Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Медовый спас что это такое


Медовый Cпас - Православный журнал "Фома"

Помните, как в детстве?! Нет ничего лучше, чем проснуться утром от приветливых лучей солнца, встать с мягкой кровати и босыми ногами протопать до кухни, налить холодного молока, оторвать хрусткую горбушку белого хлеба и янтарными слоями налить на нее горьковато-сладкого меда.

Летний медосбор – самый обильный: из разноцветья и разнотравья получаются богатые вкусом сорта меда.

На Руси начинался медосбор в июне и заканчивался 1 августа по старому стилю, 14 августа – по новому. По этой причине с древних времен первый из трех праздников августа, посвященных Спасителю (Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице), получил название Медовый Спас, или «Спас на воде».

Какого числа Медовый Спас?

Медовый Спас в 2019 году, как и всегда, – 14 августа. С этого праздника начинается Успенский пост (с 14 по 28 августа в 2019 году). Собственно в церковном календаре не существует такого праздника, как Медовый Спас. В этот день Церковь отмечает Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Оно было установлено в честь знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году.  Также этот день посвящен празднику Происхождения (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Эти церковные праздники совпал с периодом окончания сбора урожая меда. В результате в народе праздник любимого народом лакомства прочно соединился с православным праздником. И сейчас мы, как и наши предки, отмечаем Медовый Спас в храме, освящая мед и прикладываясь к Кресту Господню.

История Медового Спаса

На Медовый Спас во всех церквях совершают празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами.

Главный праздник этого дня – Изнесение Честны́х Древ Животворящего Креста Господня, который был установлен еще в IX веке в Константинополе, «по причине болезней, весьма часто бывавших в августе». В этот день износили Честное Древо Креста из царской сокровищницы, освящали улицы города и «с настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения» (из греческого часослова XIX века).

В этот день в храмах на утрене после великого славословия происходит вынос Креста, чтобы каждый желающий мог поклониться Святому Кресту. После происходит малое водосвятие.

Медовый Спас традиции

На Медовый Спас принято приносить в храм для освящения мед нового сбора, мак, лекарственные травы – все, чем плодоносен август.

Благочестивая традиция есть в этот день у пасечников – раздать по кусочку соты с медом детям и нищим. Кулинарные традиции Медового Спаса не могут не радовать сладкоежек: в этот день пекут постные медовые пряники, коврижки, постные блины с медом, медовый квас, варят медовуху (кстати, употребляли ее на Руси в это время и как лекарство от хворей).

Существует еще одно название праздника 14 августа – Маковей, в народе – Маковый Спас. В церквях вспоминают семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией. Известно, что в 166 году до н.э. династия Маккавеев восстала против указов, которые запрещали еврейские религиозные практики. И снова на языковом уровне получилось «сращение» народного обычая (с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой начинкой) и церковного праздника.

Почему Медовый Спас называют еще «Спасом на воде»? Существует тоже вполне бытовое объяснение: в этот день чистили старые и освящали новые колодцы, водоемы и святые родники. После крестного хода купались люди «для очищения от грехов» и купали весь свой домашний скот. После так называемого «Мокрого Спаса» крестьяне уже не купались.

Медовый Спас фото

Фото Юлии Маковейчук

Пасека Гремячева монастыря, фото Владимира Ештокина

Фото Санкт-Петербургская Духовная Академия, www.flickr.com

Фото Юлии Маковейчук

Пасека Гремячева монастыря, фото Владимира Ештокина

Медовый Cпас на картинах русских художников

Известные русские художники довольно часто воплощали образы пасечников на полотнах.

Жданов В. Ю. Медовый спас

И. Левитан. Пчельник

Крамской И. Н. Пасечник

Лазарева Светлана. Медовый спас

И. Левитан. Пасека

Маковский А. В. На пасеке

Богатов Н. А. Пасечник

Сычков Ф. В. Водосвятие

Шишкин И. И. Пасека

Прянишников И. М. «Спасов день на Севере»

Медовый Cпас детям

На Медовый спас детям можно рассказать историю праздника, сходить в церковь и освятить мед, а дома приготовить медовые лакомства и разыграть веселый сценарий праздника меда.

Медовый Cпас: стихи

Саша Черный

***

Сладок мед, ужасно сладок!Ложку всю оближешь вмиг…

Слаще дыни и помадок,

Слаще фиников и фиг!

Есть в саду пчелиный домик

– Ульем все его зовут.

– Кто живет в нем? Сладкий гномик? –

Пчелы, милый, в нем живут.

Там узорчатые соты,

В клетках – мед, пчелиный труд…

Тесно, жарко… Тьма работы:

Липнут лапки, крылья жмут…

Там пчелиная царица

Яйца белые кладет.

Перед ней всегда толпится

Умных нянек хоровод…

В суете неутомимой

Копошатся тут и там:

Накорми ее да вымой,

Сделай кашку червякам.

Перед ульем на дощечке

Вечно стража на часах,

Чтобы шмель через крылечко

Не забрался впопыхах.

А вокруг ковром пушистым

Колыхаются цветы:

Лютик, клевер, тмин сквозистый,

Дождь куриной слепоты…

Пчелы все их облетают –

Те годятся, эти – нет.

 Быстро в чашечки ныряют

И с добычей вновь на свет…

Будет день – придет старушка,

Тихо улей обойдет,

Подымит на пчел гнилушкой

 И прозрачный мед сберет…

Хватит всем – и нам и пчелам…

Положи на язычок:

Станешь вдруг, как чиж, веселым

И здоровым, как бычок!

Фото на заставке: Пасека Гремячева монастыря, Владимир Ештокин

Три Спаса в августе: Медовый, Яблочный, Ореховый - история, традиции, приметы

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый).

Медовый Спас

Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста.

В основе первого Спаса - праздник с длинным названием - Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя — именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.

Прошло время – и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество. А началось всё с чуда…

В 1164 году  совершенно независимо и на значительном расстоянии друг от друга византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили  врагов.  И было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано было сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества — праздник Креста Господня и Спаса — слились воедино.

Первый Спас имеет он несколько  названий:  Спас на воде, Мокрый, или  Медовый. В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются.

14 августа 988 года (1 августа по старому стилю) отмечают как день начала Крещения Руси. С тех пор по традиции в это время чистились старые колодцы или освящались новые, затем совершался крестный ход на реки, пруды, озёра для освящения воды. После этого уже купались сами и купали скотину, чтобы  смыть грехи и быть  здоровее.

Этот Спас ещё называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд.

Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь Первый Спас - медовый, это праздник пчеловодов. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издавна уважали мед, ведь он - один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.

Часть меда обязательно оставлялась в церкви, часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей.

С этого дня пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь, чтобы освятить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый.

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола. Так Спас получил свое второе название — Маковый, или Маковей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.

В этот день просили Господа и святых о хорошем урожае и неголодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов.

Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая – и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, приурочен к большой церковной дате — Преображению Господню.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

В этот праздник - день Преображения Господня - прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. По легенде, для поддержания веры в учениках Своих, когда они увидят Его страдания, Иисус Христос показал им Свой божественный лик.

Незадолго до распятия Иисус Христос взошел на высокую гору с тремя учениками: Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы помолиться. Вдруг они увидели, что Иисус как будто преобразился: лицо Его воссияло как солнце, а одежды стали белоснежными. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что Его ждёт. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников.

С тех пор 19 августа в христианские храмы идут на божественную литургию люди, одетые в белое - это цвет Преображения.

Яблочный Спас – это символ преображения природы перед наступлением осени. Считается, что с середины августа ночи становятся холодными. По народным приметам, яблоки заканчивают созревать только ко дню Спаса - до тех пор собирать можно только падалицу, а верующие люди совсем не едят яблок до этого дня.

Существует поверье, что, если родители до Второго Спаса не съедят яблочка, на том свете их детям будут раздавать гостинцы (в том числе и райские яблочки). А если родители ели яблоки - то нет. Потому большинство родителей, дети которых умерли, считают большим грехом есть яблоки до 19 августа. А с этого дня можно срывать разные фрукты нового урожая, в том числе яблоки.

Вообще, собирают плоды для того, чтобы освятить: в России это яблоки, а первые христиане традиционно к алтарю приносили виноград.

В деревнях принято варить яблочное варенье, печь пироги с яблоками и угощать ими всех соседей и знакомых. Считается, что яблоки, освящённые в Преображение, имеют особую силу: люди, откусывая и проглатывая первый кусочек, загадывали желания - считалось, что они обязательно сбудутся.

Про Яблочный Спас ещё говорят - «первые осенины», то есть знамение осени. Этот праздник - напоминание о духовном преображении каждого из нас.

Ранее принято было после церковной службы раздавать освященные яблоки всем присутствующим на ней. Передавали их домой для больных и немощных, угощали всех юродивых и бездомных, отдавали нищим и обездоленным.

По преданию, две птицы прилетают к яблоне из райского сада: Алконост и Сирин, птица радости и птица печали. Сирин-птица первой начинает летать к яблоне и клевать яблоки, взмахивая крыльями, покрытыми мёртвой росой. Поэтому тому, кто сорвёт  яблоко раньше срока, может попасться именно такое, на которое попала та роса. Алконост-птица прилетает ко дню Спаса, стряхивает со своих крыльев живую росу. И все яблоки на деревьях с этого дня преображаются, становятся  целительными, в них, по преданию, появляется живительная сила.

Как видим, религиозные традиции тесно переплелись в нем с языческими обрядами. Этим праздником условно проводится черта между летним сезоном и осенью, щедрой на дары и приносящей с собой преображение природы. Название праздника произошло от имени Спасителя, ценой своей жизни принесшего людям, уверовавшим в него, надежду на вечную жизнь и благодать прощения.

Часть освященных яблок в этот день несли на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освящали также хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливыми. Вкушая плоды, они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Несмотря на то что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Третий спас в августе

Третий Спас августа, который в народе называют Хлебным, или Ореховым.

Праздник отмечают  29 августа. Считалось, что к этому дню поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях), а  также пекли первый хлеб из зерна нового урожая.

С 29 августа разрешено было есть орехи этого года. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.

 Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли только из новой муки.

Существует также церковное название — Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя. В православной традиции эта история связана с больным царем Эдессы Авгарием и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа. Тогда Христос умыл лицо, отер его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Этот нерукотворный образ впоследствии не раз творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода.

Как следует из названий, главные блюда в этот праздник – свежеиспеченный  хлеб  из муки нового урожая и орехи. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым хлеб должен был попробовать самый старший мужчина в семье.

На третий Спас люди шли в лес собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть, на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большом кругу гостей.

В этот праздник торговали холстами и полотнами. Заканчивался один из самых строгих постов, Успенский, во время которого даже постное масло можно было есть только по выходным  и который соблюдали с 14 по 28 августа. Но и это не в тягость, ведь разрешалось есть ягоды, фрукты, грибы.

По материалам сайтов Dailyhoro и «Алые паруса»

____________________

Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Медовый Спас - это... Что такое Медовый Спас?

Медо́вый Спас (также Ма́ковый Спас, Пе́рвый Спас) — народный и православный праздник в первый день Успенского поста 1 (14) августа. На Руси совершают малое водосвятие, начинают сбор мёда и его освящение. Русская православная церковь в этот день отмечает Происхождения (изнесения) древ Креста Господня.

Первый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, «Макавей зельная» (белорус.), «Маковiя» (укр.), Маккавей.

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня; Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице; Семь мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара; священномученика Димитрия (Павского); мучеников в Пергии Памфилийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея; обретение мощей преподобной Софии Суздальской.

Первый день Успенского поста, который закончится 14 (27) августа — накануне Успения.

На Первый Спас «бабьи грехи» замаливаются: женщинам прощаются все их невымоленные грехи[1].

Происхождение в Византии

Греческий часослов 1897 года: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля по старому стилю), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Софии-Премудрости Божьей). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

В русской традиции

Николай А. Богатов. Пасечник. 1875 г. Рулет с маком

В Русской Церкви этот праздник в честь Спаса и Богородицы был установлен Андреем Боголюбским в 1164 году в ознаменование победы над волжскими булгарами. Рассказ об этом читается в русских прологах Пространной редакции (самый ранний список начала XV в.). По мнению Е. Л. Конявской проложная статья была создана не ранее 1167 г. и явно до 1213/1214 г., а её автором был епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский Нестор [2].

По традиции в этот день совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком.

Макавей

14 августа, кроме того, день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 году до Рождества Христова. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно наложились на русские обычаи и обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник «Макавей» — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. Возможно, связь мака с Маккавеями чисто звуковая. Там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготовляли маковое молочко — маково-мёдовую массу, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником, на Украине — макитрой, в Белоруси — макатером.

Съедобный мак является распространённым и любимым продуктом, разнообразно применяемым в народной кухне, обрядовых блюдах восточных и западных славян. Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачёк с мёдом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нём семьсот воевод».

В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».

Спас на воде

«Спасом на воде» медовый Спас именован в честь малого водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.

Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье». Отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. По погоде этого дня судят о том, каков будет третий Спас.

Медовый Спас

Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени наполнены до отказа, и пасечники приступают к сбору. Кроме того, лишь с медового Спаса по традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд. А без мёда в старые времена — лишение определённых радостей. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе делали множество безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считается, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.

Поговорки и приметы

Примечания

  1. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9

Медов ли Спас?

– По­че­му Бог из­гнал Ада­ма и Еву из рая?– По­то­му что они яб­лоч­ко до Спа­са ску­ша­ли…

Цер­ков­ный анек­дот

Сра­зу ска­жу, что всё ни­же­из­ло­жен­ное – моё су­гу­бо част­ное мне­ние, ко­то­рое очень силь­но рас­хо­дит­ся со сло­жив­шей­ся тра­ди­ци­ей.

У всех, да­же нецер­ков­ных лю­дей, на слу­ху на­зва­ния: «Ме­до­вый Спас», «Яб­лоч­ный Спас» (есть ещё «Оре­хо­вый» или «Хлеб­ный» – 29 ав­гу­ста). Все зна­ют, что эти дни в цер­ков­ном ка­лен­да­ре спе­ци­аль­но при­уро­че­ны для освя­ще­ния мё­да и яб­лок, по­это­му тол­пы лю­дей при­хо­дят в хра­мы «свя­тить» их.

Но мне ка­жет­ся, что са­ми сло­во­со­че­та­ния: «Ме­до­вый Спас», «Яб­лоч­ный Спас» – ко­щун­ствен­ны. Спас – это ведь не на­зва­ние дня неде­ли, это Хри­стос, Он не мо­жет быть ме­до­вым, яб­лоч­ным или оре­хо­вым. Он мо­жет быть «слад­чай­шим», как Его зо­вёт цер­ков­ная по­э­зия (в ака­фи­сте Иису­су Слад­чай­ше­му), но не фрук­то­вым. При­сва­и­вая на­род­ные на­зва­ния дню про­ис­хож­де­ния (из­не­се­ния) Чест­ных Древ Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня (14 ав­гу­ста) и Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня (19 ав­гу­ста) мы про­сто уби­ра­ем Хри­ста из это­го празд­ни­ка. А что оста­ёт­ся? Ме­док и яб­ло­ко… Ведь лю­бой нор­маль­ный свя­щен­ник это под­твер­дит: ка­ков про­цент хри­сти­ан, при­шед­ших в эти дни в храм про­сла­вить Спа­са-Хри­ста, по срав­не­нию с тол­пой языч­ни­ков, при­шед­ших освя­тить про­дук­ты, ко­то­рые «нель­зя бы­ло ку­шать до спа­са»? Очень ма­лень­кий про­цент. Но нас это не очень вол­ну­ет, ведь по­сле языч­ни­ков оста­ют­ся на сто­лах ме­ды и фрук­ты… Как лю­бят по­рой го­во­рить: «не нам су­дить, у ко­го ка­кая ве­ра». Мо­жет быть. Но нам, свя­щен­ни­кам, по­ло­же­но при­учать хри­сти­ан от­вра­щать­ся от язы­че­ских воз­зре­ний.Лич­но я бы во­об­ще от­ме­нил освя­ще­ние мё­да и яб­лок (мо­же­те ки­нуть в ме­ня са­мым гни­лым огрыз­ком). Ка­кой в этом смысл? Я по­ни­маю, ко­гда па­сеч­ни­ки и са­до­во­ды при­но­сят в храм на­чат­ки сво­е­го уро­жая, чтобы по­бла­го­да­рить Бо­га за Его да­ры и при­не­сти Ему и Церк­ви в жерт­ву ма­лую часть от сво­их тру­дов. Да, в та­ком слу­чае освя­ще­ние пло­дов име­ет хри­сти­ан­ский смысл. Но ко­гда го­ро­жане бе­гут на ба­зар за мё­дом или яб­ло­ка­ми для то­го, чтобы по­том их освя­тить – то за­чем это нуж­но? В чём тут смысл? А со­вер­шать бес­смыс­лен­ные дей­ствия – не по-хри­сти­ан­ски.Так­же ча­сто лю­бят ука­зы­вать, что мы освя­ща­ем яб­ло­ки по­то­му, что по уста­ву их мож­но вку­шать толь­ко по­сле Пре­об­ра­же­ния. Но устав-то пи­сан для мо­на­хов, ко­то­рые к это­му вре­ме­ни со­би­ра­ли пло­ды, за­тем при­но­си­ли их к Бо­гу в храм, освя­ща­ли, а за­тем вку­ша­ли в тра­пез­ной. По­это­му мо­нах, жу­ю­щий яб­ло­ко до по­ло­жен­но­го мо­мен­та, со­вер­ша­ет грех тай­но­яде­ния и непо­слу­ша­ния уста­ву. Вот в чём смысл это­го дей­ствия – в вос­пи­та­нии мо­на­хов, в бла­го­чи­нии. Но ка­кое от­но­ше­ние это всё име­ет к ми­ря­нам? Да ни­ка­ко­го. Укреп­ле­нию язы­че­ства спо­соб­ству­ет и толь­ко. Ведь есть стра­ны, в ко­то­рых (страш­но ска­зать) и мё­да-то с яб­ло­ка­ми нет… Как же им, бед­ным, быть? Спе­ци­аль­но им­пор­ти­ро­вать?Мне по­па­да­лась ин­фор­ма­ция, что в Ав­стра­лии пра­во­слав­ные освя­ща­ют пло­ды на… Сре­те­ние Гос­подне, ибо в Юж­ном по­лу­ша­рии пло­ды по­спе­ва­ют к это­му вре­ме­ни. И ни­че­го, жи­вут се­бе без «яб­лоч­но­го спа­са»…Но у нас ни­ко­гда не из­ме­нит­ся эта тра­ди­ция. Ибо ес­ли от­ме­нить все освя­ще­ния ку­ли­чи­ков, яи­чек, яб­ло­чек (а кое-где и ма­ка, чет­вер­го­вой со­ли и про­чих чу­дес), то кто же нам бу­дет при­но­сить до­хо­ды и про­пи­та­ние?.. Пра­виль­но од­на­жды за­ме­тил диа­кон Ан­дрей Ку­ра­ев: «Цер­ковь жи­вёт на день­ги ате­и­стов»…

Ко­го воз­му­ща­ет по­доб­ное по­пра­ние освя­ти­тель­ной тра­ди­ции но­га­ми свя­щен­ни­ка, то­му на­по­ми­наю пер­вые стро­ки мо­ей за­мет­ки.

Священник Алексий

Что означает православный праздник Медовый Спас

В среду, 14 августа, православные христиане в православных странах отмечают Медовый Спас. В этот день чтится память святых мучеников Маккавеев. А еще с 14 августа начинается Успенский многодневный пост, который длится до 27 августа и приурочен к празднику Успения Пресвятой Богородицы.

Каждый год 14 августа православные христиане отмечают Медовый Спас или, как его еще называют, праздник Маковей. Считается, что с этого дня лето начинает заканчиваться, а погода – становиться более осенней. После Медового Спаса следует Яблочный Спас (19 августа) и Ореховый (Хлебный) Спас – 29 августа.

Медовый Спас, что это за праздник

14 августа православные отмечают медовый или маковый спас, чья история начинается еще в дохристианские времена. Века изменили значение медового Спаса от языческого праздника урожая до христианского религиозного праздника, связанного с событиями из Библии.

«Официально» на Первый Спас празднуется Изнесение древ Креста Господня. Эта дата была установлена в девятом  веке в Константинополе: в те времена в честь праздника выносили часть Животворящего Креста для исцеления многочисленных заболеваний в самый жаркий месяц года.

Однако на Руси у князей такой реликвии не было, а потому большой праздник достаточно быстро приобрел дополнительный русский оттенок. В этот день было установлено празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в XII веке: врагов князя испепелили огненные лучи от святых реликвий.

Медовый Спас, народные приметы

На Медовый Спас начинается строгий пост – Успенский. Он продлится до 27 августа, поэтому необходимо придерживаться правил питания в эти дни.

В день Медового Спаса верующие приносят в храмы маковейчики — букеты с головками красного мака. Считается, что 14 августа заканчивается лето, поэтому в этот день нельзя купаться. В церковный праздник Маковея не следует убираться и прочие домашние дела – их лучше завершить накануне.

В эту среду стоит очистить свою голову от дурных мыслей, шумно не праздновать и не разговаривать слишком громко, чтобы не спугнуть пчел. По традиции, в этот день пасечники собирают мед. Освященный мед на Маковея обладает целебной силой, поэтому его принято хранить возле икон и давать больным.

Народные приметы на Медовый Спас 14 августа

Медовый спас: история, смысл, традиции, поверья

Медовый Спас – одно из трех празднеств, проводимых в летние месяцы в честь Христа. Чествование пчелиного продукта происходит 14 августа. Сразу же после идут праздники, посвященные сбору яблок и орехов. Другие названия для этого мероприятия – Маковей, Лакомка, Первый, Маковый или Мокрый Спас. Как же зародилось это празднество, и в чем цель почитания меда?

История Медового Спаса

У праздника имеется длинное церковное название, в котором следующий ряд слов: «Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня». Начало идет еще с IX века из Константинополя. В одно и то же время каждый год часть Животворящего Креста несли в храм, где освящали воду, которая могла лечить все проблемы со здоровьем.

Начало третьего месяца лета (14 августа по новому стилю) было выбрано не случайно. Стоявшая в этот период жара ускоряла распространение инфекций по городам. Прикладывание к Кресту, питье освященной воды исцеляло людей. Болезни утихали, что послужило дальнейшему распространению празднества.

Со временем мероприятие добралось и до Руси. Главные вехи:

  1. В XX веке (1164 г.) Андрей Боголюбский, великий князь Владимирский, и Мануил, император Византии, одновременно, но все же далековато друг от друга победили своих врагов. К ним пришел один знак – сияние образа Спаса, креста, иконы Богоматери.
  2. Великие победители (Маунил, Андрей) поделились друг с другом своими достижениями. Оба были поражены чудесным совпадением. Поэтому для увековечивания события установили дату первого Спаса.
  3. Спустя некоторое времени это торжество начало проводиться с праздником Креста Господня. Получилось некое слияние.
  4. Одновременно к Всемилостивому Спасу в Церкви причислялось событие от 1 августа 988 года, Крещение Руси. В этот день нужно было выполнять малое освящение воды.
  5. Еще один праздник этого периода года – память о семи святых мучениках Маккавеев, их матери Соломонии и учителе Елеазаре.

Медовый Спас – пчеловодческий праздник, который получил название от главного продукта, собираемого в период августа. К этому времени соты ульев уже наполнены свежим нектаром цветков, который после выкачки обязательно освящался церковью. Только такой мед разрешался к употреблению.

Для августа также характерен сбор маковых зерен, которые добавлялись к разным блюдам праздничных столов. Отсюда название «Маковей». Именно это связали с днем памяти семи святых мучеников Маккавеев. А вот наименование «Мокрый Спас» пошло от даты Крещения Руси 988 года, такое совпадение.

Смысл Медового Спаса

Смысл стоит искать в самом названии. Спас – это понятие, которое прямо напоминает о том, что празднуемые события тесно связаны с Иисусом Христом (Спасителем мира). Торжество предполагает обратить внимание на то, что всем людям до сих пор требуется вера, Его милость. Человек должен понимать – его положение в мире гибельное. Если это забывается, то празднество дает оценить и осмыслить драматические обстоятельства и события.

В общем, смысл торжества складывается в осознание высшего призвания души, очищение от грехов, укрепление здоровья. Освящается вода, цветочный нектар, который становится не просто сладким десертом, а Божьей благодатью. Люди вспоминают Того, благодаря которому орудие казни стало древом жизни.

Традиции Медового Спаса

К началу августа поспевает нектар, собранный пчелами, поэтому праздник получил соответствующее наименование. Мед приносят в храмы, где продукт освящают, благодарят Бога. После разрешается применять нектар для готовки и пиршеств.

Основные традиции этого дня:

Традиции южных славян несколько отличаются. Например, сербы святят воду молодым базиликом. Для македонцев знание того, какого числа начинается Медовый Спас, крайне важно. Празднество длится 6 или 12 дней августа, во время которых люди предсказывают погоду на 6 месяцев вперед. В Болгарии принято зятьям навещать родителей супруги, чтобы поцеловать им руки.

Важно понимать, что освящение продуктов пчеловодства – это не больше чем просто традиция. Подобный обычай считается естественным мероприятием для верующих. Человек благодарит Бога за помощь в создании меда, поэтому и несет в храм первый полученный урожай. Обычай ни в коем случае не должен перекрывать основное торжество – Всемилостивый Спас.

Что можно и что нельзя кушать в Медовый Спас

У христиан на 14 сутки августа стартует пост. Поэтому запрещаются яйца, рыбные и мясные продукты, птица, молоко. Получается, что требуется убрать с рациона всю пищу животного происхождения. Разрешается оставить фрукты и овощи, травы, зелень, крупы, другую растительную еду. Популярные блюда:

  1. Медовая коврижка. Это пряничное изделие. Требуются к приготовлению сыпучие ингредиенты: 2 стакана муки, 2 ст. л. какао, 1 ч. л. соды, 1 стакан сахара и щепотка разрыхлителя. Остальные компоненты: 70 г нектара, по половине стакана изюма, орехов, растительного масла и 200 мл воды.
  2. Медовая меренга. Для приготовления печенья потребуется мед, сахарная пудра, пшеничная мука, лимонная цедра, немного соды. Молотую корицу или гвоздику добавить по вкусу.
  3. Медовый квас. Компоненты напитка: 800 г пчелиного продукта, вытяжка из 2 лимонов, 5 литров воды и 25 г дрожжей.
  4. Салат. Ингредиенты: 70 г цветочного нектара, по 2 яблока, моркови, 8–10 грецких орехов и сок половины лимона.
Коврижка медовая

Мед – один из лучших постных продуктов, так как насыщен витаминами, минералами, аминокислотами и ферментами, другими полезными веществами. Главное – выбрать, освятить качественный нектар. Разрешаются также блюда с маком: блины, булочки, постные пироги, рулеты, пряники.

Что нельзя делать в Медовый Спас

У Медового Спаса прослеживается определенный сценарий, обычаи или традиции. Отсюда вытекают и запреты для торжества. Нельзя ругаться матом и ссориться с другими людьми, выказывать злобу, быть в плохом настроении. Но не менее интересны древние обычаи. Например, в Македонии часто запрещали стирку или купание детей первые дни празднества. Сербы раньше не работали в начале августа, так как считалось, что это ведет к болезням.

Приметы и поверья на Медовый Спас

Подобные праздники всегда сопровождаются многочисленными песнями, поверьями, приметами, загадками. Как уже говорилось, некоторые народности предсказывают погоду и будущий урожай. Распространенные приметы:

Медовый Спас традиционно приходится на конец второй недели августа. Торжество заключается не только в сборе, освящении пчелиного продукта, но и в отпущении грехов, укреплении тела, духа. Для празднества установлены свои традиции, приметы, поверья, запреты. Совпадение с началом поста вносит коррективы. Особенно это касается рациона.

Медовый спас: история, смысл, традиции, поверья Ссылка на основную публикацию


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.