Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Фетишизм что это такое


фетишизм - это... Что такое фетишизм?

(фр. fétiche — идол, талисман от порт. feiticao — волшебство).

1. Поклонение фетишу, т. е. неодушевленному, обоготворяемому предмету (камням, палкам, проч.). Формы почитания фетиша разнообразны: от принесения жертв и молитв до вколачивания гвоздей в качестве своеобразного мнемотехнического приема, не позволяющего божеству забыть о просьбе. Ф. рассматривается и как архаичная стадия в развитии религий, и как элемент многих религий.

2. Половое извращение, при котором половое влечение направлено на различные одушевленные и неодушевленные предметы, сами по себе не имеющие эротического значения, но обычно символизирующие полового партнера. Син. идолизм, сексуальный парциализм.

Элементы Ф. свойственны нормальной сексуальности. Для многих людей какие-то части тела или предметы туалета реального или предполагаемого партнера становятся сильными сексуальными стимулами. Такие объекты имеют заместительный характер: стимул не является самостоятельным, а неразрывно связан с половым партнером (конкретным или обобщенным) и напоминает о нем. В случае Ф. фетиш приобретает более самостоятельное значение: замещая объект любви, он сам превращается в объект влечения, запускает сексуальные фантазии девианта, делает их более яркими и менее бесплотными. Половая активность возможна как с самим фетишем, так и с любым человеком, им обладающим, все личностное своеобразие которого девиантом игнорируется. Отличительные черты Ф. состоят в полной свободе действий с фетишем как безличностным объектом влечения, максимальной независимости от партнера, нарушении коммуникативного начала любовных отношений, принципиальной невозможности какого бы то ни было эмоционального общения. Для получения сексуального удовлетворения прибегают к различным манипуляциям с фетишем: обонянию, осязанию, укладыванию в постель и т. п.

Фетишисты избирательны: у каждого из них свой набор фетишей. Фактически, таковым может стать что угодно. Чаще фетишизируются части тела (иногда какой-то особой или искалеченной формы) — лицо, руки, ноги, волосы, носы и т. д., а также любые предметы одежды, обувь. Женщины чаще фетишизируют бороды, усы, шрамы, татуировки, тембр голоса (особенно тенор), мундиры. Особая форма Ф. — гетерохромофилия, когда сексуальным стимулом служит иной цвет кожи партнера. Иногда фетишем может служить лишь туфля, собственноручно снятая с женской ноги. Сам процесс завладения фетишем, преодоление трудностей усиливает наслаждение. Наблюдается совмещение Ф. с мазохизмом. (И. А. М.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

psychology.academic.ru

ФЕТИШИЗМ - это... Что такое ФЕТИШИЗМ?

dic.academic.ru

Сексуальный фетишизм - это... Что такое Сексуальный фетишизм?

Сексуальный фетишизм (от секс и фетиш — идолизм, сексуальный символизм, сексуальный парциализм) — разновидность сексуального поведения, при которой источником и стимулом для полового влечения становятся неодушевлённые предметы: одежда, обувь, вещи, сделанные из определённого материала и т. д.[1]

Фетишизм в сексологии

Фетишизм всегда был достаточно распространённым явлением. Ввиду этого необходимо различать случаи, когда фетишизм является приемлемым с социальной и медицинской точки зрения, и когда он является патологией.

С точки зрения современной медицины, заболеванием (относящимся к категории расстройств сексуального предпочтения — парафилий, код МКБ-10 F65.0) считаются лишь случаи, когда фантазии, связанные с фетишизмом, вызывают у человека неодолимое стремление совершать неприемлемые для него действия, становятся препятствием для нормальной половой жизни и причиняют страдания[1].

Обычно считается, что фетишизмом страдают в основном мужчины, однако Г. Б. Дерягин указывает на достаточно большую частоту проявлений фетишизма у женщин, называя такие распространённые женские фетиши, как развитая мускулатура, оволосение на теле мужчины[2].

Фетишизм сексуальный тесно связан с фетишизмом религиозным или суеверным, хотя и имеет от него определённые отличия. Крафт-Эбинг писал[3]:

Индивидуальное почитание фетиша, доходящее до форменного культа, обозначают именем фетишизма. Это психологически интересное явление объясняется эмпирически ассоциативным законом, отношением частного представления к общему, причем, однако, существенным моментом является индивидуально своеобразная окраска частного представления в смысле чувственного наслаждения; наблюдается оно преимущественно в двух родственных психических областях: в сфере религиозных и в сфере эротических ощущений и представлений. Религиозный фетишизм имеет другое отношение и значение, чем половой, поскольку он находил и находит свои первоначальные мотивы в убеждении, что предмет, являющийся фетишем, или изображение Божье обладает божественными свойствами, а не представляет только чувственный образ, или поскольку фетишу суеверным образом приписываются особые свойства: чудотворные (реликвии) или предохраняющие (амулеты).

Иное дело — эротический фетишизм, психологическая мотивировка которого заключается в том, что фетишем становятся физические или также духовные свойства лица, мало того — даже просто предметы обихода и т. п., причем они каждый раз пробуждают могучие ассоциативные представления о самой личности и сверх того всегда окрашиваются живым чувственным ощущением. Аналогия с религиозным фетишизмом выражается во всяком случае постольку, поскольку и при этом последнем, в зависимости от обстоятельств, фетишами становятся довольно незначительные предметы (ногти, волосы и т. п.) и связываются с чувствами, доходящими до экстаза.

И сексуальный, и религиозный фетишизм в некоторых случаях могут приводить к совершению жестоких, нередко противоправных действий.

Известны также случаи обратного фетишизму явления: антифетишизма, когда определённый элемент внешности, поведения или вещь становится подавляющим фактором для сексуального влечения[4].

Фетиши

Бельевой фетишизм Обувной фетишизм

В качестве сексуальных фетишей могут выступать объекты самого различного характера: это могут быть предметы одежды, части человеческого тела, предметы и животные, особенности поведения и внешности и т. д.; можно сказать, что у каждого фетишиста есть свой, уникальный обожаемый им предмет, иногда неожиданный и оригинальный.[5] Наиболее часто роль фетиша выполняют следующие объекты:

Нательное бельё  Как правило, фетишизируются предметы, имеющие отношение к лицам противоположного пола, обычными фетишами мужчин являются женские трусики, чулки, колготки, бюстгальтеры, женская обувь. Нередко этот вид фетишизма сопровождается переодеванием и ношением указанных предметов одежды, в этом случае имеет место фетишистский трансвестизм. В Японии фетишизм стал формой заработка, связанной с секс-индустрией; молодыми девушками практикуется продажа ношенного, не стиранного белья, которое упаковывается в герметичные пакеты и отправляется в специальные магазины, где его покупают фетишисты. По данным исследований Г. Б. Дерягина, бельевой фетишизм был выявлен у 3,5 % студентов и 2,4 % студенток высших учебных заведений.[5] Части тела  Иногда особенной привлекательностью для фетишиста обладают части человеческого тела, такие как волосы, молочные железы, ступни и ноги. Фетишизироваться могут особенности строения половых органов, детали внешности, аномалии человеческого тела, состояние беременности. В роли фетиша может выступать также фотография интересующих объектов. Объекты живой природы  Некоторыми сексологами (Г. Б. Дерягин) относятся к разновидностям фетишизма влечения к предметам животного (зоофилия; однако см. зоосексуальность) или растительного мира (дендрофилия), к неполовозрелому телу и детскому образу поведения (педофилия). В МКБ-10 эти расстройства выделены в самостоятельные классификационные единицы.

Фетишист обычно испытывает сильное стремление к обладанию тем предметом, к которому испытывает влечение. Если влечение достигает патологического уровня, то могут использоваться и неправомерные способы завладения им, в том числе кражи и даже убийства, сопровождающиеся изъятием предметов одежды и частей тела жертвы[6][7]. Нередко у фетишиста скапливаются целые коллекции подобных предметов, которые он использует для получения сексуальной разрядки.

Предметы фетишизма могут использоваться различными способами: фетишист может их рассматривать, трогать, нюхать, одеваться в них, использовать в качестве «украшения» интерьера, прикладывать к половым органам, мастурбировать на них, укладывать с собой в постель, поедать, целовать, облизывать и т. д.[4]

Формирование фетишизма

Терапия

Лечение осуществляется по желанию пациента, обычно с помощью психоанализа или когнитивной психотерапии.

Разновидности фетишизма

Разновидностей фетишизма известно крайне много, поскольку, как было сказано выше, круг фетишизируемых объектов практически неисчерпаем. Однако лишь немногие из них способны доходить до уровня сексуальной патологии.

Некоторые виды фетишизма могут иметь судебно-медицинское и правовое значение, поскольку сопряжены с опасностью для здоровья лица или возможностью совершения им противоправных действий. К их числу можно отнести, например, нарциссизм, апотемнофилию и некрофилию[8].

Другие же, как правило, относительно безобидны, вмешательство психологов и психиатров для их коррекции требуется лишь в случае, если сам пациент считает свои влечения ненормальными и они причиняют ему страдания.

Примечания

См. также

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Фетишизм - это... Что такое Фетишизм?

        1) религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. С почитанием фетишей (столбов, камней и др.) у народов Западной Африки впервые познакомились португальские моряки в 15 в.; термин «фетиш» введён голландским путешественником В. Босманом в начале 18 в. Франц. учёный Ш. де Брос в сочинении «О культе богов фетишей» (1760, рус. пер. «О фетишизме», 1973) исследовал Ф. в религиях др. египтян, греков, римлян. Французские просветители рассматривали Ф. как архаичную форму религии, непосредственно связанную с невежеством (см. П. Гольбах, Система природы, М., 1940, с. 220–21). Для Г. Гегеля Ф. – форма первоначальной, непосредственной религии – колдовства, когда человек осуществляет косвенную власть над природой с помощью волшебного средства – фетиша, достигая того, что ему нужно (см. «Философия религии», т. 1, М., 1975, с. 448). Ф. свидетельствует, по Гегелю, о переходе от непосредственно-вожделеющего к опосредованно-трудовому отношению к миру, от почитания непосредственных предметов природы к наделению их духовным смыслом.

         Характеристика Ф. в этнографии многозначна: Дж. Леббок основывал Ф. на первобытном веровании в возможность принудить божество исполнить желание человека; Э. Б. Тайлор, Г. Спенсер и др. считали Ф. формой Анимизма (фетиши – вместилища духа). Место Ф. в верованиях разных народов различно: у австралийцев фетиши – Чуринги – символы и заменители тотемов; у сев.-амер. индейцев – воплощение родовых покровителей; у народов Западной Африки – личные покровители. Формы фетишей разнообразны: камни, куски дерева, части тела животного, изображения (идолы). Выбор фетиша мог быть случайным или определялся жрецом, колдуном. Известны случаи фамильярного отношения к фетишу: его кормили, ласкали за оказанную услугу, за нерадение били, даже выбрасывали и заменяли. В «мировых» религиях Ф. сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «чёрного камня» у мусульман.

         С. А. Токарев.

         2) Характерный для товарно-капиталистического общества процесс наделения продуктов труда сверхъестественными свойствами (самовозрастания стоимости и пр.), обусловленный овеществлением социальных отношений и персонификацией вещей. Структура фетишистского сознания и механизм процесса фетишизации были раскрыты К. Марксом при исследовании товарного фетишизма (См. Товарный фетишизм).

         Ф. – это отождествление общественных и культурных функций предмета с естественными свойствами или вещи, или продукта человеческой деятельности, или природными особенностями индивида. Различные формы Ф. определяются именно тем, происходит ли отождествление социокультурных характеристик с натуралистическим бытием вещей, физически-телесным субстратом продукта человеческой деятельности или естественными особенностями индивидов.

         К. Маркс вначале анализировал Ф. как одну из ранних форм религии, «религии чувственных вожделений» (см. К, Маркс Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с 98, 410), для которой характерна закабалённость предметами, превращение представлений человека в свойства самой вещи. В последующем, по мере развития его социально-экономической теории, К. Маркс рассматривает Ф. как структурный элемент общественного сознания антагонистической формации.

         Для К. Маркса Ф. – это не только общий и постоянный элемент религии, но и целого ряда форм сознания, далёких от религии в собственном смысле слова. В религиозном мире «... продукты человеческого мозга представляются самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом. То же самое происходит в мире товаров с продуктами человеческих рук. Это я называю фетишизмом...» (там же, т. 23, с. 82). Наделение предметов магическими свойствами, их сакрализация, освящение присущи не только религиозному сознанию, но и различным формам «светского» сознания (алхимия, буржуазная политэкономия, особенно в её вульгарной форме, и др.). В теории фетишизма К. Марксом была не только вскрыта структура и формы фетишистского сознания, но и показана социально-экономическую обусловленность Ф. буржуазными производственными отношениями. К. Маркс связывает Ф. со сращением культурно-социальных функций вещи с её материальным субстратом. При этом объект Ф. становится неким магическим средством, призванным обеспечить достижение желаемого результата, т. е. продукт деятельности становится «чувственно-сверхчувственной вещью».

         В современной марксистской литературе подчёркивается методологическое значение теории Ф. для изучения Ф. как этапа в развитии религии (Г. П. Францов, Б, И. Шаревская, А. Ф. Анисимов), существующего не только в автохтонных культах (например, Африки), но и в качестве пережитка в христианстве, для выявления Ф. как наиболее общего и постоянного элемента религии вообще (С. А. Токарев). Не только марксистские историки религии и этнографы, но и социологи обращаются к теории Ф., развитой К. Марксом, при анализе деформирующего влияния Ф. на принципы научного знания (смешение сущности и видимости, утилитаристское понимание идеала научности и т.п.), критики различных форм «массовой культуры» и потребительского сознания, осмысления тенденций социально-психологических процессов в буржуазном обществе.

         А. П. Огурцов.

         3) Ф. в медицине, половое извращение (См. Половые извращения), при котором сексуальное влечение направлено на различные предметы (например, обувь, чулки, бельё), принадлежащие любимому человеку.

         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви. [Сборник], М., 1971, с. 458–70; Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1–2; Маркс К., Критика политической экономии, там же, т. 46, ч. 1–2; Харузина В. Н., Заметки по поводу употребления слова: фетишизм, «Этнографическое обозрение», 1908, №1–2; Рубин И. И., Очерки по теории стоимости Маркса, М. – Л., 1929; Марк А., Критика фетишизму в творчостi Маркса, Харькiв, 1931; Францов Г. П., У истоков религии и свободомыслия, М. – Л., 1959; Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Althusser L., Ranciere J., Macherey P., Lire ie capital, t. 1, P., 1965.

dic.academic.ru

Фетишизм - это... Что такое Фетишизм?

– 1. религиозное поклонение неодушевлённым предметам, которым приписывают магические свойства; 2. сексуальная девиация, свойственная большей частью мужчинам с сексуальными нарушениями. Характеризуется половым возбуждением и сексуальным удовлетворением, возникающими посредством контакта с каким – то предметом, принадлежащего человеку другого пола (обувь, бельё, одежда, перчатки, носовые платки, волосы, часть тела, не обязательно являющаяся эрогенной и др.). В случаях явной патологии в отсутствие такого предмета интимная жизнь делается невозможной или воспринимается пациентом как неудовлетворительная. Расстройство возникает обычно в период полового созревания или в молодом возрасте, нередко сочетается с другими сексуальными отклонениями; 3. в психоанализе – тенденция наделять некие объекты сексуальным значением, рассматривать их как «населённые духом», поскольку сексуальный фетиш явно ассоциироуется с человеком и воспринимается как обладающий магическим воздействием, дающим пациенту силу вожделения. Фетишизм представляется классическим примером первичного процесса, влияющего на поведение, поскольку: а) фетиш характеризуется многозначностью, источником которой являются конденсация, смещение и символизация других объектов, и б) фетишист ведёт себя таким образом, как будто бы фетиш и есть эти другие объекты, а несоответствия и абсурдность тревожат его не более, чем спящего во время сна. Синонимы: Идолизм, Сексуальный символизм, Парциализм.

* * *

– придание неодушевленным предметам особого значения, наделение их магической силой и поклонение им. В психоанализе под фетишизмом понимается психическое состояние и форма деятельности, характеризующиеся заменой непосредственного сексуального объекта такими его атрибутами, которые вызывают у человека сексуальное возбуждение.

   К осмыслению фетишизма З. Фрейд обратился в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905), в которой рассмотрел различные случаи отклонения полового влечения от сексуального объекта. В частности, он обратил внимание на те случаи, в которых нормальный сексуальный объект заменяется другими, имеющими к нему отношение, но совершенно непригодными для того, чтобы служить нормальной сексуальной цели. В подобных случаях заменой сексуального объекта становится малопригодная для сексуальных целей часть тела (нога, волосы) или какой-либо неодушевленный предмет, имеющий вполне определенное отношение к сексуальному лицу (часть верхней одежды, нижнее белье). Эта замена, как подчеркивал З. Фрейд, «правильно приравнивается к фетишу, в котором дикарь воплощает своего бога».

   Фетишизм связан, как правило, с переоценкой сексуального объекта. До известной степени он свойственен нормальной любви, когда в состоянии влюбленности естественная сексуальная цель кажется недостижимой. Присущий нормальной влюбленности фетишизм неоднократно описывался в мировой литературе. Не случайно, рассматривая это явление, З. Фрейд иллюстрировал его примером из «Фауста» Гёте: «Достань мне шарф с ее груди, дай мне повязку моей любви». Но характерный для нормальной любви фетишизм может стать, по мнению основателя психоанализа, патологическим отклонением при следующих условиях: когда стремление к фетишу приобретает чрезмерную фиксацию; когда оно занимает место нормальной цели; когда фетиш теряет связь с конкретным лицом и становится единственным сексуальным объектом.

   С точки зрения З. Фрейда, склонность к фетишизму подчас обусловлена сексуальными впечатлениями раннего детства, когда нога, например, может восприниматься ребенком в качестве недостающего пениса у женщины. «В некоторых случаях фетишизма ноги удалось доказать, что направленное первоначально на гениталии влечение к подглядыванию, стремившееся снизу приблизиться к своему объекту, задержалось на своем пути благодаря запрещению и вытеснению и сохранило потом ногу или башмак как фетиш».

   Замена сексуального объекта фетишем может быть связана также с символической деятельностью человека. Так, в различных мифах нога представляет собой древний сексуальный символ и соответственно ботинок или туфля являются символом женских гениталий.

   В 1927 г. З. Фрейд опубликовал небольшую по объему работу «Фетишизм», где нашло отражение аналитическое исследование некоторого числа мужчин, у которых выбор сексуального объекта определялся каким-либо фетишем. На основе этого исследования он высказал мысль, что фетиш является заменителем пениса, но не какого угодно, а вполне определенного, особого пениса, имеющего большое значение в первые годы жизни ребенка. Фактически речь шла о фаллосе как символическом выражении пениса, поскольку, по словам З. Фрейда, «фетиш есть заменитель фаллоса женщины (матери)», в который маленький мальчик верит, всячески противится принимать факт своего восприятия, что женщина не обладает фаллосом, то есть является кастрированной.

   Согласно представлению основателя психоанализа, благодаря вытеснению фетиш оказывается для ребенка знаком триумфа над угрозой кастрации и защитой от нее. В результате этого впоследствии взрослый мужчина может иметь «прохладное отношение» к реальным женским гениталиям, которое «непременно характеризует любого фетишиста».

   Обобщая свои взгляды на психоаналитическое понимание фетишизма, З. Фрейд пришел к следующему выводу: «Исследование фетишизма необходимо рекомендовать всем тем, кто еще сомневается в существовании комплекса кастрации или может думать, что страх перед женскими гениталиями имеет иное основание, выводясь, например, из гипотетического воспоминания о травме рождения».

    * * *

(от франц. fetiche «амулет»; «неодушевленный предмет, служащий объектом религиозного поклонения») – культ фетишей, возведение в фетиш чего-л., благоговейное отношение к какому-то предмету. Это может быть религиозное поклонение определенным предметам, но может иметь и более широкий, даже бытовой характер.

Помнишь, ты прислала мне цветы…? Полночи простоял я перед ними на коленях, ведь они были для меня залогом твоей любви (В. Гёте, Страдания юного Вертера).

Вот поднять старый, стоптанный башмак, давным-давно свалившийся с ноги Сен-Симона или Фурие, и почтительно возложив его на голову, носиться с ним как со святыней – это тоже мы можем… (И. Тургенев, Дым)

Ср.:

Я хотела вернуть его себе… старалась вернуть те мгновения, которые провела с ним… меня неудержимо влекло всюду, где вчера мы были вместе, к садовой скамейке, где он лежал, в игорный дом, где я его впервые увидела… (С. Цвейг, 24 часа из жизни женщины)

Ср. дарение и хранение подарков, писем от любимых, почитаемых лиц, посещение памятных мест, чувства индивида при приобретении и хранении сувениров, автографов, любование ими, восприятие эмблем, реликвий. Ср. музеи писателей и др., где хранятся подлинные вещи, им принадлежавшие. Ср. половой фетишизм.

* * *

половое извращение, при котором половое возбуждение наступает только при восприятии (созерцании, ощупывании) различных предметов, элементов одежды или частей тела. В этом случае фетиш (предмет поклонения) полностью заменяет общение с сексуальным партнером. Варианты Ф. разнообразны. Например, у женщин фетишем часто являются усы, борода, татуировки, родинки на теле у мужчины, форма одежды и т. п. У мужчин преобладает Ф. женской одежды: от трусиков и колготок (важен фасон, цвет и отделка) до перчаток и обуви. Встречается Ф. определенной формы носа, ушей, губ, груди, ягодиц, телосложения или физического уродства. Фетиш обычно символизирует и замещает либо конкретный объект любви, либо его собирательный образ, помогает усилить яркость фантазий и мечтаний, сделать их осязаемыми, добиться максимального полового возбуждения. В большинстве случаев человек с данным половым извращением не представляет опасности для общества и предпочитает пользоваться фетишем без свидетелей.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

psychology_pedagogy.academic.ru

Фетишизм - это... Что такое Фетишизм?

dic.academic.ru


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.