Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Квирбейтинг что это такое


Queerbaiting - Википедия Переиздание

Queerbaiting (другие написания — queer baiting и queer-baiting; также употребляется транслитерация квирбейтинг) — приём намеренного использования авторами произведений массовой культуры намёков на гомосексуальность персонажей в целях усиления привлекательности своего продукта для представителей ЛГБТ без явного показа однополых отношений[1]. Термин в английском языке происходит от сочетания слов «квир» (англ. queer) и «приманка» (англ. bait).

Определение

Впервые словосочетание queer baiting встречается в 1981 году в работе американского профессора политологии Лоуренса Голдина, посвящённой истории судебных разбирательств против гомосексуалов[2]. Голдин употребляет слово «queerbaiting» для описания ситуации, когда словесные оскорбления и гомофобная риторика, существовавшая в судах против геев, используется для оправдания в глазах общества наказания этих людей[2].

Джозеф Бреннан из Сиднейского университета (Австралия) определяет квирбейтинг как «гомоэротическую неоднозначность» в телевизионном шоу, которая явно не представлена в описании программы[3]. Согласно словарю «Urban Dictionary», квирбейтинг — это приём добавления в сюжет «гомоэротического напряжения между двумя персонажами, которые в действительности не состоят друг с другом в любовных и/или сексуальных отношениях»[4]. Это относительно новый социокультурный феномен, способный сделать произведение более привлекательным для его ЛГБТ-фанатов. Для этого создатели могут включить в произведение гомосексуальные намёки, шутки и символизм. Стоит отметить, что сами авторы обычно настойчиво отрицают существование любовных отношений между персонажами, высмеивают возможность этого, или в лучшем случае отказываются дать прямой ответ о природе их отношений.

Методы квирбейтинга

Согласно исследованию американской организации ГЛААД, в телевизионном сезоне 2015 года в США во всех телешоу присутствовало 4 % постоянных ЛГБТ-персонажей[5]. Отмечается, что этот показатель сильно не изменился в период с 2012 по 2015 годы (3,9 % — в 2014 году, 3,3 % — в 2013 году и 4,4 % — в 2012 году)[6]. Однако ни подобные сериалы с явными ЛГБТ-персонажами и гомоэротическими сюжетными линиями, ни специфические шоу вроде «Близкие друзья», «Секс в другом городе» и «Ноев ковчег», которые нацелены исключительно на ЛГБТ-аудиторию, не относятся к приёмам квирбейтинга.

Методы квирбейтинга используют тропы или фразы, содержащие романтический и/или сексуальный подтекст, чтобы заставить зрителей поверить в возможность наличия любовных отношений между героями одного пола. При этом авторы произведений не говорят открыто о подобных отношениях или даже отрицают их существование или трансформируют всё в шутку. «Приём возникает на экране тогда, когда гетеросексуальные персонажи, в основном мужчины и протагонисты, своим поведением намекают на существование особой „химии“ между ними, и это вызывает у зрителей подозрение, что герои больше, чем просто друзья. Их ошибочно принимают за геев; они не сводят друг с друга глаз на протяжении сезонов; они невероятно важны друг для друга»[7].

Квирбейтинг используется сегодня создателями продуктов популярной культуры больше как маркетинговая стратегия, а не как реальная попытка включить гомосексуальных и бисексуальных героев в сюжет. «Привлечение ЛГБТ-аудитории работает, потому что оно предлагает зрителям намёки на то, что люди нетрадиционной сексуальной ориентации занимают важное место в этих историях, что они могут быть даже главными персонажами. Намек — но не реальность»[7].

Реакция аудитории

Учитывая тот факт, что ЛГБТ не относится к большинству общества, многих зрителей может не волновать наличие в художественном произведении героя с гомосексуальной ориентацией. «Когда гомофобная/трансфобная часть аудитории начинает понимать, что перед ними персонаж-гей или лесбиянка, создатели добавляют в сюжет что-то, что могло бы убедить публику, что этот персонаж гетеросексуален».[8] Таким образом, авторы могут привлечь к себе внимание ЛГБТ-аудитории и «избежать негативной реакции, которая возникла бы при наличии в произведении открытого представителя сексуального меньшинства».[8]

Некоторые представители ЛГБТ-сообщества воспринимают это как «способ кинуть нам кость, когда мы не имеем ничего, и признать нас частью аудитории, в то время как создатели предпочли бы проигнорировать нас».[9]

Приём квирбейтинга часто критикуется в блогосфере. По мнению блогеров, используя этот прием авторы фильмов, сериалов и других художественных произведений показывают, что только гетеросексуальные отношения являются важными и интересными. «Реальность такова, что авторы вынуждены постоянно напоминать нам о том, что возможное существование гомосексуальных отношений между персонажами — это шутка или даже извращение их дружбы»[7].

Примеры в известных сериалах

Дженсен Эклз и Миша Коллинз на фестивале Comic-Con-2015

Поклонники американского сериала «Сверхъестественное» часто спорят по поводу отношений между персонажами Дином Винчестером и Кастиэлем с момента появления Кастиэля в 4 сезоне шоу. Одни фанаты утверждают, что Дина и Каса связывают любовные отношения, в качестве аргумента приводя фразы из сериала, которые на это намекают[10]. Для обозначения этой пары поклонники используют слово «Дестиэль»[11], содержащее сочетание имен персонажей. Другая часть фандома видит гомоэротический контекст в сериале, однако интерпретирует отношения героев как пример истинной мужской дружбы и броманса. Для представителей гей-сообщества и медиакритиков сериал «Сверхъестественное» является одним из ярких примеров использования приема квирбейтинга[12]. В своих интернет-публикациях они требуют, чтобы авторы сериала либо не использовали этот прием, либо признали, что любовные отношения между этими персонажами являются каноном[13]. При этом создатели шоу чаще всего обращают разговоры на эту тему в шутку. К примеру, в Интернете есть видео, где актёр Миша Коллинз, исполняющий роль Кастиэля, в начале признается, что является поклонником Дестиэля, после чего отправляется в почтовое отделение, чтобы отправить своему коллеге по сериалу, актеру Дженсену Эклзу, колбасное изделие из индейки под маркой «Diestel»[14].

Дженсен Эклз и Джаред Падалеки на фестивале Comic-Con-2013

Взаимоотношения Дина и Сэма Винчестеров в сериале «Сверхъестественное» также являются примером квирбейтинга. Несмотря на то, что по сюжету персонажи Дженсена Эклса и Джареда Падалеки являются братьями, во многих эпизодах их принимают за гомосексуальную пару. Поклонники внутрисериального цикла книг «Сверхъестественное», в подробностях пересказывающего жизнь Винчестеров до финала 5 сезона, трактуют их отношения как гомоэротические[15]. Такой же точки зрения придерживается ангел Захария: в серии 5.18 он говорит, что Сэм и Дин Винчестеры находятся в «патологической, психологической, иррациональной и эротической зависимости друг от друга»[16]. Эту пару поклонники обозначают словом «Винцест»[17], которое сочетает в себе часть фамилии героев и слово «инцест». Как и в случае с Дестиэлем, фанаты подкрепляют свое видение их отношений двусмысленными фразами из сериала, гомоэротическими намёками и фансервисными сериями, как например, эпизод 10.5[18]. Создатели сериала и актёры отшучиваются на эту тему: так, сценаристка сериала Сера Гэмбл в шутку называла сериал «эпической любовной историей Сэма и Дина»[19]. А Дженсен Эклс, исполняющий роль Дина Винчестера, признавался в любви к фанфикам с Винцестом и выражал надежду, что его бабушка никогда это не прочтёт[20].

Герои сериала «Шерлок»

Другим примером квирбейтинга можно считать сериал «Шерлок». По ходу сериала его главных героев, Шерлока Холмса и Джона Ватсона, неоднократно принимали за гей-пару. Оба персонажа реагировали на это по-разному: Ватсон категорически отрицал, что он гей, Шерлок же невозмутимо молчал. Для обозначения этой пары поклонники используют слово «Джонлок». Как и в случае со «Сверхъестественным», мнения фанатов насчёт отношений Холмса и Ватсона разделились. Создатели и сценаристы сериала, Стивен Моффат и Марк Гэтисс, в cвоих интервью говорят о том, что двух протагонистов истории связывает исключительно «крепкая дружба»[21][22]. Стивен Моффат также отметил, что поклонники всегда будут интерпретировать шоу так, как им хочется, и что у них есть свои собственные фантазии, «и это хорошо»[22].

Американский телесериал «Однажды в сказке» также является примером использования приёма квирбейтинга[23]. Здесь речь идёт уже о двух женских персонажах — Реджине Миллс и Эмме Свон.

Квирбейтинг в сериалах становится отличной почвой для фанатского творчества. Поклонники сериалов начинают писать фанфики, делать фото- и видео-коллажи об отношениях персонажей. Но стоит понимать, что «слэш» или «фемслэш», повествующие о гомосексуальной связи между героями, не всегда основаны на намёках на подобные отношения в каноне.

См. также

Примечания

  1. ↑ Fans Take Supernatural to Task for 'Queer Baiting'. Advocate.com (17 июля 2014). Проверено 15 апреля 2016. Архивировано 28 апреля 2016 года.
  2. ↑ 1 2 Nordin, Emma. From Queer Reading to Queerbaiting The battle over the polysemic text and the power of hermeneutics Архивированная копия. Проверено 12 апреля 2016. Архивировано 28 апреля 2016 года.
  3. ↑ Joseph Brennan. Queerbaiting: The ‘playful’ possibilities of homoeroticism :  [англ.] // International Journal of Cultural Studies. — 2016. — 10 February. — DOI:10.1177/1367877916631050.
  4. ↑ Queer baiting. Архивировано 27 апреля 2016 года.
  5. ↑ GLAAD — Where We Are on TV Report — 2015. GLAAD. Проверено 16 апреля 2016. Архивировано 22 апреля 2016 года.
  6. ↑ GLAAD’s Where We Are on TV Report 2014. GLAAD. Проверено 16 апреля 2016. Архивировано 12 апреля 2016 года.
  7. ↑ 1 2 3 Scout, Emmett. «Please Do Not Bait the Queers» Архивированная копия. Проверено 24 октября 2014. Архивировано 30 октября 2014 года. The Next. University of Washington  (недоступная ссылка с 16-04-2016 [988 дней])
  8. ↑ 1 2 An Explanation of Queer-Baiting and Why it’s a Problem Архивированная копия. Проверено 12 апреля 2016. Архивировано 9 апреля 2016 года.
  9. ↑ Bridges, Rose. «How Do We Solve A Problem Like „Queerbaiting“?: On TV’s Not-So-Subtle Gay Subtext». Autostraddle. N.p., 26 June 2013. Web. 14 December 2014. Архивированная копия. Проверено 24 октября 2014. Архивировано 22 октября 2014 года.
  10. ↑ Kayleigh’s Kaleidoscope. «Destiel and Dean’s bisexuality explained» Архивированная копия. Проверено 12 апреля 2016. Архивировано 15 марта 2016 года.
  11. ↑ Dean/Castiel http://www.supernaturalwiki.com/index.php?title=Dean/Castiel Архивировано 20 августа 2017 года.
  12. ↑ Cruz, Eliel. «Fans Take Supernatural to Task for 'Queer Baiting'» Advocate.com. N.p., 17 July 2014. Web. 14 December 2014. Архивированная копия. Проверено 14 декабря 2014. Архивировано 31 декабря 2014 года.
  13. ↑ Baker-Whitelaw, Gavia. Did 'Supernatural' just give fans the queer romance they’ve been hoping for? Архивировано 6 декабря 2016 года., 15 October 2013, Last updated 12 February 2014
  14. ↑ Misha Collins ships Destiel Архивированная копия. Проверено 12 апреля 2016. Архивировано 7 апреля 2018 года.
  15. ↑ 5.09 The Real Ghostbusters - Super-wiki (англ.). www.supernaturalwiki.com. Проверено 9 июня 2018.
  16. ↑ 5.18 Point of No Return - Super-wiki (англ.). www.supernaturalwiki.com. Проверено 9 июня 2018.
  17. ↑ Wincest - Super-wiki (англ.). www.supernaturalwiki.com. Проверено 9 июня 2018.
  18. ↑ 10.05 Fan Fiction - Super-wiki (англ.). www.supernaturalwiki.com. Проверено 9 июня 2018.
  19. ↑ The Epic Love Story of Sam and Dean - Super-wiki (англ.). www.supernaturalwiki.com. Проверено 9 июня 2018.
  20. ↑ Carol Padalecki. Girl ask Jensen Ackles about fanfictions (legendado) (23 ноября 2009). Проверено 9 июня 2018.
  21. ↑ Mark Gatiss at Mumbai Film and Comic Con 2014. Проверено 16 апреля 2016. Архивировано 7 марта 2016 года.
  22. ↑ 1 2 Steven Moffat talk about JohnLock and Season 3 & 4. Проверено 16 апреля 2016. Архивировано 10 марта 2016 года.
  23. ↑ Lily Sparks. Once Upon a Time Season 4 Premiere Review: Not Cool, Bro. TV.com (29 сентября 2014). Проверено 16 апреля 2016. Архивировано 29 июня 2016 года.

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 30 декабря 2018 в 06:44.

Белла Хадид поцеловала девушку-робота — и что в этом плохого? Разбираемся, что такое квирбейтинг

«Мы что, только что стали свидетелями первого роботического каминг-аута? О ДА». «Мы ОБОЖАЕМ нашу лесбийскую королеву-робота». Или, в самой короткой и емкой версии, просто «Вау» — так отреагировал интернет на новую кампанию Calvin Klein #MYCALVINS #MYTRUTH. Все это комментарии к ролику, в котором Белла Хадид целует виртуальную модель Лил Микелу, с Instagram-страницы последней. Однако безоблачным все было недолго: едва ли не в тот же день команде Calvin Klein за видео пришлось уже извиняться.

«Нельзя просто выйти из дома, никого при этом не оскорбив» — так говорят, закатывая глаза, многие. Действительно, в 2019 году любое взаимодействие с публикой — испытание на внимательность и чуткость. Культурная апроприация, вайт- или стрейтвошинг, недостаточная репрезентация и прочее, прочее… Чтобы сориентироваться в современном мире, нужно выучить (а заодно понять и принять) не один десяток терминов. Не застрахованы от ошибок даже самые продвинутые.

Кампании Calvin Klein были провокационными всегда. Обвинений в адрес марки звучало много: в чрезмерной сексуализации совсем юных героев, объективации, порнографии и даже вуайеризме, как в случае с рекламой, снятой Харли Уэйр в 2016-м. В ней зрители усмотрели одобрение культуры насилия и поощрения апскертинга — заглядывания под юбки ничего не подозревающих об этом девушек. Что же не так с кампанией, главные героини которой супермодель, явно достаточно влиятельная для того, чтобы отказываться от любых не устраивающих ее предложений, и девушка, выдуманная от кончиков пальцев до убеждений? Краткая версия — квирбейтинг.

Джуд Лоу (Альбус Дамблдор) в фильме «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда», 2018

В разговорах о модной индустрии этот термин, кажется, громко пока не звучал. Зато в кино и на телевидении — постоянно. Что это такое? Добавление в сюжет намеков на гомосексуальную связь гетеросексуальных персонажей, никогда не приводящих к развитию романтической линии. Самый яркий и долгоиграющий пример — «Сверхъестественное», история про Сэма и Дина Винчестеров, борющихся со злом вот уже 14 сезонов. Главные герои — братья, но это не мешает зрителям шипперить их друг с другом, а создателям — вставлять в сценарий шутки, эти ожидания подстегивающие. То же происходит между Дином и другим героем сериала, ангелом Кастиелем. Создатели постоянно опровергают возможность романтических отношений между данными персонажами, подчеркивают в интервью, что это не более чем зрительские фантазии, а фантазировать о чем угодно не запретишь, и все-таки продолжают щедро рассыпать намеки. В таком отношении к своим же поклонникам чувствуется издевка: любовь между героями превращается в морковку, которой вечно трясут перед носом, а потом не только не дают, но и заявляют, что никакой морковки не было вовсе — вам все показалось. А это не очень-то честный прием.

В подобном обвиняли и «Шерлока», и «Ривердейл», и пьесу «Гарри Поттер и проклятое дитя». С вселенной ГП связан и другой взгляд на квирбейтинг — так называют и моменты, когда автор объявляет своего персонажа гомосексуальным, но делает это исключительно за кадром. Так, например, Роулинг сказала, что Дамблдор — гей, и заодно намекнула, что он был влюблен в Гриндевальда. Когда писательница только объявила об этом, поклонники «Гарри Поттера», относящие себя к ЛГБТ-сообществу, обрадовались: в волшебной вселенной до этого было совсем печально с репрезентацией. Но когда вышел фильм «Преступления Гриндевальда», в котором на какие-то отношения между двумя волшебниками вновь лишь намекнули, история перестала быть хоть сколько-нибудь убедительной. И оказалась очевидным маркетинговым приемом, примером ложной репрезентации, добавленной только для привлечения внимания ЛГБТ-сторонников.

Бенедикт Камбербэтч и Мартин Фриман в сериале «Шерлок»

Логика в общем ясна: открытая демонстрация чувств между однополыми персонажами, порадовав продвинутую аудиторию, оттолкнет консервативную. Причем оттолкнет не отдельных людей, а потенциально целые страны, где такой фильм может быть запросто запрещен к показу или выпущен с невозможным возрастным рейтингом. Простые намеки же, четко не проговоренные на экране, — решение безопасное. Так квирбейтинг оказывается попыткой усидеть сразу на двух стульях.

В этом — выборе безопасного, нечестного пути — упрекают и Calvin Klein. Создатели сериалов, вместо того чтобы представлять новых ЛГБТ-персонажей или уделять больше внимания уже имеющимся в сюжете однополым парам, добавляют гомоэротический подтекст в отношения гетеросексуальных героев. Создатели рекламной кампании #MYTRUTH, вместо того чтобы снять реальных девушек из ЛГБТ-сообщества, приглашают поиграть в лесбиянок Беллу Хадид (встречается с музыкантом The Weeknd, никогда не комментировала свою сексуальную ориентацию) и виртуальную инфлюенсершу, сконструированную компанией Brud. Никакой реальной репрезентации такой подход квир-коммьюнити не дает: связь сразу подается как некое сюрреалистическое действо, красивая мечта. «Это все просто фантазия или происходит на самом деле?» — цитата из описания самого проекта.

При этом нежный поцелуй двух женственных, канонически красивых девушек — это и так очень традиционная фантазия, воплощение все того же «мужского взгляда». Отношения между девушками все еще часто определяются как «просто фаза», эксперимент, развлечение в ожидании встречи с настоящим Тем Самым. Поцелуй между ними как прелюдия к настоящему сексу, то есть сексу с мужчиной. И закадровые слова Беллы Хадид, звучащие в ролике, ничем этот взгляд не опровергают и даже не оспаривают.

Кого-то из критикующих рекламную кампанию возмутило и то, что компьютерная Лил Микела своим участием в проекте отнимает «рабочее место» у какой-то реальной девушки. «Симуляции, отнимающие работу у людей, — вот крайняя форма ненависти (к человеку)» — еще один из комментариев в аккаунте Микелы. При этом сама она — абсолютно положительный во всех смыслах персонаж, сконструированный, так скажем, из всего хорошего и против всего плохого. Она поддерживает Planned Parenthood и Black Lives Matter, то же квир-коммьюнити и, без сомнений, интересна как арт-проект. Просто, как многие феминистки выступают против присвоения мужчинами фем-повестки, (отсюда и известный спор о профеминистах и феминистах), так и многие люди не готовы к тому, чтобы человеческую повестку формировал несуществующий персонаж — самопровозглашенный «робот».

Все эти вопросы можно считать значительными, а можно не обращать на них внимания. В сравнении со многими другими, более осязаемыми, (тем более в России — от дополнительных комментариев, думаю, можно воздержаться) по‑настоящему весомыми они, пожалуй, не кажутся. Можно также не сомневаться, что ничего плохого команда Calvin Klein в виду точно не имела. Но прислушиваться к разным голосам, следить за переменами в обществе, говорить о непонятных и потому неудобных вещах — важно. И именно очередному такому разговору дала старт эта спорная кампания.

Брижит Бардо и Джейн Биркин в фильме Роже Вадима «Если бы Дон-Жуан был женщиной…», 1973

Queerbaiting

Queerbaiting (другие написания — queer baiting и queer-baiting; также употребляется транслитерация квирбейтинг) — приём намеренного использования авторами произведений массовой культуры намёков на гомосексуальность персонажей в целях усиления привлекательности своего продукта для представителей ЛГБТ без явного показа однополых отношений[1]. Термин в английском языке происходит от сочетания слов «квир» (англ. queer) и «приманка» (англ. bait).

Определение

Впервые словосочетание queer baiting встречается в 1981 году в работе американского профессора политологии Лоуренса Голдина, посвящённой истории судебных разбирательств против гомосексуалов[2]. Голдин употребляет слово «queerbaiting» для описания ситуации, когда словесные оскорбления и гомофобная риторика, существовавшая в судах против геев, используется для оправдания в глазах общества наказания этих людей[2].

Джозеф Бреннан из Сиднейского университета (Австралия) определяет квирбейтинг как «гомоэротическую неоднозначность» в телевизионном шоу, которая явно не представлена в описании программы[3]. Согласно словарю «Urban Dictionary», квирбейтинг — это приём добавления в сюжет «гомоэротического напряжения между двумя персонажами, которые в действительности не состоят друг с другом в любовных и/или сексуальных отношениях»[4]. Это относительно новый социокультурный феномен, способный сделать произведение более привлекательным для его ЛГБТ-фанатов. Для этого создатели могут включить в произведение гомосексуальные намёки, шутки и символизм. Стоит отметить, что сами авторы обычно настойчиво отрицают существование любовных отношений между персонажами, высмеивают возможность этого, или в лучшем случае отказываются дать прямой ответ о природе их отношений.

Согласно исследованию американской организации ГЛААД, в телевизионном сезоне 2015 года в США во всех телешоу присутствовало 4 % постоянных ЛГБТ-персонажей[5]. Отмечается, что этот показатель сильно не изменился в период с 2012 по 2015 годы (3,9 % — в 2014 году, 3,3 % — в 2013 году и 4,4 % — в 2012 году)[6]. Однако ни подобные сериалы с явными ЛГБТ-персонажами и гомоэротическими сюжетными линиями, ни специфические шоу вроде «Близкие друзья», «Секс в другом городе» и «Ноев ковчег», которые нацелены исключительно на ЛГБТ-аудиторию, не относятся к приёмам квирбейтинга.

Методы квирбейтинга используют тропы или фразы, содержащие романтический и/или сексуальный подтекст, чтобы заставить зрителей поверить в возможность наличия любовных отношений между героями одного пола. При этом авторы произведений не говорят открыто о подобных отношениях или даже отрицают их существование или трансформируют всё в шутку. «Приём возникает на экране тогда, когда гетеросексуальные персонажи, в основном мужчины и протагонисты, своим поведением намекают на существование особой „химии“ между ними, и это вызывает у зрителей подозрение, что герои больше, чем просто друзья. Их ошибочно принимают за геев; они не сводят друг с друга глаз на протяжении сезонов; они невероятно важны друг для друга»[7].

Квирбейтинг используется сегодня создателями продуктов популярной культуры больше как маркетинговая стратегия, а не как реальная попытка включить гомосексуальных и бисексуальных героев в сюжет. «Привлечение ЛГБТ-аудитории работает, потому что оно предлагает зрителям намёки на то, что люди нетрадиционной сексуальной ориентации занимают важное место в этих историях, что они могут быть даже главными персонажами. Намек — но не реальность»[7].

Реакция аудитории

Учитывая тот факт, что ЛГБТ не относится к большинству общества, многих зрителей может не волновать наличие в художественном произведении героя с гомосексуальной ориентацией. «Когда гомофобная/трансфобная часть аудитории начинает понимать, что перед ними персонаж-гей или лесбиянка, создатели добавляют в сюжет что-то, что могло бы убедить публику, что этот персонаж гетеросексуален».[8] Таким образом, авторы могут привлечь к себе внимание ЛГБТ-аудитории и «избежать негативной реакции, которая возникла бы при наличии в произведении открытого представителя сексуального меньшинства».[8]

Некоторые представители ЛГБТ-сообщества воспринимают это как «способ кинуть нам кость, когда мы не имеем ничего, и признать нас частью аудитории, в то время как создатели предпочли бы проигнорировать нас».[9]

Приём квирбейтинга часто критикуется в блогосфере. По мнению блогеров, используя этот прием авторы фильмов, сериалов и других художественных произведений показывают, что только гетеросексуальные отношения являются важными и интересными. «Реальность такова, что авторы вынуждены постоянно напоминать нам о том, что возможное существование гомосексуальных отношений между персонажами — это шутка или даже извращение их дружбы»[7].

Примеры в известных сериалах

Дженсен Эклз и Миша Коллинз на фестивале Comic-Con-2015

Поклонники американского сериала «Сверхъестественное» часто спорят по поводу отношений между персонажами Дином Винчестером и Кастиэлем с момента появления Кастиэля в 4 сезоне шоу. Одни фанаты утверждают, что Дина и Каса связывают любовные отношения, в качестве аргумента приводя фразы из сериала, которые на это намекают[10]. Для обозначения этой пары поклонники используют слово «Дестиэль»[11], содержащее сочетание имен персонажей. Другая часть фандома видит гомоэротический контекст в сериале, однако интерпретирует отношения героев как пример истинной мужской дружбы и броманса. Для представителей гей-сообщества и медиакритиков сериал «Сверхъестественное» является одним из ярких примеров использования приема квирбейтинга[12]. В своих интернет-публикациях они требуют, чтобы авторы сериала либо не использовали этот прием, либо признали, что любовные отношения между этими персонажами являются каноном[13]. При этом создатели шоу чаще всего обращают разговоры на эту тему в шутку. К примеру, в Интернете есть видео, где актёр Миша Коллинз, исполняющий роль Кастиэля, в начале признается, что является поклонником Дестиэля, после чего отправляется в почтовое отделение, чтобы отправить своему коллеге по сериалу, актеру Дженсену Эклзу, колбасное изделие из индейки под маркой «Diestel»[14].

Дженсен Эклз и Джаред Падалеки на фестивале Comic-Con-2013

Взаимоотношения Дина и Сэма Винчестеров в сериале «Сверхъестественное» также являются примером квирбейтинга. Несмотря на то, что по сюжету персонажи Дженсена Эклса и Джареда Падалеки являются братьями, во многих эпизодах их принимают за гомосексуальную пару. Поклонники внутрисериального цикла книг «Сверхъестественное», в подробностях пересказывающего жизнь Винчестеров до финала 5 сезона, трактуют их отношения как гомоэротические[15]. Такой же точки зрения придерживается ангел Захария: в серии 5.18 он говорит, что Сэм и Дин Винчестеры находятся в «патологической, психологической, иррациональной и эротической зависимости друг от друга»[16]. Эту пару поклонники обозначают словом «Винцест»[17], которое сочетает в себе часть фамилии героев и слово «инцест». Как и в случае с Дестиэлем, фанаты подкрепляют свое видение их отношений двусмысленными фразами из сериала, гомоэротическими намёками и фансервисными сериями, как например, эпизод 10.5[18]. Создатели сериала и актёры отшучиваются на эту тему: так, сценаристка сериала Сера Гэмбл в шутку называла сериал «эпической любовной историей Сэма и Дина»[19]. А Дженсен Эклс, исполняющий роль Дина Винчестера, признавался в любви к фанфикам с Винцестом и выражал надежду, что его бабушка никогда это не прочтёт[20].

Другим примером квирбейтинга можно считать сериал «Шерлок». По ходу сериала его главных героев, Шерлока Холмса и Джона Ватсона, неоднократно принимали за гей-пару. Оба персонажа реагировали на это по-разному: Ватсон категорически отрицал, что он гей, Шерлок же невозмутимо молчал. Для обозначения этой пары поклонники используют слово «Джонлок». Как и в случае со «Сверхъестественным», мнения фанатов насчёт отношений Холмса и Ватсона разделились. Создатели и сценаристы сериала, Стивен Моффат и Марк Гэтисс, в cвоих интервью говорят о том, что двух протагонистов истории связывает исключительно «крепкая дружба»[21][22]. Стивен Моффат также отметил, что поклонники всегда будут интерпретировать шоу так, как им хочется, и что у них есть свои собственные фантазии, «и это хорошо»[22].

Американский телесериал «Однажды в сказке» также является примером использования приёма квирбейтинга[23]. Здесь речь идёт уже о двух женских персонажах — Реджине Миллс и Эмме Свон.

Квирбейтинг в сериалах становится отличной почвой для фанатского творчества. Поклонники сериалов начинают писать фанфики, делать фото- и видео-коллажи об отношениях персонажей. Но стоит понимать, что «слэш» или «фемслэш», повествующие о гомосексуальной связи между героями, не всегда основаны на намёках на подобные отношения в каноне.

См. также

Примечания

  1. ↑ Fans Take Supernatural to Task for 'Queer Baiting'. Advocate.com (17 июля 2014). Проверено 15 апреля 2016. Архивировано 28 апреля 2016 года.
  2. ↑ 1 2 Nordin, Emma. From Queer Reading to Queerbaiting The battle over the polysemic text and the power of hermeneutics Архивированная копия. Проверено 12 апреля 2016. Архивировано 28 апреля 2016 года.
  3. ↑ Joseph Brennan. Queerbaiting: The ‘playful’ possibilities of homoeroticism : [англ.] // International Journal of Cultural Studies. — 2016. — 10 February. — DOI:10.1177/1367877916631050.
  4. ↑ Queer baiting. Архивировано 27 апреля 2016 года.
  5. ↑ GLAAD — Where We Are on TV Report — 2015. GLAAD. Проверено 16 апреля 2016. Архивировано 22 апреля 2016 года.
  6. ↑ GLAAD’s Where We Are on TV Report 2014. GLAAD. Проверено 16 апреля 2016. Архивировано 12 апреля 2016 года.
  7. ↑ 1 2 3 Scout, Emmett. «Please Do Not Bait the Queers» Архивированная копия. Проверено 24 октября 2014. Архивировано 30 октября 2014 года. The Next. University of Washington  (недоступная ссылка с 16-04-2016 [907 дней])
  8. ↑ 1 2 An Explanation of Queer-Baiting and Why it’s a Problem Архивированная копия. Проверено 12 апреля 2016. Архивировано 9 апреля 2016 года.
  9. ↑ Bridges, Rose. «How Do We Solve A Problem Like „Queerbaiting“?: On TV’s Not-So-Subtle Gay Subtext». Autostraddle. N.p., 26 June 2013. Web. 14 December 2014. Архивированная копия. Проверено 24 октября 2014. Архивировано 22 октября 2014 года.
  10. ↑ Kayleigh’s Kaleidoscope. «Destiel and Dean’s bisexuality explained» Архивированная копия. Проверено 12 апреля 2016. Архивировано 15 марта 2016 года.
  11. ↑ Dean/Castiel http://www.supernaturalwiki.com/index.php?title=Dean/Castiel Архивировано 20 августа 2017 года.
  12. ↑ Cruz, Eliel. «Fans Take Supernatural to Task for 'Queer Baiting'» Advocate.com. N.p., 17 July 2014. Web. 14 December 2014. Архивированная копия. Проверено 14 декабря 2014. Архивировано 31 декабря 2014 года.
  13. ↑ Baker-Whitelaw, Gavia. Did 'Supernatural' just give fans the queer romance they’ve been hoping for? Архивировано 6 декабря 2016 года., 15 October 2013, Last updated 12 February 2014
  14. ↑ Misha Collins ships Destiel Архивированная копия. Проверено 12 апреля 2016. Архивировано 7 апреля 2018 года.
  15. ↑ 5.09 The Real Ghostbusters - Super-wiki (англ.). www.supernaturalwiki.com. Проверено 9 июня 2018.
  16. ↑ 5.18 Point of No Return - Super-wiki (англ.). www.supernaturalwiki.com. Проверено 9 июня 2018.
  17. ↑ Wincest - Super-wiki (англ.). www.supernaturalwiki.com. Проверено 9 июня 2018.
  18. ↑ 10.05 Fan Fiction - Super-wiki (англ.). www.supernaturalwiki.com. Проверено 9 июня 2018.
  19. ↑ The Epic Love Story of Sam and Dean - Super-wiki (англ.). www.supernaturalwiki.com. Проверено 9 июня 2018.
  20. ↑ Carol Padalecki. Girl ask Jensen Ackles about fanfictions (legendado) (23 ноября 2009). Проверено 9 июня 2018.
  21. ↑ Mark Gatiss at Mumbai Film and Comic Con 2014. Проверено 16 апреля 2016. Архивировано 7 марта 2016 года.
  22. ↑ 1 2 Steven Moffat talk about JohnLock and Season 3 & 4. Проверено 16 апреля 2016. Архивировано 10 марта 2016 года.
  23. ↑ Lily Sparks. Once Upon a Time Season 4 Premiere Review: Not Cool, Bro. TV.com (29 сентября 2014). Проверено 16 апреля 2016. Архивировано 29 июня 2016 года.

Ссылки

Белла Хадид поцеловала девушку-робота — и что в этом плохого? Разбираемся, что такое квирбейтинг

«Мы что, только что стали свидетелями первого роботического каминг-аута? О ДА». «Мы ОБОЖАЕМ нашу лесбийскую королеву-робота». Или, в самой короткой и емкой версии, просто «Вау» — так отреагировал интернет на новую кампанию Calvin Klein #MYCALVINS #MYTRUTH. Все это комментарии к ролику, в котором Белла Хадид целует виртуальную модель Лил Микелу, с Instagram-страницы последней. Однако безоблачным все было недолго: едва ли не в тот же день команде Calvin Klein за видео пришлось уже извиняться.

«Нельзя просто выйти из дома, никого при этом не оскорбив» — так говорят, закатывая глаза, многие. Действительно, в 2019 году любое взаимодействие с публикой — испытание на внимательность и чуткость. Культурная апроприация, вайт— или стрейтвошинг, недостаточная репрезентация и прочее, прочее… Чтобы сориентироваться в современном мире, нужно выучить (а заодно понять и принять) не один десяток терминов. Не застрахованы от ошибок даже самые продвинутые.

Кампании Calvin Klein были провокационными всегда. Обвинений в адрес марки звучало много: в чрезмерной сексуализации совсем юных героев, объективации, порнографии и даже вуайеризме, как в случае с рекламой, снятой Харли Уэйр в 2016-м. В ней зрители усмотрели одобрение культуры насилия и поощрения апскертинга — заглядывания под юбки ничего не подозревающих об этом девушек. Что же не так с кампанией, главные героини которой супермодель, явно достаточно влиятельная для того, чтобы отказываться от любых не устраивающих ее предложений, и девушка, выдуманная от кончиков пальцев до убеждений? Краткая версия — квирбейтинг.

В разговорах о модной индустрии этот термин, кажется, громко пока не звучал. Зато в кино и на телевидении — постоянно. Что это такое? Добавление в сюжет намеков на гомосексуальную связь гетеросексуальных персонажей, никогда не приводящих к развитию романтической линии. Самый яркий и долгоиграющий пример — «Сверхъестественное», история про Сэма и Дина Винчестеров, борющихся со злом вот уже 14 сезонов. Главные герои — братья, но это не мешает зрителям шипперить их друг с другом, а создателям — вставлять в сценарий шутки, эти ожидания подстегивающие. То же происходит между Дином и другим героем сериала, ангелом Кастиелем. Создатели постоянно опровергают возможность романтических отношений между данными персонажами, подчеркивают в интервью, что это не более чем зрительские фантазии, а фантазировать о чем угодно не запретишь, и все-таки продолжают щедро рассыпать намеки. В таком отношении к своим же поклонникам чувствуется издевка: любовь между героями превращается в морковку, которой вечно трясут перед носом, а потом не только не дают, но и заявляют, что никакой морковки не было вовсе — вам все показалось. А это не очень-то честный прием.

В подобном обвиняли и «Шерлока», и «Ривердейл», и пьесу «Гарри Поттер и проклятое дитя». С вселенной ГП связан и другой взгляд на квирбейтинг — так называют и моменты, когда автор объявляет своего персонажа гомосексуальным, но делает это исключительно за кадром. Так, например, Роулинг сказала, что Дамблдор — гей, и заодно намекнула, что он был влюблен в Гриндевальда. Когда писательница только объявила об этом, поклонники «Гарри Поттера», относящие себя к ЛГБТ-сообществу, обрадовались: в волшебной вселенной до этого было совсем печально с репрезентацией. Но когда вышел фильм «Преступления Гриндевальда», в котором на какие-то отношения между двумя волшебниками вновь лишь намекнули, история перестала быть хоть сколько-нибудь убедительной. И оказалась очевидным маркетинговым приемом, примером ложной репрезентации, добавленной только для привлечения внимания ЛГБТ-сторонников.

Логика в общем ясна: открытая демонстрация чувств между однополыми персонажами, порадовав продвинутую аудиторию, оттолкнет консервативную. Причем оттолкнет не отдельных людей, а потенциально целые страны, где такой фильм может быть запросто запрещен к показу или выпущен с невозможным возрастным рейтингом. Простые намеки же, четко не проговоренные на экране, — решение безопасное. Так квирбейтинг оказывается попыткой усидеть сразу на двух стульях.

В этом — выборе безопасного, нечестного пути — упрекают и Calvin Klein. Создатели сериалов, вместо того чтобы представлять новых ЛГБТ-персонажей или уделять больше внимания уже имеющимся в сюжете однополым парам, добавляют гомоэротический подтекст в отношения гетеросексуальных героев. Создатели рекламной кампании #MYTRUTH, вместо того чтобы снять реальных девушек из ЛГБТ-сообщества, приглашают поиграть в лесбиянок Беллу Хадид (встречается с музыкантом The Weeknd, никогда не комментировала свою сексуальную ориентацию) и виртуальную инфлюенсершу, сконструированную компанией Brud. Никакой реальной репрезентации такой подход квир-коммьюнити не дает: связь сразу подается как некое сюрреалистическое действо, красивая мечта. «Это все просто фантазия или происходит на самом деле?» — цитата из описания самого проекта.

При этом нежный поцелуй двух женственных, канонически красивых девушек — это и так очень традиционная фантазия, воплощение все того же «мужского взгляда». Отношения между девушками все еще часто определяются как «просто фаза», эксперимент, развлечение в ожидании встречи с настоящим Тем Самым. Поцелуй между ними как прелюдия к настоящему сексу, то есть сексу с мужчиной. И закадровые слова Беллы Хадид, звучащие в ролике, ничем этот взгляд не опровергают и даже не оспаривают.

Кого-то из критикующих рекламную кампанию возмутило и то, что компьютерная Лил Микела своим участием в проекте отнимает «рабочее место» у какой-то реальной девушки. «Симуляции, отнимающие работу у людей, — вот крайняя форма ненависти (к человеку)» — еще один из комментариев в аккаунте Микелы. При этом сама она — абсолютно положительный во всех смыслах персонаж, сконструированный, так скажем, из всего хорошего и против всего плохого. Она поддерживает Planned Parenthood и Black Lives Matter, то же квир-коммьюнити и, без сомнений, интересна как арт-проект. Просто, как многие феминистки выступают против присвоения мужчинами фем-повестки, (отсюда и известный спор о профеминистах и феминистах), так и многие люди не готовы к тому, чтобы человеческую повестку формировал несуществующий персонаж — самопровозглашенный «робот».

Все эти вопросы можно считать значительными, а можно не обращать на них внимания. В сравнении со многими другими, более осязаемыми, (тем более в России — от дополнительных комментариев, думаю, можно воздержаться) по-настоящему весомыми они, пожалуй, не кажутся. Можно также не сомневаться, что ничего плохого команда Calvin Klein в виду точно не имела. Но прислушиваться к разным голосам, следить за переменами в обществе, говорить о непонятных и потому неудобных вещах — важно. И именно очередному такому разговору дала старт эта спорная кампания.

Зачем люди носят красную нить на запястье


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.