Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Интернат 8 вида что это такое


Особенности коррекционной начальной школы 8 вида

Согласно действующим в нашей стране законам, каждый человек имеет право на получение бесплатного общего образования, независимо от социального статуса и медицинских показаний. Дети с умственной отсталостью имеют определенные сложности с общением, социализацией и общественной деятельностью, поэтому получение образования осуществляется в коррекционных начальных школах 8 вида.

Место в системе образования

Основной изучаемый материал в коррекционных школах 8 вида отличается от общеобразовательных школьных программ, т.е. не является цензовым. В частных и муниципальных специальных образовательных учреждениях осуществляется промежуточная и итоговая оценка знаний ребенка педагогами-дефектологами.

Важно! Выдаваемый документ — не аттестат, а свидетельство об обучении.

В дальнейшем человек может заочно получить среднее образование или же при наличии профессиональной подготовки продолжить обучение в колледже или училище.

Особенности

Коррекционная начальная школа 8 вида позволяет детям с умственной отсталостью научиться читать, писать и считать, а также ориентироваться в бытовых условиях и окружающем их мире. Начальные заведения 8 вида могут работать в обычном пятидневном режиме, когда дети приходят каждое утро на занятия, или же работать как интернаты, т.е. дети учатся, едят, играют и спят в школе пять дней в неделю, а на выходные их родители забирают домой. Выбирая второй вариант обучения, родители должны понимать все плюсы и минусы такого предпочтения.

Характеристика класса в коррекционной начальной школе 8 вида:

Начало школьной жизни вызывает у ребенка бурю эмоций – в его жизни появляются новые знакомые, он получает полноценные знания об окружающем его мире. Дети, имеющие умственную отсталость, могут неадекватно реагировать на такие серьезные изменения – проявлять агрессию, капризничать или замыкаться в себе. В таких случаях нужно проконсультироваться со специалистом, прежде чем отдавать ребенка в школу-интернат, так как он может получить непоправимые психологические травмы.

Педагоги

Основная деятельность работников коррекционных учреждений 8 вида направлена на исправление и компенсирование имеющихся у школьников отклонений в развитии всевозможными обучающими методами и с помощью трудовой подготовки. Большое значение в образовательном процессе имеет социальная и психологическая реабилитация ребенка, особенно в тех случаях, когда дошкольное детство он проводит в домашних условиях. Коррекционная начальная школа 8 вида подразумевает наличие в штате не только учителей, но и специалистов узкого профиля — детских психологов, дефектологов.

Учебные программы

Учебный план в коррекционной начальной школе 8 вида должен учитывать то, что учащиеся с интеллектуальными нарушениями имеют проблемы с развитием речи и познавательной деятельностью. Такие дети не могут долго сосредоточится на процессе изучения какой-либо темы, запомнить излагаемый преподавателем материал и повторить его. Учебные программы коррекционных классов в школах 8 вида направлены на всестороннее развитие, воспитание эстетических, нравственных и гражданских качеств, а также на способность к практическому применению всего изучаемого материала.

Важно! Главная задача педагога коррекционной школы – научить детей преодолевать трудности в учебе и общении со сверстниками, и способствовать их реабилитации.

Программа начальной коррекционной школы 8 вида:

Учебные предметы Описание Учебные материалы
1 Письмо и развитие речи В начальной школе дети изучают элементарные основы грамматики, благодаря которым происходит коррекция психики и развитие устной и письменной речи, формирование практических навыков орфографии и пунктуации, а также воспитывается любовь к родному языку. Техника письма формируется у умственно отсталых на протяжении всего процесса обучения в начальных классах. Прописи, тетради, буквари, соответствующие требованиям ФГОС
2 Чтение и ритмика В коррекционных 1-4 классах 8 вида дети узнают о технике чтения, правильности произношения слов, о выразительности и понимании читаемых сказок и рассказов. Регулярное чтение художественной литературы в школе и дома способствует развитию хорошей фантазии у ребенка, а также умение красиво излагать собственные мысли. Для умственно отсталых ребят, самостоятельное чтение или чтение вслух — хороший способ познания окружающего мира, взаимоотношений между людьми, человеком и природой.В коррекционной начальной школе 8 вида на протяжении всего периода обучения малыши учатся правильному произношению букв и звуков, постоянно расширяют свой словарный запас, учатся связно рассказывать и писать. К концу обучения в 4 классе умственно отсталые дети должны уметь отвечать на поставленные вопросы, исправлять тексты с элементарными орфографическими ошибками, подписывать названия к рисункам. Хрестоматии, художественные книги для внеклассного чтения
3 Математика В коррекционных классах 8 вида в начальной школе процесс математического обучения должен быть предметно направленным, иметь жизненную основу. Учащиеся должны хорошо знать основы десятичной системы счисления и уметь применять их в быту (сосчитать деньги, сказать сколько времени). Счеты, наглядные пособия — если по заданию необходимо сосчитать фрукты, нужно их и использовать — три яблока, два апельсина и т.п.
4 ЛФК Продолжительность лечебно-профилактических занятий в начальных коррекционных классах должна составлять от 15 до 25 минут, а программа упражнений составлена с учетом индивидуальных особенностей каждого из учеников и имеющихся медицинских показаний. Специальное оборудование — гимнастические мячи, коврики, тренажеры, шведские стенки
5 Игротерапия и трудовая деятельность Игра является ведущей деятельностью у дошкольников. Возраст и поведение детей с умственной отсталостью не соответствуют возрасту и поведению нормально развивающихся сверстников, поэтому игровой процесс является неотъемлемой частью образовательной программы в начальных коррекционных школах 8 вида. Педагог должен заранее подбирать игры и продумывать методическую работу как с группой учеников, так и индивидуально с каждым из ребят (особенно в тех случаях, когда между одноклассниками возникают конфликтные ситуации, они не могут понять правила игры или кто-то не может выполнить задания из-за имеющихся особенностей здоровья).
6 Музыка и изобразительное искусство Творческая деятельность — еще один шаг к успешному обучению и реабилитации больных школьников. В коррекционной начальной школе 8 вида обязательно должны быть уроки музыки и рисования. Умственно отсталые дети, занимаясь рисованием или лепкой, развивают мелкую моторику, изучают и пытаются изобразить окружающий их мир (нарисовать родителей, животных, пейзаж за окном и т.д.). Альбомы, краски, пластилин, карандаши, музыкальные инструменты, музыкальные проигрыватели

В тех случаях, когда ученик хорошо справляется с большей частью учебного материала начальной школы 8 вида (например, усваивает все, кроме математических основ), то он не остается на второй год, а продолжает обучение, но уже по индивидуальной программе. Такое решение может быть принято школьным педагогическим советом, после анализа успеваемости учеников в конце учебного года.

Что нужно для поступления

Для зачисления ребенка в 1 класс коррекционной школы 8 вида родитель или законный представитель должен в установленные сроки предоставить следующие оригиналы документов:

Каждый человек уникален, и нельзя сказать, что дети с диагностированной умственной отсталостью, никогда не смогут адаптироваться к окружающему их миру и социуму. В зависимости от того, какие созданы условия для жизни и развития малыша, как к нему относятся окружающие люди, можно предположить, какой будет его взрослая жизнь. Если родители своевременно начали лечение, регулярно занимаются и помогают в обучении своему больному ребенку, то вероятность того, что он сможет реабилитироваться, нормально жить и трудится в будущем очень велика.

Видео

036

onlymama.ru

1.2 Классификация школ-интернатов по контингенту и образовательной программе Классификация школ-интернатов в России

По контингенту:

По образовательной программе:

Общеобразовательные школы-интернаты

1.3Типы школ-интернатов

В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: шко ла для умственно отсталых, школа для глухих и т. п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому по порядковому номеру: специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи); специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата); специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении - задержкой психического развития); специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью). Деятельность таких учреждений регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», а также письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов». В соответствии с этими документами во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях реализуются специальные образовательные стандарты. Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение может быть учреждено федеральными органами испол нительной власти (Министерством образования РФ), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (управлением, комитетом, министерством) образования области, края, республики) и органами местного (муниципального) самоуправления. Специальное (коррекционное) образова- тельное учреждение может быть негосударственным. В последние годы создаются специальные образовательные учреждения и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жиз недеятельности: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна. Имеются также санаторные (лесные) школы для хронически болеющих и ослабленных детей. Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование). Им вы- дается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения. В специальную школу ребенка направляют органы управления образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии. Также с согласия родителей и на основании заключения ПМПК ребенок может быть переведен внутри специальной школы в класс для детей с умственной отсталостью только после первого года обучения в ней. В специальной школе может быть создан класс (или группа) для детей со сложной структурой дефекта по мере выявления таких детей в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса. Помимо этого в специальной школе любого вида могут быть открыты классы для детей с выраженными нарушениями в умственном развитии и сопутствующими им другими нарушениями. Решение об открытии такого класса при нимает педагогический совет специальной школы при наличии необходимых условий, специально подготовленных кадров. Главные задачи таких классов - обеспечение элементарного начального образования, создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, получения им допро фессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки с учетом его индивидуальных возможностей. Ученик специальной школы может быть переведен для обучения в обычную общеобразовательную школу органами управления образованием с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и на основании заключения ПМПК, а также в случае, если в общеобразовательной школе имеются необходимые условия для интегрированного обучения. Помимо образования специальная школа обеспечивает детям с ограниченны ми возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штате специальной школы имеются соот ветствующие специалисты. Они работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую деятельность, психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, поддерживая в спе- циальной школе охранительный режим, участвуя в профконсультировании. При необходимости дети получают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж, закаливающие процедуры, посещают занятия лечебной физкультурой. Процесс социального адаптирования, социальной интеграции помогает осуществлять социальный педагог. Его роль особенно возрастает на этапе выбора профессии, окончания выпускниками Школы и перехода в послешкольный период.

Специальная школа I вида, где обучаются глухие дети, ведет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: 1-я ступень - начальное общее образование (в течение 5-6 лет или 6-7 лет - в случае обучения в подготовительном классе); 2-я ступень - основное общее образование (в течение 5-6 лет); 3-я ступень - полное среднее общее образование (2 года, как правило, в ст- руктуре вечерней школы). Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. В первый класс принимаются дети с 7 лет. Вся учебная деятельность пронизана работой по формированию и развитию словесной устной и письменной речи, общения, умения воспринимать и понимать речь окружающих на слухозрительной основе. Дети учатся использовать остатки слуха для восприятия речи на слух и слухозрительно с использованием звукоусиливающей аппаратуры. С этой целью регулярно проводятся групповые и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны устной речи. В школах, работающих на билингвистической основе, осуществляется равноправное обучение языку словесной и языку жестовой речи, но учебный процесс ведется на языке жестовой речи. В составе специальной школы I вида организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта (умственной отсталостью, трудностями в обучении, слабовидящих и др.). Количество детей в классе (группе) не более 6 человек, в классах для детей со сложной структурой дефекта до 5 человек. Специальная школа II вида, где обучаются слабослышащие (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохшие дети (оглохшие в дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь), имеет два отделения: первое отделение - для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха; второе отделение - для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого является нарушение слуха. Если в процессе обучения возникает необходимость перевода ребенка из одного отделения в другое (ребенку трудно в первом отделении или, наоборот, ребенок во втором отделении достигает такого уровня общего и речевого развития, которое позволяет ему учиться в первом отделении), то с согласия родителей и по рекомендации ПМПК происходит такой переход. В первый класс в любое из отделений принимаются дети, достигшие семилетнего возраста, если они посещали детский сад. Для детей, которые по какой-либо причине не имеют соответствующей дошкольной подготовки, во втором отделении организуется подготовительный класс. Наполняемость класса (группы) в первом отделении до 10 человек, во втором отделении до 8 человек. В специальной школе II вида образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: 1-я ступень - начальное общее образование (в первом отделении 4-5 лет, во втором отделении 5-6 или 6-7 лет); 2-я ступень - основное общее образование (6 лет в первом и во втором отделениях); 3-я ступень - среднее (полное) общее образование (2 года в первом и во втором отделениях). Развитие слухового и слухозрительного восприятия, формирование и коррекция произносительной стороны речи проводятся на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов. Развитие слухового восприятия и автоматизация навыков произношения продолжаются на занятиях фонетической ритмикой и в различных видах деятельности, связанных с музыкой. Специальные школы III и IV видов предназначены для образования незрячих (III вид), слабовидящих и поздноослепших (IV вид) детей. Вследствие незначительного числа таких школ при необходимости может быть органи- зовано совместное (в одном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией. В специальную школу III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прог- рессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. В первый класс специальной школы III вида принимают детей 6-7 лет, а иногда и 8-9 лет. Наполняемость класса (группы) может быть до 8 человек. Общий срок обучения в школе III вида 12 лет, за который ученики получают среднее (полное) общее образование. В специальную школу IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения вблизи), форма и течение патологического процесса. В эту школу могут быть приняты дети и с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях зрения, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. В эту же школу принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (свыше 0,4). В первый класс школы IV вида принимаются дети 6-7 лет. В классе (группе) может быть до 12 человек. За 12 лет обучения в школе дети получают среднее (полное) общее образование. Специальная школа V вида предназначена для образования детей с тяжелыми нарушениями речи и может иметь в своем составе одно или два отделения. В первом отделении обучаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, имеющие общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием. Во втором отделении учатся дети с тяжелой формой заикания при нормально развитой речи. Внутри первого и второго отделений с учетом уровня речевого развития детей могут создаваться классы (группы), включающие воспитанников с однородными нарушениями речи. Если речевое нарушение устранено, ребенок может на основании заключения ПМПК и с согласия родителей перейти в обычную школу. В первый класс принимаются дети 7-9 лет, в подготовительный - 6-7 лет. За 10-11 лет обучения в школе V вида ребенок может получить основное общее образование. Специальная логопедическая и педагогическая помощь оказывается ребенку в процессе обучения и воспитания, на всех уроках и во внеклассное время. В школе предусмотрен специальный речевой режим. Специальная школа VI вида предназначена для образования детей с нару- шениями опорно-двигательного аппарата (двигательные нарушения, имеющие разные причины и разную степень выраженности, детский церебральный паралич, врожденные и приобретенные деформации опорно-двигатель- ного аппарата, вялые параличи верхних и нижних конечностей, парезы и па- рапарезы нижних и верхних конечностей). Школа VI вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уров нями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: 1-я ступень - начальное общее образование (4-5 лет); 2-я ступень - основное общее образование (6 лет); 3-я ступень - среднее (полное) общее образование (2 года). В первый класс (группу) принимают детей с 7 лет, однако допускается прием детей и старше этого возраста на 1-2 года. Для детей, не посещавших детский сад, открыт подготовительный класс. Количество детей в классе (группе) не более 10 человек. В школе VI вида установлен специальный двигательный режим. Образование осуществляется в единстве с комплексной коррекционной работой, охватывающей двигательную сферу ребенка, его речь и познавательную деятельность в целом. Специальная школа VII вида предназначена для детей, испытывающих стойкие затруднения в обучении, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Образовательный процесс в этой школе осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования: 1-я ступень - начальное общее образование (3-5 лет) 2-я ступень - основное общее образование (5 лет). Дети принимаются в школу VII вида только в подготовительный, первый и второй классы, в третий класс - в виде исключения. Те, кто начал учиться в обычной школе с 7 лет, принимаются во второй класс школы VII вида, а на- чавшие учиться в обычном образовательном учреждении с 6 лет могут быть приняты в первый класс школы VII вида. Дети, не имевшие никакой дошкольной подготовки, могут быть приняты в возрасте 7 лет в первый класс школы VII вида, а в возрасте 6 лет - в подготовительный класс. Количество детей в классе (группе) не более 12 человек. У обучающихся в школе VII вида сохраняется возможность перехода в обычную школу по мере коррекции отклонений в развитии, устранения пробелов в знаниях после получения начального общего образования. При необходимости уточнения диагноза ребенок может обучаться в школе VII вида в течение года. Специальную педагогическую помощь дети получают на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях, а также на логопедических занятиях. Специальная школа VIII вида обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием. Обучение в этой школе не являет ся цензовым, имея качественно иное содержание. Основное внимание уделяется социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке при освоении учениками Доступного им объема содержания образования по общеобразовательным предметам. В школу VIII вида ребенок может быть принят в первый или подготовитель- ный класс в возрасте 7-8 лет. Подготовительный класс позволяет не только лучше подготовить ребенка к школе, но и дает возможность уточнения диагноза в ходе образовательного процесса и психолого-педагогического изучения возможностей ребенка. Количество учеников в подготовительном классе не превышает 6-8 человек, а в остальных классах - не более 12. Сроки обучения в школе VIII вида могут быть 8 лет, 9 лет, 9 лет с классом профессиональной подготовки, 10 лет с классом профессиональной подготовки. Эти сроки обучения могут быть увеличены на 1 год за счет открытия подготовительного класса. Если школа имеет необходимую материальную базу, то в ней могут быть открыты классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой. В такие классы переходят учащиеся, окончившие восьмой (девятый) класс. Окончив- шие класс с углубленной трудовой подготовкой и успешно сдавшие квалификационный экзамен получают документ о присвоении соответствующего квалификационного разряда. В школах VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число детей в таком классе не должно превышать 5-6 человек. Дети могут быть направлены в подготовительный (диагностический) класс. В течение учебного года предварительный диагноз уточняется, и в зависимости от этого на следующий год ребенок может быть либо направлен в класс для детей с тяжелыми формами нарушения интеллекта, либо в обычный класс школы VIII вида. Комплектование классов для детей с тяжелой формой интеллектуального не- доразвития проводится по трем уровням: 1-й уровень - в возрасте с 6 до 9 лет; 2-й уровень - с 9 до 12 лет; 3-й уровень - с 13 до 18 лет. В такие классы могут быть направлены дети в возрасте до 12 лет пребывание их в системе школьного обучения до 18 лет. Отчисление из школы происходит в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями. В такие классы не принимаются дети с психопатоподобным поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниям! требующими активного лечения. Эти дети могут посещать консультативные группы вместе с родителями. Режим работы класса (группы) устанавливается по договоренности с родителями. Процесс обучения осуществляется в режиме прохождения каждым воспитанником индивидуального образовательного маршрута, определяемого специалистами в соответствии с психофизическими возможностями того или иного ребенка. В случае, если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях. Организация такого обучения определяется постановлением Прави тельства Российской Федерации «Об утверждении порядка воспитания и обу чения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных уч- реждениях» от 18 июля 1996 г. № 861. В последнее время стали создаваться школы надомного обучения, персонал которых, состоящий из квалифициро- ванных специалистов-дефектологов, психологов, работает с детьми как в домашних условиях, так и в условиях частичного пребывания таких детей в школе надомного обучения. В условиях групповой работы, взаимодействия и общения с другими детьми ребенок осваивает социальные навыки, приучается к обучению в условиях группы, коллектива. Право на обучение в домашних условиях получают дети, заболевания или отклонения в развитии у которых соответствуют указанным в установленном Министерством здравоохранения РФ специальном перечне. Основанием для организации надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения. К оказанию помощи в обучении детей на дому подключаются школа или дошкольное образовательное учреждение, находящееся поблизости. На период обучения ребенку предоставляется возможность бесплатного пользования учебниками, фондом библиотеки школы. Педагоги и психологи школы оказывают консультативную и методическую помощь родителям в освоении ребенком общеобразовательных программ.

studfiles.net

Коррекционные школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают

Если родители сами поняли или врачи и другие специалисты установили, что ребенок имеет особенности в развитии, нужно как можно раньше найти подходящее учебное заведение. И чем раньше вы найдете то, которое подходит именно вашему ребенку с его индивидуальными особенностями, тем выше шансы его реабилитации, социальной адаптации, психологической коррекции и преодоления трудностей, связанных со здоровьем.

Детский сад плюс начальная школа

Существуют так называемые начальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.

Особенности в развитии слишком разные

Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый – со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:

ДЦП – детский церебральный паралич;

ЗПР – задержка психического развития;

ЗРР – задержка речевого развития;

ММД – минимальная мозговая дисфункция;

ОДА – опорно-двигательный аппарат;

ОНР – общее недоразвитие речи;

РДА – ранний детский аутизм;

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны. Что значит «общее недоразвитие речи»? И чем оно отличается от «задержки речевого развития»? И это «задержка» относительно чего – относительно какого возраста и уровня интеллекта? Что касается «раннего детского аутизма», то этот диагноз ставят настолько непохожим в поведенческих проявлениях детям, что, похоже, наши отечественные специалисты сами не сходятся во взглядах на аутизм, поскольку еще недостаточно хорошо изучили это заболевание. А уж «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» сегодня ставят едва ли не каждому второму непоседливому ребенку! Поэтому, прежде чем согласиться с тем, что вашему чаду припишут тот или иной диагноз, покажите его не одному, а как минимум десятку специалистов и добейтесь от них внятных аргументов и четких медицинских показаний, по которым ребенку будет присвоен диагноз. Такой диагноз как слепота или глухота очевиден. А вот когда шаловливому ребенку, доставляющему воспитателям и учителям больше хлопот, чем остальные дети, спешат присвоить «диагноз», лишь бы избавиться от него, переведя в детский сад или школу для «детей с особенностями», то тут за свое чадо можно и побороться. Ведь приклеенный с детства ярлык может основательно подпортить ребенку жизнь.

Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. В школах II вида учатся глухонемые дети. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Школы VII вида для детей с СДВГ и ЗПР. Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия – это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия – это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?

Этот сложный вопрос решать вам. Как мы знаем, и ДЦП имеет столь разные и непохожие формы – от глубокой умственной отсталости, при которой врачи выносят вердикт: «необучаем» – до совершенно сохранного интеллекта. У ребенка с ДЦП может страдать опорно-двигательная система и при этом быть совершенно светлой и умной голова!

Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.

Скажем, обязательно ли ребенку с сильным заиканием находиться в среде таких же как он? Пойдет ли ему такое окружение на пользу? Не лучше ли пойти по пути инклюзивного образования, когда дети с диагнозами погружаются в среду здоровых сверстников? Ведь в одном случае коррекционная школа может помочь, а в другом… навредить. Ведь каждый случай настолько индивидуален! Вспомните первые кадры фильма Тарковского «Зеркало». «Я могу говорить!» – произносит подросток после сеанса гипноза, навсегда освобождаясь от угнетавшего его долгие годы сильного заикания. Гениальный режиссер таким образом показывает нам: в жизни случаются чудеса. И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества. Никаким не особым, а обычным человеком.

Посетите школу лично!

Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно – с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное – трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!

Надомное обучение – как вариант

Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение – это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!

Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?

Согласно Конституции РФ все равны

Знайте, что согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Просят предъявить справку из психиатрического диспансера? Не имеют права!

В приказе Департамента образования города Москвы от 28.01.2004 г. № 30 «О порядке приема детей в первые классы общеобразовательных учреждений в городе Москве» прямо запрещается директорам школ проведение вступительных экзаменов или конкурсных испытаний. Максимум того, что они могут, это провести собеседование или психологическое тестирование для выбора программы обучения и формирования классов. Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 5 закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. N 3185-I), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.

И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.

Лилия Ященко

См. также:

dislife.ru

Коррекционная школа

Для того чтобы понять, что значит термин «коррекционная школа», нужно вспомнить определенные факты. К сожалению, часть детей отстает в развитии от своих ровесников, и не может обучаться наравне со всеми. Причин у такой проблемы может быть несколько, например:

Поэтому наравне с учебными заведениями для детей без отклонений, существует специальная коррекционная общеобразовательная школа. В ней занимаются обучением с учетом особенностей развития и ряда диагнозов.

Количество таких образовательных учреждений ограничено, а в некоторых городах они вообще отсутствуют. Потому существует еще один вид - специальная коррекционная школа-интернат. В ней обеспечивают не только обучение и воспитание детей, но и проживание, питание, досуг.

Коррекционная школа-интернат – это хороший выход, когда тяжело решить проблему поездок. В этих заведениях работают квалифицированные специалисты, умеющие найти общий язык к особым детям, потому проживание вне дома будет безопасным.

Виды коррекционных школ

Каждая из патологий развития требует собственных методов исправления. Потому различают несколько типов коррекционных школ. Дети с нарушениями слуха учатся в школах I вида. Для глухонемых предназначены отдельные заведения II вида. Слепые, а также слабовидящие посещают школы III и IV вида. Если есть нарушения речи, можно посещать V вид таких заведений.

При неврологических и психиатрических больницах иногда функционируют образовательные учреждения VI вида. Они созданы для тех ребят, у которых наблюдаются разные формы ДЦП, в анамнезе были черепно-мозговые травмы.

В школы VII вида принимают учащихся с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, а также тех, у кого выявлена задержка психического развития (ЗПР).

Учебное заведение VIII вида специализируется на работе с умственно отсталыми детьми. Основной целью педагогов является адаптация учеников к жизни. Здесь обучают читать, считать, писать, уметь ориентироваться в простейших бытовых ситуациях, налаживать социальные контакты. Много времени уделяется развитию трудовых навыков, чтобы человек в будущем имел возможность заработать себе на жизнь физическим трудом (столярное дело, шитье).

В специальную коррекционную школу всех видов можно попасть только на основании медицинского заключения.

Отличия от массовой школы

Нужно понимать, что коррекционная школа - это возможность такого образования, которое будет посильным ребенку с отклонениями в развитии, так как программа полностью адаптирована к контингенту. Можно выделить основные особенности:

Специальные учреждения имеют полноценные условия для обучения особых детей. В ряде случаев для такого учащегося обучение в коррекционной школе будет комфортнее и эффективнее. Но даже дети, имеющие медицинские заключения, позволяющие обучаться в таких заведениях, могут нормально успевать в массовой школе. Потому решение должно приниматься в каждой ситуации индивидуально.

Статьи по теме:
Гиперактивный ребенок - рекомендации родителям

Как справиться с малышом, если он гиперактивный? К особым детям нужен и особый подход, и соответствующее воспитание. Предлагаем вашему вниманию некоторые рекомендации родителям, как справиться с гиперактивностью ребенка.

Дети-инвалиды имеют дополнительную государственную социальную поддержку. На какие гарантии и льготы может рассчитывать ребенок-инвалид и его родители - читайте об этом в наше статье.

Увеличение объема головы ребенка непомерно быстрыми темпами может свидетельствовать о такой патологии, как гидроцефалия. Именно поэтому очень важно посещать ежемесячно педиатра, который отслеживает данные параметры. Читайте подробнее об этом в нашей статье.

Умственная отсталость у детей - симптомы

Причина возникновения у детей такой патологии, как умственная отсталость, еще до конца не изучена. В этом и состоит вся трудность профилактического лечения заболевания. А потому, диагностировать ее в младенческом возрасте крайне тяжело. Однако, родителям необходимо знать симптомы, которые указывают на проявление болезни. О них и пойдет речь в данной статье.

womanadvice.ru

Коррекционная школа

Ребенок с особенностями – эта формулировка всегда пугает мам, пап и родных карапуза. Однако это только общее понятие, которое свидетельствует о том, что у малыша в развитии или работе определенных органов наблюдаются патологические состояния. Как правило, в эту категорию попадают дети с проблемами речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью и задержкой психического развития. Таким карапузам нужен специальный уход и обучение для того, чтобы они смогли адаптироваться к окружающему их миру. Коррекционная школа или интернат для детей – это учебное учреждение, в которое может быть направлен ребенок после медицинского заключения о наличии того или иного заболевания.

Виды коррекционных школ

В зависимости от патологии, учебные заведения делятся на 8 видов и предлагают обучение детям в небольших классах (до 10 человек) под наблюдением опытных преподавателей и психолога.

Специальная коррекционная общеобразовательная школа I вида

Она рекомендуется для адаптации, обучения, и воспитания неслышащих ребят. Программа разбита на три ступени и подразумевает обучение в течение 10-12 лет. В заведение принимают малышей семилетнего возраста, прошедших дошкольную подготовку. При отсутствии таковой, занятия начинаются с подготовительного класса.

Специальная коррекционная общеобразовательная школа II вида

Это учреждение предназначено для слабослышащих детей или тех, кто потерял слух в дошкольном возрасте, но умеющий разговаривать. В зависимости от тяжести заболевания детей обучают в течение 12-15 лет, с такой же разбивкой по ступеням, как и в случае с неслышащими детьми. Обучение начинается с семилетнего возраста.

Специальная коррекционная общеобразовательная школа III-IV видов

Такие типы коррекционных школ разработаны для невидящих и слабовидящих детей, а также карапузов, страдающих косоглазием и амблиопией. В зависимости от тяжести патологии дети делятся на классы, в которых проводятся занятия по осязанию, развитию зрительного аппарата и речи, ритмике, лечебной физкультуре и т.д. Учатся ребята от 10 до 12 лет и начинают обучение с 6-7 лет. Иногда врачами делаются исключения и такая коррекционная школа или интернат могут принять малыша на пару лет старше заявленного возраста.

Специальная коррекционная общеобразовательная школа V вида

Рекомендуется для детей с патологией речевого развития. В зависимости от того, насколько силен недуг, малышей делят на два отделения. В первое попадают дети с тяжелым и общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием, а во второе – с сильным заиканием, но с нормальной речью. Обучение в учреждении длится от 10 до 11 лет, а возраст детей, которые могут быть приняты в 1 класс - 7-9 лет.

Специальная коррекционная общеобразовательная школа VI вида

Создана для детей, у которых есть проблемы с опорно-двигательной системой разной этиологии. Что такое коррекционная школа для таких детей, так это развитие двигательных функций или их формирование и восстановление, а также работа с речевым аппаратом. Помимо этого в школе проводится трудовая адаптация к окружающему миру с учетом особенностей каждого из воспитанников. Принимаются на обучение дети, начиная с семилетнего возраста, а длится оно 12-13 лет.

Специальная коррекционная общеобразовательная школа VII вида

В это заведение принимаются дети с задержкой психического развития. Как правило, у них не нарушен интеллект, но очень слабы внимание и память. Помимо этого у карапузов наблюдается эмоциональная неустойчивость. Коррекционная школа для таких ребят значит, что это работа с преподавателями, психологами, а если понадобится, то и с логопедом, по восстановлению психического и эмоционального состояния ребенка, а также активизации познавательных функций, формирование навыков в учебном процессе. Обучение начинается с 6-7 лет, и при исправлении проблем ребенок переводится на обучение в обычную школу.

Специальная коррекционная общеобразовательная школа VIII вида

Она рекомендуется для ребят с умственной отсталостью. Цель обучения подразумевает не только получение детьми среднего образования, но и овладение навыками по трудовой дисциплине. Специальная коррекционная школа или интернат поможет выявить у ребенка его наиболее выраженные способности и личностные качества, а также разработать для него индивидуальную программу. На десятилетнее обучение принимаются дети с 7 лет.

Подводя итог, стоит отметить, что не стоит отчаиваться, если малыша направляют учиться в один из видов специальных для получения образования. Возможно, именно такая форма обучения скажется на развитии карапуза значительно лучше, чем получение знаний в обычной школе.

www.my-sunshine.ru

Виды Коррекционных Школ

Каково отношение окружающих людей к детям-инвалидам? В большинстве своем взрослые относятся к ним, как к «бедненьким и несчастненьким», а детское сообщество отвергает их как «ненормальных». Очень редко особый ребенок  встречает заинтересованность со стороны других людей, желание подружиться.

 Еще хуже обстоят дела с обучением. Не в каждой школе готовы обучать ребенка с особыми образовательными потребностями. Пока инклюзия – обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой общеобразовательной школе – остается только мечтой родителей особых детей.

Судьба многих таких детей – обучение в коррекционных школах, которые не всегда находятся рядом с домом, а, зачастую, в другом городе. Поэтому чаще всего им приходится жить в учебном заведении интернатного типа.

В настоящее время виды коррекционных школ определены с учетом первичного дефекта учащихся. Каждое из восьми видов общеобразовательных учреждений для детей с особыми образовательными нуждами имеет свою специфику.

Специальное коррекционное образовательное учреждение 1 вида принимает в свои стены неслышащих детей. Задача педагогов – научить глухого ребенка общаться с окружающими, освоить несколько видов речи: устную, письменную, дактильную, жестовую. В учебное расписание включаются курсы, направленные на компенсацию слуха посредством использования звукоусиливающей аппаратуры, коррекция произношения, социально-бытовая ориентировка и другие.

Подобную работу проводит и коррекционная школа 2 вида, но только для слабослышащих или поздноглохших детей. Она направлена на восстановление утраченных слуховых способностей, организации активной речевой практики, обучению коммуникативным навыкам.

Первый и второй виды коррекционных школ осуществляют образовательный процесс на трех ступенях общего образования. Однако глухим школьникам требуется на два года больше, чтобы освоить программу начальной школы.

Третий и четвертый виды коррекционных школ предназначены для детей с нарушением зрения. Педагоги этих специальных учебных заведений организуют процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы сохранить другие анализаторы, развить коррекионно-компенсаторные навыки, обеспечить социальную адаптацию детей в обществе.

В коррекционную школу 3 вида направляются незрячие дети, а также дети  с остротой зрения от 0,04 до 0,08 со сложными дефектами, ведущими к слепоте. В учебное заведение 4 вида принимаются дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с возможностью коррекции. Специфика дефекта предполагает обучение с использованием тифлооборудования, а также специальных дидактических материалов, позволяющих усваивать поступающую информацию.

Специальное коррекционное учреждение 5 вида предназначено для детей, имеющих общее недоразвитие речи, а также тяжелую речевую патологию. Основная цель школы – коррекция речевого дефекта. Весь учебно-воспитательный процесс организован таким образом, чтобы дети имели возможность развивать речевые навыки в течение всего дня. При устранении речевого дефекта, родители имеют право перевести ребенка в обычную школу.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата могут обучаться в коррекционной школе 6 вида. В коррекционном учреждении осуществляется восстановление двигательных функций, их развитие, коррекция вторичных дефектов. Особое внимание уделяется социально-трудовой адаптации воспитанников.

Коррекционная школа 7 вида принимает детей с задержкой психического развития, причем с возможностями интеллектуального развития. В школе осуществляется коррекция психического развития, развитие познавательной деятельности и формированию навыков учебной деятельности. По результатам обучения в начальной школе воспитанники могут быть переведены в общеобразовательную школу.

Коррекционная школа 8 вида нужна детям с умственной отсталостью для обучения по специальной программе. Цель обучения – социально-психологическая реабилитация и возможность интеграции ребенка в общество. В таких школах существуют классы с углубленной трудовой подготовкой.

Почти все перечисленные виды коррекционных школ обучают детей в течение двенадцати лет, имеют в своем штате специалистов дефектологов, логопедов, психологов.

Безусловно, что дети, проучившиеся столько лет в интернатном учреждении, имеют определенные трудности в социальной ориентировке. Большая роль в интеграции особых детей в общество принадлежит не только коррекционным школам, но и родителям. Семья, борющаяся за своего ребенка, обязательно сможет помочь ему адаптироваться в окружающем мире.

fb.ru


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.