Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Древо жизни что это такое


Древо жизни - что это значит и как оно выглядит?

В мифологии различных народов и в религиозных традициях есть множество символов, характеризующих связь Бога с земными людьми, вымышленного мира с настоящим. Так, древо жизни – один из подобных элементов, характеризующих развитие жизни, почитание традиций и семейных ценностей, соблюдение заповедей. Для разных народов видение этого символа может отличаться.

Что означает древо жизни

Принято считать, что древо жизни это некий мифический символ, обозначающий связь между человеком, Богом, землей и небом. Он несет в себе глубокий смысл, понять который может не каждый человек. Вот некоторые трактовки древа жизни – как символа человеческой сущности:

  1. Оно может символизировать жизнь человека – от рождения и развития, до смерти.
  2. Древо жизни связывает Рай, Ад и повседневную жизнь людей.
  3. Может служить символом духовного развития человека.
  4. Плоды и листья на дереве могут иметь особое значение, например, символизировать здоровье.
  5. Как правило, древо изображается с густыми корнями и кроной, что придает ему массивный, полноценный, здоровый вид – это символ подобного состояния народа, а ветвистые корни – признак глубокого соединения с религией, прочная основа и некий фундамент для дальнейшего развития.

Рассматриваемый символ присутствует практически во всех религиях. Как выглядит древо жизни для каждой из них? В виде натурального дерева или схематично – в виде блоков, направленных от одного к другому. Наполнение данного понятия будет немного отличаться, но схожими будут его сущность и значение для верующего человека, независимо от вероисповедания.

Древо жизни в Библии

В Книге Бытия древо жизни в Эдеме представляло собой дерево, которое было посажено Богом. Оно росло в райском саду нарядом с деревом познания добра и зла. Вкушение его плодов обеспечивало вечную жизнь. Первым людям на земле – Еве, Адаму Бог запретил вкушать плоды дерева познания, нарушив этот запрет, они были изгнаны из рая, перестали пользоваться дарами древа жизни, тем самым лишив себя вечной жизни.

Также в Библии древо жизни символизирует следующие понятия:

Древо жизни в Исламе

В мусульманской религии есть свой подобный символ – Заккум – дерево, растущее посреди Ада, плодами которого вынуждены питаться голодные грешные люди. Что значит древо жизни в данном случае? Возможно, это символ расплаты за отказ от своего Бога и греховные дела. В качестве наказания грешников ждет отвратительное, зловонное дерево, плоды которого будут разрушать организм человека. При этом людей не будет покидать чувство голода, что заставит их использовать Заккум в качестве постоянного источника пищи. Это будет своеобразным наказанием за ослушание перед религией и традициями.

Древо жизни - Каббала

Каббала – религиозно-мистическое учение в иудаизме. В виде совокупности десяти сфирот – основополагающих понятий данного течения – выглядит каббалистическое древо жизни. Сфироты рассматриваются как единое целое, что олицетворяет активность Бога, а каждая отдельная составляющая древа будет символом проявления божественного начала.

В подобном древе жизни отличают следующие части:

Часто срединный столп символизирует короткий путь отшельника, отрекшегося от мирской жизни. Для мирского пути предполагается прохождение всех 10 сфирот. В древе жизни каббалы отличие имеют свет и тьма, женское и мужское начало. Если рассматривать каждую сфироту, то выше нее будут располагаться женские свойства, а ниже – мужские.

Древо жизни - мифология

Как правило, древо жизни в мифологии представляет собой символ жизни, ее полноты. Часто оно является противоположностью образа смерти. В мифологических повествованиях жизненный цикл представлен с момента рождения до максимального развития, поэтому можно сравнить данный процесс с развитием дерева – с его посадки, постепенного укрепления корневой системы, развития кроны до периода цветения и появления плодов.

Древо жизни у славян

У славян- язычников есть предание - до появления суши на Земле было бескрайнее море, посреди которого стояли два дерева. На них сидели голуби, которые в определенный момент времени нырнули в воду и достали со дна камни и песок. Эти составляющие стали основой для земли, неба, солнца и луны посреди моря.

Возможно, согласно этой легенде славянское древо жизни стало символом создания мира и своеобразным его центром. Такой образ часто встречается в народных произведениях. Древо жизни в славянской мифологии иногда представляется в виде большого дерева, корни которого достают до самых глубоких слоев земли, а его ветви дотягиваются до неба и символизируют течение времени и окружающее пространство.

Древо жизни у скандинавов

В виде массивного ясеня представлено скандинавское древо жизни – Мировое дерево или Иггдрасил. Его отличительные особенности и символы:

  1. Ветки его касаются неба. Самая высокая своей тенью защищает обитель Богов.
  2. У древа жизни пышная крона, которая оберегает всех, кто расположен под ней.
  3. У него три корня, которые опущены в подземный мир, а далее расходятся к царству людей, либо к обители великанов.
  4. По скандинавскому повествованию три сестры – Настоящее, Прошлое, Будущее поливают древо водой жизни источника Урд каждый день, поэтому оно ярко зеленое и свежее.
  5. Как правило, у дерева Иггдрасил собираются Боги для решения важнейших вопросов, а на его ветвях живет мудрейший орел
  6. Наперекор любым испытаниям, дерево дает жизнь вселенной и убежище тем, кто остался в живых.

Кельтское древо жизни

Во времена господства кельтов существовала определенная традиция. Как только их племя занимало новую территорию, на ней выбиралось древо жизни кельтов. Такое дерево большого размера, в центре поселения являлось символом единства племени. Около него будущие вожди принимали верховную власть, получая разрешения свыше.

В целом, кельтский народ почитал деревья и принимал их за связующий элемент между небом и землей:

С древних времен древо жизни является олицетворением жизни, веры в Бога, связи земли и неба. В виде дерева изображают семейные поколения, что символизирует прочные традиции и связи в семье. Данный символ встречается в религиозных взглядах и мифологии многих стран – Китая, Скандинавского и Восточного регионов. Понимание его сущности будет полезным для развития духовной жизни человека.

Статьи по теме:

Мистицизм – особое мировоззрение, опирающееся на иррациональное мышление. Все религии мира в основе содержат трансцендентный опыт сопричастности к Божественному. Мистик – человек, выбравший мистический путь познания себя и Вселенной.

Мифические существа народов мира - добрые и не очень

Известны разные мифические существа, которые являются главными героями многочисленных легенд, а их за годы существования человечества накопилось немало. На их формирование влияло географическое положение, местные традиции и многие другие факторы.

Богиня Кали - культ богини смерти

Многими поэтами разных времен и народов воспевалась индийская богиня Кали – символ смерти и вечной жизни. Но не всем известно, что она символизирует еще и материнство, Солнце, Луну и огонь. Ей даже в 21 веке приносят кровавые жертвы в храме Дакшинкали, в чем не раз могли убедиться туристы.

Богиня правосудия, справедливости и возмездия в мифологии

В мифологии богиня правосудия, отвечающая за справедливость, именуется по-разному, но чаще - Фемида. Она символизирует закон и порядок. Вторая жена Зевса изображена с закрытыми глазами – символом беспристрастия, мечом, характеризующим воздаяние и весами, являющимися мерой правды.

womanadvice.ru

Что такое Древо Жизни?

«Древо Жизни» – это центральная и наиболее известная модель Каббалы. Она демонстрирует взаимное расположение десяти (иногда одиннадцати) сфирот[1] и соединяющих их путей, или каналов. Эта модель была постепенно выработана еврейскими мистиками и оформилась к XVI веку. В последние столетия она активно используется не только в еврейской каббалистической литературе, но и в западном оккультизме, в школах магии, в Таро, изредка – в астрологии и эзотерической психологии.

            Древо Жизни в древних священных писаниях

Если вернуться к истокам этого понятия, мы вспомним, что древо жизни было посажено Богом в райском саду, как о том можно прочесть в Торе[2]. Рядом с ним также росло древо познания добра и зла, плоды которого человеку было запрещено есть. Однако, как известно, Адам ослушался повеления Творца и вкусил запретный плод, после чего был изгнан из рая. Следуя тексту Торы, смысл изгнания заключался в том, чтобы человек, уже обретший познание добра и зла, не смог протянуть руку к древу жизни и обрести вечную жизнь.

И сказал Бог Всесильный: вот, Адам стал как один из нас в познании добра и зла, и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не поел, и не стал жить вечно (Берешит 3:22).

Каббалистический взгляд на грехопадение Адама в символизме ордена Золотой Зари

Этот древний еврейский миф Каббала интерпретирует как путь, который проходит коллективная душа человечества (душа Адама), – путь, пролегающий от изначального блаженства, через грехопадение (разбиение на индивидуальные души) и к последующей реинтеграции (восстановлению целостности). Из приведенных строк Торы ясно видно, что древо жизни – это то, что способно подарить вечную жизнь всякому, кто имеет к нему доступ.

Впоследствии в более поздних священных Писаниях древом жизни названа мудрость. В книге Притч царь Шломо (Соломон) описывает мудрость, как некую первичную эманацию Бога, содействовавшую Ему в дальнейшем сотворении мира. Эта же мудрость восхваляется как нечто бесценное, к приобретению чего надлежит стремиться:

Блажен человек, нашедший мудрость, и человек, приобретший разум! Потому что обретение ее лучше, чем обретение серебра, и плоды ее (лучше) чистого золота. Она дороже жемчуга, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие в правой руке ее, в левой – богатство и почет. Пути ее – пути приятные, и все стези ее – мир. Древо жизни она для придерживающихся ее, и опирающиеся на нее счастливы (Книга Притч 3:13-18).

Учителя Талмуда однозначно соотносили эту «мудрость» с Торой, утверждая, что Тора является детальным планом или программой мироздания, и что Бог, создавая мир, сам смотрел в Тору. Но впоследствии все больше формировалось осознание того, что поистине лишь самая глубокая, «внутренняя» часть учения по праву должна называться древом жизни. Это понятие стали соотносить с Каббалой.

            Каббалистическая книга «Древо Жизни»

Еще больше эта связь закрепилась благодаря появлению фундаментального труда по Каббале, который так и назывался «Древо Жизни» (ивр. – Эц Хаим). Надо отметить, что в этом названии отразилась существовавшая в среде еврейских авторов тенденция встраивать свое имя в названия написанных ими книг. Можно привести множество прецедентов, когда, к примеру, раби Леви Ицхак из Бердичева назвал свою книгу «Кдушат Леви» (Святость Леви), или раби Исраэль из Саланта назвал книгу «Ор Исраэль» (Свет Израиля).

Книга Эц Хаим

Таким же точно образом, раби Хаим Виталь, известный ученик Ари, скомпоновал записи, оставшиеся после общения с учителем, в книги, в названии которых присутствовало его имя. Его более ранняя работа называется «Оцрот Хаим» (Сокровища Жизни[3]). Что же касается более известной и полной книги «Эц Хаим» (Древо Жизни), то ему окончательный вид придал уже не сам Хаим Виталь, а Меир Папирс, повсюду собиравший уцелевшие записи учения Ари. Тем не менее, отдавая должное человеку, записавшему этот материал, он не стал использовать в заголовке книги свое имя, но озаглавил ее «Древом Жизни».

Книга «Древо Жизни» стала одним из двух самых влиятельных трудов каббалистов Цфата. Вторым (хронологически первым) была работа рава Моше Кордоверо «Пардес Римоним» (Гранатовый Сад). И Кордоверо, и Виталь составили еще ряд книг, помимо упомянутых. Вся эта богатая литература пронизана множеством перекрестных ссылок и, как правило, изучается во взаимосвязи книг между собой. Уже значительно позже, в первой половине ХХ века, Исраэль Регарди написал две свои книги с такими же названиями (Гранатовый Сад и Древо Жизни), как бы подражая тем, кого мог считать своими отдаленными историческими предшественниками. «Древо Жизни» Регарди содержит изложение теории и практики Магии, главным образом, опиравшееся на систему Герметического Ордена Золотой Зари и некоторые работы А. Кроули.

            Схема Древа Жизни

Известная на сегодняшний день схема, которую каббалисты обычно и называют древом жизни, сформировалась не сразу. Как уже было сказано, она объединяет десять сфирот, показывая их взаимное расположение и влияние. Само понятие о десяти сфирот, как основных этапах творения, встречается уже в самой ранней книге Каббалы – Сефер Ецира. Однако там отсутствует какое-либо визуальное отображение этих категорий в виде единого целого. Стремясь структурировать и привести в систему знания о духовных силах, каббалисты предлагали различные модели взаимодействия сфирот.

Вариант Древа Жизни из книги “Меират Эйнаим” раби Ицхака из Акры (сфирот указаны их названиями на иврите)

В частности, на некоторых вариантах древа жизни правая и левая стороны меняются местами. Это связано с зеркальным отображением: если человек прилагает эту модель к себе, она определенным образом накладывается на его тело (отдельные сфирот соответствуют органам и частям тела); если же он визуализирует ее как стоящее напротив (к примеру, как тело Бога или Шхины), правая и левая стороны переворачиваются. Впервые такой вариант с заменой сторон предложил еще средневековый каббалист Ицхак из Акры.

Так же по-разному проводят пути, соединяющие отдельные сфирот. Рав Кордоверо в своем «Гранатовом Саду» обсуждает две основные версии, в одной из которых в последнюю сфиру Малхут должны вести три пути (из Нецах, Ѓод и Есод соответственно). Во втором варианте, к которому Кордоверо склоняется в большей степени, Малхут получает влияние лишь от сфиры Есод, и в нее ведет только один путь. Стоит отметить, что в западном оккультизме большинство авторов пользуется вариантом с тремя путями в Малхут – такая модель применяется как в качестве карты для астральных путешествий, так и для наложения на нее арканов Таро с целью их углубленного понимания.

            Смысл Древа Жизни

Идея, стоящая за этой каббалистической моделью, проста, но в то же время требует глубокого осмысления, чтобы ее можно было применить на практике. Воля реализуется, достигая своей цели, не за один шаг, а поэтапно. В своем творческом процессе она переходит с одного плана на другой, пока не достигает воплощения. Каждая сфира – отдельный этап в этом движении. Но эти этапы не просто проходятся один раз, они становятся динамическими факторами, продолжающими оказывать влияние друг на друга.

Наиболее распространенный в оккультных школах вариант Древа Жизни

К примеру, на верхних сфирот формируется замысел того, что воля стремится воплотить. Далее она переходит к этапу, на котором изыскивает средства для этого воплощения, а затем – к применению найденных средств. Но и на этапе применения замысел продолжает влиять на весь ход процесса, и если в понимании (в верхних сфирот) что-то изменится, это изменение отразится на действиях (нижних сфирот). Точно так же препятствие, которое может обнаружиться на этапе практического действия, окажется обратное влияние на замысел и на саму волю.

Каббалисты прошлого, основной целью которых было понимание божественного провидения, изучали по этой модели реализацию воли Бога, проявленную в творении мира. Позже стало очевидно, что в такой же мере можно приложить эту модель и к изучению человеческой реализации, поскольку человек как микрокосм аналогичен большому миру (макрокосму).

Детальное исследование устройства Древа Жизни, отдельных сфирот и соединяющих каналов, составляет предмет начального каббалистического обучения. Ознакомиться с этой информацией в краткой тезисной форме можно по материалам наших учебных курсов. Желающие пройти эти курсы в полном объеме (в онлайн группе или по аудио записям) могут записаться на обучение.

Примечания

[1] «Сфирот» (иногда «сефирот») – множественное число от слова «сфира». Утверждается, что сфирот должно быть десять «по числу пальцев на руках», но есть также одиннадцатая сфира Даат, которая обычно не учитывается, либо замещает собой одну из десяти.

[2]  Берешит 2:9 [Книга Бытия 2:9]

[3] Фактически, это можно понимать и буквально как «сокровища Хаима», или сокровища, автором которых является Хаим [Виталь].

treelifepath.com

Древо жизни - связь человека с высшими с силами

Древо Жизни — этот символ встречается в мифологии многих народов. Особое отношение к нему было и у славян, ведь они с почтением относятся к своим корням, к своим Предкам. До сих пор этот символ не утратил своей актуальности, подтверждением чему является популярность этого кулона.

Кулон Древо Жизни – защитник родовых традиций

Символ у всех народов символизирует примерно одно и то же: оно является Древом познания и Древом Жизни одновременно.  Его корни можно ассоциировать с Предками, от них зависит здоровье и благополучие будущих поколений. Знак показывает взаимосвязь поколений. Энергия корней, Предков, питает всё дерево, именно от корней Древо получает силу. Так и каждый человек связан со своим Родом. Именно поэтому к своим корням, к своим Предкам нужно относиться с почтением. Наши предки, славяне, именно так и относились к своему Роду. Они чтили своих Предков и строили большие дружные семьи.

Этот символ встречается в мифологии многих народов

Но талисман защищает не только Род. Он имеет ещё несколько важных значений. Одно из них – связь мира земного и мира небесного. Древо корнями своими уходит в землю, а вот ветви его стремятся к солнцу, уходят в небо. Здесь прослеживается взаимосвязь духовного и материального начала. Каждому человеку необходимо получать помощь от высших сил, питаться энергией не только физической, но и духовной.

Ещё одно значение талисмана – это напоминание о бессмертии. Оно подтверждает то, что в природе ничто не исчезает бесследно. Существуют циклы перерождений. Сначала что-то накапливает энергию, а затем отдает её. Древо Жизни – это бессмертный символ развития и роста. Оно помогает людям развиваться, возвышаться духовно, связывает человека с энергией Вселенной. Древо Жизни – это проводник, передающий людям светлую божественную энергию.

Что значило Древо Жизни для славян?

У славян Древо Жизни ассоциировалось с центром мира. Они верили, что оно соединяет сразу три мира (Божественный, земной и подземный). Они считали, что крона Древо Жизни, находящаяся за облаками, является Раем. В Раю, в чудесном саду, живут Боги и Предки, а также прародители всех птиц и животных.

Славяне также верили, что Древо Жизни располагается на острове Буян, а именно на камне Алатырь, являющемся центром Земли. Образ Древо не умирает уже многие тысячелетия, он живет во многих сказках, песнях, былинах, дошедших до наших дней. Орнамент встречается на многих бытовых предметах древних славян: на посуде, сундуках, украшениях. На славянской одежде тоже часто встречается узор Древо Жизни.

У славян этот оберег ассоциировался с центром мира

Таким образом, славянский символ занимает важное место в религии наших предков. Они относились к нему с таким великим почтением, что использовали его во многих своих праздниках. Даже до наших дней дошла традиция ставить на Новый Год ёлку, а ведь её сакральный смысл – это образ Центра Мира. Новогодняя ёлка – прообраз ДревоЖизни.

Ещё один обряд славян – это хороводы вокруг дерева. Чаще всего хороводы водили вокруг березы или дуба. У славян были леса и рощи, где запрещено было причинять вред деревьям (срубать или портить их). В таких священных рощах проводились обряды и ритуалы, организовывались праздники, ведь священные деревья для славян – это связь с Предками,  духами, Богом.

Таким образом, главное значение славянского символа заключается в связи человека с высшими силами, с энергией своего Рода. Древо жизни у славян символ преемственности поколений.

Значение амулета Древо Жизни

Значение амулета исключительно положительное. Этот оберег встречается у многих народов, в том числе и у славян. Древо Жизни оберегает семьи, защищая их своей мощной энергетикой. В нем объединены позитивные энергетические потоки, которые направлены на каждого члена семьи. Этот оберег поможет укрепить любовь между супругами, найти общий язык с детьми, защитить семью от болезней и дурного глаза.

Этот оберег встречается у многих народов, в том числе и у славян

Значение оберега заключается в укреплении семейных традиций, в защите Рода. В наши дни наиболее часто встречается оберег Древо Жизни в виде кулона. Такой оберег подходит людям всех возрастов, независимо от их половой принадлежности. Значение кулона Древо Жизни такое же положительное, как и сам этот древний символ.

Что означает кулон Древо Жизни?

Кулон Древо Жизни станет отличным подарком для близкого человека, ведь нет никаких запретов для его ношения. Этот символ мирно уживается с различными религиями, так как встречается почти в каждой из них.

Значение кулона Древо Жизни для женщин заключается в возрождении жизни, поэтому этот оберег прекрасно подойдет тем, кто находится в ожидании малыша. Он защитит беременную женщину и её ребенка от любых негативных воздействий.

Связь мира земного и мира небесного

Оберег Древо Жизни может направить человека на истинный путь, помочь в трудных жизненных обстоятельствах. Человек, постоянно носящий этот оберег, развивает и укрепляет в себе оптимизм и выносливость, стремится к постоянному самосовершенствованию.

Но главное значение славянского оберега Древо Жизни заключается в защите семьи. Поэтому он может стать отличным домашним оберегом, который поможет сохранить мир в семье и защитит всех родных людей от любого негатива.

Символ Древо Жизни встречается не только в виде кулонов, но и на кольцах-оберегах.

Уточнить стоимость украшения вы можете в нашем интернет магазине.

Как носить кольцо оберег Древо Жизни?

Волшебные колечки встречаются во многих старинных сказках и легендах, и это легко объяснимо, ведь даже сама форма кольца является сакральной. Кольцо – это символ бесконечности.

Как же носить кольцо оберег Древо Жизни, чтобы оно выполняло не только декоративные, но и защитные функции? Правильно носить такое кольцо на безымянном пальце, на левой руке. Дерево при этом должно быть обращено к себе. При этом нельзя надевать другие кольца и перстни на руку, где есть кольцо с изображением Древа Жизни. Также нельзя одевать несколько знаков Древа. Ношение же других амулетов при этом допускается.

Значение татуировки Древо Жизни

Значение татуировки имеет глубокий и философский смысл, ведь что символизирует Древо Жизни? Оно является символом возрождения, вечности, красоты, бессмертия. Дерево, используемое в татуировке, говорит о постоянном росте и развитии, о цикличности жизни, указывает на связь между небом и землей. Более того, Древо Жизни – это ещё и символ плодородия, напоминание о бессмертии души.

Этот символ встречается во многих религиях. В христианстве оно рассматривается как главное растение в Эдеме, как Древо познания добра и зла. С этого дерева Ева и съела запретный плод, что закрыло путь людей к Древу Жизни. Но по сей день это Древо остается символом постоянного развития человека и непрерывной связи всего живого с Богом.

Дерево, используемое в татуировке, говорит о постоянном росте и развитии

Древо Жизни в Каббале

В Кабалле Древо Жизни символ мироздания.  Оно является олицетворением взаимосвязи особых сущностей, именуемых сефиротами. Эти сущности возникли сразу после сотворения Вселенной. И задача людей – сделать всё возможное для того, чтобы их сохранить.

Древо Жизни держится на трех столпах. Это воля, милосердие и справедливость. Каждый столп включает в себя свой набор сефирот.

Центральная сефира напоминает о том, что Бог вечен, что ему нет начала и конца. Важное качество здесь – Сострадание, ведь сам Бог сострадателен и благороден. Ещё одна сефира – Мудрость, которая подразумевает под собой гениальность, вдохновение. Для того, чтобы энергия мудрости не зашкаливала, унося человека слишком далеко, необходимо сдерживать её при помощи строгости.

Следующая сущность – Осознание. Она означает спокойную форму мышления. Человек принимает информацию, пропуская её через себя и извлекая из неё пользу. Эта сущность напоминает, что важно отдавать дань традициям и не терять рассудок.

Сущность Милосердие связана с соседней сущностью, сущностью Справедливости. Вместе они напоминают о вечной внутренней борьбе человека, когда самый трудный выбор заключается в том, чтобы поступить так, как хочется или сделать, как должно. Здесь важна разумная строгость к себе, которая не позволит идти на поводу своих безрассудных желаний.

Следующая сущность — Красота и Гармония. Человек, который смог победить внутренние противоречия, достигает гармонии. Его мысли и поступки становятся прекрасны, как и он сам.

Следующая сущность является парной. Это Вечный бой и Отражение. Она указывает на то, что человек нужно бороться за свою жизнь, отстаивать свою точку зрения. Отражение – это результат этой борьбы.

Сущность Основание позволяет человеку увидеть себя без прикрас, таким, какой он есть на самом деле. И последняя сущность — Царство. Указывает на то, что царство Бога повсюду. Бог не только наверху, он и на земле, среди людей.

Символика Древо Жизни

Символика встречается разная. Чаще всего этот символ изображается в виде обычного дерева с корнями и кроной. Другое обозначение Древа Жизни — это схематичное изображение: в виде вертикальной линии с тремя веточками, устремленными вверх. Случается, что Древо Жизни изображается в виде женщины с руками, возведенными к небу.

Связь человека с высшими силами

Образ Древа Жизни у древних славян часто встречается в вышивке и росписи. Так, цветущее дерево символизирует жизнь, а сухое дерево, символизирует смерть. У славян также встречается и узел Древо Жизни, в котором они видели бесконечное продолжение земной жизни.

Значение кельтского Древо Жизни

Кельтское Древо Жизни прежде всего представляет собой мировое дерево Иггдрасиль, являющееся единственным центром мира. В кельтских мифах упоминается о том, что на каждой стороне белого света растет священное дерево, в центре же мира расположено пятое дерево, Древо Мира. В изображении кельтского символа Древо Жизни все его корни и ветви смыкаются в единый круг. Это указывает на бесконечность и непрерывность жизни. Даже многие кельтские кресты похожи на мировое дерево.

Итак, Древо Жизни что это значит для кельтов? Это Древо, которое связывает небеса и подземный мир, а также объединяет все формы жизни.

Таким образом, понятие Древо Жизни схоже во многих религиях. Это священное дерево, которое символизирует бесконечность жизни и связь поколений.

blog.replicahouse.ru

ДРЕВО ЖИЗНИ - это... Что такое ДРЕВО ЖИЗНИ?

ДРЕВО ЖИЗНИ

один из вариантов образа древа мирового. Д. ж. актуализирует мифологические представления о жизни во всей полноте её смыслов и, следовательно, противопоставлено древу смерти, гибели зла. Нередко Д. ж. способно отражать и отрицательный член противопоставления жизнь - смерть. Именно поэтому образ древа смерти несравненно менее распространён, чем образ Д. ж. Мифопоэтическому сознанию жизнь как некая субстанция, особая жизненная сила обычно представляется возникающей на заключительном этапе космогенеза и составляющей внутренний смысл и цель устройства космоса. Во многих мифологических системах изображается поэтапное появление носителей жизни (растения, животные, люди) и постепенное распространение жизненного начала, нарастание (в том же направлении) его интенсивности, чему нередко соответствует меньшая экстенсивность, т. е. меньшее количество потомков в следующем поколении (ср. Быт. 1, 11-12, 20-22, 24-30). После появления жизни в виде растительного, животного и человеческого царств начинается пора, когда на первое место выступают «культурные» приобретения (культурный герой и социальное устройство уже человеческого мира). Основное свойство жизни - в способности воспроизводить самоё себя во времени в дискретном виде, когда определённым временным отрезкам соответствует серия, последовательность поколений. При этом каждая отдельная жизнь проходит четыре стадии - рождение, рост, деградацию, смерть [встречаются и несколько иные схемы, напр. рождение - жизнь - смерть - возрождение (новое рождение), символизируемые соответственно деревьями четырёх направлений света]. В мифологических и религиозных системах особенно подчёркивается восходящая линия жизни - от рождения к максимальной стадии роста - цветению и плодоношению. Наиболее наглядный образ жизни был найден в растительном мире, точнее, среди деревьев, особенно таких, чей срок жизни значительно превышал сроки человеческой жизни (дуб, явор, ива, лиственница, кедр, сикомора, баньян и т. п.). В Д. ж., в самой его сердцевине, упрятаны жизнь и её высшая цель - бессмертие. В хеттском ритуальном тексте, связанном с культом умирающего и воскресающего бога Телепинус, перед ним воздвигается вечнозелёное дерево eia-, «с него свешивается руно овцы, внутри же него помещается овечий жир, внутри него - зерно (бога) полей и вино, внутри него - бык и овца, внутри него помещаются долгие годы (жизни) и потомство». В мифологических текстах о древе смерти смерть также оказывается последовательно спрятанной в серии объектов (ср. в сказках о Кащее Бессмертном: «на море, на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце - моя смерть»). Но смысл бессмертия, связанного с Д. ж. (в отличие от статичного безблагодатного бессмертия Кащея), именно в том, что оно передаётся во времени и в пространстве, что оно мыслится как особая жизненная сила. К тому же источнику, что и хеттское название Д. ж. (eia), восходит рус. «ива» (ср. использование ивовых прутьев, наряду с вербовыми, в ритуалах в качестве символа плодородия) или германское название тисса (ср. древневерхненемецкое iwa, др.-исл. yr), который высаживали на кладбищах как символ преодоления смерти и использовали в ритуалах, имеющих целью увеличение плодородия, жизненной силы. Все эти названия Д. ж. родственны более или менее точным обозначениям самой жизненной силы и её двух наиболее ярких воплощений - юности и долголетия (века); ср. греч.αίών, «век», «жизнь», «поколение», «вечность»; лат. aevum, «жизнь», «век», «возраст», «вечность»; juvenes, «юноши» (как обозначение возрастного класса); др.-инд. ayus, «жизненная сила» и т. д. Наиболее известный образ Д. ж. представлен в книге Бытия: «И произрастил господь бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Быт. 2, 9). Изгнав первых людей из рая, бог лишил их и Д. ж. (Быт. 3, 24). Из других ветхозаветных текстов Д. ж. упоминается только в притчах Соломона, где ему уподобляются мудрость, плод праведника, исполнившееся желание, кроткий язык (3, 18; 11, 30; 13, 12; 15, 4). В Апокалипсисе, унаследовавшем библейский образ Д. ж., с ним связаны новые мотивы - возможность побеждающего вкушать плоды Д. ж., которое посреди рая (2, 7), и право на Д. ж. соблюдающего заповеди (22, 14), или более подробное описание: «и по ту и другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов» (22, 2). Некоторые уточнения образа Д. ж. могут быть получены из описания часто смешиваемого с ним древа познания добра и зла. Очевидно, что первоначальный образ такого дерева в древней ближневосточной традиции предполагал схему, близкую к содержащейся в шумерской версии сказания о Гилъгамеше, где описывается дерево хулуппу (обычно отождествляемое с ивой), растущее на берегу Ефрата; в его корнях жила змея, в ветвях - птица Анзуд, а в стволе - Лилит. Трёхчленность Д. ж. как варианта мирового древа характерна для многих традиций, при этом каждая треть Д. ж. может быть связана и с темой смерти. Ср.: «Если бы... ударили по корню этого большого дерева, то оно истекало бы [древесным соком], продолжая жить. Если бы ударили по середине, то оно истекало бы, продолжая жить. Если бы ударили по верхушке, то оно истекало бы, продолжая жить. Будучи проникнуто живым Атманом, оно прочно стоит... И если жизнь покидает одну его ветвь, та засыхает; если покидает вторую, - та засыхает; если покидает третью, - та засыхает; если покидает всё [дерево], - то всё оно засыхает... Поистине, покинутое жизнью, это существо умирает, но [сама] жизнь не умирает» (Чхандогья-упанишада VI, 11, 1-3). Однако основная идея Д. ж. связана с жизненной силой, вечной жизнью, бессмертием, хранящимся в нём. Ср., например, кедры, хранившие тайну вечной жизни Хумбабы (после того как Гильгамеш срубил семь кедров, Хумбаба потерял всю свою жизненную силу), или кедр, в котором Бата прятал своё сердце, аналогичную сосну Аттиса, сад Адониса, куда удалялась божественная жизнь. Носителями жизненной субстанции выступает само Д. ж. и его плоды (яблоко, гранат и другие символы вечной жизни, достигаемой через смерть), и находящаяся под деревом живая вода, и антропоморфные заместители Д. ж. (характерно, что имя Евы, из-за которой было утрачено Д. ж. и которая как бы заменила его, означает по-древнееврейски «жизнь»). Часто Д. ж. бывает представлено как женский (материнский) персонаж или по крайней мере как его обиталище. В некоторых архаичных традициях Д. ж. изображаются как женское начало, с которым сочетаются животные, связанные со средней частью дерева (стволом) и являющиеся носителями оплодотворяющей силы (в одном из хеттских ритуальных текстов говорится, что с деревьями спал лев, спал леопард, «медведь на них вскочил»; ср. о прелюбодействе с деревом в Иерем. 3, 9). В ряде древнеегипетских изображений женское божество в ветвях Д. ж. поит умерших напитком жизни, небесным эликсиром бессмертия, который подымается по дереву из подземного царства («вода глубин»). Ещё более распространены композиции, в которых у Д. ж. стоит женское божество с материнскими функциями (ср. изображение матери Будды Майи у ствола дерева ашока). Тесно связан с Д. ж. цикл текстов, в которых фигурируют: 1) женское божество, дающее жизнь, в дереве (или на дереве); 2) напиток (или пища) жизни (молоко богини жизни, нередко приравненное к соку, выделяемому Д. ж., живая вода или её варианты - вода глубин, материнские воды и т. п., мёд, вино, кровь, семя, напиток бессмертия; плоды - райские яблоки, молодильные яблоки, золотые яблоки Гесперид, яблоки Идунн в «Младшей Эдде»), даваемый мужскому персонажу с целью увеличения жизненной силы, плодородия; 3) разные варианты иерогамии, священного брака богини класса великих матерей (см. Богиня-мать) и божественного юноши, который умирает и воскресает. В иерогамных сюжетах деревья, связанные с божествами плодородия, могут трактоваться как Д. ж. Ср. пары: Иштар - Таммуз (Таммуз уподобляется увядающему тамариску и иве), Афродита - Адонис (Адонис рождён Миррой, превращённой богами в мирровое дерево, и сам рождается из миррового дерева), Исида - Осирис (связь Исиды с сикоморой и образ «прорастающего» Осириса, Осирис в ветвях виноградной лозы или в виде дерева-столпа, его гробница рядом с деревом или сквозь неё прорастающее дерево с душой Осириса на нём в виде феникса, зелёный цвет лица Осириса или его символ - т. н. джед, восходящий к образу дерева или связок тростников, вставленных одна в другую), Кибела - Аттис (Аттис был зачат матерью от плода миндального или гранатового дерева). При этом чаще актуализируется женская ипостась, но иногда (значительно реже) мужская оплодотворяющая сила. Ср. прежде всего разные образы «растительного» фаллоса вплоть до сильно эволюционировавших и стилизованных форм типа тирса Диониса и его спутников (ср. известное изображение Диониса в виноградной лозе или Диониса, выступающего из ствола дерева) в виде палки, увитой плющом и виноградными листьями и увенчанной еловой шишкой (ср. символическое значение шишек, хвои в конечном счёте - новогодней ёлки), или такие мифологические мотивы, как вырастание дерева или двух деревьев (как в случае Баты из древнеегипетской повести) из фаллоса или капель крови, пролитой из него (в качестве параллели ср. появление двух божеств из этой части тела бога Га), или разные фаллические ритуалы, неизменно связанные с растительными атрибутами, символами и соответствующей фразеологией (расти, увеличиваться в объёме и т. п.). Идея изобилия, высшей степени плодородия, соотносимая с Д. ж., объясняет частый образ двойных (или спаренных) деревьев и соответственно двойных плодов. Нередко встречается образ двух деревьев, одно из которых принадлежит мужскому духу, а другое - женскому, а также такие варианты двойных Д. ж., как мотивы двух тянущихся друг к другу деревьев на могилах влюблённых (образ посмертно продолжающейся жизни) или сотворения первой человеческой пары из двух деревьев (ср. в скандинавской мифологии оживление богами двух деревьев, откуда произошли Аск и Эмбля). Идея рождения жизни как некоего начала, присутствующая в образе Д. ж., содержится имплицитно в ряде вариантов мотива перворождённого дерева. В космогонии догонов творение мира связано с яйцом, в котором уже находились 4 элемента мира, но первым из сотворённых объектов было дерево sene, которое как бы стало прецедентом и задало схему дальнейших рождений через развёртывание разных сочетаний элементов мира. Обратный вариант развития засвидетельствован в древнеегипетском тексте об Исиде и семи скорпионах, где упоминается о яйце гуся, вышедшем из сикоморы (речь идёт о великом Гоготуне, снёсшем мировое яйцо), варианта мирового дерева. Мифологический сюжет спасения с помощью дерева как обретения жизни ещё более расширяет сферу, в которой выступает Д. ж. Ср. исключительно широко распространённый сказочный мотив AT 301: герой, победив змея, спасается из подземного царства смерти, взобравшись на вершину чудесного дерева, откуда его уносит птица (орёл); характерно, что обычно герой освобождает царевну, будущую свою жену, и приносит с собой на землю живую воду. В сфере ритуала образ Д. ж. реализуется чаще всего в связи с положительным членом комплекса рождение - плодородие - смерть (ср. роль деревьев в ритуалах плодородия, свадьбы и т. п.). Лит.: Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей, М., 1974; Fergusson J.. Tree and serpent worship, 2 ed., L., 1873; Schröder L. von, Lebensbaum und Lebenstraum, в кн.: Aufsätze zur Kultur-und Sprachgeschichte..., Breslau, 1916; Wilke G., Der Weltenbaum und die beiden kosmischen Vögel in der vorgeschichtlichen Kunst, «Mannus», 1922, Bd 14; Holmberg U., Der Baum des Lebens, Helsinki, 1922-1923 (Annales Academiae Scientiarum Fennicae, ser. B, v. 16, № 3); Dumezil G., Le festin d'immortalité. Etude de mythologie comparée indo-européenne. P., 1924; Perrot N., Les représentations de l'arbre sacré sur les monuments de Mésopotamie et de l'Elam, P., 1937; Eliade М., Le mythe de l'Eternel Retour, [P., 1949]; его же, Le Yoga Immortalité et liberté, P., 1954; Widengren G., The King and the tree of life in Ancient Near Eastern religion. «Uppsala Universitets Arsskrift», 1951, № 4; Viennot O., Le culte de l'arbre dans l'Inde ancienne, P.. 1954; Bosch F. D. K., The golden germ, s'Gravenhage, 1960; Czer L., Der mythische Lebensbaum und die Ficus Ruminalis, «Acta Antiqua», 1962, t. 10; № 4; Hancar F., Das urartäische Lebensbaummotiv, «Iranica Antiqua», 1966, № 6; Wrenn С. L., Magic in an Anglo-Saxon Cemetry, в кн.: English and Medieval Studies, presented to J. R. R. Tolkien, L., [1962]; Friedrich P., Proto-Indo-European trees, Chi., [1970]; Shakti М. Gupta, Plant myths and traditions in India, Leiden, 1971; Cook R., The tree of life. Image of the cosmos, N. Y., 1974; James E. O., The tree of life, Leiden, 1966. В. Н. Топоров.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Один из вариантов древа жизни.

Один из вариантов древа жизни:Майя, мать Будды, стоящая на раскрытом цветке лотоса и держащая ветвь священного дерева ашока, под которым был рождён Будда.Позолоченная бронза и камни.Непал.XVIII в.Париж.

Музей Гиме.

.

dic.academic.ru

Существовало ли древо жизни? Для чего его создал Господь?

Бог создал землю. На земле Творец выбрал особое место и нарек его раем. Человек был поселен в этом лучшем месте на земле. Рай стал блаженным земным жилищем человека, а райская жизнь была состоянием особой близости человека к Богу.

Древо Жизни. Апсида Сан Клементе

В рае произрастали разные деревья, среди которых «дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Быт. 2:9). Каждое из этих деревьев имеет свое значение. Уже в раннехристианской письменности указывалось, что они росли близко друг к другу, что, в свою очередь, свидетельствовало о взаимосвязи этих двух деревьев: «...Бог сначала насадил посреди рая [древо познания и] древо жизни, указывая на познание как путь к жизни... Ибо ни жизнь без познания, ни познание без истинной жизни не прочны. Поэтому и то и другое деревья были насаждены рядом друг с другом»[1]. Каждое из этих деревьев имело свое значение. Древо жизни подавало бессмертие. О древе жизни говорится в первой Книге Священного Писания Бытии и в последней – Апокалипсисе, где сказано: «…побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди Рая Божия» (Откр. 2:7).

Толкуя эти слова, св. Андрей Кесарийский пишет: «Под древом жизни иносказательно разумеется вечная жизнь, а она есть Христос»[2]. Таким образом, экзегеты не отрицали реальность древа жизни и видели в нем видимый образ приобщения Богу, который является источником жизни. «Древо жизни, разумеется, есть древо, созидающее жизнь», – пишет прп. Максим Исповедник[3].

Святые отцы полагали, что древо познания добра и зла связано с рассудительностью человека, которая должна была быть направлена прежде всего на познание своей собственной природы: «Древо познания добра и зла есть распознание многообразного зрелища, то есть познание собственной природы»[4]. 

Через древо познания первые люди должны были осознать свою тварность и свое духовное младенчество, а после этого осознания утвердиться в желании быть с Богом. Следовательно, Творец избрал древо познания как способ для испытания прародителей в добре и послушании.

Прп. Максим Исповедник соотносит два райских древа с умом (созерцательной способностью) и разумом (практической способностью) человека. Адам и Ева должны были, используя разум, приобрести навык укоренения в благом (древо познания добра и зла) и только после этого дерзать приступать к созерцанию (древо жизни): «Оба древа суть способности различения некоторых [вещей], или же [они суть] ум и разум. Так, ум обладает способностью различать умопостигаемые и чувственные, преходящие и вечные [вещи]; более того, эта способность, будучи различающей способностью души, убеждает последнюю одних вещей придерживаться, а других – избегать»[5]. Данные суждения прп. Максима перекликаются с мыслями многих святых отцов о необходимости приступать к занятиям богословия (познание вещей Божественных) только после приобретения навыков нравственно-аскетических. По сути, прародители, не окрепнув в навыке избирания добра и уклонения от зла, возжелали получить доступ к знаниям и вечной жизни. «Древо… это, по моему умозрению, было созерцание, к которому безопасно приступать могут только опытно усовершившиеся»[6], – говорит свт. Григорий Богослов[7].

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

[2]Цит. по: Древо жизни // Православная энциклопедия. Т. 16. С. 266–269.

[3]Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос № 43.

[4]Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры.

[5]Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос № 43.

[6]Григорий Богослов, свт. Слово 45. На Святую Пасху.

[7]Следует отметить, что это правило присутствует во всех сферах церковной жизни: сначала очищение и испытания себя, и только потом возможность приступать к святыне. В этом смысле показательны слова ап. Павла: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28).

pravlife.org

Древо Жизни - это... Что такое Древо Жизни?

Древо Жизни Не следует путать с Мировое дерево. Древо Жизни, витраж работы Л. К. Тиффани (1848—1933)

Де́рево жи́зни — библейской книге Бытие, особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада. Приносит плоды, которые дарят вечную жизнь.

В тексте Пятикнижия Дерево жизни находится в тесной связи с Деревом познания Добра и Зла.

В Библии

Пятикнижие сообщает о природе и облике Дерева жизни следующее:

Хотя Господь под страхом смерти запретил первому человеку вкушать плоды с Дерева познания Добра и Зла (Быт.2:17), плоды Дерева жизни запрещены не были.

В иудаизме

Согласно еврейскому комментарию, Дерево жизни символизирует Тору, о которой сказано в Притчах Соломоновых: «Она — дерево жизни для тех, кто поддерживает её»  (Прит.3:18). По этой причине деревянный валик, на который наматывается пергаментный свиток Торы, называется «Эц а-хаим» — «Дерево Жизни», а ручки, прикреплённые к нему для разматывания свитка, украшаются изображениями плодов граната — общераспространённого символа жизни на Древнем Ближнем Востоке.

Согласно традиционному еврейскому толкованию, Дерево жизни покрывает своей живительной тенью Эдемский сад, куда попадают души праведников. Оно благоухает пятьюстами тысячами различных ароматов, и его сладостный запах достигает края света. Под Деревом жизни сидят праведники, которые толкуют и учат Тору из уст Самого Всевышнего, обитающего среди них.

Взгляд критической школы

Поскольку представление о древе жизни существовало у многих древних народов, существует мнение, что оно было заимствовано евреями у вавилонян. Так, в одном из древнейших иранских преданий о рае рассказывается, между прочим, о двух чудесных деревьях, из которых одно отличалось способностью уничтожать боли и страдания человеческие, другое же обладало соком Haoma, который живым оставлял бессмертие, а мёртвым возвращал жизнь. В ещё более первобытном виде представление о древе жизни встречается в индийских Ведах; это дерево носит в себе все семена растительного царства, разбросанного в мире; оно же, как дерево мировое, некогда доставило и тот материал, из которого были сооружены земля и небо.[1]

Однако, даже если признать это утверждение правильным, идея Древа познания не могла быть заимствована ни у вавилонян, ни у других древних народов Азии, поскольку ни у одного из них она не встречается. Не упоминается древо познания и в семитических, в частности ассиро-вавилонских, преданиях, в то время как представление о древе жизни приняло в них несколько иной характер, чем у евреев. В земном вавилонском раю были «вода жизни» и «растение, которое превращало старца в молодого», причем Утнапиштимy и его жене вовсе не было запрещено пользоваться живой водою и плодами от этого растения.[2] Однако другой весьма древний вавилонский миф[3] о герое Адапе сообщает, что Адапе позволено было созерцать все тайны земли и неба, но ему же было запрещено божественным отцом его Эа вкушать от «пищи жизни» и пить «воду жизни». «Когда ты явишься пред лицо Ану, — говорит Эа своему сыну Адапе, — они поднесут тебе пищу смерти, но ты не ешь; они поднесут тебе воду смерти, но ты не пей». Адапа повинуется, но впоследствии оказывается, что бог Ану предлагал ему пищу жизни и воду жизни, Адапа же, не зная этого, отказался от этих драгоценных даров, вследствие чего человечество лишилось бессмертия.

Ввиду того, что библейский рассказ о райских деревьях резко отличается от всех других аналогичных повествований, библейские критики Будде и Гункель полагали, что в первоначальном рассказе Быт.2—3 фигурировало только одно дерево, а именно древо познания, так как первоначальный автор этого рассказа ни в коем случае не мог бы допустить, чтобы первому человеку было разрешено пользоваться плодами от древа жизни наравне с плодами других деревьев.[4]

В Книге Урантии

В Книге Урантии утверждается, что Дерево жизни не было мифом, оно было реальностью и в течение долгого времени существовало на Земле. Это сверхрастение накапливало некоторые пространственные энергии, служившие противоядием для тех субстанций в животных организмах, которые вызывают процесс старения. Плоды древа жизни служили как бы сверххимическим аккумулятором, при употреблении которого продлевалась жизнь.

Примечания

  1. ↑ Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.
  2. ↑ Jensen, Kosmologie der Babylonier, 227, 383 и сл.; Barton, Sketch of semitic origins, 90—98
  3. ↑ Jensen, Adapa und der Südwind, в KB, VI, 1 часть, 92—101;
  4. ↑ Budde, Die biblische Urgeschichte, 46—88, Giessen, 1883; Gunkel, Chaos und Schöpfung, 420 и сл.

Источники

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.