Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Кронштадт в питере что это такое


Кронштадт достопримечательности и история.

Город-остров Кронштадт, занимает важное место в истории России. Кронштадт — это форпост западных рубежей великой России. Это город славы Военно-морского флота России. Каждая улица, дом, любой крошечный уголок этого города имеет свою историю – увлекательную, трагическую, удивительную.

Кронштадт история.

Датой основания Кронштадта принято считать 7 (18) мая 1704 года – день вступления в строй форта Кроншлот и двух батарей на острове Котлин. Петр Первый повелел построить фортификационное сооружение на северной оконечности мели прямо в воде, чтобы ее орудия надежно прикрывали проход из Финского залива к Петербургу. 18 мая 1704 года состоялось освещение новой крепости, названной Кроншлотом.

Кронштадт история.

Во время второй мировой войны в 1939-1945 годах Кронштадт сыграл важнейшую роль в обороне Ленинграда. В течение 900 дней Кронштадт находился в блокаде от всей страны и от Ленинграда. Базировавшийся в Кронштадте Балтийский флот обеспечивал выход в балтийское море подводных лодок.

Кронштадт сегодня.

В современное время Кронштадт является районом Санкт-Петербурга, расположен на острове Котлин в Финском заливе на расстоянии 48 км от Санкт-Петербурга, связан с материком сухопутной дорогой. Площадь острова – 1584 га. Транспортная связь с материком осуществляется по сухопутной технологической дороге по полотну защитных сооружений до ст. метро «пр. Просвещения», «Старая деревня», «Черная Речка» – маршрутными такси, до ст. метро «Старая деревня» — автобусом №101. Круглогодично работает паромная переправа Кронштадт-Ломоносов.

Кронштадт достопримечательности. Морской собор.

Морской собор является высотной доминантой города. Он развернут парадным входом на запад. Это величественное здание высотой 70 метров. Морской собор – памятник всем чинам флота Российского, создававшегося в Кронштадте и принесшего Отечеству немало побед. Архитектор Морского собора — В. А. Косяков. Собор построен подобно храму св. Софии (6 век н.э.) в Константинополе (Стамбул). Ценность его в том, что он не имеет себе равных по отделке среди соборов своего времени. Снаружи стены облицованы гранитом, серовато – желтым кирпичом и украшены полированными наличниками и колоннами порталов, терракотовыми орнаментами, майоликовыми фризами, мозаикой. В него вмещалось до 5000 прихожан. Собор строился 10 лет с 1903 – 1913 гг. До 1927 года здесь проводились службы, а потом сделали кинотеатр имени Максима Горького, отчего это здание прозвали «Максимкой».

Кронштадт Морской собор.

Затем в 1956 году там сделали клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея. Велись долгие переговоры о передаче храма православной церкви. В 2002 году на соборной колокольне установлен православный крест. И 28 мая 2013 года, после реконструкции, состоялось великое освящение собора, в день когда храм отмечал своё 100-летие.

Кронштадт Якорная площадь.

Якорная площадь расположена в центре города, именно на этой площади возвышается Морской собор. Площадь получила свое название от склада якорей и якорных цепей, находившегося здесь до конца XIX века. В 1861 году была построена каменная стена, отделяющая площадь от Кронштадтского Адмиралтейства. Некоторое время площадь была известна как «Разводной плац», а после революции была переименована в площадь Жертв Революции. На площади установлен памятник адмиралу Макарову, героически погибшему в Русско-японской войне. Также здесь находится братская могила погибших в годы революции и последовавшей за ней Гражданской войны. Интересной особенностью площади является единственная в России чугунная мостовая. В непосредственной близости от Якорной площади находится Летний сад и Кронштадтское Адмиралтейство.

Кронштадт Чугунная мостовая.

Первый пробный участок мостовой был уложен во дворе особняка управляющего Пароходным заводом А. С. Соколова, заинтересовавшегося данной технологией во время своей поездки в Соединенные Штаты. В США чугунные мостовые были уложены в Нью-Йорке, Бостоне и Чикаго, однако в связи с периодическими всплесками дефицита металла ни одна из них не сохранилась до наших дней. В 1860 году у Соколова побывал Великий князь Константин Николаевич, впоследствии приказавший обустроить таким же образом одну из оживленных городских улиц. Несмотря на высокую стоимость изготовления, такие мостовые через несколько лет окупаются благодаря своей прочности и долговечности. Созданные до революции участки за более чем сотню лет эксплуатации не утратили своих первоначальных качеств. На сегодняшний день сохранилась чугунная мостовая на Якорной площади, прошедшая реставрацию в 1970-х годах. Мостовая состоит из литых чугунных шестиугольников, укладываемых наподобие паззла. Это единственная в мире чугунная мостовая, сохранившаяся до наших дней.

Кронштадт Обводный канал.

Обводный канал в Кронштадте начинается у Итальянского пруда, его конечная точка находится в гавани Кронштадта. Канал протекает вдоль Адмиралтейства и пролегает мимо улиц: Карла Маркса, Комсомола, Советской и Петровской. Заканчивается водоем на территории Морского завода. Через канал проходят такие мосты: Советский, Синий, Пеньковый и Парусный. В наши дни этому водоему присвоен статус памятника истории, важным историческим элементом является также решётка вдоль всего канала. Этот водоем первоначально носил название Адмиралтейский, поскольку он был разбит для нужд Адмиралтейства. Позже канал был переименован в Обводной.

Кронштадт Петровский док.

Петровский док находится в центральной части города. Проект первого сухого дока в России был разработан Петром I в 1719 году, а его строительство велось долгих 33 года. Это массивное сооружение предназначалось для ремонта подводной части кораблей и судов. В строительстве дока-канала принимал участие генерал-майор И. фон Люберас, а его торжественное открытие состоялось 30 июля 1752 года, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Удивительное гидротехническое сооружение протянулось на 2,24 километра и одновременно вмещало до десяти судов. Петровский док использовался по назначению вплоть до 2008 года, а сегодня он доступен для посещения туристами. Интересен тот факт, что это грандиозное сооружение вдохновило госпитального врача Василия Богданова, на написание знаменитой песни «Дубинушка».

Форт «Император Александр I».

Форт «Император Александр I» является одним из долговременных оборонительных сооружений Кронштадта, построенных в 1838-1845 годах по проекту архитектора Мориса Дестрема. Он находится на маленьком островке к югу от острова Котлин. Форт представляет собой сооружение круглой формы, размерами 60 на 90 метров и имеет 4 боевых яруса, на которых может разместиться до 137 орудий. Он был предназначен для контроля над Южным фарватером. С 1897 года в нем находилась противочумная лаборатория, отсюда второе название форта — «Чумной».

Город Кронштадт.

В центральной части сохранился ряд исторических построек 18-19 вв.: Итальянский дворец, «губернские» дома, комплекс кронштадтского адмиралтейства, стены и казармы Кронштадтской крепости, Гостиный двор. В городе большое количество памятников, как военным, так и гражданским людям, прославившиеся делами или подвигами, и имеют непосредственное отношение к истории города. Исторический центр города входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как составная часть объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».

travellgide.ru

Кронштадт — самостоятельная поездка

Кронштадт поистине уникальный город-порт, который сыграл немаловажную роль в судьбе России. Город был заложен Петром I на острове Котлин практически одновременно с основанием Санкт-Петербурга. С этих пор Кронштадт стал участником множества важных для страны событий. Этот населенный пункт обладает удивительной и невероятно интересной историей.

Добраться до города Кронштадт из Санкт-Петербурга довольно легко

Доезжаете до станции метро «Старая деревня», переходите на остановку общественного транспорта, расположенную за станцией метро и садитесь на обычный городской автобус №101. Стоимость 30 рублей, действует карта «Подорожник» (август 2016 г.). Если нет пробок, то доедете до центра Кронштадта за 50 минут.

Также можно доехать на следующих маршрутных автобусах:

Маршрутка 407 (79 рублей). Станция метро «Проспект Просвещения» — Кронштадт, Гражданская улица.

Маршрутка 405 (79 рублей). Станция метро «Черная речка» – Кронштадт, Ленинградская улица.

Рекомендуем вам за день до поездки позвонить в Музей истории Кронштадта и заказать пешеходную экскурсию по городу. Недорого и познавательно. Работник музея провела для нас очень интересную и подробную экскурсию по основным значимым местам исторической части города. Экскурсия длится примерно 2,5 часа.

Возьмите с собой что-нибудь перекусить, потому что в кафе пообедать недешево.

Прогулка по Кронштадту

Во время прогулки по городу становишься невольным очевидцем его мощи и несокрушимости. Только представьте дома, толщина стен и перекрытий которых достигает одного метра, поэтому совсем не слышно соседей, которые в течение длительного времени могут сверлить, штробить стену или на полной громкости петь в караоке!

В этой библиотеке Кронштадта двести лет назад были собраны самые редкие книги в Российской империи. После 1917 года книги стали изымать и рассылать по небольшим библиотекам страны.

В конце 19 века самым известным человеком в Кронштадте был отец Иоанн Кронштадтский. Он помогал бедным жителям чем только мог: нянчил детей, помогал одиноким матерям, наставлял на путь истинный пьющих. Его супруга Елизавета Константиновна просила, чтобы жалованье отца Иоанна выдавали ей, поскольку по дороге к дому он все до копейки раздавал нуждающимся. А когда деньги кончались, отдавал свою обувь и верхнюю одежду и босой шел домой.

Тихвинская часовня была заложена в 1898 году по благословению Иоанна Кронштадтского.

Что касается самого острова Котлин, то существует забавная легенда, согласно которой русские солдаты высадились на этот остров, занимаемый шведами, а те, в свою очередь, бросились к рыбацким лодкам, оставив непотушенным костер со стоящим на нем котлом. В этом котле варилась очень вкусная еда, которая по преданию была испробована самим Петром I. Согласно этой легенде остров и получил свое название от слова «котел».

Неподалеку находится карта острова с фортами, выполненная из гранита.

Дерево Кронштадта

В нескольких шагах от карты находится «глуховатое» дерево с глазами, носом и одним ухом.  Здесь можно загадать желание, только обязательно хорошее — шепнуть свою просьбу дереву на ухо и обойти вокруг. Затем еще 2 раза повторить эти действия (желание должно быть одним и тем же).

Буквально в 100 метрах от волшебного дерева находится памятник маленькой рыбке колюшке (не путать с корюшкой), которая во время блокады спасла жизни тысячам людей. В мирное время эта рыбка считалась практически несъедобной, так как обладала большим количеством паразитов. Но во время войны, когда хорошая рыба была выловлена, с нее счищали все мясо, кости перемалывали в муку, из которой потом делали лепешки. Что касается мяса, то из него очень долго варили уху с большим количеством воды. Если мясо не было тщательным образом проварено, то истощенный голодом человек мог заболеть и умереть мучительной смертью. И таких случаев, к сожалению, было немало.

На устое Синего моста через Обводный канал был установлен Кронштадский футшток, от нуля которого в СССР производились измерения абсолютных высот. А в 1967 году Юрий Гагарин, гостивший в Кронштадте, увидев футшток, воскликнул: «Теперь-то я знаю, где находится «пуп Земли»!»

Работа Кроншадтского футштока основана на принципе сообщающихся сосудов.

Особое место в истории Кронштадта занимает док, который после постройки стал флагманом. Это было одно из самых грандиозных сооружений 18 века, так как в нем могли обслуживаться до 10 крупных кораблей одновременно, а сливался он около одного дня. Для сравнения, самый продвинутый док того времени мог вмещать до 4 кораблей и сливался около месяца. Говорят, что в разработке чертежей принимал участие лично Петр I.

Ну а самое интересное в Кронштадте – это форты

Самый первый возведенный форт неподалеку от Котлина назывался Кроншлот. Возводился он в зиму 1703-1704 года под руководством Александра Даниловича Меншикова.

Технология строительства была сложна. Из бревен создавался большой “ящик”, который, в свою очередь, набивался камнями. Затем их спускали на дно.

Данный форт напоминал десятигранную башню, в которой находилось огромное количество пушек.

Форт Александр I

В 1896 году этот форт исключили из оборонительных и стали использовать для медицинских целей. На нем разместили противочумную лабораторию. Форт изолировали, между ним и «большой землей» курсировал только один специально подготовленный корабль под названием «Микроб».  На форт завезли около 20 лошадей, заражали их спорами чумы и после выздоравления использовали кровь животных как прививки против этой страшной болезни. Каждая лошадь за свою жизнь спасла несколько сотен тысяч людей.

Французы купили чертежи этого форта и на их основе построили свой форт «Боярд».

Форт Петр I

Если вы соберетесь совершить увлекательную водную прогулку, то не забудьте про памятник коту и псу. Этот памятник был установлен относительно недавно, но уже успел стать достопримечательностью. Ведь еще с тех времен, когда Кронштадт стал главным портом на Балтике, кошки и собаки остаются постоянными обитателями острова. Коты ловят грызунов на кораблях, собаки охраняют территорию, тем самым выполняя свою работу.

На зимней пристани можно купить билеты на обзорную прогулку, где можно поближе рассмотреть форты Кронштадта.

Ниже приведены цены, действующие в августе 2016 г.

Морской собор в Кронштадте

Морской собор святителя Николая Чудотворца, главный военно-морской храм России заложили на якорной площади Кронштадта в осенью 1902 после молебна Иоанна Кронштадтского, в присутствии вице-адмирала Макарова С.О.

Несколько лет все моряки России отчисляли целую четверть своего жалованья на строительство храма.

Освятили храм летом 1913 года в присутствии Николая II.

Во время Великой Отечественной Войны от артобстрелов Кронштадт был очень сильно разрушен, но в здание храма попали всего два вражеских снаряда и оба не разорвались.

В храме были установлены памятные пластины, на которых указаны все офицеры и матросы, погибшие со времен Петра I до 1915 года.

Все связано с морем в Кронштадте

Памятник русскому адмиралу Федору Ушакову.

Памятник первооткрывателю Новой Земли Пахтусову П.Н., учившемуся в морской академии Кронштадта.

Памятник великому русскому моринисту Ивану Айвазовскому.

Интересный факт: Айвозовский ставил свою подпись на некоторых картинах своих учеников. Это давало возможность продавать картины намного дороже, что позволяло студентам сводить концы с концами.

Памятник открывателю Антарктиды Фаддею Фаддеевичу Беллинсгаузену.

В 1839 году вице-адмирал Беллинсгаузен был назначен военным губернатором Кронштадта. Он очень хотел благоустроить город, но денег в казне не было, тогда Фадей Фадеевич потратил на озеленение Кронштадта все свои сбережения.

Пушки на набережной Итальянского пруда.

В начале 20 века каждую зиму Итальянский пруд превращался в большой городской каток.

Рядом с прудом находится Итальянский дворец Меншикова А.Д.

В сотне метров до дворца Меншикова находится парадная Петровская пристань.

На пристани всегда много людей, пришедших посмотреть на современные военные и гражданские суда.

От пристани по главной аллее парка мы попадаем к главной достопримечательности Кронштадта — памятнику Петру Первому.

Кронштадт по праву можно назвать городом-героем. За все время существования Кронштадта к Санкт-Петербургу не прошел ни один корабль врага!

turpiter.ru

Где находится Кронштадт? Достопримечательности Кронштадта :

Кронштадт является одним из главных символов морской славы России. Нет человека, который хоть раз бы не слышал об этом городе, а посетить его стремятся многие. Во времена советской эпохи попасть туда было почти нереально. Но сейчас навестить легендарный город-остров может каждый желающий, как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы.

Самый необычный пригород Петербурга

Первый вопрос, который интересует каждого туриста – где находится Кронштадт? Город расположен прямо на территории Финского залива. Если добираться от Санкт-Петербурга напрямую по воде, расстояние составит 22 км. По сухопутной дороге - в 2 раза больше. Кронштадт и Санкт-Петербург похожи. Ровные улицы, живописные набережные, а также дома, построенные в классическом стиле – все это характерно для обоих городов. Различие только в том, что Кронштадт не такой «пышный», он меньше по территории, и народу в нем не так много.

Как добраться до Кронштадта?

Большинство туристов предпочитают пользоваться общественным транспортом, так как это самый экономичный способ. Можно доехать от м. «Старая деревня» на автобусе № 45, дорога займет порядка 45 минут. Интервал движения автобуса составляет 30 минут, поэтому может быть много народу. Также можно доехать и от м. «Черная речка» на маршрутке № К-405. От м. «Проспект просвещения» ходит маршрутка К-407.

До острова на «Метеоре»

Многие интересуются, как добраться до Кронштадта на «Метеоре». В летний сезон это можно сделать, отправившись на пристань около здания Эрмитажа. Период навигации – с мая по сентябрь. Это очень удобный способ для тех, кто хотел бы насладиться морской прогулкой и осмотреть как можно больше музеев Кронштадта. Однако такой способ наименее экономичен. «Метеоры» скользят по водной глади очень быстро, иногда кажется, что благодаря своим подводным крыльям они вот-вот поднимутся в небо. На борту «Метеора» разрешается выходить на палубу – конечно, если путешественник не боится брызг, потому что во время дороги приходит понимание: 60 км/час на воде – это очень быстро.

Маршрут прогулки

Город всегда был воплощением недосягаемой мечты. Многие знали, где находится Кронштадт, однако мало кто мог туда попасть без специального приглашения. Ведь долгое время он был закрытым населенным пунктом. Туристов со всей страны привлекают многочисленные достопримечательности Кронштадта. Маршрут прогулки может быть приблизительно таким: храм Владимирской иконы Божьей матери – Морской Собор – Сестрорецк. Однако путешественники могут составлять и собственные маршруты, в соответствии с желанием посетить те или иные места.

Морской собор в Кронштадте

Храм является настоящей гордостью города. Высота здания составляет 70 метров. Сам храм был построен подобно церкви Святой Софии в Константинополе. Архитектором собора был В. А. Косяков. По отделке стен собор не имел себе равных в свое время. Снаружи они украшены наличниками, колоннами, мозаикой и орнаментами. Всем, кто размышляет, что посмотреть в Кронштадте, бывалые туристы советуют посетить именно этот собор. Когда-то в него вмещалось до 5 тысяч прихожан. Церковные богослужения здесь проходили до 1927 года, а после этого на территории собора открыли кинотеатр им. М. Горького. В морском соборе в Кронштадте представлено немало различных объектов по истории города и отечественного флота.

Кронштадтская крепость

Была заложена еще в 1723 г. по указу Петра I. Проект крепости был разработан архитектором и военным инженером А. П. Ганнибалом. Изначально предполагалось, что в состав крепости будет входить несколько соединенных между собой бастионов. Также немало средств на строительство крепости было выделено во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны. Было завершено строительство восточной части крепости, изменены профили флангов. К началу XIX века численность гарнизона составляла уже более 17 тыс. чел. Сейчас на территории Кронштадтской крепости находится мореходная школа ВМФ, а также Морской Кадетский корпус. Несколько частей здания, такие, как защитная плотина и оборонительные казармы, внесены в список достопримечательностей архитектуры города.

Форт Кроншлот

Что посмотреть в Кронштадте помимо архитектурных достопримечательностей и музеев? Гордостью города являются его многочисленные форты, один из которых носит название «Кроншлот». Он был построен еще в 1704 году с целью обороны города от возможных нападений шведов во время Северной войны. Форт Кроншлот освятили 18 мая 1704 года. Эта дата с тех пор считается днем основания самого Кронштадта, несмотря на то, что строительство на территории острова Котлин было начато лишь в 1706 г.

Изготовленный по заказу Петра I макет крепости был привезен из Воронежа в 1703 г., а строительство башни начали в начале следующего года – когда лед окреп. Осенью на место будущего форта уже был привезен булыжный камень, а также строительный лес. 12 июня 1704 года недалеко от крепости уже появлялась шведская эскадра, которая планировала напасть на Кронштадт и Санкт-Петербург. Обстрел форта продолжался в течение двух дней, но ни одна пуля не проникла в форт, и шведы ушли ни с чем. В 1705 году неприятель снова попытался штурмовать форт, но эта попытка также провалилась.

Памятник блокадной колюшке

Чаще всего туристы задаются вопросом, что посмотреть в Кронштадте еще до самой поездки в этот город. Лучше всего отправляться в Кронштадт, уже обладая историческими сведениями об этом необычном месте. Одним из необычных памятников, также связанным с историей, является памятник блокадной колюшке (не путать с рыбкой корюшкой). Эта небольшая рыбка относится к семейству колюшкообразных, ученые насчитывают 11 видов колюшки. За спинным плавником у нее имеются две колючки, а на брюхе – две иглы. Колюшка отличается неприхотливостью к условиям среды обитания и необыкновенной прожорливостью – крючок она может заглотить даже без наживки.

Памятник блокадной рыбке был установлен на стене Обводного канала в 2005 году. Такой чести колюшка была удостоена за то, что спасла от голодной смерти немало жителей города. Когда еда заканчивалась, а более крупной рыбы было не найти, жители Кронштадта вылавливали колюшку при помощи сачков. В жутких условиях блокады котлеты из нее казались настоящим деликатесом. Они обжаривались на рыбьем жире, который добывался из этой же рыбки. Настоящим изыском считалась уха из колюшки с добавлением рыбной муки. На памятнике высечены стихи, посвященные маленькой рыбке жителями Кронштадта.

Музей истории Кронштадта

Какие еще места стоит посетить гостям острова Котлин? Конечно, в первую очередь туристам рекомендуется побывать в самых известных музеях Кронштадта. Немало туристов советуют посетить Музей истории Кронштадта. В основу его фондов легли исторические документы, а также предметы, принесенные сюда жителями города. Раньше музей располагался в здании библиотеки. В 2006 году экспозиция расположилась в здании водонапорной башни. Единственный минус этого места, по отзывам туристов - относительно небольшое количество представленных экспонатов.

Памятник Макарову

Тем, кто планирует прогуляться по центру Кронштадта, можно полюбоваться и различными памятниками этого города. Один из самых знаменитых монументов – памятник адмиралу Макарову. Он установлен напротив площади Морского собора. С. Макаров был не только талантливым флотоводцем, но также проявил себя в кораблестроительстве, сделав несколько изобретений. Помимо этого, адмирал Макаров интересовался океанологией и был одним из исследователей русского Севера. Памятник был установлен сразу после его смерти – 31 марта 1904 г.

Туристы, которые интересуются, где находится Кронштадт, наверняка наслышаны о еще одной достопримечательности этого города – футшток. С виду это неприметное сооружение, однако это не мешает ему быть одним из ценнейших объектов. Футшток – это планка-линейка, с помощью которой производится измерение уровня воды. Кронштадтский футшток является одним из старейших во всем мире. С его помощью измеряется уровень воды в Финском заливе, а также от его нулевой отметки измеряется глубина рек, озер и морей по всей территории бывшего Советского Союза. Уже с самого начала своего существования Санкт-Петербург «страдал» от многочисленных наводнений.

Итальянский дворец

Мы рассмотрели, где находится Кронштадт, как до него добраться, и какие места стоят того, чтобы их посетить. Где еще может побывать турист, интересующийся богатой историей этого города? Несомненно, каждому гостю Кронштадта придется по душе Итальянский дворец. Первым губернатором города был Александр Меншиков. У него во владении было три дворца, и Итальянский дворец в Кронштадте был самым роскошным из всех. Построен он был в XVII веке, а сейчас считается памятником архитектуры.

Зданию Итальянского дворца не позавидуешь – за все время его существования у него было огромное число владельцев. Позднее здесь располагались казармы кадетской школы, техническое училище. Постоянно Итальянский дворец перестраивали, чтобы удовлетворить желания новых владельцев. В 1922 году он серьезно пострадал от пожара. Роскошное прежде здание окончательно восстановить так и не удалось. Однако даже по той части, что осталась, можно составить впечатление о размахе архитектурной мысли того времени.

www.syl.ru

Санкт-Петербург. Кронштадтский район

Общие сведения и история района

Город Кронштадт на острове Котлин — самый малочисленный район в составе Санкт-Петербурга. Это истинно морские ворота Северной столицы, Всемирное наследие ЮНЕСКО, город-крепость боевой и воинской славы, всегда бывший на передовой в морских сражениях, в которых принимал участие его старший брат Петербург. Мимо Кронштадта не прошло ни одно вражеское судно.

Здесь чисто и ветрено, здесь была построена первая в мире подводная лодка и еще одна новинка судостроения — первый в мире ледокол. Отсюда стартовали более 40 кругосветных экспедиций, здесь в разное время жили великие российские мореплаватели , ученые и деятели культуры: адмирал Фаддей Беллинсгаузен, адмирал Степан Макаров, адмирал Федор Литке, изобретатель радио Александр Попов, поэт Николай Гумилев и многие другие. В Кронштадте буквально каждый метр земли может поведать многое о противоречивой истории нашей страны. Мы попробуем рассказать вам подробнее об этом маленьком, но со всех сторон замечательном острове.

Образовавшийся в результате отступления последнего ледника, остров Котлин долгое время (почти 4 столетия) являлся своеобразной границей между Россией и Швецией. Был период, когда остров, на котором впоследствии расположилась русская крепость, и вовсе принадлежал шведам, однако в 1703-м году, когда царь Петр I решил строить Санкт-Петербург, первым делом он построил на юридически шведском острове Котлин свой первый укрепленный форт.

Форты Кронштадта

Шведы по весне 1704-го года были очень удивлены, обнаружив, что у них не только отняли их остров, но и что на месте безлюдного клочка земли образовалась достаточно сильная крепость, закрывшая проход для шведских кораблей в Невскую Губу. Российская империя в то время быстрыми темпами набирала силу, и европейские соседи на этот раз смолчали. Первая крепость называлась Кроншлот, и именно ее возведение в 1704-м году считается началом жизни острова Кронштадт в его новом обличии: морского стража Северной столицы. Почти 20 лет спустя царем было инициировано строительство крупной крепости Кронштадт, которая и дала новое название всему острову.

Постепенно строились новые форты, укреплялись берега острова. Петр в принудительном порядке переселял сюда дворянские и купеческие семьи. Появилась в Кронштадте и резиденция самого императора (полностью уничтоженная пожаром в конце 18-го столетия), и изящный Итальянский дворец надменного фаворита Александра Меншикова. Здесь появилось адмиралтейство: город официально стал базой российского Балтийского флота.

Итальянский дворец

Помимо упомянутого выше пожара, город-крепость не раз «пытались» уничтожить частые для низменной петербургской местности наводнения: одно из самых крупных случилось в 1824-м году — практически все строения, форты, крепости и жилые дома были уничтожены. Однако Кронштадт восстановили.

Из громких исторических событий прошлых лет, произошедших на острове, можно вспомнить также кровопролитное восстание 1905-го года. Моряки, в царской России всегда близкие к власти и одновременно оппозиционно настроенные, живо откликались на все происходившие в стране перемены. Маленькая, но очень жестокая и совсем не «победоносная» война в Японии, антимонархические настроения и еще ряд политических событий спровоцировали волнения среди офицерского и солдатского состава. Некоторое время остров был полностью в руках бунтовщиков, однако прибывшие с «большой земли» царские войска подавили восстание.

В советское время Кронштадт продолжал быть тем, для чего он был создан и чем продолжает быть и по сегодняшний день: добросовестным стражем морской границы Ленинграда. Остров всегда был несколько независимым от мнения властей: например, в 1921-м году, сразу после окончания Гражданской войны и установления советской власти, вдруг обнаружилось, что моряки Кронштадта не то, что не единогласно поддерживают новое правительство, но и вовсе выступают против и требуют свобод и демократии. Конечно, подобная инициатива, как и восстание в 1905-м году, была задавлена на корню, но, тем не менее, это очень говорящий факт.

В Великую Отечественную войну Кронштадт оборонял водные границы, подвергался бомбежкам фашистской авиации. В послевоенный период здесь заново организовали военно-промышленное и судостроительное производства производство, остров был закрытым стратегическим объектов, куда пускали не всех желающих и не по любым пропускам. Только в 1996-м году в Кронштадт стало возможным попасть обычным гражданам и туристам.

Петровский док

Морской завод

На сегодня это один из самых своеобразных районов Санкт-Петербурга. На небольшой площади — всего 19 с небольшим квадратных километров — расположены исторические достопримечательности, судостроительные заводы, военные части морского флота России. До начала 80-х годов на остров можно было попасть лишь по воде. Постепенно в Кронштадт стали пускать паромы, затем сюда добирались по дамбе (Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений), а на сегодня остров с остальным городом и его окрестностями соединяют современные магистрали Кольцевой автодороги. Есть также и подземный тоннель, построенный в 2011-м году и также являющийся частью транспортных коммуникаций, соединяющих остров с городом.

Метро, конечно же, здесь нет, и в ближайшие десятилетия вряд ли будет, однако строится Западный скоростной диаметр, дороги в Кронштадт ведут хорошие и добраться сюда не в час пик можно довольно быстро. Однако все же, с точки зрения обычных жителей острова, это неудобно: транспортное сообщение перегружено — далеко не у всех есть свои машины, а количество единиц общественного транспорта ограничено. Кронштадцы тратят много времени на то, чтобы добраться до Санкт-Петербурга и обратно, а ведь люди работают и учатся, то есть ездить нужно если не ежедневно, то регулярно.

КАД в Кронштадт

Кронштадт. Дамба

Общественный транспорт представлен автобусами и маршрутными такси. С точки зрения транспортной доступности в настоящее время, Кронштадтский район выглядит даже благополучнее многих других областей Санкт-Петербурга, однако почему-то среди жителей Северной столицы бытует мнение, что Кронштадт — это как-то очень далеко и неудобно. Хотя всего-то 48 километров от Питера. Переселяться сюда не спешат: на острове живут только те, кто здесь родились, или люди, приглашенные на работу в Кронштадт и здесь обосновавшиеся. Как уже было упомянуто, на острове множество военных частей и промышленных объектов, «коренных» жителей не так много.

Пейзаж острова

В связи с этим строительная индустрия в Кронштадте не процветает. Вторичное жилье представлено немногочисленным уцелевшим после всех исторических ураганов, которые проносились над островом, старым дореволюционным фондом, есть немного сталинских и кирпичных послевоенных построек, конечно же, есть «хрущевки» и 137-я серия «кораблей». Новых строительных проектов мало: как известно, спрос рождает предложение, а так как желающих переехать в Кронштадт мало, то и жилья строят мало.

Старый жилфонд в Кронштадте

Сталинки в Кронштадте

Несколько раз в администрации Санкт-Петербурга звучали предложения о том, чтобы реконструировать жилую зону острова: отправить на снос или капитальный ремонт ветхие здания старых построек, а на их месте возвести жилые комплексы различной статусности, которые удовлетворили бы потребности в жилплощади самих кронштадтцев, а также, возможно, привлекли бы новых покупателей недвижимости. Однако на сегодня это все пока лишь идеи.

Остров все также живет за счет объектов, работающих на оборонный комплекс и\или занимающихся постройкой и ремонтом судов. Инфраструктура не совсем развита, представлено только самое необходимое, недвижимость недорогая (можно найти предложения и за 1200 долларов квадратные метр), коммунальные услуги тоже, по сравнению с другими районами (средний счет 1300-1700 рублей ежемесячно). Кронштадт представляет собой олицетворение скромной, в чем-то даже суровой островной жизни, которая нравится людям с определенным складом характера.

Экология района

Экология в Кронштадте нехорошая. Сказывается тот факт, что, во-первых, на острове расположено множество промышленных и военных предприятий с вредным производством и\или сбросом отходов, а, во-вторых, эти самые отходы годами складируются на острове Котлин и никуда не вывозятся. Относительно чистый в Кронштадте воздух. Ветра и удаленность от загазованного Санкт-Петербурга делают воздух на острове чистым и свежим, хотя и довольно холодным даже в летнее время года.

На небольшой территории острова расположены 3 парка: Петровский парк, Летний и Госпитальный сады, а также большой Екатерининский сквер. Помимо этого, остров сам по себе не слишком застроен, есть множество «диких» мест для прогулок, с зеленой травой и тенистыми рощами. Многие петербуржцы ездят на Кронштадтский пляж — он намного чище всех остальных в черте города, излюбленным местом для прогулок и выходных пикников.

Летний сад

Петровский парк

А вот радиационный фон оставляет желать лучшего: в Кронштадте более 35 участков, где он «зашкаливает» за норму. Кто, как и где допускает утечку радиации достоверно выяснить не представляется возможным, так как военные объекты (наиболее вероятные виновники этого загрязнения) держат информацию в секрете и провести объективный мониторинг практически невозможно.

С водой тоже проблемы. В летнее время года и при спокойном море показатели вполне удовлетворительные, однако стоит начать таять после зимы прибрежному льду или же когда на Балтике разыгрывается шторм, вода в Кронштадте сразу становится грязной. Причин этому несколько: во-первых, случается, что канализационные и прочие отходы предприятия острова сбрасывают прямо в «открытое море» — то есть в Финский залив, во-вторых, благодаря промышленной деятельности и серьезному загрязнению почв, с грунтовыми водами элементы тяжелых металлов, нефти, ртути и других вредных веществ также попадают в залив, где оседают в донных отложениях.

Дополнительным источником загрязнения являются, конечно же, корабли — действующие и списанные, дрейфующие у кронштадтских берегов. А ведь экологическую опасность представляют не только сами суда, но и размещенные на них боеприпасы.

Как ни грустно, но все это, а также довольно однообразная островная жизнь, отражается на здоровье кронштадцев. Здесь стабильно фиксируются высокие показатели по заболеванию туберкулезом, по онкологическим заболеваниям, страдают органы зрения, нервная система, кожа. Здесь, несмотря на обособленность района от большого города и, казалось бы, его пороков и соблазнов, регистрируется на 2% больше случаев систематического употребления людьми алкоголя и наркотиков, нежели в среднем по Санкт-Петербургу.

Население района

По данным переписи населения города Санкт-Петербурга за 2010-й год, в Кронштадтском районе проживает около 43 тысяч человек. Большая часть работоспособного населения (примерно 26 тысяч человек) занята на предприятиях острова. В основном, это семьи военных и моряков, которые служат в Кронштадте — целые династии, поколения которых воевали и работали на благо оборонного комплекса и военно-морского флота.

Достаточное количество пенсионеров и совсем нет притока «свежей крови»: молодежь старается уехать с острова в город, где гораздо больше возможностей. Население острова стремительно уменьшается. По уровню образования — это люди с техническими или военными специальностями, есть также много тех, кто заканчивал средние специальные учебные заведения.

Муниципальное разделение

Карта Кронштадта

В Кронштадском районе есть только одно муниципальное образование — собственно сам остров Кронштадт. Долгое время исторически сложилось так, что островом управлял адмирал. В советский период здесь был комендант, и такое полувоенное и военное прошлое района наложило на него неизгладимый отпечаток.

В настоящее время остров — это обычный муниципальный округ, со своей выборной администрацией, гербом, флагом и насущными проблемами.

Инфраструктура

Так как долгое время Кронштадт был режимным военным объектом, еще во времена Советского Союза здесь была создана вполне приличная инфраструктура, позволяющая жителям пусть в ограниченном диапазоне, однако иметь постоянные образовательные и медицинские услуги.

На сегодня на острове есть шесть средних общеобразовательных школ, 15 учреждения детского дошкольного и дополнительного образования. Открыты музыкальная и художественная школа, школы для детей с альтернативным развитием, несколько клубов для подростков, Дворец культуры, а также школа-интернат санаторного типа.

Продолжают функционировать различные спортивно-оздоровительные комплексы и школы: на территории острова есть свой стадион, бассейн, несколько тренажерных залов, ледовый каток (в зимнее время года). Есть Матросский клуб и Дом офицеров. Существуют и клубы по интересам, объединяющие людей по виду увлечений и хобби.

Морской кадетский корпус

Дворец культуры им Мартынова

Среди высших учебных заведений можно назвать Морской кадетский корпус, а также несколько филиалов вузов Санкт-Петербурга: Академии сервиса и экономики, Университета коммуникаций и Северо-Западного поликлинического университета. В Кроштадском районе расположено и несколько общественных научных центров, самым современным из которых является объединенная библиотечная система, с помощью которой пользование различными библиотеками на острове может быть централизованным.

Из медицинских заведений здесь есть несколько частных клиник, в основном, представляющих собой кабинеты семейных или детских врачей, также есть санаторий для детей «Аврора» и семь государственных лечебных учреждений, как стационарных, так и амбулаторных.

Что касается торговых точек: конечно, в Кроштадте есть, где купить все необходимое, однако разнообразием предложения не отличаются. На острове нет ни гипермаркетов, ни больших торговых центров. Продукты и одежду жители предпочитают ездить покупать на «большую землю», здесь же можно приобрести только самое необходимое. Конечно, нельзя это посчитать за доказанную закономерность, однако многие жители Кронштадта жалуются на дороговизну и «не первую» свежесть продаваемых в местных магазинах продуктов.

Что касается транспортных коммуникаций и обустройства самого города, то с недавних пор был облагорожен туристический центр Кронштадта. Тротуары и дорожки возле Морского собора, Дерева желаний, Водонапорной башни и других достопримечательностей были приведены в порядок, обустроена садово-парковая зона, установлены скамейки и места для отдыха жителей и гостей Кронштадта. Остров пользуется спросом среди иностранных и российских туристов, к тому же, недавнее открытие пассажирского порта на Васильевском острове способствует посещению и Кронштадта — круизные лайнеры стали заворачивать сюда все чаще.

Морской собор

Дерево желаний

Предприятия и работа

Подавляющая часть гражданского населения Кронштадта, которая не работает в Санкт-Петербурге, занята в контейнерном порту «Моби Дик».

Контейнерный порт

Питер, вообще, портовый город во всех смыслах этого слова, и контейнерный порт Кроштадта имеет очень важное экономическое и коммерческое значения. Также функционирует огромный Морской завод, занимающийся изготовлением и ремонтом кораблей. Есть на острове и совсем «мирные» предприятия, такие, как швейная фабрика, мебельная фабрика, хлебозавод и завод по переработке мяса.

Морской завод

Малый и микро-бизнес — это, в большей части, либо продуктовая торговля, либо стандартные услуги по ремонту автомобилей, техники, обуви и одежды. Этот бизнес в Кронштадтском районе развивается слабо: большая часть инициативных людей предпочитает «раскручивать» свое дело в Санкт-Петербурге. В общем и целом, район достаточно бедный, живущий за счет городского и федерального бюджета.

Криминал

Из-за обособленности Кронштадского района в нем несколько специфичный криминальный фон. Серьезные преступления экономического характера происходят, в основном, на территории контейнерного порта. Есть и случаи правонарушений на военных объектах, однако им занимается и военное же делопроизводство.

Среди бытовых преступлений можно выделить уличную преступность, автомобильные и квартирные кражи, причиной которых является, в основном, употребление наркотиков и, соответственно, то, что наркозависимые нуждаются в постоянном добывании денег на «зелье». По наркомании район очень неблагоприятный: небольшое количествоо полицейских и удаление района от города способствует деятельности наркоторговцев и траффикантов. Практически каждый месяц в районе фиксируется несколько правонарушений подобного рода.

Достопримечательности и развлечения

Развлечься в районе практически негде. Естественно, здесь есть некоторое количество увеселительных заведений, кафе и ресторанов, в летнее время можно заказать прогулку на катере по воде, однако по сравнению с остальным Санкт-Петербургом всего этого очень мало, и жители предпочитают ехать веселиться на «большую землю».

А вот достопримечательностей на острове много.

Среди самых известных и красивых из них можно назвать, конечно же, Морской Никольский собор на Якорной площади. Это великолепное здание было построено в 1913 году и пережило много исторических событий. На сегодня собор является своеобразной туристической меккой — редкие туристы, прибывающие в Кронштадт, обходят вниманием этот памятник архитектуры.

Морской собор

Собор освящал известный питерский святой, протоиерей Иоанн Кронштадтский. Церковь выполнена в пышном византийском стиле и долгое время была закрыта, здесь был кинотеатр, клуб, музей, многие из икон и мемориальных мраморных досок, посвященных погибшим морякам были уничтожены и утеряны. Реставрирован, восстановлен и передан церкви собор был только в начале этого столетия. В настоящее время Морской Никольский собор является действующим храмом и исторической туристической достопримечательностью одновременно.

Также можно посетить часовню при Андреевском соборе (сам собор был разрушен, однако скромная часовня являет собой великолепный образец того, как уважают местные моряки свои традиции и святыни). Красивые церкви в Кронштадте не редкость, здесь есть также и собор Владимирской иконы Божьей Матери, Воздвиженская церковь и часовня Богоявления «Спас-На-Водах». Как можно заметить, все эти святыни так или иначе посвящены морскому делу и посвятившим себя флоту знаменитым уроженцам Кронштадта.

Андреевская часовня

Спас-На-Водах

Для верующих и просто интересующихся православием людей будет интересно побывать в квартире-музее Иоанна Кронштадтского, посмотреть, как жил святой отец, что ему было интересно, и каким образом был организован быт известного протоиерея. Здесь же можно помолиться и отслужить небольшой молебен.

Квартира Иоанна Кронштадтского

Как уже было упомянуто выше, в Кронштадте жил и работал изобретатель радио Александр Попов. Здесь до сих пор находится и поддерживается в первозданном состоянии его квартира. Сюда тоже можно заглянуть «в гости» к великому ученому и узнать, каким образом ему далось его изобретение.

В Кронштадте, вообще, много музеев. Большинство из них посвящено морской славе и истории острова. Это и Музей истории Кронштадта, и Морской музей, и Музей истории Кронштадтской крепости. Даже Кронштадтский морской  завод имеет свою, достаточно интересную экспозицию. В принципе, по Кроштадту просто приятно гулять, особенно летом, и любоваться окружающими пейзажами.

Обводный канал г. Кронштадта

Своеобразными достопримечательностями района являются и многочисленные форты Кронштадта. Интересно будет побывать на Водонапорной башне острова, крепостной стене, увидеть один из памятников великому царю Петру I, пройтись по чуть качающимся подвесным пеньковым мостам.

Водонапорная башня

Петр

Пеньковый подвесной мост

Из современных туристических мест можно выделить знаменитое Дерево желаний, расположенное на одной из кронштадтских аллей. Если вы напишите свое желание на бумажке, встанете спиной к дереву и попытаетесь закинуть на него бумажку, то ее невозвращение — то есть, если Дерево «примет» ваше «письмо», говорят, желание гарантированно сбудется. Есть и другая версия, более материалистичная — точно таким же образом, как и бумажку с желанием, на Дерево нужно закинуть денежку. Если примет подношение, и денежка не упадет и не вернется — Дерево исполнит мечту.

Дерево желаний

nesiditsa.ru

Кронштадт: город-крепость

Петровская пристань. Кронштадт.

Кронштадт — «город-крона», город-порт, город-крепость является самым отдалённым и самым необычным из пригородов Северной столицы. Располагается он на острове Котлин и прилегающих мелких островках в узкой части Финского залива, у входа в Невскую губу.

Кронштадт: историческая справка

В XIV веке по острову проходила граница между Новгородской республикой и Шведским королевством, но в 1617 году он стал частью Швеции. Удобное расположение острова, позволявшее контролировать корабли, идущие по Финскому заливу, долгие годы служило чашей раздора между государствами-соседями.

Даже «прорубив в Европу окно» Пётр Великий не мог быть до конца уверенным в успехе, не заняв стратегически важный остров. Удачная операция, проведённая зимой 1703-1704 года позволила захватить его, чтобы основать тут российский форпост. Когда с началом холодов шведские корабли ушли с острова в свои незамерзающие порты, царь Пётр отдал приказ тайно прибыть на остров и начать строить здесь укрепления. Прямо на льду сколачивались ряжи (специальные срубы), которые заполнялись камнями и глиной. Потом они под собственным весом опускались на дно. Так была создана основа для насыпи, послужившей фундаментом для крепости с трёхярусной десятигранной башней.

Когда весной, открывая навигацию, шведские корабли приблизились к острову, который они до этого дня считали своим, их уже встречали русские пушки. Отныне проход к Невской губе и Санкт-Петербургу был надёжно защищён. В мае 1704 года крепость освятили и окрестили «Кроншлот», что значит — Коронный замок. По этой причине дату 7 мая считают также днём рождения города.

А уже через месяц произошло боевое крещение. Эскадра шведских кораблей атаковала крепость. После упорного сражения атака была отбита. Следующая попытка была предпринята шведами через год. И снова безуспешно. К слову сказать, за всё время существования острова-крепости, ни один вражеский корабль так и не смог пройти мимо него.

Укрепление острова продолжалось. В 1705 году тут уже располагалось пять батарей: на западе — Островского, Толбухина и Александровская, на юге — Ивановская и Петровская (Лесная). В 1706 году Толбухинскую батарею сменил форт Александр-шанц.  С этого же года началось активное заселение и освоение острова: купцами, дворянами, работными людьми. Тогда же были заложены дворцы: один — самого императора Петра (впоследствии сгоревший), другой — его фаворита Александра Меншикова («Итальянский»), сохранившийся до наших дней.

В 1721 году Пётр I утвердил план дальнейшего строительства на острове Котлин, а в октябре 1723 год была торжественно заложена крепость Кронштадт, имя которой затем получил и город. Теперь островная крепость становится крупнейшим оборонным сооружением петровской России. Император считал Кронштадт неотъемлемой частью города на Неве и придавал большое значение его развитию. К застройке города в разные годы привечены были лучшие архитекторы: Доминико Трезини, Савва Чевакинский, Василий Баженов.

Со временем Кронштадт стал не только оборонительным бастионом страны, но и крупнейшим портом, важным центром судостроения и ремонта, местом начала и завершения кругосветных плаваний. Прославленный город стал настоящей кузницей кадров флота России. Через Кронштадт прошли Ушаков и Нахимов, Крузенштерн и Беллинсгаузен, Корнилов и Спиридов.

Славу городу принесли также трудившиеся здесь учёные и изобретатели: конструктор минного оружия Борис Якоби, разработчик многотоннажной подводной лодки Александр Александровский, пионер авиации Александр Можайский, инженер-кораблестроитель Иван Амосов, физик и изобретатель Александр Попов, теоретик и практик морского дела Григорий Ботаков.

Во время Второй Мировой войны Кронштадт оставался надёжной защитой Ленинграда со стороны моря. Через остров в осаждённый город проходила «Малая дорога жизни». Несмотря на блокаду, в Кронштадте продолжала функционировать ремонтная база кораблей Балтийского флота.

С 1996 года город стал открыт для посещения. Сейчас Кронштадт, не теряя своего стратегического назначения, превратился в прекрасное туристическое место, привлекающее к себе чёткими линиями каналов, величественной архитектурой и задорным морским ветром, овевающим со всех сторон этот небольшой по размеру, но великий духом остров.

Достопримечательности Кронштадта

Издалека кораблям виден Толбухин маяк. Самая западная часть города-крепости, располагается на каменистом искусственном острове, сооружённом лично по приказу Петра. Он даже сам сделал набросок маяка. Начатые в конце 1718 года работы над сооружением были завершены на следующее лето. Сперва маяк назвали Котлинским, но в 1736 году его переименовали в Толбухинский, в честь полковника Фёдора Толбухина, первого коменданта крепости.

С южной стороны от острова Котлин находится одно из важнейших исторических оборонных сооружений — Форт «Император Александр I» («Александровский форт»). Мощная постройка была воздвигнута в 1704 году, в самом начале строительства города-крепости. По внешнему виду этот форт напоминает другие аналогичные постройки того времени, например, известный по телепередаче форт «Байярд». Внушительно и грандиозно форт выглядит снаружи, но ещё более впечатляюще — внутри. Он был разработан так, чтобы содержать гарнизон числом в 1000 человек. Однако в военных целях форт использовался совсем недолго. В конце XIX века, когда мир охватила третья по счёту пандемия чумы, это уединённое строение было отдано для медицинских исследований. С тех пор за старинным оборонительным сооружением закрепилось полуофициальное название «Чумной форт».

Александровский форт. Кронштадт.

Якорная площадь — наиболее посещаемая часть исторического центра города. Сюда с улицы Рошаля ведёт мост через Обводной канал. Здесь, входящих на площадь, встречает орудие старшины Ивана Томбасова, в 1943 году ценой жизни спасший линкор, на котором он служил. Сама площадь вымощена чугунными шашками, которых для неё было использовано около 15 000. Считается, что своё название площадь получила потому, что здесь долгое время находился склад отслуживших срок якорей и цепей. Сейчас же над этой территорией царит исполненный величия Морской Никольский собор, своим внешним видом чем-то напоминающий адмирала, одетого в белую парадную форму с золочёными цепями.

Морской собор. Кронштадт.

Морской собор, без сомнения, является наиболее заметной и грандиозной достопримечательностью Кронштадта. Величественное здание сооружено на Якорной площади в начале XX века. Храм был задуман, как символ благодарности отваге и героизму российских моряков, отдавших свои жизни в боях за Родину. Внутри собора находятся именные мемориальные доски, хранящие память о погибших моряках. Правда, эти мемориальные доски — копии тех, что были здесь первоначально. После 1917 года оригиналы были варварски уничтожены.

Внутреннее убранство Морского собора. Кронштадт.

В качестве прообраза Морского Никольского собора использовался всемирно известный храм Святой Софии в Константинополе. Однако, пропорциями оба строения  отличаются. Светлые стены и вознесённые над ними золотые купола придают зданию торжественность и лёгкость. В оформлении храма прослеживается чёткая морская направленность: на венчающем купол кресте находится изображение морского штурвала, края куполов украшены переплетением канатов и якорей, на полу Морского собора из разноцветного мрамора выложены изображения птиц, рыб и других обитатели морей.

Между Обводным каналом и собором установлен памятник адмиралу Ушакову, флотоводцу, не имевшему поражений. Хотя свои победы Фёдор Фёдорович одержал в боях на Чёрном море, увековечить его решено было в Кронштадте, городе, где произошло становление прославленного моряка, где он принял командование своим первым кораблём.

Отдав дань памяти великому российскому адмиралу, стоит посетить Музей истории Кронштадта, тем более, что до него рукой подать. Насыщенная экспозиция позволяет за пару часов познакомиться с историей развития города и Российского флота. Здесь есть вещи и документы разных времён, макет города, краткие рассказы о знаменитых горожанах, интерактивная комната, посвященная периоду блокады. Надо сказать, что в настоящее время музей занимает два строения: первый корпус расположен на Якорной площади, а второй —  на улице Ленинградской, в 12 минутах ходьбы от первого. Экспозиция здания, что на Якорной площади, посвящена преимущественно самому городу. На Ленинградской улице, в здании где раньше была водонапорная башня, расположилась постоянно действующая выставка «Тайны затонувших кораблей».

С другой стороны от Морского собора, вполоборота к нему, стоит, сооружённый почти одновременно с храмом памятник вице-адмиралу Макарову — океанографу, полярному исследователю, кораблестроителю, военачальнику. Скульптура выполнена с необычайной выразительностью. Кажется, что Степан Осипович лишь на мгновенье застыл в своём движении. В качестве постамента для памятника использована гранитная глыба, на трёх сторонах которой изображены отдельные этапы жизни вице-адмирала: минная атака (его изобретение) во время Русско-Турецкой войны, арктическое плавание на детище Макарова ледоколе «Ермак», момент гибели героя.

За памятником Макарову располагается перекинутый через овраг Макаровский мост, ведущий на Якорную площадь со стороны Красной улицы и Манежного переулка. Строили этот лёгкий мостик в первую очередь для того, чтобы царю Николаю II было проще попасть к Морскому собору. Правда, поговаривали, что не слишком внушительный вид моста, заставил императора сомневаться в его надёжности. Есть легенда, что один из офицеров, первым прошёл по мосту, демонстрируя крепость сооружения, за что и был удостоен царской награды. А вот жителям Кронштадта мост сразу пришёлся по душе, ведь он позволил им намного сокращать свой путь.

Макаровский мост. Кронштадт.

Пройдя по мосту через овраг, можно попасть сначала в Овражий парк, а потом — в уютный Летний сад — старейший сквер города. Создавался  парк ещё во времена императора Петра I, и поэтому сначала назывался Петровским. Собственно отсюда и начинал расти Кронштадт: главная аллея сада раньше была его первой улицей — «Петровской першпективой». Тут же когда-то стоял императорский дом и дома его сподвижников. Этот сквер внешне мало похож на своего Питерского «тёзку». В оформлении Летнего сада города моряков преобладают морские мотивы, в частности, здесь стоят памятники клиперу «Опричник» и мичману Домашенко.

Главные ворота сада выходят на улицу Петровскую. За этой улицей разбит небольшой Петровский парк. Здесь под сенью густых деревьев любят отдыхать и горожане, и туристы. Идея обустройства парка принадлежала великому российскому мореплавателю Беллинсгаузену, который в 1839 году был назначен военным комендантом Кронштадта— уж очень ему хотелось сделать город красивым и уютным. Согласно его замыслу парк был устроeн в голландском стиле, а центральное место в нём занял памятник Петру I. Фаддей Фаддеевич на свои деньги нанял рабочих, самостоятельно закупил саженцы для парка. Работа над памятником была поручена Питеру Клодту. Изображённый на монументе Пётр Великий стоит на высоком постаменте, попирая шпагой шведский флаг. Взор его устремлён к морю, в сторону Зимней пристани. Последуем туда и мы.

Петровская пристань,  раньше именовалась Зимней. Такое название дано было гавани потому, что суда стояли здесь круглый год, несмотря на то, что море замерзало. Но даже это не мешало кораблям отчаливать от пристани в морозную пору: лёд взрывался мощными ледоколами. Здесь и сейчас находится большая часть кораблей Балтийского флота, отсюда осуществляется водная связь с Санкт-Петербургом и многими городами Европы. Именно с этой пристани начинались самые великие морские походы, в том числе и кругосветные путешествия. Неподалёку от Петровской пристани находится более скромный причал, с которого отправляются экскурсии по фортам Кронштадта.

Пушки на набережной Итальянского пруда. Кронштадт.

Куда бы мы не шли, осматривая достопримечательности Кронштадта, то и дело взору предстаёт Обводной канал. Но он и сам является достойным внимания, не зря же его причислили к числу памятников истории. Первоначально канал называли Адмиралтейским, так как он был сооружён именно для его нужд. Сейчас же эта водная артерия стала одной из жемчужин Кронштадта, его украшением. Прогулки около Обводного канала — любимейшее времяпрепровождение отдыхающих. Гуляя вдоль него можно выйти к грандиозному дворцу Александру Меншикова, в котором сейчас располагаются аудитории Военно-морского инженерного института. Поблизости от дворца стоит футшток,  один из старейших в мире, — важное сооружение для определения уровня воды в заливе. Именно его нулевая отметка являлась точкой отсчёта глубин всех водоёмов бывшего Советского Союза. И совсем рядом находится памятник колюшке — маленькой колючей рыбке, которая помогла людям выжить в суровые дни войны.  На одном из берегов Обводного канала «выросло» удивительное «Дерево желаний», манящее к себе не только вездесущих туристов, но и коренных горожан. А чуть поодаль стоят массивные здания Провиантских складов Адмиралтейства, сконструированные так, что внутренняя температура при любой погоде составляет +6 градусов, что весьма благоприятно для сохранности продуктов. Здание также примечательно тем, что во время войны в него не попало ни одной бомбы. И всё это — на фоне колоритных гранитных набережных Обводного канала, узорных решетчатых оград и прекрасной растительности по берегам.

Обводный канал. Кронштадт.

Как пользоваться окном интерактивного тура: коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Морской собор и Якорная площадь.

2. Внутреннее убранство Морского собора.

Как добраться в Кронштадт

spbguidebook.ru

Кронштадт (Санкт-Петербург)

Кронштадт — Санкт-Петербург

На фото панорама Кронштадта со стороны Средней гавани. Слева — строения Адмиралтейства. В центре — купол Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца. Императором Николаем II было объявлено требование к проекту: высота купола должна позволять собору служить ориентиром со стороны моря. Главный купол и купола звонниц украсили блестевшими под солнцем медными рельефными орнаментами.

Морской собор — памятник всем чинам Российского флота.

Кронштадтский район находится в восточной части Финского залива, на острове Котлин и других, помельче. Всего их 30: 7 естественных и 23 искусственных, на которых находятся в том числе форты. Они, а также старая часть Кронштадта внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В советское время и до 1996 г. Кронштадт оставался «режимным» городом и был закрыт для посещений. В наши дни треть его площади занимают высшие специализированные вузы: Морской кадетский корпус, Мореходная школа, филиал Университета водных коммуникаций, воинские части, а также оборонные предприятия — Кронштадтский морской завод и завод «Арсенал». В западной части Котлина располагается аэродром.

Сегодня попасть в Кронштадт, образующий Кронштадтский муниципальный округ, можно не только по морю, но и по открытой в 2011 г. кольцевой автодороге, которая проходит по дамбе. Этой дорогой остров Котлин соединен с южным и северным берегами Финского залива. На ней есть несколько мостов, а на ее южном участке — подводный тоннель. Дамба — главная часть комплекса защиты Санкт-Петербурга от наводнений (K3C).

На древних картах остров Котлин имел около десятка названий, финны именовали его Ретусари, или Лисий. Согласно Ореховскому трактату 1323 г., Котлин входил в состав Новгородской земли: на нем жили новгородские лоцманы, проводившие суда по устью Невы. С 1617 г. Котлин принадлежал шведам.

В 1700 г. царь Пётр I объявил войну Швеции. Поначалу потерпев поражение, впоследствии русские войска захватили крепости врага в устье Невы и вышли к Финскому заливу.

В конце навигации в октябре 1703 г. шведы оставили Невскую губу и ушли на зимнюю стоянку в Выборг. Узнав об этом, царь Пётр лично вышел на корабле в Финский залив к уже известному ему острову Котлин. Обследование фарватера показало, что мели и валуны закрывали путь к югу и северу от острова. Крупные военные корабли могут пройти к Неве по одному узкому проходу вдоль южного берега Котлина. Здесь, где глубина была 3,35 м, и решено было поставить морскую крепость-башню, преграждающую путь неприятельским кораблям в Невскую губу и Неву.

Строили так же, как на Руси издавна строили, например, мельничные плотины. В основании установили ряжи — срубы, забитые булыжником. Поверх уложили помост, а на нем воздвигли десятигранную трехъярусную деревянную башню, подняв ее на 23 м над водой. Работы велись под руководством Александра Меншикова по модели, присланной самим царем. Материалы доставляли по льду из Петербурга, за зиму пало 8 тысяч лошадей, сколько погибло людей — неизвестно.

Пока шведские корабли зимовали в Выборге, за ту же зиму 1703-1704 гг. появилось первое укрепление будущей крепости. 7 мая 1704 г. был поднят крепостной флаг, и этот день считается днем основания Кронштадта.

Форт назвали Кроншлосс (Коронный ключ), потом переименовали в Кроншлот (Коронный замок). В тот же месяц царь повелел доставить сюда 14 пушек и сам же указал, как их расставить.

Форт дважды в 1704-1705 гг. отразил попытки шведского флота прорваться к Петербургу. Впоследствии деревянный форт сменился каменным, но достроен не был, так как к концу XIX в. Кронштадт расширился и Кроншлот остался на последней линии обороны. В Великую Отечественную войну в его гавани базировались корабли — охотники за подлодками. Сегодня это — памятник русского военно-инженерного искусства.

Одновременно со строительством первого форта Кроншлот шло строительство первых укреплений, положивших начало Кронштадтской крепости. В 1709-1714 гг. в юго-восточной части Котлина была построена первая гавань, позднее — еще четыре, а вместе с ними — пристани, доки, магазины (склады). При проектировании портовых сооружений царь требовал, чтобы они могли принимать одновременно до десяти наиболее крупных судов того времени.

Исторический центр города — малозастроенная территория, ограниченная П-образным в плане Обводным каналом, к северному участку которого примыкает Якорная площадь с Никольским морским собором и памятником вице-адмиралу Макарову.

За двести лет, что строился Кронштадт, враг подступал к его стенам несколько раз, но не наносил никаких разрушений и отступал.

Теоретик русского флота и профессор Морского корпуса Николай Кладо (1862-1919) писал о Кронштадте: «Приморская крепость, которой за всю войну не придется сделать ни одного выстрела, из-за того что неприятель будет считать невыгодным вступить с ней в состязание, наилучшим образом исполнит свою задачу».

В январе 1712 г. царь издал указ о выделении 3 тысячи человек для «строения на Котлине острове фортеции и жилья». Сначала на здесь построили кирпичный завод, а одним из первых жилых домов стал дворец Меншикова. Жилье возводилось в несколько рядов вглубь острова на средства губерний. Отсюда название этих домов — Губернские. Строили по одному проекту: в три этажа, вплотную друг к другу, не скупясь на толщину стен на случай артобстрела: она достигает 1,5 м. И на крышу: покрывали голландской черепицей. Вдоль гавани стояли здания госучреждений. Всего было построено 70 «губернских» домов: до наших дней в несколько измененном виде сохранилось 47.

В 1717 г. основан Морской госпиталь: на острове свирепствовала цинга. Поначалу это были деревянные бараки на 400 коек, в районе Горы — самом сухом и самом здоровом месте на всем этом болотистом острове. В 1840 г. вместо бараков появилось каменное Н-образное здание на 2 тысячи коек. Поначалу здесь же были женское и детское отделения.

После победы России в Северной войне 1700-1721 гг. для развития военно-морского флота срочно требовался большой сухой док. Пётр I составил проект такого дока, который бы осушался не выкачкой, на что требовалось более месяца, а самотеком. С этой целью был вырыт бассейн — значительно ниже уровня дока — и соединен с ним каналом для свободного стока воды. Царь Пётр скончался, так и не увидев грандиозное сооружение, которое строили 33 года. Из дока вода стекала в бассейн всего за сутки. Оттуда она поначалу выкачивалась ветряными насосами, а с конца XVIII в. — паровой машиной, проработавшей 75 лет. Здесь ремонтировали корабли до 2008 г., ныне Петровский док пребывает в запущенном состоянии.

В 1723 г. царь Пётр I с императрицей Екатериной заложили на Котлине крепость, во время молебна нареченную Кронштадтом (Королевским городом). Строительство оборонительных стен велось с 1734 г. и было закончено уже в правление Анны Иоанновны. В 1806 г. Александр I решил, что Кронштадтская крепость не выдержит долгую осаду и должна обеспечить защиту только от открытого нападения противника. Поэтому все внимание было отдано строительству новых морских батарей.

В 1783 г. сгорело Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. Екатерина II тогда же повелела не восстанавливать его, а «вывесть Адмиралтейство из столицы в Кронштадт». Согласно плану, был построен Адмиралтейский канал (позднее названный Обводным) по периметру территории Адмиралтейства: он служил бы защитой и от пожаров, и от нежелательного проникновения. Местами канал расширяется, образуя, как их здесь называют, «резервуары»: тут буксируемые по каналу встречные баржи могли разойтись. Канал крепок и сегодня: его берега и дно сложены из гранитных глыб. Территория, оказавшаяся в прямоугольнике, образованном Обводным каналом, — это пятая часть всей исторической части Кронштадта. Тут же находится и бывший Петровский док со всеми его многочисленными сооружениями.

При Павле I идея переноса Адмиралтейства в Кронштадт перестала быть актуальной, но кое-какие из намеченных построек были доведены до конца и сохранились до наших дней: например, Лесной сарай и Сухарный завод.

На строительство каменных сооружений не хватало средств, и его все откладывали. Пока 7 ноября 1824 г. во время наводнения вода не поднялась на 4,1 м и не затопила почти весь Котлин. Разрушения были ужасны. Деньги на восстановление нашлись сразу: за 1825-1840 гг. крепостная стена была возведена полностью в камне, казармы в совокупности принимали до 30 тысяч солдат.

XX в. стал для Кронштадта временем тяжелых испытаний на прочность и выносливость. Тем более прискорбно, что в наше время потомки не находят возможности привести в порядок его ветшающие сооружения.

Впервой половине XIX в. было решено оборону Кронштадта усилить с юга, запада и севера постройкой дополнительных фортов. Таким образом, передняя огневая линия батарей выдвигалась дальше от города, в море, одновременно прикрывая Кронштадт и увеличивая дальность стрельбы.

Были построены южные форты «Пётр I» и «Александр I», а также реконструированы «Рисбанк» («Павел I») и двойная Южная батарея. В 1833 г. Николай I назвал это укрепление «Константин» в честь своего семилетнего сына, в пять лет произведенного в генерал-адмиралы.

«Пётр I» — перестроенная в камне батарея «Цитадель» постройки 1721 г., защищавшая Купеческую гавань. Форт окончательно «одели камнем» к 1834 г. и установили сотню пушек. Одновременно установили еще и полторы сотни подводных мин, создав первую в мире минно-артиллерийскую позицию такого размаха.

В 1854 г. во время Крымской войны англо-французский флот совершил попытку прорваться в Санкт-Петербург, напав на Кронштадт. Отстреливаться практически не пришлось: четыре корабля подорвались на электрических морских минах Якоби и ударных Нобеля, и неприятели убрались восвояси.

В настоящее время форты принадлежат ВМФ и закрыты для посещений.

Сооружения находятся в запущенном состоянии, постепенно разрушаются.

В начале ХХ в. продолжалось строительство новых и совершенствование старых укреплений, а также других построек, в том числе заложенного в 1903 г. Морского собора, ставшего высотной доминантой города. Он построен по образцу храма Св. Софии в Константинополе. Снаружи стены облицованы гранитом, украшены полированными наличниками, терракотовыми орнаментами, майоликовыми фризами, мозаикой. В советское время в нем работали кинотеатр, клуб, музей. Православный крест появился над ним снова только в 2002 г.

В 1917 г. Кронштадт отказался признать власть Временного правительства, в городе и гарнизоне действовала сильная большевистская организация. В годы революции и Гражданской войны матросы Кронштадта участвовали в обороне Петрограда в 1919 г. и воевали на многих фронтах.

В марте 1921 г. в Кронштадте вспыхнуло восстание, известное в истории также как Кронштадтский мятеж. Гарнизон Кронштадта и команды нескольких кораблей Балтийского флота выступили с оружием в руках против «военного коммунизма». Арсеналы крепости были переполнены оружием, большевики опасались потерять власть, и восстание было подавлено, при этом жестокость продемонстрировали обе стороны. Погибшие в ходе подавления восстания похоронены на Якорной площади в братской могиле под вечным огнем.

В 1922 г. советские власти постановили избавиться от большей части боевых кораблей флота, но нашли применение башням броненосного крейсера «Рюрик» — флагманского корабля Балтийского флота. Таким образом, на фортах «Обручев» и «Тотлебен» появились его 203-мм башенные орудийные установки.

В первый день Советско-финской войны 1939-1940 гг. эти орудия обстреливали с форта «Тотлебен» финнов на реке Сестре. В течение Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда «Обручев» и «Тотлебен» своим огнем уничтожали дороги и артиллерийские батареи противника на северном берегу Финского залива от Белоострова до Териоки (ныне Зе-леногорск). В июне 1944 г. форты участвовали в начальном этапе Карельской (Выборгско-Петрозаводской) операции, после которой Финляндия вышла из войны с СССР.

В годы Великой Отечественной войны за 5-й северной казармой начинался ледовый путь: Малая дорога жизни Горская — Кронштадт — Ораниенбаумский плацдарм, действовавшая с 1941-го до снятия блокады в 1944 г. Памятник дороге, спасшей множество жизней, стоит на улице Восстания в виде противотанкового ежа.

Кронштадт (Кронштадский район на карте

Исторический район Санкт-Петербурга на острове Котлин и других островах в Финском зал.

Санкт-Петербург основан: 1703 г.

Крепость основана: 1704 г.

Подчинен горсовету Ленинграда: 1958 г.

Язык: русский.

Этнический состав: русские, украинцы, белорусы.

Религия: православие.

Денежная единица: российский рубль.

Аэропорт: Пулково (междунар.).

Окружающая акватория: Финский залив Балтийского моря.

Площадь: 19,35 км2 (суша — 15,84 км2).

Остров Котлин: площадь — 16 км2, длина — около 12 км, ширина — около 2 км.

Население: 43 687 чел. (2014).

Плотность населения: 2257,7 чел/км2.

Самая высокая точка: 4 м, Гора (естественная); 17 м (искуственный холм).

Самая низкая точка: 0 м, Финский зал.

Удаленность: 48 км к северо-западу от центра Санкт-Петербурга.

Морской собор: высота — 70 м.

Петровский док: длина — 2,24 км.

Форты: 19 (не считая батарей), толщина стен — до 3 м.

Дамба КЗС: длина (по акватории залива) — 22,2 км, максимальная высота — 6,5 м, минимальная ширина по гребню — 30 м, ширина в основании — до 80 м, пропускная способность — до 35 тыс. автомобилей/сутки.

Подводный тоннель: длина — 1961 м, ширина — до 42 м, высота — до 10 м, глубина заложения котлована — 28 м от уровня воды, количество полос — 6.

Умеренный, морской.

Влажное и короткое лето, продолжительная, относительно холодная и сырая зима.

Средняя температура января: -6,1°С.

Средняя температура июля: +18,1°С.

Средняя температура воды: январь -0,1°С, июль +19,3°С.

Среднегодовое количество осадков: 633 мм.

Среднегодовая относительная влажность: 80%.

Промышленность: судоремонтная (Морской завод), металлообрабат., фармацевтическая, легкая (швейная), пищевая (мясоперерабатывающая, хлебозавод, кондитерская).

Контейнерный порт.

Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые, образовательные, медицинские.

geosfera.org


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.