Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Квест это что такое в педагогике


Квест-технология в образовании и воспитании. Роль квест-технологий

Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Надо сказать, что большую роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся пару десятилетий назад компьютерные игры жанра quest. Попробуем рассмотреть основные аспекты, связанные с пониманием этого процесса, не с научной точки зрения, а поговорим на эту тему общечеловеческим языком, чтобы каждый смог понять, например, что такое квест-технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения. Далее определим основные принципы взаимодействия педагога и ученика (или группы учеников), а также приведем некоторые простейшие примеры использования таких новшеств в процессах обучения и становления ребенка как личности.

Что такое квест-технология в широком смысле понимания?

Начнем, пожалуй, с азов. Само английское слово quest можно трактовать как «поиск» или даже «приключение». Собственно, на поиске решения для какой-то конкретно поставленной задачи и основаны квест-технологии в образовании.

Как известно, дети образовательный процесс достаточно часто воспринимают, что называется, «в штыки». Особенно это касается случаев, когда подается сухой материал, насыщенный фактами. А уж точные дисциплины дети даже на начальной стадии развития изучать вообще не склонны. Естественно, они предпочитают обучению обычные игры. Чтобы заинтересовать детей образовательными дисциплинами, и было предложено использовать игру, как один из методов обучения, ведь именно в процессе игры у детей появляется восприятие того или иного материала, а также формируется собственное мнение по поводу происходящего, не говоря уже о разделении на положительных и отрицательных героев, что, в свою очередь, может достаточно сильно повлиять на психику ребенка и сформировать правильное мировосприятие.

Сами же квест-технологии в образовании и воспитании детей широко начали применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень.

В принципе, изначально тогдашняя веб-квест-технология сводилась даже не к поиску логического решения, а была призвана, скорее, заинтересовать ребенка, создав некий процесс, подобный игре. Именно игры (в любом их проявлении) и стали той отправной точкой, которая послужила развитию такого направления в педагогике. С эволюцией компьютерной техники такие процессы стали интерактивными, что позволило привлечь к ним еще большую детскую аудиторию, ведь современные подростки частенько проводят за компьютерными играми намного больше времени, чем за выполнением домашнего задания и освоения учебного материала, поданного в школе.

Причем тут компьютерные игры?

Говоря о том, что представляют собой квест-технологии в ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях) или в общеобразовательных школах, нельзя не коснуться вопроса о компьютерных играх жанра quest.

В общем-то, методика поиска применялась в них еще на заре их создания. Правда, как разновидность компьютерных игр, они появились несколько позже, чем всем известные «бродилки» и «стрелялки» наподобие Duke Nukem 3D, Quake, Doom и т. д. Именно эти игры заложили основу для создания всего того, что сегодня относится к жанру quest или MMORPG. Неудивительно, что квесты чаще всего и называют именно «бродилками», поскольку для достижения цели в любом эпизоде прохождения игры нужно ходить и что-то искать, решать какую-то головоломку или находить единственно правильное решение в определенной ситуации для выхода на следующий этап.

Вспомнить хотя бы самый первый релиз игры Quake. В ней нужно было находить ключи от дверей, чтобы завершить миссию на определенном уровне. Конечно, это самая примитивная технология. Однако компьютерная индустрия в своем развитии предложила и командные игры, когда несколько человек должны были согласовывать свои действия между собой. И только от правильности принятого вместе решения и четкого взаимодействия зависел конечный результат.

Виды квест-технологий

Но это все предыстория. Теперь поговорим о том, что собой представляет квест как педагогическая технология несколько подробнее.

На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов таких обучающих и воспитательных процессов, ведь в большинстве случаев педагог является не только учителем, преподающим определенный материал, а еще и воспитателем, так сказать, нравственным наставником. В общей классификации выделяют следующие:

В целом, если посмотреть на такие обучающие процессы, можно отметить, что квест-технологии в начальной школе или другом общеобразовательном заведении имеют ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены. Во-первых, это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений. Во-вторых, это система подсказок (правда, они встречаются не всегда, что усложняет поиск правильного решения). Кстати, нужно отметить, что отсутствие некоего путеводителя по квесту зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. Согласитесь, ведь дети иногда могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав.

В ряде случаев такую детскую логику можно сравнить с тем, что сегодня принято называть термином «скальпель Оккама». Этот принцип предполагает, что первое самое простое решение какой-то задачи, пришедшее на ум, и является правильным.

Структура квест-технологии

Теперь несколько слов о том, какова сама структура таких процессов. Рассмотрение ее следует применять не к отдельно взятому ученику, а, наверное, даже к целой команде, ибо на современном этапе развития человечества только совместные действия могут обеспечить наилучший результат.

Итак, все сводится к следующему:

Исходя из этого, нетрудно заметить, что квест-технология для дошкольников или точно такой же процесс для детей постарше совершенно совместимы между собой. Разница может быть лишь в сложности поставленных заданий и методике поиска оптимального решения по достижению конечной цели.

Задачи и мотивация

Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели. Как заинтересовать ребенка или группу детей в том, чтобы они выполнили то или иное задание, решили головоломку или нашли наиболее простое решение в достижении конечного результата?

Все просто. На финише должен быть приз! Это может быть хорошая оценка, поощрение или что-то еще. Пояснить такую ситуацию можно на самом простом примере. Если кто еще помнит, раньше в советских пионерских лагерях неотъемлемым мероприятием каждой смены являлась военизированная игра под названием «Зарница», в которой назначенный отряд отвечал то за разведку, то за проведение наступления и т. д. Это сродни американским играм бойскаутов, которые в конечном итоге должны захватить вымпел или флаг противостоящей стороны.

Естественно, на уроке провести такую операцию будет крайне сложно, но вот в плане знания, допустим, неких исторических событий, литературы или решения математических задач на скорость с последующим выставлением определенных баллов и оценок наиболее отличившимся игрокам с обеих сторон – дело совершенно простое.

Даже если посмотреть на квест-технологии в ДОУ, можно запросто организовать некое соревнование по поиску «сладкого клада» на территории детсадика. В свое время и в лагерях для младших отрядов практиковались такие методы. Для того чтобы найти угощение, детям нужно было выполнить массу заданий и пройти через множество испытаний. Зато в качестве приза они получали угощение на всех. И вот тут свою главенствующую роль играют квест-технологии в воспитательной работе. Посудите сами, ведь даже маленькие дети способны понимать, что конечный результат зависит от общих усилий. Если один член команды не справился, всем остальным придется начинать все заново или помогать ему. Поэтому каждый ребенок и старается изо всех сил, чтобы если не выглядеть хуже других, то, по крайней мере, вложить свой максимальный вклад в победу команды. А команда – это что? Грубо говоря, общество, в котором потом придется жить, соответствуя его гласным и негласным правилам поведения, а также общепринятым моральным нормам.

Квест-технологии на уроках математики

Отдельно стоит остановиться на таком предмете, как математика, который входит в общеобразовательную систему. Дети не любят эту науку больше всего. Квест-технологии в начальной школе или других учебных заведениях имеют достаточно много аналогов в мировой практике, причем даже среди взрослых людей, предпочитающих решать головоломки и практически невыполнимые задачи самостоятельно.

Например, та же программа «Форт Баярд» вовсю использует именно такие технологии, которые относятся в линейным квестам. Но если говорить именно о математике, приведем пример. Скажем, класс условно делится на три группы. Каждая группа при выполнении очередного задания (например, решения какого-то неравенства), получает одно из неизвестных, которое применяется в следующем уравнении, а возможно, еще и подсказку для поиска решения следующей задачи.

При этом команда вправе выбирать одного игрока, который и будет отвечать на заданный вопрос (ну чем не программа «Что? Где? Когда?»). Таким образом, решение того же уравнения в максимально быстром темпе (а обычно на это дается ограниченное время) стимулирует всех учеников проявлять свои способности на максимальном уровне. При этом правильное или неправильное решение обосновывается каждым из членов команды. При объявлении правильности результата каждый понимает суть решения. А ведь математику можно понять именно так. В любом случае, даже самый неуспевающий ученик вникнет в смысл решения (конечно, если только у него есть в этом заинтересованность).

Исторические события

Что касается истории, сегодня общепризнанным является тот факт, что писать летопись – дело совершенно неблагодарное, тем более что все политизировано настолько, что многие зачастую неспособны отличить правду от вымысла. Тем не менее моделирование некоторых исторических событий может прояснить многие ситуации. Тут квест-технология на уроке истории может сыграть решающую роль.

При всем этом не нужно брать в расчет какие-то локальные события в отдельно взятой стране или регионе. Для начала в качестве основы стоит использовать примеры, не подлежащие сомнению. Квест-технология запросто применятся, допустим, к Троянской войне. Битва при Ватерлоо, когда один из крупнейших стратегов того времени император Наполеон потерпел сокрушительное поражение, тоже может моделироваться.

Поражение тевтонских рыцарей на Чудском озере, вообще, можно воспроизвести, если поставить детям на стол пластмассовые фигурки, указав стратегическое расположение сил.

Конечно, результат известен заранее. Но вот что интересно: какое решение примут сами участники квеста? Используют ли они ту же тактику, что в свое время предложил Александр Невский, или пойдут своим путем? Тут лучше изначально не говорить о том, каким образом была выиграна битва, а дать возможность творческого поиска. Только потом можно сравнить решение учеников с тем, что было в действительности. Заметьте, при этом квест-технологии в воспитании того же морального духа или гордости за свою страну и своих предшественников сыграют весомую роль для каждого ребенка.

Роль и значение квест-технологий в воспитании и образовании

Само собой разумеется, что роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Заставить заниматься ребенка зубрежкой, конечно, можно, но, сами понимаете, ничего хорошего из этого не выйдет. Грубо говоря, он запомнит какой-то определенный неосмысленный набор знаний, который на практике будет совершенно ни к чему. Но вот когда придет понимание того или иного процесса, тут дело другое. И, надо сказать, дети иногда способны запоминать материал даже на подсознательном уровне (та же таблица умножения). А если процесс преподнесен еще и в игровой форме, то никто не откажется в нем поучаствовать.

Вместо итога

Как видим, любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи. А ведь если копнуть в историю, личностей, которые использовали не только сугубо научный подход к решению какой-то проблемы, можно найти немало.

Само собой разумеется, что зацикливаться на компьютерных играх или их моделировании не стоит. Однако из тех же хитов MMORPG, когда требуется создать свою армию, обороняться от врагов, держать экономику на плаву, создавать новые города, завоевывать новые территории, - не это ли лучший вид преподавания экономических предметов по управлению государством? А ведь современные игры рассчитаны на непредсказуемый конечный результат. Тут варианты прохождения зависят только от того, какое именно решение примет сам стратег. И дети, кстати, по сравнению со взрослыми умеют справляться с этим намного лучше. Посмотрите на рейтинги онлайн-игр жанра MMORPG! Каков там средний возраст участников? 10-15 лет? Вот то-то и оно…

fb.ru

Педагогический квест как технология

Диана Петрова Педагогический квест как технология

Я как педагог нахожусь в поиске новых методов, приемов, знаний, как правильно организовать деятельность воспитанников, как сделать так, чтобы детям было интересно и познавательно.

При организации воспитательно-образовательного процесса, использую современную технологию квест-игра, которую можно считать одной из новых технологий в дошкольном образовании.

Квест в переводе с английского обозначает слово поиск – это приключенческая игра, обследование мира, поиск ответа на вопрос, решение ребусов, отгадывание загадок.

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает мне неоценимую помощь как педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым для всех участников образовательных отношений. Изюминка, такой организации позновательной деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Использование мною квестов, позволяет значительно расширить рамки образовательного пространства. Особый интерес у моих воспитанников вызывают такие квесты, как:

1. Поиск «сокровищ»

2. Расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности)

3. Помощь героям

4. Путешествие

5. Приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками)

В своей практики я использую следующие виды квест-игры:

• Кратковременные

• Долговременные

По форме проведения, в виде соревнований или эксперимента.

Квест- технология - актуальна в контексте требований ФГОС ДО; способствует развитию активной, деятельностной позиции ребёнка в ходе решения игровых поисковых задач. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ и современных образовательных технологий.

В дальнейшим я планирую расширить свою деятельность и использовать квест технологию в работе с родителями.

Спасибо за внимание, я готова выслушать ваши вопросы.

www.maam.ru

Квест-технологии

Наталья Попова Квест-технологии

Играем по-новому?

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

Сегодня, уважаемые коллеги, я решила обратиться к новым-старым технологиям и предложить вам вместе составить себе более четкое представление о них. Хотя уверена, что то, о чем я буду «вещать», не будет, да и не может быть, для вас чем-то абсолютно новым, а почему, думаю, станет понятно по прочтении статьи.

Совсем недавно, «пролистывая» в интернете страницы электронного научного журнала, я обратила внимание на изменившиеся тенденции в образовательном процессе. «Просматривается снижение внимания к физическому образованию (наверное, физическому развитию, потому что оно», по мнению специалистов, «может привести к техническому кризису и к производственному упадку нашей страны в будущем». Звучит несколько тревожно, не так ли? В концепции модернизации российского образования говорится о том, что мы должны формировать целостную систему УУД (универсальные учебные действия) и навыков, которые, в свою очередь, формируются только через активное включение в практическую деятельность. Вот тут–то мы и приходим к тому, что особенно интересным и эффективным видом современных технологий становится интерактивная игра, которая предлагает нам условия, где дети могут изменить формы поведения и деятельности во взаимодействии, и с интересом и увлеченностью решать поставленные задачи. Вот мы и подошли вплотную к квестам. Что это такое? В общих чертах, мы все это уже знаем, наши взрослые и не очень взрослые дети с увлеченностью в них «живут» в компьютерной сети, играют сами и с друзьями, и иногда оторвать их бывает очень трудно. Давайте же и мы не будем отставать от времени, и используем эти прекрасные возможности интерактивной игры в нашем образовательном процессе. Но сначала остановимся на том, что же такое КВЕСТ.

Квест (квестор) – от латинского слова q u a e r o – ищу, разыскиваю, веду следствие. В Италии - это полицейский чин, в Древнем Риме – служитель, который осуществлял различные функции (административные, судебные, финансовые).

Технология квеста разработана профессором Университета Сан-Диего (США) Доджем Берни в 1995 году как способ организации поисковой деятельности в учебном процессе. Квест – это игра-приключение, в которой участники должны решать определённые задачи для продвижения по сюжету и для достижения конкретной цели. Эти задачи могут быть самыми разнообразными: активными, креативными, интеллектуальными. В игре участники обязательно взаимодействуют, каждая игра обязательно несёт в себе соревновательный момент. По типам игры квесты тоже могут быть очень разнообразными: квесты-бродилки, квесты-проекты, квесты-головоломки и другие.

И ещё в квестах есть, на мой взгляд, очень важное свойство – они обеспечивают участникам релаксацию, снимают нервную нагрузку, способствуют переключению внимания и помогают решать конфликты.

Проводиться квесты могут в самых разных местах: в замкнутом помещении - в группе, в зале, в музее на выезде, квесты на природе – на участке, на экскурсии. Среди них особенно интересен геокэшинг – квест на открытой местности с поиском клада, тайника и с элементами ориентирования на местности.

В квестах можно выделить такие виды:

- линейные, когда задачи решаются по цепочке, одна за другой;

- штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами;

- кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу.

А структура квеста представляет собой следующую последовательность:

- Пролог. Здесь происходит знакомство с сюжетом, и распределение ролей.

- Экспозиция. Это прохождение этапов, выполнение действий, решение возникающих задач.

- Эпилог. На этом этапе подводятся итоги и награждение победителей.

А теперь предлагаю немного вернуться назад, к самому началу статьи. Помните выражение: «новые-старые» технологии? Поясню свою мысль. Как черепаха Тортилла среднего возраста, хочу немного поворчать. Вот такая цитата мне попалась в одной «умной» книжке:

Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры?

Новая ли? А как же наши старые «Казаки-разбойники»? Не по таким ли принципам разворачивалась любимая старшим поколением игра? А поиски кладов в играх в пиратов? Мне думается – вопрос риторический, не требующий ответа. Но не буду ни на чём настаивать, это в данном случае, не принципиально. Важно, что мы, опираясь на вышеизложенное, можем успешнее обучать наших детей, применяя новые-старые технологии!

И ещё хочу акцентировать ваше внимание на том, что ВСЕ народные сказки написаны по принципам линейного квеста: не выполнит Иванушка трёх условий – не найдет Василису… Согласны со мной?

Подводя итоги, пожелаю всем вам, коллеги, успешно применять квесты в практике работы с детками, делать их увлекательными, непредсказуемыми, и что очень важно, доступными дошколятам! Удачи всем!

www.maam.ru

Статья на тему "Квест как современная педагогическая технология"

Квест как современная педагогическая технология

Эльмуратова Надежда Александровна,

педагог дополнительного образования МАУ ДО «ФЦДО»

У подростков среднего и старшего школьного возраста, современной молодежи появилась масса новых увлечений: компьютерные игры, приключенческие боевики, экшн - адвенчуры и другие жанровые спецификации. Использование жанра, знакомого и популярного среди детей в виртуальном мире, позволяет не только приобрести массу положительных эмоций и получить интеллектуальный драйв, но и способствует формированию культуры командного взаимодействия, развития навыков общения, самореализации, раскрытия своего потенциала и профессионального самоопределения.

«Квест» или «Приключенческая игра» (транслит. англ. Quest — поиски, Аdventure — приключение) – это один из основных жанров игр, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

Понятие «квест» в педагогической науке определяется как специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающийся осуществляет поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей или заданий.

Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей. К образовательным квестам можно отнести проектную деятельность.

Квест - проектная деятельность, основанная на синтезе проектного метода и игровых технологий, заключается в продолжительном целенаправленном поиске, связанном с приключениями или игрой. Она может иметь различные формы реализации: образовательные веб-квесты; приключенческие, или игровые квесты; «живые» квесты.

Особый интерес представляют «живые» квесты, направленные на выполнение определённого проблемного задания, реализующего воспитательно-образовательные цели, с элементами сюжета, ролевой игры, связанного с поиском мест, объектов, людей, информации. При этом для достижения цели могут быть использованы ресурсы территории, в границах которой происходит перемещение, информационные ресурсы.

Удачным является использование на занятиях квест-проектов.

Преимуществом квест - технологии является использование активных методов обучения. Квест - занятие может быть предназначено как для групповой, так и для индивидуальной работы.  

Обучающийся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

В апреле - мае 2015 года данная педагогическая технология была апробирована на квестории «Жила-была девочка», приуроченной к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Квестория проходит в пределах одной комнаты, комнаты «из прошлого». Ребята, получив роли разведчиков, надев плащи, оказывались перед дверью. Просмотр отрывка из советского фильма «Жила-была девочка» режиссёра Виктора Эйсымонта даёт старт. На прохождение миссии у ребят есть ровно час. Нельзя терять ни минуты. Через час ребята должны выйти из комнаты и ответить на вопросы: что за люди были в этой комнате и что с ними случилось? Прохождение игры, основой сюжета которой, стала история ленинградской семьи Савичевых, вызвало множество восторженных отзывов. А юному поколению, к сожалению, печально известная судьба Тани Савичевой до игры была неизвестна. Поэтому у некоторых участников, игра вызвала и слезы, и улыбки, и гордость

В сентябре 2015 года квест – технология была использована в рамках реализации проекта «ЕдинаяЭКОсреда в г.п. Федоровский через современные жанры интеллектуальной деятельности: квесты (экшн-адвенчуры), фотокроссы, проекты».

К участию в Квесте были приглашены команды - обучающиеся 9 - 11 классов образовательных организаций г.п. Федоровский. Всего в игре приняли участие 5 команд (ФСОШ № 1, ФСОШ № 2, ФСОШ № 5, ФДДТ и ФЦДО). В каждой команде было по 6 учащихся образовательных организаций г.п. Федоровский.

Продолжительность квеста составила 5 часов, в течение которых каждая команда от станции к станции прошла определённый маршрут общей протяжённостью - 12 км.

В рамках социального партнёрства к данному мероприятию были привлечены градообразующие предприятия и организации г.п. Федоровский, которые предоставили свою базу и специалистов для игры. В ходе квеста ребята посетили: цех отдела охраны окружающей среды НГДУ «Комсомольскнефть» ОАО «СНГ», 17 отряд федеральной противопожарной службы ГПС по ХМАО – Югре (г.п. Федоровский), детскую поликлинику при БУ «Федоровская городская больница», библиотеку, Русскинское участковое лесничество и крестьянско – фермерское хозяйство «Подворье».

В заключении хотелось бы дать несколько советов для педагогов по подготовке квест- занятия:

• подготовить интересное выступление;

•с формулировать интересное задание;

• составить план работы;

• составить список информационных ресурсов.

Обучающийся в свою очередь:

• выбирает роль;

• составляет план поиска ресурсов;

• исследует информационные ресурсы;

• готовит отчет.

В процессе защиты выполненных заданий по квесту обучающийся может осознать, что по каждому действию, задаче, проблеме может существовать несколько точек зрения, несколько вариантов решения поставленных задач. Ребенок учится сопоставлять, сравнивать, принимать другие точки зрения. Использование на занятиях квест - технологии способствует формированию у обучающихся информационных компетенций, знаний и умений, способствующих информационной деятельности, воспитывают самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе, целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, предполагают максимальную самостоятельность детского творчества.

Также стоит отметить, что как современная педагогическая технология квест решает следующие задачи:

Образовательные - вовлечение каждого в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности участников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

Развивающие - развитие интереса к предмету деятельности, творческих способностей, воображения участников; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.

Воспитательные - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, здоровье сбережение.

Эта технология пользуется огромной популярностью у современных школьников и способна не только расширить кругозор обучащихся, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения, а также прививает желание к учебе в целом. За ней - будущее.

infourok.ru

Мастер-класс «Квест-игра как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ»

Елена Мельниченко Мастер-класс «Квест-игра как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ»

Тема: «Квест-игра как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ».

Цель: оказание практической помощи педагогам в использовании Квест- технологии в образовательном процессе ДОУ.

Задачи:

1. Сформировать у участников мастер- класса представления о Квест- технологии в дошкольном образовательном учреждении.

2. Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением Квест- технологии.

Ход мастер-класса:

вводная часть:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня мы вам покажем, как можно использовать квест-игру в работе с детьми. Цель и задачи мастер-класса вы видите на экране. (презентация)

В свете последних тенденций, когда вступил в силу ФГОС ДО реализация программ дошкольного образования происходит в специфических для дошкольников форме - в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности. Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.

Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

В ходе КВЕСТА у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности:

o Игровая

o Коммуникативная

o Познавательно-исследовательская

o Двигательная

o Изобразительная

o Музыкальная

o Восприятие художественной литературы и фольклора

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно- образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым. Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Классификация квест- технологий

На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов. При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы (Виды квестов).

Виды квестов по методу прохождения

o Линейные-игра построена по цепочке– разгадав одно задание, участники получают следующее. И так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут.

o Штурмовые (не линейные)- игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками. Но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач.

o Кольцевые– представляет собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Чаще всего используем в своей работе линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.

По сроку реализации квесты различают: краткосрочные - цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно - три занятия; долгосрочные - цель: углубление и преобразование знаний, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год.

Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т. е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.

Общая игровая цель– известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».

Чтобы организовать квест- игру необходимо :

План подготовки игры:

o Разработать сценарий

o Создать антураж для каждой зоны проведения действий

o Подготовить музыкальное сопровождение

o Разработать презентацию для вступительной части

o Оформить наглядные материалы («карты»)

o Продумать методику и организацию проведения игровых заданий

o Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.

Структура квеста

Этап Содержание деятельности

Организационный момент - вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя.

- деление детей на группы по 5 - 7 человек

- обсуждение правил квеста

- раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон

Путешествие по зонам и выполнение игровых заданий (ЭТАПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ, СПИСОК ВОПРОСОВ И Т. Д.).

- расположение зон и маршрут каждой команды организуются таким образом, чтобы избежать их пересечения друг с другом.

Рефлексия (подведение итогов и оценка мероприятия) Воспитатель ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:

Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;

Информационная - приобретение детьми нового знания;

Мотивационная - побуждение детей и родителей к дальнейшему расширению информационного поля;

Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.

Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?».

В нашем детском саду квесты проводятся в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в них участвуют старшие группы, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Образовательные квесты проходят на территории детского сада, в групповых помещениях. Для составления маршрута мы используем разные варианты:

Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

Карта (схематическое изображение маршрута);

«Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т. п. Расположение зон и маршрут каждой команды организуются таким образом, чтобы избежать их пересечения друг с другом.

Поиск по запискам требует минимальной подготовки и практически не нуждается в ведущем. В самом простом варианте дети получают записку, указывающую на тайник, в тайнике другая записка с адресом следующего тайника. Переходя от одного тайника к другому, дети достигают финальной сокровищницы. Вот только как быть, если ребенок не умеет читать?

Есть несколько способов, позволяющих обойти эту проблему. Например, в записке может содержаться план комнаты, на котором крестиком помечен очередной тайник (но научить ребенка искать по плану нужно заранее). Так же можно нарисовать тайник, вложить его фотографию или картинку с изображением аналогичного объекта. Тайники в квесте должны быть такие, чтобы каждую записку приходилось добывать и отыскивать. Варианты тайников:

o Заморозить в кубике льда.

o Написать молоком или лимонным соком. Упаковать этот листок вместе со свечкой и зажигалкой.

o Положить в контейнер, привязать к нему бечевку и вывесить за окно. Задача ребенка – наматывать бечевку на карандаш, пока не покажется записка.

o Выложить к месту следующего тайника указатели из предметов или пометить путь наклейками.

o Назвать предмет, которых в помещении несколько (стол, подоконник, ботинок) – задача ребенка будет вспомнить и обыскать все подобные места.

o Закопать в миске с крупой. Дополнительным условием тут может быть не рыться руками, а использовать палочки, вилки или раздувать мелкую крупу через коктейльную трубочку.

o Искать контейнер с запиской на ощупь. Тут хорошо бы придумать естественное ограничение. Например, спрятать записку, а с ней – всякие мелкие игрушки, в обувную коробку, тщательно заклеить ее скотчем и проделать отверстие для одной руки.

o Записку в контейнере пустить плавать в воду. Но прежде приделать к контейнеру петельку, за которую и доставать его с помощью удочки. А можно сделать несколько контейнеров – с запиской и фальшивые и предложить ребенку вылавливать их из воды сачком.

o Спрятать в шкатулку и закрыть ее на навесной замочек. Поиск ключа может стать отдельным развлечением.

o Сделать множество свертков, и лишь в одном из них спрятать записку.

o Написать текст белым восковым мелком. Задача ребенка – закрасить лист красками, чтобы текст стал хорошо виден.

o Положить контейнер достаточно высоко и предложить сбить его “снежками” из смятой бумаги.

o Указать вместо очередного тайника имя. Для получения следующей записки ребенку потребуется выполнить задание этого человека.

Практическая часть

Итак, мы хотим предложить вам поучаствовать в квест-игре «Поиск клада».

Для маршрута мы будем использовать карту.

Наше с вами путешествие мы начнем со сказочной истории.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Педагог. Долго работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим. Как- то раз, сидел Педагог под деревом мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц – и был в самом хорошем расположении духа. Думал-думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное, чудо чудное – сотворить педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее, применяя современные технологии. Но тут собрались над деревом тучи, подул ветер перемен (звучит тревожная музыка) и принёс ФГОС ДО. Стандарт написан, всем на диво. Всё в нём гладко и красиво. Но как его осуществить? Забыли толком объяснить. От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорит: ФГОС: Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь. Я расскажу тебе о сундуке с тремя замками, в котором находится подсказка о современной технологии, применяя которую можно увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.

Вот тебе в помощь чудо-чудное – волшебная карта, которая поможет найти сундук. Тебе предстоит выполнить 3 задания. За каждое правильно выполненное задание ты получишь ключ. Если наберёшь 3 ключа, то сможешь открыть все 3 замка и получишь подсказку о современной технологии. Вот моя карта. Я в тебя верю!

А вам хотелось бы отыскать этот сундук? (Да)

Но, чтобы добраться до сундука, нам нужно пройти полосу препятствий по карте ФГОС, т. е. выполнить несколько заданий и получить за правильное их выполнение ключи. Вы готовы? (да)

Пока команда находит ключи, коллеги (которые остались в зале) выполняли эти же задания на экране.

Давайте рассмотрим карту.

-Куда ведет стрелочка? (прямо к зеленому кружочку)

- Правильно….

-мы у стола с зеленой фишкой. И здесь нас поджидает задание первого испытания

1 испытание.

Игра-диагностика «Знатоки квест- игры». Нужно взять один билет из пачки с вопросом и дать правильный ответ. Все участники команды могут помогать, подсказывать друг другу.

Перечислите варианты для составления маршрута в квест- игре?

Какой квест требует минимальной подготовки и практически не нуждается в ведущем?

(Квест по запискам)

Какими бывают квесты по продолжительности?

(Кратковременные или краткосрочные

Долговременные или долгосрочные)

Перечислите виды квестов по методу прохождения

(Линейный, штурмовой (не линейный, кольцевой).

Вот мы и получили первый ключ. Можно идти дальше.

- Что же у нас дальше по карте? (стрелочка ведет к столу с красной фишкой)

- Правильно….

-Мы у стола с красной фишкой. И здесь нас поджидает второе испытание.

2 испытание

«Практик»

(Участники анализируют два конспекта НОД, нужно выбрать из них тот, который соответствует по своей структуре квесту. Два других конспекта при невнимательном прочтении перепутать с квестом).

Вот мы и получили второй ключ. Можно идти дальше.

Сколько нам ключей нужно найти, чтобы открыть сундук?

Сколько мы нашли?

Значит сколько еще испытаний осталось пройти?

Куда же нам идти дальше? (к столу с желтой фишкой)

Итак, перед нами последнее задание.

3 испытание

(названия принципов и их значения перепутаны. Нужно соединить их.)

Принципы построения квестов значение

Принцип навигации. Педагог выступает как координатор процесса образования, направляет детей, «наталкивает» на правильное решение, но окончательные выводы дети делают самостоятельно. Задача педагога: мотивировать ребёнка на самостоятельный поиск информации. Педагог-коучер (специалист, который помогает добиться самого главного в жизни – счастья).

Принцип доступности заданий. Задания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям дошкольников.

Принцип системности. Задания логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.

Принцип эмоциональной окрашенности заданий. Методические и образовательные задачи спрятаны за игровыми приёмами.

Принцип интеграции. Использование разных видов детской деятельности и интеграция образовательных областей при проведении квестов.

Принцип разумности по времени Квесты в дошкольном возрасте могут быть краткосрочными, а могут носить длительный характер, когда на прохождение заданий уходит несколько дней. При этом организаторы квестов должны учитывать возрастные особенности памяти детей дошкольного возраста.

Принцип добровольности образовательных действий ребёнка. Момент обязательности снижает мотивацию в дошкольном возрасте. Педагогу надо выстроить так образовательный процесс, чтобы смотивировать ребёнка настолько и в такой степени, которая позволит ему выполнять наши просьбы (задания) добровольно, без принуждения и авторитаризма. Для этого задания должны быть интересны дошкольникам. Если ребёнок делает задания добровольно, но ему будет скучно, значит нет интереса. Если задания для ребёнка интересны, но выполнять заставляют «под палкой» - нет желания, позитива и свободы. Добровольность – это ещё и приём (даёт возможность раскрыться ребёнку). Обязательные просьбы имеют место

быть, но в минимальном объёме (разнообразие шаблонов рождает искренность ребёнка по отношению к педагогу).

Принцип присутствия выбора. Иногда педагогу очень важно, чтобы ребёнок что-то сделал, тогда нужно это преподнести так, чтобы ребёнок воспринял задание, как результат собственного желания, ему надо дать огромный выбор средств – яркий способ формирования «иллюзии добровольности». Не правы взрослые, которые дают только 2 варианта, необходимо давать 6-7 заданий и средства для их реализации.

Принцип «Шахерезады». Непрерывность проведения квеста по времени. Отсутствие необходимости в завершении квеста. Квест-игра медленно переходит в сюжетно-ролевую игру. Тематика квеста может быть использована в течение всего дня, недели, как сказка Шахерезады. Тогда чувство ожидания продолжения будет держать ребёнка в эмоциональном позитиве в течение определённого времени, а желание узнать ответы на интересующие вопросы приведёт к самостоятельному поиску информации.

- Ну вот, получили третий ключ.

Итак, сколько у нас ключей? (три).

А где же сундук с современной технологией? Давайте его поищем. (находят сундук)

Все препятствия преодолели и заветный сундук получили.

(по желанию открывают каждый замок. В сундуке буклеты «квест-игра в ДОУ»)

Итог.

- Понравилось вам занятие?

- Как вы думаете, все справились с заданиями?

- Кому что-то показалось трудным? А что показалось легким?

-как вы думаете, почему нам удалось найти сундук?

Нам осталось позвонить ФГОС и сказать, что мы нашли его сундук с тремя замками с подсказками о современной технологии «Квест- игра». И обязательно будем применять это на практике.

Рефлексия «Наполни бочонок»

Наш мастер- класс подошел к концу. Мы благодарим всех педагогов за активность. Нам очень важно знать ваше мнение, а помогут нам в этом жетоны. (На столе лежат желтые и красные кружочки на всех участников мастер- класса.)

Если вам понравился мастер-класс – «добавьте ложку меда» (желтый жетон).

Если не понравился «добавьте ложку дегтя» (жетон красного цвета).

www.maam.ru

Квест как современный педагогический прием в старшем дошкольном возрасте



Человек тогда в полном смысле человек, если он — человек играющий, а значит, творящий, то есть создающий в игре свой мир.

Ф.Шиллер

По А. Гину “Педагогические приемы — это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся” [4]. Развитие ребенка происходит благодаря его активной деятельности. Основные принципы воспитательной программы детей дошкольного возраста реализуются во время занятий через методы и приемы обучения дошкольников. Под методом в данном случае следует рассматривать способы воздействия или передачи знаний. Приемы реализуются благодаря вариантам применения определенного метода. Поэтому методы и приемы обучения дошкольников могут быть практическими, наглядными, словесными и игровыми.

Одной из наиболее интересных и близких воспитанникам форм организации педагогического процесса, является игра. В Большой советской энциклопедии отмечено: “Игра — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе” [5].

Через игру педагог помогает ребёнку обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.

Роль игровой деятельности и детской игры как таковой в решении задач разностороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста неоспоримо признана в педагогике.

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра является эффективным педагогическим средством, позволяющим комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.

В игре происходит всесторонняя подготовка ребенка к жизни, из чего следует, что игры связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

Своеобразие современного педагогического процесса детского сада предопределяется новыми требованиями к дошкольному образованию. В ФГОС указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.

Но не стоит уменьшать значимость и двигательной активности ребенка для его гармоничного развития. Интеграция данных видов деятельности позволяет успешно решать задачи формирования двигательной культуры, развития физических способностей детей, приобщения к здоровому образу жизни, здоровьесбережения и здоровьеформирования. Максимально эффективно эти условия реализуются во время проведения квест — игр.

В современных условиях и подходах к дошкольному воспитанию в соответствии с ФГОС ДО квест — игры достаточно актуальны. По мнению авторов Гавришовой Е. В., Миленкова.М. “Квест-игры являются новым способом взаимодействия в самостоятельной, игровой деятельности детей, способствующие сотрудничеству взрослых и детей их инициативы и самостоятельности. В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Необходимо отметить, что квест — технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Таким образом, квест — игра — это деятельность ребенка в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт, и приобретает знания” [3].

Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Надо сказать, что большую роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся пару десятилетий назад компьютерные игры жанра quest. Попробуем рассмотреть основные аспекты, связанные с пониманием этого процесса, не с научной точки зрения, а поговорим на эту тему общечеловеческим языком, чтобы каждый смог понять, например, что такое квест-технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.

Следует отметить по мнению Бачуриной. В., что “современный мир весьма насыщен событиями и множество разнообразных организаций готовы предложить ребенку интересные формы времяпрепровождения, что делает уже ставшие классическими формы организации педагогического процесса менее привлекательными и вызывающими менее яркие эмоции у воспитанников. А, как известно, без интереса нет результата или он достигается в меньшем объеме” [2].

В данной ситуации квест-игра выступает помощником педагогу в организации педагогического процесса и реализации поставленных педагогических задач в непривычной для воспитанников форме, тем самым повышая их интерес и эмоциональную отдачу.

“«Квест» или «Приключенческая игра» (транслит. англ. Quest — поиски, Аdventure — приключение) — это один из основных жанров игр, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

Понятие «квест» в педагогической науке определяется как специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающийся осуществляет поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей или заданий” [6].

Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей.

Понятие «квест» сначала использовалось как литературоведческий термин. Так называется способ построения сюжета, где достижение цели главным героем происходит через преодоление многочисленных трудностей. Например, любое произведение Жюля Верна или Роберта Стивенсона. Квест лежит и в основе сказочной трилогии Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Как показал анализ терминов, “квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Квест — это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д.“ [7].

Технология квест-игры прекрасно вписывается в педагогический процесс в ДОО. Квест — занятие может быть предназначено как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Обучающийся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Популярность квест-игр и их успех у детей можно объяснить двумя причинами. Во-первых, это приятная для ребенка деятельность. Во-вторых, игрок понимает значимость для себя непосредственного ее результата. Он может удовлетворить личные потребности в достижении цели, доминировании, самостоятельности, а также стремлении быть в обществе других.

Открытое квест-занятие проводится в детском саду для того, чтобы продемонстрировать коллегам, а также родителям своих воспитанников позитивные практические наработки по использованию современной игровой технологи. Воспитатель наглядно представляет оригинальные способы организации и проведения квест-игры, авторские сценарные задумки и методические пособия, презентует комплекс интересных заданий, делится педагогическим опытом, приглашает к обсуждению инновационной методики и обмену мнениями.

Выбор темы для открытого показа или процесс подготовки ничем не отличается от работы над обычным занятием в формате квест-игры, и всё же открытое квест-занятие должно соответствовать определённым условиям:

Высокий уровень профессиональной подготовки педагога, проводящего квест-игру.

Ориентация на обучающую работу с педагогами и психологами, включая методические мастер-классы и передачу инновационного опыта в процессе итогового обсуждения квест-методики.

Презентация результатов работы педагога в рамках темы самообразования по использованию интерактивной игры в работе с воспитанниками.

Демонстрация эффективности игровой технологии, соответствующей требованиям ФГОС.

Необходимость психологической подготовки ребят к присутствию большого количества посторонних людей.

Основными критериями качественного квеста являются:

соблюдение правил безопасности;

оригинальность замысла темы и сценария;

логичность заданий и целостность сюжета;

создание привлекательного и яркого игрового пространства.

Технология квест игр постоянно используется инструктором по физической культуре и учителем –логопедом на занятиях в детском саду № 14 «Колосок» села Бобровы Дворы

Во время проведения этих игр предусматривается комплексное решение задач, предложенное Овчинниковой Т. С. таких как:

“Обучающие

‒ расширять и закреплять знания детей с детства о здоровом образе жизни, подвести к пониманию того, что каждый человек должен заботиться о своем здоровье с детства.

‒ обучать, уточнять и закреплять знания о видах спорта, о навыках личной гигиены, о полезных и вредных продуктах питания, о знании спорта и физкультуры для здорового образа жизни человека, формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания, соблюдения режима дня.

‒ обучение решению обучающих задач, путем проведения опытов;

‒ обучение самостоятельному умозаключению;

‒ обучать проведению звукового анализа слова;

‒ обучать составлять рассказ по схеме- закрепление умений работать с нетрадиционным материалом;

‒ закрепление временных представлений.

Развивающие

‒ развивать умение свободно общаться с детьми и со взрослыми,

‒ развивать умение вступать в диалог, выразительности речи, способствовать речевому общению детей;

‒ создать атмосферу эмоционального комфорта, повысить настрой детей;

‒ развитие воображения, внимания, мышления, речи, памяти;

‒ развивать логическое мышление, закреплять навыки сравнения и обобщения;

‒ развивать мелкую моторику;

‒ развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, доброжелательное отношение к сверстникам.

‒ развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие содействовать возникновению положительно-эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения

Воспитывающие

‒ воспитывать волю к победе, любознательность, познавательную активность

‒ воспитание положительных нравственных качеств: доброту, отзывчивость, желание помочь.

‒ воспитание навыков сотрудничества;

‒ воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности;

‒ воспитывать интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм, воспитывать усидчивость, взаимопомощь” [8].

Все эти задачи осуществлялись нами в течении года на различных квест — играх таких как: «ЗОЖ- в гостях у Борбоскиных», «Путешествие в страну Витаминию»,

«Путешествие в страну Спортландию», «Поможем Смешарикам найти сокровища» — где дети переходили от одного задания к другому, на всей территории здания детского сада.

Многие игры проводилась на улице, где задания располагались на всех участках детского сада. «В поисках тайны черепахи Тортилы», «Отель для насекомых»,

«Огородная страда».

В квест- игре «Научим Незнайку правилам дорожного движения» детки закрепляли знания ПДД, проигрывали различные ситуации и находили нужное решение.

«По морям — по волнам» ребята с удовольствием отправились с капитаном в морское путешествие.

В играх «Моя родина — Россия» дети подготовительной группы выполняли задание связанные со знанием страны. А в квест- игре «Моя Белгородчина» со знанием родного края.

Ребята старшей группы отправлялись в путешествие за знаниями о животных и месте где они обитают в различных регионах планеты: Квест-игры «Веселые джунгли», «Северный полюс — какой он», «Самая жаркое место планеты — пустыня», «Четырехэтажная тайга» и др.

Также мы побывали с нашими воспитанниками в космическом пространстве, путешествие — «Белке и Стрелке нужна помощь», «Парад планет».

В сентябре 2018 года была проведена игра с приглашением первоклассников Боброводворской СОШ. Где общее количество участников составило 30 человек, дети были поделены на три команды. Продолжительность квеста составила 1 час, в течение которых каждая команда от станции к станции прошла определенный маршрут общей протяжённостью 1,5 км.

Квест, это игра-приключение, игра с «секретами» и открытиями, поэтому она всегда эмоционально насыщена и доставляет дошкольникам удовольствие. Такая игра предполагает взаимодействие личности и ситуации.

Заслуживает быть отмеченным, что задания в квесте требуют сообразительности и нестандартного решения задач, значит, игра будет развивать умственные способности детей. Преодолевая предусмотренные сюжетом трудности, они осваивают массу новой интересной информации. Квест можно представить как содержащий эмоциональные компоненты процесс когнитивной обработки ситуации, подталкивающий к достижению цели. В нем всегда присутствует нечто похожее на «стремление к завершению», т. е. нарастающее со временем стремление довести процесс до некоторого итога.

В итоге хотелось бы подчеркнуть следующее: квесты, как правило, коллективная игра, что также выступает большим плюсом. Чтобы победить, нужно научиться взаимодействию, взаимопомощи, умению принимать компромиссные решения. Кроме того, если приходится отвечать не только за себя, а за победу всей команды, игра становится значительно увлекательней. Такие приключенческие игры требуют определенной ловкости, выносливости, силы. Лучше игру проводить на открытом воздухе, в нее обязательно включаются задания, связанные с бегом, лазанием, метанием, прыжками, равновесием, таким образом укрепляется здоровье детей. Все вместе это создает атмосферу приключения, веселой игры, запоминается яркими впечатлениями, доставляет радость дошкольникам.

Из сказанного становится очевидным то, что любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи. А ведь если копнуть в историю, личностей, которые использовали не только сугубо научный подход к решению какой-то проблемы, можно найти немало.

Литература:

  1. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей// Журнал практического психолога. — 2008 — № 5.
  2. Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников. — М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. — 176 с. — (Серия «Талантливому педагогу — заботливому родителю»).
  3. Гавришова Е. В., Миленков. М. Квест — приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2015 — № 10
  4. Гин. А Приемы педагогической техники (https://docplayer.ru/30465089-Priemy-pedagogicheskoy-tehniki-nekotorye-priyomy-pedagogicheskoy-tehniki-po-a-ginu.html)
  5. Игра (вид деятельности) — статья из Большой советской энциклопедии.
  6. Квест — https://ru.wikipedia.org/wiki/Квест
  7. Квест-игра — https://ru-wiki.ru/wiki/Adventure_game
  8. Овчинникова Т. С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях — КАРО, 2006–176с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, детский сад, квест, педагогический процесс, ребенок, задание, достижение цели, дошкольное образование, главный герой, двигательная активность.

moluch.ru


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.