Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Кыз узату что это такое


Қыз ұзату/Кыз узату/Кыз жасауы

     Обряд  «Кыз узату»  – важная часть традиционной казахской свадьбы. Перед церемонией  проведения обряда Кыз узату  со стороны жениха проводится обязательный обряд сватовства «Құда түсу».  Кудалар/сваты в количестве  7 - 9 человек из числа родителей,  родственников ,  а также  близких друзей жениха, приходят в назначенный день в дом девушки.  Гостей встречают за празднично накрытым дастарханом.  Обычно основная роль в  процессе переговоров отводится главному свату - «бас құда» , которому поручается получить согласие родителей невесты на брак. После получения согласия и благословления родителей невесты проводится обряд «Сырға тағу», который символизирует обручение молодых.  В знак подтверждения своего согласия родители девушки угощают сватов ритуальным блюдом «Куйрык-бауыр» , которое готовится из печени и курдючного сала. Обряд «Куйрык-бауыр»  считается залогом верности и нерушимости соглашения.

Уже после проведения всех этих процедур, стороны согласовывают дату проведения обряда  Кыз узату  и свадьбы на стороне жениха.

На праздновании обряда «Қыз ұзату», согласно традиции,  исполняются песни «Жар-жар», «Аушадияр» и «Қоштасу жыры». На современных свадьбах все эти композиций исполняют  специально приглашенные популярные поп исполнители.  Тамада распределяет тосты среди гостей, которые спешат  поздравить молодых с началом их семейной жизни. Кроме того в арсенале тамады всегда есть множество конкурсов и развлекательных мероприятий для того, чтобы присутствующие гости весело провели свое время.

     Праздник обряда «Қыз ұзату» завершается ближе к полуночи, когда по специально подготовленной белой дорожке «Ақ жол», символизирующей  начало новой и светлой жизни, невеста с женихом идут  к выходу и при этом ей рекомендуется не оглядываться назад, чтобы брак был крепким и счастливым. На выходе из зала невесту встречает мама жениха, которая надевает на нее белый платок и увозят в дом жениха.

      Согласно традиций приданное невесты (Кыз жасауы) доставляют непосредственно в дом жениха до начала свадьбы. В стандартном наборе он обычно состоит из спального гарнитура, бытовой техники, кухонных принадлежностей, ну а  перечень и размеры приданного  зависят от состоятельности родителей невесты.

           Традиций и обычай, которые представляют собой историческую ценность,  передавались испокон веков из поколения в поколение. Почитание традиций, знание историй и обычаев своих предков способствует развитию национальной культуры и духовного развития казахского народа.

saltdastur.kz

Кыз узату (проводы невесты)

Казахи говорят: «дочь — всего лишь гость в доме». Поэтому ее балуют, холят и потихоньку готовят к тому, что родным домом для нее будет дом мужа. И вот наступает тот день, когда молодая девушка решает соединить свою судьбу с суженым. С момента объявления этого намерения для родителей девушки наступают приятные, но довольно хлопотные дни. Надо очень многое предусмотреть, учесть все детали и хорошо подготовиться к большому мероприятию — кыз узату.

Самим проводам предшествует кудалык (сватовство), который обычно проводится либо в тот же день, либо накануне.  Но современные родители предпочитают провести кудалык загодя вперед.  Для сватовства родители жениха выбирают нечетное количество (обычно семь) самых близких и уважаемых родственников.  Кроме родителей, самого жениха и близких родственников на кудалык  может приехать и друг жениха. Его роль важна, так как при сватовстве молодежь со стороны невесты любит подшутить над женихом. Например,  озорные сестренки могут спрятать обувь жениха и требовать за него выкуп, либо же заставят спеть песню, отгадывать загадки и т.п.  Друг жениха обязан помочь справиться с заданием и всячески поддерживать его.

Чтобы не оскорбить никого из будущих родственников, казахи стараются соблюсти все требуемые обычаи, либо полюбовно прийти к компромиссу. Ведь от того как гладко пройдет церемония во многом зависит совместная жизнь молодых.  Именно поэтому для сватовства родственников выбирают не только лояльно настроенных, но и дипломатичных, способных уладить назревающий конфликт. А договариваться придется о многом.  Во-первых, надо установить размер выкупа за невесту, во-вторых,  надо договориться о дате проведения свадьбы. Надо обговорить число гостей, которые приедут на свадьбу жениха со стороны невесты.  Каждый гость со стороны невесты будет одарен богатыми подарками (в некоторых случаях стоимость подарков может исчисляться тысячами долларов). Надо еще не забыть назначить дату, когда можно будет привезти приданое невесты.  В-общем, без красноречивых и дипломатичных родственников не обойтись.

Но вернемся к самому процессу.  Пока женщины в доме хлопочут, накрывая богатый дастархан, молодежь тоже готовится. Завидев сватов, ребятишки перекрывают им дорогу веревкой и требуют выкупа. Получив выкуп деньгами или сладостями, они, наконец, пропускают гостей к дому. Здесь сватов встречают с шумом и смехом. Входя в дом невесты, жених  встречается с близкими родственниками невесты и её родителями. Самая почитаемая родственница невесты, согрев руки над подогреваемым маслом, «греет» щеки жениха — давая понять, что его в этот дом приняли и будут всегда встречать тепло и с заботой.

Затем сватов приглашают к щедро накрытому дастархану: бешбармак, баурсаки, кумыс — множество национальных мясных блюд…   После обильного угощения и знакомства всех родственников, гостям и сватам показывают наряженную невесту. Цвет платья традиционно должен быть красным, но, ни в коем случае, не белым. Мать жениха надевает заранее припасенные серьги в уши невесты (сырга тагу) — символ того, что она теперь принята в семью. Бас куда (главный сват) дает свое благословение и платит калым за невесту. С этого момента, невеста считается «келин», то есть  невесткой.  На этом официальная часть сватовства закончена, можно веселиться, пока не начнется узату той.  Кудалар (то есть сваты) будут пить, есть, слушать песни, и сами петь. На этом этапе не принято говорить о делах, если есть неразрешенные вопросы, их оставят на потом.

И, ближе к вечеру, начинается самое ответственное и самое радостное торжество в жизни родителей невесты – узату той.  В наше время такой той ничем не уступает свадьбе жениха. Поскольку мероприятие статусное, подчеркивающее благосостояние семьи, родители постараются провести ее как можно пышней.  Празднование длится до 12 ночи, ближе к полуночи, по традиции невесту должны увезти в дом жениха. Перед невестой расстилают дорожку из белой ткани, и усыпают лепестками цветов. По ней невеста уйдет из отчего дома под прощальные слова напутствия. Считается, что ей ни в коем случае нельзя оглядываться. Редко кто из матерей могут сдержаться от слез, прощаясь с дочерью. Да и дочери нет-нет, да и уронят слезу. Покидая дом, невеста может захватить с собой сестер, снох и подруг. Они останутся с ней на пару дней, давая возможность привыкнуть к новому положению.

В назначенное время приезжает мать невесты вместе с приданым. Обычно, приданое должно превосходить или быть не менее, чем стоимость калыма. Раньше матери с рождения дочери готовили приданое: всяческую утварь, постельное белье и многое другое вплоть до кухонных полотенец. Ныне считается нормальным включать в приданое одежду на все сезоны, мебель для спальни, всю кухонную утварь, бытовую технику (стиральную машину, телевизор и т.п.). Конечно, многое зависит от финансовых возможностей семьи,  тем не менее, казахи придают огромное значение приданому невесты. А значит матери нельзя ударить в грязь лицом. Приезд приданого проходит в праздничной атмосфере, собираются все представительницы семьи жениха, соседки и родственницы. Под песни и шутки мать показывает всем приданое, одаряя родных жениха подарками.

Конечно, узату той требует огромных душевных и финансовых усилий со стороны родителей невесты, но таковы наши традиции, корнями уходящие вглубь истории.

cooks.kz

Кыз узату той

сразу предупреждаю букаффмнога, я же не могу по другому , но может кому интересен будет наш опыт и казахские традицииДвоюродная сестренка 25-ти лет от роду собралась замуж, причем с парнем встречалась месяца 3, встречалась громко сказано, виделись раз 5 и то в мечети, остальное время по телефону общались, она читает намаз, он тоже. Почему то родственники жениха торопились и очень хотели поженится до НГ. Наши схватились за голову, но делать нечего, если молодежь настаивает, согласились, вроде парень неплохой, из соседнего аула. Пришли к нашим, куда тусуге (сватовство), одели серьги, состоялась официальная помолвка, обговорили сроки.По казахским традициям вначале должен быть коржын той (что то вроде калыма, но не такой масштабный), затем узату той (проводы невесты). Решили делать в один день, коржын принесли в обед домой, а вечером узату в кафе, кафе тоже громко сказано, т.к. в том ауле котором они живут зданий приспособленных для того, чтобы принять более 50 гостей практически нет, только бывшее здание дома культуры (далее по тексту ДК).

Когда я приехала в аул, первое, что сказала мне мама, посмотри на этот ужас который она купила как платье на узату. Пошла посмотрела и в самом деле ужас, невеста купила можно сказать мешок, но не то, чтобы мешок, а абсолютно не облегающее фиолетовое атласное платье, с длинным рукавом и до пят, ну такое которое носят с хиджабом. Ладно из-за него все переругались, т.к. тетя (мать невесты) и моя мама, сказали, что им стыдно выдавать ее в таком наряде, что люди могут подумать, что мы купили лишь бы отвязаться, предлагали невесте купить тогда казахский нормальный, нарядный костюм, она отказалась, но раз невеста настояло на нем, так и быть. Все, что могли отстоять, это то, чтобы она не одевала платок, т.к. пока хиджаб она не носит (только во время намаза), средний братишка (тоже читает намаз) настаивал, чтобы она все же одела хиджаб, но его уже мы не слушали. Когда приехала из Аты подружка невесты, у нее тоже был шок от платья, т.к. она чувствовала себя совсем неуютно, т.к. ее платье, довольно выше колен и она на их фоне будет смотреться совсем не очень, но после того как прошел шок, сделала прическу невесте (она парикмахер), приговаривая, что все будут смотреть на прическу и платье никто не заметит . Потом я обнаружила в шкафу симпатичную болерошку, предложила накинуть на платье, вроде стало смотреться не так убого (дело не в том, что платье длинное и не обтягивающее, но его вобщем видеть надо, моя апашка такие носила). Плюс ко всему узату должен был быть халал, безалкогольный, только кумыс. Было немного не уютно, т.к. не знали как все пройдет и как воспримут все наши родственники.

Теперь опишу мероприятия (вдруг кому интересно):

Коржын той. Родственники жениха были приглашены к 2-м часам, мы усилено готовились чтобы накрыть стол и купить подарки по указанному ими списку (родственнику жениха также был предоставлен список). Кудалар (сваты) должны были прийти в составе 16 человек, мы на всякий случай приготовили подарки на 19 человек.

А теперь засада, во-первых они опоздали (а у нас в 17.00 кафе), во-вторых пришли они в гораздо большем составе, что означает, что подарков на всех не хватит.

Вобщем приехали, аркан вроде натянули, денег с жениха взяли, сели, их приветствовали наши авторитетные родственники. Полить масло в огонь невеста не разрешила, мотивируя, тем что хоть это и казахская традиция, но она не мусульманская, а от шаманства осталась (из-за этого тоже вышел спор между невестой и ее матерью, что это уже сектанство какое-то, что это наша традиция и т.п.). Сели за стол, развлекал тамада, пел песни на домбре, поели закусок, салатов, вынесли беш, каждому мясо по рангу как положено, самому уважаемому из родственников жениха вынесли голову, получили корымдык, потом жениху тос (грудинку), за этот почетный кусок (означает, что теперь всегда в доме родителей жены он может рассчитывать на жирный кусок), так же был снохам вручен корымдык. Вывели невесту показать родственникам, снова корымдык . Под конец вынесли куйрык-бауыр (кусочки печени и курдюка), что означает, что теперь две семьи породнились (они его обязательно должны еще и съесть и дать корымдык). Короче корымдыков очень много и их получают в основном женегелер (снохи).

Пока старики заседали, молодежь съездила в мечеть, неке киюге, там меня не было, но насколько я знаю, это, что-то вроде регистрации в мечети, где молла перед аллахом дает согласие на брак и жених должен пообещать невесте махир – подарок (забыла спросить, что пообещал подарить жених).

После того, как эта часть традиций закончилась, перешли к раскрытию коржына, открыли только одну часть, там сладости и кит (раздаются подарки близким родственникам невесты, каждому по рангу и списку), я стала обладателем золотого кольца с изумрудом, правда больше на 2 размера . Потом мы им, официально вручили только серьги его матери, подарки жениху, его сестре и отцу, остальное решили просто показывать, не называя имен, т.к. некоторые были бы наверно не довольны (есть такое если не достанется обида на всю жизнь), позволив родственникам жениха самим решать кому что, раз уж пришли больше чем заявляли. Потом быстренько поехали в ДК (вот нафига спрашивается надо было делать в один день), время уже 18.00 (аха уже на час опоздали на собственное мероприятие), но поскольку опоздания для казахским мероприятий обычное явление, народу было немного.

Узату той. ДК был украшен, столы заботливо накрыты, тамада, оператор и фотограф на месте. В здании было жутко холодно, т.к. система отопления уже старая и такое большое здание нормально не отапливалось, мы сжимались от ужаса, как гости смогут сидеть трезвыми в таком холоде (помните же безалкогольная). Еще где то полчаса ждали всех гостей, потом под музыку и песню пригласили жениха с невестой. Когда все сели, оказалось, что сидят все впритык, приглашено было 80 человек (включая нас), на всякий случай накрыто было на 90. Но еще не приехали родственники из Аты, человек 5 и не сели мы человек 10, стали в срочном порядке готовить еще один стол, а дозаказать нельзя, т.к. во-первых, это не ресторан и во-вторых, там система такая, называешь количество народу, что хочешь, чтобы приготовили, они перечисляют сколько нужно продуктов и накрывают, получается мы берем в аренду зал, оплачиваем услуги поваров и официантов. К тому же, никто практически за ними не следил, т.к. все готовились к коржын тою и некого было туда послать, они накрыли ровно на указанное количество и якобы не осталась ничего на добавку из салатов и закусок.

Отправили сестру домой, за теми закусками и салатами которые остались дома, в общем успели накрыть еще один большой стол для опаздывающих из Аты и нас. Ну думаем, можно и нам теперь сесть, фиг там, пришли друзья жениха, вот какого фига спрашивается надо приводить на чужое мероприятие, да да считается, что это наш праздник и они должны приходить в строго определенном ими заранее количестве и только близкие его родственники (человек 20 максимум), а звать чуть ли не всех родственников и еще и друзей приглашать они не должны были, друзья жениха могут приходить только на свадьбу, которую устраивает жених. Короче родственники да и сам жених подвели нас конкретно, т.к. в общей сложности, их пришло на человек 15 больше чем должно было быть (мы терь горим местью прийти к ним человек 30 гы гы), к тому же еще и другие наши аульские пришли без приглашения (не говоря уже о детях). Ну ладно гостей всех кое-как разметили (хорошо хоть посуды и стульев хватило), а мы сами бродили по залу. Что интересно, мною замечено, что в Аты чаще всего остается еще свободные столы, а в аулах всегда не хватает…Самое примечательно, что было на этом мероприятии, это тамады (не знаю как в множественном числе пишется их 2-е было), т.к. они были молодые, задорные, всем подряд слово не давали, в смысле вызывали всех по списку, но шутливо, не по хамски давали слово только 2-м, 3-м из толпы (а выходят по человек 10). Проводили конкурсы различные, шутливые, пели песни, танцовщики зажигали своими танцами (тавтология кажись). На первое беш, перерыв, танцы, во время танцев самым активным дарили подарки, там была одна женщина, она так красиво танцевала кара жорга, аж на грязный пол опускалась на колени. Если кому интересно, что за танец и песня можно здесь посмотретьhttp://www.youtube.com/watch?v=VFQXpXxvBv0&feature=related После перерыва подали куырдак, потом еще слово нескольким и пора подавать той бастар (это блюда, на которых разложены сладости, платки, отрезы, безделушки), на каждый стол (мне всегда интересно если бастар то почему в конце), гости сами определяют кому, что, потом каждый собирает, в разложенные заранее пакеты, саркыт (доля с дастархана: мясо, сладости, баурсаки, фрукты).Теперь по традиции в самом конце (вроде главное до 11 часов) расстелили ак-жол (белая ткань символизирующая чистую белую дорогу) и все близкие родственники невесте встали по краям ткани, под руку невесту берут женгешки (снохи), она прощается с родителями и родственниками, обычно это сопровождается слезами невесты и ее близких (самый младший братишка, хоть и 20 лет отроду, плакал навздрыв), жених в это время уже ждет в машине. Теперь с невестой должны поехать женгешки и посмотреть на дом куда везут невесту, решили, что поедет одна женгешка, подружка невесты и я. Сели в машину и поехали, главное, чтобы невеста не оборачивалась назад.

Приехали в соседнюю деревню к жениху домой, там нас уже ждали гости с шашу, платком на невесту и накрытым столом. Пришлось еще сидеть и там, к нам присоединились жених и его друзья. Дом жениха оказался довольно сносным, 4 комнаты, посидели пообщались (вынос моска был нереальный, т.к. во-первых, на казахском, а я в нем не сильна, а во-вторых говорили об исламе), жутко хотелось спать, болело все тело, т.к. на узату не присела вообще, но мы должны были откушать горячее. Смотрю на сестренку, а у нее в глазах начал появляться ужас (она жестами показывает типа давайте сбежим), т.к. она нигде кроме дома не была, чаи не готовила, во-вторых, с женихом даже не целовалась, не говоря уже и о предстоящей брачной ночи (они же неке кию сделали, так, что уже можно ). После того, как были соблюдены все формальности, вручены в дорогу еще подарки (вы бы видели тот костюм который мне передали ), пора было ехать домой и тут я расплакалась, мне ее стало так жалко, как она в чужом доме, как она будет вставать по утрам (хотя и встает в 6 на утренний намаз), все ли сложится с почти незнакомым ей человеком. Родственники жениха начали прикалываться, типа басына келсын, потом, осознала, что нельзя с таким тяжелым сердцем отпускать, к тому же жениха выбрала она сама, успокоилась и мы поехали домой (к родственникам). Дома предстоял еще рассказ, что и как прошло, в часа 4 утра легли спать.

Оказалось, что это еще не все и на следующий день должны прийти еще гости, т.к. будет кыздын ольтырысы (жертва во имя девушки). Я лично благополучно спала до 12 часов (меня городскую решили не трогать), а наши уже зарезали барана и почти накрыли на стол. Пришли соседи и родственники (не много человек 10-12), открыли вторую часть коржына и раздали его содержимое. Все, что я сделала на этом мероприятии это прополоскала посуду и с чувством выполненного долга по-быстрому, не дожидаясь утра и своих родителей, свалила в Аты, благо полтора часа езды.

Надеюсь вам было интересно и я вас не утомила, своим подробным рассказом

vse.kz

Пригласительные на кыз узату своими руками

2017-07-14 Расcказать Вконтакте Рассказать в Facebook Расказать в Twitter

Қыз ұзату — яркое торжество в жизни каждой девушки. В эту пору отдают дань традициям и провожают невесту в новую, счастливую семейную жизнь. Что включает в себя этот обряд и как проходит? Кого позвать на праздник и как изготовить пригласительные? Читайте в статье.

Что такое кыз узату

Дословно «кыз узату» означает ‘выдать дочь замуж’. Это ритуал, традиции которого народ бережно хранит несколько столетий. Наступает хлопотное время для родителей невесты и жениха: предстоит накрыть дастархан, подготовить наряды, приданое и выкуп. На казахскую свадьбу принято приглашать близких и дальних родственников, друзей и знакомых. Начинается торжество накануне вечером. К дому невесты направляются сваты. Их количество всегда нечетное — так принято. Перед домом молодежь останавливает сватов, преграждая дорогу арканом, и требует плату за то, чтобы войти. В доме невесты сватов ждет праздничный стол.

После того как гости отведают традиционных блюд и запьют кумысом, самая почтенная и уважаемая женщина рода подогревает руки над горящим маслом. Ими она согревает щеки жениха, символизируя радушный прием. Теперь зятя здесь всегда примут тепло и приветливо — вот что означает эта церемония. Сваты поют традиционные песни, выполняют все прихоти невесты и ее родственников. Веселье не утихает до утра. Только на рассвете невесту, нарядив в праздничное платье и саукеле, отправляют в дом жениха.

Читайте также: Узату с необычной невестой растрогало казахстанцев (фото, видео)

Пригласительные на узату

Традиции казахского народа почитаются и сегодня, хотя некоторые ритуалы были упрощены. Неизменными остались пышные наряды, внушительный масштаб празднования и официальное приглашение почетных гостей. Пригласительные на кыз узату рассылают гостям заранее. Их можно изготовить своими руками или заказать. Первый вариант предпочтительнее. Так вы продемонстрируете свое особенное отношение к каждому гостю и важность события.

Воспользуйтесь идеями оформления приглашений, и гости будут польщены вашей заботой. Для изготовления понадобится:

Пригласительные отражают характер предстоящего празднования кыз узату. Текст напечатайте заранее на подготовленной бумаге или напишите вручную. Определитесь с размером открыток. Выбирайте небольшие листы формата А5: они выглядят компактно и аккуратно. Работайте в перчатках, чтобы не запачкать поверхность. Согните лист пополам, чтобы текст оказался внутри. Возьмите кружево и отмерьте полосы по количеству открыток — они будут располагаться вертикально на краю лицевой части. Отмерьте атласные ленты. Длины должно быть достаточно для обхвата приглашения по вертикали и завязывания небольшого банта.

Приклейте кружево. Используйте клей ПВА в небольшом количестве, чтобы он не пропитал бумагу. Иначе она деформируется. Для склеивания достаточно трех точек на лицевой части. Приклейте атласную ленту сзади. Следите, чтобы ее остатка хватило обернуть открытку и завязать бант спереди. Не забудьте написать имена гостей, дату и место проведения мероприятия. Пригласительное письмо готово!

Приглашение-свиток

Пригласительные на кыз узату своими руками делают в форме свитка, сворачивая и перевязывая лентой. Для изготовления понадобится:

Закажите печать на бумаге — текст приглашения, дату и время проведения мероприятия. Выберите красивый прописной шрифт. Состарьте готовые листы. Для этого погрузите их в темную настойку черного чая и высушите. После этого можно взбрызнуть листы снова, для усиления эффекта. Прогладьте утюгом через хлопчатобумажную ветошь.

Аккуратно опалите края листов в произвольном порядке. Следите, чтобы сгорело не больше 2–3 мм с каждой стороны. Затушите огонь и тлеющие фрагменты. После того как бумага остынет, сверните и оберните лентой. Завяжите бант. Пригласительные открытки на кыз узату можно украсить толстой нитью и печатью вместо ленты. Для этого оберните сверток нитью несколько раз. Края нити должны свободно свисать. Завяжите их в узел у основания свертка и накапайте горячего воска. Выбирайте красный воск, потому что он эффектнее имитирует сургуч. После этого поставьте печать оттиском.

Выбирайте шаблоны пригласительных по своему вкусу. Гости оценят заботу и внимание со стороны молодых.

Читайте также: Узату – той – свадебный обычай казахского народа, «проводы невесты»

Расcказать Вконтакте Рассказать в Facebook Расказать в Twitter В статье: Свадьба Кыз Узату

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter

Спасибо за Ваше мнение Вы уже голосовали

www.nur.kz

Қыз ұзату. Кеше, бүгін

«Ұлын ұяға, қызын қияға қондыру» әрбір ата-ананың тілегі, әрі парызы. Ата-анасының рұқсатын алған қызға жігіттің ата-анасы құда түсіп келіп, құда-құдағилар құйрық-бауыр жескеннен кейін, екі жақ та болатын тойға дайындалуға кіріседі. Қыз әкесінің негізгі дайындығы - қызына беретін жасауы мен киім-кешегі, құдаларға беретін киіттердің айналасында болса, жігіт әкесі қалыңмалдың соңын беру, қыз алуға барардағы сыйлықтар, той шығыны, кәде беру және бұдан да басқа толып жатқан дайындықтар қамын жасауға кіріседі. Екі жақ бірлесе отырып той күнін белгілейді. Ал қыз ұзату тойы күнін қыздың әкесі белгілеп, тойдан кейін алақанында аялап өсіріп отырған қызын жеңгелеріне қолтықтатып, құтты ұясына шығарып салады. Енді осы тойдың жайын тарқатып айтар болсақ...

Біз көріп жүрген қыз ұзату бұрынғыдан өзгерек... «Қазір оның сарқыншақтары ғана қалды», - дейді көпті көрген үлкен қариялар. Ендеше осы қыз ұзатудың бүгіні жайында сөз қозғамас бұрын, оның өткенінен бастасақ. Дәстүр бойынша қалыңдықты алып қайту үшін жеті не одан да көп адам қыздың ауылына келеді. Ауылға жарты шақырымдай жол қалғанда күйеу бір жолдасымен қалады да қалғандары ауылға барып күйеудің келгендігін хабарлайды. Сонда қыз-келіншектер оның алдынан шығып қарсы алады. Ауылға келген күйеу жолдастарымен оңаша отау тігеді. Отау тігуге ауыл адамдары тайлы-таяғымен түгел ат салысып, жеңгелері мен балдыздары «кереге керер» жолын алады. Ал шаңырақты сол ауылдың елге сыйлы кәрі күйеуіне көтерткізеді. Бұл жас күйеуге де соның жолын берсін деген ырым. Тігілген ақ отауға ең алдымен қалыңдықты, одан соң күйеуді кіргізеді. Қалыңдық отаудың ас-су тұратын сол жақ босағасына барып, оң аяғымен жерді бір теуіп сыртқа шығады. Бұл «отаудың иесі біз боламыз» дегенді білдіреді. Осы ғұрыпты күйеу де қайталайды. Отау тігілгенге арнайы сойылған малдың еті осы жаңа отауда желініп, ас үстінде қойдың омыртқасын әйел күйеуіне ұсынады. Ол оны жібек орамалға түйіп, отаудың шаңырағынан сыртқа лақтырады. Бұл ғұрып «жас отаудың шаңырағы биік, босағасы берік болып, түтіні түзу шықсын» деген ырымды сипаттайды.

Ы.Алтынсариннің айтуынша, бұл ырым «ақ отаудың босағасы берік болып, түтіні түзу шықсын» дегенді білдірсе, И.Ибрагимовтың пікірінше, шаңырақ көзінен тысқа мойын тастау әдеті – болашақ жаңа отаудың түтіні әрқашан сөнбесін деген тілек-арманға, магиялық сенімге байланысты қалыптасқан.

Сондай-ақ бұрынғы кезде ұзатылып бара жатқан қыздың киіміне де аса мән берген. Соның ішінде сәукелеге. Қазан төңкерісі қарсаңына дейінгі қазақтарда қыз ұзату тойы дайындығының келесі бір қажетті дәстүрі – қалыңдыққа арналып жасалынатын бас киім – сәукеле және оның той мерзіміне дейін жасалынып бітуі болған. Қыз ұзату тойына байланысты сәукелені ата-аналар өз мүмкіндігіне қарай әр түрлі уақытта тіктірген. Ауқаттылар сәукелені күні бұрын жасатып қойса, кейбіреулер сәукелені алдынала дайындай алмайды. Ал кейібір отбасылар күйеу келіп жатқанда тіккізген.

Сәукеле жұқа ақ киізден сырылып тігілетін, өте қымбат бас киім. И.Ибрагимовтың айтуына қарағанда , ХІХ ғасырдың екінші жартысында сәукеле жасату үшін 5–тен 25 –ке дейін жылқы құны аталған.

Той күні қызықты өту үшін той иесі төңірекке аты мәлім өнер адамдарын – ақындар мен әншілерді, сал-серілер, жыршыларды, билер мен шешендерді, батырлар мен балуандарды түгел шақыратын болған.

И.Изразцовтың айтуынша, Жетісу қазақтарының арасында  ұзату тойына маңайдағы ауылдарды тойдан бір күн бұрын барлық қымбат киімдерін сәндене киген қыз жеңгесі басына қалыңдықтың сәукелесін киіп, қоныраулы күміс ер-тоқымды жорға мініп шақыратын болған.

Шақырылған қонақтар жолына, жасына, дәрежесіне қарамай арнайы әзірленген қонақ үйлерге түсіріліп, қыз-жігіттер оларға қызмет көрсететін. Той малы сойылып, саба-саба қымыз ішіліп, сыбағалы табақтар тартылғаннан кейін, жаяу жарыс, қыз қуу, аударыспақ, жамбы ату, теңге ілу секілді өнер сайыстары өткізілетін.

Дәстүр бойынша тойдың екінші күні балуандар күресі басталады. Балуандар күресі әрі қарай көкпарға жалғасып, көкпар аяқталғаннан кейін кешке айтыс және ән салу, күй тарту, жұмбақ айту, «Балтам тап», «Хан», «Мыршым» секілді ойындар ойнатылатын.

Қыз ұзату тойының келесі бір белгісі - кешқұрым ақ отаудың алдында «Жар-жар» айтатын қыз-жігіттердің бас қосуы.

Өзбекәлі Жәнібеков өз еңбектерінде: «Жар-жарды», «Сыңсу», «Аужармен» қоса қалыңдықтың ұзатылатын сәтінде оның өз үйіндегі тойда, ата-анасымен, жора-жолдастарымен қоштасу ретінде өткізетін болған» - деп көрсеткен.

Жар-жар айтудың тәртібі бойынша алдымен бір жігіт бастап, қажет жерінде жігіттер тобы қостайды. Ал жауап сөзді құрбылары қостаған қалыңдықтың өзі қатады. Жар-жар мазмұны жағынан алып қарағанда қалыңдық пен ауыл жігіттерінің айтысы тәрізді, сондай-ақ бір ауылда бірге өскен қыз-бозбалалардың бір-бірімен қоштасуы. Жігіттер жағы үлгілі, әдепті бол, қайын ата, қайын енеңді сыйла, туған ауылыңа сөз келтірме деп наздарын айтады. Егер қалыңдық баратын жеріне, болашақ күйеуіне көңілі толмаса, әкесіне, ел-жұртына жар-жар айту сылтауымен өзінің наразылығын да айтып салады. Бірақ, қазақтың қалыптасқан дәстүрі бойынша бұл есепке алынбайтын болған.

Кешке қарай қыз туыстары қыз бен жігіттің некесін қидырады. Неке қию мұсылман дінінің қағидаларына сай өткізіледі. Қыз анасы күміс жүзік, сақина және садақ жебесі салынған сырлы тостағанға су құйып, молданың алдына жайылған ақ шүберекке қояды. Неках дұғасын оқыған молда күйеуден, қалыңдықтан, куәлардан, қыз әкесі мен бас құдадан ризалық алып, су ұрттатады.

Неке қиылғаннан кейін ұзату тойы да аяқталады. Қыз үйінен күйеу еліне аттанарда қимас өз ауылын аралап жүріп, жақын туыстарымен қоштасады. Қоштасудың негізгі мәні – үйлердің адамдарымен ғана жүздесіп шығу емес, әр туыстың от орнымен, шаңырағымен қоштасып, сол шаңырақ иелерінен, дәстүр бойынша, ескерткіш есебінде ұсынған сыйлықтарын қабылдап, ықыластарына ризашылық білдіріп, олардың сыйлықтарын көзіндей көріп жүруі. Бұл салт ел ішінде «танысу» деп аталған. Соңынан ата-анасымен, жұртымен, құрбы-құрдастарымен қоштасып, «сыңсу» айтып, өзінің жаңа үйіне кете барады...

Бұның барлығы өткен ғасырдың қыз ұзатуына байланысты жөн-жоралғылары болса, бүгінгі қыз ұзатудың жөні мүлдем бөлек. Әрине, ескі салттың қалдықтары бар, бірақ заманның ағымына қарай көптеген салт-дәстүрлер ұмыт болып, жаңа дәстүрлер енген. Мысалы, қызды үйден шығарып саларда төселетін тазалықты, адалдықты білдіретін ақ мата «Ақ жол» үстіне кейінгі кездері раушан гүлінің гүлжапырақшаларын шашу пайда болды.

Ол жайында кезінде этнограф, зерттеуші ғалым Жағда Бабалықұлы: «...Қазақтың әрі-бері тарихында көкті жұлғанды кім көрді? Және сол жұлып-жұлмаланған «тірі организмді» ұзатылып бара жатқан қыздың аяғының астына төсеу деген не сұмдық?...Гүлді шашқанды қою керек. Қазақта «көктей солған» деген сөз тіркесі бар. Ырым жаман ғой», деп айтып кеткендігін білеміз.

Алайда, бұл үрдіс әлі күнге дейін жалғасуда. Сонымен қатар қызды күйеудің қолына әкесі алып келіп ұстатып жатқанды да көрген боларсыздар. Бұл Бастыстың сериалдарын көріп өскен жастар үшін дұрыс салт болып көрінері анық. Соған қарамастан, бұрынғы кезде қыз ұзатудың дәстүрінде әкесі кетіп бара жатқан қызды өз қолымен алып барып күйеуге ұстатпақ түгілі, еркелеп өскен қызы қиянға кетіп бара жатқанда жұрт көзінше егілуден ұялып, атқа мініп, ауылдан аулаққа кететін болған.

Айта берсе көп қой... Тіпті бұрын қызды өз үйінен ұзатып, онымен қимай қоштасып, жылап жатса, қазір мейрамханаларда дүркіретіп той-думан жасап жатады. Қыздың кеткеніне әйтеуір бәрі мәз, ағайын-туыс, жора-жолдастар ішімдік ішіп тойлатуда. Жылдар өткен сайын қыз ұзату үйлену тойы емес екендігін ұмытып бара жатқандаймыз...

2000-жылдардан бастап Қыз ұзату міндетті түрде жасалынатын үлкен тойға айналған соң қазіргі кезде арнайы тойханалар, бірнеше банкет залынан құрылған арнайы ғимараттар салынуда. Салттың бір кездері ұмыт болғандығынан қазіргі кездің пайда тапқылары: қыз ұзату тойына сценарий жасаймыз, деп әлек. Сондай-ақ бұл тойда арнайы декорациялар әкеліп, театрландырылған қойылым жасайтын әртістер де бар екенін тағы білеміз.

Одан қала берсе, қазақ-орыс газет-журналдарында соңғы жылдары бірі біліп жазса, бірі естіп жазған Қыз ұзатуға байланысты түрлі нұсқаулықтар пайда болып жатады.

Бұрын табақта тартылатын тойбастар бүгінгі күні неше түрлі формада тігілген қобдишаларда, тіпті өзінің ауқаттылығын көрсеткісі келгендер оны үлкен сандыққа салып алып жатқандығына да куә болып жүрміз.

Қалыңдық көп ретте қазақша стильде тігілген көйлекпен ұзатылады, заманауи ұзату бүрмелі көйлектерді сіз ательеден тіктіртіп, не дүкеннен сатып ала аласыз, сұраныс барда, ұсыныс та жетерлік. Алайда, солардың ішінен жарасымды, қазақы, қыз баланың талғамына сай болатын көйлекті табу оңай емес. Бағасы да жоғары. Мысалы, қолдан жасалған әдемі сәукеле бағасы 30 000 - 100 000 теңгеге дейін де жетуі мүмкін.

Тойдың тағы бір нышанына орай арнайы «Жасау» сияқты дүкендер де ашылып, қыз жасауына қажетті жабдықтарды түр-түрімен сата беруде (әрине, бұл өте ыңғайлы). Базар-дүкендер болса, қызды шағарып саларда аяғының астына төсейтін ақ жол маталардың неше түрін жасап сатуда.

Шығынға батқан қыздың әке-шешесі несие алып жатқан жағдайлар жетерлік. Бір сөзбен айтқанда, «ырым» деген түсінікті халыққа біртіндеп бизнеске айналдырғандаймыз... Осыны біреулер түсінсе, біреулер: басқалардан қаламыз ба — деген оймен жаңа «дәстүрлерге» бас июде.

Бұл жайында бүгінгі этнографтар не айтады екен?

Тарих ғылымдарының докторы, профессор Қалшабаева Бибизия Кенжебекқызы:

«Қазақта баяғыдан бері келе жатқан «Қыз туғанда қырық жеті туылды» деп айтылатын мақал бар. Яғни ол қалың малдың көлемі болып есептелген. Әрине, қазір бізде ондай жоқ. Бүгін көбісі: «қыз ұзату тойы деген қазақта болмаған, кейін шығарып алынған дүние» деп жатады. Ол дұрыс емес. Қазақ ертеден қызын ұзатқанда той жасаған. Ұлдан кем көрмеген. Қызды жат жұрттық деп ертеден қадірлеген. Қыз ұзатыларға дейін бір-екі апта бұрын қыздың бүкіл туған-туыстары үйіне шақыратын болған. Жасауына дүние қосқан. Ал қыз болса, оларды аралап қоштасу жасайтын болған. Ұзатудың өзіне келетін болсақ, бұрында, мысалы, ұзату кезінде некені қыздың үйінен қиып жіберетін. Қазір бұл дәстүр Қытай, Түркия қазақтарында сақталады. Ал бізде болса, тек жігіттің үйіне барғанда неке қию дәстүрін өткізеді.

Бүгінгі ұзатуды шамасына қарай жасайды. Үй жағдайы болмаған жағдайда кафе, мейрамханаларды жалға алады. Ол заманға сай өзгеріс. Дәстүр дегеніміз өз заманына сай болып, ыңғайланып отырады. Тек оның негізін, берер тәрбиесін жоғалтып алмау керек. Мысалы, қазірде кей жерлерде қыз ұзатылып болғаннан кейін өз үйінде жүре береді екен. Тек жігіт тойы жақындаған кезде баратын көрінеді. Бұл мүлдем дұрыс емес. Ұзату тойы жасалған соң, қыз сол күні-ақ жігіт үйіне кетеді. Ұзатудың мәні де сонда».

Ал жастардың «Қыз ұзату» дәстүрінің мән-маңыздылығына деген көзқарасы әр түрлі.

Наурызгүл, 21 жаста:

«Мен қыз ұзату дегенді қолдамаймын. Өйткені ұзату той деген құр шығын. Мысалы, менің туған әпкем күйеуге шыққанда ұзаттық. Екі миллион кетті. Ол деген әке-шешенің соры ғой. Олар сені өсіреді, бағып-қағады және келіп сені ұзатады. Екі миллион менің әке-шешемнің екі жыл жүріп жинаған ақшасы. Соның бәрі бір күнде сарп кетті. Шымкент жақта қалың малды көп әкеледі деп айтып жатады. Бірақ оның бәрі өтірік. 1000-2000 мың доллар әкелетін шығар, бірақ өздері екі есе етіп алып кетеді. Негізі қызды алып қашып кеткен дұрыс. Егер қыз қашып кетсе, құда да тыныш, құдағи да тыныш. Тек артынан қуып бара саласың. Сосын ақша шығынданбайсың. Меніңше, алып-қашып, аман-есен сүйгендерімен қосылған дұрыс».

Нұршапағат, 21 жас:

«Қазіргі кезде қоғамда, әсіресе қыздардың арасында, «Ақылды қыз қашып кетеді, ақылсыз қыз шашып кетеді» деген пікір бар. Мен онымен келіспеймін. Ол негізі әркімнің отбасылық жағдайына байланысты деп ойлаймын. Қазақ «Қыз — қонақ» дейді ғой. Сондықтан өз үйінен жөнімен кеткенедігін дұрыс деп білемін. Өзім де болашақта жарымды қазақтың салт-дәстүрі, жөн-жоралғысы бойынша аламын деп ойлаймын».

Бүгінгі күні бір әулеттің келіні болып отырған қыздар.

Айғаным, 20 жаста:

«Салтымызға мен оң көзқарастамын. Әр қыз баласына ата-ананың ризалығын алып, басқа әулетке батамен босаға аттағанға не жетсін? Себебі, қазақтың батасы әр істің ақ бастамашысы ғой. Ер жігіт болашақ қайынатасының алдына барып, танысып, мән-жайдың қанығын айтып, келісімін алады. Кейін сырғасын салып, құда-құдағилар құйрық-бауыр жегізіп, кәде тарту сияқты ырымдары басталады. Алып қашып, батасыз қиылған некеден қыз ұзату әлдеқайда артық, әрине. Бүгінгі күні мұны дүркіретіп той қылып, думандатып жыр қылып жататындар аз емес. Мұндай көңілді ата-ана баласының өміріндегі үлкен қуанышына аясын ба. Осы тойдың астарында сыңсыған қыз бен қимастықпен жылаған әке-шешенің көз жасы ұмытылып қалып жатады көбінде... Алайда, ең бастысы, ұлы мен қызының бақыты ғой».

Шынаргүл, 22 жаста:

«Ата-ананың демеуімен, солардың ақ батасымен қолынан ұзатылдым. Қызды қолдан ұзату дегенді өзім құптаймын. Ата-анамның қолынан ақ батасын алып ұзатылғанымды абырой көремін. Қолдан ұзатылған бір қызық екен. Кетіп бара жатқанда жыламаймын деп ойлағанмын. Бірақ мен кетіп бара жатқанда бәрі жылаған соң, көңілім босап кетті.

Кезінде қыз ұзатылып бара жатқанда түрлі ырымдарын жасап, салт-дәстүрлерін сақтап, артынан нар-нар жүк артып, жеңгелері жасауын апарып беретін. Соның бүгінгі көрінісі, жұқанасы болса да, қалған қалдығы осы деп білемін».

P.S. Түп-тамыры тереңге кетіп, нық бекігендіктен, «Қыз ұзату» бүгінгі күні өз жалғасын табуда. Алайда, ұмыт болып бара жатқан жөн-жоралғысын қайта жаңғыртып, Батыстан енген, орыстан көшірген салт-дәстүрлерді «Қыз ұзату» тойының сценариінен шығарып тастау бүгінгі ұрпақтың өз қолында.

Материалды дайындаған Айнұр Ракишева,

Айжан Кәрібаева

________________________________________________________________________

Тақырыпқа орай:

Қалыңмал турасында не білеміз?

yvision.kz


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.