Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Эвритмия что это такое


Эвритмия - это... Что такое Эвритмия?

Эвритмия (др.-греч. εὐρυθμία — уравновешенность (элементов), слаженность, соразмерность, гармоничность) — искусство художественного движения, появившееся в начале ХХ века в Европе. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи.

Эвритмия разработана Рудольфом Штейнером и получила широкое распространение в мире[1]. Она используется и в вальдорфской педагогике, и в традиционном образовании как возможность самовыражения для детей и взрослых. Различают педагогическую, сценическую, гигиеническую и лечебную эвритмию.

У истоков этого искусства движения стояли известные личности, такие как Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Маргарита Волошина (Сабашникова), Ася Тургенева. Одной из первых русских, получивших указания об исполнении русской эвритмии от Рудольфа Штейнера, была эвритмистка Татьяна Киселёва, автор биографической книги.

Эвритмическое образование длится 4-5 лет, как в России, так и в других странах. Отдельно изучается педагогическая, гигиеническая и лечебная эвритмия. Преподавать эвритмию имеет право только дипломированный специалист.

Примечания

  1. ↑ Сергей Прокофьев. Эвритмия как христианское искусство

Эвритмия

     Греческое слово «EURHYTMIA» означает стройность, такт, благозвучие, размеренность ритма в музыке, в танце и в речи. Такое имя получило новое ИСКУССТВО ДВИЖЕНИЯ, которое представляет собой одну из возможностей выражения звука - МУЗЫКИ и ПОЭЗИИ - в пространстве.

СЦЕНИЧЕСКАЯ или ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭВРИТМИЯ

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ или ЛЕЧЕБНАЯ ЭВРИТМИЯ

- Упражнения лечебной эвритмии

- Терапия лечебной эвритмией

Сценическая или художественная эвритмия

« ... Видел я ЭВРИТМИСТКУ: танцовщицу звука;

Она выражает спирали сложенья миров;

Все они – мирозданья…

... Видал ЭВРИТМИЮ (такое искусство возникло);

В нем знание шифров природы;

Природа осела землею из ЗВУКА ... »

А.Белый «Глоссолалия»

   Впервые попав на ЭВРИТМИЧЕСКОЕ представление, мы непременно отметим для себя, что движения ЭВРИТМИСТОВ явно отличаются от движений, например, в классическом балете, да и в танце вообще. Движения исполнителей необычны, они плавные и текучие, они как бы несомы неким потоком, парят…, зрелище, действительно, возносит наблюдающего в некую реальность, которую вот так просто не встретишь в нашей повседневной жизни.

   Любое искусство приходит в культуру человечества, когда люди готовы принять новый импульс, когда возникает потребность найти новый язык выражения, некая духовная жажда томит и не дает покоя открытым творческим натурам, пока не рождается нечто еще не существующее.

   Как известно, на рубеже 19-20 веков в обществе и в мире искусства происходило много новаторских событий. Жизнь требовала изменений, новое прорывалось, искало форм своего воплощения. Можно проследить, как в истории развития танцевального искусства конца 19 века возникает целый ряд оригинальных школ и студий. В целом в танцевальном творчестве того времени ясно прочитываются потребность непосредственней передавать в движении музыкальные нюансы и свои переживания, стремление к независимости от традиционных балетных канонов, желание найти какие-то другие танцевальные средства, найти хореографию, отвечающую духовным поискам человека эпохи нового времени.

   ЭВРИТМИЯ в этом смысле вошла в подготовленное пространство и предложила свой путь развития искусства движения. Это самое юное искусство, первые основы для его становления были даны Рудольфом Штайнером в 1912 году. (R.Steiner «Die Entstehung und Entwickelung der Eurythmie»). Что же нового появилось в современной культуре с возникновением ЭВРИТМИИ?

   ЭВРИТМИЯ исходит из закономерностей образования речи и пения (или музыки). Это значит, что ЭВРИТМИЯ идет глубже в музыкальный или звучащий поэтический материал: в ней каждый звук речи, а так же каждый музыкальный тон или интервал имеют свой определенный образ и форму движения. Благодаря этому ЭВРИТМИЧЕСКОЕ движение стремится приблизиться к объективному, к тому, чтобы в чистоте своей отобразить в пространстве собственно звучащее произведение. ЭВРИТМИЯ дает возможность представить на сцене в движении непосредственно САМУ МУЗЫКУ или САМУ ПОЭТИЧЕСКУЮ РЕЧЬ. В этом ее новизна, ее существенное отличие от танца, в котором главную роль играет переживаемый танцовщиком художественный образ и наполняющая его субъективная эмоция. Поэтому ЭВРИТМИЮ называют ВИДИМЫМ ПЕНИЕМ или ВИДИМОЙ РЕЧЬЮ.

   В лекции от 26 августа 1923 года Доктор Штайнер говорит о происхождении ЭВРИТМИИ. В пра-времена языкам была свойственна подлинная художественность. Существовали такие языки, которые звучали подобно пению. Это сегодня мы используем язык по преимуществу для передачи информации, даже при общении со стихотворной речью для современного человека часто довольно большое значение имеет смысловая нагрузка. Но звук имеет собственную душевную наполненность и при достаточном внутреннем внимании и открытости само звучание вызывает в душе человека образы.

   Действительно, звуки «А», «У», «Л», «М»…т.д., - каждый звук исполнен своим содержанием, каждый - индивидуален, как живое существо. Ведические мантры, главные тексты древнейшей религии человечества - индуизма, основаны на силе звучащего слова, в них важен не смысл, но точное воспроизведение звуков.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Оно было в начале у Бога.

Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть,

что начало быть …»

   В христианской традиции СЛОВО – ЛОГОС – начало всех начал. СЛОВО творит мироздание. Ранние христианские мыслители подразумевали под ЛОГОСОМ закон общемирового развития или высшую силу, управляющую миром. Очевидно, что древним была ведома созидающая суть звука.

   Когда-то люди непосредственно воспринимали то, что сокрыто в слове, в речи. Причем в глубокой древности, на заре человечества, произносимые или пропеваемые звуки и слова сопровождались ЖЕСТАМИ, движениями рук и движениями ног. Одно сопровождало другое, и это было естественным этапом становления человеческой речи вообще. Культовой речи сопутствовал своего рода танец (храмовый танец). Мы можем сказать, что ЭВРИТМИЯ восходит к культуре храмового танца и в наше время являет собой его обновленную форму. Истоки искусства ЭВРИТМИИ - в тех древних пра-жестах, предвосхищавших появление речи. В ЭВРИТМИИ язык жестов обретает свою полноценную самостоятельную жизнь.

   Подумайте о том, что искусство поэзии расцветает и открывает нам свои духовные глубины только благодаря тому, что существует язык. Звук, ритм, рифма... Все это только средства, в отдельности - только проявленные для нашего слуха знаки, с помощью которых, где-то «между» или «через», проникает в душу человека необъятный и неосязаемый мир, несомый тем или иным поэтическим произведением. Подобное и в музыке. Нет музыки без нот, а различные комбинации из одинаковых тонов, пауз, интервалов... дарит чуткому слушателю несравнимое разнообразие состояний, душевных волнений и переживаний. Так или иначе ритмично организованные и оформленные во времени и пространстве звуки заключают в себе миры, живые откровения космической мудрости.

   В искусстве ЭВРИТМИИ напечатленные в речи и музыке творящие космические силы «расколдовываются», они раскрываются в образе движений и пластике всего человеческого существа. В речи и в музыке, в произносимых или пропеваемых звуках живет ЭВРИТМИЯ, она представляет собой ОБЪЕДИНЕННОЕ ИСКУССТВО, которое выражает пластические, музыкальные и речевые закономерности устройства организма человека.

    «Для того,... кто занимается ЭВРИТМИЕЙ,… необходимо точно так же проникать в существо ее, как, скажем, музыканту или художнику, или скульптору необходимо проникать в суть своего дела. В ЭВРИТМИИ, если мы хотим проникнуть в ее существо, мы имеем дело с проникновением в человеческое существо вообще. Поскольку нет иного искусства, которое в такой выдающейся степени, как ЭВРИТМИЯ, пользовалось бы тем, что заключено в самом человеке. Возьмите все искусства, искусства, которые имеют свои средства выражения, искусства, для которых необходимы какие-либо орудия, - у них нет средств, нет орудий, которые подступали бы к человеку столь близко, как ЭВРИТМИЯ…» (Рудольф Штайнер, цикл лекций «ЭВРИТМИЯ как видимая речь», первая лекция от 24 июня1924, стр.10).

    Когда исполняется музыка или стихотворное произведение и одновременно мы видим на сцене движущуюся фигуру ЭВРИТМИСТА (или нескольких ЭВРИТМИСТОВ), в поющих жестах рук его и в формах движения в пространстве мы можем по-новому воспринимать красоту музыки и слова. Цвет и струящиеся линии ЭВРИТМИЧЕСКОГО костюма помогают сопереживать тонкие оттенки настроения выразительного динамического звукового потока. Сценическое освещение дополняет общее впечатление. Все в этом действе согласно, созвучно, соответственно…

    Человек предстает в эвритмии живым звучащим инструментом во всем богатстве своего существа, раскрываются все возможные тенденции движения его организации, каждый физический жест возвышен, он глубоко пронизан душевным светом и теплом и мы ощущаем гармонию творческого слияния в движении тела, души и духа. Можно почувствовать, что само художественное ЭВРИТМИЧЕСКОЕ движение целительно по своему характеру, как для исполнителя, так и для зрителя.

Терапевтическая или лечебная эвритмия

« ... Природа осела землею из ЗВУКА …»

А.Белый «Глоссолалия»

      Жизнь на Земле ткется неустанно и ЭВРИТМИЯ исходит из того, что каждая проявленная форма, которую мы находим в природе, есть пришедшее к покою движение. В ЭВРИТМИИ нам явлены формы движений сил, создающих окружающий нас земной мир, в том числе и венец творения - ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА.

     «Человек, будучи прекраснейшим и совершеннейшим творением Бога, будучи его подобием и малым миром, обладает телом, устроенным более гармонично и совершенно, нежели у прочих созданий, и заключает в себе все числа, меры, веса, движения и элементы, короче, - все, что принадлежит к полноте его существа; и все в нем, как в превосходнейшем произведении, достигает того совершенства, до которого никогда не возвышаются другие вещественные тела».

Агриппа Неттесгеймский (1486-1535).

     Живой организм человека - постоянно находящийся в становлении объект творения и во множестве очень сложных динамических процессов, обеспечивающих формообразование и жизнедеятельность его, работают созидающие пластические силы, которые в антропософской медицине называют еще силами формирования и роста. В эмбриональный период и в период роста детского организма они занимаются главным образом построением человеческого тела. По мере взросления, метаморфизируясь, они становятся основой способности мышления. Но часть этих сил постоянно действует внутри организма, вызывая и стимулируя процессы восстановления, которые подпитывают наш жизненный потенциал во время сна, которые заживляют раны, которые, благодаря активности иммунной системы, делают организм способным противостоять болезни, излечиваться, порой даже чудесным образом с точки зрения академической медицины.

     В здоровом организме действие этих созидающих сил формирования и роста отображается в гармоничной пластичности тела и в слаженности взаимодействия внутренних процессов. Здоровое тело радует, здоровый человек чувствует себя, как говорят, «в тонусе». В больном организме необходимое созвучие образующих сил и телесности утеряно, движения (в широком понимании) искажены. Тело беспокоит. Внешне это выражается в различного рода неловкостях, зажимах: оно где-то излишне расслаблено, где-то излишне напряжено, движения могут быть несобранными, бесконтрольными или жесткими, судорожными... Внутренняя жизнь организма - состояние органов, динамика и ритмы протекания их функций - также нарушены у больного.

     Вновь погрузиться в поток здоровых образующих сил нам дает возможность терапия ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИЕЙ. ЛЕЧЕБНАЯ ЭВРИТМИЯ способствует организму на пути к обретению своего гармоничного равновесия, она может помочь мобилизовать и направить собственные целительные силы, привнести правильный импульс тому или иному органу или системе органов и противодействовать таким образом болезненным тенденциям. В ЭВРИТМИЧЕСКИХ движениях звуков речи находит свое выражение та богатая палитра пластических сил, что дифференцированно действует в целостной организации человека. Каждое ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКОЕ движение соответствует определенному физиологическому процессу в организме, определенному органу.

     12-17 апреля 1921 года можно считать днями рождения нового вида терапии, - Доктор Штайнер читает для врачей, ЭВРИТМИСТОВ и студентов-медиков курс лекций по ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ. В первой лекции (Р.Штайнер «Лечебная эвритмия», стр.9) мы читаем:

     «… я предполагаю очертить основы некой ЭВРИТМИИ, но ЭВРИТМИИ, я бы сказал, ЛЕЧЕБНОЙ… До сих пор под именем ЭВРИТМИИ существовала лишь эвритмия как искусство… Нам… предстоит рассмотреть некоторые исходные данные для развития на основе ЭВРИТМИИ гигиено-терапевтических методов. Мы увидим, как преобразуются многие художественные формы, чтобы стать тем, что можно назвать родом ЭВРИТМИИ ЛЕЧЕБНОЙ…»

     Чтобы стать терапевтическим средством, ЭВРИТМИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ претерпевает метаморфозу. Художественные жесты звуков речи, которые в СЦЕНИЧЕСКОЙ ЭВРИТМИИ обращены вовне, к зрителю и слушателю, в ЭВРИТМИИ ЛЕЧЕБНОЙ преобразовываются и направляются вовнутрь организма. Для ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКОЙ терапии избирается, как отдельное УПРАЖНЕНИЕ, движение одного или нескольких звуков, которые должны многократно повторяться. Движения, соответствующие звукам речи, являются ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМИ элементами ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ.

Упражнения лечебной эвритмии

     При ЭВРИТМИЧЕСКОМ исполнении звуков задействовано все человеческое существо, мы движением всего тела совершаем те воздушные жесты, которые возникают при произнесении того или иного звука. (Самыми выразительными при этом, конечно, являются руки человека.) Попробуйте произнести, например, звук «А», а затем «У». Заметьте, как по-разному мы формируем выдыхаемый воздушный поток при помощи различного расположения губ, языка, неба …. В первом случае образуется широкий открытый поток воздуха, во втором он формируется достаточно узко. Можно ясно увидеть тот же принцип формы и в ЭВРИТМИЧЕСКОМ движении: у ЭВРИТМИЧЕСКОГО движения звука «А» - раскрытые в форме угла руки, у ЭВРИТМИЧЕСКОГО «У» - руки сводятся в параллельное положение.

     А если произнести, например, «Р» или «Б» или «Л»…? Какое движение может соответствовать таким создаваемым воздушным формам? Внимательно понаблюдав процесс произнесения звуков речи, можно придти к правильным идеям. Таким образом, можно самостоятельно проследить, что ЭВРИТМИЧЕСКИЕ движения отнюдь не произвольны, за ними стоят определенные объективные закономерности, которые обнаруживаются, в частности, и в образовании речи, и, при более глубоком изучении, в строении человеческого организма.

     ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКИЕ движения звуков речи по своему характеру исполнения столь же многообразны, как многообразны по своим задачам и функциям отдельные органы и системы органов. В процессах формообразования и в жизнедеятельности целостного организма человека действенны силы полярной направленности, от центростремительных до центробежных. Одни призваны уплотнять ткани, другие, соответственно, должны выполнять противоположную задачу. Тонкое мудрое взаимодействие тех и других создает жизнь. И в ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ мы видим, что весь спектр упражнений также многообразен и охватывает полярность. С одной стороны есть упражнения структуирующего плана, которые стимулируют в целом укрепляющие, формообразующие силы в организме, с другой стороны мы находим также упражнения, которые, наоборот, способствуют внутренней подвижности на всех уровнях, активизируют обменные процессы, растворяют застывшее и отвердевшее, противодействуют застоям в организме, возвращают органам их естественную пластичность.

     Выбирая определенную последовательность и количество упражнений, а так же внимательно выстраивая способ выполнения каждого отдельного упражнения, можно создать комплекс, который будет оказывать терапевтическое воздействие сообразно индивидуальному состоянию здоровья конкретного пациента.

Терапия лечебной эвритмией

     В ЭВРИТМИИ вообще и в ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ в частности мы работаем с движением звука, как с живой субстанцией высокого порядка. Когда мы упражняем тот или иной звук, нам открываются формы движения, лежащие в основе всей органической жизни природы, мы познаем их, сливаемся с ними. В определенном смысле мы пробуждаемся в собственном движении, которое произвольно и не осознается в повседневной жизни. Движение становится оформленным в согласии с космическими силами, создающими организм. Потому в процессе выполнения ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКОГО упражнения требуется хорошая внутренняя концентрация. Здесь должно быть активно все существо человека: и мысли, и чувства, и воля его. Исполняя движение, важно внутренне погрузиться как в телесные, так и в конкретные душевно-духовные переживания, связанные с ним. Благодаря этому мы на душевно-духовном уровне меняем, оздоравливаем свое отношение к собственному телу и к болезни, мы воздействуем глубоко на физический уровень, вплоть до деятельности отдельных органов и систем органов.

     Движения выполняются всем телом, могут задействоваться прыжки, передвижения по определенным пространственным формам. Важным терапевтическим фактором является темп выполнения упражнений и его изменение. При соответствующих показаниях возможно исполнение упражнения отдельно, например, только руками, ладонями, пальцами, либо ступнями, ногами, плечами … В зависимости от состояния пациента занятие может проводиться в положении сидя или лежа. Помимо основных упражнений в ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ могут выполняться и другие характерные упражнения, а также подготовительные упражнения с медными шарами, медными палочками, различного рода ритмические упражнения.

     Одно терапевтическое занятие ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИЕЙ длится до 45 минут. По окончании необходимо сделать паузу, пациент отдыхает на кушетке 10-15 минут. Чтобы достичь стойкого желаемого воздействия, нужно научиться правильно делать упражнения и выполнять их регулярно в течение длительного времени. Курс составляет, как правило, 10 занятий. При необходимости курс может быть повторен. В отдельных случаях ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКАЯ практика может сопровождать пациента в течении более длительного времени, поддерживая и улучшая жизнедеятельность организма, а так же смягчая симптомы, если мы имеем дело с необратимыми болезненными процессами.

     Выбирать и назначать упражнения может только ДИПЛОМИРОВАННЫЙ ЭВРИТМИСТ-ТЕРАПЕВТ на основе диагноза и терапевтической цели ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА и собственной диагностики движения пациента.

     (Получить образование ЭВРИТМИСТА-ТЕРАПЕВТА можно в специализированных образовательных учреждениях (1.5 года дополнительного очного обучения, включая обязательную практику) при наличии диплома художественного ЭВРИТМИСТА (4-5 лет обучения) или диплома врача (6 лет обучения).)

______________________________________________________

Давая характеристику новой терапии, Доктор Штайнер отмечает, что в целом ЛЕЧЕБНАЯ ЭВРИТМИЯ: «… способна очень многого достичь в терапии тех или иных хронических да и острых состояний, но особенно рациональной и действенной будет в профилактике подступающих болезней, в борьбе с предрасположенностью к ним.» (Р.Штайнер «Лечебная эвритмия», стр.9)

Показаниями для терапии ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИЕЙ являются все как соматические, так и психиатрические заболевания, а так же нарушения, связанные с различными возрастными переходными периодами (например, пубертат, климакс…). Гипертермия и острые психозы являются противопоказаниями.

Составление текста:

Эвритмист-терапевт Ермолаева Т.Ф.

Редакция:

Антропософский врач Куликова Е.М.

Вернуться вверх

Лечебная эвритмия

Греческое слово «EURHYTMIA» означает стройность, такт, благозвучие, размеренность ритма в музыке, в танце и в речи. Такое имя получило новое ИСКУССТВО ДВИЖЕНИЯ, которое представляет собой одну из возможностей выражения звука - МУЗЫКИ и ПОЭЗИИ - в пространстве.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ или ЛЕЧЕБНАЯ ЭРИТМИЯ

Жизнь на Земле ткется неустанно и ЭВРИТМИЯ исходит из того, что каждая проявленная форма, которую мы находим в природе, есть пришедшее к покою движение. В ЭВРИТМИИ нам явлены формы движений сил, создающих окружающий нас земной мир, в том числе и венец творения - ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА. «Человек, будучи прекраснейшим и совершеннейшим творением Бога, будучи его подобием и малым миром, обладает телом, устроенным более гармонично и совершенно, нежели у прочих созданий, и заключает в себе все числа, меры, веса, движения и элементы, короче, - все, что принадлежит к полноте его существа; и все в нем, как в превосходнейшем произведении, достигает того совершенства, до которого никогда не возвышаются другие вещественные тела».Агриппа Неттесгеймский (1486-1535).Живой организм человека - постоянно находящийся в становлении объект творения и во множестве очень сложных динамических процессов, обеспечивающих формообразование и жизнедеятельность его, работают созидающие пластические силы, которые в антропософской медицине называют еще силами формирования и роста. В эмбриональный период и в период роста детского организма они занимаются главным образом построением человеческого тела. По мере взросления, метаморфизируясь, они становятся основой способности мышления. Но часть этих сил постоянно действует внутри организма, вызывая и стимулируя процессы восстановления, которые подпитывают наш жизненный потенциал во время сна, которые заживляют раны, которые, благодаря активности иммунной системы, делают организм способным противостоять болезни, излечиваться, порой даже чудесным образом с точки зрения академической медицины. В здоровом организме действие этих созидающих сил формирования и роста отображается в гармоничной пластичности тела и в слаженности взаимодействия внутренних процессов. Здоровое тело радует, здоровый человек чувствует себя, как говорят, «в тонусе». В больном организме необходимое созвучие образующих сил и телесности утеряно, движения (в широком понимании) искажены. Тело беспокоит. Внешне это выражается в различного рода неловкостях, зажимах: оно где-то излишне расслаблено, где-то излишне напряжено, движения могут быть несобранными, бесконтрольными или жесткими, судорожными... Внутренняя жизнь организма - состояние органов, динамика и ритмы протекания их функций - также нарушены у больного. Вновь погрузиться в поток здоровых образующих сил нам дает возможность терапия ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИЕЙ. ЛЕЧЕБНАЯ ЭВРИТМИЯ способствует организму на пути к обретению своего гармоничного равновесия, она может помочь мобилизовать и направить собственные целительные силы, привнести правильный импульс тому или иному органу или системе органов и противодействовать таким образом болезненным тенденциям. В ЭВРИТМИЧЕСКИХ движениях звуков речи находит свое выражение та богатая палитра пластических сил, что дифференцированно действует в целостной организации человека. Каждое ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКОЕ движение соответствует определенному физиологическому процессу в организме, определенному органу. 12-17 апреля 1921 года можно считать днями рождения нового вида терапии, - Доктор Штайнер читает для врачей, ЭВРИТМИСТОВ и студентов-медиков курс лекций по ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ. В первой лекции (Р.Штайнер «Лечебная эвритмия», стр.9) мы читаем:«… я предполагаю очертить основы некой ЭВРИТМИИ, но ЭВРИТМИИ, я бы сказал, ЛЕЧЕБНОЙ… До сих пор под именем ЭВРИТМИИ существовала лишь эвритмия как искусство… Нам… предстоит рассмотреть некоторые исходные данные для развития на основе ЭВРИТМИИ гигиено-терапевтических методов. Мы увидим, как преобразуются многие художественные формы, чтобы стать тем, что можно назвать родом ЭВРИТМИИ ЛЕЧЕБНОЙ…» Чтобы стать терапевтическим средством, ЭВРИТМИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ претерпевает метаморфозу. Художественные жесты звуков речи, которые в СЦЕНИЧЕСКОЙ ЭВРИТМИИ обращены вовне, к зрителю и слушателю, в ЭВРИТМИИ ЛЕЧЕБНОЙ преобразовываются и направляются вовнутрь организма. Для ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКОЙ терапии избирается, как отдельное УПРАЖНЕНИЕ, движение одного или нескольких звуков, которые должны многократно повторяться. Движения, соответствующие звукам речи, являются ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМИ элементами ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ.Упражнения лечебной эвритмии При ЭВРИТМИЧЕСКОМ исполнении звуков задействовано все человеческое существо, мы движением всего тела совершаем те воздушные жесты, которые возникают при произнесении того или иного звука. (Самыми выразительными при этом, конечно, являются руки человека.) Попробуйте произнести, например, звук «А», а затем «У». Заметьте, как по-разному мы формируем выдыхаемый воздушный поток при помощи различного расположения губ, языка, неба …. В первом случае образуется широкий открытый поток воздуха, во втором он формируется достаточно узко. Можно ясно увидеть тот же принцип формы и в ЭВРИТМИЧЕСКОМ движении: у ЭВРИТМИЧЕСКОГО движения звука «А» - раскрытые в форме угла руки, у ЭВРИТМИЧЕСКОГО «У» - руки сводятся в параллельное положение.А если произнести, например, «Р» или «Б» или «Л»…? Какое движение может соответствовать таким создаваемым воздушным формам? Внимательно понаблюдав процесс произнесения звуков речи, можно придти к правильным идеям. Таким образом, можно самостоятельно проследить, что ЭВРИТМИЧЕСКИЕ движения отнюдь не произвольны, за ними стоят определенные объективные закономерности, которые обнаруживаются, в частности, и в образовании речи, и, при более глубоком изучении, в строении человеческого организма. ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКИЕ движения звуков речи по своему характеру исполнения столь же многообразны, как многообразны по своим задачам и функциям отдельные органы и системы органов. В процессах формообразования и в жизнедеятельности целостного организма человека действенны силы полярной направленности, от центростремительных до центробежных. Одни призваны уплотнять ткани, другие, соответственно, должны выполнять противоположную задачу. Тонкое мудрое взаимодействие тех и других создает жизнь. И в ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ мы видим, что весь спектр упражнений также многообразен и охватывает полярность. С одной стороны есть упражнения структурирующего плана, которые стимулируют в целом укрепляющие, формообразующие силы в организме, с другой стороны мы находим также упражнения, которые, наоборот, способствуют внутренней подвижности на всех уровнях, активизируют обменные процессы, растворяют застывшее и отвердевшее, противодействуют застоям в организме, возвращают органам их естественную пластичность.Выбирая определенную последовательность и количество упражнений, а так же внимательно выстраивая способ выполнения каждого отдельного упражнения, можно создать комплекс, который будет оказывать терапевтическое воздействие сообразно индивидуальному состоянию здоровья конкретного пациента.

Терапия лечебной эвритмией

В ЭВРИТМИИ вообще и в ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ в частности мы работаем с движением звука, как с живой субстанцией высокого порядка. Когда мы упражняем тот или иной звук, нам открываются формы движения, лежащие в основе всей органической жизни природы, мы познаем их, сливаемся с ними. В определенном смысле мы пробуждаемся в собственном движении, которое произвольно и не осознается в повседневной жизни. Движение становится оформленным в согласии с космическими силами, создающими организм. Потому в процессе выполнения ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКОГО упражнения требуется хорошая внутренняя концентрация. Здесь должно быть активно все существо человека: и мысли, и чувства, и воля его. Исполняя движение, важно внутренне погрузиться как в телесные, так и в конкретные душевно-духовные переживания, связанные с ним. Благодаря этому мы на душевно-духовном уровне меняем, оздоравливаем свое отношение к собственному телу и к болезни, мы воздействуем глубоко на физический уровень, вплоть до деятельности отдельных органов и систем органов. Движения выполняются всем телом, могут задействоваться прыжки, передвижения по определенным пространственным формам. Важным терапевтическим фактором является темп выполнения упражнений и его изменение. При соответствующих показаниях возможно исполнение упражнения отдельно, например, только руками, ладонями, пальцами, либо ступнями, ногами, плечами … В зависимости от состояния пациента занятие может проводиться в положении сидя или лежа. Помимо основных упражнений в ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ могут выполняться и другие характерные упражнения, а также подготовительные упражнения с медными шарами, медными палочками, различного рода ритмические упражнения. Одно терапевтическое занятие ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИЕЙ длится до 45 минут. По окончании необходимо сделать паузу, пациент отдыхает на кушетке 10-15 минут. Чтобы достичь стойкого желаемого воздействия, нужно научиться правильно делать упражнения и выполнять их регулярно в течение длительного времени. Курс составляет, как правило, 10 занятий. При необходимости курс может быть повторен. В отдельных случаях ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКАЯ практика может сопровождать пациента в течении более длительного времени, поддерживая и улучшая жизнедеятельность организма, а так же смягчая симптомы, если мы имеем дело с необратимыми болезненными процессами. Выбирать и назначать упражнения может только ДИПЛОМИРОВАННЫЙ ЭВРИТМИСТ-ТЕРАПЕВТ на основе диагноза и терапевтической цели ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА и собственной диагностики движения пациента.(Получить образование ЭВРИТМИСТА-ТЕРАПЕВТА можно в специализированных образовательных учреждениях (1.5 года дополнительного очного обучения, включая обязательную практику) при наличии диплома художественного ЭВРИТМИСТА (4-5 лет обучения) или диплома врача (6 лет обучения).) ______________________________________________________ Давая характеристику новой терапии, Доктор Штайнер отмечает, что в целом ЛЕЧЕБНАЯ ЭВРИТМИЯ: «… способна очень многого достичь в терапии тех или иных хронических да и острых состояний, но особенно рациональной и действенной будет в профилактике подступающих болезней, в борьбе с предрасположенностью к ним.» (Р.Штайнер «Лечебная эвритмия», стр.9) Показаниями для терапии ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИЕЙ являются все как соматические, так и психиатрические заболевания, а так же нарушения, связанные с различными возрастными переходными периодами (например, пубертат, климакс…). Гипертермия и острые психозы являются противопоказаниями. Составление текста:Эвритмист-терапевт Ермолаева Т.Ф.Редакция:Антропософский врач Куликова Е.М.

17. Что за предмет Эвритмия и для чего он нужен ребенку?

Рудольф Штейнер(Штайнер) (нем.Rudolf Joseph Lonz Steiner,27 февраля[Прим 1]1861—30 марта1925) — австрийский философ, эзотерик, социальный реформатор и архитектор. Первичное признание получил как исследователь наследияГётеи его теории познания[1]. В начале двадцатого века основал духовное движениеантропософию, эзотерическую христианскую философию, берущую начало в европейскомтрансцендентализмеи перекликающуюся стеософией.

Эвритмия – это особый вид художественного движения, который способствует общему телесному и душевному развитию человека.

В переводе с греческого человека эвритмия – это «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи, музыки и жеста, и выражает их в видимой, образной форме в движении и пространстве.

Речь – самая дифференцированная форма человеческого движения – в эвритмии распространяется на весь организм. Когда ребенок учится проговаривать звуки, он совершает невидимый волевой поступок, который в эвритмии получает зримое выражение. Проходящий через лёгкие и гортань воздух ормируется при помощи губ, зубов, неба, и этот воздух, по сути, не что иное, как воздушные жесты. И этим воздушным жестам, а также движениям органов речи, можно подражать посредством движений рук, движений в которых участвует весь человек.

При этом воля становится активной и охватывает всего человека. Исполняя эвритмию, мы имеем дело не только с культурой воли, но и с глубоким переживанием тех сил, которые несут звуки речи: гласные и согласные. Гласные звуки больше связаны с внутренним переживанием души, и выражаются геометрическими фигурами. Например: А – удивление, восхищение – руки широко расставлены и вытянуты вверх, Е – противопоставление, руки согнуты и пересекаются в запястьях, И – жест самоутверждения, руки вытянуты по диагонали, одна рука поднята вверх к свету, другая опущена вниз в темные сферы. О - мы обнимаем мир в любви- обеими руками делаем круг.

Согласные звуки связаны с планирующими, формообразующими силами внешнего мира. При выполнении согласных звуков крайне важно ( в отличие от гласных) иметь не чувство выпрямления, изгиба, расширения, но выполняя звук, представлять себя в форме этого согласного, в какой-то мере наблюдать самого себя. Каждому гласному и согласному звуку соответствует специфическое движение. Таким образом, человек, исполняющий эвритмию, становится, в своем целостном движении, образом волевых, пластицирующих и душевных сил, задействованных в звукообразовании.

18.К.Д. Ушинский о труде как факторе воспитания

Ушинский Константин Дмитриевич (1824 - 1871) Основположник отечественной педагогической науки.

(19 февраля (2 марта)1824,Тула— 22 декабря 1870 (3 января1871),Одесса) — русский педагог, основоположникнаучной педагогикивРоссии.

К. Д. Ушинский совершенно правильно считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. В соответствии с этим он придает большое значение режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности, развить стремление к деятельности. И в процессе нравственного воспитания и в обучении он всегда подчеркивает значение упражнений, требует, чтобы воспитание превращало положительные убеждения детей в дела и поступки. В своих психологических высказываниях Ушинский подчеркивает большое значение воли. Обучение он понимает как активный, волевой процесс, предостерегая против забавляющей педагогики и приучая детей к умению преодолевать трудности. Ребенку в процессе обучения не все будет интересно, но пусть он благодаря напряжению воли, сознанию своего долга приучается преодолевать и неинтересное, и трудное. Взгляды его на важное значение деятельности и активности ребенка ярко выражены в высказываниях о труде. Ушинский считал, что необходимым условием правильного развития человека является труд. В обширной статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» он отмечал, что труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную жизнь. По словам Ушинского, «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду. Ушинский придавал большое значение физическому труду, считал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд, подчеркивал большое воспитательное значение сельскохозяйственного труда (особенно в сельских школах). Говоря о труде, он указывал, что «учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли». Он решительно возражал против развлекающего, забавляющего обучения, против стремления некоторых педагогов сделать обучение для детей как можно более легким. Дети в процессе учения должны приучаться к труду, к преодолению трудностей. Учить играя, писал Ушинский, можно только маленьких детей. Умственный труд тяжел, быстро утомляет непривычного. Надо детей приучать к этому тяжелому труду постепенно, не перегружая их непосильными заданиями. Указания Ушинского на большое воспитательное значение труда, его мысль о том, что «учение есть труд и труд серьезный...», представляют большую ценность для педагогики и наших дней.

Эвритмия как христианское искусство

Сергей Прокофьев

Первоначальный импульс и сущность эвритмического

Созданная Рудольфом Штайнером в начале XX столетия эвритмия является самым молодым искусством. Со времени своего возникновения она неразрывно связана с Антропософией. Обсуждая сегодня направления её дальнейшего развития, говорят о «старой», «новой», «классической», «современной», «консервативной», «прогрессивной» эвритмии. Сергей Прокофьев в своей статье показывает первоначальный духовный импульс эвритмии и выступает против произвольного понимания эвритмического.

Для правомерного рассмотрения эвритмии, необходимо осознать её происхождение и историю возникновения, ибо есть только одна эвритмия, основанная в начале прошлого столетия Рудольфом Штайнером при содействии Марии Штайнер. Она возникла непосредственно из связи с духовным миром и наделена определенными условиями, целями и задачами. Поэтому серьёзное отношение к духовному миру является жизненным условием каждой эвритмической работы.

Изначально культовая форма

Для истории возникновения эвритмии важно, что с самого начала она основывалась в культовой форме. Читая в 1908 году в Гамбурге цикл лекций об Евангелии от Иоанна, Рудольф Штайнер обратился к Маргарите Волошиной с вопросом: «Могли бы Вы это станцевать?» – подразумевался пролог Евангелия от Иоанна. Волошина в тот момент была не в состоянии дать ответ. Осенью того же года Рудольф Штайнер вновь обратился к ней с тем же вопросом. И вновь не последовало ответа. Поэтому, начиная с 1912 года, эвритмия должна была пойти другим путём. Юная Лори Смит искала профессию, и Рудольф Штайнер предложил ей получить образование в новом, ещё развивающемся искусстве движения – эвритмии.

На Пасху 1924 года, продолжая «эзотерическую линию» Рождественского собрания, Рудольф Штайнер обратился к первоначальному культовому направлению эвритмии вновь, но на сей раз не в связи с Евангелиями, а исходя непосредственно из Антропософии, через эвритмическую проработку Медитации Камня Основы (за которой позже последовала Имагинация Михаила).

Указание на культовое направление эвритмии ни в коем случае не означает, что с этого момента мы имеем дело с двумя видами эвритмии. Эвритмия является единой, она остаётся верна себе самой, её сущность в различных формах проявления сохраняется. Потому что она происходит не из физического мира и не из человеческой души, а из сил эфирного мира, насколько они действенны в человеческом эфирном теле.

Эвритмия и второе пришествие Христа в эфирном

Это главное свойство эвритмии состоит в непосредственной связи с центральным духовным событием нашего времени. Ибо в ограниченном земном эфирном мире, из которого эвритмия черпает свои импульсы, совершается в наше время эфирное пришествие Христа. Знаменательно, что Рудольф Штайнер задавал упомянутые вопросы Волошиной во время прочтения цикла лекций об Евангелии от Иоанна, в конце которого он впервые пророчески говорит о возможности будущего пришествия Христа. То, о чём в 1908 году можно было говорить только в форме предположения, через год было уже мировым историческим фактом: с января последующего 1910 года Рудольф Штайнер возвестил об эфирном пришествии Христа.

Годом позже он обнаруживает связь между повторным явлением и единственным в своём роде эфирным телом Христиана Розенкрейца. Его эфирное тело, начиная с XX столетия, должно приобрести силу, чтобы за границами тайной школы розенкрейцеров действовать на всё человечество, так что бы люди под влиянием этого эфирного тела смогли пережить явление Христа в эфирном теле.

Всё это принадлежит к духовной предыстории эвритмии. Её фактическое основание произошло в 1912 году, параллельно с прочтением в Базеле цикла лекций об Евангелии от Марка. Центром этих лекций было рассмотрение космического импульса Христа, который, как обновляющий мир импульс, отклоняет всякое ариманическое вторжение. Кульминацией предпоследней лекции этого цикла, прочитанной 23 сентября 1912 года, становятся слова о «молодом космическом импульсе», связавшем благодаря Мистерии Голгофы себя с Землёй.

Из этого «нового космического импульса эволюции Земли», «ускользнувшего» в Страстную пятницу из рук ариманических палачей и приветствовавшего в пасхальное утро трех женщин у фоба, в сентябрьские дни 1912 года была основана эвритмия. И как на Повороте времён были женщины, которые первыми видели Воскресшего, так и здесь были снова женщины, воспринявшие импульс эвритмии и содействовавшие его развитию. Непосредственно связанная с этим молодым космическим импульсом, имеющим эфирное начало, эвритмия является наиболее христианским искусством современности.

Это позволяет нам не только почувствовать нашу духовную ответственность по отношению к этому младшему из искусств, но и понять нечто иное. В то время, когда возникла эвритмия, Рудольф Штайнер заметил однажды на то, что это новое искусство будет стремиться завоевать Ариман. То есть, Ариман только того и ждёт, чтобы заполучить это искусство в свою власть. Для молодого, едва рождённого искусства это означало бы дегенерацию, вплоть до самой смерти. (Незадолго до смерти Мария Савич была обеспокоена будущим эвритмии, она говорила Биретте Арден-Ханзен: «Эвритмия находится сейчас перед выбором: либо теснее примкнуть к тому, что дал Рудольф Штайнер, либо дегенерировать.»)

Самоотверженная деятельность Я

В «Очерке тайноведения» Рудольф Штайнер описывает, как ко времени древней Лемурии Люцифер овладел человеческим астральным телом, а на Атлантиде Ариман проник в его эфирное тело. Поэтому эвритмия, которая действует из эфирного тела, должна отвоевывать его у Аримана. Это должно происходить благодаря сознательной активности Я эвритмиста.

Эвритмическое искусство развивается прежде всего из диалога человеческого Я с космическими эфирными силами, в которых действуют Иерархии. Своим Я-сознанием эвритмист переживает эти силы в своём эфирном теле, чтобы затем с помощью физического тела, которое через основательные упражнения сформировано до надлежащего инструмента, сделать их видимыми. Поэтому эвритмия живёт одновременно в двух мирах: для человеческих глаз она видима в физическим пространстве, но в своей эфирной действительности она воспринимается иерархическими существами, душами умерших и элементарными духами. Отсюда происходит её важная задача: строить мост между обоими мирами для того, чтобы привести людей к пробуждению в эфирном.

Таким образом, сущность эвритмического искусства находится не в физическом, а в эфирном мире. Как в музыке духовный подъём и укрепление души проистекают не от движений воздуха, но от эфирных сил, которые используют воздух только как средство, как в живописи художественное переживание происходит не через физическую субстанцию красок, но благодаря действующим через них формообразующим эфирным силам, так в ещё большей степени не видимые жесты тела, но открывающиеся в них движения эфирного являются сущностью эвритмического искусства.

То же самое относится и к душевному элементу. Душа человека с её субъективными ощущениями играет в эвритмии хотя и важную, но всё же подсобную роль. Как физическое тело с одной стороны, так душа с другой стороны – оба служат объективно-эфирному. Это может быть достигнуто только через самоотверженную деятельность Я эвритмиста. Я осознаёт силы эфирного тела и по его образцу строит астральное тело так, чтобы оно тоже способствовало развитию этих сил. Другими словами: Я должно подготавливать в душе (астральном теле) внутреннее пространство для свободного развития эфирных сил. Это предполагает дальнейшее очищение собственно души, которое в конце концов должно привести к тому, что весь человек через язык и музыку может придти к откровению. В этих силах катарсиса, которые во время эвритмического представления действуют и на зрителя, лежит исцеляющая задача эвритмии.

Достижение объективности в эфирном

Первый шаг к исполнению этой задачи лежит в достижении объективности эфирного в эвритмии, благодаря чему станет возможным то, что Рудольф Штайнер считал идеалом. Он приводил такой пример: «Если одну и ту же сонату играют два пианиста непосредственно один за другим, то слышно, что они привносят в неё только малую долю своего субъективного понимания. Так же и в эвритмии: когда одна и та же вещь, одно и то же стихотворение представлено двумя исполнителями или двумя группами, тогда то, что привносится через индивидуальное, различается не более, чем трактовка двумя пианистами одной и той же сонаты Бетховена». (Р. Штайнер «Эвритмия – откровение говорящей души», GA 277, 4 апреля 1920 г.)

Без этого пути душевного катарсиса эвритмия невозможна. Иначе: либо отсутствует поддерживающий элемент души, и эвритмическое движение скатывается из эфирного вниз, в физическое, поскольку оно недостаточно несомо во внутреннем человека; либо неочищенное астральное своими страстями, желаниями и эгоизмом искажает (часто незаметно) первоначальную чистоту и космические закономерности эфирных сил. Вместо того, чтобы занять подобающее им пространство для развития, они вытесняются неконтролируемой астральностью человека.

Не к бедности ощущений стремится эвритмия, а к новой глубине и прозрачной чистоте чувства, сообразно мировым закономерностям эфирного. Это чувство будет затем без принуждения, только из себя самого следовать истинному, прекрасному и доброму. В этом лежит огромная педагогическая задача эвритмии.

Опасности: самопредставление или только физическое движение

Из сказанного выше выявляются две опасности для эвритмии, которые возникают тогда, когда нет свободного разговора между Я и эфирным телом. С одной стороны, может проявиться тенденция, когда вместо того, чтобы эвритмическое движение проводилось через Я, оно приносится неконтролируемым волнующимся астральным, с другой стороны, оно может перебраться из эфирного в физическое. В первом случае эвритмия станет неким видом характерного танца, который хотя и использует эвритмические элементы, но в нём извращён чисто эфирный элемент из-за неочищенного астрального. В этом случае человек высказывает то, что он сам ощущает, и стремится выразить своё субъективное ощущение. Из такой установки проистекают всякого рода самопредставления.

Вторая опасность состоит в переносе эвритмического подхода в физическое. Есть люди, пластически очень одарённые от природы, которые без устали и напряжения выучивают эвритмические жесты, не понимая, однако, эфирного начала. Не замечая этого, они могут «заменить» его чисто физической подвижностью. Тогда возникает обманчивый образ фотографического подобия эвритмии, который истинной эвритмией не является. Это можно пояснить на одном примере.

В книге «Как достигнуть познания высших миров?» Рудольф Штайнер описывает упражнение с двумя семенами: одним настоящим, а другим искусственным, которые нельзя различить не только простым глазом, но и через микроскоп. Невидимое различие состоит лишь в том, что одно зерно содержит эфирную силу и поэтому окружено аурой, которой нет у другого. Если же оба зерна положить в землю, различие будет очень скоро заметно: лишь одно семя начнёт прорастать и принесёт плоды. Что касается эвритмии, то к её важнейшим плодам принадлежит то, что она открывает людям доступ к эфирным силам космоса, чего не происходит, если зрителям представляется подходящий суррогат эвритмии.

«Телесная эвритмия» выступает сегодня как один из видов современного балета, а «эвритмия-самопредставление» подобна многим другим танцевальным формам. Такие формы искусства часто вызывают восторг, ибо идут навстречу вкусу и привычкам сегодняшней публики, они гораздо понятнее и легче находят у неё признание.

То, что в этой области могут быть представлены большие, достойные восхищения художественные достижения, показывают успехи классического балета и отдельных гениальных танцовщиков, работающих в области характерного танца, таких, как легендарная Айседора Дункан или Исмаэль Иво и другие. Однако оба эти вида искусства движения идут в другом направлении. Они имеют собственные, вполне полноправные, цели. Но тот, кто хочет работать в этих направлениях, не может называть себя «эвритмистом».

Ничего произвольного, лишь закономерное

По этой причине Рудольф Штайнер неустанно подчёркивал самобытность эвритмии: «Я прошу вас принять во внимание, что эвритмическое искусство – не мистическое искусство, не пантомима, не искусство жестов, что она ничего общего не имеет с обычным искусством танца. Во всех этих формах искусства через непосредственные жесты или движение выражается то, что живёт в душе. Эвритмия же подобна самой музыке. В движении заключено не нечто произвольное; в отдельном движении и в последовательности движений лежит нечто закономерное». (17 августа 1919 г.) В наше время индивидуализма, когда каждый предпочитает выражать только себя самого, человеку тяжело даётся переживание объективности. Из этого следует, что эвритмия с самого начала не может рассчитывать на лёгкий успех у публики – также и потому, что предполагается подготовка или даже определенное обучение публики для того, чтобы принять её.

Духовный образ эвритмии

Решив стать эвритмистом, человек внутренне ставит себя перед скульптурной группой «Представителя человечества» между люциферическими и ариманическими силами (даже если он их не всегда осознаёт). В контексте сказанного «Представитель человечества» является образом того, что хочет вступить сегодня из эфирного мира в человеческое эфирное тело, чтобы быть воспринято и далее развито человеческим Я. Эта работа с силами эфирного происходит затем в двух направлениях: в астральном теле и в физическом теле. Когда это происходит, то люциферические силы изгоняются из очищенного астрального тела, а ариманические должны также отступить, так что через физическое тело могут быть видимы чистые закономерности эфирного. При сдвиге связанной с эвритмией срединной сферы вверх или вниз прекращается диалог между Я и эфирным телом и возникает либо люциферически окрашенный душевный, либо аримани-чески окрашенный физический род движения.

Ещё более роковым и губительным становится для эвритмии, если оба эти направления соединяются между собой и, в окружении чисто эфирного, душевные стремления и эмоции выражаются непосредственно в физическом теле, используя при этом для чуждых целей весь инструментарий эвритмических жестов, форм и движений. Такое негативное развитие, впечатляюще представленное на левой стороне скульптурной группы, лишило бы эвритмию её христианского характера и её культурообразующей задачи в сегодняшнем мире.

Эвритмия в своей изначальной сущности является духовным искусством, которое находит своё адекватное выражение в эфирном. Она исходит из того, что «всё, что чувственно проявлено во внешнем мире, берет своё начало в духовном. Духовное может быть представлено только через человеческий организм. И это представление воспринятого духовного через человеческий организм, то есть через проявление воли, есть эвритмия». (Р.Штайнер, из выступления 26 марта 1922 г.) Такое отношение к жесту для современного человека ещё непонятно и чуждо. Поэтому самой эвритмии и ещё более её представителям в мире требуется поистине михаилическое мужество.

Сергей Прокофьев

перевод с нем. А.Л.

Das Goetheanum №23-24/2003

ЛЕЧЕБНАЯ ЭВРИТМИЯ

Особая роль в нашей терапии отводится так называемой «лечебной эвритмии». Д-р Рудольф Штейнер сформировал ее исходя из антропософии, прежде всего, как новый вид искусства.

Сущность этого нового искусства многократно описывалась д-ром Штейнером. И как вид искусства эвритмия получила уже довольно широкое распространение.

Эвритмию на сцене представляют движущиеся человеческие фигуры; но это не танец. На это указывает уже то, что в движении у эвритмистов участвуют преимущественно руки. Движущиеся группы создают цельный сценический художественный образ. Все движения основаны на внутренней сущности строения человека. Именно из нее, из этой сущностной человеческой организации проистекает в первые годы жизни речь, человеческая речь как таковая. И поскольку каждый отдельный звук речи человек исторгает из своего внутреннего устройства (Кonstitution), то при подлинном познании этого устройства возможно вынести вовне, из всего человека или из целой человеческой группы такие движения, которые являются действительной зримой речью или видимым пением. При этом в движениях будет столь же мало произвольного, сколь мало произвольного в самом языке. Как в отдельном слове невозможно произнести, интонировать «о» там, где должно звучать «и», так же в эвритмии для «и» или для музыкального (Сis) может существовать только один определенный двигательный жест. Тем самым эвритмия является действительным откровением человеческой природы, однако, откровением не бессознательным, каковыми являются речь или пение, но таким, которое может быть сознательно развито благодаря подлинному познанию человека.

Итак, на сцене движется человек или группа людей. Преобразованное в видимую речь стихотворение одновременно декламируется вслух. Зритель слышит и одновременно видит содержание стихотворения собственными глазами. Или на сцене исполняется музыкальное произведение, которое опять же предстает перед зрителем как видимое пение.

В эвритмии дается такая пластика движений, которая существенно расширяет художественные возможности искусства.

Далее найденное в эвритмии художественным способом, как в искусстве, может развиваться в двух направлениях. Одно из них можно назвать педагогическим, учебным. В вальдорфской школе в Штутгарте, основанной Эмилем Мольтом и работающей под руководством Рудольфа Штейнера, такая педагогическая или учебная эвритмия преподается во всех классах наряду с обычной гимнастикой. Следует учесть, что в привычной нам гимнастике добиваются развития одной только динамики и статики физического тела. В эвритмии же весь человек — тело, душа и дух — устремляется, изливается в движение. Подрастающий человек чувствует это и переживает эвритмические упражнения со всей естественностью как проявление всей человеческой природы, то есть он учится эвритмии так, как в более ранние годы жизни он учился говорить.

Другим направлением является терапевтическая эвритмия. Лечебная эвритмия возникает тогда, когда жесты движений художественной или учебной эвритмии, то есть такие, которые исходят из здоровой сущности человека, модифицируют так, что они проистекают из природы больного человека.

Исполняемые таким образом движения действуют обратно на заболевшие органы человека. Можно видеть, как исполняемые внешним образом жесты в движении оздоравливающе влияют на заболевшие органы, если они точно подобраны друг к другу. Поскольку этот способ воздействия на человека посредством движения обращен и на тело, и на душу, и на дух, то он влияет на внутреннее существо больного интенсивнее, чем все другие виды двигательной терапии.

Но поэтому же лечебная эвритмия никогда не сможет быть любительским делом.

Кроме того, лечебный эвритмист, который должен обладать глубокими познаниями строения человека, может работать только в сотрудничестве с врачом. Любой дилетантизм в этой области принесет один только вред.

Лечебно-эвритмическая терапия может проводиться только на основе глубокого толкового диагноза. Практические успехи лечебной эвритмии следует рассматривать именно как неотъемлемую благодатную часть представленного в этой работе терапевтического образа мышления.

Следующая глава


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.