Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Коллаборативная среда что это такое


Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Бектасова Г. К. Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 3-4. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10615/ (дата обращения: 29.09.2019).



Образовательная система Казахстана в XXI веке претерпевает огромные изменения. Теперь учителю необходимо применять в своей практике инновационные методы, быть творчески ищущим человеком. Для мировой педагогики нового столетия характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Парадигма современного Казахстанского образования заключается в том, чтобы дать всем без исключения возможность для разностороннего развития, реализации творческого потенциала, заложенного в каждом человеке от природы. Важнейшим направлением в школьной системе выступает реализация личностно-ориентированного подхода в образовании, способного сыграть в жизни школьника значительную роль в достижении им впоследствии вершин личностного и профессионального развития. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, создать условия для социализации личности ученика.Наряду с экономическим становлением Казахстана, воспитание и обучение детей было выделено как важное направление внутренней политики. «Наша задача — поднять Казахстан на уровень международного стандарта, и эти люди, подрастая, будут важной элитой, которая будет вести Казахстан в большой глобальный мир» — сказал Президент. [1]

Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы — это требование времени, а не дань моде. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в школе групповая работа. Учебный процесс в группах построен как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. При организации работы в парах и группах каждый ученик не просто сидит на уроке, а мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Кроме того, групповые формы работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно». Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить ребят высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения.

Об успешности коллаборативной среды в процессе преподавания и обучения известно и доказано давно. «Коллаборативное обучение (англ.-collaborativelearning)-образовательный подход к преподаванию и обучению, предполагающий совместную работу групп учителей или учащихся при решении проблемы, выполнении задания или создании продукта. [2] В основе коллаборативного обучения лежит идея о том, что обучение — это социальная, по своему характеру, деятельность, в которой участники общаются друг с другом, и процесс обучения осуществляется посредством общения». Коллаборативный класс представляет собой класс, в котором учитель понимает меру своей ответственности, не ограниченной лишь рамками преподаваемого предмета. Успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Каждый ребенок, приходя на урок, несет с собой какие-то собственные проблемы: семейные, некачественно выученный урок, цели обучения которые он не достиг. Вместе с негативными эмоциями ученик приходит и с эмоциональным всплеском: прошедший на «отлично» урок, замечательно написанное эссе, классно решенная задача по математике... И для того чтобы переключиться на другой урок, ему необходимо время. Зачастую это «время» учитель не предоставляет ученику. В результате, в лучшем случае, такой ученик выпадет в начале урока, возможно и с половины урока, но в худшем случае из всего урока. Для создания доброжелательной атмосферы на уроке, переключения и сосредоточения внимания, необходимым условием каждого урока должна быть коллаборативная среда. Основой коллаборативной среды выступает доверие. Создание доверительной обстановки на уроке — это большой процент успешности урока.

В групповой работе сосредоточен большой учебно-формирующий потенциал. Взаимополезная среда, в которой ученики связаны между собой необходимостью общения друг с другом для решения учебных задач, раскрывает весь потенциал, который доселе не был использован. Кроме того, в ходе групповой работы на уроках, с целью повышения познавательного интереса школьников, учитель имеет возможность применять различные стратегии. Так, например, используя стратегии критического мышления, педагоги вовлекают школьников в работу в группах, а применение стратегии диалогового обучения побуждают учащихся к активному обсуждению проблемных вопросов и дискуссии о причинно-следственных связях. Следует обратить внимание и на то, что в коллаборативной среде учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане, то есть имеют возможность общаться со сверстниками, защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями, принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя. Таким образом, коллаборативное (групповое) обучение, то есть «…обучение в сотрудничестве, является личной философией обучающегося, а не только методом, используемым в классе. Во всех случаях, когда люди объединяются в группы, сотрудничество предполагает способ работы … на основе уважения, признания способностей и личного вклада каждого члена группы». [3] Групповая формы работы позволила создать более разносторонние формы взаимодействия между учащимися, чем при традиционных формах обучения. Работая в маленьких группах, они больше узнавали о содержании учебного материала, обучались рефлексии. Работа в парах, в группах позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. В процессе использования групповой работы как одного из способов развития коммуникативных компетенций учащихся, есть ряд преимуществ:

– возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;

– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

– приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;

– учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности. [4]

Коллаборативная среда развивает взаимопонимание. Взаимопонимание — это наличие у всех участников группы обучения сходных знаний о процессе взаимодействия, сходных взглядов, предположений и допущений, т. е. разделение всей группой одних и тех же идей.

Литература:

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы URL:http://www.nao.kz
  2. Дьяченко В. К. «Сотрудничество в обучении.О коллективном способе учебной работы». — М.: Наука, 1991. — С. 24–57, 60–81.– (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).
  3. Рассел Джесси. Формы организации обучения, 2013. 57 с.
  4. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Второе издание (2013). АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

Основные термины (генерируются автоматически): групповая работа, группа, урок, обучение, обмен мнениями, Казахстан, групповая форма работы, процесс обучения, среда, возможность.

Использование групповых форм работы открывает широкие возможности для формирования предусмотренных стандартами второго поколения коммуникативных действий, развития мышления и креативности ребенка...

Эффективность группового обучения и его влияние на... Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ

ребенок, учитель, групповая работа, задание, ученик, работа, общее мнение, совместная работа, домашнее задание, часть работы.

Эффективность группового обучения и его влияние на... групповая работа, группа, учащийся, ученик, член группы, ребенок, работа, теоретический материал, мыслительная.

Покидова Н. Н., Вертиева Л. Н., Цюцюра Т. Н. Парная и групповая работа как средство осуществления личностно-ориентированного

Кооперативная деятельность дает возможность детям наблюдать за работай других детей, общаться, обмениваться мнениями, при этом...

Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленных на

Через групповое обучение, в результате совместной работы дети были вовлечены в исследовательский процесс.

Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленных на уроке задач. Групповые технологии как средство формирования ключевых...

ученик, урок, учитель, обучение, знание, группа, групповая форма работы, интерактивное обучение, образовательный подход, выполнение задания.

групповая работа, группа, коммуникативная среда, возможность, ребенок, развитие, образовательная среда, начальная школа, коммуникативная компетенция, урок.

Работа преподавателя, внедряющего технологию коллективного обучения в практику преподавания

Семинар, диспут — круговая посадка; Групповая работа — посадка по 4 или по 6 человек

В процессе коллективной работы у каждого учащегося развиваются качества...

moluch.ru

Создание коллаборативной среды на уроках

Критическое мышление - это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

Критическое мышление представлено как «мышление о мышлении», умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом.

Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане [«Руководство учителя», стр. 154].

Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям [«Руководство учителя», стр. 154].

Учитель, который не может критически мыслить, никогда не сможет научить ученика мышлению. Отходя от традиционных методов обучения, выискивая новые пути, новые технологии, познавая новые стратегии, мы поможем себе и нашим ученикам развить то самое мышление..

Одной из новых технологий обучения является обучение критическому мышлению.

В последнее время наблюдается негативное отношение детей к учёбе, что сказывается на дальнейшей их судьбе. В современном мире, где развитие технологий происходит быстрыми темпами и обилие информации, учащиеся должны использовать те знания, которые имеют. Ведь в конечном итоге учащиеся должны взять ответственность за своё обучение.– тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.      Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  «Вызов – осмысление – размышление»..     На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи; в тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры»..

Так на данном этапе при проведении последовательных уроков я использовала стратегию «Кластер». Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. На первом уроке после представления инсценированного отрывка из произведения ранее изученного Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» ребята озвучили свои ассоциации о героине произведения, узнав её по монологу, связали быт, одежду, творчество писателя , связь его с Украиной создали кластер « Колорит», а затем после работы со словарём Ожегова добавили информацию о историческом и национальном колорите, тем самым озвучили тему урока и цели предстоящей работы. На втором уроке свои ассоциации ребята высказывали о письме и причинах его написания, были заинтригованы для чего нам письмо и кому будем писать и отправлять его Этим получили хорошую мотивацию к работе на уроке. Третий урок на этапе вызова был начат приёмом «Да – нетка». Этот прием ставит учащихся в активную позицию, учит связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию;слушать и слышать товарищей. Учащиеся угадывали зашифрованного героя повести «Тарас Бульба», задавая вопросы, на которые можно было отвечать только ДА или НЕТ, получили формативную оценку за наиболее точные вопросы и смогли назвать тему и задачи урока. На четвёртом уроке погрузиться в работу помог Прием «Корзина» идей, понятий, имен». Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске нарисован значок корзины, в которой с помощью цветных стикеров было собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Не даром говорят, с чего начнёшь, то и получишь. Далее следует немаловажная стадия осмысления урока.

На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Здесь мною были использованы приёмы критического мышления, как «Чтение с пометами», когда ученики самостоятельно знакомились с новым материалом учебника о создании повести «Тарас Бульба», тем самым облегчая себе поиск необходимой информации, делая пометки на полях. На этом этапе работы, я считаю Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию незаменимым стратегию «Инсёрт», Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию при помощи галочки, плюс, минус и вопросительный знак. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.    Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Так происходит получение новых знаний  и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.    В ходе работы на уроке, используя стратегии критического мышления, учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, научатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, построят умозаключения и логические цепи доказательств, выразят свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Учащиеся могут высказать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт.

Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Работа в небольших группах позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно.

Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

Нам, преподавателям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих учеников. Мы привыкли их поправлять, критиковать, морализировать по поводу их действий. Поэтому учителю предлагается две секунды для осмысления ответа и ещё семь для высказывания ребёнка. Ни в коем разе нельзя обрывать ученика и нервно реагировать на его ответ.

Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить ребят высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения. В случае успешной реализации фазы вызова у учеников возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

Необходимо направлять, а не управлять процессами формирования знаний и исследований. И это будет более эффективно при условии активного вовлечения учеников в метод диалогического обучения. По наблюдениям Вольфа и Александера вовлечение детей в обсуждение, диалог и аргументацию, позволит им успешно участвовать в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ.

Александер определил пять подходов в общении с учащимися, исследованных на практике: механическое запоминание(заучивание фактов при постоянном повторении), декламация (воспоминания, подсказки), инструкция/изложение (объяснение ученику, что делать, передача информации, фактов, принципов), обсуждение ( обмен идеями и решения проблем), диалог ( взаимопонимание через кумулятивный опрос и обсуждение).

Мерсер же определил три формы аргументирования при обсуждении в классе: диспутивная форма ( спор)- ученики дискутируют и не принимают и не принимают точку зрения других; кумулятивную форму – при которой ученики основываются конструктивно и доброжелательно на достижениях друг друга; исследовательская форма –поиск необходимой информации, аргументирование, встречное оспаривание. Эти идеи соответствуют конструктивисткой теории, которая позиционирует учеников в качестве активных участников процесса преподавания и обучения.

Критическое мышление представляет собой процесс целеустремлённого, саморегулируемого суждения.

В работе учителю при новых подходах в преподавании помогут книги Джона Дьюи «Как мы думаем» (1910) и Дональда Шона «Рефлексивный практик: как профессионалы думают на практике» (1983). А так же применение стратегий критического мышления: Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична

Способ структурирования текста как оформление его в таблицу. Любая таблица представляет собой результат некоторой классификации, оформленный в виде нескольких столбцов и строк. Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала.

Упражнение «Двойной дневник» дает возможность читателям тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории.

Еще один методический прием назван Таск-анализ. ТАСК – (это сокращение для слов Тезис — Анализ — Синтез — Ключ), его задача помочь ученикам научиться независимо размышлять об отдельных моментах текста. Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста детям предстоит размышлять.

ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения  (INSERT – Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

Прием осуществляется в несколько этапов.

1 этап: Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

«галочкой» помечается то, что им уже известно;

знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

«вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производиться в аудитории, при этом педагог может давать свои комментарии по ходу чтения.

3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу.

Синквейн

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии.

Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Я выделила наиболее подходящие методы и стратегии критического мышлении, которые подойдут в использовании на уроке литературы.

В целом критически мыслящие ученики активны в процессе постановки вопросов и анализа доказательств, открыты для новых идей и перспектив.

И в результате: актуализированный опыт, знание сформированный мотив, укрепление целей, заявленных на стадии вызова, сформированное целостное представление о предмете, поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.

kopilkaurokov.ru

ВЛИЯНИЕ КОЛЛАБОРАТИВНОЙ СРЕДЫ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА

Даужанова В.Р.

Учитель истории, Назарбаев интеллектуальная школа химико-биологического направления города Караганда

ВЛИЯНИЕ КОЛЛАБОРАТИВНОЙ СРЕДЫ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА

Аннотация

В статье рассмотрено особенности преподавания предмета с использованием элементов коллаборативной среды и активными методами обучения. Рассмотрены причины не применения данного подхода на уроках, а также плюсы такого преподавания. В результате даны краткие рекомендации для применения коллаборативной среды в образовательном процессе.

Ключевые слова: коллаборативная среда, активное преподавание, мотивация.

Dauzhanova V.R.

History teacher, Nazarbayev Intellectual Schools chemical biological direction of Karaganda

EFFECT OF ENVIRONMENT ON PERFORMANCE COLLABORATIVE LESSON.

Abstract

The article considers the peculiarities of teaching the subject using the elements of a collaborative environment and active learning methods. The reasons do not apply this approach in the classroom, as well as advantages of this teaching. The result gives a brief recommendations for use collaborative environment in the educational process.

Keywords: collaborative environment of active teaching, motivation.

«Коллаборативное обучение –  образовательный подход к преподаванию и обучению, предполагающий совместную работу групп учителей или учащихся при решении проблемы, выполнении задания или создании продукта. В основе коллаборативного обучения лежит идея о том, что обучение – это социальная, по своему характеру, деятельность, в которой участники общаются друг с другом, и процесс обучения осуществляется посредством общения»[1].

Каждый ребенок, приходя на урок, несет с собой какие то, собственные проблемы: семейные, некачественно выученный урок, цели обучения которые он не достиг. Вместе с негативными эмоциями ученик приходит и с эмоциональным всплеском: прошедший на «супер» урок, удавшийся опыт по химии, классно решенная задача по физике… И для того чтобы переключится на другой урок ему необходимо время. Зачастую это «время» учитель не предоставляет ученику. В результате, в лучшем случае, такой ученик выпадет в начале урока, возможно и с половины урока, но в худшем случае из всего урока. Для создания доброжелательной атмосферы на уроке, переключения и сосредоточения внимания, необходимым условием каждого урока должна быть коллаборативная среда.  Основой коллаборативной среды выступает доверие. Создание доверительной обстановки на уроке это большой процент успешности урока. Для проведения таких уроков созданы все условия в Назарбаев интеллектуальных школах.   По мнению учащихся коллаборативная среда способствует раскрытию их потенциала. Они не боятся учителя и не стесняются друг друга. Каждый может высказать свое собственное мнение пусть даже неверное. На таких уроках как, говорят учащиеся, они чувствуют себя «своими». Коллеги же, считают что, коллаборативная среда способствует  раскрытию интеллектуального потенциала учащихся, но для  обеспечения этого учителю  необходимо уделять внимание каждому ученику, к его интеллектуальным и физиологическим особенностям.

Тем не менее, не всегда учитель может применить данный подход в обучении на уроке. Чаще всего одной из причин становится банальная нехватка времени. Считается, зачем тратить время на игры и развлечения на уроке когда за эти драгоценные минуты можно дать много полезной информации. При этом естественно не учитывается то, что у каждого ученика есть свои потенциальные биологические способности, которые необходимо учитывать. Все учителя прекрасно понимают, что услышанная информация запоминается меньше всего. Но, тем не менее, в целях экономии времени пытается дать за короткий промежуток времени как можно больше информации. Еще сам Конфуций говорил: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю».

Непосредственно еще одним затруднением коллаборативной среды выступает возможность учащихся уйти в неверном направлении. Сложно контролировать большую группу детей. К примеру, в классах с 10-12 человек легко контролировать деятельность каждого ученика. С 20-24 человека это сделать становиться очень сложно. Сам процесс игры на уроке очень шумное мероприятие. Поэтому в полных классах должна быть такая обстановка, когда ученики понимают учителя с одного движения руки. Для этого важна работа куратора и психолога по сплочению коллектива учеников. Так как сплоченный дружный класс с легкостью выполняет задания предложенные учителем и не тратит на этого много времени. В отличие от разрозненного классного коллектива. Когда при выполнении задания ученики начинают выяснять отношения кто, что будет делать и никак не могут распределить обязанности внутри группы (класса). Конечно, решением данной проблемы может быть распределение ролей самим учителем, но разрозненность класса будет большой помехой на пути решения поставленной задачи.

Также одной из причин неэффективного применения на уроке коллаборативной среды могут быть личностные качества учителя. Учитель свою жизнь посвящает обучению другого человека – ученика, поэтому  педагог должен обладать такими личностными качествами, которые располагали бы к нему учеников.  Главное для учителя на протяжении своей практической деятельности не потерять интерес к своему предмету и к своим ученикам. Интерес способствует тому, что в каждом ученике видишь личность, личность со своими плюсами и минусами. Естественно, что учитель, может быть, подвергнут профессиональной выгораемости. Тогда теряется бдительность к каждому, перестают блестеть глаза и уроки перестают быть энергичными, как бывало ранее.  Главной причиной синдрома профессиональной выгораемости считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия. По статистике от 30 до 90% работающих учителей максимально подвержены выгоранию[2].

Наиболее значимой проблемой при создании коллаборативной среды на уроке  исходя из опроса коллег и личного опыта, является нехватка времени. Учебная программа очень насыщенная. Каждая тема включает в себя довольно объемный материал. Каждая секунда на счету у учителя. Поэтому многие для экономии времени предпочитают более объемные сложные темы давать учащимся традиционным способом, то есть «говорю я, а вы меня слушаете». Результат таков ученик запоминает услышанную информацию всего на 10 %.   Возникает вопрос: в чем выиграл учитель? Как говорил В. Ключеский: «преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую».

Естественно для того чтобы повысить результативность урока необходимо в полной мере выкладываться учителю на уроке. Для проведения такого урока важно тщательная, продуманная подготовка к каждому этапу урока. Планирование урока должно строиться с индивидуальным подходом к ученикам, учитывая дифференциацию в обучении. Создавая благоприятный настрой на уроках, будучи преподавателем колледжа, я заметила изменения в поведении учеников. Главное, на мой взгляд, достижение – это то, что у моих студентов загорелись глаза, они перестали скучать, они постоянно были заняты на уроке, добывая знания самостоятельно. Каждую минуту их работы я продумывала до мельчайших деталей. Это давалось сложно, но результат был налицо. Немалую роль сыграло в этом создание коллаборативной среды, с которой начинался каждый урок, и организации диалогового обучения. Основным своим приоритетом я ставила работу, направленную на заинтересованность детей.  Вся серия моих уроков была построена на активных методах преподавания. Модель обучения Л.Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог[3]. Большой проблемой для моих студентов является неумение и нежелание говорить, высказывать свою точку зрения. Для активизации деятельности учащихся я старалась внести разнообразие. Удивление сменялось ожиданием, оно в свою очередь порождало позитивный настрой на работу. Каждый урок включал в себя задания, как для индивидуальной работы, так и для совместной групповой, но, тем не менее, все задания вызывали вопросы и обсуждения в группах. Мне приходилось присаживаться к каждой группе и уточнять задание. Такая работа для меня была новой. Когда находишься на одном уровне с учащимися, сидишь в их группе, тебя начинают воспринимать не только как учителя, больше как компаньона или напарника. И себя чувствуешь в такой обстановке совершенно по другому. Проявляется больше доверия и позитива с обеих сторон. Для меня это очень дорого.

 Если на первом уроке учащиеся удивленно смотрели на меня, когда я им продолжила рассказать часть изученного текста друг другу, а потом еще и оценить свою работу, то на четвертом уроке они вполне спокойно объясняли изученный материал своим одногруппникам. При этом наблюдалось внимание и со стороны слушателей и со стороны спикера, который сам поражался тому, как он излагает свою мысль.  То есть организация работы в группах, в парах, применение различных технологий деления в игровой форме, предоставление возможности высказаться, учитывая особенности 17-летнего возраста, и построение работы направленной на повышения мотивации учащихся дали свои плоды. Приятно было слышать от студентов на последнем уроке, что им будет не хватать такой формы работы после моего ухода. Для меня эти слова были большой оценкой моего труда. Мне и без того было сложно поменять привычную обстановку на совершенно новую, неизвестную после таких слов становилось совсем грустно. Я чувствовала, что предаю этих детей, но решение об уходе с колледжа уже было принято.

Проработав в НИШ два года, мои взгляды на планирование и проведение урока резко изменились. Главным отличием учеников от студентов является их высокая степень мотивации. Поэтому коллаборативная среда очень важна для углубленного понимания материала, для доверительной атмосферы на уроке, для раскрытия потенциала учеников. В первую очередь, проводя такие уроки важно учитывать возрастные особенности учеников. Хотя, и взрослые, и дети, с большим удовольствиям изучают урок в игре. Игра на уроке истории – это возможность учащимся перевоплотиться в исторического героя, совершить путешествие во времени, почувствовать то, что чувствовали персонажи из истории. Основной целью проведения игры на уроке является через игровое состояние прочувствовать специфическое эмоциональное положение исторического героя, ситуации, что способствует, запоминаю и осмыслению исторической действительности. В результате, казалось бы, события давно минувших дней оживают в лицах учеников, причем оживают с огромным удовольствием.  Большим плюсом проведения таких игр становятся приобретаемые знания, которые для каждого ученика  дороги и значимы, ребенок, изображая человека из прошлого, пропускает его через себя, что способствует глубокому осознанию особенности изучаемой  эпохи.

Естественно, что игры это тоже часть коллаборативной среды. На уроках с применением игр не когда не бывает пассивного ученика. У учеников горят глаза. Каждый срамиться померить корону, плащ, побывать в той или иной роли. Поэтому проблеме нехватки времени должна отойти на второй план. Конечно, не каждом уроке уместно проводить урок в форме игры, но уделить 1-2 минуты на позитивный настрой на уроке вполне можно.

В результате можно сделать вывод для того чтобы преодолеть проблему с нехваткой времени для создания коллаборативной среды на уроке можно прибегнуть к следующим способам решения проблемы:

Насколько можно заметить, простые на первый взгляд мелочи очень важны для ребенка. Ребенок это ценит. Практически не затрачивая время можно расположить ребенка к себе, настроить его на плодотворную работу, дать ему капельку внимания и урок пройдет на много лучше чем планировалось изначально. В итоге учителю по силам оказать помощь своим ученикам, чтобы в дальнейшем понимание целей и задач своего обучения способствовало осмыслению того что ученик делает и главное для чего он это делает. Основной задачей учителя, по моему мнению, научить детей учиться, добывать свои знания самостоятельно. Ученик пассивный слушатель на уроке, также как и уставший ученик, ненастроенный на работу, не сможет воспроизвести новый материал уже на следующем уроке, не говоря уже о применении знаний в повседневной жизни.

[1] Руководство для учителя (3-ий базовый уровень).

[2] http://health.mpei.ac.ru/sindrom.htm

[3] Руководство для учителя, с 144.

Литература

  1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: “Высшая школа”, 1991. – С. 42-44
  2. Рассел Джесси. Формы организации обучения, 2013. 57 с.
  3. Руководство для учителя (3 базовый уровень), 2013.
  4. Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс] URL: http://health.mpei.ac.ru/sindrom.htm (дата обращения 07.12.2014)

References

  1. Verbitsky AA Active Learning in Higher Education: a contextual approach. M .: “High School”, 1991. – P. 42-44
  2. Jesse Russell. Forms of organization learning, 2013. 57 p.
  3. Guide for Teachers (3 baseline), 2013.
  4. Burnout syndrome [electronic resource] URL: http://health.mpei.ac.ru/sindrom.htm (date accessed 12/07/2014)

research-journal.org

Коллаборативная среда в обучении .docx - Статья "Коллаборативная среда в обучении как благоприятное условие для повышения качества знаний".

­как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся;2.Готовлю и отбираю учебный материал( текст, материал из хрестоматии, учебника, видеофильм или презентация), определяю критерии оценки результатов работы учащихся.3. Разрабатываю задания для групп в соответствии с целями урока.4.Заранее планирую как будут сформированы группы, выбраны руководители в группах и определяю последовательность работы в группах .При формировании групп, я стараюсь разделить так, чтобы в группе были ученики с сильным, средним и слабым уровнем успеваемости. Иногда формирую группы из слабых и средних учеников, объединив их в одну группу, но тогда задания этой группе даю более легкой или средней сложности, чтобы ориентация науспех оставалась, при этом моей целью является развитие самостоятельности, организованности, и уверенности в своих возможностях отдельных учеников. На уроках я проводила упражнении, игры, которые позволили преодолеть барьеры в общении между учащимися, повысить взаимное доверие, сплочение их в дружную команду, развить в них потребность участвовать в дискуссиях и разговорах с классом.Например, мной было проведено упражнение «Найди нового друга», которым я ставила перед собой задач создать пары для дальнейшей работы на уроке, а также дополнительным моментом упражнения повышение настроения и снижение усталости. Главным условием задачей являлось то, что сформировавшиеся пары максимум должны показать, что они довольны своим напарником, не зависимо от того, кем они приходились друг другу до урока. Проведенное упражнение «Найди нового друга», позволило создать благоприятную и доброжелательную атмосферу на уроке.Таким образом, при создании коллаборативной среды, применяя групповую работу на своих уроках, хотелось бы отметить, что повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких­то задач, в группе выше обучаемость (взаимообучение­ сильные­слабые), эффективность усвоения и актуализации знаний, при совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию взаимоуважения, умения вести диалог и аргументировать свою точку зрения.Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи ­ также естественно, как смеяться, петь, радоваться

жизни.

znanio.ru

Коллаборативное обучение как модель эффективной реализации образовательного процесса

ских кадров, обучающихся) к использованию тех услуг, которые им предоставляются. При этом считая, что использование информационных технологий и средств не является самоцелью, они предназначены для повышения эффективности деятельности на всех уровнях, и в конечном счете - приданию системе довузовского профессионального образования новых качеств (адаптивности, открытости, мобильности) для качественной подготовки кадров для экономики региона.

2. Ерофеев, Е. В. Электронное правительство: как приблизить чиновника к гражданину? [Электронный ресурс]/ Е. В. Ерофеев. - Режим доступа.

http://www.connect.ru/article.asp?id=5103, свободный

3. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] : / пер. с англ.; под ред. О. И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

Список литературы

1. Дочкин, С. А. Информатизация дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических кадров: организационно-педагогический аспект [Текст] : монография / С. А. Дочкин. - СПб. : Ар-ден, 2010. - 226 с.

4. Электронное правительство: рекомендации по внедрению в Российской Федерации [Текст] / под. ред. В. И. Дрожжинова, Е. З. Зиндера. - М. : ЭкоТренз, 2005. - 352 с.

коллаборативное обучение как модель эффективной реализации образовательного процесса

Н. В. Павельева, начальник центра академической мобильности и международного сотрудничества ГОУ «КРИРПО»

Анализ тенденций профессиональной подготовки кадров рабочих и специалистов Кемеровской области позволяет выделить основные принципы опережающего развития профессиональной школы. Во-первых, обучение должно быть ориентировано на использование получаемых знаний и навыков в процессе основной деятельности. Во-вторых, приобретение профессии, специальности должно способствовать реализации стратегических и социально-экономических целей, а подготовка кадров должна рассматриваться в аспекте двойных инвестиций - в человека и в производство. В-третьих, совершенствование профессионально-квалификационной структуры кадров и прогрессивных форм организации труда должно учитывать резкое усиление процесса ротации профессий, переоценку значимости накопленного ранее опыта в структуре профессионально-квалификационного комплекса.

Использование ИКТ в профессиональном образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Система образования сегодня развивается в ситуации «шока от будущего»: человек рождается и учится в одном мире, а самостоя-

тельно действовать ему придется в другом. В этих условиях профессиональная школа должна формировать у обучающихся новые навыки - умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии.

Внедрение ИКТ в различные сферы деятельности, формирование новых коммуникаций стало началом не только преобразования традиционной системы профобразования, но и формирования открытости и прозрачности информационного общества. В настоящее время основная задача модернизации профессиональной школы - решить проблемы замкнутости, открытости ее внешним воздействиям, обеспечить условия для качественного роста образования и его соответствия запросам общества и рынка труда. В современных условиях это возможно только при активизации инновационных процессов в сфере профессионального образования, интеграции образовательной, научной и практической деятельности, сетевого взаимодействия участников образовательного процесса.

Не вызывает сомнения, что использование информационных и компьютерных технологий в образовании способно радикально изменить существующую систему образования. Широкое применение аналитических, практических и экспериментальных принципов обучения поможет организовать учебный процесс в инновационном формате.

В настоящее время в образовательных учреждениях созрела потребность в построении, управлении и урегулировании программ социального и коллаборативного обучения. Необходимость изменений обусловлена многими факторами: реализация принципов экономики, основанной на знаниях; доступ к сети Интернет у профессионально-педагогических работников; начавшийся бум программных средств и платформ для социальных сетей.

Кроме того, в последние годы появился ряд новых теорий, которые рассматривают обучающегося как центр образовательной системы. Эти идеи берут начало из концепций ситуационного обучения (situated learning), коллаборативного обучения (collaborative learning) и конструктивистских подходов к обучению, они же явились основополагающими новой модели экономики, основанной на знаниях. Для преподавателей, занимающихся применением образовательных технологий в дистанционном обучении, эти подходы также представляют большой интерес.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня коллаборативно - значит престижно и перспективно.

Термин «коллаборативный» трудно отнести к общеупотребительным. Между тем такое понятие имеет право на жизнь, и более тысячи ссылок на всё коллабора-тивное в Интернете — убедительное тому доказательство. Коллаборативными могут быть технологии, проекты, процессы, программы, приложения, произведения, обучение, исследование.

С английского - collaborative — общий, объединенный, совместный.

Работа образовательных учреждений профессионального образования основана на активном взаимодействии профессионально-педагогических работников, структурных подразделений и других, внешних по отношению к ним, организаций, государственно-частных партнёров.

Все формы таких контактов можно разбить на условные группы, так называемые «три К».

Коммуникации: работники пересылают информацию и/или запрашивают ее у кого-либо.

Кооперация: сотрудники образовательного учреждения используют совместное рабочее пространство для выполнения функций, требующих взаимодействия людей.

Координирование: специалисты разных структурных подразделений и организаций вовлекаются в определенные процессы, которые подчиняются заранее заданным правилам.

Если говорить о компьютерных технологиях, поддерживающих названные формы взаимодействия, то это соответственно:

• электронная почта и системы пересылки сообщений;

• базы данных коллективного доступа;

• средства автоматизации деловых процедур (workflow).

Основу систем обеспечения совместной работы, предназначенных для регламентации коммуникаций и снабженных маршрутными функциями, составляют перечисленные выше технологии. Это позволяет характеризовать их как системы распределенных баз данных коллективного доступа, интегрированные с возможностями электронной почты, под чем понимается не только реализация обмена почтовыми сообщениями между сотрудниками-пользователями, но и способность самих баз данных и приложений посылать документы как людям, так и другим БД, что является критически важным свойством при автоматизации деловых процедур.

В 2000 и 2001 годах произошли два значимых сдвига: в качестве новой компьютерной платформы появился Интернет, и в США началась рецессия. Эти два фактора вместе создали мощный фокус на процессе перевода обучающих программ и материалов из категории «под руководством преподавателя» в «он-лайн». В те времена на Западе даже ходили слухи о приближающемся закрытии реальных учебных заведений, так как все ринулись обучаться и получать образование в Сети.

Сегодня e-learning находится на стадии зрелости, поэтому на рынке представлено множество форм он-лайн обучения и образования. Применяются формы «Быстрого он-лайн обучения» (с помощью PowerPoint и Flash технологий), моделирования работы с приложениями, используются анимированные персонажи, аудио-, видео-, другие интерактивные элементы учебного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во многих образовательных учреждениях Интернет активно используется для раздачи материалов к занятиям, общения между преподавателями и обучающимися, студентами, а также для распространения ключевых образовательных технологий и инструментов.

В наши дни учебные материалы можно найти буквально везде: начиная от YouTube, заканчивая «школами безопасного вождения». Теперь мы можем просматривать и работать с данными материалами с помощью современных сотовых телефонов, ноутбуков и компьютеров буквально повсюду.

Более того, первоначальные «концепции» e-learning также претерпели некоторые изменения. В первые несколько лет образовательные учреждения стремились как можно скорее разместить в Сети существующие слайды и учебные материалы. Первооткрывателем данного подхода стала компания SkillSoft, крупнейший игрок на рынке учебного контента. Сегодняшние программы e-learning очень сильно разнятся с обучением под руко-

водством преподавателя: они демонстрируются и работают как фильмы в режиме реального времени, онлайновые видеоигры и виртуальные опыты с полным погружением.

Сегодня мы вступаем в эру We-Learning (обучения «друг от друга»). Эту эру называют «социальным обучением», «неформальным обучением», и «коллаборатив-ным обучением».

1. We-Learning сместит акценты от традиционного обучения и создаст потребность изучать новые дисциплины.

We-learning включает в себя простую и глубокую истину, что любое образовательное учреждение обладает накопленными знаниями и опытом, которым необходимо делиться. Преподавателю необходимо позиционировать себя в роли фасилитаторов, организаторов и проводников коллаборативного обучения. Мы должны будем отказаться от нескольких старых парадигм. Многие в настоящее время пересматривают свои модели обучающих программ в сторону создания «обучающей среды», которая подразумевает «встроенные» функции коллаборативного и социального обучения.

И здесь есть пути повышения собственной ценности -для успеха современной команды по обучению и профессиональному развитию требуется целый набор новых дисциплин. Приходится осваивать Flash, медиадизайн, разработку контента во время эры e-learning, надо изучать управление сообществом, тегирование, информационную архитектуру и аналитику.

2. Несмотря на предсказания, e-learning не погубило традиционное обучение и образование. Поэтому и новая концепция we-learning не сможет полностью заместить тщательно разработанные программы обучения.

Множество научных публикаций предрекало скорую смерть традиционного обучения. Но образовательным учреждениям, организациям до сих пор требуется формальное обучение и аттестация для формирования базового уровня знаний и навыков по многим позициям, поэтому речь об исчезновении традиционного обучения не ведется. Но теперь научным сообществом признается тот факт, что действительно более 80 % индивидуального обучения мы получаем через иные источники -наставников, экспертов, менеджеров и коллег по работе.

Подобно этому we-learning не погубит необходимость в разработке программ формального обучения, формальном обучении и традиционном обучении. Оно, более вероятно, расширит и улучшит традиционные формы обучения - во многих случаях сделает формальное обучение более эффективным. Если вы, будучи экспертом в какой-то теме, сможете подключиться к коллективному разуму сотен людей, которые применяют на практике то, что вы уже знаете, вы можете быстрее повысить свой уровень - это поможет вам разработать еще более эффективные средства и программы в ваших формальных программах.

3. We-Learning создаст рынок для большого количества новых средств и платформ.

Также как e-learning породил современную систему управления обучением LMS, разнообразие средств развития, и крупные инвестиции в менедежмент контента, we-learning также породит и будет поддерживать великое множество новых инструментов и систем с целью управлять, отслеживать и фасилитировать людей, работающих вместе он-лайн.

Этому способствуют некоторые крупные компании: Google инвестирует разработку Google Wave; Microsoft инвестирует Sharepoint и Live Services; Adobe инвестирует очень крупные суммы в разработку Adobe Connect и других продуктов; Cisco инвестирует миллионы в Webex; а Citrix запустил удивительный набор новых инструментов на GotoMeeting и его семействе, - и это только первые ласточки. Отдельную благодарность заслужили Odnoklassniki, Vkontakte, Facebook, LinkedIN, Ning и остальные сайты социальных сетей за разные инновационные идеи, которые будут стремительно копироваться в системах корпоративного обучения.

В период e-learning инструменты будут изменяться. Если сегодня мы используем Jive или Sharepoint в качестве платформы социального обучения, приготовьтесь к тому, что впереди нас ждет что-то новое и совершенно отличное. Новый модуль планирования развития Taleo, новая среда Социального Обучения и новое средство для управления талантами Plateau Talent Gateway дают инструменты и парадигмы для того, чтобы содействовать коммуникации и совместному использованию знаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. We-Learning изменит поведение в повышении квалификации и профпереподготовке.

Также как e-learning позволило прекратить практику отправлять в командировку людей, we-learning изменит представление о том, где и как люди учатся. Посмотрите на новую систему обучающего обмена Sun Learning Exchange от Sun Microsystems. Эта платформа позволяет людям находить и смотреть видео-, аудио- и другие материалы от экспертов; она позволяет скачивать и подписываться на рассылки по сферам интереса, присылаемые на мобильный телефон, пользователи также могут получать обновления и размещать свои комментарии по электронной почте.

Также как e-learning освободило от необходимости обучаться в аудитории, we-learning освободит от необходимости сидеть у стационарного компьютера. Коллабо-ративное обучение будет все чаще происходить через сотовые телефоны и другие мобильные устройства.

Коллаборативное обучение дает возможность взаимодействия с почти любой формой формального обучения. Перед занятием люди собираются онлайн, чтобы обсудить свои цели. Во время занятия они взаимодействуют друг с другом, чтобы делиться опытом, полученным от преподавателя. После занятия создается сообщество практикующих, где люди также могут поделиться

информацией о применении на практике полученного во время обучения.

5. We-Learning потребует изменения в культуре и лидерстве.

Важным представляется понимание руководителей -необходимо дать людям поддержку, культуру и мотивацию, чтобы вовлечь их в we-learning. Существует ли в вашем учреждении культура общего использования знаний? Поощряют ли педагогов-новаторов за то, что они делятся своими лучшими практическими разработками? И что важнее всего, используются ли поощрительные меры и модели развития карьеры, которые сообщают лучшим преподавателям «мы ожидаем, что Вы внесете свой вклад в коллективный банк знаний учреждения»?

Не важно, как хорошо разработаны программы, системы и опыты - они «приживаются» только тогда, когда сама организация ценит длительный фокус на организационном и индивидуальном обучении. Все большее количество грамотных руководителей учреждений профессионального образования думают о том, «что я могу сделать, чтобы люди в этой организации как можно скорее начали делиться информацией и еще быстрее обучаться».

Коллаборативное (совместное) обучение - это подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися или между обучающимися и преподавателем. Участники процесса получают знания через активный совместный поиск информации, обсуждение и понимание смыслов. Коллаборативное обучение включает такие форматы, как групповые проекты, совместные разработки и т. п.

Коллаборативное обучение более растянуто во времени, кроме этого, участники имеют постоянный доступ к общению друг с другом и преподавателем.

Обобщая научные исследования, проведенные в Институте, можно сделать вывод, что наибольший эффект информатизация образовательного процесса проявляется в решении следующих задач:

- переход от бумажных носителей информации к более экономным и удобным - электронным;

- автоматизация обучения и контроля успеваемости (за счет использования обучающих и контролирующих программ);

- стирание пространственно-временных границ между участниками образовательного процесса (за счет работы коллективного разума, что и составляет суть кол-лаборативного обучения).

В последнее время коллаборативное обучение получило новую трактовку в контексте электронного обучения (computer-supported collaborative learning). В этом смысле коллаборативное обучение — это использование сервисов веб 2.0 (вики, блогов, социальных сетей, совместных приложений, виртуальных классов, сообществ практики (Communities of Practice — CoP) и т. п.) в целях обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтобы говорить о коллаборативном обучении, необходимо организовать:

1) тесное взаимодействие участников обучения;

2) активный совместный поиск;

3) использование в учебных целях сервисов веб 2.0.

IT в данном случае необходимо использовать как инструмент реализации образовательных технологий. Коллаборативное обучение обеспечивает активную познавательную работу обучающихся, дает импульс индивидуальному или групповому поиску как поиску способов применения знаний, то есть содержит в себе потенциал коллаборатива, выступает средством повышения академической мобильности за счет установления трансграничных контактов.

В педагогике есть понятие синхронного и асинхронного обучения. Согласно Википедии, синхронное обучение описывает деятельность группы людей, которые работают над приобретением одинаковых знаний или навыков в одно и то же время. Этот тип педагогики в основном практикуется в довузовском образовании. В системе среднего и высшего профессионального образования распространенным остается один методологический тип синхронного обучения — лекции.

В современной практике обучения взрослых о синхронных и асинхронных методах обучения принято говорить по отношению к электронному обучению. Его бурное развитие позволило взглянуть на эти два типа обучения с другого ракурса.

Синхронное электронное обучение предполагает взаимодействие преподавателя/тренера/тьютора с аудиторией в режиме реального времени. Тьютор имеет возможность оценивать реакцию обучаемых, понимать их потребности, реагировать на них: отвечать на вопросы, подбирать темп, удобный для группы, следить за вовлеченностью обучаемого в процесс и «возвращать» его в группу при необходимости.

При асинхронном обучении ответственность за прохождение курса, чтение литературы и т. п. целиком ложится на плечи учащихся. Преподаватель/тренер/тьютор остается «за кадром», за то появляется преимущество self-paced learning, когда учащийся может проходить курс в удобное ему время, и в том режиме, в котором комфортно лично ему.

В категорию технологий асинхронного электронного обучения попадают самые популярные на российском рынке традиционные электронные учебные курсы. Независимо от того, каким образом происходит доставка учебного курса до учащегося: на диске или через систему управления обучением (LMS), - связь с преподавателем разорвана во времени.

В связи с ростом популярности совместного/колла-боративного обучения среди элементов (технологий) виртуального класса выделилась группа, которую условно можно назвать «средства коллаборативного синхронного обучения». К ним относятся:

Whiteboard (дословно: белая доска. Электронный аналог традиционной доски) — электронная панель, выполняющая функции доски для совместной работы. Информация обновляется в реальном времени на компьютере каждого из участников.

Каждый участник процесса имеет возможность работать с контентом на доске в одном режиме с другими участниками процесса, а именно: добавлять свои комментарии к схемам на доске, а также дорисовывать, исправлять, наглядно объяснять коллегам, находящимся удаленно, свою точку зрения. Поэтому whiteboarding отлично подходит для «мозгового штурма», участники которого находятся в разных местах. Whiteboarding относится к технологиям wiki. Этот тип взаимодействия часто включается в программное обеспечение для проведения видеоконференций. «Доски» помогают обучающимся сконцентрироваться на некоторых идеях или процессах.

Breakout rooms (дословно — комнаты прорыва) — виртуальные комнаты для работы в малых группах, оснащенные технологиями для совместной работы с текстовым и видеоматериалом. Часто включающие в себя технологию whiteboarding, технологию совместной работы с презентациями power point и другие технологии для совместной работы.

Breakout room также является элементом виртуального класса. Преподаватель может использовать «комнаты» для работы в малых группах. При этом каждую малую группу он помещает в отдельную breakout room, например, для решения кейса или для обсуждения контраргументов в подготовке к дискуссии. Обучаемые внутри комнаты видят и слышат друг друга, рисуют на доске, общаются в чате, но не видят участников других групп. Преподаватель может наблюдать и модерировать работу в каждой из комнат. По решению преподавателя обучаемые из комнат могут собраться в общей сессии и обсудить результаты своей групповой работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совместная работа с приложениями - в данном случае преподаватель или другой пользователь виртуального класса с соответствующими правами начинают демонстрацию экрана своего компьютера (всего экрана или отдельного программного продукта) всем остальным обучаемым. В некотором случае преподаватель может передать управление своим компьютером обучаемому или наоборот показать определенные действия обучаемому на его компьютере, сопровождая их комментарием.

Интерактивные опросы позволяют быстро собрать мнения участников обучения по той или иной теме. Технология позволяет быстро создавать опросник, редактировать его, размещать, например, в виртуальном классе и других синхронных электронных средствах обучения.

Вебтуры (webtours) — совместный веб серфинг. Технология, позволяющая совместно «путешествовать» по веб-сайтам.

Совместная работа с powerpoint — единовременная совместная работа над презентациями в powerpoint сра-

зу нескольких членов команды или рабочей группы. Обычно имеется в виду удаленная работа.

Вебинар - такое средство обучения как веб+семинар может принадлежать как к категории синхронного, так и асинхронного электронного обучения. В том случае, если вы участвуете в «живом» вебинаре (онлайн вебина-ре), т. е. слушаете спикера в режиме реального времени и можете задать ему вопрос через чат, то вы имеете дело с синхронным обучением. Если же вы скачали запись вебинара, прошедшего пару недель назад, то перед вами — асинхронный тип электронного обучения. Вебина-ры удобны как раз тем, что после их живого проведения остается «сухой остаток», который может быть еще более востребован людьми, нежели оригинал.

Помимо собственно средств обучения существуют средства общения, которые могут быть использованы, в том числе и в целях обучения, передачи информации. Более того, такие средства общения важны для самого обучения, так как позволяют обучающимся чувствовать свою связь с преподавателем и группой и в оперативном режиме решать возникающие проблемы и вопросы.

К таким средствам относятся мессенджеры (ICQ, SKYPE, Твиттеры, чаты). Обычно тьюторы используют мессенджеры для поддержания постоянной связи с обучаемыми и оперативного реагирования на их вопросы. Иногда чаты могут быть встроены в виртуальные классы, вебинары и т. п.

Социальные сети позволяют быть в контакте с преподавателем и обучаемыми как в синхронном режиме, так и во временном разрыве, если собеседник не в статусе on-line.

Таким образом, наибольшей эффективности обучения можно достичь при использовании подхода смешанного обучения: некоторые модули программы проводятся в формате e-learning, некоторые — в обычном очном формате, собирая участников процесса в аудитории.

Интересно, что существует термин blended E-learning (смешанное электронное обучение), который подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронного электронного обучения, так и из элементов асинхронного. Другими словами, часть учебного материала может быть реализована в виде учебных курсов, а часть в виде занятий в виртуальном классе и т. д.

Коллаборативное обучение как подход представляет собой тренд современной индустрии обучения и развития. Начался этот бум с идеи о том, что новое поколение Y (рожденное после 1980 года), пополняющее ряды рабочей силы, имеет другие потребности как в содержании обучения, так и в методах его доставки. Это поколение моложе компьютера, и оно не представляет свою жизнь без постоянной виртуальной связи с друзьями и родными.

Но технологии виртуального взаимодействия важны не только для молодежи. Многие специалисты постоянно обмениваются ссылками и закладками на интерес-

ные сайты или конкретные статьи, пользуются википе-дией, регистрируются в социальных сетях и пользуются множеством других сервисов веб 2.0. Подход веб 2.0 оказался интересным и удобным, причем не только для общения, но и для решения рабочих вопросов и профессионального развития.

Однако существует ряд проблем, требующих глубокой проработки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. На сегодняшний день отсутствуют готовые решения в области интеграции разнородных программных продуктов на единой технической и методологической платформе.

2. Технические возможности для массового использования Интернета на учебных занятиях в настоящее время весьма ограничены, что подтверждается опросом преподавателей. Средняя коннективность по входящему трафику на один компьютер, используемый в учебном процессе в УПО, имеющих доступ в Интернет по какому-либо каналу, - 256 Кбит /сек*. Показатель представляет собой отношение суммарной пропускной способности каналов доступа в Интернет по входящему трафику в УПО данного уровня к общему числу компьютеров, используемых в учебном процессе. Достигнутый средний уровень коннективности характерен для использования коммутируемых телефонных линий. Он достаточен для базовых интернет-технологий и сервисов (e-mail, веб-ресурсы, чаты, форумы, телеконференции). Вместе с тем имеющийся уровень коннективности недостаточен для использования потоковых ресурсов (потоковое аудио, потоковое видео, видеотелеконференции), наиболее перспективных для применения в образовательных технологиях.

3. Большинство руководителей не в полной мере осознают важность использования функциональных возможностей Интернета. Несмотря на значительный рост компьютерного оборудования, использование ИКТ и сети Интернет в образовательном процессе не получило должного развития.

4. Существует также проблема низкой информационной культуры профессионально-педагогических работников, отсутствие внутренней мотивации и желания разрабатывать новые и изучать существующие ИКТ. Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог сам должен обладать полным набором пользовательских и инструментальных компетенций, также навыками их применения в целях коллаборативного обучения.

Тем не менее сегодня можно с уверенностью говорить, что сделан важный шаг к переходу учреждения профессионального образования в плановый режим работы в ИКТ - насыщенной среде и стабильности процессов информатизации.

Анализ результатов выполнения задач информатизации воспитательно-образовательного процесса, достижение плановых индикативных показателей региональной целевой программы «Развитие системы

образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области» дают основание говорить об успешности реализации данного направления.

Сегодня изменилась ситуация с подключением образовательных учреждений СПО и НПО Кемеровской области к сети Интернет. Если в 2006 г. только 10 % учреждений профессионального образования имели оборудованные классы открытого доступа к сети Интернет, то по состоянию на 2009 год уже 93 % . Широкополосным доступом к ресурсам Интернета пользуются 85 % УПО из числа исследуемых. 56 образовательных учреждений (60 %) имеют оборудованные классы открытого доступа к сети Интернет. Несмотря на доступ УПО к Интернету, профессионально-педагогические работники имеют либо сеансовый доступ, либо пользуются другими возможностями (другие учреждения, Интернет подключен к личному компьютеру дома и пр.).

Около 40 % опрошенных - опытные пользователи ПК и активно используют сервисы Интернета в основном для поиска информации и ресурсов, которые впоследствии используют в воспитательно-образовательном процессе. 60 % опрошенных пользуются электронной почтой. При этом менее востребованы такие возможности, как сетевое взаимодействие, чаты, форумы, дистанционное образование (15% опрошенных).

В научной деятельности 55 образовательных учреждений профессионального образования используют около 186 наименований программных продуктов, в учебной деятельности - 2 204, в методической - 378 и внеучебной - 492 единицы.

Уже не первый год в области реализуются научно-практические исследования в области информатизации профобразования.

В настоящее время в Кузбасском региональном институте развития профессионального образования реализуется прикладная научная работа «Мониторинг качества сетевых информационных ресурсов», зарегистрированная в государственном информационном фонде (ФГНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти», г. Москва). Целью данной работы является создание условий для внедрения качественных сетевых информационных образовательных ресурсов в воспитательно-образовательный процесс учреждений профессионального образования.

Создаются условия для повышения квалификации по дистанционной форме обучения. Концепты открытого непрерывного образования, положенные в основу реализации дистанционного учебного процесса, обосновывают разработку сетевой модели повышения квалификации, основанной на использовании технологии коллаборативного обучения в сети Интернет.

В рамках повышения качества профессионального образования и развития академической мобильности реализован ряд программных мероприятий. Создана

база данных научных фондов, работающая в режиме интернет-взаимодействия, объединившая в себе базы данных «Программы поддержки международного сотрудничества», «Организации и фонды, поддерживающие и финансирующие совместные научные проекты».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях проведения мониторинга активности и результативности участия работников образовательных учреждений в реализации международных исследовательских программ и академических обменов на сайте Института развернут сервис анкетирование и голосование, позволяющий решать данные задачи.

В июле 2010 года Президент России Дмитрий Медведев подписал ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (принят Государственной Думой 7 июля 2010 г, одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 г). Данным законом предусматривается возможность получения заявителем государственных и муниципальных услуг в электронном виде через портал государственных и муниципальных услуг а также с помощью универсальных электронных карт.

В Кемеровской области реализуется План мероприятий, направленный на предоставление государственных и муниципальных услуг на базе информационно-коммуникационных технологий (распоряжение коллегии Администрации Кемеровской области от 05.04.2010 г № 280-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по организации работ, направленных на развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Кемеровской области»).

В настоящее время участникам образовательного сообщества предстоит серьезная работа, связанная с оказанием образовательных услуг в электронном виде посредством сети Интернет.

Институтом подготовлены предложения по развертыванию образовательного портала Кемеровской области на основе портала профессионального образования Кузбасса. Сейчас на одной технической площадке объединены ресурсы, посвященные профобразованию: Реестр информационных ресурсов; база данных научных фондов; программные продукты «Деканат»; Интернет-журнал педагога; виртуальная выставка; сетевая методическая копилка; электронный журнал «Профессиональное образование Кузбасса»; центр дистанционного обучения; сервис анкетирования и голосования, сервис организации и проведения видеоконференций и веби-наров.

Системная деятельность департамента образования и науки Кемеровской области, Института по внедрению ИКТ в образовательный процесс позволила получить следующие результаты:

с 10 до 73 возросло количество собственных Web-сайтов НПО, СПО,

в 8 раз увеличилось количество электронных учебных пособий,

в 2,5 раза возросло количество обучающих и тестовых программ;

в 3 раза возросла активность обращения преподавателей и обучающихся к поисковым системам.

К основным перспективам необходимо отнести создание системы проектирования и мониторинга информационного пространства профессионального образования Кемеровской области, включая координацию всех уровней с федеральными образовательными программами. Реализация данного направления позволит создать модернизированную систему профессионального образования и технически обеспечит новые методы обучения, подготовки преподавателей, контроль обучающихся и повышение эффективности обучения.

Обобщая сказанное, можно отметить, что актуальность и важность разработки комплекса соответствующих образовательных средств на основе интеграции ИКТ делает необходимым проведение всестороннего исследования этого процесса и его рассмотрение с системных позиций.

Выбор рациональных и оптимальных решений при интеграции информационных и образовательных технологий, в первую очередь, основывается на анализе эффективности образования на базе коллаборативного обучения - обучения в сотрудничестве в условиях информационного общества и технической легкости коммуникаций.

Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу обучающихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков. Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в воспитательно-образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий, поскольку:

1. Изучение и применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе позволяет получить обучающимся профессиональные и ключевые компетенции, навыки и квалификацию, необходимые для жизни и работы в современном обществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество профессионального образования.

3. Широкое применение ИКТ создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь (Life Long Learning - LLL-парадигма), обеспечивающему постоянную адаптацию к условиям развития информационного общества и экономики, основанной на знании.

4. Эффективное внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс УПО является необходимым компонентом и условием общей модернизации профессионального образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, управления профессиональным образованием.

В этой связи перед системой профессионального образования Кемеровской области сегодня стоит задача смены модели использования ИКТ в учреждениях

профессионального образования: переход от модели «компьютерный класс для преподавания информатики» к модели, в которой ИКТ активно используются в преподавании всех дисциплин, являясь инструментом перестройки всего учебного процесса.

Основные тенденции развития этой образовательной модели в Кемеровской области соответствуют мировым и общероссийским:

• сокращается объем осваиваемых рутинных технологических знаний и умений, связанных со спецификой используемых средств информатизации. Обучающиеся знакомятся с интуитивно ясными средствами стандартного интерфейса, после чего специфические особенности работы с конкретными программными средами и техническими устройствами осваиваются ими самостоятельно в ходе применения;

• намечается разгрузка изучения информационно-коммуникационных технологий в рамках отдельного предмета за счет практической отработки умений и навыков (как связанных с применением компьютеров, так и «безмашинных») в ходе изучения всех общеобразовательных и специальных дисциплин, во внеучебной и внеурочной деятельности (требующих использования соответствующих умений и навыков);

• происходит отказ от обязательного освоения обучающимися сред и языков профессионального программирования как составной части общеобразовательной подготовки обучающихся;

• расширяется изложение вопросов «социальной информатики» (этические и правовые вопросы работы с информацией).

Следующий этап информатизации должен способствовать не столько поддержанию достигнутого уровня, сколько его развитию. Стремительная динамика развития ИКТ требует непрерывного пересмотра тех задач, которые ставит перед собой учреждение профессионального образования. Это касается создания организационных условий для планового использования средств ИКТ в воспитательно-образовательном процессе, обновления материально-технической базы и повышения квалификации всех участников образовательного процесса в техническом, содержательном и методическом планах.

Направление интеграции современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий должно остаться приоритетным на следующем этапе информатизации.

Перспективными направлениями исследований в области информатизации профессионального образования определены:

1. Методологические и прогностические аспекты развития педагогической науки, связанные с внедрением современных информационных и коммуникационных технологий.

2. Совершенствование образовательных технологий, ориентированных на развитие интеллектуально-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го потенциала обучающегося, реализуемое на базе современных средств информатизации и коммуникации.

3. Разработка модели интегрированной учебно-методической среды информатизации профессионального образования на основе единого информационного образовательного пространства.

4. Формирование содержания и программно-методического обеспечения процесса самообразования в области использования возможностей информационных и коммуникационных технологий.

5. Совершенствование банков и баз данных научно-педагогической информации на основе потенциала распределенного информационного ресурса Интернет и корпоративных информационных сетей.

6. Совершенствование методов управления системой профессионального образования на основе средств информационно-коммуникационных технологий.

7. Теоретические и методологические основы обеспечения жизнедеятельности «виртуальных» объединений, функционирующих на базе корпоративных информационных сетей глобальных коммуникаций и использования потенциала распределенных информационных ресурсов открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа.

Стратегия развития России до 2020 года представляет собой системную инновационную программу, в основе которой лежит представление о человеческом потенциале и новом качестве его формирования. В современном информационном обществе образованность и интеллект становятся значимыми критериями, определяющими экономическое положение и социальную защищенность личности.

По словам президента РФ, «никакая модернизация невозможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения. Необходимо стремиться к росту научного потенциала нашей страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, обеспечению в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечения и закрепления в ней молодежи».

Эффективная современная система профессионального образования Кемеровской области способна обеспечивать стабильное решение поставленных задач, работая на опережение и достигая лидирующих позиций в реализации инновационных проектов, ориентированных на обучение в сотрудничестве в условиях информационного общества и технической легкости коммуникаций.

cyberleninka.ru

КОЛЛАБОРАТИВНАЯ СРЕДА КАК НОВЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

Мишина Елена Анатольевна

учитель начальных классов

Володарская СОШ, Зеленовский район, ЗКО

«Совместная деятельность создает благоприятные   условия для развития коммуникативных качеств личности у школьников через формирование таких важных качеств, как способность к осуществлению свободного выбора, контроля и оценки результатов учебной деятельности»

Л.С.Выготский.

В мире меняется все. Ничего не стоит на месте, а вместе с этим меняется время, люди, потребности.

В настоящее время традиционное обучение претерпевает большие изменения, так как Казахстанское образование входит в новый этап, а это значит и мы – педагоги должны научится работать по - новому, не стоять на одном месте, а идти вперед со временем, никогда не останавливаться на достигнутом.

Впереди у нас переход на обновленное содержание образования, а это значит мы должны пересмотреть все методы своей работы, научиться работать по-новому.

В целях подготовки к работе в рамках обновленного содержания образования проходят курсы для учителей по  теме: Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предметам начальных классов с русским языком обучения в рамках обновленного содержания среднего образования РК.

Успешное обучение учеников как и прежде зависит от учителя, от его знаний и умений. Задача учителя –  помочь ученикам найти свое предназначение в жизни, а для этого нужно развивать то, что заложено в человеке природой.

Учение - это очень тяжелый,  умственный труд и мы должны научить детей учиться, ставить перед собой цели, добиваться их. Этот труд- понять, научиться решать, запомнить, усвоить, научиться применять полученные знания- должен быть радостным и привлекательным и дал бы возможность детям гордиться собой.

Таким из одних методов работы является коллаборативное  обучение /взаимообучение/.

Чтобы создать коллаборативную среду в классе нужны новые подходы в обучении. Групповая форма работы является своего рода показателем коллаборативной среды, так как именно в группе  дети учатся считаться, уважать и выслушивать мнение других, развивает взаимопонимание. Эффективность обучения зависит от атмосферы, которая позволяет детям чувствовать себя комфортно, уверенно на уроке, учит быть уверенным в себе, в своих знаниях, высказывать свою точку зрения, учит действовать согласованно, испытывать чувство ответственности.

Для того чтобы создать коллаборативную среду учителю необходимо дать больше свободы детям. Результат конечно придет не сразу, но со временем дети научатся не только давать полные ответы, но и участвовать в дискуссиях, спорах, доказывать свою точку зрения. При создании групп необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, чтобы сильный учащийся не подавлял слабого учащегося, а помогал ему. Процесс работы в группе должен быть последовательным, а для этого перед работой учащиеся должны разработать правила поведения и разделить обязанности каждого и в работе строго следовать им. Учитель при таком методе работы выступает в роли наблюдателя и посредника между группами. Подготовка учителя к групповой работе требует более тщательной подготовки, так как необходимо подбирать дополнительный материал который  соответствует возрастным особенностям учащихся, презентации, составлять руководство для работы в группе, так как каждая группа выполняет индивидуальное задание.

Работа в группах дает положительный результат и имеет ряд достоинств:

Повышается учебная и познавательная мотивация у учащихся, снижает уровень тревожности, лучше усвоения знаний.

Главная заповедь учителя: «Учитель! Научи ученика!» Научить каждого не просто. Но мы - учителя и наша задача в том, чтобы мы научили, приложили все свои способности, навыки в достижении этой цели.

Мы должны помнить, что «современный урок не может быть уроком, обеспечивающим только усвоение школьниками определенной суммы знаний. Он должен создавать условия для развития творческих способностей учащихся, их интеллектуальной активности, формировать личность и мировоззрение».

Использованные источники:

  1. www.strategy2050.kz;
  2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы / www.edu.gov.kz/ru/zakonodatelstvo.
  3. Руководство для учителя (Второе издание) АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015 г.

zkoipk.kz


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.