Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Дхарма что это такое


Что такое Дхарма, понятие Дхармы. Дхарма женщины и мужчины

В этой статье мы разберём такое понятие как «Дхарма». Как её рассматривают в разных традициях.

Понятие Дхармы. Концепция Дхармы в буддийской традиции

Понятие «Дхарма», или «Дхамма», пришло в буддизм из ведической традиции, как собственно и сам буддизм по существу является выходцем ведического знания. Будда Шакьямуни воспитывался в традиционном индийском обществе с его нерушимыми догматами и кастовым устройством, что и послужило достаточной причиной для неприятия сложившихся устоев и началу поиска чего-то нового, что, в свою очередь, привело к отказу от кастовой системы и впоследствии послужило тому, что мы сейчас именуем философской системой под названием «буддизм».

Однако, несмотря на радикальный отход от существовавших в тот момент взглядов, многие понятия из Вед и Веданты плавно перешли в новую систему знаний. Среди них такое основополагающее и, вероятно, одно из самых широкотрактуемых и вызывающих наибольшие споры среди последователей дхармических религий (джайнизм, сикхизм и т. д.) понятие Дхармы.

В древней Индии Дхарма была идентична законам Рита. Напомним, что законы Рита — это естественные законы природы. Следование им и есть выполнение законов Рита. Дхарма часто переводится как‘универсальный закон бытия’, ‘религиозный долг’, ‘то, что поддерживает космический порядок’. Также считается, что Дхарма — это одновременно и свод нравственных правил; в некоторых духовных традициях под Дхармой принято понимать метод в целом.

Таким образом, вы уже поняли, что трактовка понятия Дхармы может варьироваться в зависимости от контекста, источника, где вам встретилось это понятие, а также от познаний и наклонностей тех, кто интерпретирует этот термин. В Сутре Белого Лотоса, которая была записана в I веке н. э. в традиции Махаяны (Большая колесница), Будда говорит о Ливне Дхармы, когда дождь Дхармы проливается на всё сущее, и оно начинает развиваться в согласии со своей собственной природой.

Законы Дхармы едины, но они могут быть реализованы только в согласии с внутренней природой того, кто воспринимает Дхарму.

Законы Дхармы

Одним из главных и основополагающих определений Дхармы считается следующее: «то, каким всё является на самом деле». В различных источниках мы находим многочисленные описания того, что такое Дхарма, но вышеприведённое выглядит как наиболее ёмкое и широкое по смыслу. Оно также в наибольшей мере отражает мировоззрение буддийской традиции, где смысл состоит в том, чтобы избавиться от иллюзии (чем и является наш мир) и перейти в мир необусловленный, неиллюзорный, тот, который и есть истина.

Для этого мы должны познать и проявить истинную природу самих себя, а поддержкой на пути и будет служить Дхарма, помогая выполнять нравственный долг.

Понятие Чатурдхармы в философии адвайты

Понятие Чатурдхармы, или четырёх видов Дхармы, разработано и понятным образом представлено в философии адвайты, одном из ответвлений философии буддизма. Нам известно из литературы Вед, что практика Дхармы осуществляется на протяжении всей жизни, а периоды жизненного пути, согласно ведическим писаниям, носят название «ашрамы». В жизни обычного человека эпохи Кали-юги различают четыре ашрама, на каждый из которых условно отводится по 20–25 лет жизненного пути: брахмачари — до 25 лет — период учения и целомудрия; грихастха — с 25 до 50 лет — когда человек посвящает свою жизнь миру и семье и на первый план выходят материальные и чувственные ценности; ванапрастха — с 50 до 70 (75) лет — постепенный отход от дел и социальной активности; санньяси (последний период) — 70 (75) + — когда человек становится религиозным аскетом-отшельником и учителем для всех остальных групп людей.

Учитель, аскет-отшельник

Таким образом, в четыре раздела Дхармы входят:

Такого деления придерживаются некоторые школы адвайты, и во многом они правы, подразделяя Дхарму на разделы, т. к. понятие Дхармы очень глубоко и может прослеживаться в различных областях жизни. Так, например, Варна-дхарма, это выражение социального статуса. В эпоху Вед и в настоящее время в некоторых странах она выражена кастовым устройством общества. Т. е. Варна-дхарма — это в первую очередь подчинение социальному устройству общества и выполнение своих обязанностей в соответствии со своим социальным статусом.

Что такое Ашрама-дхарма, вы уже знаете. Личной Дхарме, или Свадхарме, мы посвятим отдельный раздел нашей статьи.

Также Дхарма является частью четырёх главных Пурушартхи человеческой жизни, где Дхарма — нравственный закон, артха ответственна за мирские заслуги и всё материальное, кама как эмоционально-чувственный аспект жизни и мокша (также может именоваться нирваной) приносит освобождение и преимущественно практикуется в двух последних ашрамах — ванапрастха и санньяси.

Дхарма — нравственный закон

То, что мы видим во всех этих разделениях и интерпретациях Дхармы, во многом подтверждает наше первоначальное суждение о том, что Дхарма пронизывает человеческое бытие: она может выступать в качестве универсального закона, регулирующего жизнь и развитие Вселенной, на более частных уровнях она может выступать в качестве морального закона, а также может быть интерпретирована в качестве закона, регулирующего социальную активность людей и наделяющего смыслом жизненный путь или, лучше сказать, структурируя его, что мы и видим на примере Ашрама-дхармы.

Как узнать свою Дхарму: Дхарма мужчины и Дхарма женщины

Каким образом узнать свою дхарму? Таким вопросом задаются многие начинающие адепты буддизма, потому что они, вероятно, находятся под воздействием современных тенденций и трактовок этого термина. Мы уже не раз упоминали, что значение слова «Дхарма» может интерпретироваться весьма разнообразно, и в том числе в наше время иногда его понимают в качестве индивидуального предназначения человека в жизни.

Во-первых, это не совсем так, и для понятия поиска и нахождения индивидуального предназначения в жизни существует другой термин. Во-вторых, с точки зрения того, что мы уже описали выше, было бы большой недооценкой полагать, что понятие Дхармы сводится лишь к выяснению и нахождению индивидуального пути, что к тому же связано с эго и в целом с желанием. Это бы изначально противоречило самому учению Будды, в основе которого лежит разотождествление с обусловленностью, желаниями эго и т. д. Именно желания удерживают человека от окончательной, внутренней свободы и перехода в нирвану, т. е. отделяют его от перехода из мира обусловленности в мир необусловленности.

Учение Будды

Понятие Свадхармы

Давайте всё-таки продолжим тему индивидуального предназначения, и если ошибочно приписывать термину Дхармы такую трактовку, то для нахождения собственного предназначения в жизни существует ещё одно понятие, и оно созвучно дхарме — это Свадхарма, или личная Дхарма (ещё один перевод).

Изначально в Ведах мы не встречаем подобное понятие. Впервые мы узнаём о нём из Бхагавад-гиты, когда Кришна говорит Арджуне о том, что «исполнение своего собственного долга, пусть даже и посредственное, предпочтительнее, чем исполнение чужих обязанностей, хотя бы и отличное. Лучше умереть в Свадхарме; Парадхарма полна страха и опасности». Так, мы понимаем, что у каждого в жизни есть долг, или обязанность, сообразная с его собственной природой. Её-то человек и должен прожить, воплотить в жизнь.

Далее приведём отрывок из лекции Шри Шри Рави Шанкара, которая проходила в Бангалоре в 2013 году. На вопрос присутствующих о том, каким образом можно трактовать Свадхарму, он ответил следующим образом: «Любое действие, которое не заставляет вас почувствовать страх или беспокойство, — это Свадхарма. Такое действие, когда вы чувствуете, будто что-то побуждает вас его сделать и без выполнения которого вы чувствовали бы беспокойство — это Свадхарма».

Действие, которое производится в наибольшем согласии с вашими внутренними глубинными установками, талантами и наклонностями становится Свадхармой. Поэтому выяснение индивидуальной Свадхармы — это в большей мере осознание и понимание своей собственной сути, наклонностей и позволение себе действовать и жить согласно своим наклонностям.

Предназначение
Неправомерность вопроса о разделении на мужскую и женскую Дхарму 

Из всего этого можно заключить, что вопросы о существовании Дхармы женщины или Дхармы мужчины как минимум излишни, потому что в древних священных текстах изначально не давалось каких-либо конкретных рекомендаций, касающихся различий между Дхармой женщин и мужчин. Скорее, такое разделение было предпринято значительно позднее с целью описать круг обязанностей и законов для обоих полов, но человеку, изучающему Веды, веданту или буддизм, вряд ли стоит сосредоточивать внимание на подобного рода информации, т. к. любое разделение, категоризация и т. д. — это по большому счёту лишь ещё одно добавочное затемнение реальности, ещё одна иллюзия, созданная умом человека.

Наша задача состоит в том, чтобы свести количество самскар к минимуму, а не приумножать их, создавая различного рода надстройки в и без того уже отягощённой трактовками и комментариями философской системе. Ведь даже вышеописанные классификации понятия Дхармы на различных уровнях — это творения человеческого ума. Поэтому цель состоит в том, чтобы постараться воспринять и различить истину, суметь её увидеть среди прочей мишуры, постоянно удерживая внимание на том, что дхарма — это «то, каким всё является на самом деле». За многочисленными отражениями мы должны увидеть реальный образ, и лишь тогда, когда мы научимся видеть то, что есть (а не то, что мы хотим увидеть, или то, что нам хотят показать), тогда мы будем жить в соответствии с Дхармой.

Итак, подведём некоторые итоги по этой обширной теме, к которой мы только прикоснулись (и отнюдь не претендуем на полное описание и презентацию темы Дхармы). Ведь, как известно, Дхарма — это то, что пронизывает все аспекты человеческой жизни, при этом, по одной из трактовок, сама Дхарма выступает в качестве одного из главных её аспектов. Однако, возможно, стоит прислушаться к тому, о чём говорят Веды и смрити: что, придерживаясь выполнения Дхармы, человек продвигается по направлению к необусловленности, к Истине и, следовательно, к освобождению.

Дхарма изначально предполагает своего рода «волю к свободе», которая довольно точно отражена в представленной метафоре: «Человеческий ум как зеркало: ни за что не цепляется, ничего не отрицает. Он принимает, но не удерживает». Эта цитата напрямую связана с принципом непривязанности и пустоты (шуньяты), на котором базируется учение буддизма, что в первую очередь определяет состояние ума. Но это уже тема другой статьи…

www.oum.ru

Дхарма

В индийской национальной философии понятие дхарма объясняют как комплекс устоев, правил, догм, позволяющих найти свой верный путь и жить в гармонии с окружающим миром и Вселенной.

Это своеобразный кодекс морально-нравственных устоев, опираясь на который можно достичь совершенства. Основная цель дхармы — соединить душу с реальной жизнью, но при этом реальность должна соответствовать некоему идеальному миру.

Понятие дхармы

В буддистской философии слово дхарма  употребляется в нескольких значениях: это и закон, и состояние души, и  возможность жить по правилам, и единственно верное понимание сути существования человека на земле.

Главное в дхарме то, что она учит человека правилам поведения и общения со всеми другими людьми, а кроме этого

Дхарма учит человека, как при жизни постичь религиозное учение, которое в ином случае постигается лишь избранными.  Учение индуизма утверждает, что в праведной жизни есть четыре стороны:

И именно дхарма учит, как достичь единения физического тела и души и достичь баланса между землей и небом, духом и плотью, кратковременностью и вечностью.

Дхарма в буддизме

В различных религиозных учениях дхарму объясняют  по- разному. У буддистов дхарму отождествляют с высшим пониманием учения Будды (Просветлённого).  Считается, что Великий Будда видит каждого человека в его собственной ипостаси, как единственно уникальную сущность, поэтому и дхарма не может быть общей, одинаковой для всех.

Это нравственный закон, который каждый понимает по-своему и стремится к его выполнению. То есть в буддизме дхарма это и главный нравственный закон существования человека в обществе, и священный поток сознания, излучаемый Вселенной.

Дхарма в индуизме

Понятие дхарма впервые встречается еще в древних письменных источниках и там ее интерпретируют, как умение сочувствовать и сострадать ближним.

Затем в индуизме это понятие расширялось и теперь оно обозначает

Особым почетом в индуизме пользуется учение о дхарме внутри семьи. Считается, что если свою семейную жизнь человек строит по законам дхармы, то он особо угождает Богу и может рассчитывать на его благоволение.

Для женщины это, прежде всего, служить  желаниям мужа, быть верной и преданной,  уважать и почитать всех родственников своего супруга, следовать за своим мужем, куда бы он ни пошел и всегда чтить его наравне с Богом.

Для мужчины это защищать свою женщину при любых обстоятельствах и до последнего издыхания, хранить физическую верность, вести за собой жену и детей и обеспечивать им необходимый уровень жизни.

Дхарма в астрологии

С появлением астрологии учение о дхарме пополнилось новыми знаниями. Наука о влиянии звезд на судьбу человека считает, что дома дхармы имеют номера 1,5,9 – лучшие дома, оказывающие самое положительное влияние на формирование характера человека.

Если в гороскопе сильны именно эти дома, то этот человек и мудр, и благочестив, и наделен всяческими добродетелями. Именно они указывают на то, сколько благочестия  у индивидуума. А главная цель каждого человека, начиная с рождения – это идти по пути, определенному дхармой и помогут ему в этом пять истин:

Всего выделяют пять правил  дхармы, которые и считаются главными этическими законами поведения:

Некоторые буддисты трактуют этот принцип, как полное воздержание от спиртного и призыв к разумной умеренности в потреблении пищи.

Как постичь свою дхарму?

В наши дни много приверженцев древних восточных учений, поэтому все чаще возникает вопрос: как верно определить свою дхарму? Веды на это отвечают, что в этом деле главное смотреть внутрь себя, определить свои жизненные приоритеты, причем, сделать это можно строго самостоятельно. Кроме этого, Веды называют пять дхармических типов:

Вы можете примерить эти типы на себя и определить свой тип дхармы.

Значение колеса дхармы

Одно из самых ранних изображений, начертанных в священной книге Вед – это колесо дхармы. В индуизме это изображение олицетворяет защиту и божественную поддержку человеку среди земных стихий, а в буддизме – это символ Будды и его мудрости.

Постоянное движение колеса дхармы значит, что учение Будды действует и спустя тысячелетия после его смерти, оно вечно и постоянно и всегда находит своих последователей.

Колесо состоит из трех частей: ступица, обод и спицы (от 5-ти до 8-ми), и каждая часть освещает свой аспект учения Будды: этику, мораль и умение концентрироваться на себе и Вселенной.

Восемь спиц в колесе олицетворяют Благостный Восьмеричный путь Будды

А ступица- центр колеса символизирует общий закон нравственности, необходимый к выполнению для всех без исключения живущих на земле.

Обод же олицетворяет вечное вращение колеса, постоянное движение жизни. Иногда его изображают с тысячью спиц, которые демонстрируют всему миру тысячу деяний Будды.

Считается, что великий Будда сделал собственноручно три поворота колеса дхармы, т.е. дал три больших цикла лекций о своем учении:.

  1. При первом повороте Будда учил четырем благородным истинам и законам Кармы, закону вселенской справедливости и возмездия.
  2. Второй поворот раскрыл закон взаимопроникновения и взаимозависимости всего и всех в мире.
  3. Третий поворот колеса раскрыл понятие о всеобщей просветленности, то есть в каждом живом существе есть частичка Будды, отыскать которую нужно стремиться в процессе самосовершенствования.

Изображение колеса дхармы считается одним из священных символом Индии, оно присутствует на их государственном флаге и многих других и государственных, и политических, и религиозных атрибутах.

(5 оценок, среднее: 5,00 из 5)Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта. Загрузка...

indiamagazine.ru

Дхарма - это... Что такое Дхарма?

Дха́рма, дха́мма (санскр. धर्म dharma IAST, пали धम्म dhamma IAST) — индийский философский и религиозный термин, одно из важнейших понятий в индийской культуре. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар — «поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п.

Дхарма играет первостепенную роль в доктринах индийских религий, каждая из которых исповедует и практикует дхармические принципы. В индийских религиозных традициях принято считать, что люди, живущие в согласии с устоями дхармы, способны достичь мокши или нирваны. В индуистском обществе дхарма представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностях каждого индивида.

Дхарма, в своём общем значении, имеет определённое сходство с дао и даосизмом. Антонимом дхармы является адхарма. Символ дхармы — дхармачакра — центральный мотив в национальном флаге Индии.

Употребление слова

В священном тексте индуизма — «Риг-веде» — слово употребляется в варианте дхарман dhárman- IAST и имеет ряд значений, включая «что-то установившееся или утвердившееся», или в значении «сторонник», «приверженец», «поклонник» (Бога), а также в абстрактном значении, имеющем семантическое сходство с греческим ethos, «установленный статус или закон».

В «Атхарва-веде» и классическом санскрите — (dhárma- IAST, деванагари: धर्म), а на пали слово принимает форму дхамма. В современных индийских языках и диалектах слово часто употребляется как дхарам. Оно используется во всех дхармических религиях, к которым относятся индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм. Трудно дать одно точное определения термина «дхарма» — у него существует долгая и разнообразная история и оно имеет ряд сложных значений и толкований.

В контексте большинства современных индийских языков, таких как хинди или бенгали, «дхарма» просто означает «религия». Индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм соответственно называют «санатана-дхарма», «будда-дхарма», «джайн-дхарма» и «сикх-дхарма».

Дхарма в индуизме

В «Риг-веде», вера в то, что естественная упорядоченность и гармония пронизывает природу и мир, проявляется в ведийской концепции риты, которая выступает как законы природы, как определённый установленный порядок вещей во Вселенной. Рита имеет определённое сходство с древнекитайским понятием дао и гераклической, или стоической концепцией логос. Этот порядок вещей во Вселенной, отражённый в ведийской религии, явился историческим предшественником понятия дхармы. Идея риты была изложена в ведийских гимнах и выступила как фундамент для дхармы в классическом индуизме. Дхарма упоминается в следующем стихе «Риг-веды»:

О Индра, веди нас по пути риты — истинному пути, следуя которому мы сможем преодолеть зло.[1]

Переход от риты к современной идее дхармы происходит в «Брихадараньяка-упанишаде». В Упанишадах дхарма рассматривается как вселенский закон, порядок вещей, гармония, истина, которые проявляются из Брахмана. Дхарма выступает как управляющий моральный принцип во Вселенной. Это сат — истина, один из основных принципов индуизма, который происходит от концепции «единой истины» (экам-сат), изложенной в «Риг-веде». Сат выступает в Ведах как одно из качеств Брахмана — сат-чит-ананда (истина-знание-блаженство). Дхарма это не просто закон или устой — это изначальная истина. В «Брихад-араньяка-упанишаде» это объясняется следующим образом:

Дхарма тождественна истине. Человек, который говорит истину, «говорит дхарму».[2]

В «Махабхарате» Кришна определяет дхарму как поддерживающую порядок вещей как в материальном мире, так и в мире духовном.[3]

Дхарма как одна из пурушартх

Продвигаясь по четырём ступеням духовного развития (ашрамам) ведийского общества, которыми являются брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса, индивид одновременно осуществляет и четыре основные пурушартхи, или цели — дхарму, артху (экономическое развитие, материальные обретения и мирские заслуги), каму (чувственное удовлетворение), и мокшу (освобождение из сансары — круговорота рождения и смерти). Конечная цель, мокша, является самой важной в последних двух ашрамах жизни, тогда как пурушартхи артхи и камы в основном практикуются в грихастха-ашраме. Дхарма, однако, играет ключевую роль на всех четырёх ступенях духовной жизни.

Бог дхармы

Яма, которого также называют Дхармараджа, выступает как дева, управляющий дхармой и следящий за её соблюдением. Описывается, что он родился из груди Брахмы и женился на десяти дочерях Дакши. Он является отцом Шамы, Камы и Харахсы, а также Нара-Нараяна риши.

В «Махабхарате», Видура описывается как воплощение Ямы.[4] Также, Кунти вызывает Яму и зачинает от него своего старшего сына Юдхиштхиру. Поэтому, Юдхиштхира также получил известность под именем Дхармапутра («сын дхармы»).[5]

В специальной литературе

В специальной литературе, например, по санскритской грамматике, дхарма также означает «собственность», а дхармин — «обладающий собственностью». В таких санскритских фразах, как шабдо нитья (shabdo 'nityaḥ IAST) — «звук непостоянен», «звук» является носителем качества «непостоянности». Подобным же образом, во фразе иха гхатах (iha ghataḥ IAST) — «здесь есть горшок», «здесь» выступает как носитель «существования горшка».

Дхарма в буддизме

  1. универсальный закон бытия, открытый Буддой;
  2. буддийское учение;
  3. явление, далее неделимая составляющая бытия. Элементарный «кирпичик» сознания и мира (о мире самом по себе, независимо от сознания, буддизм ничего не говорит): «круглое», «длинное», алчность, не-алчность, мысль, сознание и т. п. Дхармы мгновенны, непрерывно появляются и исчезают, их волнение и образует человека (или другое существо), воспринимающего мир. Чем больше человек обуреваем страстями, тем меньше среди дхарм благих и больше неблагих, что по закону кармы ведет к усилению страдания, испытываемого человеком. Если человек ведет нравственную жизнь, почитает наставления Будды или божеств других религий, то в его «потоке сознания» преобладают благие дхармы, и он в этой и последующих жизнях испытывает мало страданий и даже может родиться небожителем. Но и небожители подвластны закону кармы и смертны. Чтобы полностью прекратить волнение дхарм, нужно осознать, что нет ничего неизменного — ни мира самого по себе, ни Бога-Творца, ни вечной души. Когда это все не только понято, но и осознано, процесс «бывания» прекращается, и достигается нирвана — состояние, которое нельзя назвать ни вечным бытием, ни полным уничтожением: все наши понятия непригодны для описания нирваны. Дхарма считается одной из центральных и вместе с тем одной из наиболее сложных категорий буддийской мысли. По Ф. И. Щербатскому, природа дхармы непостижима[6].

Дхарма — категория абхидхармы

Описание дхарм как элементов бытия (см. выше) изложено в третьей части буддийского канона, Абхидхарме. Их детальной классификации посвящён труд «Абхидхармакоша».

Все дхармы можно разделить на два базовых класса омрачённые (сасрава) и неомрачённые (анасрава).

Омрачённые

К омрачённым (сасрава) относятся все обусловленные (санскрита) за исключением истины пути (марга — одна из четырех благородных истин).

Особенностью обусловленных дхарм является их загрязненность (клеша). Обусловленные дхармы делятся на пять групп (скандха). А именно: В свою очередь рупа делится на пять органов чувств (индрия), пять видов объектов (вишая) и непроявленное (авиджняпти). Индрия это органы зрения (чакшу), слуха (шротра), вкуса (джихва), обоняния (гхрана), осязания (кая). Вишая это зрительные (рупа), слуховые (шабда), вкусовые (раса), обонятельные (гандха), осязательные (спраштавья) данные. Итого десять органов чувств и объектов.
Тройная классификация дхарм

Дхармы были классифицированы Буддой тремя способами: по группам (скандха), по базам (аятана) и по элементам (дхату). Васубандху объясняет причину необходимости тройной классификации следующим образом:

Сознательные существа заблуждаются в трояком отношении: одни заблуждаются относительно психических явлений, считая их за «я»; другие опять заблуждаются относительно явлений чувственных; третьи полагают, что явления психические и чувственные вместе составляют «я». Кроме того, проницательность людей различна, а также их склонности: одни в состоянии понять или любить только краткое; другие — среднее; третьи — пространное.[7]

Поэтому для первых предназначена классификация дхарм по пяти группам, для вторых — по 12 базам, а для третьих — по 18 элементам.

Таким образом, эти же десять органов чувств и объекты, перечисленные выше, присутствуют и в списках дхарм, входящих в базы (аятана) и элементы (дхату). А именно:

Для скандха Для аятана Для дхату
чакшур индрия чакшур индрия аятана чакшур дхату
шротрендрия шротра индрия аятана шротра дхату
джихвендрия джихва индрия аятана джихва дхату
гхранендрия гхрана индрия аятана гхрана дхату
кайендрия кая индрия аятана кая дхату
рупа вишая рупа вишая аятана рупа дхату
шабда вишая шабда вишая аятана шабда дхату
раса вишая раса вишая аятана раса дхату
гандха вишая гандха вишая аятана гандха дхату
спраштавья вишая спраштавья вишая аятана спраштавья дхату

К неомрачённым (анасрава) относятся истина пути (марга), акаша и два прекращения (ниродха): пратисанкхьяниродха и апратисанкхьяниродха.

См. также

Примечания

  • Lingat, Robert (1973), «The Classical Law of India», University of California Press, ISBN 0520018982,  
  • Rosen, Steven (2006), «Essential Hinduism», Greenwood Publishing Group, ISBN 0275990060,  

dic.academic.ru

Дхарма – вечный путь живого существа

Если вы знакомы с ведической философией, то должны были слышать слово “дхарма“, употребляемое в разных значениях. Если не знакомы, то на нашем сайте есть статья, в которой поясняются основные значения ведической философии. Статья будет по этой ссылке.

Определение значение дхармы кажется однобоким только на первый взгляд. На самом деле оно затрагивает многие важные аспекты жизни человека и имеет множество значений, которые мы разберем и синтезируем это понятие в одно определение, насколько это возможно.

Разобраться в этом слове будет крайне полезно тем, кто хочет понять важные моменты практической философии. У слова “дхарма” есть несколько значений: долг, обязанность, путь, религия, деятельность, предназначение.

Дхарма – обязанность и долг.

В данном понимании, дхарма – это долг человека, который предопределен ещё до его рождение. Выполнение такого долга – первостепенная задача человека. Исполнение такого долга приводит человека к счастью в о всех аспектах жизни. Те кто следует своей дхарме – достигают совершенства.

Понятие дхармы исходит из недр ведической философии, поэтому очень важно понимать, что само понимание дхармы очень тесно связано с главной и высшей целью ведической философии – поклонение Верховному Господу.

Об этом говорит Кришна в Бхагавад-Гите:

Честно исполняй свой долг, ибо такой образ действий лучше, чем бездействие. Не трудясь, человек не сможет удовлетворить даже самые насущные потребности своего тела.

Занимаясь деятельностью, соответствующей его природе, каждый человек может достичь совершенства…

В следующих стихах, Он поясняет что любой человек, исполняя свои обязанности, может достигнуть совершенства, если поклоняется Верховному Господу. Он также объясняет:

Лучше исполнять свои обязанности несовершенным образом, чем совершенно выполнять чужие. Выполняя приписанные обязанности, отвечающие его природе, человек никогда не навлекает на себя греха.

Бхагавад-Гита. 3.35

Исполнение дхармы, исходя из этих стихов, – это исполнение предназначение. Как индивидуального, так и исполнение предназначение связанного с его психотипом, варной. Например, ярким примером исполнения долга – это сражение для воина. Вообще, исходя из философии, откуда пошло слово “дхарма”, поле боя для воина – это самое важное место в его жизни, потому что там, он имеет возможность исполнить свой долг, дхарму.

Однако, там также говорится о том, что любая деятельность имеет свой изъян. А потому отказываться от какой-либо деятельности, если она не является греховной, под предлогом его несовершенства нельзя. Однако, такая деятельность, должна соответствовать природе человека, его дхарме.

В комментариях Шрила Прабхупада поясняет что: убийство на войне, хитрость во время торговли, служение плохому господину, который дает неправильные приказы – такие изъяны встречаются в деятельности человека, который, при всём этом, не должен отказываться от подобного рода деятельности.

Повторяюсь: убийство на войне, а не в миру, хитрость во время торговли, а не в повседневной жизни и так далее. Нужно учиться видеть грань между дозволенной деятельностью и недозволенной деятельностью. Для этого необходимы знания.

Совершенства человек достигает от исполнения своих обязанностей. Совершенство дарует человеку возможность обрести все необходимые ему блага: изобилие, счастье, любовь, богатство и все остальное. Совершенство у всех разное: одному необходимо быть невероятно сильным и смелым, другому необходимо стать самым мудрым и так далее.

У каждого своё совершенство. И обязанности, от которых идет совершенство, тоже у всех разные. Есть определенные виды психофизической природы человека, которые дают ему набор обязанностей. Эти обязанности у каждого человека разные и выполняются в соответствии с временем, местом и обстоятельством.

Правители разных стран правят по разному, исполняя свои обязательства в соответствии с необходимостью. Также и любой человек должен знать что ему делать, как это делать и когда ему это делать. Обязанности – это образ жизни, который должен вести человек. Понимая свои обязанности и выполняя их своевременно, человек способен выполнять их в полной мере.

Это также ряд вещей, который ему необходимо совершать: мать должна заботиться о ребенке, ухаживать за мужем, а торговец должен следить за ценами, покупать и продавать, рекламировать товар. У каждого человека существует немало дел, которые он должен выполнять. От этого происходит все разнообразие труда в человеческом обществе.

В Чайтанья-чаритамрите также говорится что обязанность любого – заботиться о благе всех живых существ богатством, разумом, речью и действием (Ади-лила. 9.42).

Ненасилие, правдивость, честность, желание счастья и благополучия другим и свобода от похоти, гнева и жадности входят в обязанности всех членов общества.

Шримад-Бхагаватам 11.17.21

Однако, конечная цель всех священных текстов сводится к высшей обязанности всех живых существ – преданному служению Верховному Господу. Говорится что Верховный Господь – обладатель всех богатств, наслаждений, счастья, знания, достоинств и прочих благ, а потому стремящиеся к получению этих материальных и духовных благ – должны стремится к служению Ему. В Индии богатые бизнесмены посвящают выходные служению в храмах: моют полы, посуду, еду разносят, чтобы получить возможность преданно послужить Господу. Дхарма – это обязанность.

Дхарма – деятельность.

Теперь конкретно о индивидуальной деятельности. Всего существует 4 природы человека и соответствующие им виды деятельности. Об этом говорится в Бхагавад-Гите и Шримад-Бхагаватам:

Брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно узнать по их качествам, проявляющимся в деятельности, которая соответствует трем гунам материальной природы, о покоритель врагов.

Умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность – таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности.

Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой – все это природные качества кшатриев, необходимые им для исполнения своего долга.

Земледелие, защита коров и торговля – таковы занятия, соответствующие природе вайшьев, а предназначение шудр – заниматься физическим трудом и служить другим.

Бхагавад-гита 18.41-44

Брахман – знающий

Дхарма брахмана: совершать религиозные обряды, учить людей проповедью, советами, историями и собственным примером правильной жизни. Обучать людей непосредственно – брать в ученики. Заниматься исследованиями, как научными, так и философскими. Брахманы выполняют роль преподавателей, министров, жрецов, священников, ученых, исследователей. Интеллектуальный труд. Развивать знания и смирение.

Кшатрий – воин

Дхарма кшатрия – защищать, обеспечивать всем необходимым, заботиться и править над своим народом, поддерживать брахманов и с почтением относится к их советам. Сражаться, руководить, вести за собой, возглавлять и организовывать людей, участвовать в соревнованиях и выигрывать их, совершенствовать физические способности, совершать аскезы, государственная служба. Управленческий, административный и организационный труд. Сражение и борьба. Развивать храбрость и спокойствие.

Вайшья – торговец

Дхарма вайшьи – торговать, выращивать животных, заниматься земледелием и ремеслами, заниматься благотворительностью, зарабатывать деньги и увеличивать материальным блага. Труд направленный на получение прибыли, коммерческое направление. Развивать щедрость и бескорыстие.

Шудр – служащий

Дхарма шудры – служить другим, заниматься физическим трудом. В современном мире также заниматься творчеством и ремеслами. Развивать преданность и трудолюбие.

В большинстве, мало кто совершает деятельность которая подходит его природе. Психофизическая природа является фиксированной с рождения. Можно, конечно, привить человеку какую-то любовь к знаниям, интерес. Но он не сравниться с врожденным талантом проводить часы, с самого детства, за книгами и исследовать все. Да и привитая любовь, не может быть такой сильной как естественные склонности.

Если их подавлять или пытаться “переучить” ребенка, тогда можно очень сильно испортить судьбу человеку. Есть мастера которые занимаясь любимым ремеслом получают большие деньги, самоучки. Просто на энтузиазме развили в себе такие способности и стали экспертами именно от врожденного таланта.

Дхарма – уклад жизни.

Согласно ведическим знания, которые мы сейчас рассматриваем, затрагивая тему Дхармы, существует 4 уклада жизни.

Брахмачарья – ученик

Брахмачарьи – молодые ученики. Они учатся в специальных образовательных учреждениях – гуркулах, где в них вкладывают не только знание, но и делают большой упор на развитии нравственности, талантов, способностей и достоинств. Брахмачарьи воздерживаются от половых связей, служат учителю и получают знания.

Обучение было бесплатным и длилось по разному – от 10 до 20 лет. Однако по окончанию обучения следовало отдать гуру крупное пожертвование – какое семья ученика могла себе позволить. Самый младший возраст для принятия в гуркулу 5-7 лет, в 25 лет, максимум, обучение заканчивается и ученик должен решить – остаться на правах ученика-монаха или начать грихастху – семейную жизнь.

Рекомендуем также эту статью:  Характер человека и его предназначение

Грихастха – глава семейства

Грихастха – семейная жизнь. После обучения ученик решивший начать семейную жизнь возвращается домой, где ему подбирают подходящую невесту. После пышных церемоний свадьбы, молодой семьянин начинает семейную жизнь и заработок денег, в соответствии с прирожденной природой – торговцы начинали торговать, заниматься ремеслами, воины поступали в армию или на государственную службу, священники начинали исполнять обязанности жрецов или учителей.

Воспитывать детей, заниматься благотворительностью и экономической деятельностью, посещать святые места, культивировать в себе чистое сознание – вот обязанности грихастхи. Грихастха продолжается около 30-40 лет. По достижению 45-60 лет глава семейства уходил в отреченный образ жизни. Мать передавалась под опеку старшего сына, который становился владельцем всего имущества и главой семейства.

Ванапрасха – отшельник

Ванапрасха – отреченный образ жизни. Отреченный образ жизни означает поселение в ашраме, скитания или проживание в лесу или горах. В горах или в лесу человек предавался аскезам, очищая свой разум от материальных желаний и обуздывая свой ум.

В случае проживания в лесу, человек питается кореньями и плодами, которые сами ему попадаются. Если человек скитается, он живет жизнью садху, святого, и живёт на подаяние, которое ему дают грихастхи. В случае проживания в монастыре, человек занимается преданным служением и готовится стать санньяси.

Санньяси – проповедник

Санньяси – странствующий проповедник. Санньяси становятся молодые брахмачарьи, которые пожелали остаться в гуркуле, грихастхи, разочаровавшиеся в семейной жизни и ванапрастхи. Санньяса означает что человек остаток жизни посвящает проповеди или иному служению Верховному Господу. Такой человек отказывается от имущества и с минимальным набором необходимых предметов, отправляет проповедовать и разносить знания, посвящая остаток жизни преданному служению.

Дхарма – религия.

Понятие дхарма-религия может обозначать два типа религии: карма-йогу и санатана-дхарму.

Карма-йога

Карма-йога – это религиозность направленная на достижение 4 целей жизни: кама(наслаждение), артха(благополучие), дхарма(выполнение долга) и мокшу(освобождение). С такой точки зрения религия является лишь регулирующим принципом в наслаждении и средством для достижения материальных наслаждений и изобилия.

Выполнение обрядов таких как свадьбы, погребения, вознесение молитв, жертвоприношения, похороны и так далее. Следование широкому кругу предписаний и правил, а также поклонение божествам. Все это направленно в большей степени на материальную сторону жизни – для получения чего-либо: достойных сыновей, богатства, здоровья, успеха в заработке и так далее.

Это материалистическая религия, которую мы можем наблюдать повсюду. Самая главная мысль этой религии: “Бог – всемогущ, а значит он может меня наказать или наградить, так что лучше я буду ему служить”. Это корыстное служение, хотя оно и превосходит отсутствие служения, ему далеко до чистого преданного служения.

Главным двигателем такой религии являются страх и желания. Страх наказания и желания награды. В этом случае, Бог это всего лишь очередной господин, который может очень болезненно наказать за непослушание. Такой взгляд встречается повсюду и является следствием общечеловеческого невежества, которое всё подминает под избавление от страданий и обретение наслаждений.

Санатана-дхарма

Санатана-дхармой является вечной религией – это преданное служение Богу. Вечной религией она является потому, что субъектом служения является не человек, а душа, которая несет эту службу из жизни в жизнь.

Иначе говоря, такой вид религии не имеет отношения к временному телу человеку, но взаимодействует непосредственно с душой. Так как душа является вечной и бессмертной, то плоды такого служения также вечны и бессмертны, так как относятся непосредственно к душе.

Санатана-дхарма – это метод бхакти-йоги, преданного служения. Санатана-дхарма исключительно духовный вид деятельности, хотя и не отрицающий экономической, политической и социальной активности, но все это следует подчинить высшей цели – Кришне.

Подчинение всей деятельности Верховному Господу, полное предание и подчинение Ему, а также отказ от материи, как цели существования, является Саната-дхармой – вечной религией, религией живой души, которая служит её Создателю – Бхагавану.

Дхарма – предназначение

У каждого человека есть ряд событий, которые в его жизни должны произойти. Это может быть последствиями прошлых поступков или заранее выбранная миссия. Миссия может быть очень масштабной, а может быть и совсем маленькой, хотя иногда без маленьких событий, практически не заметных в причинно-следственной связи, не произошло бы больших. Примером предназначения может служить определенная задача в жизни человека, не выполняя которую человек чувствует острую неудовлетворенность и недовольство жизнью.

В этом свете дхарма выступает как судьба – человек должен выполнить что-то – это его предназначение и долг. В случае отказа от долга – он ошибется, что приведет его к худшему исходу. Об этом говорит Кришна великому воину Арджуне, которому было необходимо принять сражение, но который был охвачен состраданием к своим родственникам, друзьям и наставникам, против которых придётся сражаться:

Не странно ли, что и мы сейчас замышляем тягчайший грех? Движимые желанием насладиться радостями царствования, мы готовы убить своих близких. Пусть лучше сыновья Дхритараштры с оружием в руках убьют меня на поле боя, безоружного и не сопротивляющегося.

Санджая сказал: Промолвив это на поле боя, Арджуна отбросил в сторону лук и стрелы и сел в колеснице, охваченный скорбью.

Тогда Кришна напомнил ему о его долге воина:

Санджая сказал: Увидев, что Aрджуна охвачен состраданием и скорбью, а глаза его полны слез, Мадхусудана, Кришна, произнес такие слова:

Верховный Господь сказал: О Aрджуна, как могла эта скверна одолеть тебя? Такое поведение недостойно того, кто знает истинную цель жизни. Оно приведет человека не в рай, а к бесславию. О сын Притхи, не поддавайся унизительному малодушию. Оно не подобает тебе. Вырви из сердца эту постыдную слабость и воспрянь, о герой, карающий врагов.

Судьба и выбор

Фраза: “Такое приведет человека не в рай, а к бесславию” очень много значит в контексте духовной жизни и понимания настоящего отречения и предания себя Господу. Дхарма Арджуны была в сражении, Господь наставлял его:

Воспрянь же, Aрджуна! Приготовься к сражению и стяжай себе славу. Покори врага и насладись властью над цветущим царством. Все они уже приговорены Мною к смерти, и ты, о Савьясачи, можешь быть лишь орудием в этой битве.

Судьба означает быть инструментом в руках Господа. Если инструмент отказывается работать – его считают сломанным и либо пытаются починить или выбрасывают. Если человека пытаются “починить” его ждут тяжелые жернова испытаний, до тех пор, пока он не признает свою судьбу и не примет её.

Эти жернова у каждого свои, Иисус ведь сказал “У каждого свой крест” – это значит что у каждого своя судьба и своя тяжесть испытаний. Второй вариант, когда инструмент признают настолько нерабочим, что выкидывают. В таком случае, человек приходит к неутешительному исходу жизни в виде добровольного отречения от неё – самоубийства.

Что случается с воином, которые работает носильщиком? Помимо жизни, которая не соответствует его природе, он получает острейшее чувство неудовлетворенности, депрессии и полное разочарование в жизни, которое стремится чем-то забить. Чаще всего алкоголем. Таким путём, достойные люди, отказавшиеся от исполнения долга приходят не в рай, а к бесславию.

Дхарма-путь

Защищай свою дхарму – и твоя дхарма защитит тебя.

Ведическая мудрость

Если мы все это объединим, то получим что Дхарма – это индивидуальный путь человека, который он должен пройти, чтобы понять себя, чтобы выполнить свое предназначение и для того чтобы принести пользу всему обществу. Если человек искренне хочет развиваться, он должен понимать что очищается золото только через пламя. А алмазы возникают только под давлением. Закаленная сталь ломает обычную. Трудности закаляют.

Есть много метафор, но смысл один – будет тяжело и чем сильнее стремление исполнять свою дхарму, тем больше будет успехов, но тем больше придется страдать для того чтобы достигнуть нужной консистенции, которая будет являться образом идеального себя.

Ради счастья стоит потрудиться, ведь это самый честный обмен – счастье на труд. Честнее сделки просто не существует.

supremasea.ru

Дхарма (Буддизм) - это... Что такое Дхарма (Буддизм)?

Дха́рма (санскр. धर्म, dharma?, «закон, правило») — индийский философский или религиозный термин, который используется для обозначения морального долга, обязанностей человека или, в более общем значении — пути благочестия.

В контексте индийских языков термин подразумевает религию человека. В большинстве направлений индийской философии дхарма выступает как центральное понятие, которое используется для объяснения высшей истины.

Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от корня дхр — «держать»), и обычно переводится на русский язык как «закон» и его значение часто даётся как «универсальный закон бытия».

В индийском историко-философском контексте термин «дхарма» всегда олицетворял идеи правильного поведения в жизни, поддерживаемые вселенскими законами. Символ дхармы — дхармачакра — центральный мотив в национальном флаге Индии.

Дхарма играет первостепенную роль в дхармических религиях (санатана-дхарма, будда-дхарма, джайн-дхарма, сикхизм), каждая из которых исповедует и практикует её принципы. В учениях этих религий, дхарма выступает как правильное понимание природы, или Бога как её изначального источника.[1][2][3] В этих религиозных традициях, индивиды, которые живут в согласии с принципами дхармы, быстрее достигают мокши или нирваны (освобождения). Дхарма также используется в контексте учений и доктрин основателей дхармических религий — Гаутамы Будды и Махавиры. В традиционном индусском обществе, с его системой варнашрама-дхармы, дхарма представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностях каждого индивида. Дхарма, в своём общем значении, имеет определённое сходство с дао и даосизмом.

Антонимом дхармы является адхарма.

Этимология

Слово «дхарма» восходит к санскриту через общий индоиранский корень дхар — «поддерживать», «удерживать», «держать», через праиндоевропейский дхер, который имеет родство с латинским frēnum — «вожжи», «седло»; и с немецкими словами «скрытый», «укрытый» (древневерхненемецкие tarni, latens); а также с dher-gh, со старославянским drъžǫ, drъžati — «держать», «обладать». Предположительно также существует этимологическое родство слова «дхарма» с латинским firmus (на английском firm).

В священном тексте индуизма — «Риг-веде» — слово употребляется в варианте дхарман dhárman-? и имеет ряд значений, включая «что-то установившееся или утвердившееся», или в значении «сторонник», «приверженец», «поклонник» (Бога), а также в абстрактном значении, имеющем семантическое сходство с греческим ethos, «установленный статус или закон».

В «Атхарва-веде» и классическом санскрите — (dhárma-?, деванагари: धर्म), а на пали слово принимает форму дхамма. В современных индийских языках и диалектах слово часто употребляется как дхарам. Оно используется во всех дхармических религиях, к которым относятся индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм. Трудно дать одно точное определения термина «дхарма» — у него существует долгая и разнообразная история и оно имеет ряд сложных значений и толкований.

В контексте большинства современных индийских языков, таких как хинди или бенгали, «дхарма» просто означает «религия». Индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм соответственно называют «санатана-дхарма», «будда-дхарма», «джайн-дхарма» и «сикх-дхарма».

В индуизме

Историческое развитие концепции дхармы в индуизме

См. также: Рита

В «Риг-веде», вера в то, или наблюдение за тем, что естественная упорядоченность и гармония пронизывает природу и мир, проявляется в ведической концепции риты, которая выступает как законы природы, как определённый установленный порядок вещей в природе, во Вселенной. Рита имеет определённое сходство с древнекитайским понятием дао и гераклической, или стоической концепцией логос.

Этот порядок вещей во Вселенной, отражённый в исторической ведической религии, явился естественным предшественником понятия дхармы. Идея риты была изложена в гимнах Вед и выступила как фундамент для дхармы в классическом индуизме.

Дхарма упоминается в следующем стихе «Риг-веды»:

О Индра, веди нас по пути риты — истинному пути, следуя которому мы сможем преодолеть зло.[4]

Переход от риты к современной идее дхармы происходит в «Брихад-араньяка-упанишаде». В Упанишадах дхарма рассматривается как вселенский закон, порядок вещей, гармония, истина, которые проявляются из Брахмана. Дхарма выступает как управляющий моральный принцип во Вселенной.

Это сат — истина, один из основных принципов индуизма, который происходит от концепции «единой истины» (экам-сат), изложенной в «Риг-веде». Сат выступает в Ведах как одно из качеств Брахмана — сат-чит-ананда (истина-знание-блаженство). Дхарма это не просто закон или устой — это истина в её чистом виде. В «Брихад-араньяка-упанишаде» это объясняется следующим образом:

Дхарма тождественна истине.

Человек, который говорит истину, «говорит дхарму».[5]

В «Махабхарате» Кришна определяет дхарму как поддерживающую порядок вещей как в материальном мире, так и в мире духовном.[6]

Дхарма как одна из пурушартх

См. также: Пурушартхи

Продвигаясь по четырём ступеням духовного развития (ашрамам) ведического общества, которыми являются брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса, индивид одновременно осуществляет и четыре основные пурушартхи, или цели — дхарму, артху (экономическое развитие, материальные обретения и мирские заслуги), каму (чувственное удовлетворение), и мокшу (освобождение из самсары —круговорота рождения и смерти). Конечная цель, мокша, является самой важной в последних двух ашрамах жизни, тогда как пурушартхи артхи и камы в основном практикуются в грихастха-ашраме. Дхарма, однако, играет ключевую роль на всех четырёх ступенях духовной жизни.

Бог дхармы

См. также: Яма (индуизм)

Ямарадж, которого также называют Дхармарадж, выступает как дева, управляющий дхармой и следящий за её соблюдением. Описывается, что он родился из груди Брахмы и женился на десяти дочерях Дакши. Он является отцом Шамы, Камы и Харахсы, а также Нара-нараяна риши.

В «Махабхарате», Видура описывается как воплощение Ямараджа.[7] Также, Кунти вызывает Ямараджа и зачинает от него своего старшего сына Юдхиштхиру. Поэтому, Юдхиштхира также получил известность под именем Дхармапутра («сын дхармы»).[8]

В специальной литературе

В специальной литературе, например, по санскритской грамматике, дхарма также означает «собственность», а дхармин — «обладающий собственностью». В таких санскритских фразах, как шабдо нитья (shabdo 'nityaḥ?) — «звук непостоянен», «звук» является носителем качества «непостоянности». Подобным же образом, во фразе иха гхатах (iha ghataḥ?) — «здесь есть горшок», «здесь» выступает как носитель «существования горшка».

В буддизме

  1. универсальный закон бытия, открытый Буддой;
  2. буддийское учение;
  3. явление, далее неделимая составляющая бытия. Элементарный «кирпичик» сознания и мира (о мире самом по себе, независимо от сознания, буддизм ничего не говорит): «круглое», «длинное», алчность, не-алчность, мысль, сознание и т. п. Дхармы мгновенны, непрерывно появляются и исчезают, их волнение и образует человека (или другое существо), воспринимающего мир. Чем больше человек обуреваем страстями, тем меньше среди дхарм благих и больше неблагих, что по закону кармы ведет к усилению страдания, испытываемого человеком. Если человек ведет нравственную жизнь, почитает Будду или божеств других религий, то в его «потоке сознания» преобладают благие дхармы, и он в этой и последующих жизнях испытывает мало страданий и даже может родиться небожителем. Но и небожители подвластны закону кармы и смертны. Чтобы полностью прекратить волнение дхарм, нужно осознать, что нет ничего неизменного — ни мира самого по себе, ни Бога-Творца, ни вечной души. Когда это все не только понято, но и осознано, процесс «бывания» прекращается, и достигается нирвана — состояние, которое нельзя назвать ни вечным бытием, ни полным уничтожением: все наши понятия непригодны для описания нирваны.

Дхармы в буддизме

Описание дхарм изложено в третьей части буддийского канона, абхидхарме. Их детальной классификации посвящён труд Абхидхармакоша.

Все дхармы можно разделить на два базовых класса омраченные (сасрава) и неомраченные (анасрава).

Омраченные

К омрачённым (сасрава) относятся все обусловленные (санскрита) за исключением истины пути (марга — одна из четырех благородных истин).

Особенностью обусловленных дхарм является их загрязненность (клеша). Обусловленные дхармы делятся на пять групп (скандха). А именно: В свою очередь рупа делится на пять органов чувств (индрия), пять видов объектов (вишая) и непроявленное (авиджняпти). Индрия это органы зрения (чакшу), слуха (шротра), вкуса (джихва), обоняния (гхрана), осязания (кая). Вишая это зрительные (рупа), слуховые (шабда), вкусовые (раса), обонятельные (гандха), осязательные (спраштавья) данные. Итого десять органов чувств и объектов.
Тройная классификация дхарм

Дхармы были классифицированы Буддой тремя способами: по группам (скандха), по базам (аятана) и по элементам (дхату). Васубандху объясняет причину необходимости тройной классификации следующим образом:

Сознательные существа заблуждаются в трояком отношении: одни заблуждаются относительно психических явлений, считая их за «я»; другие опять заблуждаются относительно явлений чувственных; третьи полагают, что явления психические и чувственные вместе составляют «я». Кроме того, проницательность людей различна, а также их склонности: одни в состоянии понять или любить только краткое; другие — среднее; третьи — пространное.[9]

Поэтому для первых предназначена классификация дхарм по пяти группам, для вторых — по 12 базам, а для третьих — по 18 элементам.

Таким образом, эти же десять органов чувств и объекты, перечисленные выше, присутствуют и в списках дхарм, входящих в базы (аятана) и элементы (дхату). А именно:

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Что такое дхарма в буддизме - как следовать учению Будды

Приветствуем вас, дорогие читатели.

Наша беседа сегодня посвящена одному из ключевых понятий буддизма – дхарме. У нее много форм и толкований. Это древнеиндийское слово, происходящее из санскрита. В тесно связанном с ним языке Пали Дхарма принимает форму Дхаммы. Но перевести слово для западного человека не так просто.

Содержание:

ОпределенияПрактикаХарактеристикиМоральУбежденияЗаключение

Рассматривая, что такое дхарма в буддизме, можно узнать, что ее определяют как фактор, составляющий опыт. Это указывает на каждый элемент, являющийся частью материальных и физических аспектов мира.

Отсюда следует, что все существует как дхарма либо включает ее. То есть из нее состоят атомы, мысли, облака, искусство, автомобили, звезды и утконосы. Дхамму также описывают как естественный ход вещей (универсальный закон) и учения Будды, которые указывают на эту истину и описывают Путь к ее реализации (другими словами, просветление).

Определения

Прежде всего, Дхарма представляет собой одну из трех драгоценностей буддизма. Это идеалы, которых следует придерживаться для вдохновения и приверженности практике. Три драгоценных камня – это Будда (совершенство просветления разума), Дхарма (учения и методы) и Сангха (пробужденные существа, которые руководят и поддерживают на Пути).

Дхамма иногда используется для обозначения высказываний Будды и его ранних учеников. В более широком смысле она включает появившиеся впоследствии толкования и дополнения, разработанные различными школами, чтобы помочь объяснить и расширить учения.

Альтернативно дхамму можно рассматривать как высшую и трансцендентную истину. Она полностью выходит за пределы мирских вещей и относится к «закону» или конечной реальности (природе вещей).

Один из самых важных символов буддизма – это колесо Дхармы. Оно олицетворяет собой учения Будды. Тибетский термин для этого символа «колесо трансформации». Его движение служит метафорой для ускоренного духовного изменения благодаря учениям Будды.

Так, беседа учителя в Сарнатхе считается «первым поворотом колеса дхармы». Его проповеди в Раджгире и Шравасти олицетворяют второй и третий обороты. Восемь спиц – это символ Благородного восьмеричного пути.

Колесо также олицетворяет бесконечный цикл сансары или возрождения, которого можно избежать только с помощью буддийских учений. Некоторые последователи религии рассматривают основные части этого элемента как символы «трех навыков» в практике:

Практика

Иногда Будду сравнивают с опытным и умелым врачом, а Дхарму с подходящим лекарством. Но даже с самым замечательным доктором или эффективным препаратом пациент не излечится, если не следует курсу лечения. В этом смысле практика Дхаммы – единственный способ достичь окончательного освобождения, то есть нирваны.

Характеристики

Те, кто следуют по пути дхармы, должны развить в себе 10 важных качеств, неотъемлемо связанных с ней. Первое – это дхарти или терпение. В духовной сфере нереалистично ожидать немедленных результатов после начала практики. Другие качества:

Мораль

Дхарма и карма, которые связаны с концепцией справедливости, служат основой для буддийской этики. Они образуют космический путь, который ведет душу через реинкарнацию к конечной цели просветления. Два понятия связаны между собой: дхамма учит людей жить в ладу с миром, позволяя накапливать позитивную карму. Это дает возможность испытать благоприятные события в этой и следующей жизни.

Естественное состояние мира гармонично, и люди должны делать все, что в их силах, чтобы сохранить это. Деяния, нарушающие естественный баланс, такие как война или кража, безнравственны. Карма – космическая сила, которая сопровождает как хорошее, так и плохое действие. Если люди не могут наблюдать дхарму и действовать в своих собственных интересах, они набирают плохую карму, что приводит к негативным событиям в будущем.

Дхамма – это своего рода очевидная истина в буддизме. Это естественное состояние всех вещей, и приверженцы узнают его через изучение писаний и медитации. Дхарма объединяет буддийский принцип Четырех благородных истин:

Карма, с другой стороны, представляет собой естественную причинную силу. Она пронизывает космос и направляет душу через многие жизни. Она учит, что у каждого действия есть последствия, а у каждого решения – результат.

Убеждения

Буддизм также включает определение «Дхарма человеческих существ». Эта концепция известна как «5 принципов». Они основаны на моральном поведении, которое и делает мир людей терпимым. Эти заповеди помогают буддисту удержаться от плохих поступков и служат основой для дальнейшего роста дхаммы.

  1. Я беру на себя обязательство воздерживаться от уничтожения живых существ. Это предписание распространяется на всех созданий, не только на людей. Все существа имеют право на свою жизнь, и его следует уважать.
  2. Я беру на себя обязательство воздерживаться от взятия того, что не дано. Эта заповедь шире, чем просто отказ от воровства, так, следует избегать идей, если не уверены, что они предназначены для вас.
  3. Я беру на себя обязательство воздерживаться от сексуальных проступков. Это предписание часто неверно интерпретируется как относящееся только к насилию. Оно охватывает любые чувственные излишества, даже чревоугодие.
  4. Я беру на себя обязательство воздерживаться от неправильной речи. Помимо предупреждения лжи и обмана, эта заповедь охватывает клевету, а также разговоры, которые не приносят пользы другим людям.
  5. Я беру на себя обязательство воздерживаться от опьяняющих напитков и наркотиков, которые приводят к беспечности. Эта заповедь относится к особой категории, поскольку она не предполагает внутреннего зла, например, в алкоголе, но злоупотребление им может быть причиной нарушения других четырех заповедей.

Буддизм учит, что эта жизнь – лишь одна из многих, но все они разные. Дхарма помогает людям избежать множества судеб. Придерживаясь принципа естественной гармонии, человек не только обеспечивает благоприятное перерождение, но и движется к буддийской цели. Это нирвана – состояние радости, в котором люди, наконец, освобождаются от цикла жизни и смерти.

Заключение

На этом пора прощаться, дорогие читатели. Надеемся, этот материал был полезен для вас. Не забудьте поделиться в соцсетях накопленными знаниями.

o-buddizme.ru


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.