Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Кремирование что это такое


Кремировать или хоронить? - Православный журнал "Фома"

Когда умирает близкий, горе оглушает нас. Но решение приходится принимать в большинстве случаев очень быстро. Мы вспоминаем, что говорил усопший, пытаемся понять его волю, видим наши реальные возможности. Расслышать голос разума в деле организации похорон бывает трудно не только из-за нахлынувших эмоций, но и из-за массы суеверий, предрассудков и заблуждений в отношении к смерти и погребению.

Мы обратились за советом к московским священникам Иоанну Захарову, настоятелю храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице (РДКБ), и Николаю Петрову, клирику храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице, преподавателю Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы.

Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице (РДКБ), г. Москва

Можно ли кремировать?

Мне кажется, этот вопрос некорректно поставлен. Но сложно ответить, когда не видишь человека, который задает вопрос, не знаешь его конкретной ситуации, обстоятельств, возможностей. Скорее всего, родных беспокоит вопрос другой: что будет, если я кремирую своего родственника?

К сожалению, очень часто обстоятельства, в которых находятся люди, потерявшие своего родственника, не позволяют им должным образом совершить погребение. Мы знаем, что хоронить в городе, а тем более больших городах, очень дорого. Далеко не у всех есть “родовые” деревни, где они выросли, кладбища, на которых можно похоронить и приезжать туда. Хоронить за 100 километров от города, в котором живешь, на новом кладбище или полигоне, которые переделали под кладбище, куда сложно доехать одинокому и пожилому человеку? Часто многое упирается в физические силы и финансовые возможности родственников. Поэтому люди и прибегают к кремации по необходимости. Хотя с другой стороны, если человек задался целью похоронить родственника своего именно в землю, не кремировать, то можно такую возможность получить как с помощью государства, так и друзей, коллег. Похороны – это то, на что часто люди готовы помочь, скинуться.

В любом случае Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, со снисхождением относится к факту кремации. После кремации прах должен быть предан земле.

Кремируют ли православных?

Кремируют. Кто-то от безысходности. Некоторые кремируют потому что его родственник просил об этом. А почему он просил, еще надо разобраться. Скорее всего он не хотел доставлять проблем и лишних расходов со своими похоронами, но этот вопрос сложный. На могилу уже не придешь. А приходишь на могилу, в которой лежит некий глиняный сосуд с пеплом о непонятно чего. Кремация на самом деле жуткая вещь.

Когда человек сталкивается со смертью близкого, он не в состоянии прочувствовать, что смерть – это естественная составляющая нашего существования. Когда человек умирает, с ним ничего не происходит. Это когда человек женится или выходит замуж, с ним происходит чудо. Когда человек причащается Святых Христовых Таин или кается в грехах, с ним происходит чудо. Вообще участие в Таинствах – это некое изменение человека: того, кто был раньше, уже не существует.

Смерть не меняет человека как такового. Мы верим, что в воскресении мертвых люди будут со своими телами. Смерть разделяет душу и тело, это непривычное для нас состояние. И как правило, в такие периоды человек жалеет прежде всего не усопшего, а себя самого. Потому что он не имеет возможности общаться со своим родственником и горячо любимым человеком. Но с жалением себя можно и нужно справляться, а усопшего жалеть не нужно – он ушел к Богу. В молитве об усопших мы можем с ними общаться, понимая, что разлука временна.

Кремировать или хоронить?

Конечно, хоронить. Но многое зависит  от сиюминутных сложностей, которые возникают перед родственниками. Конечно, хоронить – это более традиционная форма погребения для нас. Безусловно, кремация никоим образом не влияет на воскрешение человека в вечности. Было бы странно, если бы форма погребения могла изменить суд Божий о человеке. Что тогда с теми людьми, которые были замучены в печах фашистами или погибли на войне от разрыва бомбы?

Можно ли кремировать христианина?

Можно, но не нужно. Православная Церковь считает нормой захоронение почивших христиан в земле, а к кремации относится со снисхождением: если есть возможность похоронить, то лучше это сделать.

Наши воспоминания всегда материализуются во что-то: часы от деда, награды от прадеда, книгу родственника или фильм, который он снял, фотографии и вещи, которые остались после него. Могила и крест – это тоже есть некая материализация нашей памяти. И сознательно отказываться от этого неправильно, если человек был добр с тобой, если была любовь. Связь поколений, память – это очень важно. Мы видим, что некая связь существует с той землей, на которой ты живешь. Известно, что жизнь там, где похоронены твои предки, более осмыслена, чем там, где никого у тебя нет. Конечно, можно быть человеком и христианином в любом месте и в любой стране, но если твой  прадед сражался за эту землю в первую мировую войну, дед защищал ее во вторую, то ты чувствуешь эту землю своей.

В нашей больнице бывают разные ситуации. Иногда мамы с детьми приезжают из таких далеких мест, что добираться приходится на собаках, вертолете, самолете с несколькими пересадками. Если же у вас есть возможность попросить (обратиться к родственникам и друзьям, в социальные государственные службы, в фонды благотворительные), то оно того стоит, это можно сделать. Похороны – это такое событие, в котором участвуют все.

Что происходит с душой, если человека кремировали

Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы, г. Москва

Участь души человека не связана напрямую с тем, что происходит с его телом: люди погибают в пожарах, в авиакатастрофах ничего не остается от человека. погребение в землю более традиционно и для человеческого сознания приемлемо. Кремация – это не христианский способ погребения, пришедший с восточных религий.

Почитание мощей в христианстве предполагает, что к телу усопшего относятся очень благоговейно, тем более мы знаем, что Господь воскресит именно тело, хотя и не обязательно, чтобы что-то сохранилось от него. Но тем не менее тело в христианстве принимает участие в духовной жизни человека.

Но если даже кого-то сожгли, кремировали, то ничего страшного для души нет, отпевание совершается. С душой происходит то же, что и со всеми другими. Мы верим, что Господь может воскресить, даже если  тело сильно пострадало, но осознанно идти на кремацию, с христианской точки зрения, не стоит.

| Читайте также:

Как пережить смерть близкого человека? Советы кризисного психолога
Человек умер. Что делать? Пошаговая инструкция

Кремирование. Возможна ли кремация в Москве.

Кремирование (или кремация) является ритуальным процессом захоронения, о котором все слышали, но мало что знают. Известно, что это давняя традиция прощания, во время которой тело предавали огню (сейчас кремация производится в крематориях), а после собирали прах и распоряжались им в соответствии с религиозными канонами или пожеланиями умерших.

Отличие кремации от классического захоронения

Кремация в крематории отличается от обычного погребения:

  1. максимально быстрой и упрощенной процессией;
  2. низкой стоимостью.

Если Вы решите провести кремацию близкого в государственном крематории, это позволит сэкономить как Ваши нервы, так и средства, отложенные на приобретение могилы, изготовление памятника или креста, установку ограды, озеленение и последующий уход за участком. Урну с прахом, которую Вам отдадут в крематории, можно также захоронить на кладбище в соответствии с классическим обрядом, при этом Вы все равно потратите меньше денег, т.к. участок потребуется небольших размеров (примерно метр на метр, чтобы можно было установить небольшой памятник или крест), и ухаживать за ним можно будет самостоятельно.

Как происходит кремирование

Во время кремации в крематории, когда тело предают огню, ткани переходят в неорганические соединения, входящие в состав почвы (аналогичный процесс происходит и при захоронении в землю). Иными словами, кремация — это способ погребения с применением огня, после которого тело минерализуется, преобразовывается в прах и становится частью почвы за 1-1,5 часа (при классическом захоронении этот процесс занимает более 20 лет).

В Российской Федерации кремирование в крематориях становится с каждым годом все более привычной формой захоронения, при этом доля такого способа в крупных населенных пунктах составляет 40%, а в Санкт-Петербурге и Московской области — 70%. Связано это в основном с проблемой нехватки мест на кладбищах и тем, что цена кремирования достаточно низкая.

Полная процедура кремации занимает 20-50 минут, после чего в урну (специальную герметичную упаковку) собирается прах и в течение 2 дней родственники могут забрать прах и захоронить одним из перечисленных ниже способов:

  1. путем изготовления из праха “Алмаза памяти”;
  2. путем захоронения в специальном хранилище урн с прахом — колумбарии;
  3. путем захоронения в семейно-родовой могиле;
  4. путем развеивания праха, если этого пожелал усопший.

Какая документация необходима для проведения кремации

Для кремации родственникам или иным людям, обратившимся с просьбой о проведении процедуры (независимо от того, сколько стоит кремирование), необходимо иметь при себе оригиналы:

  1. свидетельства о смерти, выданного ЗАГСом и МФЦ;
  2. паспорта организатора похорон.

Кроме того, Вам понадобится справка о кремации, чтобы забрать урну с прахом.

Все услуги кремирования и организации траурного мероприятия, включая оформление всей документации и сопровождение клиента, лежат на плечах легальных ритуальных компаний, поэтому к выбору агента необходимо относится с особым вниманием, чтобы не потратить лишние деньги и нервы.

Кремирование в Москве. Возможно ли это?

В наше время кремация стала не только ритуалом, но и наиболее экономичным видом похорон. После кремации родственникам или друзьям передается урна с прахом, которая захоранивается в специальные ниши колумбария. Если же усопший просил похоронить его в земле, урну можно разместить на небольшом участке на кладбище.

В Москве кремирование тела производится только в государственных крематориях, которых в нашей столице три:

  1. Митинский на 6-м км Пятницкого шоссе;
  2. Николо-Архангельский в Балашихинском районе;
  3. Николо-Хованский на 21-м км Киевского шоссе.

Сколько стоит кремирование человека

Кремацию производят только в специально оборудованных государственных крематориях (в столице их три), а потому стоимость кремирования регулируется местным правительством и является одинаковой для всех крематориев (устанавливается цена кремирования в Москве отдельно для взрослых, подростков и детей).

Кремирование человека в бюджетном крематории включает процесс кремации тела усопшего, а также аренду зала для организации панихиды и дальнейшей передачи праха родственникам. Продолжается стандартная процедура кремации около 20 минут, но панихиду можно продлить за дополнительную оплату.

Может ли кремирование отличатся по стоимости

Цена на кремирование человека будет одинаковой как при обращении в официальные ритуальные агентства, так и напрямую в крематорий. Нелегальные же похоронные фирмы делают огромные наценки на любые мероприятия в крематории, а потому неудивительно, что у таких фирм кремация обойдется в несколько раз дороже.

За дополнительную плату во время панихиды можно заказать такую услугу, как музыкальное сопровождение процессии вживую или фонограммой.

Что делать после кремирования

После того, как кремация в крематории и отпевание усопшего окончились, родственники забирают (не позднее 2 дней после кремации) урну с прахом и кладут ее в могилу на кладбище, помещают в закрытый или открытый колумбарий или развеивают прах, если на то была воля умершего (по законодательству России специальные места для этого не определены и вы не ограничены в выборе).

Для праха, образовавшегося в результате кремации, понадобится урна, стоимость которой зависит от размера, материала и наличия украшений.

Кроме того, после кремации в крематории стоит определиться с колумбарием, если Вы решили не развеивать прах и не хоронить в земле. Колумбарии (места хранения урн) располагаются при кладбищах. Существуют колумбарии открытого и закрытого типа, но во всех установлены стены с ячейками, в которых размещаются урны. Ячейки закрываются мраморной плитой, на которую наносится информация об усопшем.

Если вы решили похоронить своих близких путем кремации, МосГупРитуал возьмет на себя все хлопоты, договорится с крематорием, организует доставку тела и сопровождающих в место проведения кремации, поможет с выбором места захоронения или колумбарием и оформит всю необходимую документацию за Вас. Просто обратитесь к нашим специалистам по телефону 8 (499) 410-00-00 и доверьте организацию похорон проверенному агентству.

Никита Филатов. Хоронить нельзя кремировать: взгляд Церкви / Православие.Ru

    

Протоиерей Владислав Цыпин: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»

– Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?

– Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией. Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных. Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.

– Насколько категорична Русская Православная Церковь в вопросе допустимости кремации?

– Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных. Дело в том, что бывают разные обстоятельства. Бывают затруднения. Например, в Японии. Это, конечно, случай не для России, но в Японии тоже есть православные люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви. А там законодательно запрещено предавать тело земле. Там есть единственный способ, если так можно выразиться, погребения – это кремация. Только этот способ разрешен законами страны.

– Каковы, на ваш взгляд, причины роста популярности кремации сегодня в России?

– Я думаю, что есть общая причина. Она связана с тем, что оставляются и забываются традиции. Ведь в советское время как верующих, так и неверующих все-таки хоронили, как правило, традиционным способом, то есть предавали земле. Хотя, естественно, существовала кремация. Она рекламировалась. Традиции сегодня оставляются. Играет свою роль урбанизация. Сельских жителей, которые обычно наиболее привержены традициям, становится всё меньше. Если 50 лет назад городских жителей была половина, то сейчас связь с деревней значительного большинства соотечественников уже относительная, отдаленная. Уже дедушки, бабушки во втором, третьем поколении – горожане. Но, с другой стороны, казалось бы, восстановление нормальной церковной жизни должно было бы вытеснить кремацию. Тем не менее, мы наблюдаем то, что наблюдаем.

– Отец Владислав, какие могут быть контраргументы, которые позволили бы человеку не принимать поспешного решения кремировать своего родственника?

– Прежде всего, необходимо напоминать о церковном учении, о телесном воскресении из мертвых и о церковных традициях и обрядах. О том, что подобный способ погребения хотя Церковью и допускается, в том смысле, что не подвергается прещениям: не отказывают в отпевании тем, кто сам захотел, чтобы его кремировали, – но, тем не менее, Церковь не благословляет такой способ погребения. Мы можем обращаться к церковной и православной совести.

– Часто сторонники кремации в России приводят в пример цивилизованную Европу с чистыми ухоженными и аккуратными кладбищами, где нет места грустным воспоминаниям. Многие не хотят думать о плохом на кладбище…

Кладбище должно быть местом напоминания о самом важном: о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности

– Чем кладбище чище и опрятнее, тем, конечно, лучше. Но это не значит, что кладбище не должно быть местом напоминания о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности. Оно призвано как раз быть местом напоминания о самом важном. Кто-то из русских мыслителей начала XX века сказал, что кладбище – это школа философии.

Это все-таки разные вещи. Да, в самом деле, и дороги, и тротуары во многих западных городах (я бы не сказал, что во всех, например Южная Италия совсем не такая уж чистая) аккуратнее, чище и опрятнее, особенно в Северной и Центральной Европе. Так же и кладбища там чище и опрятнее. Но я не думаю, что там преобладает кремация. Я думаю, что всё еще и там чаще предают земле останки усопших. Кремация совсем не связана с чистотой и опрятностью кладбищ. Каким бы чистым и опрятным ни было кладбище, оно всё равно должно оставаться напоминанием о смертности человека и вечности.

– Как можно отнестись к позиции человека, который поддерживает кремацию исключительно в силу финансовых соображений?

– Если это человек нерелигиозный, то что ему можно сказать?! Только то, что в этом случае он еще и наплевательски относится к традициям. Все-таки безрелигиозные люди способны традиции уважать. Если он человек церковный, то всё, о чем мы уже говорили, должно быть для него авторитетно и убедительно.

Протоиерей Владислав Цыпин на 1 этаже СДС. Фото: Авдей Правдолюбов / Православие.Ru     

– Отец Владислав, возможно, сейчас ваши слова слышат наши читатели, потерявшие своего близкого и родного человека, но которые не могут сделать выбор между традиционными похоронами и кремацией. Что бы вы посоветовали людям, которые оказались в такой непростой ситуации?

Нужно сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены

– Я бы им советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием тела земле традиционным способом погребения. И напомнил бы о том, что они долг имеют перед своими близкими усопшими. И этот долг все-таки более всего относится к заботе о спасении своих близких и усопших. Конечно, мы вовсе не утверждаем, что оно, спасение, недоступно тем, кого кремировали. Вовсе не так. Но мы со своей стороны должны сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены.

– Бывают случаи, когда уже повзрослевшие и воцерковленные христиане узнают, что кого-то из родственников кремировали. И многие начинают переживать по этому поводу. Они беспокоятся о посмертной участи близких. Как можно их успокоить?

– Им не стоит беспокоиться, потому что вообще всякое обращение назад, сожаления о том, что надо было сделать что-то иначе, чем было сделано, непродуктивно. Они должны только усиленно молиться о своих близких усопших. На них не лежит вины, если против их воли так поступили с ними. А если они сами этого захотели… Ну что ж, это были греховные мысль и дело. Надо молиться Богу о прощении грехов.

В ногу со временем?

Идеологи большевизма сегодня могли бы стоя аплодировать тем данным, которые обнародовал господин Павел Кодыш, президент Союза похоронных организаций и крематориев России. Еще раз процитируем его комментарий «Русской службе новостей»: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших». Сегодня нет транспарантов, призывающих к кремации, никто в обязательном порядке с высокой трибуны не принуждает сжигать тело после смерти.

Единственная сдерживающая сила, открыто выступающая против строительства новых крематориев, – Русская Православная Церковь. Так, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин в июле 2015 года направил главе Удмуртской Республики Александру Соловьеву обращение о недопустимости строительства крематория в Ижевске:

«С глубокой скорбью я воспринял известие о строительстве в Ижевске крематория. Это не мое личное беспокойство, а беспокойство всех православных жителей Удмуртской Республики», – отметил митрополит Викторин.

Тем, кто полагает, что Церковь должна пойти на уступки в данном вопросе, напомним слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по этому поводу:

«Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины близкого вам человека вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».

Приведем слова из официального документа «О христианском погребении усопших», который был утвержден Священным Синодом РПЦ 5 мая 2015 года:

«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”, – писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс».

Русская Православная Церковь и сегодня считает кремацию явлением нежелательным и не одобряет ее.

Отношение к кремации в РПЦЗ

Знаменитое кладбище Пер-Лашез в Париже     

РПЦЗ бескомпромиссна в вопросе о кремации, запрещая своим чадам сжигать тела умерших в крематориях

Любой человек, который ознакомится с итоговым документом Архиерейского Собора РПЦЗ, увидит, что решения Синода принципиальны и не допускают различных толкований. Документ отличает бескомпромиссность относительно кремации тел усопших.

«Сторонники кремации – атеисты и враги Церкви. Греческая и Сербская Церкви также отреагировали отрицательно на эту практику. Кремация тел умерших противоречит тому, что было установлено в христианской Церкви с самого начала», – говорится в документе.

«На основании всех рассмотренных фактов Архиерейский Собор запрещает чадам Русской Православной Церкви Заграницей сжигать тела умерших в крематориях. Священники обязаны объяснять своим прихожанам нехристианский характер таких похорон. Они не должны служить церковную панихиду по тем, чьи тела предназначены для кремации. Имена таких умерших христиан могут поминаться только на Проскомидии».

В документе детально рассмотрен вопрос о том, как могут относиться христиане к воле родственника, который захотел, чтобы после смерти его кремировали:

«Может случиться, что какой-нибудь верующий православный по своему невежеству завещает близким родственникам кремировать свое тело и затем умирает, не получив благословения и не раскаявшись в своем намерении… Если близкие обещали покойному кремировать его тело, то они могут быть освобождены Церковью от этого неблагоразумного обещания путем установленной для таких случаев молитвы. Душа покойного после смерти, видя глупость своего желания кремации тела, будет только благодарна своим близким за такое решение».

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей на сессии от 20 августа / 2 сентября 1932 года по вопросу о кремации тел усопших решил: «Принципиально сожжение тел православных христиан в крематориях не разрешается ввиду того, что этот обычай вводится безбожниками и врагами Церкви. Во всех частных затруднительных случаях предоставить решение епархиальному архиерею».

Отношение к кремации Элладской Православной Церкви

Священный Синод Элладской Православной Церкви в октябре 2014 года заявил, что Церковь не будет отпевать тех, кто завещал себя кремировать. Также Церковь почитает своим долгом уведомить клир и благочестивый народ о тех канонических последствиях, которые несет кремация тел усопших.

Если установлен факт, что умерший разрешил кремацию своего тела, то последование отпевания над ним не совершается.

Почему сожжение – поругание?

Святитель Николай Сербский: “Сжигание тела умершего – это насилие”

Некоторые православные продолжают искренне сомневаться и недоумевать, что плохого в сожжении тел, ведь душа несравненно важнее плоти. К примеру, вот комментарий Анны, нашей читательницы, возмущенной тем, что кремацию ставят под сомнение:

«Кажется, что всё сводится только к мнению священников о том, что к сосуду жизни нужно относиться благоговейно. А сжечь тело – это разве поругание? Ведь и старые рваные книги сжигают, и даже иконы, совсем вышедшие из употребления. В чем тут осквернение? По-моему, это все “оцеживание комара и глотание верблюда”».

Святитель Николай (Велимирович) На эти вопросы можно ответить словами святителя Николая Сербского:

«Вы спрашиваете меня: почему христианская Церковь возмущается сжиганием умерших? Во-первых, потому, что она считает это насилием. Сербы до сегодняшнего дня ужасаются преступлению Синан-паши, который сжег мертвое тело святого Саввы на Врачаре. Сжигают ли люди мертвых лошадей, собак, кошек или обезьян? Я не слышал об этом, но видел, как их закапывают. Зачем же тогда совершать насилие над мертвыми телами людей – повелителей всего животного мира на земле? Да разве сжигание павших животных, особенно в больших городах, может служить оправданием сжигания умерших людей?

Во-вторых, потому, что этот языческий и варварский обычай был вытеснен из Европы христианской культурой почти 2000 лет назад. Кто желает обновить этот обычай, тот хочет привнести не нечто культурное, современное, новое, а наоборот, вернуть давно отжившее старье. В Америке я видел могилы великих президентов: Вильсона, Рузвельта, Линкольна и многих других знаменитых людей. Никто из них не сожжен».

Старец Паисий Святогорец об отношении к останкам

Сложно найти высказывания святых отцов первых веков христианства о кремации в силу того, что в то время писали, что называется, «на злобу дня»: темы их трудов касались вопросов появления различного рода ересей и лжеучений, споры же о кремации усопших тогда еще не приобрели такого размаха, который мы наблюдаем сегодня. Но мы можем узнать, что думали уважаемые современные духоносные старцы, многие из которых прославлены в лике святых.

Афонскому старцу Паисию Святогорцу рассказали о том, что в Греции «из соображений гигиены и для экономии земных площадей» собираются сжигать мертвых. Его ответ был прост и понятен:

Преподобный Паисий Святогорец     

Старец Паисий Святогорец: “То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали!”

«Из соображений гигиены? Да ты только послушай! И не стыдно им такое говорить? То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали! А насчет «экономии земли»… Неужели нельзя в целой Греции со всеми ее лесами найти место для кладбищ? Как же так: для мусора находят столько места, а для священных останков не находят. Земли, что ли, дефицит? А сколько мощей святых может быть на кладбищах? Об этом они не подумали?

В Европе сжигают мертвых не потому, что их негде хоронить, но потому, что кремацию считают делом прогрессивным. Вместо того, чтобы вырубить какой-нибудь лесок и освободить место для мертвых, скорее освободят место от них самих, сжигая и превращая их в золу. Мертвых сжигают потому, что нигилисты хотят разложить всё – включая человека. Они хотят сделать так, чтобы не осталось ничего, что напоминало бы человеку о его родителях, о его дедах, о жизни его предков. Они хотят оторвать людей от Священного Предания, хотят заставить их позабыть о жизни вечной и привязать к жизни этой временной».

Вместо эпилога

Недавно я специально зашел на Донское кладбище. Посмотрел закрытый колумбарий. Он находится слева от храма преподобного Серафима Саровского. В здании было совсем тихо. Из живых людей никого не увидел. Поймал себя на мысли, что я вообще не привык к тому, что вот так может выглядеть могила: розовая стена, пластмассовые цветы, которые никогда не потеряют своей формы, а на высоте трех метров табличка с фамилией и именем. И таких табличек сотни. Обратил внимание на новую стенку: что-то наподобие массивного стеллажа со стеклянными дверцами. Видимо, новый, поскольку многие ячейки пока пустуют. Мне они напомнили – прошу простить меня за такое, может быть, неуместное сравнение – ячейки в супермаркете, куда можно поставить сумку. Это был мой первый поход в колумбарий. И надеюсь, что последний.

Колумбарий     

Кремация

О смерти люди обычно говорить не любят. Планировать же собственные похороны, когда рядом бушует жизнь, кажется нелогичным. Но человеческое тело, к сожалению, не вечно. Рано или поздно родственникам приходится решать вопросы похорон умершего человека. Современная индустрия погребения предлагает сразу несколько вариантов.

Некоторые люди предпочитают превратить свой прах в бриллиант, стать частью кораллового рифа или вообще отправиться после смерти на Луну. Все чаще в цивилизованном мире стараются не хоронить тело в землю, а кремировать его. В ходе этого процесса труп сжигается при высокой температуре, даже кости становятся хрупкими и превращаются в пепел. Сама традиция берет свое начало еще с доисторических времен, но стала популярной и сегодня.

Кремации отдают предпочтение из-за удобства такого варианта, он оказывается и практичнее, и удобнее. Да у многих и само захоронение в землю с последующим разложением тела вызывает брезгливость. Тем не менее кремация все еще остается загадкой, обретая многочисленные мифы, пугающие людей. Стоит опровергнуть некоторые самые популярные заблуждения об этой процедуре.

Кремация обходится дешевле обычных похорон. Многие люди выбирают кремацию, так как она считается дешевле традиционной погребальной церемонии. На самом деле можно сэкономить на том, что нет необходимости проводить общественную церемонию прощания с бальзамированием тела и дорогим гробом. На Западе стоимость кремации составляет от 600 до 1000 долларов. В России суммы ограничиваются тысячами рублей. Но эта величина конечной не является. Многие люди заказывают традиционное бальзамирование и церемонию прощания до кремации. Часто родственники хотят захоронить кремированные останки на кладбище или в колумбарии. Проводятся прощальные панихиды, которые тоже обходятся недешево за счет цветов, продуктов и памятных подарков. Такие дополнительные услуги могут в конечном счете сделать кремацию еще и дороже обычных похорон. Если стараться минимизировать бюджет, то сожжение тела действительно будет дешевле. Но при выборе варианта прощания с другом или близким родственником люди часто не думают о деньгах или же просто выполняют последнюю волю покойного.

Кремация запрещена основными религиями. Надо сказать, что разные религии по-своему относятся к этой процедуре. Часто можно услышать, что в христианстве, иудаизме и исламе кремация запрещена. Греко-католическая и протестантская церкви настаивают на похоронах тела. Считается, что в будущем наступит момент, когда мертвые будут воскрешены. Но со временем католическая церковь смягчила свои требования. Теперь кремация допускается после реквиема и разрешения епископа, хотя традиционное захоронение все еще считается более предпочтительным. А вот православие занимает в этом вопросе более жесткую традиционную позицию. Иудаизм лояльно относится к кремации, ведь это довольно древняя практика, которой следовали еще еврейские цари. В исламе кремация запрещена, как и бальзамирование тела. Это считается непочтительным по отношению к умершему. В буддизме и синтоизме кремация считается допустимой. В индуизме кремация вообще - один из 16 жизненных ритуалов. Считается, что с ее помощью душа легче уйдет из тела и сможет потом обрести новое пристанище. В любом случае практика эта постепенно находит признание во всем мире, даже там, где традиционно практиковалось захоронение.

Кремация является экологически чистой процедурой. Что бы ни утверждали поклонники такого метода уничтожения тела, он не может считаться полностью безопасным для окружающей среды. Говорить можно разве что об экономии пространства, необходимого для захоронения. Для кремации требуется сжигать ископаемое топливо, которое может оставлять после себя вредные химические вещества. Речь может идти об окиси углерода, азота, двуокиси серы, плавиковой кислоты и ртути. Решением этой проблемы могла бы быть установка фильтров в системах вентиляции. Это позволит уменьшить влияние на окружающую среду, но выбросы углерода все равно останутся значительными. Экологически чистой альтернативой является био-кремация, в которой останки растворяются химическими веществами. Чтобы дым был действительно чистым, не стоит использовать специальные средства для быстрого сгорания. Ядовитый дым могут также порождать контейнеры из резины или пластмассы.

Кремация приводит к загрязнению воздуха. Современные кремационные печи уже отвечают всем самым строгим требованиям по загрязнению воздуха. Фильтры удерживают все опасные элементы. Неслучайно, в США и Европе не боятся размещать крематории в центрах крупных городов. И этот миф не противоречит предыдущему. Только самое современное оборудование и тщательное следование нормам позволяет крематориям оставаться экологически безопасными.

Кремация предусматривает уничтожение тела в огне. Это утверждение кажется естественным, тем интереснее его опровергать. Во время процедуры кремации тело умершего помещается в специально спроектированную печь, где на него воздействует очень высокая температура. Она уменьшает тело, убирая газы и размягчая кости. После завершения этого процесса оставшиеся фрагменты подвергаются машинной обработке, которая превращает тело в пепел. Эта субстанция и передается родственникам. В современных методах кремации огонь не используется, уничтожение тела стало быстрым и простым процессом.

При кремации останки превращаются в пепел. Многие люди относятся к кремации, как к превращению тела в пепел. Фактически же останки пеплом не являются. Они напоминают мелкие камешки, которые представляют собой костные фрагменты. После того, как организм подвергается воздействию экстремальных температур, жидкость выпаривается и от него остаются только части костей. Они дополнительно обрабатываются в высокоскоростном блендере-дробилке. Он превращает останки костей уже в мелкий гравий, текстурой и цветом напоминающей пепел. Этот песок помещается во временный контейнер, чтобы иметь возможность быть переданным родственникам.

Кремация подразумевает отказ от традиционных похорон. Почему-то многие считают, что кремация близкого человека подразумевает отказ от традиционного прощания с ним в открытом гробу. В этом плане кремация ничем не отличается от обычных похорон. Родственники могут провести традиционные церемонии прощания со своим близким, заказав любые услуги, сопутствующие похоронам. Также возможно провести панихиду.

Тело для кремации помещают в гроб. Даже если и не наблюдать за отправкой тела человека в печь, его все равно поместят в специальный контейнер. Перемещение умершего из похоронного бюро в крематорий делается в лучшей форме, максимально почтительной для такого случая. И предпочтительно оставлять тело в гробу. Однако есть немало форм такого контейнера. Нет никаких причин оставлять тело в дорогом гробу, которого и видно не будет во время всей процедуры. Самые экономичные варианты контейнеров вообще сделаны из картона и многие крематории предлагают воспользоваться этим вариантом бесплатно.

В момент сжигания тела голова взрывается, как яйцо в микроволновке. Есть распространенное заблуждение, согласно которому целая, без ран, голова при кремации просто взорвется. Однако эта легенда была развенчана судмедэкспертами, которые специально наблюдали за сожжением нескольких десятков тел, желая развенчать миф. А сама легенда появилась, благодаря пожарникам. Они часто находили костные фрагменты черепов жертв отдельно от тела. На самом деле кости головы имеют в некоторых местах тонкие участки, становясь хрупкими под воздействием огня. От падения или струй воды насосов эти фрагменты могут отделяться от черепов.

Все, что остается от человека после кремации - щепотка праха. Полное сжигание среднего тела длится 2-3 часа. После этого остается от полутора до 4 килограммов праха. Говорить о «щепотке» не приходится. Масса останков зависит от структуры костной ткани и объема тела. А вот у нетяжелых новорожденных детей даже костей еще нет, только хрящи. От них после кремации может вообще ничего не остаться.

При кремации тело не нуждается в бальзамировании. Обычно бальзамирование не требуется. Но если планируется дальняя перевозка тела к месту кремации или же длительная церемония прощания, то лучше обратиться к бальзамированию.

При кремации необходимо приобретать урну для останков. После процедуры кремации тела прах близкого человека возвращается его родственникам во временном контейнере. Что делать дальше - решать уже им самим. Урна является распространенным решением, хотя есть немало других вариантов для размещения праха. Его высыпают в море (в Америке есть даже определенные стандарты, устанавливающие отдаление от берега), помещают в рифы, отправляют в космос и превращают в украшение. На современных кладбищах можно поместить останки близкого человека в колумбарии, индивидуальном мемориале, семейном склепе или нишах. Так как прах нетоксичен, нет ограничений на вид используемого контейнера.

Процедура кремации для животных совсем другая, чем для человека. Процесс кремации домашнего животного практически идентичен тому, что предлагается для людей. Обычно занимается организацией процесса ветеринар, но можно и напрямую обратиться в крематорий, специализирующийся на работе с животными.

Кремация - редкая процедура. Сегодня кремация становится все более популярной в больших городах, где есть очевидные проблемы с землей. Даже в Санкт-Петербурге и Москве кремации подвергается 50-70% умерших. Этот метод популярен и на Западе. Считается, что в скором времени каждый второй умерший в мире будет кремирован.

В крематории в печь отправляют сразу по несколько тел. Некоторые родственники откровенно опасаются того, что их близкий человек будет кремирован одновременно с кем-то еще. Это может привести к смешению праха. Однако это противоречит всем существующим правилам. Более того, большинство печей и не предназначены для обработки более одного тела за раз. Порой родные, напротив, желают, чтобы два тела были кремированы вместе. Но тут можно посоветовать разве что специальную урну, для хранения праха сразу двух человек.

Тело или органы, которые долго находились в морге, уже нельзя кремировать. Такое тело тоже можно подвергать кремации. Холод остановил процесс разложения и тело словно бы мумифицировалось на время. А кремация произойдет даже лучше, так как ткани будут сухими и лучше сгорят. Успешно подвергаются кремации и эксгумированные останки.

Процедуру кремации увидеть нельзя. Большинство крематориев предлагает такую услугу, но на платной основе и в случае причастности человека к конкретным похоронам. Никто не может просто прийти и посмотреть на сожжение чужого человека без веских на то оснований. Родственникам крематории предлагают специальную комнату, в которой можно наблюдать за процессом.

Кремация: история традиции кремирования

Традиция погребального огня имеет  гораздо более глубокие корни, чем  традиция захоронения в земле. И  этому есть причины — старые верования, окружающая природа, племенные обычаи.

Многие народы норманнских, славянских племен, Индии  сжигали своих умерших. Эта традиция присуща народам, проживающим на лесистой территории, с холодными суровыми зимами, с обильными снегопадами, да при наличии совершенно примитивных орудий труда, что усложняло рытье могил и захоронение в земле. Влажные тропики Индии, большое количество хищников, которые разрывали захоронения — все это способствовало появлению такого обычая.

В странах с пустынным или полупустынным климатом, с жарким и сухим воздухом, тела покойников высыхали, практически мумифицировались. Захоронение такого тела не несло опасности эпидемии. Отсутствие хищников, питающихся падалью, не несло угрозы вскрытия захоронения, как например в Индии.

В странах Ближнего Востока, где зарождалось христианство, а позже появился ислам, растительность произрастала только в оазисах. В ту пору господствующей религией был иудаизм, оказавший большое влияние на обрядовость и ритуалы христиан.

Обряд захоронения  Иисуса Христа описывает Библия, смотрим  послание Иоанна 19 главу, с 38 по 40 стих:

«После сего Иосиф из Аримафеи, ученик Иисуса, но тайный — из страха от Иудеев, просил Пилата, чтобы снять Тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял Тело Иисуса. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.»

В послании от Луки 23 главе, стихи 50—53 сказано:

«Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек  добрый и правдивый, не участвовавший  в совете и в деле их, из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил Тела Иисусова; и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен.»

В христианстве очень важно, чтобы тело умершего было захоронено целым для последующего его воскрешения.

После появления  христианства на Руси, обряд погребального костра был вытеснен православным обрядом захоронения в землю. Октябрьская революция принесла много перемен, в том числе — практику кремации. В наше время, когда население мегаполисов увеличивается, некоторые церкви идут на уступки и допускают кремацию покойных.

Ученые доказали использование кремации еще девять тысяч лет назад. Особенно популярным этот способ был у античных народов, славянских, скандинавов, индусов, германцев, японцев, франков и других.  В  древнегреческой колонии на Сицилии  (в скалах Сиракуз) раскопки показали, что в этой стране использовалось сразу два ритуала — и закапывание в землю, и сожжение. Письмена о погребальном огне относятся еще ко временам Гомера (это более двух с половиной тысяч лет назад). Описание огненного погребения мы можем читать у таких древнегреческих авторов, как Пропорция и Тибулла.

Церемония была роскошная и торжественная. Покойников сжигали вместе с дарами и жертвенными  животными. Пепел заливался вином, урны спускали в могилы из камня, а  над ними возводили земляные холмы. Урны представляли собой капсулы, закрытые крышкой или свинцовые сундуки. На Апеннинском полуострове археологи обнаружили изящные хранилища в виде маленьких храмов. Урны из глины, украшенные скульптурным портретом, поражают своей изысканностью, раскраской и могут служить образцом гончарного искусства. В горах гробницы высекались прямо в скалах.

Древние римляне  также использовали для погребения костер и земляную могилу, хотя со временем, похороны становились все менее  популярными. Во времена правления  Августа (рубеж нашей эры) кремация у римлян пользовалась большим успехом. Места погребения с участком для разведения кострища огораживали балюстрадой. «Пожарище» с воздуховодами устраивалось в центре на помосте. Урна представляла собой маленький (около 60 см) саркофаг. Такие известные римские личности, как Юлий Цезарь, Гиней Помпеи, Август Октовиан, Нерон, Брут, Тиберий, все были кремированы. Церемония была пышной, тело умащали маслами, воскуривались фимианы.

Даже распространение  христианства в Римской империи не повлияло на традицию погребения, люди продолжали кремировать своих покойных.

Древние славяне  считали за почесть погребение через  костер. В летописях XI—XII веков («Повести временных лет») говорится о племенах радимичей и вятичей, обитавших на Оке и Волге, которые устраивали военные игрища, соревнования, пиры над покойным, а затем сжигали его на костре.

Бесчисленные  находки археологов доказывают, что погребальный огонь использовался у народов, живших на современной территории Украины, Литвы, России, Латвии, Беларуси, Армении, Грузии. Огонь использовали для защиты народонаселения при эпидемиях, во время стихийных бедствий. Массовое сожжение было необходимо при страшной эпидемии чумы в Древней Греции. Известно такое массовое сожжение во время франко-прусской войны (1870—1871 гг.), а также в 1876 году в Ветлянке под Астраханью была применена такая мера во время чумы.

В 1874 году  немецкий инженер Фридрих Сименс  построил установку, в которой  сожжение совершалось не в  огне, а в струе раскаленного  воздуха и газа. Это был первый крематорий. В наше время в мире более 14300 действующих крематориев.

Первый московский крематорий открылся в 1927 году при Донском монастырском кладбище. Следующий был построен на Николо-Архангельском кладбище. Этот крематорий до наших дней считается самым крупным в Европе. В 1985 году крематорий появился на Мстинском, немного позже — на Хованском кладбище. В Санкт-Петербурге крематорий появился в 1973 году, в Екатеринбурге — в 1983 году. В Минске крематорий построен в 1986 году. В Харькове — в 1977 году, а в Киеве — в 1978 году.

Крематорий - это... Что такое Крематорий?

2-й Московский крематорий на Николо-Архангельском кладбище — крупнейший крематорий в Европе.

Кремато́рий — печь для сжигания (кремации) покойников, а также здание, где находится такая печь.

Основная статья: Кремация

Крематорий в 1874 году

В общем процесс кремации представляет собой горение тела умершего за счёт подаваемых в камеру кремационных печей потоков газа, раскалённого до высоких температур (870—980 °C). Для эффективной дезинтеграции в современных печах внедрён ряд модификаций (одна из них заключается в подаче большей части пламени на торс, который составляет основную массу тела). В качестве топлива для печей в настоящее время используется газ (природный или пропан), реже электричество. До 1960-х гг. активно использовался каменный уголь или кокс.

Современные печи автоматизированы и контролируются микропроцессорными устройствами, снабжены устройствами безопасности для обеспечения безопасного использования (например, дверь реторты печи блокируется, пока не будет достигнута нормальная рабочая температура; гроб подаётся в печь максимально быстро во избежание потерь тепла).

Кремация в России

Кремация по санитарно-медицинским соображениям проводилась в России и до 1917 года. Например, «чумной» Форт «Император Александр I» был оборудован крематорием для сжигания погибших от чумы лабораторных животных. Но в нём также пришлось кремировать и заразившихся в процессе исследований лёгочной чумой погибших докторов В. И. Турчинович-Выжникевича (1905) и М. И. Шрейбера (1907)[1].

Первый гражданский крематорий был построен также до 1917 года, во Владивостоке, с использованием печи японского производства, вероятно, для кремации граждан Японской империи (во Владивостоке в те годы проживало немало выходцев из Нагасаки).

Однако кремация в России не получила широкого распространения, в основном, вследствие приверженности народа к веками сложившимся православным традициям погребения, предписывающим предавать тело земле. Лишь в начале XX века, по мере роста революционных настроений и влияния атеистических идей, появились первые кружки приверженцев кремации. Во время Гражданской войны началось строительство первого крематория в Петрограде, завершённое в 1920 году. Крематорий был открыт в котельном помещении бывших бань на Васильевском острове, 14-я линия, дом 95—97. Основу его составляла регенеративная кремационная печь «Металлург» конструкции профессора Горного института В. Н. Липина. Крематорий использовался исключительно для сжигания невостребованных и неопознанных тел. Сохранился акт о первой в истории советской России кремации, подписанный председателем Постоянной комиссии по постройке 1-го Государственного крематория и морга, управляющим делами отдела управления Петрогубисполкома Б. Г. Каплуном и другими лицами, присутствовавшими при этом мероприятии[2]. В акте, в частности, записано:

14 декабря 1920 г. мы, нижеподписавшиеся, произвели первое опытное сожжение трупа красноармейца Малышева, 19 лет, в кремационной печи в здании 1-го Государственного Крематория — В. О., 14 линия, д. 95/97. Тело задвинуто в печь в 0 час. 30 мин., причём температура печи в этот момент равнялась в среднем 800 Ц при действии левого регенератора. Гроб вспыхнул в момент задвигания его в камеру сожжения и развалился через 4 минуты после введения его туда…

Печь проработала недолго, с 14 декабря 1920 по 21 февраля 1921 года, и была остановлена «за отсутствием дров». За этот промежуток времени в ней было сожжено 379 тел, большую часть из которых предали сжиганию в административном порядке, а 16 — по желанию родных или согласно завещанию.

В 1927 году был построен второй на территории России, но первый в СССР крематорий — Донской — в храме преподобного Серафима Саровского Донского монастыря[3]. Он и был долгое время единственным активно действующим крематорием в стране. Именно в нём кремировали многих деятелей КПСС для последующего захоронения в колумбарии, построенном на территории монастыря, или в Кремлёвской стене.

В начале 1942 года в блокадном Ленинграде в связи с резким возрастанием смертности городского населения похоронные службы оказались физически не в состоянии справиться с ежедневным захоронением на кладбищах города тысяч умерших. Положение дел было существенно облегчено организацией крематория. Первая, экспериментальная установка была запущена в г. Колпино 10 февраля 1942 года на термическом участке цеха № 3 Ижорского завода. Было кремировано семь трупов, после чего специальная комиссия, «с гигиенической точки зрения», сочла «необходимым рекомендовать и развивать сжигание как средство реальное и необходимое в данной обстановке». 27 февраля 1942 года Ленгорисполком решением № 140-с постановил: «Разрешить исполкому Колпинского райсовета депутатов трудящихся и дирекции ордена Ленина Ижорского завода производить сжигание трупов в термических печах завода». Крематорий в Колпине действовал 4 месяца (с февраля по май), и за это время в нём были кремированы останки 5524 человек. Большинством из них были бойцы Красной Армии, павшие на колпинских рубежах[4]. Их прах был захоронен в братской могиле у цеха № 2.

Опыт колпинцев через короткое время был использован и в масштабах всего Ленинграда. В марте 1942 года по решению городских властей был переоборудован в крематорий 1-й кирпично-пемзовый завод, находившийся на территории современного Московского парка Победы[5]. 16 марта 1942 года состоялась первая кремация 150 трупов. После того как крематорий стал работать на двух печах и в три смены, его пропускная способность увеличилась. Так, например, 18 апреля было подвергнуто сжиганию 1425 останков, а всего к 1 января 1943 года кремировано 109 925 трупов[6]. Благодаря работе крематория в Ленинграде значительно улучшилась эпидемиологическая ситуация, а с 1 июня 1942 года на городских кладбищах была прекращена практика массовых захоронений. Блокадный крематорий функционировал на протяжении почти трёх лет[7] (по другим данным, уже 15 ноября 1943 года кирпичный завод приступил к выпуску своей обычной продукции[8]). За это время в его печах, только по предварительным подсчётам, были сожжены тела более чем 100 тысяч жителей города и воинов. Их пепел был погребён в расположенных поблизости карьерах, где в наши дни располагаются парковые пруды[9].

Перечень крематориев в России

В настоящее время в России имеется 16 крематориев в 13 городах: Москва (Митинский, Николо-Архангельский, Носовихинский, Хованский), Санкт-Петербург, Артём, Владивосток, Волгоград (самый недавний из введённых в строй крематориев, открылся в 2011 году), Екатеринбург, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новосибирск, Норильск, Ростов-на-Дону, Сургут, Челябинск. В большинстве своём их услуги не особо популярны у населения (кремацию в этих городах выбирают родственники в среднем не более 15—20 % умерших). Наибольший процент — в Санкт-Петербурге, Норильске и Москве (50—70 % всех умерших)[10]. Самый большой крематорий — Николо-Архангельский крематорий в Москве — оборудован 7 двойными кремационными печами. Его строительство было завершено в марте 1972 года. Он занимает площадь 210 га, и в нём имеется 6 нерелигиозных траурных залов, которые используются при атеистических похоронах.

Самым экологичным считается запущенный в эксплуатацию позже всех, в 2011 году, кремационный комплекс в Волгограде. Его кремационная установка приобретена в Германии и включает в себя кремационную печь типа КЕ 400 с хромосорбционным фильтром высокой очистки[11].

Крематории в немецких концентрационных лагерях

В лагерях смерти, созданных властями нацистской Германии во время Второй мировой войны, крематории широко применялись для утилизации трупов уничтоженных заключённых[16][17]. Самыми совершенными в техническом отношении кремационными печами были печи, разработанные фирмой «И. А. Топф и сыновья» (г. Эрфурт). Ими было оснащено большинство крупных концлагерей[источник не указан 543 дня].

Примечания


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.