Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Что такое костяной фарфор чем знаменит этот сорт фарфора


Плюсы и минусы костяного фарфора

Если вы предпочитаете изысканную посуду и изящные аксессуары, то приобретите несколько изделий из костяного фарфора. Но сначала выясните все особенности этого материала.

Что представляет собой материал?

Что такое костяной фарфор? Он получил своё название неспроста: материал отличается повышенной прочностью и содержит особым образом обработанную кость. Появилась эта разновидность фарфора приблизительно в конце XVIII столетия и стала следствием попыток воспроизвести известный во всём мире китайский фарфор. Добиться сходства не удалось, но зато добавление в материал костяного пепла позволило получить новую формулу, которая постепенно дополнялась и была доведена до базового варианта, используемого до сих пор.

В состав удивительного костяного фарфора входит несколько элементов. Примерно четверть (25%) – это особая белая глина каолин. В материале присутствует примерно такое же количество шпата с кварцевыми добавками. Всё остальное, а именно половина – это кости животных, предварительно пережжённые и практически доведённые до состояния пепла.

Используемые при производстве кости термически обрабатываются и нагреваются до высоких температур – примерно 1000 градусов Цельсия. При таком нагреве все органические вещества из структуры выжигаются, а само сырьё приобретает необходимую консистенцию. Готовая жидкая масса распределяется по гипсовым формам, после застывания отделяется, обжигается, дополняется декором и при необходимости покрывается слоем глазури.

К сведению! Современные технологии позволили заменять фосфат кальция биологического происхождения минеральным. Но на характеристики и качество изделий это никоим образом не влияет.

Отличия от обычного фарфора

Чем отличается костяной фарфор от обычного? Основное отличие – это состав, в который вводятся обработанные особым образом кости. Именно они позволяют добиваться максимальной прочности и делать стенки изделий более тонкими. Продукция обретает мягкие формы, становится более изящной. Если взглянуть через материал на свет, то он будет слегка просвечивать, и это придаёт дополнительную изысканность. Благодаря таким свойствам костяной фарфор обрёл невероятную популярность.

Преимущества и недостатки

Рассмотрим основные характеристики костяного фарфора, которые смело можно считать достоинствами:

Недостатки:

Известные марки

Самые известные производители изделий из костяного фарфора:

Правильное хранение

Как хранить изделия из костяного фарфора? Не следует ставить приборы друг в друга. Если места немного, то между предметами кладите бумажные или тканевые салфетки. Не следует размещать костяной фарфор вблизи отопительных или обогревательных приборов, а также источников открытого огня (газовой плиты), в противном случае они могут претерпеть деформацию. Если вы ставите приборы рядом, они не должны соприкасаться: оставляйте между ними расстояния во избежание сколов.

Особенности ухода

Основные правила ухода:

Как сделать правильный выбор?

При выборе изделий из изысканного костяного фарфора следует обращать внимание на:

  1. Цвет. Идеальный – благородный молочный. Желтизны, серости или тёмных вкраплений на поверхности быть не должно.
  2. Прозрачность. Взяв прибор в руки и взглянув через него на свет, вы должны увидеть очертания своих пальцев.
  3. Производитель. На него укажет официальная маркировка одного из брендов, которая обычно ставится на обратной стороне. Если опознавательных знаков нет, или компания малоизвестная, то от покупки стоит отказаться: изделия вряд ли качественные и будут служить долго.
  4. Рисунок. Обычно узоры создаются вручную, так что должны быть заметны мазки кистью, разная степень насыщенности цвета.
  5. Гладкость. На поверхности не может быть бугорков, пузырьков, углублений, трещин, царапин, швов и сколов.
  6. Цена. Если она подозрительно низкая, скорее всего, перед вами подделка. Средняя стоимость сервиза – 3-4 тысячи рублей.

Костяной фарфор – особый материал, который очарует с первого взгляда и покорит истинных ценителей.

Что такое костяной фарфор?

Автор: admin2 Дата: 2017-09-29 Просмотров: 805 Комментарии: 0

Интерес к качественным материалам (например, фарфору) обуславливается особенными эксплуатационными характеристиками, красотой и изяществом изделий на их основе. Однако мало кто хорошо представляет себе, из чего делают костяной фарфор и чем он отличается от обычного.

Содержание

  1. Свойства и состав костяного фарфора
  2. Правила хранения изделий из костяного фарфора
  3. Как отличить костяной фарфор от фальсификата?
  4. Перечень производителей костяного фарфора
  5. Где купить качественный костяной фарфор?

Свойства и состав костяного фарфора

Особенностью костяного фарфора служит его состав, включающий порядка 50% обожженных и размолотых костей животных. К традиционным компонентам материала относятся:

Этот нюанс является определяющим в ответе на вопрос, чем отличается костяной фарфор от обычного фарфора.

  1. Составляющие измененных в результате обжига структурных компонентов костей придают изделиям мягкий нежный оттенок и непревзойденную белизну.
  2. Костяному фарфору присущи также особенная утонченность, воздушность и гладкость.
  3. Изделия из этого материала просвечивают, это свойство позволяет при необходимости с легкостью отличить подделку.
  4. Сервизы из костяного фарфора долговечны и отличаются хорошими показателями механической прочности.

Правила хранения изделий из костяного фарфора

Утварь из костяного фарфора относится к разряду дорогостоящей посуды премиум-класса. Чем лучше качество продукции, тем в большей степени она нуждается в аккуратном и бережном хранении.

  1. Изделия принято располагать в закрытых шкафчиках и сервантах со стеклянными дверцами, защищающих чашки от случайного опрокидывания и позволяющих ежедневно любоваться их красотой.
  2. Мебель для хранения фарфора полагается размещать вдали от источников открытого огня и тепла. При многократном нагревании изделия могут подвергаться деформации.
  3. Чашки сервиза допустимо ставить в блюдца по одной, в остальном расположение предметов относительно друг друга не должно приводить к их соприкосновению, а это значит, что места на полках, где хранится посуда, должно быть достаточно.
  4. Уход за изделиями из костяного фарфора должен включать в себя их регулярное освобождение от пыли посредством бумажных салфеток. Ополаскивают посуду в прохладной воде без моющих средств (они могут привести к выцветанию декора), допустимо также применение мягкой губки. Для предотвращения появления разводов ее насухо промакивают ветошью.

Как отличить костяной фарфор от фальсификата?

Зная, что такое костяной фарфор и чем он знаменит, несложно предположить, что недобросовестные производители нередко стараются подделать дорогостоящий материал.

  1. Настоящий костяной фарфор отличается незначительной толщиной изделий (до 2,5 мм) и способностью просвечивать, что можно проверить, поместив изделие перед лампой.
  2. Наличие неровностей, посторонних включений и других дефектов не является приемлемым для качественной продукции.
  3. Цвет посуды из костяного фарфора бело-молочный и характеризуется особенной теплотой оттенка. Окрашивание ее с целью подделки можно определить по наличию непрокрашенных частей на ободке дна.
  4. Идентичность тона дна и поверхности глазури означает также отсутствие опасных для здоровья человека металлов в составе материала.
  5. Изделия из костяного фарфора декорируются вручную. На рисунках всегда можно заметить отдельные мазки кисти.
  6. Легкое прикосновение деревянной палочки к качественной вещи послужит причиной длительного металлического звона, свидетельствующего о ее прочности и высокой плотности.

Перечень производителей костяного фарфора

Выбор качественных изделий должен опираться, в том числе, и на оценку благонадежности производителя. Информация о том, что такое костяной фарфор и каковы его основные свойства, логично дополняется тем фактом, что высокопрофессиональных фабрик по его созданию совсем немного. Применение ручного труда значительно сокращает объемы продукции по сравнению с теми материалами, что выпускаются промышленным путем.

  1. Английский костяной фарфор принято считать эталоном качества. Наиболее крупными его производителями являются компании Royal Doulton и Wedgwood.
  2. Единственный изготовитель костяного фарфора в России – Императорский фарфоровый завод, начавший свою деятельность с момента разработки отечественного материала в 1968 г.
  3. Японские фабриканты внесли свои коррективы в формулу драгоценного фарфора, изменив долю главного ингредиента. Компании по производству традиционных японских изделий наносят на свои товары фирменное клеймо «CHINA. Made in Japan», а утонченная продукция повышенного качества помечается знаком «Bone CHINE».

Где купить качественный костяной фарфор?

Приобретение товаров высокого качества на сегодняшний день доступно в интернет-магазине элитной посуды. Каталог компании «Посуда в дом» содержит подробные описания и фото изделий из костяного фарфора. Заказать продукцию можно в один клик, воспользовавшись специальными возможностями и инструментами сайта.

Здесь покупатель может также ознакомиться с подробной информацией о том, как и из чего делают костяной фарфор и другую необычную посуду, имеющую древнюю историю применения человеком.

Костяной фарфор и его менее ценные братья

О драгоценных и полудрагоценных камнях Комментарии и отзывы о сайте подробней... Долгие поиски фарфорового рецепта привели к созданию уникальных технологий фарфора. Фарфор костяной, фарфор бисквитный, фриттованный, а еще яшмовый, императорский, гжельский – и даже холодный! Попробуем хоть немного сориентироваться в разнообразии фарфоров...

Костяной фарфор – главный в семействе

Костяной фарфор – разновидность мягкого фриттованого фарфора. В состав фритты (плавкой добавки к смеси каолина и кварца) в данном случае входит пережженная кость, фактически – фосфат кальция. Современные промышленные технологии предусматривают замену биологического фосфата кальция на минеральный. Качество изделий от подобной замены не меняется. Введение костной золы или минерального фосфата кальция в фарфоровое тесто сообщает готовому изделию несколько преимуществ. Во-первых, костяной фарфор весьма бел. Во-вторых, его просвечиваемость высока. В-третьих, он очень красив: сочетание белизны и прозрачности создает эффект мягко затухающего свечения фарфорового массива.

Костяной фарфор появился в Англии

Авторство рецептуры костяного фарфора принадлежит англичанам – Томасу Фраю (приоритет закреплен патентом) и Джосайе Споуду, оптимизировавшему изобретение Фрая. Томас Фрай (Thomas Frye), родившийся в 1710-м году в Ирландии, в Англии зарабатывал как художник-портретист. В 1740-м году он стал менеджером гончарных мастерских в городе Боу, графство Девоншир. Работая в Боу, Фрай сделал важное открытие: столярный клей, будучи смешанным с костной золой, делался после высыхания белым и прочным. Любознательный ирландец попробовал перенести новое знание на фарфор. Он добавил к фарфоровому тесту золу, полученную от сжигания костей и жил, и получил весьма белый и достаточно прочный фарфор. В соответствие с выданным патентом, доля биологического сырья в фарфоровой шихте, составленной по рецепту Фрая, доходила до 45%. Джосайя Споуд (Josiah Spode), рожденный в 1733-м году в Сток-он-Трете (графство Стаффордшир), с шестилетнего возраста пребывал в обучении у мастера-керамиста Томаса Уилдона. Расставшись с учителем, Споуд организовал собственное производство. Именно Споуд предложил вводить в фарфоровое тесто чистую костяную золу в увеличенном до 50% от массы количестве. Полученный фарфор отличался столь снежной белизной, что Споуд рекомендовал наносить глазурь тончайшим – «не толще двух листков бумаги» – слоем, дабы не затенять красоты материала. И если начинание Томаса Фрая не принесло автору особого успеха – как в силу недоработанности технологии, так и по причине невысокого конечного качества изделий – то Джосайе Споуду повезло больше. Качество споудовского фарфора оказалось превосходным, а дизайн изделий – непревзойденным. Фирменный художественный стиль Споуда-старшего – изящный серый рисунок или орнаментальный узор, нанесенный по белому полю. Последователи, в том числе и сын Споуда, уже Джосайя II, разнообразили цветовую гамму росписи изделий из костяного фарфора. Фамилия Spode до сих пор является символом высочайшего качества фарфоровых изделий. Так что неудивительно видеть на британских прилавках сразу несколько торговых марок, связанных с семейством Споудов. Прямые наследники фарфорового революционера сегодня не занимаются керамическим бизнесом, но предприятия в Стаффордшире – работают, и костяной фарфор отличного английского качества можно купить и сегодня!

Качество костяного фарфора

В условиях современности костяным фарфором следует звать материал, созданный по заветам Споуда. Однако производители могут и намеренно вводить покупателя в заблуждение. Кое-кто считает возможным маркировать свой фарфор как «костяной», если в его составе насчитывается всего 5% фосфата кальция. Костяной фарфор иностранного производства маркируется словами «Bone China» или «Fine Bone China». Следует, однако, понимать, что маркировка действует лишь в комплексе с репутацией изготовителя и художественными достоинствами изделия. Важно также иметь навыки различения качественного фарфора и подделки. Дорогой костяной фарфор вряд ли будет украшен криво наклеенной деколью (переводной картинкой). Цветная роспись не будет покрывать изделие всплошную: декор призван подчеркивать и оттенять красоту собственно фарфора, а не маскировать недостатки – щербины и раковины в глазури, песчинки в толще массива, некачественную формовку изделия. В большинстве случаев серийные комплекты из костяного фарфора изготавливаются из материала с содержанием фосфата кальция ниже 30%. Изделия класса Fine Bone China с содержанием костяной золы около 50% - по-настоящему дороги.

Белый до синевы...

«Не было счастья – так несчастье помогло!» Старая пословица в полной мере отражает внезапную славу, постигшую продукцию Ломоносовского (ныне Императорского) фарфорового завода конца 60-х годов прошлого века. К освоению технологии костного фарфора специалистов советского предприятия подтолкнул извечный дефицит материалов. Прознав, что вместо труднодоступного минерального сырья в фарфор можно класть кости, технологи воодушевились. В ту пору товарная кость шла на изготовление бельевых пуговиц и прочей галантереи, а отходы вполне могли пережигаться в золу и становиться компонентом фарфоровой массы. Опыты оказались успешными: первые чашки и блюдца из костяного фарфора, выпущенные Ломоносовским заводом, оказались неправдоподобно тонкими. Покупатели с сомнением относились к «пластмассовой» посуде. Тогда толщину стенок увеличили на три десятых миллиметра, и сбыт улучшился. Вскоре возникла новая проблема: дефицитной стала товарная кость крупного рогатого скота. Находчивые снабженцы поставили на завод куриные кости – и в цеха пошла зола другого качества. Оказалось, что фарфор с костной золой из птицы приобретает синевато-фиолетовый или даже сиренево-серый оттенок пугающего тона... В серию фарфор с синячным оттенком не пошел, но у коллекционеров современности чашечки из пробной партии ценятся как истинный раритет. Впрочем, в богатой истории Императорского фарфорового завода немало иных взлетов и падений.

Императорский фарфор

С 1925-го по 2005-й год фарфоровый завод, основанный во времена императрицы Елизаветы, носил название Ломоносовского. Следует признать, что сам Михайло Васильевич к созданию русского фарфора касательства не имел ровно никакого. Сложные технологические проблемы решал соученик Ломоносова, Дмитрий Иванович Виноградов. Виноградову было 24 года в момент основания Порцелиновой мануфактуры, ставшей впоследствии фарфоровым заводом. Его назначение, на первый взгляд, необоснованно: по специальности Виноградов горный инженер. Однако пытливый характер и исследовательское упорство молодого ученого дали результат: именно Виноградов, а не обласканные начальственной властью иноземцы, создал русский фарфор. К сожалению, борцовским характером проницательный инженер не обладал. Он не умел, подобно своему другу Ломоносову, презреть неприятности и одолеть завистников. Топя горе в выпивке, Виноградов только усугубил свое положение. Полицейский надзор, первоначально призванный обеспечить соблюдение режима секретности вокруг фарфорового дела, вскоре стал адресоваться лично Виноградову. Письменный труд «Обстоятельное описание чистого порцелина» Виноградов писал под арестом. Ему позволили находиться дома, но приковали цепью, дабы исключить побег в ближайший трактир. Умер Дмитрий Виноградов тридцати семи лет от роду – однако фарфоровое дело им все же было создано. Начав практически с нуля, Виноградов сумел сконцентрировать обрывки противоречивых сведений, полученных от западных гончаров. Он провел практические изыскания сырьевых материалов и разработал технологии обогащения используемых в деле минералов. Он сконструировал печи, нашел нужное топливо, установил параметры обработки сырцовой массы и режим обжига. Ему принадлежит точная рецептура глазури и красителей для подглазурной и надглазурной росписи. Благодаря Виноградову, вот уже третий век кряду Императорский завод остается единственным предприятием России, способным выпускать высококачественный костяной фарфор. Уникальное оборудование, способное вести обжиг на пониженных температурах, имеется и работает только здесь. Виноградовский фарфор не только обеспечил императорский двор роскошной посудой и оригинальными украшениями. Весь чиновничий Петербург «болел» модой на «пакетошные» табакерки Порцелиновой мануфактуры – изящные запирающиеся шкатулки с именным посвящением на верхней крышке. По желанию заказчика надпись могла быть исполнена его собственным почерком!

Фарфор бисквитный и яшмовый

Как известно, всякое фарфоровое изделие посещает обжиговую печь если не трижды, то хотя бы дважды. Первый обжиг – «утильный» – проводится ради спекания фарфорового теста. Второй обжиг – «поливный» – расплавляет глазурь. Однако блестящая глазурь не обязательна для фарфора! Без глазури фарфоровое изделие выглядит вылепленным из нежного бисквитного теста. Такова первая версия; в соответствие со второй, «бисквит» - всего лишь слово, переводимое как «двукратный». То есть в названии сорта отражается только технологическая особенность, а поэзии никакой и нет... Фактически бисквитным зовется неглазированный фарфор. Отказ от создания расплавленного и застывшего слоя на поверхности керамики позволяет сохранять мелкие и тонкие детали формовки. Поэтому бисквитный фарфор нередко выступает в роли скульптурного материала. Славится и посуда из бисквитного фарфора. В основном это вазы для цветов и фруктов, салфетницы, декоративные блюда. Соприкосновение бисквитного фарфора с красным вином, заварным чаем, томатным соусом и т.п. приводит к трудноустранимым загрязнениям фарфоровых изделий. Бисквитный фарфор – так уж сложились исторические обстоятельства – легендарен. Людовик XV, однажды проведший ночь в Версальском дворце, утром выглянул в окно – и обомлел! Лужайка дворцового парка, дотоле поросшая удобной для прогулок травой, расцвела невиданными белыми цветами. Удивленный король вышел в парк и обнаружил, что каждый из цветов вылеплен из бисквитного фарфора и окроплен любимыми духами его фаворитки. Восхищение короля передалось и его приближенным. Вскоре вся продукция севрской фабрики, выпускавшей фарфор сорта «бисквит» и принадлежавшей любовнице короля, оказалась раскупленной. Не снижается спрос на бисквит из Севра и сегодня. Логическим продолжением идеи бисквитного фарфора стал яшмовый фарфор. Честь его изобретения принадлежит англичанину Джосайе Веджвуду (Josiah Wedgwood). Создание яшмового фарфора состоялось в 1775-м году.

Сходство с натуральной яшмой веджвудскому фарфору придавала окрашенность керамического массива. Фактически яшмовый фарфор – это оцвеченный бисквит. Успеху изобретения способствовал эстетический вкус Веджвуда. Мало кому, кроме него, могло придти в голову, что неброские тона серовато-голубого и зеленого, а также лилового, бежевого, а еще камышового, охристо-желтого и антично-красного цветов будут пользоваться спросом.

Рельефы из белого фарфора, апплицированные поверх фарфора яшмового, лишили изделия Веджвуда возможности практического применения, но создали его творениям славу изысканных интерьерных украшений.

Не все то фарфор, что фарфором зовется

Многие из разновидностей технической керамики носят неофициальное название фарфора. Состав технических «фарфоров» чрезвычайно разнообразен, а заданные свойства резко отличаются от свойств чайных чашек и миниатюрных статуэток. В инженерной сфере фарфором принято звать керамику светлой окраски, при этом готовое изделие может являться и огнеупорным материалом, и турбинной лопаткой, и деталью подшипника, и электроизолятором, и зубным протезом, и лабораторной посудой. Приверженцам художественного рукоделия хорошо известен так называемый «холодный фарфор». Это – искусственный состав, смесь крахмала с клеем. Холодный фарфор весьма технологичен, а готовые изделия из него слегка напоминают окрашенный бисквитный фарфор. По-видимому, это сходство и стало причиной возникновения наименования. Все камни

Тарелки из костяного фарфора: как хранить и ухаживать, преимущества и недостатки

Белоснежные, тонкие, полупрозрачные, мелодично звенящие при постукивании – тарелки из костяного фарфора по праву считаются королевскими, как и другие изделия из этого материала. Откуда такое название? Чем отличается костяной фарфор от обычного? В чем его ценность?

Состав

Главное отличие – состав. Для производства традиционного фарфора используются:

В костном фарфоре, как его иногда называют, почти половина состава приходится на обожженные и перемолотые кости животных. Отсюда и название. Состав придумали и первыми использовали в производстве англичане. Посуда быстро стала популярной в Англии, а затем и за ее пределами.

Формула Томаса Фрая

Впервые фарфоровую смесь с костной мукой использовал Томас Фрай — это было в 1749 году. Англичанина подталкивала к экспериментам китайская посуда из фарфора – белая, почти прозрачная. Он опробовал разные компоненты в надежде получить аналогичные.

Одним из компонентов стали измельченные в порошок крупные животные кости. Их поддавали высокотемпературной термической обработке и получали на выходе белую золу. Она использовалась как сырье, но качество готовой продукции не было совершенным.

Доработанный вариант Джозайя Споуда

Начатое Томасом Фраем закончил его соотечественник Джозайя Споуд. Работая над составом сырья, Джозайя уделил внимание пропорциям. Он смешал компоненты в таком соотношении:

Результат оправдал ожидания – первые изделия из нового сырья получились легкими, изящными, идеально белыми.

Технология производства

Технология производства костяной посуды у каждого производителя своя: состав, техника нанесения декора, количество обжигов и температура могут меняться, но алгоритм единый.

Сначала готовится фарфоровая масса. Затем готовое сырье заливают в формы и начинают их быстро вращать. Вращение необходимо для равномерного распределения массы на стенках формы. Когда мастера откроют формы, в них уже будут заготовки для изделий. Размер форм меняется в зависимости от размера заготовок.

В процессе производства посуда обжигается трижды:

  1. Первичный обжиг необходим для выпаривания влаги из фарфоровой смеси. Он проходит при температуре до 1250 градусов. Игнорировать этот этап нельзя, потому что влага внутри изделия приводит к его деформации.
  2. Вторичный обжиг проходит при температуре до 1100 градусов – после того, как мастера покрыли тарелки глазурью. После этого этапа посуда приобретает глянцевый белый оттенок.
  3. Заключительный обжиг проводится при температуре до 900 градусов после декорирования тарелок. Для оформления используются разные техники – от ручной росписи до переводных изображений. Задача термического воздействия на этом этапе – впечатать рисунок в глазурь, защитить его.

Далее – проверка качества тарелок и сервизов, маркировка и упаковка продукции, после чего она поступает в продажу.

Кто производит?

Престижным считается купить тарелки из костяного фарфора от британских брендов Wedgwood и Royal Doulton. Английские компании – вне конкуренции, так как первыми освоили технологию, довели ее до совершенства.

Японцы не отстают от британцев. Больше того, японские изделия уникальны, потребители во всем мире ценят их за красоту и оригинальный внешний вид. Секрет в том, что японские специалисты изменили соотношение костного порошка в фарфоровой массе. Формулу они не разглашают. Японский костяной фарфор маркируется «CHINA. Made in Japan».

Советская посуда

В России выпуск костяной посуды и декоративных изделий освоили намного позднее, чем в Европе. Императорский фарфоровый завод впервые выпустил его в 1968 году. Он и сегодня является единственным предприятием, выпускающим сувениры и посуду из костного фарфора.

Советские специалисты приступили к освоению технологии из-за дефицита минеральных материалов. Возможность заменить их костями воодушевила технологов. Первые чашки и блюдца получились слишком тонкими, покупатели скептически отнеслись к этому. Тогда технологи завода решили немного увеличить толщину – буквально на 0,3 мм. Сбыт увеличился.

Вскоре производитель столкнулся с очередной проблемой – дефицитом костей крупного рогатого скота, использовавшихся для производства сырья. Их заменили куриными костями, но готовые изделия получились сиренево-синего оттенка. В серийное производство сырье не пошло, зато ценится у коллекционеров.

Маркировки

Костяные тарелки маркируются как «Bone China» или «Fine Bone China», что указывает на посуду повышенного качества. Однако не все изготовители клеймят свои изделия.

Наличие надписи – не гарантия качества, потому что некоторые производители умышленно вводят в заблуждение потребителей. Они маркируют тарелки, если в их составе содержится хоть какое-то количество фосфата кальция.

Обычно фарфоровая масса для серийного производства включает не менее 30% золы, а изделия премиум-класса – не менее 50%.

Преимущества

У костяных тарелок есть несколько преимуществ:

Недостатки

Как хранить и ухаживать?

Правила ухода и хранения просты, но владельцы посуды часто о них забывают.

  1. Тарелки нельзя ставить стопкой — одна на другую. Если места мало, между ними нужно класть бумажные полотенца.
  2. Изделия из костной муки нельзя держать рядом с обогревателями и каминами во избежание деформации.
  3. Вода для мытья должна быть комнатной температуры, но ни в коем случае не горячей. Костяная посуда боится температурных перепадов.
  4. По той же причине нельзя ставить еду в фарфоровых тарелках в холодильник и разогревать в микроволновых печах.
  5. Прежде чем налить в тарелку горячее, нужно медленно прогреть стенки горячей водой.
  6. Желательно отказаться от жестких посудных губок и агрессивных моющих средств, чтобы не повредить поверхность.
  7. Протирать посуду после мытья нужно мягкой сухой тканью.

Срок службы изделий из костяного фарфора – 100 лет и более при условии соблюдения всех рекомендаций, перечисленных выше.

Секреты костяного фарфора: как это делается

Слово «костяной» в названии тончайшего фарфора – не метафора, а буквальное указание на состав сырья. Обычная фарфоровая масса состоит из каолина – белой глины и других глинистых материалов, дающих при обжиге белый цвет, а также кварца и полевого шпата. В Англии в середине XVIII века начали добавлять к составу еще и костную золу –   содержащийся в ней фосфат кальция и придавал посуде такую невероятную белизну.

На Императорском фарфоровом заводе (в советское время он назывался Ломоносовским) костяной фарфор начали выпускать в шестидесятые годы XX века. Парадоксально, но факт: причиной, по которой завод освоил эту технологию, стало не амбициозное желание выпускать элитную «королевскую» посуду, а… дефицит сырья.

Начиная с 1965 года завод испытывал серьезные сложности с поступлением каолина – белая глина очень широко применялась в бумажной, парфюмерной и военной промышленности.  Зато в стране было много отходов кости. Поэтому директор завода Александр Сергеевич Соколов поставил перед производственной лабораторией ЛФЗ задачу: разработать состав массы для костяного фарфора.

Состав сырья подбирали методом проб и ошибок (зарубежные коллеги не спешили делиться коммерческой тайной). В результате оказалось, к пример, что птичьи косточки придавали фарфору ненужный сиреневый оттенок.

В результате остановились на берцовой кости крупного рогатого скота. Тем более, что с сырьем недостатка не было. Пуговичное производство штамповало из обезжиренных костей пуговицы для наволочек и для военного обмундирования – а отходы шли на фарфоровый завод, где пережигались.

Масса для изготовления костяного фарфора лишь на 55 % состояла из традиционных каолина, глины, полевого шпата и кварца – остальное приходилось на долю костной золы.

В 1968 году на заводе был запущен цех по производству костяного фарфора. В отличие от английского фарфора, который был достаточно толстым, на ЛФЗ решили выпускать тонкостенный фарфор. И поначалу даже «перестарались»: первые чашечки оказались такими тонкими и нереально легкими, что покупатели стали жаловаться на ощущение «пластмассовости». Поэтому толщину черепка решили увеличить на 0.3 мм.

Чашки из костяного фарфора, как и многие другие фарфоровые изделия, производят методом литья. Для этого формы, отлитые из гипса, до краев наполняется жидкой фарфоровой смесью, напоминающей сметану – шликером. Гипс начинает «отбирать» у шликера влагу – и в результате на внутренних стенках формы постепенно нарастает фарфоровая «корочка». Когда она набирает нужную толщину – лишний шликер удаляют из формы. Потом подсохший «черепок» (так называют необожженный фарфор) начинает отставать от стенок формы – и его извлекают.

При производстве фарфоровых статуэток детали «набирают толщину» довольно долго – несколько часов. С тонкостенными чашечками все происходит гораздо быстрее – на Императорском фарфоровом заводе костяная фарфоровая смесь заливается в формы всего на две минуты.

Оливка происходит автоматически – формы двигаются по кругу, из дозатора автоматически выливается нужное количество шликера, а потом вакуумный отсос «забирает» лишнее.

Ручки для чашек, чайников, сахарниц отливаются отдельно и потом «приклеиваются» вручную. В качестве клея выступает все та же фарфоровая смесь, только более густая.

Плоские изделия (блюдца, тарелки) делаются методом штамповки. Фарфоровый полуфабрикат для таких изделий делают очень плотным, он напоминает пластичное тесто, скатанное в «колбаски». Отрезанный кусочек «колбаски» кладется на гипсовую форму, сверху на него опускается вращающийся формующий ролик (для каждой модели ролик свой). Излишки срезаются автоматически, а вот зашлифовать края и сделать поверхность абсолютно ровной – задача так называемых «оправщиц», работающих только вручную.

Губка, кисточка, матовое стекло, шлифовальная шкурка – инструментарий у оправщиц простой, но эффективный и проверенный временем. К ним фарфоровые заголовки попадают после сушки.

Костяной фарфор обжигают дважды. Причем температура для первого обжига очень высока – 1250 – 1280 градусов, что гораздо выше, чем у обычного фарфора. При такой температуре фарфоровая смесь полностью «спекается» и приобретает необходимую прочность. В печи посуда проводит 12 часов. И, кстати, уменьшается в размерах примерно на 13%.

Но пока не блеск. Блеск появится после того, как фарфор будет покрыт глазурью. Она состоит из тех же самых материалов, что и фарфор, только в другом процентном соотношении, кроме того, в нее добавляют мрамор и доломит. Во время обжига глазурь расплавляется, образуя блестящую глянцевую поверхность.

Глазурь на костяной фарфор наносится с помощью пульверизатора – сначала с одной, а потом и с другой стороны. А чтобы можно было контролировать плотность и толщину слоя, глазурь подкрашивается фуксином. Поэтому, отправляясь в печь для окончательного обжига, чашки и блюдца имеют яркий сиреневый цвет. При высоких температурах пигмент выгорает и фарфор белеет.

Второй обжиг тоже продолжается 12 часов, только температура на этот раз чуть ниже – 1050-1150°С.

Кстати, именно температура обжига костяного фарфора стала причиной того, что Ломоносовскому фарфоровому заводу удалось сохранить монополию на производство российского костяного фарфора.

Среди советских заводов не было принято держать технологию в секрете, поэтому в начале 70-х годов технология и конструкции оборудования были «подарены» Болгарской республике, где тогда запускалось новое фарфоровое производство. А в 1982 году технология была передана керамическому комбинату в Каунасе, в Литве. А вот российские заводы не рискнули взяться за производство костяного фарфора. Загвоздка оказалась в том, что такой фарфор очень чувствителен к температуре обжига - и отклонение от заданных температурных параметров буквально на 10 градусов превращает посуду в брак. При этом, когда речь идет о температурах за тысячу градусов, даже погрешность измерительных приборов может превышать эти самые 10 градусов. Так и остался ЛФЗ единственным производителем «королевского фарфора» на всей территорию страны.

Чисто белый, нерасписанный фарфор, которого не касалась рука художника, специалисты называют «бельем». Но до того, как попасть на прилавки фирменных магазинов, посуда должна быть украшена узором.

Роспись по фарфору бывает подглазурной, надглазурной и комбинированной, объединяющей обе эти техники. В таких случаях рисунок наносится в два этапа. Примером комбинированной росписи может служить знаменитый узор «Кобальтовая сетка», ставший своего рода «визиткой» завода.

Кобальтовый рисунок – синие линии –  наносится на фарфор еще до покрытия изделия глазурью – при высокотемпературном обжиге декор «вплавляется» в прозрачную глазурь намертво. Кобальт, до обжига имеющий унылый блекло-черный цвет, при нагревании волшебным образом меняется, и в зависимости от концентрации узор становится нежно-голубым или густо-синим. Кстати, все краски, используемые в подглазурной росписи ведут себя таким же образом – их цвет «проявляется» во время температурного воздействия, а при нанесении рисунка они выглядят блекло – оттенки черного, серого, коричневого. И художникам, работающим с несколькими красками сразу, приходится нелегко: им постоянно приходится «держать в уме» будущую картинку.

Рисунок часто наносится вручную, но эту работу порой можно облегчить. На Императорском фарфоровом заводе, например, разработали специальные формы для посуды, которая будет украшаться «кобальтовой сеткой»: на боках черепка «прочерчены» тонкие, еле заметные желобки – своего рода контур, который надо вручную «обвести» кобальтовыми линиями.

Кобальтовый узор может попадалть на изделие и при помощи деколи – тонкой пленки, напоминающей переводную картинку, на которой напечатан кобальтовый узор.

Форма деколи точно соответствует форме посуды - для каждой модели она своя. При нагреве пленка выгорает, а узор –  впечатывается в поверхность изделия.

Нанесение подглазурного рисунка происходит после того, как изделия прошли первый обжиг – и до глазурирования. После второго обжига такая посуда порой выглядит очень странно – на нее уже нанесена первая часть росписи, а вторая еще ждет своего часа. Но уже можно представить себе, ак это будет выглядеть.

Роспись золотом – это уже надглазурная роспись. Потом посуда пройдет еще один обжиг, но уже при более низких температурах – только для того, чтобы закрепить узор. Именно это позволяет использовать при росписи драгоценные металлы, а также многие краски, которые не выносят «четырехзначных» температур. Золотые звездочки на фирменный узор могут наносятся вручную, кисточкой – или же при помощи миниатюрного штампика.

КОСТЯНОЙ ФАРФОР

Мне подарили изящную чашечку из костяного фарфора (изготовлена на ЛФЗ). Расскажите, пожалуйста, почему фарфор получил такое странное название и в чем секрет его производства?

Наука и жизнь // Иллюстрации

И. МИЛУШКИНА (Москва).

Костяной фарфор необыкновенной белизны, тонкий и звонкий (при легком постукивании по его поверхности раздается мелодичный звук) иногда называют королевским, а еще чаще — белым золотом.

На протяжении столетий секретом изготовления фарфора владели лишь некоторые страны. Еще большей редкостью был королевский, костяной фарфор. Тончайший воздушный фарфор, известный под названием “яичная скорлупа”, был изобретен в Китае.

В Европе костяной фарфор впервые появился в Англии в XVIII веке. Английский завод Веджвуда долгие годы оставался монопольным поставщиком этого фарфора, так как особенности его производства держали в строжайшей тайне.

В России, на Ломоносовском фарфоровом заводе, костяной тонкостенный фарфор стали выпускать только в конце 1960-х годов. Но этот фарфор тоньше и белее английского! Ломоносовский фарфоровый завод — единственное в России предприятие, выпускающее подобные изделия. Костяной фарфор делают по уникальной технологии, разработанной специалистами завода, удостоенными звания лауреатов Государственной премии СССР в области науки и техники в 1980 году.

Для получения костяного фарфора в жидкую массу (шликер) наряду с глиной, каолином, полевым шпатом и кварцем добавляют предварительно обожженную костяную муку (перемолотые кости домашних животных). Именно костяная мука придает фарфору необыкновенные свойства.

После того как изделие приобретет нужную форму, его обжигают при очень высокой температуре (выше 1200оС). Затем наносят глазурь и вновь обжигают, понижая температуру на 100о. Теперь наступает очередь художников. Красоту и изящество изделиям придает изысканная роспись. Она бывает надглазурная и подглазурная.

Слой глазури на фарфоре должен быть “не толще двух бумажных листков”, — писал первый бергмейстер Императорской порцелиновой мануфактуры Дмитрий Иванович Виноградов. Первый фарфор в России называли Виноградовским, по имени его создателя. Дмитрий Иванович, трудившийся на заводе более 30 лет, оставил “Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается, купно с показанием всех тому принадлежащих работ”. Многие тонкости производства фарфора, подмеченные автором, учитываются и сейчас.

Бывший Императорский фарфоровый завод мог бы носить имя Дмитрия Ивановича Виноградова, но советские чиновники распорядились иначе, и завод стал Ломоносовским. Марка “ЛФЗ” известна во всем мире, имя Виноградова, к сожалению, знают только специалисты.


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.