Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Карты осма что это такое


Карты OpenStreetMap: что это такое?

Логотип проекта OpenStreetMap
Какими картами мы обычно пользуемся? Чаще всего это топографические карты (в основном для дикой природы и сельской местности) и онлайн-карты Гугла и Яндекса (для городов и автодорог). Но далеко не все из нас знают, что есть достойная альтернатива и тем, и другим. Это – карты OpenStreetMap. Что же это такое, и в чём заключаются их достоинства?

Карты OpenStreetMap (сокращённо «карты OSM») – это открытый интернет-проект наподобие Википедии. Собственно, Википедия и явилась источником вдохновения для создателей этих карт. Смысл состоит в том, что любой желающий может завести себе аккаунт на этом интернет-ресурсе и собственноручно редактировать карту. Благодаря усилиям энтузиастов карта постоянно обновляется и во многих регионах выглядит достаточно подробной и детализированной.

Что касается городов, то карты OpenStreetMap выглядят сопоставимо с картами Яндекса и Гугла (хотя последние и могут несколько превосходить карты OSM в некоторых крупных городах и на популярных курортах). А вот в отображении дикой природы и сельской местности Гугл и Яндекс ощутимо проигрывают.

Родник и две стоянки для палаток
Обычные топографические карты в некоторых районах могут быть вне конкуренции, но только не там, где активно ходят туристы. Дело в том, что многие туристы носят с собой GPS-навигаторы, записывают свои маршруты, запоминают координаты различных объектов. Благодаря их усилиям на картах OpenStreetMap появляются новые тропы (и корректируются старые), обозначаются родники, удобные места для стоянок с палатками, достопримечательности. Из тех регионов, с которыми я знаком, хорошо выглядят на карте Горный Крым, Краснодарский край (я рассматривал горы в окрестностях Красной Поляны и Геленджика), ряд районов Карпат (например, популярный у туристов хребет Черногора, включающий гору Говерла).

Вы спросите: а какая может быть польза туристу от карт, находящихся в интернете? Во-первых, они могут оказать неоценимую помощь при разработке маршрута перед началом похода. Во-вторых, эти карты используются в ряде навигационных программ, устанавливаемых на смартфоны, планшеты, GPS-навигаторы. О подобных программах мы поговорим с вами на этой странице. А сейчас давайте, наконец, посмотрим на карты OpenStreetMap.

Главная страница проекта находится по адресу http://www.openstreetmap.org. На ней вы сразу можете увидеть карты и воспользоваться ими, в чём вам поможет присутствующая на странице функция поиска. А подробную информацию обо всём, что так или иначе связано с проектом OpenStreetMap, можно найти здесь: http://wiki.openstreetmap.org.

Следует отметить, что на единых картографических данных базируется несколько разновидностей карт OpenStreetMap. Базовый вариант карты (в интерфейсе онлайн-сервисов и оффлайн-программ он может носить названия Standart, Classic или Mapnik) выглядит вот так:

Вторая популярная разновидность называется CycleMap (или OpenCycleMap). Формально она предназначена для велосипедистов. Этой картой можно воспользоваться, переключив кнопочку в правом верхнем углу главной страницы проекта OpenStreetMap. На ней отсутствуют некоторые объекты базовой карты, но зато нанесены горизонтали и хорошо читается рельеф. Вот её внешний вид: Несмотря на то, что карта OpenCycleMap предлагается на многих ресурсах как один из вариантов для просмотра, у неё есть и свой собственный сайт: http://www.opencyclemap.org. Главное, что меня заинтересовало на этом ресурсе, это возможность переключиться (справа вверху) на разновидность этой карты под названием Landscape, которая отличается несколько большей детализацией по сравнению с исходной. Из остальных карт я бы отметил карту Hike & Bike. Судя по названию, она предназначена для велопешеходных туристов. На карту нанесено примерно то же, что и на базовую, но цветовое и графическое решение другое. Кроме того, она «весит» гораздо меньше, чем базовая, поэтому загружается быстрее. Выглядит карта вот так:

Воспользоваться картой Hike & Bike можно, перейдя на страницу ресурса http://hikebikemap.de.

Продолжая тему, уместно будет сказать, что существует целый ряд интернет-ресурсов, использующих карты OpenStreetMap. Эти ресурсы могут отличаться друг от друга стилями отображения карты (отличия в графике и в цветовой гамме), наличием или отсутствием на карте каких-либо данных или объектов, а также функционалом самого ресурса, позволяющего проводить над картой какие-либо манипуляции: пользоваться поиском, измерять расстояния, прокладывать маршруты и т.д. О некоторых ресурсах я сейчас расскажу.

OpenStreetMap Россия. Находится по адресу http://openstreetmap.ru. Несмотря на «региональное» название, работает с картами всего мира. Сайт удобен тем, что при помощи нажатий на соответствующие стрелочки можно скрыть верхнюю и боковую панели, чтобы больше пространства использовалось для отображения карты. Также позволяет измерять расстояния между двумя точками, вычислять длину ломаной линии, что помогает при самостоятельной прокладке маршрута. Есть на сайте и функции расширенного поиска, а также ручной прокладки маршрута и сохранения его в файл.

Сервисы автопрокладки маршрутов. Автопрокладка маршрутов – это тема, которую я достаточно подробно описываю в отдельной статье. Есть целый ряд ресурсов, которые имеют подобную функцию. Один из самых удачных, на мой взгляд, сервисов, выполняющих автопрокладку маршрута по картам OpenStreetMap: http://www.yournavigation.org

Целый ряд других интересных ресурсов, использующих карты OpenStreetMap, вы сможете найти на этом сайте: http://osm.amdmi3.ru.

На этом я заканчиваю краткий обзор карт OpenStreetMap. Но на моём блоге есть ещё ряд статей о картах и навигации. Я уверен, они вам понравятся.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

www.encyclopedia-stranstviy.com

Openstreetmap для походов

Знания большинства людей о OSM обычно ограничиваются: «Это карта которую рисуют обычные люди, как википедию». Далее часто приходится слышать, что карты OSM для туризма не пригодны, что там нет рельефа, перевалов и т.д. Это не так, и я убедился в необходимости написании ликбеза.

Оглавление:

Что такое OSM?

Это не карта, которую вы видите на openstreetmap.org!

95% народонаселения, слышавших об OSM, залазят на этот сайт, видят такое и резонно не испытывают особого всплеска эмоций.

OSM — это база данных. Для простоты понимания представьте себе некий файл с табличкой, где записаны в первой колонке координаты точек или линий, во второй колонке, что эти точки и линии обозначают. Вот такая табличка — это и есть OSM. Я конечно упростил сейчас табличку, но главное, чтобы вы понимали, что OSM в исходном варианте — это именно такая скучная табличка, а не красивая разноцветная карта и не картинка даже.

Данные из этой таблички используются, чтобы сделать…. что угодно!

От электронных карт для туристов до схем электросетей или плаката на стену со схемой маршрутов автобусов в родном городе.

Примеры:

Одна из карт OSM для просмотра с экрана стационарного компьютера или телефона Одна из карт OSM для портативного навигатора Garmin объёмная карта для слепых распечатанная на 3D принтере на основе данных OSM. Делают тут. Карта электросетей Германии морская карта на http://map.openseamap.org/ карта OSM в популярном мобильном приложении Maps.me

Каждый, кто создаёт графическое представление OSM, выбирает сам на свой вкус и цвет то, как будут там представляться те или иные объекты. И будут ли представляться ли вообще. Как видно на картинках выше, те, кому потребовалась карта электросетей проигнорировали все объекты в базе OSM, кроме тех, что относились к электросетям. А создатели Maps.me, делая карту для навигации в населенке и рядом, линии ЛЭП, горные перевалы и броды в свою карту не вставляли. Cоздатели морской карты выуживают из базы данных совсем третье.

То есть, если я очень захочу, то я смогу сделать карту, где будут отображаться только моря, скамейки и колодцы. И моря будут красными, скамейки будут на карте выглядеть в виде флага ООН, колодцы будут отображаться на самом крупном масштабе (когда, что на каком масштабе показывается, тоже естественно может быть разным) и будут рисоваться крестиками . Обновляться (подтягивать актуальную информацию с серверов OSM) моя психоделичная карта будет каждое полнолуние (Кто как ставит, а я люблю полнолуние!). Такая карта будет никому не нужна, но в теории это можно 🙂

Поэтому и нет никакого списка «Условные обозначения на картах OSM». У каждого графического представления (видаOSM/растеризатора — вы сможете встретить разные названия) он будет разный. Как получать информацию из OSM я расскажу ниже. Это будет интересно даже тем, кому обозначения на картах интуитивно понятны, ибо, как вы наверное поняли, нет ни одной карты OSM, которая отображала бы сразу всё, что есть в базе.

Зачем нам это надо?

Подробнее о картах, используемых для подготовки к походу можно прочитать у меня ТУТ.

Яндекс и Гугл карты для лесов и гор не применимы — это и так надеюсь понятно. Ни тропинок, ни нужных объектов, ни рельефа. Корпорациям не интересно отвлекаться и прорисовывать тропинку, по которой за год пройдет человек 100. Не интересно отображать родник в лесу, а перевалы нужны такому ничтожному количеству их клиентов, что они там скорее всего никогда не появятся.

Карты Генштаба — устарели МИНИМУМ на 30 лет.

В ГГЦ  много косяков, и они, также как и генштаб, устаревают, пока вычитаете эту статью.

Ни в Генштаб, ни в ГГЦ  мы изменения внести не можем, ни чтобы самим пользоваться нормально, ни чтобы другие люди могли воспользоваться нашими знаниями о том, что карты не точны.

SLAZAV — хороши, но покрывают совсем маленькую территорию. Устаревают сразу после того как отрисовали район, как поддерживается актуальность не ясно. Случай из жизни — собирались в апреле 2017 года в ПВД по Подмосковью. В середине маршрута намечался мостик. Нам очень не хотелось бродить реку в апреле, потому наличие этого моста было проверено по всем возможным источникам — по OSM, SLAZAV, трекам Strava и другим. Всё обещало, что мост существует. Конечно же, на месте оказалось, что мост снесло половодьем, по-видимому недавно. Ну бывает. Мы нашли дерево, удачно упавшее через реку и радостно переползли по нему, речь не о том. О том, что моста нет, в OSM было внесено вечером воскресенья по возвращению из этого ПВД. Точно тогда же я отправил сообщение о том, что моста нет, с его координатами человеку, рисующему Slazav. Я был в том же месте в октябре 2017го, моста по-прежнему нет, а в Slazav он есть.. На момент написания статьи (апрель 2018, т.е. прошел год) ситуация точно такая же. Вот координаты того моста. Может, поменяется что?) UPD: 20.11.2018  Прошли там еще раз и мост появился. В ОСМ поправили, и Слазав теперь соответствует действительности 🙂 Мосты строят быстрей, чем его меняют.

Векторные карты отдельных районов, рисуемые энтузиастами, страдают из-за того, что нет единого центра их хранения. Предположим, скачав файл векторки Алтая, турист из Ижевска обновляет его часть по спутниковым снимкам, тоже самое, но с другой частью делают туристы из Москвы и Иркутска. Три группы сходили в поход и, предположим, что никто из них не забил, и они дорисовали районы своих походов по тем данным, что собрали сами в ходе походов. Кто из них не поленится отправить обновленный файл админу того сайта, откуда они его взяли? А как он будет объединять данные от трех руководителей? На практике получится так, что три версии обновленного файла будут гулять по друзьям и знакомым в пределах одного турклуба.  В следующем году они, собираясь пойти тем местам, которые отрисовали их коллеги из другой части страны (не знакомые им) проделают всю работу опять заново. Остальные люди данными, собранными в походе, воспользоваться не смогут. К вышеизложенному можно добавить, что процесс создания отдельной векторной карты сложен и трудоемок, а карты требуют специального ПО для просмотра. Покрытие таких карт тоже не велико даже в масштабах страны, не говоря уже о планете.

OSM легко обновить, он всемирный. Именно из-за его всемирности и возможности редактировать каждому человеку там появляются тропинки в глухом лесу, после того как там прошел осэмщик с навигатором. А расположение улиц и домов в глухом поселке, рек, озер и лесов появится после того, как кто-то со скуки обкликает эти объекты со снимка. Этим человеком можете быть вы — и не надо ждать милости от Яндекса или Слазава, пока отрисуют ваш район. Это удобное место где хранить всю собранную туристами информацию. Даже если вы решили залить в навигатор не OSM и пойти по нему в горы, то по возвращению в цивилизацию, вам все-равно захочется увидеть в навигаторе магазинчик у вокзала. А ни в Слазаве, ни в Хребтовках он не отмечен. А в OSM скорее всего да. Если вы, прочитав эту статью, начнете пользоваться OSM и обновлять его, то общедоступные карты будут становится всё лучше и лучше.

Как получать информацию из OSM при планировании похода

Планируя поход, мы смотрим все имеющиеся карты на район похода + разные отчеты + треки с разных ресурсов.

Просматривать различные виды OSM сидя за экраном компьютера удобнее всего на сайте nakarte.me

или в программе SAS Planet.

Но в OSM много информации, которая а) тупо не помещается на карту б) не картографическая в принципе. Если по району до вас прошелся грамотный ОСМщик, то вы получите очень много информации, которую обычно привыкли получать из отчетов спортивных туристов. (Кстати в отчетах бывает врут и приукрашивают действительность из-за мотива справок, корочек и разрядов, а редактору OSM мотива врать нет.) И тут эта информация сразу привязана к местности, а не в виде текста. Если район прорисован плохо — значит вам не повезло и в ваших руках это исправить.

Я вам покажу самый простой, не требующий установки никаких программ способ выуживания интересной дополнительной информации из OSM.

Сначала идем на https://www.openstreetmap.org и масштабируемся на нужный нам район.

Пока все плоско и уныло

Жмем на кнопочку «слои» справа

Появляется меню. Тут появляется выбор карт, из которых нас может интересовать «Карта для велосипедистов» (Среди туристов у велосипедистов кстати навигация развита лучше всех по моим наблюдениям. С их скоростью перемещения им оно актуальнее всего), которая включает горизонтали на карте.

Но лезли мы в это меню не ради карты с горизонталями, этого добра везде навалом. (Самих горизонталей в базе ОСМ нет, в стилях с горизонталями они берутся из других источников, обычно из данных космического сканирования Земли SRTM и ASTER GDEM). В выплывшем меню нам нужна галочка «Просмотр данных карты».

Теперь все точки, линии, границы полигонов (полигон — это замкнутая линия; например, на картинке выше это голубой ледник) стали синенькими и кликабельными, даже те, что ранее были не видны вообще.

Ну давайте для начала щелкнем на точечный объект, например на стоянку. Слева выпрыгнет меню.

В этом меню мы как раз и видим ту информацию, которая нам и нужна была. Это та самая информация в базе данных OSM в её «первозданном виде». Именно эти буковки («теги», как это правильно зовется) и описывают точку. В данном случае они говорят, что это место под палатки, бесплатное, без всяких разрешений, называется «под Укю-кошем».

Откуда я всё это узнал? Те синие надписи — ссылки. И они ведут на страницы в OSM Wiki — википедию, где описаны все теги, которые придумало сообщество OSM для описания этого мира. Практически на каждый тег есть своя страница с подробнейшим описанием того, что им обозначают.

Я перенёс теги точки из нашего примера сюда, чтобы вы могли потыкать.

Как видите, каждый тег состоит из двух частей: ключа (слева от =) и значения (справа от =). Если ссылка активна сразу и на то и на другое, то проще жать на правую часть (ключ).  Возьмем другую точку для примера  Это перевал Подольский высотой 3788 метров над уровнем моря, 3А категории трудности по классификации перевалов российской федерации спортивного туризма, расположен в седле хребта. Часто на точке перевала можно встретить тег «westra_ref=****», где **** — номер перевала в каталоге перевалов московского турклуба Вестра, де-факто, являющийся основным местом сбора информации о перевалах на территории бывшего СССР. Вставьте этот номер в ссылку вместо звездочек http://westra.ru/passes/Passes/**** и вам откроется описание перевала на сайте Вестры. Теперь попробуем нажать на линию.

 Это тропа, хорошо видимая на местности, и сложность её такая, что на ней придется смотреть под ноги, бежать сломя голову уже не выйдет, но и лазания никакого еще не надо. sac_scale=mountain_hiking Обратите также внимание, что вверху слева видна дата последнего изменения этого объекта, чем новее изменение — тем больше вероятности, что информация актуальна (тропа не заросла например). В более серьезном редакторе (ниже расскажу) вы сможете видеть всю историю изменений объекта.

Конечно не обязательно, что на каждой линии или точке будет именно такой набор тегов. Это были лишь примеры. Зачастую вы увидите просто highway=path (обозначение тропы и всё), но после вашего похода по ней, вы можете дополнить описание. Есть много разных тегов, например описывающие покрытие тропы и её уклон. А один из полезных тегов для описания стоянки, показывающий вместимость этой стоянки maxtents=* будет полезен при планировании ночевок в горах, где часто мало места. При изучении бродов ищите тег depth=* для понимая его глубины и surface=* для понимая характера дна.  (полазайте по OSM Wiki, там много интересного).

Большинство полезных для туристов тегов вы найдете в этих двух списках:  https://wiki.openstreetmap.org/wiki/RU:Hiking и тут https://wiki.openstreetmap.org/wiki/RU:Key:natural

Теги, это конечно классно, но OSM еще представляет возможность прокладывать маршрут (готовить трек к походу) по тропам/дорогам автоматически, а не вручную прокликивая по карте. Это можно сделать в приложении Locus на Android (к нему еще пакет карт отсюда) или на сайте gpsies.com (главное при сохранении трека ставьте галочку о том,что это именно ваш план, а не пройденный реально трек), или в программе SAS Planet (здесь это убого).

Подробнее о подготовке треков я написал в отдельной статье.

OSM на маршруте

OSM — векторные карты, поэтому их удобно использовать в навигаторах (автоматическая прокладка маршрута по дорожкам, изменения масштаба без потери качества, поиск объектов). Как обычно в навигаторах у нас выбор между Garmin и смартфоном.

Карты OSM для навигатора Garmin

Удобные сборки OSM, которые подойдут для туристов под рюкзаком, ежедневным обновлением:

Если нужны экзотические районы, то тут список сайтов: http://wiki.openstreetmap.org/wiki/RU:OSM_Map_On_Garmin/Download (попробуйте также английскую версию этой страницы OSM Wiki)

В OSM пользователи постоянно вносят изменения, и указанные выше сборки постоянно обновляются, поэтому, залив карту прямо перед походом, вы получите самую свежую версию.

Во многих картах горизонтали отсутствуют. Их можно поставить отдельно.

Файлы рельефа постоянны, поэтому и я их собрал здесь: https://yadi.sk/d/3Ozsz8P-3Gx4TC  Заливаются они также легко. После установки вы увидите в списке карт прибора файлы рельефа отдельными пунктами, что позволяет отключать их, когда они не нужны и мешают просмотру карты. По ссылке файл readme, горизонтали всей России и отдельно всего остального мира от 60*СШ до 56* ЮШ. Можно скачать как сразу файлы, так и торрент-файлы. Горизонтали представляют собой склейку данных космического сканирования Земли SRTM и ASTER GDEM.

с Garminом вроде разобрались.

OSM в смартфоне

Тут вариантов масса. Самый простой из них:

Maps.me — требует минимум умственных усилий и временных затрат для освоения. Качает карту сразу в офлайн. Маршрутизирует по дорожкам.  Горизонталей не имеет, треки не пишет (может отображать недавний путь давностью до суток, т.е. тоже не заблудитесь), с другими картами работать не умеет. Идеально для городов и поездок по населенной загранице, где за мобильный интернет для закачки карт платить не хочется. Если ваше путешествие проходит по плоской местности там, где OSM подробен, то скорее всего ничего более вам и не надо будет. Через Maps.me можно даже добавлять небольшой набор объектов в OSM.

Locus Map — программа которая может всё, но нуждается в первоначальной настройке (ибо слишком много умеет и пользователю надо её настроить под себя). Может работать с любыми картами, в том числе и скачивать их в офлайн. Поможет установка сразу пакета карт с кучей видов ОСМ, Генштабом, ГГЦ, спутниками и Слазавами и т.д. отсюда (список карт там есть). По ОСМ программа будет строить маршруты, большие возможность работы с треками и т.д. и т.п.

Приложение OSMAnd меня не впечатлило тем, что я  так и не смог скачать карту не ОСМ в офлайн. Так как в походе я использую смартфон в том числе и как резервное хранилище карт и спутниковых снимков.

Немного о рисовании (дополнении) OSM

В идеале дорисовывать карту надо до и после похода.

Самый простой редактор — прямо в браузере. Он называется iD. Идем в https://www.openstreetmap.org

Если вы это делаете в первый раз, то придется зарегистрироваться  (логин и пароль пригодятся для других редакторов).

Он очень простой, но там мало возможностей, многие вещи в нем делать долго и не удобно и можно что-то легко сломать.

Оптимальней всего будет освоить редактор JOSM. Это уже отдельная программа на компьютере. Там много всяких наворотов, возможность подкладывать тучу всяких спутниковых снимков, закачивать ваши треки и точки, смотреть всю историю изменения объекта и т.д. и т.п. Главное, что процесс редактирования происходит в офлайне, любое действие спокойно отменяется обычным Ctrl+Z. Когда вы закончите, то жмете кнопочку «отправить данные на сервер», программа проверит ваши правки, предложит поставить галочку «Хочу чтобы мои правки проверил кто-то другой» (по началу ставьте её), попросит указать источник данных о новом пакете изменений. И только после этого изменения улетят на сервер, где хранится база данных. На карте сайта openstreetmap.org изменения отобразятся тут же, в тех, сборках для Гармин, что я выше кинул — через день, а, например, тот же maps.me, обновляет карту раз в месяц.

Инструкция по использованию JOSM: https://josm.openstreetmap.de/wiki/Ru%3AIntroduction

Видео инструкция, в которой все начинается с настройки программы: https://www.youtube.com/watch?v=t7UdJrX8nGM

Эти две инструкции (при желании вы найдете больше, в том числе на ютубе) научат вас технической части. Чтобы узнать какими именно тегами обозначаются те или иные объекты, пользуйтесь поиском в OSMWiki (окно поиска вверху справа). Обретя немного опыта, вы запомните употребляемые теги и будете реже лазить в Вики.

Большинство полезных для туристов тегов вы найдете в этих двух списках:  https://wiki.openstreetmap.org/wiki/RU:Hiking и тут https://wiki.openstreetmap.org/wiki/RU:Key:natural

Частые ошибки начинающих:

Часто приходится слышать, что, раз OSM может редактировать любой человек, то туда может прийти некто, кто будет все стирать или рисовать шизофренический бред. Если такое изредка случается, то опытные пользователи успешно выявляют это и устраняют. Да и слишком сложно это и не чешит ЧСВ вандалов — региться где-то и портить карту. Обилие пользователей конечно увеличивает количество людей, не знакомых с технической частью мэпинга, но и опытных пользователей, которые поправят за новичками, становится все больше.

Это был вводный курс в ОSM. Для начала хватит:)

Другие мои статьи по теме картография и навигация смотрите в соответствующем разделе: https://shuriktravel.ru/category/maps_and_navigation/

Присоединяйтесь к походам через мою группу: https://vk.com/shuriktravel, увидите в живую как я собираю данные для OSM 🙂

shuriktravel.ru

OpenStreetMap - cовременные топографические карты

В этой статье я поделюсь простыми и удобными инструментами (картами и программами), которыми пользуюсь сам, для планирования своих несложных пеших маршрутов и навигации по ним в процессе. 

Неудобства топографических карт генштаба

Топографические карты генштаба (как правило бумажные или уже отсканированые) хороши, так как предоставляют качественную стардартизированную информацию о местности. Но не всегда возможно достаточно детальные карты. И ими невозможно пользоваться «по-быстрому», открыв карты на компьютере или в смартфоне. Они не представлены целиком и каждый район приходиться искать индивидуально и заранее. 

Исполнив определенный танец с бубном, можно самому привязать скан карты к координатам в специальных программах и загрузить в навигатор. Но опять же, это нужно делать заранее, нужен навигатор, умение и время. А если вы решили просто прогуляться на отдыхе по огромному парку или вдруг заблудились где то на природе (особенно в горной местности) и хотите найти тропу? В такой ситуации установленное один раз приложение на смартфон вас наверняка выручит.

Кроме того, есть и другие плюшки отсутствующие в топографических картах, о которых я расскажу дальше.

Тем не менее, стоит упомянут хороший сервис соединивший карты генштаба в объединенную онлайн карту - Маршруты.ру. Но пока так и не нашел таких карт в приложениях на смартфонах.

OpenStreetMap - современные топографические карты

Для себя я давно нашел замену покрывающую большинство моих целей (несложный трекинг). Это карты построенные на основе данных OpenStreetMap (OSM).

OpenStreetMap - это открытые некоммерческие онлайн карты всего мира созданные совместно участниками данного проекта. Для создания карт используются данные с персональных GPS-трекеров, аэрофотографии, видеозаписи, спутниковые снимки и панорамы улиц, предоставленные некоторыми компаниями, а также участниками проекта.

Фактически - это данные об объектах, создаваемые огромным сообществом людей различными способами. А карты на основе этих данных может свободно строить кто угодно.

Так чем OSM лучше топографических карт генштаба?

  1. Полнотой охвата. Они представляют весь мир. 
  2. Детальностью и точностью предоставленной информации о местности и расположению объектов. 
  3. Пешеходные тропы. Большое количество точной информации о пешеходных тропах на основе GPS-трекеров. Причем именно это позволяет использовать карту для непосредственной навигации по тропам. А если вы попали в условия неожиданно выпавшего снега и заметенной тропы, плохой видимости, такая информация поможет найти потерянную тропу. Меня это спасало не раз.
  4. Множество простых в использовании программ и сервисов для всевозможных устройств и операционных систем использующих эти карты. Все благодаря открытой лицензии. Большинство из них предоставляют возможность сохранения карт в офф-лайне на вашем устройстве для навигации на местности без использования интернета.
  5. Возможность экспорта карт во всевозможные форматы. Будь то PNG, JPEG, SVG, PDF, PostScript или даже Garmin и польский формат для других программ навигации.
  6. Некоторые программы и сервисы накладывают на эти карты данные из других карт и источников дополняя информацию и функционал. Например, данные из Wikimapia
  7. При наличии интернета вы можете погрузить нужный район на месте.

Кроме того, там есть все что есть в топокартах:

  1. Тип местности. Скалы, леса, поля, реки, водоемы и все остальные.
  2. Наличием информации о высотах (OpenCycleMap, Landscape, OpenTopoMap).
  3. Источники воды

Перечень плюсов далеко не полный и представляет лишь то, что наиболее явно отражает преимущества с моей точки зрения и для моих целей (трекинга).

Карты на основе OSM

OpenStreetMap

Основная и первая карта построенная на этих данных имеет одноименное название OpenStreetMap и находится по адресу самого проекта. Часто представляет больше полезной информации о местности чем последующие две, но не отображает высоты. 

OpenCycleMap

Эти карты в онлайне есть как на самом сайте osm, так и на своем домене. Наиболее интересные слои для трекинга с высотами это собственно OpenCycleMap и Landscape (есть только на http://www.opencyclemap.org).

Карта (слой) Landscape, на мой взгляд, представляет больше информаци о местности.

OpenTopoMap

Недавно обнаружил эти карты. Несмотря на свое название они построены так же на базе данных OpenStreetMap, но больше напоминают топографические карты и многим похожи на упомянутый выше слой Landscape.

Wikimapia Лозунг проекта: «Опишем весь мир!». Международный проект, географическая онлайновая энциклопедия, цель которой заключается в том, чтобы отметить и описать все географические объекты на Земле. И они с этим очень успешно справляются. В Викимапии зарегистрировано более 2,4 млн пользователей и добавлено на карту более 26 млн объектов (на 2016 год). На своем вебсайте проект использует разные карты, в том числе и OSM. На них и отображает эти объекты. Данные Викимапии часто используют и другие сервисы для наложения на свои карты. 

Программы для компьютера с картами OSM

Для планирования маршрута на компьютере можно использовать онлайн карты в браузере. Но это не совсем удобно. 

SAS.Планета - Крайне рекомендую!

Я пользуюсь программой SAS.Планета для Windows. Программа аккумулирует в себе все вышеперечисленные карты OpenStreetMap, кроме Landscape. А так же и многие другие карты включая карты Генштаба с сервиса Маршруты.ру, GooglMaps, YandexMaps и многие другие. 

Можно накладывать на одну карты данные других карт и баз данных, создавая таким образом персональную информативность. Позволяет прокладывать маршруты, замерять расстояния, сохранять метки, экспортировать карты и данные в другие форматы. Позволяет подключать навигатор и много чего еще.

В отличие от этих сервисов, все скачанные вами карты останутся у вас на компьютере, и вы сможете их просматривать даже без подключения к интернету.

Программы для iOS (для iPhone)

Galileo Программа умеет сохранять просмотренные данные на смартфоне. Поэтому перед выходом на маршрут я просматриваю все потенциально интересующие мне участки карты. И уже на маршруте могу не использовать интернет. Можно ставить точки и заметки на карте. Вести gps-треккинг своего маршрута.

Используемые карты: OpenCycleMap, OpenStreetMap, Hikemap

Maps 3D Недавно открыл для себя это приложение. Оно умеет представлять карты OSM с высотами в трехмерном виде. На маршруте это не удобно, но удобно для визуализации местности при планировании. 

Но главное, что мне в нем понравилось, это наличие карты (слоя) Landscape. Собственно из-за этой карты я и загрузил это приложение.

Программы для Android

OsmAnd  Программное обеспечение с открытым исходным кодом, для офлайн-навигации. Основным источником картографических данных являются векторные карты OpenStreetMap, а также многие растровые карты. Galileo То же приложение что и для iOS. Правда сам его не проверял, но думаю оно сделано не хуже, чем для iOS.

Хотел бы заметить, что данной статьей я не претендую на объективность и универсальность своей точки зрения. Это мое личное мнение основанное на весьма скромном но имеющемся опыте применения этих карт в собственных, как правило туристических, целях. Существуют и другие карты которые для определенных целей могут быть более востребованными и полезными. Кроме того, есть области где использование карт генштаба более оправданно. Однако, если цели у нас с вами схожие, буду надеяться, что данная статься была вам полезна.

photo-in-travel.ru

Илья Зверев: За эти годы OpenStreetMap оброс такой серьезной инфраструктурой, что можно рисовать карту не выходя из дома

Илья Зверев — неформальный лидер российского сообщества OpenStreetMap. Вот уже почти 10 лет он всячески продвигает OSM: создает новые приложения и пишет статьи, развивает сообщество и выступает на конференциях. Насколько дружелюбен OSM, что он делал два года в Совете OSMF и почему нужно регулярно проводить полевые картовстречи — обо всем этом Илья Зверев рассказал в интервью.

— Как вы узнали и познакомились с проектом OpenStreetMap?

— В 2010 году мне понадобилась бесплатная карта Финляндии, так как у меня намечалась поездка в эту страну. Тогда в интернете нашел 4 разных варианта, каждый из них проверил, выбрал самый лучший. Уже после того, как съездил в путешествие, обнаружил: карта, по которой я ориентировался, была сделана на основе данных OSM, а, значит, те несколько недочетов, обнаруженных мною в пути, можно исправить самому. Решил это сделать — поправить карту. Немного поправил, потом еще немного… так и втянулся.

— Как влились в сообщество?

— Поначалу я не был в сообществе, то есть ни с кем не общался, а только вносил правки. Мое первое столкновение с сообществом произошло, когда я начал исправлять дороги в Санкт-Петербурге. Мне тут же в «личку» постучался какой-то мапер, который сразу же начал отчитывать и говорить, что я всё делаю неправильно. После этого случая я несколько месяцев не трогал Санкт-Петербург и Ленинградскую область, ушел в Псковскую.

— На вас «наехали»?

— Да, примерно также, как это до сих пор бывает в OpenStreetMap, поскольку у нас стараются не расшаркиваться, не тратить время на любезности, а сразу переходят к делу, несмотря на то, что по отношению к новичку такое поведение — это не совсем правильно.

— Как вы думаете, почему так происходит?

— OpenStreetMap — проект не для всех, а для тех, кто обладает определенным складом ума — техническим, для тех, кому нравится во всем разбираться и до всего доходить своим умом. Поэтому здесь, скорее, уместен другой вопрос: почему технари в России недостаточно вежливо общаются? Потому что их этому не учат. Пока студенты гуманитарных курсов учатся разбираться в людях, технари занимаются программированием. Также в нашей постсоветской культуре ничто не поощряет вежливое общение. «Молодой человек! Вы не видите? У нас обед!» — уверен, эта фраза, которая символизирует всю советскую культуру общения, знакома многим. К тому же, люди неохотно и тяжело учатся новым социальным привычкам, например, культурному общению. Технарям эта новая дисциплина дается еще сложнее. Обычному человеку намного проще объяснить, почему ему нужно вести себя вежливо, чтобы это донести до технаря необходимы графики и прибаутки. А всем лень. Зачем? Пусть они сидят в своих каморках и строчат код.

— Вы сказали, OSM — “не для всех”, но в этом году ему исполняется 15 лет. Кто-нибудь за эти годы пытался повернуть проект лицом к людям, которые неискушены в техническом плане?

— С появлением в 2014 году онлайн-редактора iD и изменением интерфейса веб-сайта началось движение OSM в сторону удобства и понятности массовому интернет-пользователю. И то, и другое было сделано специалистами из компании Mapbox, с действий которой и начался процесс очеловечивания OSM. Он продолжается до сих пор, но, как мне кажется, не совсем заметен для опытных участников. Например, многие из них не знают, что в 2017 году у iD появился интерактивный учебник. Когда впервые открываешь этот редактор, то он сначала предлагает пройти обучение, а только потом вносить изменения в основную карту. Это очень крутая штука, которая быстро и просто показывает новичку азы картографирования в OSM.

Также у нас появился сайт “Welcome Mat”, о котором, конечно, никто не знает. Еще у нас есть американское сообщество, которое отличается от всех остальных чрезвычайным дружелюбием. Помимо этого, есть гуманитарная команда — HOT, которая не только участвует в международных операциях по ликвидации последствий природных катаклизмов, но и обучает основам OSM участников из стран Азии и Африки.

OSM wiki с каждым годом становится полнее. В ней всё проще находить нужные статьи. У редакторов JOSM и iD появились заготовки тегов почти на все случаи жизни. Но если их вам не хватает, подобрать нужный тег поможет сервис Taginfo.

В целом, по мелочам проект становится дружелюбнее. Нельзя сказать, что он уже прошел этот путь до конца, или что у новичков не возникает вопросов, но ситуация значительно лучше, чем 5 лет назад.

— Почему вы остались в OSM? Что так «зацепило»?

— OSM – это не только про картографию. В OSM совершенно не нужно всё время рисовать карту. Более того, если через 5 лет прихода в OSM ты все так же рисуешь только карту — это очень странно. Значит, недостаточно глубоко вошел в проект. Потому что в OSM нужно делать всё: писать документацию, программировать, выступать с докладами, проводить картовстречи, рассказывать всем про проект, переводить статьи, искать ошибки и многое другое. В OSM есть место любому таланту и человеческому умению. Если устал от рисования карты, всегда можешь сменить сферу деятельности и все равно остаться в проекте. Поэтому я и не ушел. У меня были периоды, когда я очень долго ничего не рисовал. И в эти периоды я был максимально продуктивным в других областях OSM. Это нормально.

— Почему американцы такие дружелюбные в OSM?

— Потому что они обращают внимание на такие мелочи в общении, которые другие люди, особенно из Европы, совершенно не замечают. Если следили за новостями, то у них 2 года назад прошла акция #metoo, выходит много статей про феминизм, выгорание, токсичное общение в интернет-сообществах и про правильное приветствие новичков. В американской культуре очень важно, как ты говоришь. Они обращают внимание на тон, интонацию и выбор слов. С помощью этого они стараются уменьшить, например, пассивную агрессию, которая нередко проявляется через вполне безобидные выражения.

Этот процесс всё еще продолжается, но уже сейчас американский английский отличается от британского не только тем, что у них нет лишних букв в словах, но и аккуратностью в построении предложений. Конечно, все это влияет и на американское сообщество OSM. Когда контактируешь с его представителями в почтовой рассылке, на их канале в Slack’e или на GitHub’e, чувствуешь, что тебе рады и твой вклад ценен. В такое сообщество можно по-настоящему влиться и продуктивно в нем работать, потому что ты знаешь наперед: что бы ты ни сделал, это кому-то пригодится, а значит, принесет тебе удовольствие. Этого очень не хватает в других сообществах. Такой дружелюбной атмосферы они добились путем аккуратной, но последовательной модерации. Любому интернет-сообществу нужен модератор, иначе оно опустится до своего знаменателя.

— Илья, именно вы организовали большинство очных мероприятий RU-OSM: «Схемотехника», выездные картопати и пр. Почему взяли эту ношу на себя? Почему потом перестали этим заниматься? Столкнулись с какими-то неудачами?

— Неудачу я помню только одну: никто не пришел на организованную мной встречу в Калининграде. Хотя я заранее анонсировал ее, потом регулярно о ней напоминал. Во всех остальных случаях — это срабатывало. Для того чтобы организовать встречу или конференцию, достаточно всего двух вещей: назначить место и время. После этого все работает практически автоматически. С самого начала я надеялся, что мне удастся показать другим людям, что организация мероприятия — это не страшно и не сложно. Думал, что мой опыт кого-то вдохновит или растормошит и это распространится по другим городам. Я до сих пор не понимаю, почему мой план не сработал. Почему после меня почти никто не проводит картовстречи и конференции.

— К каким положительным результатам привели эти встречи? Зачем всё это было? Какие вы преследовали цели?

— Полевые картовстречи проводятся для того, чтобы вытягивать людей из их уютных домов, где они обрисовывают спутниковые снимки. За эти годы OSM оброс такой серьезной инфраструктурой, что можно рисовать карту не выходя из дома: доступно много спутниковых снимков, открытых данных и пр. Проводятся даже «диванные картовстречи». Но когда человек рисует карту не выходя из дома — он отрывается от реальности. Потому что не видит бесчисленного множества объектов, которые обладают еще большим количеством свойств. Например, дорога — это не только направление, а еще ширина, качество асфальта и дорожные знаки. Заведений столько, что ни одна схема тегирования никогда не сможет учесть все нюансы. По идее все это должно быть обозначено на карте. Но обнаружить это или открыть для самого себя можно только, если пройтись по улице и обращать на все внимание. Это существенно меняет взгляд на картографию и мир. Именно поэтому, хотя бы пару раз, важно выйти, целенаправленно пособирать информацию, а потом по ней нарисовать карту. Тоже самое и про конференции. Они важны не для людей, которые слушают доклад, они важны для тебя самого. Выступление, прежде всего, — это упорядочивание своих знаний, тренировка навыков публичного выступления, знакомство с другим людьми, как из других сообществ, так и с сотрудниками компаний, которые или тебе могут быть полезны, или ты им. Увлечения должны делать тебя лучше. Поэтому если ты просто обрисовываешь спутник, то ты не получаешь всего того, что OSM может дать тебе. OSM может помочь прокачать большое количество умений, но для этого нужно выходить из дома, как для отрисовки карты, так и для выступления на конференциях.

— Чем может быть полезен OSM гражданскому обществу? Властям?

— OSM — это открытые и бесплатные геоданные. Найти карту собственного поселка или города, которую еще можно свободно использовать для своих собственных целей и нужд, — не такая простая задача, как это кажется на первый взгляд. Также OSM может позволить сэкономить значительные средства, как властям, так и представителям гражданского общества. Использовать они его могут точно так же, как это делают коммерческие организации: планирование, анализ, подложка для карты и пр. Сходу не скажу, как именно, на этот вопрос может детально ответить Максим Дубинин (директор NextGIS). У него есть большой опыт реализации подобных проектов.

— Используют ли органы власти в России OSM?

— Используют, в том числе и для внутренних целей. Потому что с ним проще работать: его использование не требует заключения каких-либо контрактов с кем-либо. Он есть, его свободно берешь и вперед — делай что хочешь!

— Нередко можно услышать, что OSM, как проект, находится в кризисе. Так ли это?

— По большей части Сергей Голубев в своем интервью уже ответил на этот вопрос. И довольно правильно ответил. Но все же есть ряд но. Что понимать под кризисом? Если спросить активных участников немецкого или английского сообществ OSM на этот счет, то они скажут, что все хорошо и даже лучше. Их все устраивает в OSM, причем это скажут, как опытные осмеры, так и новички. Данные из базы никуда не делись, все графики растут вверх, у нас принимаются новые модели тегирования, улучшается картостиль, публикуются новые проекты на основе OSM — разве это можно назвать стагнацией?

— Сложилось ли сообщество OSM в России?

— Конечно. Считаю, оно одно из лучших в Рунете. Потому что оно активно и днем и ночью, довольно приятное для участия, особенно для новичков. Мы постоянно следим за данными карты, у нас довольно большие экспертизы в импортах и в обработке данных. Российское IT-сообщество знает о существовании OSM и активно его использует, может быть, даже больше, чем в других странах. Так, что у нас все хорошо.

— Откуда тогда в российском сообществе бродит призрак конца OSM?

— Одна из причин — свойство русского человека во всем искать неминуемый распад. Про это пишут и все наши великие писатели. Но дыма без огня не бывает. Конечно, у меня, как и у некоторых пользователей из нашего чатика в Telegram, есть ощущение, что что-то с проектом не так, что-то в нем поменялось по сравнению с теми годами, когда мы в него пришли. Мы пытаемся это осмыслить и понять, но пока к какому-то осмысленному логическому выводу еще не пришли. Пока есть только ощущение — ощущение стагнации. Оно появилось в 2012 году. В тот год, когда у нас было перелицензирование. Я про это немало писал в своем блоге, что ничего не происходит, и это странно. И так до сих пор ничего и не происходит все эти годы. Сейчас же стало понятно, что это скорее система, чем аномалия. Определенно, в какой-то степени кризис есть. Он связан именно с тем, что всех всё устраивает, что всем всё нравится, что у нас по мелочам проект продолжает улучшаться, а графики продолжают идти вверх. К тому же, большинство участников считает, что раз графики растут, то, значит, в проекте все хорошо. Но это не так, есть еще много чего, что можно улучшить.

— Например?

— Сообщество. Редакторы. Веб-сайт. Картостиль. Любой аспект проекта, материальный или нематериальный, может быть значительно лучше. Просто пример, у нас в проекте всего два или три системных администратора на всю планету. Они все добровольцы. Если они заболеют или им надоест, то проект начнет медленно сыпаться. Многие это осознают, в том числе и в Совете OSM, но никто ничего с этим не делает. Потому что так заведено, ведь если все работает, то зачем что-то менять? И так в OSM везде. У нас ограниченное число людей отвечают за очень большие части проекта. И хуже того, эти люди всё время одни и те же. Прямо с момента основания проекта в 2004 году. Рано или поздно, допустим, они начнут умирать от старости, если утрировать. И совершенно ничего не делается, чтобы обеспечить будущее OSM. Все смотрят на графики прошлого, но никто не строит графики будущего. Это одна из причин, по которой ощущается кризис.

— Когда вы говорите, что «всех всё устраивает», то кого вы именно подразумеваете? Коммерческие компании?

— OSM совершенно не устраивает коммерческие компании. Они им пользуются лишь потому, что больше нет никакой альтернативы. Про это мы говорили в одном из выпусков моего подкаста «Картокалипсис». Но суть в том, что если бы коммерческие компании могли поменять хоть что-то в OSM, они бы это поменяли: лицензию, модель тегирования, API, редакторы, сообщество — что угодно. Если бы компании могли влиять, то они бы повлияли.

— Почему они не могут влиять? Что-то им препятствует?

— Мировое сообщество OSM воспринимает желание коммерческих компаний что-то поменять в проекте как одну из самых больших угроз. Потому что, если компания что-то сможет поменять, значит, эта компания начнет управлять проектом. А OSM не должен управляться никакой коммерческой компанией. OSM — это волонтерское начинание и оно должно таковым оставаться. Такая позиция защищает OSM от поглощения коммерческими структурами, но в то же время препятствует его совершенствованию. Пока выход из сложившейся ситуации не найден: участники проекта то ли боятся его искать, то ли не знают, в какой он стороне. В любом случае, это потребует очень сильной перестройки всего проекта. Пока же все просто смотрят на то, как сторонние коммерческие компании страдают, используя данные из OSM. Также нужно понимать, что это относительно новый вызов для OSM. Еще 5-6 лет назад не было такого количества потребителей данных OSM. Потому никто не поднимал вопрос качества. Все просто: раз нами пользуются, то качество, должно быть, выше среднего. Это совершенно нормально. Если от нас что-то требуют, то это значит, что мы лучше, чем среднее по больнице. Нас уже выбрали и хотят, чтобы карта была лучше и продолжала оставаться самой лучшей.

— В свое время вы пытались создать Совет российского OSM. Можете рассказать об этом подробнее?

— Инициатором создания Совета российского OSM был не я. Это была группа активных участников RU-OSM из 11 человек. Началось все в 2011 году. Совет создавался как точка контакта, как замена официальному юридическому лицу. Совет должен был отвечать на вопросы извне и решать внутренние споры. Например, использовать или не использовать данные «Публичной кадастровой карты», или кто будет модератором форума. Активно совет проработал не очень долго. Потому что нужно было встречаться раз в неделю или раз в две недели. Была какая-то административная работа. И нам всем это довольно быстро надоело. К тому же, 11 человек довольно сложно собрать вместе даже онлайн. Вместе с тем, формально Совет российского OSM не распущен и он до сих пор функционирует. Есть e-mail Совета, на который до сих пор шлют письма, кто-то из Совета на них отвечает. Буквально на днях я отвечал на очередное письмо, которое пришло на этот адрес. Поэтому можно уверенно сказать, что у российского OSM есть точка контакта, а Совет российского OSM работает, но только в качестве консультационного органа.

— Нет желания возродить эту структуру сейчас?

— Не совсем понятно, зачем нам нужен Совет. И во время активной работы Совета мы это обсуждали. Пришли к выводу, что любая структура нужна для того, чтобы управлять какими-то ресурсами. А какие ресурсы у нашего Совета? Никаких: ни денег, ни подчиненных. Зачем тогда нужна формальная структура?

— Вы также были членом OSMF. Зачем вы туда пошли? Почему потом ушли?

— Я был в Совете OSMF – это структура, которая управляет OSM. Она состоит из семи человек. Каждую зиму проходят выборы. Я был в этом cовете два года и добровольно его покинул. Освободил свое место для Хизер Лесон из США, которая сейчас очень активно пытается изменить Совет OSMF к лучшему. Так что я рад, что вовремя ушел и освободил для нее место. В составе этого совета я в основном разговаривал с другими участниками совета.

Мы придумывали различные вещи, которые могли бы улучшить OSM. В основном, с внешней точки зрения. Например, сайт “Welcome Mat” был задуман еще тогда, когда я был в составе Совета. В этом году, скорее всего, появятся микрогранты, введение которых я продвигал на сходках Совета OSMF года 2-3 назад. Раз в год все участники совета встречаются очно для того, чтобы обсудить текущие вопросы, а также поставить цели и определить стратегию развития проекта на ближайший год. Кстати, буквально на днях была такая встреча. Основной мой вклад — это идеи на таких сходках.

Совет OSMF – это команда наиболее активных участников проекта, которые решили, что могут потратить часть своего личного времени на стратегическую и бюрократическую работу. Они не придумывают новых схем тегирования и не говорят, кому и как рисовать. Они просто пытаются сделать OSM более упорядоченным.

— Почему ушли из Совета OSMF?

— Почувствовал, что уже стал относительно бесполезен. В какой-то момент я перестал посвящать достаточно времени Совету и в основном лишь принимал участие в голосованиях. Я не предлагал что-то новое и не выполнял никакой административной работы. Если ничего особо не делаешь, то зачем занимать кресло? Лучше отдать его кому-то, кто с новыми силами придет и будет пытаться что-то поменять.

— Чтобы вы добавили в OSM, чтобы он стал лучше?

— Кнопку «Откатить». Реально. В OSM большие проблемы с откатом правок. Я в этом направлении немного уже работал. Теперь по крайней мере есть сайт, с которого можно откатывать простые правки. Но правки до сих пор рассматриваются как что-то сакральное: чтобы что-то откатить нужно долго говорить с тем, кто их внес, всё обсудить, всё несколько раз проверить, а только потом откатывать. Все это потому, что нет простой кнопки «Откатить», как в той же Википедии.

— Чтобы вы пожелали новичку, который только пришел в OSM?

— Добавляться в чатик в Telegram, не бояться задавать вопросы и не уходить, если кто-то будет не совсем дружелюбен. Потому что самые продуктивные и самые полезные участники — это те, кто общается в сообществе. Почему важно общаться? Я столько раз наблюдал одну и ту же историю: человек приходит в OSM, начинает невероятно много всего рисовать, а потом с ним связываются опытные осмеры и оказывается, что всё это надо откатывать, что всё это было зря, потому что допущены серьезные ошибки, которые вызваны неверным пониманием системы тегов или лицензией OSM. Конечно, после такого новичок теряет запал и интерес к OSM. Но если бы человек сначала пришел в сообщество, даже если он собирается рисовать совсем чуть-чуть, попытался понять, что это за проект, его правила и традиции, то шансы, что его правки не откатят — стремились бы к 100%. Самое важное в ОSM — это не много рисовать, а правильно.

— Илья, что скажете в завершении интервью?

— Интересуйтесь OSM. Скорее всего, вы ему и, что важнее, он вам, может дать гораздо больше, чем сейчас. Стоит только немного копнуть вглубь. Участвуйте в чатике RU-OSM в Telegram и на форуме, слушайте подкасты, читайте статьи, интервью и OSM wiki, переводите и тогда, рано или поздно, окажется, что проект значительно полезней, чем казался на первый взгляд. Ведь самое крутое, что есть в OSM – скрытая мощь проекта, которую можно направить на развитие себя. Теги:

habr.com

Зачем миру нужен OpenStreetMap

(Решил перевести популярную статью Serge Wroclawski об ОСМ. Хоть она и вышла в январе, перевода на Хабре я не видел.) Каждый раз, когда я рассказываю кому-нибудь об OpenStreetMap, меня неизменно спрашивают «Почему бы не использовать Google Maps?» С практической точки зрения это вполне уместный вопрос, но на самом деле это не просто вопрос практичности, а вопрос того, в каком обществе мы хотим жить. Я обсуждал эту тему в 2008 году в моём докладе об OpenStreetMap, который я представил на первой встрече MappingDC. Здесь я хочу изложить те же мысли в расширенном варианте. В начале XIX века люди испытывали трудности со временем — не в том, сколько его у них было, а в том, чтобы знать, который сейчас час. Часы, конечно же, уже были придуманы, но в каждом городе было своё время, «местное время», которое синхронизировалось между часовыми башнями города, чаще всего с помощью церковного звона. Позже «Время Железной Дороги» (Railway Time), а затем и Среднее Время по Гринвичу (GMT) постепенно заменили собой всё «местное время», и большинство людей сегодня даже не представляют себе, что время — это не некая универсальная вещь. В США это понятие было поддержано сперва железными дорогами, а затем университетами и крупными компаниями.

«Проблема времени» сегодня — это география, и все ищут эталонный источник. Google ежегодно тратит около 1 миллиарда долларов, поддерживая свои карты в актуальном состоянии, и я уже не говорю о тех 1.5 миллиардах, которые Google потратила, купив Waze. И Google далеко не единственная компания, которая пытается купить всё, что только можно, связанное с картами, ибо Nokia купила Navteq, а TomTom и Tele Atlas работают над слиянием. Все эти компании пытаются стать тем самым эталонным источником информации о том, что находится на земле.

Всё это происходит по той причине, что знание о том, что на земле, сегодня уже стало большим бизнесом. С GPS в каждой машине и со смартфоном в каждом кармане, рынок услуг, сообщающих о том, где вы находитесь и куда направляетесь, стал очень горячим. Но раз есть все эти компании, то для чего же нам тогда нужен такой проект как OpenStreetMap? Ответ лежит в простой идее о том, что ни одна компания не должна обладать монополией на «место», точно так же как ни одна компания не обладала монополией на «время» в начале XIX века. «Место» является общим ресурсом, и если вы дадите всю власть над ним одной компании, вы дадите ей власть не только сообщать о том, где вы находитесь, но и силу искажать эту информацию. Проще говоря, есть три пункта: кто решает, что показывать на карте; кто решает где вы находитесь и куда направляетесь; а также вопрос личной приватности. Кто решает, что показывать на Google Map? Ответ очевиден — Google. Я видел обеспокоенность этим фактом на встрече с местным правительством в 2009 году — они сомневались, использовать ли Google Maps на своём сайте, потому что Google сама решает, какие компании показывать на своей карте. Их беспокойство было вполне оправданным, так как правительство должно демонстрировать непредубеждённость, а отдавая показ карты на сторону, они теряли над ней контроль. Кажется неизбежным тот факт, что рано или поздно Google монетизирует географический поиск либо платными результатами, либо с помощью сортировки по приоритетам. Разве что только они уже не делают это (т.е. случайность ли, что когда я ищу «завтрак», находясь рядом с моим домом, первый результат — «Рестораны SUBWAY®»?). Конечно, Google не является единственным поставщиком карт, они лишь один из примеров. Дело в том, что когда вы пользуетесь услугами какого-либо поставщика карт, вы передаёте ему контроль над тем, какую вещь подсветить на карте, а какую не показывать вообще.

Второй пункт, вызывающий беспокойство, это информация о местоположении. Кто определяет, что является «местом поблизости» или куда вам следует ходить или чего держаться подальше. Этот вопрос был поднят ACLU (Американским союзом защиты гражданских свобод), в связи со случаем, когда поставщик карт при построении маршрута использовал информацию о том, какие районы он считает опасными или безопасными. Это сразу же вызывает справедливый вопрос — а кому решать, является ли какой-либо район опасным, и что вообще подразумевать под опасностью?

Вот, прямо сейчас Flickr собирает информацию о районах, основываясь на фотографиях, и предоставляет её через свой API. Они используют эту информацию, чтобы порекомендовать теги для вашей фотографии, но вполне возможно использовать информацию о границах районов, чтобы более тонко влиять на любой вопрос, начиная с закономерностей дорожного движения и заканчивая ценами на недвижимость, ибо как только поставщик карт становится достаточно большим, на них начинают полагаться как на источник «истины».

Наконец, все эти поставщики карт заинтересованы в том, чтобы собирать информацию о вас, включая способы, с которыми вы вполне можете быть не согласны. Как Google, так и Apple собирают информацию о вашем местоположении, когда вы пользуетесь их сервисами. Они используют эту информацию, чтобы улучшить точность карт, но Google уже объявила, что собирается определять зависимость между тем, что вы ищете и тем, куда направляетесь. С 500 миллионами телефонов на Android это гигантский объём информации о том, какие привычки отдельно взятых людей проявляются когда они просто гуляют, когда едут на работу, идут в больницу, а то и принимают участие в акции протеста. Однозначно, мы не можем игнорировать влияние на общество того факта, что вся эта куча данных находится в одних руках, сколь бы благородными они не представлялись. Компании вроде Foursquare используют игровой процесс, чтобы скрыть то, что по сути является процессом сбора огромного количества данных, и даже Google уже включилась в эту игру с геймификацией в Ingress — игрой, которая накладывает искусственный мир поверх нашего реального и поощряет пользователей собирать информацию о маршрутах и делать фотографии в процессе того, как они борются или поддерживают вторжение инопланетян.

Теперь, когда мы определились с проблемами, мы можем посмотреть как OpenStreetMap все их решает. Касательно содержимого карт, OpenStreetMap является и нейтральной и прозрачной. OpenStreetMap является подобной Вики картой, которую может редактировать кто угодно. Если магазин отсутствует на карте, его может добавить как владелец магазина, так и его посетитель. Что касается показа (рендеринга) карты, то любой человек или компания, принимающие участие в создании карты, свободен рендерить её как ему удобно. Главная карта на OpenStreetMap.org использует ПО рендеринга и стиль со свободной лицензией, которые кто угодно может взять и подправить под свои нужды. Проще говоря, любой, кому необходимо, всегда может создать свои собственные карты, основываясь на данных OSM. Также, несмотря на то, что самые популярные построители маршрутов для OpenStreetMap лицензированы под FLOSS, даже если какая-нибудь компания и выберет другую лицензию, пользователи всегда могут использовать свои построители маршрутов, и сравнив результаты построения, выявить какие-либо подтасовки, если они есть. И наконец, пользователь волен скачать любую часть или даже всю карту OpenStreetMap для использования в оффлайне. Это означает, что можно использовать данные OpenStreetMap для навигации, вообще не передавая информацию о вашем местоположении на сторону.

OpenStreetMap уважает сообщества и уважает людей. Если вы ещё не вносите свой вклад в OSM, подумайте над тем, чтобы помочь. Если вы уже вклад вносите — большое вам спасибо!

Теги:

habr.com

OpenStreetMap на каждый день

На хабре OSM упоминают постоянно, вот только репутация у проекта, похоже, совсем никакая: кучка людей что-то программирует, рисует какие-то линии и отношения, борется за лицензионную чистоту. Но на самом деле проект совсем про другое: дать каждому карту, с которой можно делать что угодно: те же гуглокарты, те же Яндекс.Карты, но которые при желании можно поправить или скачать на мобильное устройство. Поэтому я хочу рассказать об основах: как эти карты заменили мне яндекс почти во всех каждодневных задачах.

Посмотреть и поискать
Для русскоязычного участника у проекта есть две точки входа: openstreetmap.org (также osm.org) и openstreetmap.ru (osm.org.ru). На них есть большая карта и строка поиска. Различаются эти сайты списком слоёв: на русском их значительно больше, в том числе красивейший MapSurfer.NET, спутниковые снимки от Bing, трёхмерные домики и обратная связь («указать неточность на карте», затем дабл-клик в любом месте). Второе различие — механизм поиска.

На openstreetmap.org поиск работает по адресам в западном стиле: номер дома, улица, город (например, «24, Невский проспект, Санкт-Петербург»). Сокращения не работают, выкидывать статусную часть (написать «Невский» вместо «Невский проспект») или добавлять её («посёлок Кузьмолово» вместо «Кузьмолово») нежелательно. Зато работает поиск по POI (точки интереса: магазины, кафе, парикмахерские, кинотеатры и т.п.) и по названиям категорий («кафе рядом с Невский проспект», падежи тоже не работают). Короче, хороший поиск, но не адаптированный к русским запросам.

Это попытались исправить на openstreetmap.ru: туда можно вставить большинство адресов с разных сайтов, и они правильно обработаются. Собственно, 90% моих обращений к Яндекс.Картам было как к поисковику по адресам, и сейчас наш сайт его заменил. Из бонусов — для проекта геопозиционирования избирательных комиссий я использовал API нашего поисковика (openstreetmap.ru/api/search?q=Язь), и он в Петербурге нашёл почти все адреса (написанные, замечу, в свободной форме). Ещё 9% обращений к картам — поиск места «глазами»: открытие сайта, уменьшение масштаба до всей планеты, затем приближение к нужному месту в три-четыре прыжка с помощью растягивания прямоугольника мышью с зажатым Shift. После привыкания к масштабированию прямоугольником сайты гугля и яндекса внезапно становятся жутко неудобными. Замечу, что openstreetmap.ru пока что тоже не очень удобен, потому что там нет линейки масштабов, и приходится сто раз жать на кнопку «минус».
Поделиться
Проиллюстрировать координаты или адрес можно тремя способами. Первый — сделать скриншот карты. Второй — дать ссылку на фрагмент карты. На openstreetmap.org для этого справа внизу есть два типа ссылок: длинная (для статей) и короткая (кинуть в чатик). У первой очевидная и читаемая структура, вторая не разрывает экран.

На openstreetmap.ru постоянная ссылка слева внизу, но кроме этого, можно явно отметить точку, о которой речь, маркером: это слово спрятано в значке с шестерёнками справа.

Самый продвинутый способ — поместить на страницу живую карту с маркерами и чем только не. Вручную это несложно сделать библиотекой Leaflet, но можно полениться и применить инструмент, рекомендуемый для информационных сайтов Евросоюза.

Измерять и рисовать
Инструмент измерения расстояний на карте Яндекса часто используют для рисования маршрутов: и линия есть, и её длину показывают, и ссылку получить несложно. В OpenStreetMap это два разных инструмента. Так, для измерения расстояний есть отдельный сайт Distance Calculator. Он даже выдаёт расстояние в двух системах координат. И позволяет сохранить нарисованный путь в gpx. Oh wait…

Рисование маршрутов для других — в Show Your Journey. Хотя там везде предлагается зарегистрироваться, это нужно только для правки своих маршрутов, а сделать новый просто: справа внизу кнопка «Start a route», затем нарисовать (или загрузить GPX), затем ввести название и тыкнуть в «Create».

Наконец, недавно на openstreetmap.ru в инструментах появился пункт «Персональная карта». Это адекватная замена рисованию меток и ломаных на картах Яндекса. Правда, интерфейс не такой красивый, и информации маловато, поэтому если карта позволяет, рисовать ломаные в яндексе пока проще.
Прокладывать маршрут
О, это просто грааль в пользовательской картографии. У каждого продавца карт есть свой движок, у OpenStreetMap их десяток. Для быстрого подсчёта расстояний не могу отказать себе в удовольствии использовать Project OSRM: его скорость поражает. Тянешь маркер — и маршрут перестраивается в реальном времени. Увы, работает только в Европе и европейской части России. Есть неплохой шанс, что этот движок скоро запустят в полную силу на openstreetmap.org.

Для более сложного роутинга, с промежуточными точками и выбором транспорта, я пользуюсь сервисом Cloudmade. Кроме него есть OpenRouteService и YourNavigation.org: у всех трёх есть свои недостатки, первый и третий ещё и нерегулярно обновляются, но окончательный выбор делается по удобству: функциональность у них примерно одинаковая, и все они лучше коммерческих альтернатив, особенно на длинных дистанциях. Пользовался бы красивым MapQuest, но у меня никак не получается его завести.

Взять с собой
Способ XX века: распечатать! Сайтов много, самый очевидный — Walking Papers. Если собираетесь провести несколько дней в незнакомом городе, Maposmatic делает некое подобие атласа с указателем улиц.

Но будем более технологичны. Даже носить с собой гигабайты выкачанных тайлов — это прошлый век. Преимущество OpenStreetMap — доступность исходных данных. Векторные карты на телефонах с J2ME показывает GpsMid, на ай*ах — MapsWithMe, а для андроидов самое лучшее приложение — это OsmAnd+ (есть бесплатная версия, также хабропост). В последнем прямо из программы можно скачивать сборки карт для нужных областей и стран, плюс добавлять разные слои POI. Например, в последнем путешествии мы подключили слой статей из википедии, и пока я рулил, жена читала описания мест, где мы проезжали.

Настоящие туристы, разумеется, плюют на новомодные устройства и пользуются отдельными навигаторами. Выгрузки данных есть почти под любую систему: Навител, СитиГид, ПокетГис, ГисРусса. Но больше всего выгрузок для Garmin, потому что у всех своё назначение. Три самых популярных по России: автомобильная и две туристических: от ValentinAK и от Макса Васильева. Для поездок за границу добро пожаловать к шведскому столу.

Пользоваться и дополнять

Что-то под конец статья скатилась в список ссылок. Ну и ладно: в нашей несуразной вики, признаюсь, найти что-то полезное непросто, особенно после набега графоманов-википедистов. С другой стороны, уже на офлайновом использовании мы вышли за границы функциональности «больших» карт, и при этом самые красивые применения данным OSM остались за кадром. И что действительно поражает — все эти сайты, сервисы, выгрузки, роутинг работают с одними и теми же данными, которые может поправить или дополнить каждый. Чем мы и занимаемся каждый день. Пользуйтесь нашей картой — и, может быть, когда-нибудь вам захочется поправить какую-то мелочь. Так и увязают.

В статье использованы комикс FakeSteveC, снимки карты OpenStreetMap в тайлах osm.org, MapSurfer.net и Stamen Design, а также фотография kachkaev.

Теги:

habr.com


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.