Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Дарбука что это такое


Дарбука

Дарбука (тарбука, дарабука, думбек) — старинный ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, небольшой барабан, широко распространённый на Ближнем Востоке, Египте, странах Магриба, в Закавказье и на Балканах. Традиционно изготовляется из глины и козлиной кожи, сейчас также распространены металлические дарбуки. Имеет два отверстия, одно из которых (широкое) закрыто мембраной. По типу звукообразования относится к мембранофонам, по форме — к так называемым барабанам в форме кубка (goblet drums).

Происхождение, история

Точное время появления дарбуки неизвестно.

В Европе барабаны в форме кубка встречаются со времён подзнего неолита и раннего бронзового века, от Южной Дании через Германию (где их найдено больше всего) до Чехии и Польши. В алтайских захоронениях, датированных V веком до н. э., также обнаружены схожие барабаны. Эти барабаны встречаются в разных формах, и похоже, что древние мастера экспериментировали с формой и способами закрепления кожи, пытаясь найти оптимальное решение. Тем не менее, в раннем бронзовом веке эти барабаны начинают исчезать. Схожесть этих барабанов с дарбукой позволяет рассматривать дарбуку как наиболее успешный вариант, который прижился на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но почему-то исчез в Европе.

Что касается Ближнего Востока, то свидетельства существования барабанов кубкообразной формы встречаются ещё в XI веке до н. э.: на вавилонийском диске изображён высокий (приблизительно 90 см. в высоту) барабан на очень короткой основе. Такие барабаны имели ритуальное значение и назывались «лилиш» (в англ. варианте lilis). Это были храмовые барабаны на специальных подставках. Позже начали проявляться уменьшенные лилиш, так называемые лилишу (lilissu), которые имели уже немного другие пропорции; их можно было уже носить с собой. В Египте, в период Восемнадцатой династии (1550—1292 до н. э.), художником из Фив изображён барабан кубкообразной формы, и в Дейр-эль-Бахри есть также глиняная скульптура человека, играющего на таком инструменте. Эта уменьшенная форма барабана стала известна арабам, в культуру которых успешно и влилась.

Изображение такого барабана встречается в «Песнях Девы Марии» (en), написанных во время правления Альфонса X Кастильского (XIII век, время освобождения от арабского господства в Испании). Это изображение еврейской пары, где женщина держит барабан в форме кубка. В арабских источниках (сохранившиеся рисунки и иллюстрации) изображение барабана такой формы впервые встречается в рисунках, выполненных между 1519 и 1590, где персидские цыгане играют на подобных инструментах. В книге XIX века периода правления династии Каджаров в Персии также встречается подобный рисунок. На более ранних средневековых арабских картинах, изображающих музыкантов, чаще всего встречаются люди с бубнами (рик).

Устройство

Барабан первоначально изготавливали из обожжённой глины, позднее — из дерева (орех, абрикос), а на его верх натягивается телячья, козья или рыбья кожа. В последнее время популярны металлические дарбуки (алюминий или медь), мембраной служит специальный пластик. Встречаются также керамические дарбуки с пластиковой мембраной и металлические в сочетании с кожей.

Металлические дарбуки с пластиковой мембраной выгодно отличаются тем, что можно настраивать звук, контролируя степень натяжения мембраны с помощью болтов, а также тем, что практически неуничтожимы. Глиняные же барабаны гораздо более хрупкие, а кожаная мембрана очень чувствительна к влаге (рыбья кожа чуть более стойка к воде, чем козья или телячья).

Иногда внутрь дарбуки помещают нечто вроде бубна — небольшие съёмные металлические тарелочки (zills), позвякивающие при игре.

Средняя высота инструмента — 350—400 мм, диаметр — около 280 мм, хотя встречаются, конечно, разные. В зависимости от размера и, соответственно, звучания, дарбуки могут носить разные названия. Например, в Египте существует деление на табла (соло-барабан), дохолла (басовая дарбука) и симбати (сумбати) — нечто среднеее между таблой и дохоллой.

Есть два основных типа дарбук: египетская дарбука и турецкая. У египетских дарбук края верхней части барабана сглажены (такие дарбуки часто называют думбеком), у турецких — нет. Такое строение даёт свои преимущества в технике игры для каждого типа: округлые края египетского думбека щадят пальцы и облегчают перекаты пальцами, но затрудняют щелчки; у турецкой дарбуки — наоборот. Однако, не следует думать, что тип барабана делает какую-то технику невозможной.

У инструментов «традиционного изготовления» мембрана закреплена верёвкой; у металлических дарбук мембрану сверху охватывает металлическое кольцо, крепящееся к корпусу болтами. У египетских дарбук эти болты утоплены в кольцо, у турецких вынесены вовне, что может мешать новичкам. Количество болтов обычно от пяти до восьми. Чем больше болтов, тем точнее можно настроить звучание барабана.

Возникающий из-за кубкообразной формы резонанс Гельмгольца позволяет добиваться гулкого и глубокого баса при несильном ударе. Этим же объясняется то, что думбеки с узкой «шейкой» корпуса генерируют более низкий звук при ударе по центру мембраны, чем те, у которых «шейка» шире.

Различные названия

В зависимости от региона, эти барабаны могут называться по-разному. Соответственно, структура может слегка отличаться.

Общее название — darbakeh, tarabuka, tablah, tableh.

Darbuka/Dumbelek (Турция) Darbuka/Tarbuka (Израиль) Qypi (Албания) Toumberleki/Toumpeleki (Греция) Darabuka/Tarabuka (Румыния) Darbuk (Хорватия) Tarambuka (Болгария) Dumbelek (крымские татары) Dobouk (Венгрия) Doumbek/Doumbeg (Армения) Darbuka/Dumbelek (Турция) Dumbul/Dunbul/Dumb?k (Азербайджан) Derbakeh (Сирия, Ливан) Durbakeh/Derbakeh (Палестина) Dombuk/Derbakeh (Ассирия) Tepill (Курдистан) Tarbouka (Узбекистан, Таджикистан, Афганистан — бухарские евреи)

Zairbaghali (Афганистан, дари)

Производители дарбук

В Египте и Турции дарбуки можно купить везде и разного качества, от пакистанской железки с пластиком за несколько долларов до украшенных перламутром шедевров ручной работы за несколько сотен.

Есть известные международные фирмы-производители вроде Remo или Meinl (которая различает думбеки и дарбуки). Очень известны фирмы Gawharet el Fan, Alexandria (Египет) и Kevork (Ливан). Многие мастера часто подписывают свои работы внизу инструмента.

Ещё одним популярным производителем и одновременно импортёром дарбук является Mid-East Mfg.

Мастера дарбуки

Бурхан Учал (Burhan ??al), мультиинструменталист и композитор. Ахмет Мысырлы (M?s?rl? Ahmet) — виртуоз игры на дарбуке.

Халим Эль-Дабх (Halim El-Dabh) — композитор, исполнитель, этномузыколог. Родился в Египте, живёт в США.

Видео: Дарбука на видео + звучание

Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии!

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

eomi.ru

Дарбука (Табла, Думбек): история, видео, интересные факты

Дарбука (Табла, Думбек)

Восток – загадочный завораживающий волшебный мир, с детства знакомый нам по удивительным сказкам «Тысячи и одной ночи», который до сих пор привлекает внимание многих исследователей: его тайны, тысячелетние обычаи, традиции и неповторимые черты многогранной культуры. Огромной художественной ценностью, занимающей особое место в сокровищнице мировой литературы и являющейся неиссякаемым кладезем мудрости, являются произведения великих восточных поэтов: Омара Хайяма, Саади, Рудаки, Фирдоуси. И, несомненно, дивный мир Востока невозможно представить без древнейшего из вида искусств – восточного танца, привлекающего к себе необыкновенной утонченностью и пластичностью. Танца - обладающего своей особой тонкой философией, заключающейся в мастерстве выражения чувств и душевного состояния посредством движений под ритмическое сопровождение дарбуки - кубкообразного барабана, который на Востоке является не простым музыкальным инструментом. Для восточного человека дарбука - это жизненный спутник, испокон веков традиционно звучащий во время различных торжеств: на свадьбах, при рождении детей, на правительственных церемониях, на религиозных и других праздниках.

Историю дарбуки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Техника исполнения

Дарбука – это ударный музыкальный инструмент, имеющий неопределенную высоту звучания, но на котором исполнитель при помощи различных ритмов способен передавать и радость и грусть. На дарбуке можно играть стоя, подвешивая барабан на плече или укладывая на левое плечо, и сидя, держа инструмент на коленях или сжимая между ног. Исполнение на барабане происходит при помощи ладоней и пальцев обеих рук, при этом партия правой руки является главной - ведущей (основной ритм), а левой – вспомогательной (украшения и ритмические заполнения).

Основные ритмы для инструмента записываются при помощи букв: D, T (удары производятся правой рукой), K (удары производятся левой рукой). Если буквы прописные, то удары акцентированные, а если строчные, то удары более слабые и выполняют функцию ритмического заполнения.

Кроме основных способов звукоизвлечения на дарбуке существует множество различных приемов - это щелчки, шлепки, сложные удары, различные перекатывания пальцев, удары по корпусу барабана, приглушение звука, трение мембраны и многие другие, причем каждый из них тоже имеет буквенное обозначение: S (Slap), ~, r (ролл), B (Bak), P (Pak), b, L, U, F, C.

 В практике существуют основные ритмы, которые в разных регионах приобрели особую популярность, среди них следует особо отметить «максум», «белледи», «саиди», «хагалла», «аюб», «халиджи», «фаллахи», «вахда», «бамби», «чифтетели», «куркуна» и другие.

Фото:

   

   

Интересные факты

Конструкция

Довольно простая конструкция дарбуки представляет собой кубкообразный барабан компактных размеров, одно из отверстий которого покрыто мембраной. Высота инструмента варьируется от 35 до 58 см, диаметр мембраны – от 20 до 30 см. Шейка дарбуки также может различаться по ширине, что сказывается на высоте звучания инструмента: если шейка уже, то тон барабана ниже. Края инструмента в верхней части, на которую крепятся мембрана, бывают прямые и сглаженные.

Материалов, из которых в нынешнее время изготавливают корпус дарбуки, довольно много. Это керамика, дерево, различные металлы, стекловолокно и пластик. Каждый материал в разных условиях имеет свое преимущество.

Для концертной деятельности предпочтительно использовать инструмент из керамики. Его звук мелодичный и звонкий, а бас более насыщенный. На такую дарбуку веревками или жильными шнурами прикрепляется мембрана, материалом для которой может служить козлиная или рыбья кожа. Недостатком таких инструментов является большая чувствительность к сырости: в пасмурную погоду или вечернее время, когда воздух становится влажным, мембрана теряет свою упругость, что сказывается на качестве звучания дарбуки. Исполнителям в такой ситуации для восстановления красивого звучания приходится просушивать мембрану над различными тепловыми источниками. А производители, чтобы решить эту проблему, иногда устанавливают на керамический корпус инструмента пластиковые мембраны.

В нынешнее время большой популярностью, особенно в странах с более холодным и влажным климатом, пользуются дарбуки, изготовленные из металла: алюминия, меди и латуни. Мембрана для таких инструментов изготавливается из специального пластика и крепится к корпусу при помощи обруча и болтов, количество которых разнится от пяти до восьми. Корпус дарбуки обычно украшается гравюрой, чеканкой или покрывают глазурью.Иногда внутри инструмента размещают позвякивающие при игре маленькие металлические элементы - сагаты.

Разновидности

Дарбука, являясь у многих народов весьма востребованным инструментом, в каждой стране имеет не только свое название, но и некоторые конструктивные особенности, характерные только для той или иной местности. Например, египетская дарбука в отличие от турецкой имеет скошенные края.

Кроме этого в Египте находят активное применение разновидности дарбуки, которые отличаются по размерам и соответственно по высоте тона:

Применение

Дарбука – этнический ударный музыкальный инструмент, который для многих народов Востока имеет очень важное значение, так как является постоянным и незаменимым спутником в жизни человека. Под звуки дарбуки люди веселятся и грустят, поют и танцуют. Инструмент является обязательным при исполнении восточных танцев, особенно беллиданса (танец живота).  Кроме этого, в нынешнее время звучание дарбуки широко применяется музыкантами во всем мире и украшает композиции таких современных музыкальных направлений, как рок, блюз, поп, джаз, фанк, а также латиноамериканской, кельтской, арабской музыки и фламенко.

Известные исполнители

Дарбука, являясь очень популярным инструментом, в настоящее время выявила целую плеяду выдающихся исполнителей, внесших весомый вклад в развитие исполнительского мастерства на инструменте. Среди таких музыкантов, которые своей виртуозной игрой приводят слушателей в восторг, следует особо выделить замечательных  дарбукистов  Хоссама Рамзи  (Египет), Мысылри Ахмета (Турция), Саида аль Артиста (Египет), Левента Йылдырыма (Турция),  Гамаля Гома (Египет), Бурхана Очала (Турция), Хамди Акатая (Турция), Берканта Чакыджы (Турция), Иссама Хоссама (Сирия), Яшара Акпенче (Турция), Беньямина Огулчана (Турция), Осама Шахина (Ливан), Хакана Кайя (Турция).  В нашей стране дарбука тоже является весьма востребованным инструментом и также имеет своих исполнителей-виртуозов, среди которых А. Остапенко, А. Грамши, А. Узунов, К. Мартиросян, С. Кузнецов, А.Образцов, В.Полозов, К.Ошеров, О. Исмал, Т. Сихарулидзе и другие.

История

Начало истории дарбуки теряется в глубине веков. Барабаны, имеющие форму кубка, несколько тысячелетий тому назад были известны в государствах Месопотамии, в Древнем Египте и даже на территории нынешней Европы. Свидетельством тому могут служить старинные тексты и фрески времен правления египетского фараона Хеопса, барельефы, украшающие дворцы правителей месопотамских государств, и археологические находки. Играли на барабанах в основном мужчины, в совершенстве овладевшие искусством исполнения и пройдя тщательный конкурсный отбор. А применяли такие инструменты в религиозных ритуалах и в военных походах.

Один из сохранившихся и дошедших до нас экземпляров, датируемых вторым тысячелетием до н.э., имел форму бочонка, длину - 65 см.и диаметр – 29 см. Он был вырезан из пальмового дерева и когда-то обтянут кожаной мембраной. Следующий экземпляр, изготовленный несколько позднее, также имел бочкообразную форму, но отличался тем, что его корпус был сделан из накрепко скрепленных небольших дощечек, а мембраны были присоединены замысловатой системой закрепляющих шнуров.

Древние мастера постоянно проводили эксперименты с формой инструмента, с материалом для мембраны и способами её закрепления, и к одиннадцатому веку до н.э. появился односторонний кубкообразный барабан, сильно напоминающий современную дарбуку. Он был достаточно большого размера, изготавливался из керамики и имел мембрану из рыбьей, козьей или верблюжьей кожи. Поначалу такой барабан, имевший название лилиш, использовался в обрядовых церемониях и устанавливался в храмах на особых подставках. Несколько позднее был сконструирован лилиш уменьшенных размеров и в немного других пропорциях - такой легко переносимый барабан быстро распространился у разных народов и успешно влился в их культуру, приобретая в каждой стране свои названия.

В нынешнее время инструмент, имеющий общее название дарбука и получивший широкое распространение на Ближнем Востоке, Турции, Египте, на Балканах, странах Азии и Африки, завоевал огромную популярность практически во все мире. Это указывает на постоянно растущий интерес к инструменту, который все более активно используется не только в народном творчестве, но и в музыке различных современных направлений.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать Дарбуку

soundtimes.ru

Дарабука - это... Что такое Дарабука?

Дарбу́ка (тарбука, дарабука, думбе́к) — старинный ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, небольшой барабан, широко распространённый на Ближнем Востоке, Египте, странах Магриба, в Закавказье и на Балканах. Традиционно изготовляется из глины и козлиной кожи, сейчас также распространены металлические дарбуки. Имеет два отверстия, одно из которых (широкое) закрыто мембраной. По типу звукообразования относится к мембранофонам, по форме — к так называемым барабанам в форме кубка (goblet drums[1]).

История дарбуки

Женщина держит барабан в форме кубка. «Песни Девы Марии», XIII век.

Точное время появления дарбуки неизвестно.

В Европе барабаны в форме кубка встречаются со времён позднего неолита и раннего бронзового века, от Южной Дании через Германию (где их найдено больше всего) до Чехии и Польши[2]. В алтайских захоронениях, датированных V веком до н. э., также обнаружены схожие барабаны[2]. Эти барабаны встречаются в разных формах, и похоже, что древние мастера экспериментировали с формой и способами закрепления кожи, пытаясь найти оптимальное решение. Тем не менее, в раннем бронзовом веке эти барабаны начинают исчезать. Схожесть этих барабанов с дарбукой позволяет рассматривать дарбуку как наиболее успешный вариант, который прижился на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но почему-то исчез в Европе.

Что касается Ближнего Востока, то свидетельства существования барабанов кубкообразной формы встречаются ещё в XI веке до н. э.: на вавилонийском диске изображён высокий (приблизительно 90 см. в высоту) барабан на очень короткой основе[3]. Такие барабаны имели ритуальное значение и назывались «лилиш» (в англ. варианте lilis). Это были храмовые барабаны на специальных подставках. Позже начали проявляться уменьшенные лилиш, так называемые лилишу (lilissu), которые имели уже немного другие пропорции; их можно было уже носить с собой. В Египте, в период Восемнадцатой династии (1550—1292 до н. э.), художником из Фив изображён барабан кубкообразной формы, и в Дейр-эль-Бахри есть также глиняная скульптура человека, играющего на таком инструменте[3]. Эта уменьшенная форма барабана стала известна арабам, в культуру которых успешно и влилась.

Изображение такого барабана встречается в «Песнях Девы Марии» (en), написанных во время правления Альфонса X Кастильского (XIII век, время освобождения от арабского господства в Испании). Это изображение еврейской пары, где женщина держит барабан в форме кубка. В арабских источниках (сохранившиеся рисунки и иллюстрации) изображение барабана такой формы впервые встречается в рисунках, выполненных между 1519 и 1590, где персидские цыгане играют на подобных инструментах. В книге XIX века периода правления династии Каджаров в Персии также встречается подобный рисунок[4]. На более ранних средневековых арабских картинах, изображающих музыкантов, чаще всего встречаются люди с бубнами (рик)[4].

Строение

Турецкая дарбука с прямыми углами у пластиковой мембраны

Барабан первоначально изготавливали из обожжённой глины, позднее — из дерева (орех, абрикос), а на его верх натягивается телячья, козья или рыбья[5] кожа. В последнее время популярны металлические дарбуки (алюминий или медь), мембраной служит специальный пластик. Встречаются также керамические дарбуки с пластиковой мембраной и металлические в сочетании с кожей.

Металлические дарбуки с пластиковой мембраной выгодно отличаются тем, что можно настраивать звук, контролируя степень натяжения мембраны с помощью болтов, а также тем, что практически неуничтожимы. Глиняные же барабаны гораздо более хрупкие, а кожаная мембрана очень чувствительна к влаге (рыбья кожа чуть более стойка к воде, чем козья или телячья).

Иногда внутрь дарбуки помещают нечто вроде бубна — небольшие съёмные металлические тарелочки (zills(англ.)), позвякивающие при игре.

Средняя высота инструмента — 350—400 мм, диаметр — около 280 мм, хотя встречаются, конечно, разные. В зависимости от размера и, соответственно, звучания, дарбуки могут носить разные названия. Например, в Египте существует деление на табла (соло-барабан), дохолла (басовая дарбука) и симбати (сумбати) — нечто среднеее между таблой и дохоллой[6].

Есть два основных типа дарбук: египетская дарбука и турецкая. У египетских дарбук края верхней части барабана сглажены (такие дарбуки часто называют думбеком), у турецких — нет. Такое строение даёт свои преимущества в технике игры для каждого типа: округлые края египетского думбека щадят пальцы и облегчают перекаты пальцами, но затрудняют щелчки; у турецкой дарбуки — наоборот. Однако, не следует думать, что тип барабана делает какую-то технику невозможной.

У инструментов «традиционного изготовления» мембрана закреплена верёвкой; у металлических дарбук мембрану сверху охватывает металлическое кольцо, крепящееся к корпусу болтами. У египетских дарбук эти болты утоплены в кольцо, у турецких вынесены вовне, что может мешать новичкам. Количество болтов обычно от пяти до восьми. Чем больше болтов, тем точнее можно настроить звучание барабана[7].

Возникающий из-за кубкообразной формы резонанс Гельмгольца позволяет добиваться гулкого и глубокого баса при несильном ударе. Этим же объясняется то, что думбеки с узкой «шейкой» корпуса генерируют более низкий звук при ударе по центру мембраны, чем те, у которых «шейка» шире.

Различные названия

В зависимости от региона, эти барабаны могут называться по-разному. Соответственно, структура может слегка отличаться.

Техника игры

Позиция инструмента

Инструмент традиционно держат с левой стороны. Играют чаще всего сидя (барабан на коленях, левая рука его придерживает; или же дарбука зажимается между колен) или стоя (барабан прижимается к левому боку, подвешивается на специальном ремне или кладётся на левое плечо). Играют на дарбуке ладонями и пальцами обеих рук. Ведущей при этом является правая рука, левая же используется в основном для орнаментирования ритма[9]. Такое положение инструмента и сам принцип игры на нём очень схожи с техникой игры на рике.

Существует также техника комбинированной игры рукой и палочкой (в Турции такую палочку называют çubuk[10]), распространённая в Турции, на Балканах и в Египте. Эта техника широко применяются местными цыганами.

Техники извлечения звуков

Основных тонов два: низкий, получаемый от удара ближе к центру мембраны, и высокий, когда пальцы бьют по краю барабана. Несмотря на это, есть множество способов извлекать звуки, поэтому ритмы очень насыщены и богаты декоративными элементами, вроде щелчков или тремоло.

Разнообразие способов извлечения звуков велико: простые удары ладонью в район центра дарбуки (низкий), удары пальцами по краям, различные техники перекатывания пальцев (например, сплит-фингер), звонкие шлепки ладонью, звонкие и глухие щелчки, удары по корпусу дарбуки, просовывание руки внутрь барабана для изменения тембра низкого удара, игра на внутренней поверхности мембраны, трение мембраны, приглушение звука прижиманием мембраны пальцами/ладонью и т.д. Для заполнения ритма в интервалах используются и хлопки в ладоши.

Ритмы

Ритмы записываются с использованием несложного обозначения для звуков, например: 1-+-2-+-3-+-4-+- D-D-tkT-D-tkT-tk , где D — это Dum, низкий звук при ударе ладонью в центр барабана; t — tek, высокий звук удара правой рукой по краю дарбуки;

k — ka, тот же tek, но для левой руки[11].

dic.academic.ru

Думбек - это... Что такое Думбек?

Дарбу́ка (тарбука, дарабука, думбе́к) — старинный ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, небольшой барабан, широко распространённый на Ближнем Востоке, Египте, странах Магриба, в Закавказье и на Балканах. Традиционно изготовляется из глины и козлиной кожи, сейчас также распространены металлические дарбуки. Имеет два отверстия, одно из которых (широкое) закрыто мембраной. По типу звукообразования относится к мембранофонам, по форме — к так называемым барабанам в форме кубка (goblet drums[1]).

История дарбуки

Женщина держит барабан в форме кубка. «Песни Девы Марии», XIII век.

Точное время появления дарбуки неизвестно.

В Европе барабаны в форме кубка встречаются со времён позднего неолита и раннего бронзового века, от Южной Дании через Германию (где их найдено больше всего) до Чехии и Польши[2]. В алтайских захоронениях, датированных V веком до н. э., также обнаружены схожие барабаны[2]. Эти барабаны встречаются в разных формах, и похоже, что древние мастера экспериментировали с формой и способами закрепления кожи, пытаясь найти оптимальное решение. Тем не менее, в раннем бронзовом веке эти барабаны начинают исчезать. Схожесть этих барабанов с дарбукой позволяет рассматривать дарбуку как наиболее успешный вариант, который прижился на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но почему-то исчез в Европе.

Что касается Ближнего Востока, то свидетельства существования барабанов кубкообразной формы встречаются ещё в XI веке до н. э.: на вавилонийском диске изображён высокий (приблизительно 90 см. в высоту) барабан на очень короткой основе[3]. Такие барабаны имели ритуальное значение и назывались «лилиш» (в англ. варианте lilis). Это были храмовые барабаны на специальных подставках. Позже начали проявляться уменьшенные лилиш, так называемые лилишу (lilissu), которые имели уже немного другие пропорции; их можно было уже носить с собой. В Египте, в период Восемнадцатой династии (1550—1292 до н. э.), художником из Фив изображён барабан кубкообразной формы, и в Дейр-эль-Бахри есть также глиняная скульптура человека, играющего на таком инструменте[3]. Эта уменьшенная форма барабана стала известна арабам, в культуру которых успешно и влилась.

Изображение такого барабана встречается в «Песнях Девы Марии» (en), написанных во время правления Альфонса X Кастильского (XIII век, время освобождения от арабского господства в Испании). Это изображение еврейской пары, где женщина держит барабан в форме кубка. В арабских источниках (сохранившиеся рисунки и иллюстрации) изображение барабана такой формы впервые встречается в рисунках, выполненных между 1519 и 1590, где персидские цыгане играют на подобных инструментах. В книге XIX века периода правления династии Каджаров в Персии также встречается подобный рисунок[4]. На более ранних средневековых арабских картинах, изображающих музыкантов, чаще всего встречаются люди с бубнами (рик)[4].

Строение

Турецкая дарбука с прямыми углами у пластиковой мембраны

Барабан первоначально изготавливали из обожжённой глины, позднее — из дерева (орех, абрикос), а на его верх натягивается телячья, козья или рыбья[5] кожа. В последнее время популярны металлические дарбуки (алюминий или медь), мембраной служит специальный пластик. Встречаются также керамические дарбуки с пластиковой мембраной и металлические в сочетании с кожей.

Металлические дарбуки с пластиковой мембраной выгодно отличаются тем, что можно настраивать звук, контролируя степень натяжения мембраны с помощью болтов, а также тем, что практически неуничтожимы. Глиняные же барабаны гораздо более хрупкие, а кожаная мембрана очень чувствительна к влаге (рыбья кожа чуть более стойка к воде, чем козья или телячья).

Иногда внутрь дарбуки помещают нечто вроде бубна — небольшие съёмные металлические тарелочки (zills(англ.)), позвякивающие при игре.

Средняя высота инструмента — 350—400 мм, диаметр — около 280 мм, хотя встречаются, конечно, разные. В зависимости от размера и, соответственно, звучания, дарбуки могут носить разные названия. Например, в Египте существует деление на табла (соло-барабан), дохолла (басовая дарбука) и симбати (сумбати) — нечто среднеее между таблой и дохоллой[6].

Есть два основных типа дарбук: египетская дарбука и турецкая. У египетских дарбук края верхней части барабана сглажены (такие дарбуки часто называют думбеком), у турецких — нет. Такое строение даёт свои преимущества в технике игры для каждого типа: округлые края египетского думбека щадят пальцы и облегчают перекаты пальцами, но затрудняют щелчки; у турецкой дарбуки — наоборот. Однако, не следует думать, что тип барабана делает какую-то технику невозможной.

У инструментов «традиционного изготовления» мембрана закреплена верёвкой; у металлических дарбук мембрану сверху охватывает металлическое кольцо, крепящееся к корпусу болтами. У египетских дарбук эти болты утоплены в кольцо, у турецких вынесены вовне, что может мешать новичкам. Количество болтов обычно от пяти до восьми. Чем больше болтов, тем точнее можно настроить звучание барабана[7].

Возникающий из-за кубкообразной формы резонанс Гельмгольца позволяет добиваться гулкого и глубокого баса при несильном ударе. Этим же объясняется то, что думбеки с узкой «шейкой» корпуса генерируют более низкий звук при ударе по центру мембраны, чем те, у которых «шейка» шире.

Различные названия

В зависимости от региона, эти барабаны могут называться по-разному. Соответственно, структура может слегка отличаться.

Техника игры

Позиция инструмента

Инструмент традиционно держат с левой стороны. Играют чаще всего сидя (барабан на коленях, левая рука его придерживает; или же дарбука зажимается между колен) или стоя (барабан прижимается к левому боку, подвешивается на специальном ремне или кладётся на левое плечо). Играют на дарбуке ладонями и пальцами обеих рук. Ведущей при этом является правая рука, левая же используется в основном для орнаментирования ритма[9]. Такое положение инструмента и сам принцип игры на нём очень схожи с техникой игры на рике.

Существует также техника комбинированной игры рукой и палочкой (в Турции такую палочку называют çubuk[10]), распространённая в Турции, на Балканах и в Египте. Эта техника широко применяются местными цыганами.

Техники извлечения звуков

Основных тонов два: низкий, получаемый от удара ближе к центру мембраны, и высокий, когда пальцы бьют по краю барабана. Несмотря на это, есть множество способов извлекать звуки, поэтому ритмы очень насыщены и богаты декоративными элементами, вроде щелчков или тремоло.

Разнообразие способов извлечения звуков велико: простые удары ладонью в район центра дарбуки (низкий), удары пальцами по краям, различные техники перекатывания пальцев (например, сплит-фингер), звонкие шлепки ладонью, звонкие и глухие щелчки, удары по корпусу дарбуки, просовывание руки внутрь барабана для изменения тембра низкого удара, игра на внутренней поверхности мембраны, трение мембраны, приглушение звука прижиманием мембраны пальцами/ладонью и т.д. Для заполнения ритма в интервалах используются и хлопки в ладоши.

Ритмы

Ритмы записываются с использованием несложного обозначения для звуков, например: 1-+-2-+-3-+-4-+- D-D-tkT-D-tkT-tk , где D — это Dum, низкий звук при ударе ладонью в центр барабана; t — tek, высокий звук удара правой рукой по краю дарбуки;

k — ka, тот же tek, но для левой руки[11].

dic.academic.ru

Как играть на Дарбуке

«Что служит началом и основанием музыки? Все те сущие, хотя и неодушевленные, которые способны, придя в движение, а через него и в состояние возбуждения, издавать авазэ... Музыка — это авазэ. А без помощи авазэ ничего не может быть сказано, как без движения ничто не может облечься в плоть» Из древнего персидского трактата.

От удара чанга и дафа мое сердце разгорается желанием встречи с тобой, Ибо в каждом, кто обтянут кожей, есть любовь божья. Мавляна Бисати

Дарбука — старинный ближневосточный барабан кубкообразной формы. Средняя высота инструмента — 430 мм, диаметр мембраны — около 220 мм, хотя встречаются, конечно, разные. В зависимости от размера и, соответственно, звучания, дарбуки могут носить разные названия. Например, в Египте существует деление на табла (соло-барабан), дохолла (басовая дарбука) и сумбати — нечто среднее между таблой и дохоллой. К семейству кубкообразных барабанов принадлежат также африканский джембе, иранский тонбак и многие другие барабаны.

Барабан на Востоке — не просто музыкальный инструмент, это хранитель исторических традиций и постоянный спутник человека. Бой на дарбуке можно услышать на базаре и во время церемоний. Существуют азиатские и африканские ритмы, которые, не меняясь, веками звучат на свадьбах и похоронах, поднимают бойцовский дух воинов и кулачных бойцов, отмечают рождение детей, религиозные действия, смену календаря и другие традиционные торжества.

Во время игры на дарбуке очень важным моментом является правильное положение рук и ног играющего. Неправильное положение приводит к преждевременному утомлению и трудностям при исполнении. Постановка инструмента может быть довольна разнообразной, но во всех случаях корпус дарбуки, опираясь на левое бедро, располагается в горизонтальном положении так, что мембрана находится ближе к правой руке (для левшей наоборот). Такая асимметричность связана с разной ролью, которую выполняют правая и левая рука. Правая рука в основном играет базовый ритм, левая — украшения и заполнения. Для предотвращения падения дарбуки во время сильных ударов приподнимайте слегка левую пятку, чтобы дарбука ложилась удобнее.

В дальнейшем для обозначения ритмов мы будем использоваться язык звуков Дун-Те-Ка. Ваша задача — четко проговорить, запомнить и воспроизвести эти ритмы.

Для занятий в домашних условиях во избежание шума бывает необходимо вкладывать внутрь корпуса ткань. Это не только снижает шум, но и делает удары сухими и четкими, что способствует отработке техники.

D (Дун) — звук сердца дарбуки, извлекается из средней и центральной части мембраны сложенными пальцами и частью ладони. Для чистоты звука между пальцами не должно быть никаких зазоров. При тихой игре звук можно извлекать подушечкой среднего пальца, согнутого в форме клюва. Для быстрого переключения к высоким ударам руку не следует помещать слишком близко к центру. Рука при ударе выполняет легкое волнообразное движение, при этом локоть не следует оттопыривать, а ладонь отскакивает от мембраны в результате расслабления запястья и колебания мембраны. Для проверки расслабления достаточно зафиксировать запястье на 90°, а пальцы при движении рук должны издавать хлопок. Если рука недостаточно расслаблена или входит под неправильным углом, то звук будет сухой и неглубокий. Басовый удар левой рукой называется Гун (G). Запястье расслаблено, локоть левой можно слегка поднять, но не сильно высоко. Некрасиво, когда локти торчат во время игры.

T (Тэк) — голос дарбуки, его тембр индивидуален для каждого инструмента, а высота регулируется натяжением мембраны. С древних времен и по сей день дарбуки с кожаными мембранами настраивали, нагревая их под солнечными лучами или у костра. В турецкие глиняные дарбуки для натяжения встраивают лампочку накаливания, а египетские дарбуки с пластиковыми мембранами настраиваются при помощи винтов. Звук «Тек» извлекается верхними фалангами пальцев в месте соединения корпуса и мембраны. Пальцы прямые и растопыренные, а запястье находится слегка за плоскостью мембраны. Несмотря на то, что пальцы расслаблены, не следует их изгибать. Удар должен быть достаточно громкий и внятный. Во избежание повреждения пальцев, слишком сильно бить тоже не стоит. Со временем кожа пальцев становится тверже и устойчивее к сильным ударам, при этом мозолей возникать не должно в отличие от других видов барабанов. Для более быстрой игры используются удары отдельными пальцами. Иногда для разнообразия звука удар наносится чуть ближе к центру, но вначале нужно научиться контролировать, чтобы место и сила удара оставались постоянными.

K (Ka) — изюминка дарбуки. Удар выполняется сложенными безымянным и средним пальцами. Локоть должен покоиться на корпусе, сохраняя инструмент в стабильном положении. В случае быстрой игры в турецкой манере его можно слегка поднять до уровня запястья. Рука с запястьем образуют прямую линию, а пальцы согнуты в форме буквы Г. При ударе запястье выполняет вращательное движение, пальцы падают на край мембраны за счет расслабления, а не нажатия, подобного игре на фортепьяно. Звук должен получаться четкий и не раздвоенный. При игре на египетской дарбуке звук по звонкости напоминает звон колокольчика. Если мембрану в верхней части прижать, то можно получить самые разнообразные по тону звуки. Такие удары напоминают резкие сухие щелчки и называются Слэпом (S). По чистоте слэпа можно проверить качество удара Ка и степень расслабления пальцев. У большинства левая рука находится в спящем состоянии, а мышцы находятся в постоянном тонусе, но игра на дарбуке приводит к ее освобождению, так как требуется высокая беглость и расслабленность. Это, в свою очередь, активизирует правое полушарие мозга, отвечающее за образное мышление.

B (Бэк) — очень важный и вместе с тем один из самых сложных ударов. В некотором смысле он является противоположностью удара Дун, так как он наносится в том же самом месте, но рука при ударе не отскакивает, а плотно прижимается к мембране, гася ее колебания. Бэк напоминает хлопок без малейшей примеси баса. Рука максимально расслаблена, а пальцы сложены в виде лодочки. На Египетских дарбуках Бэк звучит особенно хлестко и громко. Существует множество разновидностей Бэка, как открытые, так и закрытые. При выполнении открытого удара рука отскакивает от мембраны, при этом звук получается очень высокий и хлесткий. Для достижения этого результата следует тренироваться в выполнении бэка отдельными пальцами. Особенно интересно звучит Бэк, выполненный указательным пальцем. Еще одна разновидность Бэка — удар Пэк, выполняемый левой рукой.

Орнаментация ритмов при помощи роллов (~, r) является изюминкой игры на дарбуке. Как правило, роллы являются форшлагами — украшением перед сильной долей. Иногда встречаются роллы от сильного удара (нахшлаг). В дальнейшем под «~» в качестве обозначения имеются ввиду одиночные форшлаги, а под обозначением «r» имеются ввиду комбинации из 32-х долей, растянутые на несколько 16-х. В разделе ритмов роллы не прописаны, их надо использовать по своему усмотрению. Важно помнить, что не стоит переусердствовать с роллами, оставляя для ритма воздушное пространство. Каждый ролл должен играться четко и выразительно.

Помимо базовых ударов существуют самые разнообразные типы ударов, например щелчки пальцами, щелчки ногтями и щетки.

Список обозначений основных видов ударов

D (Dun) — низкий открытый удар правой рукой ближе к центру. Звук должен быть низким и глубоким, пальцы сложены вместе. G (Gun) — аналог Dun'а для левой руки. Если в записи встречается серия DDDD, то, как правило, имеется в виду DGDG. T (Tek) — высокий звонкий удар правой по краю. Удар выполняется слегка разведенными пальцами. t (te) — тихий удар правой по краю K (Ka) — высокий звонкий удар левой по краю. Выполняется безымянным и средним пальцем, сложенными вместе. k (ka) — тихий удар левой по краю. S (Slap) — удар левой, при этом ребро правой ладони перегораживает мембрану. Высота звука определяется местом прижатия ребра ладони. Для получения более звонкого звука вместо перегораживания используют прижатие указательного пальца. Иногда мембрану прижимают коленом. ~, r (ролл) — несколько пальцев «перекатываются» перед основным ударом. Существует много разновидностей роллов, о чем речь пойдет на наших занятиях. B (Bak) – закрытый взрывной удар правой. Рука сложена «лодочкой». Существуют также открытые разновидности данного удара и удары плоской ладонью. P (Pak) — аналог Bek'а для левой руки. При обозначении BBBB, как правило, будет иметься в виду BPBP. b – тихий bek, иногда им заменяют t. L — сдвоенный удар, k и t наносятся почти одновременно: первым наносится k, сразу после t. U — сдвоенный удар Dk. F — щелчок пальца. Палец левой руки соскальзывает с большого, мембрана глушится правой рукой.

C — ногтевой щелчок. Как правило мембрана глушится основанием ладони или большим пальцем.

В записи ритмов везде, где указан акцентированный T, можно использовать Bak, Slap или щелчок в зависимости от желания придать звуку ту или иную окраску.

Звук рождается на границе инcтрумента и человека, его чистота зависит от глубины взаимодействия и эмоционального состояния. Добивайтесь глубокого низкого Дуна, без отзвука, и четкого звонкого Тека.

В нашей школе этнических барабанов мы этому несомненно научим вас.

См. также популярные восточные ритмы и основные музыкальные термины.

Отдельно коснемся турецкой разновидности дарбуки с острыми краями (мы будем называть ее турецкой дарбукой). В отличие от традиционной арабской дарбуки, здесь кистевой удар для исполнения tek левой рукой заменен на щелчок — соскальзывание безымянного пальца с большого (или со среднего). Технические возможности турецкой дарбуки довольно ограничены (прежде всего, для левой руки), и она постепенно теряет популярность. Одно из немаловажных достоинств турецкой дарбуки — легкость ее конструкции, позволяющая использовать ее в качестве походного инструмента. В самой Турции часто используют «гибридные» инструменты — дарбуки с узким, но все же закругленным краем, на котором можно применять как кистевую, так и щелчковую технику.

Дарбука — инструмент древний, но при этом динамично развивающийся. Эволюция техники продолжается и в наше время. Наибольший вклад в ее усовершенствование внесли современные турецкие исполнители. Для турецкой манеры игры на дарбуке характерна изощренная пальцевая техника, с очень разнообразной аппликатурой, позволяющая к тому же за счет поперечных колебательных движений кисти значительно увеличить скорость игры.

 

Как играть на Дарбуке: ритмы Мальфуф и Халиджи

Уроки по дарбуке: ритмы Аюб и Баюн

 

Уроки по дарбуке: ритмы Максум, Фаллахи, Саиди и Белледи

Более подробно с ритмами можно ознакомиться

у нас на занятиях и по учебнику:

  • Упражнения для начинающих и профи
  • Более 2000 ритмов (арабские, турецкие, балканские, кавказские, марокканские, суфийские и др.)
  • Более 2000 упражнений (пальцевая техника, тремоло, сбивки, рудименты, рассинхронизация рук и др.)
  • Арабская и турецкая техники
  • Более 80 видов роллов
  • Более 30 композиций и этюдов
  • Упражнения по Рику
  • Ритмы и этюды для Дафа
  • Визуализация ритмов

Статьи о ритме и барабанах

Звукотерапия, шаманизм, мистика звука, древность

Ритмическая нотация, упражнения

www.channelingstudio.ru

Дарбука. Думбек

Барабан на востоке – не просто музыкальный инструмент, это – хранитель исторических традиций и постоянный спутник человека. С помощью дарбука можно извлекать такие ритмы, которые передают радость и печаль. Именно благодаря дарбуку поднимают бойцовский дух воинов и кулачных бойцов, отмечают рождение детей, религиозные действия, смену календаря и другие традиционные торжества. Существует много синонимичных названий дарбука, это и тарбука (Узбекистан, Таджикистан, Афганистан), и дарабука (Румыния), а также тарамбука (Болгария) или думбек. (Армения) и многие другие.

География распространения этого инструмента очень обширная, что свидетельствует о неугасающем к нему интересе. Это древний инструмент, насчитывающий в своем развитии тысячелетия. Нет точных сведений о первом появлении дарбука. Так, согласно одним источникам, первая дарбука появилась в четырнадцатом веке до н.э. и представляла собой односторонний барабан среднего размера с сильным и глубоким звуком. Древние мастера экспериментировали с формой и способами закрепления кожи, пытаясь найти оптимальное решение. Традиционно инструмент изготавливался из керамики, но которую натягивали козлиную или верблюжью кожу. Позже для изготовления дарбуки стали применять стволы деревьев, алюминий, медь и пластик.

По другим сведениям, барабаны в форме кубка встречаются со времён позднего неолита и раннего бронзового века. Кроме того, в алтайских захоронениях, датированных V веком до н. э., также обнаружены схожие барабаны. Есть сведения, что на Ближнего Востока, который традиционно считается Родиной дарбука, свидетельства о его существовании были обнаружены в XI веке до н. э. Такие барабаны имели ритуальное значение и назывались «лилиш». Таким образом, несмотря на разнящиеся истории возникновения дарбука ясно одно – этот инструмент прочно вошел в историю и не забыт в наше время.

Если первые инструменты были, как уже было сказано выше, из глины, то в последнее время стали популярны металлические дарбуки, мембраной которых служит специальный пластик. Глиняные барабаны имеют классический вид, но очень хрупкие. Металлические же дарбуки можно настраивать, контролируя степень натяжения мембраны с помощью болтов, чего нельзя сделать с дарбуками из глины. Для придания мелодии колоритности и неповторимого очарования внутрь дарбуки помещают небольшие съёмные металлические тарелочки, позвякивающие при игре.

Важно правильно настроить инструмент

Для этого, как ни странно, использовали огонь. С древних времен и по сей день дарбуки с кожаными мембранами настраивали, нагревая их у огня. От тепла мембрана натягивается, звук меняется, после чего дарбука может выступать в роли сольного барабана, который традиционно звучит выше остальных барабанов. Гораздо проще в плане настройки дарбуки с пластиковыми мембранами, которые не нужно настраивать перед каждым выступлением. Это делается один раз. Мембрану натягивают до получения нужного звука специальными ключами.

Инструмент отличается компактными размерами. Так, средняя высота инструмента — четыреста миллиметров, диаметр — около трёхсот миллиметров. От размеров зависит название барабана. Например, в Египте существует деление на табла (соло-барабан), дохолла (басовая дарбука) и симбати (сумбати) — нечто среднеее между таблой и дохоллой.

Есть много видов дарбука, но среди них выделяются два основных: египетская дарбука и турецкая. У египетских дарбук края верхней части барабана сглажены, что щадит пальцы и облегчает перекаты пальцами, но затрудняют щелчки. У турецких дарбук края верхней части барабана не сглажены, что позволяет легко использовать щелчки при игре. Отличаются инструменты и по манере изготовления. У египетских дарбук у металлических дарбук мембрану сверху охватывает металлическое кольцо, в которое утоплены болты. У турецких инструментов болты вынесены вовне, что может мешать новичкам. Важно отметить, что чем больше болтов, тем точнее можно настроить звучание барабана.

Как правильно держать этот инструмент? Традиционно его держат с левой стороны. Египетский композитор и театральный деятель Дарвиш Сейид говорил, что во время игры надо прижимать дарбук ее к левому боку, поскольку из левого ребра Адама бог создал Женщину – то великое чудо, которое нас вдохновляет, дарит любовь, страдания и жизнь. Не только очертания женского тела, но и саму ее стихию и страсть повторил собой этот барабан.

Играют на дарбуке сидя или стоя

В первом случае барабан держат на коленях, придерживая его левой рукой. Во втором случае барабан прижимается к левому боку, подвешивается на специальном ремне или кладётся на левое плечо. Играют ладонями и пальцами обеих рук. Правая рука является ведущей, левой создают ритм. Можно также использовать при игре специальную палочку, называемую çubuk.

Какова техника извлечения звуков из дарбука?

Итак, основных тона два: низкий и высокий. Первый получается от удара ближе к центру мембраны, второй – от удара по краю барабана. Есть и другие способы звукоизвлечения, именно поэтому можно охарактеризовать игру на дарбуке как яркую и многотоновую. Для этого существуют, например, звонкие шлепки ладонью, звонкие и глухие щелчки, удары по корпусу дарбуки, просовывание руки внутрь барабана для изменения тембра низкого удара и многое другое. Для заполнения ритма в интервалах используются и хлопки в ладоши. Включите фантазию и, возможно, вы сами изобретете новый тип игры на дарбуке!

Приведем основные ритмы игры на дарбуке: максум (распространён повсеместно), сайди (популярен в Верхнем (Южном) Египте), чифтетели (популярен в Греции и Турции), айюб (популярен в Северной Африке.), карсилама (популярен в народных греческих и турецких песнях, а также в современном турецком джазе).

Ритмы записываются с использованием несложного обозначения для звуков, например: 1-+-2-+-3-+-4-+- D-D-tkT-D-tkT-tk , где

D — это Dum, низкий звук при ударе ладонью в центр барабана; t — tek, высокий звук удара правой рукой по краю дарбуки; k — ka, тот же tek, но для левой руки.

Таким образом, можно прочитать ритм как «ДумДум-текаТек-Дум-текаТек-тека». Например, распространенный повсеместно «максум» на практике выглядит так:

1-+-2-+-3-+-4-+- D-T-__T-D-__T-__ D-S-tkS-D-tkS-tk

Ритм «карсилама», который используется в турецком джазе, имеет следующую структуру:

1-+-2-+-3-+-4-+-5- D-__T-__D-__T-T-T- D-kkT-kkD-kkT-T-T-

В современных музыкальных традициях нельзя обойтись без дарбука. Так, этот инструмент был использован в 1863 году в опере Гектора Берлиоза «Троянцы». В тысяча девятьсот пятьдесят восьмом году Халим Эль-Дабх сочинил первые композиции для дарбуки и оркестра, премьера которых состоялась в Нью-Йорке. В настоящее время дарбука широко применяется в современной арабской поп-музыке.

Этот инструмент можно приобрести, в основном, в Египте и Турции, причем цены на него могут разниться от нескольких долларов до украшенных перламутром шедевров ручной работы за несколько сотен. Кроме того есть известные международные фирмы-производители, такие как Remo, Meinl, Gawharet el Fan, Kevork, Mid-East Mfg.

Итак, мы очень надеемся, что вас заинтересовал этот инструмент. Да, он не очень-то распространен в России, но чья в этом вина? Может, и ваша тоже? Давайте узнавать новое, не бояться перемен и трудностей, осваивать диковинные инструменты и, кто знает, может, именно вы расскажете нам много нового об этом инструменте.

Пример звучания

Page 2
Калангу относится к семейству барабанов. Надеюсь, что все видели барабаны, но не все знают, что их множество видов, одним из которых и является калангу. Барабаны относятся к ударным инструментам и обычно состоят из одной или двух рабочих ударных поверхностей. Эти поверхности присоединены к корпусу, который как правило играет роль резонатора. Вот так выглядит классический барабан.Кулангу распространен в Западной Африке. Мы мало что знаем о традициях африканских народов. Для обыденного сознания здесь открывается гораздо больше тайн, чем открытий. Сегодня одной тайной станет меньше и связана она с «разоблачением» кулангу. Этот барабан называют еще двухголовым, потому что у него две рабочие поверхности, расположенные на противоположных сторонах . Этот барабан традиционно используется племенем Хуаза из Нигерии. Именно там кулангу называют «говорящим» барабаном и относятся к нему очень уважительно. Играя на кулангу, можно изменять высоту звучания. Таким образом музыкант может имитировать тональности языков различных племен. Кулангу – религиозный инструмент. Его часто применяют в различных обрядах. Игрой на кулангу сопровождают различные заклинания или ритуальные танцы. Другое назначение кулангу – передача сообщений. В данном случае этот барабан выполняет функции телеграфа. Есть сообщения, которые нужно передать немедленно и на большое расстояние. Что же делать? В племенах, где нет мобильной связи или интернета, нет другого выхода, как пользоваться музыкальными инструментами. Кулангу как нельзя лучше подходит для этого. Выстукивая определенный ритм на кулангу, музыкант сообщает о событии. Так срочная информация становится доступной. Устройство кулангу отличается простотой. Главная часть барабана называется головой. Именно по ней музыкант ударяет для извлечения звуков. Не забывайте, что кулангу – двухголовый инструмент, поэтому использовать при игре можно две головы одновременно. Исполнитель наносит удары пальцами или кривой палкой по кожаной поверхности барабана. То, с какой частотой наносить удары, зависит от желания музыканта. Это может быть спокойная мелодия или же наоборот динамичная и заводная. Второй составляющей кулангу являются стяжки. Они играют очень важную роль при игре. Стягивая стяжки, исполнитель усиливает натяжение кожи на поверхности барабана. Это повышает высоту звука. Корпус инструмента выполнен из дерева, а ударная поверхность изготовлена из лошадиной кожи. Стяжки также делают из кожи. Кулангу отличается компактными размерами, что значительно облегчает его транспортировку. Его длина не превышает сорока сантиметров, а диаметр - не больше двадцати сантиметров. Впервые кулангу появился в племени Хауза, в Нигерии. Именно там кулангу сопровождает людей не только во время праздников, но и в бытовых ситуациях. Например, такие противоположные занятия, как сельскохозяйственные работы и свадьба не обходятся без участия кулангу. Кулангу – не единственный барабан, распространенный в Африке. Многие племена используют похожие на кулангу барабаны. Кулангу относится к классу мембранофонов. Это значит, что звук производится благодаря вибрации натянутой кожи. Исполнитель стучит по поверхности барабана, она вибрирует и слышен звук. Техника проста, как все гениальное. Кулангу ассоциировались с мясниками племени Хауза. Именно они были и остаются основными исполнителями на кулагу.

Инструмент по-своему уникальный. Внешне он может показаться непритязательным, но это впечатление обманчиво. Кулагу сопровождает человека и в работе, и в отдыхе. Мало найдется инструментов, способных «идти в ногу» с человеком. Вот почему кулагу по праву занимает особое место в культуре Африки и является частью мирового культурного наследия.

Рейтинг:

 (голосов: 5)

melma.ru


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.