Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Лицей что это такое


Что такое лицей: определение, специфика, отличие от гимназии и школы

В современной образовательной среде родители будущих первоклассников теряются в разнообразии видов учебных заведений - школа, лицей, гимназия... В чем их отличие? Сегодня мы предлагаем подробно остановиться на понятии «лицей». Чем он отличается от других учебных учреждений и в чем преимущество обучения в лицее, читайте ниже.

Что такое лицей: определение и толкование значения слова

Слово «лицей» прошло долгий международный путь до появления в русском языке.

Оно образовалось от названия древнеафинского учебного заведения - Ликея. Затем перекочевало в латынь и немецкий язык.

Современный лицей - это среднее общеобразовательное учебное учреждение.

В России до 1917 года в лицеях обучались только привилегированные сословия. Лицеистами являлись выходцы из богатых семей, будущие чиновники. Наиболее известным в царской России был Царскосельский лицей, в котором обучались Пушкин, Салтыков-Щедрин, Ржевский, Саврасов и многие другие деятели культуры и искусства, военачальники и чиновники высокого ранга 19-го века.

Что такое современный лицей?

Современный лицей - это особый тип учебного заведения. Что такое школа-лицей? Это профессионально ориентированная школа, в которой обучение осуществляется по особой программе с углубленным изучением каких-либо предметов конкретно профессиональной направленности. Обучение в школе-лицее проводится в тесной связи со средними и высшими учебными заведениями определенной профессиональной направленности.

В лицей или лицейские классы дети поступают после окончания 7-го класса.

Упоминания о первых лицеях историки находят в документах, связанных с жизнью Аристотеля - знаменитого философа Древней Греции.

Первый лицей (Ликей) был основан в Афинах и назван так в честь бога Аполона Ликейского. Преподавали в этом учебном заведении известные древнегреческие мыслители Сократ и Аристотель.

В царской России первые лицеи начали возникать в начале 19-го века. В 1810 году был создан дебютный Александровский (Императорский Царскосельский) лицей.

Обучение в лицее было доступно только детям из богатых и знатных семей с 6 до 11 лет. Выпускники лицея осваивали программу средней и высшей школы.

С 1877 года по указу царя лицеисты должны были освоить программу шести гимназических и трех университетских классов.

Однако существовали и такие лицей, в которых было 8 гимназических классов. Например лицей, основанный в память о цесаревиче Николае.

До революции 1917 года в России функционировали 7 привилегированных лицеев. Каждый из них осуществлял образовательную деятельность по собственной программе. Единого определения и понятия, что такое лицей, в России не существовало. Наиболее точно о лицеях выразился этнограф В.И. Даль:

«Это высшее учебное заведение, то равное университетам и академиям, то ниже или даже выше их, но не разделяемое на факультеты; общее высшее училище».

После революции 1917 года лицеи перестали быть достоянием высшего класса.

Современный лицей - общедоступное учебное учреждение, которое осуществляет образовательную деятельность по особой, отличной от общеобразовательной, программе. Статус и название лицея иногда присваиваются бывшим профтехучилищам. На базе некоторых школ открываются лицеистские классы определенной профессиональной направленности.

Сравнение лицеев с обычными школами

Выяснив, что такое лицей, давайте сравним его с обычной школой.

Важно понимать, что деятельность школ регламентируется образовательными стандартами и едиными программами. Для школ определена недельная нагрузка по каждому классу и единый набор учебных дисциплин, учебников и методических пособий.

Деятельность лицеев основывается на авторских программах, адаптированных для каждого учебного заведения в зависимости от направленности. Помимо основных предметов лицеисты углубленно изучают предметы, необходимые для будущей профессии.

В обычную школу детей зачисляют с 6-7 лет. А поступление в лицей возможно после окончания 6-7-го классов.

Педагогический состав также отличается. Уровень педагогов в лицее выше, чем в обычной школе. Тут могут работать не просто специалисты с высшим образованием, а кандидаты и доктора наук. Вот что такое профильный лицей.

Сравнение лицея и гимназии

Существует также отличие между лицеем и гимназией. Что такое гимназия?

Это также среднее образовательное учреждение, специализирующееся на углубленном изучении определенных предметов.

Главное отличие между этими двумя типами образовательных учреждений заключается в том, что лицей ориентирован на практическую деятельность. Образовательный процесс осуществляется по выбранному учебным заведение профилю и ориентирован на освоение будущей специальности.

Гимназия же обеспечивает вариативность образовательного процесса. Учащиеся начальных и средних (прогимназических) классов получают качественную теоретическую подготовку и всестороннее развитие.

При переходе в старшую (среднюю) школу воспитанникам предоставляется право выбора профильных предметов в соответствии с их склонностями и пожеланиями (естественно-гуманитарный, физико-математический, эстетический, филологический и другие профили). Главная образовательная задача гимназии - фундаментальная теоретическая подготовка выпускников к поступлению в высшие учебные заведения.

Вывод

Итак, мы разобрали основное отличие лицеев от других типов средних образовательных учреждений и выяснили, что такое профессиональный лицей.

Определяясь с выбором, родителям необходимо в первую очередь учитывать интересы и способности своего ребенка.

Обучение в гимназии может оказаться довольно сложным и эмоционально напряженным для ребенка со средними и не очень высокими способностями.

Если же к 7-му классу ученик определился с направлением будущей профессиональной деятельности и, к примеру, выбрал физико-математический профиль, то без раздумий подавайте документы в лицей. Высококлассные педагоги и оригинальная программа подготовки помогут ребенку глубже изучить профильные предметы и получить багаж практических знаний и навыков, необходимых для дальнейшего профессионального обучения и становления.

Что такое лицей в современной России? :

Далеко не все родители знают, что такое лицей. Мечтая о качественном образовании для своих детей, мамы и папы оказываются перед ответственным и серьезным выбором учебного заведения. В настоящее время существует множество образовательных учреждений разного вида, поэтому важно иметь представление об их отличительных особенностях, чтобы сделать правильный выбор.

Из истории лицеев

Что собой представляют лицей и гимназия? Отличия этих двух типов образовательных учреждений понятны далеко не всем родителям. Лицеи существовали еще во времена древнегреческого философа Аристотеля. В нашей стране они стали открываться только в середине восемнадцатого века, считались элитными учебными заведениями.

Продолжительность обучения тогда составляла шесть лет, затем она была увеличена до одиннадцати. После завершения обучения в лицее у выпускников было право на получение места государственного чиновника. Лицей - это то место, где у ребят есть не только возможность получения качественного среднего образования, но и шанс на приобретение дополнительной профессии.

Особенности гимназий

Если лицей - это учреждение, появившееся в виде философской школы, то гимназии создавались для обучения грамоте древних греков. Они стали основой для появления общеобразовательных школ.

В настоящее время у каждой гимназии заключен договор о сотрудничестве с высшим учебным заведением. Основной задачей педагогического состава является качественная подготовка гимназистов к поступлению в вузы. В современных гимназиях ребята получают фундаментальные знания по определенным учебным дисциплинам, перечень которых зависит от направленности работы таких учреждений.

Различия между гимназиями и лицеями

Современный лицей - это образовательное учреждение, поступление в который возможно после семи или восьми лет обучения в обычной школе. В гимназию попадают талантливые дети, которые освоили начальную ступень либо прошли обучение в прогимназии.

Есть определенные различия и в методике преподавания. Что такое лицей? Это учебное заведение, в котором особое внимание уделяется проведению практических занятий.

Гимназия специализируется на обеспечении теоретической основы. Выпускники специализированных лицеев, открываемых на базе определенных высших учебных заведений, могут быть зачислены сразу на второй курс ВУЗа. Что такое лицей? Это образовательное учреждение, в котором многие учебные курсы читают преподаватели высшей школы.

Гимназическое обучение осуществляется по специальным авторским программам, направленным на подготовку к поступлению и обучению в высшей школе. Профиль выбирается только в старших классах.

Рассуждая над тем, что такое лицей, отметим, что он подходит для тех ребят, которые уже к седьмому классу смогли выбрать свою будущую профессиональную деятельность.

Сравнение лицеев с общеобразовательными школами

В наши дни лицеи особенно востребованы в странах Латинской Америки, в западной Европе. В России в таких учебных заведениях осуществляется профильная подготовка по таким направлениям, как:

Между лицеями и общеобразовательными школами существуют определенные различия. В первую очередь они связаны с возрастными ограничениями. В обычную школу зачисляют детей в возрасте от семи лет, а для поступления в лицей необходимо окончить 6-7 классов.

Образовательный процесс в любом лицее осуществляется по собственным программам. Помимо общих предметов, перечень которых утвержден министерством образования РФ, лицеисты изучают в углубленном варианте несколько предметов, являющихся профильными при поступлении в учебное заведение, с которым у заведения заключен договор о сотрудничестве.

Означает ли это, что лицейское образование будет более качественным, чем в общеобразовательной школе? Безусловно, ребятам, которые во время учебы в лицее прошли профильную подготовку, будет гораздо легче учиться в вузе, чем детям из обычной общеобразовательной школы.

Есть некоторые отличия и в педагогическом составе. В лицее работают не только учителя, но и кандидаты, доктора наук, которые параллельно трудятся в профильном вузе.

Для лицея характерна определенная профильность, что невозможно в рамках простой общеобразовательной школы.

Заключение

Рассматривая особенности лицея, отметим, что можно выделить как общие, так и отличительные характеристики этого типа государственного образовательного учреждения от гимназий, общеобразовательных школ. Сходство заключается в предоставлении качественных знаний для школьников, гимназистов, лицеистов, а также в направленности воспитательного процесса на формирование гражданственности и патриотизма в подрастающем поколении. Существуют возрастные отличия, а также особенности педагогических методик, используемых в работе.

лицей

от греч. Lykeion), тип ср. или высш. уч. заведения. Исторически первый Л. (ликей) — др.-греч. филос. школа близ Афин, основанная Аристотелем в 335 до н. э. и просуществовавшая ок. 8 столетий. Получила назв. от храма Аполлона Ликейского, вблизи к-рого находилась. В Др. Риме подобные уч. заведения носили такое же название (б-ка Цицерона в Тускулануме, гимназия на вилле Адриана). В эпоху Возрождения Л. назывались повышенные школы, готовившие к обучению в ун-тах. Средние образоват. Л. были созданы во Франции в 1802 указом Наполеона I по образцу иезуитских коллегий. Во многих странах Л. слились с гимназиями, с к-рыми их сближало содержание предлагавшегося учащимся образования. Назв. «Л.» сохранилось в ряде стран, гл. обр. для обозначения особой ступени подготовки между осн. классами общеобразоват. школы и высшими уч. заведениями. В Германии с 1912 Л. создавались как жен. уч. заведения, дававшие высш. образование. В Италии Л. назывались 3 высших гимназич. класса.

Л. имеются в ряде зарубежных стран (Зап. Европы, Лат. Америки и Африки). Во Франции Л. — единств, тип совр. ср. общеобразоват. школы с 7-летним сроком обучения (на базе 5-летней нач. школы). Со 2-го кл. (счет классов обратный) учащиеся распределяются на гуманитарные, естеств.-матем. и техн. секции; в выпускном классе 5 секций: философии и фило-лологии, экономики, математики и физики, биологии, техники (каждая из них имеет свой уч. план). Выпускники Л. сдают экзамен на бакалавра. В Италии

Л. делятся на классич. и реальные, срок обучения 5 лет (на базе 5-летней нач. а 3-летней промежуточной школы). В Швейцарии в кантонах с франц. яз. Л. наз. 3—4-летние ст. циклы ср. школы, в Бельгии — ср. школы для девочек, в Польше — 4-летние школы, дающие полное ср. образование.

Л. в России до 1917 — сословные привилегиров. уч. заведения для детей дворян, готовившие гос. чиновников. В 19 в. их было 6, к 1917 — 3.

Самым значительным был имп. Л. в Царском Селе. Учрежден в 1810 с целью «образования юношества, предназначенного к важным частям службы государственной». Устав Л., разработанный при участии M. M. Сперанского и мин. нар. просвещения А. К. Разумовского, был утвержден 12 авг. 1810. Л. открыт в Царском Селе 19 окт. 1811. Первоначально находился в подчинении мин. нар. просвещения, с 1822 в ведении управления воен.-уч. заведений. В Л. принимались дворянские дети в возрасте 10—12 лет. На 1-й курс было принято 30 воспитанников по личному выбору Александра I. На последующие курсы принималось до 50 чел., с 1832 — до 100 чел. За 6 лет обучения (два 3-годичных курса, с 1836 — 4 кл. по полтора года) лицеисты изучали закон Божий, логику, этику, правоведение, политэкономию, статистику, российскую и всеобщую историю, физ. и матем. географию, математику, начала физики и космографию, риторику, языки (рус., лат., франц. и нем.) и словесность, иск-ва и др. Выпускники получали права окончивших ун-т и (в зависимости от успехов) чин 9- 14-го класса. Для желающих поступить на воен. службу проводилось дополнит, воен. обучение, им предоставлялись права окончивших Пажеский корпус. В 1814—29 при Л. состоял Благородный пансион, готовивший к поступлению в Л. или выпускавший воспитанников на службу.

1 янв. 1844 Л. переведен в Петербург, переименован в имп. Александровский и подчинен ведомству имп. Марии. По уставу 1848 комплект воспитанников увеличен до 156 (50 казеннокоштных, 100 своекоштных, 6 не платящих за обучение из детей служащих Л.). В 1877 реорганизован в 6-классный с курсом продолжительностью 1 год. В 1882 при Л. образованы 3 подготовит, класса на 90 воспитанников. В 1901 созданы Совет Л. из бывших его воспитанников и Конференция из профессоров, преподавателей и, курсовых представителей. Предметы преподавания в Л. неоднократно изменялись. В нач. 20 в. преподавались: на мл. курсе и в приготовит, классах — закон Божий, рус., лат. языки, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, химия, космография, география, естеств. история, психология и логика, языки (англ., франц., нем.), чистописание, рисование, музыка, пение и др.; на, ст. курсе — право (мн. отрасли), полит. экономия, статистика, история философии, история рус. и всеобщая, богословие, гигиена, история литератур русской, всеобщей, франц., англ. и немецкой. Преподавали в Л. лучшие проф. Петербурга. За 107 лет (74 курса) Л. выпустил ок. 2 тыс. чел. Среди выпускников многие получили известность как писатели, художники, гос. деятели и др. Первый курс занимает особое место: А. С. Пушкин и его друзья А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин. Выпускниками Л. были педагог Н. А. Корф, министры нар. просвещения А. В. Головин, Д. А. Толстой. Л. закрыт после Окт. революции в связи с отменой сословных привилегий.

Старейшим в России был Демидовский Л. в Ярославле, учрежденный в 1803 как высших наук уч-ще на средства мецената П. Г. Демидова. По уставу 1805 уч-ще зависело от Моск. ун-та, управлялось выборным проректором и советом. Открыто 29 апр. 1805. Принимались лица, окончившие курс нар. уч-щ, а также имевшие домашнее образование. Для детей дворян (9—11 лет) был открыт приготовит, пансион. В программу обучения включались: юрид., экон., ист.-филол., матем. науки, естеств. история (с технологией), словесность древних языков и рос. красноречие, новые языки, закон Божий (с 1819 богословие и история рус. церкви). Окончившие курс принимались на службу с чином 14-го кл. С 1811 аттестаты Л. приравнивались к университетским. В 1833 уч-ще преобразовано в Л., принимались окончившие гимназию. Пансион был присоединен к Ярославской гимназии, проректор заменен директором. Курс обучения стал 3-летним. Особое внимание обращалось на юрид. и камеральные науки. Устав 1845 освободил Л. от подчинения Моск. ун-ту. В программу добавилось изучение основ с. х-ва, лесоводства, бухгалтерии. В 1868 преобразован в Демидовский юрид. Л. (работал с 1870). По уставу 1874 управлялся директором, советом и правлением, проф. и доценты назначались МНП. С 1886 для студентов введена университетская форма. На Л. распространялись врем, правила 27 авг. 1905 об университетской автономии. Уч. предметы те же, что на юрид. ф-те ун-та (4 года обучения). В составе профессуры были известные ученые. В 1846—49 читал лекции К. Д. Ушинский. В 1918 Л. преобразован в Ярославский ун-т (с 1924 Ярославский пед. ин-т им. К. Д. Ушинского).

Ришельевский Л. в Одессе вел свое начало от частного пансиона де Вольсен, взятого в 1803 под покровительство новороссийским ген.-губернатором А. Э. Ри-щелье. С 1805 пансион стал наз. Благородным воспитат. ин-том, исполняя роль гимназич. отделения коммерч. гимназии, осн. в том же году; в 1811 взят на казенное содержание. В ин-т могли поступать дети с 4 лет полными пансионерами, курс обучения был 8-летний. 2 мая 1817 ин-т и коммерч. гимназия были преобразованы в Л., к-рый по уставу состоял из собственно Л., начального и ланкастерского, а также 2 дополнит, уч-щ (где преподавались правоведение, полит., экон., коммерч. науки). При Л. были пансион и пед. ин-т. Обучение носило скорее гимназический, чем университетский, характер. Во главе Л. стояло правление из родственников обучавшихся (4 чел.) под председательством одесского градоначальника. В 1830—36 правление ведало всеми уч. заведениями Одесского округа. С 1829 вместо 6 стало 11 кл., в т. ч. 4 гимназических, 4 лицейских (с 2 отделениями- филос. и юридическим). По Уставу 1837 Л. приблизился к высш. уч. заведению, имел 2 отделения: физ.-мат. и юридическое; ин-т вост. языков (до 1854) с кафедрами, как в ун-тах. В 1842 открыто камеральное отделение (с.-х. и естеств. наук). Гимназия была почти совсем отделена от Л. В 1862 принято решение о преобразовании Л. в ун-т, в 1865 на базе Л. открыт Новороссийский ун-т.

Волынский (Кременецкий) Л. осн. в 1805 в г. Кременец прогрессивным польск. деятелем просвещения Т. Чацким с целью распространения польск. культуры среди укр. населения и для подготовки чиновников для Волыни. Содержался гл. обр. на пожертвования частных лиц. Был в ведении МНП. До 1819 наз. Высш. во-лынской гимназией. Состоял из 2 отделений: низшего (4 кл. по одному году) и высшего (3 курса по 2 года). В низших классах преподавались языки (лат., польск., рус., нем. и франц.), а также арифметика, география, учение о нравственности. На высш. курсах — многочисл. матем., словесные и юрид. предметы. Обилие предметов вело к тому, что воспитанники отказывались от многих из них, что приводило к узкой специализации и нарушало деление на курсы. Указом 21 авг. 1831 Л. был закрыт, т. к. все учащиеся примкнули к Польск. восстанию 1831. В Польше Л. был возобновлен в 1921 и действовал до 1939. При воссоединении Зап. Украины с УССР на базе быв. Л. был создан учительский ин-т (1940), реорганизованный в 1952 в Кременецкий пед. ин-т (в 1969 переведен в Тернополь).

Нежинский Л. кн. Безбородко основан нд средства, завещанные этим гос. деятелем и меценатом. Разрешение на создание высш. уч. заведения для укр. дворян получено в 1805, но только в 1820 была открыта Гимназия высш. наук кн. Безбородко; устав ее утвержден в 1825, Курс обучения — 9-летний. Преподавались закон Божий, древние языки, рус., нем. и франц. языки, математика, история и география, словесность российская и древних языков, философия, технология с химией, естеств. история, гос. х-во, финанс. наука, римское право и его история, рус. гражд. и уголовное право, судопроизводство и др. В 1832 гимназия преобразована в физ.-мат. Л., состоявший только из 3 высш. классов (гимназич. постепенно закрывались) с 6 отделениями (срок обучения на каждом 6 мес). В 1840 преобразован в юрид. Л. В программе Л. имелся только 1 теоретич. предмет из области права — энциклопедия законоведения. В Л. было 2 общеобразоват. кафедры: рус. истории и статистики, теории поэзии и рус. словесности. Курс обучения — 3-летний. При Л. был интернат (до 1863). Среди выпускников Л. — Н. В. Гоголь и педагог П. Г. Редкий. В 1875 Л. преобразован в Историко-филол. ин-т (с 1920 Нежинский пед. ин-т; с 1939 — им. Н. В. Гоголя).

Катковский Л., имп. Л. в память цесаревича Николая в Москве основан на средства публициста M. H. Каткова, проф. П. М. Леонтьева, банкира С. С. Полякова и др., в дальнейшем получал гос. субсидии. Открыт 13 янв. 1868. Состоял из 8 гимназических и 3 лицейских (университетских) классов. По сравнению с классич. гимназиями более обширны программы по древним языкам, преподавалась естеств. история, вводились вечерние занятия по новым языкам. Питомцы лицейских классов посещали в качестве вольнослушателей лекции в Моск. ун-те (кроме мед. ф-та), нек-рые университетские предметы преподавались в самом Л. Через 3 года (вместо 4) наравне со студентами держали гос. экзамен. В Л. принимались преим. пансионеры, но имелись полупансионеры и приходящие. Во главе Л. — правление (пред. — директор) и совет (пред. — Моск. . ген.-губернатор). Особенность Л. — система туторства (тьюторства). Тутор (на 15 пансионеров) наблюдал за учением, нравств. и физич. воспитанием, составлял об этом подробные отчеты. В 1872—78 при Л. действовала Ломоносовская учительская семинария. В 1899 лицеисты держали экзамены по 3 ф-там (ист.-филол., юрид., физ.-мат.), затем только по юридическому.

По уставу 1890 задачей Л. было дать общее ср. образование, содействовать успешному прохождению воспитанниками университетского курса, практич. подготовке учителей для гимназий. По врем, положению 26 апр. 1906 университетские классы организованы в объеме юрид. Ф-т с 4-летним курсом. Закрыт в 1917.

В Рос. Федерации с нач. 90-х гг. назв. Л. принимают нек-рые ср. уч. заведения с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю (физ.-мат., естеств.-науч., техн. и др.). В В 1992/93 уч. г. насчитывалось ок. 200 Л. (св. 115 тыс. уч-ся).

Лит.: Постановление о Лицее, СПБ, 1810; Селезнев И. ЯИст. очерк имп. бывшего Царскосельского, ныне Александровского лицея, СПБ, 1861; 50-летний юбилей имп. Александровского лицея, СПБ. 1861; К аре ев Н., Краткий очерк истории имп. Александровского лицея (1861 — 1886), в кн.: Памятная книжка имп. Александровского лицея на 1886, СПБ, 1886; Грот Я., Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. Ст. и мат-лы, СПБ; Бернацкий В. А., Имп. Александровский лицей в Ведомстве воен.-уч. заведений, СПБ, 1911; Рубец А. А. «Наставникам, хранившим юность нашу». Памятная книжка чинов Александровского, б. Царскосельского лицея с 1811 по 1911, СПБ, 1911; Памятная книжка лицеистов. 1811 — 1911, СПБ, 1911; Кобеко Д. Ф., Имп. Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811 — 1843, СПБ, 1911; Гастфрейнд Н. А., Товарищи Пушкина по имп. Царскосельскому лицею. Мат-лы для словаря лицеистов первого курса. 1811 — 1817, т. 1 — 3, СПБ, 1912—13; Руденская М. П., Они учились с Пушкиным, Л., 1976; «Прекрасен наш союз». Сост. и сопроводит, текст Н. Я. Эй-дельмана, M. Гимназия высш. наук и лицей кн. Безбо-родко, СПБ; Сребницкий И. А., Очерки из истории Лицея кн Безбородко (1832—1875), Нежин, 1895; Образование и устав Ришельевского лицея в Одессе, СПБ, 1818; Михневич И., Ист. обзор 40-летия Ришельевского лицея с 1817 по 1857, Од., 1857; Маркевич А. И., 25-летие имп. Новороссийского ун-та, Одиз90; Головщиков К. Д., История Демидовского юрид. лицея в Ярославле (1803—1899), Ярославль; Щеглов В. Г. Высш. уч. заведение в г. Ярославле им. Демидова в первый век его образования и деятельности, Ярославль, 1903; Покровский С. П., Демидовский лицей в г. Ярославле в его прошлом и настоящем, Ярославль, 1914.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Лицей - это... Что такое Лицей?

Лицей (др.-греч. Λύκειον) — учебное заведение. 1) Среднее общеобразовательное учебное заведение в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки, Африки. 2) В России до революции 1917 года — привилегированное среднее или высшее учебное заведение, предназначавшееся главным образом для подготовки чиновников. 3) Наименование некоторых средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в России, работающих (с 1988/89 учебного года) по своим учебным программам.

История лицеев

Лицеи во Франции

См. Лицеи во Франции.

Лицеи в Российской Империи

В Российской Империи лицеями назывались привилегированные учебные заведения со сроком обучения от 6 до 11 лет, охватывавшие программу обучения средней и высшей школы. Они предназначались главным образом для подготовки государственных чиновников.

Понимание лицея в дореволюционной России хорошо отражает его определение в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля:

«высшее учебное заведение, то равное университетам и академиям, то ниже или даже выше их, но не разделяемое на факультеты; общее высшее училище».

Всего в дореволюционной России существовало 6 лицеев (в скобках указаны годы существования учебных заведений в качестве лицеев).

Настоящее время

В настоящее время в странах СНГ некоторые школы получают звание «лицей», в результате существует множество «лицеев», с дореволюционными имеющих мало общего. Кроме того, лицеями иногда называются учреждения среднего профессионального образования (бывшие профессионально-технические училища).

См. также

Ссылки

Чем отличается школа от гимназии и лицея? Что лучше?

Большое количество образовательных заведений буквально загоняет родителей в тупик. Найти ответ на вопрос, куда же отправить чадо, тяжело. Поэтому стоит разобраться, что же из себя представляет каждое из заведений и чем отличается обычная школа от гимназии и лицея.

Школа

Это учебное заведение. В нем каждой из дисциплин учат в равной степени за некоторыми исключениями. Например, если школа имеет классы с углубленным изучением какого-либо предмета.

Программа соответствует государственным требованиям, нагрузки - нормам, установленным для определенного возраста. Свободное и учебное время распределяется так, чтоб у ребенка было его достаточное количество как для выполнения школьных занятий, так и для секций/кружков и внеклассной работы.

Гимназия

Считается элитным учебным заведением. В средних или старших классах вводится так называемая предпрофильная подготовка, что, конечно, занимает больше времени. Программа и нагрузки являются индивидуальными для каждого учебного заведения. Также в гимназии зачастую идет разделение по интересам ребенка. Это позволяет быстрее определиться с будущей профессией. Учебное заведение предоставляет универсальное и многостороннее образование.

Зачастую относится к конкретному вузу. Обычно готовит ребенка к поступлению именно в это заведение. К тому же обучение проводят преподаватели конкретного вуза. Уровень образования на порядок выше. При этом основной акцент приходится на профильные дисциплины. Иногда данное заведение дает возможность поступления сразу на второй курс.

Школа имеет возможность повысить свой статус до гимназии или лицея, однако это сложно.

Минусы гимназии и лицея

Чтобы ответить на вопрос, чем отличается школа от гимназии и лицея, нужно сначала выделить положительные и отрицательные стороны данных заведений. Начнем с минусов. В некоторых из заведений (в гимназиях точно, в лицеях - выборочно) после определенных классов проводятся экзамены. При плохих результатах ребенку может грозить исключение из учебного заведения, а это определенный стресс.

Также из-за погони за хорошими показателями учителя и руководство пытаются отсеять учеников, которые не справляются с повышенными нагрузками. Способы для этого применяются самые различные и иногда негативно отражаются на самооценке подростка.

Спорным пунктом является материальное обеспечение заведения, которое на порядок выше, чем у обычной школы. Этот аспект в основном ложится на плечи родителей.

Преподаватели этих заведений должны иметь высшую категорию. При этом учительский состав должен быть укомплектован полностью. В отличие от школы, тут каждый учитель ведет только один предмет.

Поскольку на различных этапах отсеиваются различные ученики - уровень остальных достаточно высок. А это заставляет детей стремиться к большим успехам. В таких заведениях стараются исключать различные конфликтные ситуации и возможные потасовки. Поэтому за детьми следят больше, чем в школах, а о прогулах и ухудшающейся успеваемости немедленно сообщают родителям.

Разнообразие факультативов в данных учебных заведениях – немаловажный фактор. Также здесь проводится обучение минимум двум иностранным языкам, причем в более углубленной форме. В обычной школе чаще всего изучается один, реже - два, но не так досконально.

Чем отличается школа от гимназии и лицея? Образование

Поскольку образование в школах является государственным и регулируется сводом правил и законов, принятых соответствующими инстанциями, его уровень в данных заведениях равноценен. Учебники и дополнительная литература одинаковая для всех. При этом есть стандартные нагрузки (урок 45 минут), а также регламент, определяющий количество часов нагрузки для определенного возраста. Возраст принятия ребенка в школу нормирован - 7 лет.

Всё это немного понижает образовательный уровень данных заведений. Основной задачей родителей становится заинтересовать ребенка в обучении. Ведь общепринятые стандарты скучны для детей.

Конечно же, многое зависит от учителей. Если они способны заинтересовать чем-либо ребенка, то и процесс усвоения материала происходит гораздо проще. С этим очень сложно не прогадать.

А вот гимназии и лицеи подстраивают нагрузку и вид образования под себя. Педагогический коллектив заинтересован в хорошей успеваемости каждого ребенка. Поэтому придумываются, подбираются самые различные программы и методы. Это лучше помогает усваивать материал. Однако уровень нагрузки на порядок выше школьной. Это очень выматывает детей, особенно учеников младших классов. Свободного времени меньше. Поэтому если у ребенка имеются какие-либо увлечения, секции, то на них может не хватать времени, а ведь никто не отменял ещё и домашние задания.

Чем отличается школа от гимназии и лицея?

В чем разница между заведениями? Сейчас разберемся. Педагогический состав более сильный и укомплектованный именно в лицеях и гимназиях. Обучение в них ведется по расширенной программе и является многопрофильным и более углубленным, в отличие от школы.

Школа обучает лишь одному иностранному языку. К тому же на выбор руководства. Тогда как гимназии и лицеи отдают предпочтение английскому как основному и ещё одному или двум как дополнительным. В гимназиях и лицеях проводят факультативы и научные работы.

Что лучше?

Мы разобрались, чем отличается школа от гимназии и лицея. Что лучше? Каждый родитель, конечно, хочет дать своему ребенку качественное образование. Однако стоит учитывать его возможности, способности и желания. Даже если ребенок ещё маленький, то есть возможность определить, где он будет чувствовать себя комфортнее и увереннее. Не нужно увеличивать свою самооценку и амбиции при помощи малыша, который может оказаться попросту не готовым к тяжелым нагрузкам. Поэтому при выборе учебного заведения следует присмотреться к своему чаду. Если способности к хорошему усвоению материала и любовь к различному виду обучения проявилась в раннем возрасте (ребенок начал рано читать, считать, писать), то вероятнее всего, что в обычной школе, где в первом классе детки учат алфавит и счет, ему будет скучно. Тогда есть вероятность, что малыш потеряет интерес к обучению.

Хотя бывает и такое, что до школы ребенок особо не проявлял себя. А вот поступив в первый класс, вдруг оказалось, что он безумно увлекается одним или сразу несколькими предметами. Тогда стоит попробовать поступить, например, в гимназию после 4-го класса. Иногда уместно выбрать заведение с углубленным изучением полюбившегося предмета.

Также при выборе заведения стоит учитывать мнения родителей тех деток, которые уже учатся в нем какое-то время. Тогда проще понять, где лучше учителя, отношение к детям и многое другое.

Заключение

Теперь вы знаете, чем отличается обычная средняя школа от гимназии и лицея. Мы разобрали особенности каждого заведения. Надеемся, что данная информация была вам полезна.

ЛИЦЕЙ - это... Что такое ЛИЦЕЙ?


© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.