь через обращение к феноменолого-герменевтическим и антропологическим контекстам толкования истинности. В рамках такой модели бытие отождествляется с переживанием бытия, которое осуществляется в опыте сознания.

        В целом М. — единство мышления, языка, эстетической игры воображения и праксиса, где предмет и образ, содержание и знак, слово, вещь, деяние — едины. Каждая вещь воспринимается как нерасчлененная на признаки целостность за счет синтезирующей конфигурирующей деятельности сознания как потока «различений—синтезов—идентификаций». В М. форма тождественна содержанию, символ воспринимается как реальная манифестация того, что он моделирует. Познавательный аспект мифотворчества в том символическом порядке, который устанавливается через подобие, аналогию, эквивалентность. М. — генератор значений, в котором акт именования тождествен акту познания, а мифотворчество как первое именование, как созидающее слово, дает возможность «привести мир в некоторое наличие», экспонировать бытие в одном из возможных ракурсов. М. содержит в свернутом виде, в латентной фазе, все формы познания как творчества. Таким образом, М. имеет синкретическую форму интеграции или конфигурации когнитивного, эстетического и нормативного содержания.

        Специфичность языка М. — отсутствие абстрактных категорий при огромном разнообразии слов, уточняющих определенные характеристики предметов. М. характеризует и определенная К. Леви-Стросом логика бриколажа — логика образа, основанная на принципе контраста. Реальность М. дополняется отчетливостью оформленности, устойчивостью схватывания и структурирования, размеренности, упорядоченности, внесения единообразия в систему мышления и мира. Уже античная рефлексия по поводу М. прояснила, что он является иносказанием, символическим выражением той реальности, которую невозможно по-иному проявить, проартикулировать, понять. У Платона М. говорит там, где умолкает даже диалектика, М. выступает как «правдоподобное слово». В «Тимее» М. суть «eikos logos», правдоподобный, вероятный рассказ, подходящий, подобающий для описания высшего, сакрального плана реальности. «Eikos» — «образ, икона». Иконический язык М., его синкретичное эйдетическое мышление противостоит словесно-дискурсивному языку логоса. Комплексность мифологического сознания — способность мыслить и оформлять понятия не с помощью линейного абстрагирования, а с помощью комплексов, конфигураций представлений. Последние связаны не по принципу формальной логики, но по закону соучастия, констелляции, допускающей противоречия и предполагающей не столько когнитивное отношение к своему предмету, сколько поэтическую комплексность, полифонию возможных способов видения, изображения-экспонирования мира. Анонимные в архаике системы символизации, воспринимавшиеся как «порядок самого мира», в современной рефлексии раскрываются как конституируемые сознанием и оформляемые в языке мифологической традиции «порядки знания», раскрываются в их субъектно-объектной соотнесенности как не натуралистические, но исторические образования. Сакральное как «реальность воли» и человек как «символическое существо» (Э. Кассирер) выступают теперь творцами этой виртуальной реальности воображаемого в его соотнесенности с символическим: М. — средство снятия социокультурных и экзистенциальных противоречий, способ их воображаемого или действительного преодоления.

        Такие известные исследователи М., как А.Ф. Лосев, О.М. Фрейденберг, отрицали познавательную функцию М. из-за того, что в нем отсутствует традиционное субъектно-объектное противопоставление, являющееся, согласно классическим представлениям, организующим стержнем познания. Однако отсутствие субъектно-объектной оппозиции может являться не недостатком мифологического познания, но его значительным преимуществом. М. как познание представляет собой наиболее полное отображение «жизненного мира», жизни во всей ее полноте и многообразии характеристик, о чем свидетельствует вплетенность М. в жизненный уклад древних народов и в различные формы присутствия мифологического сознания в современной культуре. Существует также объяснение природы М. через идею коллективного бессознательного и его символов. М. представляет собой образно-символическую форму познания мира, единицей которого является символ, соединяющий в себе образ и идею. Неразрывность образа и смысла, облеченность смысла в образы является важнейшей чертой мифологического сознания. К. Г. Ю н г выдвинул гипотезу, по которой основой мифических символов являются архетипы — укорененные в глубинах человеческой психики первоэлементы психики и культуры, основания которых лежат в глубинах истории и культуры человеческого рода. М. является отражением коллективного бессознательного, причем не только с точки зрения структуры (архетипы), но и с точки зрения логики. Мифологическая логика отражена, напр., в двойственности природы мифологических героев — антропоморфной и зооморфной, в постоянной смене их облика, в персонификации качеств, в отсутствии грани между субстанцией и ее свойствами. Для логики бессознательного также характерны неотчетливое различение субъекта и объекта, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и принципа, происхождения и сущности, объединение предметов по вторичным признакам, по смежности в пространстве и во времени, символическая и метафорическая замена. Именно благодаря своей связи с бессознательным, М., получивший рождение на стадии архаического сознания, постоянно воспроизводится в культуре и представляет собой форму, существующую параллельно формально-логическому познанию.

        Д. Бом, К. Прибрам выдвинули идею о том, что представляется возможным интерпретировать в архетип как фундаментальный мифологический смыслообраз терминах голографии, претендующей на новую парадигму понимания мира и человеческого сознания. Соответственно ключом к современному пониманию мифологического познания может служить современная теория информации, согласно которой существуют два альтернативных способа записи информации — традиционный цифровой, основанный на принципах формальной логики, и оптический, важнейшей разновидностью которого является аналого-оптический, или голографический, способ. Голографические оптические системы рождают наглядное изображение, представляющее собой чувственную явленность смысла, соединение смысла и образа (наглядно-чувственная идея), что особенно характерно для М., и, по-видимому, голографическая модель может быть применена для объяснения субстанциональности мифологических образов. Особая логика М., определяемая законом имагинации, воображения, «законом неисключенного третьего» (Я. Голосовкер), по-видимому, также может быть объяснена с помощью голографической модели.

        Ю.С. Осаченко, И.В. Полозова

        Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1963; Мепетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976; Стебшн-Каменский М.И. Миф. Л., 1976; Леви-Строс К. Структурная антрополог и я. М., 1985; Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985; Голосовкер ЯЗ. Логика мифа. М., 1987; Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996; Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 1 — 3. М., 2002; Религия, магия, миф: современные философские исследования. М., 1997.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

epistemology_of_science.academic.ru


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.