Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Гендерное воспитание это что такое


Что такое гендерное воспитание

Воспитание ребенка – длительный и сложный процесс, состоящий из множества психологических нюансов. Тем не менее, каждая семья стремится вырастить из своего маленького сынишки настоящего мужчину, а в дочке – воспитать женственность. Это и есть гендерное воспитание.

Содержание

Гендерное воспитание – что это

По своей сути, гендерное воспитание – это формирование у детей понимания об их половой принадлежности, а также об обычных моделях поведения женщин и мужчин. Обычно ребенок начинает осознавать свой пол в возрасте около трех лет. Со временем малыши понимают, что пол постоянен и измениться не может.

Иногда родители не придают особого значения психологическим и физическим отличиям мальчиков и девочек или принципиально их игнорируют. Нередко малышек одевают в брючки и курточки, а ребятам покупают меховые шубки. Поэтому не стоит удивляться, когда окружающие  путают пол ребенка.

То же самое касается и поведения детей. В любой детской группе есть бойкие девочки и нерешительные мальчики, так что ребенок хоть и знает, какого он пола, но порой имеет неправильное представление о том, как должны вести себя представители мужского и женского пола.

Нередко это происходит в семьях, в которых слишком авторитарная мама. Дети склонны копировать поведение родителей, и следствием искажения ролей в семье становится неуверенность и низкая самооценка мальчиков и девочек. Особенно опасно это для мальчишек, которые становятся боязливыми, нерешительными и могут быть объектом насмешек в компании сверстников.

Гендерное воспитание детей

Теория гендерного воспитания состоит в том, что деткам уже в самом раннем возрасте нужно осознать их разницу по половому признаку. У мальчиков и девочек должны быть разные книги, мультфильмы и игрушки.

Существует определенная классификация детей по гендерному признаку. К какому типу будет ближе ваш малыш, зависит от особенностей его воспитания:

В настоящее время гендерное воспитание детей имеет определенные трудности. С самого рождения ребенка окружают в основном женщины: мамы, бабушки, воспитательницы, школьные учителя. Особенно негативно это сказывается на воспитании мальчиков.

При гендерном воспитании необходимо учитывать особенности каждого пола. Мальчики и девочки по-разному воспринимают любую информацию. Связано это со строением мозга человека: у девочек левое полушарие начинает развиваться раньше, поэтому они быстрее начинают говорить и в детстве лучше логически мыслят. Обычно они предпочитают общаться в небольшом кругу, в то время как мальчики уважают спорт, соревнования и не очень любят оставаться в одиночестве.

Учитывая, что дети по-разному воспринимают информацию, при воспитании девочек лучше опираться на слуховые методы, а мальчиков – на зрительные. Кроме того, у мальчишек движения рук тоже отстают примерно на полтора года. Поэтому играть с малышками лучше на социальные, бытовые темы. С ними можно рисовать, мастерить поделки, тогда как мальчики предпочтут активные занятия.

В воспитании ребенка очень важно учитывать гендерный аспект. К тому же, сейчас различия между полами часто стираются. Женщины порой зарабатывают больше, становятся жесткими, властными, мужчины же становятся ведомыми, предпочитая перекладывать проблемы на плечи жен. Чтобы малыш вырос самостоятельным и развивался соответственно своему полу, необходимо с детства прививать детям знания об их особенностях.

Тем не менее, нелепо требовать от ребенка того, чтобы от на 100% соответствовал вашему идеалу мужчины или женщины. Каждый малыш – это личность, и ваша задача состоит в том, чтобы помочь ему раскрыться, проявить свои лучшие качества.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

«Настоящий мужчина», «настоящая женщина»… Говоря так, мы имеем в виду не столько биологический пол, сколько определённые социально-психологические характеристики. С появлением в семье сына или дочери каждый родитель стремится воспитать его или её в соответствии с образом мужественности или женственности, который сложился в обществе. Мальчика мы хотим видеть сильным, целеустремлённым защитником, девочку же – милой, хозяйственной, хорошей матерью в будущем. Таким образом, гендерное воспитание детей начинается буквально с рождения.

Гендерное воспитание: что это?

Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный норматив, принятый в конкретном обществе.

Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.

Гендерное воспитание направлено на:

Это чётко видно в играх детей дошкольного возраста: девочки играют в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат. Мальчики же устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и гаражи, стреляют из пистолетов.

Гендерное воспитание неотделимо от общего процесса воспитания ребёнка, оно является его неотъемлемой частью.

Конечно, в первую очередь родители и воспитатели должны ориентироваться на заложенные природой особенности нервной системы и черты характера ребёнка. Например, девочка может быть неугомонной заводилой и сорвиголовой, а мальчик – спокойным, тихим и робким.

Эти психологические особенности необходимо учитывать. Но при этом развивать и те качества, которые будут необходимы в будущем для выполнения гендерной роли. Будет прекрасно, если девочка, вырастая, сможет быть мягкой, милой, нежной в семье и амбициозной, настойчивой в карьере. Или мальчик будет целеустремлённым, активным, но при этом со спокойным, добрым и отзывчивым нравом.

Гендерные различия детей дошкольного возраста

Почему же так важно в воспитании и обучении ребёнка раннего возраста ориентироваться на принадлежность к определённому полу? В психологии были проведены многочисленные исследования гендерных различий. Учёными были выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов:

  1. Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.
  2. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
  3. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
  4. Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
  5. У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.
  6. Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.
  7. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.
  8. Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
  9. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
  10. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.

Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая детей дошкольного возраста.

Семья – основа гендерного воспитания

Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте:

Психологи и педагоги подчёркивают, что развитие гендерной устойчивости происходит под влиянием социокультурных норм. Гендерные роли осваиваются ребёнком на основе родительского примера. Мать в семье выступает образцом женственности, мягкости, красоты. Отец – образцом силы, заботы, мужественности.

Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом.

Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать крепкую и счастливую семью.

Воспитываем настоящую женщину: рекомендации родителям

Воспитываем настоящего мужчину: советы родителям

Воспитывая ребёнка, родителям важно знать и учитывать отличительные особенности мальчиков и девочек. Но прежде всего любому ребёнку необходима родительская любовь, безусловное принятие и уважение. Это поможет ему наиболее полно раскрыть заложенный природой потенциал и вырасти настоящим Человеком.

Педагог-психолог Данилова Татьяна Александровна

Правила воспитания по гендерному признаку

С самого появления младенца на свет каждый родитель старается воспитывать его в соответствии с качествами, присущими тому или иному полу. Девочки должны быть нежными, заботливыми, а мальчики смелыми, сильными. Это и есть гендерное воспитание ребенка. В чем же суть гендерного воспитания? На что нужно обратить внимание родителям? Какие вопросы могут возникнуть в процессе воспитания?

Что же это за воспитание?

Так вот, гендерное воспитание детей — это не только развитие качеств, характерных мальчикам или девочкам. Скорее здесь происходит социально — психологическое и культурное разделение в воспитании.

Развитие мальчика и девочки должно быть разным. При одинаковом воспитании разнополых детей вероятность проявления нежности, трусости, эмоциональность у мальчиков возрастает, а у девочек агрессивности, дерзости. Родителям стоит обратить внимание на характер воспитания дочек и сыночков.

Правильное гендерное воспитание детей позволит понять мальчикам и девочкам, что их различия заключаются не только во внешних факторах, но и в структуре поведения. Задача родителей и воспитателей научить ребенка ассоциировать себя с конкретным полом. С гендерным воспитанием к детям приходит:

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста во многом упростит взрослую жизнь, оградит от поступков, из-за которых ребенок может стать насмешкой для остальных.

В возрасте двух лет дети начинают понимать к какому они принадлежат полу, стараются вести себя соответственно, даже могут различать девочку от мальчика (в основном по одежде, прическе). Чуть постарше малыш понимает, что мальчики вырастают мужчинами, девочки — женщинами.

На развитие дошкольников большое влияние оказывает поведение родителей. Малыш копирует родителя своего пола и старается быть максимально похожим. Выбор будущей жены или мужа также зависит от родителей. Сын подбирает себе жену, похожую на свою маму, а женщины обращают внимание на мужчин, похожих на папу.

Гендерный подход в семейном воспитании должен быть слаженным и гармоничным. Взаимоотношения между родителями очень влияют на гендерное воспитание. Главное для родителей быть достойным примером, показывать свою любовь, заботу, уважение, доверительные отношения. Под таким влиянием большая вероятность того, что Ваш ребенок создаст счастливые отношения в будущем.

В современном мире границы поведения мужчины и женщины становятся размытыми. Женщины стали более грубыми, агрессивными. Мужчины стеснительными и трусливыми. Такое поведение берет начало с особенностей гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольных учреждениях в основном работают женщины и дать “мужское” воспитание они в принципе не могут. В своеобразии такого поведения у мальчиков утрачиваются умение быть главой семьи, превращаются из “добытчика” в иждивенца. Во время сюжетно — ролевых игр девочки не умеют быть терпеливыми, заботливыми, мальчики не спешат помочь физически, боятся постоять за себя.

Принадлежность к тому или иному полу не приходит само по себе. Понятие о гендерной принадлежности достигается путем развитии родителей дома и воспитателей в детском саду. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада проходит через игры. Организовываются сюжетно — ролевые игры для мальчиков и девочек. Очень часто игры объединяют, что дает возможность наблюдать за действиями противоположного пола. Главной целью воспитателей привить к девочкам такие качества как нежность, кротость, женственность, мальчикам — упорство, мужество, наблюдательность. Во время игр связанных с профессиями дети видят разделение на мужскую и женскую деятельность, их особенности.

Можно выделить основные методы гендерного воспитания дошкольников:

В подростковом возрасте происходит “взрыв” гормонов и огромную роль играет гендерное воспитание, полученное ранее. В этом возрасте происходит формирование гендерных ценностей и умений. Если мальчик вырос под опекой мамы, то ни о какой личной жизни не может быть и речи (если конечно мама не одобрит). И наоборот, девочка не получившая достаточно материнской любви в детстве, старается найти тепло “на стороне”. Гендерное воспитание подростков основывается на развитии в раннем возрасте.

Девочки и мальчики. Особенности, советы психолога.

Так в чем же разница между детьми и их воспитанием? Психологами доказано, что мальчики и девочки отличаются психологическим развитием. Девочки раньше начинают ходить и говорить, мальчики исследуют сами и получают опыт испытав неудачи. Девочкам проще запомнить услышанное, мальчики лучше увидят. Не зря говорят: “Женщины любят ушами, а мужчина глазами”.

Особенности гендерного воспитания девочки в семье:

У мальчиков свои отличительные черты по гендерному воспитанию:

Можно понять, что гендерное воспитание детей начинается с раннего возраста и в большей мере зависит от родителей и близких. Понятие отличительных черт психологического развития того или иного пола облегчат взрослую жизнь Вашему ребенку. Но, не забывайте, что главный двигатель правильного воспитания является любовь и уважение.

Гендерное воспитание дошкольников: особенности воспитания мальчиков и девочек

Воспитание ребенка – дело долгое и сложное, поскольку необходимо учитывать многие нюансы детской психологии. Часто родители, осознанно или нет, стремятся к тому, чтобы их дочь стала женственной, а маленький сын – настоящим мужчиной.

Что такое гендерное воспитание?

Гендерное воспитание – это процесс формирования понимания о половой принадлежности ребенка и о стандартных моделях поведения представителей женского и мужского пола.

Основная цель гендерного воспитания – научить мальчиков и девочек осознавать свои половые отличия и придерживаться соответствующих моделей поведения.

Особенности гендерного воспитания

Вовсе не обязательно запрещать девочкам играть в какие-то “мужские” игры, а мальчикам – забавляться с куклами. Важно лишь то, что детям необходимо научиться различать роли, которые должен играть мужчина, и роли, которые в обычной жизни играет женщина.

Прежде всего, именно родителями закладываются основы гендерного воспитания детей, и от них зависят дальнейшие успехи в понимании закономерностей окружающего мира.

Взаимоотношения мамы и папы друг с другом, с самим ребенком и его братом или сестрой уже оказывают большое влияние на детскую личность. Кроме этого, на семью влияют и внешние причины: социум, нравственные и общественные нормы.

Гендерное воспитание в семье не должно строго отграничивать мальчиков и девочек. Не стоит всю нежность тратить только на девочек, а то и вовсе сюсюкаться с ними, неправильно полагая, что мальчики не нуждаются в заботливом и ласковом отношении.

Родители и сами должны проявлять соответствующее своей гендерной принадлежности поведение, иначе дети, копируя взрослых, все равно не смогут получить правильное гендерное воспитание.

В семье все должны проявлять друг к другу доверие и всегда быть готовыми прийти на помощь. В таком случае ребенок вырастет в полноценную личность.

Частой проблемой гендерного воспитания является то, что детей с самого появления на свет преимущественно окружает женская половина населения. Дома мамы и бабушки, в садике – воспитательницы, в школе – учительницы. Больше всего страдают от этого мальчики, поэтому мужчины также должны принимать непосредственное участие в воспитании и обучении ребенка.

Плюсы гендерного воспитания детей

Во-первых, благодаря гендерному воспитанию ребенок сможет лучше социализироваться в детском саду, получить устойчивые трудовые навыки, повысить дисциплину и ответственность за свои действия.

Во-вторых, ребенок сможет отличать мальчиков и девочек и будет общаться с ними в соответствии с признанными нормами.

В-третьих, получившие правильное гендерное воспитание дети меньше ссорятся. Выяснение отношений между ними редко переходит в драки или серьезные конфликты.

Гендерное воспитание девочек

Вот некоторые рекомендации родителям девочки для того, чтобы воспитать из нее настоящую женщину:

Гендерное воспитание мальчиков

А вот некоторые советы для того, чтобы воспитать из мальчика настоящего мужчину:

В современном мире различия между полами начинают стираться, и это может неблагоприятно отразиться на будущих поколениях. Именно поэтому важно воспитывать детей с учетом гендерной принадлежности.

Ребенок не обязательно должен стать идеальным воплощением женственности или мужественности, главное – помочь ему в проявлении своих лучших качеств.

Фото гендерного воспитания

Также рекомендуем просмотреть:

Гендерное воспитание детей

Даутова Ляйсан Гендерное воспитание детей

Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих. На обыденном уровне рассуждений многие убеждены в том, что психологические различия между мужчинами и женщинами связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма.

Однако, факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними, включая психологические. Ведь, биологические различия мужчин и женщин имеют и социокультурный контекст, определяющий какие личностные и поведенческие характеристики в данное время и в данном обществе ожидаются от мужчины, а какие – от женщины, какие характеристики считаются людьми важными для мужчины, а какие – для женщины.

Общеизвестно, что одним из определяющих индексов развития образования является индекс гендерного равенства, потому что недискриминационное образование приносит пользу, как девочкам, так и мальчикам и тем самым, в конечном итоге, способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Поэтому, с целью достижения высоких результатов в области дошкольного образования, актуальным является разработка и использование в работе с детьми дифференцированных форм воспитания девочек и мальчиков с учетом их психофизических различий.

В результате психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:

* к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

* в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер (пол) не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. Педагоги испытывают трудности в просвещении родителей по вопросам воспитания детей разного пола. Это связано с современными тенденциями в статусе семьи, осложняющими полоролевую социализацию детей (рост материального равенства мужа и жены, от чёткого разделения семейных ролей к взаимозаменяемости хозяйственно-педагогических функций родителей, уменьшение авторитета отца и т. д.) В результате этого, содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:

- в физическом развитии и социальном поведении;

- в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне

достижений;

- в проявлении агрессии и многом другом.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. К сожалению, в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому влиянию: дома – мама или бабушка (как правило, а в детском саду в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов)– женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому, при общении с мальчиками, многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого, совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т. д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки часто выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим, первоочередной задачей является осуществление дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

При обучении детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т. п.) необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, для них очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей, сверстников. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Взрослые не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

Важной неотъемлемой частью работы воспитателей в ДОУ по гендерному воспитанию является вовлечение в эту работу родителей, и самое главное - мужчин!

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды. Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Вместе с тем, очень часто в детском саду укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий, так как они создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики.

Очевидно, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности.

По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни.

В период, когда развиваются представления об устойчивости пола и его неизменности во времени, дети склонны к особо жестким, стереотипным представлениям о допустимом для того или иного пола поведении. Эти представления и нормы становятся средствами организации поведения и эмоций ребенка. При их нарушении дети могут испытывать замешательство, тревогу и чувство неловкости. Необратимость половой роли и того, что пол «переделать» уже невозможно, дети должны осознать к концу старшего дошкольного возраста. Если этого не произойдет, то исправлять погрешности в гендерном воспитании уже трудно. Поэтому для того, чтобы половая идентичность к 7 годам была сформирована, работу с детьми надо начинать своевременно. Наиболее благоприятным периодом для начала проведения этой работы является младший дошкольный возраст.

По мнению психологов, сегодня стало трудно разобрать, где сильный пол, а где слабый, и пора наводить порядок. Обучение идеальных мам и пап начать надо прямо с детского сада при помощи гендерного воспитания — то есть такого, которое дает ребенку возможность реализации социального пола.

Дети копируют родительское отношение к миру. Если в ситуацию не вмешаться, убеждены исследователи, в будущем просто некому будет строить семьи и рожать детей. Ведь, несмотря на то, что ежегодно «наверх» подаются сведения о количестве мальчиков и девочек, эти данные в учебно-воспитательном процессе практически не задействуются, и ведется практически «бесполое» воспитание.

Мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, девочкам не хватает нежности, скромности, терпения, стремления к мирному разрешению конфликтов. И в результате большинство женщин ради карьеры жертвуют семьей, мужчина же в семье перестает быть лидером и свои обязанности перекладывает на жену. Сложная и многоплановая проблема воспитания детей с учетом их гендерных особенностей требует развернутой системы работы.

В работе с детьми широко используется игра. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье.

Проанализировав соотношение мальчиков и девочек в группе (а оно оказалось абсолютно равным, социальный статус семей (много неполных семей, где мальчики воспитывались только мамой и бабушкой, изучив психологические особенности статуса мальчиков и девочек, я окунулась в эту проблему и постаралась привлечь к её решению родителей, что оказалось не так просто. Проведя анкетирование родителей, я поняла, что не напрасно занялась этой проблемой, т. к. многие родители считают, что воспитанием должны заниматься только в детском саду «специально подготовленные люди», другие считают, что детей в таком возрасте (3-4 года) ещё рано «просвещать» по вопросу пола. Пришлось начать с просвещения родителей: подготовила ряд консультаций, оформила журнал для родителей.

С младшей группы, с первых дней пребывания детей в детском саду я поставила перед собой задачу: надо научить ребёнка жить общими интересами, проявлять доброжелательность к сверстникам. И решила использовать для этой цели сюжетно-ролевые игры. Мои наблюдения за поведением детей в самостоятельных играх помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Перед собой я поставила следующие задачи:

* научить ребёнка играть;

* содействовать объединению детей в игре;

* тактично руководить выбором игры;

* приучать детей соблюдать во время игры правила;

* воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в двух направлениях: создание необходимой игровой среды и непосредственное руководство играми детей.

Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Особую роль на занятиях по развитию речи отвожу чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В них должны быть эпизоды, которые дети могут перенести в игру (рассказы о представителях героических профессий и об их мужественных поступках). Необходимо рассказать и девочкам и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап, помочь осознать их значимость в семье.

В начале младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали игрушками. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью мы проводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращала внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т. д. С младшей группы привлекала детей к изготовлению простейших поделок для игр. Мы делали «конфеты» из пластилина, «печенье» из солёного теста.

В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку. Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу младшей группы дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Дружно играть нам помогал весёлый Клоун. С его помощью дети запоминали некоторые правила игры, которые мы вместе с ними придумывали сами.

С помощью родителей оборудовали игровую среду. Папы помогали в оснащении сюжетно-ролевых игр «мужскими» атрибутами, свойственными для каждой отдельной игры: сделали своими руками штурвал для игры в моряков, руль, дорожные знаки и дома для игр с машинами.

Мамы сшили для сюжетных игр красивые тематические костюмы: моряки, продавцы, дорожный инспектор, парикмахер.

Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д. Играли и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий.

С этой целью я широко использовала приём прямого показа и непосредственного участия в игре. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинала играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «разогреваю кашу», «кормлю куклу», «укладываю спать, спев колыбельную». Дети внимательно наблюдали за моими действиями. Я продолжала игру, а затем передавала куклу детям, словесно направляла дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из детей бросит куклу на пол, обращаю внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагируют на эти слова.

Для того, чтобы игра развивалась, необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводила дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т. д.

Для обогащения игрового опыта детей подбирала простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например: мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты и предметы заместители обогащают её содержание. В младшей группе сюжет игры был простой, но постепенно он усложнялся, вводились новые игровые действия: мама стирает бельё, купает куклу, лечит её, гуляет с ней и т. д. В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую.

Широко использовала в своей работе игры-показы. Так, во время игры с куклой я говорила: «Нашей Тане хочется погулять, давайте поможем ей одеться» Во время одевания рассматриваем одежду куклы, называем её. Затем я последовательно одевала куклу. Дети наблюдали за моими действиями.

Чтобы закрепить навыки я предлагала повторить мои действия.

Вначале малышам требовалась моя помощь, а затем они научились самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом я обращала внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно.

Когда приходит черед ролевых игр, у девочек на первый план выступает вечная игра в дочки-матери (куклы выступают в ней в роли детей). В таких играх иногда участвуют и мальчики в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявить участие и заботу.

Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре в больницу: ребенок - врач, а кукла - пациент. При строительстве поезда или самолета куклы могут быть пассажирами. Малыш имеет возмож-ность примерить к себе разные роли и приобретает соответствующий социальный опыт. Игра с машинками или конструирование вряд ли дадут ему такую возможность.

Накопленный опыт помог малышам активней участвовать в игре.

При руководстве игрой у меня возникали и некоторые трудности. В группу пришли дети, которые не играли вообще. Катя М. Не проявляла интереса ни к играм, ни к игрушкам. При беседе с мамой выяснила, что дома она играет с одним медвежонком, даже с ним ложится спать. Вечером я попросила Катю принести мишку в детский сад, ему здесь будет веселее, а дома одному скучно. Утром я ласково поздоровалась с мишкой и пригласила его в гости к нам. Так, в течение всего дня я обращалась к мишке как к живому существу. В последующие дни Катя приносила разные игрушки и проигрывала с ними уже знакомые ей игровые действия: кормила, укладывала спать. В ходе общения с девочкой, я побуждала вспомнить знакомые ситуации и задавала новую игровую задачу. Таким образом, у Кати появился интерес к игрушкам, стали появляться первые игровые замыслы. Девочка стала общительная, весёлая.

Для того, чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями, я провела в группе анкетирование. Анализ ответов помог выяснить ряд вопросов, по которым нужно дать разъяснения родителям, наметить план работы. В группе оформили стенд «Играют дети», подготовила ряд консультаций:

«Малыши начинают играть», «Мальчики и девочки – разные миры», «Малыш и его игрушки», «Как и во что, играют мальчики и девочки 4-5 лет», «Играйте вместе с детьми», «Сюжетно-ролевая игре в семье».

Вся эта работа способствовала развитию у детей интереса к игровой деятельности. Они правильно воспринимали все рекомендации, что очень помогло мне в работе.

В группе были созданы условия для расстановки акцентов: вот это делают мальчики, папы, дедушки и другие мужчины, а это привилегия девочек, мам, бабушек и других женщин. Гендерная социализация проявляется уже лет с трех: дети знают, что девочкам надо вести себя не так, как мальчикам, а дома, в семье есть папины дела, а есть мамины. Помогать друг другу нужно, но нельзя перекладывать свои обязанности на другого. На первых порах создавались пары из мальчика и девочки для выполнения достаточно простых поручений, где надо проявить и физическую силу мальчикам и аккуратность, тщательность девочкам. Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учётом пола партнёра. Так у мальчиков формируются навыки владения инструментами, у девочек умение украшать интерьер, ухаживать за малышами.

Уже в средней группе дети усвоили, что при наведении порядка в группе мальчики берут на себя более тяжёлую работу: носить и расставлять стульчики, собирать конструктор, ставить в гараж машины, а аккуратно расставить посуду, застелить кукольную кровать, одеть кукол – это работа для девочек. Я не устаю повторять мальчикам, что они сильные, храбрые, мужественные как папы, называю их защитниками, рыцарями, героями, а девочки красивые, нежные ласковые, добрые как мамы.

Традиционные принципы построения среды предусматривают одинаковое количество игр, пособий в зонах мальчиков и девочек, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр. В том числе и по семейно-бытовой тематике («Ожидаем гостей», «Поездка семьи за город»). Сложность в том, что в играх семейно-бытовой тематики роль папы явно недостаточна. Вместе с тем в группе учтены гендерные различия. В «мужских играх» - ковбои, космонавты, богатыри, пожарные, спасатели и др., мальчики учатся быть смелыми, выдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя детям ход военных и героических игр, я делаю акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.

Для подтверждения этой мысли родители — представители разных профессий рассказывают своим детям о своей работе. Очень трудно оказалось «вытащить» родителей на встречи с детьми, чтобы рассказать о своей профессии. Тем не менее, дети на вопрос «Где работает твоя мама «папа»? стали реже отвечать «На работе».

В группе созданы альбомы «Наши мамы на работе», «Наши папы на работе» дети с любопытством их рассматривают, показывают сверстникам, передают полученные от родителей знания, с гордостью сообщая: «Это моя мама! (папа)».

Совместно с родителями дети делали дома атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Спасатели», «Моряки», «Дорожные движение» — мальчикам;

«Салон красоты», «Дочки-матери», «Поликлиника», «Магазин», куклы, наряды и предметы домашнего обихода — девочкам.

С помощью альбома «Кем быть» продолжаем знакомиться с профессиями взрослых, развиваем воображение, память, речь.

В результате за год работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением. Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта. А родителям пожелаю, чтобы правильное воспитание помогло их детям стать в жизни настоящими людьми.

Принципы построения окружающей игровой среды предусматривают одинаковое количество игр, пособий в зонах мальчиков и девочек, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр.

Гендерное воспитание: почему нельзя растить девочек и мальчиков по-разному

Существуют диаметрально противоположные точки зрения о том, что такое гендерное воспитание и какие цели и задачи оно преследует. Пока мамские форумы пестрят статьями, требующими срочно надеть на девочку розовое платье, иначе она вырастет недостаточно женственной, педагогическое сообщество, говоря о том же самом, призывает отказаться от фраз типа «настоящие мужчины не плачут». Отсутствие общей точки зрения, а также такие сильные противоречия говорят о том, что в обществе остро стоит проблема стереотипов и происходит переосмысление гендерных ролей.

Что такое гендерные роли?

Есть такая шутка, что пол — это то, что у человека между ног, а гендер — что между ушами. Пол человека формируется ещё в утробе матери, а гендерная идентичность устанавливается в процессе воспитания и социализации. Оказывается, чтобы, по версии общества, быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной», недостаточно просто иметь соответствующие половые признаки — важно также обладать определённым набором личностных качеств и привычек, присущих твоей гендерной группе. Склонности, манеры и поведение, которых общество ожидает от «настоящих» мужчин и женщин, и называются гендерными ролями, которые, в свою очередь, диктуют нам набор стереотипов, считающихся в этом обществе сугубо женскими и сугубо мужскими.

Теория гендерного равенства

Во все времена общество обозначало чёткие границы между мужским и женским поведением и функциями, но даже на территории одной страны и среди одного народа понимание сугубо мужских и сугубо женских занятий могло быть разным. В последние тридцать лет на территории стран западной цивилизации укрепилась теория гендерного равенства, благодаря которой западный мир постепенно избавляется от гендерных стереотипов и уравнивает в правах женщин и мужчин. Это прописывается во множестве международных документов, обеспечивая людям одинаковый доступ к социальным и материальным благам, в том числе к образованию и здравоохранению. В основу теории гендерного равенства легли многочисленные исследования, доказывающие, что большинство черт, ранее приписывавшихся определённому полу, на самом деле зависит не столько от физиологических особенностей, сколько от социальной среды, в которой воспитывается личность.

Так, было доказано, что мозг мужчин и женщин действительно имеет определённые (хотя и весьма незначительные) различия, но, например, разницы в аналитических возможностях у мужчин и женщин нет. Более того, было установлено, что гармонично развитая зрелая личность сочетает в себе в равной степени и мужские, и женские черты. К такому выводу в конце XIX века пришёл австрийский психолог Отто Вейнингер. Вскоре после публикации его книги «Пол и характер» были открыты мужские и женские половые гормоны. Тогда учёные обнаружили наличие женских половых гормонов в мужском организме, а мужских — в женском. Именно сочетание половых гормонов и оказывает влияние на внешность и сексуальное поведение человека. Именно из-за разной концентрации гормонов в одном организме мы видим такое разнообразие проявлений «мужских» и «женских» качеств у представителей обоих полов.

Исследования показывают, что ребёнок осознаёт свой физический пол уже в 2-3 года. Но в этом возрасте он ещё не понимает, что это значит. Под влиянием взрослых он учится по одежде, причёске, общему внешнему виду и чертам лица определять пол других людей. К семи годам ребёнок окончательно осознаёт, что физический пол остаётся неизменным, даже если девочка наденет брюки, а мальчик вдруг отпустит длинные волосы.

Формирование же гендерной идентичности, то есть осознание своей гендерной роли в обществе, происходит уже в подростковом возрасте, когда у ребёнка появляется больше шансов познавать себя, свои вкусы и предпочтения, понять, что ему по душе, а что — нет. Этому способствует и половое созревание, сопровождающееся романтическими переживаниями и первыми попытками самостоятельно строить отношения со сверстниками своего пола и противоположного. Именно в этом возрасте человек начинает полуосознанно, под влиянием родителей, школы и общества, но теперь прислушиваясь к своим собственным ощущениям, примерять на себя соответствующую гендерную роль.

Традиционный взгляд на гендерные роли

Согласно традиционному воспитанию к этому возрасту дети знают, что девочки намного спокойнее мальчиков, аккуратнее и прилежнее учатся, имеют склонность к изучению языков и литературе, должны уметь готовить, шить и убирать. Девочки должны быть послушными, отзывчивыми и тихими, ведь они готовятся стать женами, мамами и хранительницами домашнего очага. Мальчишкам же в это время прививают стойкость и независимость, их учат полагаться на собственные силы и добиваться своего. Традиционное общество считает, что мальчикам легче даются точные и естественные науки, а вот проблемы с грамотностью для них вполне нормальны. Однако на практике девочки далеко не всегда хотят быть тихими и чуткими, а мальчишки могут быть весьма посредственными на занятиях физикой. Традиционный взгляд на гендерные роли запрещает мальчику проявлять эмоции, ведь он «мужчина», а «мужчины не плачут», в то время как девочке, напротив, разрешается быть чувствительной, но её переживания списываются на «женскую природу», и особого значения им не придаётся. Мальчикам легко списывают любые драки и ссоры, зато если девочке доведётся дать сдачи, разразится скандал, имя которому «ты же девочка».

В таком обществе родители стараются развивать у ребёнка те качества и навыки, которые будут общественно приемлемыми. Девочек повсеместно обучают танцам, лепке и вышивке, стараются подтянуть оценки по русскому языку и литературе, не разрешая им заниматься, например, конструированием, программированием или шахматами и сквозь пальцы смотря на «тройку» по алгебре. Если же мальчик вдруг решит, что ему не хочется вечера напролёт проводить, гоняя по полю футбольный мяч, а интереснее было бы, например, рисовать или вышивать крестиком, родители могут и вовсе проигнорировать его желания, ужесточая контроль за посещениями тренировок — со словами «чтобы даже не думал бабскими делами заниматься».

Отказывая ребёнку в доступе к тем занятиям, которые ему интересны, а взамен подсовывая то, что больше соответствует гендерным стереотипам, родители не дают ему возможность развивать его природные способности (ведь неспроста же ему интересна эта область деятельности), учат вынужденной беспомощности, показывая, что жизнь подростка не принадлежит ему самому и за него всё решит кто-то другой, а заодно показывают, что мнение общества («девочки таким не занимаются») важнее его собственных чувств и желаний.

Тут и наступает конфликт внутреннего мира ребёнка с внешним, и провоцирует его родитель — человек, который изначально ассоциируется с заботой и защитой. Теперь ребёнок, безоговорочно доверявший маме и папе, вдруг узнает, что они не всегда будут на его стороне. Исчезает доверительное отношение, и без того достаточно потрёпанное в силу подросткового возраста. Если в семье нет понимания, то любой упрёк в несоответствии гендерным стереотипам из внешнего мира (особенно от сверстников) будет оставлять свой след в психике подростка и приведёт к формированию комплекса неполноценности, который серьёзно помешает ему в дальнейшем. К тому же ребёнок, которому навязывали увлечения, сам никогда не научится понимать, что же ему действительно нужно.

Природа свое возьмет

Главным аргументом против гендерного равенства и в пользу традиционного гендерного воспитания с четко обозначенными женскими и мужскими ролями традиционное общество называет природную необходимость девушки быть нежной и отзывчивой женой и матерью, а мужчины — защищать свою семью и вырывать себе место под солнцем. Если природа создала нас такими, то и воспитывать детей нужно в соответствии с тем, что она им уготовила. Но, позвольте, если природа так мудра и не может ошибаться, почему же она нуждается в подкреплении гендерной роли ещё и воспитанием? Если стереотипы поведения заложены в нас изначально, почему нам необходимо прилагать какие-то дополнительные усилия?

Девочка не сможет стать достойной матерью, если воспитывать в ней независимость и чувство собственного достоинства, а у мальчика не будет шансов защитить себя, если он будет заниматься танцами? Показательным для таких предрассудков можно считать случай из практики американского психотерапевта, наблюдавшего близнецов. В самом младенчестве по врачебной ошибке один из близнецов лишился пениса. Чтобы мальчик не чувствовал себя неполноценным в будущем, родители приняли сложное решение: сменить ребёнку пол. Так Джон превратился в Джоан. Джоан не знала, что родилась мальчиком, родители воспитывали близнецов в соответствии с их гендерными ролями. В подростковом возрасте у Джоан возникли проблемы со своей гендерной идентичностью, она проявляла всё больше качеств, которые чаще ждут от мальчиков, чем от девочек. Со временем родителям пришлось открыть Джоан правду, узнав которую, та решилась на повторную операцию. Теперь Джон женат на девушке и больше не испытывает проблем с гендерным самоопределением.

Природа расставила всё по своим местам, хотя в детстве Джоан играла с куклами и носила платья. Стало быть, не так уж и страшно, если мальчик в детстве будет проявлять чувствительность, а девочка — играть со сверстниками в войнушку, — природа всё равно возьмёт своё, когда придёт время, каких бы взглядов на воспитание мы ни придерживались.

Формирование личности

Рецепт отказа от гендерных стереотипов прост. Чтобы воспитать своего ребёнка достойным членом общества, стоит, в первую очередь, прививать ему общечеловеческие ценности. Например, драться плохо не потому, что «ты девочка», а потому, что цивилизованный человек не решает проблемы с позиции силы. Слёзы нужно сдерживать не только от того, что «мальчики не плачут», да и вовсе их сдерживать не стоит, но вот знать, где и когда ты можешь позволить себе выход таких эмоций, когда стоит перетерпеть, всё-таки необходимо, неважно, мальчик ты или девочка.

Ребёнок вырастет гармоничной личностью, если он будет знать, что, каким бы он ни был, его родители всегда будут на его стороне и поддержат любое его начинание, каким бы безумным оно ни казалось. Доверие в семье — залог формирования сильной и независимой личности, которая сможет преодолеть любые невзгоды и не будет вынуждена пробираться сквозь сложный и болезненный процесс осознания себя и своей уникальности. А фразы «ты же мальчик» и «ты же девочка» лучше выбросить из своего лексикона.

Сообщение Гендерное воспитание: почему нельзя растить девочек и мальчиков по-разному появились сначала на Умная.


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.