Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Консьюмеризм что это такое


Консьюмеризм

Консьюмеризм (консумеризм, консюмеризм) — это организованное общественное движение, ставящее своей целью расширение и защиту прав потребителей (покупателей). Термин происходит от consumer — потребитель.

Движение возникло на родине идеологии потребления — в США. 15 марта 1962 года президентом Джоном Кеннеди был введен «Билль о правах потребителя», провозгласивший право потребительской общественности на защиту, достоверную информацию, на выбор и на то, чтобы быть выслушанной. День 15 марта с тех пор стал Всемирным днем защиты прав потребителей.

Позже во многих странах были приняты аналогичные законы, призванные защитить права потребителей и повысить ответственность производителей товаров за качество и безопасность своей продукции. Россия впервые приняла закон «О защите прав потребителей» в 1992 году, в 1995 году закон подвергся некоторым изменениям. Закон призван регулировать отношение между конечными потребителями и поставщиками товаров. Положения закона устанавливают право покупателей на приобретение безопасных для здоровья и жизни товаров надлежащего качества, на получение достоверной информации и товарах и услугах. Рекламную деятельность регулирует принятый в 1995 году закон «О рекламе».

В современном мире термин консьюмеризм часто используется как синоним избыточного потребления. Потребление приобретает навязчивый характер, появляются психические отклонения разного рода, связанные со сформировавшейся зависимостью от желания приобретать те или иные блага. В связи с этим сформировалось второе значение консьюмеризма как характеристики потребления. Основная критика консьюмеризма в значении перепотребления формируется в религиозной среде.

Добавлено в закладки: 0

Что такое консьюмеризм? Описание и определение понятия.

Консьюмеризм (консумеризм, консюмеризм) — это общественное организованное движение, которое ставит своей целью защиту и расширение прав покупателей (потребителей). Термин происходит от consumer — потребитель.

Движение появилось на родине идеологии потребления — в США. Президентом Джоном Кеннеди 15 марта 1962 года был введен «Билль о правах потребителя», который провозгласил право потребительской общественности на достоверную информацию, защиту, выбор и то, чтобы быть выслушанной. С тех пор 15 марта является Всемирным днем защиты прав потребителей.

Во многих странах позже были приняты аналогичные законы, которые призваны защитить права потребителей и увеличить ответственность производителей товаров за безопасность и качество собственной продукции. В 1992 году Россия приняла впервые закон «О защите прав потребителей», закон в 1995 году подвергся определенным изменениям. Закон должен регулировать отношение меж поставщиками товаров и конечными потребителями. Положения закона указывают на право покупателей на приобретение безопасных для жизни и здоровья товаров надлежащего качества, на получение верной информации об услугах и товарах. Закон «О рекламе», принятый в 1995 году, регулирует рекламную деятельность.

Термин консьюмеризм в современном мире зачастую применяется в качестве синонима избыточного потребления. Потребление получает навязчивый характер, возникают психические отклонения различного рода, которые связаны со сформировавшейся зависимостью от желания получать определенные блага. Ввиду этого образовалось второе значение консьюмеризма в качестве характеристики потребления. Главная критика консьюмеризма формируется в религиозной среде в значении перепотребления.

Потребительство (консумеризм, консьюмеризм — транслитерации англ. consumerism) — имеет следующие значения:

Потребительство, как характеристика потребления

Критика потребительства

В современном мире потребления потребительство становится некоторой пагубной зависимостью, развивается ониомания. Для человека, который страдает такой зависимостью, у товаров пропадает их собственная значимость и становятся только символом причастности к определенной общественной группе. Идея возможности достигнуть социального превосходства через потребление в сознании покупателя порождает веру в то, что акт покупки может доставить большее удовлетворение, чем продукт, который покупается. Человеческое счастье ставят в зависимость от уровня потребления, потребление становится смыслом и целью жизни.

Главная критика идеологии потребительства в религиозной среде. Оно с религиозной точки зрения игнорирует духовные ценности, когда они вне области рыночных отношений, поощряет и эксплуатирует эмоции, страсти, пороки, а все главные религии призывают к их ограничению, обузданию. Пример критики потребительства в христианстве — энциклика папы римского Иоанна Павла II «Centesimus Annus» (1991), по которой потребительство — одно из самых опасных следствий радикального типа капитализма.

Контраргументы сторонников потребительства

Процессы, которые истолковываются превратно, как маниакальный шопинг, дурновкусие и показуха, совсем не сводятся к данным досадным проявлениям. Александр Долгин, экономист начала ХХI века пишет, что «неприятие культурных трендов потребления вызывается тем, что большинство в принципе не разобрались в обществе потребления… Современное общество все активнее управляется неким разумным символическим началом, ничуть не менее властное, нежели конкуренция за материальные ресурсы. Из этого вырастают другие жизненные реалии и, под стать им, другая мораль, о которой с прежних позиций неверно судить». Вещи говорят больше, нежели о богатстве, одновременно они маркируют ментальность, вкус, социальную принадлежность и другие качества индивида.

Потребительское общество предоставляет в распоряжение людей сигнальную систему и практики, которые обслуживают необходимость в сближении и дистанцировании. Эффективность данной сигнальной системы при этом связана со скоростью, полнотой и трудоемкостью взаимного «просвечивания». А это, в свою очередь, влияет на качество окружения, в котором живут люди, на качество коммуникаций и, в итоге, на качество жизни.

Демонстративная трата — как залог предсказуемости и основа доверия со стороны потенциальных партнеров.

Траты напоказ проходили испокон веков, и в них наивно видеть пустое фанфаронство (как в принципе неверно отказывать в содержательности каким-нибудь социальным устойчивым практикам). Удачливые вожди, купцы, фабриканты, военные, юристы — все время от времени прибегали к нефункциональной трате. Они при этом не потакали собственным капризам, а действовали более, нежели здраво — создавали о себе впечатление, необходимое для дела, при помощи антуража, а если требовалось — широких жестов.

Демонстративная трата работает в качестве залога предсказуемости и основания доверия от потенциальных партнеров. (К слову, в основании имиджевой рекламы также лежит логика задатка: тот, кто гарантированно не производит хорошую продукцию, не будет тратиться на собственное паблисити, так как, сделав узнаваемым плохой товар, его обычно трудней продать. Покупатели этот сигнал считывают на уровне подсознания.) Эта фундаментальная логика траты превентивной жертвы — она только кажется необязательной, на деле это инвестиция в доверие, в информацию о будущем.

Кто есть кто и необходимо ли иметь дело с таким человеком

Статусная трата — это практически императив для большинства членов общества. Она маркирует точнейшим образом, кто есть кто и необходимо ли иметь дело с таким человеком. Логика статусов не вчера родилась, однако раньше она затрагивала наиболее заметно верхушку общества. Для средних слоев были вещи попроще, а низшим было не по карману разнообразие. Сословный диктат в одежде был необходим, чтобы было сразу видно, кто есть кто.

Мотив. Без него невозможно ни одно действие. Мы рождаемся уже с базовыми мотивациями, обусловленными нашими физическими потребностями. Но чем дальше мы познаем мир, впитывая в себя все особенности окружающей нас информационной среды, тем больше у нас появляется мотиваций. Но зачастую наш выбор — далеко не всегда наш выбор. Это, скорее, выбор той среды, которая нас формирует. Любому нашему действию предшествует мотив. И в зависимости от того, какие мотивации заложены в нас, такие действия мы будем совершать и по такому пути будем двигаться.

И современный мир устроен так, что окружающая среда закладывает в нас с детства не самые лучшие мотивации. Эти мотивации преимущественно эгоистичные. Почему так происходит и кому это выгодно? Существует мнение, что 90 % информации, с которой мы сталкиваемся, выгодны транснациональным корпорациям и проплачены ими. Что же это за информация? И идёт ли речь только о какой-то явной рекламе?

XXI век — век потребительства

На конец XX века и начало XXI пришёл самый расцвет транснациональных корпораций. Если в XX веке в мире преимущественно шла война идеологий, и война эта шла путём вооружённых столкновений, то к концу XX века началась новая эпоха — эпоха бесструктурного управления обществом, эпоха войны, которая идёт не на полях сражений, а в умах людей. Сегодня гонка вооружений ведётся не в плане оружия в традиционном понимании этого слова. Главным оружием нашего века стала реклама и другие методы манипуляции массовым сознанием.

Реклама. При этом слове, как правило, возникают у всех примерно одни и те же ассоциации. Рекламу вставляют в самом интересном месте любимого сериала, её расклеивают в общественном транспорте, она обрушивается на нас на улицах родного города. Однако это лишь часть айсберга. На самом деле 90 % информации, с которой мы сталкиваемся, это и есть реклама. В век потребительства реклама стала двигателем прогресса. Ну, или регресса, это как посмотреть.

Сегодня всё, что мы видим по телевизору, слышим по радио, всё, о чём поют в песнях, все странные концепции и идеи, которые продвигают через сеть Интернет, — это всё и есть реклама. Скрытая реклама. Как это работает? Очень просто. Можно сколько угодно людям мозолить глаза явной рекламой пива, но если человек не подсажен на это чуть ли не с детства, то заставить его покупать вредный напиток вряд ли возможно. И здесь в ход идёт скрытая реклама. Производители пива начинают финансировать производство различных фильмов и сериалов, где все (или подавляющее большинство) герои регулярно пьют пиво.

При этом не столько важна марка этого пива: все пивные бренды всё равно принадлежат одной корпорации и вся прибыль идёт в общий котёл. Поэтому с экрана продвигается не конкретный бренд пива, а конкретная модель поведения — регулярно употреблять пиво. Это продвигается с телеэкрана как норма: герои, которые употребляют пиво, показаны в качестве положительных героев — у них весёлая жизнь, они успешны, привлекательны, состоятельны, ну и так далее. Причём важно отметить, что для каждого социального слоя потенциальных потребителей образ привлекательности будет свой.

Для молодежи, к примеру, привлекательными героями являются наглые развязные подростки, а вот для людей постарше важен доход героя и его социальный статус. И производители пива, спонсирующие подобные фильмы, создадут положительный образ под каждую социальную группу. И таким образом постепенно внедрят в общество концепцию о том, что пить пиво — это модно, круто, весело и совсем даже не вредно. А вот тот, кто не пьёт пиво, — вот с ним однозначно то-то не так. Он, как говорил легендарный Воланд: «Или тяжело болен, или втайне ненавидит окружающих». Печально, но слова, написанные гениальным писателем, стали пророческими: сегодня в нашем обществе примерно так воспринимают каждого, кто не употребляет алкоголь.

И именно так работает эта система: человека ничего не заставляют делать напрямую, никто не указывает ему, как надо жить, просто ему мягко и ненавязчиво внушают, в какую сторону ему нужно двигаться. Активное внедрение деструктивных концепций началось в нашем обществе примерно в конце XX века. Именно тогда начался невиданный доселе расцвет транснациональных корпораций. И за 30–40 лет наше общество практически полностью подчинено так называемой философии потребления.

Парадигма потребления ориентирует нас на то, что смысл жизни, грубо говоря, не в чём ином, как в потреблении товаров и услуг. И к этому нужно направлять своё внимание. Каждому из нас в этой жизни предлагается простой жизненный план — пожертвовав всем, сделать карьеру, заработать как можно больше денег, и всё для того, чтобы за короткий промежуток человеческой жизни потребить максимальное количество товаров и услуг.

Особое место во всей этой системе потребления занимает такой рычаг управления, как искусственное «устаревание» вещей. К примеру, можно вполне пользоваться телефоном, который куплен ещё в начале двухтысячных. Однако, если вы где-нибудь в окружении обычных социальных людей вытащите такой телефон, в вас буквально прожгут дырку осуждающими и насмешливыми взглядами. Потому что с таким «старьём» может ходить только… в общем, сами знаете. И важно понимать, что такая реакция — это далеко не выбор всех этих людей. Их просто научили думать определённым образом для того, чтобы они побуждали друг друга всё время скупать «новинки».

В этом подлость этой системы: она действует руками собственных жертв, заставляя их разрушать себя и свою жизнь. Именно поэтому современное насилие над человеком, которое всегда происходит завуалированно и неявно, намного более циничное и опасное. И опасность его в том, что человек не воспринимает это как насилие, искренне веря, что это его собственный выбор. Истинно сказано: «Лучший раб тот, который не подозревает, что он раб».

Потребителям долго и настойчиво внушают, что раз в два-три года нужно менять телефон, а человек без смартфона в современном обществе выглядит ещё более странным, чем трезвенник или вегетарианец. И человек, даже осознавая, что этот смартфон ему не нужен, рано или поздно будет элементарно просто «задолбан» своим окружением, и, чтобы просто прекратить насмешки и издевательства, купит себе этот смартфон. И подлость человеческой психики в том, что, купив смартфон, он почувствует, что наконец-то приобщился к элите, и сам будет гнобить тех, у кого этого смартфона нет. Именно так работает эта система.

потребители, потребительский образ жизни, шопоголики

И по такой схеме функционируют все отрасли этой системы потребления. Любой, кто пытается сломать эту систему даже в рамках собственной жизни, будет встречать жесточайший отпор со стороны зомбированных рекламой потребителей. Любой, кто хотя бы раз попытался пойти наперекор этой системе, понимает, о чём идёт речь. Попробуйте после долгих лет употребления алкоголя и мяса, сказать своим друзьям или родным, что решили от этого отказаться.

За крайне редким исключением реакция будет совершенно неадекватной и чаще всего — крайне агрессивной. И как ни странно это прозвучит, но сами люди к этой своей реакции не имеют почти никакого отношения. Так проявляется работа тех деструктивных программ, которые инсталлированы в наше сознание с помощью скрытой рекламы. Если человеку с экрана 20–30 лет его жизни внушать, что алкоголь это — продукт питания, а праздник без него невозможен, то как сможет этот человек нормально воспринимать, что его друг или родственник решил от этого отказаться? Поэтому этих людей можно понять — они жертвы рекламы, и не более того. Они искренне считают, что «обезумевшего» трезвенника надо срочно образумить и вернуть в нормальное состояние — состояние «умеренного» самоотравления алкогольным ядом.

То же самое и с мясом. Каждому человеку с детства внушалось, что мясо — это необходимый продукт питания. И даже если человек ест это самое мясо пару раз в неделю, то на информацию о вегетарианстве он будет реагировать неизменно: «А что есть тогда?» Такое чувство, что человек, кроме мяса, вообще ничем не питается: суп из мяса, каша из мяса, салат из мяса, десерт из мяса и чай из мяса. В реальности же среднестатистический человек съедает пару-тройку котлет в неделю, и отказ от них уж точно не ведёт к голодной смерти.

Однако практически у каждого сторонника «традиционного» питания в сознание уже инсталлирована программа, которая заставляет его реагировать агрессивно на любые идеи об изменении в питании. Почему так? Потому что это выгодно транснациональным корпорациям. Вы можете заметить, что на предложения отказаться от мяса люди практически всегда реагируют одними и теми же фразами: про белок, В12, про то, что «есть нечего», про то, что «человек всеяден» и прочую чушь, внушённую мясными корпорациями.

Примеры с мясом и алкоголем лишь самые яркие примеры. Но на самом деле система потребления так работает во всём. Её схема проста: с помощью скрытой рекламы внушить большинству выгодные ей идеи. А меньшинство будет презираемо и осмеяно. И рано или поздно перейдёт на сторону большинства. А если и нет, то невелика потеря: большинство всё равно будет приносить прибыль.

Потребительство и паразитирование — бич современности

Постарайтесь проанализировать свои привычки, ритуалы, обряды, к которым вы привыкли. Тот же пример с Новым годом: нам с детства внушают, что вырубить сотни тысяч ёлок, нанеся удар по экологии, — это нормально. А каждый уважающий себя человек должен выложить за ёлку кругленькую сумму, проспонсировав этот жестокий бизнес, а после двух недель выкинуть её без всяких переживаний о том, куда теперь денутся эти сотни тысяч ёлок, которые валяются на улицах города до лета.

Нам настойчиво внушают с раннего детства, что самое главное — это получать удовольствие. Удовольствие — превыше всего. О том, что это удовольствие в ущерб другим людям и окружающей среде речь даже не идёт, но парадокс заключается в том, что чаще всего это удовольствие даже во вред самому человеку. Но эта философия потребления так глубоко вбита в наши умы, что смогла взрастить в нас даже пренебрежение к собственной жизни и здоровью.

Здоровье — это такая штука, что его всегда хватает до конца жизни. Всё это было бы смешно, если бы одурманенные философией потребления люди не начинали болеть уже в 30 лет, а умирать в 60. Реклама настолько зомбирует потребителей, что у них отключается даже инстинкт самосохранения и они потребляют во вред себе. О том, что их потребление наносит колоссальный вред окружающей среде, говорить уже и вовсе не приходится. О том, какой масштабный вред приносит всей планете мясоедение, уже сняты десятки фильмов. Но кого это волнует, кроме тех, кто уже и так перестал есть мясо? К сожалению, подавляющее большинство зрителей подобных фильмов составляют именно те, кто уже и так понял всё о вреде мяса.

Сегодня большинство людей ведут паразитический образ жизни. Спросите среднестатистического человека о том, к чему он стремится, чего хочет от жизни, какие у него цели и мотивации? «Денег-то хочется…» — ответила мне однажды девушка на вопрос о том, почему она хочет работать именно в IT-сфере. Заметьте, она не хочет изменить мир к лучшему, не хочет что-то привнести новое, что-то изобрести, облегчить жизнь людей, даже не хочет просто познать что-то новое и как-то развиваться.

«Денег-то хочется…» — вот единственная её мотивация. И это не единичный случай, это, скорее, «норма» современного общества. Подавляющее большинство людей (особенно молодежь как наиболее подверженный воздействию рекламы и пропаганды сегмент социума) сегодня мотивированы именно на потребление товаров и услуг. И поэтому вполне логично, что «денег-то хочется». Только «хочется» не самим людям, а тем, кто проплатил рекламу, инсталлировавшую в сознание людей все эти ложные желания. Это простое правило бизнеса: прежде, чем заработать, нужно вложить.

Транснациональные корпорации вкладывают миллиарды в организацию всей это информационной войны, направленной на инсталляцию в наше сознание деструктивных установок, мотивирующих нас к потреблению, паразитированию и саморазрушению. Но по итогу они получают в сотни и тысячи раз больше от одурманенных ложью, которые готовы сначала работать по 12 часов в сутки, потому что «денег-то хочется», а потом спускать эти деньги на то, чтобы потреблять то, что им не нужно, и разрушать самих себя. И эта парадоксальная система работает чётко и слаженно. Потребительство и паразитирование давно стали господствующей идеологией в большинстве стран.

Как избавиться от потребительства

С потребительством и системой, которая нами управляет, всё понятно. Но следуют классические вопросы: «Что же делать и кто виноват?» Не так важно, кто виноват, так как заинтересованы в таком положении дел транснациональные корпорации, а виноваты в том, что мир именно такой, отчасти и мы сами. Но гораздо важнее вопрос «Что делать?»

Для начала важно осознать, что нами управляют. Помните, что «Лучший раб тот, который не подозревает, что он раб»? И чтобы освободиться от этих цепей потребления для начала следует стать менее «удобным» рабом: осознать, что нами управляют и большинство наших мотиваций попросту внушены нам. Далее следует подвергнуть глубочайшему анализу все действия, которые мы совершаем. Как уже сказано в самом начале, любому действию предшествует мотив. Вот с этого и надо начинать. Прежде чем совершить какое-то действие, проверьте свой мотив.

Разберём на примере покупки. Итак, возникло желание купить что-нибудь. Честно (это важно) задайте себе вопрос, действительно ли вам нужна эта вещь? А если нужна, то зачем? Будет ли она способствовать вашему развитию? Принесёт ли она благо вам и окружающим вас людям? Не является ли желание купить эту вещь навязанным вам какой-то скрытой рекламой или настойчивыми «советами» других людей. К советам в плане разного рода покупок стоит относиться крайне осторожно. Важно понимать, что большинство людей уже зомбированы рекламой. И то, что они вам советуют, — это просто процесс ретрансляции тех идей, которые были вложены в них посредством рекламы. То есть совет вам даёт не ваш друг или родственник, а посредством его — заинтересованные в продажах люди. Это важно понимать.

Осознанность — это наше самое мощное оружие. Когда перед каждым своим действием вы будете себя честно спрашивать о мотивах и смысле данного действия, тогда вы станете поистине свободными. Никакая скрытая реклама, никакой гипноз или зомбирование не смогут с сознанием осознанного человека сделать ничего. Представьте себе антивирусную программу на компьютере. Она сразу же пресекает любые попытки вредоносных программ встроиться в наш компьютер.

То же самое происходит и с сознанием осознанного человека, который перед каждым своим действием задумывается о том, каковы его мотивы, каков смысл данного действия, каковы цели и к какому результату это действие приведёт. И это позволяет уничтожать «троянские программы» в нашем сознании ещё до того, как они пустят там свои корни и начнут процесс разрушения. Запустите в своём сознании такую антивирусную программу и перед каждым действием, перед каждой покупкой или заказом услуги спросите себя: «Для чего мне это нужно? Какую пользу это принесёт?» Вот увидите: многие желания, навязанные потребности и затраты — уйдут сами собой!

Потребительство как характеристика потребления

Критика потребительства

Антипотребительство

См. также: Антипотребительство

Для некоторых потребительство в современном мире становится своего рода пагубной зависимостью, развивается ониомания. Для человека, страдающего такой зависимостью, товары теряют собственную значимость и становятся лишь символом причастности к некой общественной группе. Идея возможности достижения социального превосходства через потребление порождает в сознании покупателя веру в то, что сам акт покупки способен доставить большее удовлетворение, нежели собственно продукт, который приобретается. Критики потребительства считают, что человеческое счастье ставится в зависимость от уровня потребления, потребление становится целью и смыслом жизни.

Основная критика идеологии потребительства развивается в религиозной среде. С религиозной точки зрения, оно игнорирует духовные ценности, если они вне сферы рыночных отношений, эксплуатирует и поощряет страсти, эмоции, пороки, в то время, как все основные религии призывают к их обузданию, ограничению. Примером критики потребительства в христианстве является энциклика папы римского Иоанна Павла II «Centesimus Annus» (1991), согласно которой потребительство — одно из наиболее опасных следствий радикальной формы капитализма.

Контраргументы сторонников потребительства

Процессы, которые превратно истолковываются как дурновкусие, маниакальная скупка и показуха, вовсе не сводятся к названным досадным проявлениям. Экономист начала XXI века Александр Долгин пишет, что «неприятие культурных трендов потребления вызвано тем, что многие в принципе не разобрались в устройстве общества потребления… Современным обществом все активнее управляет некое разумное символическое начало, ничуть не менее властное, чем конкуренция за материальные ресурсы. Из этого вырастают иные жизненные реалии и, под стать им, иная мораль, о которой неверно судить с прежних позиций». Вещи говорят больше, чем о богатстве, одновременно они маркируют вкус, ментальность, социальную принадлежность и прочие качества индивида.

Потребительское общество предоставляет в распоряжение людей сигнальную систему и практики, обслуживающие необходимость в сближении и дистанцировании. Причём эффективность этой сигнальной системы зависит от скорости, трудоёмкости и полноты взаимного «просвечивания». А это, в свою очередь, влияет на качество окружения, в котором живут люди, на качество коммуникаций и, в конечном счёте, на качество жизни.

Демонстративная трата — как залог предсказуемости и основа доверия со стороны потенциальных партнеров

См. также: Демонстративное потребление

Вожди, удачливые купцы и фабриканты, военные и юристы — все время от времени прибегали к нефункциональной трате. При этом они не потакали своим капризам, а действовали более чем здраво — создавали о себе необходимое для дела впечатление с помощью антуража, а когда требовалось — широких жестов.

Подобными жестами они нарабатывают репутацию. Окружающие воочию убеждаются,что ему не легко будет с репутацией расстаться, — это и есть искомое состояние:

предъявленная страховка от того, что в дальнейшем человек поведет себя неподобающе.

Демонстративная трата работает как залог предсказуемости и основа доверия со стороны потенциальных партнеров. (К слову, в основе имиджевой рекламы тоже лежит логика задатка: тот, кто не производит гарантированно хорошую продукцию, не станет тратиться на своё паблисити, ведь, сделав плохой товар узнаваемым, его, как правило, трудней продать. Покупатели считывают этот сигнал на уровне подсознания.) Такова фундаментальная логика траты как превентивной жертвы — она лишь кажется необязательной, на деле это инвестиция в информацию о будущем, в доверие.

Кто есть кто и стоит ли иметь дело с этим человеком

Статусная трата — почти императив для подавляющего большинства членов общества. Она точнейшим образом маркирует, кто есть кто и стоит ли иметь дело с этим человеком. Логика статусов родилась не вчера, но раньше она наиболее заметно затрагивала верхушку общества. Для средних слоев предназначались вещи попроще, а низшим разнообразие было не по карману. Сословный диктат в одежде был нужен затем, что сегодня достигается без принуждения, — чтобы сразу было видно, кто есть кто.

Информационное общество и гуманизм потребительской культуры

В информационном обществе игра в показное потребление стала всенародной. На кону стоят не только имущественные статусы, но и множество характеристик личности. Все страны на своем уровне вовлечены в складывание и разгадывание тех же шифров и семиотических кроссвордов, что и состоятельная публика. Причем для всякого уровня запросов обеспечен свой потребительский минимум. Так, среди наиболее массовых и потому дешевых продуктов пиво плюс чипсы плюс футбол, а также музыка, интернет-серфинг, кино, компьютерные игры… — все, что позволяет, как минимум, заполнить время, спастись от его невыносимой тягучести.

Желающим перейти в более высокую лигу пути, как правило, закрыты ограниченностью ресурсов и неравноценной оплатой труда, что, во многом, и является катализатором роста преступности. Потребительская культура по-прежнему не может удовлетворить весь спрос (поскольку он непрерывно растет), но, при этом, провоцирует общественное расслоение ещё сильнее, чем в прошлые времена.

Система искусно стыкует/разводит людей, благодаря чему разные классы,слои, страты, круги, сегменты общества деликатно расквартированы

и не так сильно царапают друг друга острыми локтями.

Поэтому пенять кому-то на его, условно говоря, попкорн — это не понимать, что именно благодаря ему ты отличаешь своих от чужих (либо, напротив, бравировать своим пониманием).

См. также

Консьюмеризм (консумеризм, консюмеризм) — это организованное общественное движение, ставящее своей целью расширение и защиту прав потребителей (покупателей). Термин происходит от consumer — потребитель.

Движение возникло на родине идеологии потребления — в США. 15 марта 1962 года президентом Джоном Кеннеди был введен «Билль о правах потребителя», провозгласивший право потребительской общественности на защиту, достоверную информацию, на выбор и на то, чтобы быть выслушанной. День 15 марта с тех пор стал Всемирным днем защиты прав потребителей.

Позже во многих странах были приняты аналогичные законы, призванные защитить права потребителей и повысить ответственность производителей товаров за качество и безопасность своей продукции. Россия впервые приняла закон «О защите прав потребителей» в 1992 году, в 1995 году закон подвергся некоторым изменениям. Закон призван регулировать отношение между конечными потребителями и поставщиками товаров. Положения закона устанавливают право покупателей на приобретение безопасных для здоровья и жизни товаров надлежащего качества, на получение достоверной информации и товарах и услугах. Рекламную деятельность регулирует принятый в 1995 году закон «О рекламе».

В современном мире термин консьюмеризм часто используется как синоним избыточного потребления. Потребление приобретает навязчивый характер, появляются психические отклонения разного рода, связанные со сформировавшейся зависимостью от желания приобретать те или иные блага. В связи с этим сформировалось второе значение консьюмеризма как характеристики потребления. Основная критика консьюмеризма в значении перепотребления формируется в религиозной среде.

Консумеризм - это... Что такое Консумеризм?

Консьюмери́зм, консумеризм, консюмеризм (англ. Consumerism от consumer — потребитель) — движение граждан или государственных организаций за расширение прав потребителей и усиление их воздействия на продавцов и производителей, обеспечение качества потребительских товаров (услуг) и честной рекламы.[1]

15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей.

Постепенно соответствующие законы о защите прав потребителей были приняты в большом количестве стран.

Консьюмери́зм как термин в настоящее время становится аналогом перепотребление, потребительство. В современном мире потребление становится своего рода пагубной зависимостью, развивается ониомания. Для человека, страдающего такой зависимостью, товары теряют собственную значимость и становятся лишь символом причастности к некой общественной группе. Идея о возможности достижения социального превосходства через потребление порождает в сознании покупателя веру в то, что сам акт покупки способен доставить большее удовлетворение, нежели собственно продукт, который приобретается. Человеческое счастье ставится в зависимость от уровня потребления, потребление становится целью и смыслом жизни.

Основная критика идеологии потребительства развивается в религиозной среде. С религиозной точки зрения, консьюмеризм игнорирует духовные ценности, если они вне сферы рыночных отношений. Консьюмеризм эксплуатирует и поощряет страсти, эмоции, пороки, в то время, как все основные религии призывают к их обузданию, ограничению. Примером критики консьюмеризма в христианстве является энциклика папы римского Иоанна Павла II «Centesimus Annus» (1991), согласно которой консьюмеризм – одно из наиболее опасных следствий радикальной формы капитализма.

Примечания

  1. ↑ Современный экономический словарь

Литература

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

Консьюмеризм, что это? Правильно ли использовать термин «консьюмеризм» как синоним к термину «потребительство»?

Консюмеризм - это... Что такое Консюмеризм?

Консьюмери́зм, консумеризм, консюмеризм (англ. Consumerism от consumer — потребитель) — движение граждан или государственных организаций за расширение прав потребителей и усиление их воздействия на продавцов и производителей, обеспечение качества потребительских товаров (услуг) и честной рекламы.[1]

15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей.

Постепенно соответствующие законы о защите прав потребителей были приняты в большом количестве стран.

Консьюмери́зм как термин в настоящее время становится аналогом перепотребление, потребительство. В современном мире потребление становится своего рода пагубной зависимостью, развивается ониомания. Для человека, страдающего такой зависимостью, товары теряют собственную значимость и становятся лишь символом причастности к некой общественной группе. Идея о возможности достижения социального превосходства через потребление порождает в сознании покупателя веру в то, что сам акт покупки способен доставить большее удовлетворение, нежели собственно продукт, который приобретается. Человеческое счастье ставится в зависимость от уровня потребления, потребление становится целью и смыслом жизни.

Основная критика идеологии потребительства развивается в религиозной среде. С религиозной точки зрения, консьюмеризм игнорирует духовные ценности, если они вне сферы рыночных отношений. Консьюмеризм эксплуатирует и поощряет страсти, эмоции, пороки, в то время, как все основные религии призывают к их обузданию, ограничению. Примером критики консьюмеризма в христианстве является энциклика папы римского Иоанна Павла II «Centesimus Annus» (1991), согласно которой консьюмеризм – одно из наиболее опасных следствий радикальной формы капитализма.

Примечания

  1. ↑ Современный экономический словарь

Литература

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

КОНСЬЮМЕРИЗМ - это... Что такое КОНСЬЮМЕРИЗМ?

Консьюмеризм - это... Что такое Консьюмеризм?


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.