Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Что такое дикция это


Хорошая дикция — залог вашего успеха: как улучшить и развить

Дикция — это отчетливость и правильность произнесения звуков. Как улучшить речь и дикцию, чтобы быть уверенным в себе, чувствовать силу своего голоса и слова?

Что такое дикция

Важность для человека и социума

Если человек четко произносит слова, оттеняет их соответствующей интонацией, имеет приятный тембр голоса, то он обладает хорошей дикцией и техникой речи.

И, напротив, если человек говорит невнятно, монотонно, слишком тихо или чересчур громко, проглатывает слова или неестественно медленно растягивает их, то дикция и техника речи у него не в порядке.

Находясь в социуме, общаясь с другими, своей речью человек создает о себе впечатление. Четкая и правильная дикция делает человека приятным в общении, располагает к себе.

У человека с плохой дикцией неизбежно возникают сложности. Ему трудно донести информацию до собеседника.  Из-за усилий разобрать его слова рассеивается внимание и ускользает суть сказанного.

Речь человека — это выражение его натуры. Она самым тесным образом связана с тем, как человек воспринимает сам себя.

Неуверенный в себе, сомневающийся, не умеющий принять решение, взять ответственность на себя человек, как правило, говорит тихо, бессвязно, глотает слова или замедляет темп речи. Впечатление, которое он производит на тех, с кем общается, мягко говоря, неважное. Ответной реакцией может быть и раздражение, и разочарование, но в любом случае — желание поскорее закончить неприятное общение.

Красивая дикция характерна для людей с лидерскими качествами. Это — уверенность в себе, умение спокойно преодолевать трудности, самообладание, способность говорить и убеждать. Речь такого человека отличается четким произношением, выразительностью, приятным звучанием. Общение с ним доставляет удовольствие.

От чего зависит дикция

Дикция (или четкость речи) зависит от работы речевого аппарата. К нему относятся органы:

Гласные и согласные звуки непосредственно создаются артикуляционным аппаратом. Все дефекты этих органов отразятся на четкости произнесения звуков.

Причины плохой дикции

Причинами проблем с четкостью речи у взрослых и детей могут быть:

Как развить дикцию и четкость речи

Успешность, коммуникабельность, привлекательность — это те черты, которыми хочется обладать каждому. Поэтому очень актуальны сегодня вопросы:

Если вам не нравится то, как вы говорите, то самое время принять решение заняться развитием и тренировкой своей дикции. Выдержка и терпение обязательно дадут результат. Вы поверите в себя, обретете силу голоса и слова.

Работа над четкой речью и произношением заключается в следующем:

Упражнения для дикции

1. Упражнения для языка

2. Упражнения для щек

3. Упражнения для губ

4. Упражнения для нижней челюсти

5. Упражнения для мягкого неба

Тренируем дикцию постановкой гласных звуков:

Развиваем дикцию постановкой согласных звуков:

Упражнения с отработкой отдельных слов и фраз:

Для того, чтобы улучшить дикцию и четкость речи, можно делать упражнение с пробкой. Его суть заключается в следующем: пробку зажимают зубами и разговаривают, читают, декламируют стихи. Таким образом голосовые связки получают дополнительную нагрузку.

Это эффективное для улучшения дикции упражнение могут практиковать все, кто хочет научиться четко выговаривать слова и отработать дикцию речи.

Как еще можно заниматься самостоятельно

Улучшить дикцию и речь в домашних условиях поможет диктофон. Наговорите текст и послушайте себя. Вам станет ясно, над чем надо работать. Определите для себя, какие звуки у вас “хромают”, подберите материал именно для их проработки.

Поставить речь и дикцию взрослому самостоятельно можно:

Выполняя эти простые упражнения для улучшения дикции, вы сможете развить хорошую дикцию и речь даже без дополнительных уроков, если, конечно, будете добросовестно и усердно трудиться себе во благо.

Стихи для развития четкой речи

Развивать дикцию и речь помогает поэзия. Некоторые стихи имеют сложный слог и очень подходят для развития произношения у взрослых и подростков.

Например, стихотворение В.Брюсова “Буря с берега” является одним из самых действенных упражнений по технике речи на дикцию:

Упражнения на постановку дыхания

Следует отметить, что работа над техникой речи кроме развития дикции включает постановку дыхания. Упражнения по дыханию направлены на то, чтобы научиться правильно расходовать запас воздуха, дышать спокойно и неслышно.

Таким упражнением может быть, например, чтение стихов во время ходьбы. Дыхание не должно сбиваться, вдох — незаметный, выдох — не до конца. Правильно дышать получится, если следить за своей осанкой, держать спину прямо.

Развитие дикции у детей и подростков

Чтобы исправить дикцию подростку, можно воспользоваться методикой развития четкой речи у взрослых. Выполняя те же упражнения для четкой речи, можно уже в этом возрасте постепенно выработать хорошую дикцию и развить речь.

Упражнения на дикцию для детей должны быть похожи на игру. Развитие правильного произношения и четкой речи следует сделать легким и интересным.

Плохая дикция у ребенка мешает ему общаться со сверстниками, не лучшим образом сказывается на успеваемости в школе. Чтобы помочь ему преодолеть резкость, нервозность, отчуждение, занятия следует проводить в легкой, непринужденной обстановке, в игровой форме.

Сначала разминаем язык и губы:

  1. Улыбаемся широко как солнышко, стараемся не открывать рот.
  2. Сохраняем улыбку и показываем свои красивые зубки.
  3. Складываем губы в трубочку и воем как волк “ууу”.
  4. Из этого положения постепенно открываем рот и произносим “ооо”.
  5. Широко открываем рот для звука “ааа”, точно так, как просит доктор, чтобы вылечить больное горлышко.
  6. Высовываем язык как лопатку, пытаемся дотянуться им до подбородка.
  7. Облизываемся, как волк, совершая круговые движения высунутым языком.
  8. Упираемся языком в щеки с закрытым ртом, как будто перекатываем леденец.
  9. Открываем широко рот и языком считаем верхние зубки.
  10. Пытаемся изобразить, как цокает лошадка.

После неторопливой разминки переходим к скороговоркам:

  1. Считаем вместе с ребенком “раз, два, три”.
  2. Добавляем слово “раз сушка, два сушка, три сушка”.
  3. Усложняем “Саша сосала сушку раз, Саша сосала сушку два, Саша сосала сушку три”.
  4. Изучаем и пробуем воспроизвести длинную скороговорку “Шла Саша по шоссе и сосала сушку”.

Проговаривание и заучивание смешных стишков с проблемными звуками принесут и пользу, и хорошее настроение:

Темп занятий выбираем индивидуально. Каждое занятие начинаем с повторения предыдущего. Смех, раскованность, усердие ребенка подскажут вам, что ему нравится с вами заниматься. А это значит, что положительный результат — не за горами!

Хорошая дикция — залог вашего успеха: как улучшить и развить Ссылка на основную публикацию

Университет Риторики и Ораторского Мастерства (тренинги, курсы, семинары)

Поделиться:

Возможно, кому-то это покажется очень странным, но слово «дикция» у меня всегда ассоциируется со словом «почерк». А слово «почерк» напрямую связываю со словом «врач». Уважительно отношусь к людям этой не простой, но уникальной профессии. Скверный почерк многих врачей  ни капельки не снижает их уровень профессионализма, но вызывает бурю неприятных ощущений, когда мы силимся понять, что написал доктор, и никак не можем этого сделать.

Точно так же и человек, который невнятно и искаженно произносит слова, рискует вызвать у своего собеседника негативные эмоции и быть многими не понятым.

ЧТО ТАКОЕ ДИКЦИЯ

Дикция – это степень отчетливости произношения звуков, слогов и слов нашей речи.

Дикция – это  своего рода основа четкости и разборчивости того, что мы говорим.

В дикции проявляется общая культура человека и его культура речи. Четкая и хорошо поставленная речь – один из элементов успешности и привлекательности. Согласитесь, что это очень важно для каждого из нас.

Успех любого публичного выступления зависит во многом от того, насколько аудитории  комфортно  воспринимать оратора. А комфортно  только тогда, когда слушатель не  испытывает напряжения по поводу вашей речи, ему  все понятно и нет повода задавать дополнительные уточняющие вопросы. У людей не возникает желания поскорее попрощаться с вами, им хочется вас слушать и наблюдать за выступлением до конца.

Последнее время я становлюсь участником многих вебинаров – обучающих программ, которые проходят в режиме реального времени через Интернет. Обнаружив в анонсах материал на интересную для меня тему, записалась на участие в вебинаре. Каково же было мое разочарование, когда я услышала непонятную и плохо различимую речь молодого человека, ведущего это мероприятие. Данное разочарование постигло не только меня, но и других участников: люди писали и просили, чтобы оратор говорил медленнее и понятнее. Не знаю, чем закончилось это дело, но меня как слушателя, оратор потерял навсегда. Возможно у этого молодого человека  материал был  полезный и очень интересный, но я этого уже не узнаю.

Плохая дикция, невнятное произношение – это неуважение к своим слушателям, это принуждение их к расшифровке сказанного вами или стимуляция к тому, чтобы все было пропущено «мимо ушей».

ПРИЧИНЫ ПЛОХОЙ ДИКЦИИ

Человека с безупречной дикцией понимают намного легче. Если вы хотите донести до слушателей свои мысли, то надо говорить не только эмоционально, но и ясно. Возможно то, что вы хотите сказать, очень важно и интересно, но если ваши слова слушатель будет разбирать с большим трудом, скорее всего,  выступление окажется бесполезным.

Если вы понимаете, что ваша дикция далека от совершенства, то начинайте заниматься ее улучшением прямо сегодня. Даже, если у вас нет особых изъянов, то все равно найдите время для работы над дикцией, ведь правильная и четкая речь – это еще большая уверенность в себе, в силе своего голоса и слова.

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ДИКЦИЕЙ

Основой дикции является энергичная и слаженная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Возможность развить и сохранить их подвижность и эластичность позволяет следующая система заданий:

Упражнения для самостоятельной работы над дикцией вы найдете на нашем сайте. Работа эта будет кропотлива и потребует выдержки и терпения. Возможно, кому-то из вас захочется все бросить и сказать: «Да, зачем мне это надо? У меня и так все в порядке». Не сдавайтесь, проявите упорство и настойчивость. Вы обязательно получите результат и ваша дикция будет работать на вас и служить примером для других.

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

Марина Корельская Педагог, логопед, тренер, специалист по технике речи и публичным выступлениям http://sekretovnet.com

Как развить дикцию?

Мы воспринимаем другого человека по внешним данным, аккуратной одежде, поведению в обществе. Это отмечаем сразу. Встречаем по внешности, а провожаем по тому, как он умеет говорить.

Темп, тембр голоса так же важны, как и внешность. Они помогают нам общаться. Человек становится привлекательным для окружающих его людей, когда произносит слова четко и понятно.

Карьерный рост, благополучие часто зависят правильно произнесенных слов, способности выражать свои мысли.

Что такое дикция

Разборчивое, ясное для окружающих произношение, соответствующее языковым нормам, сопровождаемое приятным тоном голоса, называется дикцией. Она состоит из правильной, отчетливой артикуляции и манеры произнесения слов (тембра, интонации).

При правильной артикуляции происходит согласованное движение артикуляционного аппарата. Отчетливая артикуляция делает речь разборчивой. Манера говорить зависит от темперамента: можно ускорять или замедлять темп.

Торопливость и нарушение дикции связаны между собой. Интонация складывается из умения произносить звуки и ставить ударение в слове.

Для качества важно правильное произнесение всех звуков. Гласные прибавляют мелодичности. Правильно произнесенные согласные придают сказанному форму, понятность. Работа над точным произнесением согласных звуков – основная цель улучшения качества произношения.

Важность дикции для человека и социума

Если мы умеем говорить внятно, это делает нас успешными, выгодными в общении. Его хорошо понимают: он ясно выражает свои мысли, произносит слова.

Есть круг профессий, требующий  качества  произносимых фраз. Но умение говорить красиво нужно не только для публики. Человек хочет, чтобы его понимали, воспринимали. Хорошее произношение даст уверенность, повысит самооценку, станет показателем успешности.

Часто умение говорить, голос затмевают внешние недостатки.

У Нины Петровны, читающей психологию студентам, после перенесенного полиомиелита одна нога стала намного короче другой. Вчерашние школьники посмеивались, увидев лектора с физическими недостатками.

Когда началось занятие, будущие педагоги влюбились в преподавателя.

Тренированный голос, размеренный темп, мелодичный тембр заворожили слушателей, помогли привлечь внимание, достигнуть понимания и произвести впечатление.

Неразвитая дикция ведет к проблемам в общении. Невнятные фразы плохо воспринимают люди, с которыми приходится общаться. Отсутствует возможность сосредоточиться, доступно выразить свои мысли. Понижается самооценка, развивается неуверенность в себе.

Особенно сложно в общении приходится подросткам, имеющим такие проблемы. Невнятный выговор мешает ребенку учиться, общаться со сверстниками.

От чего зависит дикция

Четкость и чистота произносимых слов зависят от сложного аппарата речи. В него входят центральная нервная система, слух, артикуляция, дыхание. Здесь важна работа органов речи: языка, губ, челюсти, зубов.  Дефекты всех этих органов влияют на качество произносимых фраз.

Причины плохой дикции

Выделяют две группы причин плохого выговора.

Неправильное развитие плода в период беременности, инфекция и травмы детского возраста, генетическая  предрасположенность. Это становится причиной многих дефектов.

Социальные (психологические)

Наша речь показывает психологическое и физическое состояние: неуверенность, застенчивость, тревожность, болезнь.

Неуверенный в себе человек с низкой самооценкой и проблемами в общении произносит слова непонятно.

Информация, которую он пытается предать собеседнику, плохо воспринимается, разговор быстро завершается. У детей речевые нарушения – следствие недостаточного общения с родителями, подражания неправильной речи взрослых. Речевая среда сказывается на развитии речи ребенка.

Как улучшить дикцию за короткий срок

Дефекты говорения поддаются корректировке. Над этим работают профессионалы. Однако есть упражнения для самостоятельного улучшения качества речи.

Люди заботятся о своем теле, фигуре, физическом состоянии мышц. Мышцы речевого аппарата тоже нуждаются в укреплении. Когда челюсть мало двигается, рот во время разговора открывается плохо.

Поэтому слова произносятся невнятно. Рот достаточно открывается – речь становится лучше, разборчивее. Дефекты четкости произношения хорошо корректируются.

Улучшить дикцию за короткое время можно. Тренируйте дыхание, выполняйте артикуляционные зарядки. Произносите давно любимые скороговорки. Записывайте свой голос на диктофонные устройства и прослушивайте.

Тренировка дыхания

Часто люди чувствуют, что им не хватает воздуха. Неосознанно задерживают дыхание на вдохе. Эта проблема возникает при произнесении длинных предложений. Шумно вдыхают и выдыхают перед началом фразы.

Официальная этика не поддерживает  подобное поведение. Ситуация изменится, если тренировать диафрагму. Достаточно петь гласные при выдохе, постоянно увеличивая время упражнения. Или выдыхать, как при задувании свечи, надувать воздушные шары.

Артикуляционные зарядки

Артикуляционные зарядки подготавливают речевой аппарат к работе над дикцией. С их помощью можно тренировать губы, язык, челюсти. Зажатые челюсти создают впечатление, что человек говорит сквозь зубы и производит неприятное впечатление на собеседника.

Скороговорки

Улучшить дикцию помогут знакомые с детства скороговорки. Для начала определите, при произнесении каких звуков вы испытываете проблемы.  После этого займитесь подбором фраз. Произносите скороговорки до тех пор, пока речевой аппарат не привыкнет к ним.

Вначале выбирайте короткие предложения, потом переходите к  длинным скороговоркам. Не произносите фразу быстро. Темп проговаривания должен увеличиваться постепенно. Произнесите скороговорки с орехами во рту. Такой способ подготовки к публичному выступлению применяли ораторы древности.

Диктофон

Вашим помощником станет записывающее устройство. Наговорите любой текст на диктофон. Постарайтесь, чтобы в нем использовались проблемные для вас звуки. Прослушайте сказанное внимательно. Вы сразу поймете, что в речи необходимо исправить, какие упражнения использовать.

Можно слушать запись любимых художественных произведений. Вслушивайтесь в актерское чтение, постарайтесь уловить тембр голоса, интонацию. Примените прием звукового подражания.

Произнесите услышанное, полностью или частично копируя исполнение актера, тембр голоса, интонацию. Здесь необходим постоянный самоконтроль происходящих изменений.

Такие упражнения в короткий срок улучшают дикцию, развивают речевой аппарат, придают уверенности. Упражнения на артикуляцию часто используют перед публичными выступлениями.

Как улучшить дикцию и четкость речи у взрослого человека

Взрослый сам в состоянии корректировать дикцию, регулярно выполняя несложные упражнения, если нет физических отклонений: перенесенных заболеваний носоглотки, нервной системы, стоматологических проблем. Все они требуют вмешательства специалистов.

Возможна самостоятельная тренировка диафрагменного дыхания, лишенного напряжения. Самое простое упражнение: надуйте на вдохе живот, на выдохе – втяните. Пяти минут в день будет достаточно, чтобы развить дыхание.

Взрослый человек в состоянии понять, как он говорит. Для этого изучите работу речевого аппарата, определите свои ошибки. Контролируйте себя в повседневной жизни. Чаще смотритесь в зеркало. Оно поможет вам в правильной постановке звуков.

Качество речи повышается при чтении вслух стихотворений, состоящих из одного предложения.

Примером могут служить произведения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», Фета «Я пришел к тебе с приветом». Стихотворения для улучшения выговора р: «Буря с берега» Валерия Брюсова, «Полтавский бой» Александра Пушкина.

Ритмика стихотворений помогает контролировать дыхание. Они похожи на скороговорки, но в рифмованной форме. Быстро проговаривая лирический текст, вы почувствуете трудности произношения.

Если читаете медленно, выделяются гласные звуки. Они контролируют правильный выговор, интонацию, улучшают дикцию. Можно использовать произведения Владимира Маяковского с ярко выраженной ритмикой. Или стихотворения Александра Блока с плавным ритмом.

Тексты для развития дикции

Работая над собой, используйте словарь. Возьмите сложные для проговаривания слова, повторите их несколько раз, увеличивая скорость, например: бодрствовать, мудрствовать.

Таким же способом можно отрабатывать сочетания ж-ш, к-г, х, ц, слова с удвоенными согласными. «С-з» легче тренируется, если подбирать слова с гласным перед ними: испуг, искра, изжить. В начале слова: сэндвич, зуммер. В середине слова: атмосфера, вздрогнул.

Таким способом тренируйте другие сочетания. Для тренировки л многократно произносите пословицы с его использованием, например: «Люби, люби, но не теряй головы». Тренинги проводите систематически, начиная с артикуляционной разминки.

Вариант тренинга – чтение прозаического текста. Вначале читайте вслух медленно, ясно проговаривая каждый звук.

Затем – без звука, используя артикуляцию, движение губ. Потом прочитайте текст шепотом. Через две недели системных тренировок получите результат, который вам понравится. Вы откроете новое в своей речи.

Тексты выбирайте сложные, с трудными сочетаниями и словами: «Раз щеголь Щегол ящик щебня нашел», «В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа», «Сонька же, Сашкина подружка».

Тексты для тренировки есть в классической литературе, например «Чуден Днепр при ясной погоде» Николая Гоголя.

Развитие дикции у детей и подростков

Развитие языка у детей и подростков требует такого же внимания от родителей, как учеба. От того, как окружающие будут воспринимать вашего ребенка, зависит вся его жизнь. Подросток с дефектом выговора становится объектом насмешек.

Для детского и подросткового возраста характерно «съедать» окончания слов, пропускать части слов и отдельные звуки, малопонятно произносить слова. Такие недостатки можно исправить в домашних условиях. Но явные дефекты речи ребенка исправляет только специалист.

Упражнения для дикции

Изменить произношение школьников и дошкольников помогают «взрослые» методики, но проводимые  в игровой форме.

Для разминки предложите покусать кончик языка, пожевать язык боковыми зубами, закусить изнутри щеки, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, изобразить губами трубочку, надуть щеки и выбить воздух ладошками.

Учат правильному выговору скороговорки, фразы для отработки звуков, произношение перед зеркалом. Полезны коллективные игры на развитие артикуляции: «Поезд с арбузами», «Ходьба», «Эхо», «Зоопарк», пальчиковые игры.

Ребенок должен уметь правильно расставлять ударения в словах, склонять разные части речи. Тогда усвоить нормы литературного языка будет проще.

Чтение художественных текстов по ролям и вслух отрабатывает интонацию, четкость  выговора. Детям интересно говорить с орехами во рту, с карандашом в зубах, произносить слова при ходьбе.

Если регулярно работать над собой, все эти несложные приемы помогут приобрести правильные речевые навыки, исправить дефекты выговора.

Секреты профессиональной дикции

Каждому человеку хочется, чтобы его слушали и, главное, слышали. Но вопреки расхожему мнению не так важно, что вы говорите, чем как вы преподносите информацию. Можно отстаивать точку зрения или доказывать очевидные вещи, но люди вас не послушают.

Если вы не говорите внятно и доступно для собеседника, вы не сможете до него достучаться, независимо от громкости голоса. Поэтому важным в культуре речи человека является дикция.

Почему появляются проблемы с произношением

Дикция – это четкое произношения звуков исходя из фонетических норм языка. Проблема с произношением возможна как у детей, так и у взрослых. Артикуляция и дикция зависят от многих факторов. Например, таких как:

К какому врачу обратиться, если есть проблемы с дикцией?

Обычно при проблемах с произношением сразу идут к логопеду. Но прежде чем записываться к нему на прием, обратитесь к стоматологу и хирургу. Стоматолог оценит состояние зубов после протезирования. Из-за неудачного протезирования зубов у взрослых возможно несоответствие протеза анатомической конфигурации челюсти.

Хирург же определит, все ли в порядке с тканями и костями. В некоторых случаях для правильности голоса требуется операция. К примеру, такое заболевания, как анкилоглоссия. Это врожденная патология, при которой уздечка языка очень короткая. И если с возрастом она не вытянется, потребуется ее подрезать.

Неправильный прикус врачи лечат капами и пластинами. У взрослых людей лечение проводится при помощи брекет-систем. Через несколько месяцев или же лет пациент избавляется от дефектов речи и комплексов из-за голоса.

Основные ошибки

Человека с идеальным произношением найти сложно. У каждого есть особенности голоса, которые являются частью его индивидуальности. Но некоторые привычки мешают в общении. От них следует избавляться.

Развитие качества звука голоса зависит от правильной артикуляции. К речевому аппарату относят щеки, зубы, губы, язык челюсти и небо. От строения ротовой полости, а также от того, как вы умеете пользоваться каждым ее органом, и зависит развитие дикции. Рассмотрим основные речевые ошибки:

Упражнения для дикции

Речь может приобретать новое звучание с течением времени. Актеры умеют изменять дикцию, подстраиваясь под роль и используемый текст. Для этого не нужны долгие часы тренировок. Работа над дикцией продолжается всего от пятнадцати минут в день. За несколько месяцев можно разработать артикуляционный аппарат.

Основные упражнения:

Вспомните школьные уроки. К примеру, такой текст: «На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора» или «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

Есть более сложные скороговорки, после которых улучшается техника произношения нескольких букв. Для детей они слишком сложные, но отлично подойдут для улучшения дикции взрослых людей:

«В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент»

Для владения ораторским искусством и эффективного общения необходима хорошо поставленная дикция. И вы улучшите свою речь, если будете усердно над ней работать.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

4.4.2. Дикция

Дикция, а именно четкость произношения рече­вых звуков, зависит от согласованной работы органов ре­чи, и прежде всего языка, губ, челюсти и зубов. Именно они формируют то, что называется чле­нораздельной речью, образуют из звуков слоги и слова. Череп, полость рта, носа и объем грудной клетки служат при этом резонаторами. Они усиливают и обогащают звук, возникший благодаря действию голосовых связок.

При проведении кратких лекций невозможно обучить слушателей хорошей дикции. Это длительная индивидуальная работа. Но в моих силах предупредить хотя бы о том, чего делать нельзя. Во время разговора нельзя жевать жвачку, держать во рту карандаш, кусать губы или закрывать рот пальцами.

Признаки плохой дикции:

Причины хро­нически плохой дикции могут быть психологическими или физиологическими:

С возрастанием скорости речи дикция ухудшается. Плохая дикция часто ассоциируется с неуверенностью, неблагополучием, несобранностью и плохо согласуется с имиджем профессионала и эксперта.

Дикция – это широкое понятие, которое включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, степень ее отчетливости и манеру выговаривать слова. Значение дикции для устной речи можно сравнить со значением красивого по­черка для письменной. Хорошая дикция создает благоприятные условия для эффективного устного общения.

Четкая и ясная дикция необходима для актера, чтеца, оратора, лектора. Плохая дикция затрудняет понимание аудиторией произносимого текста. Первым условием четкой и ясной речи является свободно и хорошо открывающийся рот, то есть правильность артикуляции.

1. Правильность артикуляции — это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука. Этот показатель свидетельствует о том, на­сколько хорошо человек усвоил необходимые артикуляторные движения. В этом смысле обычно говорят о дефектах дикции или шире — о дефектах речи, исправление которых является предметом логопедии.

Здесь различаются две группы дефектов речи — патологические и непатологические. К патологическим дефектам относятся такие, которые связаны с органическими изменениями произносительных органов (гнусавость как следствие дефектов неба) или нарушением высшей нервной деятельности (афазия).

Непатологические дефекты речи, как правило, обратимы и связаны с нарушением нормативного произношения в результате неправильно усвоенных артикуляторных движений. К ним относятся картавость (произношение) звука [р] как увулярного или заднеязычного), шепелявость произношение звуков [с] или [ш] как плоскощелевых вместо круглощелевых), у-образное произношение звука [л] и т.п.

2. Степень отчетливости артикуляции — это показатель, ко­торый влияет на разборчивость устной речи. Хотя у большин­ства людей дефекты речи отсутствуют, степень отчетливости ар­тикуляции у них может быть разной. Например, при отсутствии зубов человек «шамкает», и его речь часто малоразборчива. Но даже когда все зубы на месте, встречаются люди, про которых говорят, что у них «каша во рту», то есть слова произносятся невнятно, артикуляция вялая и неразборчивая. Это объясняет­ся тем, что люди, как правило, не обращают внимания на то, как они говорят, хотя уделяют много внимания своей внешнос­ти, фигуре, часто тратя много времени на физические упражне­ния, развивающие мышцы тела. Но мышцы артикуляторного аппарата также нуждаются в тренировке и укреплении, и недо­статочно того, что мы говорим каждый день. Для развития мышц артикуляционных органов нужна постоянная и целенаправлен­ная тренировка. Доказательством этого служит понятие «учи­тельский голос». Все замечали, что у учителей, веду­щих урок, голос звучит совершенно по-иному, чем в тех случа­ях, когда они разговаривают на бытовые темы. Этот факт объ­ясняется тем, что на уроке учитель должен говорить отчетливо, чтобы все его понимали. Он напрягает мышцы произноситель­ных органов, они получают необходимую нагрузку и постепен­но становятся более сильными, тренированными. Учительская привычка отчетливо произносить слова часто остается на всю жизнь, и по тому, как человек говорит, порой можно догадать­ся, что он преподаватель. Более того, четкая артикуляция со­здает впечатление, что человек уверен в себе, знает то, о чем говорит, что является одной из задач устной коммуникации. Поэтому каждый человек должен стремиться к тому, чтобы на­учиться четко произносить слова. Для этого существуют специ­альные упражнения.

Система упражнений для укрепления артикуляторных мышц применяется на практике прежде всего в театральных учебных заведениях при обучении студентов сценической речи. Процесс обучения достаточно трудоемкий и занимает много времени, при этом необходимо заниматься под руководством преподава­теля. Самостоятельные занятия также возможны, они должны осуществляться методом самоконтроля, то есть необходимо за­писывать собственную речь на магнитофон и постоянно кон­тролировать характер изменений.

Методика тренировки артикуляторных мышц

Что можно сде­лать для улучшения голоса?

1. Прежде всего — контроль за своим дыханием (эта проблема может сама исчезнуть, если вы хоть немного занимаетесь физическими упраж­нениями, такими, например, как быстрый подъем вверх по лестнице).

2. Кроме того, есть классичес­кие приемы коррекции; специальные упражнения, развиваю­щие мышцы различных артикуляторных органов, которые можно разделить на три вида: 1) произношение слогов, 2) произношение скороговорок, 3) речь с «камушками» во рту.

Сначала речь будет неразборчивой, но путем напряжения мышц артикуляторных органов нужно постараться преодолеть неразборчивость. В этом и заключается тренировка. Человек постепенно привыкает говорить, напрягая артикуляторные мышцы, и эта привычка сохраняется в повседневной речи.

Упражнения, развивающие мышцы артикуляторных органов, различны по своему характеру, но, независимо от этого, их надо начинать с артикуляционной гимнастики, которая «разогревает мышцы», подготавливая их к основным упражнениям.

Артикуляционная гимнастика включает следующий комплекс упражнений:

1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и ниж­ние зубы обнажены.

2. Вытягивание губ вперед трубочкой.

3. Чередование положения губ: в улыбке — трубочкой.

4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в по­ложении улыбки.

5. Высунуть широкий язык.

6. Высунуть узкий язык.

7. Чередование положений языка: широкий — узкий.

8. Подъем языка за верхние зубы.

9. Чередование движений языка: вверх — вниз.

10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык в глубь рта — прибли­жать к передним нижним зубам.

Каждое упражнение следует повторить 5—7 раз.

3. Неплохие результаты дает использование магнитофона для записи и прослушивания своей речи. СЛУШАЕМ СЕБЯ И ДРУГИХ

Здесь есть два варианта. Первый: вы записывае­те кусок выступления профессионального дикто­ра, подходящего вам по комплекции и средней высоте голоса, и затем, слушая запись через один наушник, пытаетесь «переводить» с русско­го на русский, подгоняя свою речь под его.

Другой вариант: вы записываете отрывок своего собственного выступления, прослушиваете его и фиксируете на бумаге допущенные огрехи. Запи­сать свой голос и прослушать его полезно хотя бы для того, чтобы знать, в каком виде его слы­шат другие.

3. Манера выговаривать слова включает в себя характерный для каждого индивидуума темп речи, продление или редукцию сло­гов и т.п. У каждого человека есть характерная манера выгова­ривать слова, формализовать которую довольно трудно, гораздо легче воспроизвести (или спародировать). Доказательством этого служат многочисленные пародии на известных политических деятелей (например, характерное произношение слова «что» как [штаа] и т.п.). Эта манера не уникальна, так как близкие люди, долго живущие вместе, говорят похоже. Точно так же дети час­то перенимают манеру разговора своих родителей. Иногда это особенно заметно у маленьких детей, про которых говорят: «Он (она) говорит, как взрослый». Представляется, что манера вы­говаривать слова определяется главным образом ритмической структурой слова (соотношением по длительнос­ти и интенсивности ударного и безударных слогов в слове), а также особыми модификациями интонации. Выпадение звуков слова искажает его смысл, затрудняет устное общение и взаимопонимание. В качестве примера можно привести фразу: «Матрите, башка пишла!», что в переводе означает «Смотрите, бабушка пришла!».

Манера произносить слова тесно связана с понятием стиля произношения, о котором уже говорилось в первом разделе. Нор­мативная, стандартная манера соотносится с полным или ней­тральным стилем, а все индивидуальные особенности произно­шения присущи именно разговорному стилю. Например, слово «человек» некоторые произносят как [чьлавек], а некоторые — всегда как [чек]. Манера произношения часто характеризуется диалектными особенностями ритмики и интонации.

Выделяются следующие НЕДОСТАТКИ РЕЧИ, которые можно отнести к манере произношения.

1. Эканье — вставка паразитических звуков типа [э], [м:] и т.п. в паузах между фразами или словами, часто как знак раз­мышления или колебания. Это звуки неполного образования, часто менее интенсивные, чем языковые. Иногда они незамет­ны, а иногда очень заметны и вызывают раздражение у слушаю­щих. Рекомендуется избегать эканья в ситуациях делового об­щения, поскольку наблюдаются социальные проявления наро­читого эканья по отношению к «низшим» социальным слоям.

2. Продление гласных и иногда согласных в конце фразы также как знак раздумья или колебания. Чаще всего продляют­ся гласные в союзах что, и, в словах-паразитах ну, вот, в неко­торых предлогах, в слове это, иногда в личных местоимениях.

3. Задержка дыхания на вдохе, что происходит неосознанно, когда речевое звучание должно появиться буквально в следую­щее мгновение и еще не закончилась фаза контроля и селекции речевых единиц.

4. Шумные вздохи (вдох и выдох) перед началом фразы. Они также неуместны и нежелательны с точки зрения речевой этики в официальной обстановке.

5. Чмоканье — шумное «отлипание» средней части спинки языка от неба и боков языка от щек. Чмоканье обычно заполняет часть паузы, необходимой для обдумывания, а в спонтанной речи — также для выбора. Оно меньше контролируется говоря­щим, чем эканье или шумные вздохи. Слабое чмоканье — смачивание полости рта, сглатывание — физиологически свойственно, всем и производится машинально. Чмоканье неприятно для слу­шателя, важно уметь контролировать этот процесс.

6. Назализация — произнесение в нос конечных гласных в словах. Это происходит из-за небрежного, преждевременного опускания мягкого неба (и язычка) еще до окончания фразы. Назализация оценивается как вульгарная черта в речи.

7. Эмканье — смыкание губ в конце слов, когда гласный еще звучит (в городе[м], девушки[м] и т.п.). Это также результат речевой небрежности, которую следует преодолевать.

Для улучшения речевых навыков, касающихся манеры выго­варивать слова, необходимо постоянно слушать и стараться точно воспроизводить нормативную речь полного или нейтрального стилей. К сожалению, образцы такой речи сейчас уже редко можно услышать даже по радио и телевидению, это преиму­щественно речь людей, прошедших специальную подготовку, — профессиональных дикторов и актеров. Существуют лингафонные курсы русского языка для иностранных учащихся, которые также содержат образцы нормативной русской речи. Всем, кто хочет улучшить свою манеру произношения, можно порекомен­довать заниматься самостоятельно по этим курсам

Что такое дикция

Дикцией называют процесс четкого произнесения звуков, который будет соответствовать нормам фонетики. Любому человеку важно быть услышанным, поэтому нужно уметь преподносить информацию так, чтобы люди понимали вас и вашу мысль.

Невнятная речь не позволит достичь желаемого результата, даже если будет дополняться вполне громкими и эмоциональными изречениями. Для этого необходимо понимать, что дикция – ключевой момент в культуре вашей речи.

Почему у человека появляются проблемы с дикцией

Проблемы с произношением могут быть не только у детей. Зачастую они встречаются и у взрослых. Причин этому может быть большое количество, приведем некоторые из них:

  1. Наличие челюстно-лицевой травмы;
  2. Неудачная операция по протезированию зубов;
  3. Человек слишком застенчив;
  4. Неправильное строение челюсти;
  5. Отсутствие зубов;
  6. Наличие щелей между зубами;
  7. Неправильный прикус.

Какой врач сможет помочь, если появились проблемы с дикцией

Если человеку не удается правильно произносить звуки, помочь ему в этом сможет логопед. Перед записью к нему на прием желательно посетить хирурга и стоматолога. Стоматолог нужен в том случае, если у вас установлены зубные протезы. Он осмотрит и оценит их качество, поскольку бывают случаи, что протезы не соответствуют форме челюсти.

Хирург осмотрит ткани и кости. Возможно, чтобы восстановить четкую дикцию потребуется проведение операционного вмешательства. Так при заболевании анкилоглоссии – слишком короткая длина уздечки – требуется ее подрезать.

Помочь с исправлением дикции в раннем возрасте помогают пластинки и капы. Взрослым же рекомендуется установка брекетов. В итоге, по прошествии нескольких лет, проблем с дикцией и комплексов по этому поводу, как ни бывало.

Ошибки, которые не позволяют говорить внятно

Безукоризненной дикции слов добиться крайне сложно, поскольку каждый человек имеет свои особенности и привычки. То, насколько красиво и внятно звучит ваш голос, зависит от правильности артикуляции. Речевой аппарат включает в себя помимо языка еще и щеки, зубы, губы, челюсти и нёбо. Если вы владеете этими органами в совершенстве, значит ваша дикция и без того хороша. Тем не менее, необходимо узнать об основных ошибках речи:

  1. Зажатый артикуляционный аппарат. Чем подвижнее органы, тем более внятной будет речь. Подвижные губы оказывают влияние на порядок произношения свистящих и шипящих звуков.
  2. Правильное дыхание. Ритм чтения зависит от дыхания, которое необходимо восстанавливать при его сбивании. За счет дыхания происходит регулирование громкости. Поэтому можно сказать фразу тихо, при этом соблюдая правильное дыхание, тогда ее точно будет четко слышно.
  3. Съеденные звуки. При быстрой речи последние звуки слова могут исчезать. Такая же ситуация может происходить и со звуками в середине слова.

Какие упражнения необходимо выполнять, чтобы развить дикцию

Чтобы овладеть правильной дикцией, потребуется время и много тренировок. В течение пары месяцев, уделяя по 15 минут в день занятиям с дикцией, можно улучшить работу артикуляционного аппарата.

Обратите внимание на следующие упражнения, которые смогут помочь в этом:

  1. Последите за своим артикуляционным аппаратом перед зеркалом. Прочувствуйте каждый из его органов, чтобы научиться использовать их правильно. Чтобы не возникало зажимов в мышцах, необходимо сделать следующие манипуляции: расслабьте лицо, начните движения губами. Это могут быть их поджимания, вытягивание. А чтобы было проще, первое время просто говорите, не издавая звуков. Дальше откройте рот и зевните, это поможет прочувствовать мягкое небо.
  2. Упражнения с языком. Осмотрите ваш язык, насколько удобно он располагается внутри рта. Он должен занимать положение внизу челюсти, находясь там полностью опущенным. Лежащий горбом язык, создает давление на гортань, что отрицательно сказывается на дикции. Во избежание этого, стоит уложить язык внутри полости удобно. А после выполнить ряд упражнений. Это могут быть шевеления и скручивания языка, ведение им по кругу. Постукивайте кончиком языка по зубам, старайтесь, чтобы все это время он был твердым. Выполнение упражнений завершите произношением звуков «т» и «д».
  3. Укрепление гортани. Для этого нужно сделать глубокий вдох, после выдохните быстро воздух через нос, после произвести резкий выдох, произнося «Фу». Можно произносить звуки «к» и «г» со всей силы голоса.
  4. Тренируем губы. Чтобы сделать их подвижными, нужно наполнить щеки воздухом и сомкнуть с силой губы. А после этого резко произнести звуки «п» и «б».
  5. Упражнения для нижней челюсти. Чтобы добиться ее максимальной подвижности и освободить от зажима, нужно выполнять специальные упражнения. Открывая рот, двигайте нижней челюстью. Эти действия нужно выполнять до тех пор, пока не почувствуете усталость в мышцах. Затем постукивайте зубами друг о друга, это позволит добиться полного расслабления нижней челюсти.


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.