Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Фгос ноо овз что это такое


ФГОС НОО ОВЗ и УО

Приказ № 1599 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ № 1598 от 19 декабря 2014 года «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Электронный учебно-методический ресурс «Тренировочные сборники для подготовки к ГИА обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», разработанный   ФГБНУ ФИПИ

Ресурс разработан в целях методической поддержки педагогов при подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ГИА в  форме государственного выпускного экзамена.

Комитет рекомендует педагогам образовательных организаций использовать данный ресурс в работе, а также информировать о нем обучающихся и их родителей (законных представителей).

ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья с 1 сентября 2016 г.

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.

Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире - вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты.

Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания.

Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.                             (см. ст.41,42,79 ЗАКОНА РФ об Образовании).

Уважаемые родители!

С 01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).

ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года продолжают обучение по ним до завершения обучения.

В образовательных учреждениях будут созданы условия для получения учащимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных и личностных результатов, соответствующих требованиям нового стандарта. Информация о ходе реализации и результатах введения ФГОС ОВЗ и УО будет опубликована на сайте.

Условия доступности

 Наличие пандуса для беспрепятственного входа в здание школы

 

Организация ГИА для участников с ограниченными возможностями здоровья

«Рособрнадзор постоянно ведет работу по созданию комфортных условий прохождения итоговой аттестации для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.Для многих из них учеба становится хорошим стимулом к жизни, позволяет заполнить ее чем-то интересным, поиском знаний, изучением окружающего мира.

Нам важно, чтобы такие ребята чувствовали себя полноправными членами общества и имели такие же возможности учиться и сдавать экзамены, как и их здоровые сверстники», - заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Видеоролик рассказывает, какие условия создаются при сдаче ЕГЭ для лиц с нарушениями зрения, слуха, инвалидов-колясочников и других категорий обучающихся с ОВЗ, какие дополнительные права они имеют, как подать заявление на участие в ЕГЭ, если у выпускника имеются проблемы со здоровьем, как должен быть оборудован экзаменационный пункт и что можно взять с собой на экзамен.

Примерные адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО

school9tihvin.eduface.ru

ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)

В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электронные Образовательные ресурсы нового поколения, обладающие инновационными качествами, необходимыми для удовлетворения потребностей школы. Применение электронных образовательных ресурсов дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. Целью электронных образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех уровнях образовательной системы.

Формирует у учащихся систематически прочные и осмысленные научные знания, способствуют формированию умений работать с информацией, создает собственную систему восприятия и критического мышления, аналитического отношения к проблемам и месту конкретной информации в общей картине понятий и представлений о мире, развивает познавательную активность, служит повышению качества и эффективности процесса обучения.

Доступ к электронным образовательным ресурсам имеют все обучающиеся, в том числе инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, согласно их индивидуально-типологических особенностей.

Для ознакомления с ресурсом нажмите на предложение

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых Образовательных ресурсов

Медиатека Образовательных ресурсов

Виртуальный компьютерный музей

Первые шаги к урокам програмирования

Мир животных

Русские памятника Древней Руси

Домашняя школа

Справочная информация о образовательных учреждениях для глухих и слабослышащих по всей России

Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своего ребенка

Татьяна Гогуадзе: диагностика и коррекция нарушения письма

Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих

Центральная муниципальная детская библиотека им. Максима Горького

«Интеграция» (сайт клуба незрячих пользователей компьютерной техники)

i-Школа: школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья

«Большая перемена» – проект, нацеленный на общественное продвижение Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010

Федерация Интернет Образования

Электронная библиотека «Особый ребёнок»

Математические этюды

Вся элементарная математика

sch1220.mskobr.ru

ФГОС ОВЗ

Введение ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

С 1 сентября 2016 года в Российской Федерации вступают в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Согласно приказам Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» с 1 сентября 2016 года в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательный процесс должен быть организован в соответствии с установленными для данной категории обучающихся федеральными государственными образовательными стандартами.

Стандарт включает в себя требования к :

Стандарт является основой для:

  ФГОС предусмотрены для разных категорий детей с ОВЗ (глухие дети, слабослышащие дети, слепые дети, слабовидящие, дети с речевыми нарушениями, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой психического развития, умственно отсталые дети, дети с расстройствами аутистического спектра).

Разработаны четыре варианта ФГОС начального общего образования для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, кроме имеющих умственную отсталость и два варианта ФГОС для детей, имеющих в структуре умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).

Варианты Стандарта и АООП:

Для глухих: 1.1; 1.2;1.3;1.4

Для слабослышащих и позднооглохших: 2.1; 2.2; 2.3.

Для слепых: 3.1; 3.2; 3.3;3.4.

Для слабовидящих: 4.1; 4.2; 4.3.

Для обучающихся с нарушениями речи: 5.1; 5.2

Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: 6.1; 6.2; 6.3; 6.4.

Для обучающихся с задержкой психического развития: 7.1; 7.2

Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: 8.1;8.2;8.3;8.4

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями: варианты 1 и 2

Первый вариант адресован обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеющим положительный опыт общения со сверстниками без ограничений здоровья. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки. При необходимости может создаваться индивидуальный учебный план. Ребенок получает такой же документ об образовании, как и его сверстники без ограничений здоровья. Обучающийся, с ограниченными возможностями здоровья, осваивая адаптированную основную общеобразовательную программу, имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Обязательные предметные области учебного плана и их основные задачи соответствуют ФГОС НОО. При необходимости адаптируется содержание «трудных для ребенка» учебных дисциплин. В структуру АООП обязательно включается программа коррекционной работы.

В Программе коррекционной работы определяются специальные требования к ее результатам по отношению к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и для каждого уровня образования.

       Обучающиеся, испытывающие устойчивые неуспехи при овладении содержанием большинства или всех учебных предметов, по усмотрению их родителей (законных представителей) остаются на повторное обучение, переводятся на обучение по другим вариантам адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Второй вариант образовательной программы: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом для каждой категории обучающихся. На основе Стандарта создается адаптированная основная общеобразовательная программа, которая при необходимости индивидуализируется.

Третий вариант образовательной программы (для обучающихся с ОВЗ, имеющих в структуре нарушения легкую умственную отсталость): обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, не сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом для каждой категории обучающихся. На основе Стандарта создается адаптированная основная общеобразовательная программа, которая при необходимости индивидуализируется. Выдается свидетельство об обучении.

Четвёртый вариант образовательной программы: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья ( имеющий в структуре нарушения умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость, ТНМР) обучается в пролонгированные сроки, получает нецензовое образование по адаптированной основной образовательной программе, созданной на основе индивидуального учебного плана или по СИПР - специальной индивидуальной программе развития. Требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья выдается свидетельство об обучении.

На основании Стандарта и примерных адаптированных основных общеобразовательных программ образовательная организация разрабатывает АООП.

На сайте Министерства образования и науки Российской Федерации размещены примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ. Адрес доступа[Е1]: http://fgosreestr.ru/

АООП для обучающихся имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида в части создания специальных условий получения образования.

Определение варианта АООП для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с учетом пожелания родителей (законных представителей).

Реализация АООП может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах и отдельных организациях.

cro.kostobr.ru

Реализация ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

«Реализация ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ»

План

1. Ключевые положения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

2. Особенности адаптированных основных образовательных программ в рамках ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

В настоящее время в российских образовательных организациях активно реализуется комплекс мероприятий по внедрению в практику федерального государственного образовательного стандарта начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ; Стандарт), который начал действовать с 1 сентября 2016 года.

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ ориентирован на федеральный государственный стандарт общего образования и имеет следующую нормативную правовую базу:

 Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 года;

 Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.);

 Декларация о правах инвалидов (утвержденная Резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН 09.12.1975 года);

 Всемирная программа действий в отношении инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1982 года);

 Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года).

Деятельность российских образовательных организаций в области инклюзивного образования обеспечивается федеральными документами:

 Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России) от 18.10.2013 года №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11.03.2016 г. № ВК – 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России) от 24.07.2015 г. №514н «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

 Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет».

1. Ключевые положения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

В ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование. Дифференцированные требования к вариантам АООП НОО приведены в приложениях №1-8 к Стандарту, обеспечивая единство образовательного пространства.

Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ достаточен: от способности обучаться на равных до необходимости построения специально адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования.

Предлагается четыре варианта данного Стандарта, которые представляют собой системные характеристики требований к уровню конечного результата школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.

В структуре содержания образования выделены традиционные образовательные области, но их содержание включает два взаимодополняющих компонента – академический и так называемой «жизненной компетенции». «Академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с ОВЗ. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. Личностные результаты являются преимущественно итогом овладения обучающимися компонентом жизненной компетенции.

Соотношение данных компонентов определяет вариативность программного содержания и результатов обучения, чем и обеспечиваются возможности для выбора и реализации оптимального пути развития каждого обучающегося с учетом его особых потребностей.

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ включает в себя требования к:

1) структуре адаптированной основной образовательной программе начального общего образования (далее – АООП НОО);

2) условиям реализации АООП НОО;

3) результатам освоения АООП НОО.

Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности. В основу Стандарта обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы.

АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии со стандартом и с учетом примерной АООП НОО и утверждается организацией. АООП НОО обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее – ИПР) в части создания специальных условий получения образования.

На основе Стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

АООП НОО обучающихся с ЗПР может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

Программа коррекционной работы, являющаяся частью структуры АПОО НОО, должна предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), индивидуальной программы реабилитации. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей.

Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности.

Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 10 часов, из них 7 часов отводится на проведение коррекционных занятий.

Сроки освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР для варианта 7.1 составляют 4 года (1–4 классы). Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет, с обязательным введение 1 дополнительного класса.

В Стандарте установлена продолжительность учебного года: 1 классы – 33 учебных недели; 2–4 классы – 34 учебных недели. Продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821–10). Обучение проходит в первую смену.

Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При определении продолжительности занятий в 1-м классе используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый).

При обучении детей с ЗПР предусматривается специальный подход при комплектовании класса общеобразовательной организации, в котором будет обучаться ребенок с ЗПР. Общая численность класса, в котором обучаются дети с ЗПР, осваивающие вариант 7.1 АООП НОО, не должна превышать 25 обучающихся, число обучающихся с ЗПР в классе не должно превышать 4, остальные обучающиеся – не имеющие ограничений по здоровью.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия – до 40 минут.

Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники (учителя-дефектологи, учителя групп продленного дня, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и др.), так же медицинские работники.

В Стандарте дифференцированно формулируются требования к кадровому, финансово-экономическому, материально-техническому и учебно-методическому обеспечению образовательных программ, а также рекомендации к осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В условиях существующей в России обязательной формы организации учебного процесса классно-урочной системы, инклюзивная форма обучения продуктивна только для детей с сохранным интеллектом, имеющих легкую форму нарушения развития – 1 уровня Стандарта (слабовидящие, слабослышащие; органические поражения опорно-двигательного аппарата, не затрагивающие речевую и интеллектуальную сферы; дети с хроническим заболеваниями; некоторые другие). Для этой категории детей разрабатывается адаптированная образовательная программа.

Для учащихся с особыми образовательными потребностями, обусловленными нарушениями и отклонениями в развитии большей тяжести, вследствие которых требуется значительное увеличение сроков обучения, модификация содержания общеобразовательных предметов, включение в учебный план ряда специфических учебных предметов, отсутствующих в учебном плане для детей с нормативным развитием, привлечение учителя-дефектолога соответствующего профиля (олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога и т. д.) к реализации учебного процесса, наиболее продуктивной организацией учебного процесса будет обучение в общеобразовательной организации для детей с ОВЗ (в классе для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом), то есть по адаптированной основной образовательной программе (2 и 3 уровни Стандарта).

АООП НОО разрабатывается образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе; организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей; организация программ дополнительного образования, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребностей в самовыражении; участие в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

В рамках реализации адаптированной образовательной программы образовательная организация должна быть обеспечена удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы.

2. Особенности адаптированных основных образовательных программ в рамках ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Для реализации инклюзивного образовательного процесса необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся с ОВЗ современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки АООП НОО), а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенка с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

Педагогический совет образовательной организации ежегодно утверждает АООП для обучающихся с ОВЗ.

Для детей с нарушением слуха, обучающихся в образовательной организации совместно слышащими сверстниками, разрабатывается адаптированная образовательная программа – документ, который отражает специальные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с нарушением слуха на разных ступенях получения образования. Для разработки адекватной АООП глухого и слабослышащего ребенка необходимо на этапе предварительной подготовки проанализировать программы для специальных (коррекционных) школ I-II видов с целью определения необходимого минимума содержания обучения детей с нарушением слуха. При разработке программы учитывается характер особых образовательных потребностей ребенка в зависимости от степени потери слуха, уровня слухового восприятия, особенностей восприятия и воспроизведения речи, специфики психического развития, а также его потенциальных возможностей. АООП предназначена для слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных обучающихся, которые достигли к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками. Обучающиеся с нарушением слуха должны понимать обращенную к ним устную речь, их собственная речь должна быть внятной, т. е. понятной для окружающих. Слабослышащие, позднооглохшие и кохлеарно имплантированные обучающиеся полностью включены (не более 1-2 человек в классе) в общий образовательный поток.

Дети с ЗПР, имеющие незначительные нарушения развития, легко включаются в инклюзивное образование. Инклюзивное обучение в общеобразовательной школе может быть эффективно для детей с ЗПР, которые имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития. АООП разрабатываются на основе программ специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VII вида. Данные программы сохраняют основное содержание образования общеобразовательной школы, но отличаются коррекционной направленностью обучения. Коррекционную направленность обучения обеспечивает набор базовых учебных предметов, составляющих инвариантную часть учебного плана: математика, русский язык, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика (3-й час физической культуры), трудовое обучение.

На уроках «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» решаются задачи восполнения пробелов в развитии детей, расширения их кругозора, обогащения чувственного опыта, формирования общеинтеллектуальных умений (анализ, обобщение, группировка, классификация) на близком жизненному опыту ребенка материале, пополнения словаря и развития связной монологической речи. Использование продуктивных видов деятельности на уроках «Трудовое обучение» способствует формированию навыков планирования, самоконтроля и самооценки – важнейших качеств учебной деятельности. Содержание программ «Физическая культура» и «Ритмика» направлено на обеспечение двигательных потребностей детей, на развитие их моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, на улучшение эмоционального состояния.

В обучении школьников с ЗПР используют особые методы обучения – больший акцент делается на наглядные и практические методы обучения, а также применяются индуктивный,

репродуктивный и игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и т.д.

Для учащихся с умственной отсталостью (далее – УО) наиболее продуктивной организацией учебного процесса будет обучение в общеобразовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья (в классе для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом).

Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с УО предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.

Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с УО возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки АООП для обучающихся с УО реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания.

Одним из важнейших условий включения ребенка с умственной отсталостью в среду здоровых сверстников является устойчивость форм адаптивного поведения. Определение варианта адаптированной основной образовательной программы для обучающегося с умственной отсталостью осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Целью АООП для обучающихся с расстройствами аутического спектра (далее – РАС) является обеспечение возможностей усвоения образовательной программы, формирование связей между академическим компонентом и жизнью, повышение качества социальной адаптации ребенка с РАС в процессе школьного обучения.

В обучении детей с РАС в инклюзивной школе используются те же учебные материалы, что и для всего класса. При наличии трудностей обучения (задержка темпа, формальное усвоение учебного материала и др.) используются учебники, рабочие тетради на печатной основе и др. учебная литература, разработанные для обучения по программам специальных (коррекционных) школ II, V, VII, VIII видов. Например, трудности понимания прочитанного, которые характерны для многих школьников с РАС (часто и при высокой технике чтения), трудности освоения родного языка, позволяют эффективно использовать учебную литературу для школьников с нарушением слуха и с нарушением интеллекта.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО детей с РАС образовательная организация может создавать вариант АООП – В или Программу коррекционной работы (вариант А в условиях инклюзии) с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Для организации оптимального психолого-педагогического сопровождения ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) в образовательном процессе группа детей с двигательными нарушениями характеризуется вариативными сочетаниями двигательных, познавательных и речевых нарушений, что необходимо учитывать при организации обучения этих детей и определении его содержания.

Адаптированная программа адресована обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Этот вариант максимально приближен к стандарту обучения детей с нормальным развитием.

АООП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования строится на базе основной образовательной программы общеобразовательной организации и в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка с речевыми нарушениями.

Адаптированная программа должна быть направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, устранение речевой патологии, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Обучение адаптированной образовательной программе для обучающихся с ТНР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам их комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Целью реализации АООП для слабовидящих обучающихся является создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного начального общего образования слабовидящими обучающимися в одинаковые с нормально развивающимися сверстниками сроки, которое полностью соответствует достижениям, требованиям к результатам освоения, определенным ФГОС НОО, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы.

АООП должна учитывать разнообразные проблемы речевого развития; специфику формирования и реализации мыслительной деятельности; специфические проблемы памяти; ослабленную познавательную активность; нарушения в становлении и развитии всех компонентов моторной сферы (в том числе для формирования навыков письма, чтения); ограниченное и замедленное восприятие, снижение скорости переработки всех видов информации; пробелы в знаниях об окружающем мире и межличностных отношениях; отклонения от нормы в развитии личности (навыки социального поведения и коммуникации, самоидентификация и самооценка и др.), потенциальных возможностей. Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

multiurok.ru

Реализация ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

«Реализация ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ»

План

1. Ключевые положения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

2. Особенности адаптированных основных образовательных программ в рамках ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

В настоящее время в российских образовательных организациях активно реализуется комплекс мероприятий по внедрению в практику федерального государственного образовательного стандарта начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ; Стандарт), который начал действовать с 1 сентября 2016 года.

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ ориентирован на федеральный государственный стандарт общего образования и имеет следующую нормативную правовую базу:

 Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 года;

 Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.);

 Декларация о правах инвалидов (утвержденная Резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН 09.12.1975 года);

 Всемирная программа действий в отношении инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1982 года);

 Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года).

Деятельность российских образовательных организаций в области инклюзивного образования обеспечивается федеральными документами:

 Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России) от 18.10.2013 года №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11.03.2016 г. № ВК – 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России) от 24.07.2015 г. №514н «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

 Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет».

1. Ключевые положения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

В ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование. Дифференцированные требования к вариантам АООП НОО приведены в приложениях №1-8 к Стандарту, обеспечивая единство образовательного пространства.

Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ достаточен: от способности обучаться на равных до необходимости построения специально адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования.

Предлагается четыре варианта данного Стандарта, которые представляют собой системные характеристики требований к уровню конечного результата школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.

В структуре содержания образования выделены традиционные образовательные области, но их содержание включает два взаимодополняющих компонента – академический и так называемой «жизненной компетенции». «Академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с ОВЗ. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. Личностные результаты являются преимущественно итогом овладения обучающимися компонентом жизненной компетенции.

Соотношение данных компонентов определяет вариативность программного содержания и результатов обучения, чем и обеспечиваются возможности для выбора и реализации оптимального пути развития каждого обучающегося с учетом его особых потребностей.

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ включает в себя требования к:

1) структуре адаптированной основной образовательной программе начального общего образования (далее – АООП НОО);

2) условиям реализации АООП НОО;

3) результатам освоения АООП НОО.

Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности. В основу Стандарта обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы.

АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии со стандартом и с учетом примерной АООП НОО и утверждается организацией. АООП НОО обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее – ИПР) в части создания специальных условий получения образования.

На основе Стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

АООП НОО обучающихся с ЗПР может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

Программа коррекционной работы, являющаяся частью структуры АПОО НОО, должна предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), индивидуальной программы реабилитации. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей.

Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности.

Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 10 часов, из них 7 часов отводится на проведение коррекционных занятий.

Сроки освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР для варианта 7.1 составляют 4 года (1–4 классы). Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет, с обязательным введение 1 дополнительного класса.

В Стандарте установлена продолжительность учебного года: 1 классы – 33 учебных недели; 2–4 классы – 34 учебных недели. Продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821–10). Обучение проходит в первую смену.

Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При определении продолжительности занятий в 1-м классе используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый).

При обучении детей с ЗПР предусматривается специальный подход при комплектовании класса общеобразовательной организации, в котором будет обучаться ребенок с ЗПР. Общая численность класса, в котором обучаются дети с ЗПР, осваивающие вариант 7.1 АООП НОО, не должна превышать 25 обучающихся, число обучающихся с ЗПР в классе не должно превышать 4, остальные обучающиеся – не имеющие ограничений по здоровью.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия – до 40 минут.

Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники (учителя-дефектологи, учителя групп продленного дня, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и др.), так же медицинские работники.

В Стандарте дифференцированно формулируются требования к кадровому, финансово-экономическому, материально-техническому и учебно-методическому обеспечению образовательных программ, а также рекомендации к осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В условиях существующей в России обязательной формы организации учебного процесса классно-урочной системы, инклюзивная форма обучения продуктивна только для детей с сохранным интеллектом, имеющих легкую форму нарушения развития – 1 уровня Стандарта (слабовидящие, слабослышащие; органические поражения опорно-двигательного аппарата, не затрагивающие речевую и интеллектуальную сферы; дети с хроническим заболеваниями; некоторые другие). Для этой категории детей разрабатывается адаптированная образовательная программа.

Для учащихся с особыми образовательными потребностями, обусловленными нарушениями и отклонениями в развитии большей тяжести, вследствие которых требуется значительное увеличение сроков обучения, модификация содержания общеобразовательных предметов, включение в учебный план ряда специфических учебных предметов, отсутствующих в учебном плане для детей с нормативным развитием, привлечение учителя-дефектолога соответствующего профиля (олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога и т. д.) к реализации учебного процесса, наиболее продуктивной организацией учебного процесса будет обучение в общеобразовательной организации для детей с ОВЗ (в классе для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом), то есть по адаптированной основной образовательной программе (2 и 3 уровни Стандарта).

АООП НОО разрабатывается образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе; организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей; организация программ дополнительного образования, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребностей в самовыражении; участие в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

В рамках реализации адаптированной образовательной программы образовательная организация должна быть обеспечена удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы.

2. Особенности адаптированных основных образовательных программ в рамках ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Для реализации инклюзивного образовательного процесса необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся с ОВЗ современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки АООП НОО), а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенка с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

Педагогический совет образовательной организации ежегодно утверждает АООП для обучающихся с ОВЗ.

Для детей с нарушением слуха, обучающихся в образовательной организации совместно слышащими сверстниками, разрабатывается адаптированная образовательная программа – документ, который отражает специальные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с нарушением слуха на разных ступенях получения образования. Для разработки адекватной АООП глухого и слабослышащего ребенка необходимо на этапе предварительной подготовки проанализировать программы для специальных (коррекционных) школ I-II видов с целью определения необходимого минимума содержания обучения детей с нарушением слуха. При разработке программы учитывается характер особых образовательных потребностей ребенка в зависимости от степени потери слуха, уровня слухового восприятия, особенностей восприятия и воспроизведения речи, специфики психического развития, а также его потенциальных возможностей. АООП предназначена для слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных обучающихся, которые достигли к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками. Обучающиеся с нарушением слуха должны понимать обращенную к ним устную речь, их собственная речь должна быть внятной, т. е. понятной для окружающих. Слабослышащие, позднооглохшие и кохлеарно имплантированные обучающиеся полностью включены (не более 1-2 человек в классе) в общий образовательный поток.

Дети с ЗПР, имеющие незначительные нарушения развития, легко включаются в инклюзивное образование. Инклюзивное обучение в общеобразовательной школе может быть эффективно для детей с ЗПР, которые имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития. АООП разрабатываются на основе программ специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VII вида. Данные программы сохраняют основное содержание образования общеобразовательной школы, но отличаются коррекционной направленностью обучения. Коррекционную направленность обучения обеспечивает набор базовых учебных предметов, составляющих инвариантную часть учебного плана: математика, русский язык, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика (3-й час физической культуры), трудовое обучение.

На уроках «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» решаются задачи восполнения пробелов в развитии детей, расширения их кругозора, обогащения чувственного опыта, формирования общеинтеллектуальных умений (анализ, обобщение, группировка, классификация) на близком жизненному опыту ребенка материале, пополнения словаря и развития связной монологической речи. Использование продуктивных видов деятельности на уроках «Трудовое обучение» способствует формированию навыков планирования, самоконтроля и самооценки – важнейших качеств учебной деятельности. Содержание программ «Физическая культура» и «Ритмика» направлено на обеспечение двигательных потребностей детей, на развитие их моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, на улучшение эмоционального состояния.

В обучении школьников с ЗПР используют особые методы обучения – больший акцент делается на наглядные и практические методы обучения, а также применяются индуктивный,

репродуктивный и игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и т.д.

Для учащихся с умственной отсталостью (далее – УО) наиболее продуктивной организацией учебного процесса будет обучение в общеобразовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья (в классе для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом).

Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с УО предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.

Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с УО возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки АООП для обучающихся с УО реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания.

Одним из важнейших условий включения ребенка с умственной отсталостью в среду здоровых сверстников является устойчивость форм адаптивного поведения. Определение варианта адаптированной основной образовательной программы для обучающегося с умственной отсталостью осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Целью АООП для обучающихся с расстройствами аутического спектра (далее – РАС) является обеспечение возможностей усвоения образовательной программы, формирование связей между академическим компонентом и жизнью, повышение качества социальной адаптации ребенка с РАС в процессе школьного обучения.

В обучении детей с РАС в инклюзивной школе используются те же учебные материалы, что и для всего класса. При наличии трудностей обучения (задержка темпа, формальное усвоение учебного материала и др.) используются учебники, рабочие тетради на печатной основе и др. учебная литература, разработанные для обучения по программам специальных (коррекционных) школ II, V, VII, VIII видов. Например, трудности понимания прочитанного, которые характерны для многих школьников с РАС (часто и при высокой технике чтения), трудности освоения родного языка, позволяют эффективно использовать учебную литературу для школьников с нарушением слуха и с нарушением интеллекта.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО детей с РАС образовательная организация может создавать вариант АООП – В или Программу коррекционной работы (вариант А в условиях инклюзии) с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Для организации оптимального психолого-педагогического сопровождения ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) в образовательном процессе группа детей с двигательными нарушениями характеризуется вариативными сочетаниями двигательных, познавательных и речевых нарушений, что необходимо учитывать при организации обучения этих детей и определении его содержания.

Адаптированная программа адресована обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Этот вариант максимально приближен к стандарту обучения детей с нормальным развитием.

АООП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования строится на базе основной образовательной программы общеобразовательной организации и в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка с речевыми нарушениями.

Адаптированная программа должна быть направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, устранение речевой патологии, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Обучение адаптированной образовательной программе для обучающихся с ТНР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам их комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Целью реализации АООП для слабовидящих обучающихся является создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного начального общего образования слабовидящими обучающимися в одинаковые с нормально развивающимися сверстниками сроки, которое полностью соответствует достижениям, требованиям к результатам освоения, определенным ФГОС НОО, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы.

АООП должна учитывать разнообразные проблемы речевого развития; специфику формирования и реализации мыслительной деятельности; специфические проблемы памяти; ослабленную познавательную активность; нарушения в становлении и развитии всех компонентов моторной сферы (в том числе для формирования навыков письма, чтения); ограниченное и замедленное восприятие, снижение скорости переработки всех видов информации; пробелы в знаниях об окружающем мире и межличностных отношениях; отклонения от нормы в развитии личности (навыки социального поведения и коммуникации, самоидентификация и самооценка и др.), потенциальных возможностей. Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

multiurok.ru


Смотрите также




При копировании материалов сайта, пожалуйста, оставляйте ссылку на наш ресурс. © 2012 - 2019 "Познавательный портал yznai-ka.ru!"