Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Когнитивные технологии что это такое


Когнитивные технологии - это... Что такое Когнитивные технологии?

dic.academic.ru

7 когнитивных технологий, которые изменят мир

Что есть Наше мышление — это цепь химических реакций. Значит, на интеллект и эмоции можно влиять с помощью химических веществ. Веками это делалось с помощью алкоголя, наркотиков и прочей гадости. Но сейчас наука готова предложить набор относительно эффективных и вроде бы безопасных препаратов.

«Положительно влияет на процессы, лежащие в основе восприятия, анализа информации, обучения и памяти…» — так описывают препарат семакс его создатели из МГУ и Института молекулярной генетики РАН. Разработка началась еще в 70-х годах по заказу Мин­обороны. Сейчас капли семакс можно найти в любой аптеке.

Препарат не «изменяет сознание», он только улучшает когнитивные функции, приводит их в норму. Для того чтобы закапывать себе в нос это вещество, не обязательно страдать какой-то болезнью — «здоровые люди могут принимать семакс для стимуляции памяти и работоспособности».

Вслед за семаксом на полках аптек появился селанк, который помогает бороться со стрессом, снимает страх и тревогу.

— Мы продолжаем работать над новыми препаратами, воздействующими на центральную нервную систему, на когнитивные функции. У них будет другая структура, — поделился с «РР» академик РАН Николай Мясоедов, руководивший этими работами. — Но пока раз­работки находятся в начальной стадии, и что именно получится, мы сказать не можем.

Есть и более экстравагантные идеи. К примеру, профессор Константин Анохин из Института нормальной физиологии РАМН обещает выпустить вещество, способное стирать неприятные воспоминания. И это не утопия, препарат уже испытывают на животных.

Что будет Поначалу люди, использующие интеллектуальные допинги, получат преимущество над более консервативными противниками всяческих ГМО и прочих новаций. А потом общество привыкнет к этой «косметике для ума». Таблетки, влияющие на мышление, станут принимать все желающие — учителя, офисные работники, милиционеры. Это будет так же нормально, как сейчас пить витамины.

2. Прозрачная голова: нейровизуализация

Что есть Прозрачный мозг мыши, который российские ученые продемонстрировали Дмитрию Медведеву, — один из самых ярких символов нейровизуализации: мол, смотрите, мышление становится все более открытым и для науки, и для власти.

Наш мозг долгие годы считался «черным ящиком». Психологи-бихе­виористы учили: можно изучать только то, что на входе, — слова, образы и прочие стимулы, и то, что на выходе, — ответные слова и действия. Происходящее внутри черепной коробки оставалось загадкой. Сейчас есть компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, пози­тронно-эмиссионная томография, магнитно-резонансная спектроскопия и так далее — множество современных технологий, позволяющих в прямом смысле увидеть работу нашего сознания.

Это нужно не только врачам. В последние годы в моду входит такая штука, как нейромаркетинг. Человеку показывают варианты новой упаковки для овсяных хлопьев и смотрят, как реагирует его мозг, какие зоны активизируются, а какие остаются спокойными.

Что будет«Заглядывание» в мозг станет традиционной процедурой в разных областях. Этим будут заниматься и социологи, и педагоги, и криминалисты. Их работа станет намного эффективнее. Правда, вспоминаются разномастные анти­утопии, которых боятся уже не только обыватели. Вполне академический ученый Борис Величковский пишет о когнитивных технологиях: «Нельзя отрицать, однако, что они же могут привести к появлению таких форм внешнего контроля, которые не могли представить себе даже наиболее мрачно настроенные авторы футуристических романов».

3. Киборги: искусственные органы чувств

Что есть Технологии способны заменить глаза, уши, носы и прочие органы. Во многих лабораториях мира идет разработка зрительных протезов, которые сделают зрячими даже абсолютно слепых людей. При этом не нужно задействовать глаз и зрительный нерв — сигнал с миниатюрной камеры идет напрямую в кору головного мозга, куда вживляется специальный чип.

На теоретическом уровне вся технология уже понятна и опробована на крысах и кошках. Сейчас речь идет о технических деталях.

— В нашей лаборатории сейчас идут эксперименты по биосовместимости импланта, работаем с крысами, — рассказывает Марианна Иванова из Научного центра неврологии РАМН. То есть ученые проверяют, как электроды будут вести себя в мозговой ткани, не возникнет ли воспаление, не начнется ли коррозия.

Что будет Ожидается, что массовое излечение слепых и глухих начнется уже через несколько лет. А через несколько десятилетий вживленная электроника сможет стать чувствительнее, чем живые органы. Мы ведь видим только в узком диапазоне волн и обозреваем пространство лишь на 180 градусов. Зрительный протез теоретически способен передавать в мозг картинку и в ультрафиолетовом, и в инфракрасном, и в рентгеновском диапазонах. А видеть можно будет не только впереди себя, но и сзади, сбоку и сверху.

4. Знать состояние: когнитивные ассистенты

Что есть Хорошая секретарша всегда учитывает состояние своего босса — раздражен, устал или добродушен. Но на смену грудастым блондинкам идет электроника. Всевозможные системы начинают помогать человеку следить за своей деятельностью.

Начинают с простого — со сна. Небольшая компания «Нейроком», созданная на базе Института радиотехники и электроники РАН, выпус­кает датчики бодрствования. Как минимум треть аварий на транспорте происходит из-за того, что человек на секунду заснул и потерял контроль над ситуацией. Состояние, предшествующее засыпанию, можно определить по ритмам мозга, движениям глаз, особенностям речи или электропроводимости кожи. Человек еще не успел погрузиться в сон, а прибор уже пищит и мигает.

И это опять-таки не какая-нибудь экспериментальная разработка, такие приборы уже стоят в кабинах нескольких тысяч российских локомотивов. Скоро должно начаться серийное производство подобных устройств для водителей автомобилей.

— Перенести технологию с локомотивов на автомобили оказалось не таким уж простым делом. Но мы с этим справились, — рассказал «РР» генеральный директор «Нейрокома» Вячеслав Шахнарович. — Самое главное — это надежность. Если сис­тема даст сбой и человек попадет в аварию, то тут же пойдут судебные иски. Мы ориентируемся на надежность один к десяти тысячам, иначе просто неинтересно.

Что будет Возможно, что европейцы, пекущиеся о своей безопасности, потребуют от всех водителей установить такие приборы, и тогда рынок подобных устройств будет исчисляться сотнями миллионов. Постепенно когнитивные системы на­учатся помогать нам во всем — вести машину, учить иностранные языки, справляться с приступами гнева. Мы будем спокойно выслушивать рекомендации интеллектуальных органайзеров: «Вы сейчас слишком устали, чтобы писать отчет. Рекомендуем 15 минут посмотреть комедийный сериал, а потом приступить к умственной деятельности».

5. Шевелить извилинами: мозго-машинные интерфейсы

Что есть Чтение мыслей становится научной обыденностью. Системы, позволяющие напрямую передавать сигналы от мозга к компьютеру, сегодня разрабатываются и на биофаке МГУ, и в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, и в ростовском НИИ нейрокибернетики.

Но не только мозги управляют компьютером, но и наоборот. «Разрабатываются системы и методы управления биообъектами (биороботами), в качестве которых выступают черепахи, кролики, дельфины», — сообщается на сайте кафедры общей биологии Пединститута ЮФУ. Публика была шокирована тем, что ростовские ученые фактически создали киборга. Черепахе вживили электроды, установили ей на панцирь процессор, в итоге движениями животного можно было управлять с помощью джойстика.            

Что будетБуквально через два-три года в компьютерном супермаркете можно будут купить устройство, позволяющее играть в стрелялку-бродилку с помощью силы мысли. Позже станет доступно мысленное управление любыми устройствами, и такая мелочь, как компьютеры и мобильные телефоны, перекочуют из наших карманов прямиком в мозг, подсоединенный к Великой сети.

6. Железные мысли: интеллектуальные роботы

Что есть Робот может легко изобразить движения официанта, дворника или сборщика микросхем. Гораздо сложнее научить его имитировать мышление. Ученые и инженеры стараются сделать механические устройства все более и более похожими на человека не только внешне, но и интеллектуально.

В России подобные разработки тоже ведутся. Кстати, в области «интеллектуальной начинки» мы не так сильно отстаем от американцев и японцев, как в области механики.

Один из ярких примеров — «проект эмоциональных агентов» Института лингвистики РГГУ. «Создание роботов, которые бы умели шутить, сопереживать человеку, “понимать” и поддерживать его, — это исключительно привлекательная идея для современной цивилизации», — утверждает один из авторов проекта Артемий Котов. За основу берется эмоциональное поведение живых людей — их речь, интонация, мимика, поведение. Получившаяся модель алгоритмизируется и превращается в программный код. В результате на экране компьютера уже общаются рисованные человечки, способные и пошутить, и разозлиться.

Что будет Вместо «революции роботов» происходит эволюция: роботы проникают в нашу жизнь медленно, но зато уверенно. Например, по прогнозу компании TechCast, к 2022 году роботы, чувствующие среду окружения, принимающие решения, обучаемые, будут использоваться в 30% домашних хозяйств и организаций. И скоро для кого-то робот может оказаться более чутким собеседником, чем коллега по работе или сосед по лестничной площадке.

7. Аналитики будут не нужны: автоматический анализ текстов

Что есть Миром правит уже не тот, кто владеет информацией, а тот, кто умеет ее фильтровать и обрабатывать. Компьютерные системы не только умеют раскладывать документы по полочкам, но и пытаются понять их содержание.

К примеру, на базе Института сис­темного анализа РАН была создана компания Cognitive Technologies. Ее профиль — создание и внедрение систем управления на предприятиях. Главной фишкой считается интеллектуальный анализ бизнес-инфор­мации: «Мы создали новую форму описания документа, основными элементами которой являются так называемые смысловые единицы… Фактически этот подход является не чем иным, как попыткой реализации механизма абстрактного мышления в системах искусственного интеллекта». Подобные системы уже внедрены в весьма солидных компаниях, например в «Норникеле».

Также повсюду работают электронные переводчики или системы распознавания текста и голоса. А если мы попросим Яндекс найти что-то, содержащее слова «когнитивность» и «технологии», то у системы хватит ума выдать нам статьи про когнитивные технологии, несмотря на то что слово «когнитивность» в них ни разу не употребляется.

Что будет Лет через десять бизнес-аналитикам, журналистам, переводчикам и многим другим профессионалам придется конкурировать с машинами. Системы будут сами сопоставлять тексты и цифры, после чего делать выводы. И велик риск, что человек эту борьбу проиграет. Уже сейчас компьютер способен переваривать тысячи страниц в секунду, а когда он научится еще и анализировать эту информацию, людям придется туго.

Фотографии: Алексей Майшев для «РР»; Alamy/Photas; AP; AFP/EAST NEWS; Natalie Tepper/Arcaid/Corbis/FOTOSA.RU; Reuters; Nathan Benn/Ottochrome/Corbis/FOTOSA.RU; AFP/EAST NEWS (3)

expert.ru

когнитивные технологии - это... Что такое когнитивные технологии?

technical_translator_dictionary.academic.ru

Когнитивные технологии: общие понятия / Цифровой мир / YaUmma.Ru

Нейронная сеть головного мозга мыши

Эпоха когнитивных технологий начиналась с педагогических исследований. Когнитивные способности (новое название) это то же самое, что познавательные способности и психология познания, бурно развивавшаяся в двадцатом веке. Суть когнитивных технологий в том, чтобы разгадать, как человек воспринимает и перерабатывает получаемую информацию, какие шаблоны (когнитивные схемы) формирует.

Когнитивные технологии отличаются от познавательных тем, что познание происходит в новой информационной среде. Это не только люди, природа, техника, знаки (книги), но и компьютеры и сети (социальные и компьютерные).

Как когнитивные схемы меняются в компьютерную эпоху и век новых информационных технологий?

Когнитивные технологии: будущее, которого мы не ожидали

«Техника не только мельчает, но и умнеет – вслед за нанотехнологиями в жизнь входят когнитивные технологии. Разница в том, что о нанотехнологиях все слышали, но мало кто видел, а когнитивные технологии все видели, но о них мало кто слышал. Незаметно они занимают ключевые позиции в мире хай-тека, обеспечивая людям симбиоз с обитающими в их в домах и карманах электронными существами.

Cogito значит «познавать». Когнитивная наука изучает процесс познания — как мы воспринимаем мир, как мыслим, на что обращаем внимание. На основе её открытий конструируются когнитивные технологии — устройства, учитывающие наше состояние, внимательные к нашему вниманию и даже следящие за работой нашего мозга.

Когнитивные интерфейсы и виртуальная реальность

Первые графические оболочки у программ появились в 80-е и всего за несколько лет оккупировали мозги прогрессивной части человечества. Графический интерфейс произвел революцию, сделавшую компьютер важнейшим дополнением к человеческому мозгу, потому что мир на экране компьютера стал похож на предметный мир, на работу с которым настроен наш мозг.

Но в его нынешнем виде графический интерфейс морально устарел и никаким сенсорным экраном положение не спасти. Дело в том, что он не учитывает индивидуальность пользователя, наше состояние, интересы и цели – он не способен настраиваться на нас и поддерживать диалог, как положено любому нормальному роботу из кино.

Интерфейсы ближайшего будущего смогут воспринимать не только словесные, но и мысленные команды. Сегодня такие интерфейсы позволяют взаимодействовать с компьютером и общаться по сети парализованным людям, способным двигать только глазами. Для беспроводного управления компьютером и другими устройствами достаточно камеры, следящей за направлением взора.

Иллюстрация принципа действия нейронной сети

И конечно же, в ближайшем будущем интерфейс, как это ни банально звучит, станет трехмерным. Почему, кстати, до сих пор не стал? У ученых-когнитивистов есть неожиданный ответ: работать с трехмерными дисплеями очень сложно для нашего мозга, быстро возникает морская болезнь (её теперь называют «болезнь тренажеров») и сильный психологический дискомфорт. Виртуальная реальность – когнитивная технология, основанная на использовании зрительных иллюзий, на обмане наших чувств. Но при выходе в третье измерение нам удается обмануть только часть механизмов зрительного восприятия, возникает их рассогласование, конфликт мозговых программ, и пользователь зависает.

Венчает картину светлого будущего интерфейс по взаимодействию с собственным мозгом, позволяющий, среди прочего, ослаблять и усиливать желания и эмоции. Нас ждет соблазн, по сравнению с которым любые наркотики кажутся детской игрушкой! Как бы не превратиться в ту легендарную крысу, первую в мире обладательницу пульта управления мозгом, которая все жала и жала на педаль, стимулирующую её центр удовольствия, пока не умерла от истощения. И все же люди должны принять этот вызов, чтобы двигаться дальше.

В 2006 году Национальный научный фонд, под эгидой которого ведётся львиная доля научных исследований в США, совместно с министерством торговли США выпустил отчёт, прогнозирующий развитие науки на 50 лет.

Отчёт был назван НБИК (NBIC) — это аббревиатура из первых букв названий четырёх мегатехнологий, определяющих наше ближайшее будущее: нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий и когнитивных технологий.

Революция информационных технологий началась еще в 60-е, бурный прогресс биотехнологий развернулся в 90-е годы, в нулевые нам все уши прожужжали про нанотехнологии, а последней из этих революционных технологий начинают стремительно развиваться когнитивные технологии. Уже сегодня когнитивные технологии — это не просто сфера исследований, а целая промышленность, многомиллиардные бюджеты очень крупных фирм.

«Мы с вами живем в революционный период, — утверждает директор Курчатовского института, член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук, — присутствуем при переходе к принципиально новому технологическому укладу, который будет основан на интеграции этих четырех прорывных технологий. Прорыв будет заключен именно в их синергии, когда они будут работать как части единого целого».

Нейронная сеть, построенная с помощью технологий

5 когнитивных технологий, которые изменят мир

1. Нейровизуализация. Символом нейровизуализации стал «прозрачный мозг» мыши из лаборатории Константина Анохина, который показывали во всех новостях, наглядно демонстрируя, что мозг становится все более прозрачным для нейронаук. А сюжет из документального фильма Би-Би-Си на тему нейровизуализации выглядит так: пара занимается любовью в томографе (помните финал «Пятого элемента»?), в мозгах подопытных любовников вспыхивают флуоресцентные метки, а ученые с удовлетворением наблюдают за происходящим (в мозгах, конечно). В результате предполагается, что станет ясно, какая часть мозга за что отвечает. Это знание является базой для многих других когнитивных технологий, а заодно открывает неограниченные возможности в плане «промывания мозгов», детекции лжи и тотального контроля.

2. Когнотропные препараты. Лекарства, улучшающие интеллект и память, сокращающие сон и помогающие сконцентрироваться, становятся все эффективнее. Стали общедоступными витаминные комплексы, повышающие работоспособность, «дневные» транквилизаторы, такие как грандаксин, снимающие тревогу, но не отупляющие, ноотропы, такие как модафинил, фенотропил и пирацетам, стимулирующие умственную деятельность и уменьшающие потребность во сне. В скором времени нам обещают выход на рынок множества мощных активаторов мозга нового поколения. Среди них, кстати, не только стимуляторы памяти, но и препараты, стирающие воспоминания о неприятных событиях или делающие эти события не столь неприятными.

3. Когнитивные ассистенты. Это системы адаптивной поддержки человека в динамически меняющихся технических средах. Автомобиль будет следить за вниманием водителя, например, не уснул ли он. Завести машину не удастся ни вору, ни подвыпившему хозяину – программы-ассистенты будут видеть нас насквозь!

Когнитивные ассистенты существенно изменят и сетевое общение – разрабатываются системы «гиперкоммуникации», иногда даже превосходящие по своим возможностям прямое общение. Например, они помогут людям, находящимся на расстоянии, следить за вниманием друг друга.

4. Мозго-машинные интерфейсы. На сегодняшний день разработаны и успешно используются системы управления компьютером с помощью камеры, следящей за направлением взора, электроэнцефалографии других методов, позволяющих программе угадывать ваши желания и исполнять мысленные команды.

Речь, конечно, не только о компьютерах — при помощи мозго-машинных интерфейсов рано или поздно станет доступно мысленное управление любыми устройствами, а такая мелочь как компьютеры и мобильные телефоны перекочуют из наших карманов прямиком в мозг, подсоединённый к Великой сети. Когнитивные технологии сделают нас магами, отдающими приказы силой мысли своим механическим големам-помощникам, а то и джиннам – облакам нанороботов, принимающим любые конфигурации и на месте создающим все необходимое нам.

5. Искусственные органы чувств. В научной фантастике уже стало общим местом, что в будущем мы превратимся в кибер-людей или что-то в этом роде. Впрочем, и раньше человек всегда пользовался искусственными расширениями мозга, такими как книги, — более того, без них он не был бы человеком. Когнитивные технологии предложат нам принципиально новые расширения.

Ученые научились создавать глаз, различающий свет и темноту, учат его все лучше различать цвета и формы, а вскоре бывшие слепые смогут видеть в ультрафиолете и в инфракрасном свете, делать микрофокусирование и другие вещи, на которые мы не способны. Нейропротезы намного превзойдут по своим возможностям наши руки и ноги, искусственная память будет во всем превосходить ту, что вшита в наш мозг сейчас, да и мозг в целом вряд ли сможет конкурировать с искусственным мозгом. Настанет пора радикального апгрейда человека».

link

yaumma.ru

КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - это... Что такое КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ?

dic.academic.ru

Когнитивные технологии в образовании :

Современный человек выходит на совершенно новый уровень познания окружающего мира и себя самого, именно поэтому информация в наши дни играет всё большую роль в жизни общества, а её объёмы неизменно растут. Человечество находится на пороге новой информационной революции, это создаёт почву для развития и применения такого научного знания, как когнитивистика.

Суть когнитивных методов

Когнитивные методы напрямую связаны с механизмом восприятия, обработки и хранения информации человеком. Это означает, что суть таких методов кроется во влиянии на процесс взаимодействия людей с информацией. Использование когнитивных технологий позволяет повлиять на поведение человека, так как наши поступки во многом зависят от уже имеющихся или будущих знаний. Информация преобразуется в знания путём прохождения процесса обработки, так как является не просто «голыми» фактами, а совокупностью фактов, эмоций и сопутствующих событий. И если использовать различные когнитивные методы, можно значительно изменить этот процесс, следовательно, и само знание.

Таким образом, создав определённые условия при помощи методов, которые предоставили когнитивные технологии, можно влиять на отношение человека к тому или иному событию. Самым простым примером такого воздействия является реакция людей на одну и ту же фотографию, но представленную в двух вариантах: чёрно-белую и цветную. Этот когнитивный метод заключается в том, что чёрно-белые фото воспринимаются людьми «историчными», что помогает им проводить более тщательный анализ изображения, лучше обращать внимание на детали. Напротив, цветной снимок выглядит более «живым», однако именно это и препятствует проведению анализа высокого качества. Влияние эффекта можно проследить, сравнивая эти два фото.

Значение когнитивных факторов

Важность когнитивных факторов заключается в возможности при их помощи влиять на человека. Разные люди проявляют разную реакцию на те или иные события, это является следствием того, что каждый отдельный человек извлекает из события определённую информацию, которая отбирается согласно его личным когнитивным схемам. Таким образом, обладая знаниями когнитивных схем человека и владея методами, которые предоставляют когнитивные технологии, можно придать информации необходимый смысл, никак не меняя её.

Практически полезные когнитивные методы

Существуют различные когнитивные методы, но не все из них важны на практическом уровне. Несмотря на их научную важность, такие методы нельзя использовать в обычной жизни. Но также есть и практически важные факторы, которые, например, позволяют использовать когнитивные технологии в образовании.

Есть несколько типов таких факторов:

Анализ

Применение когнитивных технологий позволяет не только влиять на поведение человека, но и прогнозировать и анализировать его. Как выяснилось ранее, одним из наиболее важных когнитивных факторов являются социальные мифы и стереотипы. Эти явления достаточно прочно укореняются в общественном сознании, а их изменение происходит в несколько этапов и влечёт за собой изменение в общественном поведении.

Таким образом, проводя анализ когнитивных особенностей общества, можно выяснить, какие именно стереотипы присущи его представителям и на каком из этапов существования они находятся в данный момент. Подобный анализ помогает предсказать изменения в обществе в долгосрочной перспективе. Также возможно проведение индивидуального анализа. Изучив поведение человека, можно сказать, какие именно когнитивные схемы ему присущи, следовательно, можно сделать вывод о том, какие когнитивные факторы повлияли на него и какие из них лучше использовать при взаимодействии с этим индивидом.

Когнитивистика и образование

Когнитивные образовательные технологии базируются на теории о том, что каждый человек воспринимает информацию согласно имеющимся у него когнитивным схемам, многие из которых могут быть обусловлены врождёнными особенностями. Таким образом, подобные технологии в образовании предполагают индивидуальный подход к каждому ученику.

Воспринимая информацию от учителя или из дополнительных источников, учащийся способен нормально усвоить только те сведения, которые соответствуют его когнитивным схемам, вся остальная информация либо просто забывается, либо претерпевает сильное искажение, что отрицательно сказывается на обучении. Более того, в большинстве случаев учитель не обладает когнитивными схемами, ответственными за определение деформации или полного отсутствия когнитивных схем у учащегося, что только усиливает проблемы с успеваемостью.

Цели

Главной целью технологий когнитивистики в образовании является повышение интеллектуальных способностей учащихся, осуществление помощи в формировании у учеников когнитивных схем, отвечающих за адекватное самостоятельное принятие решений, основанное на поступающей информации, а также усвоение определённого пласта знаний во время обучения. То есть основная цель когнитивных образовательных технологий состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для усвоения учебного материала каждым учеником.

Тип

Когнитивная технология обучения представляет собой процесс с непрерывной обратной связью и имеет схему, характерную для всех алгоритмических технологий. Подобный принцип обучения базируется на определённом алгоритме, первой частью которого является диагностика начального уровня ученика. Проведя диагностику, учитель выявляет пробелы в знаниях своего подопечного, обозначая критерии для проектирования индивидуальной программы обучения. Создание индивидуального плана является следующим этапом в когнитивном процессе обучения.

После того как ученик прошёл обучающий курс, спроектированный специально для него, проводится вторичная диагностика знаний учащегося. На основании результатов диагностики происходит корректировка учебного плана, после прохождения которого опять проводится диагностика и т.д. Таким образом проходит процесс обучения. Это происходит до тех пор, пока учеником не будут усвоены все запланированные аспекты изучаемого предмета.

Структура

Технология обучения, основанная на когнитивных принципах, представляет собой систему модулей, каждый из которых состоит из трёх блоков уроков. Модуль объединяет между собой уроки, посвящённые изучению одной темы или одного и того же научного знания. Блоки, из которых состоит модуль, делятся на: блок входного мониторинга, теоретический и процессуальный блок. Таким образом, суть первого блока состоит в том, чтобы помочь учителю определить уровень когнитивных способностей и теоретических знаний учащегося. Второй направлен на изучение теоретического материала, очень важной частью этого процесса является формирование у учеников семантических сетей.

Во время уроков третьего блока происходит изучение процессов и алгоритмов, присущих изучаемой области знаний. После окончания курса модулей идут уроки, направленные на полное повторение пройденного материала, его проверку и коррекцию по итогам проверки.

Результаты

Можно заметить хорошие результаты, которые показывает применение такого метода, как когнитивные технологии. Отзывы людей, практикующих методы когнитивистики в разных сферах, говорят о том, что они хорошо справляются со своей задачей. Применение таких технологий нашло место в экономической, военной, научной, учебной сферах, а также в сфере самопознания.

Когнитивные технологии и наука

Когнитивистика в наши дни занимает одну из ведущих позиций в современной науке. Она является средством интеграции различных наук, способствует возникновению межнаучных дисциплин. Применение когнитивных технологий - один из признаков информационной революции, а также важный аспект информационного общества.

Когнитивистика способствует более быстрому и эффективному решению проблем, стоящих перед современным обществом: повышает способности отдельного индивида, улучшает качество жизнедеятельности, способность к экономической конкуренции и т. д. Можно сказать, что развитие когнитивных исследований и распространение применения их результатов является сигналом о начале нового этапа научно-технического прогресса, в ходе которого эволюция человека перейдёт под его осознанный контроль. Информационно-когнитивные технологии играют очень важную роль в исследовании и проектировании искусственного интеллекта. Изучение человеческого сознания, которым и занимаются когнитивные исследования, способствует созданию теории искусственного интеллекта и пониманию правил его проектирования.

Био-нано-когнитивные технологии

Конвергентные науки в перспективе позволяют создать новую техносферу, то есть осуществить адекватное воспроизведение процессов, происходящих в природе, в том числе и искусственный интеллект. Системы, созданные при помощи технологий подобного типа, способны органично вписываться в естественную среду.

Исследования, проводящиеся при помощи наук, находящихся на стыке биологии, нанотехнологий, информатики, заключаются в изучении процессов, происходящих в мозге человека, что является очень важным аспектом теории искусственного интеллекта.

www.syl.ru


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.