




Детские церебральные параличи — собирательный термин, объединяющий группу непрогрессирующих, но часто меняющихся синдромов моторных нарушений, вторичных по отношению к поражению или аномалиям головного мозга, возникающих на ранних стадиях его развития. Не следует смешивать с термином «детский паралич» — устаревшим обозначением последствий эпидемического полиомиелита.
Наиболее распространенная разновидность церебрального паралича, известная также под названием «болезнь Литтла». Нарушается функция мышц с обеих сторон, причем в большей степени ног, чем рук и лица. Для спастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов. Преимущественно диагностируется у детей, родившихся недоношенными (последствия внутрижелудочковых кровоизлияний, других факторов). При этой форме, как правило, наблюдается тетраплегия (тетрапарез), однако преобладает мышечная спастика в ногах. Наиболее распространенные проявления — задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т. п. Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки её развития, снижение интеллекта. Прогноз двигательных возможностей менее благоприятен, чем при гемипарезе. Эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук.
Одна из самых тяжелых форм ДЦП, часто являющаяся следствием хронической пре- и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. Клинически диагностируется спастическая тетраплегия (тетрапарез), псевдобульбарный синдром, когнитивные и речевые нарушения. У большинства детей наблюдаются эпилептические приступы. Двигательные расстройства могут быть больше выражены в ногах, руках или быть распределены равномерно. Для двойной гемиплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двойной гемиплегии двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами. Довольно часто у детей отмечают микроцефалию, которая, разумеется, носит вторичный характер. Тяжелый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность.
Одно из возможных последствий перенесенной гемолитической болезни новорожденных, которая сопровождалась развитием «ядерной» желтухи. При этой форме, как правило, повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония (у детей на первых месяцах жизни — диатонические атаки), дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект развивается в основном удовлетворительно. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения. Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определенной трудовой деятельности.
Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечка или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка и мозжечковых путей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врожденной аномалии развития. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). Рассматривается возможность возникновения этого варианта ДЦП при повреждении коры головного мозга (преимущественно лобной части). При этой форме ДЦП подчеркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности.
(Cпастическая гемиплегия, гемипарез) — характеризуется односторонним нарушением функции конечностей. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребенка. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (тип Вернике-Манна), задержкой психического и речевого развития. При этой форме нередко случаются фокальные эпилептические приступы.
Несмотря на возможность диффузного повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой), вышеупомянутые клинические симптомокомплексы позволяют в подавляющем большинстве случаев диагностировать конкретную форму ДЦП. Последнее положение важно в составлении реабилитационной карты больного.
Существует множество возможных причин детского церебрального паралича, они могут оказывать влияние как во время беременности, так и во время родов.
Преждевременные роды — это серьезный фактор риска развития детского церебрального паралича, так как во время таких родов существует высокий риск кровоизлияния в мозг, которое может привести к развитию церебрального паралича. Недостаточное поступление кислорода в мозг также может стать причиной развития церебрального паралича.
Несмотря на разнообразие причин церебрального паралича, во многих случаях невозможно определить точную причину нарушения.
Лечение в острый период должно быть патогенетическим; в последующие периоды — патогенетическим и сиптоматическим:
Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими ДЦП
ДЦП (расшифровывается как детский церебральный паралич) – это непрогрессирующее поражение ЦНС, недоразвитие головного мозга, проявляющееся различными двигательными нарушениями, интеллектуальными расстройствами, эпилепсией, проблемами с равновесием.
Согласно данным мировой статистки церебральный паралич встречает с частотой от 1,7 до 7 случаев на 1000 детей в возрасте от рождения до одного года. В Российской Федерации по разным сведениям этот показатель составляет от 2,5 до 6 случаев на 1000 детей. Около 50% больных появились на свет с ДЦП в результате преждевременных родов.
Классификация детского церебрального паралича
В неврологии с учетом локализации пораженного участка головного мозга выделяют пять видов ДЦП:
В клинической практике встречаются и смешанные варианты детского церебрального паралича, для которых характерны симптомы сразу нескольких форм болезни. Так, очень часто спастическая диплегия сочетается с гиперкинетической формой.
Согласно современным научным данным ДЦП возникает из-за патологического воздействия повреждающих факторов на центральную нервную систему ребенка. В результате неправильно формируются либо полностью разрушаются отдельные участки мозга. Действовать эти факторы могут в перинатальном периоде (до появления ребенка на свет) или в первые четыре недели его жизни после родов. Самый опасный провокатор заболевания – гипоксия.
При ее развитии страдают участки мозга, отвечающие за обеспечение двигательно-рефлекторных механизмов и поддержание равновесия. Тогда наблюдаются типичные для ДЦП параличи, парезы, расстройства мышечного тонуса, непроизвольные двигательные акты.
В период внутриутробного развития на состоянии плода могут отразиться следующие патологические состояния:
Факторы риска развития детского церебрального паралича
Риск рождения ребенка с ДЦП повышается при:
В единичных случаях причиной ДЦП у детей является родовая травма.
В послеродовый период риск развития церебрального паралича у новорожденных увеличивается при:
Детский церебральный паралич проявляется разными симптомами. Клиническая картина всегда зависит от глубины и локализации поражения структур мозга. В первые дни жизни крохи могут наблюдаться следующие признаки:
Примерно в 3 месяца симптомы ДЦП становятся более выраженными. Среди них:
Если ребенка с ДЦП поставить на ножки, он сразу встает на цыпочки, а не на полную стопу.
Недостаточная иннервация речевого аппарата при болезни ДЦП обуславливает нарушения произносительной стороны речи. Парезы при параличе могут быть только с одной стороны или охватывать все конечности. Если наблюдается слабость мышц гортани и глотки, у пациента возникают проблемы с глотанием. Со временем диагностируется отставание паретичных конечностей в физическом развитии - они становятся тоньше и короче здоровых. Формируются типичные для детского церебрального паралича скелетные деформации (искривление грудной клетки, сколиоз).
В некоторых случаях детский церебральный паралич протекает с ограничением пассивных движений в суставах паретичных конечностей, что еще больше усугубляет имеющиеся двигательные нарушения. Деформации скелета и расстройства моторики при заболевании приводят к появлению хронических болей в шее, плечах, ступнях и спине. Среди прочих симптомов ДЦП у детей:
Детский церебральный паралич нередко сопровождается олигофренией (степени могут быть разными), расстройствами восприятия, задержкой психического развития, нарушением способности к обучению. У 35% больных детей уровень интеллекта нормальный, у 33% отмечаются незначительные отклонения в умственном развитии.
ДЦП – это хроническая, но не прогрессирующая болезнь. С годами у ребенка могут выявляться ранее скрытые симптомы патологии, из-за чего родители думают, что состояние усугубилось. На самом деле, это «ложная прогрессия». Ухудшение самочувствия обычно обусловлено вторичными осложнениями – инсультом, эпилепсией, кровоизлиянием, соматическими заболеваниями, применением наркоза.
Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.
На сегодняшний день не существует специальных диагностических критериев ДЦП, но некоторые симптомы сразу обращают на себя внимание врача. Среди них:
При выявлении данных признаков ребенка направляют на консультацию к детскому неврологу.
В ходе диагностики ДЦП могут использоваться различные электрофизические методы обследования:
Данные процедуры позволяют дифференцировать детский церебральный паралич от наследственных неврологических патологий, проявляющихся на первом году жизни, - синдрома Луи-Бара, врожденной миопатии, атаксии Фредрейха и других.
МРТ головного мозга и нейросонография направлены на выявление:
Во время обследования маленького пациента может потребоваться помощь детского офтальмолога, эпилептолога, детского отоларинголога, психиатра, логопеда, детского ортопеда. Если нужно отличить детский церебральный паралич от различных обменных и наследственных нарушений, используются:
Отвечая на вопрос, лечится ДЦП или нет, нужно сказать, что все зависит от формы болезни и выраженности ее симптомов. В не самых сложных случаях, если приложить максимум усилий, родители могут научить ребенка полностью себя обслуживать и вести обычный образ жизни. Однако нередки ситуации, когда пациенты с диагнозом ДЦП практически не покидают собственного дома (специального лечебного учреждения) и полностью зависят от своих родных или обслуживающего медперсонала.
Своевременно начатые реабилитационные мероприятия позволяют развить у больного интеллектуальные, моторные и речевые навыки. Доказано, что наиболее активное развитие познавательных процессов и головного мозга, приобретение базовых и интеллектуальных умений происходит в возрасте до восьми лет. Поэтому с момента постановки диагноза и до восьми лет нужно особенно интенсивно заниматься реабилитацией.
Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная восстановительная программа. При ее составлении врач учитывает не только тяжесть и степень поражения головного мозга, но и наличие:
Сложнее всего заниматься с детьми, у которых ДЦП сочетается с нарушениями интеллекта и познавательной деятельности (в том числе из-за глухоты или слепоты). При их реабилитации используются специальные методики, которые помогают врачу контактировать с ребенком. При лечении ДЦП с симптомами эпилепсии обычно проводится стимулирующая терапия, которая вызывает различные осложнения.
Массаж и ЛФК составляют основу реабилитационного лечения при ДЦП. Очень важно, чтобы они проводились каждый день. Поэтому родителям детей с церебральным параличом рекомендуется овладеть навыками проведения лечебной физкультуры и массажа. Тогда ни смогут самостоятельно заниматься с ребенком в периоды между запланированными курсами профессиональной реабилитации.
Для максимально эффективных занятий ЛФК и проведения сеансов механотерапии используются специальные аппараты и приспособления, имеющиеся в реабилитационных центрах. Среди последних разработок, помогающих улучшить состояние здоровья детей, - костюмы, которые уменьшают спастику мышц и обеспечивают выработку правильного двигательного стереотипа, а также пневмокомбинизоны, которые надежно фиксируют суставы и растягивают мышцы. Названные реабилитационные средства помогают задействовать большое количество компенсаторных механизмов нервной системы, что позволяет ребенку освоить новые, недоступные для него ранее, движения.
Относятся к реабилитационным мероприятиям и технические средства – вставки в обувь, ортодезы, ходунки, костыли, инвалидные коляски. Они компенсируют имеющиеся у пациента двигательные нарушения, деформации скелета и укорочения конечностей. Важно, чтобы ребенок был обучен использованию данных средств.
Больные с дизартрией в обязательном порядке занимаются с логопедом-дефектологом для устранения нарушений речи.
Лечение ДЦП с помощью лекарственных препаратов
Медикаментозное лечение детского церебрального паралича направлено на устранение неприятных симптомов или их купирование. Также оно позволяет предотвратить возникновение осложнений.
Также в медикаментозную терапию детского церебрального паралича могут входить:
Хирургическое лечение ДЦП
Хирургическое лечение детского церебрального паралича проводится при спастических формах заболевания, реже – при спастико-атактической и спастико-гиперкинетической. Чаще подвергаются операционному воздействию нижние, а не верхние конечности.
Задачи, которые ставит перед собой хирург, занимающийся лечением ребенка с ДЦП:
Показания к операции могут быть:
- угроза вывиха тазобедренного сустава.
Селективная спинальная ризотомия
Суть операции состоит в выборочном иссечении гиперактивных нервов, находящихся у основания позвоночного столба. В результате снижается количество импульсов, которые достигают мышцы через нервы. Ризотомия позволяет снизить выраженность болевых ощущений в одной или сразу в обеих конечностях.
К потенциальным побочным эффектам данного вида хирургического лечения относятся:
На портале DocDoc представлены лучшие центры хирургии, в которых оказывают квалифицированную помощь по самым сложным вопросам.
Ортопедическая хирургия при ДЦП
Ортопедическая хирургия используется при жесткости мышц в настолько тяжелой форме, что пациент вообще не может передвигаться из-за боли. Метод позволяет улучшить вид походки, сделать ее максимально приближенной к вертикальной.
Во время вмешательства врач удаляет сухожилия и мышцы, которые укорочены непропорционально. Сложность вызывает тот факт, что выявить именно те мышцы, которые нарушают походку, удается не всегда, ведь за движения человека отвечают более тридцати крупных мышц.
Поэтому до проведения лечения выполняется комплексный анализ, в котором задействуются специальные камеры. Они регистрируют активность больного. Установленные на тело силовые пластины определяют, где и когда ноги касаются земли, а записывающая техника регистрирует мышечную активность. Полученные с помощью такого анализа данные дают возможность грамотно идентифицировать проблемы с мышцами и понять, какие именно из них нужно удалить во время операции.
Стимуляция спинного мозга при детском церебральном параличе
Операция предусматривает введение электродов, осуществляющих селективную стимуляцию нервов, которые расположены у самого основания спинного мозга. Это позволяет подавить либо уменьшить их нервную деятельность. Метод используется только в том случае, если другие хирургические и консервативные методики не обеспечили положительной динамики в плане снижения выраженности болевых ощущений и расслабления мышц.
Физиотерапия при ДЦП
ЛФК и массаж при детском церебральном параличе рекомендуется сочетать с физиотерапевтическими методами. Особенно хорошо зарекомендовали себя:
Также могут использоваться кислородные, хвойные, йодобромные, радоновые и скипидарные ванны. Теплая вода снижает выраженность гиперкинезов и мышечный тонус, за счет чего самочувствие больного на время улучшается.
Новым способом лечения ДЦП является анималотерапия, которая предусматривает контакт ребенка с животными. Отличных результатов помогают добиться:
Прогноз при детском церебральном параличе зависит от формы болезни, беспрерывности, интенсивности и своевременности проводимой реабилитации. В отдельных случаях патология приводит к глубокой инвалидности. Однако нередки ситуации, когда ребенок при помощи родителей и врачей практически полностью компенсирует имеющиеся у него нарушения и в будущем ведет обычный образ жизни, работает, создает семью.
Профилактика детского церебрального паралича в пренатальном периоде (во время беременности) предусматривает исключение внутриутробного страдания плода и грамотную организацию родов. Также внимание уделяется:
Профилактика ДЦП после родов предусматривает:
Если есть подозрение на родовую травму, важно:
Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.
О таком заболевании, как детский церебральный паралич, каждый слышал хотя бы раз, хотя, возможно, и не сталкивался. Что такое ДЦП в общем плане? Понятие объединяет группу хронических двигательных расстройств, которые возникают вследствие повреждения мозговых структур, и происходит это до появления на свет, в предродовой период. Нарушения, наблюдаемые при параличе, могут быть разные.
Церебральный паралич – заболевание нервной системы, возникающее в результате поражения головного мозга: ствола, коры, подкорковых областей, капсул. Патология нервной системы ДЦП у новорожденных не является наследственной, но некоторые генетические факторы в ее развитии участвуют (максимум в 15% случаев). Зная, что такое ДЦП у детей, врачи умеют вовремя его диагностировать и предотвращать развитие болезни в перинатальный период.
Патология включает различные расстройства: параличи и парезы, гиперкинезы, изменения мышечного тонуса, нарушения речи и координации движений, отставание в моторном и психическом развитии. Традиционно принято разделять болезнь ДЦП на формы. Основных пять (плюс неутонченная и смешанная):
Если развивается одна из форм ДЦП, причины возникновения могут быть разными. Они оказывают влияние на развитие плода в период беременности и первый месяц жизни малыша. Серьезный фактор риска – недоношенность. Но главную причину не всегда можно определить. Основные процессы, приводящие к тому, что такое заболевание, как ДЦП развивается:
Когда возникает вопрос: что такое ДЦП, сразу приходит на ум патология с нарушениями двигательной активности и речи. На самом деле почти у трети детей с данным диагнозом развиваются другие генетические заболевания, которые похожи на церебральный паралич лишь внешне. Первые признаки ДЦП можно выявить сразу после рождения. Основные симптомы, проявляющиеся в первые 30 дней:
Впоследствии, когда ребенок начинает активно развиваться, патология проявляет себя отсутствием необходимых рефлексов и реакций. Младенец не держит головку, остро реагирует на прикосновения и не реагирует на шум, совершает однотипные движения и принимает неестественные позы, с трудом сосет грудь, проявляет чрезмерную раздражительность или вялость. До трехмесячного возраста поставить диагноз реально, если внимательно следить за развитием малыша.
Чем раньше диагностируют патологию, тем больше шансов на полное излечение. Заболевание не прогрессирует, но все зависит от степени поражения мозга. Стадии ДЦП у детей делятся на:
Не всегда диагноз ДЦП гарантирует инвалидность и несостоятельность, но комплексную терапию важно начать вовремя. У мозга грудничка больше возможностей для восстановления его функций. Основная задача лечения в детском возрасте – развитие по максимуму всех умений и навыков. На раннем этапе сюда входит коррекция двигательных расстройств, гимнастика и массаж, стимуляция рефлексов. Усилия врачей направлены на купирование патологий, могут назначаться:
Главный вопрос, волнующий родителей больного малыша: можно ли вылечить ДЦП у ребенка полностью? Нельзя однозначно это заявить, особенно когда изменения произошли в структурах мозга, но болезнь поддается коррекции. В возрасте до 3-х лет в 60-70% случаев удается восстановить нормальную работу мозга и особенно двигательных функций. Со стороны родителей важно не пропустить первые симптомы, не игнорировать проявление отклонений во время беременности и родов.
Основная задача врачей, занимающихся ребенком с ДЦП – не столько излечить, сколько адаптировать пациента. Малыш должен реализовать свои возможности в полной мере. Лечение подразумевает медикаментозную и другие виды терапии, а также обучение: развитие эмоциональной сферы, совершенствование слуха и речи, социальную адаптацию. При диагнозе детский церебральный паралич лечение не может быть однозначным. Все зависит от сложности и локализации поражения.
Понимая, что такое ДЦП и как важно своевременно начать реабилитацию, родители малыша должны регулярно проходить с ним курсы лечебного массажа и ЛФК. Ежедневные процедуры не только при посещении врача, но и на дому – залог успеха. Больные ДЦП получают от массажа огромную пользу: лимфоток и кровоток улучшаются, активируется обмен веществ, поврежденные мышцы расслабляются или стимулируются (в зависимости проблемы). Массаж должен проводиться на определенных группах мышц и сочетается с дыхательными движениями. Классическая техника для расслабления:
Родителям бывает трудно принять диагноз, который поставлен их ребенку, однако здесь важно не опускать руки и направить все силы на реабилитацию и адаптацию малыша. При получении должного ухода и лечения люди с ДЦП чувствуют себя полноценными членами общества. Но важно понимать, что у каждого патология проявляется в индивидуальном порядке, это и определяет характер терапии, ее длительность и прогноз (положительный или не очень). Особенности развития детей с параличом обусловлены возникающими при координировании движений трудностями. Это проявляется в следующем:
Что важно учитывать и как ухаживать за ребенком с ДЦП в психическом и физическом плане? Последнее подразумевает соблюдение всех рекомендаций врача, занятие физкультурой, обеспечение полноценного сна, регулярные прогулки, игры, купания, занятия. Важно, чтобы ежедневные рутинные действия ребенок воспринимал, как дополнительное упражнение для закрепления образцов движений. В эмоциональном плане от родителей зависит будущее ребенка. Если проявлять жалость и чрезмерную опеку, малыш может замкнуться в себе, стремясь к развитию.
Правила такие:
Если ДЦП у новорожденных может никак не проявлять себя, то в более позднем возрасте различия заметны. Малышу трудно сохранять устойчивую позу лежа, сидя, координация движений нарушена. Опору подвижную и нет он может получить с помощью специального приспособления. Реабилитация детей с ДЦП (в т. ч. младенцев) подразумевает использование таких устройств:
Чтобы улучшить прогноз, необходимо помимо прохождения терапии практиковать развивающие занятия с детьми, ДЦП требует ежедневных упражнений: логопедических, подвижных, водных и т.д. С малышами полезно играть в игры, совершенствуя тактильные, слуховые, зрительные ощущения, развивая концентрацию. Фигурки животных и мячи – самые доступные и полезные игрушки. Но не меньше покупных изделий ребенка привлекают простые предметы:
Если поставлен диагноз ДЦП, прогноз для жизни, как правило, благоприятный. Больные могут стать нормальными родителями и доживают до глубокой старости, хотя продолжительность жизни может быть снижена из-за психического недоразвития, развитием вторичного недуга – эпилепсии, и отсутствии социальной адаптации в обществе. Если вовремя начать лечение, можно добиться почти полного выздоровления.
Что такое ДЦП? Неприятная, но не смертельная патология, с которой есть шанс жить полноценной жизнью. По статистике, 2-6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом и вынуждены проходить пожизненную реабилитацию. Развитие осложнено, но большинство пациентов (до 85%) имеют легкую и среднюю форму недуга и ведут полноценный образ жизни. Гарантия успеха: поставленный в детском возрасте диагноз и прохождение полного комплекса мероприятий – медикаментозной и физиотерапии, регулярных занятий дома.
Статьи по теме:Детский паралич — группа детских заболеваний, обусловленных поражением нервной системы и сопровождающихся отсутствием или ограничением произвольных движений. К детскому параличу относят вялый паралич, возникающий после острого инфекционного полиомиелита, и детский спастический паралич. Формы ДЦП Спастическая диплегия – наиболее распространенная разновидность церебрального паралича, известная также под названием «болезнь Литтла». Поражает обе половины тела, причем в большей мере ноги, чем руки. Для спастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов. Преимущественно диагностируется у детей, родившихся недоношенными (последствия внутрижелудочковых кровоизлияний, других факторов). При этой форме, как правило, наблюдается тетраплегия (тетрапарез), однако преобладает мышечная спастика в ногах. Наиболее распространенные проявления – задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т.п. Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки ее развития, снижение интеллекта. Прогноз двигательных возможностей менее благоприятен, чем при гемипарезе. Эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук. Двойная гемиплегия – одна из самых тяжелых форм ДЦП, часто являющаяся следствием хронической пре- и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. Клинически диагностируется спастическая тетраплегия (тетрапарез), псевдобульбарный синдром, когнитивные разлады, речевые нарушения. У большинства детей наблюдаются эпилептические приступы. Двигательные расстройства в равной мере выражены в руках и ногах, либо руки поражены сильнее, чем ноги. Для двойной гемиплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двойной гемиплегии двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами. Довольно часто у детей отмечают микроцефалию, которая, разумеется, носит вторичный характер. Тяжелый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность. Гиперкинетическая форма – одно из возможных последствий перенесенной гемолитической болезни новорожденных, которая сопровождалась развитием «ядерной» желтухи. При этой форме, как правило, повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония (у детей на первых месяцах жизни – диатонические атаки), дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Развитие интеллекта идет в основном удовлетворительно. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения. Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определенной трудовой деятельности. Атонично-астатическая форма характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечка или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка и мозжечковых путей вследствие родовой травмы, гипоксично-ишемического фактора или врожденного дефекта развития. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). Рассматривается возможность возникновения этого варианта ДЦП при повреждении коры головного мозга (преимущественно лобной части). При этой форме ДЦП подчеркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности. Гемиплегическая форма (спастическая гемиплегия, гемипарез) – характеризуется односторонним поражением конечностей. Рука, как правило, поражена больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребенка. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (тип Вернике-Манна), задержкой психического и речевого развития. При этой форме нередко случаются фокальные эпилептические приступы. Смешанные формы – несмотря на возможность диффузного повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой), вышеупомянутые клинические симптомокомплексы позволяют в подавляющем большинстве случаев диагностировать конкретную форму ДЦП. Последнее положение важно в составлении реабилитационной карты больного.
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ, заболевание, вызванное поражением головного мозга, обычно проявляющееся в раннем детском возрасте и характеризующееся двигательными нарушениями: параличами, слабостью мышц, нарушением координации, непроизвольными движениями. При детском церебральном параличе (ДЦП) поражение двигательных и ряда других центров головного мозга отражается на активности мышц конечностей, головы, шеи или туловища. Выраженность симптоматики зависит от распространенности поражения мозга и колеблется от легкой, едва заметной до чрезвычайно тяжелой, приводящей к полной инвалидности. Могут наблюдаться эпилептические припадки, задержка психического развития, трудности восприятия и обучения. Иногда нарушаются зрение, слух, речь, интеллект. Хотя ребенок с ДЦП нередко производит впечатление умственно отсталого, это не всегда соответствует действительности. Заболевание не наследуется и не является непосредственной причиной смерти, но способствует снижению продолжительности жизни. Специфической терапии не существует.
Существует множество возможных причин детского церебрального паралича, они могут оказывать влияние, как во время беременности, так и во время родов.
Преждевременные роды - это серьезный фактор риска развития детского церебрального паралича, т.к. во время таких родов существует высокий риск кровоизлияния в мозг, которое может привести к развитию церебрального паралича. Недостаточное поступление кислорода в мозг также может стать причиной развития церебрального паралича.
Несмотря на разнообразие причин церебрального паралича, во многих случаях невозможно определить точную причину нарушения.
Лечение в острый период симптоматическое; в последующем:
Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими ДЦП
Wikimedia Foundation. 2010.
ДЦП (детский церебральный паралич — расшифровка) — это совокупность нарушений, которые развиваются в момент родов или в пост — родовой период в связи с повреждением структур головного мозга, и характеризуются двигательными расстройствами и нарушениями психики.
Данная патология не является врождённой. Заболевания, которые объединяет патология, не прогрессируют, однако некоторым признакам свойственно со временем проявляться в наибольшей степени.
ДЦП приводит к инвалидности в связи с существенными неврологическими нарушениями и мышечными контрактурами, которые препятствуют нормальной социальной и трудовой адаптации. В классификации болезней МКБ-10 ДЦП стоит под кодом G80.
Изменения в нервной системе происходят по причине гипоксии и метаболических расстройств, которые оказывают непосредственное влияние на развитие и работу мозга.
Степень выраженности структурных дефектов мозга определяется разнообразием вредных факторов и периодом их действия. У 30% деток с этим диагнозом присутствуют такие патологии мозга, как микрополигирия, пахигирия, порэнцефалия, агенезия мозолистого тела, которые являются следствием поражения мозга в ранний период эмбрионального развития.
Во многих случаях наблюдаются очаговые аномалии — атрофический лобарный склероз, атрофия клеток базальных ганглиев и зрительного бугра, гипофиза и мозжечка.
Это нарушение характеризуется значительной локализованной атрофией лобной доли, дефицитом развития коры головного мозга, среднего мозга.
Вследствие поражения базальных ганглиев и зрительного бугра образуется разрастание миелиновых волокон с кольцеобразным расположением около сосудов.
В мозжечке при этом выявляется недостаточная миелинизация проводящих путей и изменение нервных клеток.
Главный фактор, определяющий возникновение ДЦП — это повреждение или недостаточное развитие одной из зон головного мозга. Выделяют более 100 причин, почему рождаются дети с ДЦП. Их принято классифицировать по группам:
Как показывает практика, почти половина младенцев с таким диагнозом рождаются недоношенными. Такие детки очень уязвимы из-за недоразвития органов и жизненно-важных систем.
Наиболее распространёнными факторами риска считаются:
В постнатальный период причинами поражения ЦНС могут послужить:
Детские церебральные параличи бывают разные в зависимости от зоны поражения мозга. Выделяют следующие формы ДЦП:
Также принято различать несколько стадий течения заболевания:
В конечной резидуальной стадии определяют I степень, при которой дети овладевают навыками самообслуживания, и II степень — некурбельную, с глубокими нарушениями психики и двигательной деятельности.
Во многих случаях признаки ДЦП у новорожденных заметны сразу же после появления малыша на свет, но иногда симптомы проявляются постепенно и в данной ситуации очень важно распознать их.
Основными признаками являются:
Несмотря на то, что в раннем периоде диагностировать ДЦП бывает довольно сложно, крайне важно безотлагательно обратиться к специалисту при обнаружении таких признаков:
ДЦП можно не выявить в первое время после рождения ребёнка, поэтому требуется проходить систематические обследования для своевременной постановки диагноза.
Точный окончательный диагноз ставится только к концу второго года жизни при наличии выраженных двигательных нарушений, т. к. в раннем возрасте они могут носить быть преходящими. Цель диагностики состоит в наблюдении за отклонениями в физическом и психическом развитии ребёнка.
Комплексная диагностика проводится на основании таких методов:
Также необходимо дифференцировать ДЦП от наследственных заболеваний, хромосомных синдромов, опухолей, затрагивающих нервную систему, нейроинфекций.
Лечение ДЦП проводится с момента постановки диагноза до конца жизни больного. Первостепенная цель терапии заключается в поддержании и восстановлении всех нарушенных функций.
В дошкольном возрасте очень важно приложить максимальные усилия для того, чтобы реабилитировать ребёнка. Важность процесса реабилитации при ДЦП связана с тем, что в процессе активного развития мозга, выполнение утраченных и нарушенных функций могут взять на себя здоровые отделы.
Лечение в данном случае будет носить симптоматический характер. Основные методы будут направлены на то, чтобы по — максимуму развить доступные для конкретного больного двигательные навыки.
Комплексное лечение основывается на следующих принципах:
Очень часто в надежде вернуть своему ребёнку здоровье родители обращаются к непроверенным способам лечения. Известны случаи, когда использовались методики голодания или фитотерапии, т. е. лечения травами. Фитотерапия, как правило, проводится посредством обёртывания, принятия травяных ванн и употребления лекарственных настоек.
Прежде чем обратиться к нетрадиционным методам лечения, следует помнить, что ребёнок с таким диагнозом, как ДЦП нуждается в квалифицированном лечении, которое подбирается специалистом индивидуально для каждого отдельного случая. Лечение должно проходить только под строгим контролем лечащего врача.
Специальные приспособления ребёнку с детским церебральным параличом необходимы во всех сферах жизнедеятельности. Их существует огромное множество, но к самым необходимым можно отнести такие:
ДЦП на сегодняшний день не лечится. Но такой диагноз — не приговор. При правильно подобранной тактике лечения, регулярных занятиях лечебной физкультурой можно добиться максимальной адаптации ребёнка к нормальной жизни.
При незначительных повреждениях психической деятельности такие детки могут вести практически полноценную жизнь наравне со здоровыми детьми.
В зависимости от степени поражения мозга, своевременно поставленного диагноза и при правильном успешном лечении, заболевание может минимально отражаться на жизни малыша.
Если интеллект не нарушен, дети с такой патологией проходят обучение в обыкновенных школах, осваивают профессии, достигают успехов в спорте и других видах деятельности.
Что касается инвалидности, категория присваивается при наличии у ребёнка определённых ограничений в жизнедеятельности, которые определяют необходимость в социальной помощи и защите.
Для того чтобы снизить риск развития данного нарушения у ребёнка, во время беременности требуется систематически проходить комплексное обследование. Также необходимо встать на учёт не позднее третьего месяца беременности.
Очень важно придерживаться здорового образа жизни, который предполагает отказ от вредных привычек, правильное полноценное питание, употребление необходимых витаминов, полноценный сон, прогулки на свежем воздухе.
При возникновении инфекционных заболеваний нужно проводить своевременное лечение.
Читайте ещё
Паралич представляет собой патологический процесс, характеризующийся утратой двигательной функции в определенной группе мышц. При этом такое заболевание обусловлено полным выпадением мышечной силы в пораженной области. Может возникать в любой возрастной группе и является серьезным заболеванием, при котором требуется длительное и комплексное лечение.
Принято различать два основных вида паралича:
При органической разновидности пирамидная система или периферический мотонейрон подвергается структурным изменениям. Такие изменения могут возникать в результате воспалительного, опухолевого или травматического воздействия на нервную систему. В случае возникновения функциональной разновидности отмечаются нейродинамические нарушения в каком-либо отделе головного мозга. Причем эти нарушения чаще всего обусловлены влиянием психогенного фактора на организм.
Кроме этого, паралич в зависимости от уровня, на котором произошло нарушение, различается на центральный вид и периферический вид. Центральный вид по своему характеру относится к спастическому патологическому процессу. Это представлено повышением мышечного тонуса и рефлексов, в том числе появлением рефлексов, относящихся к патологическим. Периферический вид характеризуется мышечной гипотонией и снижением активности сухожильных рефлексов.
Данное заболевание может протекать в нескольких вариантах:
К возможным предполагаемым факторам риска для развития паралича относятся:
Детский церебральный паралич включает в себя группу симптомов, характеризующихся не прогрессирующим течением. При этом отмечается нарушение двигательной активности у ребенка в результате повреждающего воздействия на структуры центральной нервной системы в период внутриутробного этапа развития плода.Такое повреждающее воздействие приводит к тому, что определенные участки головного мозга неполноценно развиваются или полностью гибнут. Кроме этого, для такого заболевания характерно наличие расстройств со стороны психо-эмоциональной сферы и общего интеллектуального развития.
К предрасполагающим причинам для развития детского церебрального паралича относятся:
Детский церебральный паралич в большинстве случаев обращает на себя внимание через несколько месяцев после того, как ребенок появился на свет. Однако бывают случаи, когда такие нарушения наблюдаются сразу после рождения. Степень выраженности клинической картины напрямую зависит от глубины и степени структурных нарушений в центральной нервной системе. В первую очередь ребенок начинает проявлять признаки отставания в нервно-психическом и физическом развитии. Такие дети часто не могут приобрести какие-либо умения, характерные для их возраста. В качестве примера можно привести отсутствие навыков к удерживанию игрушки.
Отмечается отсутствие двигательной функции в какой-либо из частей тела. Кроме этого, характерно расстройство речевой функции, а иногда и глотательной. В большинстве случаев такой патологический процесс проявляется значительным повышением мышечного тонуса. Характерным симптомом является уменьшение объема и длины той конечности, которая парализована. Часто встречаются такие клинические проявления, как деформация грудной клетки или искривление позвоночника. Возможно формирование непроизвольных движений, например, поворотов головы или кивков. Часто двигательная активность носит раскоординированный и неустойчивый характер.
Со стороны внутренних органов типично появление расстройств со стороны желудочно-кишечного тракта, дыхательной или мочевой систем. Кроме этого, у такого больного нередко отмечается наличие патологий со стороны эндокринной системы организма.
Паралич подразумевает под собой наблюдение такого больного у невролога. К дополнительным диагностическим методам относятся:
На данный момент способов лечения паралича в такой форме не выявлено. Терапия должна быть направлена на как можно лучшее развитие малыша и его адаптацию к окружающему миру.
Для каждого больного проводится разработка индивидуального комплекса для реабилитации. Основными составляющими такого комплекса являются лечебная физкультура и лечебный массаж. Кроме этого, существует множество специальных приспособлений, позволяющих таким детям развивать двигательную активность.