Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Кэс в планировании что это такое


Публикуем интервью с автором выпускаемой ИД «Федоров» серии пособий Н.Б. Фоминой.  Н.Б. Фомина – к.п.н., доцент кафедры профессионального развития педагогических работников ИДО МГПУ (г. Москва), автор многочисленных научно-практических публикаций и методических пособий. Практическая работа в школе, накопленные опыт и знания позволили Надежде Борисовне разработать и апробировать новую систему оценки качества образования, которая уже получила признание во многих регионах России. В ходе интервью Надежда Борисовна рассказала об авторской методике, обратила внимание на новую для многих учителей аббревиатуру – КЭС, пояснила, что это такое и почему стало востребованным, выразила экспертное мнение о том, каким должно быть современное контрольно-тематическое планирование, дала рекомендации по использованию серии тетрадей «Контролируемые элементы содержания (КЭС)» в рамках внутришкольного мониторинга.

- На своих семинарах и вебинарах вы много внимания уделяете согласованности внешней и внутренней оценки. Как в практической ежедневной деятельности учителя можно добиться согласованности этих двух оценок?

- В Примерных образовательных программах понятие «согласованность внешней и внутренней оценки» встречается несколько раз. Как учителю в практической деятельности применить этот тезис? Можно предложить следующее правило: «проверяй так, как тебя проверят другие».

 В Примерной программе прописано, что в школе надо содержательно и критериально оценивать так же, как это осуществляет внешняя оценка. Оценивать не так, как хочется учителю, не то, что кажется ему важным, а оценивать так, как это делает внешняя оценка. Для нас в данном случае ориентиром является Федеральный институт педагогических измерений, и мы в разработке рекомендаций по формированию внутренней системы оценки качества образования ориентируемся и на содержание, и на критерии, которые предлагает нам этот институт. Поэтому в наших программах заложены и содержательные, и критериальные подходы, основанные на внешней оценке. Именно их мы и рекомендуем применять при формировании внутренней системы оценки качества образования в школе.

- Новая для многих учителей аббревиатура – КЭС. О КЭС мало информации, но много говорят. Что это такое и почему стало востребованным?

- Сейчас в основе оценки качества образования лежит оценка планируемых результатов обучения. Планируемые результаты обучения четко прописаны в Примерных образовательных программах, но в них нет такого понятия, как «Контролируемый элемент содержания», или, сокращенно, «КЭС». Эти элементы присутствуют в Кодификаторе по предмету, по которому осуществляется итоговая аттестация учащегося.

Кодификатор является основой стандарта образования, в нем содержатся те элементы содержания, которые контролируются процедурами внешней оценки. В кодификаторе эти элементы названы контролируемыми. Откуда это название? – Контролируемый элемент содержания (КЭС) – это тот элемент, который составляет основу стандарта, и, соответственно, именно он должен контролироваться в первую очередь. Этот тот опорный учебный материал, который позволяет ребенку продолжить образование на следующем уровне. Если ученик освоил в начальной школе контролируемые элементы содержания, он спокойно осваивает материал основной школы, и так далее.

Контролируемый элемент содержания является сегодня основой каждого теста. Если мы говорим о контрольно-оценочной деятельности учителя – она является сейчас одним из основных видов деятельности педагога, – то только КЭС, код этого элемента говорит о том, что учитель проверяет именно то, что должен проверить, именно то, что рекомендовано к оценке в стандарте образования, а не то задание, которое учителю хочется (а не секрет, что чаще всего учитель проверяет то, что дети хорошо усвоили, или то, что самому учителю кажется важным). И только наличие контролируемых элементов содержания (КЭСов) говорит о том, что проверяется стандарт образования. Именно поэтому этот элемент содержания и называется контролируемый. Он обязателен и в тематическом, и в промежуточном, и в итоговом контроле для того, чтобы определить и ход освоения стандарта образования, и его результат, и уровень освоения.

- Что такое кодификатор?

- Кодификатор – это как бы реестр контролируемых элементов содержания. Мы понимаем, что в образовательной программе могут быть 204 урока, 72 урока, 36 уроков, но содержание не всех из них является контролируемым. Понять, какие именно элементы содержания (темы) контролируются, нам и помогает Кодификатор. Он поэтому так и называется – кодификатор, что он содержит код, цифровое обозначение каждого контролируемого элемента. Код состоит из двух (иногда трех) цифр, и расшифровывается таким образом: первая цифра – ведущий раздел, вторая цифра – ведущая тема; третья цифра (или вторая, если код состоит лишь из двух цифр) – это сам элемент содержания. Если мы видим код 1.4.1 – то мы понимаем, что это раздел 1, находим его. В ведущем разделе ищем тему под номером 4, и в этой теме ищем элемент, он будет под номером 1.

Таким образом можно применять Кодификатор во всех автоматизированных программах, формируя план работы. В модуле МСОКО (многоуровневая система оценки качества образования) этот принцип заложен разработчиками (ЗАО «ИРТЕХ» г. Самара). Процесс формирования плана работы полностью автоматизирован: учителю достаточно открыть раздел 1, тему 4, дальше определить элемент 1, и таким образом простым нажатием кнопки он вводит КЭС 1.4.1 вместе с его названием в план работы.

- Каким образом должно формироваться современное контрольно-тематическое планирование с учетом кодификатора?

- Делается это очень просто. Учитель берет свое традиционное календарно-тематическое планирование, рядом кладет Кодификатор и смотрит, какие элементы содержания Кодификатора соответствуют той теме урока, которую он изучает. Если находит эти соответствия, то ставит цифру, например, 2.3.5. И наличие этой цифры говорит о том, что тема, обозначенная в календарно-тематическом планировании как изучаемая, как раз и составляет то содержание стандарта образования, который в обязательном порядке контролируется. Наличие этих элементов содержания в КТП позволяет учителю сориентироваться: содержание вот этого урока будет контролироваться, а содержание следующих трех-четырех уроков контролироваться не будет.

И, соответственно, во втором случае учитель свободен в выборе и содержания, и формы, и структуры урока, – так как никогда эти элементы содержания не будут контролироваться. Это может быть и спектакль, и КВН, и практическая работа, или проектная деятельность... Именно такие уроки способствуют развитию ребенка, формируют общую картину мира, способствуют ранней профилизации. Но если это контролируемый элемент содержания, учитель должен его проверить в конце урока – насколько тот или иной ребенок освоил этот элемент, может ли он применять его в практической деятельности, может ли он решить эту задачу или этот пример, составить это уравнение, применить это орфографическое правило в своей деятельности, а не рассказать о том, как он будет это делать. То есть на том уроке, где присутствуют контролируемые элементы содержания, задача формируется учителем по-другому, и в конце урока контролируемые элементы содержания должны быть обязательно проверены в практической деятельности, в ходе решения учебно-практической задачи. Хорошо, если это будет фрагмент демоверсии или того теста, который предстоит решить учащемуся в ходе аттестации.

- Как можно организовать внутришкольный мониторинг с использованием кодов КЭС?

- Внутришкольный мониторинг организуется, как правило, администрацией. Современные требования к организации школьного мониторинга говорят о том, что администрация должна осуществлять его с трех позиций. В Примерной образовательной программе эти позиции раскрыты достаточно подробно. Первая составляющая мониторинга – проведение административных проверочных работ. Напомним, что формировать план работы необходимо только с использованием КЭС. Если КЭС нет, значит, администрация проверяет не освоение стандарта образования, а освоение образовательной программы, что в нашей ситуации не одно и то же.

Вторая составляющая внутришкольного административного мониторинга – это анализ урока. Если представитель администрации присутствует на уроке, где осваивается контролируемый элемент содержания, конечно, он обратит внимание на то, сколько времени уделяется на этом уроке работе каждого ученика (что практическая деятельность детей на этом уроке должна занимать не менее 30 минут) и на то, как учитель в конце урока проверяет освоение этого элемента. Проверка освоения – обязательный элемент этого урока.

Третья составляющая внутришкольного административного мониторинга (и замечу, для наших директоров, завучей это требование возникло впервые) они должны периодически проверять те задания, которые дает учитель учащимся в ходе своей контрольно-оценочной деятельности (проведения контрольных работ, тематических и итоговых тестов). Соответственно, если администратор школы знает, что есть контролируемые элементы содержания стандарта, то есть КЭС, то он будет обязательно смотреть: применяет ли учитель, проводя свой мониторинг, в плане работы эти КЭС, или составляет задания произвольно и проверяет у детей либо то, что ему хочется проверить, либо то, что он считает важным, либо то, что он считает легким (и надеется, что дети выполнят это задание на 4 и 5). Но в любом случае, если учитель не применяет КЭС – он не контролирует освоение стандарта образования. Следовательно, та школа, в которой работает этот учитель, останется неподготовленной ко всем внешним измерениям оценки качества образования, какими сейчас являются ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, централизованные тестирования, национальные исследования, потому что все эти исследования, все эти процедуры основаны только на оценке освоения учащимися контролируемых элементов содержания стандарта образования.

- Организовать внутришкольный мониторинг по всем предметам и во всех классах можно с помощью серии тетрадей диагностических работ. Как использовать эти тетради для проведения мониторинга? Чем могут помочь педагогу тетради серии «Контролируемые элементы содержания (КЭС)», которые подготовило наше издательство?

- Мы имеем в виду тетради, которые разработаны и выпущены в издательском доме «Федоров»? Надо отметить, что не все издательства работают в этом направлении (я могу отметить еще только несколько, среди них – «Просвещение», «Экзамен» и «Интеллект-центр»). Тематических тетрадей, которые позволяют учителю проверить освоение темы сразу после ее изучения, вообще мало. Обычно это либо полугодовые тесты, либо контрольные работы, которые могут проводиться 2-3 раза в год. Но тематических тестов может быть значительно больше, и все они имеют разный набор элементов содержания. Если в этой теме изучаются пять-семь КЭС, то в тематическом тесте столько же будет и заданий (желательно, не менее пяти). Это не всегда большие тесты, которые предлагаются обычно, – они рассчитаны на 15-20 минут. Но именно с помощью этих тетрадей учитель может своевременно, сразу после прохождения определенной темы, а не через полгода, не в конце года, – проверить знание темы: кто из детей освоил контролируемые элементы содержания стандарта, кто не освоил, с кем из детей и с какими элементами еще нужно поработать.

Если Вы выбираете работу ребенка с каким-то определенным материалом содержания образовательной программы, то любой тест / тетрадка хороши, но если вы хотите проверить освоение содержания стандарта, подготовку ребенка к дальнейшему уровню освоения образовательной программы, то без КЭС вам не обойтись, потому что они определяют именно ту меру, которая позволяет увидеть, освоил или не освоил ребенок стандарт образования. Часто задания, нацеленные на содержание образовательной программы, дезориентируют ребенка. Он считает, что готов к ВПР, так как успешно решил все эти тесты, но это оказались не те тесты, которые нужны в данном случае ребенку.

И здесь нужно выбирать. Выбирать те тесты, которые содержат КЭС, так как именно они позволяют увидеть то содержание, которое ребенка готовит к дальнейшему освоению стандарта. Это и становится первоочередной задачей учителя – вовремя провести коррекцию, вовремя повторить, а с кем-то и заново изучить элементы содержания, с тем чтобы повысить качество образования именно в этом классе. В этом смысле такие тематические тетради, разработанные Издательским домом «Федоров», оказывают неоценимую услугу учителю.

- В учебном процессе есть и еще одно действующее лицо – ребенок. Как предлагаемая вами методика влияет на его школьную жизнь? Упрощает или усложняет ее?

- Предлагаемая методика делает жизнь ребенка целенаправленнее и в какой-то мере облегчает, потому что ребенок – действующее лицо, субъект образовательного процесса, но управляет этим процессом, как правило, учитель. И если учитель грамотно определяет и состав своего теста, и вводит КЭС, то он не будет на глазок определять, сколько заданий дать детям после изучения темы. У нас почему-то действует такая неутвержденная норма – в тесте должно быть не менее 10-20 заданий. Если мы говорим о диагностических тетрадях Издательского дома «Федоров», то там содержание заданий определяет количество контролируемых элементов содержания, изучаемых в этой теме, и ребенку не нужно делать 20 заданий, искусственно созданных для того, чтобы эту норму выдержать. Он может сделать 5 заданий, но это будут задания, которые позволяют определить освоение содержание стандарта. И в этом отношении облегчается жизнь ребенка, облегчается жизнь учителя, который понимает, что не все подряд контролируется и не на всех уроках изучается материал, который проверяется. Только тогда учебный процесс будет более посильным для каждого ребенка и целенаправленным.

Вот сейчас, уже после написания ВПР в 4-х и 5-х классах, мы получили отклики от учителей регионов, которые научились видеть контролируемые элементы содержания в своей программе и успешно работать с ними. У этих педагогов дети в заданиях ВПР увидели те элементы содержания стандарта, над которыми они усердно работали весь год вместе с учителем, – и это позволило им быстро и качественно выполнить тестовую работу. Только такая постоянная, систематическая работа учителя по освоению стандарта образования каждым ребенком в классе позволила детям выполнить эти задания на высоком уровне. Поэтому мы сделали вывод, что серия тематических тетрадей позволяет и к итоговым проверочным работам подготовиться, и к ВПР, и к экзаменам, так как эти тетради решают целый спектр задач по формированию системы оценки качества образования, которые стоят сегодня перед системой образования.

КЭС и КПУ

В последние годы мониторинг предметных достижений обучаемых вновь выдвигается на передний план. Как известно, предметные результаты содержат в себе систему предметных знаний и систему предметных действий, которые направлены на применение знаний. Уже достаточно давно возник вопрос: а какие именно предметные знания и действия должны проверяться? Ясный ответ на него дают Стандарты образования и Примерные образовательные программы. Как вы знаете, в них содержание представлено в двух форматах. Прямым текстом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках аттестации учеников (блок «Выпускник научится»). Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля (блок «Выпускник получит возможность научиться»).

    Другими словами, при оценке качества образования важно в первую очередь проверить, насколько ребенок усвоил опорные знания и умения по каждому из предметов. Эти знания и умения накапливаются из класса в класс.

    Как же правильно определить эти самые опорные элементы, подлежащие проверке? Как построить деятельность учителя, чтобы он осознанно при планировании своей работы и при оценке предметных результатов основное внимание уделял усвоению обучаемыми именно опорных знаний и навыков?

 Есть ли связь между планированием уроков и контрольно-оценочной деятельностью учителя начальных классов? Безусловно! Поэтому при составлении тематического (календарно-тематического) планирования по предмету главным ориентиром для педагогов начальной школы должен стать «Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся». Для начальной школы он разработан Московским центром качества образования (МЦКО). В кодификаторе по каждому предмету содержатся коды опорных (контролируемых) элементов содержания (КЭС) и коды требований к проверяемым умениям (действиям) (КПУ), достижение которых проверяется как итоговой контрольной работой в 4 классе, так и диагностическими работами всех уровней (внутришкольная оценка, муниципальный и региональный мониторинг) на протяжении обучения ребенка в начальной школе.

Публикуем интервью с автором выпускаемой ИД «Федоров» серии пособий Н.Б. Фоминой.  Н.Б. Фомина – к.п.н., доцент кафедры профессионального развития педагогических работников ИДО МГПУ (г. Москва), автор многочисленных научно-практических публикаций и методических пособий. Практическая работа в школе, накопленные опыт и знания позволили Надежде Борисовне разработать и апробировать новую систему оценки качества образования, которая уже получила признание во многих регионах России. В ходе интервью Надежда Борисовна рассказала об авторской методике, обратила внимание на новую для многих учителей аббревиатуру – КЭС, пояснила, что это такое и почему стало востребованным, выразила экспертное мнение о том, каким должно быть современное контрольно-тематическое планирование, дала рекомендации по использованию серии тетрадей «Контролируемые элементы содержания (КЭС)» в рамках внутришкольного мониторинга.

- На своих семинарах и вебинарах вы много внимания уделяете согласованности внешней и внутренней оценки. Как в практической ежедневной деятельности учителя можно добиться согласованности этих двух оценок?

- В Примерных образовательных программах понятие «согласованность внешней и внутренней оценки» встречается несколько раз. Как учителю в практической деятельности применить этот тезис? Можно предложить следующее правило: «проверяй так, как тебя проверят другие».

 В Примерной программе прописано, что в школе надо содержательно и критериально оценивать так же, как это осуществляет внешняя оценка. Оценивать не так, как хочется учителю, не то, что кажется ему важным, а оценивать так, как это делает внешняя оценка. Для нас в данном случае ориентиром является Федеральный институт педагогических измерений, и мы в разработке рекомендаций по формированию внутренней системы оценки качества образования ориентируемся и на содержание, и на критерии, которые предлагает нам этот институт. Поэтому в наших программах заложены и содержательные, и критериальные подходы, основанные на внешней оценке. Именно их мы и рекомендуем применять при формировании внутренней системы оценки качества образования в школе.

- Новая для многих учителей аббревиатура – КЭС. О КЭС мало информации, но много говорят. Что это такое и почему стало востребованным?

- Сейчас в основе оценки качества образования лежит оценка планируемых результатов обучения. Планируемые результаты обучения четко прописаны в Примерных образовательных программах, но в них нет такого понятия, как «Контролируемый элемент содержания», или, сокращенно, «КЭС». Эти элементы присутствуют в Кодификаторе по предмету, по которому осуществляется итоговая аттестация учащегося.

Кодификатор является основой стандарта образования, в нем содержатся те элементы содержания, которые контролируются процедурами внешней оценки. В кодификаторе эти элементы названы контролируемыми. Откуда это название? – Контролируемый элемент содержания (КЭС) – это тот элемент, который составляет основу стандарта, и, соответственно, именно он должен контролироваться в первую очередь. Этот тот опорный учебный материал, который позволяет ребенку продолжить образование на следующем уровне. Если ученик освоил в начальной школе контролируемые элементы содержания, он спокойно осваивает материал основной школы, и так далее.

Контролируемый элемент содержания является сегодня основой каждого теста. Если мы говорим о контрольно-оценочной деятельности учителя – она является сейчас одним из основных видов деятельности педагога, – то только КЭС, код этого элемента говорит о том, что учитель проверяет именно то, что должен проверить, именно то, что рекомендовано к оценке в стандарте образования, а не то задание, которое учителю хочется (а не секрет, что чаще всего учитель проверяет то, что дети хорошо усвоили, или то, что самому учителю кажется важным). И только наличие контролируемых элементов содержания (КЭСов) говорит о том, что проверяется стандарт образования. Именно поэтому этот элемент содержания и называется контролируемый. Он обязателен и в тематическом, и в промежуточном, и в итоговом контроле для того, чтобы определить и ход освоения стандарта образования, и его результат, и уровень освоения.

- Что такое кодификатор?

- Кодификатор – это как бы реестр контролируемых элементов содержания. Мы понимаем, что в образовательной программе могут быть 204 урока, 72 урока, 36 уроков, но содержание не всех из них является контролируемым. Понять, какие именно элементы содержания (темы) контролируются, нам и помогает Кодификатор. Он поэтому так и называется – кодификатор, что он содержит код, цифровое обозначение каждого контролируемого элемента. Код состоит из двух (иногда трех) цифр, и расшифровывается таким образом: первая цифра – ведущий раздел, вторая цифра – ведущая тема; третья цифра (или вторая, если код состоит лишь из двух цифр) – это сам элемент содержания. Если мы видим код 1.4.1 – то мы понимаем, что это раздел 1, находим его. В ведущем разделе ищем тему под номером 4, и в этой теме ищем элемент, он будет под номером 1.

Таким образом можно применять Кодификатор во всех автоматизированных программах, формируя план работы. В модуле МСОКО (многоуровневая система оценки качества образования) этот принцип заложен разработчиками (ЗАО «ИРТЕХ» г. Самара). Процесс формирования плана работы полностью автоматизирован: учителю достаточно открыть раздел 1, тему 4, дальше определить элемент 1, и таким образом простым нажатием кнопки он вводит КЭС 1.4.1 вместе с его названием в план работы.

- Каким образом должно формироваться современное контрольно-тематическое планирование с учетом кодификатора?

- Делается это очень просто. Учитель берет свое традиционное календарно-тематическое планирование, рядом кладет Кодификатор и смотрит, какие элементы содержания Кодификатора соответствуют той теме урока, которую он изучает. Если находит эти соответствия, то ставит цифру, например, 2.3.5. И наличие этой цифры говорит о том, что тема, обозначенная в календарно-тематическом планировании как изучаемая, как раз и составляет то содержание стандарта образования, который в обязательном порядке контролируется. Наличие этих элементов содержания в КТП позволяет учителю сориентироваться: содержание вот этого урока будет контролироваться, а содержание следующих трех-четырех уроков контролироваться не будет.

И, соответственно, во втором случае учитель свободен в выборе и содержания, и формы, и структуры урока, – так как никогда эти элементы содержания не будут контролироваться. Это может быть и спектакль, и КВН, и практическая работа, или проектная деятельность... Именно такие уроки способствуют развитию ребенка, формируют общую картину мира, способствуют ранней профилизации. Но если это контролируемый элемент содержания, учитель должен его проверить в конце урока – насколько тот или иной ребенок освоил этот элемент, может ли он применять его в практической деятельности, может ли он решить эту задачу или этот пример, составить это уравнение, применить это орфографическое правило в своей деятельности, а не рассказать о том, как он будет это делать. То есть на том уроке, где присутствуют контролируемые элементы содержания, задача формируется учителем по-другому, и в конце урока контролируемые элементы содержания должны быть обязательно проверены в практической деятельности, в ходе решения учебно-практической задачи. Хорошо, если это будет фрагмент демоверсии или того теста, который предстоит решить учащемуся в ходе аттестации.

- Как можно организовать внутришкольный мониторинг с использованием кодов КЭС?

- Внутришкольный мониторинг организуется, как правило, администрацией. Современные требования к организации школьного мониторинга говорят о том, что администрация должна осуществлять его с трех позиций. В Примерной образовательной программе эти позиции раскрыты достаточно подробно. Первая составляющая мониторинга – проведение административных проверочных работ. Напомним, что формировать план работы необходимо только с использованием КЭС. Если КЭС нет, значит, администрация проверяет не освоение стандарта образования, а освоение образовательной программы, что в нашей ситуации не одно и то же.

Вторая составляющая внутришкольного административного мониторинга – это анализ урока. Если представитель администрации присутствует на уроке, где осваивается контролируемый элемент содержания, конечно, он обратит внимание на то, сколько времени уделяется на этом уроке работе каждого ученика (что практическая деятельность детей на этом уроке должна занимать не менее 30 минут) и на то, как учитель в конце урока проверяет освоение этого элемента. Проверка освоения – обязательный элемент этого урока.

Третья составляющая внутришкольного административного мониторинга (и замечу, для наших директоров, завучей это требование возникло впервые) они должны периодически проверять те задания, которые дает учитель учащимся в ходе своей контрольно-оценочной деятельности (проведения контрольных работ, тематических и итоговых тестов). Соответственно, если администратор школы знает, что есть контролируемые элементы содержания стандарта, то есть КЭС, то он будет обязательно смотреть: применяет ли учитель, проводя свой мониторинг, в плане работы эти КЭС, или составляет задания произвольно и проверяет у детей либо то, что ему хочется проверить, либо то, что он считает важным, либо то, что он считает легким (и надеется, что дети выполнят это задание на 4 и 5). Но в любом случае, если учитель не применяет КЭС – он не контролирует освоение стандарта образования. Следовательно, та школа, в которой работает этот учитель, останется неподготовленной ко всем внешним измерениям оценки качества образования, какими сейчас являются ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, централизованные тестирования, национальные исследования, потому что все эти исследования, все эти процедуры основаны только на оценке освоения учащимися контролируемых элементов содержания стандарта образования.

- Организовать внутришкольный мониторинг по всем предметам и во всех классах можно с помощью серии тетрадей диагностических работ. Как использовать эти тетради для проведения мониторинга? Чем могут помочь педагогу тетради серии «Контролируемые элементы содержания (КЭС)», которые подготовило наше издательство?

- Мы имеем в виду тетради, которые разработаны и выпущены в издательском доме «Федоров»? Надо отметить, что не все издательства работают в этом направлении (я могу отметить еще только несколько, среди них – «Просвещение», «Экзамен» и «Интеллект-центр»). Тематических тетрадей, которые позволяют учителю проверить освоение темы сразу после ее изучения, вообще мало. Обычно это либо полугодовые тесты, либо контрольные работы, которые могут проводиться 2-3 раза в год. Но тематических тестов может быть значительно больше, и все они имеют разный набор элементов содержания. Если в этой теме изучаются пять-семь КЭС, то в тематическом тесте столько же будет и заданий (желательно, не менее пяти). Это не всегда большие тесты, которые предлагаются обычно, – они рассчитаны на 15-20 минут. Но именно с помощью этих тетрадей учитель может своевременно, сразу после прохождения определенной темы, а не через полгода, не в конце года, – проверить знание темы: кто из детей освоил контролируемые элементы содержания стандарта, кто не освоил, с кем из детей и с какими элементами еще нужно поработать.

Если Вы выбираете работу ребенка с каким-то определенным материалом содержания образовательной программы, то любой тест / тетрадка хороши, но если вы хотите проверить освоение содержания стандарта, подготовку ребенка к дальнейшему уровню освоения образовательной программы, то без КЭС вам не обойтись, потому что они определяют именно ту меру, которая позволяет увидеть, освоил или не освоил ребенок стандарт образования. Часто задания, нацеленные на содержание образовательной программы, дезориентируют ребенка. Он считает, что готов к ВПР, так как успешно решил все эти тесты, но это оказались не те тесты, которые нужны в данном случае ребенку.

И здесь нужно выбирать. Выбирать те тесты, которые содержат КЭС, так как именно они позволяют увидеть то содержание, которое ребенка готовит к дальнейшему освоению стандарта. Это и становится первоочередной задачей учителя – вовремя провести коррекцию, вовремя повторить, а с кем-то и заново изучить элементы содержания, с тем чтобы повысить качество образования именно в этом классе. В этом смысле такие тематические тетради, разработанные Издательским домом «Федоров», оказывают неоценимую услугу учителю.

- В учебном процессе есть и еще одно действующее лицо – ребенок. Как предлагаемая вами методика влияет на его школьную жизнь? Упрощает или усложняет ее?

- Предлагаемая методика делает жизнь ребенка целенаправленнее и в какой-то мере облегчает, потому что ребенок – действующее лицо, субъект образовательного процесса, но управляет этим процессом, как правило, учитель. И если учитель грамотно определяет и состав своего теста, и вводит КЭС, то он не будет на глазок определять, сколько заданий дать детям после изучения темы. У нас почему-то действует такая неутвержденная норма – в тесте должно быть не менее 10-20 заданий. Если мы говорим о диагностических тетрадях Издательского дома «Федоров», то там содержание заданий определяет количество контролируемых элементов содержания, изучаемых в этой теме, и ребенку не нужно делать 20 заданий, искусственно созданных для того, чтобы эту норму выдержать. Он может сделать 5 заданий, но это будут задания, которые позволяют определить освоение содержание стандарта. И в этом отношении облегчается жизнь ребенка, облегчается жизнь учителя, который понимает, что не все подряд контролируется и не на всех уроках изучается материал, который проверяется. Только тогда учебный процесс будет более посильным для каждого ребенка и целенаправленным.

Вот сейчас, уже после написания ВПР в 4-х и 5-х классах, мы получили отклики от учителей регионов, которые научились видеть контролируемые элементы содержания в своей программе и успешно работать с ними. У этих педагогов дети в заданиях ВПР увидели те элементы содержания стандарта, над которыми они усердно работали весь год вместе с учителем, – и это позволило им быстро и качественно выполнить тестовую работу. Только такая постоянная, систематическая работа учителя по освоению стандарта образования каждым ребенком в классе позволила детям выполнить эти задания на высоком уровне. Поэтому мы сделали вывод, что серия тематических тетрадей позволяет и к итоговым проверочным работам подготовиться, и к ВПР, и к экзаменам, так как эти тетради решают целый спектр задач по формированию системы оценки качества образования, которые стоят сегодня перед системой образования.

Выбор структурной схемы кэс

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени А.Г. и Н.Г. Столетовых

Кафедра электротехники и электроэнергетики

Расчетно-графическая работа

«Разработка схемы выдачи мощности КЭС»

Работу выполнил:

ст.гр. ЭЭб-110

Белов А.М.

Работу проверил:

Чебрякова Ю.С.

Владимир 2012

1.Введение

    1. Назначение и преимущества ЭС

    2. Технологическая схема ЭС

    1. Основное оборудование ЭС и его назначение

    2. Примеры наиболее крупных ЭС РФ

    3. Влияние ЭС на окружающую среду

  1. Выбор структурной схемы ЭС

  2. Выбор основного оборудования

3.1. Выбор генераторов

3.2. Выбор трансформаторов связи

3.3. Выбор трансформаторов собственных нужд

3.4. Выбор выключателей и разъединителей

4.1. Список выбранного оборудования с параметрами и обозначениями на схеме

4.2. Преимущества и недостатки выбранной схемы электроснабжения

варианта

Вид

ЭС

Вид структурной схемы

Установленная мощность

Количество генераторов

3

КЭС

С двухобмоточным трансформатором

1000

2

4.3. Схема выдачи мощности в сеть (формат А3)

  1. Список используемой литературы

  1. Введение

    1. Назначение и преимущества КЭС

На тепловых электростанциях химическая энергия сжигаемого топлива преобразуется в котле в энергия водяного пара, приводящего во вращение турбоагрегат (паровая турбина, соединенную с генератором). Механическая энергия вращения преобразуется генератором в электрическую. Топливом для электростанций служат уголь, торф, горючие сланцы, а также газ и мазут. В отечественной энергетике на долю КЭС приходит более 60% выработки электроэнергии.

Основными особенностями КЭС являются: удаленность от потребителей электроэнергии, что определяет в основном выдачу мощности на высоких и сверхвысоких напряжениях, и блочный принцип построения электростанции. Мощность современных КЭС обычно такова, что каждая из них может обеспечить электроэнергией крупный район страны. Отсюда еще одно название электростанций такого типа – государственная районная электрическая станция (ГРЭС).

Современные КЭС оснащаются в основном энергоблоками 200 — 800 МВт. Применение крупных агрегатов позволяет обеспечить быстрое наращивание мощностей электростанций, приемлемые себестоимость электроэнергии и стоимость установленного киловатта мощности станции.

Основные технико-экономические требования к КЭС — высокая надёжность, манёвренность и экономичность. Требование высокой надёжности и манёвренности обусловливается тем, что производимая КЭС электроэнергия потребляется сразу же, т. е. КЭС должна производить столько электроэнергии, сколько необходимо её потребителям в данный момент.

Наибольшие энергетические потери на КЭС имеют место в основном пароводяном контуре, а именно в конденсаторе, где отработавший пар, содержащий еще большое количество тепла, затраченного при парообразовании, отдает его циркуляционной воде. Тепло с циркуляционной водой уносится в водоемы, т.е. теряется. Эти потери в основном определяют КПД электростанции, составляющий даже для самых современных КЭС не более 40-42%.

Электроэнергия, вырабатываемая электростанцией, выдается на напряжении 110 – 750кВ и лишь часть ее отбирается на собственные нужд через трансформатор собственных нужд, подключенный к выводам генератора. Генераторы и повышающие трансформаторы соединяют в энергоблоки и подключают к распределительному устройству высокого напряжения, которое обычно выполняется открытым (ОРУ).

    1. Технологическая схема КЭС

На рисунке представлена упрощенная принципиальная схема энергоблока КЭС.

Т — топливо; В — воздух; УГ — уходящие газы; ШЗ — шлаки и зола; ПК — паровой котёл; ПЕ — пароперегреватель; ПТ — паровая турбина; Г — электрический генератор; К — конденсатор; КН — конденсатный насос; ПН — питательный насос.

Тепло, выделяемое при сжигании топлива, передаётся в котельном агрегате (парогенераторе) рабочему телу, обычно — водяному пару. Тепловая энергия водяного пара преобразуется в конденсационной турбине в механическую энергию, а последняя в электрическом генераторе — в электрическую энергию. Отработавший в турбине пар конденсируется, конденсат пара перекачивается сначала конденсатным, а затем питательным насосами в паровой котёл (котлоагрегат, парогенератор). Таким образом создаётся замкнутый пароводяной тракт: паровой котёл с пароперегревателем — паропроводы от котла к турбине — турбина — конденсатор — конденсатный и питательные насосы — трубопроводы питательной воды — паровой котёл. Схема пароводяного тракта является основной технологической схемой паротурбинной электростанции и носит название тепловой схемы КЭС.

    1. Основное оборудование КЭС и его назначение

Основное оборудование КЭС (котельные и турбинные агрегаты) размещают в главном корпусе, котлы и пылеприготовительную установку (на КЭС, сжигающих, например, уголь в виде пыли) — в котельном отделении, турбоагрегаты и их вспомогательное оборудование — в машинном зале электростанции. На КЭС устанавливают преимущественно по одному котлу на турбину. Котёл с турбоагрегатом и их вспомогательным оборудование образуют отдельную часть — моноблок электростанции. На КЭС без промежуточного перегрева пара с турбоагрегатами мощностью 100 МВт и меньше в СССР применяли неблочную централизованную схему, при которой пар 113 котлов отводится в общую паровую магистраль, а из неё распределяется между турбинами. Размеры главного корпуса определяются размещаемым в нём оборудованием и составляют на один блок, в зависимости от его мощности, по длине от 30 до 100 м,по ширине от 70 до 100м.Высота машинного зала около 30м,котельной — 50м и более.

Экономичность компоновки главного корпуса оценивают приближённо удельной кубатурой, равной на пылеугольной КЭС около 0,7—0,8 м3/кВт,а на газомазутной – около 0,6 – 0,7м3/кВт.Часть вспомогательного оборудования котельной (дымососы, дутьевые вентиляторы, золоуловители, пылевые циклоны и сепараторы пыли системы пылеприготовления) устанавливают вне здания, на открытом воздухе.

КЭС сооружают непосредственно у источников водоснабжения. На территории КЭС, кроме главного корпуса, размещают сооружения и устройства технического водоснабжения и химводоочистки, топливного хозяйства, электрические трансформаторы, распределительные устройства, лаборатории и мастерские, материальные склады, служебные помещения для персонала, обслуживающего КЭС. Топливо на территорию КЭС подаётся обычно ж. д. составами. Золу и шлаки из топочной камеры и золоуловителей удаляют гидравлическим способом.

    1. Примеры наиболее крупных КЭС РФ

Название 

электростанции

Год 

пуска

Электрическая мощность МВт

Вид топлива

Сургутская ГРЭС-1

1972

3 280

Попутный газ, газотурбинное топливо

Костромская ГРЭС

1969

3 600

Природный газ, мазут

Сургутская ГРЭС-2

1985

4 800

Осушенный попутный газ

Рефтинская ГРЭС

1970

3800

Экибастузский каменный уголь

Рязанская ГРЭС

1973

2650

Бурый уголь, газ, мазут

Пермская ГРЭС

1986

2400

Природный газ

Ставропольская ГРЭС

1975

2 400

Природный газ, мазут

Конаковская ГРЭС

1965

2400

Природный газ

Наиболее крупные КЭС в настоящее время имеют мощность до 4 млн. кВт. Сооружаются электростанции мощностью 4 – 6,4 млн. кВт с энергоблоками 500 и 800 МВт. Предельная мощность КЭС определяется условиями водоснабжения и влиянием выбросов станции на окружающую среду.

    1. Влияние КЭС на окружающую среду

Современные КЭС весьма активно воздействуют на окружающую среду: на атмосферу, гидросферу и литосферу. Влияние на атмосферу сказывается в большом потреблении кислорода воздуха для горения топлива и в выбросе значительного количества продуктов сгорания. Это газообразные окислы углерода, серы, азота. Летучая зола, прошедшая через золоуловители, загрязняет воздух. Наименьшее загрязнение атмосферы отмечается при сжигании газа и наибольшее — при сжигании твёрдого топлива с низкой теплотворной способностью и высокой зольностью. Необходимо учесть также большие уносы тепла в атмосферу, а также электромагнитные поля, создаваемые электрическими установками высокого и сверхвысокого напряжения.

КЭС загрязняет гидросферу большими массами теплой воды, сбрасываемыми из конденсаторов турбин, а также промышленными стоками, хотя они проходят тщательную очистку.

Для литосферы влияние КЭС сказывается не только в том, что для работы станции извлекаются большие массы топлива, отчуждаются и застраиваются земельные угодья, но и в том, что требуется много места для захоронения больших масс золы и шлаков (при сжигании твердого топлива).

Влияние КЭС на окружающую среду чрезвычайно велико. Например, о масштабах теплового загрязнения воды и воздуха можно судить по тому, что около 60% тепла, которое получается в котле при сгорании всей массы топлива, теряется за пределами станции. Учитывая размеры производства электроэнергии на КЭС, объемы сжигаемого топлива, можно предположить, что они в состоянии влиять на климат больших районов страны. В то же время решается задача утилизации части тепловых выбросов путем отопления теплиц, создания подогревных прудовых рыбохозяйств. Золу и шлаки используют в производстве строительных материалов и т. д.

Структурная электрическая схема зависит от состава оборудования (числа генераторов, трансформаторов), распределения генераторов и нагрузки между распределительными устройствами (РУ) разного напряжения и связи между этими РУ.

На рисунке показана структурная схема электростанции с преимуще­ственным распределением электроэнергии на повышенном напряжении (КЭС). Отсутствие потребителей вблизи такой электростанции позволяет отказаться от ГРУ. Схемы выдачи электроэнергии КЭС характерны блочным соединением генераторов с трансформаторами. Все генераторы соединяются в блоки с по­вышающими трансформаторами.

Электроэнергия выдается на высшем и среднем напряжении и связь между РУ осуществляется автотрансформатором связи.

По заданию установленная мощность электростанции 1500 МВт

Тип

генератора

Номинальная частота вращения

Номинальная мощность (полная)

Номинальное напряжение

Номинальный ток

Схема соединения обмоток

TГB-500-2У3

3000 об/мин

588 МВА

20кВ

0.85

17 кА

YY

TГB-500-2У3

3000 об/мин

588 МВА

20кВ

0.85

17 кА

YY

Выбираю два генератора мощностью по 500 МВт: TГB-500-2У3

В серию ТГВ входят турбогенераторы мощностью 200, 300 и 500 МВт. Корпус статора — цилиндрический, сварной, газоплотный. Корпус статора турбогенератора мощностью 500 МВТ состоит из трех частей — центральной и двух приставных с торцов коробов. Корпус статора заполнен водородом под давлением.

Сердечник статора собран на продольные призмы. Для снижения вибрации внутренний корпус устанавливается в корпусе статора на пластинчатых пружинах, расположенных в несколько рядов по длине машины. Сердечник состоит из отдельных пакетов, разделенных кольцевыми радиальными каналами.

Сердечник запрессовывается с помощью массивных нажимных фланцев, изготовляемых из немагнитной стали.

Обмотка статора - трехфазная, двухслойная, стержневая, с укороченным шагом. Лобовые части обмотки — корзиночного типа.

Стержни обмотки с непосредственным газовым охлаждением имеют вентиляционные каналы, образованные изолированными трубками из немагнитной стали.

Стержни обмотки с водяным охлаждением состоят из сплошных и полых медных проводников. Изоляция стержня — термореактивная, типа ВЭС-2.

Ротор изготовляется из высококачественной стали. В бочке ротора имеются радиальные пазы с параллельными стенками. Обмотка ротора с газовым охлаждением выполняется из медных полос специального профиля. В турбогенераторах мощностью 200 и 300 МВт используется одноступенчатый центробежный компрессор, расположенный на валу ротора.

Для турбогенератора мощностью 500 МВт принято непосредственное водяное охлаждение обмотки ротора, выполненной из медных проводников прямоугольной формы с круглым внутренним отверстием. Подход воды осуществляется через торец ротора. Водой охлаждаются также токоподвод и частично контактные кольца.

Бандажные кольца для крепления лобовых частей обмотки ротора непосредственно насажены на бочку ротора и закреплены с помощью кольцевой зубчатой шпонки.

    1. Выбор трансформаторов связи

Мощности трансформаторов определяется

где, Sтр- мощность трансформатора;Sг- мощность генератора;Sсн- мощность собственных нужд; На собственные нужды идет 5% энергии.

Реактивная мощность генераторов:

Qг=Pг tgφ=5000.62=310МВАр

Активная нагрузка собственных нужд:

Pсн=Pг0,05=5000,1=50МВА

Реактивная нагрузка собственных нужд:

Qсн=Pснtgφ=250,62=15,5МВАр

Активная нагрузка на генераторном напряжении:

Pн=Pг0,02=5000,02=10МВА

Реактивная нагрузка на генераторном напряжении:

Qн=Pнtgφ=100,62=6,2МВАр

Выбираем два трансформатора ТЦ-630000\500 – У1

Тип

трансформатора

В.Н.

Н.Н.

Номинальная полная мощность

Sн , МВА

Cсоединение

обмоток

∆Рхх

∆Ркз

Uкз

Iхх

ТЦ-630000\500

525

75

630

-

420

1210

14

0,4

Трансформаторы трехфазные силовые масляные двухобмоточные серии ТДЦ(Ц) мощностью 25 000; 400 000, и 630 000 кВА, класса напряжения 500 кВ предназначены для стационарной работы при наружной установке и рассчитаны на длительный режим работы с номинальной нагрузкой в блоке с генератором. У - для работы в районах с умеренным климатом, категория размещения 1 (на открытом воздухе).

Характеристики

Серия трансформатора

ТЦ

Виды системы охлаждения

Масляный

Номинальное напряжение ( ВН, первичное ), кВ

500

Номинальное напряжение ( НН, вторичное ), кВ

15,75, 20, 24, 36,75

Номинальная мощность, кВА

630000

Назначение трансформатора

Электроснабжение потребителей

Выбираем трансформатор ТНЦ-630000\220-У1

Тип

трансформатора

В.Н

Н.Н

Номинальная полная мощность

Соеди-нение обмоток

∆Рхх

∆Ркз

Uкз

Iхх

ТНЦ-630000\220-У1

242

20

630

-

400

870

12,5

0,35

    1. Выбор трансформаторов собственных нужд

Мощность трансформатора определяется:

Выбираем трансформаторы ТРДНС 63000/35

Трансформатор 3ёх фазный. Р - Наличие расщепленной обмотки низшего напряжения. Д – принудительная циркуляция воздуха и естественная циркуляция масла. Двухобмоточный. Н - наличие системы регулирования напряжения. С – для систем собственных нужд электростанций. Номинальная мощность, 63000 кВ*А. Класс напряжения обмотки ВН, 35 кВ.

Тип

трансформатора

В.Н.

Н.Н.

Номинальная полная мощность

Соедин-ение

обмоток

∆Рхх

∆Ркз

Uкз

Iхх

ТРДНС 63000/35

24

6,3-10,5

63

-

50

250

12.7

0,45

    1. Выбор выключателей и разъединителей

При выборе выключателей учитывают рабочее напряжение. А также ток, при котором выключатель должен работать. При этом необходимо учитывать ток отключения. Выключатель должен обеспечить своевременное аварийное отключение оборудования. Номинальный ток определяется:

Разъединители выбираются аналогично выключателям.

Тип выключателя

(разъединителя)

Номинальное

напряжение, кВ

Номинальный

ток, А

Номинальный ток отключения, А

ВНВ-750А-40/3150У1

750

3150

40000

ВВД-330Б-40/3150У1

330

3150

40000

ВВУ-35Б-40/3150У1

35

3150

40000

РНВ-750И/4000 У1

750

4000

-

РНД-330/3200 У1

330

3200

-

РНД-35/2000 У1

35

2000

-

Тепловые конденсационные электрические станции (КЭС)



Назначение конденсационных электростанций (КЭС)

В российских энергосистемах на тепловых КЭС вырабатывается две трети всей электроэнергии. Мощность отдельных станций достигает 6000 МВт и более. На новых КЭС устанавливают экономичные паротурбинные агрегаты, рассчитанные на работу в базисной части суточного графика нагрузки энергосистемы с продолжительностью использования установленной мощности 5000 часов в год и более.

Тепловые конденсационные станции с такими мощными агрегатами по технико-экономическим соображениям выполняют из нескольких автономных частей - блоков. Каждый блок (см. рис) состоит из парогенератора, турбины, электрического генератора, повышающего трансформатора. Внутри одной станции поперечные связи между тепломеханическими узлами блоков отсутствуют (паропроводы, водопроводы), т.к. это приведет к ухудшению показателей надежности. Отсутствуют также поперечные электрические связи генераторного напряжения, т.к. возможны слишком высокие токи короткого замыкания. Связь отдельных блоков возможна только на сборных шинах высшего и среднего напряжений.

КЭС обычно строят вблизи мест добычи топлива, транспортировка которого на большие расстояния экономически невыгодна. Однако, в последнее время ведется строительство КЭС, работающих на природном газе, который можно транспортировать по газопроводам на значительные расстояния. Для строительства КЭС важным условием является наличие поблизости водоема или источника водоснабжения.

КПД КЭС не превышает 32-40%.

К минусам конденсационных электростанций можно отнести недостаточную маневренность. Подготовка к пуску, синхронизация, набор нагрузки блока требуют значительного времени. Поэтому для КЭС желателен режим работы с равномерной нагрузкой, которая меняется в пределах от технического минимума до номинальной мощности.

Еще один минус - выбросы в атмосферу окислов серы и азота, углекислого газа, что приводит к загрязнению окружающей среды и созданию парникового эффекта. Парниковый эффект может привести к известным последствиям - таяние ледников, повышение уровня мирового океана, затоплению океанского побережья и изменению в климате.




Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.